Проповедь о любви к врагам

Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, о любви к врагам

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 31-36).

Сегодня Господь говорит нам в Евангелии о настоящей любви, которая простирается даже на врагов, на ненавидящих и обижающих нас. Нам иногда представляется, что эту всесильную, не знающую преград любовь чудесным образом за какие-то заслуги должен нам даровать Господь.

Но Спаситель призывает нас не бездействовать, не ждать этого небесного дара, а самим начать любить других: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Т.е. не ожидайте, что любовь появится сама, не ждите ее от людей, но первые творите добро всем без исключения. Ибо если вы любите только любящих вас, если вы прощаете только тех, кто первым просит у вас прощения, если вы даете взаймы, чтобы потом получить обратно столько же или с процентами, то какая вам награда? В чем ваша заслуга, и какая вам за это благодарность, если так же поступают и язычники, и грешники?

А на славянском языке это звучит: «какая вам благодать?» Действительно, если мы сами не совершаем дел любви, то какой особой благодати ожидаем от Бога? С другой стороны, можно ли по-настоящему любить без помощи благодати Божией?! Конечно, этот парадокс легко разрешается: Господь всегда дает верным благодать и силу любить, но кто не прилагает усилий, не раздувает искры любви, чтобы разгорелся большой огонь, не получит награды.

Однако дело здесь не в последовательности, а в том, чтó мы в данном случае понимаем под любовью. Обычно она представляется нам как сильное чувство, слезы умиления, когда хочется обнять всех: и друзей и врагов. Но Господь имеет здесь в виду не эмоции и чувства, а действия, не теорию, а практику, труд любви, которая выражается в самопожертвовании, в служении, в терпении и смирении. Он говорит: «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая». И тут же называет самую высшую, какая только может быть, награду: «И будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым». Богосыновство, уподобление Всеблагому Богу – вот высшая награда и залог блаженства, и путь к ней – поступать со всеми без различия так, как будто мы их любим!

Но чтобы мы лучше поняли, что же это за загадочная любовь к врагам, Господь так подытоживает эти Свои слова: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Бог ждет от нас не восторгов и эмоций, а человеческого отношения к другим, как бы они себя с нами ни вели. Пусть они не похожи на нас, пусть запутались в жизни, но они имеют одну с нами греховную природу и одно предназначение. Вот это восприятие их как братьев, как детей одного Отца, человеческое, а не враждебное к ним отношение и есть милосердие. И чем больше мы познаем себя и свою собственную немощь, тем более способны понимать и прощать других, видя в них и в нас проявление одной поврежденной грехом природы.

Господь наш Иисус Христос стал человеком, чтобы спасти мир любовью.

О любви к врагам

Он принес на землю единство любви, чтобы все люди стали «едино» в Нем, как Он «едино» в Отце и Духе; чтобы та полнота бытия, то богатство благости, которое есть у Творца всяческих, через единение Божественного и человеческого естества перетекало к верным, свободно передаваясь от одного к другому, и сделало всех богатыми наследниками и блаженными сынами Божиими.

Что же препятствует этому? Эгоизм – слепая, ложная любовь к самому себе, когда свои интересы ставятся превыше всего. Тогда Бог предается забвению, а ближний становится соперником, средством или препятствием к достижению земных целей. Ветхий человек затворяется в своей душе, закрывает все входы и выходы и смотрит на мир через амбразуру, через прицел своих защитных построений. Он хочет сохранить для себя то малое, что имеет, но в своей самоизоляции теряет весь Божий мир; пытается спасти свою душу в мире сем и теряет блаженную вечность. Даже чистая вода в замкнутом пространстве портится, а душа без общения любви умирает.

Господь пришел на землю, чтобы дать нам живую воду, текущую в жизнь вечную. Он рождает в душе духовного, нового человека, который отстраняет от дел ветхого и освобождает в сердце место ближнему. Заботясь о других, переживая о них, как о самих себе, мы исполняем великую заповедь о любви, а вместе с ближним в душе поселяется Сам Христос.

Но чтобы это произошло, нужно начать относиться ко всякому человеку, как к самому себе, как к брату и сонаследнику Отца, предопределенному для вечности. Нужно увидеть в нем живую душу, сотворенную по образу Божию, и научиться сочувствовать, сопереживать и сострадать другим.

Вот это и будет началом того возрождения и преображения души во Христе, ее воскресения для жизни вечной, когда мы вместе с апостолом любви Иоанном Богословом сможем сказать: «Мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев» своих (1 Ин. 3, 14). Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

15 октября 2017

Как полюбить врага

Андрей Андреевич Бадюк

Как полюбить врага, кто даст совет?
Когда уж много долгих лет
Он тянется за мною вслед
И там где может, гасит свет.

В других он так же, как во мне,
И маска на его лице,
И боль моя в его душе
Не только днём ему я нужен, но так же и во сне.

И в каждом действии моём
Выискивает злобу, раздувает
И заинтересован он во всём
Моей ошибкой, раздражением он силу для себя черпает.

Он по пятам за мною всё идёт,
Обеспокоен он на этом свете.
Над пропастью рыдает, но всё ж ползёт
За слёзы перед ним мой Дух в ответе.

Он тащится, но движение то ввысь
И скрежет челюстей в натуге,
И если б мог, набросился как рысь,
А я люблю его, от этого он в слабости, в испуге.

А если он в моей семье —
Мой брат, отец иль мать,
Ест, носит или спит он на моём белье
Я должен не судить, а понимать.

Но всё же, кто же этот враг?
Который тенью следует по жизни?
Кто поднимает или топчет флаг —
Судьбы он зеркала поступков, желания и мысли.

Как полюбить врага, не нужен тут совет.
Любовью насыщать, дарить всем свет.
И просияет жизнь, на много долгих лет,
И враг и друг восстанут из пепелища бесконечных бед.

А.Бадюк
10.05.2000.

© Copyright: Андрей Андреевич Бадюк, 2012
Свидетельство о публикации №212110601795

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Андрей Андреевич Бадюк

Рецензии

Написать рецензию

Вы один из семи меллиардов.

ПРОПОВЕДЬ О ЛЮБВИ К ВРАГАМ

Итак, за прошлой воскресной литургией читался отрывок из Евангелия от Луки (6:31-36):

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Толкование на Евангельское чтение

Архиепископ Аверкий (Таушев)

В Ветхом Завете мы не находим заповеди: “возненавидиши врага твоего”, но, по-видимому, иудеи сами извлекли себе такую заповедь из заповеди о любви к ближнему, ибо “ближними” они считали только людей, близких по вере, по происхождению или по взаимным услугам. Остальные, т.е. иноверцы, иноплеменники и люди, выказавшие злобу, считались “врагами”, любовь к которым казалась неуместной.
Христос же заповедал, чтобы, как Отец наш Небесный, чуждый гнева и ненависти, любит всех людей, далее злых и неправедных, как детей Своих, так и мы, желающие быть достойными сынами Отца Небесного, любили бы всех, даже врагов своих. Господь желает, чтобы Его последователи в нравственном отношении были выше иудеев и язычников, любовь которых к другим людям основана в сущности на себялюбии.
Любовь ради Бога, ради заповеди Божией, достойна награды, но любовь по естественной склонности или ради своей житейской выгоды, награды не заслуживает. Так, восходя постепенно все выше по лествице христианского совершенства, христианин дойдет, наконец, до высочайшей и труднейшей для естественного и невозрожденного человека заповеди о любви к врагам, которой заключает Господь первую часть Своей нагорной проповеди. И как бы желая показать, насколько исполнение этой заповеди уподобляет слабого и несовершенного человека Богу, Он и подтверждает, что идеал христианского совершенства и состоит именно в Богоуподоблении.
Это вполне согласно с Божественным планом, выраженным еще при сотворении человека: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Бытия гл.1 ст. 26). Божественная святость для нас недостижима, а потому здесь не равенство между нами и Богом имеется в виду, но некое внутреннее уподобление, приближение постепенное бессмертной человеческой души к ее Первообразу при помощи благодати.
Публикуется по изданию:
Архиепископ Аверкий (Таушев).
Четвероевангелие. М., 2007

Назад к списку

В жизни мы вынуждены постоянно контактировать с разными людьми – на учебе, работе, в гостях, дома. Но не все люди даже из близкого окружения вызывают у нас положительные эмоции. К кому-то мы относимся равнодушно, кто-то нас раздражает, а кого-то мы искренне ненавидим.

Таким образом, условно в нашем окружении существует 3 группы людей:

1. те, кто нам приятен, и с кем мы рады общаться;

2. те, к кому мы относимся равнодушно, т.е. общение с ними не вызывает у нас особых эмоций;

3. те, кто нам не приятен, и общение с ними вызывает у нас негативные эмоции.

Последняя группа людей доставляет нам больше всего расстройств и неприятностей, и естественное желание любого человека – свести общение с ними к минимуму. Но часто это весьма проблематично, особенно если неприятные нам люди есть среди коллег по работе или даже близких родственников. Что же делать в таких ситуациях?

Во-первых, не злиться на неприятелей, даже если делать это очень сложно. Это вам просто не выгодно, т.к. негатив, который вы пусть даже мысленно отправляете в адрес другого человека, рано или поздно вернется к вам, и вполне может обрести материальную форму. У меня ответ на негативные мысли часто приходит незамедлительно и в виде физической боли – только подумала о ком-то плохо, и тут же порезалась, обожглась или ударилась. Я воспринимаю это, как подсказку свыше, что нужно срочно избавляться от отрицательных мыслей.

Во-вторых, подумайте, почему данный человек появился в вашей жизни. Ведь нет ничего случайного в этом мире. Каждый человек в нашей жизни играет определенную роль, и, так или иначе, способствует нашему развитию. А боль обычно является самым лучшим учителем… И наши враги на самом деле являются для нас учителями.

Если кто-то раздражает вас одним только своим присутствием, возможно, вам необходимо проявлять больше терпимости к другим. В дальнейшем это качество сослужит вам хорошую службу, например, при ведении переговоров. Если кто-то вас обманул, то, скорее всего, он появился в вашей жизни, чтобы научить вас перестать быть излишне доверчивым, и в будущем это поможет вам избежать намного больших разочарований.

>ЗАПОВЕДЬ ИИСУСА ХРИСТА «ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ…»

И так далее.
Как только вы усвоите урок, неприятный человек исчезнет из вашей жизни или ваши отношения изменятся в лучшую сторону.

Духовные приемы — как научиться любить врагов?

В Нагорной проповеди Господь наш Иисус Христос призывает: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:43-45). Под врагом понимается всякий человек, который делает нам зло. В результате падения прародителей в мир вошел грех. Нормальные отношения между людьми нарушились, и вместо любви стал царить эгоизм. Бог желает преодоления этого искаженного состояния мира. В заповеди любите врагов ваших выражен основополагающий закон духовно-нравственного бытия мира: только добром может быть побеждено зло и исправлен мир. Ненависть, даже к человеку, делающему зло, умножает зло.

Иисус Христос не только дал эту великую заповедь, но и показал ее жизненную силу. Его искупительный подвиг на Голгофе является идеальным исполнением данной Им заповеди. Он, претерпевая страшные муки на Кресте просил Отца за распинавших и хуливших Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:34). Христиане, ученики Иисуса Христа, должны все совершать в образ Спасителя.

Мы имеем впечатляющие примеры любви к врагам, как среди древних христиан, так и среди тех, кто жил во время, близкое к нашему. Революционер И.Каляев бросил в карету великого князя Сергея Александровича бомбу, которая на куски разорвала его тело. Это было 4 февраля 1905 г., а 7 февраля супруга убиенного великая княгиня Елизавета Федоровна встретилась с Каляевым. Свидание было устроено в канцелярии арестного дома Пятницкой части г. Москвы. Она сказала арестованному: «Я хотела бы только, чтобы вы знали, что великий князь простит вам, что я буду молиться за вас…». Побуждая его к спасительному покаянию, она подала ему икону.

Христианская любовь не есть что-то неизменное. В каждом верующем она имеет разную меру полноты. Восходя постепенно все выше по лестнице христианского совершенства, последователь Иисуса Христа может дойти до исполнения труднейшей для невозрожденного человека заповеди о любви к врагам.

«Какие конкретные отношения, действия подразумеваются»? Жизнь разнообразна, и не возможно исполнение этой заповеди свести к перечню каких-либо действий. «Люби, и любовь сама тебя научит, когда как лучше поступить» (Блаж. Августин)

о.Иов Гумеров

Как полюбить нашего врага?

Возможно ли полюбить своего врага? И почему это так важно? Четвертая книга иеромонаха Григория, ученика преподобного Паисия Святогорца отвечает на эти вопросы и на примере святых отцов учит истинной любви. Любви, которая не делает различий на друзей и врагов, и, как ничто другое, приближает человека к Богу.

Часто, когда мы хотим оправдать себя, мы задаемся вопросом: «Разве возможно простить, и даже более, полюбить наших врагов?» Да, возможно! Первый, кто этому научил нас и доказал это Своей жизнью, — Христос, Который явил любовь Свою и Своего Отца, послужив даже до смерти на благо врагов, а не друзей, как говорит апостол Павел: Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5: 8).

«Благой и справедливый Бог не дал бы заповеди любить врагов, если бы не даровал нам и силы это исполнить», — пишет святитель Василий Великий.

Жизнь святых — это дополнительное доказательство того, что с помощью благодати Христа возможно полюбить наших врагов. Апостол Павел, к примеру, так полюбил своих врагов, как мы не любим даже своих друзей. Потому что кто из нас отдал бы свою жизнь, или еще более, предпочел бы попасть в ад за своих друзей?

Но апостол, который любил Христа как никто другой, готов был отделиться от Христа, лишь бы спаслись те, кто его бичевал и забрасывал камнями (см. Рим. 9: 3).

Блаженный Златоуст дает нам практический совет, как можно легче прощать наших братьев: смотреть на свои грехи и осуждать самих себя за них. Используя такой метод, мы оправдываем других и одновременно исправляем самих себя.

И еще важно помнить, что человек, делающий нам зло, влечется к этому дьяволом. Архимандрит Софроний (Сахаров) также рекомендует:

«Когда кто-либо делает тебе зло, не смотри на него, но на беса, который им двигает. Весь свій гнев направь на него, а не на человека, который им руководится и которого пожалей».

Преподобный Силуан Афонский пишет по своему опыту о любви к врагам: «Сначала понуждай сердце свое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем… Без благодати Божией мы не сможем любить врагов».

Некий святой старец сказал: «Если услышишь, что кто-то ненавидит тебя и обзывает, отправь ему какой-нибудь подарок, чтобы иметь дерзновение пред Христом во время Суда». Потому что «ничто так не умилостивляет Бога, как любовь ко врагам и благотворение обижающим нас», напоминает Златоуст.

Однажды спросили авву Зосиму: «Как достигнуть того, чтоб не гневаться, когда унижают и злословят другие?» Он ответил: «Кто в сердце своем считает себя ничтожнейшим, тот никаким унижением не возмущается».

Преподобный Аммон советует нам в похожих случаях: «Внимай тщательно себе, чего ради вышел ты из мира и зачем ты здесь, — и всячески старайся, когда кто-либо причинит тебе скорбь, молчать и отнюдь ни одного слова не произносить. Молчи, пока сердце твое не успокоится непрестанной молитвою, и потом уже помоги брату, который огорчил тебя».

Лучшая помощь брату, который нас огорчает и обижает, — это незлобное отношение к нему и молитва за него.

«Какой труд будет для тебя молиться за врагов? — спрашивает преподобный Зосима. — То же ли, что копать землю? Или идти дальним путем? Или потери имущественные? Благодари за обесчещение. Потому что таким образом ты становишься учеником святых апостолов, которые, возвращаясь из судилища после побоев, радовались, что сподобились за имя Христово бесчестие принять (см. Деян. 5: 41). И они, как чистые и святые, за имя Христово приняли бесчестие… мы же должны с благодарностью принимать бесчестие, исповедуя, что справедливо терпим за худые дела наши. Но наша окаянная душа, которая, зная свои нечистые дела и видя, что достойно терпит то, что терпит, сидит и, обманывая совесть свою, сплетает помыслы, говоря: он мне то и то сказал, он оскорбил меня и поносил… Что удобнее, как любить всех, и что приятнее, как быть любимым всеми? И какого утешения не имеют заповеди Христовы? — Но произволение не устремляется к исполнению их; ибо если бы устремлялось, то при помощи благодати Божией все было бы для него легко».

Святые смотрят на каждого человека глазами Любви, даже на того, кто враждует против них. Однажды, сидя во дворе своей бедной каливы, старец Паисий заметил неизвестного, который прятался в лесу и следил за ним. Было похоже, что этот человек ищет удобного случая, чтобы обворовать келью старца. Подумав, старец сказал себе: «Должно быть, несчастный испытывает нужду». Не медля ни минуты, он ушел из каливы, оставив дверь открытой. Вор свободно зашел внутрь, но, к своему огорчению, не нашел в жилище старца ничего достойного воровства, а лишь соломенный матрац и несколько предметов самой ничтожной стоимости. «Хотя, — рассказывал старец, — вор и был человек дикий, неотесанный, но увиденное тронуло его сердце. Потом он уже сам принес мне продуктов». Раскаявшись, вор попросил у отца Паисия прощения, и тот простил его от всего сердца.

***

Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Не питай ненависти к человеку, делающему тебе зло… Не проклинай обижающего тебя; иначе причинишь вред себе и плода лишишься… Ты скажешь: „Но как это возможно?“ Ты видишь, что Бог для тебя сделался человеком, что Он так уничижил Себя и так много пострадал за тебя, и еще ли спрашиваешь и недоумеваешь, как можешь ты прощать обиды равным себе? Не слышишь ли, что говорит Он на Кресте: Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34).

Об отношении к врагам

Преподаватель Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов и подвижник прошлого века преподобный старец Силуан Афонский за личным отношением человека к врагам усматривают «формулу» спасения его собственной души.

В этом году мы будем отмечать 1000-летие со дня кончины св. равноапостольного князя Владимира, планируются торжества. Важно помнить и чтить память святого крестителя и просветителя Руси – бесспорно. Но вспомним ли мы и о двух других великих святых, о братьях-страстотерпцах, погибших от рук родного человека в этом же году, вскоре после кончины их славного отца? Давайте вспомним, размыслив в период Великого поста, о не совсем обычных подвигах.

«Кенотический характер русского православия ознаменовался появлением первых русских святых — Бориса и Глеба — как страстотерпцев и мучеников за веру, то есть именно как кенотических подражателей Христу», — сообщает Википедия.

Ке́нозис (греч. κένωσις — опустошение, истощение; κενός — пустота), — говорится там же, — христианский богословский термин, означающий Божественное самоуничижение Христа через вочеловечение вплоть до вольного принятия Им крестного страдания и смерти. Термин взят из Фил. 2:7: «Уничижил Себя Самого, приняв образ раба…».

И далее тут же примечается, что история Бориса и Глеба дала некоторыем мыслителям русского Зарубежья, а также России повод говорить о специфике русской культуры и истории, об их пассивном и даже рабском начале.

Жертвенность святых страстотерпцев высоко оценивается обществом. В принципе. Но мысль о том, что этот поступок есть проявление слабости, жива и сегодня, в сознании людей далеких от Церкви. Часто и православных христианин посещают похожие мысли. «Жертва – это, конечно, хорошо, но с врагом нужно бороться»: от ветхозаветного «Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника» (Пс.57:11) до новозаветного «Нет большей любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин.15:13). Часто в этом контексте вспоминается концепция Льва Николаевича Толстого о «Непротивлении злу силою» и, как антитезис, труд «О сопротивлении злу силою» Ивана Ильина и т.д.

«Толстовское непротивление злу силою ведёт к равнодушию и торжеству зла», — утверждает студент КДА

И не разрешить дилемму одним махом… На первый взгляд.

«Кто не любит врагов, в том нет любви Божией»- мысль из сокровищницы нашего Предания. Старец Силуан Афонский вывел простую формулу спасения: «Научиться любить врагов». И еще старец говорил: «Обе заповеди Христа, т. е. о любви к Богу и о любви к ближнему, составляют единую жизнь, и потому если кто мнит, что он живет в Боге и любит Бога, а брата своего ненавидит, тот пребывает в заблуждении. Так вторая заповедь дает нам возможность проверить, насколько истинно живем мы в Боге истинном».

Проверим, живем ли мы в Боге истинном по «Силуану Афонскому»? Нет, не живем, и каждый день это себе доказываем. Возможно, читатель мыслит о себе иначе, что ж. О себе только знаю, что любить друга и брата не всегда выходит, что уж помышлять о врагах — если те, кто нам благо творят, ходят в немилости, то как могут быть любим тот, кто нам боль причиняет? Показать другому его место, завоевать свое право на уважении и власть, добиться справедливости – не этим ли, сплошь и рядом, занимается «номинальный христианин»?

И не вырваться из этого водоворота страстей самому. Вопрос о любви к врагам сегодня встал ребром, разделения, происходящие в стране, коснулись почти что каждого. Христианину не просто остаться сегодня со Христом, нельзя же читать молитву ко Отцу Небесному и одновременно — желать зла врагу своему… Не могу сказать, что вопрос об отношении к недругам для меня лично уже разрешился, но пример и четкие руководства к действию нашлись у тех, кто мудрее.

Далее о том, как себя вести с врагами: преподаватель Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов и подвижник прошлого века преподобный старец Силуан Афонский

Кандидат богословия отец Вадим Леонов в своей лекции «Кто такой Иисус Христос?» в рамках Православных просветительских курсов, отвечая на вопрос о святых благоверных князьях Борисе и Глебе, как первых кенотических подражателях Христа, останавливается на значении подвига страстотерпцев для каждого человека и всей русской культуры и истории.

Послушаем>>:

«Вы задали очень интересный вопрос о кенозисе в русской истории, как некоем прототипе, заложенном подвигом святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Да, они совершили свой христианский подвиг, отказавшись от вооруженного сопротивления Святополку Окаянному. Борис обладал и соответствующим талантом полководца, и мощной вооруженной ратью. Но при этом говорил: «Не подниму руку на брата своего». И брат убивает его. Смысл этого убийства св. Борис так и объясняет: «Пусть брат свою лютую ненависть успокоит в моей смерти». И все, тогда не будет больше проливаться братская кровь. Он понимает: окажи он сопротивление, начнется братоубийственная война. Чтобы этого не случилось, князь себя полагает в жертву и в этом смысле подражает Христу.

Вот здесь возможно провести параллель с жертвой Спасителя и можно говорить о кенотичности подвига Бориса и Глеба (Глеб поступает практически так же).

Но я не могу согласиться с мыслью, что это пассивная позиция. Помните, как апостол Павел говорит: «Не будьте побеждены злом. Но побеждайте зло добром» (Рим.12,21). Вот в данном случае и Борис, и Глеб демонстрируют, что они умеют сражаться не мечом и копьем, а именно благодатью Божию, следуя за Христом. Это была победа, не проигрыш. И история это подтвердила – они победили. Победили — именно переломив сознание, сформировав новое. Показали, что нужно жертвовать, нужно прощать, нужно миловать. Кенотическое поведение, если оно совершается ради Христа, это огромная сила!

Вспомните как поступает преподобный Серафим Саровский, когда он в своей дальней пустыньке подвергается нападению разбойников. У него, как вы помните, всегда за поясом был топорик и вообще то он был крепким таким человечком (об этом есть исторические свидетельства). А когда на него нападают разбойники, он складывает руки, и к топору не прикасается. Его избивают буквально до полусмерти, он еле-еле приползает в Саровскую пустынь. Но что потом происходит? Этих разбойников поймали и посадили в тюрьму, но преподобный Серафим говорит, что их нужно отпустить, простить. «Я их прощаю», — говорит старец. Жандармерия возражает: «Они совершили преступление и по законам Российской Империи должны сидеть в тюрьме». На что преподобный отвечает так: «Тогда я уйду из монастыря». Все понимают, что без такого старца Саровская пустынь обеднеет. И тогда этих разбойников отдают на поруки Серафиму, и он их преображает.

Понимаете, через свой кенотический подвиг он спасает их, спасает их души. Так, что такое поведение нельзя назвать «пассивным». Это как раз действие, но не через силу человеческую, а через силу Божию. И дай Бог нам овладеть этим оружием».

Архимандрит Софроний (Сахаров), как будто продолжая мысль современного богослова, в своей книге о старце Силуане Афонском пишет так: «Каждодневный опыт убеждает нас, что даже люди, приемлющие душою заповедь Христа о любви к врагам, — в жизни ее не осуществляют. Почему? Прежде всего потому, что любить врагов без благодати мы не можем; но если бы люди, понимая, что это превосходит их естественные силы, искали бы, как говорит Старец, от Бога благодатной помощи, то, несомненно, получали бы этот дар.
К сожалению, преобладает обратное явление, а именно: не только неверующие, но и исповедующие себя христианами, боятся по отношению к врагам действовать согласно заповеди Христа. Они полагают, что это выгодно только врагам; что враги, которые чрез черную призму ненависти представляются, обычно, не имеющими в себе ничего доброго, воспользуются их «слабостью», и на любовь ответят тем, что или распнут, или бесстыдно растопчут и поработят, и тогда восторжествует зло, олицетворением которого, вообще, представляется враг».
Старец Силуан – молитвенник за весь мир, человек, который четко для себя уяснил: без любви ко всем людям, в том числе к своим врагам – нет спасения. Книга архимандрита Софрония (Сахарова) о старце – кладезь мудрости и любви.

Далее приведем еще несколько целительных для ожесточенной души современного человека мыслей преподобного Силуана на тему любви и жертвенности в отношении к ближнему: «У Старца было глубокое и определенное сознание, что зло побеждается только добром; что борьба силою приводит лишь к замене одного насилия другим. Нам много раз пришлось беседовать с ним об этом предмете. Он говорил: «В Евангелии ясно сказано… Когда самаряне не захотели принять Христа, то Апостолы Иаков и Иоанн хотели свести огонь с неба, чтобы истребить их, но Господь запретил и сказал: не знаете вы, какого вы духа… Я пришел не погубить людей, а спасти (Лк. 9:52—56). «И мы должны иметь только эту мысль,- чтобы все спаслись».»Жаление врагов», не презрительное жаление имел он в виду, а «жалость» любящего сердца, — для него было показателем истинности пути Божьего».

«Господь весь закон и пророков свел к двум кратчайшим заповедям (Мф.22:40). А на Тайной Вечере, перед самым исходом Своим на крестную смерть, сказав Апостолам: «Нет большей любви, как если кто душу свою положит за друзей своих», тут же добавил: «Вы друзья Мои… Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:13—15). Так в этих немногих словах было сказано в с е. И без них — все законы, все пророки, все культуры — «ничто»».

А о ненависти и борьбе старец говорил так: «Чтобы устоять в любви Божией, необходимо, чтобы и гнев, и «ненависть» достигли последнего напряжения, но направляются они на живущий во мне грех, на действующее во мне зло, «во мне», а не в брате.
Вся сила сопротивления космическому злу сосредоточивается в глубоком сердце христианина, в то время как внешне он, по повелению Господню, «не противится злому» (Мф.5:39).
Сердце христианина всего боится, вплоть до малейшего движения мысли или недоброго чувства; оно тревожится за все, о всем болит и печалится, и вместе с тем ничего, ничего не боится, хотя бы «небо столкнулось с землею», хотя бы горы с шумом пали на главы наши всей своею мнимою тяжестью, глубокое сердце христианина пребудет в бесстрашном покое.
Христианин самое беззащитное существо; он под ударами всех и каждого; христианин — всем раб и всем попрание (1Кор.4:13), и вместе с тем он, и только он свободен и неприкосновенен в самом глубоком и совершенном смысле этого слова».

Во всей их полноте стали понятны слова Спасителя: «Нет большей любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин.15:13). Преподобный старец обращает наше внимание на то, что сказаны они были перед самым исходом Господа на крестную смерть. Вот она, любовь и жертва Христова! Умереть за всех — и за тех людей, кого прямо назвал Он друзьями своими, и за тех людей, которые Его распяли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *