Рассмотри поздравительные открытки которые дети создали

История появления поздравительной открытки

  • 6 февраля 2013

В последнее время в продаже появилось огромное колличество поздравительных открыток, выпускаемых полиграфической промышленностью большими тиражами, но есть в продаже и уникальные, авторские работы. Такие рукотворные открытки, которые не будут больше повторяться ни где и не у кого, дети и делают для своих друзей и родных.

Очень часто на уроках Изобразительного искусства и художественного труда в преддверии праздников учащиеся делают поздравительные открытки своими руками. Думаю, что каждому приятно получить такое эксклюзивное поздравление, в которое вложено не только ручной труд, но и частичка души.

В этом учебном году на занятиях кружка я познакомила ребят с историей появления и особенностями оформления открыток. Как показывает опыт проведения подобных занятий, первоначально учащиеся не могут определиться в количестве используемых для оформления открытки материалов и пытаются в одну работу «запихнуть» практически все, что видят перед собой. При проведении этих работ учащиеся закрепляют знания по цветоведению, учатся сочетать в работе разные материалы, вырабатывают умения организовать свое рабочее место, прививается аккуратное отношение к выполнению работы.

Из истории поздравительной открытки

Единой даты появления открытки не существует, поскольку в каждой стране она различна. Первое упоминание о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда в «Парижском почтовом альманахе» было размещено сообщение о пересылаемых по почте поздравлениях на самые различные случаи в виде гравированных карточек, пересылаемых «открытыми для всякого». Автором этого изобретения считается гравер Демезон.

Что такое открытка? Определение «филокартии» данное в Большой Советской энциклопедии, трактует открытки только как почтовые карточки, или открытые письма, предназначенные для посылки по почте в открытом виде. За столь длительную историю внешний вид открыток, форма и размеры и, конечно же, предназначение значительно менялись. В Японии первые открытки были двойными. В Америке первые открытки, выпущенные в 1893 году, продавались в качестве сувениров.

Самой ранней открыткой, дошедшей до нас, является «валентинка» 15 века, которая хранится в Британском музее Лондона. Ее автором считается герцог Орлеанский.

Широкое распространение открытки получили в конце 19 века в Англии. Это были карточки, которые, как правило, изготавливались вручную. Для их оформления использовались самые различные и порой неожиданные материалы. Не все они пересылались по почте, открытки сложной и богатой отделки передавались из рук в руки.

Первой печатной рождественской открыткой считается поздравительная карточка 1840 года. На открытке было изображено большое семейство из 11 детей и их родителей дополненное надписью «Веселого Рождества и счастливого Нового года!» Из тиража 1000 экземпляров до наших дней сохранилось 12.

Первые почтовые открытки были выпущены осенью1869 года в Австрии. Они представляли собой листочек плотной бумаги прямоугольной формы 123х88 мм с напечатанной в правом углу почтовой маркой достоинством в два крейцера. Рисунка на почтовой открытке не было.

Художественная почтовая открытка появилась в июле 1870 года на ней был изображен артиллерист с пушкой.

В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872 года и они не были иллюстрированными. В 1898 году община св. Евгении выпустила первые российские открытки. До этого времени открытки в Россию ввозились из-за границы. По другим источникам первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой имеется надпись: «Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года».

В истории русской открытки особое место занимает 1899 год. В этом году отмечалось 100-летие со дня рождения А.С.Пушкина. К этой дате было выпущено много открыток-иллюстраций к произведениям поэта, а также его портретов. Специально для этой серии был разработан рисунок почтовой марки с портретом А.С. Пушкина и почтовый штемпель с юбилейными датами (гравер В.Матэ)

История «открыточного» рисунка чрезвычайно богата, но к великому сожалению практически никто и никогда не обращает внимания на имя автора. Одним из художников, посвятивших все свое творчество оформлению открыток была Лидия Марковна Манилова (Якобсон). Лидия Марковна (09.02.1926) первую свою открытку выпустила в 1965 году. Ее открытки выходили миллионными тиражами. Персонажи ее открыток – щенята, котята, утята светятся добротой, доверчивостью, непосредственностью.

Несмотря на бурный рост электронных средств коммуникации, открытка не утратила своего значения и сейчас. Однако заметно снизилась роль почтовой открытки, т.к. практически вся корреспонденция отправляется сейчас в конвертах. Зато поздравительная открытка радует нас все новыми видами конструкций, вариантами отделки, постепенно превращаясь в самостоятельный подарок-сувенир.

Если мы сравним оборотную сторону открыток, выпущенных сегодня и лет 20 назад, то увидим изменения: в современных открытках «отсутствует конкретный автор», возможно это связано с применением компьютерной оргтехники. Лицевая сторона современных открыток несомненно более яркая. Полиграфия не стоит на месте! Заглянем в саму открытку: и там присутствует изображение да и текст уже заготовлен, к тому же часто с юмором. Однако рукотворные открытки и текст, написанный лично, до сих пор пользуются большим спросом, ценятся и хранятся дольше.

На Западе существует наука делтиология, которая изучает историю и символику открыток. Ученые, исследуя открытку, пытаются постичь феномены общественного сознания прошедших эпох. Однако это не приближает нас к разгадке главного секрета открытки – того, что позволяет этому маленькому кусочку картона служить проводником самых светлых чувств: любви, уважения и признательности.

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Бакалова Нина Федоровна, учитель ИЗО высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №799, г. Москва. Педстаж 25 лет, «Учитель года — 1999», Гранд Москвы, Учитель года.

Конспект занятия «История открытки»

Наталья наумова
Конспект занятия «История открытки»

Конспект занятия : «История открытки»

Задачи:

1. Знакомить детей с открытками, как носителями исторической информации.

2. Объеденить всех участников образовательного процесса в общем деле- создания коллекции.

Материал: открытки, музыкальная открытка, презентация открытки, клей картон,картинки для изготовления открытки.

(На столе лежат газеты, журналы,письма,посылка)

— Как вы думаете,для чего они нужны?

— Из газет и журналов люди узнают о событиях, которые происходят в нашей стране.

-Письма для личной переписки.

-В посылке посылают различные предметы, вещи.

Но здесь нет одного предмета, я вам загадаю загадку:

Её по почте посылают,

С праздниками поздравляют

Не письмо и не визитка

А красивая (открытка)

А вы знаете,открытки умеют говорить, в данный момент они хвалятся.

(Разговор открыток)

1. Ах,какая я красивая, блестящая, посмотрите на мои яркие краски, золотые буквы, ведь они так и блещут от света. Я самая дорогая здесь.

2. А я музыкальная, когда меня открывают, звучит прелестная музыка. Значит здесь самая дорогая это я.

3. А эта открытка была сделанаиз простой бумаги- маленькой девочкой. Она не хвалилась,а просто сказала: меня сделала девочка для своей любимой мамы.

Подумайте и скажите,какая же из этих открыток самая дорогая? (ответы детей)

Над 1 и 2 открыткой трудилось много людей, чтобы они были такими красочными, нарядными. Поэтому они стоят некоторой суммы денег. Можно сказать, что эти открытки дорогие за них заплатили деньги. А 3 была изготовлена для любимой мамы руками девочки, в неё она вложила всю свою любовь. Для мамы эта открытка дорогая, она ей по сенрдцу.

Сегодня открыткой вряд ли кого-то можно удивить. Каждому человеку от мала до велика, очень приятно получать к празднику или дню рождения маленький кусочек картона, несущий тепло и свет именуемая в простонародье «открытка».

Раньше её называли открытое письмо или почтовая карточка, предназначалась она для пересылки по почте в открытом виде. С обратной стороны писали послание и адрес.

Одна изи версий возникновения открытки, принадлежит французам, когда у солдат во время военных действий заканчивалась бумага и конверты, они писали на вырезанном из картона прямоугольнике. (Показ слайдов со старинами открытками)

Обычай дарить открытки появилось в Англии на праздник Рождества. Первую Рождественскую открытку сделал британский живописец в 1874г. Он изобразил на ней заснеженный зимний лес и счасливую семью около елки.

В России открытки появились намного позже их долгое время ввозили из-за гриницы, т. к. своего производства не было. Первые открытки были не иллюстрированы и выполнены из бумаги разных цветов. А немного позже в создании открыток принимали участие известные художники.

Сюжеты российских поздравительных открыток были в русском стиле: лихие тройки лошадей, румяные крестьянские дети, заснеженные деревенские избушки. А создателей первой российской новогодней открытки был величавый живописец Николай Ковазин.

Первые открытки изготавливались вручную. Для их оформления использовались любые материалы, на которые только хватало фантазии. Это были бархат, бисер, шелк, сушеные цветы. Поэтому выглядели открытки по- разному очень оригинально и красиво. Посвящались эти открытки к праздникам такие как: Пасха, Рождество.

Проводится д/и «Собери открытку»

А теперь я вас приглашаю на выставку современных открыток, но чтобы продолжить просмотр мы немного отдохнем. (Физкультминутка)

Вот мы руки развели, словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились1

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже не ленись.

Поклонись и улыбнись.

Открытка – это один из интереснейших предметов коллекционирования, помогающих изучать историю.

Открытку можно подарить на любой праздник,но они бывают редко. В жизни каждого человека бывают маленькие события и радостные дни, когда бы он хотел чтобы его поздравили, проявили кнему внимание.

(При изготовлении открыток можно использовать любой праздник и рассказать историю появдения праздника)

21 января отмечается праздник «День объятий» (показ открыток)

Первоначально этот праздник появился в США и его придумали студенты. Заключать в объятия можно совершенно любого человека даже не знакомого, не завися от того, мальчик это или девочка, взрослый или ребенок.

Согласно легенде – это обмен между собой душевным теплом, радостью, счастьем, удачей и другими положительными моментами нашей жизни. Любые объятья позволяют человеку забыть о печали, неудачах.

(Занятие можно использовать при изготовлении открыток к любому празднику)

Как все начиналось: история паяльника и появление современных инструментов


Паяльник второй половины XIX века, который нагревался на огне
Пайка известна человеку около 4 тысяч лет — это исторически доказано. Разные народы в разное время паяли золотые, серебряные изделия и предметы из других металлов. Все паяльники до момента изобретения электрического были рассчитаны на нагревание открытым огнем. Пока мастер работал с одним паяльником, второй нагревался при помощи пламени — так решалась проблема непрерывности работы. Все изменилось после того, как электричество стало привычным, а изобретатели стали создавать устройства, работающие на электрическом токе.

Первый электрический паяльник

В 1896 году Ричард Шнайдер и Август Тиннерхольм получили патент на «аппарат электрического нагревания», сейчас известный как паяльник. Этот инструмент стал известен под брендом American Beauty, причем компания, выпускавшая эти паяльники, работает и сейчас. Но это были штучные устройства.
Штучными были и паяльники General Electric — компания получила патент на такое устройство в 1910 году.

Чуть позже General Electric представила улучшенную версию паяльника, снабженную фиксатором, который удерживал паяльник, когда мастер его не держал.


Стойка была снабжена радиатором, так что она поглощала выделяемое паяльником тепло и рассеивала его в окружающее пространство.
Паяльник American Beauty от 1947 года — здесь у него вполне узнаваемая форма

Как паяльники стали популярными

Человеком, который сделал паяльник популярным и распространенным, стал Эрнст Сакс — немецкий инженер, создавший паяльник для промышленности (изначально для производителей металлической посуды и прочих изделий, и только потом — для электротехники). Его можно назвать родоначальником электроники, поскольку без пайки создание портативных электронных устройств невозможно.
Сакс запатентовал свое изобретение в 1921 году. Первый его паяльник H-1 относился к «молотковому» типу и был предназначен, в первую очередь, для лудильных работ. Устройство стало популярным, и Сакс основал компанию ERSA, постепенно распространив паяльник по всей Европе. Благодаря его предпринимательским способностям паяльник стал продаваться ранее невиданными объемами.
Изобретение Сакса стало основой для дальнейших модификаций «электрического нагревательного устройства», как компанией ERSA, так и сторонними производителями.
В 1926 году Уильям Альферинк получилпатент США на паяльную станцию— это была первая в истории паяльников система такого типа.
В 1946 году Карл Веллер получилпатент на паяльный пистолет. Он открыл в Пенсильвании компанию Weller Manufacturing Company, которая стала поставлять свою продукцию компаниям и частным лицам.
В 1949 году компания American Beauty выпустила систему, которая позволяла регулировать температуру паяльника при его подключении к этой системе.
В 1951 году была основана компания WEN Products, которая стала производить собственные паяльники. Она стала популярной, и в 1954 году состоялся первый судебный процесс между Weller Manufacturing Company и WEN Products. Руководитель первой компании обвинил вторую в нарушении патентного законодательства. Суд он выиграл.
В 1960 году компания Weller Manufacturing получилапатент на паяльник с терморегуляцией, после чего уже началась золотая эра паяльников.

Современные паяльники

Разновидностей паяльников множество. Их классифицируют по способу нагревания, мощности и другим параметрам.
По типу нагревания паяльники делятся на паяльники с периодическим и постоянным нагревом.
Паяльники с периодическим нагревом:

  • молотковый и торцевой. Как раз эти паяльники, представляющие собой массивный рабочий наконечник, который закреплен на длинной рукоятке, появились тысячи лет назад. Они существуют и сейчас, их нагревают от газовых или бензиновых горелок;
  • дуговой паяльник. Такие паяльники нагреваются электрической дугой, которая периодически генерируется между угольным электродом внутри паяльника и его наконечником. Обычно такой паяльник весит не меньше килограмма, и нагревается система до температуры 500 C°. Потребляемая мощность — 1,5–2 кВт.

Паяльники с постоянным нагревом:

  • электрический — нагреваются при помощи электронагревательного элемента, работающего от электросети, от понижающего трансформатора или аккумуляторов;
  • газовый — в них встроен газовая горелка, которая нагревает жало. Газ поступает из баллончика со сжиженным газом или большого баллона по шлангу;
  • топливный — принцип работы похож на газовые, только вместо газа жидкое топливо;
  • термовоздушный — создает постоянный поток раскаленного воздуха, который и плавит припой;
  • инфракрасный — нагрев происходит с помощью инфракрасного излучения.

В электронике и электротехнике чаще всего используются электропаяльники. Они отличаются по мощности.

Самые мощные паяльники

Как правило, это молотковые системы мощностью около 550 Вт. Вес таких паяльников — 1,5–2 кг, нагреваются они до 600 C°. Используют их для лудильных работ, а также для выжигания на дереве, коже и пластике.
Ersa 550 — типичный представитель семейства мощных паяльников. Это молотковый паяльник с мощностью в 550 Вт и весом в 2,3 кг. Стоит он, кстати, около 26 тысяч рублей. Предназначен для обработки листового металла, монтажных работ и пайки коллекторов и медных шин.

Паяльники повышенной и средней мощности

Такие паяльники, на 40–150 Вт обычно используют электрики. Типичный представитель этого «семейства» — паяльник ERSA-150, который весит 245 г, и нагревается до 450 C°. Жало у мощных паяльников может быть как изогнутым, так и клиновидным или конусообразным.
Используются паяльники повышенной и средней мощности как для работы проводами, так и для обработки стекла или других материалов.

Маломощные и микропаяльники

Мощность таких паяльников составляет 5–25 Вт. Их используют для работы с электронной аппаратурой: от микропайки до работы с проводами или элементами хорошо видимыми без микроскопа или лупы. У таких паяльников обычно есть разнообразные сменные жала. У некоторых моделей есть ЖК-дисплей, куда выводится температура нагрева жала и режим работы устройства. Также большинство моделей оснащены терморегулятором.
Яркий представитель семейства микропаяльников — модель TS-100.
Его вес — всего 35 граммов, длина — 17 см. Есть ЖК дисплей для отображения важной информации вроде температуры и режима работы.

Не только электроника. Что еще можно делать паяльником?

Кроме пайки электронных компонентов и проводов, паяльник можно использовать для пайки металлических изделий, пластика, работы со стеклом, в том числе, и органическим.
Пайка листов жести
Это частый процесс при ручном изготовлении металлической тары. Кроме того, пайка помогает скреплять между собой листы железа, причем конструкцию можно сделать герметичной. Для пайки железа оловом нужен молотковый паяльник, припой с небольшой концентрацией олова, флюс и шило.
Флюс при такой пайке выполняет функции как растворителя, так и окислителя. При нагревании металла происходит его смачивание и защита от окислительных процессов. Ну а в качестве флюса можно использовать канифоль и соляную кислоту, либо хлористый цинк и борную кислоту.
Для пайки железа или жести нужен электрический паяльник с мощностью более 40 Вт. Что касается паяльников, которые нагреваются от огня, их уже не используют.

Паять также можно оцинкованное железо и проволоку.
Пайка пластика
Паяльник может пригодиться автомобилисту для ликвидации трещин или вмятин на бампере или элементах пластикового объекта. В обычной ситуации снять бампер не так просто, а заменить — дорого. Ремонтировать пластиковые детали автомобиля можно и без их демонтажа.
Паять пластик можно с использованием паяльника с прямым или загнутым наконечником, такой способ позволяет соединять в единое целое даже осколки. Второй вариант — термопистолет, который не только спаивает детали, но и дает возможность выправлять деформированные участки. И третий вариант — паяльная станция, которая включает достоинства первых двух вариантов.
Паяльником можно отремонтировать практически любые поврежденные детали из пластика, не только для автомобилей. Велосипеды, мотоциклы, снегоходы, бытовые приборы — все можно починить при помощи паяльника.
Пайка и резка стекла
Специализированные паяльники можно использовать для пайки художественного витражного стекла. Для этого, кроме паяльников, требуется паяльный флюс и мазь для пайки. Отличием «стеклянных» паяльников от обычных является невозможность замены жала.
Кроме пайки стекла, паяльник можно использовать и для резки стеклянных изделий. Для этого нужно понемногу перемещать паяльник по линии планируемого отреза, так что стекло будет трескаться (всего несколько миллиметров в зоне жала). После прохождения паяльником по всей линии одна часть стекла отделится от другой.

Флюсы и припои

Пайка металлов невозможна без флюса и припоя. Флюс противодействует окислению поверхности контакта и одновременно очищает эту поверхность от существующей пленки окислов, так что раскаленный припой активно контактирует с металлом. Разделяют припои на мягкие (температура плавления ниже 300 °С) и твердые (300 °С).
Есть чистые припои — например, олово или свинец, а есть многокомпонентные, которые чаще всего и используют в современной электронике. Все они служат для пайки материалов с разным назначением (пайки деталей, чувствительных к перегреву, пайка обмоток электродвигателей, пайка печатных схем и т.п.).
Ну а флюсов еще больше. Они могут быть органического и неорганического происхождения, но их предназначение чаще всего — удаление оксидов паяемых поверхностей, снижение поверхностного натяжения и улучшение прилипания жидкого припоя. Раньше флюсов было немного, в основном — канифоль. Сейчас же владельцу паяльника доступен широкий спектр флюсов. Популярнейший флюс — Amtech RMA-223, представляющий собой смесь канифоли и растворителя, EFD NC-D500 6-412-A Flux-Plus (канифоль, растворитель, активатор), Interflux 2005 (тоже канифоль, растворитель, активатор).
Флюсы разных видов нужны для того, чтобы обеспечивать оптимальные условия для пайки разных металлов с использованием разных припоев. Здесь одной канифолью уже не обойтись, все же на дворе XXI век.

История возникновения фотографии: с чего все начиналось?

Главная / Статьи / История фотографии / История возникновения фотографии: с чего все начиналось?

15.05.2016

Много лет назад для того, чтобы запечатлеть то или иное изображение, требовался кропотливый труд художника. Поэтому человечество давно задалось целью изобрести метод получения качественного изображения более легким способом.

Давным-давно наблюдательными людьми было замечено, что если солнечный луч проникнет сквозь маленькое отверстие в неосвещенное помещение, то от него останется отражение предметов в виде светового рисунка. Все отображаемые предметы были абсолютной копией натуральных, но только в перевернутом варианте и в миниатюре.

О таких свойствах темных помещений было прекрасно известно еще Аристотелю, который жил в Древней Греции. Принципы работы первого фотографирующего устройства, которое называлось обскурой, были описаны Леонардо да Винчи.

Очки человечество изобрело еще в 13 веке. Подобные линзы позже использовал Галилео Галилей в своей зрительной трубе. В России более десятка новых для того времени оптических устройств было изобретено М.В. Ломоносовым.

Камера обскура — первый аналог фотоаппарата

Задолго до фотоаппарата появилась «обску́ра». Такой аппарат представлял собой ящик, спереди которого была вмонтирована линза, а сзади – матовое стекло и бумага. При помощи такого устройства появилась возможность механическим способом зарисовывать различные объекты.

В России в 18 веке обскура уже широко применялась. Такое устройство по своему внешнему виду напоминало палатку. Благодаря этому аппарату удалось запечатлеть немало видов многих российских городов той эпохи.

Подобные изображение стали некими предвестниками фотографий. При помощи таких аппаратов стало возможным в значительной степени упростить зарисовщикам их труд. Но изобретатели продолжали работать над тем, чтобы сделать процесс переноса изображений более механическим. Людям хотелось не только фокусировать световую картинку в аппарате, но и научиться закреплять ее на поверхности посредством химических процессов.

Если говорить о светописи, предпосылки к ее возникновению и совершенствованию появились еще в давние времена — чего нельзя сказать о такой науке, как химия. 18 век – это то время, когда она уже смогла выйти на определенный уровень развития.

Влияние химической науки на появление фотографии

Огромную роль в развитии фотографии сыграли А.П. Бестужев-Рюмин, который стал известным не только как государственный деятель, но и как химик-любитель, и И.Г. Шульц, хирург из Германии. Благодаря этим людям появились необходимые условия для того, чтобы стало возможным превращать оптические картинки в процесс химического типа.

Бестужев-Рюмин посвятил немало времени составлению смесей в лечебных целях. Занимаясь жидкими формами смесей, дипломат увидел, что воздействие потоков солнечного света заставляет растворы солей железа менять свой цвет. Всего через пару лет Шульц подтвердил, что соли брома чувствительны к солнечному свету.

И только в 19 веке ученые стали серьезно заниматься вопросами возможности закрепления в камере-обскуре светового отображения. Дальше всего в этой теме удалось продвинуться Вильяму Фоксу Генри Тальботу из Англии, Луи-Жаку Манде Дагеру и Жозефу Нисефору Ньепсу из Франции. Этих людей и принято сегодня называть изобретателями фотографии.

Получить картинки фотографического типа пытались и ранее, еще в 17 веке, но именно 1839 год считают временем появления термина «фотография», когда и появилась дагерротипия. Изобретателю из Франции Луи Дагеру удалось не только сфотографировать человека, но и добиться получения фотоизображения. При помощи дагерротипа появилась возможность получать не негатив, а позитив, с которого нельзя было сделать копии.

Вы участвуете в этих фотоконкурсах?

Начало: 02-12-2019
Фотографии принимаются до: 18-12-2019
Голосование до: 22-12-2019 Тема: Жизнь в России
Жанр: жанровая фотография, все жанры

Начало: 25-11-2019
Фотографии принимаются до: 22-12-2019
Голосование до: 26-12-2019 Тема: дорога
Жанр: пейзаж, объектная фотография

Конечно, они не были такими яркими, как сегодня – уровень полиграфии был не тот, а многие открытки вообще делались вручную. Однако эти старые открытки – прекрасные иллюстрации традиций и обычаев, существовавших тогда в России…

Православные празднуют Рождество 7 января. До 1918 года Рождество в России отмечали 25 декабря – в день, когда его отмечают католики и протестанты, однако в нашей стране это было 25 декабря по юлианскому календарю, а большинстве европейских стран и США – по григорианскому.

Григорианский календарь был введён в России только после революции, и в современном григорианском календаре «юлианское» 25 декабря попадает на 7 января.

На большинстве дореволюционных рождественских открыток можно увидеть библейские сюжеты или ангелов. Народные представления о появлении на свет Иисуса Христа сформировались под влиянием Евангельских сказаний, легенд и преданий. Традиционные образы, связанные с рождением Христа — вертеп (пещера), ясли с младенцем, животные — вол (символ покорности и трудолюбия) и осёл (символ упорства), Иосиф и Богоматерь.

На самых старых открытках с Рождеством Христовым все персонажи рисованные, но с появлением фотографии начали печатать открытки с постановочными сценками и детишками, переодетыми ангелами. В основном такие открытки продавали в фотоателье, и они были очень популярны, ведь изображение действительно было живым.

Сочельник (канун Рождества) принято было справлять скромно, а на следующий день начинались гуляния — святки. И несмотря на то, что православная церковь всегда выступала против этих языческих пережитков, желание русского народа гадать и веселиться, очевидно, пересилить невозможно.

На многих дореволюционных открытках можно увидеть ряженых – люди наряжались свиньями, медведями, разной нечистью, делали страшные маски и пугали друг друга, играли в снежки, катались на санях, а девушки гадали на суженого.

Другие рождественские открытки изображают детей или молодых людей, в рождественскую ночь ходивших из дома в дом и славивших родившегося Христа. Этот обычай так и называется – славление.

Было принято останавливаться под окнами, петь песни, в прибаутках желать хозяевам дома добра и всяческих благ. Хозяева угощали славивших, при этом соревнуясь в щедрости, вот почему в компании всегда был кто-то с большим мешком или коробом для угощений.

Не менее популярными были открытки с бытовыми сценками на рождественскую тему – как и самая первая рождественская открытка, они изображали накрытый к празднику стол, детей, раскрывающих подарки, веселые, иногда не очень трезвые компании и парочки. Посылая такие открытки, люди желали друг другу того, что на открытке было изображено – чтобы дом был полной чашей и всегда хватало денег на хороший праздничный стол.

Открытки времен Первой мировой войны изображали солдат, вернувшихся к семьям в канун Рождества – это тоже было своеобразное пожелание.

Другие «бытовые» открытки к Рождеству изображают наряженные ёлки. Традиция наряжать хвойное дерево пришла в Россию вместе с первым новогодним праздником из Германии, однако до 30-х годов 19 века россияне, как правило, ограничивались еловыми ветками.

Первые ёлки и ёлочные украшения появились в домах петербургских немцев, но к концу 19 века традиция начинать праздники с украшения ёлки распространилась в России повсеместно.

Среди «бытовых» открыток были «открытки для взрослых», изображавшие целующиеся парочки. Действительно, обычай требовал пришедших на Рождество в дом гостей обмениваться с хозяевами поцелуями, и для молодых людей праздник был едва ли не единственной возможностью поцеловаться до свадьбы, поэтому его ждали с трепетом.

И конечно, со многих дореволюционных рождественских открыток на нас смотрят котята, цыплята и поросята, которые как будто тоже радуются светлому празднику Рождества.

Наш самый любимый, самый светлый праздник – Рождество. Время, когда так легко верить в чудо и ощущать добро, из которого соткан мир.

Даже не верится, что почти 80 лет Россия жила без этого прекрасного дня. В советские времена любая вера в Бога запрещалась. Соответственно, в «черный список» угодило и Рождество. И какое счастье, что теперь мы отмечаем его, не скрываясь.

В честь праздника, «Комсомолка» собрала самые волшебные рождественские открытки из царской России. Да, в те времена не было продвинутых типографий и фотошопа, но мастера создавали на удивление теплые и красочные карточки. Настоящие шедевры – по другому и не скажешь.

Фото: Асхат БАРДЫНОВ

Традиция шумно отмечать Рождество издавна существовала на Руси. Но Петр I внес в этот праздник много новинок.

По примеру Германии, на улицах и в домах Петербурга стали появляться елки и еловые ветки. Тогда никто не воспринимал это деревце как новогоднее и даже не помышлял украшать его в преддверии праздника.

«В знак доброго начинания и нового столетия века после долгожданного благодарения Богу и пения в церкви, по большим знатным улицам и перед воротами домов учинить украшения от древ и ветвей сосновых», — говорилось в приказе царя.

Ослушаться батюшку тогда не рисковали, но, как известно, русский народ тяжело принимает новшества. Поэтому после смерти Петра елки вновь исчезли.

Фото: Асхат БАРДЫНОВ

— Существует несколько разных легенд, почему христиане выбрали именно елку, — говорит основатель Детского музея открытки в Петербурге Виталий Третьяков. – По одной из версий, четыре ангела приветствовали Христа когда он родился. А потом разделили мир и полетели за подарками каждый в свою сторону. Северный ангел прилетел на север и увидел искрящееся снегом дерево. Он решил, что это будет самый лучший дар. Срубил деревце и принес его Христу.

Традиция украшать ее появилась в ХVI веке. Немцы вверх тормашками прикрепляли ее к потолку, а внизу устраивали пляски.

Фото: Тимур ХАНОВ

Вернуть рождественскую елку в первой четверти XIX века задумала жена великого князя Николая Павловича, будущая императрица Александра Федоровна. Вероятно, будучи немкой, она скучала по родным традициям.

В 1817 году она устроила первую рождественскую елку с подарками в московском Кремле. Затем они стали появляться в Зимнем дворце. Каждому ребенку полагалась своя «зимняя красавица», рядом с которой было принято складывать подарки. Говорят, в преддверии Рождества Николай I лично отправлялся по магазинам, чтобы купить что-нибудь приятное для своих близких.

Вскоре новую традицию переняла аристократия, а затем елки стали появляться и у обычных горожан.

Фото: Тимур ХАНОВ

Как мы уже писали в обзоре новогодних открыток, волшебника по имени Дед Мороз в царской России не существовали. Да, никто не клал подарочки под елки на Новый год.

Зато люди верили в святого Николая Мирликийского. Считалось, что он покровительствует детям, особенно немощным, и приходит к ним на Рождество.

— У ребят было принято развешивать носки на печах и каминах, чтобы добрый волшебник спускал туда подарки через дымоходы, — говорит Виталий Третьяков.

На открытках святого изображали привычным нам образом: в красном халате, с длинной бородой и мешком, полным приятных мелочей. Позже советские идеологи повторили этот образ, создав Деда Мороза.

Фото: Тимур ХАНОВ

Сейчас на рождественских открытках принято изображать Иисуса. Как ни странно, но в царские времена этот образ не был сильно популярен. Чаще всего на карточках появлялись ангелы.

— Этот символ был распространен по всей Европе. Одинаковые открытки с разными надписями продавали в Германии, Франции, России, — говорит Виталий Поляков.

Европейские технологии по производству открыток были намного лучше. Наши мастера не могли наносить блестки. Поэтому очень часто на открытках можно встретить типичные европейские пейзажи.

Фото: Тимур ХАНОВ

С появлением фотографии, стали появляться фотооткрытки.

— Коллекционеры называют их крашенки. Это практически ручной труд. Потому что цветной фотографии не было, а цвета наносились кисточкой и анелиновыми красками. В мастерских сидели женщины и раскрашивали.

Фото: Тимур ХАНОВ

Чаще всего такие открытки продавались в фотоателье. Они пользовались бешеным спросом, ведь картинка впервые стала «живой».

Еще одна ценность подобных карточек заключается в том, что в них заключен «дух времени». Смотришь на такие открытки, и видишь, какие платья носили дети, как одевались мужчины, как наряжали елки. Все другое. А вот лица не изменились. Все та же радость от того, что праздник, от того, что в кругу семьи.

Фото: Асхат БАРДЫНОВ

В царской России все отлично знали символы Рождества и Нового года. И было недопустимым, чтобы на новогодней карточке появились, к примеру, ангелы. Хотя иногда такие оплошности встречались.

— Издатель мог запутать все, что угодно. Нарисовать символы, связанные с Новым годом, и написать поздравление с Рождеством. Это просто двоечник-издатель. Я думаю, что такие открытки хуже продавались, потому что люди тогда очень хорошо знали символы, — говорит Виталий Третьяков.

Представьте только, каждая открытка – ручной труд! Да, копии могли отпечатывать в типографии, но оригинал всегда создавался красками и кистями. И ведь правда чувствуется, что в открытки вкладывали душу. А как иначе может получиться такая красота?

Фото: Тимур ХАНОВ

В России праздничные открытки были практически особым видом искусства. Их бережно хранили, вставляя в рамки и альбомы.

По всему миру тиражировали стандартные карточки, размером 9*14. Но только не у нас!

А когда фотография прочно вошла в обиход, сделать снимок на фоне украшенной елочки стало обычным делом.

Фото: Тимур ХАНОВ

Гражданская война стала тяжелым испытанием для царской России, и в конце концов привела к развалу. Но люди продолжали верить в Бога – это придавало сил. И до последнего выпускались рождественские открытки. Правда, тогда на них чаще изображали уже не веселящихся детей на санях, как слева, а солдат, как справа.

Частыми сюжетами было возвращение с фронта домой. Этого ждали, об этом молились. И сложно сейчас представить, сколько было радости у тех, кто получал редкую весточку с полей войны.

В ожидании Чуда: как готовились к Рождеству до революции

Вот и настал Сочельник – время, когда миллионы верующих пребывают в трепетном ожидании Рождества Христова! В этот прекрасный вечер я предлагаю вам посмотреть, как готовились к Рождеству до революции. В посте рождественские картины известных художников, архивные фотографии, милые рождественские открытки и кратко о традициях, сопровождавших Рождество в дореволюционной России. Надеюсь, что этот материал станет маленьким визуальным штрихом к вашему ожиданию великого Чуда!

До революции самым торжественным и светлым новогодним праздником было Рождество Христово. Несмотря на то, что западная традиция празднования Нового Года уже была введена Петром Великим, большинство населения России предпочитали воздерживаться от его шумного празднования.
1. «Подготовка к Рождеству». Сергей Васильевич Досекин.
Во всех крупных городах и селах проводили ярмарки и елочные базары. Примечательно, что они объединяли представителей разных сословий. Дворяне тоже не отказывали себе в удовольствии прогуляться по рождественской ярмарке и ощутить атмосферу приближающегося праздника.
2. «Елочный торг». Борис Михайлович Кустодиев.
Перед Рождеством детишек обычно занимали изготовлением гирлянд, елочных украшений и предпраздничным убранством дома.
3. «Рождественский базар». Александр Алексеевич Бучкури.
Несколько веков назад, как и сейчас, украшение рождественской елки считалось радостным событием, которого ждали весь год.
4. «Рождественская елка». Алексей Михайлович Корин.
Накакуне Рождества, независимо от сословия, все держали пост и часто посещали храм. Сам великий праздник абсолютное большинство жителей Российской Империи встречали на всенощной службе в церкви.
5. «Сочельник». Степан Федорович Колесников.
Рождество было принято праздновать в семейном кругу. Этот праздник объединял и взрослых, и детей. После окончания Рождественского поста жители дореволюционной России не стремились сразу же приступать к обильной еде и тем более к распитию крепких напитков. Свою рождественскую радость наши предки выражали в умеренном веселье, общении с детьми и родственниками, активных играх на улице.
6. Рождество в большом семействе.
Большие усадьбы, купеческие особняки и дома жителей городов и сел наполнялись особой, уютной и теплой атмосферой.
7. «Рождество». Сергей Михайлович Коровин.
Рождество радостно и дружно праздновали и члены императорской фамилии. В архивах многих музеев сохранились фотографии рождественских елок во дворцах и уличных увеселений в царских резиденциях.
8. Рождественская елка на детской половине Александровского дворца в Царском Селе.
9. На этом фото вы видим, какие замысловатые конструкции из снега сооружали на Рождество в Царскосельском парке.
10. Кадр, на котором прекрасно переданы радость и непосредственность зимних забав.
И, конечно же, с Рождеством поздравляли своих близких, друзей и соседей! Традиция дарения рождественских открыток была очень развита до революции. Современному человеку очень приятно смотреть на эти милые открытки. Они были очень трогательными, красивыми и выполненными со вкусом. Несколько подобных открыток вы сможете увидеть ниже.

11. Красивый зимний пейзаж и милые купидончики.
12. А это открытка, по всей видимости, предназначалась для детишек.
13. До революции все тоже умилялись изображениям милых щенят и котят.
14. Прогрессивная открытка: автомобиль, интересный дизайн транспортного средства и традиционные герои рождественских изображений.
Как вы видите, до революции к празднованию Рождества относились разумно и с душой. А многочисленные тадиции, украшения, семейные вечера и рождественские увеселения служили для того, чтобы сплотить семью и, объединившись, достойно выражать свою радость свершившемуся Чуду.
15. «Рождественская елка». Иван Павлович Похитонов.
При подготовке материала были использованы изображения сайтов: kulturologia.ru, tsarselo.ru, vespig и ros-vos.net

Рождество в семье Романовых: жених, привязанный к елке, и другие царские подарки


Семья императора Николая II

Главным праздником в дореволюционной России был не Новый год, а Рождество. Его было заведено встречать с самыми близкими и родными людьми. И в императорской семье тоже были свои традиции празднования Рождества. У каждого из членов семьи Романовых была своя елка, под которую складывали подарки, и подчас эти подарки были очень неожиданными…

К. Ухтомский. Концертный зал

Традиция празднования Рождества сложилась в Зимнем дворце еще во второй половине XVIII в.: все начиналось со всенощной службы в малой дворцовой церкви, на богослужении присутствовали только императорская чета и их дети. После службы отправлялись в Золотую гостиную, в которой возле елок на специальных столиках каждого из членов семьи ожидали подарки. На елку также приглашали нянь и воспитателей. Елки также ставили в Концертном зале и Ротонде.

Э. Гау. Вид Ротонды в Зимнем дворце

Еще Петр I ввел традицию украшать дом еловыми ветками на Новый год и Рождество, а жена Николая I Александра Федоровна ввела обычай наряжать елки. Будучи немецкой принцессой, она с детства соблюдала эту традицию, широко распространенную в Германии того времени, и эти особенности празднования прижились и при императорском дворе. Елки и подарки были обязательными атрибутами именно Рождества, а не Нового года. При Николае I рождественская елка в Зимнем дворце становится прочной традицией. Постепенно обычай наряжать елки распространился в аристократическом кругу, а затем и среди горожан.

Главная церковь Зимнего дворца

Подарки готовились заблаговременно. Николай I любил лично выбирать их для каждого члена семьи. Детям обычно дарили игрушки и сладости. Для родителей дети сами приобретали подарки, за свои карманные деньги. Самым оригинальным подарком Николая I дочери, княжне Александре, стал привязанный к елке жених – в 1843 г. незадолго до праздников он прибыл в Петербург. Родители скрыли это от дочери, а на праздник презентовали его в качестве подарка. Ее сестре, великой княжне Ольге Николаевне, подарили рояль фирмы Вирт, картину, нарядные платья и браслет с сапфиром.

И. Хромова. Рождество в царской семье

Александр II продолжил традиции. Даже когда семья была разлучена, в Зимнем проводили рождественские елки. Так, в 1864 г. тяжело больной наследник Николай находился за границей с матерью. Императрица заблаговременно подготовила для всех подарки, которые вручали по ее письменным инструкциям. А в Ницце для умирающего сына Мария Александровна нарядила необычную «елку» – на апельсиновом дереве вместо игрушек были фотографии всех членов семьи, которых не было рядом.

Семья императора Александра II


Семья императора Александра II

При Александре III возможности лично выбирать подарки у членов царской семьи не было – из-за волны терроризма в 1870-1880-х гг. Из магазинов во дворец присылали образцы подарков, и из них выбирали нужные. Императрица подарила мужу револьвер, а сыновьям – по английскому ножу, а на следующий день лично вручала подарки солдатам и казакам. Одаривались придворные, знакомые и все домашние обитатели – слуги, конюхи, садовники, воспитатели. Устраивали елки для бедных детей, а после начала Первой мировой – праздники для раненых.

Дворцовая церковь в Гатчине, где встречала Рождество семья Александра III


Акварели Ольги Александровны Романовой


Акварели Ольги Александровны Романовой

С 1904 г. зимние праздники отмечали в Александровском дворце Царского села. Рождественские традиции сохранялись при дворе вплоть до 1917 г., когда императорская семья встретила свое последнее Рождество. По решению Временного правительства царская семья была отправлена в Тобольск.

Семья императора Николая II


Рождество в Царском Селе

На елке не было украшений – только серебряный дождь и восковые церковные свечи. Во время службы священник провозгласил многолетие царской семье, что привело к скандалу и ужесточению режима охраны Романовых. Им оставалось жить чуть более полугода.

Зимние развлечения в Царском Селе


Елка на детской половине Александровского дворца

А 20 старинных открыток, которые отправляли под Рождество наши прабабушки, расскажут об еще одной праздничной традиции

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Открытки (открытое письмо) впервые появились в 1777 году во Франции. Ниже речь о дореволюционных, рождественских и новогодних открытках, а они скорее, ведут свои корни от лубочных картинок, которые в XVII – XVIII веках сначала завозились из Германии, а потом начали выпускаться и в России.
В 1897 году “Общество Святой Евгении” выпустило первые почтовые открытки. Их продажа оказалась делом коммерчески выгодным и быстро окупаемым. Выпускались открытки с оригиналов работ известных художников, это были картины Бориса Кустодиева, Николая Пимоненко, Мстислава Добужинского, Владимира Лебедева, Михаила Гермашева.
Конечно, они не были такими яркими, как сегодня – уровень полиграфии был не тот, а многие открытки вообще делались вручную. Однако эти старые открытки – прекрасные иллюстрации традиций и обычаев, существовавших тогда в России…
На большинстве дореволюционных рождественских открыток можно увидеть библейские сюжеты или ангелов. Народные представления о появлении на свет Иисуса Христа сформировались под влиянием Евангельских сказаний, легенд и преданий. Традиционные образы, связанные с рождением Христа — вертеп (пещера), ясли с младенцем, животные — вол (символ покорности и трудолюбия) и осёл (символ упорства), Иосиф и Богоматерь.
На самых старых открытках с Рождеством Христовым все персонажи рисованные, но с появлением фотографии начали печатать открытки с постановочными сценками и детишками, переодетыми ангелами. В основном такие открытки продавали в фотоателье, и они были очень популярны, ведь изображение действительно было живым.
Не менее популярными были открытки с бытовыми сценками на рождественскую тему – как и самая первая рождественская открытка, они изображали накрытый к празднику стол, детей, раскрывающих подарки, веселые, иногда не очень трезвые компании и парочки. Посылая такие открытки, люди желали друг другу того, что на открытке было изображено – чтобы дом был полной чашей и всегда хватало денег на хороший праздничный стол.
Другие «бытовые» открытки к Рождеству изображают наряженные ёлки. Традиция наряжать хвойное дерево пришла в Россию вместе с первым новогодним праздником из Германии, однако до 30-х годов 19 века россияне, как правило, ограничивались еловыми ветками. Первые ёлки и ёлочные украшения появились в домах петербургских немцев, но к концу 19 века традиция начинать праздники с украшения ёлки распространилась в России повсеместно.
Среди «бытовых» открыток были «открытки для взрослых», изображавшие целующиеся парочки. Действительно, обычай требовал пришедших на Рождество в дом гостей обмениваться с хозяевами поцелуями, и для молодых людей праздник был едва ли не единственной возможностью поцеловаться до свадьбы, поэтому его ждали с трепетом. И конечно, со многих дореволюционных рождественских открыток на нас смотрят котята, цыплята и поросята, которые как будто тоже радуются светлому празднику Рождества.



Особенное место среди дореволюционных пасхальных открыток занимают открытки, созданные художницей Елизаветой Меркурьевной Бём (1843-1914), ученицей выдающегося русского художника Ивана Крамского, — множество открыток с её рисунками дошли до наших дней. Главные действующие лица её открыток – дети, на открытках часто есть присказка, поучительная или поздравительная надпись.
С конца 1880-х гг. художница перешла от силуэтов к акварельной технике. Над открытками она впервые стала работать в 1898 г. по просьбе Попечительного комитета Общины святой Евгении.
Выход первых открыток Бем был приурочен к рождественским и новогодним праздникам. «Ее две акварели «Сердце сердцу весть подает» и «Мальчик» послужили для издательства счастливым началом и, найдя среди публики радушный прием, потребовали нескольких изданий».
Художественный критик Стасов, которому очень нравились «чудесные «детские поэмы»» Бем, предсказывал, что «впоследствии все эти многочисленные милые сцены будут, конечно, стоять с почетом в художественной истории нашего настоящего времени». С сегодняшней точки зрения такая оценка творческого наследия Бем воспринимается как несколько завышенная. Однако следует признать, что Бем заняла свое место в истории отечественного искусства последней четверти XIX — начала XX в. Имя художницы не утрачивает известности уже более столетия, и это заслуга не столько музейных экспонатов — ее акварелей, сколько напечатанных по оригиналам Бем открыток, массовой продукции, которая до сих пор пользуется любовью публики.



Последние предреволюционные Рождественские и новогодние праздники Российская империя встретила как участница Первой мировой войны. Это не могло не найти отражение и на праздничных открытках.

  • События
    • Административный раздел
    • Выставки кукол
    • Конкурсы
    • Кукло-встречи
    • Музеи, магазины, фабрики
    • Новости о куклах
    • Платные курсы, онлайн мастер-классы, уроки изготовления авторских кукол, игрушек, аксессуаров
  • Авторские
    • Авторские куклы и игрушки у нас дома
    • Вязание игрушек, схемы
    • Интервью с авторами кукол
    • Традиционная народная кукла — текстильная, тряпичная, глиняная
    • Авторская кукла известных дизайнеров
      • Валяние
      • Игрушки
      • Куклы
      • Куклы дети известных мастеров
      • Мейкап
      • Микромир
      • Мрачные
      • Околокукольное
      • Оригинальные и смешные авторские куклы
      • Папье маше, дерево
      • Портретные куклы
      • Скульптура, статуэтки
      • Текстильные куклы
      • Фигурки-куклы
      • Шарнирные куклы
    • Авторские куклы своими руками
      • Авторская шарнирная кукла
      • Антикварная
      • Валяние, из войлока
      • Вязанные куклы
      • Папье маше, из дерева, бумажные куклы
      • Из капрона
      • Из силикона
      • Лепка авторских кукол
      • Мини куклы
      • Портретные
      • Ростовые куклы
      • Тедди-долл
      • Текстильная авторская кукла
      • Тильда своими руками
      • Фарфоровая кукла своими руками
    • Авторские игрушки
      • Валяние игрушек
      • Вязанные игрушки
      • Из ваты
      • Из дерева игрушки
      • Лепка и мех
      • Мишки тедди и друзья
      • Разное
      • Текстильные игрушки
      • Тильда
      • Фигурки, лепка
    • Мастер классы. Изготовление авторских кукол
      • Волосы, парики
      • Глаза
      • Из дерева
      • Лепка
      • Папье-маше
      • Текстильная кукла
      • Тело
      • Шарнирная кукла
    • ООАК куклы, мейкап
      • Robert Tonner ООАК
      • Другие куклы ООАК
      • ООАК Barbie
      • ООАК Gotz
      • ООАК Monster High и Ever After High
      • ООАК Paola Reina, Antonio Juan, Carmen Gonzalez
      • ООАК Disney Princess
    • Выкройки игрушек
      • Бегемот
      • Белки
      • Бобры
      • Другие выкройки
      • Ежики
      • Енот
      • Жираф
      • Зайки
      • Кот
      • Куклы из ткани
      • Лиса
      • Мастер класс по авторской игрушке
      • Мишки
      • Мышка, крыса
      • Обезьяна
      • Одежда для авторских игрушек
      • Ослик, лошадь
      • Поросенок
      • Слон
      • Собака
      • Сова, петушок и другие птицы
      • Тыква
  • Антикварные
    • ABG — Alt, Beck & Gottschalck
    • Adam Szrajer и Jakub Fingerhut, Адам Шраер и Якоб Фингергут
    • Adolf Wislizenus, Адольф Вислиценус
    • Albert Marque
    • Armand Marseille, Арманд Марсель
    • Bahr & Proschild
    • Bru, Брю
    • Cuno & Otto Dressel
    • Antique half dolls
    • Heinrich Handwerck
    • Heubach Koppelsdorf
    • Jumeau, Жюмо
    • Kämmer & Reinhardt
    • Kestner
    • Kley & Hahn
    • Lenci, Ленчи
    • Куклы Limoges, Лимож
    • Mignonette, Миньонетта
    • Revalo, Ревало
    • Schildkrot реплики
    • Schoenau & Hoffmeister
    • SFBJ
    • Simon & Halbig
    • Steiner
    • Unis
    • Автоматоны
    • Русские антикварные куклы
    • Другие
    • Полезное
      • Опознание
      • Ремонт
  • Коллекционные
    • Adora, Адора
    • Andrea Arcello
    • Angela Sutter, Анжела Суттер
    • Anne Geddes, Анна Геддес
    • Anne Mitrani, Анне Митрани
    • Annette Himstedt, Аннет Химштедт
    • Ashton Drake, Эштон Дрейк
    • Barry Cathers, Барри Катерс
    • Beatrice Perini, Беатрис Перини
    • Berdine Creedy, Бердин Криди
    • Berenguer, Беренджер
    • Bets & Amy van Boxel
    • Blythe, Блайз
    • Brigitte Leman, Бриджит Леман
    • Bruno Rossellini, Бруно Расселлини
    • Dianna Effner, Диана Эффнер
    • Doll Maker and Friends, Bonnie Chyle, Diane Bucki и Linda Rick
    • Donna Rubert, винил
    • Doris Stannat, Дорис Штаннат
    • Effanbee, Эффенби
    • Elisa Gallea, Элиза Галлеа
    • Elisabeth Lindner, Элизабет Линднер
    • Elissa Glassgold, Элиза Глазгольд
    • Fayzah Spanos, Файзах Спанос
    • Gabriele Muller, Габриэле Мюллер
    • Gaby Jaques, Габи Жак
    • Gerlinde Feser, Герлинды Фезер
    • Heart & Soul
    • Heidi Ott, Хайди Отт
    • Heidi Plusczok, Хейди Плюсчок
    • Helen Kish, Хелен Киш
    • Hildegard Gunzel, Хильдегард Гюнцель
    • Jan McLean, Жан Маклин, винил и фарфор
    • Jane Bradbury, Джейн Брэдбери
    • Joke Grobben, Джок Гроббен
    • Julie Good Kruger
    • Kardenchiki
    • Karin Schmidt, Карин Шмидт
    • Kathe Kruse, Кате Крузе
    • Katia Schneider и Ruth Kunz, Кати Шнайдер и Рут Кунц
    • Kidz’n’Cats, Sonja Hartmann, Соня Хартманн
    • Laura Scattolini, Лаура Скаттолини
    • Laura Tuzio-Ross, Лаура Туцио-Росс
    • Laurence Ruet, Лоуренс Руэ
    • Lee Middleton, Ли Миддлтон
    • Lorella Falconi, Лорелла Фалькони
    • Lynne and Michael Roche, Линн и Майкл Рош
    • Martha Pineiro, Марты Пинейро
    • Monika Levenig и Monika Peter-Leicht, винил
    • Monika Gerdes, Моника Гердес
    • Pamella Erff, Памела Эрфф
    • Куклы Petra Lechner, Петра Лехнер
    • Philip Heath, Филип Хит
    • Phyllis Parkins, Филлис Паркинс
    • Precious Moments dolls, Драгоценные моменты
    • Reinhard Wolfert, Райнхарда Вёльферт
    • Richard Simmons, Ричард Симмонс
    • Robert Tonner, Роберт Тоннер
    • Rosemarie Anna Muller, Розмари Мюллер
    • Sandy McAslan, Сенди Макаслан
    • Sieglinde Frieske
    • Sigikid: Ilse Wippler, Ute Kase Lepp, Sabine Esche
    • Sissel Bjorstadt Skille, Сиссель Скилле
    • Susan Krey, Сьюзан Крей
    • Susan Lippl, Сьюзан Липпл
    • Susan Wakeen, Сьюзен Вейкен
    • Susi Eimer, Сюзи Эймер
    • Sylvia Natterer, Сильвии Наттерер
    • Tara Heath, Тара Хит
    • Vera Scholz, Вера Шольц
    • Virginia Turner, Вирджиния Тернер, винил и фарфор
    • Zapf Creation
    • Zawieruszynski, Заверужински
    • Zwergnase, Цвергназе
    • Другие коллекционные куклы
      • Esther Kallouz
      • Heather Maciak
      • Inge Tenbusch, Инге Тенбуш
      • Wiggs, Кайе Виггз
      • Lloyd Middleton, Ллойд Миддлтон
      • Marianna Oldenburg и LeeAnn, Марианны Олденбург и ЛиЭнн
      • Marie Mishell, Мария Мишель
      • Regina Swialkowski, Регина Свиалковски
      • Sandy Faber, Сэнди Файбер
      • Sybille Tade-Meinesz, Себилле Таде-Майнешц
      • Wendy Lawton, Венди Лоутон
      • Другие
    • Наши коллекции кукол
    • Уникаты кукол малышей
      • Eva Helland куклы
      • Kim van de Wetering
      • Уникаты других мастеров
    • Портретное сходство
  • Фарфоровые
    • Alberon, Альберон
    • Angela & John Barker, Джон и Анжела Баркер
    • Angela McNeely
    • Angel Collection
    • Ann Timmerman, Анна Тиммерман
    • Ashton-Drake, Эштон Дрейк
    • Beverly Stoehr, Беверли Штоерр
    • Christel Florchinger
    • Christine Orange, Кристин Оранж
    • Cindy Marschner Rolfe, Синди Рольф
    • Cindy Mc, Синди МакклурClure
    • Damrie Benninghoven, Дамри Бенингховен
    • Dawn Adams
    • Dianna Effner, Диана Эффнер, фарфор
    • Donna Rubert, Донна Руберт, фарфор
    • Dwi Saptono
    • Franklin Mint, Франклин Минт
    • Gerlinde Stelzer, Герлинды Штэлцер
    • Jan Garnett, Жан Гарнет
    • Jeanne Gross, Джинн Гросс
    • Groble-Schmidt
    • Hildegard Gunzel, Хильдегард Гюнцель, фарфор
    • Jerri McCloud
    • Judith Turner, Джуди Тернер
    • Julie Fischer, Джулия Фишер
    • Karen Alderson, Карен Алдерсон
    • Kelly Rubert, Келли Руберт
    • Linda Mason, Линда Мэйсон
    • Linda Rick, Линды Рик
    • Linda Steele, Линда Стил
    • Linda Valentino Michel, Линда Валентино Мишель
    • Lucy Daale, Люси Даале
    • Maria Menke, Марии Менке
    • Maria Rossi dolls, Марии Росси
    • Marie Osmond, Мари Осмонд
    • Marilyn Bolden
    • Monika Levenig, Моника Левениг, фарфор
    • Monica Reo, Моника Рео
    • Pamela Phillips, Памела Филлипс
    • Pat Dezinski, Пат Дезински
    • Pat Secrist
    • Patricia Loveless, Патрисия Ловелесс
    • Patricia Rose, Патрисия Роуз
    • Pauline Bjonness-Jacobsen, Паулине Якобсон
    • Remeco Collection и Oncrown Collection
    • RF Collection
    • Roelie Broeksma-Müller
    • Rose Marie Strydom, Р.М.Стридом
    • Rotraut Schrott, Ротраут Шротт
    • Rustie, Русти
    • Ruth Treffeisen, Рут Треффейсен
    • Shirley и Sue Narula, Ширли и Сью Нарула
    • Siu Ling Wang, Сью Линг Ванг
    • Sylvia Weser, Сильвия Везер
    • The Leonardo Collection
    • Thelma Resch, Тельма Реш
    • Thomas Baecker, Томаса Бэйкера
    • William Tung, Вильям Тюнг
    • Дамы эпохи
    • Другие фарфоровые куклы
      • Inge Enderle
      • Joan Blackwood
      • Laura Lee Wambach, Лаура Ли Вамбах
      • Peggy Dey, Пегги Дэй
      • Prizella, Pittaya Tiasuwan
      • Sandra Babin, Сандра Бабин
      • Steve & Angela Clark, Стив и Ангела Кларк
      • Другие
    • Опознаем
    • Статуэтки
  • Реборн
    • Как сделать куклу реборн своими руками, мастер классы
    • Куклы Реборн — у нас дома
    • Куклы Реборн Беби — фото, изготовление своими руками. Оцените мастерство
    • Молды, заготовки для кукол
  • БЖД
    • 5stardoll
    • Ai, Pangju и другие
    • AiLe
    • AmiGaTa, АмиГаТа
    • Angell studio
    • Aquarius
    • Atelier Momoni
    • Bambicrony
    • Be with you, BJD
    • Bimong BJD, Бимонг
    • BeYours
    • Brownie, Брауни
    • Custom House, Кастом Хаус
    • Connie Lowe dolls, Конни Лав
    • Dale Zentner
    • Darak
    • Dika Doll
    • DIM
    • Dododolls
    • Doll Chateau, Доллшато
    • DollFastory
    • Doll Leaves
    • Dollmore
    • DollPamm, доллпамм
    • Dollstown, Доллстаун
    • Dollzone
    • Dreaming Doll
    • Dreamhigh studio
    • Dust of Dolls
    • Elfdoll
    • F&B doll studio
    • Fairyland, ФэйриЛэнд
    • Illusion Spirit
    • Impldoll
    • Iplehouse, Иплхаус
    • Irrealdoll, Ирреал долл
    • Island Doll
    • Kaye Wiggs, Кайе Виггс
    • Kerrie Sawyer
    • Kim Arnold, Ким Арнольд
    • Kim Lasher, Ким Лашер
    • La Legende De Temps
    • Latidoll, Лати долл
    • LeekeWorld
    • Lillycat, Лиликет
    • Limhwa, Лимхва
    • Linda Macario, Линда Макарио
    • Liz Frost, Лиз Фрост
    • Luts, Лутс
    • Maskcat Doll
    • Meadow dolls
    • Milim Studio, Милим
    • Momocolor, Момоколор
    • MyDolling
    • Nefer Kane, Нефер Кейн
    • Nikki Britt, Никки Бритт
    • Peaks Woods
    • Pipos, Пипос
    • Planetdoll
    • Resinsoul
    • Secretdoll
    • Somniadolls, Наталья Долозова
    • Soom
    • Souldoll
    • Sugarble
    • Supia dolls
    • Unoa, Gentaro Araki
    • Val Zeitler
    • Volks, Волкс
    • Withdoll
    • Yuki Doll
    • Lidia Snul, Лидия Снуль
    • Zaoll
    • Авторская шарнирная кукла у нас дома
    • Гибриды
    • Другие BJD
    • Коллекции BJD
    • Мейк ап, Face-up
    • Одежда, обувь, аксессуары для BJD
    • Опознание куклы БЖД
    • Полезное. Мастер классы, советы, информация
      • Мастер классы, советы, замеры, перетяжка BJD
      • Выкройки для BJD
    • Фото истории, BJD
  • Шарнирные, не BJD
    • 18+
    • Figma, Фигма
    • Hujoo, Худжио
    • J-Doll
    • Mooqla, Мукла. Полина Волошина
    • Obitsu, Обитсу
    • Куклы Phicen
    • Pullip, Taeyang, Dal и другие
    • Аниме
    • Гибриды
    • Другие
    • Звезды подиума
      • Фото, темы
      • Полезное
    • Momoko, Момоко
    • Нендороиды
    • Фотоистории
    • Экшн-фигурки
    • Полезное, советы
  • Fashion
    • Fashion dolls. Девушки куклы
    • Fashion Royalty
    • Девушки куклы Robert Tonner
  • Игровые
    • 18″ твердонабивные куклы — American girl, Journey girls, Our Generation
    • Barbie, Барби
    • Best Friends Club, BFC
    • Cabbage Patch Kids, Капустки
    • Disney Animators: Disney Princess, Принцессы Диснея
    • EuroGirls
    • Galoob Baby Face, Капустки
    • Giggles Doll, Гиглисс
    • Gotz, Готц
    • Hearts For Hearts, Playmates
    • Juku, Джуку
    • Madam Alexander, Мадам Александер
    • Maru & Friends
    • Mattel: Monster High, Ever After High, My Scene
    • Moxie Girlz и Bratz, Братц и Мокси
    • My Twinn, Май Твин
    • Petitcollin, Петитколлин
    • Schildkrot, Шильдкрет
    • Zapf Creation
      • Baby Annabell, Baby Born, Chou Chou
      • Jolina, Джолина
      • Другие
    • Zwergnase, Цвергназе. Игровые
    • Барбарики
    • Бумажные куклы
    • Испанские игровые куклы
      • Paola Reina, Паола Рейна
      • Antonio Juan, Антонио Хуан
      • Arias Munecas, Монекас Ариас
      • ASI, АСИ
      • Berenguer, Беренджер
      • Berjuan, Бержуан
      • Berjusa
      • Carmen Gonzalez, Кармен Гонсалез
      • D’Anton Jos
      • Nancy Famosa, Ненси Фамоза
      • Guca, Гука
      • Llorens, Ллоренс
      • Magic Baby
      • Nines Artesanals D’Onil
      • Rauber, Раубер
      • Характерные куклы, Испания
      • Другие испанские куклы
    • Другие игровые куклы
      • Baby So Real
      • Corolle
      • Fisher Price и MGA
      • Kurhn Doll и Sonya
      • Robin Woods, Робин Вудс
      • Sasha Doll
      • Smoby, Смоби
      • Kewpie, Кьюпи
      • Lalaloopsy, Лалалупси
      • Takara, Такара
      • Весна, Огонек, Пластмастер
      • Winx и Witch, Винкс и Чародейки
      • Интерактивные куклы
      • Другие
    • Итальянские игровые куклы
      • Baby Amore, Беби Аморе
      • Chicco, Чикко
      • Furga
      • Sebino, Себино
      • Другие, Италия
    • Копытки
    • Куклы и игрушки как часть интерьера — куклы-часы, лампы, подушки
    • Куклы и игрушки нашего детства
      • Зарубежные винтажные куклы
      • Советские винтажные куклы
      • Игрушки нашего детства
      • Коллекции винтажных кукол и игрушек
      • Опознание кукол нашего детства
      • Ремонт кукол нашего детства
    • Мини-куклы: Ева, Келли, Полинки, Ddung и другие
      • American girl mini
      • Chouchou, Шу Шу
      • Ddung
      • Evi и Steffi, Simba
      • Madame Alexander
      • Mini baby born
      • Minimir, Минимир
      • Petite Blythe, мини Блайз
      • Sonny Angel
      • Strawberry Shortcake
      • Машки в кармашке
      • Мини Дисней
      • Kelly и другие мини-куклы Mattel
      • LOL
      • Коллекции мини кукол
      • Другие
    • Мягкая текстильная кукла
    • Интересные игрушки
      • Hasbro. Куклы и игрушки
      • Lego Friends, Lego Dolls
      • Sylvanian Families
      • Мишки Тедди, Teddy Bear
      • Другие интересные игрушки
      • Тролли
  • Своими руками
    • База знаний
      • Cравнение кукол разных производителей
      • Выбор, сравнение инструментов и тканей
      • Дефекты кукол
      • Упаковка кукол
      • Как сделать красивое фото
      • Хранение кукол, материалов для творчества, рабочее место
    • Онлайн совместное творчество
    • Домики для кукол, мебель. Коляски, кроватки
      • Кукольные домики
      • Кукольная мебель
      • Другие аксессуары для кукол
    • Кукольная мастерская: ремонт и реставрация кукол
      • Замена и реставрация глаз
      • Перепрошивка волос, восстановление волос, парика
      • Полное преображение куклы
      • Помогите реставрировать
      • Пятна, царапины, запах
      • Разное
      • Ремонт тела куклы
      • Ремонт фарфоровой куклы
      • Реставрация, общий ремонт куклы
    • Мастер-классы, творческая мастерская
      • Аксессуары, мастер классы
      • Выкройки одежды для кукол-девушек
      • Выкройки одежды для кукол-детей
      • Вязание для кукол
      • Обувь для кукол, мастер-классы
      • Подставки для кукол своими руками
      • Шапочки для кукол
      • Разное, мастер классы
    • Другие наши увлечения
      • Вышивка нитками, лентами и бисером
      • Канзаши
      • Кулинария
      • Рисование
      • Проба пера
      • Скрапбукинг
      • Другие
    • Одежда и обувь для кукол — своими руками
    • Румбоксы. Кукольная миниатюра
      • Румбоксы
      • Миниатюра для кукол
      • Зарисовки из кукольной жизни
  • Разное
    • Болталка
    • Лист ожидания
    • Интересненькое
      • Дети
      • Животные
      • Природа, цветы
      • Пасха
      • Масленица
      • Новый год, Рождество
      • Flashmob
      • Сочетание цвета
      • Разное. Интересное
    • Красивые картинки, фото кукол
    • Культурное наследие
    • Магазинчик
    • Находки и потеряшки кукол, аксессуаров, сертификатов
    • Опознаем кукол. Вопросы по куклам
    • Покупки в зарубежных интернет-магазинах, аукционах. Платежи, переводы. Почта, таможня
    • Поиск правды. Отзывы о продавцах и посредниках, споры
    • Совместные закупки кукол и аксессуаров. Коллективный заказ
    • Туризм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *