Проповедь на казанскую

П Р О П О В Е Д Ь
для произнесения за Божественной Литургией в день Казанской иконы Божьей Матери 4 (воскресенье) ноября 2007 годаВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа ! «Се бо отныне ублажат Мя вси роди»
(Лк. 1, 48)

Уже на заре истории христианской Церкви, отцы, братья и сестры, верующие увидели и опытно ощутили силу предстательства Пресвятой Девы к Богу и поэтому с первых времен прославляли Её всечестное имя, призывали в молитвах и просили Её помощи. С седой древности во всем мире сияла боголепная слава Царицы Небесной.

Бесчисленны милости, оказанные Божьей Матерью христианскому роду. Многочисленны Её благодеяния, которые были явлены православному русскому народу на протяжении тысячелетней истории нашей святой Церкви – от Крещения в Киеве до последних дней. Особенно простирала Пресвятая Дева Свой омофор над русской землей в годы бедствий. Сколько раз она являла свою помощь нашему Отечеству через святые иконы, перед которыми молились наши деды и прадеды во время нашествия иноплеменников. Наличие множества чудотворных икон Богородицы служит очевидным свидетельством неоднократного Её заступления.

С образом Казанской иконы связано избавление нашей Родины в начале XVII века от врагов и иноземцев, захвативших тогда первопрестольный град Святой Руси – Москву. Русские люди встали на защиту Отечества, но, не надеясь на себя, прибегли к помощи и заступлению Царицы Небесной. К Москве была привезена с берегов Волги вместе с ратным ополчением чудотворная Казанская икона Богоматери. Все – от мала до велика – наложили на себя трехдневный пост и объединились в одной молитве перед чудотворным образом. И молитва веры была услышана. В это время в кремлевском Чудовом монастыре находился в плену архиепископ Арсений, который, как и все, возносил молитву к Божьей Матери. Внезапно место его заточения озарилось небесным светом, и перед ним явился преподобный Сергий Радонежский – молитвенник за землю Русскую. Святой игумен сказал: «Арсений, ваши и наши молитвы услышаны. Предстательством Богоматери суд Божий преложен на милость. Завтра Москва будет в руках осаждающих» (Скурат К.Е. Идите и научите. Сборник проповедей. Сергиев Посад, 1998, с.216). Весть об этом видении быстро достигла войска, воины ободрились. И действительно, следующим утром русские войска освободили Кремль. Враг был изгнан, Москва освобождена, а Россия спасена. В знак особой благодарности и было установлено ежегодно праздновать этот день заступничества Божьей Матери. Это можно сказать, второй Покров, особенно близкий всем нам, потому что событие относится к нашему Отечеству.

Исполненные глубокой благодарности Богородице за все, что Она посылала, наши отцы и деды славили Её в своих горячих молитвах, всегда с особым благоговением почитали Богородичные праздники, воздвигали в честь Её величественные храмы. А чувство благодарности – это святое и угодное Богу чувство.

Каждый из нас знает, как проторены дороги и пути многими тысячами людей к Её чудотворным иконам, какими слезами политы эти великие святыни, какими вздохами они овеяны! Мы должны благодарить Бога уже за то, что имеем на небе такую Заступницу, перед Которой можем выплакать все свое горе и с Которой можем поделиться и своими радостями.

Однако важно помнить, что милость и помощь Царицы Небесной есть там, где совершают достойное почитание Богородицы, где есть теплая к ней молитва. Именно тогда не бывают напрасными вздохи сокрушенной души и не пропадают слезы разбитого горем сердца.

Для получения благоволения Божьей Матери необходима также крепкая вера и искренняя любовь к Иисусу, к Тому, Кого Она больше всех возлюбила, ради Которого перенесла тяжелые страдания – зрелище крестного распятия, ибо Она хорошо знала, что Её Сын, Которого распинали люди, есть Сын Божий и Спаситель всех людей.

Называть Божью Матерь своею матерью и надеяться на Её покровительство может тот, кто возрожден в таинстве Святого Крещения, кто насколько возможно чаще приобщается святых Таин Божественного Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя, соединяясь с Ним в един дух и становясь членом Тела Христова, кто пребывает в Церкви, повинуется её заповедям, сохраняет уставы, внимает голосу пастырей и старается служить Богу с благоговением и страхом.

Сегодня, братья и сестры, в Апостольском чтении, предварившем евангельское благовестие, мы услышали о действии благодати Божьей и её значении в домостроительстве нашего спасения: «Благодатью вы спасены через веру» ( Еф. 2, 8 ). По мнению святителя Макария, митрополита Московского, три великих благодатных действия совершил Бог для нашего спасения: Он даровал нам Откровение, запечатленное в Священном Писании и хранимое в Священном Предании; Бог принес в жертву Единородного Своего Сына и на этой Жертве утвердил Церковь с её спасительными таинствами. И третий величайший дар благодати – поставил священнослужителей и учителей церковных. Важно отметить, что в ответ на эти милости Божьи от христианина требуется только одно: на Откровение следует ответить верой; церковные таинства следует принимать с верой в их спасительность; к пастырям Церкви необходимо относиться с вниманием, почтением и верой в их посредническое и благодатное служение (Слова и речи. СПб., 1891, с.271). В заключение святитель говорит: «Вот так мы и спасаемся: через веру – Божественной благодатью».

Святое Евангелие в воскресном чтении представило притчу о богаче, который проводил дни в роскошестве, пирах, но был безразличен к окружающим его людям: больным, обездоленным и неимущим. Одним из таких нуждающихся являлся «некоторый нищий именем Лазарь, который лежал у ворот дома богатого, желая напитаться остатками пищи, падающими со стола» (Лк.16, 20). Евангелист Лука отмечает, что когда «умер нищий, то он был отнесен ангелами на лоно Авраамово». Когда же скончался богатый, то за жестокосердие, безразличие, за неисполнение заповеди Божией о любви и милосердии был определен на вечные мучения. Такая участь была дана ему Богом потому, что богач «получил уже доброе в земной жизни, а Лазарь – злое». При этом важно отметить, что между участью праведных и грешных людей существует непреодолимая и «великая пропасть, так что хотящие перейти» из одной в другую не смогут уже никогда осуществить свое пожелание.

По святоотеческому толкованию, и богатство, и бедность – это равноценные дарования Божии, которые христианин может и обязан использовать для спасения своей души. Если он воспользуется материальными благами и высоким общественным положением в корыстных целях, то в вечности заслужит участь евангельского богача. Но если он всегда будет помнить, что все принадлежит Богу, а ему вручены и блага, и власть лишь для исполнения Божественной воли, то не только не будет наказан в вечности, но получит от Бога венец правды, и с нищим Лазарем упокоится на лоне Авраамовом.

Слово Божие возвестило сегодня о том, что для христианина страшна не смерть, разлучающая с телом, а страшен грех, разлучающий душу с Богом, то есть смерть духовная. По словам Священного Писания, смерть пришла в мир вместе с грехом прародителей и стала уделом каждого человека. Все люди без исключения пошли этим путем: и святые, и даже Сама Матерь Божия. Мы должны всегда радоваться, что живем, и благодарить за это непрестанно Господа. Давая нам земную жизнь, Бог дает нам время приготовиться к жизни будущей; потрудиться для вечного спасения не только самого себя, но и всех людей, живых и умерших. И в эту краткую жизнь можно много сделать добра всем, и мы должны это делать.

Будем же, братья и сестры, стараться всегда быть истинными православными христианами, достойными детьми Божьей Матери, и она всегда будет нашей верной Заступницей и теплой о нас молитвенницей.

А м и н ь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Владыка Игнатий совершил чтение Великого канона в кафедральных городах епархии и в Коневской обители

4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери — день государственного праздника Дня народного единства, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную литургию в кафедральном Спасо-Преображенском соборе города Выборга
Всех вас, мои дорогие отцы, братия и сестры, поздравляю с днем Казанской иконы Божией Матери!
Этот день, дарованный нашему народу, стал не просто днем церковного торжества, он стал днем нашего единства, днем нашей национальной гордости! И этот день нас относит к событиям XVII века, к тем страшным временам, когда Руси Святую постигли потрясения. В истории это время называется временем Смуты, когда и во власти не было порядка, когда раздробленность, разбой, многоразличные проблемы обрушились на просторы нашей РУси. Тем более еще и войны, иноземные захватчики дошли до самой Москвы, покорили Москву, и в Кремль вошел так называемый лжецарь, который должен был возглавить государство Российское. А что самое ужасное — большинство людей, живших в то время, способствовали тому, чтобы этот лжецарь стал управлять великим народом. Многие боярские роды способствовали тому, чтобы покончить с прежним государством…
Но на человеческие свершения часто не бывает воли Божией. Так не было ее и на то, чтобы свершилось такое разрушение Руси. Да, постигли наш народ испытания и смуты, но в какой-то исторический момент произошло вразумление народа нашего. Люди увидели не просто опасность захвата страны, но опасность самого бытия великой Православной Руси. Водимое Духом Святым, получившее воззвание Патриарха Ермогена, находившегося в застенка, в плену врагов, народное ополчение, возглавленное великим мужами смогло соорганизоваться, смогло найти в себе силы. Под предводительством Казанской иконы Божией Матери они не просто освободили Китай-город, а затем и Москву, но и выгнали врага за пределы Отечества. День Казанской иконы Божией Матери, 4 ноября, стал день победы — не только над иноземным врагом, но и победы на Смутой, над грехом. Народ, осознав свою неправоту, свои проступки, молился Господу, чтобы Покров Божией Матери был над ним, как и раньше. Новая страница истории, где не было перечеркнуто и прошлое, началась в нашей стране.

Всматриваясь в исторические страницы, вчитываясь в события тех времен, еще и еще раз утверждаешься в особом водительстве Царицы Небесной. Покров Ее заступничества (как бывало не раз и в предыдущие века, и в последующие!) явил народу нашему чудо — насколько Бог любит наш народ, насколько сильная вера нашего народа и покаяние за содеянные грехи приводит в движение руку Божию, насколько Господь через Свою любовь, порой через искушения и страдания, дает и некую силу, которая не может сравниться ни с одной материальной физической силой.
Так было на протяжении всей истории. Я уже говорил о XVII веке, а ведь так было и в 1812 году, когда в пределы Отечества нашего вошел Наполеон с превосходящей наше войско силой и дошел также до Москвы, но был изгнан из пределов Отечества… Да и не такая давняя история нашей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. — здесь также была явлена сила Царицы Небесной. Этот враг приступил к Москве буквальное в краткие сроки — с июня до октября месяца… И неоткуда было черпать силы, кроме как в заступничестве Божием… Мы знаем, как развернулись дальнейшие события.
Все эти исторические примеры дают нам глубокую уверенность, силу и надежду — если мы будем хранить веру Православную, то никто не сможет нас победить. Сегодня невидимо продолжается война, которая некогда была начата. Сегодня мы слышим, как с неистовой силой пытаются указать стране нашей место в мировом устроении, пытаются повлиять на ее строй. Но все те, кто желает этого, кто пытается это сделать, не рассчитывают на особой покровительство Божие над Отечеством нашим. Неслучайно день 4 ноября снова празднуется как День народного единства, доказывающий, как можно в единстве духа, в союзе мира любые испытания и трудности пройти. Как можно, не теряя своей веры, упования на Бога, обрести силу, как можно сохранить себя. А если только человек теряет веру и изгоняет Бога из своей жизни, он становится слабым, поддается воздействию любых сил бесовских.
Этот праздник, день Казанской Божией Матери — наше историческое напоминание о силе духа, о великом призвании нашего народа к свидетельству о любви Бога к человеческому роду. Я всех вас поздравляю с праздником!

Проповедь митрополита Феофана в праздник Казанской иконы Божией Матери

Фото: Ранис Гильмутдинов

4 ноября 2016 года, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, торжества в столице Татарстана возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. За Литургией в Благовещенском соборе Казанского кремля глава митрополии обратился к верующим со словом.

Во имя Отца и сына и Святого Духа.

Сегодня, в день памяти Казанской иконы Божией Матери, мы собрались в этом древнем величественном храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот праздник был установлен в честь того, что под предводительством Минина и Пожарского русское ополчение освободило Москву от незваных гостей в то далёкое Смутное время.

Но одной из главных водительниц нашего войска была Царица Небесная, ибо святитель Ермоген в бытность священником казанской Никольской церкви принял в руки обретённую икону Божией Матери, которая назовётся Казанской. Затем он стал митрополитом Казанским, а позже был призван на Всероссийскую кафедру и стал Патриархом Московским и всея Руси.

Непростое время выпало на долю этого Первосвятителя: Смута уже зарождалась, разгорались междоусобицы внутри государства Российского. Как великим землетрясением содрогалась Россия от внутренних распрей и раздоров. И как всегда бывает в такие времена, как на лакомый кусок набросились на страну извне те, кто смотрел на Россию с завистью. И вот уже появляются лжецари, и вот уже тушинский вор сидит в Москве, и беда кажется неминуемой. Святыни российские рушатся и разоряются, льется кровь русская, льется кровь народа нашего от междоусобицы и от рук незваных гостей.

И в эту трудную годину именно Патриарх Ермоген стал на защиту страны, и не только духовную. Он призывал из своего заточения в Чудовом монастыре, посылал грамоты по всей великой Руси с призывом собрать ополчение и освободить, очистить Москву и Землю Русскую от незваных гостей, прекратить смуту внутри государства, спасти страну. Люди откликнулись, и вот уже Минин и Пожарский собирают ополчение народное и двигаются к Москве.

Но верующий народ понимал, что невозможно одними человеческими усилиями победить это зло и как всегда обратился к Царице Небесной. Видимым Её присутствием стала Казанская икона, которая в первых рядах ополчения шла вместе с народом Божиим. И как некогда в Константинополе она защитила народ православный, так и в эту годину, прибегая к Её заступничеству и молитве, ждали того же люди верующие, народ наш. История свидетельствует, что на защиту Отечества встали не только православные — и мусульмане были в ополчении, шедшем освобождать Москву. Все вместе они шли защищать то Отечество, которое было для них родным.

И вот случилось это великое событие — 4 ноября (по новому стилю) враг был изгнан из Москвы. Москва свободна. В память о защите Москвы Царицей Небесной было установлено празднование в честь Казанской иконы, построен величественный собор в честь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади.

Мы сегодня собрались в этом храме, чтобы вознести свои молитвы Богу и Царице Небесной. Мы собрались, чтобы засвидетельствовать, что как и в древние времена мы — единый народ. Мы собрались, чтобы засвидетельствовать, что вера православная для нас не пустой звук. Мы собрались в день, который в нашем Отечестве установлено праздновать как День единения и согласия. В наше непростое время мы вновь, сплотившись, говорим: да, мы едины, мы единый народ в едином государстве. Да, мы разные по культуре, по языку, по вере, но мы граждане одного Отечества, которое нам дорого, которое мы свято храним, защищали и будем защищать, ибо нет у нас иного Отечества. И вспоминаются слова митрополита Московского Филарета, который говорил, что плохой гражданин Отечества земного не может стать хорошим гражданином Отечества небесного.

Поэтому, дорогие мои, я призываю вас в этот день памяти Казанской иконы Божией Матери, в День единства и согласия помнить, как велика была Русь, как возрастала, когда крепка была вера народа, когда народ хранил свои традиции, когда народ любил своё Отечество. И ныне, когда брошены многие вызовы нашему Отечеству, когда говорят: где национальная идея? — ответим, что национальная идея в вере нашей и в нашей любви к Отечеству.

Единство и согласие разве только по горизонтали, только на земле? Не получится, если не будет единства с Богом. Потому что если только горизонталь, но забыто небо, забыты законы Божии, тогда трудно говорить о мире и согласии. Трудно говорить, если душа будет опустошена, если человек будет творить беззакония. Эта дисгармония отразится и во внешнем состоянии, во взаимоотношениях друг с другом, в семье, в обществе и в целом в Отечестве нашем.

Поэтому, храня единство в нашем обществе, храня единство в нашем государстве, мы должны хранить также и единство с Богом, с Его заповедями. И тогда наше единство будет по-настоящему крепкой защитой и для каждого из нас, и для нашего Отечества. Наша сила в единстве.

Мы живем в республике, где в основном две религии, хотя есть и другие, но все же большинство исповедует Православие или ислам. Мы веруем по-разному, но мы граждане одной страны и нам ничто не мешает, как мы это и делаем, жить в дружбе и согласии.

По милости Божией восстанавливается справедливость — строится Казанский собор на месте обретения иконы Царицы Небесной. Я призываю всех поторопиться принять участие в этом строительстве. Великая честь быть соучастником созидания дома Пресвятой Богородицы.

Храни вас всех Царица Небесная, храни вас всех Господь! Да будут молитвы угодников земли Казанской над всеми нами и Покров Царицы Небесной да хранит нас, землю Татарстанскую, Казанскую и землю Русскую от всяких невзгод и напастей. Аминь.

Теги: Казанская икона Божией Матери День народного единства история России проповеди митрополит Феофан слово митрополита Феофана

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Русская Православная Церковь

4 ноября 2015 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с праздником Казанской иконы Божией Матери, с Днем народного единства. Замечательно, что решением государственных властей именно этот день был определен как день празднования самого главного и основного, без чего не может существовать государство и без чего атомизируется, распадается человеческое общество, — народного единства.

Существуют различные чисто светские способы сохранять и укреплять единство. В первую очередь, это законодательство, которое формирует общее юридическое пространство. Кроме того, это воспитание в определенных категориях, включающих в себя идею патриотизма. В-третьих, это сложная система обеспечения безопасности государства внутри и вовне.

А теперь давайте вспомним уроки прошлого. Никогда страна наша не была так близка к полному самоуничтожению, как в начале XVII века. Как будто была армия, была власть, хоть и переходила из рук в руки, существовали законы, хоть и не всё было тщательно прописано. Но страна начала распадаться, потому что людям стали безразличны власть, армия, законы. Якобы открывшаяся народу перспектива была, конечно, фантастической, но разве мало было в истории фантастических идей, ради которых люди отдавали свои жизни? Вот и возникла тогда идея, что Россия не сможет быть счастливой и благополучной, не сможет преодолеть внутренние противоречия, особенно между боярскими кланами, если не будет внешнего управления.

Пусть идея внешнего управления ни у кого не вызывает улыбки. К этой системе и сегодня прибегают некоторые страны в надежде, что внешнее управление обеспечит порядок, борьбу с коррупцией, процветание, экономическую и военную мощь. Однако нет большего заблуждения, как связывать благополучие своей страны с внешним управлением. Если же и сегодня помрачаются умы у некоторых людей, так что внешние авторитеты ставятся выше всего, что есть в своей собственной стране, то что же говорить о XVII веке!

Вот и взбудоражилась Русь. Люди устал лицезреть интриги и столкновения между русскими элитами и, обратив свой взор вовне, отправили посольство к стенам Смоленска. Почему Смоленска? А потому, что польский король Сигизмунд, к которому обращались за помощью в обеспечении внешнего управления, уже стоял под стенами этого русского города, желая его захватить. Но даже оккупация значительной части русских земель никого не остановила, никому не раскрыла глаза на происходящее, — никто ничего не видел, опьянившись желанием привлечь на вдовствующий московский престол иноземного царя.

Вот теперь следует задать самый главный вопрос, имеющий отношение к прошлому, настоящему и будущему: а почему происходит смута? Именно так историки, да и народ наш назвали те годы всеобщего национального помрачения. Смута — это заблуждение. Это удивительное слово, корень которого — «блуд». Обычно блудом называют случаи неверности супругов или нечистой плотской жизни. Это правильно, но этими грехами понятие блуда не ограничивается. Блуд — это тотальное заблуждение, это потеря жизненных координат.

А разве не так происходит, когда люди разрушают свои собственные семьи? Когда сознание помрачается настолько, что появляются сироты при живых родителях? Эти частные случаи нам хорошо известны, но ведь то же самое происходит, и в куда больших масштабах, когда народ отказывается от собственного нравственного чувства, а ведь именно нравственное чувство определяет правильный жизненный выбор личности, семьи, общества или государства. Если же происходит отрыв от нравственного чувства, то ему на смену приходит стихия блуда, становятся неизбежными заблуждения, утрата координат…

Многим из нас известно, как опасно заблудиться в лесу, когда в какой-то момент ты перестаешь понимать, куда нужно выйти, и тебя охватывает страх. А что же происходит, когда человек заблуждается в своей жизни? Святые отцы очень хорошо прозревали этот феномен блуда и заблуждения — он действительно связан с помрачением нравственного чувства. Вот и сегодня мы говорим об опасностях, которые стоят перед всем Русским миром. Мы видим, что происходит на братской Украине. Многие из нас тревожатся и по поводу того, что может произойти с нашей страной. Мы молимся, чтобы Господь оградил ее от врагов внешних и внутренних. А в каком случае эти враги могут победить народ? Именно в том случае, если народ впадет в блуд, заблудится, потеряет систему координат. И поелику непременным условием освобождения человека от блуда является нравственная сила, то мы и говорим о необходимости нравственного воспитания нашего народа.

Церковь сегодня на передовой линии фронта в борьбе за народную нравственность. И как же достается за это Церкви! Как много обвинений в ригоризме, в отсталости, в заблуждениях, в том, что Церковь тащит нас в средневековье! Однако ни в какое прошлое Церковь никого не тащит, но предлагает людям осознать великую Божественную истину: человек не сбивается с жизненного пути, если основывает свою жизнь на Божиих заповедях, на нравственном законе. И никакими ссылками на искусство, на свободу творчества, на свободу слова, свободу самовыражения нельзя разрушать нравственность народа. Делать это сознательно могут только те, кто желает разрушения страны, потому что целостность нравственного чувства нации и безопасность Отечества — почти синонимы. Когда наступал на нашу землю враг, что он делал в первую очередь? Он стремился разрушить нравственную жизнь народа, чтобы люди наши утратили нравственные ориентиры, и, наверное, мы бы никогда не победили в войне, если бы эти ориентиры потеряли.

Вот и сегодня, в День народного единства, я молюсь, прежде всего, о том, чтобы Господь хранил нравственное чувство нашего народа, особенно подрастающего поколения. Я не мог без слез на глазах смотреть кадры, запечатлевшие сочувствие многих и многих людей тем, кто пострадал в страшной катастрофе в небе Синая. Как люди совершенно незнакомые друг другу, в том числе молодые, приходили, плакали, ставили свечи, возлагали цветы. Это говорит о том, что живо нравственное чувство нашего народа, и дай Бог, чтобы никаким псевдоискусством, псевдополитикой и псевдосвободой не была разрушена эта основа национального бытия. И мы молимся об этом в День народного единства, уповая, что наши молитвы достигнут Престола Божия и народ наш никогда не впадет в блуд, в смуту, в разрушение тех самых ориентиров, без которых не может быть самобытного и свободного бытия нашего Отечества.

Вспоминая здесь, под кремлевскими стенами, победу, которая была одержана ополчением Минина и Пожарского, вспоминая трехдневную молитву и пост этого ополчения перед Казанской иконой Божией Матери, мы и сегодня, обращаясь к Царице Небесной, просим, чтобы Она простерла Свой Покров над державой Российской, над всей исторической Русью, сохраняя нас от исторического беспамятства, от разрушения нравственного чувства, от всяких заблуждений, могущих привести к разрушению личности, семьи, общества и государства. И верим, что Царица Небесная услышит наши молитвы. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *