Разбойник на кресте

Меж двух разбойников

Антонелло да Мессина, «Распятие с Марией и Иоанном», 1475, Антверпен

Меж двух разбойников — выражение, описывающее характер смерти Иисуса Христа, крест которого, согласно сообщениям Евангелий, был воздвигнут между распятиями преступников Дисмаса и Гестаса, получивших прозвание Благоразумного и Безумного разбойников.

В переносном значении — человек, оказавшийся в позорящей его ситуации (компании), но при этом сохраняющий свои положительные качества.

Тексты

Евангельское описание

Евангелисты, описывая распятие Христа, упоминают о двух казнённых вместе с ним людях, называя их разбойниками или злодеями. Наиболее полный рассказ об этом приводится у евангелиста Луки:

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».
Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

— (Лк. 23:32-43)

Напротив, в кратких рассказах об этом в Евангелиях от Матфея и Марка Иисуса поносили оба разбойника (Мф. 27:44, Мк. 15:32).

Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный» и, по преданию, первым вошёл в рай. Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи», а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Истолкование в христианстве

Братья Лимбурги, «Снятие с креста», миниатюра из Великолепного часослова герцога Беррийского

Разница между текстом евангелиста Луки и текстами остальных синоптиков объясняется тем, что сперва будущий Благоразумный разбойник также участвовал в хулении Христа, но затем покаялся.

Традиционно считается, что Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии, взятых на небо живыми). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов». Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:

  • Христос, будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим, совершает чудо — он переменил порочную душу разбойника;
  • Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром: «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес»;
  • Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне», но при этом он «исповедал Его прежде всех».

Иоанн Лествичник рассматривает пример Благоразумного разбойника как показатель возможности быстрых перемен в человеке: «Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник — в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена».

Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis), которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение, но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.

Святитель Феофан Затворник, характеризуя веру Благоразумного разбойника, пишет, что крест Благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, в то время, как Крест Господень — крест жертвы чистой и непорочной.

Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) даёт этому следующее толкование:

Один из них злоречил и хулил Господа; другой признал себя достойным казни за злодеяния свои, а Господа страдальцем невинным. Внезапно самоукорение отверзло ему сердечные очи, и он в невинном страдальце-человеке увидел страждущего за человечество всесвятого Бога. Этого не видели ни ученые, ни священники, ни архиереи иудейские, несмотря на то, что почивали на Законе Божием и тщательно изучили его по букве. Разбойник делается Богословом, и пред лицом всех, признававших себя мудрыми и могущественными, насмехавшихся над Господом, исповедует Его, попирая своим святым мнением ошибочное мнение мудрых о себе и сильных собою. Разбойника-хулителя грех богохульства, тягчайший всех прочих грехов, низвел во ад, усугубил там для него вечную муку. Разбойника, пришедшего при посредстве искреннего самоосуждения к истинному Богопознанию, исповедание Искупителя, свойственное и возможное одним смиренным, ввело в рай. Тот же крест — у обоих разбойников! противоположные помышления, чувствования, слова были причиною противоположных последствий.

Пророчества

Христиане считают, что пророчества о распятии Христа между двумя разбойниками сделал пророк Исаия в цикле своих пророчеств о пришествии Мессии:

  • «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.» (Ис. 53:9)
  • «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.» (Ис. 53:12)

Кроме того, рассказ Иоанна о распятии включает фразу: «Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32-33), что является исполнением пророчества из Псалмов: «Он хранит все кости Его; ни одна из них не сокрушится» (Пс. 33:21).

Ганс фон Тюбинген. «Распятие», фрагмент, ок. 1430. Душа Безумного разбойника отлетает от его уст и её забирает дьявол.

Апокрифические истории

Происхождение разбойников

В отличие от Евангелий, не сообщающих подробностей о людях, между которыми был распят Христос, апокрифическая литература содержит обширный набор преданий.

Арабское «Евангелие детства Спасителя» (VI века) сообщает, что Благоразумный разбойник воспрепятствовал своим товарищам напасть на Марию и Иосифа с младенцем во время Бегства в Египет. После этого Иисус произносит пророчество: «Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошую — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное».

Апокриф «Слово о Крестном древе» включает описание происхождения двух разбойников: во время бегства в Египет Святое семейство в пустыне поселилось рядом с разбойником, у которого родилось два сына. Но его жена, имевшая только одну грудь, не могла вскормить их обоих. Помощь в кормлении ей оказала Дева Мария — она выкормила того ребенка, который затем был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью:

И въздои Богородица отрочя разбойничее 6 дний другых. И оздравѣ жена разбойнича, а чадо разбойниче бысть добрѣ.

— Слово о Крестном Древе

Распространенное предание о Таинственной капле рассказывает, что Святое Семейство было захвачено разбойниками в плен, и Мария, увидав умирающего младенца на руках у жены разбойника, взяла его, и лишь капля её молока коснулась его губ, он выздоровел.

«Слово о крестном древе» не сообщает имён этих разбойников, в отличие от «Евангелия от Никодима», которое называет их Дижман — благоразумный разбойник, и Геста — хуливший Христа. Также в этом «Евангелии» содержится описание удивления ветхозаветных праведников, выведенных Христом из ада и увидевших разбойника, раньше их попавшего в рай. Автор апокрифа приводит следующий рассказ Дижмана:

…я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест вместе с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он — творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» И тотчас приняв молитву мою, сказал мне Он: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай».

Благоразумный разбойник в раю. Фрагмент пятичастной иконы XVII в. Разбойника встречают Енох и Илия, справа — херувим с огненным мечом, охраняющий рай

В средневековом искусстве Благоразумный разбойник иногда изображается сопровождающим Иисуса во время Сошествия в ад, хотя такая трактовка не опирается ни на какие из сохранившихся текстов.

Крест Благоразумного разбойника

Существует апокрифическая версия происхождения древа для креста Благоразумного разбойника. Согласно легенде, Сиф получил от ангела не только ветвь от древа познания добра и зла, но и ещё одну, которую позднее зажёг на берегу Нила и которая долго горела огнём неугасимым. Когда же Лот согрешил со своими дочерьми, то Бог велел ему для искупления посадить три головни из того костра и поливать их, пока не вырастет большое дерево. Из этого дерева и был затем сделан крест благочестивого разбойника.

Сократ Схоластик сообщает сведения о судьбе двух крестов, принадлежавших разбойникам. По его данным, они были найдены равноапостольной Еленой во время её поисков Креста Господня. Раскопки на Голгофе позволили обнаружить практически три идентичных креста. Чтобы выяснить, какой именно принадлежал Иисусу, потребовалось чудо.

Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был установлен императрицей Еленой на острове Кипр. В него была вложена частица Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об этом кресте сообщает преподобный Даниил в своём «Хождении игумена Даниила» (XII век):

Стоит же тот крест на воздух ничем не прикреплен к земле, но так, Духом Святым носим в воздухе. И тут я, недостойный, поклонился святыне той чудной, и видел глазами своими грешными Благодать Божию на месте том, и исходил тот остров как следует.

Даниил повторяет самую раннюю, сохранившуюся с 1106 года запись о монастыре Ставровуни, рассказывающую о кипарисовом кресте, поддерживаемом в воздухе Святым Духом. В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками, но спустя несколько лет, как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее место. Однако потом святыня пропала вновь и остаётся ненайденной до настоящего времени.

Небольшая частица креста Благоразумного разбойника хранится в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Её появление в Риме связывают с императрицей Еленой.

Крест Безумного разбойника

История материала для креста, на котором был распят Безумный разбойник, содержится в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе» (XV—XVI века). Согласно ему, крест был сделан из дерева, посаженного Моисеем у горько-солёного источника Мерры (Исх. 15:23-25) из трёх сплетённых вместе ветвей дерева, принесённого из рая во время всемирного потопа. Во время раскопок святой Елены в Иерусалиме ей были найдены три креста «один — преблаженный, на котором висел Христос, а прочие, на которых распяты были и умерли два разбойника». Однако крест Безумного разбойника не был признан реликвией и его дальнейшая судьба неизвестна.

Имена разбойников

Имена Благоразумного и Безумного разбойников известны из апокрифов, которые, впрочем, называют их по-разному:

«Благоразумный разбойник Рах». Икона московской школы, XVI в. Рах представлен в раю, о чём свидетельствуют райские деревца на фоне иконы

  • Дижман и Геста (Дисмас и Гестас) («Евангелие от Никодима») — наиболее распространённая версия на западе.
  • Дизмас и Гевьста («Слово о страданиях и крестной смерти Христа» по рукописям XVI—XVII веков)
  • Благоразумный разбойник Рах (в надписях на православных иконах)
  • Тит и Думах (арабское «Евангелие детства Спасителя»)
  • Фесда-иерихонец и Дима-галилеянин (Ерминия Дионисия Фурноаграфиота)
  • Араг и Геста (рукопись XVI века, библиотека новгородской Софии)
  • Дижмон и Эста (лицевые подлинники, посвящённые страстям Господним)
  • Благоразумный разбойник Варвар (в иконописных подлинниках XVI века). Так как его часто путали с одноимённым мучеником-разбойником времён Юлиана Отступника, происходившим из Фракии, часто он изображался во фракийских одеждах.
  • Варах

Благоразумный разбойник Дисмас

Дижман и Геста (в западной версии — Дисмас и Гестас (Dismas и Gestas)) — самая распространённая форма имён разбойников в католичестве. Имя «Дисмас» производят от греческого слова «закат» или «смерть». Варианты написания — Dysmas, Dimas и даже Dumas (Дюма).

День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта. В честь него назван город в Калифорнии — Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.

Благоразумный разбойник Рах

«Рах» — имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи. Отечественные исследователи не могут найти литературных источников происхождения этого имени. Возможно, эволюция имени Варвар—Варах—Рах. Икона с его изображением размещалась на северных алтарных дверях иконостаса.

Иконография

«Распятие», Эммануил Лампардос, XVII в., критская школа. Эрмитаж

Искусствоведы отмечают, что разбойники по сторонам Христа в сценах Распятия появились, начиная с V—VI веков (самым ранним из известных изображений является икона из монастыря Святой Екатерины, датируемая VI веком).

Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный — с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.

Художники подчас подчёркивали различие между Иисусом и находящимся по обоим его сторонам разбойниками, а также разницу между двумя преступниками:

Иисус Христос Разбойники
одежда набедренная повязка перизома
крест Животворящий крест,

чёткие геометрические формы

некрасивые, дикие,

изогнутые стволы, Т-образный крест

крепление гвозди привязаны веревками
руки прямые, вытянутые связанные сзади креста
поза умиротворенная корчатся
голени сохраняются в неприкосновенности перебиты воинами, которые размахивают молотами

Можно проследить и различия между двумя разбойниками, Благоразумным и Безумным: в первые века христианства, когда ещё сохранялась память об античном безбородом идеале мужской красоты, Благоразумный разбойник бороды не имел, а Безумный был бородатым. Но с развитием христианского мировоззрения борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и поэтому борода стала атрибутом положительных персонажей (Иисуса и Благоразумного разбойника), а третий казнённый превратился в безбородого.

В русской иконописи изображение Благоразумного разбойника, кроме традиционных композиций Распятия Христова, также помещается:

  • в сцене сошествия во ад (связано с иллюстрацией апокрифических сказаний «Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад» и «О разбойнице, иже со Христом пострада»). Изображается сцена диалога Благочестивого разбойника с пророками Илией и Енохом у райских врат, охраняемых огненным херувимом;
  • на северных дверях алтаря, ведущих в жертвенник. Разбойник изображается на белом фоне в окружении райских атрибутов (цветы, птицы, растительные побеги), что символически указывает на его пребывание в раю. В руки Благочестивому разбойнику традиционно помещают крест. В середине XIX века было распространено мнение, что помещение этого изображения на северных дверях алтаря является старообрядческой традицией, но это, вероятно, объясняется перемещением древних икон в старообрядческие церкви и моленные после реформ патриарха Никона.

Почитание

Лоно Авраамово и благоразумный разбойник
(деталь иконы «Страшный суд», XVI век

Православная церковь почитает Благоразумного разбойника как пример истинного покаяния (см. подробнее раздел «Истолкование в христианстве»). Отдельного дня памяти в месяцеслове благоразумный разбойник не имеет. Его история нашла своё отражение в гимнографии (особо в песнопениях Великой пятницы; к наиболее известному относится светилен «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси…»), а слова разбойника, обращённые к Иисусу Христу, стали припевом к тропарям на блаженны. Также упоминание о Благоразумном разбойнике содержится в молитве, читаемой перед причащением, в которой покаяние разбойника и исповедание им Иисуса Христа противопоставляются предательству Иуды: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя».

Прочие тексты

  • Аристид-философ. «Слово о благоразумном разбойнике» — первый по времени из известных памятников письменной церковной проповеди, сохранившихся до настоящего времени (не позже 125 г.).
  • Патриарх Феофил Александрийский (385—412) написал «Проповедь о Распятии и Благоразумном разбойнике», которая является классикой коптской литературы.
  • Слово монаха Кирилла Туровского о снятии тела Христова с Креста и о Мироносицах:

Ныне же вижу тебя, как злодея, распятого меж двух разбойников и копьем пробитого в ребра — мертвого, и вот почему я в горести силы теряю!

  • Генри Лонгфелло в своей «Золотой легенде» описывает нападение этих двух разбойников на Святое Семейство во время Бегства в Египет, используя апокрифические мотивы.
  • Эту же тему разрабатывает Николай Лесков во своём псевдо-апокрифе «Сошествие в ад».
  • «Таинственная капля» — духовная поэма Федора Глинки, посвященная спасению младенца-Благоразумного разбойника благодаря молоку Богородицы.

Прочие сведения

  • Согласно законодательству Украины, в исправительном учреждении должна быть церковь. Храм, построенный в Селидовской колонии строгого режима в Донецкой области, посвящён Благоразумному разбойнику.
  • В деревне Анишино Тульской области построена часовня в честь Благоразумного разбойника.

> См. также

  • Коломан (мученик) — в 1012 году принял мученическую смерть через повешение на бузине, между двух разбойников.

Примечания

  1. Ексапостиларий перед 9-м Евангелием
  2. Последование изобразительных (недоступная ссылка). Дата обращения 8 декабря 2007. Архивировано 28 февраля 2008 года.
  3. Архиепископ Аверкий (Таушев). Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет: Москва, 2007. ISBN 5-7429-0065-1
  4. Слово в среду первой седмицы Великого поста на повечерии. О покаянном плаче.
  5. Иоанн Златоуст. Беседа о кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов (недоступная ссылка). Дата обращения 6 ноября 2017. Архивировано 18 июня 2012 года.
  6. Вторник шестой седмицы Великого Поста (недоступная ссылка). Дата обращения 25 февраля 2008. Архивировано 10 апреля 2008 года.
  7. Святитель Феофан Затворник. «Три слова о несении Креста».
  8. Аристид философ, Слово о благоразумном разбойнике
  9. О терпении
  10. Арабское евангелие детства Спасителя. 23.
  11. 1 2 Слово о Крестном Древе
  12. В. П. Зверев. Богородичные мотивы в поэтическом творчестве Ф. Н. Глинки
  13. 1 2 Евангелие от Никодима
  14. Крылов Н. История Креста, на котором был распят Христос. М., 1855 год.
  15. Сократ Схоластик. Церковная история
  16. Христофору Е. Обитель парящего креста // Всемирный следопыт, 2006 г № 15
  17. Хождение игумена Даниила
  18. Титло с Животворящего Креста Господня на сайте Православие.Ru
  19. Сократ Схоластик. Церковная история Гл. 17
  20. 1 2 О некоторых особенностях иконографии Распятия
  21. St.Dismas at www.catholic-forum.com (недоступная ссылка). Дата обращения 8 декабря 2007. Архивировано 7 декабря 2007 года.
  22. 1 2 Благоразумный разбойник // Православная энциклопедия
  23. П. Г. Чесноков. «Разбойника благоразумнаго…» (песнопение Великой Пятницы)
  24. Чинопоследование литургии (недоступная ссылка). Дата обращения 23 февраля 2010. Архивировано 27 августа 2009 года.
  25. Перевод: «я врагам Твоим не открою тайны, и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда, но как разбойник (покаявшийся на кресте) верую в Тебя»
  26. Аристид-философ. «Слово о благоразумном разбойнике»
  27. Слово монаха Кирилла Туровского о снятии тела Христова с Креста, и о Мироносицах (недоступная ссылка). Дата обращения 8 декабря 2007. Архивировано 11 ноября 2007 года.
  28. The Golden Legend. Henry W. Longfello (недоступная ссылка). Дата обращения 26 ноября 2009. Архивировано 31 декабря 2008 года.
  29. Н. Лесков «Сошествие в ад»
  30. Новости сайта (недоступная ссылка) Православие.Ru
  31. Анишино.

Ссылки

  • Иконы с изображением Благоразумного разбойника
  • Архетип сюжета «Благоразумный разбойник» для русской классической литературы
  • Св. Дисмас (англ.)

Что спасенный разбойник, распятый вместе с Иисусом, сказал бы вам сегодня?

Два разбойника были распяты с Иисусом в Страстную Пятницу. Они висели там, нагие, в позоре и агонии, на мучительных крестах, около шести часов. Поначалу они богохульствовали, извергая злобные оскорбления в Его сторону. Их имена не упоминаются. В итоге же один был спасен, а другой потерян. Один был прощен, другой осужден. Один вознесся на небеса, другой отправился в погибель. Сердце одного ожесточилось ненавистью, сердце другого смягчилось от любви. Один проклинал Бога на последнем издыхании, другой прошептал душеспасительную молитву.

Почему получилось так? Почему один из них изменил свои мысли и уверовал в Христа? Есть одно вероятное объяснение: когда он увидел, как Иисус прощает Своих убийц, это произвело на него глубокое впечатление. Его глаза открылись, и он осознал, что перед ним не просто человек. Он никогда не встречал такого сильного проявления любви. В одной из фраз, сказанных им на кресте, Иисус молился: «Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят.» (Луки 23:34).

Эта молитва была не только о религиозных лидерах, которые замыслили Его убийство, не только об Иудеях, одобривших это, и не только о римлянах, это исполнивших, но о каждом падшем человеке, грехи которого сделали распятие необходимым. Так как наши грехи привели Иисуса ко кресту, мы также были врагами, которых Он простил и за которых умер. Великий проповедник Чарльз Сперджен сказал: «Давайте же взойдем на Голгофу, чтобы узнать, как мы можем быть прощены. И потом давайте задержимся там, чтобы узнать, как прощать.»

Проклинающий разбойник был так тронут добротой Иисуса, что в его сердце пробудилась вера в то, что он также может спастись. Он произнес простую искреннюю молитву из восьми слов, которая изменила всю его судьбу: «Господи, помяни меня, когда придешь в Царствие Твое» (Луки 23:42). Автор Макс Лукадо замечает: “Абсурднее его просьбы лишь тот факт, что она была исполнена… заслуживающий ад получил небеса”.

Единственное, что объединяло Иисуса и разбойника, так это способ их казни. Один был обычным преступником, другой был судьей всего мира. Один был виновен, как грешник, другой был невиннейшим человеком на Земле. На просьбу разбойника помянуть его, Иисус ответил: «Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со мной в раю» (Луки 23:43). И этот разбойник, хотя и был распят за свои преступления на земле, теперь свободен на небесах благодаря силе прощения. То, что сказал Иисус этому разбойнику, является посланием надежды для всех нас. Если Иисус простил Своих собственных убийц, Он простит и нас. Если Иисус спас погибающего разбойника, Он спасет также и нас. Друг мой, нет греха, настолько ужасного, чтобы его не смогла искупить кровь Иисуса, и нет такой ошибки, которая оказалась бы слишком серьезной для милости Божьей.

Евангельский рассказ об искуплении разбойника отвечает на вопрос: “Есть ли такая вещь, как предсмертное покаяние?” Безусловно! Советую ли я это? Никак нет! Зачем Богу давать вам крохи в вашей жизни вместо самого лучшего? Зачем​ жечь свечу вашей жизни ради самих себя, дымя Богу в лицо? Бог спасет любого, кто молится с истинным покаянием и верой даже на последнем издыхании. Но кто скажет, что в жизни этого человека вообще еще представится такая возможность? Он может внезапно умереть и навсегда погибнуть. Вот почему Библия решительно заявляет: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.» (2 Коринфянам 6:2). Друг, не рискуй своей душой. Зачем играть в кости с вечностью? Воззови к Богу сейчас. Он спасет твою душу и полностью изменит твою жизнь.

В 1871 году Дуайт Л. Муди прочитал проповедь под названием “Что же мне делать с Иисусом?”. По завершении проповеди он попросил свою общину (самую крупную церковь в Чикаго в то время) на протяжении недели поразмыслить над этим вопросом, и в следующее воскресенье прийти, приняв какое-то решение. По собственному признанию, Муди назвал это величайшей ошибкой, когда-либо совершенной за время его служения. В тот самый день Великий чикагский пожар прошелся по городу, убив более 300 человек, уничтожив более тысячи зданий, включая церковное здание Муди, и оставив тысячи человек без крова. Некоторые люди из его паствы также погибли. После он сказал: «Какая же это была ошибка! С тех пор я не смею давать людям неделю для размышления об их спасении… Сейчас​ самое время.» После он говорил, что отдал бы свою правую руку, чтобы все исправить.

Подписывайтесь:

Если бы искупленный разбойник мог говорить с нами сегодня, он возможно сказал бы: «Не ждите последнего дня своей жизни, чтобы получить спасение». Намного лучше служить Богу и отдать Ему свои лучшие годы, а не последние оставшиеся дни. Другой автор отметил: «Бог гарантирует прощение за покаяние, но Он не гарантирует, что завтрашний день наступит для нас, если мы медлим.» Двое разбойников были распяты с Иисусом. Один ныне прославлен вместе с Ним. Мы можем разделить ту же судьбу. Мы не обязаны умирать в наших грехах. Наши решения определяют нашу судьбу.

Судьба — это не вопрос шанса, это вопрос выбора! Умирающий разбойник изменил свою вечную судьбу, сделав правильный выбор. И мы также на это способны. Разве не удивительно, сколь многому мы можем научиться у разбойника?

Автор — Бен Годвин / charismamag.com
Перевод — Александра Ковальчук для ieshua.org

Последнее пожертвование: 17.11 (Россия)

Поделиться в социальных сетях:

Нательный крестик Распятие — Благоразумный разбойник

Нательный крестик — Распятие. Благоразумный разбойник — имеет четырёхконечную форму с небольшими выступами по вертикальной балке, которые имитируют символ веры с восемью концами и имеет килевидное окончание внизу. Подобная конфигурация нагрудного креста имела распространение в России в пятнадцатом – шестнадцатом столетиях.

С лицевой стороны символа веры видно развёрнутое изображение картины Распятия. В центральной его части мы можем видеть фигуру Иисуса Христа, находящегося на восьмиконечном кресте, а на заднем плане хорошо видна Иерусалимская стена. Возле него стоят фигуры скорбящей Богоматери, Иоанна Богослова, Марии Магдалины и сотника Лонгина. Вверху креста видно изображение солнца и луны, а в районе основания – череп первого человека на Земле – Адама. Также имеется две надписи: «Царь Славы», «Иисус Христос» и «Ника».

Православная иконография сам сюжет Распятия Иисуса Христа никогда не рассматривала как просто иллюстрацию к казни Спасителя. Специальные надписи, символические элементы, художественные приёмы призваны донести до людей смысл крестной жертвы Христа, как великого таинства и единства Церкви Небесной и Земной, а также восхваление победы Иисуса Христа над смертью и искупление своей смертью всех людских грехов.

На этом кресте выше Распятия видно изображение образа Ветхозаветной Троицы, являющейся символом совета предвечного и источника бытия всего мира, а также представляет собой единую Небесную Церковь, которая совершает процесс вечной евхаристической жертвы.

Символами Земной Церкви являются представленные на этой иконе образы одних из самых первых русских святых князей, считающихся в христианском православии мучениками – это Борис и Глеб, а также на ней изображён святой равноапостольный князь Владимир. Эти люди как бы положили начало в книге сакральной истории Святой Руси и явились как бы фундаментом возникновения Русской Православной Церкви. Можно провести параллель между образами этих князей и первым мучеником на Земле – Авелем.

С именами Бориса и Глеба связано имя их отца – Владимира, прозванного святым равноапостольным князем, защитником и покровителем Святой Руси и Святой Православной Церкви, а в своих молитвах народ называл его «отцом всей Руси».

Дополнительным акцентом в понимании сути Распятия в свете его церковного таинства, являются образы всемирных святителей и создателей литургии: Василия Великого и Иоанна Златоуста. На иконе они изображены по пояс.

На иконе также нарисованы ворота Рая и их страж – Херувим. А сами ворота открываются только благодаря тому, что Иисус Христос принёс себя в жертву.

Обратная сторона иконы посвящена теме искупительной жертвы и надежде на восстановление потерянного Рая.

Православные нательные кресты каталог

Первый человек, который был взят на Небеса живым (кроме Илии и Еноха), был искренне раскаявшийся разбойник, которого распяли одновременно с Иисусом Христом. Пропуском через райские ворота ему стал крест. Этим крестом Христос сокрушил ворота ада и в тоже время разбойник им же знаменовал открытие Рая.

С обратной стороны символа веры мы видим как разбойник входит в Рай и эта сценка является центральной и ключевой. Фигура разбойника изображена во весь рост. Из одежды на нём только набедренная повязка. Его голова со смирением опущена вниз. В руках держит крест. А по обе стороны от него видны фигуры Илии и Еноха.

Образ разбойника на иконе является символом искреннего и чистосердечного раскаяния в человеческой душе, которая обременена целым рядом тяжелейших грехов, но при желании она может стать образцом твёрдой веры в Господа Бога именно в тот момент, когда Его все били и унижали. Этот сюжет дарует надежду на спасение даже разбойнику, если тот сможет по великой милости Божией путем покаяния стать достойным своего пребывания в Раю.

Внизу креста мы видим изображение праотца Авраама, а рядом с ним души праведников. Это место в Библии называется лоном Авраамовым. Именно это является местом, где находятся праведные души и которое Иисус Христос употребляет во всемирно известной притче про богача и Лазаря. Русская иконография олицетворяет Авраамово лоно с самим Раем.

По самому краю крестика (его горизонтальная балка) видны Херувим и Серафим.

Крест «Распятие. Благоразумный разбойник»

Тельный крест четырехконечной формы с выступами на вертикальной балке, имитирующими восьмиконечный крест, и килевидным окончанием внизу. Такая форма нагрудных крестов была распространена на Руси в XV–XVI вв.

На лицевой стороне креста представлена развернутая картина Распятия. В центре – фигура Спасителя на восьмиконечном кресте, на фоне Иерусалимской стены. Ему предстоят скорбящие Богородица, Иоанн Богослов, Мария Магдалина и сотник Лонгин. Над крестом — солнце и луна, в основании — череп Адама. На верхней перекладине надпись: Цр7ь Сл7вы (Царь Славы), вдоль горизонтальной балки сверху – І&С Х&С (Иисус Христос), снизу – НИКА (Победитель).

Сюжет Распятия никогда не был в православной иконографии только иллюстрацией казни Христа. С помощью надписей, символических элементов и художественных приемов его стремились показать как принесение искупительной жертвы Христом-Иереем, как таинство Небесной и Земной Церкви, а также как победу Христа и искупление человечества. Вмелкой пластике для усиления этой идеи сцена Распятия также часто дополнялась сюжетами и образами, не имеющими прямого отношения к евангельскому событию.

Так, на данном кресте над Распятием в отдельном клейме помещен образ Ветхозаветной Троицы – предвечного совета и источника бытия мира (над ним надпись: Ст7аz трbца). Он являет нам единую Небесную Церковь, совершающую вечную евхаристическую жертву.

Земная Церковь представлена в нижнем клейме образами первых русских святых князей-мучеников – Бориса и Глеба и святого равноапостольного князя Владимира (над ними имена: Борисъ, Владимiръ, Глэбъ). Борис и Глеб представляют новых русских людей — «людей Нового Завета», положивших начало сакральной истории Святой Руси и явившихся основой Русской Православной Церкви. Их образы соответствуют образу первого мученика Авеля, смерть которого явилась в Ветхом Завете началом истории Святой Земли и еврейского народа, а также христианских мучеников первых веков, явившихся основой Церкви Христовой. С Борисом и Глебом неразрывно связан образ их отца – святого равноапостольного князя Владимира, который также почитается как защитник и покровитель Русской Земли и Церкви. В молитвах его называют «отец русский» или «отец всея Руси».

Дополнительный акцент для понимания сюжета Распятия как церковного таинства создают образы вселенских святителей и творцов литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста. Их поясные образы в позе предстояния изображены на концах горизонтальной балки креста (над ними надписи: оаg Василiй В., оаg Iw7а Злт7аустъ).

В оглавии креста – райские врата с их стражем – Херувимом. Врата, которые открылись благодаря крестной жертве Христа.

Теме искупления и восстановления утраченного рая целиком посвящена оборотная сторона креста.
Первым человеком, оказавшимся после грехопадения в раю, помимо взятых на небо живыми пророков Илии и Еноха, был покаявшийся разбойник, распятый вместе с Христом. Знамением для открытия райских врат послужил крест, данный ему Спасителем. В церковных песнопениях поется: «Разрушил еси крестом Твоим смерть, отверз еси разбойнику рай». Тем самым утверждается параллельность событий – в то время как Спаситель сокрушает крестом врата адовы, разбойник крестом же открывает врата рая. Именно сцена вхождения в рай разбойника является центральной на оборотной стороне креста. Разбойник изображен в полный рост, единственное одеяние – повязка на чреслах: глава смиренно склонена, в руках — крест (надпись над головой: бл7г разбойник). По сторонам – полуфигуры встречающих его Илии и Еноха (над ними надписи: пр. Енохъ, пр. Илiz).

Образ разбойника – символ чистосердечного покаяния человеческой души, обремененной тягчайшими грехами, образец твердой веры в Господа в момент Его предельного уничижения. Он помогает нам укрепить и свою веру в безграничную любовь Христа, который даже разбойника может сделать достойным рая и дарует надежду нашего спасения. Поэтому в молитве перед причастием мы, обращаясь к Господу, говорим: ћкw разб0йникъ, и3сповёдаю тz: помzни1 мz, гDи во царствіи твоeмъ.

Эти слова, произнесенные разбойником на кресте, можно прочесть в основании композиции.

В нижней части креста изображен праотец Авраам с душами праведников, так называемое лоно Авраамово. Сверху надпись: Лоно Авраамле. Это образ места, где покоятся души праведников. Христос употребил его в притче о богаче и Лазаре (Ев. от Луки 16; 22-23). В русской иконографии он стал символом рая и в разных вариантах вместе с образом благоразумного разбойника присутствует на иконах Воскресения и Страшного Суда, а также в росписях алтарных врат.

По краям горизонтальной балки креста – изображения небесных сил – Херувима (надпись: Херувiмъ) и Серафима (надпись: Серафiмъ).

Завершает композицию оборотной стороны Нерукотворный Образ Спасителя, расположенный в верхней части креста (над ним надпись: Wбраз Нерукотворенный). Он являет нам Христа-Иерея, главу Небесной Церкви, Господа, по чьей воле и милости свершается наше спасение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *