Пушкин южная ссылка

Южная ссылка Пушкина и произведения кратко для читательского дневника

  • Краткие содержания
  • /

  • Пушкин
  • /

  • Южная ссылка

Одной из любопытнейших страниц в судьбе и творческой деятельности гениального поэта первой половины ХIX века является пребывание Александра Сергеевича в изгнании на юге. Будучи молодым стихотворцем, Пушкин в своих строчках боролся с несправедливыми законами и крепостным правом, что было в те времена самым значительным злом в России, с чем приступали к борьбе будущие декабристы. Множество стихотворений были под запретом. На публикацию их в учебных пособиях наложили запрет.

Царь Александр I был очень сильно возмущен такими вольнолюбивыми трудами и грозился сослать его в суровые сибирские края. Однако благодаря хлопотам приятелей, наказание для поэта было смягчено и его отослали в небольшой глухой городок Екатеринослав , к генералу Инзову. Вместе с ним отправился его слуга Никита Козлов. Параллельно с отъездом в петербургской типографии выпускалась первая часть «Руслан и Людмила», которая читалась свободно, потому что была сочинена простым, ясным русским языком. Раньше никто так не создавал подобные творения.

Как только Пушкин прибыл в Екатеринослав, то сразу же принял решение прокатиться на лодке по Днепру. Но после купания неожиданно подхватил сильнейшую лихорадку. Волей случая во время проезда семья Раевских разыскала поэта, и, увидев его в ужасном состоянии, с позволения генерала увезли на Кавказ, где Александр Сергеевич пошел на поправку и был в прекрасном настроении.

Произведения написанные Пушкиным в Южной ссылке

Ему нравился здешний климат, легкая и беззаботная жизнь. Пребывание на юге вдохновило его на создание романтических творений. Ведь именно в дороге появилась элегия «Погасло дневное светило».

Служебные дела заставили Пушкина вернуться назад. Однако, за время путешествия канцелярия Инзова переселилась в Кишинев, и ему пришлось прибыть туда. Неизвестные места и люди вдохновили Пушкина на создание таких работ, как «Песнь о вещем Олеге», «Узник». В стихотворении «Кинжал» он активно призывал к борьбе с управлением государя и правительства. А поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», начало поэмы «Цыганы» прониклись романтическими моментами с присутствием темы свободы. Поэт больше общается с декабристами, идеи которых помогли развитию творческого дарования, усилению его душевного настроения. Именно на юге он знакомится с Пестелем, с которым посещает собрания потайного союза. И по прежнему Александр Сергеевич неосторожен в высказываниях по отношению не только к военному начальству, но и правительству. Преданные товарищи опять помогают поэту. Они хлопочут о его перемещении в Одессу. Новоиспеченный начальник, граф Воронцов невзлюбил юного гения за его самостоятельность и неподчинение и просил руководство в Петербурге освободить его от Пушкина.

Итак, рассматривая основные моменты творчества поэта во время нахождения его на юге, мы видим, что практически во всех его творениях отчетливо виден философский подход к вопросам свободы, любви, личности.

Оцените произведение:

  • 3.54
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 63

Читать краткое содержание Южная ссылка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

>Картинка или рисунок Южная ссылка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Куприн На переломе (кадеты)

    Миша Буланин, ребенок выросший в замечательном доме, отличался хорошими манерами и доверчивым характером. Родители решили отправить мальчика на учебу в кадетскую школу, в которой негласно были установлены жестокие и варварские правила.

  • Гюго Виктор

    Имя Виктора Гюго известно не только знатокам французской литературы. Он по праву считается одним из выдающихся писателей 19 века в мире. Несомненный литературный талант и гражданская позиция

  • Краткое содержание оперы Иван Сусанин Глинки

    Опера по тексту С.Городецкого состоит из четырёх актов и содержит эпилог. В сценах задействованы следующие персонажи: крестьянин из села Домнино Сусанин Иван, дочка его Антонида

  • Краткое содержание Казаков Тедди

    Бурый медведь Тэдди был старейшим работником цирка. Он уже не помнил, как давно появился там. В молодости медведь проявлял свой звериный характер: рычал, пытался рвать железные прутья клетки. Сейчас он смирился и послушно выходил на манеж.

  • Краткое содержание В круге первом Солженицын

    Действие романа «В круге первом», написанного в 1958 году, происходит в Москве в 1949 году. В центре сюжета экстраординарный поступок одного из героев — Иннокентия Володина. Будучи советским дипломатом

Южная ссылка

В мае 1820 года Александр Пушкин выехал из Петербурга в Екатеринослав. Так началась ссылка поэта на юг Империи. Причины южной ссылки Пушкина были весьма тривиальны: выпуск «в свет» нескольких едких эпиграмм на власть предержащих самого высокого уровня. Даже в наши дни за подобное предусмотрена хоть и формальная, но всё же весьма неприятная ответственность. Что же говорить о тех смутных временах, когда даже шуточное представление монарха на карикатуре приравнивалось к государственной измене. Как бы то ни было, благодаря вмешательству в дело Чаадаева и Карамзина, серьёзных последствий молодой Пушкин смог избежать.

География поездок Пушкина в период 1820-1824 годы была весьма обширной и включала в себя юг Малороссии, Крым, Бессарабию. Биография поэта того периода наполнена яркими событиями: тут и поездки поэта по Крыму, и прелести армейской жизни в Кишиневе, и богатая событиями и интригами, почти столичная, жизнь в Одессе.

Период южной ссылки – романтический период творчества А.С. Пушкина. Романтизм поэта не был навязан модными веяниями западной литературы, он являлся отражением того времени и тех событий, которые имели место на его родине – ведь тогда в русском обществе происходили серьёзные изменения: носители наиболее передовых на тот момент идей задумывались о переходе от революционных мечтаний к революционным действиям. На юге Империи поэт попадает в раскалённую среду революционной романтики. Лирика поэта того времени и является отражением идей и чаяний той среды.

Почти все творчество Пушкина в то время – это романтические произведения. Первое стихотворение, созданное им в августе 1820 г. – «Погасло дневное светило» было написано под впечатлением от прекрасного путешествия в Гурзуф. Это была классическая романтическая элегия, однако, в ней происходит переход Пушкина от беспроблемной юности к творческой зрелости, при котором поэт осознаёт ответственность за свой талант, учится непредвзято судить сам себя.

Через несколько дней Пушкин приступает к написанию «Кавказского пленника», над которым работает более полугода. Здесь впервые в отечественной литературе читателю предстаёт новый образ романтического героя. Он не просто переживает романтические чувства, но и воплощает свои идеи в жизнь. Это принципиально новый типаж – в отличие от предыдущего поколения, целью жизни которого были наслаждения и праздности, здесь мы наблюдаем попытку современников Пушкина найти более высокий идеал человека, найти действительно интересную цель в жизни. В характере главного героя отражается неизбежный переход от праздной юности к зрелости, когда личность, помимо жизни страстями и удовольствиями, хочет жить мыслью и действием.

Более поздние стихи Пушкина периода южной ссылки – это поэмы «Бахчисарайский фонтан» (1823 г.) и «Цыганы» (1824 г.). В них герои ещё более романтизированы, чем в «Пленнике». Критика общества, выраженная словами Алеко, главного героя «Цыган», это не просто развенчание старых идеалов, это декларирование романтического героя, вообще никак не связанного с обществом, окончательно порвавшего с ним. Но здесь Пушкин как-бы хочет показать, к чему приводит «абсолютный романтизм», показывает что романтика, оторванная от реалий жизни, ни к чему хорошему не приведет. Именно в процессе написания «Цыган» происходит начало преображения Пушкина, его уход от романтизма; как раз тогда автор приступает к первым наброскам своего бессмертного произведения «Евгений Онегин».

Говоря кратко о южной ссылке Пушкина, можно сделать вывод: по окончании ссылки в творчестве автора наметился перелом. Пушкин попрощался со своим романтическим прошлым, с его героями и идеалами, он, как говорят, перешел на новый уровень. Он вырос. Переход от романтических поэм к реализму, от элегий к трагедиям совершался не только от перемены мыслей и идеалов в душе поэта, но и под воздействием обстоятельств, вносимых в его жизнь событиями того исторического периода.

Окончательную точку в своём романтическом периоде Пушкин поставил 7 апреля 1825 года, когда в деревеньке Воронич заказал панихиду по Джорджу Байрону. Многие восприняли этот жест, как очередную экстравагантную выходку поэта. Никто тогда не понимал, что эта панихида по «Байрону в себе». Пушкина-романтика больше не было, появился Пушкин-реалист.

1820—1826

«Погасло дневное светило», 1820, Юг
«Увы, зачем она блистает», 1820, Юг
К *** («Зачем безвременную скуку»), 1820, Юг
«Мне вас не жаль, года весны моей», 1820, Юг
«Я видел Азии бесплодные пределы», 1820, Юг
«Аптеку позабудь ты для венков лавровых», 1820, Юг
Дочери Карагеоргия («Гроза луны, свободы воин»), 1820, Юг
К портрету Вяземского («Судьба свои дары явить желала в нем»), 1820, Юг
Черная шаль («Гляжу как безумный на черную шаль»), 1820, Юг
«Когда б писать ты начал сдуру», 1820, Юг
«Хаврониос! ругатель закоснелый», 1820, Юг
Эпиграмма («Как брань тебе не надоела!»), 1820, Юг
Эпиграмма («В жизни мрачной и презренной»), 1820, Юг
Нереида («Среди зеленых волн, лобзающих Тавриду»), 1820, Юг
«Редеет облаков летучая гряда», 1820, Юг
Земля и море («Когда по синеве морей»), 1821
Красавица перед зеркалом («Взгляни на милую, когда свое чело»), 1821
Муза («В младенчестве моем она меня любила»), 1821
«Я пережил свои желанья», 1821
«В кругу семей, в пирах счастливых», 1821
Война («Война! Подъяты наконец»), 1821
Дельвигу («Друг Дельвиг, мой парнасский брат»), 1821
Из письма к Гнедичу («В стране, где Юлией венчанный»), 1821
Кинжал («Лемносский бог тебя сковал»), 1821
Эпиграмма («Хоть впрочем он поэт изрядный»), 1821
В. Л. Давыдову («Меж тем как генерал Орлов»), 1821
Дева («Я говорил тебе: страшися девы милой!»), 1821
Юрьеву («Любимец ветреных Лаис»), 1821
Катенину («Кто мне пришлет ее портрет»), 1821
К моей чернильнице («Подруга думы праздной»), 1821
Чаадаеву («В стране, где я забыл «), 1821
«Кто видел край, где роскошью природы», 1821
Дионея («Хромид в тебя влюблен»), 1821
Генералу Пущину («В дыму, в крови, сквозь тучи стрел»), 1821
«Умолкну скоро я», 1821
«Мой друг, забыты мной следы минувших лет», 1821
Гроб юноши («Сокрылся он, Любви, забав питомец нежный»), 1821
Наполеон («Чудесный жребий совершился»), 1821
«Гречанка верная! не плачь,— он пал героем!», 1821
К Овидию («Овидий, я живу близ тихих берегов»), 1821
Приметы («Старайся наблюдать различные приметы»), 1821
Эпиграмма («Клеветник без дарованья»), 1821
Кокетке («И вы поверить мне могли»), 1821
Эпиграмма («Оставя честь судьбе на произвол»), 1821
Приятелю («Не притворяйся, милый друг»), 1821
Христос воскрес («Христос воскрес, моя Ревекка!»), 1821
Чиновник и поэт («Куда вы? за город конечно»), 1821
Алексееву («Мой милый, как несправедливы»), 1821
Эпиграмма («Лечись — иль быть тебе Панглосом»), 1821
Десятая заповедь («Добра чужого не желать»), 1821
«Князь Г.— со мною не знаком», 1821
«Наперсница моих сердечных дум», 1821
«Я не люблю твоей Корины», 1821
«Раззевавшись от обедни», 1821
«Тадарашка в вас влюблен», 1821
«Недавно бедный музульман», 1821
Вяземскому («Язвительный поэт, остряк замысловатый»), 1821
«Эллеферия, пред тобой», 1821
«Примите новую тетрадь.— О вы, которые любили», 1821
«Вот муза, резвая болтунья», 1821
«Если с нежной красотой», 1821
Денису Давыдову («Певец-гусар, ты пел биваки»), 1821
«A son amant Eglé sans résistance», 1821
«J’ai possédé maîtresse honnête», 1821
«В твою светлицу, друг мой нежный», 1821
Отрывки («Теснится средь толпы еврей сребролюбивый»), 1821
Баратынскому. Из Бессарабии («Сия пустынная страна»), 1822
Ему же («Я жду обещанной тетради»), 1822
Друзьям («Вчера был день разлуки шумной»), 1822
Песнь о вещем Олеге («Как ныне сбирается вещий Олег»), 1822
Таврида («Ты, сердцу непонятный мрак»), 1822
В. Ф. Раевскому («Не тем горжусь я, мой певец»), 1822
Гречанке («Ты рождена воспламенять»), 1822
Из письма к Я. Н. Толстому («Горишь ли ты, лампада наша»), 1822
В. Ф. Раевскому («Ты прав, мой друг,— напрасно я презрел»), 1822
Послание цензору («Угрюмый сторож муз, гонитель давний мой»), 1822
Иностранке («На языке, тебе невнятном»), 1822
«Наперсница волшебной старины», 1822
Ф. Н. Глинке («Когда средь оргий жизни шумной»), 1822
«Недавно я в часы свободы», 1822
Адели («Играй, Адель»), 1822
Узник («Сижу за решеткой в темнице сырой»), 1822
«Чугун кагульский, ты священ», 1822
«Иной имел мою Аглаю», 1822
«Бранись, ворчи, болван болванов», 1822
«У Кларисы денег мало», 1822
«Мой друг, уже три дня», 1822
Царь Никита и сорок его дочерей («Царь Никита жил когда-то»), 1822
«На тихих берегах Москвы», 1822
«Она ….. подарила», 1822
Птичка («В чужбине свято наблюдаю»), 1823
«Сегодня я поутру дома», 1823
Жалоба («Ваш дед портной, ваш дядя повар»), 1823
«Кто, волны, вас остановил», 1823
Ночь («Мой голос для тебя и ласковый и томный»), 1823
«Завидую тебе питомец моря смелый», 1823
Из письма к Вигелю («Проклятый город Кишинев!»), 1823
«Надеждой сладостной младенчески дыша», 1823
«Бывало, в сладком ослепленье», 1823
Демон («В те дни, когда мне были новы»), 1823
«Свободы сеятель пустынный», 1823
«Простишь ли мне ревнивые мечты», 1823
Кн. М. А. Голицыной («Давно об ней воспоминанье»), 1823
Телега жизни («Хоть тяжело подчас в ней бремя»), 1823
Записка В. П. Горчакову («Зима мне рыхлою стеною»), 1823
Л. Пушкину («Брат милый, отроком расстался ты со мной»), 1823
«Вне́мли, о Гелио́с, серебряным луком звенящий», 1823
М. Е. Эйхфельдт («Ни блеск ума, ни стройность платья»), 1823
«Придет ужасный час…», 1823
«Вечерня отошла давно», 1823
«Как наше сердце своенравно», 1823
«Туманский, Фебу и Фемиде», 1823
«Мой пленник вовсе не любезен», 1823
«Недвижный страж дремал на царственном пороге», 1824, Юг
Давыдову («Нельзя, мой толстый Аристип»), 1824, Юг
Прозерпина («Плещут волны Флегетона»), 1824, Юг
«Всё кончено: меж нами связи нет», 1824, Юг
«Зачем ты послан был и кто тебя послал?», 1824, Юг
Кораблю («Морей красавец окриленный!»), 1824, Юг
«О боги мирные полей, дубров и гор», 1824, Юг
«Полу-милорд, полу-купец», 1824, Юг
«Певец-Давид был ростом мал», 1824, Юг
«Приют любви, он вечно полн», 1824, Юг
Из письма к Вульфу («Здравствуй, Вульф, приятель мой!»), 1824, Михайловское
К Языкову («Издревле сладостный союз»), 1824, Михайловское
Разговор книгопродавца с поэтом («Стишки для вас одна забава»), 1824, Михайловское
К морю («Прощай, свободная стихия!»), 1824, Михайловское
Коварность («Когда твой друг на глас твоих речей»), 1824, Михайловское
Фонтану Бахчисарайского дворца («Фонтан любви, фонтан живой!»), 1824, Михайловское
Виноград («Не стану я жалеть о розах»), 1824, Михайловское
«О дева-роза, я в оковах», 1824, Михайловское
«Ночной зефир», 1824, Михайловское
«Ненастный день потух», 1824, Михайловское
Подражания Корану1 («Клянусь четой и нечетой»), 1824, Михайловское
Подражания Корану («О, жены чистые пророка»), 1824, Михайловское
Подражания Корану («Смутясь, нахмурился пророк»), 1824, Михайловское
Подражания Корану («С тобою древле, о всесильный»), 1824, Михайловское
Подражания Корану («Земля недвижна, неба своды»), 1824, Михайловское
Подражания Корану («Недаром вы приснились мне»), 1824, Михайловское
Подражания Корану («Восстань, боязливый»), 1824, Михайловское
Подражания Корану («Торгуя совестью пред бледной нищетою»), 1824, Михайловское
Подражания Корану («И путник усталый на бога роптал»), 1824, Михайловское
«Ты вянешь и молчишь; печаль тебя снедает», 1824, Михайловское
Чаадаеву («К чему холодные сомненья?»), 1824, Михайловское
Аквилон («Зачем ты, грозный аквилон»), 1824, Михайловское
«Пускай увенчанный любовью красоты», 1824, Михайловское
Второе послание цензору («На скользком поприще Тимковского наследник!»), 1824, Михайловское
Клеопатра («Царица голосом и взором»), 1824, Михайловское
«Тимковский царствовал — и все твердили вслух», 1824, Михайловское
Графу Олизару («Певец! издревле меж собою»), 1824, Михайловское
Из письма к Плетневу («Ты издал дядю моего»), 1824, Михайловское
«Как жениться задумал царский арап», 1824, Михайловское
«Т — прав, когда так верно вас», 1824, Михайловское
«Мне жаль великия жены», 1824, Михайловское
«Пока супруг тебя, красавицу младую», 1824, Михайловское
«Охотник до журнальной драки», 1824, Михайловское
«Лихой товарищ наших дедов», 1824, Михайловское
«Презрев и голос укоризны», 1824, Михайловское
К Сабурову («Сабуров, ты оклеветал»), 1824, Михайловское
Младенцу («Дитя, не смею над тобой»), 1824, Михайловское
«Лизе страшно полюбить», 1824, Михайловское
Из письма к Родзянке («Прости, украинский мудрец»), 1824, Михайловское
Послание к Л. Пушкину («Что же? будет ли вино?»), 1824, Михайловское
«С перегородкою каморки», 1824, Михайловское
Отрывки («Он улыбался равнодушно»), 1824, Михайловское
Сожженное письмо («Прощай, письмо любви, прощай!»), 1825
«Сказали раз царю, что наконец», 1825
Приятелям («Враги мои, покамест я ни слова»), 1825
«Напрасно ахнула Европа», 1825
Ода его сият. гр. Дм. Ив. Хвостову («Султан ярится. Кровь Эллады»), 1825
Жив, жив курилка! («— Как! жив еще Курилка журналист?»), 1825
Козлову («Певец, когда перед тобой»), 1825
Желание славы («Когда, любовию и негой упоенный»), 1825
Ex ungue leonem («Недавно я стихами как-то свистнул»), 1825
П. А. Осиповой («Быть может, уж недолго мне»), 1825
«Храни меня, мой талисман», 1825
Андрей Шенье («Меж тем как изумленный мир»), 1825
К Родзянке («Ты обещал о романтизме»), 1825
К*** («Я помню чудное мгновенье»), 1825
«Если жизнь тебя обманет», 1825
Вакхическая песня («Что смолкнул веселия глас?»), 1825
Н. Н («Примите Невский альманах»), 1825
Сафо («Счастливый юноша, ты всем меня пленил»), 1825
«Цветы последние милей», 1825
19 октября («Роняет лес багряный свой убор»), 1825
Совет («Поверь: когда слепней и комаров»), 1825
Движение («Движенья нет, сказал мудрец брадатый»), 1825
Соловей и кукушка («В лесах, во мраке ночи праздной»), 1825
Дружба («Что дружба? Легкий пыл похмелья»), 1825
«Всё в жертву памяти твоей», 1825
Сцена из Фауста («Мне скучно, бес»), 1825
Зимний вечер («Буря мглою небо кроет»), 1825
«В крови горит огонь желанья», 1825
«Вертоград моей сестры», 1825
Буря («Ты видел деву на скале»), 1825
«Люблю ваш сумрак неизвестный», 1825
Прозаик и поэт («О чем, прозаик, ты хлопочешь?»), 1825
«Хотя стишки на именины», 1825
«Что с тобой, скажи мне, братец», 1825
С португальского («Там звезда зари взошла»), 1825
Начало I песни «Девственницы» («Я не рожден святыню славословить»), 1825
«Твое соседство нам опасно», 1825
«Наш друг Фита, Кутейкин в эполетах», 1825
«Quand au front du convive, au beau sein de Délie», 1825
«Лишь розы увядают», 1825
Наброски к замыслу о Фаусте («Скажи, какие заклинанья»), 1825
«Я был свидетелем златой твоей весны», 1825
«Семейственной любви и нежной дружбы ради», 1825
«Блестит луна, недвижно море спит», 1825
«Заступники кнута и плети», 1825
«Словесность русская больна», 1825
«На небесах печальная луна», 1825
Из письма к Вяземскому («Сатирик и поэт любовный»), 1825
Из письма к Вяземскому («В глуши, измучась жизнью постной»), 1825
«Брови царь нахмуря», 1825
«От многоречия отрекшись добровольно», 1825
Из Вольтера («Короче дни, а ночи доле»), 1825
«Под каким созвездием», 1825
Анне Н. Вульф («Увы! напрасно деве гордой»), 1825
Отрывки («Играй, прелестное дитя»), 1825
К Баратынскому («Стих каждый в повести твоей»), 1826
К Зине («Вот, Зина, вам совет: играйте»), 1826
Из Ариостова «Orlando Furioso» («Пред рыцарем блестит водами»), 1826
«Под небом голубым страны своей родной», 1826
К Вяземскому («Так море, древний душегубец»), 1826
К Языкову («Языков, кто тебе внушил»), 1826
Песни о Стеньке Разине («Как по Волге-реке, по широкой»), 1826
Признание («Я вас люблю — хоть я бешусь»), 1826
Пророк («Духовной жаждою томим»), 1826
К. А. Тимашевой («Я видел вас, я их читал»), 1826
И. И. Пущину («Мой первый друг, мой друг бесценный!»), 1826
Стансы («В надежде славы и добра»), 1826
Ответ Ф. Т. * * * («Нет, не черкешенка она»), 1826
Зимняя дорога («Сквозь волнистые туманы»), 1826
«В еврейской хижине лампада», 1826
К** («Ты богоматерь, нет сомненья»), 1826
Из письма к Великопольскому («С тобой мне вновь считаться довелось»), 1826
«Едва уста красноречивы», 1826
«Будь подобен полной чаше», 1826
Няне («Подруга дней моих суровых»), 1826
Из письма к Соболевскому («У Гальяни иль Кольони»), 1826
Отрывки («Восстань, восстань, пророк России»), 1826
«Там на брегу, где дремлет лес священный», 1820—1826
На трагедию гр. Хвостова («Подобный жребий для поэта»), 1820—1826
«Нет ни в чем вам благодати», 1820—1826
«О муза пламенной сатиры!», 1820—1826
На Александра I («Воспитанный под барабаном»), 1820—1826
«Что-то грезит Баратынский», 1820—1826
Элегия на смерть Анны Львовны («Ох, тетенька! ох, Анна Львовна»), 1820—1826
Нравоучительные четверостишия («О мирный селянин!»), 1820—1826
Разговор Фотия с гр. Орловой («Внимай, что я тебе вещаю»), 1820—1826
Гр. Орловой-Чесменской («Благочестивая жена»), 1820—1826
На Фотия («Полу-фанатик, полу-плут»), 1820—1826
«Накажи, святой угодник», 1820—1826
Из письма к Вигелю («Скучной ролью Телемака»), 1820—1826
«Расходились по поганскому граду», 1820—1826

Михайловская (Северная) ссылка

123456

Общая характеристика творческого пути А.С. Пушкина. Ранняя лирика Пушкина (лицейский и петербургский периоды): ведущие мотивы, освоение разных жанров и стилей.

С.П. Шевырев: «Для Пушкина весь русским Парнас – его учителя». Пушкин органически впитал в себя и глубоко переработал наиболее прогрессивные и значительные достижения предшествовавшей ему литературы + гений-новатор.

Общая характеристика.

Периодика:

(1811- начало обучения в Царскосельском лицее. 1813 – первое стихотворение «Лицей». 1814 – в «Вестнике Европы» появилось стихотворение14-летнего Пушкина – сатирическое послание «К другу стихотворцу». 1815 – первый триумф «Воспоминания в Царском Селе» (прочел на экзамене) – первое полностью подписанное стих-е, до этого использовал криптоним НКШП (согласные из Пушкин наоборот). 1817 – заканчивает лицей.) 1813-1817 Лицейский период

1817-1820 1-ый петербургский период (отмечен знаком гражданской лирики)

Период Южной ссылки

(В 1820 году за вольнолюбивую лирику, главным образом за оду «Вольность», Пушкин расплатился ссылкой. Ему грозили разными наказаниями, в том числе и Сибирью, но Пушкина спасли от этого испытания, и он оказался просто переведенным по службе на юг. С 1824 по 1824 год он находится на юге. После путешествия по Крыму и Кавказу он сначала находится в ссылке в Кишиневе до 1823 года, куда он и был сослан, а потом в Одессе. В 23-24 годах Пушкин в Одессе.

В этот период происходит ярчайший расцвет романтизма в творчестве Пушкина, с одной стороны, и с другой стороны, зарождение в недрах романтического творчества реалистических тенденций, которые проявились уже в первой главе «Евгения Онегина». Эта первая глава была написана в 1823 году. Итак, создаются романтические стихотворения, элегии и пр., романтические поэмы, а вместе с тем зарождается новое реалистическое искусство практически одновременно с тем, как Грибоедов пишет «Горе от ума». С 1823 года Пушкин работает над «Евгением Онегиным», а первая глава выходит в печать только в 1825 году.)

Михайловская (Северная) ссылка

(В 1824 году за то, что Пушкин не отказывается от своих вольнолюбивых убеждений и, главное, вольнолюбивого слова. За то, что он, как считали наверху, позволял себе увлечься атеизмом, (тогда писали афеизмом) Пушкина переводят в более суровые условия, уже собственно в ссылку, под надзор собственного отца, что для Пушкина было еще ужаснее. В 1824 году Пушкин попадает в Михайловское. Начинается так называемая северная ссылка или ссылка в Михайловское. Северная – имеется в виду по отношению к Кишиневу и Одессе. Михайловское – в Псковской губернии, недалеко от Новгорода. Начинает заниматься летописью, потому что в Святогорском монастыре неподалеку от Михайловского были летописи и довольно серьезная историческая культура. Кроме того, он посещает ярмарки – интересуется народным бытом. Кроме интереса к истории и народному быту проявлял интерес к общению с наиболее просвещенными из соседей. Например, семья Вульфов (Осип Вульф) – одно из просвещенных дворянских гнезд. И все-таки у Пушкина сохранялось в ссылке ощущение узничества, оторванности от мира.

Именно здесь Пушкин переживает декабристское восстание, информация о котором до него доходит с большим опозданием. Почти через месяц он узнает о случившемся. Известна его реакция на декабристское восстание. Она очень неоднозначна, вместе с тем сочувственна по отношению к друзьям, которые поплатились за свою любовь к свободе. Слова, которые произносит в своих стихах друг Пушкина Вильгельм Карлович Кюхельбекер, воплотились в жизнь. Они пали за свободу, и Пушкин очень тяжело это переживал. С большинством ярких личностей декабристского движения он был лично знаком и со многими дружил.

Но реакция неоднозначна. Под одним из рисунков с виселицей пятерых казненных рисует: «И я бы мог», таким образом, подтверждая то, что мог быть среди декабристов. И на допросе у нового царя Николая I он подтверждает, что был бы среди восставших. Но все-таки он пишет одновременно с этим «Стансы», которые по своей сути намечают совсем другой путь, нежели декабристское восстание, вовсе не декабристскую программу действий. В некоторых учебниках слишком мифологизируется Пушкин как революционер и писатель, исповедовавший декабристские идеи.

Ссылка в Михайловское – это период развития реалистических тенденций в творчестве Пушкина, когда были задуманы два величайших цикла. Прежде всего, это повествовательный цикл – «Повести Белкина», который будет реализован в Болдино, в 1830 году и цикл «Маленьких трагедий», тоже реализованный в 30 году в Болдино. Эти задумки чрезвычайно важны. И что касается драматургических замыслов, они говорят о том, что Пушкин очень разнолик, разнообразен в своих творческих исканиях. Потому что собственно в Болдине реализован другой его драматический замысел. Это «Борис Годунов». И это совершенно разные типы драматургических произведений, которые были задуманы примерно одновременно. Разные подходы. Для Пушкина важны два понятия: синтез уже наработанного, переосмысление и искание. Пушкин находится в постоянном поиске: он не останавливается на достигнутом, а идет дальше.)

1826-1830 возвращен из ссылки, живет то в Москве, то в Петербурге под постоянным полицейским присмотром

(Период достаточно сложный для Пушкина. Период метаний, исканий своего дальнейшего пути. К этому времени распадается круг друзей по многим причинам (в том числе из-за ссылок и казни декабристов). Это сложная внутренняя ситуация, которая дает достаточно богатые плоды в творчестве.)

Я Болдинская осень

(Выделяем Болдинскую осень как период полного расцвета гения Пушкина. Взрыв творческий. За чрезвычайно малый период времени создает чрезвычайно много. В том числе создает цикл «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», заканчивает «Евгения Онегина». 1830 год предварял переход Пушкина в статус семейного человека, породивший как новые радости, так и новые трудности для него как личности, в частности, творческой. В этот период отразились вся «мирообъемлющая» широта пушкинского гения и его исключительный художественный универсализм.)

1830-1837 последний период (философские мысли в лирике, обращение к прозе)

(Последний период в творчестве Пушкина. Так называемый второй петербургский период. Очень важно обратить внимание на его лирический каменно-островской цикл, о котором в учебниках мало написано. Каменный остров – один из тех, на которых расположен Петербург. Там была дача, где Пушкин проводил лето с семьей. О каменно-островском цикле хорошо написано в словаре «Русские писатели». Глубокий анализ цикла в этом словаре показывает, что Пушкин не умер как лирик, хотя многие, в том числе гениальный В.Г. Белинский, не понимали, насколько еще велик потенциал Пушкина как лирика, говоря, что как лирик он замер. Но Пушкин показал, что в нем лирическое творчество еще не умерло. Хотя в основном в постдекабристскую эпоху Пушкин знаменит большими жанрами, не лирическими произведениями, а произведениями эпического и драматического характера.)

Доонегинский период (до 1823)

Онегинский (до 1830)

Послеонегинский (до 1837)

Ценность художественного творчества Пушкина: в творчестве Пушкина, а затем и его последователей русская литература, русское художественное слово становится не столько реципиентом художественных ценностей, т.е. восприемником, сколько созидателем, сколько творцом.

Южная Ссылка (1820-1824), Северная ссылка (Михайловское) (1824-1826)

Гроза над Пушкиным разразилась внезапно. Александр I упрекнул директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник «наводил Россию возмутительными стихами», и приказал генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта. В апреле 1820 Милорадович пригласил к себе Пушкин и доверительно оповестил об опасности.

Милорадович просил царя простить молодого поэта. Но царь был неумолим. Александр I колебался, куда сослать или — в Сибирь или в Соколовский монастырь. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. В итоге Пушкин направлялся в Южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. В мае 1820 Пушкин выехал в южную ссылку.

В середине мая 1820 года он прибыл в Екатеринослав, где вскоре тяжело заболел. В это же время туда приехала семья героя войны 1812 года генерала Раевского. Путь ее лежал на Кавказские воды. Инзов согласился отпустить Пушкина для лечения, и поэт поехал на юг.

Путешествие увлекло Пушкина. Сначала он увидел степь, затем море, потом Кавказские горы. Кавказская природа, древние легенды взволновали его. Здесь и возник пушкинский романтизм, в котором неудовлетворенность российской действительностью и слабой активностью разочарованного дворянского интеллигента совмещается с горячим личным порывом к свободе. На Кавказе путешественники пробыли до начала августа. Затем они отправились в Крым. Пушкин побывал в Феодосии, Гурзуфе, Бахчисарае, Симферополе.

Произведения этого периода:

«Погасло дневное светило» (1820), «Кавказский пленник» (1821), «Цыганы» (1824) и др.

8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Ему запретили самовольно покидать Михайловское. Здесь он находился в полном одиночестве, вдалеке от друзей, от культуры.

Мрачное состояние духа Пушкина в Михайловском еще более углубилось вследствие ссоры с отцом.

Долгие осенние и зимние вечера он коротал с Ариной Родионовной.

Первоначальное пушкинское творчество в Михайловском проникнуто глубокой печалью. Но весной 1825 года и особенно летом настроение Пушкина меняется: он бодр, жизнерадостнее, душевно способен и сосредоточен.

Немалая роль в душевном возрождении поэта принадлежит его друзьям И.И. Пущину, А.А. Дельвигу. но больше всего он обязан самому себе: неустанному труду.

Произведения:

«Я помню чудное мгновение» (1825), «К морю» (1824), «Пророк» (1826), «Борис Годунов» (1825) и др.

«Годы скитаний» (1826-1830)

Последние дни в Михайловском он доживал с трудом. Он узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге. Его знакомые и друзья числились в списках государственных преступников, их ждало суровое наказание, а пятеро из них было казнено. Пушкин не забудет их. На страницах его рукописей возникнут впоследствии быстрые рисунки пяти повешенных. Он посвятит декабристам немало стихотворных строк.

Все лето 1826 года прошло в тяжелых и мучительных раздумьях. А третьего сентября прибыл курьер и передал поэту приказ немедленно явиться в Псков. Губернатор отправил Пушкина в Москву, где короновался на царство Николай I .

8 сентября 1826 года Пушкин вошел в кабинет царя в Чудовом монастыре. Беседа продолжалась около двух часов. Пушкин обещал царю воздержаться от публичной критики правительства, но не скрыл от царя своего сочувствия декабристам.

Николай I разрешил жить поэту в обеих столицах и вызвался быть единственным цензором его сочинений. Поэт в свою очередь надеялся убедить царя пойти по пути реформ, и простить декабристов. Но надежды на перемену политических взглядов Пушкина не оправдались: он вовсе не намеревался стать официальным поэтом.

За каждым его шагом бдительно следили: письма поэта просматривались, Свободные поездки по стране ему не разрешались, он не имел право публично читать свои рукописи, не смотря на обещания Николая I.

Произведения:

«Во глубине сибирских руд» (1827), «Арион» (1827), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии…» (1829), «Я Вас любил…» (1829) и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *