Проблемы в школе

Как помочь ребенку в учебе? Не врите и учитесь вместе!

И правда, мотивировать детей к учебе не так уж и просто. Особенно когда школьная программа, школьные требования делают все возможное для воспитания неврастеников, с устойчивым чувством отвращения к учебе. Что можем сделать мы, чтобы помочь ребенку в учебе? Ну, конечно же помимо вечернего крика, закатывания истерик, обещаний, шантажа и прочего. Всего лишь пара наблюдений не психолога, а мамы…

1. Никогда не врать.

Хорошая учеба в школе не гарантирует, что в будущем вы непременно получите высокооплачиваемую работу, обустроите свою личную жизнь, купите остров, станете президентом и т. д. Будущее непредсказуемо. Успех одних и неудачи других порою не поддаются объяснениям, и предлагать ребенку блага в будущем в обмен на его усердный труд сейчас, обещая то, на что вы повлиять не можете, весьма рискованно для вас обоих. Вы рискуете обмануть его самые глубокие ожидания и, как следствие, подорвать его доверие к вам. А он рискует познать глубочайшее разочарование. Ну и потом все это будущее кажется ему столь далеким, что мотивировать им, равно как и пугать, абсолютно бесполезно.

В этом вопросе, как и в большинстве других, лучше говорить правду. Мы учимся не ради табеля, хотя и делаем все возможное, чтобы он выглядел достойно, а ради уверенности. Ведь чем больше мы знаем и понимаем, как устроены вещи и явления, чем лучше разбираемся в чем-то, тем нам спокойней, тем уверенней мы находим выходы из ситуаций, в которых оказываемся, тем меньше мы ведемся на поводу эмоций, тем сложнее нас напугать или обмануть. Фото: .com

Приведите понятный ему пример. «Ты же умеешь плавать (кататься на роликах, коньках, велосипеде)? Хорошо или плохо тебе от этого?» Знания и умения — смертельный враг разрушающих нас эмоций.

2. Быть «в тренде», но не превращать обучение в инквизицию.

Как известно, любое дело придется человеку по душе, если оно в его руках спорится. И наоборот. Если ребенок чего-то не понимает в заданиях, разберитесь сперва, а понимаете ли вы. И только если ответ положительный, принимайтесь за объяснение. Трудность в том, что методики обучения меняются. Но если вы современных методик не понимаете или не разделяете, вы не обязаны им следовать. Ваша задача — объяснить, и если вам в этом помогает старенький советский учебник, выкиньте из головы все новые методики — учите по нему.

В конце концов, не важно, как ребенок записывает примеры в столбик, важно, что в итоге он дает верный ответ. Важно не для табеля, а по жизни. Даже если ему поставят «4» за неправильную по мнению учителя запись «столбика». Готовьтесь к тому, что вначале ребенок будет расстроен, будет недоумевать и, возможно, обвинит вас в том, что вы неправильно его учите. Примите это как неизбежность, как один из этапов становления личности. Как ни крути, он должен научиться самостоятельно оценивать результат своей работы. Правильно решенный пример — результат налицо. А дальше ему решать: плюет ли он на требования к оформлению или приспосабливается к ним.

Стоит ли делать за школьника уроки? Я считаю, что да, при условии если первокласснику задают доклад по нано-частицам, а пятикласснику — раскрасить веселые картинки. Просто вы со школой преследуете разные цели: школе нужны высокие результаты, выполнение программ. А вам — грамотный, уверенный и здоровый во всех смыслах ребенок. Фото: .com

И радуйтесь, если ребенок в сердцах брякнет что-нибудь про какой-нибудь предмет. Значит, именно там у него трудности, и вы знаете, с чем надо поработать. Предупрежден — вооружен.

3. Учиться вместе.

Никогда не отрицайте при ребенке необходимости заниматься. Ребенок это отрицание с удовольствием подхватит и возьмет на вооружение. Вместо «Ну, где там твои чертовы уроки, гвоздь им в кеды!» задайте серьезный вопрос, продемонстрируйте деловой подход. Учеба — это работа. Иногда потяжелей вашей самой настоящей работы. Вы вправе требовать ответной реакции от ребенка: такого же желания разобраться в чем-то. Ведь это отношения двух взрослых работающих людей.

Не ведитесь на его настроение или переходный возраст. Скажите честно, что готовы помогать, но готовы помогать человеку, который старается и стремится, а не сидит сложа руки. Если ребенок мал и никак не может собраться, дайте ему время: 10 минут, полчаса. Предупредите, что у него есть время, после которого он должен поработать, это дисциплинирует. Объясните, что в жизни нужно уметь сосредотачиваться, иногда наступая на свои желания. Ведь пилот не может бросить штурвал, а хирург скальпель в пациенте, чтобы полчасика послушать музыку.

Продолжение следует…

Теги: школьник, говорить правду, учеба в школе, учеба, помочь ребенку в учебе

Три проблемы современной школы: взгляд учеников

Ежедневное посещение школы для многих учеников превращается в нечто очень ненужное и отнимающее драгоценное время. Мы, Иван Ветошкин и Иван Сурвилло, два одиннадцатиклассника, объясняем, почему.

Всё про ЕГЭ. Рассылка Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1. Биоритмы не в счёт

Школа совершенно не учитывает тот факт, что у всех людей разные биоритмы. Простейший пример — «совы» и «жаворонки». Как правило, «жаворонки» с большой долей скепсиса относятся к привычкам «сов», считая их хроническими сонями и лентяями. Видимо, эти самые «жаворонки» и постановили начинать занятия в школе рано утром, когда мозг у «сов» ещё не проснулся и не собирается.

Казалось бы, простейшее решение — учёба в две смены. Но это создаст дополнительную нагрузку на учителей, которые и так выматываются.

Предлагаем решить проблему просто: в половине школ начинать занятия утром, в другой половине — часа на два-три позже

Такой вариант, на наш взгляд, спасёт множество учеников от ненавистных ранних подъёмов и позволит повысить продуктивность обучения.

2. Нас постоянно отвлекают

Бесконечные контрольные, диагностики, приходящие «сверху», промежуточные аттестации, ОГЭ, ЕГЭ и иже с ними… За постоянной подготовкой к разнообразным формам контроля качества теряется основной смысл общего образования — передать ученику знания и навыки, необходимые во взрослой жизни. Умение решать тесты и писать контрольные работы — навык весьма сомнительный. В результате из школы выходят профессионалы в области расстановки крестиков в клеточки, совершенно себе не представляющие, кто такой Гумилёв или когда началась Великая Отечественная.

Если же значительно ослабить сторонний контроль, переложив ответственность за усвоение знаний на учеников, возрастёт мотивация к приобретению нужных знаний и автоматическому отсеиванию бесполезных.

3. Большой объём ненужных знаний

Даже когда забывается контроль и начинается реальное обучение, оно практически полностью состоит из заучивания фактов и формальных определений. Практических занятий в школе почти нет. Единственный оплот практики — уроки труда, которые то и дело заменяются профанацией вроде складывания оригами.

Огромные объёмы информации, вбиваемые в наши головы, сегодня есть в интернете. Конечно, на любой вопрос в гугл не полезешь: «база» нужна. Вопрос в том, что считать базой: знания, какие болезни переносят клещи, или их подробное строение?

Современные ученики усваивают огромный багаж знаний, но не имеют представления, как эти знания применить в реальной жизни

Мы знаем, что отвечать на ЕГЭ по обществознанию, но не умеем создавать ИП. Знаем строение того же клеща, но что делать при его укусе — не знаем. Понимаем, что компьютер нужно защищать от вирусов, но антивирус выбирать не умеем.

Хорошее решение — интерактивные проекты вроде Мастерславля или Кидзании, где дети получают полезные знания на практике. Второе, ещё лучше — переработать учебную программу и внедрить эту практику в школьные занятия. К примеру, на уроке обществознания можно разыгрывать сценки вроде «полицейский — нарушитель закона», а на уроке физики больше внимания уделять лабораторным работам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *