Произведения русских композиторов о православных праздниках

5 пасхальных шедевров классической музыки

Cветлый праздник Пасхи вдохновлял не только церковных, но и светских композиторов на создание настоящих шедевров. И сейчас на Светлой седмице в концертных залах звучат пасхальные произведения, написанные в самых разных стилях и жанрах.

  1. И. С. Бах (1685–1750). «Пасхальная оратория» (BWV 249)

Значительная часть произведений И. С. Баха связана с христианскими праздниками. Но если его «Рождественская оратория» достаточно широко известна, то «Пасхальная оратория» для многих остается в тени. Текст для нее написал К. Ф. Хенрици, перу которого принадлежат также тексты «Страстей по Матфею», «Кофейной кантаты» и множества других ораториальных сочинений Баха. Открывается оратория ликующими возгласами медных духовых, сразу же настраивающими слушателей на праздничный лад. Следом за вступительной инструментальной частью начинается музыкальное действо, участниками которого стали апостолы и жены-мироносицы. «Идем, побежим со всех ног, чтобы достигнуть пещеры, в которой Иисус погребен, — поют они. — Наполним радостью и ликованием сердца, ибо Спаситель наш воскрес!» В другом переводе начальные слова этого номера звучат так: «Идём, спешим, бежим! Веселыми ногами достигнем гроба, где лежал Иисус!» Вся оратория пронизана этим призывом — возрадоваться воскресению Христа и бежать к Нему. Бежать веселыми ногами…

  1. Г. Ф. Гендель (1685–1759). Оратория «Мессия». Часть II. Сцена 2: «Смерть и воскресение Христа»

Первое исполнение оратории «Мессия» было приурочено к Пасхе 1741 года. И настроение этого произведения именно пасхальное, хотя сейчас оно чаще исполняется на Рождество. Оратория состоит из трех частей и повествует о Спасителе мира, начиная с ветхозаветных пророчеств и заканчивая Вторым пришествием. Сцена «Смерть и воскресение Христа» состоит из небольшого речитатива и арии, которые могут исполняться тенором или сопрано. Новозаветные события автор здесь раскрывает через ветхозаветные тексты: слова речитатива и арии взяты им из пророчества Исайи и 15-го псалма.

Речитатив «He was cut off out of the land of the living»
Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь

Ария «But Thou didst not leave His soul in hell»
Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тлении

  1. Н. А. Римский-Корсаков (1844–1908). «Светлый праздник. Воскресная увертюра на темы из Обихода»

Увертюра «Светлый праздник» Римского-Корсакова — интересный пример светского музыкального произведения, полностью основанного на темах церковных песнопений. Композитор подробно рассказал о замысле увертюры и ее программе в своих воспоминаниях. Для первой части программы Римский-Корсаков использовал два стиха из 67-го псалма («Да воскреснет Бог…»), вторая часть программы отсылает нас к шестнадцатой главе Евангелия от Марка, где рассказывается о женах-мироносицах, пришедших к гробу Спасителя и обнаруживших, что камень отвален, а гробница пуста. Третью часть программы полностью написал сам композитор:

«И облетела благодатная весть весь мир; и побежали от лица Его ненавидящие Его, исчезая, яко исчезает дым.
«Христос воскресе из мертвых!» — поют ангельские сонмы на небесах с Херувимами и Серафимами.
«Христос воскресе из мертвых!» — поют священнослужители в православных храмах, при дыме кадильном, при сиянии бесчисленных свечей и звоне колокольном»

  1. Г. Малер (1860–1911). Симфония № 2. «Воскресение»

Австрийский композитор Густав Малер, в отличие от Римского-Корсакова, не дает слушателям подробной программы своей Второй симфонии. Однако по названию, текстам хоровых частей и из обрывочных высказываний Малера можно легко понять замысел автора. Масштабная пятичастная симфония — это размышление о смысле человеческой жизни, о его смерти и грядущем воскресении. Для хорового финала симфонии композитор использовал стихи Ф. Г. Клопштока и собственный текст. В нем звучит надежда на то, что жизнь человеческая проходит не напрасно, на то, что мы будем жить вечно. Малер воспевает победу Спасителя над смертью: «О, смерть! Всепобеждающая! Теперь ты побеждена!..»

  1. С. В. Рахманинов (1873–1943). «Светлый праздник» из Cюиты № 1 для двух фортепиано

Изначально Первая сюита Рахманинова для двух фортепиано носила название «Фантазия (картины)». Сюита состоит из четырех частей — картин, написанных звуками. Завершающая сюиту часть носит название «Светлый праздник». Композитор предпослал ей эпиграф из стихотворения А. Хомякова:

«И мощный звон промчался над землею,
И воздух весь, гудя, затрепетал.
Певучие, серебряные громы
Сказали весть святого торжества…»

И действительно, в последней части сюиты два рояля словно превращаются в колокольни, — настолько достоверно они передают радостный перезвон Пасхального воскресенья.

Православные праздники в произведениях русских писателей

Православные праздники

Пресвятая Богородица.

Народные традиции празднования праздника Благовещения.

Стихотворения: Ф.А. Туманский «Птичка», А.С. Пушкина «Птичка», С. Аверьянцев «Благовещение», «Благовещенская песнь».

Глава «Благовещение» из книги И.С. Шмелёва «Лето Господне».

Православная Русь – третий удел Богородицы. Глава «Покров» из книги И.С. Шмелёва «Лето Господне».

Рождество Христово.

Рождество Христово в жизни православного человека. Народные традиции празднования праздника Рождества. Сочельник. Храм. Служба.

Рождественские рассказы.

Ф.М. Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке.

Л.Н. Андреев. Ангелочек.

Н.С. Лесков. Зверь, Христос в гостях у мужика, Под Рождество обидели, Неразменный рубль.

Н.Д. Телешов. Ёлка Митрича.

Л.О. Кармен. Под Рождество.

Н.П. Вагнер. Телепень. Новый год.

Е.Н. Поселянин. Николка.

А.А. Федоров-Давыдов. Хаврошина елка.

В.А. Никифоров-Волгин. Серебряная метель. Заутреня Святителей под Новый год.

В.В. Набоков. Рождество.

Лев Кассиль. Кондуит и Швамбрания.

Иван Ильин. Рождественское письмо.

Рождественские стихотворения.

Ф.М. Достоевский. Крошка-Ангел, Божий дар.

Владимир Бенедиктов. Елка, Привет старому 1858 году, На 1861 год

Валентин Берестов. «В день Рождения Христа…», Ясли, Колыбельная елочке.

Сергей Бехтеев. Святая ночь

Александр Блок. Ночь на Новый год, Сочельник в лесу, Рождество, Сусальный ангел.

Иван Бунин. Источник звезды, Новый Завет, «На пути из Назарета…», Вечерний ангел.

Петр Быков. Рождественская звезда.

Константин Вагин. «Палец мой сияет звездой Вифлеема…», «Грешное небо с звездой…».

Максимилиан Волошин. Хвала Богоматери.

Федор Глинка. Бегство в Египет.

Петр Ершов. Ночь на Рождество Христово.

Сергей Есенин. «Тучи с ожереба…», Певущий зов, «О Матерь Божья…», «То не тучи бродят за овином…».

Николай Заболоцкий. Бегство в Египет.

Вячеслав Иванов. В рождественскую ночь, «И снова ты пред взором видящим…».

К. Р. (Константин Романов). «Когда, провидя близкую разлуку…», Царь Иудейский

Сергей Киснемский. «Лежит Он в яслях, тих, прекрасен…»

Дмитрий Кленовский. «Елочка с пятью свечами…»

Сергей Копыткин. В день Рождества

Александр Круглов. «Жизнь без любви и без тепла…»

Михаил Кузмин. Волхвы, «Ангелы удивленные…», Зима, Елка, Иосиф, Рождество

Михаил Лермонтов. «В часы тяжелых дум…»

Алексей Толстой. Мадонна Рафаэля.

Афанасий Фет. «Ночь тиха…», «Звезда сияла на востоке…», Явление Ангела пастырям, К Сикстинской Мадонне.

Пасха

Пасхальное чудо. О преображающем чуде праздника Пасхи, о живительной силе веры, об изменении жизни героев под влиянием глубокого переживания событий Страстной седмицы и Светлого Христова Воскресения.

Пасхальные рассказы.

Иван Савин. Пасхальный жених.

Антон Чехов. Письмо.

Федор Достоевский. Мужик Марей.

Александр Куприн. Святая ложь, По-семейному.

Александр Севастьянов. Враги.

Василий Никифоров-Волгин. Безбожник, Солнце играет.

Федор Сологуб. Белая мама.

Марина Цветаева. Пасха 1919 года.

Борис Ширяев. Сказы камней.

Иван Шмелев. Перстень.

Зинаида Гиппиус. Святая плоть.

Стихотворения о Пасхе.

Иннокентий Анненский. Вербная неделя.

Глеб Анфилов. У Пилата.

Алексей Апухтин. Моление о чаше, Голгофа.

Леонид Афанасьев. Христос поруганный.

Анна Ахматова. «В каждом древе распятый Господь…», Распятие, «Я в этой церкви слушала Канон…»

Константин Бальмонт. На мотив псалма 18-го, Благовест, Красота, «Колокол дремавший…»

Владимир Бенедиктов. 7 апреля 1857.

Сергей Бехтеев. Великопостное, Воскресенье, У Креста.

Александр Блок. Вербная суббота, «Верю в Солнце Завета…»

Александр Боровиковский. «Мы были там. Его распяли…»

Валерий Брюсов. Крестная смерть.

Иван Бунин. Вход в Иерусалим, В Гефсиманском саду, Христос воскрес!

Сергей Есенин. «Сохнет стаявшая глина…», Пасхальный благовест

Аполлон Майков. Христос воскрес!

Николай Минский. Гефсиманская ночь.

Иван Никитин. Моление о чаше, Новый Завет

Борис Пастернак. Чудо, Гефсиманский сад, Магдалина, На Страстной

Алексей Плещеев. «Он шел безропотно тернистою дорогой», Легенда, Христос воскрес!

Яков Полонский. Молитва, Пасхальные вести.

Алексей Толстой. Утешение.

Федор Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»

Афанасий Фет. Ave Maria, «Пришла-и тает все вокруг…»

Константин Фофанов. На Пасху, Отречение Петра

Алексей Хомяков. Вход в Иерусалим, Воскрешение Лазаря.

Ольга Чюмина. Тайная вечеря.

Сергей Ширинский-Шихматов. На Воскресение Господне.

Николай Языков. Велик Господь.

Православная церковная музыка и русская музыкальная классика

В светские произведения выдающихся русских композиторов органично вошли образы православной духовности, и нашли яркое воплощение интонации православной церковной музыки. Введение колокольного звона в оперные сцены стало традицией в русской опере XIX в.

Припадая к истокам

Обладающая высокими ценностными ориентирами, несущая нравственную чистоту и внутреннюю гармонию православная духовность, питала русскую музыку, в противовес, представляя и обличая ничтожность мирской суеты, низменность человеческих страстей и пороков.

Выдающуюся героико-трагическую оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), драму «Царская невеста», народные музыкальные драмы – М. П. Мусоргского, эпические оперы Н.А. Римского-Корсакова и др., постичь глубоко возможно только через призму православной религиозной культуры. Характеристики героев этих музыкальных произведений даны с точки зрения православных нравственно-этических представлений.

Мелос русских композиторов и церковные песнопения

Начиная с XIX в., православная церковная музыка проникает обильно в русскую классическую музыку на интонационно-тематическом уровне. Напоминает партесный стиль церковных песнопений квартет-молитва, которую поют герои оперы «Жизнь за царя» гениального Глинки, заключительная сольная сцена Ивана Сусанина является, по существу, молитвенным обращением к Богу перед кончиной, эпилог оперы начинается ликующим хором «Славься», близким к церковному жанру «Многолетия». Сольные партии героев в известной музыкальной народной драме о царе Борисе Мусоргского, раскрывающие образ православного монашества (старец Пимен, Юродивый, калики перехожие), пронизаны интонациями церковных песнопений.

Суровые хоры раскольников, выдержанные в стиле знаменного распева, представлены в опере Мусоргского «Хованщина». На интонациях знаменного пения построены главные темы первых частей знаменитых фортепианных концертов С.В. Рахманинова (второго и третьего).

Сцена из оперы “Хованщина” М.П. Мусоргского

Глубинная связь с православной культурой прослеживается в творчестве выдающегося мастера вокально-хорового жанра Г.В. Свиридова. Самобытный мелос композитора представляет собой синтез народно-песенного, церковно-канонического и кантового начал.

Знаменный распев главенствует в хоровом цикле Свиридова «Царь Федор Иоаннович» – по трагедии А.К. Толстого. «Песнопения и молитвы», написанные на церковные тексты, но предназначенные для светского концертного исполнения, являются непревзойденными творениями Свиридова, в которых старинные литургические традиции органично сливаются с музыкальным языком XX в.

Звучат колокола

Колокольный звон считается неотъемлемой частью православной жизни. У большинства композиторов русской школы в музыкальном наследии присутствует образный мир колокольности.

Впервые в русскую оперу ввёл сцены с колокольным звоном Глинка: колокола сопровождают заключительную часть оперы «Жизнь за царя». Воссоздание в оркестре колокольного звона усиливает драматизм образа царя Бориса: сцена коронации и сцена смерти. (Мусоргский: музыкальная драма «Борис Годунов»).

Колокольностью наполнены многие произведения Рахманинова. Одним из ярких примеров является в этом смысле Прелюдия до-диез минор. Замечательные примеры воссоздания колокольного звона представлены в музыкальных сочинениях композитора XX в. В.А. Гаврилина («Перезвоны»).

А теперь – музыкальный подарок. Чудесная хоровая пасхальная миниатюра одного из русских композиторов. Уж здесь то колокольность проявляет себя более чем явно.

М. Васильев Тропарь Пасхи “Колокольчик”

Автор – Алла Чайка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *