Пустите детей приходить ко мне

Толкование Евангелия на каждый день года.Среда 28-й седмицы по Пятидесятнице

Лк, 90 зач., 18, 15—17; 26—30

Тогда приносили к Иисусу младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

Кто узнал благодать Божию, будет естественно желать, чтобы Христос благословил и его детей. Мы видим, как приносят ко Господу младенцев, вероятно, еще не умевших ходить, может быть, даже грудных. Но никто не бывает слишком мал или слишком юн, чтобы нельзя было ему предстать пред Господом.

Одно благодатное прикосновение Христа исполняет детей блаженства. «Их приносили к Нему, чтобы Он коснулся их». Мы не должны удивляться, что когда мы обращаемся ко Христу или желаем, чтобы наши дети были с Ним, это может вызвать чье-то недовольство. Увы, порой даже в Церкви. «Ученики, видя это, возбраняли им». Многих из тех, кому возбраняют ученики, их Учитель зовет к Себе. Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им». Пусть никто и ничто — ни при каких переменах времени — не мешает детям приходить ко Христу! Дети тех, кто принял крещение и принадлежит Царству Божию, должны так же принадлежать этому Царству. «Подобно тому, как дети свободных рождаются свободными», — говорит святой Иоанн Златоуст.

И те взрослые наиболее приятны Господу, кто с детской верой принимает Его. «Кто не примет Царства Божия как дитя, не войдет в него», — говорит Христос. Это значит — с благодарностью и смирением, с радостной готовностью ответить всею своею жизнью на дар Христов. Пока не достигнет человек этого устроения всецелой самоотдачи, вон не сможет никогда войти в Его Царство.

Как достигнуть этой детской легкости, кто же может спастись, — вопрошают ученики, когда Господь в продолжении Своей мысли приводит притчу о верблюде и иголке и о гибельном уповании на земное богатство, на свои собственные силы. Если человек стоит перед выбором — отвергнуться всего или лишиться Христа, то кто может спастись? Они понимают, что Христос не может требовать неразумного. Но они знают также, как сильно сердца человеческие привязаны к миру, и как многие готовы отчаяться, видя невозможность одолеть земное притяжение. Поистине есть такие трудности на пути нашего спасения, которые не могут быть никогда преодолены. Только всесильной благодатью Божией. «Невозможное человекам возможно Богу». Его благодать может так воздействовать на душу, что она перерождается в самой своей основе, во всех своих наклонностях и предпочтениях, и устремляется в сторону, противоположную греху.

В нас есть склонность говорить слишком много о том, что мы оставили и утратили ради Христа. И даже Петр, как мы видим, обнаруживает это: «Вот мы оставили все и последовали за Тобою». Он не мог умолчать о своей любви ко Христу, проявившейся в оставлении всего и следовании за Господом, куда бы Он ни пошел.

Что бы мы ни оставили ради Христа, нам будет с избытком воздано в этом мире и в будущем. Нет никого, кто оставил бы удобства и выгоды или своих близких ради Царства Божия и не получил бы во много раз больше в это время, в радости покаянием очищенного сердца и общения с Богом, — несравненного ни с чем воздаяния за все свои потери. А в век будущий — жизни вечной, того, к чему устремляются сердца младенцев и святых.

16 августа. Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное

Аудио

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 18, ст. 18 — 22; глава 19, ст. 1 — 2, 13 — 15.

18. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

19. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20. ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

21. Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

22. Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.

(Мф. 18, 18 – 22)

1. Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною.

2. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.

(Мф. 19, 1-2)

13. Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.

14. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.

15. И, возложив на них руки, пошел оттуда.

(Мф. 19, 13–15)

Царство Божие есть царство мира и смирения, царство единодушия и любви. Вот почему Спаситель указывает, что прощение наших грехов зависит от нас самих, что суд Божий над нами – в нашей же власти: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Спасение твое в твоих руках, в твоей власти, человек. Будешь прощать другим обиды, погрешности, и тебе прощены будут твои грехи, и ты со своими частыми прошениями у Бога не отойдешь никогда от Него бедным и будешь сподобляться от Него великих и богатых милостей. Ты простишь не многие грехи ближнему, сравнительно с твоими грехами перед Богом, а тебе Бог простит бесчисленные прегрешения».

И так как сила учеников и вообще всех верующих основывается на внутреннем духовном единении христиан между собой и Богом, то Спаситель научает: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 19–20).

Святитель Хроматий Аквилейский замечает: » Какое значение для Бога имеет единодушие и согласие братьев, мы можем судить по тому факту, что Господь ясно говорит: “Отец Небесный даст все просимое, если двое или трое в согласии будут просить”. Ничего нет милее Богу, чем мир между братьями; ничего нет лучше, чем единодушие и согласие…».

Слова Христа о прощении обид ближним побудили Петра просить у Него дальнейших разъяснений, а потому он спросил: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? (Мф. 18, 21). Дело в том, что раввины учили, что человек должен прощать согрешающему против него брату три раза. Петр желал, очевидно, стать выше современных ему книжников и считал, что, увеличивая количество прощений до семи раз, он заходит намного дальше в своем великодушии.

Но Господь отвечает совершенно по-другому: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 22). То есть Спаситель указывает, что мы должны прощать людям неограниченное количество раз, прощать постоянно и всегда. Ведь ничто из того, что приходится прощать нам, не идет ни в какое сравнение с тем, что прощает нам Бог.

Когда же Господь пришел в Иудею, к Нему приступило множество народа, в том числе женщины с детьми. Вера народа была настолько велика, что одно возложение Господом рук считалось благословением для детей. Но ученики, стараясь уберечь Христа, не допускали к Нему детей. Увидев это, Господь сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14).

Блаженный Феофилакт поясняет: «Учит Он и “словом”, говоря, что таковых есть Царствие Небесное, кои имеют расположение детское. Дитя не превозносится, никого не унижает, незлобиво, бесхитростно, ни в счастье не надмевается, ни в скорби не уничижается, но всегда совершенно просто. Поэтому, кто живет смиренно и незлобиво и кто принимает Царствие Божие как дитя, то есть без коварства и любопытства, но с верой, тот приятен пред Богом».

Не отвергая младенцев, но с радостью принимая их, Господь научает смиренномудрию и тому, что Царствие Божие необходимо принять в свое сердце с таким же чистым, невинным и непорочным расположением духа, какое бывает у малых, нравственно не испорченных детей. Как дети полностью доверяют родителям, так и мы, дорогие братья и сестры, должны доверять Господу, преклоняясь перед Его величием, сохраняя способность повиноваться Ему, прощать и просить оставления грехов, с благодарностью и смирением принимая Его бесценную любовь. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

«Пустите детей приходить ко Мне…»

В почте нашей рубрики накопились вопросы, касающиеся одной из самых главных обязанностей человека — быть хорошим родителем. Ведь каждый из нас хочет все самое лучше, что только имеет, передать своим детям. А вера для христианина — его главное сокровище. И с ним нужно обращаться осторожно, умеючи. Поэтому и возникают у наших читателей вопросы о православном воспитании. На некоторые из них ответит клирик храма во имя Всемилостивейшего Спаса протоиерей Владимир Гофман.

Мой внук родился в сентябре, в день памяти святого Александра Невского. Я говорила сыну и снохе, что нужно обязательно назвать Александром. Но они меня не послушали и дали имя, которое им нравилось, в честь одного родственника. Хотя у нас верующая семья, мы все ходим в храм, регулярно причащаемся. Обязательно ли называть ребенка по святцам? И кто теперь будет небесным покровителем ребенка: Александр Невский или Николай Чудотворец (внука назвали Николаем)?

— В православной традиции существует два варианта выбора имен новорожденным младенцам. Чаще выбирают имена по святцам. Святцы, или месяцеслов — это список святых, чтимых Православной Церковью. Они составлены в виде календаря, где каждый день приурочен к поминовению какого-либо угодника Божия. Ребенку дают имя в честь святого, память которого совершается в день, когда малыш родился, или в ближайшие ко дню рождения дни. Другой вариант, когда ребенка называют именем святого, который особо почитаем в семье. Иногда небесным покровителем считают того святого, житие которого ближе по душе или с кем связаны какие-то знаменательные события в жизни. С этим именем малыша крестят, а святой, имя которого он носит, считается его небесным покровителем. Небесным покровителем человека может быть любой, прославленный в Православной Церкви святой. Исключены из этого списка Господь Иисус Христос и Его Пречистая Матерь. Они и без того являются покровителями всех христиан. Например, у девочки с именем Мария небесной покровительницей могут быть равноапостольная Мария Магдалина, преподобная Мария Египетская…

Подрастает дочка. Время погремушек закончилось, присматриваюсь к куклам. Одна наша прихожанка сказала, что куклы вроде Барби лучше не покупать — они неправильно формируют психику ребенка. Верно ли это?

— Вопрос о Барби для девочки, только что вышедшей из пеленок, скорее всего, не актуален — это позже, в детском саду, дочка может запросить у вас подобную куклу, а пока выбирайте на свой вкус и прививайте его девочке.

Осторожность при этом еще никому не мешала. Особенно в воспитании детей. А вопрос, правильная и неправильная психика при этом формируется, безусловно, спорный. Церковных канонов в этом отношении не существует. Существуют рекомендации. И они могут быть разными от разных священников. Бог дал человеку право свободного выбора. Без него люди станут солдатиками. Скорее всего, оловянными.

Формируют ли детские игрушки у ребенка определенный взгляд на красоту, влияют ли на его психику? Конечно, в какой-то степени, как и весь окружающий его мир. В прошлом (а игрушки известны с глубокой древности) это были фигурки животных и те же куклы. В советское время кукол было много, самых разных. Отличались они от Барби, с которой продолжают бороться некоторые ультраправославные люди? Только тем, что советские куклы представляли собой детей, и ребенок относился к ним, как к детям, играл в дочки-матери. С Барби такое не пройдет — эта кукла уже взрослая. Но если нам непонятно, как с ней играть, для детей тут вопроса нет, они играют. И они хотят именно такую игрушку. Если мы посмотрим на кукол, с которыми играли в детстве великие княжны Романовы, то увидим маленьких принцесс, даже чем-то похожих на Барби, но все же и у них детские лица. Эти маленькие принцессы — дети, а играющие ими выступают в роли взрослых. Таким образом, цель игры достигается: девочка учится быть мамой. Что же делать родителю? Запрещать Барби или разрешать? Во-первых, дети умеют ловко обходить запреты, и все равно тайком будут играть в те игры, которые любят. Запретить игру как-то даже странно. Пусть играет, лишь бы игрушка не стала фетишем. Вот это уже забота родителей. Кстати, на современном рынке игрушек встречаются куклы и «пострашнее» Барби, по сравнению с которыми она просто безобидная красавица.

Я старшая дочь в многодетной семье, и еще в детстве решила, что у меня больше двух детей не будет. Потому что на меня в свое время легло очень много обязанностей, все школьные годы я считала себя в чем-то ущемленной, хотя недостатка в родительской любви не чувствовала. Все кружки, куда ходили мои младшие братья и сестра, были на мне (отводить — забирать), и дома маме главная помощница — я. А теперь, когда вышла замуж, чувствую, что очень хочу много детей. Что нужно делать, чтобы старший ребенок не чувствовал себя так, как я когда-то?

— К сожалению, комплекс старшей сестры непобедим. Едва ли кому-то удавалось его избежать. Как, к слову сказать, и младшей. Любой родитель делает все для того, чтобы эти комплексы у детей не развивались. А они, несмотря на все усилия, все равно проявляются. Лучше не думайте об этом, а делайте все так, как подсказывают вам сердце и опыт, в том числе и пример ваших родителей. Как бы там ни было, но это они смогли воспитать вас так, что теперь, в зрелости, вы хотите иметь много детей, а это значит, что они все делали правильно. В главном.

Скоро Рождественский пост. Как правильно поститься детям, если одному четыре года, а другому только что исполнилось семь?

— Никаких сложностей здесь нет. Церковный устав не требует поста от младенцев (до семи лет). А с семи надо постепенно приучать ребенка к воздержанию, что касается не только пищи, но и развлечений. Но, разумеется, нельзя забывать о мере. Можно ведь своим рвением навсегда оттолкнуть маленького человека от Церкви с ее правилами. Приучайте детей поститься так, чтобы пост был радостью, а не изнурением. Объясняйте ему, зачем вообще нужно воздерживаться от какой-то пищи, развлечений, а главное — от зависти, гнева, желания отомстить и обидеть ближнего. В воздержании формируется воля, а без воли нет христианина. Это, по большей части, общий рецепт, а индивидуальные — в руках каждого родителя.

Как, воспитывая ребенка, сочетать православное воспитание и фольклор? Ведь без русских народных сказок не обойтись, это, наверное, будет совсем неправильно. Но ведь среди них есть такие, в которых речь идет о нечистой силе: Бабе Яге, Кощее Бессмертном, Змее Горыныче. Там говорится и о чудесах, упоминается колдовство.

— Вопрос стоит, что можно и что нельзя читать малышу в православной семье. Будем говорить о семье, где отношение к книге и воспитанию ребенка не фарисейские. Сразу скажем, что в православии нет канонов на детские книги (собственно, и на взрослые тоже). Какое будет у ребенка детство без сказок, трудно представить. Да, в сказках всех народов мира действует и нечисть. Но кто в конце концов побеждает? Не знаю ни одной сказки, где победу одержали бы силы зла. А вот родителю надо уметь объяснить своему чаду расстановку сил в сказках. Малыш ведь должен знать, что в мире есть зло, которое пытается воздействовать на человека, а ему противостоит добро. И место их битвы, по-Достоевскому, — сердце человеческое. В каждом возрасте свои книги. Есть особенность: не прочел книжку в свое время, потом она уже не интересна и бесполезна. И, конечно же, читать нужно не только православную литературу. Сказки научат различать добро и зло. И кто из героев прав. И почему. Мне хочется, чтобы вы помнили одно правило: Закону Божиему учит не только «Закон Божий»! Ему учат люди, имеющие сердце, способное терпеть, любить и благодарить за все.

Как реально воцерковить детей?

— Если делать все правильно, то воспитание ребенка начинается до его рождения. Если супруги христиане, их брак должен быть освящен Церковью. Разумеется, обоим рекомендуется чаще исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Хорошо, если муж и жена вместе читают молитвы утреннего и вечернего правил, а в доме звучит хорошая музыка или церковные песнопения. Все это слышит и чувствует не родившийся, но уже живущий, пусть пока во многом зависимый от мамы ребенок. Вот вы и начали его религиозное воспитание. А когда он появится на свет и над ним будет совершено таинство Крещения, родители и крестные должны позаботиться о своевременном причащении малыша и воспитании в его душе уже заложенного религиозного чувства. «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк 18:16). А дальше? Есть очень прос­той способ, который применяется не только в духовном делании, но и в повседневной жизни, формула его: делай, как я! Маленькие дети копируют поведение родителей, из чего формируются их наклонности. Когда они видят, что для мамы и папы молитва, посещение храма, чтение Священного Писания — часть жизни, причем очень важная и радостная часть, можно ожидать, что и они пойдут в храм с желанием.

Так что же главное в воспитании? А главное здесь чистое сердце, открытое для радости общения с Богом. Есть эта радость у родителей — будет она и у детей. А возраст в воцерковлении человека не имеет значения. Перефразируя классика, скажем: любви к Богу все возрасты покорны!

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *