Псалом 89 на русском

Моисей, единственный из пророков, назван в Ветхом Завете человеком Господним. Его жизненный опыт и шествие перед лицом Творца являются примером верности Богу.

В Псалтыре эта древнейшая песня отличается авторством, принадлежащим Моисею.

Значение псалма

Исследователи писания так и не нашли причины, которая легла в основу уникального псалма. Псалом 89 — единственная молитва Моисея, включенная в книгу песен Господних, написанная пророком на склоне жизни, после выхода из сложных жизненных ситуаций при поддержке Господа.

В 89 псалме Моисей молит Бога быть милостивым к его народу

Человек Божий, не один раз переживший личную встречу с Творцом, написал молитву-ходатайство перед Всевышним обо всех живущих на земле.

Важно! Читая Псалом 89 на русском языке, христиане вместе с великим пророком Моисеем могут размышлять и утверждаться в величии и совершенстве Бога, сопоставляя Его бессмертие и краткость человеческих дней на земле.

В Псалме 89 псалмопевец дает ответ о причине гнева Господнего на еврейский народ, во время выхода из Египта, это неверность, неверие и неисполнение Заповедей.

Толкование Псалма Моисея

В самом начале молитвы Моисея мы читаем о возвышении Бога, утверждении защиты и помощи Его во все наши дни, когда Творец является единственным прибежищем в дни житейских бурь.

1 Молитва Моисея, человека Божия

2 Господи, Ты прибежище наше из рода в род!

3 Прежде чем встали горы и была создана земля и вселенная, от века и до века Ты есть!

4 Не подвергни человека унижению, ибо Ты сказал: «Возвратитесь в землю, сыны человеческие!»

5 Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, уже минувший, и как время стражи ночной.

6 Ничтожны годы людские; быстро увянет жизнь, подобно траве: утром она расцветет и скоро поникнет, к вечеру осыплется цвет ее, пожелтеет она и засохнет.

7 Ибо изнемогли мы от гнева Твоего и от ярости Твоей пришли в смятенье.

8 Взираешь Ты на беззакония наши, озаряешь нашу жизнь сиянием лица Твоего.

9 Ибо дни наши убывают, и мы от гнева Твоего изнемогаем.

10 Годы жизни нашей развеиваются, точно паутина; мера лет наших — семьдесят лет, если же в силах мы, — восемьдесят лет, к тому же скорбь и болезни; этим обретаем мы смирение и назидаемся.

11 Кто познает силу гнева Твоего, и в страхе пред Тобой кто постигнет ярость Твою?

12 Посему яви мне спасающую десницу Твою и людей, укрепивших сердце мудростью!

13 Обрати взор Твой к нам, Господи! Доколе гневаться будешь? Умилосердись над рабами Твоими!

14 Да исполнимся поутру милости Твоей, Господи, и возрадуемся и возвеселимся;

15 Во все дни наши возвеселимся мы за дни, когда смирял Ты нас, за годы, когда испытали мы зло.

16 Воззри на рабов Твоих, на творения Твои, и наставь сыновей их!

17 И да осияет нас свет Господа Бога нашего. Деяния рук наших исправь, исправь дела рук наших!

Моисей подчеркивает, что все, небо и земля сотворены Богом, который есть Альфа и Омега, Начало и Конец.

  • Жизнь человека мимолетна, пророк в стихе 4 умоляет Творца провести человеческую душу по жизни так, чтобы в конце жизни человек не был унижен, отвержен, отдан во власть сатаны. Только тело христиан возвращается в прах, а душа праведника уходит к Творцу, в Небеса, откуда и пришла по воле Всевышнего.
  • Стихи 5-6 описывают, насколько короткая жизнь земная, для Господа тысяча лет, как один день, а жизнь людей — цветок, распустившийся утром и завянувший к ночи. Человек, который заботится больше о земных благах, должен задуматься над этими словами.

Все суета сует, написал царь Соломон, если в этом нет Бога.

Земная жизнь пролетает мгновенно, люди суетятся вокруг материальных благ, забывая о любви к Творцу и ближнему, ибо это единственная дорога, ведущая в вечность. Земная жизнь и пребывание в вечности — синонимы, одно, есть продолжение другого.

Нет праведного, без греха, человека на земле, Господь — Судья строгий, в гневе Он наказывает нас, порой приходит в ярость от беззаконий человеческих, но все это для блага людей. Находясь в гневе Господнем, человек начинает каяться, исповедоваться, отказываясь от грешной жизни. Лицо Творца открывается перед грешником во всем величии и свете, когда приходит чистота души и сердца.

  • 9-11 стих снова подчеркивает кратковременность жизни. Что такое 70 — 80 лет по сравнению с вечностью, если основная их часть состоит из скорбей, болезней, суеты и тщетных страданий.

Благ человек, который в силе ярости Господней разглядит руку спасения. Творец вел еврейский народ через пустыню 40 лет, наказывая за ропот и грехи, хотя эту дорогу можно пройти за 2 недели.

Так и в жизни христиан, кто-то быстро приходит к благодати Создателя, живя по Его Законам, другие ходят вокруг нее годами, оставаясь в грехе.

Псалом 89 в православии обычно читают во время похорон

  • Во второй части Псалма 89 Моисей обращается к Богу в мольбе возвратить милость Свою, вернуть радость, даровать веселие народу после трудного перехода через пустыню.

Пророк Моисей не просит Господа больше не наказывать евреев, наоборот, он умоляет по-прежнему наставлять сыновей, исправлять дела рук человеческих, чтобы воссияла слава Господня над всем миром.

Когда читается псалом 89 в православии

По православной традиции послание Моисея читается во время похорон христиан, ибо нет лучшего напоминания для людей, оставшихся жить, о скоротечности жизни и суете.

В отличие от завета Христа этому псалму не хватает веры в вечную жизнь, спокойного отношения к смерти, когда все мы возвращаемся в Отчий дом. Иисус Христос Воскрес, Духом Святым Он всегда рядом.

Читая песню-наставление, многие христиане находят ответы на свои неисполнившиеся воззвания к Всевышнему, проходя личный путь из плена обстоятельств, собственный Египет.

Священство советует читать Псалом 89 в период засухи, чтобы Господь послал дождь. Под засухой можно понимать все житейские проблемы, а дождь — изобилие Божьей благодати, изливающаяся помощь для их решения.

Псалтырь. Псалом 89

Пророк Моисей — это самый известный вождь и законодатель еврейского народа. Именно он организовал исход евреев из Древнего Египта, а также сплотил израильский народ. Еще в глубокой древности, когда говорили о Моисее, присоединяли эпитет «человек Божий». После 40 лет скитания по пустыне и был написан им псалом 89.

Текст молитвы псалом 89

На церковнославянском языке с ударениями

1 Молитва Мои́сеа челове́ка Божия,

2 Го́споди, прибе́жище был еси́ нам в род и род.

3 Пре́жде да́же гора́м не бы́ти и созда́тися земли́ и вселе́нней, и от ве́ка и до ве́ка Ты еси́.

4 Не отврати́ челове́ка во смире́ние, и рекл еси́: обрати́теся, сы́нове челове́честии.

5 Яко ты́сяща лет пред очи́ма Твои́ма, Го́споди, я́ко день вчера́шний, и́же мимои́де, и стра́жа нощна́я.

6 Уничиже́ния их ле́та бу́дут. Утро я́ко трава́ мимои́дет, у́тро процвете́т и пре́йдет: на ве́чер отпаде́т ожесте́ет и и́зсхнет.

7 Яко исче́зохом гне́вом Твои́м, и я́ростию Твое́ю смути́хомся.

8 Положи́л еси́ беззако́ния на́ша пред Тобо́ю: век наш в просвеще́ние лица́ Твоего́.я.

9 Яко вси дни́е на́ши оскуде́ша, и гне́вом Твои́м исчезо́хом,

10 ле́та на́ша я́ко паучи́на поуча́хуся. Дни́е лет на́ших, в ни́хже се́дмьдесят лет, а́ще же в си́лах, о́смьдесят лет, и мно́жае их труд и боле́знь: я́ко прии́де кро́тость на ны, и нака́жемся.

11 Кто весть держа́ву гне́ва Твоего́, и от стра́ха Твоего́, я́рость Твою исчести́?

12 Десни́цу Твою та́ко скажи́ ми, и окова́нныя се́рдцем в му́дрости.

13 Обрати́ся, Го́споди, доко́ле? И умоле́н бу́ди на рабы́ Твоя́.

14 Испо́лнихомся зау́тра ми́лости Твоея́, Го́споди, и возра́довахомся, и возвесели́хомся,

15 во вся дни на́шя возвесели́хомся, за дни в ня́же смири́л ны еси́, ле́та в ня́же ви́дехом зла́я.

16 И при́зри на рабы́ Твоя́, и на дела́ Твоя́, и наста́ви сы́ны их.

17 И бу́ди све́тлость Го́спода Бо́га на́шего на нас, и дела́ рук на́ших испра́ви на нас, и де́ло рук на́ших испра́ви.

На русском языке

1 Молитва Моисея, человека Божия.

2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.

3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.

4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие!

5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.

6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;

7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.

8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.

9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.

10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.

11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?

12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.

13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.

14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.

15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.

16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;

17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.

История написания

Псалом 89 принадлежит Моисею. В псалме Моисей воспевает величие Господа, а затем изображает греховность и ничтожество человека перед Ним. Моисей молит Бога о том, чтобы Он смиловался над евреями. Псалом был написан к концу земной жизни Моисея, после его скитания в пустыне.

Для чего читают псалом 89?

По церковной традиции псалом 89 читают во время похорон христиан, потому что нет лучшего напоминания людям о скоротечности жизни. Также псалом читается о ниспослании дождя во время сильной засухи.

Во время церковной службы принято читать тексты на старославянском языке, но дома разрешено читать псалом 89 на русском языке. Перед чтением необходимо зажечь лампадку у икон, и отвлечься от всех мирских дел. Нужно, чтобы все посторонние мысли не мешали вашему общению с Богом.

Толкование псалма Моисея 89

Для того чтобы понять смысл данного псалма, нужно разобрать каждый его стих по отдельности:

  • Стих 1-3: псалмопевец говорит о неизмеримости существования Бога. Только он для всех людей защита и укрытие;
  • Стих 4: говорит о том, насколько же мимолетно человеческое бытие;
  • Стих 5-6: Моисей описывает, насколько коротка земная жизни, а для Господа тысяча лет, как один день. Человек же цветок, который может распуститься утром и завянуть вечером;
  • Стих 7-12: повествует о том, что все грехи человека не тайна для Бога. Они вызывают гнев и ярость у Всевышнего;
  • Стих 13-17: это мольба о возвращении милости Господа народу. В этих стихах Моисей просит Бога о том, чтобы Он не оставил его народ после его смерти.

Жителю Слюдянки Александру Ветрову исполняется 80 лет

Газета Слюдянка от 04 июня 2012
Категория: Слюдянский район : О районе
Предыдущая статья | Следующая статья

«При большей крепости — 80 лет»

В одной из древнейших книг «Библии» — «Псалтири» — чело­век Божий Моисей более двух тысяч лет назад пророчески из­рек о жизни человека на Земле: «Дней лет наших семьдесят, а при большей крепости восемь­десят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо прохо­дят быстро, и мы летим» (Пса­лом 89, стих 10).

Все, кто ныне перешагнул этот рубеж, 80 лет, — это, как правило, люди самоотвержен­ного труда, целеустремлен­ные. Их отличают лучшие че­ловеческие качества -трудо­любие и ответственность, тер­пимость и терпеливость, ми­лосердие и сострадание.

Все, кто родился в нашей стране в тяжелые 30-е годы прошлого столетия, перенес­ли большие тяготы жизни. Их детство прошло в скудости, и даже в нищете и голоде. На их долю в это время выпали тя­желые военные годы и после­военная разруха. Но это по­коление отличилось большой -жаждой к знаниям и труду. Свою молодость, силу и энергию они по­святили строительству социализ­ма и «светлого будущего». Они его построили и даже увидели его раз­рушение. И при всем этом выжи­ли.

Я восхищаюсь этим поколением. Прошедшее через горнило испы­таний это поколение имело способ­ность больше отдавать, нежели брать. Их добрые семена посеяны отчасти и в нашем поколении.

Для меня примером трудолю­бия и ответственности всегда был мой папа — Александр Иванович Ветров. Ему 11 июня исполнится 80 лет. А родился он в 1932 году в небольшой деревне Алтайского края в бедной крестьянской семье. Но, несмотря на тяжелую житейс­кую нужду, на большую скудость, четверо сыновей в их семье росли послушными и трудолюбивыми.

В 1950 году папа закончил 10 классов с отличием. В этом же году семья переехала в Иркутскую об­ласть на станцию Мегет. Папа по­ступил в Иркутский горно-метал­лургический институт, который окончил успешно в 1955 году, по­лучив диплом с отличием по спепиальности «горный инженер-элек­тромеханик».

В 1957 году волею судьбы папа приехал в Слюдянку. На тот мо­мент у него было два года горного подземного стажа. С собой привез жену и пятилетнего сына, а через три месяца родилась дочка — ав­тор этих строк.

Тридцать лет (до 1987 года) папа трудился на карьере «Перевал», пройдя всю технологическую цепь производства. Сначала был стар­шим инженером отдела главного механика, с 1962-го по 1970-й, в самые трудные годы становления и реконструкции предприятия, работал начальником подвесной ка­натной дороги. Затем был назна­чен на должность главного меха­ника предприятия. А в июне 1987 года ушел на заслуженный отдых с должности главного инженера предприятия, на которой трудил­ся 8 лет.

Уже со школьного возраста я помню, что жизнь нашей семьи была тесно связана с папиной ра­ботой. Это частные ночные звон­ки, ликвидации каких-то аварий. Все, кто трудился в эти годы ря­дом с моим папой, отзываются о нем очень хорошо.

К выходу на пенсию он был как выжатый лимон, уже перенеся к этому времени тяжелый инсульт и трагическую смерть сына. Но еще тяжелее ему было потому, что пришлось смотреть на разруше­ние того, что создавалось порою ценой жизни. Это называлось «пе­рестройкой». Для поколения мое­го папы лучше названия и не при­думаешь. Перестраивались и пе­рекраивались на новый лад души человеческие.

На пенсии папа отдохнул 12 лет и снова пошел трудиться, теперь уже сторожем, потому что пенсия была небольшая, а здоровье подо­рвано. Но, слава Богу, выжил и по­бедил. Победил систему на выжи­вание. Исполнились слова из Биб­лии: «… А при большей крепости — 80 лет; и самая лучшая пора их -труд и болезнь…». И крепость оказалась совсем не в физической силе, а в силе духа.

11 лет назад папа овдовел. По­теряв любимую жену, он все силы, внимание и здоровье отдает семье дочери — внукам и правнукам. Мои сыновья и четверо правну­ков очень любят и уважают деду Сашу.

62 года папа прожил в Слюдянке. Очень любил рыбалку на Бай­кале, и, надо сказать, всегда был удачливым рыбаком. Сколько по­мню себя, без омуля мы не жили.

Вот уже третий год папа вре­менно проживает со мной в дерев­не –восстанавливает здоровье пос­ле вторичного тяжелого инсуль­та. Став инвалидом в 73 года, папа не сложил руки, а, наоборот, тру­дится, не покладая рук. Хотя пра­вая рука у него не действует до сих пор, да и нога «не слушается». Но он не дает себе поблажки. Зи­мой постоянно делает физические упражнения, а летом, во время огородных работ, всю нагрузку перекладывает на левую сторону. И, надо сказать, успешно. Наш не­малый плодово-овошной участок в деревне с приездом папы забыл о сорняках. И тут его трудолюбие нашло применение.

Очень много доброго я еще мог­ла бы написать о своем отце и все­гда благодарю Бога за такого папу. Его жизнь достойна подражания и как мужа, и как отца, и как дедуш­ки.

О таких трудягах стоит писать, чтобы в будущих поколениях ос­талась память о них — о русских рабочих и русских крестьянах.

80 лет — это начало долголетия, и благодарю тебя, папа, за твою жизнь. Живи долго, и пусть Бог дает тебе силы.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

Этот псалом принадлежит Моисею, известному вождю и законодателю еврейского народа, как видно из присоединения к этому имени эпитета «человека Божия», преимущественно еще с глубокой древности усвоенного именно Моисею (см. Втор. 33:1; Нав. 14:6; Дан. 9и др.). В этом псалме Моисей, исповедуя сначала необыкновенное величие Божие, изображает далее ничтожество и греховность человека пред Ним, говорит о заслуженных бедствиях, пережитых евреями и молит Бога быть к ним милостивым. Из содержания псалма можно заключить, что написан он при конце жизни Моисея, после сорокалетнего странствования, пред вступлением евреев в Палестину, когда они уже понесли наказание от Бога за свое неверие к Нему.

Ты, Господи, вечен и неизменяем: Ты существовал раньше образования гор; поколения людей сменяются, тысячи лет пред Тобою, как один день, но Ты один и тот же (1–6). Мы исчезаем от Твоего гнева за грехи свои: жизнь наша сократилась (7–11). Научи нас, Господи, мудрости, умилосердись и излей на нас Твое благоволение (12–17).

Пс.89:2. Господи! Ты нам прибежище в род и род.

«Прибежище в род и род» – Господь, начиная со времени избрания Авраама, всегда был благосклонен к евреям, а так как один Бог вечен, то прочную и постоянную защиту можно найти только в Нем.

Пс.89:4. Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!»

Человек пред Ним – полное ничтожество. Господь «возвращает человека в тление» – по закону Бога человек со смертью снова возвращается в ту землю, из которой он и взят.

Пс.89:5. Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.

Пс.89:6. Ты как наводнением уносишь их; они – как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;

Господь вечен, пред Ним тысяча лет, как вчерашний день, т. е. бесследно, а потому незаметно исчезнувший момент; как «стража в ночи» (охрана ночная), делившаяся на три части (смены), которые для спящего проходят совершенно незамеченными. Годы человеческой жизни поэтому ничтожны пред вечностью Бога; жизнь человека можно сравнить с травой, которая утром появляется, а к вечеру высыхает. Человеческие поколения уничтожаются, они уносятся как бы от наводнения.

Пс.89:7. ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.

Пс.89:8. Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.

Пс.89:9. Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.

Пс.89:10. Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.

От лица народа Моисей исповедует пред Богом греховность и заслуженность посылаемых на него бедствий и лишений. Народ погибал от божественного гнева (вероятно, разумеется здесь гибель евреев за время сорокалетнего странствования по пустыне); потому что Господь знает как все их поступки («беззакония наши пред Тобою»), так даже и мысли и чувства («тайное наше пред светом лица Твоего» – наша жизнь ясна, открыта пред Тобою). Следствием грехов евреев и кары за них от Бога была бедность, непрочность их внешнего благополучия и сокращение продолжительности жизни. Жизнь их обеднела и сократилась; она стала такой же кратковременной сравнительно с жизнью предшествующих поколений, как короток звук. Продолжительность жизни определяется теперь 70-ю годами, до 80-ти доживает более сильный. Но и эта, конечная пора человеческой жизни, которая должна бы быть самым лучшим временем, так как здесь человек должен бы пользоваться спокойно плодами своей предшествующей трудовой жизни, однако, характеризуется полною слабостью, беспомощностью и болезнями («труд и болезнь»).

Пс.89:11. Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?

Пс.89:12. Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.

Народ еврейский вызывал ранее своим поведением Божественный гнев и если он не исправится и теперь, то «кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?» Кто может знать, в чем еще проявится Твой гнев над ним? Кто может предсказать и заранее пересчитать виды бедствий? Чтобы избежать возможных в будущем бедствий, Моисей молит Бога научить «счислять дни» – дорожить днями жизни для приобретения благочестия и укрепления в мудром и достойном следовании Его заповедям.

Пс.89:13. Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.

Пс.89:14. Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.

Пс.89:15. Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.

Теперь Моисей молит Бога услышать молитву народа о милости, чтобы Господь наполнил их последующую жизнь своим благословением взамен тех бедствий, какие они пережили до сего времени.

В богослужении этот псалом употребляется на 1-м часе. Как вступление в Палестину было для евреев началом новой жизни, так восход солнца начинает собою новый день жизни человека: как тогда Моисей молился за слабых евреев перед Богом, так и в православном богослужении Церковь его словами молит Бога за благополучие верующего в наступающем дне, сознавая слабость его сил в деле устроения спасения.

Псалом 89 — слушать и читать текст. Толкование.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 89

Толкование Псалма 89

IV. Книга IV (Пс. 89-105)

В этом разделе 17 псалмов, и все они, за исключением трех, — анонимны. Псалом 89 был написан Моисеем, а Псалмы 100 и 102 — Давидом.

Вечное бытие Бога псалмопевец противопоставляет скоропреходящему бытию человека; сетуя, что дни человеческие проходят под знаком Божиего гнева, он молит Всевышнего, чтобы в сострадании Своем Он даровал народу Своему успех в его трудах и радость среди его печалей.

Согласно имеющейся надписи, которая в русском тексте соответствует стиху 1, Пс. 89 является Молитвой Моисея, человека Божия (сравните Втор. 33:1). И хотя многие толкователи Библии не соглашаются с этим, серьезных оснований отвергать авторство Моисея нет. Будучи принятой, она, однако, не помогает установить повода написания псалма.

В процессе 40-летнего скитания евреев по пустыне и гибели за это время целого поколения их, вышедшего из Египта, поводов могло представиться немало. Существует предположение, что Пс. 89 был написан Моисеем к концу его жизни, перед вступлением еврейского народа в землю обетованную. Очевидно, перед нами самый древний из 150 псалмов, составляющих Псалтирь.

А. О мимолетности человеческого бытия (89:2-12)

Пс. 89:2-6. Псалмопевец говорит о несоизмеримости существования вечного Бога и смертных людей, для которых (здесь подразумеваются евреи, познавшие этого Бога) Он из поколения в поколение является защитой и укрытием (стих 2). «Земля и вселенная» (стих 3) в еврейском тексте переданы двумя синонимами; поэтическое слово тебел, переведенное как «вселенная», означает плодоносную, производящую жизнь, часть земли. Слово это часто встречается в Псалтири.

Мысль о мимолетности человеческого бытия выражена в стихе 4: Господь, «живущий» над границами времени, «возвращает» человека в тление, или в «прах», из которого он был создан (стих 4).

Для вечного Бога, существующего вне времени, и тысячелетие исчезает мгновенно и бесследно, словно один день, который прошел. Стража в ночи (сравните Пс. 62:7) составляла примерно четыре ночных часа, т. е. «стражами» измерялись три, очевидно, ночных периода (Суд. 7:19, где речь идет о среднем из таких периодов); для спящего человека одна стража пролетала мгновенно.

Человека, чья жизнь мимолетна, Моисей уподобляет траве, которая, едва зазеленеет, как уже и засыхает (стих 6 сравните с Пс. 36:2; 101:5,12; 102:15-16; Ис. 40:6-8).

Пс. 89:7-12. Грехи явные, как и тайные беззакония людские, которые вовсе не тайна для Бога, вызывают гнев и ярость Всевышнего, от которых люди мечутся в растерянности (мы в смятении; стих 7) и «исчезают» с лица земли. Все дни наши прошли под знаком гнева Твоего (стих 9), сетует Моисей, возможно, имея в виду годы, проведенные евреями в пустыне, где Бог нередко карал Свой народ за согрешения его и отступления от заповедей закона.

По сравнению с годами патриархов, сократилась жизнь их, и теперь они живут семьдесят, а при крепком здоровье восемьдесят лет, грустно замечает автор псалма, и лучшая их часть проходит в тяжелом труде, либо в болезнях. Быстро… проходят они, и мы летим (в значении «бесследно улетают наши дни»). Кто знает до конца силу гнева и ярости Твоих, и в чем еще проявятся они! — восклицает Моисей.

Кто может по мере посылаемых Тобою бедствий (страха Твоего) предсказать те, которые ожидают впереди (очевидно, так следует понимать окончание стих 11). Но Ты знаешь, сколь быстротечны дни наши, подразумевает он, прося Бога, во избежание новых бедствий, научить людей так счислять дни (стих 12) их жизни, чтобы по ходу их обретать мудрость и благочестие.

Б. Мольба к Богу (89:13-17)

Пс. 89:13-17. Это мольба о возвращении народу милости Господней: Обратись, Господи! Умилосердись над рабами

Твоими. После всего пережитого нами (стих 15) дай нам радоваться и веселиться во все дни наши.

В стихе 16 Моисей молит Бога, чтобы дело Его, ради которого Он отделил для Себя народ, который вывел из Египта, продолжалось и в нынешнем и в последующих поколениях евреев-да знают и «сыны рабов Твоих» славу Твою. И благоволение, и помощь Его во всем (в деле рук наших споспешествуй нам) да пребудут со всеми ними (стих 17), просит псалмопевец.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

В чем помогает верующему чтение молитвы псалом 89

Просмотров: 2883

Христианский текст 89 псалма, открывающего четвертую книгу псалмов, необычный: это единственный псалом в еврейской, славянской и латинской Библиях, авторство которого принадлежит великому пророку еврейского народа Моисею.

Согласно толкованию, 89 псалом – самый древний в книге псалмов, написанный Моисеем на склоне лет, и носящий поучительный характер. В самом начале псалма автор его почтительно назван человеком Божиим, и следует отметить, что в ветхозаветной традиции это единственный пророк, заслуживший подобное именование.

Христианский псалом 89 в помощь истинно верующим

В тексте 89 псалма Моисей много размышляет над величием совершенного и бессмертного Бога, над его непостижимостью для человеческого ума, и противопоставляет ему существование смертного человека, полное грехопадений. Кроме того, он поясняет евреям причины гнева, который Бог неоднократно изливал на Свой избранный народ, начиная от египетского рабства и заканчивая сорокалетним блужданием по пустыне: это, конечно, нерадивое исполнение Его заповедей. Читать и слушать онлайн текст православного псалма 89 церковь советует во время засухи, чтобы Господь даровал дождь.

Слушать на видео православную молитву псалом 89 на русском языке

Читать церковный текст молитвы псалом 89 на русском языке

Молитва Моисея, человека Божия.

Господи! Ты нам прибежище в род и род. Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог. Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие! Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи. Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает; ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего. Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим. Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего? Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое. Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими. Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши. Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие. Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя; и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.

Православный Псалтырь, текст молитвы псалом 89 на церковнославянском языке

Господи, прибежище был eси нам в род и род. Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века ты eси. Не отврати человека во смиренiе, и рекл eси; обратитеся, сынове человечестiи. Яко тысяща лет пред oчима твоима, Господи, яко день вчерашнiй, иже мимо иде, и стража нощная. Уничижeнiя их лета будут; утро яко трава мимо идет, утро процветет и прейдет; на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет; яко изчезохом гневом твоим, и яростiю твоею смутихомся. Положил eси беззаконiя наша пред тобою, век наш в просвещенiе лица твоего. Яко вси днiе наши оскудеша, и гневом твоим изчезохом; лета наша яко паучина поучахуся; днiе лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, oсмьдесят лет, и множае их труд и болезнь; яко прiиде кротость на ны, и накажемся. Кто весть державу гнева твоего, и от страха твоего ярость твою изчести? Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости. Обратися, Господи, доколе? и умолен буди на рабы твоя. Исполнихомся заутра милости твоея, Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся; во вся дни нашя возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны eси, лета, в няже видехом злая. И призри на рабы твоя и на дела твоя, и настави сыны их. И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи.

Псалтирь 89 псалом

Комментарии МакДональда

IV. КНИГА 4 (ПСАЛМЫ 89 – 105)

Псалом 89: Похоронный звон

Позвольте мне воспользоваться силой воображения, чтобы объяснить вам этот псалом. Действие происходит в Синайской пустыне. Прошли годы с тех пор, как лазутчики вернулись в Кадес-Варни со своим плохим отчетом. Народ так и продолжает бродить по пустыне, никуда не приходя. Это бесполезное движение.

Каждое утро в шатер Моисея приходит вестник со свежими новостями о погибших. Это новости о смертях, смертях, смертях и снова смертях. Самые распространенные новости – это некрологи, и пустыня кажется все увеличивающимся кладбищем. Каждый раз, когда народ снимается с лагеря, позади остаются свежие могилы.

В тот день Моисей, человек Божий, почувствовал, что силы его иссякли. Изнемогая от скорби по растущему числу погибших, он вернулся в свой шатер, пал ниц на землю и излил свою душу в молитве к Богу.

89:1, 2 Сначала, посреди бренности и временности существования, он находит утешение в вечности Господа. Все остальное уходит и исчезает, но Бог неизменен, Он – дом и прибежище для

Своего народа. От вечности до вечности, Он есть Бог, «бесконечный, вечный и неизменный в Своем бытии, мудрости, силе, святости, справедливости, благости и истине».

89:3, 4 Безвременности Бога резко противопоставляется краткость человеческой жизни. Кажется, что Бог постоянно издает указ: «Возвратитесь в прах!» – и нескончаемая очередь людей постоянно движется к могиле. Для Того, Кто вечен, изначальная продолжительность человеческой жизни – около тысячи лет – не более, чем день вчерашний или стража в ночи.

89:5, 6 Даже Моисею человеческая жизнь кажется недолговечной, как сон. Ты спишь, ты видишь сон, ты просыпаешься и не осознаешь, что время летит. Иначе говоря, жизнь как трава – свежая и зеленая утром, но увядшая и иссохшая вечером. Сперджен сказал, что она «посеяна, взросла, провеяна, обмолочена, и ее больше нет».

89:7-10 Смерть – следствие грехопадения, и Моисей понимает, что происходящее в пустыне случается по воле Божьей. Все воины, которым было больше двадцати лет в момент исхода из Египта, умрут и не увидят Ханаана. Звук погребального колокола – знак недовольства Бога Его народом, который встал на сторону неверующих лазутчиков и не пошел в Ханаан, как призывали Иисус Навин и Халев. Их беззакония и тайные грехи Ему известны, они постоянно печалят и раздражают Его. В результате израильтяне живут под тенью мрачной тучи Его гнева, на них обрушиваются бурные воды Его гнева. Некоторые живут отведенный им срок – семьдесят лет, а некоторые и восемьдесят. Но даже в таком случае их жизнь была тяжелой. Одна болезнь следовала за другой. Малейший труд был для них тяжек. А вскоре сердца их остановились, и они покинули этот мир.

89:11, 12 Человек Бога страшится Божьего гнева и ярости. Кто, спрашивает он, может достаточно почитать Его, думая о безбрежности Его гнева? Мысль о нем побуждает нас ценить каждый день своей жизни и повиноваться Ему всегда, чтобы это принесло вечную пользу.

89:13, 14 Моисей молится о том, чтобы Господь обратился к Своему народу с милостью. Неужели Его гнев будет пылать вечно? Неужели Он не умилосердится и не насытит их рано милостью Своей, чтобы они прожили оставшиеся дни спокойно и счастливо?

89:15, 16 Далее Моисей молится о том, чтобы впереди Израиль ждали многие годы радости – и было их не меньше, чем лет бедствия, которые они видели. Они уже видели, как Его могущество проявилось в делах суда; теперь он просит, чтобы Господь показал другую сторону Своего характера и совершил дела благодати.

89:17 Наконец, ходатай просит Господа благосклонно взглянуть на Свой избранный народ на земле и сделать все его дела плодотворными: «в деле рук наших споспешествуй нам».

Традиционно Псалом 89 часто читают на христианских похоронах. И не случайно, потому что он напоминает нам о краткости жизни и о том, что не нужно тратить время зря. Но псалму этому недостает уверенности и спокойствия, которое обрели верующие в новозаветную эпоху. Христос принес нам «жизнь и бессмертие через Благую Весть». Мы знаем, что смерть для нас – приобретение; она позволит нам освободиться от тела и оказаться дома, с Господом. Поэтому мрачное настроение Псалма 89 вытесняется радостным и победным упованием верующего в Христа. Смерть утратила свое жало, могила потерпела поражение. Верующий может петь:

Смерть побеждена! Скажи это радостно, будь полон веры;

Где сейчас победа, которой хвалилась могила?

Иисус жив! Твои врата больше не будут безрадостными;

Иисус жив, Он могуч и силен, Он спасает нас.

Фанни Дж. Кросби

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *