Проповедь о гадаринском бесноватом

О добропобедных отцах и гадаринском бесноватом

Какое отношение имеют к нашей жизни исцелённый бесноватый и утонувшие свиньи? Размышляет священник Константин Камышанов.

«Добропобедные отцы» — все мы читали эти слова. Что это значит?

В предании есть история про то, как однажды некий авва пришел со своим учеником в город, и они заблудились. Наставник послал ученика спросить дорогу. А в это время народ стремился на ристалище на стадион. Ученик спросил некоего мужчину так:

— Куда ты стремишься, о неверный?

И получил по шее.

Тогда авва сам подошел к гражданину и обратился к нему так:

— Я вижу, что ты серьезный человек и так же, как и мы, ищешь истину. Не мог ли бы, ты, брат…

Дорога немедленно была указана.

Теперь читаем в Евангелии:

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что’ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

Первая реакция больного человека: снова пришли его мучить! Естественно, так как до этого он ничего хорошего от людей не видел. Тем более, неожиданная встреча с большой компанией решительных людей произошла в предрассветном сумраке. В те времена встреча с ночной бродячей компанией не сулила ничего хорошего.

Он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему.

Несчастный страдал всю жизнь не только от бесов, но и от людей. Люди его измучили настолько, что он бежал от них в горы.

Гадаринская страна — это горы недалеко от озера Кинерет. Там много узких ущелий и пещер, которые по-славянски называются «гробы», так как на Востоке умерших часто не хоронили, как у нас, в земле, а клали в пещеры и вход замуровывали. В горах и гробах этому бесноватому было лучше, чем среди родных. Без пищи, без тепла, зато на свободе.

Мы без труда можем заметить, что большая часть евангельских чудес была совершена Христом ради совершенно отчаявшихся людей. Чудеса были сотворены над слепыми, расслабленными и даже над умершими, ради их родственников.

В этих чудесах Господь обозначает нам несколько важных вещей.

Во-первых, то, что Бог — благ, и никто у Него не забыт. Господь ищет всякого человека везде и всегда. А во-вторых, что любовь к людям — это залог любви к Богу. Милость к слабым — самый простой способ доказать свою любовь к Богу и людям. Во всем этом мы можем видеть важность двух встречных потоков любви. Начинается это движение с того, что человек однажды начинает видеть Бога. Видеть его можно сердцем, умом или таинственно и неописуемо духом. Бесноватый увидел Его поневоле, через особенность болезни.

Житель гробов, которому в силу болезни, был открыт мир поднебесной — обиталища бесов, смог в нем различить кого-то очень странного. Он увидел в Нем существо, противоположное мучившим его бесам. Увидев Христа, смог оценить Его величие и поклонился Ему. Он позволил Христу совершить над ним Его волю.

Бесноватый увидел необыкновенное — Христа. А Христос, очевидно, намеренно искал его.

О странности Христа рассуждали и ученики, бывшие с ним в лодке. Они только что вышли из чуть не утонувшей лодки. Они видели хождение Петра по водам. Они видели укрощение бури:

— Кто это, приказывающий ветрам и буре?

Христос не торопится Сам свидетельствовать о себе. Он собирает свидетелей. На их вопрос дает ответ незнакомец:

Иисус, Сын Бога Всевышнего

Сын Бога — это невероятное сочетание слов для иудеев. Но чудо и исцеленный человек свидетельствуют об этой новой тайне. Страх бури сменяется страхом близости чуда.

Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

Совершенно естественно, что исцеленный человек, найдя рядом с Христом благо, не захотел оставить врача. Зачем возвращаться в город, где он был никому не нужен и где он принял много зла? Тайна поразительного сочетания божества и человека заворожила душу гадаринского жителя настолько, что он тут же был готов уйти с Ним куда угодно.

Чудо внезапно поражает душу, возвращает ей слух и зрение, так, что она неожиданно рядом с собой видит и слышит Бога. И пораженный человек, пугаясь своей забывчивости, восклицает:

— Бог рядом!

Так и жители той страны пришли в ужас. И было отчего. Они, правоверные иудеи, жившие в окружении язычников, занимались очень сомнительным делом: разведением свиней на продажу. Это как если бы сегодня «добрый» христианин занимался сутенерством, наркотиками, торговлей водки, обманом или лихоимством. Предположим, сам вино не пьет, а водку отпускает в розлив местным алкоголикам, наживаясь на горе и слезах его родни.

В Рязани я видел афонский флаг на элеваторе пивзавода. Черное полотнище со словами «Православие или смерть» висит также на входе в офис пивоваренной компании. Как у хозяина сочетается в голове торговля этим газированным напитком с православием и смертью, я не могу постигнуть.

Чудо напомнило свиноводам сразу о многом. С одной стороны, о Боге. Бесы не могли изгнать самих себя. Этого не могли сделать жители гадаринского города. Остается только то, что это свершилось силой Бога.

Близость Бога обличила предпримчивых горожан и напомнила сразу о двух забытых вещах: о Завете и милосердии.

Напоминание о Завете обличает их грязный бизнес. Два столпа Библии: псалмы Давида и книга Иова косвенно обличили горожан в немилосердии к больному и несчастному соседу.

Чудо, как близость Бога, поставило вопрос о сворачивании коммерческой «схемы». Однако вопрос легких заработков, забота о пропитании семей, оплате налогов, покупке излишеств стали перевешивать другую чашу весов. Все как у нас.

Все мы, так или иначе, задействованы в товарно-денежных отношениях. И в большинстве случаев, быть христианином — это терпеть некоторые убытки. Грех всегда прибыльней.

Христианин должен вести бизнес кристально чисто, держать слово, никогда не обманывать, возвращать долги и многое другое. Это не только глобальные поступки, но вплоть до мелочей: не воровать время работодателя, просиживая рабочее время в Интернет, не уходить пораньше с работы, качественно исполнять работу, не лениться. Не должен христианин также участвовать в «схемах» ни в каком виде, ни руководителем, ни исполнителем.

Сын Божий принес гадаринцам дискомфорт. А поскольку с таким человеком на рожон не попрешь, то они просили Его уйти по-хорошему, не считаясь с убытками. Сейчас точно так же многие стараются поступить с Богом как с фининспектором или бизнес-партнером — откупиться или вытолкать. Понимая, что ходят под Богом, могут, например, «отгрузить» денег на храм. Мало ли. Вдруг пронесет. У кого нет денег, могут оплатить «налоги» мелкими взносами и общественными работами: свечками, поклончиками, «стоянием» на службе и много еще тем, чем богата околоцерковная обрядовая жизнь. Но Христу не нужны проценты с грязного бизнеса, грязной жизни или служения.

Еще выгодней попробовать вытолкнуть Бога за дверь без всякой уплаты «налогов». В воскресенье или среди семьи Бог есть. В бизнесе и в понедельник пусть Он идет туда, откуда пришел, из нашей гадаринской области:

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

По сути дела, горожане расторгли Завет ради бизнеса. Бог и бизнес помешали друг другу. Грязному бизнесу мешает не только Бог, но люди. Даже близкие люди не желательны в делах. Мы много раз слышали фразу о бизнесе, в котором нет не только Бога, но и вообще человеческого измерения:

— Ничего личного, только бизнес.

Тем самым человек подчеркивает, что его работа — это чистое незамутненное служение мамоне.

Наш труд, в норме, имитирует будущий труд в Раю. Наши труд и жизнь должны быть органичной частью Божьего домостроительства. Мы все призваны сыграть в этом проекте какую-то свою и важную роль. Но если наш труд не является частью Божьего проекта, тогда он является частью какого-то другого замысла, вне Бога.

Свято место пусто не бывает. И если оно не занято Богом, то занимается бесами. Эти незваные мигранты постепенно обустраивают себе в душе свой дом, плодятся, и с возрастом мы видим пенсионера-психа, не могущего ужиться даже с теми, кто его любит. Смерть его родня встречает со вздохом облегчения:

— Сам отмучился и нас перестал мучить.

Что же такого ценного держит при себе, выживший из ума пенсионер? Что ищет молодой самоубийца? Видимость свободы или свободу в том виде, как ее понимают бесы. Свободу от Бога. Свободу от людей и любви. Бесы, ревнуя о любви Бога к человеку, подсаживают его на наркотическую радость греха. Радость бесов — расколоть молотом греха орех личности и похитить дары Божии из рук недалекого и обманутого человека.

Мы все в той или иной степени заражены первородным грехом бесовской свободы и независимости. Грехи — наш бизнес вне дела Бога. Это наши свиньи, с которыми нам жаль расстаться. Ведь благодать берется трудом, а свинская радость почти даром, под сатанинские проценты загробной жизни. Когда это еще настанет загробная жизнь, и будут ли вообще предъявлены платежные документы? Народная «мудрость» говорит о том, что оттуда никто не приходил и ничего не рассказывал.

Нас, почти никого, не пугает бездна, уготованная свиньям. Мы как-то свыклись с мыслью, что Рая нам не видать. Сложилась традиция во мнении, что Рай вообще вещь недостижимая настолько, что и желать его грешно. И говорят, что прилично думать только о непыльном месте в Аду. Конечно, где-то на самом дне теплится мысль, что Господь благ, и Ада на самом деле нет, и что Бог как-то устроит все к лучшему. Мы смеемся, что и в аду живут приличные люди. Но свиньи, летящие в бездну, и бесы, не хотящие возвращаться в ад, говорят о другом: жизнь без Бога — это мучительная, бесконечная катастрофа.

Бесы лгали, что их мучает Христос. Они мучают себя сами, как и мучают себя сами все несчастные люди, не имеющие общей части с Христом. Но бесы не лгали, что жизнь в их мире — мучение. Мучение — вообще все, что не имеет отношения к Богу.

Исцеленный бесноватый хотел остаться с Христом и Его учениками, но Иисус отослал его на проповедь обратно в свой город. Это поучительно тем, что служение Христу происходит не только среди избранных — Его учеников. Не только там, где через череду рукоположений, от самих апостолов, служат пресвитеры — наследники благодати свидетелей жизни Христа. Спасение не означает только лишь принятие священнического сана или учебу в семинарии.

Для большинства людей уготован путь проповеди в своей родной стране, городе, работе и семье. Иммигранты-неудачники мстят ненавистью к России, в которой они родились и не смогли найти место для реализации своих даров, данных от Бога. Комплекс неполноценности заставляет их исторгать слово «Рашка» — той ниве, которую им дал в удел Бог.

Но Бог Сам знает, куда посадить Свой росток. Возможно, миссия человека и будет связана с проповедью Христа в иных землях, но чаще всего эта ненависть пуста, и никакой миссии нет. Гадаринская страна — это наша нива. Нас не позвали в Иерусалим на Голгофу. Нас просили поработать здесь.

Гадаринский христианин уходит к себе в город. Мы должны уйти в свой мир. Ведь проявление беснования состоит не в том, что люди не хотят с нами жить, но в том, что бесноватый не хочет с ними делить кров. Поэтому поступок, противолежащий беснованию — пойти к людям с словом Бога.

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Гадаринский христианин уходит один. Христиане были и будут всегда одни среди своей Гадары. Господу нужны Его люди, свидетельствующие о Нем своей доброй жизнью, побеждающей зло во всех уголках вселенной. Ему нужны добропобедные ученики там, где имя Бога забыто. Ему нужны люди правды.

Притча напоминает, что осуществление правды зависит от двух вещей: от желания принять любовь Бога и дать Ему свою. Исцеленный бесноватый показал пример. В поклонении Христу он дал Богу возможность проявить Свою любовь, а в том, что принял миссию проповеди в родном городе, что он готов вернуть Богу любовь делом.

Задача нашей жизни состоит не в том, чтобы исцелять бесноватых. Эти исцеления — побочный продукт. Наша задача — совершать жертву правды. Она выше слов и намерений. Правда — показатель чистоты души и ее возможности принять в себя Бога. С Богом человек может и горы переставлять, поднимать умерших, исцелять бесноватых и выполнять любую работу Божию на том месте, куда он был послан. Исцеленный отправился исцелять тех, кто хотел вылечить его и сделать таким, как они, преступником Закона.

Язычник, побивший ученика аввы, не увидел в нем ни любви, ни правды. Но это не значит, что грек был зол. Он оказался вполне способен на доброе дело. Условием изменения горожанина стали любовь и правда. Правда, соединенная с любовью — лекарство, помогающее больной душе найти веру и Бога. Исподволь всякая душа ищет возможность стать здоровой, то есть вернуть себе райское блаженство. Язычник принял его от праведника и сам сотворил добро. Бесноватый принял эти дары от Бога и исцелился. Мы, христиане, приняв крещение, обещали нести правду и любовь людям. Мы обещали быть теми, через кого приходит избавление Божие.

Господи, благослови нашу жертву правды!

Гадаринский бесноватый

Изшедшу же Ему (Иисусу Христу) на землю, срете его муж некий от града, иже имяше бесы от лет многих, и в ризу не облачашеся, и во храме не живяше, но во гробех.
Лк. 8, 27

Вы слышали, возлюбленные братья, читанную сегодня евангельскую повесть о бесноватом в Гадаринской стране и исцелении его Иисусом Христом? Слышали, как бесы мучили несчастного человека и как он бедственно влачил свою жалкую жизнь? Видели божественную власть Иисуса Христа над бесами, над целым легионом их, т. е. над несколькими тысячами, вселившимися в несчастного человека? Видели внезапную погибель множества животных, так называемых нечистых, в которых вошли бесы по дозволению Спасителя (Лк. 8, 26-39)? Вникнем тщательно в эту повесть и возьмем себе урок из нее: она рассказана для нашего назидания.

Бесноватые были прежде, они есть и ныне; только ныне, в новой благодати, бесы действуют скрытнее и хитрее, чем в то старое время, когда сила и власть их над людьми не была еще торжественно сокрушена и им было гораздо более простора в мире. И теперь, впрочем, бешеных людей очень, очень много. Кому из нас не известен нынешний род бесноватых или бешеных пьяниц? Не удивляйтесь, что я называю пьяниц бесноватыми: они действительно таковы. Кто не слышал и кто не знает, как они, — если они мужчины и женаты, — терзают и мучают — уж не говорю сами себя — своих жен и если есть на беду дети, то и детей своих; так, по действию бесовскому, они нередко или сами в петлю бросаются, или доводят до смерти жен своих и детей своими побоями и терзаниями; и чего-чего не терпит иная жалкая женщина от пьяного мужа или дети от пьяного отца! Недостанет сил оплакать несчастий в том доме, где заведется пьяница: ад, истый ад делается в нем, каждый день слезы и стоны. Пьяница всякий день пьянствует и все тащит из дома, чтобы пропить. О ужасная страсть! Ужасное бешенство! Кто тут виноват? Конечно, сам пьяница, дошедший до этого демонского состояния через свою алчность к вину. Всякого больного можно лечить, а пьяницу и лечить ничем нельзя, если он сам не захочет решительно бросить пьянство и не обратится всем сердцем к помощи Господа Иисуса Христа, Который один Своей благодатью может уврачевать эту ужасную, гибельную страсть. Мне приходилось видеть многих пьяниц; между ними я видел некоторых совершенно исцелившимися благодатью Христовой, к помощи которой они сами усердно прибегли; но многих и я видел, и вы видели погибшими ужасной кончиной, без покаяния, самоубийством или опивством.

Итак, говорю, что я видел многих пьяниц совершенно исцелившихся благодатью Христовой, которой они искренне искали и которую получили, а это дает мне повод сказать в назидание всем пьяницам: ищите усердно помощи у Спасителя и Он непременно спасет вас, прогонит из вас бесовское полчище, которое вселилось в вас за ваше невоздержание, нерадение о себе, за леность и холодность к молитве, за маловерие и неверие, за удаление от Бога и от Церкви…

Но я видел и настоящих бесноватых, в которых вселились бесы по неисповедимым судьбам Божиим и производили в них умственное помешательство, произносили чрез них страшные хулы, сквернословие, — видел, как ужасно бросали они одного несчастного из угла в угол или нудили его лезть на стену и прочее. Таковых, думаю вместе с апостолом, Бог предал сатане на измождение плоти, да дух спасется (1 Кор. 5, 5). Но такие бесноватые были, конечно, в состоянии невменяемости: они не сознавали, что делали. А пьяницам вменяются их действия, ибо они ума и свободы действия не лишаются, и с них взыщется за их пьянство и за их безобразия. Пьяницы Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10).

Но есть, братья, другой род беснующихся — это люди злые, раздражительные, гневливые. Видели вы гневливых, сердитых, злых людей? Как они нехороши в гневе! И Писание говорит: Муж ярый не благообразен (Притч. 11, 25). Как безобразится у них все лицо! Какие сверкающие, как у лютых зверей, глаза, в которых видны злоба и ярость! Все мы бываем раздражительны, все склонны к гневу, и потому все должны в покаянии просить у Господа духа кротости, смирения и терпения. Не мстите за себя, возлюбленные, — увещевает апостол, — но дайте место гневу Божию, ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12,19). Есть еще несколько видов тихого — молчаливого или злоречивого — беснования: таково беснование людей завистливых, которых снедает чужое счастье или благосостояние и которые или в молчании страдают душой, видя счастье ближних, или поносят, клевещут на тех, коим завидуют.

Есть беснование скупых, алчных до денег, которые для прибыли и умножения их готовы на всякую неправду и из-за утраты их готовы наложить на себя руки и у которых демоны до того ожесточили сердце, что они не трогаются никаким — ни частным, ни общественным бедствием, которые, видя голодных, нагих, больных, искалеченных, проходят всякий день мимо и не дадут ни копейки, тогда как у них сокровищницы переполнены дарами Божиими. Не бешенство ли это, хотя подверженные ему спокойно ходят всякий день мимо несчастных и не считают того грехом?

Есть бешенство плотской страсти; одержимые им впадают в тоску и отчаяние, если не удовлетворяются их страсти, или решаются на самые позорные действия ради ее удовлетворения или — нередко — и на самоубийство. Чтобы не одолела эта или другие бешеные страсти, надобно обуздывать их в самом начале; когда они усиливаются, тогда крайне трудно совладеть с ними, да без содействия благодати и невозможно.

Есть еще мания картежная, когда люди спокойно проводят за картами вечера и ночи, убивая дорогое время, а на дела Божий не взирают, на душу свою, на спасение ее не обращают внимания, о покаянии и добродетели нимало не радеют.

Есть мания, или страсть, к зрелищам. Есть люди, которые наяву и во сне бредят театром, рукоплещут до усталости театральным знаменитостям, тогда как в церковь заходят только раз или два в год, и то для того, чтобы позевать.

Есть мания боязни, страха суетного, когда человек боится подобных себе или всего окружающего боится, всех подозревает в злых умыслах или вообще предполагает во всех недобрые мысли, намерения; мания брюзгливости, когда считают нечистыми всех и все и десять или двадцать раз перемывают вещь, к которой прикоснулся сторонний человек.

Есть еще у людей мания, или беснование, которое боится или отвращается Церкви, богослужения, псалмопения и чтения слова Божия, вообще святыни: ни за что их не убедишь прийти в церковь; поведешь — вырвутся и убегут или уклонятся под разными благовидными предлогами — такое бывает отчуждение от Бога и храма Его святого! Сюда же принадлежит беснование нигилизма, отвергающее все святое, все истины Откровения, все, что дорого для разумного существа, особенно для христиан, что утешает, укрепляет, украшает и возвышает человека.

Есть беснование срамословия, сквернящее сердце, и душу, и уста сквернословов, замечаемое преимущественно в простом народе, и особенно между нижними военными чинами. Вот сколько разных видов беснования, или мании, в людях! Да еще и не все они тут, ибо греховное беснование имеет бесчисленные виды и гидра греха многоглава.

Чем врачеваться от этой нравственной болезни, чем спасаться от этого многоглавого чудовища, чтобы не сделаться жертвой коварства лукавых, злых, нечистых и скверных демонов? Только смиренной верой в Господа Иисуса Христа, поправшего силу диавольскую, искренним, глубоким покаянием, молитвой и постом. Сей род не исходит, токмо молитвой и постом, — говорит Господь (Мф. 17, 21). Для того, между прочим, и установлены святой Церковью посты, чтобы христиане имели в них оружие против диавола и бесчисленных козней его.

Вот и этот пост послала нам святая Церковь на помощь со вчерашнего дня. Примем охотно это врачевство церковное и по силе своей будем хранить посты, чтобы распинать плоть со страстями и похотями. Аминь.

Проповедь о гадаринском бесноватом

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Аминь!

Воскресным чтением Святая Церковь второй раз напомнила нам о евангельском чуде исцеления гадаринского бесноватого. Может возникнуть вопрос: «Почему Церковь опять предлагает нам этот евангельский сюжет, так же как и в пятую неделю по Пятидесятнице? Тогда читалось Евангелие от Матфея, а теперь это Евангелие от Луки, рассказывающее о том же самом».

Помимо добрых, светлых духов, которые именуются ангелами, существуют духи злобы, которые именуются демонами. Мы должны твердо уяснить, что дьявол действительно существует, он личностен. После своего отпадения от Бога он стал Его противником и воюет не только с Богом, но и с человеком, который является «венцом божественного творения».

Сегодня в Евангельском повествовании мы слышали о том, как Господь, приплыв в Гадаринскую страну, встретился с бесноватым человеком, одержимым множеством нечистых духов. Когда Господь спросил этого человека как его имя, тот от лица демонов говорит, что имя ему «легион». Легион это воинское формирование. В римской армии в легионе насчитывалось шесть тысяч человек. Можно себе представить, сколько же демонов мучили этого человека. Из евангельского текста мы знаем, что этот бесноватый жил не среди людей, потому что среди людей жить он не мог, а жил он среди мертвецов, на кладбище. Во время приступов его не могли удержать не только веревки, но и цепи, которые он разрывал с легкостью. Господь из жалости к этому человеку изгнал из него демонов. Нечистые духи, не имея возможности распорядиться самими собою, обращаются к Христу, чтобы Он повелел им войти в свиное стадо, которое паслось неподалеку. И Господь разрешает этим демонам войти в свиней. И все стадо после того, как в него вселились демоны, в неистовстве бросается с обрыва и погибает.

Когда жители города Гадары узнали об этом, они вышли навстречу Христу Спасителю. Но вышли не для того, чтобы выразить Ему благодарность за совершенное чудо, не для того чтобы пригласить Его в свои дома, не для того чтобы попросить Его об исцелениях и чудесах, в которых они, конечно же, как люди нуждались. Они просили Христа не входить в их город, потому что были объяты великим страхом. И как же ведет себя тот, в ком еще недавно находился легион нечистых духов? Он, в отличие от своих сограждан, находится рядом со Христом, кротко сидит у Его ног и внимает каждому слову. Он просит Христа, чтобы Он разрешил ему остаться вместе с Ним. Но Господь повелел ему возвратиться в свой город и рассказывать всем о совершенном чуде.

Из опыта личной жизни нам известно, что враг рода человеческого — диавол «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5,8). Действительно, те искушения, которые встречаются нам в жизни, есть не что иное, как дьявольские ловушки и сети, которые он так изощренно ставит на нашем пути. Хотя Господь и приходил в этот мир, и совершил спасения человеческого рода, но мы должны сознавать, что зло, находящееся в мире со дня грехопадения, окончательно не уничтожено.

Я не случайно напоминаю вам об этом. Господь победил зло, но окончательно не уничтожил. Может возникнуть вопрос «почему?» Если Господь пришел на землю и совершил дело спасения, то почему Им не уничтожено зло? Почему зло до сегодняшнего дня не только имеет место быть, но и торжествует в этом мире? А ответ прост: если бы Господь уничтожил зло, то какова была бы наша заслуга в том спасении, которое даровал нам Господь? Тогда не было бы борьбы, благодаря которой мы имеем возможность закалить свою душу и свое сердце, очищая ее от скверн и пороков. Тогда бы мы все автоматически стали святыми. Но не этого «автоматизма» желает Бог. Господь хочет, чтобы мы не только по заслуге Сына Божия стали детьми Божиими, но потому, что каждый из нас, как воин Христов, с упованием на Господа приложит все усилия своей души для совершения своего спасения.

При этом мы должны хорошо осознавать, что спасаемся мы не своими заслугами. Мы спасаемся не потому, что в среду и пятницу совершаем пост, не потому что стараемся любить окружающих нас людей, не потому что в воскресные дни приходим в церковь. Конечно же, спасаемся мы благодатью Божией — вот в чем секрет нашего спасения. Мы спасаемся благодатью Божией, сопряженной с нашими личными усилиями. Бог не спасает нас без нашего участия. Каждому из нас необходимо очень серьезно трудиться над созиданием своего спасения. И при этом не бояться дьявола. Некоторые говорят так: «Не буду усердно молиться, ведь дьявол отомстит мне за это». Или: «Не буду еще чего-то делать, потому что знаю, что все равно попадусь в дьявольские сети».

Так не должен рассуждать православный человек. Вместе с нами Господь и мы способны преодолеть любые вражеские напасти. Господь дал нам все необходимое для этой борьбы. Именно борьбы. Мы призваны не просто праздно проживать дни нашей земной жизни в надежде на то, что может быть Бог за какую-то свечку, поставленную когда-то в церкви, дарует нам Царствие Небесное. Каждый из нас должен понимать, что Царство Божие достигается трудом и только тот, кто трудится серьезно, упорно, в надежде на помощь Божию, только тот способен достичь Царства Божия. Церковь вновь и вновь говорит нам: «Человек! Помни о своем спасении. Помни о своем предназначении. Начни трудиться. Ничего не бойся. Уповай на Бога. Господь будет тебе помощником и спасителем не только в этой жизни, но и в жизни Будущего Века». Если бы мы постоянно это сознавали и жили так, то многое в нашей жизни изменилось бы.

Богослужения в храме, таинства Церкви (особенно таинство евхаристии), крестное знамение, молитвы, святая вода, чтение Священного Писания и святоотеческих творений, — все это помогает нам в этой борьбе. Так давайте рационально использовать все это оружие для спасения своей души. Дай Бог, чтобы не было у нас страха перед врагом рода человеческого, а была твердая надежда и уверенность в помощи Божией. Господь готов оказать нам помощь и оказывает ее, нам необходимо лишь открыть свое сердце, чтобы почувствовать эту божественную помощь. Не будем лениться, а будем постоянно трудиться над созиданием благодати Духа Святого в сердце своем. «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Пет. 5,9). Аминь.

Об исцелении бесноватого (Мк 5:1-20)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском послании сказаны такие слова: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил и нас, мертвых по преступлению, оживотворил со Христом, ― благодатью вы спасены, ― и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы кто не хвалился. Ибо мы ― Его творения, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».

А евангельское чтение говорит сегодня о том, как Господь приходит в Гадаринскую страну и исцеляет там бесноватого, который давно перестал быть похожим на человека и наводит на всех ужас своим видом и своим образом жизни. Евангелие описывает его в таком ужасающем виде, что и человеком его назвать уже почти невозможно: он живет в пещерах, в которых в Палестине хоронили своих мертвецов, не имеет человеческого облика, облачён в какие-то лохмотья. Его пытаются связывать цепями, но он их разрывает. Вот такое чудище, к которому движется Христос в Гадаринскую страну, предстает перед нами в Евангелии.

Понятно, что именно к нему идет Христос, именно его, это страшное уродливое существо, Господь возлюбил так, как написано в сегодняшнем апостольском чтении. Это пришествие и является самой главной целью, которую Господь осуществляет Своим пришествием в мир, Своим воплощением, Своем очеловечиванием. Он приходит в Гадаринскую страну ради этого ужасного человека, ради того, чтобы его исцелить и спасти, и слышит от него страшные слова, являющие саму его суть: «Что тебе до нас? Что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Вышнего? Ты пришел мучить меня». Он гонит Христа, отвращается от Бога, Который пришел к нему. А Христос все равно его не бросает, не проходит мимо. Христос приходит именно к нему, одержимому целым легионом бесовских сил, настолько исказившему и изуродовавшему себя, что люди, которые живут рядом, боятся этого места, не хотят идти туда.

А Христос приходит, чтобы спасти этого человека. Он исцеляет его, изгоняет из него бесов, посылает их в свиное стадо, а свиньи бросаются с крутого берега и тонут в Гадаринском озере. Пастух возвещает об этом жителям, которые являются хозяевами свиного стада. И жители, ужасаясь этому чуду, тому, что бесноватый стал человеком, изгоняют Христа из своих пределов.

Гадаринская страна ― это мы. Гадаринская страна ― это наша человеческая природа, извращенная и поврежденная первородным грехом и нашими собственными грехами. Вот она – Гадаринская страна. Это мы – в таком искаженном состоянии, к которым приходит Господь, чтобы на этой земле взять все наши грехи на Себя и победить их на Кресте. Ради этого Он принимает человеческую природу. Ради этого Он принимает на Себя всю эту Гадаринскую страну. Он приходит в нее, как к каждому из нас, к тем, кто постоянно пытается изгнать Христа из своей жизни, уйти от Него.

Евангелие показывает нам, во что мы превращаем самих себя и нашу человеческую жизнь, как наша жизнь без Бога обессмысливается, становится жизнью во гробах, становится смертью, потому что всякая жизнь без Бога – это настоящая смерть. Оно показывает, как легко мы с этим соглашаемся и принимаем за истину. Как легко мы подменяем понятия, отказываемся и от своего человечества, и от Бога, и от всех даров, которыми Господь нас наградил!

Об этом сегодня и пишет Апостол в своем послании: «Господь превознес человечество до небес во Христе Иисусе». Мы это празднуем в праздник Вознесения, когда Господь возносится на небеса во всей полноте человеческой природы. Этот дар пребывания в Боге Он вложил в человека уже при его сотворении. Величие человека, которым Господь обогатил каждого из нас, вложено в Адама уже там, в раю, до его грехопадения. И каждый человек способен лишить себя этих даров и исказить до такой же крайней степени, как и евангельский бесноватый. Но Евангелие показывает, что как бы человек себя не искажал, он все равно дорог Богу.

Мы, люди, друг от друга все время отворачиваемся. Мы неприятны друг другу. Как только мы находим какую-то возможность не любить ближнего, мы тут же за нее хватаемся. Нам кажется таким важным наше право кого-то не любить, от кого-то отвернуться, кого-то возненавидеть, кого-то обличить, кого-то осудить, потому что он – уродлив, некрасив, от него дурно пахнет, он ведет себя неподобающим образом. Нам нравится чувствовать себя на этом фоне нормальными и порядочными людьми. Нам кажется, что мы лучше, что мы и есть – люди, в отличие от тех, кто в нашем представлении людьми не является. А Евангелие нам показывает, что нет такого человека, от которого Господь мог бы отвернуться, который Господу был бы не дорог. Он приходит к самому ужасному, самому искаженному человеку на земле для того, чтобы его спасти, чтобы его исцелить и сделать по-настоящему человеком.

Евангелие описывает исцеленного бесноватого: он сидит со светлым лицом, и люди, которые жили рядом с ним, даже не могут его узнать. Он стал человеком во Христе. Господь вернул ему его человеческое достоинство. Господь Своим пришествием, Своей милостью, Своей любовью делает его человеком, возвращает его Себе. А вот те, другие, которые боялись его, которые от него отворачивались, такие совершенно нормальные во всех отношениях люди, у которых было свиное стадо, почему-то вдруг Христа изгоняют. Они не хотят быть со Христом до конца.

Эти слова – «Уйди от нас, Иисус, Сын Бога живого» – кричал не сам человек, это бес в нем кричал. А здесь изгоняют Христа сами люди, которые считают себя людьми, а, по сути, людьми не являются, потому что человек без Бога человеком быть не может. Человек без Бога ровно ничего не стоит. И когда люди отворачиваются от Бога и хватаются за земное, когда они свое благополучие, свое законное общество и все правильные вещи в нем ― экономику, общественные отношения даже свою нравственность – делают правильными, хорошими и удобными, но без Бога, они все равно людьми быть не могут. Все самое главное, человеческое в них истребляется, и они становятся ничем не лучше гадаринского бесноватого. Это такое незаметное тихое беснование, но настоящее, серьезное. Они изгоняют Христа, потому что им не нужен такой Христос, – разрушающий их жизнь, лишающий их свинства, на котором они строят свое благополучие. Ведь Христос приходит к нам именно таким образом: разрушая нашу свинскую жизнь, разрушая наше желание отгородиться от Него и жить по-своему, жить хорошо, красиво, уютно, комфортно, по-настоящему красиво, но без Него. Он не дает нам устраивать свою жизнь на том, на чем устраивали свое благополучие гадаринские жители. А они торговали свининой, которую им, как израильтянам, как членам общества верных Богу, по закону Моисея нельзя было есть. Сами они благочестиво не ели свинину, но продавали ее римским воинам, зарабатывая свое благополучие таким маленьким предательством Божиих заповедей. И вот, когда Господь лишает их этой возможности, они изгоняют Его от себя. А такое отношение к Богу ― это тоже настоящее беснование.

Когда Господь приходит к человеку, Он приходит как в эту Гадаринскую страну – очень болезненно для всех. Приход Бога к бесноватому ― явление страшное и ужасно болезненное для него. Когда человека в таком состоянии пытаются сделать другим, это очень больно. Поменяться так, как поменялся бесноватый, стать другим, вернуться в себя, переродиться – это настоящий подвиг. И для людей Гадаринской страны тоже очень тяжело ― вот так принять Бога, при всем своем внешнем благочестии и порядочности признать свою внутреннюю гниль, свое внутреннее безбожие, свое отступление от Бога. Это всегда очень больно. Но Христос приходит к нам именно так. Он приходит к нам с этой болью, которая оживляет нас, заставляет мертвое стать живым. Мы боимся такого пришествия Бога в нашу жизнь, потому что знаем, где копошится наше свиное стадо. Но вот, если мы этого не испугаемся, если мы призовем Христа в нашу Гадаринскую страну, если мы не отвернемся от Него, если мы, действительно, захотим стать настоящими в Боге людьми, тогда Господь придет и в нашу жизнь и сделает нас настоящими.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *