Пушкин и лицей

Форма учеников в Царскосельском лицее

Для воспитанников Царскосельского лицея была установлена специальная форма: повседневная и праздничная.

Повседневная форма состояла из следующего набора одежды:

  • синие сюртуки (приталенные куртки до колена) с красным воротником;
  • панталоны (брюки) синего цвета;
  • ботфорты.

Праздничная одежда содержала:

  • однобортный мундир темно-синего цвета, со стоячим воротником красного цвета и подобными красными обшлагами (отворотами на рукавах); на воротнике были две петлицы (нашивки): золотые для второго курса, серебряные для первого курса;
  • белые панталоны (штаны);
  • белый жилет;
  • белый галстук;
  • ботфорты (высокие сапоги);
  • треугольная шляпа.

Под одежду надевалось специальное нательное белье, которое менялось 2 раза в неделю.

Во время войны с Наполеоном ученикам были сшиты тулупы на заячьем меху — к Петербургу приближались вражеские войска, лицеисты готовились покинуть учебное заведение, и им нужна была теплая одежда в дорогу.

Конечно же, ученики быстро росли, и периодически им шилась новая форма.

Известно, что во время той же войны с Францией, когда обеспечение лицея стало более скудным, форму сшили не такую нарядную, как при поступлении.

Это было очень скромное одеяние: серые брюки и такого же цвета коротенький сюртук (мундир). В такой одежде лицеистов даже путали с церковными певчими, что для них было оскорбительно.

После войны ситуация с формой исправилась.

Лицейские годы Пушкина

Лицейские годы Пушкина стали началом его творческой знаменитости. Именно здесь писатель заслужил уважение «первого русского поэта» Г. Р. Державина, а также похвалу других известных в те времена поэтов и писателей. Годы обучения в лицее, в котором А. С. Пушкин обрел настоящих друзей, навсегда запомнились писателю. Данный материал, который расскажет кратко о лицейских годах Пушкина, поможет при подготовке к уроку литературы в 5 классе.

Годы учебы

В 1810 году недалеко от Санкт-Петербурга основывается новое учебное заведение для дворянских детей – Императорский Царскосельский лицей, в 1811 году он уже принимал своих первых учеников. Данное учреждение и учеба А. С. Пушкина в нем занимает особое место в биографии знаменитого русского писателя и поэта.

А. С. Пушкин в лицее оказывается благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину, известному в те времена писателю. Двенадцатилетнему мальчику удалось продемонстрировать на вступительных испытаниях свои блестящие знания. 19 октября 1811 года – дата, которую писатель запомнил до конца своей жизни. Эта дата связана с особыми воспоминаниями о лицее и о тех людях, с которыми он сблизился там.

Период обучения в лицее занимал 6 лет: с 1811 по 1817 годы. За это время происходило становление А. С. Пушкина как личности и как поэта.

Становление поэтической личности

За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял огромного усердия в учебе, он отличался отсутствием прилежания. Точные науки подростку давались тяжело, а вот в словесных науках А. С. Пушкин преуспевал. Он был участником поэтического кружка, был автором различных эпиграмм и памфлетов, которые издавались редколлегией лицея. Учеба в лицее стала для начинающего писателя огромным жизненным и творческим опытом.

После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвященные народу и Родине.

В 1815 году Александр Сергеевич сдает переходный экзамен, заключавшийся в прочтении своего стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» Г. Р. Державину. Знаменитый поэт высоко оценил произведение А. С. Пушкина и назвал начинающего поэта своим преемником. Это становится началом его блестящей карьеры. Уже через год после экзамена, еще находясь в лицее, А. С. Пушкин работает над стихотворениями и пьесами для императорской семьи. Такие знаменитые лица, как В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков положительно оценивали творчество А. С. Пушкина.

Дружеские связи

Рассказ о годах учебы невозможен без упоминания той дружеской атмосферы, которая царила в лицее. У А. С. Пушкина были хорошие отношения как с воспитанниками лицея, так и с лицейными преподавателями, которые отмечали природный ум писателя.

Несмотря на то что А. С. Пушкин часто ссорился с другими лицеистами и вступал с ними в конфликты, писателю удалось найти в лицее настоящих друзей, о которых А. С. Пушкин будет всю жизнь вспоминать с теплотой. Именно в Царскосельском лицее поэт познакомился и подружился с И. И. Пущиным, А. А, Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, И. В. Малиновским. С А. С. Пушкиным их объединяло не только то, что они находились в одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми сокровенными мыслями.

Годы, проведенные А. С. Пушкиным в лицее, навсегда стали ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве великого поэта и писателя.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лицейские годы Пушкина», рассмотрит период становления творческой личности А. С. Пушкина, который уже в это время становится известным поэтом.

Друзья Пушкина по Царскосельскому лицею

Царскосельский лицей задумывался как учебное учреждение, в котором великие князья будут учиться вместе с дворянскими детьми.

То есть Александр Сергеевич Пушкин мог учиться вместе с наследниками царя, претендующими в будущем на престол.

Но этим планам не суждено было осуществиться, и Пушкин провел 6 лет своей юности совсем с другими людьми — выходцами из знатных семей абсолютно разного достатка.

Кто были эти люди, в каких отношениях они состояли с Пушкиным — поговорим об этом более подробно.

1. Иван Иванович Пущин

Прозвища: «Жан», «Жанно», «Большой Жанно» на французский манер за излишнюю романтичность и «Иван Великий» — в честь одноименной московской колокольни, так как Пущин был высокого роста.

Пущин стал самым первым и «бесценным» лицейским другом Пушкина. Они познакомились в Петербурге еще во время поступления. Почти сразу они стали близкими друзьями, так как их взгляды во многом совпадали.

Позже их комнаты в лицее будут находиться рядом: у Александра №14, а у Ивана — №13. На прогулку три раза в день они ходили в паре.

По характеру Пущин был медлителен и упорен, в беседе был неуемным и мог долго говорить.

Учителя характеризовали его как умного, прилежного, способного и благородного. Он был дружен со всеми сокурсниками.

После лицея Иван войдет в круги декабристов, из-за чего его отправят на каторгу на 20 лет.

Пушкин посвятит ему следующие строки:

«Мой первый друг, мой друг бесценный!..»

«Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья,..»

«…Ты не забудешь дружбы нашей,
О Пущин, ветреный мудрец!..»

Дружба Пушкина и Пущина сохранилась до конца их дней.

2. Антон Антонович Дельвиг

Прозвище: Тося, Тосенька (уменьшительно-ласкательное от имени Антон).

Дельвиг славился своей ленью.

На лекциях он открыто спал, уроками в отведенное время не занимался, постоянно откладывая их на потом и предаваясь лености.

Естественно за это его часто наказывали преподаватели, и успеваемость от этого тоже страдала.

Вторым его пороком было вранье.

Он мог рассказывать разные истории и небылицы, которые якобы с ним происходили.

А если он повторял историю, мог приплести новые факты, которые противоречили прежнему рассказу.

Несмотря на это друзья любили его. Он никому не делал зла, никогда ни с кем не спорил — ему было проще согласиться с оппонентом. Тося был прекрасным слушателем. Он писал стихи.

Именно Дельвиг подсказал Пушкину отправить свои стихи в журнал «Вестник Европы» для печати.

Александр посвятил ему следующие строки:

«Друг Дельвиг, мой парнасский брат,
Твоей я прозой был утешен,..»

После выпуска из лицея Антон Дельвиг поступил на государственную службу в Министерство финансов. Он посещал Пушкина в ссылке.

3. Вильгельм Карлович Кюхельбекер

Прозвища: «Кюхля», «Бехелькюкер», «Гезель», «Глист», «Сухарь».

Пожалуй, самой запоминающейся фигурой среди всех лицеистов был Кюхельбекер.

Он был высокого роста, худощав, с большими выпученными глазами. Походка его была нетвердой, неуверенной. Манерами Вильгельм был очень неуклюж, вертляв. Все у него валилось из рук.

Внешне он выглядел очень забавно. А потому буквально с первых же дней жизни в лицее он стал посмешищем для товарищей.

Шуток стало еще больше, когда стало понятно, что Кюхля пишет стихи, но при этом имеет пробелы в образовании и плохо знает русскую грамматику. Ко всему прочему он был глуховат, и не всегда мог услышать, что ему говорят.

На него писали эпиграммы и шуточные стихи. Однокурсники даже выпустили самодельный журнал под названием «Бехелькюкериада».

По характеру Вильгельм был очень ранимым, вспыльчивым, все шутки принимал очень близко к сердцу. И это только усугубляло ситуацию — над ним потешались еще больше.

Однажды он пытался утопиться в пруду Царскосельского парка из-за того, что кто-то из товарищей украл тетрадь с его произведением и придумал очередную шутку на стихи Вильгельма. Его успели спасти, а событие вновь обросло шуточными стихами.

Несмотря на все недоразумения, лицеисты Кюхлю очень любили, особенно Пушкин. Смеялись они над ним, конечно же, по-доброму.

Учителя отмечали его упорство, прилежность и некоторую упрямость в учении: он мог целыми днями не отходить от своего стола, непрерывно читать и что-то писать в свободное время. Бывало даже так, что он вставал писать по ночам.

Кюхельбекер был ярым участником многих споров.

Именно с Вильгельмом состоялась первая дуэль Александра Пушкина.

Кюхля надоедал своими стихами Жуковскому. Как-то Пушкин спросил у Жуковского, почему тот не пришел на вечер, и литератор ответил, что расстроил желудок, слуга запер дом снаружи по оплошности, когда уходил, да и с назойливым Кюхельбекером он не хотел бы встречаться. И потому остался дома.

На что Пушкин сочинил эпиграмму, которую лично прочел Кюхле:

» За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно.
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.»

Вильгельм моментально вскипел и вызвал друга на дуэль.

Она состоялась, но Кюхля выстрелил в сторону, а Пушкин выбросил пистолет. Так они и помирились.

Пушкин однажды сказал ему, что с таким характером ему будет очень тяжело в жизни. Конечно же, он имел в виду слишком серьезное отношение ко всему и легкую ранимость.

В одном из стихотворений Александр Пушкин напишет в шутку:

«Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.»

Благодаря своему упрямству Кюхельбекер окончил лицей с серебряной медалью. После учебы он был вместе с Александром зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Участвовал в декабристском восстании, был арестован и позже отправлен в ссылку.

4. Иван Васильевич Малиновский

Прозвище: Казак.

Малиновский был сыном директора лицея.

Свое прозвище он получил после того, как похвастался перед друзьями, что вырос недалеко от казачьего полка. Сокурсники сразу признали, что в нем есть что-то от казаков: вольнолюбие, хитрость, удальство, вспыльчивость и лукавство.

Пушкин очень любил Малиновского, он был его лучшим другом наряду с Пущиным. Их объединяла страсть к проказам, которых они учинили огромное множество за 6 лет в лицее.

Во время учебы у Малиновского умерла мать, а через два года — отец (директор лицея). Все это стало большим ударом для сына.

Пушкин посвятил другу следующие стихи:

«Что ж я тебя не встретил тут же с ним,
Ты, наш казак и пылкий и незлобный,
Зачем и ты моей сени надгробной
Не озарил присутствием своим?
Мы вспомнили б, как Вакху приносили
Безмолвную мы жертву в первый раз,
Как мы впервой все трое полюбили,
Наперсники, товарищи проказ… «

«А ты повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез
Приятель задушевный…»

После лицея Малиновский поступил на военную службу, которой посвятил всю жизнь.

5. Алексей Демьянович Илличевский

Прозвища: «Олосенька», подписывался под стихами «Иллишийший», «Ийший».

Илличевский писал очень хорошие стихи, басни, послания. В первое время даже помогал Пушкину исправлять и дописывать произведения. Он был одним из авторов многочисленных эпиграмм на Кюхельбекера.

По характеру он был достаточно спокойным, не шумел и неохотно принимал участие в спорах.

Учителя отмечали его усердие и поэтический талант.

Кроме литературной деятельности Илличевский увлекался рисованием и писал карикатуры на своих друзей.

Пушкин написал ему в стихах:

«Дитя харит и вдохновенья,
В порыве пламенной души,
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердца напиши;»

После лицея он отправился на службу чиновником в Сибирь.

6. Михаил Лукьянович Яковлев

Прозвище: «Паяс 200 номеров».

Свое прозвище Яковлев получил за то, что умел мастерски изображать других людей.

Он подмечал особенности походки, движения тела, выражения лиц и мимику разных людей, а потом демонстрировал это все в виде небольшого представления. Яковлев кривлялся и паясничал, а друзья должны были отгадать, кого он изображает.

Это он назвал Пушкина обезьяной и тигром, что после переросло в единое прозвище «смесь обезьяны с тигром». Изображать Пушкина было труднее всего.

Ученик из него был прилежный, но за кривляние он получил характеристику «настоящая язва».

После лицея Яковлев старательно поддерживал дружеские связи, у него дома не однократно собирались выпускники. За это его назвали «старостой», а его квартиру «лицейским подворьем».

Служил чиновником на разных государственных должностях.

7. Сильверий Францевич Броглио

Броглио происходил из очень знатного французского рода.

Учителя не находили в нем никаких примечательных дарований и говорили о нем, что в успеваемости он последний, а в баловстве — первый.

И это было действительно так. Сильверий был отпетым баловником и шутником. Он постоянно получал наказания за свое поведение, неуспеваемость и ребячество.

После учебы в лицее Броглио покинул Россию и вернулся во Францию.

8. Константин Карлович Данзас

Прозвище: «Медведь» за спокойный внешний вид и неуклюжесть.

Данзас был близким другом Броглио, они «спелись» и вместе нарушали общественный порядок и покой.

Доходило до того, что они даже соревновались в своих выходках на самое тяжелое наказание.

В классе была установлена «черная» парта, за которую сажали провинившихся.

Броглио и Данзас сидели за ней практически постоянно. Такое наказание на них не действовало.

Данзас даже заявлял, что за позорным столом удобнее сидеть.

Однажды надзиратель решил проучить Константина Данзаса за непослушание, и заставил его носить целые сутки старую одежду, в которой ученик приехал из дома. Одежда была ему мала, выглядело нелепо, над ним потешались одноклассники. Мера оказалась действенной.

Несмотря на непристойное поведение, у Константина был полезный навык — у него был самый лучший почерк среди однокурсников. Учителя ставили его почерк в пример остальным. Позже он занимался написанием лицейского журнала.

Пушкин писал:

«Спартанской душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас.»

(Вольховский был по успеваемости первым, а Пушкин, Брольо и Данзас — последними.)

После лицея Данзас посвятил себя военной карьере. Был секундантом Пушкина на его последней дуэли, за что чуть не оказался повешен.

9. Сергей Дмитриевич Комовский

Прозвища: «Лиса», «Лисичка» — за характер и герб Комовских с рыжей лисой, «Смола» — любил «прилипать» со своими нравоучениями.

Учителя характеризовали его как ученика прилежного, способного, скромного, любопытного. Он доносил на своих товарищей надзирателям.

По характеру Комовский полностью оправдывал свое прозвище: со всеми был осторожен и любезен. Был льстецом, в том числе и по отношению к Пушкину.

Участвовал в распространении и переписи эпиграмм на Кюхельбекера. В движениях был ловок.

Он умел подстраиваться под всех и каждого, словно тень. Даже Яковлев не изображал его — изображать было нечего, не было у него особенных черт.

По окончании лицея поступил на государственную службу в департамент народного просвещения. Появлялся на всех встречах лицеистов.

После смерти Пушкина предоставил материалы о жизни великого поэта в лицее для написания более достоверной биографии.

10. Александр Михайлович Горчаков

Прозвище: «Франт».

Горчаков был потомком княжеского рода, и это легко угадывалось во всем: в статной внешности и в воспитании.

Он был щеголем, гордился своим княжеским титулом, но при этом любезен и обходителен со всеми. Никогда не вмешивался в чужие споры, не позволял себе

Учителя единодушно отмечали его ум, отличную память, он всегда был в числе первых учеников и с ним пытались тягаться в учебе.

После выпуска из лицея его ждала большая политическая карьера. Он прожил дольше, чем все его однокурсники.

Получается, что ему Пушкин посвятил эти строки:

«Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.»

Предполагается, что Пушкин попросил Горчакова спрятать у себя поэму «Монах», которая могла бы вызвать пагубные последствия для поэта. Она была найдена только после смерти политика.

11. Павел Николаевич Мясоедов

Прозвище: «Мясожоров», «Мясин».

Отец Мясоедова был вице-губернатором Москвы.

Сам Павел был человеком добрым и простодушным. Но иногда мог вести себя грубо, даже диковато. Он мог легко развязать драку. У него бывали конфликты с Пушкиным и другими лицеистами.

Учителя отмечали, что в нем нет особых талантов, порой называли глупым, безграмотным и даже «полный облом». Бывало, Мясоедова выгоняли с уроков.

После лицея он посвятил себя военному делу. Занимался организацией праздничных встреч выпускников.

12. Павел Михайлович Юдин

Прозвища: «Чёрт», «Кис».

Юдин не отличался особенными талантами. Но учился он прилежно и из лицея вынес для себя много полезного.

Павел был нелюдим, он любил уединение, не принимал активного участия в общих затеях. С Пушкиным они не были особо близки. Однако поэт посвятил ему стихотворение «К Юдину»:

«Ты хочешь, милый друг, узнать
Мои мечты, желанья, цели
И тихий глас простой свирели
С улыбкой дружества внимать…

…Мой друг, я для тебя воспел
Мечту, младых певцов удел…»

После лицея Павел поступил в Коллегию иностранных дел вместе с Пушкиным.

В первом потоке вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным училось всего 30 человек. Мы перечислили только тех, кто был наиболее близок к поэту.

Каким был Пушкин в годы учебы в Лицее?

В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения — лицея в Царском Селе, при дворце Александра I. Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811 г. Александр со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину было обеспечено поступление. 12 августа он выдержал вступительный экзамен. 19 октября был торжественно открыт лицей и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина.
Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.
В связи с политическими событиями 1812 г. взятие французами Москвы ставило под угрозу Петербург. Из-за большого потока солдат проходившего через Царское Село, в лицее воцарился либеральный дух. В лицей проникали сплетни об Александре I и его окружении.
В лицее Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил прозвище «француз». Среди лицеистов проводились пассивные соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство. Из русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившиеся вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож в нее.
Близкий друг Пушкина-Пущин. Любил словесность и языки. по остальным предметам не очень

Пушкин-лицеист

Лицей, в котором учился Пушкин, был особенным учебным заведением. Назывался императорским, потому что был создан по воле императора Александра I для подготовки будущих государственных деятелей, дворян.

В Лицее преподавались науки не только среднего образования, но и высшего: для будущих юристов, дипоматов и других крупных государственных чиновников. Обучение происходило шесть лет, разделялось на первые и вторые три года.

Будущие воспитанники съехались в Лицей. Они довольны своим содержанием и веселы. У некоторых из них плохая одежда. Но всем выдали форменные сюртуки и сапоги. Указали комнаты для каждого отдельно живущего лицеиста с номерами по списку принятых в Лицей. Комната Александра Пушкина четырнадцатая. В пятнадцатую поселили Пущина, с которым Александр уже подружился. Шла деятельная подготовка к открытию Лицея профессорами, преподавателями, обслуживающим персоналом.

В середине октября 1811 г. в зале Лицея в присутствии министра просвещения А.К. Разумовского шла репетиция церемониала акта открытия Лицея. Воспитанников вводят «известным порядком в залу», ставят на установленные места по списку, вызывают и учат кланяться по направлению к тому месту, где будет сидеть Александр I и его семейство.

18 октября. Среда. Вечером в лицейской зале в присутствии А.К. Разумовского и лицеистов директор Лицея В.Ф. Малиновский читает речь, с которой он должен выступить на торжестве открытия Лицея.

Александр Пушкин в Лицее

19 октября. Четверг. Торжественное открытие Лицея в Царскосельском Екатерининском дворце. Присутствовали Александр I со своей семьей, члены Государственного совета, министры, придворные и «прочие первенствующие чины». В первом часу дня началась обедня в придворной церкви, после чего освящалось помещение Лицея. Акт начинается чтением высочайшей грамоты Лицею, затем В.Ф. Малиновский произносит речь, секретарь конференции Лицея профессор Н.Ф. Кошанский зачитывает списки служащих и воспитанников Лицея. Профессор Куницын произносит речь, имевшую большой успех у слушателей. После речей всех воспитанников вызывали по списку и каждый из них кланялся императору Александру I. После акта гости осматривали помещение Лицея и остались в столовой, где обедали лицеисты. Вместо казенного ужина лицеистов угощали обильным десертом. Вечером — иллюминация.

Занятия в Лицее начались в понедельник, 23 октября. Лицеистов — 30 человек. Учеба — в будни. Отдых — по воскресеньям и в табельные дни.
Табельными днями назывались церковные праздники, кроме воскресений, и особенные дни в жизни императора и членов его семьи. Табельных дней в течение учебного года было много.

О педагогическом процессе сохранились описания, где каждый раз встречается имя Александра Пушкина.

«1 марта 1812 г. Составлена «Ведомость о дарованиях, прилежании и успехах воспитанников по части географии, всеобщей политической и российской истории от 23 октября 1811 по 1 марта 1812». Пушкин занимает 14-е место. «Дарований очень хороших. Прилежен, успехов очень хороших».

1 марта 1812 г. Полугодичные испытания лицеистов.

Вид на Лицей и Придворную церковь

«15 марта 1812 г. Составлен список воспитанников Императорского Лицея из российского и латинского классов, с показанием их способностей, успехов и прилежаний с 23 октября 1811 по 15 марта 1812 г.»

«Из латинской грамматики пройдено: склонения, роды имен и спряжения правильных глаголов. Из российской: повторена этимология и весь синтаксис, причем каждое правило объяснимо было приличными и собранными с их понятием примерами».

Пушкин занимает 14-е место.

«Александр Пушкин более имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса нежели прилежания; почему малое затруднение может остановить его; но не удержит: ибо он, побуждаемый соревнованием и чувством собственной пользы, желает сравниться с первыми питомцами. Успехи его в латинском хороши: в русском не столько тверды, сколько блистательны».

19 марта 1812 г. «Табель, составленная из подданных ведомостей гг. профессоров, адъюнктов и учителей: 1) об успехах, 2) о прилежании, 3) о дарованиях лицеистов с 23 октября 1811 г. по 19 марта 1812 г.». Пушкин занимает 17-е место. «В росс. и лат. яз.: 1) успехи в латинском хороши, в русском не столько тверды, сколько блистательны, 2) слабого прилежания, 3) одарен понятливостью и вкусом. Во франц. яз.: 1) считается между первымми, 2) весьма прилежен, 3) одарен понятливостью и проницанием. В нем. яз.: 1) мало успехов, 2) не прилежен, 3) весьма понятен. В арифмет.: 1) посредственные успехи, 2) ленив, 3) неплохих дарований. В географии и истории: 1) очень хорошие успехи, 2) довольно прилежен, 3) очень хороших дарований. В рисовании: 1) медленные успехи, 2) прилежен, но нетерпелив, 3) очень способен. В чистописании: 1) посредственные успехи, 2) прилежен, 3) способен».

31 марта 1812 г. Рапорт (на французском языке) об успехах лицеистов с отзывом о Пушкине: «Кажется, он никогда не занимался немецким языком до поступления в Лицей и, кажется, отнюдь не желает делать этого и сейчас: между тем, если бы он захотел на это решиться, он сделал бы успехи самые быстрые, будучи одаренным проницательностью и памятью».

По воскресеньям разрешалось посещать как Лицей, так и отдельных лицеистов. Лицеистам также разрешалось в воскресенья отдыхать вне Лицея.
Лицеисты обратили внимание на Пушкина. В ноябре 1811 г. Александр Пушкин за прекрасное знание французской литературы получил от товарищей прозвище «француз».

Александр Пушкин-лицеист

В ноябре 1811 г. Пушкин написал в альбом кн. А.М. Горчакова прозаические строки: «Вы пишете токмо для вашего удовольствия, а я, который вас искренно люблю, пишу чтоб вам сие сказать».

Творчество Пушкина в Лицее началось в первый год обучения. Февраль (?) — март, 25, 1812 г. «Состязаясь с Илличевским», Пушкин сочинил рыцарскую балладу в подражание балладам Жуковского (не сохранилась).

25 марта 1812 г. Илличевский написал своему товарищу, П.Н. Фуссу, воспитаннику петербургской гимназии, что Пушкин, «Живши между лучшими стихотворцами, приобрел много в поэзии знаний и вкуса» и о том, что он (Илличевский) пишет с Пушкиным стихи «украдкою», так как лицеистам «запрещено сочинять».

Пушкину 13 лет. 26 марта 1812 г. — апрель 20 (?). Профессор Н.Ф. Кошанский после лекции обратился к ученикам с предложением описать розу стихами. Пушкин «мигом» сочинил два четверостишия, которые всех восхитили (не сохранились).

26 апреля 1812 г. Илличевский пишет П.Н. Фуссу, что лицеистам позволили сочинять.

Приведенная картина первого года обучения в Лицее повторялась и в следующие пять лет занятий лицеистов. Александр Пушкин становился старше, обучался, воспитывался, становясь зрелым человеком. Как это происходило в его жизни и творчестве, будет видно, если посмотреть, каким лицеистом был Александр Пушкин в остальные пять лет обучения в Лицее.

Каким лицеистом был Пушкин

Большое внимание в воспитании лицеистов уделялось оценкам личности. Говорилось и о Пушкине, каким он был в первый год обучения в Лицее. Продолжая приводить оценки в последующие пять лет занятий Пушкина в Лицее, можно летописно сказать, каким лицеистом, постепенно изменяясь, возрастая, был Пушкин в следующие пять лет.

18 ноября 1812 г. Рапорт об успехах лицеистов, отзыв о Пушкине: «Он стал гораздо более прилежным, чем раньше, и его успехи постоянно укрепляются».

19 ноября. В рапорте с приложением списка воспитанников и с указанием их успехов в геометрии с 1 марта по 19 ноября 1812 г. Пушкин занимает 26-е место. «Очень ленив, в классе невнимателен и нескромен, способностей не плохих, имеет остроту, но, к сожалению, только для пустословия, успевает весьма посредственно».

Комната Пушкина в Лицее

В тот же день. Рапорт с приложением отчета о поведении и свойствах воспитанников, где о Пушкине сказано: «Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов, довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающие его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотливость с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие; познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом. Его словоохотность и остроумие восприяли новый и лучший вид с счастливою переменою образа его мыслей, но в характере его вообще мало постоянства и твердости».

В тот же день рапорт с приложением распределения воспитанников Императорского Лицея по немецкой литературе. О Пушкине: «С огорчением вижу, что этот ученик, одаренный в высшей степени проницательностью и памятью, упорствует в равнодушии к моему предмету». В распределении Пушкин помещен в последнем разделе, занимая в нем третье место из девяти.

В тот же день. Составлен список воспитанников Лицея с показанием их способностей, прилежания и успехов по части логики и нравственной философии с 1 марта по 19 ноября 1812 г. Пушкин занимает 19-е место. Отзыв о Пушкине: «Александр Пушкин — весьма понятен, замысловат и остроумен, но вовсе не прилежен. Он способен только к самым легким предметам, требующим самого малого прилежания, отчего успехи его очень незначущи, особливо в логике. Характер имеет живой, но скрытый и вместе вспыльчивый».

В тот же день. Черновик табели о поведении и успехах воспитанников. Пушкин занимает 23-е место. Отзывы те же, что и в беловом тексте (от 20 (?) ноября), только в графе «Закон Божий» (как у всех лицеистов) отзыва нет, а о поведении сказано: «Легкомыслен, повеса».

20 ноября. Пушкин в рисовальном классе называет Горчакова «вольной польской дамой».

В тот же день рапорт учителя рисования с приложением ведомости об успехах воспитанников по части рисовального искусства с 19 марта по 20 ноября 1812 г. Пушкин занимает в первом отделении 4-е место. О нем сказано: «Отличных дарований, особенно прилежания, но тороплив и неосмотрителен; а потому — успехи его не столько ощутительны, как у первых трех его товарищей».

В тот же день. Составлена ведомость об успехах воспитанников по части чистописания с 1 марта по 20 ноября 1812 г., где Пушкин назван наряду с другими четырьмя лицеистами, о которых сказано: «Способны и прилежны, успели в русском и французском весьма порядочно, а в немецком посредственно».

В тот же день. Табель, составленная из поданных ведомостей гг. профессоров, адъюнкт-профессоров и учителей: 1) об успехах, 2) о прилежании, 3) о даровании воспитанников Лицея, какие оказали они с 19-го марта по 20 (?) ноября 1812 г. Пушкин занимает 23-е место.

Пушкин на лицейском экзамене, картина Ильи Репина

На втором годе обучения в Лицее в летописи говорится о поведении Пушкина среди товарищей:

21 ноября. «Во время обеда Пушкин начал громко и насмешливо говорить, что Вольховский меня боится оттого, чтобы не потерять доброго своего имени, а мы, говорит, шалуны, его увещаниям смеемся. Тут пристал и г. Корсаков, и начали оба говорить, что я браню их родителей. Такая смелость зажгла тотчас самолюбие в других и заставила после обеда Гурьева и Дельвига пристать к их мнению».

22 ноября. «Ввечеру окружили меня воспитанники, и Гурьев начал исчислять мне слышанные и замеченные им в моих речах слова, относящиеся до их родителей. Он показал тут непоколебимую наглость. К сему вызову тотчас присоединились и прочие, Пушкин, Дельвиг, Бакунин, Корсаков, Стевен и некоторые другие, которые, кроме Гурьева, все отозвались, что они слышали от других, а не сами были свидетелями, отчего многие и отстали…»; «Упорнее всех Гурьев, Пушкин, Яковлев, Стевен, Бакунин, Горчаков по причине своей пылкости и чрезвычайной ревности к чести своей или по честолюбию».

23 ноября. И. Пилецкий на уроке отнимает у Дельвига «бранное на г. инспектора сочинение». Пушкин «с непристойной вспыльчивостью» громко говорит: «Как вы смеете брать наши бумаги — стало быть, и письма наши из ящика будете брать».

30 ноября. Нескромный разговор Пушкина о модных французских лавках.

Ноябрь… Декабрь. Список воспитанников с указанием их поведения и свойств характера. Отзыв о Пушкине: «Мало постоянства и твердости в его нраве, словоохотен, остроумен, приметно в нем и добродушие, но вспыльчив с гневом, легкомыслен».

13 июня 1813 г. Пушкин «в классе чистописания смеялся довольно громко», чем «Калиныч был недоволен».

26 июня. Классный рисунок, изображающий продавца кваса. Возможно, это портрет лицеиста П. Юдина (номер его комнаты (№6) выставлен на бочонке). Подпись: «Рисовал Александр Пушкин».

Октябрь 1814 г. Список воспитанников по успеваемости в немецком языке. Пушкин занимает 25-е место.

1815. Рапорт об успехах воспитанников. О Пушкине: «Он понятлив и даже умен. Крайне прилежен, и его очень заметные успехи столь же плод его суждений сколь и прекрасной памяти, ему место среди первых в классе по французскому языку».

1 января. В ведомости от 1 ноября 1812 по 1 января 1814 г. о Пушкине, занимающем 17-е место, сказано: «При малом прилежании оказывает очень хорошие успехи, и сие должно приписывать одним только прекрасным его дарованиям. В поведении резв; но менее противу прежнего».

1 февраля. В ведомости от 19 ноября 1812 по 1 февраля 1814 г. о Пушкине, занимающем 20-е место, сказано: «Весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне не прилежен. Он способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень не велики, особливо по части логики».

1814, 23 сентября. Свойства и поведение гг. воспитанников с отзывом о Пушкине: «Легкомыслен, ветрен и иногда вспыльчив; впрочем, весьма обходителен, остроумен и бережлив. К стихотворству имеет особенную склонность. Подает надежду к исправлению».

1814. Список воспитанников Лицея «по части французской словесности». Пушкин занимает в 1-м отделении 3-е место.

1814. Рапорт об успехах лицеистов в алгебре и физике с 1 августа «минувшего» 1813 г. Пушкин «слаб и успехов приметных не сказал»; занимает 23-е место.

1816. 22 марта. В черновых заметках директора Лицея Е.А. Энгельгардта, написанных для себя, «Нечто о воспитанниках старших отделений Лицея» (на немецком языке) дана резко отрицательная характеристика Пушкину: «Его высшая и конечная цель — блистать, и именно поэзией. Он основывает все на поэзии и с любовью занимается всем, что с этим непосредственно связано. Пушкину никогда не удастся дать своим стихам прочную основу, так как он боится всяких серьезных занятий, и его ум, не имея ни проницательности, ни глубины, совершенно поверхностный, французский ум. Это еще самое лучшее, что можно сказать о Пушкине. Его сердце холодно и пусто: в нем нет ни любви, ни религии; может быть, оно так пусто, как никогда еще не бывало юношеское сердце. Нежные и юношеские чувствования унижены в нем воображением, оскверненным всеми эротическими произведениями французской литературы, которые он, когда поступал в Лицей, знал частию, а то и совершенно наизусть, как достойное приобретение первоначального воспитания». При характеристике М. Яковлева Энгельгардт отмечает склонность Пушкина к сатире.

31 декабря. В таблице об успехах и поведении лицеистов за октябрь-декабрь 1816 г. показаны отметки Пушкина: энциклопедия права — 4, политическая экономия — 4, военные науки — 0, прикладная математика — 4, всеобщая политистория — 4, статистика — 4, латинский язык — 0, российская поэзия — 1, эстетика — 4, немецкая риторика — 4, французская риторика — 1, прилежание — 4, поведение — 4.

1817 г. 17-24 марта. В общей табели об успехах, прилежании и поведении воспитанников Лицея предположительно за январь-март 1817 г. показаны отметки Пушкина: Закон Божий, энциклопедия права, политическая экономия — 3, военные науки — 0, прикладная математика, опытная физика — 0, всеобщая политическая история и статистика — 4, немецкая риторика — 0, французская риторика — 1, рисование — 0, фехтование — 1, прилежание — 4, поведение — 3.

Монахиня Серафима (Розова; 1901-2001)

Православная жизнь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *