Режим дня православного христианина

Дорога домой. Выпуск ДД-42.3

ДУХОВНОЕ РАСПИСАНИЕ ДНЯ

Какая бывает духовная составляющая обыкновенного дня у православного христианина? Автор этих строк давно думал написать на эту тему и имел уже соответствующий материал. Такой порядок дня есть у многих православных, так что эта работа не есть что то выдуманное, а просто оформление того что уже существует. Недавно он прочел письмо одной молодой русской женщины на интернете (ДД-42.2) и это ему дало толчок поспешить, окончить и опубликовать эту работу.

Введение. В этой работе описывается духовный порядок дня и вообще жизни. Конечно можно не следовать этому на все 100% и слегка его изменить и приспособить к нашему образу жизни. Если мы найдем достойного духовного отца, то надо следовать его советам. Во всяком случае терять наше православное наследие которое нас учит, греет, бережет, направляет, опекает (ДД-5) было бы очень легкомысленно. Нужно не забывать что рано или поздно, у нас будет семья, если ее еще нет, и мы будем ответственны за нее! А откуда у нас могут быть знания и ответы, на все случаи жизни? Вот здесь нам и особенно будет нужна вера в Господа Бога, Православие и соответствующие знания.

1. Утро. Когда мы просыпаемся, то сразу осеняем себя крестным знаменем и говорим: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь». Мы не продолжаем лежать в кровати, а встаем, перед нами трудовой день. Таким образом, с первой минуты дня мы просим Господа Бога чтобы Он помог нам прожить этот день по христиански.

Как любящий отец учит ребенка не трогать пламя свечи рукой и много чему другому, так и Господь Бог учит нас праведной жизни. Грех есть разрушающее поведение, а добродетель созидающее. Грех приносит боль, травму, беспокойство, вражду и т. п. Добродетель благополучие, любовь, тишину, спокойствие и т. д. Все что мы делаем, говорим и думаем должно быть в духовном смысле направлено (выражаясь математическим языком — иметь вектор), , к Господу Богу, вверх, к добру, к хорошему.

2. Утреннее молитвенное правило. После того как мы приведем себя в порядок, оденемся, умоемся и причешемся, следует «утреннее молитвенное правило». Этот разговор с нашим Отцом, Господом Богом, состот из нескольких молитв и наших личных прошений. (ДД-42). Мы уединяемся, в углу перед иконами , и стоя читаем наше правило.

Иногда, в семье, бывает трудно уединиться. Автор этих строк знал одного семейного священника который уединялся в довольно просторном шкафу.

Нужно помнить что никогда нельзя молиться спеша. Если нет времени, то можно правило сократить, скажем без личных прошений или в крайнем случае только перекреститься и сказать «Господи благослови».

3. Завтрак. Перед едой мы осеняем себя крестным знаменем и говорим краткую молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь». Этим мы благодарим Господа Бога за пищу которая у нас есть. Когда крестимся, то лучше стоя и нужно смотреть на икону в комнате, в углу . Если нет иконы, то приблизительно на восток. Иисус Христос пришел с востока. Если мы при посторонних людях, то можно перекреститься и сказать молитву про себя. Кончив еду, мы опять крестимся и говорим краткую молитву.

4. Прощанье с семьей. Уходя из дома мы обнимемся и иногда целуемся с нашими любимыми членами семьи. Мы уходим, расстаемся и конечно все может случиться. Как часто мы не ценим самого главного в жизни: наших любимых, семью, родственников, друзей, знакомых, Родину. Вспомним слова трогательного и правдивого стихотворения в котором поэт нас просит:

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них —
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

5. Уходим из дома. При выходе из квартиры (комнаты или дома), мы крестимся на икону со словами «Господи благослови». Мы просим благословения на наш путь и деятельность и уходим из нашего православного уголка, где нам так тепло и хорошо.

6. Поездка на работу. Мы садимся в машину, опять крестимся, а можно и дорогу впереди перекрестить, в особенности если движение (traffic) сумасшедшее. Едим тихо, спокойно, не агрессивно, уступаем дорогу, помним «defensive driving» . Когда приехали то опять крестимся, мы благодарим Господа Бога что нас сохранил.

7. Работа. Мы приходим на работу, со всеми милые, здороваемся. Если кто не отвечает или бурчит, «это его проблема» (this is his problem). Нам сказано что ключ к жизни есть любовь во всех ее проявлениях. А «здравствуйте» и милая улыбка, это минимум что мы можем сделать для другого человека.

Перед работой, мы опять крестимся и говорим «Господи благослови». В конце работы мы крестимся. Как было это сказано выше, все это можно делать и про себя.

На работе мы работаем честно и порядочно и даже много, но в меру. Нельзя становиться трудоголиком. Очень часто работодатели взваливают многое на работника, совершенно не считаясь с его здоровьем и семьей. Нужно беречь свое здоровье. Работа, очень важная и нужная часть жизни, но это не все. Конечно если мы работаем на Ниве Христовой или помогаем как-то людям, то это уже другое дело. Поэтому, во всем, всегда, нужно проявлять благоразумие и умеренность.

8. Обеденный перерыв. Тоже самое что сказано, наверху, в «Завтраке».

9. Поездка домой. Тоже самое что и «Поездка на работу», наверху. Перед выходом из машины мы крестимся и благодарим Господа Бога что все прошло удачно, работа и поездка, мы сейчас дома.

10. Входим в дом. Смотри «Уходим из дома». При входе в квартиру (комнату или дом), мы крестимся на икону. Мы входим в наш православный угол, всюду иконы, чувствуется святость, где нам тепло, хорошо и уютно. Мы благодарны Господу Богу что вернулись домой благополучно и можно начинать следующий этап дня.

11. Встреча с семьей. Смотри на вверху «Прощанье с семьей». Мы радостно и с любовью встречаемся со всеми членами семьи. Иногда мы обнимемся и целуемся. Мы раздеваемся, отдыхаем приготавливаем еду. Сразу много разговаривать не стоит, так как мы усталые и лучше передохнуть.

12. Ужин или обед. Тоже самое что сказано наверху о «Завтраке». Только сейчас стоя читаем «Отче наш», а после еды «Достойно есть» (ДД-42). За столом все сидим — все чинно, спокойно и достойно. Ужин не только еда, но и общение с любимой семьей. Мы едим не спеша, интересуемся всеми членами семьи и сами рассказываем о себе. За столом мы не затрагиваем неприятные темы, а если кто случайно начнет то мы вспоминаем заповедь «блаженны миротворцы» (Мат. 5:7) и останавливаем огонь до того как он разгорелся. Конечно, когда рот полный еды, то не полагается говорить.

13. Свободное время. Свободное время мы уделяем нашей семье, обучению, отдыху и т. п.

13.1 Духовное чтение. В наше время, когда пропаганда разврата и разрушение семьи идет со всех сторон и в особенности СМИ, для поддерживания православного духа нужно постоянно читать что-нибудь духовное. Это особенно важно для тех которые не имеют возможность посещать Русскую Православную Церковь.

В духовном чтении можно обозначить два отдела. Первый, это для духовного обновления: жития святых, духовные рассказы, духовные хрестоматии, Священное Писание — Библию (Новый Завет и Псалтырь). Для начала начинаем понемногу читать материал на эл. стр. который перечислен в конце этой работы.

Второй отдел это учеба. Нужно знать нашу веру глубже, поэтому, для начала, можно систематически углубиться и прочесть обзоры предметов для гимназии.

14. Вечернее молитвенное правило. Все что было сказано для утреннего молитвенного правила, все можно применить и для вечернего. Единственно что сейчас немного больше времени, поэтому оно может быть более полным. После правила мы не ложимся спать сразу и поэтому оно не должно быть очень поздним.

Во время вечернего молитвенного правила нужно вспомнить грехи которые мы сделали в течение этого дня и покаяться перед Господом Богом (ДД-47.2) и (ДД-47).

Мы прожили по-православному весь день, побеседовали с Господом Богом, вспомнили и попросили у Господа Бога прощение за наши грехи и сейчас очень подходящий момент почитать что-нибудь духовное.

15. Ложимся спать. Перед тем как вечером ложимся спать и закрываем глаза мы читаем короткую молитву «В руци Твои Господи Боже мой, предаю дух мой, Ты меня благослови, Ты меня помилуй и живот вечный даруй мне». Вот это все. Наш трудовой и духовный день кончился.

ОБЩИЕ ПРИМЕЧАНИЯ

16. Пост. Пост является большой поддержкой для подогревания нашего духа. Он способствует развитию духовных качеств, самодисциплине и лучшему пониманию себя. Один из самых любимых русских святых святой преподобный Серафим Саровский (+1831 г.) говорил что тот кто не постит не является православным христанином. Поэтому мы обязательно соблюдаем посты (ДД-11) и (ДД-11.3). Если мы к нему не привыкли, то нужно начинать постепенно.

Итак, мы соблюдаем все посты: все среды, пятницы, Рождественсий пост, Великий пост и другие. Внизу дана таблица постов на 2002 г.

ПОСТНЫЕ ДНИ СПЛОШНЫЕ СЕДМИЦЫ (Нет поста) 1. 11 сен Усекн.Гл.Иоанна Крест. Перв.неделя пост.тр. 16 фев — 22 фев 2. 27 сен Воздв.Честн.Креста Госп. Неделя Пасхи 27 апр — 3 мая 3. 28 нбр — 6 янв Рождеств.Пост Неделя Троицы 15 — 21 июн 4. 18 янв Навечерие Богоявления 5. 10 мар — 26 апр Великий Пост МАСЛЯНИЦА 10 — 17 мар 6. 23 июн — 11 июл Петров Пост 7. 14 — 27 авг Успенский Пост 8. все среды и пятницы, кроме сплошных седмиц

17. Посещение церкви. Конечно, мы обязательно посещаем церковь по воскресеньям и другим праздникам. Перед литургией, мы ничего не едим и не пьем. Обратите внимание на следующие работы на этих страницах: Православные церкви в районе Сан-Франциско (ДД-39) и Как найти православную церковь на Западе (ДД-39.2).

Чтобы лучше понять Евангелие и Апостол которые будут читаться в церкви на литургии по церковно-славянски, хорошо подготовиться и самому их прочесть по-русски. Что будет читаться можно найти в любом православном календаре или на эл. стр. «Православный календарь»: .

Если почему-то это невозможно сделать то можно дома, стоя перед иконами, в красном углу, после 10:00 ч. утра прочесть текст литургии из Молитвослова. До этого, мы тоже ничего не едим и не пьем. Если и это нельзя сделать, то мы проводим время, когда в церкви идет служба, тихо и спокойно.

18 Добро и зло. Рассуждение о добре и зле не совсем подходят для текста о «Духовном расписании дня». На эту тему, на этих эл. стр., есть разные тексты включая «Врачевание души (личности) в Православной Церкви — Аскетика» (ДД-43). Так как это понятие является ключевым, для всего того что делает христианин, то поэтому здесь приведутся главные моменты.

Качество добра и зла. Как же легче всего охарактеризовать добро и зло? Самое простое объяснение — это, что добро созидает, а зло разоряет.

Итак, добро созидает, строит, создает мир спокойствие, любовь, радость, духовную и нравственную красоту, прощение, миролюбие, святость, хорошие отношения между людьми, в семье, школе, на работе, в обществе.

Зло противоположно добру, оно подрывает все хорошее. Оно разрушает, разоряет, рушит, создает тревогу, страх, раздражение, злобу, гнев, жестокость, ненависть, материализм, эгоизм, духовное и нравственное уродство, плохие отношения.

В церковном листке в помощь исповеднику есть еще и следующие грехи: празднословие, осуждение, гордыня, немилосердие, зависть, гнев, оклеветание, дерзость, раздражительность, прекословие, злоречие, ложь, соблазн, самолюбие, честолюбие, излишество в пище и питии, тщеславие, лень, нечистые помыслы, многостяжание, нечистое воззрение.

Грех — болезнь души. Епископ Александр (Милеант) в своей брошюре «Таинство Покаяния» пишет:

«Грех — это болезнь души. Все люди рождаются с природой, нравственно поврежденной. Оставленный в небрежении, грех усиливается в человеке и все больше порабощает его. По мере того, как грех усиливается, он омрачает ум человека, вносит какую-то горечь и беспокойство в его настроение, возбуждает недобрые мысли и чувства, толкает человека на поступки, которые он не хочет делать, и обессиливает его волю к нравственно доброму образу жизни».

Грех понятен — с комплексной точки зрения. Итак, грех и добродетель это не что-то надуманное, а реальный факт жизни.

Если мы разберем любой грех, то увидим, что он всегда создает порчу и вред для человека и общества. Поэтому грех — это разрушающее поведение. Иногда это не всегда ясно, потому что человек обыкновенно принимает во внимание только настоящий момент, и греховное поведение может казаться безобидным. Но если мы станем на комплексную точку зрения и продумаем хорошо как этот или какой-нибудь другой поступок имеет влияние на окружение, друзей, знакомых, общество и самого грешащего, сегодня, завтра, в далеком будущем и даже после смерти, то всегда становится ясно, что грех есть отрицательное и — как это было уже сказано выше — разрушающее поведение.

Таким же самым образом можно сделать анализ и показать что добро и добродетель являются созидательным поведением.

Эти качества добра и зла сербский епископ Николай (Велимирович) Жичский высказал так: «Добро далеко видит: Добро прозорливо и видит глубокие причины. Зло смотрит лишь перед собой и не знает истинных причин».

Нужно знать что добро, а что зло. Очень важно понимать что добро, а что зло, так как от этого зависит наш успех в жизни, наши отношения со своей семьей, друзьями, знакомыми и обществом, наша способность любить, творить, работать, наше счастье.

Некоторые люди под конец своей жизни, наделав много ошибок, наученные горьким опытом становятся «мудрыми», другие становятся озлобленными. Православный с самого начала знает что к чему и поэтому все время работает над улучшением себя и с годами становится лучше.

Для того чтобы осуществить все это в нашей жизни, нужно изучить в чем именно состоит христианская жизнь. Все это объяснено на наших эл. страницах. Смотрите .

19. Как жить по христиански? Итак, в нравственном отношении любую человеческую деятельность можно определить как хорошую или плохую, добродетель или грех, добро или зло.

Как уже было сказано выше, грех это разрушающее поведение, а добродетель созидающее. Грех приносит боль, травму, беспокойство, вражду и т. п. Добродетель благополучие, любовь, тишину, спокойствие и т. п. Все что мы делаем, говорим и думаем должно быть направлено к Господу Богу, вверх, к добру, к хорошему. Таким образом мы должны научиться не грешить ни делом, ни словом, ни мыслью.

Православная вера нас учит что-бы мы не делали — всегда стремиться к добру. Все что мы делаем, говорим или думаем, чтобы это было добро или стремилось и приводило к добру, то есть было без греха. Конечно, только Господь Бог безгрешный, но мы все-таки должны все от себя делать чтобы не грешить.

Это очень хорошо объяснил святитель Феофан Затворник в своей книге «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться» . Он писал что нужно всегда поступать так, чтобы наши дела, слова и мысли были направлены к Богу, а не от него. То есть к добру, хорошему, честному, правдивому, мирному, красивому и т. п., а не наоборот. Выражаясь техническим языком надо поступать так чтобы «духовный вектор» всегда был направлен вверх к Господу Богу.

Кроме всего этого, наша святая Православная вера тоже нас учит, что мало не грешить, но нужно еще вести активную работу по улучшению себя и искоренению греховных привычек. А они у всех у нас, за исключением Господа Бога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как было уже сказано выше, приблизительно такой порядок дня есть у многих православных, так что эта работа не есть что то выдуманное, а просто оформление того что уже существует.

Все сказанное кажется очень просто, но это и есть самое главное и основное в жизни христианина. Без такого порядка дня, православный человек является православным только на словах. Это духовное расписание ясно показывает красоту и возвышенность христианского учения так как оно систематически возвышает и облагораживает человека.

Литература на наших эл. стр.

  • Как найти церковь?
    Православные церкви в районе Сан-Франциско (ДД-39)
    Как найти православную церковь на Западе (ДД-39.2)
  • Молитвы и богослужение
    Как жить без церкви? (ДД-42.2)
    Как начать молиться (ДД-42)
    Божественная Литургия (ДД-10)
  • В чем суть христианства?
    Жизнь по добру — одна из основ христианства (ДД-1)
    Православная вера воспитала русского человека (ДД-2)
    О Православный Христианине! (Стихотворение в прозе) (ДД-5)
    В чем суть христианства? (Еп. Николаја) (ДД-15)
    Преподобный Амвросий Оптинский о Латинской Церкви (ДД-16.2р)
    Чем отличается прав. вера от западных исповеданий (Мит. Антоний (Храповицкий) (1911 г.) (ДД-16.3р)
    Пятый съезд Русс. Правос. Общественности (1985 г.) (ДД-24)
    (ДД-24.2)
  • Как жить по христиански? I — Заповеди
    Учение Господа Иисуса Христа (по Темномерову) (ДД-21.4)
    Учение о христианской жизни (Слободского) (ДД-35)
    Учение о христ. жизни в вопросах и ответах (по Слободскому) (ЦГ2-2)
  • Как жить по христиански? II — Нравоучение
    Нравоучение (Филарета) (МЛ-111) (Учебник нравоучения для гимназий и средних школ)
    Нравоучение в вопросах и ответах (ЦГ7-1) (Вопросы и ответы для книги митрополита Филарета)
    Психология нравственности или Нравоучение (ДД-28)
  • Как жить по христиански? III — Исповедь
    Краткая Исповедь пред Духовниками (ДД-47.2) (Листок)
    Краткая Исповедь пред Духовниками (ДД-47) (Подробное объяснение грехов и пороков)
    Великий Пост и Пасха Христова (ДД-11)
    Великопостное размышление на молитву Ефрема Сирина (ДД-11.3)
    Руководство для первой исповеди (ДД-47.3)
  • Как жить по христиански? IV — Любовь и брак
    Выбор супруга и 9 этапов жизни (ДД-8.2)
    Седьмая Заповедь (ДД-8.3)
    Брак и православная вера (ДД-8.4)
    Брак с инославным — что делать? (ДД-8.5)
    Чудо любви (ДД-8.6)
  • Что такое христанство?
    Что такое христианство? (ДД-38)
    Составные христианства (ДД-38.2)
    Как создавалась Православно-Христианская вера (ДД-38.3)
    Что такое Священное Писание или Библия (ДД-38.4)
    Врачевание души (личности) в Православной Церкви — Аскетика (ДД-43)
  • История Церкви
    История Христианской Церкви (ДД-13)
    Православие и протестантизм (ДД-16)
    ИРЦ, Введение (ДД-14.1)
    ИРЦ, Безбожный период (ДД-14.6)
    ИРЦ, Русская Церковь за границей (ДД-14.7)
  • Систематическое изучение Закона Божия
    Программа по Закону Божию (ДД-31)
    Обзоры предметов для гимназий и средних школ
  • Остальное
    Песни и стихотворения (ДД-48)

Библиография
Епископ Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться.
(Известное духовное произведение знаменитого русского епископа. Рекомендуется начинающим).

Примечания
Все что мы делаем, говорим и думаем должно быть направлено (иметь вектор), в духовном смысле, к Господу Богу, вверх, к добру, к хорошему. Это очень хорошо объяснил и описал Епископ Феофан Затворник в своей книге Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. Смотрите .

Красный угол (не уголок) в семье, это где находятся главные иконы в доме. А так, в каждой комнате должна быть минимум одна икона, в углу, под потолком. Выше икон ничего не должно быть. Иконы устанавливаются так, чтобы когда входите в комнату, или сидите за столом, на нее можно было бы креститься и по возможности на восток.

Cтихотворение Александра Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне».
Песни и стихотворения (ДД-48).

«Defensive driving» означает что нужно настроиться так что любая машина в потоке может сделать какую-то ошибку.

эл. стр. «Православный календарь».
эл. стр.: http://www.days.ru/

Митрополит Сурожский Антоний. Воскресные проповеди.
эл. стр.: http://www.metropolit-anthony.orc.ru/sermons/a_main.htm

Духовное чтение на интернете:

  • Священник Александр Торик. Воцерковление для начинающих церковную жизнь.
    эл. стр.: http://www.wco.ru/biblio/books/torik1/Main.htm
  • Эл. страницы. Православный Санкт-Петерубург.
    http://www.piter.orthodoxy.ru/
  • Эл. страницы. Митрополита Антония Сурожского.
    http://www.metropolit-anthony.orc.ru/
  • Святитель Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни.
    эл. стр.: http://www.wco.ru/biblio/books/feofanz6/Main.htm
  • Страницы А.Лебедева. (21.11.2001. В каталоге уже больше 2000 записей :))) и 20 библиотек и сайтов).
    эл. стр.: http://www.pagez.ru/

Режим

Здоровье лучше сохранять,чем поправлять испорченное. В этом смысле режим полезен и для физического, и для духовного здоровья.

До грехопадения плоть человека не знала усталости и восстанавливающий силы сон ей был не нужен. Но после того, как в мир вошел грех, плоть изменилась, и теперь нам требуется ежедневный отдых. В мире нет ничего случайного, ни одной мелочи, все участвует в благом Промысле Божием о человеке. Премудрый Творец разделил день на две части: светлую и темную. При свете человек трудится, с наступлением темноты, когда невозможными становятся привычные занятия, он отдыхает.

Примитивные светильники прошлого: костер, факелы, фитилек в плошке с маслом — немного отвоевывали у тьмы. Это сейчас, прикоснувшись к выключателю, мы можем прогнать мрак, можем целые сутки, да что сутки, целые годы жить при свете. Но многие века, тысячелетия люди жили в богоданном и благодатном режиме: днем— работа, занятия, труд; ночью — сон. Мы знаем, что режим — это одна из лучших профилактик здоровья. Но своевременный сон помогает не только телу быть здоровым и крепким, он помогает и душе.

Необходимость сна — это недолгое, но ежедневное напоминание о нашей немощи. Во сне человек становится беспомощным, и неизбежность такого состояния смиряет даже богатыря. Сон похож на ежедневную, естественную болезнь.

Точно так же, как болезнь может прервать грех и не дает ему полностью овладеть человеком, так и сон на время освобождает нас от власти греха и не дает ему беспрерывно усиливаться в нас. И как пьяница после сна встает несколько протрезвившись, так и душа наша несколько «отрезвляется» после сна.

Самое благоприятное время для сна — это ночь. К ночи все мы ослабеваем. Медики говорят: ночь — царство вагуса. Так называют блуждающий, или чревный, нерв, отвечающий за расслабление органов брюшной полости, влияющий на уменьшение тонуса различных мышц. К ночи расслабляются даже мышцы глаз и кровеносных сосудов; падает острота зрения, ослабевает внимание, умственная деятельность, слабеет воля.

Наша слабость делает нас в это время более доступными бесовскому воздействию. Мозг, как наш верный часовой, призван заграждать путь греховным помыслам, не впускать их в сознание, но к ночи он становится сонлив и вял, даже если мы выспались днем. От такого сторожа толку мало. Ночью человека легче соблазнить на дурной поступок. Часто совесть и нравственность именно ночью склоняются к греховным компромиссам. Заметьте, что в ночное время свободнее становятся разговоры, более вольным обращение между людьми. Подавляется стыдливость. Особенно это заметно в подростковых и молодежных компаниях. Сколько несчастий, изломанных судеб, неосторожных поступков, приведших к неисправимой беде, совершилось именно «под покровом ночной темноты».

Мы нередко слышим выражения: ночная жизнь города, ночные развлечения, ночной ресторан, ночной клуб, ночная дискотека. И наверное, многим ясна особенность этих понятий, некая доля порочности, заложенная в них. Да, принятые обществом грехи тоже чаще всего ищут ночного времени, пусть и в залитых ярким светом залах.

Правильный режим сна способствует и сохранению нравственности, и трезвости мыслей. Вот выдержка из письма преподобного Амвросия Оптинского: «Спрашиваешь, как приучить питомицу твою к серьезным занятиям… Предложи сперва, чтобы из дня сделали день и из ночи — ночь; а когда в этом будешь иметь успех, тогда можно будет думать и о другом».

Порой, по необходимости, мы используем ночные часы для занятий, на которые не хватает времени днем. Чтение, подготовка к экзаменам, завершение работы. Мы как бы занимаем время у сна, надеясь отдать его позже. Но такие «займы» очень вредны для здоровья. Не случайно ночные работы всегда оплачиваются дороже, а ночные смены подразумевают более длительный восстановительный период, чем дневные. Поэтому ночная деятельность всегда должна быть обоснована. Оправдана действительной нуждой, а не просто неумением распорядиться своим временем. Как неумение обращаться с деньгами приводит к постоянной нехватке их, так и небрежное обращение со временем часто приводит к невосполнимой утрате здоровья. Кроме того, проснувшись не отдохнувшим, легко соблазниться на небольшую «добавку» ко сну — лежание и потягивание в постели. А это тоже не к пользе. «Чем более держишь себя в постели поутру или днем, тем более хладеет сердце к Богу и к молитве, к духовной жизни», — писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Святые отцы советовали, пробудившись от сна, сразу же покидать ложе.

Есть тип людей, для которых труд, работа становятся словно страстью.

Трудоголики. Они готовы работать без выходных, просиживать за работой ночи. Часто принятая нагрузка не дает им возможности вовремя поесть, и они просто перекусывают почти на ходу или едят только перед сном. Нередко страстью становится карьера, стремление все больших и больших материальных благ. И эти страсти удовлетворяются, как правило, за счет здоровья. Как много людей, достигших желанных благ, не могут воспользоваться ими, потому что здоровье их подорвано неумеренными тратами. Таким трудягам нечего будет ответить, когда их спросят, на что и как потратили они данный Богом дар.

«Здоровье — что лошадка. Загонишь — ехать не на чем» (свят. Феофан Затворник). А ехать надо. В Царство Небесное только у святости дорога короткая, а нам ехать и ехать. «Работа, правильно религиозно поставленная, не может привести к переутомлению, неврастении или сердечнои болезни. Если это есть, то это знак, что человек работает «во имя свое» — надеясь на свои силы, свой шарм, красноречие, доброту, а не на благодать Божию» (свящ. Александр Ельчанинов).

Для некоторых болезней смена привычного, но неподходящего режима — лучшее лекарство. Так, например, головная боль, повышенное давление и бессонница, часто связаны с многозаботливостью. Не может человек оставить на волю Божию ни одного дела, ни одного решения, отсюда и головная боль и бессонница.

«Страдает бессонницей, это от многих забот, я это на себе испытал, очень изнурительно, надобно выкидать из головы многомятежные смущающие помыслы, возвергая попечения о вещах на власть Божию и на помощь Его, ибо без Него мы н е можем ничего творити» (из письма преп. Макария Оптинского)

«Боль головы… Самая чувствительная. Отчего она у вас?.. Не от раздражения ли нервов неприятностями? Последнего ничем нельзя уврачевать, кроме совершенной преданности в волю Божию» (свят. Феофан Затворник).

Однако отрешиться от забот и неприятностей не так-то просто. Здесь можно посоветовать за два часа до сна прекратить деловые разговоры, сократить общение, в том числе и по телефону. Посвятить это время чтению, прогулке, несложным домашним делам, спокойной семейной беседе. Хорошо бы ввести в употребление домашнее чтение вслух, читать по вечерам духовную литературу или нравственную беллетристику. И, конечно, не забывать о молитве. При бессоннице можно читать молитву к семи Эфесским отрокам. Или по четкам Иисусову молитву, не заботясь о числе десятков.

Хрошо «проветрить» голову, оставить хоть на несколько часов заботу о делах на волю Божью. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54, 23). Народная мудрость гласит: «Утро вечера мудренее». И это действительно так. Спокойный, с надеждой на Господа сон обязательно поможет вашей мысли поутру найти верное направление.

Сон все и сон, а как же ночная молитва? Ведь есть люди, которые привыкли молиться ночью, когда успокоится от забот сердце и разум, когда тихо вокруг, когда никто тебя не видит. Вспоминается замечательное стихотворение Л.В. Сидорова, положенное на музыку и ставшее песней.

Подожди еще спать,
Будешь днем отдыхать,
А теперь пришла ночь,
Все суетное прочь.
Ночь молитве дана,
Ей должна быть полна,
Ты проснись, подымись,
Встань и Богу молись…

Мы знаем о ночных молитвенных бдениях святых и христианских подвижников. В крестьянском быту прошлого было принято, что взрослые, особенно старшее поколение, молились уже после того, как молодые и дети лягут спать. Ночная молитва тоже «вписывается» в режим. Когда пожилой человек, не имеющий особых семейных обязанностей, которые потребуют от него физической бодрости рано утром, станет молиться ночью, это замечательно. Такая молитва даже прибавит ему сил. Но если после ночных молитв кто-то встанет разбитым, сонным, станет от усталости брюзжать, будет нелюбезным с близкими, то такая молитва только в грех. Есть пословица: «Без толку молиться — без числа согрешишь». На себя следует брать столько, сколько можешь нести. А лишнее – лукавого.

Хотя недолгая молитва ночью, конечно же, возможна и очень утешает душу. Кстати, она не разрушает сна, а делает его более легким. Есть такая благочестивая традиция: если неожиданно проснулся ночью, немного поМОЛИСЬ.

К сожалению, существует в этом смысле и обратное явление. Человек трудится до самого позднего времени и ложится спать, не прочтя молитвенного правила или сократив его. «Я, мол, не бездельничал, работал, мне и так Господь простит. Не отнимать же от сна еще время». На самом деле случаи, когда нам некогда помолиться перед сном, бывают очень редко.

Кроме совета правильно устраивать свой день, отдавая, по заповеди, часть времени «Господу Богу твоему», напомню слова святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он говорил, что если мы, устав или не имея достаточного времени для сна, все же потрудимся и прочтем молитвенное правило, то Господь восполнит недостающее. Сделает наш сон более полноценным, и проснемся мы отдохнувшими. А в противном случае, хоть и поспим подольше, но такого отдыха не получим.

Как следует правильно распланировать день?

Как следует правильно распланировать свой день, чтобы он был прожит не зря?

Здравствуйте, дорогие наши посетители!

Как провести день по Слову Божиему? Как следует правильно распланировать свой день, чтобы он был прожит не зря? Так много хочется успеть сделать, но вечно ни на что не хватает времени. Как правильно выбрать главное для души, для ее спасения? Что читать?

На данные вопросы отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«Утром, когда мы еще отдыхаем, возле нашего ложа уже стоят – с правой стороны — Ангел, а с левой — бес. Они ждут, кому мы начнем служить в этот день. А начинать день надо так. Проснувшись, сразу оградить себя крестным знамением и вскочить с постели, чтобы лень осталась под одеялом, а мы очутились в святом углу. Затем сделать три земных поклона и обратиться к Господу с такими словами:

«Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на предстоящий день, благослови меня и благослови этот день, и помоги провести его в молитве, в добрых делах, и сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых». И тут же начинаем читать молитву Иисусову.

Умывшись и одевшись, встанем в святом углу, соберемся с мыслями, сосредоточимся, чтобы ничто не отвлекало нас и начнем утренние молитвы. Кончив их, прочитаем главу из Евангелия. И тут же прикинем, какое доброе дело можем сделать сегодня своему ближнему… Пора идти на работу. Тут тоже надо помолиться: перед тем, как выйти за дверь, произнести такие слова святителя Иоанна Златоуста: «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Осени себя крестным знамением, а выйдя из дома, незаметно перекрести дорогу. По дороге на работу, да и за любым делом, надо читать молитву Иисусову и «Богородице Дево, радуйся…»

На первое место надо всегда ставить спасение души, и тогда все наши земные заботы правит Сам Господь. Все успеем – невидимо поможет Господь. А когда у нас на первом плане заботы мирские, житейские, тогда нет ни спасения души, ни удачи в делах житейских. Все рушится – нет Божиего благословения на наших делах, на наших трудах.

Нет Божиего благословения и в праздники работать. Смотрите: у нас в стране этих земных угодий – миллионы гектаров, а хлеб и продукты закупаем в других странах. Почему? Да потому, что с матами сеем, с матами собираем. Да еще и водители почти все работают в пьяном виде. Тракторист вытащит бутылку, глотка 2-3 сделает и дальше едет, постоянно глотает и глотает. В трезвом виде они редко когда бывают. И так вся Россия живет…

В течение дня, что бы мы ни делали, надо постоянно читать Иисусову молитву. Когда спать ложимся, надо прочитать вечерние молитвы. Если же будет потребность еще что-то читать, то можно по кафизме из Псалтыря читать, каноны и акафисты. Никогда ни с кем не спорьте, не возмущайтесь, не ругайтесь. Надо быть везде и всегда спокойными и ровными. Читать правило можно и в транспорте, и во время обеденного перерыва. В обществе находясь, не обязательно креститься. Читайте, а Господь, видя тайное, воздаст явно Своей благодатью».

Старец Паисий о духовном чтении

О том, что помогает духовно преуспеть

<< На главную страницу Вопросы священнику >>

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Перед вами выдержки из биографий, в которых представлен режим дня выдающихся духовных людей: свт. Филарета Московского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиеп. Михаила (Мудьюгина), архим. Тавриона (Батозского) и др.

Все здесь непривычно: оказывается, свт. Филарет был доступен для общения и в ночные часы; полностью подчинил время своему служению историк С. М. Соловьев, автор 29-ти томов «Истории России с древнейших времен»; преодолевая тяжелейшую болезнь, вдохновенно трудился богослов и пастырь о. Сергий Булгаков; не подчинялась законам природы неутомимая мать Мария (Скобцова)… Может быть, и нам удастся, узнав об их жизни, более трезвенно взглянуть на свои возможности?

***

Святитель Филарет Московский (1782-1867)

Он оказывал особое почтение заслуженным священникам, и бывали примеры, что он, всегда слабый, был доступен им и в ночные часы. А после двухдневной поездки по осенним дорогам внутри епархии, с освящением двух храмов, поспевал ночным переездом в Москву на отпевание приходского священника …>

Он был истинный монах, строгий аскет в жизни и своих вкусах. Сколько он спал, как рано вставал, — о том никто не знал. Уходя спать и вставая, келейник всегда заставал его за работой. Прием посетителей, епархиальные дела, обширная переписка, частые служения, подготовка проповедей, отдых, состоявший в чтении газет и журналов, за которыми митрополит следил как за отголоском жизни: все это занимало непрерывно весь день до глубокой ночи.

Имея особое чувство благоговения к преп. Сергию, он любил уединяться в его Лавру, где был, по сану митрополита московского, настоятелем. В окрестностях ее он устроил Гефсиманский скит, где и находил время от времени успокоение душе, жаждавшей сосредоточенного уединения с Богом, но обреченной на разнообразие и волнения обширнейшей кипучей деятельности и постоянные сношения с людьми …> в продолжение 50 лет ежедневный, быть может, 16-часовой труд на пользу Церкви…

***

Историк Сергей Соловьев (1820-1879)

Современников удивляла работоспособность Соловьева. Основания ее – самодисциплина, строгий порядок во всех делах, в повседневном укладе жизни. Рано он выработал в себе бережнейшее отношение к быстротечному времени. Представим распорядок жизни историка по воспоминаниям П.В. Безобразова.

«Соловьев известен был как самый аккуратный профессор в университете. Он не только не позволял себе пропускать лекций даже при легком нездоровье или в дни каких-нибудь семейных праздников, но и никогда не опаздывал на лекции, всегда входил в аудиторию в четверть назначенного часа минута в минуту, так что студенты проверяли часы по началу соловьевских лекций …> Он вставал в шесть часов и, выпив полбутылки сельтерской воды, принимался за работу; ровно в девять часов он пил утренний чай, в 10 часов выходил из дому и возвращался в половине четвертого; в это время он или читал лекции, или работал в архиве, или исправлял другие служебные обязанности. В четыре часа Соловьев обедал и после обеда опять работал до вечернего чая, т. е. до 9 часов. После обеда он позволял себе отдыхать; отдых заключался в том, что он занимался легким чтением, но романов не читал, а любил географические сочинения, преимущественно путешествия. В 11 часов он неизменно ложился спать и спал всего 7 часов в сутки».

Строгому размеренному порядку, почти суровой атмосфере подчинена была жизнь дома и семьи историка. Семья была большая, патриархальная, с устойчивыми традициями. Во главе ее стояли Сергей Михайлович и его жена Поликсена Владимировна (в девичестве Романова), у них родились двенадцать детей (четверо умерли в раннем детстве, восьмеро выросли). Впоследствии стали известными деятелями: философ и поэт Владимир Сергеевич, историк Михаил Сергеевич, известный автор исторических романов Всеволод Сергеевич, поэт и писательница для детей Поликсена Сергеевна.

***

Протоиерей Сергий Булгаков (1871-1944)

Он подчинил себя строгой дисциплине мыслителя и писателя. Каждое утро до полудня он посвящал писательству. Вставал в одно и то же время, несмотря на мучившую его всю жизнь бессонницу, служил литургию, писал или шёл на лекцию, а после обеда всегда читал. А еще находил время для приёма посетителей, исповеди духовных чад, участия в многочисленных конференциях и изнурительных симпозиумах …>

В 1939 году у него диагностировали рак горла. Отцу Сергию пришлось пережить несколько жутких операций, и когда читаешь его воспоминания, кажется, что сам начинаешь задыхаться и впадать в беспамятство. Для человека, который всю жизнь читал лекции и проповеди, трепетно любил богослужение, потеря способности говорить была чудовищным испытанием. Но батюшка каким-то чудом научился разговаривать без голосовых связок. До конца дней своих он читал лекции и проводил службы, хотя никто никогда не узнает, чего ему это стоило.

***

Преподобномученица Мария (Скобцова) (1891-1945)

Она привыкла посещать центральный рынок Парижа («чрево Парижа», по выражению Золя), чтобы рано утром, еще до рассвета, когда оптовая торговля уже заканчивалась, наполнить объемистый свой мешок всякими остатками, которые распродавались или просто отдавались благотворительным организациям или нищим. На рынке мать Марию хорошо знали. В мешок сыпались кости, рыба, фрукты, овощи. Мешок взваливали ей на плечи, и она его тащила к метро. Однажды рыба протекла и промочила ей спину («я вся пропахла рыбой») …> В этой бедно одетой монахине (рукав пыльной рясы разорван, на ногах стоптанные мужские башмаки) трудно было узнать поэтессу, выпускницу бестужевских курсов, дворянку, которой в молодости никогда не приходилось ходить за покупками.

Раз летом, «в африканско-знойный день», вспоминает Т. И. Манухина, она застала мать Марию у раскаленной плиты, в пару, в чаду над огромным котлом с кипящими щами, простоволосой, растрепанной, босой. «Уж скоро полгода, как я из кухни не выхожу. С кухаркой пошли недоразумения, я и решила: возьмусь за дело сама. Вот я на всю братию и стряпаю». Когда кухонные дела не так связывали, ее комнатушка под черной лестницей служила приемной для посетителей …> Посетители являлись в течение целого дня и до самого позднего вечера; некоторые оставались и на ночь.

Скоропостижно скончался один шофер: его вдове негде было жить. Свободной кровати не оказалось. Мать Мария делила с ней собственную, ночи напролет с ней говорила, успокаивала. Такие ночи ее не истощали. Наоборот! «Мне сейчас удивительно хорошо. Не чувствую себя – большая легкость. Хорошо бы отдать себя совсем, чтобы ничего не осталось. Счастливых людей нет, – все несчастные и всех жалко. О, как жалко!».

Энергия, которая в ней обнаруживалась в таких положениях, уподоблялась ею неразменному рублю: сколько ни старайся, всегда получаешь рубль сдачи. «Мир думает, – если я отдал свою любовь, то на такое количество любви стал беднее, а уж если я отдал свою душу, то я окончательно разорился, и нечего больше мне спасать. Но законы духовной жизни в этой области прямо противоположны законам материальным. По ним все отданное духовное богатство не только, как неразменный рубль, возвращается дающему, но нарастает и крепнет. Кто дает, тот приобретает, кто нищает, тот богатеет».

По словам К. Мочульского, «она не признает законов природы, не понимает, что такое холод, по суткам может не есть, не спать, отрицает болезнь и усталость, любит опасность, не знает страха и ненавидит всяческий комфорт – материальный и духовный».

***

Философ Николай Бердяев (1874-1948)

Бердяеву всегда было необходимо выражать свои мысли на бумаге. Он с нетерпением спешил в свой кабинет, а если за день ни разу не садился за письменный стол, то испытывал сущие мучения. Каждый вечер Николай Александрович заходил в комнату жены Лидии, садился в большом кресле и говорил с ней о впечатлениях прошедшего дня. А затем шел к себе работать.

Как-то на вопрос одного профессора Франкфуртского университета, бывшего в гостях у Бердяева: пишет ли он что-нибудь новое, Бердяев, смеясь, ответил, что если бы он хотя бы неделю ничего не писал и не читал, то стал бы буйнопомешанным.

Однако сил для плодотворной работы оставалось все меньше, здоровье Николая Александровича ухудшалось. Бердяев жаловался знакомым, что его переводят на многие языки, его книги расходятся, а концы с концами свести не удается. Жили Бердяевы очень экономно, не позволяли себе ничего лишнего, и это при его любви к комфорту и элегантности! Николай Александрович покупал недорогие вещи, но благодаря врожденному вкусу выглядел всегда хорошо одетым, был аккуратен во всем – и в делах, и в повседневности. Он часто говорил Лидии, что они живут как в монастыре – никаких развлечений, поездок, визитов. В Париже они не бывали ни в кафе, ни в театрах. Впрочем, кое-какие развлечения они себе все же позволяли. Николай Александрович любил иногда бывать в кинотеатре, он говорил, что это – его отдых от занятий.

Что бы ни происходило, Николай Александрович никогда не забывал о философии. Он говорил о себе, что мыслил философски всю жизнь, каждый день, с утра до вечера. Мысли о философии приходили к нему в голову, казалось бы, в самое неподходящее время – когда он читал роман или газету, или разговаривал с людьми, даже в беседах на совершенно отвлеченные темы. Бердяев мог работать и когда у него была температура тридцать девять, и когда возле дома взрывались бомбы. Работа мысли у него не прекращалась никогда. Истинный мыслитель, он всегда был погружен в разрешение вопросов о свободе, личности, творчестве. Однажды Николаю Александровичу пришел в голову подробный план его книги, когда он был в кинематографе.

***

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961)

По словам старшего сына владыки Луки (до монашества владыка был семейным человеком), отец работал днем, вечером, ночью. Утром семья его не видела, он рано уходил в больницу. Обедали вместе, но отец и тут оставался молчаливым, чаще всего за столом читал книгу. Мать старалась не отвлекать его. Она тоже была не слишком многоречива.

Елизавета Никаноровна Кокина, бывшая горничная семьи Войно- Ясенецких, вспоминала: «Завтракал барин один в восемь утра. Обедать приезжал в пять. После обеда немного отдыхал. Потом в кабинете больных принимал. После вечернего самовара уходил к себе в кабинет. Пишет там, читает, пока весь керосин в лампе не выгорит. Часто его ночью в больницу вызывали. Молча собирается, едет. Никогда не сердился, если вызывали…».

«С детьми, — продолжает Елизавета Никаноровна, — барин и барыня очень ласковы были. Никогда их не наказывали, даже слова грубого не говорили. Только Мишу за баловство мать в чулан иногда ставила. Да скоро и выпускала». Михаил Валентинович не помнил про чулан, но ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, глубоко запал в его память. «Мебель в Переславльском доме была до последней степени неказистая, — рассказывал он. — Сбережений ни тогда, ни потом отец не имел». Об этом говорит и Е. Н. Кокина: «Им, Ясенецким, форсить-то не из чего было. Вина, табаку в доме не держали, сластей тоже никогда не бывало. Книг только ему по почте много шло. Книг было много. Ни в театры, ни в гости они не ездили, и к ним редко кто ходил…».

Профессор-антрополог Л. В. Ошанин, три года работавший врачом в Ташкентской больнице под руководством В.Ф. Войно-Ясенецкого, с глубоким уважением относившийся к нему, вспоминает: «Время было тревожное. Нести суточные дежурства приходилось через двое — трое суток. В 1917 — 1920 годах в городе было темно. На улицах по ночам постоянно стреляли …> В любой час ночи он немедленно одевался и шел по моему вызову. Случалось, что Войно-Ясенецкого ночью вызывали на дом к больному, или в другую больницу на консультацию, или для неотложной операции. Он тотчас отправлялся в такие ночные, далеко не безопасные (так как грабежи были нередки) путешествия. Так же немедленно и безотказно шел Войно-Ясенецкий, когда его вызовешь в терапевтическое отделение на консультацию. Никогда не было на его лице выражения досады, недовольства, что его беспокоят по пустякам (с точки зрения опытного хирурга). Наоборот, чувствовалась полная готовность помочь. Я ни разу не видел его гневным, вспылившим или просто раздраженным. Он всегда говорил спокойно, негромко, неторопливо, глуховатым голосом, никогда его не повышая. Это не значит, что он был равнодушен, — многое его возмущало, но он никогда не выходил из себя, а свое негодование выражал тем же спокойным голосом».

***

Архимандрит Таврион (Батозский) (1898-1978)

Вспоминает А.Н. Миленина: «Отец Таврион жил у меня на квартире. Жил еще один священник, отец Евгений Забашта (монах), тоже из Глинской пустыни. Отец Таврион каждый день дома служил литургию, а под большие праздники — всенощную. Вставал он в 3-4 утра, после литургии пил чай и шел на работу. Дома у него не было свободной минутки: читал, рисовал, молился. Прожил у меня года четыре и был арестован, а через три недели арестовали меня и отца Евгения».

А вот что говорит он сам: «Были такие времена, когда не было храмов, когда надо было быть рабочим и в то же время выполнять священнические обязанности, из дома в дом ходить и совершать Таинства для верующих. А… в ссылке… думаете, что литургия оставлялась? Нет! В какой-нибудь трущобе, яме, а литургия совершалась. Можно было этого не делать. А почему же я делал? Потому что чувствовал на себе призвание Божие, знал историю Церкви, жизнь святых, как они в трудных подвигах себя вели …> старался им подражать. Никакие обстоятельства меня не лишали ни Слова Божия, ни молитвы, ни Чаши Христовой. Напротив. Вот (сейчас) в каких торжественных, благоговейных обстоятельствах мы служим, а было времечко, что в земляночке, где везде течет, сыро и т. п., и совершалась божественная литургия… О, Господи, так это тот вертеп, в котором Ты родился!» (из проповеди 27 сентября 1976 г.).

***

Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (1912-2000)

— Евгений, ты не знаешь, куда я дел вчера панагию?

Евгений тут же обегает дом в надежде встретить искомое в уже известных местах, но безрезультатно.

— Владыка, а Вы точно вчера приехали с панагией, может, забыли ее в епархии?.. а в портфеле смотрели? — владыка направляется к портфелю и, кряхтя, перекладывает его содержимое.

— Да нет, и не кладу ее туда никогда…

Хотя, как-то раз, панагия оказалась именно в портфеле.

Такое отношение владыки к вещам не было небрежностью, но являлось следствием постоянной занятости. Владыка практически всегда был занят мыслительным процессом — это доставляло ему огромное удовлетворение. По дороге от епархиального управления до резиденции в машине рождались важные мысли или богословские рассуждения, которые впоследствии ложились в основу его трудов. Нередко сразу по приезде он спешил что-то записывать или шел к книжному шкафу в поисках нужной ему святоотеческой цитаты…

Покой в его понимании не подразумевал бездеятельности. Напротив, более деятельного человека в его возрасте было трудно найти. Несмотря на практически полную слепоту, он постоянно писал, читал лекции, выступал по радио, встречался с людьми. Помимо Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ преподавал также в лютеранской семинарии, в гимназиях, институтах. Католическая семинария Санкт-Петербурга пригласила архиепископа читать лекции, которые пользовались большим успехом среди студентов и преподавателей. Иногда он выезжал с чтением лекций и в другие города, например, в Великий Новгород, где читал лекции в Государственном университете и на катехизаторских курсах при Софийском соборе. Ездил также читать лекции в Старую Руссу, где его всегда ждали в музее Ф.М. Достоевского.

Своей открытостью он выгодно отличался от собратьев по архиерейству. Он был человеком радостным и светлым. Говорил вдохновенно, проповедовал умно, изящно. С ним можно было вести разговор на темы не только богословского характера. Он прекрасно знал европейскую культуру, и не только религиозную. Глубоко ценил живопись, музыку, великолепно играл на фортепиано и иногда музицировал в профессорской духовной академии. Причем он делал это не для зрителя, а для души, выбирая время, когда профессорская опустеет.

Он удалился на покой лишь после того, как его ослабевшие руки уже не могли уверенно держать чашу. Но преподавание в Академии он не прекращал, читая лекции по памяти. А когда занемог настолько, что был помещен в больницу, то студенты ходили к нему в палату сдавать экзамены и зачеты.

Сам облик его, не желающего мириться с возрастом, недугами, превратностями судьбы, внушал уважение и даже восхищение. Не случайно к архиепископу вплоть до последнего дня тянулись молодые люди. Его жизненная энергия заражала желанием творчества.

Материал прислала Т. Тябут

Филарет, митрополит Московский. Русские… : https://religion.wikireading.ru/138749.

Соловьев Сергей Михайлович: http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_0480.shtml.

Свидетель Софии. Судьба протоиерея Сергия Булгакова: http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/4853.

Мать Мария: http://kateheo.ru/library/books-for-missionaries/mat-marija.

С. Шевчук. Николай Бердяев: https://profilib.com/chtenie/5695/s-shevchuk-nikolay-berdyaev-16.php.

Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание: http://www.memorial.krsk.ru/memuar/Voino.htm.

Как по-православному провести воскресный день ?

Многие новоначальные христиане задаются вопросом — Как по-православному провести воскресный день ? Попробуем ответить на этот вопрос. Время праздника — время особенного служения Богу. А как Бог особенно пребывает в храме, то в праздничные дни надобно посещать храм Божий.

С каким же усердием должны мы отозваться на приглашение Царя Небесного, к Которому каждый праздник, каждое воскресенье с особенной силой и настойчивостью зовет нас святая Церковь в дом Божий, где присутствует Своею благодатью Сам Царь Небесный! «Для тех людей, говорит митрополит Московский Филарет, которые по немощи, по нужде, по долгу повиновения во времена священные принуждены оставаться в домах, должно сказать: по крайней мере, когда услышат они возвышенный голос колокола, возвещающий высокую минуту бескровной жертвы, пусть пошлют в церковь благоговейную мысль, благочестивое желание, пусть освятят себя знамением креста, как бы вместе с предстоящими алтарю; ангел храма встретит их и вдали причислит к действительно предстоящим и вознесет на алтарь Господень память их».

Возвратясь из храма домой, христианин и здесь должен поддерживать в себе молитвенное настроение.

Если в будние дни, когда человек развлекается житейскими заботами и труда­ми, не всегда он может посвятить много времени на молитву, которая так необходима для его души, то в воскресные и праздничные дни он должен отдать большую часть своего дня этому благочестивому и спасительному занятию.

Святитель Тихон, епископ Воронежский ходил почти каждый день в храм на литургию и вечерню и сам пел на клиросе. Ночи проводил без сна и ложился на рассвете.

Пророк Давид молился в начале ночи, вставал на молитву в полночь, молился утром, вечером и в полдень.

Поэтому он сказал: седмерицею днем хвалих Тя (Пс. 118:164).

Авва Дула, ученик преподобного Виссариона, рассказывал: «вошел я к своему старцу в келью и застал его стоящим на молитве; руки его были простерты к небу, и он оставался в этом подвиге четырнадцать дней».

Молитва, — это благоговейная беседа души человека с Богом. Вполне прилична в праздничные дни и беседа с людьми, но, конечно, не всякая, а только о предметах божественных.

Душа после благочестивых разговоров преисполняется святыми мыслями, чув­ствованиями и желаниями. Ум становится яснее, светлее; в сердце проникает сожаление о худо проведенном прошлом — воля так и желала бы творить только одно то, что благоугодно есть пред Богом.

О, если бы каждый из нас любил говорить и слушать более о том, что касается Бога и души; тогда вера и добродетель не были бы у нас только на словах, но были бы жизнью и достоянием сердца, всего существа нашего.

Одинаково полезно и спасительно, как ведение душеспасительных бесед, так и чтение душеспасительных книг. Святой апостол Павел заповедует своему возлю­бленному ученику, епископу Тимофею, чтение святых и душеполезных книг, как одно из главных средств для преуспеяния в духовной жизни. Внемли чтению (1Тим. 4:13), — пишет он ему. И святые отцы, следуя апостолу, заповедуют всем чтение святых книг, как одно из важных средств к духовному совершенствованию.

Особенно полезно читать Священное Писание. «Если мы читаем Священное Пи­сание с верою, — говорит святитель Василий Великий, — то чувствуем, что мы видим и слышим Самого Христа. Что нужды, — живым ли голосом, или через писание кто говорит нам? Это все то же. Так и в Священном Писании Бог говорит с нами так же истинно, как мы говорим с Ним через молитву».

Весьма полезно и спасительно для души благотворить в праздничные дни. Святой апостол Павел советовал установить христианам Коринфской церкви постоянный сбор в пользу нуждающихся: поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели (т. е. каждое воскресенье — Прим. Ред.) каждый из вас пусть отлагает у себя и собирает, сколько позволит ему состояние (1 Кор. 16: 1—2). Святитель Иоанн Златоуст, внушая эту заповедь константинопольским христианам, говорит: «устроим в своем доме ковчежец для бедных, который пусть находится у того места, где ты становишься на молитву. Пусть каждый в день воскресный откладывает дома деньги Господни. Если мы поставим себе правилом в день воскресный откладывать что-нибудь в пользу бедных, то не нарушим этого правила. Ремесленник, продав что-нибудь из своих произведений, пусть приносит начаток цены Богу и этой частью поделится с Богом. Не большого требую, только прошу отлагать не менее десятой части. То же делайте не только при продаже, но и при покупке. Эти правила пусть соблюдают все преобретающие праведно».

Древние христиане с любовью чтили праздничные дни обильными при­ношениями в церковь, из которых одна часть шла на содержание служащих при церкви и церковные нужды, а другая на вспомоществование бедным. «Приноше­ния эти, — говорит один древний христианский писатель, — служат как бы залогом благочестия; потому что идут не на пиршества, не на пьянство, не на объядение, но на пропитание и погребение бедных, на отроков и девиц, лишившихся имущества и родителей, на старцев, которые по слабости уже не могут выходить из дома и заниматься работою, также на потерпевших несчастье и на заточенных за веру в ру-докопни, на острова и темницы».

Многие из людей достаточных в уважение праздников сами раздавали щедрую милостыню неимущей братии, питали алчущих, призирали странных и ходили по больницам, стараясь словами утешения и разными услугами облегчить страдания болящих. Так писатель жития преподобной Марфы, рассказывая о том, как почитала она божественные праздники, между прочим, говорит: «милосердна к нищим была неизреченно, алчущие питая, и нагих одевая. Входя же часто в больницы, служаше своими руками больным, умирающим же подаваше от своих трудов погребательная, такожде и крещаемым белыя одежды даяше от своего рукоделия».

Общим обычаем древних христиан было устроять во дни праздничные трапезы для сирот, странников и всех бедных. В первые времена христианства такого рода трапезы учреждаемы были при церквях и гробах мучеников; но впоследствии их стали устраивать благотворители только в собственных домах. Щедрость некоторых христиан простиралась до того, что иногда они, по причине большого стечения нищих, в один праздник устраивали несколько трапез одна за другою. Так известно, что один христолюбивый брат, по имени Исайя, отличался особенною благотворительностью во дни праздников: создав странноприимницу и больницу, он старался упокоить всех приходящих к нему и служил больным со всем усердием: «в субботы же и во дни недельные, по две, по три, и по четыре трапезы представляше нищих ради». Если у тебя из родных или знакомых болен кто, сходи к больному, утешь, чем можешь. Может быть, лежит кто-либо на кладбище из близких твоему сердцу. Сходи на могилу умершего, помолись о нем. Теперь во многих церквях по праздничным дням устраиваются внебогослужебные собеседования пастырей с народом. Хорошо и их посетить.

Так должен проводить христианин воскресный или праздничный день. Но так ли мы проводим его на самом деле?

Многие из христиан, недовольные своим постоянным заработком, уделяют еще и время священного покоя на свои работы, думая через это умножить свое состояние. Но напрасно они так думают. В Прологе помещен такой рассказ.

Жили рядом два ремесленника, которые оба занимались одним ремеслом: были портные. Один из них имел жену, отца, мать и много детей; но он каждодневно ходил в церковь. Однако, несмотря на то, что чрез это немало отнимал у себя времени для работы по ремеслу, он достаточно содержал и прокармливал себя со всем семейством, благодаря благословению Божию, ежедневно испрашиваемому на труд и на дом свой. Другой же слишком много отдавался ремеслу, так что нередко в праздничные дни, которые должны быть посвящены на служение Богу, не был во храме Божием, а сидел за работой, но богатым не был и с трудом кормился. Вот он и стал завидовать первому; однажды он не вытерпел и с раздражением спросил соседа: «с чего это и как ты богатеешь? ведь вот я больше тебя тружусь, но беден».

А тот, желая, чтобы сосед почаще вспоминал о Боге, ответил: «вот я, каждодневно ходя в церковь, нередко нахожу золото по дороге; и так мало-помалу приобретаю. Если хочешь, — станем вместе ходить в церковь, — я буду каждый день звать; но только все, что каждый из нас ни нашел бы, — делить пополам». Бедняк поверил, согласился, и стали они вместе каждый день посещать храм Божий, где душа невольно располагается к молитве и где благодать Божия незримо касается сердца человека; скоро привык и другой к такому благочестивому обычаю. Но что же? Бог видимо благословлял его и труд его: он стал поправляться и богатеть. Тогда первый, подавили добрую мысль, признался своему соседу: «я не совсем правду говорил тебе раньше, но от сказанного мною ради Бога и твоего спасения какая польза для души твоей и для твоего имения! Поверь, что я ничего не находил на земле, никакого золота, и не из-за золота посещал храм Божий, но именно потому, что Бог сказал: ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33). Впрочем, если я говорил, будто находил золото, не погрешал: ведь ты нашел и приобрел». — Так благословение Господне на свято чтущих Господа служит лучшим и надежным споспешником трудам.

Неуважающих святые праздники всегда может постигнуть Божие наказание. Ведь они, имея праздничный день совершенно свободным от работы, ленятся даже сходить в храм Божий, а если и придут, — стоят в церкви Божией рассеянно, молятся неусердно, думая о том, как бы им повеселее провести праздничный день. А придя домой, предаются необузданному веселью.

Конечно, нет греха в невинных удовольствиях и полном отдыхе от постоянной работы. Преподобный Антоний Великий часто говорил своим ученикам: «как нельзя постоянно и сильно напрягать лук, иначе он лопнет, так нельзя и человеку быть постоянно в напряжении, но ему необходим и отдых». Но лучшее веселье для христианина в Боге; — поэтому лучшей радостью христианина в день праздника должна быть радость от чтения душеспасительных книг, ведения благочестивых разговоров и совершения богоугодных дел. Впрочем, не только не запрещается христианину в этот день и какое-либо разумное развлечение, — посещение какого-либо музея или выставки, родных или знакомых и т. п., но даже настоятельно рекомендуются эти здоровые и полезные развлечения. Но совершенно несогласно со святостью воскресного дня предаваться пьянству, петь бесчинные песни и предаваться излишествам всякого рода. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «праздник не для того, чтобы нам бесчинствовать и умножать грехи свои, но чтобы очистить и те, какие есть у нас».

Некогда Господь Бог устами пророка Своего говорил иудеям, проводившим дни праздничные в служении одной чувственности: праздников ваших ненавидит душа Моя (Ис. 1:14). Страшно слово это. Убоимся же гнева Божия, будем проводить праздники свято, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти (Рим. 13:13), но будем про­водить праздники в чистоте и праведности.

Азбука Веры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *