Разделение христианства на православие

Годы

1050 · 1051 · 1052 · 1053 — 1054 — 1055 · 1056 · 1057 · 1058

Десятилетия

1030-е · 1040-е — 1050-е — 1060-е · 1070-е

Века

X век — XI век — XII век

2 -е тысячелетие
IX век — X век — XI век — XII век — XIII век
990-е 990 991 992 993 994 995 996 997 998 999
1000-е 1000 1001 1002 1003 1004 1005 1006 1007 1008 1009
1010-е 1010 1011 1012 1013 1014 1015 1016 1017 1018 1019
1020-е 1020 1021 1022 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029
1030-е 1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 1038 1039
1040-е 1040 1041 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049
1050-е 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059
1060-е 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069
1070-е 1070 1071 1072 1073 1074 1075 1076 1077 1078 1079
1080-е 1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 1087 1088 1089
1090-е 1090 1091 1092 1093 1094 1095 1096 1097 1098 1099
1100-е 1100 1101 1102 1103 1104 1105 1106 1107 1108 1109
Хронологическая таблица

События Править

  • Эдуард возвращает из изгнания в Венгрии Эдуарда Ателинга.
  • Победа Малькольма, сына Дункана, и графа Нортумбрии Сиварда, тестя короля Дункана I, над королём Макбетом.
  • Неудачная война Генриха I и Джеффри Мартелла с герцогом Вильгельмом. Победа Вильгельма при Мортемере над армией Эда, брата короля Генриха. Изгнание из Нормандии архиепископа Може, дяди Вильгельма.
  • Победа Фердинанда I над своим братом в битве при Атапуерке.
  • Спор между патриархом Михаилом Керуларием и папой Львом IX. Раскол церкви на восточную и западную.
  • «Великая схизма». В Константинополе произошёл раскол христианской церкви на восточную и западную, где патриарх Константинопольский Михаил Кируларий и легат папы Льва IX кардинал Гумберт предали друг друга анафеме.
  • 4 июля, понедельник — вспышка сверхновой в созвездии Тельца. Сейчас на этом месте находится Крабовидная туманность.
  • Составлена «Правда Ярославичей» вторая часть «Русской Правды».
  • Тогрул занял Азербайджан, подчинил мелких князей.
  • 1054—1072 — Король Вьетнама Ли Тхань Тонг.

> Родились Править

См. также: Категория:Родившиеся в 1054 году

  • Роберт III Куртгёз

Скончались Править

См. также: Категория:Умершие в 1054 году

  • Герман из Райхенау
  • Ламберт II де Ланс
  • Лев IX (папа римский)
  • Ли Тхай Тонг
  • Атиша
  • 20 февраля, воскресенье — Святой Ярослав I Мудрый, великий князь Киевский.af:1054

1054 год

Смотреть что такое «1054 год» в других словарях:

  • ГОД ЦЕРКОВНЫЙ — система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви. Посвящен воспоминанию событий Свящ. истории, почитанию памятей святых, что служит назиданию верных через ознакомление их с истинами веры. Несмотря на нек… … Православная энциклопедия

  • 1292 год — Годы 1288 · 1289 · 1290 · 1291 1292 1293 · 1294 · 1295 · 1296 Десятилетия 1270 е · 1280 е 1290 е 1300 е · … Википедия

  • Раскол христианской церкви (1054) — У этого термина существуют и другие значения, см. Великий раскол. Христианство Портал:Христианство … Википедия

  • Список умерших в 1054 году — … Википедия

  • 1049 год — Годы 1045 · 1046 · 1047 · 1048 1049 1050 · 1051 · 1052 · 1053 Десятилетия 1020 е · 1030 е 1040 е 1050 е · … Википедия

  • 1002 год — Годы 998 · 999 · 1000 · 1001 1002 1003 · 1004 · 1005 · 1006 Десятилетия 980 е · 990 е 1000 е 1010 е · … Википедия

  • 1056 год — Годы 1052 · 1053 · 1054 · 1055 1056 1057 · 1058 · 1059 · 1060 Десятилетия 1030 е · 1040 е 1050 е 1060 е · … Википедия

  • 1052 год — Годы 1048 · 1049 · 1050 · 1051 1052 1053 · 1054 · 1055 · 1056 Десятилетия 1030 е · 1040 е 1050 е 1060 е · 1070 е … Википедия

  • 1028 год — Годы 1024 · 1025 · 1026 · 1027 1028 1029 · 1030 · 1031 · 1032 Десятилетия 1000 е · 1010 е 1020 е 1030 е · … Википедия

  • 1051 год — Годы 1047 · 1048 · 1049 · 1050 1051 1052 · 1053 · 1054 · 1055 Десятилетия 1030 е · 1040 е 1050 е 1060 е · 1070 е … Википедия

Раскол христианства на православие и католицизм

Лекция 7. Направления в христианстве: православие и католицизм.

Литература.

1. Кулаков А.Е. Религии мира: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

2. Елисеев А. История религий. «Дрофа», 1997.

3. История религий: Учеб. Для студентов выс. учеб. Заведений: в 2-х т. / Под общей редакцией проф. И.Н. Яблокова.

4. Попов В.В. Петренко С.П. Введение в историю религий / Под общ. ред О.А. Солодухина. 1993.

5. Лекции по истории религии. Учебное пособие. СПб, 1997.

6. .Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Минск, 1997.

7. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – М.: Политиздат, 1990.

8. Религии мира. Пособие для учителя / Под ред. Я.Н. Щапова. М., 1994.

9. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.

10. Резник Е.В., Чудина Ю. Ю. Религии мира. Православие. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

11. Интымакова Л.Г., Надолинская Л.Н. История религий: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В. Попова – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та.

Основное течение христианства, противостоявшее в IV —VII вв. арианству несторианству и другим нехалкидонским течениям, несколько позднее само разделилось на две ветви: западную и восточную. Принято считать, что этот раскол был предопределен распадом Римской империи в 395 г. на две части: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю, дельнейшие исторические судьбы которых были различны. Первая из них через несколько десятилетий пала под ударами «варваров», а на ее бывшей территории в ранее средневековье возникли феодальные государства Западной Европы. Восточная Римская империя, которую историки обычно называют Византией, просуществовала до середины XV в. Здесь аналогично развивается феодализм, но он значительно отличается от феодализма запад­ноевропейского. Совершенно по-разному на Западе и Востоке складывались отношения церкви и государства. На Западе в связи с упадком, а потом и упразднением власти императора, необычайно вырос авторитет главы западно-христианской церкви — римского папы. В средние века в условиях феодальной раздробленности папы стремились поставить свою власть выше власти светских правителей, и не раз оказывались победителями в конфликтах с ними. На Востоке же где долгое время сохранялось единое государство и сильная власть импера­тора, патриархи церквей (здесь их было несколько – Константинопольская, Александрийская Антиохийская, Иерусалимская и др.) получить такой независимости, естественно, не могли и находились по существу под опекой императоров. Сыграла свою роль в разделении церквей и определенная культурная разобщенность Западной Европы и Византии. Пока существовала единая Римская империя, по всей ее территории имели примерно равное хождение латинский и греческий языки. Но в дальнёйшем на Западе в качестве языка церкви и государства утвердилась латынь, а на Востоке использовали преимущественно греческий язык.

Особенности социально-политического развития Запада и Востока, и различия в их культурных традициях — привело к постепенному обособлению западной и восточной церквей. Некоторые различия между ними и заметны уже в V — VI вв. Они еще более усилились в VIII — X вв. в связи с принятием на Западе некоторых новых догматов, отвергнутых восточными церквами. Решительный шаг к нарушению единства был сделан в 589 г. на Толедском церковном соборе, решения которого Восточная церковь категорически не приняла: в Символ веры, утверждённый на Никео-Константинопольском соборе в 381 г. представители западной церкви добавили учение о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. По латыни это учение звучит как Филиокве ( Filiogue – filio – сын, gue – предлог «и», поставленный слитно после слова «сын»). Формально нововведение было сделано для противопоставления учению ариан, (утверждавших неравенство Бога-Сына Богу-Отцу), — дабы утвердить и подчеркнуть это равенство. Однако это добавление стало главным предметом догматического расхождения будущих самостоятельных православной и католической церквей.

Окончательный раскол произошел 16 июля в 1054 г., когда послы римского папы Льва IX и константинопольский патриарх Михаил Керулларий прямо на службе в храме Святой Софии в Константинополе обвинили друг друга в ереси и предали анафе­ме. Только в 1965 г. эта взаимная анафема была снята. За восточной церковью утвердилось название православная (греко-православная), за западной — католическая (римско-католическая). «Православие» — это «калька» греческого слова «ортодоксия» («ортос» — верный, правильный и «докса» — мнение). Слово «католическая» означает «вселенская, всемирная». Православие получило распространение главным образом на Востоке и Юго-востоке Европы. В настоящее время оно является основной религией в таких странах, как: Россия, Украина, Белоруссия, Болгария, Сербия, Греция, Румыния и некоторых других. Католицизм же долгое время (до XVI в.) был ре­лигией всей Западной Европы В более позднюю эпоху он сохранил свою по­зицию в Италии, Испании, Франции, Польше и ряде других европейских стран. Католицизм имеет своих последователей также в Латинской Америке и иных странах мира.

Отличительные особенности вероучения культа православия и католицизма. Несмотря на то, что в течение многих веков православная и католическая церкви вели острую полемику по многим догматическим вопросам, обвиняя друг друга в ереси, следует все же отметить, что сохранились сходства как в культовой практике, так и в элементах вероучения. Так, и православие, и католицизм признают два источника вероучения: Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание — это Библия. Священное Предание, как считается, содержит те положения христианского учения, которые апостолы передали своим ученикам лишь в устной форме. Поэтому в течение нескольких столетий они сохранялись в церкви как устное предание и только позднее были зафиксированы в трудах Отцов церкви – видных христианских писателей II – V вв. В отношении к Священному Преданию между православными и католиками имеются существенные различия: православие признаёт решения только семи Вселенских соборов, а католики – двадцати одного собора, решения которых не признавались ортодоксами и были названы «вселенскими» католической церковью. Еще до официального разделения церквей в 1054 г. между восточной и западной ветвями христианства накопились суще­ственные различия. Они продолжали нарастать и после того, как возникли две самостоятельные христианские церкви. Если вы бывали в православном и католическом храмах, то не могли не обратить внимание на разницу в богослужениях, архитектуре и внутреннем их устройстве. В католическом костеле(слово костел пришло к нам из польского языка, оно тождественно русскому понятию церковь. Это заимствование объясняется тем, что Польша — наиболее близкая к России католическая страна. Однако не всякий католический храм уместно называть костелом. К храмам Запад­ной Европы этот термин обычно не применяется) нет иконостаса, который отделяет алтарь от той час­ти храма, где находятся верующие, зато, как правило, множе­ство скульптур, картин и витражей. На службах у католиков играет орган, а в православном храме звучат только человечес­кие голоса. В костеле сидят, а в православной церкви стоят во время богослужения. Католики крестятся всеми прямыми пальцами слева направо, а православные справа налево и сло­женными тремя и т.д.

Но все это — как бы внешняя сторона, отражение более глубоких разногласий и споров. Рассмотрим самые главные от­личительные черты католической догматики, устройства церк­ви, богослужения. Заметим, что эти различия перечисляются отнюдь не с целью подчеркнуть дистанцию между двумя вет­вями христианства. Вопрос о том, как молиться, креститься, сидеть или стоять в храме, более серьезные догматические спо­ры не должны становиться поводом для вражды между людь­ми. 11росто желательно знать и понимать особенности разных вероисповеданий, что поможет нам взаимно уважать право каждого народа и отдельного человека следовать вере своих отцов.

Начнем с самого термина католический.Впереводе с гре­ческого он означает всеобщий, вселенский.Католической до раскола называли всю христианскую церковь, и западную, и во­сточную, подчеркивая ее всемирный характер. Но исторически это название позже закрепилось за западной ветвью христианства. В течение всей своей истории западная римская католи­ческая церковь действительно стремилась стать выразительни­цей интересов всех христиан, т.е. претендовала на мировое гос­подство.

С главным догматическим различием вы уже знакомы: это представление католиков о том, что Святой Дух (третье лицо Святой Троицы) исходитот Бога-Отца и Бога-Сына (филиокве).Проблема осложнилась тем, что в христианской бого­словской науке никогда не существовало единства в вопросе о том, как правильно трактовать это исхождение,которое впол­не логично считали непостижимым для человеческого ума. Кро­ме того, греческий глагол «исходить», использованный в Сим­воле веры, был переведен на латинский язык как ргосеdо (букв. выступать, идти далее, продолжаться), что не совсем соответ­ствовало значению греческого слова.

Непосвященному человеку это различие кажется не столь уж важным, однако для богословской концепции той и другой христианских церквей оно в высшей степени существенно: именно из него вытекают многие иные догматические разно­чтения.

Важный специфический догмат католичества — учение о «сверхдолжных делах» (так называемый догмат о «запасе добрых дел»).Согласно этому положению, за дол­гое время существования церкви накопился «излишек добрых дел», совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святы­ми. Римский папа и церковь распоряжаются этим богатством на Земле и могут распределять его среди тех верующих, ко­торые в нем нуждаются — считали католические богословы. Как правило, в этом «излишке» более других заинтересованы грешники, стремящиеся к искуплению своих грехов. В като­личестве, как и православии, священник может после исповеди и покаяния отпускать грехи прихожанам данной ему от Бога духовной властью. Но это еще не полное прощение, так как оно не гарантирует избавления грешника от возможного возмездия за грех на земле и «на том свете» сразу после смерти. Поэтому из теории «сверхдолжных дел» родилась практика выдачи индульгенций (с лат. indulgentia милость, прощение), т.е. специальных папских грамот, свидетельствующих о пол­ном отпущении как совершенных, так и несовершенных гре­хов за счет «перечисления на ваш счет» части «излишка». Сначала индульгенции выдавали за какие-либо церковные зас­луги кающегося, но идея была доведена до логического кон­ца, когда церковь стала просто продавать эти бумаги за деньги. Такая торговля несравненно обогатила церковь, но вызывала бурную критику многих современников — ведь безнравствен­ность в подобной практике, действительно, очевидна. Именно протест против продажи индульгенций был главным толч­ком к реформации и началу протестантизма в XVI в.

Критика и прямые насмешки заставили папу пересмотреть эту позорную практику: с 1547 года торговля индульгенция­ми была категорически запрещена. За определенные цер­ковные заслуги (либо к праздникам) индульгенции могут выдаваться и сейчас, но уже не столько отдельным лицам, сколько целым церковным общинам. Католическая церковь имеет своеобразное учение о рае и аде. На Феррарско-Флорентийском соборе в 1439 году был принят догмат о том, что после смерти грешник попадает в так называемое чистилище ( догмат л чистилище),где временно пребывает в муках, очищаясь огнем (впервые о чистилище заговорил папа Григорий Великий (VI в ) — один из создателей чина литургии. Впоследствии он отсюда может попасть в рай. Если вы знакомы с произведением Данте Алигьери (Божественная комедия» Данте Алигьери включает 3 части: «Ад», «Чистилище», «Рай»), то знаете, что ад, в представлении католиков, состоит из девяти концентрических кругов, в которые попадают грешники в за­висимости от тяжести совершенного ими в жизни. Такого учения не было ни в Новом Завете, ни в учении раннего христианства. Католическая церковь утверждала, что во время пребывания умершего в чистилище родственники могут, усер­дно молясь или жертвуя деньги церкви, «выкупить» его и со­кратить тем самым муки близкого человека (согласно теории «сверхдолжных дел»). В православной церкви такого деталь­ного представления о переходе в загробную жизни нет, хотя тоже принято молиться за усопших и поминать их на третий, девятый и сороковой день после смерти. Эти молитвы и вызывали непонимание католических богословов, ведь если после смерти душа попадает прямо к Богу, то в чем состоит смысл эти молитв?

В католичестве особую роль играет культ Богородицы — Девы Марии. В 1864 г. был принят догмат, гласящий, что она, как и Христос, зачата непорочно (догмат о непорочном зачатии Девы Марии),»от Духа Святого». Сравнительно недавно, в 1950 г., добавлен еще и догмат о том, что Богородица «душой и телом вознеслась на небо». Таким об­разом, в этом она как бы полностью уравнена католиками с ее божественным сыном — Иисусом.Культы Богоматери (по-итальянски Мадонны) и Христа в западном христианстве уравнены, а на практике Дева Мария почитается даже боль­ше. Восточная церковь тоже горячо и трогательно почитает Матерь Божию, но православные богословы считают, что если признать ее во всем равной Христу, последний не может быть по отношению к ней Спасителем.

Католическая церковь, как и православная, почитает культ святых.Каждый день католическая церковь отмечает память нескольких святых. Некоторые из них — общие для всех хри­стиан, а некоторые — сугубо католические. По поводу призна­ния святыми тех или иных деятелей существуют разногласия. Например, император Константин Великий (IV век), сделав­ший христианство государственной религией Римской империи, не причислен католиками (в отличие от православных) к лику святых, хотя считается образцом христианского правителя.

Причисление к лику святых происходит в католичестве, как и в православии, через канонизацию, которая осуществляется, как правило, через много лет после смерти святого. В этом воп­росе большую ролъ играет мнение римского папы. Кроме кано­низации у католиков принята так называемая беатификация (от лат. Ьеаtus — блаженный и facio — делаю) — предвари­тельная канонизация. Ее единолично осуществляет папа.

Православие и католицизм строго следует принципу «спасающей силы церкви».В этих ветвях христианства ( в отличие от протестантизма) считается, что без церкви спасения нет, так как эта спасающая сила передаётся через Таинства – проводники благодати (кроме церкви Таинства больше нигде совершаться не могут).Восточная и Западная церкви признают 7 Таинств, но в их отправлении существуют и различия:

1. Таинство Крещения – освобождает человека от первородного греха и от воздействия падших духов (бесов, демонов). Крещениесовершается у католиков троекратным обливанием водой головы крещаемого, а не троекратным погружением в воду, как в православии (существующая сейчас в некоторых православных храмах практи­ка крестить взрослых без погружения в принципе неверна. Обычно она связана с элементарным отсутствием требуемых условий — помещения, большой купели). Крестить можно как младенцев, так и взрослых. В первом случае всю ответственность за христиан­ское воспитание детей по достижении ими сознательного воз­раста берут на себя родители. Взрослый же накануне крещения обязан пройти подготовительный период -катехизацию(изу­чение основ веры) и подтвердить свою готовность стать хрис­тианином. В некоторых случаях крещение можно совершить без священника, силами воцерковленных мирян.

2. Таинство миропомазания (в результате которого человек получает благодать Святого Духа для укрепления духовных сил) в католичестве называет­ся конфирмацией, что буквально означает «утверждение», «укрепление».Оно не совер­шается над младенцами (в православии такая практика существует), а только по до­стижении человеком созна­тельного возраста и одно­кратно.

3. Таинство исповеди, покаяниеи отпущение грехов происходит, согласно веро­учению католиков и православных, перед Богом и от лица Бога Священнослужитель выступает в данном случае толь­ко как свидетель и «передающая инстанция» Божьей воли. В католичестве, как и в православии, должна строго соблю­даться тайна исповеди.

4. Причастие Евхаристиювсе христиане считают установленной самим Иисусом на Тайной Вечери. Для католика и православного верующего это Таинство — непреложное и главное осно­вание всей церковной жизни Причащение у мирян обычно осуществлялось в Западной церкви только хлебом (а не хлебом и вином, как в православии). Причащаться же вином имели право только священники (миряне – по особому разрешению папы). Сейчас это ограничение ослаблено, а вопрос отдан на усмотре­ние местных церковных иерархов. Для причащения католика­ми используется пресный хлеб (облатка), а православными — кислый (просфора). Также как и конфирмация, первое причастие соверша­ется над детьми, достигшими сознательного возраста (обычно около 7-10 лет; у православных сразу после крещения младенца). Оно становится большим семейным празд­ником и памятным днем У католиков принято причащаться часто, почти ежедневно, поэтому требуемый по древним правилам пост накануне этого таинства сведен к минимуму. Таинство Причастия совершается у католиков на мессе, у православных на литургии, — главных церковных службах.

5. Таинство брака освящает союз мужчины и женщины Божьей благодатью и придаёт силы преодолевать трудности на жизненном пути. Заключенный в католической церкви церковный брак теоретически является нерасторжимым, поэтому разводы в католических странах сильно затруднены, а повторное венча­ние вообще невозможно. Католическая церковь признает вен­чание, совершенное в церквях других христианских конфессий, брак с иноверцами и неверующими (оговаривая некоторые условия) Семья и интересы детей особо охраняются католи­ческой церковью. В католических странах под строгим церков­ным запретом находятся аборты. В православии церковный брак расторгается при наличии серьёзных причин:грех прелюбодеяния (измена) одного из супругов, психические заболевания, сокрытие принадлежности к альтернативной ортодоксии вере.

6. Таинство Елеосвящения (Соборование) – благодать избавления от физических и душевных болезней и прощения забытых и неисповеданных грехов. В католицизме это таинство совершается единожды как предсмертный обряд.

7. Таинство священства. Так же как и в православии, в католичестве три степени священства: низшая степень — дияконы (помощники), средняя степень — собственно священство (пресвитеры) и епископы – высшая степень. Посвящение в любую из этих степеней происходит че­рез обряд рукоположения. У католиков существует правило «невыхода из духовного звания» Священники в католической церкви при­нимают обет безбрачия (целибат духовенства),чем прибли­жаются по положению к монахам. Всё духовенство независимо от степени священства делится на белое (обычное) и чёрное (монашество), при этом в сан епископа посвящаются только представители чёрного духовенства.

Степени священства Белое духовенство Чёрное духовенство
Епископ Патриарх Митрополит Архиепископ Епископ
Пресвитер (священник) Протопресвитер Проиерей Иерей Архимандрит Иигумен Иеромонах
Диакон Протодиакон Диакон Архидиакон Иеродиакон

Несколько различны редакции Библии у католиков и право­славных Католики признают каноническими на 11 книг больше Дело в том, что эти книги Ветхого Завета («Товита», «Юдифи», «Премудрости Иисуса, сына Сирахова», «Маккавейские» и не­которые другие) не сохранились в оригинале (на древнееврейс­ком языке), а известны только в переводе на греческий Поэто­му католики называют их «каноническими второго порядка», а православные просто «полезным чтением»^. В течение долгих лет католики, в отличие от православных, были ограничены в праве читать и толковать Библию: это могли делать только священни­ки. В наше время этого правила уже не существует. Но и те, и другие печатают эти книги при издании Библии.

История одного раскола. Православие и Католицизм

Церковный Корабль

В этом году весь христианский мир одновременно отмечает главный праздник Церкви — Воскресение Христово. Это вновь напоминает об общем корне, от которого ведут происхождение основные христианские конфессии, о существовавшем некогда единстве всех христиан. Однако уже почти тысячу лет между восточным и западным христианством это единство нарушено. Если многим знакома дата 1054 года как официально признанный историками год разделения Православной и Католической Церквей, то, возможно, не всем известно, что ей предшествовал длительный процесс постепенного расхождения.

В данной публикации читателю предлагается сокращенный вариант статьи архимандрита Плакиды (Дезея) «История одного раскола». Это краткое исследование причин и истории разрыва между западным и восточным христианством. Не рассматривая детально догматических тонкостей, останавливаясь только на истоках богословских разногласий в учении блаженного Августина Иппонийского, отец Плакида приводит историко-культурный обзор событий, предшествовавших упомянутой дате 1054 года и последовавших после нее. Он показывает, что разделение произошло не в единочасье и не внезапно, а явилось следствием «длительного исторического процесса, на который повлияли как вероучительные разногласия, так и политические и культурные факторы».

Основная работа по переводу с французского оригинала была выполнена студентами Сретенской Духовной семинарии под руководством Т.А. Шутовой. Редакторская правка и подготовка текста осуществлена В.Г. Массалитиной. Полный текст статьи опубликован на сайте «Православная Франция. Взгляд из России».

<…>

Предвестники раскола

Учение епископов и церковных писателей, чьи произведения были написаны на латинском языке, — святителей Илария Пиктавийского (315–367), Амвросия Медиоланского (340–397), преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (360–435) и многих других — было полностью созвучно с учением греческих святых отцов: святителей Василия Великого (329–379), Григория Богослова (330–390), Иоанна Златоуста (344–407) и других. Западные отцы отличались от восточных подчас лишь тем, что делали акцент более на нравоучительной составляющей, нежели на глубоком богословском анализе.

Первое покушение на эту вероучительную гармонию произошло с появлением учения блаженного Августина, епископа Иппонийского (354–430). Здесь мы встречаемся с одной из самых волнующих загадок христианской истории. В блаженном Августине, которому в наивысшей степени было присуще чувство единства Церкви и любовь к нему, не было ничего от ересиарха. И тем не менее по многим направлениям Августин открыл христианской мысли новые пути, оставившие глубокий отпечаток в истории Запада, но в то же время оказавшиеся почти полностью чуждыми не-латинским Церквям.

С одной стороны, Августин, самый «философствующий» из отцов Церкви, склонен к превозношению способностей человеческого разума в области богопознания. Он разработал богословское учение о Святой Троице, которое легло в основу латинской доктрины об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (на латыни — Filioque). Согласно более древней традиции, Святой Дух берет Свое начало, так же как и Сын, только от Отца. Восточные отцы всегда придерживались этой формулы, содержащейся в Священном Писании Нового Завета (см.: Ин. 15, 26), и видели в Filioque искажение апостольской веры. Они отмечали, что в результате этого учения в Западной Церкви произошло некое принижение Самой Ипостаси и роли Святого Духа, что, по их мнению, привело к определенному усилению институциональных и юридических аспектов в жизни Церкви. С V века Filioque повсеместно допускалось на Западе, практически без ведома не-латинских Церквей, но в Символ веры оно было добавлено позже.

В том, что касается внутренней жизни, Августин настолько подчеркивал человеческую немощь и всемогущество Божественной благодати, что получалось, будто он умалял человеческую свободу перед лицом Божественного предопределения.

Гениальная и в высшей степени привлекательная личность Августина еще при его жизни вызывала восхищение на Западе, где его вскоре стали считать величайшим из отцов Церкви и почти полностью сосредоточились только на его школе. В значительной степени римский католицизм и отколовшиеся от него янсенизм и протестантизм будут отличаться от Православия тем, чем они обязаны святому Августину. Средневековые конфликты между священством и империей, введение схоластического метода в средневековых университетах, клерикализм и антиклерикализм в западном обществе являются в различной степени и в разных формах либо наследием, либо последствиями августинизма.

В IV–V вв. появляется еще одно разногласие между Римом и другими Церквями. Для всех Церквей Востока и Запада первенство, признанное за Римской Церковью, проистекало, с одной стороны, из того, что она была Церковью бывшей столицы империи, а с другой — из того, что она была прославлена проповедью и мученичеством двух первоверховных апостолов Петра и Павла. Но это первенство inter pares («между равными») не означало, что Римская Церковь является резиденцией централизованного управления Вселенской Церковью.

Однако, начиная со второй половины IV века, в Риме зарождается иное понимание. Римская Церковь и ее епископ требуют себе главенствующей власти, которая делала бы ее руководящим органом правления Вселенской Церковью. Согласно римской доктрине, это первенство основано на ясно выраженной воле Христа, Который, по их мнению, наделил этой властью Петра, сказав ему: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16, 18). Папа Римский считал себя уже не просто преемником Петра, признаваемого с тех пор первым епископом Рима, но и его викарием, в котором как бы продолжает жить первоверховный апостол и через него править Вселенской Церковью.

Несмотря на некоторое сопротивление, это положение о первенстве было мало-помалу принято всем Западом. Остальные Церкви в целом придерживались древнего понимания первенства, нередко допуская некую двусмысленность в своих отношениях с Римским престолом.

Кризис в Позднем Средневековье

VII в. стал свидетелем рождения ислама, который начал распространяться с молниеносной скоростью, чему способствовал джихад — священная война, позволившая арабам покорить Персидскую империю, долгое время бывшую грозным соперником империи Римской, а также территории патриархатов Александрии, Антиохии и Иерусалима. Начиная с этого периода, патриархи упомянутых городов часто были вынуждены поручать управление оставшейся христианской паствой своим представителям, которые пребывали на местах, в то время как сами они должны были жить в Константинополе. В результате этого произошло относительное уменьшение значимости этих патриархов, а патриарх столицы империи, кафедра которого уже во время Халкидонского собора (451) была поставлена на второе место после Рима, таким образом стал, в какой-то степени, высшим судьей Церквей Востока.

С появлением Исаврийской династии (717) разразился иконоборческий кризис (726). Императоры Лев III (717–741), Константин V (741–775) и их преемники запретили изображать Христа и святых и почитать иконы. Противников императорской доктрины, в основном монахов, бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, умерщвляли, как во времена языческих императоров.

Римские папы поддержали противников иконоборчества и прервали общение с императорами-иконоборцами. А те в ответ на это присоединили к Константинопольскому Патриархату Калабрию, Сицилию и Иллирию (западную часть Балкан и север Греции), которые до того времени находились под юрисдикцией папы Римского.

Одновременно с этим, для того чтобы успешнее противостоять наступлению арабов, императоры-иконоборцы провозгласили себя приверженцами греческого патриотизма, очень далекого от господствовавшей до этого универсалистской «римской» идеи, и потеряли интерес к негреческим областям империи, в частности, к северной и центральной Италии, на которые притязали лангобарды.

Законность почитания икон была восстановлена на VII Вселенском соборе в Никее (787). После нового витка иконоборчества, начавшегося в 813 г., православное учение окончательно восторжествовало в Константинополе в 843 г.

Общение между Римом и империей было тем самым восстановлено. Но то, что императоры-иконоборцы ограничили свои внешнеполитические интересы греческой частью империи, привело к тому, что Римские папы стали искать для себя других покровителей. Ранее папы, не имевшие территориального суверенитета, были лояльными поданными империи. Теперь, уязвленные присоединением Иллирии к Константинополю и оставленные без защиты перед лицом нашествия лангобардов, они обратились к франкам и в ущерб Меровингам, которые всегда поддерживали отношения с Константинополем, стали способствовать приходу новой династии Каролингов, носителей иных амбиций.

В 739 г. папа Григорий III, стремясь помешать лангобардскому королю Луитпранду объединить Италию под своей властью, обратился к майордому Карлу Мартелу, который пытался использовать смерть Теодориха IV для того, чтобы устранить Меровингов. В обмен на его помощь он пообещал отказаться от всякой лояльности константинопольскому императору и воспользоваться покровительством исключительно короля франков. Григорий III был последним папой, который просил у императора утверждения своего избрания. Его преемники уже будут утверждаться франкским двором.

Карл Мартел не смог оправдать надежд Григория III. Однако в 754 г. папа Стефан II самолично отправляется во Францию, чтобы встретиться с Пипином Коротким. Тот в 756 г. отвоевал Равенну у лангобардов, но вместо того, чтобы вернуть Константинополю, передал ее папе, положив основание образованной вскоре Папской области, которая превратила пап в независимых светских правителей. Для того чтобы дать правовое обоснование сложившемуся положению, в Риме была разработана знаменитая подделка — «Константинов дар», согласно которой император Константин якобы передал папе Сильвестру (314–335) императорские полномочия над Западом.

25 сентября 800 г. папа Лев III без всякого участия Константинополя возложил на голову Карла Великого императорскую корону и нарек его императором. Ни Карл Великий, ни позже другие германские императоры, которые в какой-то степени восстанавливали созданную им империю, не стали соправителями константинопольского императора, в соответствии с уложением, принятым вскоре после смерти императора Феодосия (395). Константинополь неоднократно предлагал компромиссное решение подобного рода, что сохранило бы единство Романии. Но каролингская империя желала быть единственной законной христианской империей и стремилась занять место империи константинопольской, считая ее отжившей. Вот почему богословы из окружения Карла Великого позволили себе осудить постановления VII Вселенского собора о почитании икон как запятнанные идолопоклонством и ввести Filioque в Никео-Цареградский Символ веры. Однако папы трезво воспротивились этим неосторожным мерам, направленным на принижение греческой веры.

Тем не менее, политический разрыв между франкским миром и папством с одной стороны и древней Римской империей Константинополя с другой был предрешен. А такой разрыв не мог не привести и к собственно религиозному расколу, если принять во внимание то особое богословское значение, какое христианская мысль придавала единству империи, рассматривая его как выражение единства народа Божия.

Во второй половине IX в. антагонизм между Римом и Константинополем проявился на новой почве: встал вопрос, к какой юрисдикции отнести славянские народы, вступавшие в то время на путь христианства. Этот новый конфликт также оставил глубокий след в истории Европы.

В то время папой стал Николай I (858–867), человек энергичный, стремившийся установить римскую концепцию господства папы во Вселенской Церкви, ограничить вмешательства светских властей в церковные дела, а также боровшийся против центробежных тенденций, проявлявшихся у части западного епископата. Свои действия он подкреплял получившими хождение незадолго до этого поддельными декреталиями, якобы выпущенными предыдущими папами.

В Константинополе же патриархом стал Фотий (858–867 и 877–886). Как убедительно установили современные историки, личность святителя Фотия и события времени его правления были сильно очернены его противниками. Это был очень образованный человек, глубоко преданный православной вере, ревностный служитель Церкви. Он хорошо понимал, какое большое значение имеет просвещение славян. Именно по его инициативе святые Кирилл и Мефодий отправились просвещать велико-моравские земли. Их миссия в Моравии была, в конечном счете, задушена и вытеснена происками германских проповедников. Тем не менее они успели перевести на славянский язык богослужебные и наиболее важные библейские тексты, создав для этого алфавит, и таким образом заложили фундамент культуры славянских земель. Фотий занимался также просвещением народов Балкан и Руси. В 864 г. он крестил Бориса, князя Болгарского.

Но Борис, разочарованный тем, что не получил от Константинополя автономную церковную иерархию для своего народа, повернулся на некоторое время к Риму, принимая латинских миссионеров. Фотию стало известно, что те проповедуют латинское учение об исхождении Святого Духа и, похоже, используют Символ веры с добавлением Filioque.

Тогда же папа Николай I вмешался во внутренние дела Константинопольского Патриархата, добиваясь смещения Фотия, чтобы с помощью церковных интриг восстановить на кафедре бывшего патриарха Игнатия, низложенного в 861 г. В ответ на это император Михаил III и святитель Фотий созвали в Константинополе собор (867), постановления которого впоследствии были уничтожены. Этот собор, по-видимому, признал учение о Filioque еретическим, объявил неправомерным вмешательство папы в дела Константинопольской Церкви и разорвал с ним литургическое общение. А так как от западных епископов в Константинополь поступили жалобы на «тиранию» Николая I, то собор предложил императору Людовику Германскому низложить папу.

В результате дворцового переворота Фотий был низложен, а новый собор (869–870), созванный в Константинополе, осудил его. Этот собор до сих пор считается на Западе VIII Вселенским собором. Затем при императоре Василии I святитель Фотий был возвращен из опалы. В 879 г. в Константинополе снова был созван собор, который в присутствии легатов нового папы Иоанна VIII (872–882) восстановил Фотия на кафедре. Тогда же были сделаны уступки в отношении Болгарии, которая возвратилась в юрисдикцию Рима, сохранив при этом греческое духовенство. Впрочем, Болгария вскоре добилась церковной независимости и осталась в орбите интересов Константинополя. Папа Иоанн VIII написал патриарху Фотию письмо, осуждавшее добавление Filioque в Символ веры, не осуждая при этом само учение. Фотий, вероятно не заметив этой тонкости, решил, что одержал победу. Вопреки устойчивым ложным представлениям можно утверждать, что никакой так называемой второй Фотиевой схизмы не было, а литургическое общение между Римом и Константинополем сохранялось еще более века.

Разрыв в XI веке

XI в. для Византийской империи был поистине «золотым». Мощь арабов окончательно подорвана, Антиохия вернулась в состав империи, еще немного — и был бы освобожден Иерусалим. Разгромлен болгарский царь Симеон (893–927), пытавшийся создать выгодную для него романо-болгарскую империю, та же участь постигла Самуила, поднявшего восстание с целью образования македонского государства, после чего Болгария вернулась в империю. Киевская Русь, приняв христианство, быстро становилась частью византийской цивилизации. Стремительный культурный и духовный подъем, начавшийся сразу после торжества Православия в 843 г., сопровождался политическим и экономическим расцветом империи.

Как ни странно, но победы Византии, в том числе над исламом, были выгодны и Западу, создав благоприятные условия для зарождения Западной Европы в том виде, в каком она будет существовать в течение многих веков. А точкой отсчета этого процесса можно считать образование в 962 г. Священной Римской империи германской нации и в 987 г. — Франции Капетингов. Тем не менее, именно в XI в., казавшимся столь многообещающим, между новым западным миром и Римской империей Константинополя произошел духовный разрыв, непоправимый раскол, последствия которого были для Европы трагичными.

С начала XI в. имя папы больше не поминалось в константинопольских диптихах, а это означало, что общение с ним прервано. Это завершение длительного процесса, изучаемого нами. Точно не известно, что послужило непосредственной причиной этого разрыва. Возможно, поводом стало включение Filioque в исповедание веры, отправленное папой Сергием IV в Константинополь в 1009 г. вместе с извещением о его вступлении на Римский престол. Как бы то ни было, но во время коронации германского императора Генриха II (1014) Символ веры пелся в Риме с Filioque.

Кроме введения Filioque был еще целый ряд латинских обычаев, возмущавших византийцев и увеличивавших поводы для разногласий. Среди них особенно серьезным было использование пресного хлеба для совершения Евхаристии. Если в первые века повсюду использовался квасной хлеб, то с VII–VIII веков Евхаристия стала совершаться на Западе с использованием облаток из пресного хлеба, то есть без закваски, как это делали древние евреи на свою пасху. Символическому языку в то время придавалось огромное значение, вот почему греками использование пресного хлеба воспринималось как возвращение к иудаизму. Они видели в этом отрицание той новизны и того духовного характера жертвы Спасителя, которые были предложены Им взамен ветхозаветных обрядов. В их глазах использование «мертвого» хлеба означало, что Спаситель в воплощении принял лишь человеческое тело, но не душу…

В XI в. с большей силой продолжалось укрепление папской власти, которое началось еще во времена папы Николая I. Дело в том, что в X в. власть папства была как никогда ранее ослаблена, будучи жертвой действий различных группировок римской аристократии или испытывая давление германских императоров. В Римской Церкви распространились различные злоупотребления: продажа церковных должностей и пожалование их мирянами, браки или сожительства в среде священства… Но во время понтификата Льва XI (1047–1054) началась настоящая реформа Западной Церкви. Новый папа окружил себя достойными людьми, в основном уроженцами Лотарингии, среди которых выделялся кардинал Гумберт, епископ Белой Сильвы. Реформаторы не видели иного средства для исправления бедственного состояния латинского христианства, кроме усиления власти и авторитета папы. В их представлении папская власть, так как они ее понимали, должна распространяться на Вселенскую Церковь, как латинскую, так и греческую.

В 1054 г. произошло событие, которое могло остаться незначительным, однако послужило поводом для драматического столкновения между церковной традицией Константинополя и западным реформаторским течением.

Стремясь получить помощь папы перед угрозой норманнов, покушавшихся на византийские владения юга Италии, император Константин Мономах по наущению латинянина Аргира, назначенного им правителем этих владений, занял примирительную по отношению к Риму позицию и пожелал восстановить единство, прерванное, как мы видели, в начале века. Но действия латинских реформаторов на юге Италии, ущемлявшие византийские религиозные обычаи, обеспокоили Константинопольского патриарха Михаила Кирулария. Папские легаты, среди которых был и непреклонный епископ Белой Сильвы кардинал Гумберт, прибывшие в Константинополь для переговоров об объединении, замыслили руками императора сместить несговорчивого патриарха. Дело кончилось тем, что легаты возложили на престол Святой Софии буллу об отлучении Михаила Кирулария и его сторонников. А через несколько дней в ответ на это патриарх и созванный им собор отлучили от Церкви самих легатов.

Два обстоятельства придали поспешному и необдуманному поступку легатов значение, которые не могли оценить в то время. Во-первых, они снова затронули вопрос о Filioque, неправомочно упрекая греков в том, что те исключили его из Символа веры, хотя не-латинское христианство всегда рассматривало это учение как противоречащее апостольской традиции. Кроме того, византийцам стали ясны замыслы реформаторов распространить абсолютную и прямую власть папы на всех епископов и верующих даже и в самом Константинополе. Представленная в таком виде экклезиология казалась им совершенно новой и также не могла в их глазах не противоречить апостольской традиции. Ознакомившись с ситуацией, остальные восточные патриархи присоединились к позиции Константинополя.

1054 г. следовало бы рассматривать не столько как дату раскола, сколько как год первой неудавшейся попытки воссоединения. Никто тогда и представить себе не мог, что разделение, которое произошло между теми Церквями, которые вскоре назовут Православной и Римско-Католической, будет длиться веками.

После раскола

В основе раскола лежали главным образом вероучительные факторы, касающиеся различных представлений о тайне Святой Троицы и о структуре Церкви. К ним добавились также расхождения в менее важных вопросах, относящихся к церковным обычаям и обрядам.

В течение Средних веков латинский Запад продолжал развитие в направлении, которое еще более удалило его от православного мира и его духа. <…>

С другой стороны, произошли серьезные события, которые еще больше затруднили понимание между православными народами и латинским Западом. Вероятно, самым трагичным из них был IV крестовый поход, отклонившийся от основного пути и завершившийся разорением Константинополя, провозглашением латинского императора и установлением господства франкских сеньоров, которые по своему произволу кроили земельные владения бывшей Римской империи. Многие православные монахи были изгнаны из своих монастырей и заменены монахами латинскими. Все это, вероятно, происходило непреднамеренно, тем не менее такой поворот событий был логическим следствием создания западной империи и эволюции латинской Церкви с начала Средневековья. <…>

Сравнительное богословие

Разделение Вселенской Церкви на Восточную и Западную произошло под действием множества самых различных причин, которые веками, налагаясь друг на друга, подтачивали единство Церкви, пока, наконец, не оборвалась последняя связующая нить. Несмотря на все многообразие этих причин мы можем условно выделить среди них две основные группы: религиозные и этно-культурные.

Собственно религиозных причин раскола две: стремление Римских первосвященников к абсолютной власти над Церковью и догматические уклонения от чистоты кафолического вероучения, среди которых важнейшим является изменение Никео-Цареградского Символа веры вставкой filioque. Оно прямо нарушает 7 правило III Вселенского Собора, которое определяет: «Да не будет позволено никому произносити… или слагати иную веру, кроме определенныя от святых отец в Никее граде со Святым Духом собравшихся».

Следующая группа явлений, решительно способствовавших ослаблению церковного единства даже в то время, когда оно еще сохранялось, относится к области национальных и культурных условий развития христианства на Западе и на Востоке.

Ни одна Церковь не избежала влияния этих условий в своей истории, но в данном случае мы имеем дело со столкновением двух наиболее мощных традиций античного мира – эллинской и римской. Различие этнокультурной устремленности этих традиций заложило глубинные различия в усвоении истины Христовой на Западе и на Востоке. Эта глубинная «противоположность несущих этносов» медленно, но неуклонно увеличивала степень отчуждения, пока оно наконец, не стало реальностью в XI столетии. И причина этого заключалась уже не только в притязаниях пап, просто разным стало направление развития церковной жизни.

Народы эллинского мира, по словам Б. Мелиоранского «поняли христианство преимущественно как богооткровенную метафизику и этику, как свыше указанный путь к нравственному совершенству и спасению личности и к познанию сущности Божией». Этим объясняется полнота пытливой богословской жизни Востока, которая равно изливала себя в глубинах Богопознания и в еретических уклонениях от него, сотрясая и обессиливая восточный церковный организм.

Напротив, то что В.В. Болотов назвал «воздействием романского на христианское» выразило себя в терпеливом и методичном созидании церковного здания, ибо римляне «как самый государственный в мире народ, как создатели образцового права они поняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства. … Где Восток видел философскую и моральную идею, там Запад создавал институт…»

Накопление отклонений от общего учения и жизни неразделенной еще Церкви свидетельствовало о самостоятельном развитии западной ее половины, которое и закрепилось в расколе, ставшем, по словам А. Хомякова «произвольным, ничем не заслуженным отлучением всего Востока»10. Восточная Церковь не дерзала вносить что-то новое в соборные истины, стоившие ей таких трудов и испытаний. Именно Запад начал самочинно изменять их, и этот отход от соборно утвержденного учения и бытия церковного разрешился расколом 1054 года. Последующее развитие Церкви лишь подтверждает этот вывод, ибо общая вера неразделенной Церкви сохраняется Восточной Церковью в неизменности даже до сего дня, тогда как прошедшие столетия отяготили самостоятельное церковное развитие Запада множественными нововведениями, которые все более отдаляют его от общего наследия.

Растущей самостоятельности, даже самодостаточности Запада сопутствовало истощение соборного начала в жизни Вселенской Церкви, которое уже не могло более сопротивляться распаду. В прежние века для разрешения разномыслия созывался Собор, и сила его решений вразумляла и соединяла враждующих. После завершения эпохи Вселенских Соборов не стало удерживающего начала, и самочинные новшества Запада уже не привели к созыву нового Вселенского Собора, который мог бы оградить мир церковный.

Более полное представление о степени отчуждения Запада и Востока мы можем получить, если обратимся к непосредственно предварявшим Великий раскол событиям.

В середине IX столетия Византия была потрясена только что пережитой борьбой с иконоборчеством и после его поражения образовалось две партии: «зилоты» или сторонники беспощадной борьбы с еретиками и стоявшие за снисходительное к ним отношение «икономисты».

Противоборство между этими партиями вылилось в ожесточенное противостояние патриархов Фотия и Игнатия, в котором самое активное участие принял Рим. Следствием этого стал разрыв отношений Востока и Запада, который прекратился лишь после Свято-Софийского Собора 879–880 гг. Кроме папских легатов на Собор прибыли представители восточных Патриархатов и множество епископов, число которых достигало 383-х. Таким образом, это был один из самых представительных Соборов за исключением Халкидонского.

На этом Соборе при участии легатов было принято постановление против попыток внесения в символ веры filioque. Были вновь осуждены притязания пап на верховную власть в Церкви, и одно из правил этого Собора подтверждало полное равенство епископов Рима и Константинополя. На Соборе был оглашен Никео-Цареградский символ веры и принято постановление о его полной неизменности, а также было решено «не допускать никаких нововведений в управлении Вселенской Церковью». Свято-Софийский Собор часто причисляли к числу Вселенских, и вплоть до XII столетия таковым его считала Западная Церковь. Для нас он имеет значение прежде всего как выражение соборного мнения Восточной Церкви относительно властных и догматических заблуждений Запада.

Предшествовавшие Великому расколу десятилетия являют собой картину «худого мира», который нередко нарушался и в конце концов разрешился «доброй ссорой». В.В. Болотов приводит впечатляющую статистику исторического взаимоотчуждения Восточной и Западной Церквей. Из пяти с половиной столетий, прошедших со времени Миланского эдикта 312 г., лишь в течение 300 лет отношения между Церквами были нормальными, и более 200 лет они, по тем или иным причинам, были прерваны11.

В церковной истории существует точка зрения, согласно которой Рим сознательно обострял отношения с Востоком перед Великим расколом, добиваясь их разрыва. Для такого стремления были свои основания, ибо неповиновение Востока явно стесняло Рим, подрывало его монополию, поэтому как пишет Б.Мелиоранский: «Восток отказывается повиноваться и нет средств принудить его к повиновению; остается объявить, что послушные церкви и суть вся истинная Церковь».

Поводом к окончательному разрыву в июле 1054 г. послужил очередной конфликт из-за церковных владений папы Льва IX и патриарха Михаила Керуллария. Рим в последний раз попытался добиться безоговорочного повиновения Востока, а когда стало ясно, что это невозможно, то папские легаты, «соскучившись, по их собственным словам, сопротивлением Михаила», явились в храм Святой Софии и торжественно возложили на престол буллу отлучения от Церкви, которая гласила «Властью Святой и нераздельной Троицы, Апостольской кафедры, послами коей мы являемся, всех святых православных отцов Семи Соборов и католической Церкви, мы подписываем против Михаила и его приверженцев – анафему, которую наш преподобнейший Папа произнес против них если они не опомнятся». Абсурд происшедшего дополняло еще и то, что папа, от имени которого они произносили анафему, был уже мертв, он умер еще в апреле этого года.

После отбытия легатов патриарх Михаил Керулларий созвал Собор, на котором легаты и их «нечестивое писание» после рассмотрения были преданы анафеме. Следует заметить, что была предана анафеме не вся Западная Церковь подобно тому как это сделал кардинал Гумберт по отношению к Восточной, но лишь сами легаты. При этом, конечно, сохраняют силу осуждения Соборов 867 и 879 гг. относительно латинских нововведений, filioque и папских притязаний на первенство.

Все восточные патриархи были извещены о принятых решениях окружным посланием и выразили им поддержку, после чего церковное общение с Римом прекратилось на всем Востоке. Никто не отрицал почетного первенства папы, установленного отцами, но никто и не соглашался с его верховной властью. Согласие всех восточных предстоятелей в отношении к Риму подтверждает пример Петра III, патриарха Антиохии, где имя папы было вычеркнуто из диптихов задолго до Великого раскола. Известна его переписка с Римским престолом о возможности восстановления единства, в ходе которой он получил из Рима письмо с изложением папской точки зрения. Оно настолько поразило его, что Петр III немедленно отослал его патриарху Михаилу, сопроводив весьма выразительными словами: «Эти латиняне, в конце концов, являются нашими братьями, несмотря на всю их грубость, невежество и пристрастие к собственному мнению, что иногда сводит их с прямой дороги».

Церковный раскол 1054 года — кратко

Церковный раскол 1054 года часто называют Великой Схизмой. Сами участники тех событий не осознавали, насколько великие последствия будет для Европы и мира. Европа разделилась на католиков и православных, это повлекло за собой некоторые культурные, ценностные, а позже и политические отличия. В статье описан ход церковного раскола 1054 года, а также анализируются причины и последствия этих событий.

События перед расколом

Истоки конфликта следует искать в 395 году, когда Римская империя, ставшая к тому времени христианской страной, распалась на две части: Западную Римскую империю и Византию. И хоть Рим был заметно слабее Константинополя в политическом плане, Папа Римский оставался главой церкви. А значит, и Рим был религиозным центром. В IX столетии произошла Фотиева схизма: Константинопольским патриархом был избран Фокий, но при этом его не признал Папа, так как считал, что назначение патриарха прошло не в соответствии с правилами. Настоящая же причина кроется в желании Папы распространить свое влияние на Балканы, так как в случае непризнания Фокия он мог легко утвердить там своих епископов. В этом конфликте византийский император поддержал Фокия, что усиливало спор и делало его еще и политическим.

Причины и поводы к расколу

На притяжении IX-X веков частыми были споры относительно некоторых обрядов и религиозных тонкостей. Именно это давало повод для конфликта и как следствие – для раскола.

Основные поводы для раскола

  • Статус Святого Духа. В Риме утверждали, что Святой Дух происходит только от Бога Отца, а вот в Константинополе, что от Бога Отца и от Бога Сына.
  • Чистилище. Сторонники константинопольского патриарха вообще не признавали существование понятие «чистилища». Либо ад, либо рай, промежуточного места не дано.

Кроме того, было еще масса споров относительно того, как причащаться (например, каким хлебом), какой должна быть одежда для священников и т.д. Но главные причины для раскола были вовсе не в догмах, спор был вызван политической обстановкой.

Основные причины раскола

  1. Спор между константинопольским патриархом и Папой относительно главенства в церковном мире.
  2. Нежелание императора Византии подчиняться Папе Римскому.
  3. Стремление обеих религиозных центров распространить свое влияние на народы, еще не принявшие христианство. Как следствие, конфликт был также связан с землей и деньгами.

Ход раскола

В 1053 году в Константинополе закрыли все церкви, подчинявшиеся Риму. Повод – в них проводили службу по неправильным обрядам. Папа Римский Лев IX отправил в столицу Византии своих послов для урегулирования конфликта. В итоге Папы была отправлено послание с обоснованием закрытия церквей и категорический отказ их открытия. Вскоре послов Папы Римского отлучили от церкви. Через год, в 1054 году в Константинополь прибыли послы Папы Римского, вошли в Собор Святой Софии и положили грамоту, которой отлучали от церкви патриарха. Сторонников патриарха назвали «схизматиками», то есть теми, кто расколол церковь. Себя же назвали «католиками», то есть сторонниками «вселенской церкви».

Дальнейшие различия между католичеством и православием

  1. Статус центра. У католиков существует только один глава церкви. У православных же несколько патриархов. Кроме того, со временем возникали местные православные церкви: российская, грузинская, украинская.
  2. Роль церкви в политических делах. Все средневековье между королями и Папами был конфликт за право главенства в западном мире. В православных же странах было все однообразно: монарх считался выше патриарха.
  3. Календарь. После принятия в 16 веке нового Григорианского календаря, все католические страны перешли на новое летоисчисление. Православная же церковь до сегодняшнего дня использует юлианский календарь.
  4. Правила прихожан. Во время службы в православных храмах прихожане должны отстоять мессу, в то время как католикам разрешено сесть на скамейки.
  5. Причастие. Православным необходимо смотреть в глаза священнику во время исповеди. Католики же располагаются за ширмой, поэтому священник не видит, кто именно к нему пришел.
  6. Влияние на язык. Для Папы Римского обязательным было использование католическими странами латыни, а вот константинопольский патриарх разрешал использовать свое письмо.

После раскола увеличилось отличие между некоторыми народами Европы. Ярким примером являются славянские народы: те, кто перешел под главенство Рима взяли за основу латынь и латинский алфавит. Многие православные страны стали развивать свое письмо на основе кириллицы.

Основные направления в христианстве и их особенности

Со времени своего возникновения христианство никогда не являлось единой религиозной системой. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к сложившимся местным верованиям, обычаям и традициям. Миланским эдиктом 313г. император Константин объявил христианство разрешенной религией. Христианская церковь была освобождена от податей, ей было возвращено конфискованное прежде имущество. В 324 г. христианство было официально объявлено государственной религией Римской империи.

Однако в христианстве к этому времени уже существовали так называемые ереси: ариане, духоборы, савелиане, евномиане, фотиниане, аполлинариане и др. Христологические споры велись относительно толкования 3-х основных догматов: триединства бога, боговоплощения и искупления. В ходе этих споров, выяснявших соотношение божественного и человеческого начала в личности Христа, в Vвеке от официальной церкви отделились христиане востока (монофизиты и др).

Следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых 4-х автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. В середине V в. обособилось армянское духовенство.

Первый крупный раскол в христианстве произошел в 1054г., когда христианство разделилось на восточную, греко-православную церковь (православие) и западную, римско-католическую церковь (католицизм). В основе раскола лежал конфликт византийской теологии священной державы – подчиненного по отношению к монарху положения церкви – и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть. Другой важной причиной этого раскола была борьба Римского папы и константинопольского патриарха за власть над всей христианской церковью.

Второй крупный раскол в христианстве произошел в XVI-XVII веках в странах западной Европы в результате движения Реформации, в итоге которого появляется протестантизм (в переводе с лат. — возражать). Реформацией принято называть религиозно-политическое движение в XVI-XVII веках в ряде европейских государств, направленное на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение всего того, что в средневековом католицизме представлялось реформаторам отходом от этих идеалов. Реформационное движение было направлено против феодализма и освящавшего его католицизма. В результате реформационного движения из католицизма выделилось новое направление – протестантизм, который изначально оформился как три самостоятельные церкви: лютеранство, англиканство и кальвинизм.

Православие –как одно из направлений в христианстве сложилось в результате разделения христианской церкви на восточную и западную. Оно распространено в основном в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. В настоящее время существует 15 автокефальных (самостоятельных) и канонических (взаимно признающих друг друга законными) церквей: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Израиль), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Польская, Американская, Чешских земель и Словакии. Существуют также канонические автономные церкви — Финская (зависит от Константинопольской), Японская и Белорусская автономные церкви (зависят от Русской) и Синайская церковь (зависит от Иерусалимской).

Христианизация Руси началась с 988-989 крещением Киева князем Владимиром и Новгорода Добрыней. Однако новая религия не сразу распространилась и утвердилась на Руси. Вначале русская церковь была частью византийской. После победы на Куликовом поле Русь быстро крепла экономически и политически и в 1488г. Собор русских архиереев возвел на кафедру митрополита Московского и всея Руси епископа Рязанского Иону и тем самым было положено начало автокефалии, самостоятельности Русской церкви.

При Борисе Годунове в России было установлено патриаршество. Первым патриархом на Руси стал в 1589г. митрополит Иов.

В ХVII веке патриарх Никон провел церковную реформу, в ходе которой внес некоторые изменения в богослужебные книги и в некоторые обряды (писать Иисус вместо Исус, креститься тремя перстами, а не двумя, почитать не только восьмиконечный крест, но и шести и четырехконечный, признание необходимости проповеди во время богослужения и т.п.). Против реформ Никона выступила часть духовенства, бояр и крестьян, получивших название старообрядцев. Русская православная церковь предала старообрядцев анафеме, которая была отменена спустя 300 лет Поместным собором в 1971г.

Основой православного вероучения являются священное писание (Библия) и священное предание (постановления первых семи Вселенских соборов IV-VIII веков, труды крупнейших церковных авторитетов-Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, которые формировали основные положения вероучения).

Православие строго следует «Символу веры», утвержденном на Никейском и Константинопольском Вселенских соборах и признает все 7 таинств: крещение, причащение, миропомазание, священство, покаяние, венчание и соборование.

Большое значение православная церковь придает общехристианским праздникам и постам. Главным праздником является Пасха. Затем следуют так называемые двунадесятые праздники – 12 главных празднеств, из которых 9 праздников являются непреходящими – Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм богородицы, Успенье богородицы, Воздвижение креста и Рождество Христово. Три праздника является преходящими: Вознесение, Троица и Вход господень в Иерусалим. Затем следуют 5 праздников, именуемых великими – обрезание господне, рождество Иоанна Предтечи, Покров святой богородицы, праздник святых Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи. Отмечаются также престольные праздники, посвященные Христу, богородице, святым, чудотворным иконам и т.д. Не менее популярны среди русских православных и такие праздники как Николин и Ильин день, спасы (медовый, яблочный), владимирской иконы божьей матери, казанской иконы божьей матери, хотя их нет в церковном календаре. Многодневных постов в русском православии 4: Великий, Петров, Успенский, Рождественский.

Католицизм –является крупнейшим, направлением в христианстве. Слово «католицизм» означает – всеобщий, вселенский.

Его истоки восходят к небольшой римской христианской общине, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи. В настоящее время католицизм распространен в Италии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Бельгии, Австралии, в государствах Латинской Америки и в США. В странах Восточной Европы католицизм распространен в Польше, Чехии и Словакии, и в Венгрии. На территории бывшего СССР последователи католического вероисповедания проживают в Литве, Латвии, Белоруссии, в западных областях Украины и частично в России.

Католицизм, также как и православие, признает все основные догматы христианства и обряды: веру в божественную троицу, веру в священное писание и священное Предание, в спасительную силу церкви, в существование бессмертной души, в загробную жизнь, в крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание, соборование.

Но католицизм имеет и ряд особенностей в вероучении, в культе и организационной структуре. Основой католического учения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов (всего – 21 соборов), кроме того папские послания и постановления.

Отличается также трактовка вопроса о филиокве. Так, православная церковь считает, что Святой Дух исходит только от Бога-отца, а католическая, согласно решению Толедского церковного собора в 589г., провозглашает, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца и от Бога-Сына.

Католические богословы разработали учение о «сверхдолжных делах» и о «сокровищнице святых». Церковь, по учению католицизма обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел, т.е. «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть – отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях – об отпущении грехов за деньги или, что случалось реже, за какие-либо заслуги перед церковью. Православие и протестантизм отвергают это положение.

Догмат о чистилище (место, промежуточное между раем и адом) есть только в католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат особо большие – смертные – грехи, горят в очищающем огне, а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память о умершем его родные и близкие. Учение о чистилище сложилось еще в 1-ом веке. Православная и протестантские церкви учение о чистилище отвергают.

Догмат о непогрешимости папы в делах веры был принят на I Ватиканском соборе в 1870 году. Римский папа считается также наместником бога на земле через апостолов Петра и Павла.

Относительно культа богородицы в католицизме следует отметить, что Дева Мария официально была провозглашена Богородицей еще на Вселенском соборе в 431г. А в 1854г. католическая церковь приняла догмат о непорочном зачатии Девы Марии ее матерью Анной, освободившей последнюю от «первородного греха». В 1950 году папа Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо после смерти. В 1964г. папа Павел VI провозгласил богородицу «матерью церкви». Эти нововведения также не признаются другими направлениями христианства.

У католиков обет безбрачия (целибат), установленный папой Григорием 7-ым, обязателен для всего духовенства. В 1967г. она была подтверждена специальной энцикликой (послание) папы Павла VI «О целибате священников». В православии же обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество). Однако целибат постепенно теряет статус обязательного: более 20% католического духовенства уже имеют семьи.

Католическое вероучение, как и православное, признает семь таинств, но здесь также существуют обрядовые особенности. При совершении таинства крещения католики окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте семи-восьми лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно церковное имя. Причащение производится пресным хлебом (у православных – квасным). Для мирян допускается причащение только хлебом. Католицизм установил также нерасторжимость церковного брака. Богослужение у католиков совершается только на латинском языке и сопровождается хоровым пением и органной музыкой.

Однако, на II Ватиканском соборе (в 1962-1965 годах) начался процесс аджорнаменто – обновления, осовременивания церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения. Например, отказ от того, чтобы службу вести обязательно на латинском языке, восстановление общего моления в церкви, рекомендовано включать в мессу элементы национальной музыки и др.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Исторически сложилась дифференциация членов церкви на духовенство (клир) и рядовых верующих (мирян). По католической иерархии есть три степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз), епископ. Позже были введены новые ранги: кардинал, митрополит, патриарх, примас. Кардиналы ставятся над всем епископством. Епископа назначает папа. Главой церкви является Римский Папа. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали, а власть его выше власти Вселенских соборов.

Папу избирает коллегия кардиналов большинством не менее, чем две трети плюс один голос, при тайном голосовании. Папа избирается пожизненно. Он назначает высших иерархов: кардиналов, примасов, патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов.

Папская курия находится в Ватикане – городе, расположенном в западной части Рима и получивший статус суверенного государства в 1929г. Город – государство Ватикан занимает 44 га и в нем проживают около 400 граждан, имеет собственные деньги, почтовые знаки, флаг, герб, гимн, вооруженные силы, тюрьму и т.д. Ватикан является международным центром католицизма. Светским главою является Папа Римский.

В настоящее время руководители как западной, так и восточной Церквей стремятся к тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, в 1964 году Папа Римский Павел VI и Константинопольский патриарх Афинагор торжественно отменили взаимные проклятия, произнесенные представителями обеих церквей в XI веке. Таким образом было положено начало преодоления церковной разобщенности западных и восточных христиан, хотя результаты пока еще мало заметны.

Еще раньше, в начале XX века, получило распространение так называемое экуменическое движение (греч. – «ойкумена» — вселенная). В настоящее время это движение функционирует главным образом в рамках Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Активным членом ВСЦ является также Русская православная церковь.

Протестантизм. Если католицизм представляет собой единую церковную организацию с общим учением, а православие- совокупность автокефальных церквей с единым вероучением, то протестантизм – это совокупность самостоятельных, обладающих своими специфическими особенностями исповеданий.

Протестантизм, как уже говорилось, возник в результате реформации (в переводе с лат. – преобразование, исправление) в XVI-XVII вв. в странах Европы и распространен в Германии, Швейцарии, Англия, Франции, Голландии, Швеции, Норвегии, Финляндии, США, Канаде и в Австралии. В восточно-европейских государствах больше всего протестантов проживают в Венгрии. На территории бывшего Советского Союза существуют следующие протестантские церкви: кальвинизм (Западная Украина), лютеранство (Латвия, Эстония), а также баптизм, иеговизм, адвентизм, пятидесятничество, которые у нас по традиции принято называть сектами.

Общим для всех протестантских церквей является: признание в качестве единственного источника вероучения только Библии (Священное предание либо совсем отвергается, либо используется в той мере, в какой признается соответствующим Писанию); утверждается, что божественная благодать даруется без посредничества церкви; учение об оправдании одной верой в искупительную жертву Христа (иные способы – богоугодные дела, обряды – считаются несущественными); непризнание главенства Папы Римского в делах веры; утверждение принципа всеобщего священства, которое распространяется на всех верующих без исключения; богослужение должно состоять из проповедей, совместных молитв и пения псалмов; не признание культа Богородицы, учения о чистилище, индульгенции; отвержение монашества, крестного знамения, икон, священнических облачений. Многие протестанты соблюдают общехристианские праздники, в основном, связанные с именем И. Христа. Из 7 таинств признают только 2 — крещение и причащение.

В результате Реформации от католицизма отделилось лютеранство (в Германии), кальвинизм (в Швейцарии) и англиканство (в Англии), а затем на их основе образовались новые церкви.

Лютеранство (или евангелическая церковь) – возникло и оформилось в северных немецких княжествах. Единственным источником вероучения является Библия, но имеются и собственные писания – «Аусбургское вероисповедание» (1530), катехизы М. Лютера, «Книга согласия» (1580). Лютеранство признает авторитет Апостольского и Никео-Константинопольского «Символа веры». Центральным положением вероучения лютеранства является принцип «оправдания одной верой». В лютеранстве сохраняется епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация), но оно не рассматривается как таинство. Из 7 таинств признают ся только 2: крещение и причащение. В лютеранских церквах совершают также обряды конфирмации подростков 14-16 лет, что является сознательным проявлением ими веры в И. Христа, а также включение их в состав религиозного общества, и бракосочетания, но они не рассматриваются как таинства. Богослужения совершают на национальных языках и сопровождаются органной музыкой, пением церковных песен всеми прихожанами. Центральное место в богослужении занимает проповедь служителя культа. В лютеранских церквах отсутствуют иконы, но сохранены алтарь, крест, орган, свечи, облачение духовенства.

Организационную основу лютеранской церкви составляет церковная община, которая управляется выборным церковным Советом во главе с пастором, который избирается общиной или приглашается.

Лютеранская церковь отрицает и «священное предание», как источник вероучения; отрицает главенство Римского папы, учение о чистилище, об особой роли богородицы, отвергает безбрачие духовенства.

Лютеранство распространено в основном в Германии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Исландии, США. В 1947г. был создан Всемирный лютеранский союз.

В Библии говорится: «Праведный верою жив будет». Эта идея легла в основу сформулированных Лютером главных принципов Реформации, которые он изложил в 95 тезисах. 31 октября 1517 года они были начертаны на северных дверях Замковой церкви Виттенберга. Вот некоторые из этих тезисов:

Христос, провозглашая: «Кайтесь, ибо приблизилось царствие небесное», свидетельствует, что жизнь верующих от начала и до конца должна быть непрестанным покаянием.

Покаяние не состоит в одной лишь исповеди перед священником. (В первых четырех тезисах Лютер пытается доказать, что подлинное покаяние является длительным процессом, а не однократным действием).

Папа может снимать лишь те наказания, которые он сам налагает по своей воле или на основании церковного устава … (И поясняет, что ни от каких небесных кар церковь освободить не может).

Каноны покаяния(то есть постановление о том, какие налагать епитимьи или наказания кающимся) устанавливаются для живых. (Здесь и в последующих тезисах отвергается власть папы над чистилищем).

Не по Христу учение, в котором говорится, что не требуется покаяние тех, которые приобретают индульгенции для душ. (Истинно раскаявшимся Господь прощает грехи и освобождает от вечных мук, и на это согрешивший может рассчитывать без папской грамоты.)

Истинное, подлинное сокровище церкви есть священное Евангелие славы и благодати божьей.(Лютер разъясняет, что существование «сокровищницы добрых дел» выгодно богатым, а не бедным людям, что желание подобными средствами умилостивить Бога называет иллюзией).

Истинный христианин томится желанием последовать за страстотерпцем Христом. (Мартин Лютер объясняет, что путь к спасению заключается в чистосердечном раскаянии, а не в разрешительной грамоте).

Другим крупным деятелем Реформации был Жан Кальвин (1509-1564). Его главный труд «Наставления в христианской вере», опубликованный в 1536 году, когда протестантизм уже сложился как учение, стал основой нового религиозного направления – кальвинизма (реформаторство).

В кальвинизме отсутствует общеобязательный Символ веры, а единственным источником вероучения считается Библия. Однако, число вероисповедных документов этим не ограничивается. Авторитетными для теологов и проповедников остаются написанные Жаном Кальвином «Наставления в Христианской вере» (1536-1559), в которых систематизируются идеи М. Лютера и других реформаторов, «Церковные установления» (1541), «Женевский катехизис» (1545), а также «Шотландское вероисповедание» (1560), «Вестминстерское вероисповедание» (1547) и др.

Большое место в кальвинистском вероучении занимает учение об абсолютном предопределении, по которому все люди, согласно непознаваемой божественной воле, делятся на избранных и осужденных. Ни верою, ни «добрыми делами» человек не может ничего изменить в своей судьбе: избранные определены к спасению, отверженные – к вечным мучениям. Учение о предопределении строится на положении, что Иисус Христос тоже был определен Богом страдать за наши грехи.

В кальвинистских церквах отсутствуют иконы, свечи, орган, алтарь, облачение священнические. Крещение и причащение рассматриваются как символические обряды. Богослужение состоит из чтения и толкования Библии, пении псалмов. Руководство церкви не назначается сверху, а выбирается из прихожан. Последователи протестантских церквей кальвинистской ориентации (кальвинисты, или реформаторы) имели широкое влияние в Швейцарии, Нидерландах, на севере Германии, Франции, Англии. Дальнейшее развитие и эволюция кальвинизма связаны с историей Англии и США.

Несколько позднее в Англии возникло движение за очищение церкви от всех элементов католического культа, за упразднение церковной иерархии и подчинение церкви королю. Это движение получило название пуританизма (от лат. «purus» — чистый). Пуритане осуждали развлечения, требовали закрытия театров, запрещали чтение книг, кроме религиозно-назидательных, одобряли трудолюбие и бережливость. Однако пуританство не было однородным и в рамках его появились следующие движения: пресвитериане и конгрегационалисты (община, религиозное братство).

Основополагающим принципом конгрегационалистов (от лат. – соединение) является полная вероисповедная и организационная автономия каждой конгрегации. Они являются строгими пуританами. В отличие от кальвинистов привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян. Проповедуют принцип мирского и религиозного коллективизма, поэтому получателем благодати считают всю общину. Учение о предопределении судьбы человека и идея непогрешимости Библии для них не так важны, как для кальвинистов. Конгрегационализм распространен в Великобритании и в ее бывших колониях.

Пресвитериане (от греч. – старейший) – умеренные пуритане. Парламент Шотландии в 1592 году принял решение признать это учение государственным. Во главе церковной общины стоит пресвитер, избираемый членами общины. Общины объединяются в союзы, местные и государственные. Культовая практика состоит из молитв, проповедей пресвитера, пения псалмов. Литургия отменена, не читаются ни «Символ веры», ни «Отче наш».

В дальнейшем стремлении к объединению, усилившийся в протестантизме с конца XIX в., привело к образованию Всемирного альянса реформаторских церквей, придерживающихся пресвитерианского строения (1875) и Международного конгрегационалистского совета (1831г). В мире насчитывается около 40 млн. пресвитериан и 3 млн. конгрегационалистов.

Англиканствоявляется государственной церковью Англии. В 1534 году, после разрыва местной католической церкви с Римом, английский парламент объявил короля Генриха VIII главой церкви. Таким образом церковь была подчинена королевской власти. В середине века XVI века было введено богослужение на английском языке, отменены посты, изъяты иконы и образа, перестало быть обязательным безбрачие духовенства. Сложилось учение «среднего пути», то есть среднего между римским католицизмом и континентальным протестантизмом. Основы англиканского вероучения отражены в «Книге общих молитв».

В 1571г. был утвержден Символ веры, так называемые «39 статей». В этом документе сохраняется идея о спасающей силе церкви, иерархия священнослужителей, унаследованное от католицизма, но указывается, что Священное Писание является главным источником вероучения, признается принцип спасения одной только верой, совершаются только два таинства – крещение и причащение, отвергается пресуществление; церемония ординации (наделение права быть судьей в духовных делах) не означает, что этот ритуал сообщает священнослужителю какую-то особую силу для совершения мессы; духовенство может состоять в браке.

В англиканской церкви (название употребляется с 1851г.) существуют общины, тяготеющие к реформационному, евангелическому типу и общины, ориентированные на восстановление некоторых элементов католического учения и ритуала (месса, почитание Девы Марии, христианских святых). Англиканские церкви существуют в Англии (государственная), Шотландии, США, Ирландии, Канаде, Новой Зеландии и других странах. Они входят в Англиканский Союз церквей и имеют консультативный орган – Ламбетские конференции, созываемые архиепископом Кентерберийским с середины XIX века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *