Прорубь на крещение

Содержание

Окунаться ли в крещенскую прорубь?

В последнее время для многих стало традицией в ночь на 19 января — накануне православного праздника Крещения Господня — окунаться в прорубь. Нужно ли христианину непременно это делать и может ли быть от этого духовная польза, рассуждают священники Дионисий Каменщиков, Валерий Духанин, Филипп Пономарев и Владимир Гамарис.

***

«Окунаться в прорубь — русская благочестивая традиция,
не имеющая сакраментального значения»

диакон Филипп Пономарев Священник Филипп Пономарев:

— Окунаться в прорубь на праздник Крещения Богоявления — русская благочестивая традиция, не имеющая сакраментального значения, и Церковь никого не обязывает строго ее соблюдать. Собственно, об этом написано уже довольно много. Все зависит от желания человека. Но для многих верующих эта традиция имеет очень важное значение.

Например, в Москве, где я родился и вырос, традиция освящать вырубленную во льду купель массово возобновилась в девяностые годы. На Подворье Оптиной Пустыни в Останкине, которое сейчас является Подворьем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в праздник Крещения непременно служилась ночная служба, по уставу очень долгая, а утром, когда едва-едва брезжил рассвет, вокруг Останкинского пруда шел Крестный ход, после которого настоятель освящал специально вырубленную во льду купель. А потом окунались в освященной проруби старики, женщины, дети, конечно же, и взрослые мужчины — все, кто хотел. Было, однако, принято до купания подойти к священнику и взять на это благословение.

В этом смысле вопрос о том, что в ночь на Крещение необходимо идти под душ, выглядит довольно странным. Ведь если традиция «идти на иордань» восходит к Священной Евангельской истории, когда Спаситель принял Иоанново крещение в водах Иордана, то какое значение может иметь необходимость принятие душа в крещенскую ночь? Скорее это выглядит неким суеверием или заблуждением.

Действительно, масса людей на Крещение, не заходя в храм Божией и не задумываясь о глубочайшем смысле праздника — Богоявления Господня, стремятся окунуться троекратно в проруби просто потому, что им хочется прочувствовать какую-то экстремальную ситуацию в жизни, или, может быть, поднять душевный настрой, или просто «за компанию». В их жизни, конечно, это ничего не изменит: «Даст Бог — на будущий год еще искупаемся», — и все. Но я знаю по крайней мере один случай, когда человек, приехавший «на купания» с шумной компанией, после зашел в близстоящий храм, где ему кто-то доходчиво и аккуратно объяснил смысл того, зачем он только что окунался в ледяную воду. Юноша стал ходить в храм, на богослужения, потом исповедоваться и причащаться. Здесь, наверное, многое зависит от нас — людей, которые должны объяснять другим смысл и значение того или иного церковного действия, традиций, и делать это корректно и на доступном языке.

Я полагаю, что главной пользой через символическое окунание в «иордани» после богослужения для христианина может быть большее приобщение к реальности праздника Крещения — Богоявления Господня. Недавно мы праздновали Рождество Христово, славословили вместе с ангелами и пастухами Воплощение в мире «нашего ради спасения» Иисуса Христа. В праздник Крещения Господня Святая Церковь напоминает нам о великой тайне Бога Троицы, явленной всему миру более 2000 лет назад в водах реки Иордан. Это реальность, которой живет Церковь, и в которую призывается войти каждый христианин.

***

«Купание в проруби никакого отношения
к духовной жизни не имеет»

Священник Дионисий Каменщиков Священник Дионисий Каменщиков, руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии:

— По моему мнению, купание в проруби никакого отношения к духовной жизни не имеет. Это одна из традиций, которая, к сожалению, переросла в суеверие. Нужно подходить с рассуждением к подобным процедурам, беречь свое здоровье и не рисковать им. Людям, которые не ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, на мой взгляд, никакой духовной пользы от купания в проруби не будет. Многие из тех, кто традиционно погружается в прорубь на Крещение Господне, говорят потом, что по выходе из холодной воды они испытали облегчение и эйфорию: «Будто заново родился, все грехи в проруби оставил». Этому состоянию есть медицинское объяснение. Погружение в ледяную воду — большой стресс для организма. А при стрессе в кровь выбрасывается гормон адреналин, под воздействием которого и возникают подобные ощущения. Ничего общего с духовностью это состояние не имеет.

Люди считают, что, придя раз в год на Крещение к проруби, они тем самым ведут христианскую жизнь. Это глубокое заблуждение. Не нужно этим убаюкивать свою христианскую совесть. Также бытует мнение, что если человек окунется в проруби три раза, Господь тут же отпустит все его грехи. Это тоже неправда, потому что грехи отпускаются человеку в Таинстве Исповеди, и то при глубоком, сокрушенном и покаянном чувстве, когда человек изо всех сил покаялся перед Богом и начал вести борьбу с грехом. Именно тогда Господь, видя эти труды, и отпускает человеку грехи — опять же в Таинстве Исповеди, а не в проруби. Не бывает такого, что человек грешит весь год, потом приходит к проруби, окунается в ней три раза и освобождается от греха. Люди не понимают, что как жили они во грехе, так и будут жить, если не обратятся к истинному и глубокому покаянию и не приступят к исповеди.

***

«В крещенской воде нельзя не только купаться,
но даже нельзя крестить детей»

Протоиерей Владимир Гамарис Протоиерей Владимир Гамарис, настоятель Борисо-Глебского храма г. Раменское, Раменский район Московской области:

— На праздник Крещения Господня и накануне — в Крещенский сочельник — совершается великое освящение воды в память Богоявления на реке Иордан. Это святая вода великой агиасмы, великой святыни. В последнее десятилетие повсеместно стали распространяться купания в святой воде. К сожалению, зачастую люди и без молитвы, и в нетрезвом состоянии, и даже с нецензурными криками погружаются в ледяную воду. Не вспоминая о Господе Иисусе Христе, великий церковный праздник превратили в развлечение и повод для греха. Многие не знают, что в крещенской воде не только нельзя купаться, но даже нельзя крестить детей. Крещенскую воду, как великую святыню, следует раздавать для освящения домов, для благоговейного кропления. Её можно пить с молитвой и благоговением. Обычно пьют её натощак, но в особых случаях можно пить святую воду и поевши: при чрезвычайных обстоятельствах, при страшных искушениях, а также по традиции в самый день праздника.

Вот что читаем в настольной книге священнослужителя, изданной в конце XX века:

«Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим Таинством. О важности этих молитв говорит то, что даже в сокращенном чине Крещения «страха ради смертнаго», где опускается чин запрещения злых духов и Символ веры, молитва на освящение воды сохраняется.

Именно вода открывает нам значение Крещения. В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны Таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях. Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основных стороны этой символики. Во-первых, вода — первичная космическая стихия. В начале творения «… Дух Божий носился над водой» (Быт. 1:2). Одновременно она — символ разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и основа смерти, разрушительная сила: таков двойственный образ воды в христианском богословии. И наконец, вода — символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все Священное Писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Мы встречаем воду в самом начале книги Бытия, где она знаменýет само творение, Космос. Когда же «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…» (Быт. 6:5), Он обрушил праведный гнев Свой на человеков и омыл грехи их в водах всемирного потопа. Господь повелел Моисею установить умывальницу в скинии и наполнить ее водой для омовения рук и ног первосвященника перед совершением жертвоприношений Богу. Как знамение завершения Ветхого Завета и начала Нового, святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана. И Сам Господь Иисус Христос освятил водную стихию, приняв Крещение от Иоанна…

Употребление при Крещении Богоявленской воды, как и вообще святой воды, допускается только в тех случаях, когда разрешается употребление даже неосвященной воды, то есть при Крещении младенцев мирянами страха ради смертного».

То есть даже для Крещения младенцев воду великой агиасмы нельзя применять кроме случаев самых чрезвычайных, когда нельзя освятить обычную воду для Таинства Крещения. Младенца нельзя в ней крестить, а пьяным дядькам можно в ней купаться?!

По вере вашей будет вам. Но и испытывать, искушать Господа Бога своего нельзя. Нельзя рисковать здоровьем детей и собственным здоровьем в надежде, что Бог сохранит нас, если мы поступаем безумно. Сколько людей получили инфаркты от резкого погружения в ледяную воду, сколько детей получили воспаления лёгких из-за переохлаждения! Враг рода человеческого диавол старается из всего доброго, церковного, святого вынуть внутреннюю духовную спасительную сущность, заменив внешним, пустым, не имеющим связи с Господом Иисусом Христом и вечным спасением души. Вроде бы Пасху отпраздновали, поехав на кладбище и выпив там водки, — а по сути только нагрешили и о Христе Воскресшем даже и не вспомнили. Вроде бы Крещение отпраздновали, с гиками и криками окунувшись в ледяную воду, — а по сути и не вспомнили об очищении души от греха и без всякого благоговения отнеслись к святой воде великой святыни. Вроде бы новый год радостно встретили — да не вспомнили, что Новый год от Рождества Христова, что не изменению цифры в календаре своего гаджета надо радоваться, а Воплощению Сына Божьего, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес…

***

«Если человек погружается в крещенскую прорубь,
пусть это будет для него символом обновления»

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

— В нашей русской традиции вообще очень распространено погружение в святые источники, причем в любое время года. А ключевая вода — всегда холодная, круглый год там температура около 4 градусов. Это такой своего рода народный аскетизм, когда русский православный человек, посещая святое место, непременно окунается в источнике — он старается соприкоснуться со святыней как можно теснее. В день Богоявления мы вспоминаем Крещение Самого Господа Иисуса Христа, и кто-то тоже погружается в только что освященную прорубь, чтобы по образу Спасителя полностью окунуться.

Конечно, купание в проруби не является непременной принадлежностью праздника Крещения. Церковный устав этого специально не предписывает. Это сложившийся благочестивый обычай, так что не надо упрекать тех, кто не привык к моржеванию и боится погрузиться в ледяную воду. Ведь главное назначение святой воды — пить ее понемногу, окроплять свое жилье, святая вода должна содействовать нашей духовной жизни. Принеся из храма святую воду, надо покропить ею все комнаты, а потом по утрам с молитвой пить натощак и принимать как благословение Божие. Вот это важно, а не принятие душа в день Крещения или непременное погружение в ледяную прорубь.

Надо учесть особенности здоровья разных людей. Ведь Христос принял Крещение не в зимней российской проруби, а в более теплом Иордане. Как же быть? Если в прорубь погружается христианин со слабым здоровьем, например, с больным сердцем, для которого само погружение в ледяную прорубь является не очень полезным стрессом, то к этому мое личное отношение будет, пожалуй, двояким. Либо, как говорится, «по вере вашей да будет вам» — и за веру погружающегося Господь убережет его от нежелательных проявлений болезни, а может быть, даже и исцелит. Либо, если нет у тебя крепкой веры, то, как говорится, «не искушай Господа Бога твоего», не бери на себя подвиги, которые не соответствуют твоим силам.

Есть люди, которые нечасто ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, но на Крещение обязательно погружаются в прорубь. Иногда они говорят, что такое погружение смывает с человека все грехи. Нужно помнить, что все грехи с человека смываются только в двух случаях — в таинстве Крещения, когда человек вступает в Церковь и крещается во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и при таинстве Исповеди, которое, кстати, называется вторым крещением. Впрочем, хорошо уже то, что невоцерковленные люди чтут церковный праздник хотя бы таким образом. Может быть, это служит какой-то предварительной ступенью на пути к серьезной церковной жизни, и пока они ограничиваются такой ощутимой внешней формой приобщения к празднику Крещения Господня через погружение в прорубь.

Если человек погружается в прорубь в день Крещения, то пусть это будет для него символом обновления, чтобы после этого стараться вести жизнь так, как заповедал Христос, чтобы принятое погружение стало новым стимулом следовать за Спасителем на всех путях своей жизни. И как ты не боишься погружаться в ледяную прорубь, так же не бойся менять свою жизнь от греха к добродетели, не бойся придти в храм, исповедать свои тайные грехи, воздерживаться от того, что оскверняет нашу душу — и тогда ты примешь от Господа Иисуса Христа подлинное обновление и радость жизни.

>В прорубь на Крещение? А зачем?

Православный экстрим

Протоиерей Виталий Шинкарь, клирик Свято-Георгиевского храма Кишинева:

Протоиерей Виталий Шинкарь

Традиция крещенских купаний вполне по-человечески понятна – это некий поступок, возможность, окунувшись в ледяную воду, показать свою удаль молодецкую.

Говоря на языке современного искусства, это акционизм – человек решает свою религиозную проблему через какое-то лихое действие.

Я думаю, такое поведение свойственно всем типам религиозности, но это именно языческое явление, которое имеет отношение к примитивным человеческим представлениям о взаимоотношениях неба и земли. Человек считает, что существует некая технология, внутри которой не обязательна вера, но которая позволяет штурмовать небеса усилием своей удали.

Вообще, купание в источниках – это повсеместно культивируемая традиция. Сегодня во всех паломнических центрах, монастырях висят объявления, на которых красными чернилами написано: «Купание в источниках». Что это означает, какую пользу приносит, никто толком не знает, но эта традиция начинает постепенно распространяться и за пределами России.

Однажды я видел, как на Афоне, у источника святого Афанасия остановился автобус русских паломников, и все мужчины побежали голышом окунаться. Мимо проходили греки, для которых все происходящее, конечно, было серьезным переживанием. А теперь, насмотревшись на русскую действительность, и у нас в Молдавии, и в других странах тоже начались все эти купания и окунания.

Это языческий подход к действительности, когда человек вступает в отношения с Небом через какую-то обожествленную материю и овеществленные предметы.

Некое механическое благочестие – разделся, в воду окунулся – и всё, ты уже весь духовный. Это как бы инициация – испытать холод, жар, боль. Все равно что хлористый кальций внутривенно – не лечит, зато чувствуешь жар каждой клеточкой. И поэтому подобные традиции остаются и даже культивируются.

К сожалению, если какая-то традиция существует в нашем обиходе более 20–30 лет, она становится чуть ли не догматическим элементом. Но надо говорить честно, традиция купаний – не церковная, и нам надо по отношению к ней немного «опротестантиться», то есть удалить языческий налет.

К сожалению, отношение к крещенским купаниям внутри самой Церкви не имеет единообразия – кто-то практикует купания внутри прихода, даже при участии священников, кто-то категорически против, кто-то смотрит на все происходящее как на народную традицию. А нужно вырабатывать общую церковную позицию, и тогда, хотя бы внутри Церкви, мы сможем честно и единомысленно говорить о крещенских купаниях.

А пока что у нас так: один сказал, что окунаться в прорубь хорошо, другой назвал купания великой русской традицией, третий – жидовско-масонской ересью, а четвертый вообще во всем обвинил проклятую Америку.

В результате же происходящие сегодня на Крещение купания – это некий православный экстрим, отношения к которому у каждого свое.

Фото: Марина Лысцева

«Братия и сестры моржи! Любите ли вы Христа?»

Священник Сергий Круглов: Попытки как «правых», так и «левых» навести в деле купания на Крещение единообразие и порядок, насадить ту или иную точку зрения («Это язычество!» или: «Это исконное православие, только бесы святой воды боятся!») растут из одного корня – советского, из отсутствия свободного и осознанного отношения к жизни, из желания, чтобы раз и навсегда сказали, «как правильно».

Жизнь же – жительствует, и факт сей жизни таков: окунались и окунаться будут.

Священник Сергий Круглов. Фото Анны Гальпериной

Я сам лично? Нет, ни разу не окунался и не собираюсь, возможно, моя жизнь от этого чем-то обеднена, но – каждому свое, каждый проживает только свою жизнь, поспеть за всем и попробовать всё немыслимо.

Я только-только начал с трудом понимать, что такое жить во Христе, пытаюсь еще и делом хоть как-то это попробовать, на прочее – немощных смертных сил моих уже не хватит, а к числу таинств Церкви, без которых жизнь во Христе невозможна, купание в зимней иордани не относится.

Но тех, кто хочет окунаться, отговаривать тоже не собираюсь. Повторю: велик Божий мир, жизнь человеков многообразна, захотят пойти окунуться – меня не спросят. И, кстати, по тому только факту, что человек «для здоровья» ныряет в ночь с 18 на 19-е января в прорубь, судить о том, что Он отпал от Христа, не стану – о таких вещах Сам Христос судит, только Он знает, «что в человеке».

Единственное, что было бы полезно – присутствующим при сем окунании священникам, раз уж это дело маркируется как церковное, делать время от времени перерывы и, призывая всех ко вниманию, просто и внятно говорить людям примерно следующее:

«Братия и сестры моржи! Хочу вам напомнить некоторые вещи. Если кто думает, что крещенская вода смывает грехи – тот ошибается, это неправда. Да, святая агиасма – святыня, но грехи смываются покаянием, в таинстве исповеди и исправлении своей жизни по заповедям Христовым. Правда, вы такие слова и словосочетания навыкли слышать, потому объясню попроще: если мы хотим иметь жизнь, а не смерть – надо наладить живое общение с Богом. Жизнь дает только Он Сам, потому что нас любит. А мы Его? Вот вопрос важный.

В Церкви есть для налаживания общения со Христом важнейшие способы: знать Его через Священное Писание и через Тело и Кровь Его, то есть через участие в евхаристической жизни Церкви, это прежде всего, и это самое главное. Так что, дорогие моржи, желаю вам здравыми изойти из сей проруби, а затем, если кто хочет – прийти в Церковь, чтоб побольше разузнать о Христе и о том, как быть с Ним.

Посему, кто сейчас «для сугреву» пьян – протрезвитесь, кто некрещен – сначала пройдите в любом близком к вам храме Божием курс катехизации и креститесь, кто крещен – отодвиньте в сторону красочные мечты про «волшебную воду» и лубочные «богатырские традиции», и все – возьмите в голову помысел: кто я? и кто мне Бог? не пора ли мне к Нему вернуться по-настоящему, чтобы как-то изменить себя и свою жизнь?

И (повторю – кто хочет, ведь невольник не богомольник) приходите, будем пытаться разобраться вместе. Жизнь свою, мозги свои и сердце, желания и претензии свои менять, да еще так, чтоб со Христом – да, тяжело. А без этого никак. Без этого вы хоть весь год в этой проруби просидите, толку не будет».

Фото: Марина Лысцева

Между кощунством и приобщением благодати Духа Святого

Протоиерей Игорь Прекуп:

Когда дело касается крещенского купания, то, прежде всего, отношение к этому действу зависит от самого человека, который окунается, от его духовного состояния.

Во-первых, человек может желать купаться на Крещение, считая это данью традиции, возможностью проникнуться некой солидарностью со своими предками, которые также окунались в прорубь на Крещение, почувствовать родовое единство.

В этом нет ничего плохого, но и духовного смысла в таком купании немного. Если люди думают, что через окунание на Крещение они поддерживают традицию и укрепляют духовные связи, это параллельно духовному смыслу крещенского купания.

Протоиерей Игорь Прекуп

Другое дело, когда купание для человека – это то, что связывает его с тем самым Крещением Христа. Если для человека эта прорубь не просто место обрядового купания, а окно в тот самый евангельский день, фрагмент Иордана здесь, сейчас, в данном месте, то при таком символическом отношении человек действительно приобщается тем самым евангельским иорданским водам.

Потому что человек, совершающий такое купание, думает о Боге, ради Него это делает. И тогда это окунание – форма приобщения благодати Духа Святого.

Но у меня есть большие сомнения, что большинство окунающихся на Крещение именно так относятся к своему купанию. Часто во время массовых купаний люди думают о чем угодно, только не о смысле праздника. Для многих людей крещенское купание – просто развлечение, очередная забава, сопровождаемая визгами, криками со всевозможными традиционными словосочетаниями, выражающими острые ощущения, не говоря уже о всевозможных «вспомогательных средствах» эмоционального подъема. Такое купание даже не параллельно празднику и его смыслу, а против него.

Если человек просто моржует в любой другой день, в любой другой проруби, не посвященной празднику Крещения, пусть изгаляется как хочет. И все идиоматические выражения, которые он себе позволяет при этом купании остаются на его совести в этот момент, как и в любой другой момент его жизни. Это быт, культурное времяпрепровождение.

Но когда прорубь посвящена именно событию Крещения Господня, да еще и вырублена в виде креста, чтобы помочь человеку настроиться должным образом, не говоря уже о совершенном здесь чуть ранее водосвятии, а человек окунается так, будто его в парк аттракционов привели, я воспринимаю такое поведение как кощунство.

Поэтому если человек решил поучаствовать в крещенском купании и не хочет кощунствовать, пусть он сначала должным образом настроится, осознает смысл праздника, при этом не даст и окружающим своим легкомыслием сдвинуть себя в сторону от этого здравого настроя, а потом совершает окунание в прорубь-Иордань.

Крещенские купания: Для чего люди окунаются в прорубь, и почему она называется «иордань»

Немногие задумывались над тем, откуда появилась на Руси столь экстремальная славянская традиция — купаться в лютый мороз в проруби. Она корнями уходит глубоко во времена древних скифов, окунавших своих младенцев в студеную воду, когда христианства еще и в помине не было. А вот массовые купания в проруби-иордани, приуроченные празднику Крещения Господнего — это совершенно новый обряд.

Немного из истории о крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей

Согласно евангельской истории о крещении Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, во время обряда омовения на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно глас Всевышнего с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом Иоанн всенародно засвидетельствовал предназначение Иисуса Христа как Мессии, пришедшего на землю спасти мир.

И согласно священному писанию, после своего крещения Иисус, ведомый Святым Духом, ушел в пустыню, дабы в одиночестве, молясь и постясь подготовить себя к выполнению миссии, ради которой он был послан на землю. Сорок дней он ничего не пил и не ел. Сорок дней и ночей его искушал дьявол голодом, гордыней и верой, пытаясь обольстить и соблазнить на грех.

Богоявление и Крещение Господне

Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. Однако католики и православные чтят это событие в разные дни, что связано с разным календарным летоисчислением. В народе его также называют праздником Иордана, так как именно на этой реке Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в 30-летнем возрасте.

В это время особое внимание уделяется воде, которая в крещенский день приобретает магическую чудотворную силу.

«В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей»

Издавна по православной традиции повсеместно 19 января во льду замерзших рек вырубали полыньи в виде креста, называвшихся «Иорданью». К ним в больших городах и селениях с раннего утра совершался крестный ход.

Шедший впереди всех священник окроплял путь всей процессии, за ним несли крест, большие выносные иконы и маленькие монастырские, после шествовали все церковнослужители согласно рангу, а за ними — верующий народ.
Ниже по течению от «иордани», как правило, была бельевая прорубь, в которую окунались смельчаки после того как главный священник опускал напрестольный крест в воду. По их представлению вода мгновенно в это время делалась святою. Остальных же верующих священник окроплял просто водою.

В основном окунались в студеную воду те, кто «святошничал» и грешил на Святках, дабы очиститься от греховной скверны в освященной воде, а некоторые купались просто «для здоровья», проявляя таким образом силу духа. И это все невзирая на лютый мороз, как правило, всегда сопутствующий этому празднику.

Из исторических летописей известен факт о Иване Грозном, любившем похвастаться перед изумленными иностранными послами доблестью и удалью своих бояр. Он заставлял их в морозные дни снимать шубы и окунаться в прорубь, всем своим видом показывая удовольствие. Причем, все это делалось не в рамках традиций православия, а именно в традициях воинской доблести.

Любопытным фактом является то, что обычай массово окунаться в Крещенскую прорубь появилась совсем недавно. Со слов протоиерея Георгия Рощина: «… купание в полынье — „Иордани“ на Богоявление — это не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя российская традиция… Прежде, до революции, совершались крестные ходы на „Иордани“ с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало».

На самом деле масса людей, которая не ходит в Храм Божий и не задумывается о глубочайшем смысле праздника — Богоявления Господня. Думая, что единожды в году, окунувшись трижды в прорубь, можно считать, что ведут они христианский образ жизни.
А так как купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой — это способ очиститься от грехов и на себе проверить Божественную силу. Однако это глубокое заблуждение — человек не может грешить целый год, а потом, окунувшись в прорубь, освобождаться от греха. Это может быть для него лишь символом обновления.

К слову, в Болгарии, Македонии и Греции есть давняя традиция вылавливать из воды брошенный деревянный крест. Достать его со дна считается очень почетно и желающих, как правило, было всегда немало. Народное название этого праздника в Болгарии — «Йордановден», а в Македонии — «Водицы».
Почему православные и католики празднуют Рождество Христово в разные дни можно прочесть в .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

В праздник Крещения на водоемах соберутся любители окунуться в полынью. Каким правилам нужно следовать при купании в проруби, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала врач-терапевт — заведующий отделением профилактики 34-й центральной районной клинической поликлиники Елена Кункевич.

— Купание в ледяной воде — это сильный стресс для организма, не всегда завершающийся без опасных последствий для человека, — отмечает специалист. — Важно помнить: купаться нужно в прорубях, специально оборудованных у берега, желательно под присмотром спасателей и медицинских работников. Категорически запрещено делать проруби для крещенских купаний самостоятельно в не предусмотренных для данной цели местах. Нелегальные купели опасны для здоровья и жизни, так как неизвестно, какая толщина льда, не всегда есть оборудованный спуск в прорубь, также нельзя предугадать реакцию организма на погружение в ледяную воду.

— Какие заболевания являются противопоказанием для того, чтобы окунаться в полынью?

— Крещенские купания в проруби — процедура для подготовленных людей («моржей»), которые закаливают организм годами и адаптированы к переохлаждению. Не каждый организм может выдержать резкий перепад температур, поэтому иногда отмечаются случаи потери сознания, повышения артериального давления и гипотермии. При окунании в холодную воду возрастает риск спазма сосудов и инсульта. Поэтому запрещено купаться в проруби людям, страдающим заболеваниями сердца, ожирением, артериальной гипертонией, аритмией, эпилепсией, склонным к судорогам. Ледяная вода опасна для тех, кто страдает от болезней органов дыхания, например астмы, бронхита, гайморита, фронтита. Также являются противопоказанием некоторые кожные заболевания: псориаз, экзема. Следует воздержаться от купания мужчинам, которые страдают простатитом, аденомой предстательной железы, и женщинам с гинекологическими заболеваниями. Не рекомендуется погружаться в ледяную воду больным сахарным диабетом, тиреотоксикозом, глаукомой, конъюнктивитом. Не принесет пользы крещенское погружение людям, страдающим от бессонницы, склонным к невротическим реакциям, находящимся на учете у психиатра.

— Можно ли погружаться в полынью детям?

— Врачи категорически запрещают купаться в мороз детям. У маленьких детей, особенно у младенцев, еще несовершенная система терморегуляции. Обморожение может произойти очень быстро, и родители просто не успеют этого заметить. Последствия такого купания очень серьезные: пневмония, менингит либо другое заболевание центральной нервной системы.

— Каких правил стоит придерживаться до, во время и после купания?

— За два-три часа перед купанием следует плотно подкрепиться, однако категорически запрещено употреблять алкоголь. На водоем необходимо взять с собой сухую одежду для переодевания (махровый халат), полотенце, шерстяные носки, теплую шапку, удобную обувь. Не забудьте термос с горячим сладким чаем. Подходить к проруби нужно медленно, в легкоснимаемой и нескользкой обуви, например в специальных резиновых тапочках. Перед купанием стоит как следует разогреться: побегать, попрыгать, поприседать.

По словам специалиста, не рекомендуются прыжки в воду и погружение с головой — это увеличивает потерю температуры и может привести к шоку от холода. Окунаться лучше всего по шею, чтобы избежать рефлекторного сужения сосудов головного мозга.

— Находиться в воде нужно не более 20 секунд, если вы новичок. Те, кто регулярно закаляется, могут находиться в воде не более одной минуты. Выйдя из проруби, нужно растереть себя как следует махровым полотенцем и надеть сухую одежду. Затем согрейтесь горячим чаем из термоса, — советует Е. Кункевич.

Фото из архива МН

Крещенские купания: как окунаться, правила и запреты, кому нельзя купаться, адреса купелей

Зимние православные праздники, которые начались с Рождества и продолжились Святками, завершаются Крещением. Крещение Господне, в православии объединенное с Богоявлением, является одним из важнейших христианских праздников.

Поскольку Крещение связано с водой (согласно Евангелию, пророк Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа в водах реки Иордан), в этот день у христиан принято погружаться в открытые водоемы. Многие верующие на Крещение совершают паломничество в Израиль и там окунаются в священные воды Иордана. Места паломничества охраняет армия, иногда из соображений безопасности верующих не пускают к реке, и воду из Иордана наливают в большие бадьи, в которые можно погружаться.

По традиции считается, что все воды в этот день являются святыми, поэтому окунаться можно в любой открытый водоем. Эта традиция издревле была известна на Руси, еще с дохристианских времен. Окунаясь в ледяную прорубь, древние славяне «смывали» с себя грехи, «обновляясь» перед новым земледельческим годом.

Традиция крещенских купаний сохраняется и поныне, сегодня этот обряд поддерживается властями и церковью, хотя для православных и не является обязательным.

Подробнее о традициях праздника Крещение Господне читайте в материале Федерального агентства новостей.

Когда окунаются в прорубь на Крещение

Праздник Крещение отмечается 19 января. Окунаться в прорубь церковь рекомендует в специально подготовленные купели (которые на Руси издревле называют иорданями) с 18 часов 18 января до восьми утра 20 января. Однако считается, что крещенская вода сохраняет свою «святость» еще до двух недель, так что совершить этот обряд можно и позже.

Освящение воды в храмах проводится вечером 18 января, а днем 19 января водосвятие проводится у открытых водоемов. Святая вода, которую верующие берут в церкви, считается целебной, раньше ее даже использовали в качестве лекарства. А вот воду из открытых водоемов, в том числе освященных, использовать для питья опасно, даже после кипячения.

Крещенские купания в Москве

Как сообщили Федеральному агентству новостей в пресс-службы мэрии Москвы, в столице будет обустроено 60 площадок для крещенских купаний, которые будут открыты с 18 часов 18 января до вечера 19 января. У каждой иордани будут организованы дежурства сотрудников МЧС, а также медиков, кроме того власти откроют там пункты обогрева и горячего питания, а также временные ларьки.

В местах крещенских купаний появятся теплые раздевалки и туалеты, а спуски в воду оборудуют противоскользящими настилами. Власти позаботятся об освещении в темное время суток, о временных парковках, а также о своевременной уборке территорий вокруг мест погружения.

Также в Москве будут организованы специальные купели, в том числе в центре города, в основном у храмов.

На портале «Окно в город» будут организованы прямые трансляции крещенских купаний из различных районов города. Это поможет горожанам, желающим совершить этот обряд, сориентироваться по месту и времени купания.

Столичные власти ожидают, что в крещенских купаниях примут участие более 180 тысяч москвичей. Все подробности на сайте мэрии Москвы.

Крещенские купания в Петербурге

В Петербурге главная городская иордань традиционно будет организована у стен Трубецкого бастиона Петропавловской крепости. Купели (обычно у Петропавловской крепости их две, а также около двадцати в других местах) будут работать всю ночь с 18 на 19 января и весь день 19 января. Водосвятие у Петропавловской крепости с участием митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия пройдет в полдень 19 января.

У главной городской купели будут организованы теплые раздевалки, пункты питания и обогрева, предусмотрена и концертная программа.

С полным списком крещенских купелей в Петербурге, который обычно не меняется из года в год, можно ознакомиться на сайте петербургского МЧС.

Кому нельзя купаться

Купание в проруби не является обязательным обрядом. Погружение в ледяную прорубь категорически противопоказано людям с целым рядом заболеваний. В первую очередь это касается заболеваний почек и сердечно-сосудистой системы. Подробнее о том, кому нельзя купаться, также сообщается на сайте МЧС по Петербургу и области.

Также МЧС напоминает, что, собираясь совершить погружение, нужно соответственным образом экипироваться и ни в коем случае не согреваться алкоголем.

Можно ли купать в проруби детей

Медики относятся к такой практике скорее отрицательно, особенно, когда температура наружного воздуха ниже восьми — десяти градусов. Особенно настоятельно врачи не рекомендуют окунать в ледяную в прорубь грудничков. Что касается здоровых детей постарше, а также школьников и подростков, тут медики более лояльны и считают, что это полностью зона ответственности родителей или законных представителей несовершеннолетних.

МЧС напоминает, что, планируя совершить погружение вместе с ребенком, нужно позаботиться о его экипировке. Для купания ребенка в крещенской проруби нужно запастись большим полотенцем и махровым халатом, а также комплектом сухой одежды. Во время купания на ребенке должен быть купальный костюм или специальная рубашка, а также резиновая шапочка. Необходимы нескользящие тапки или шерстяные носки, в которых можно купаться. После окунания ребенка нужно быстро переодеть и дать ему горячее питье.

Подробности читайте на сайте петербургского МЧС.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *