Роль матери в воспитании детей

Для чего малышу необходимо регулярное внимание матери?

Современная психология гласит, что воспитывать дитя в первую очередь должна именно мать. Речь идет не только о девочках. Мальчики тоже нуждаются в поддержке матери, даже во взрослом возрасте. Кто, как не она, может подсказать правильный совет или утешить в сложную минуту.

Первые плоды материнского внимания дети получают еще в младенческом возрасте. С первых дней жизни дитя должно чувствовать материнскую, особенную любовь. Если же вы не любите своих малышей, возникает вопрос: зачем же вы их рожали? Прежде чем рожать нежелаемых детей, для начала задумайтесь, готовы ли вы посвятить им свою жизнь. Только материнская любовь может шаг за шагом воспитать хорошего человека, успешного сотрудника и примерного семьянина.

Находясь в семье, он чувствует себя частичкой ее. Ну а общую атмосферу в доме, конечно же, создает мать. Для дочери мать является примером хозяйственности, терпеливости и спокойствия, в то время как для парня выстраивается идеал поведения лучшей женщины в мире. Именно поэтому сыновья очень часто отдают предпочтение тем девушкам, которые очень похожи внутренним миром на их мам.

Таким образом, можно сказать, что именно от количества и качества материнской любви зависит будущее воспитание вашего малыша.

Может ли зависеть будущий характер малыша от качества материнского воспитания?

Первые годы жизни каждый ребенок живет в окружении своих родителей, а особенно в окружении матери. Она заменяет ему всех, и друзей, и родителей, и любовь. С самого детства дитя понимает, как к нему относится мать и на основе этого у него выстраиваются определенные стандарты в сознании дитя.

Если мать, например, постоянно критикует малыша, он может стать достаточно замкнутым и неуверенным в себе. В редких случаях случается так, что вырастая, ребенок на зло своей матери пытается доказать обратное и идет на необдуманные поступки, которые иногда стоят жизни или здоровья. Воспитывать нужно так, чтобы малыш чувствовал не то, что мама считает его бесполезным и примитивным. Даже небольшая доля критики должна произноситься с уст матери в качестве рекомендации. Таким образом, малыш будет понимать, что мама искренне желает того, чтобы он стал лучшим в каком-то деле.

Ни в коем случае нельзя отговаривать дитя заниматься тем или иным делом и навязывать что-то свое. Естественно, зависящий в финансовом плане ребенок не сможет перечить родителям и пойдет у них на поводу. Возможно, талант ребенка в определенной сфере в будущем мог бы принести ему желаемую работу, чувство удовлетворенности и даже хороший доход. Все это сделало бы его счастливым. Нормальная мать всегда поддержит своего ребенка в любой жизненной ситуации и поможет, чего бы ей это ни стояло.

В чем же заключается материнская забота?

Многие семейные пары считают, что для воспитания вполне достаточно того, что они оденут дитя, накормят и отправят в школу на весь день. По их мнению основная функция воспитания должна лежать на плечах учителей и нянечек в садиках.

На самом деле мама должна заниматься с ребенком, иногда хвалить его, а иногда и наказывать, должна спрашивать, как у него дела и подсказывать, что делать в том или ином случае. Для некоторых родителей наказание вызывает определенный психологический барьер. Мать боится, что после этого малыш перестанет доверять ему и рассказывать все свои секреты. Естественно, в этом есть доля правды. Известный семейный психолог рассказал о том, что наказывать детей можно, а иногда даже нужно. Самое главное — это объяснять причину наказания. Спустя определенное время даже самый маленький ребенок будет понимать, что делать можно, а от чего лучше воздержаться. Именно благодаря такому поведению матери он вырастет очень пунктуальным и воспитанным.

С самого начала жизни каждая мать должна заложить массу семейных ценностей. Если сделать это в самом раннем возрасте, тогда ребенок будет примерным семьянином и будет уважительно относиться к своим родителям. Ну и самое главное, что рекомендует сделать психолог — это стать настоящим другом для своего дитя.

На всех этапах жизни он будет делиться с вами своими секретами и проблемами. Вы будете знать, что угрожает вашему ребенку. Если же только его наказывать, дочь или сын станет замкнутой и станет разделять свои проблемы с друзьями, у которых нет достаточного опыта для разрешения проблем.

Мать — это главный человек в нашей жизни. Для того чтобы младенец вырос счастливым, успешным и воспитанным, каждая мама обязана уделить достаточное количество времени на его воспитание.

Метки:Воспитание, Родители

Материнский комплекс: какая Церковь является для Украины Матерью

2 июля 2017 г. в патриаршем соборе святого Георгия (Стамбул) состоялась встреча Константинопольского Патриарха Варфоломея с украинскими журналистами. Выступление Вселенского Патриарха на этой встрече было опубликовано на официальном сайте Константинопольского Патриархата.
Его основные месседжи следующие:

  1. Роль журналистов заключается в передаче правдивой информации. Эта функция требует большой ответственности и может представить множество соблазнов.
  2. Духовные отношения, которые объединяют Церковь-Мать с Украиной, никогда не исчезнут. Украинский народ принял крещение в христианскую веру из Константинополя во времена святого великого князя Владимира Киевского, и, следовательно, Константинопольская Церковь навсегда останется Церковью-Матерью украинского народа.
  3. Мы молимся за единство украинского народа. Мы молимся о мире в Украине. Мы надеемся, что братоубийственная война прекратится. Единство и мир весьма желательны и важны для народа и Церкви Украины.
  4. История святого Владимира и его сына Ярослава должна сегодня послужить наставлением для украинского народа. Их обращение в христианство, возможно, было обусловлено преимущественно политическими причинами, но, по сути, принятие государственной религии было направлено на создание условий для мира и стабильности, чтобы культура и духовное развитие могли процветать. То же самое верно и сегодня.

Если с пунктами 1, 3 и 4 нельзя не согласиться, то 2-й вызывает недоумение. Патриарх Варфоломей говорит о непрекращающихся духовных отношениях между Церковью-Матерью, то есть Константинопольским Патриархатом, с одной стороны и Украиной с ее народом с другой. Константинопольская Православная Церковь объявляется Церковью-Матерью Украины и украинского народа в силу того, что украинский народ принял крещение в христианскую веру из Константинополя.
Однако история свидетельствует, что во времена князя Владимира Великого крестились восточно-славянские племена, проживавшие на территории древнерусского государства. Их христианизация привела со временем к образованию единого русского народа, из которого впоследствии выделились три политические нации – русская, украинская и белорусская. Это окончательно произошло в ХХ веке. Таким образом, ни Украины как страны и государства, ни украинского народа как этнической общности во времена русских князей Владимира и Ярослава не существовало. Поэтому Константинопольская Церковь не может быть Церковью-Матерью для украинского народа со времен крещения Руси.
Определенно об Украине и украинском народе в культурно-мировоззренческом смысле можно говорить, начиная с XIX века, в политическом же – только с XX. В то время, как и сейчас, Украина духовно окормлялась Русской Православной Церковью. Если и определять Церковь-Мать для Украины, следуя логике Патриарха Варфоломея, то ею нужно назвать Русскую Православную Церковь. Ведь Украина и украинский народ формировались на ее канонической территории и под ее непосредственным духовным влиянием.
Однако сам поиск Церкви-Матери для Украины и ее народа выглядит весьма сомнительным. Ведь формирование нововременных наций напрямую связано с процессом секуляризации, то есть с отходом значительной части общества, его правящих элит от веры, с появлением и распространением агностицизма, атеизма, нетрадиционных религиозных движений. Церковь и религия вообще выступала как основной этноформирующий и государствообразующий фактор лишь в Средние века и утратила эту роль в Новое время.
Таким образом, о Константинопольском Патриархате как духовной Церкви-Матери для Украины и украинского народа неправильно говорить ни хронологически, ни по сути. И вообще, вряд ли корректно ставить вопрос о Церкви-Матери для целого народа и страны, в которой официально Церковь отделена от государства, а школа – от Церкви, где масса язычников, мусульман, неверующих.
Спорные высказывания Патриарха Варфоломея заставляют разобраться с понятием Церковь-Мать. Прежде всего необходимо уяснить, что в богословской литературе это понятие используется в двух основных значениях – духовном и каноническом. К сожалению, они часто путаются – или намеренно, или по незнанию.
В духовном смысле Церковь – это Мать для всех своих верующих чад, которых Она родила «от воды и Духа» в Таинстве Крещения. Поэтому Церковью-Матерью можно называть как всю Православную Церковь, так и отдельные Поместные Православные Церкви, по отношению к каждому верующему и целым народам, обратившимся ко Христу. В этом смысле Константинопольский Патриархат, осуществивший крещение Руси, может считаться Церковью-Матерью для древнерусского народа и всей Русской земли.

В каноническом смысле под Церковью-Матерью понимается «материнская» (кириархальная) Церковь, то есть та Поместная Церковь, которая рождает (выделяет) из себя другую Церковь с определенной степенью самоуправления – от ограниченной автономии до полной автокефалии. Факт рождения выражается в принятии конкретного канонического (церковного официального юридического) акта – томоса. Благодаря этому акту новорожденная Поместная Церковь получает все свои существенные свойства – название, территориальные границы, объем властных полномочий (статус).
Исходя из этой ясной канонической логики, очевидно, что Константинопольский Патриархат является Церковью-Матерью для древней Киевской митрополии (988 г.), для образовавшихся в результате ее разделения Киевской и Московской митрополий (1458, 1461 гг.), для автокефальной Русской Православной Церкви (с 1589 г.) – с их официальными наименованиями, титулами глав, границами и полномочиями.
От своего кириархального статуса по отношению к Киевской митрополии Константинополь отказался в 1686 г., согласившись на ее переподчинение Московскому Патриархату. Русская Православная Церковь является Церковью-Матерью для Украинской Православной Церкви, поскольку в 1990 г. в лице патриарха Алексия II даровала ей «независимость и самостоятельность в управлении» – с ее названием, границами и статусом. Это очевидный канонический и исторический факт. Здесь не о чем полемизировать.
В связи с этим периодически встречающиеся утверждения разных богословов о том, что истинной Церковью-Матерью для Украинской Православной Церкви является Константинопольский Патриархат, а не Московский, являются не только канонически и исторически неверными, но и явно политически ангажированными. Это делается «на злобу дня», не с целью выяснения правды, но ради достижения политического влияния.
Итак, по нашему мнению, вообще некорректно говорить в духовном смысле о Церкви-Матери по отношению к украинскому народу, государству или стране, которые сформировались в Новое и Новейшее время под влиянием, скорее, светских политических процессов, чем под прямым влиянием какой-то Поместной Церкви. В этот период глобальных исторических потрясений Православные Поместные Церкви зачастую реагировали на то, что происходило против их воли, в основном страдали от происходящего, а не определяли ход истории.
С канонической точки зрения правильно говорить о Церкви-Матери по отношению к получившей от нее определенный статус самоуправления другой Поместной Церкви. Канонически Церковью-Матерью для Украинской Православной Церкви является Русская Православная Церковь и никто другой.
Читайте материалы СПЖ теперь и в Telegram.

Роль матери в семье

Главная » » Роль матери в семье


Вернуться назад на Роль семьи
В современной семье, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина-жена, мать. Женщина является хозяйкой в доме (она моет, стирает, готовит еду и многое другое). Социологами подсчитано, что домашняя средняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий день — на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением. Кроме того, политика занятости в стране в настоящее время приводит к ситуации, что сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка. Что касается неполной семьи, где женщина одна воспитывает ребенка, в связи с тем, что в последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты, женщина-мать сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи.

Женщина в современной семье, в зависимости от семейной ситуации выполняет различные функции:
— репродуктивная — биологическое воспроизводство, продолжение рода;
— хозяйственно — бытовая — уход за всеми членами семьи;
— функция организации досуга — в большинстве своем принадлежит женщине, т.к. женщины более эмоциональны. С подачи женщины семья по-разному проводит свой совместный досуг;
— экономическая — по мнению социологов в современной семье именно женщина все чаще выполняет роль добытчицы и распределяет семейный бюджет;
— эмоциональная (психотерапевтическая, релаксационная) — женщина, как правило, способна наиболее мягко эмоционально стабилизировать психологическую атмосферу семьи;
— воспитательная — важнейшая функция женщины. Воспитательная функция — как воспитание детей, так и воспитание взрослых членов семьи.
Основная роль женщины в семье — материнство. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Во многом материнская любовь и привязанность ребенка к матери выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека на протяжении всей его жизни и трудно переоценить роль матери в воспитании ребенка и функции матери в семье.
Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н.Леонтьев, С.А.Козлова), для маленького ребенка особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н.Леонтьев). Самой природой матери отведена роль естественной воспитательницы своих детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его. Для многих такое распределение ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества женщины — чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку. Нет прочнее и ближе связи — физической, духовной, душевной, чем у матери и ребенка. Мать вынашивает малыша, дарит ему жизнь, питает своим молоком, дает первые жизненные ориентиры, нежно привязана к нему, ощущает его боль как собственную.
При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается — психически, физически, интеллектуально, эмоционально.
Однако способность сопереживать ребенку, желание защитить его свойственны и мужчине, и женщине. Но традиционно считается, что бросаться на помощь ребенку при первом его сигнале, утешать и уговаривать и т.д. — признаки хорошей матери, поэтому женщины «выплескивают» свои эмоции. А мужчине, согласно сложившимся веками представлениям, неудобно «кипеть» чувствами по поводу детского плача, испуга, растерянности. Долгое время считалось, что материнские чувства необычайно сильны от рождения, инстинктивны и лишь пробуждаются при появлении ребенка. Однако на основе экспериментальных данных Г.Ф.Харлоу был сделан вывод о том, что у высших млекопитающих (а человек относится к ним) материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства. Тем не менее, у матери к ребенку несравненно более «естественная» дорога, чем у отца. Уже в период беременности, вынашивая зарождающуюся жизнь в своем теле, она постепенно и очень интимно знакомится со своим дитем. Отметим, что характер отношения матери к ребенку в период беременности небезразличен для его развития. Наука располагает данными об аномальном внутриутробном развитии ребенка в процессе нежелательной беременности. Биологическая связь между матерью и ребенком не сразу превращается в ту психологическую, которая накрепко спаяет их на всю оставшуюся жизнь. Отношения, которые складываются между ребенком и матерью после рождения, оказываются основой, на которой развивается дальше весь мир эмоциональных отношений человека. С другой стороны справедливо будет отметить, что изменений, происходящих в настроении, характере и личности мужчины в связи с рождением ребенка, значительно больше, чем подобных изменений в характере матери. Это противоречит общепринятому мнению, согласно которому появление ребенка для мужчины — менее важное событие.

Для развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления — и мужской, и женский. По мнению ученых, структуры мышления мужчины и женщины несколько различны. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям.
У женщин — явные превосходства в речевом развитии, в интуиции, в быстроте «схватывания» ситуации в целом. У детей, которых воспитывают одни матери, развитие интеллекта иногда идет по «женскому типу»: обнаруживаются лучше сформированные языковые способности, но чаще фиксируются нелады с математикой.
Существенной стороной становления личности является осознание себя представителем определенного пола и овладение соответствующим полоролевым поведением (В.Е.Каган, Д.В. Колесов, И.С.Кон, В.С.Мухина, Т.А.Репина). Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе: для гармонического развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения.
Роль матери для детей разного пола не одинакова. Для девочек после трех лет основная задача — освоение половой роли, для нее мать — образец, та часть мира, которую надо «примерять на себя», а заодно и все, что с этим связано: отношение другого пола (отца к матери и к ней как будущей женщине и матери), отношение детей (кукла — модель ребенка, по отношению к которой девочка выполняет роль матери, как ее мать — к ней самой). В этом возрасте (3-6 лет) может появиться пристальное внимание к матери, чувствительность к ее оценке, некоторая конкуренция за внимание отца и очень и особенная чуткость к тому, как отец относится к матери, а мать на это отвечает. Все меряется на себя и усваивается накрепко.
У мальчиков в этом возрасте любовь к матери искренняя, нежная, они очень обидчивы и ревнивы по отношению к «конкурентам» (отцу, друзьям матери, своим братьям и сестрам и даже чужим детям). Не менее чутко, чем девочки, воспринимают и усваивают модель супружеских отношений. Для них важны со стороны матери ласка, сочувствие — признание их «мужского достоинства» одновременно.
Таким образом, мать нужна ребенку всегда, причем всегда «по-разному», но не количественном измерении, а в качественном. Материнская любовь (в отличии от отцовской), является по своей природе безусловной и поэтому очень важны взаимоотношения между ребенком и мамой.
Безусловная любовь матери дает ребенку: чувство защищенности, безопасность, дает прочное ощущение надежности; дарит способность доверять людям, миру, себе; вкладывает чувство принадлежности к роду, нации; устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку брать ответственность на себя по мере взросления; помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми.
Неправильные отношения с матерью порождают две группы проблем во взрослой жизни. Первый род проблем связан с чувствами, которые ребенок испытывает к матери, к нанесенным ею обидами и неудовлетворенными ею потребностями. Эта группа проблем в последствии определяет отношение к детству. Это проявляется в том, что подавленные, невысказанные чувства гнева, возмущения против матери переносятся в личную семейную жизнь и на их основе могут строится взаимоотношения между супругами. Излишний контроль со стороны матери, безоговорочное исполнение ее команд формируют чувство недоверия к близким людям — жене или мужу. Происходит перенос отношений, что ведет к серьезным семейным проблемам.

Второй род проблем — это схемы и динамика отношений с матерью, которым ребенок научился в детстве от нее же. Это задает поведенческие схемы, заложенные в прошлом, но воспроизводящиеся в настоящем: нежелания близости или трудности в близких отношениях; привычка угождать всем; подавление чувств, невозможность открыться для партнера; агрессивность во взаимоотношениях без видимой на то причины; избыточный контроль других, членов семьи.
Именно в раннем детстве закладываются основы отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Будет ли он доверять людям, проявлять инициативу и активность по отношению к миру, испытывать уверенность в себе, во многом определяется опытом взаимодействия с матерью и отцом, начиная с первых дней жизни ребенка.
Материнские позиции зачастую формируют тип семейных отношений и тип родительского отношения к ребенку.
Классической в исследовании типов родительского отношения считается работа С. Броди (1956).
Она выделила 4 типа материнских позиций, проявляющихся в отношении к ребенку:
1 тип. Мать легко и органично приспосабливается к потребностям ребенка. Для нее характерно поддерживающее, разрешающее поведение.
2 тип. Сознательно мать старается приспособиться к потребностям ребенка, но из-за напряженности и отсутствия непосредственности в общении с ребенком ее попытки часто безуспешны. Мать чаще доминирует, чем уступает.
3 тип. В основе материнства — чувство долга. В отношении с ребенком отсутствует интерес, теплота, спонтанность. Инструмент — жесткий контроль.
4 тип. Мать ведет себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка. Ее воспитательные воздействия непоследовательны и противоречивы.
По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка оказался 4-й стиль материнства, т.к. постоянная непредсказуемость материнских реакций лишала ребенка мира стабильности и провоцировала повышенную тревожность.
Е.Т. Соколова обращает внимание не только на типы родительского отношения, но считает, что они реализуются в диаде «родитель — ребенок», выделяя при этом следующие стили отношений:
— сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость. Мать побуждает ребенка к активности;
— изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями;
— соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности;
— псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).
Заслуживает внимания исследование А.Г. Лидерс и Е.Н. Спиревой о влиянии личности родителей на выбор стиля родительского отношения. Исследование показало, что экстравертированность мамы влечет за собой чрезмерность требований в воспитании, а также привносит тревожность в отношениях с ребенком.
Мамы, отличающиеся спонтанностью в действиях и поступках, будут потакать, максимально и некритически удовлетворять любые потребности ребенка, у таких мам меньше выражена фобия утраты ребенка.

У агрессивной мамы наблюдается ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, но в то же время агрессивная мама может потакать ребенку, удовлетворять все его запросы, в воспитании, а также предъявлять недостаточность запретов. Агрессивная мама непоследовательна, неустойчива в воспитательных приемах, с резкими переходами от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, к переходу от значительного внимания к эмоциональному отвержению ребенка. В семье агрессивной мамы часто наблюдается воспитательная конфронтация и внесение конфликта между супругами в отношения с ребенком.
Ригидная мама, субъективная в своих оценках, с инертностью установок и настойчивостью личности, склонная к педантизму, настороженной подозрительности очень требовательна в воспитании.
Интровертированная мама, замкнутая, обращенная в свой внутренний мир в воспитании ребенка предъявляет недостаточность требований, у нее наблюдается стремление к расширению родительских чувств, излишняя инфантилизация ребенка, воспитательная неуверенность и страх утраты ребенка. Для нее также характерна неразвитость родительских чувств и желание культивировать в ребенке, не зависимо от пола, женские черты.
Сензитивная, чувствительная, конформная, зависимая мама в воспитании ребенка будет контролировать, мелочно опекать, навязываться ребенку, ограничивать его самостоятельность. Чем мама чувствительнее, тем меньше наблюдается сотрудничества во взаимоотношениях у нее с ребенком, тем больше в воспитании наблюдается тревожность за ребенка.
А.И. Захаров обращает внимание на негативные личностные особенности матери, считая их главной причиной детских неврозов.
В связи с преобладанием тех или иных личностных особенностей матери, Захаров А.И. выделяет несколько психологических типов матерей, которые могут послужить основой формирования неврозов:
— «царевна Несмеяна», обеспокоенная мать, принципиальная, сдержанная в выражении чувств, неотзывчивая. Не признает детской непосредственности, любит делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки;
— «спящая красавица», погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой;
— «унтер Пришибеев», недостаточно чуткая, грубая, безапелляционная, во всем командует детьми, относится с недоверием к опыту, самостоятельности. Раздражительна, нетерпима к слабостям, использует физические наказания;
— «суматошная мать», эмоционально неустойчивая, противоречивая, в своем поведении руководствуется крайностями, эмоционально не сдержана;
— «наседка», тревожно-беспокойная, жертвенная натура, во взаимодействии с ребенком руководствуется принципом гиперопеки;
— «вечный ребенок», инфантильная, внушаемая, психологически незрелая, постоянно нуждается в поддержке и покровительстве, предпочитает сдать ребенка «на поруки» кому-либо.
Автор отмечает, что данные психологические портреты следует интерпретировать как дополняющие друг друга образы или тенденции в отношении матерей к детям.

Благодаря личностным особенностям матери реализуются те или иные стили семейного воспитания.
Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон в зависимости от особенностей личности матери выделяют типы семейного воспитания:
— спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как инструмент воспитания;
— экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка;
— «социальная» мать — для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы.
Таким образом, анализ научных исследований позволяет более четко определить специфику воспитательной функции матери и влияние личностных особенностей матери на развитие личности ребенка, личностные особенности матери являются основным условием формирования стиля родительского отношения к ребенку и типа семейных отношений.

Система личности
Теория личности
Структура личности
Проблема личности
Становление личности
Развитие личности


| | Вверх

Наверное, самая важная и сложная задача в жизни матери — это достойно воспитать своего ребёнка. Как часто мамы по незнанию допускают ошибки, которые порой невозможно исправить. Чему и как следует учить матерям своих детей?

Каждому ребёнку в любом возрасте нужно ощущать, что он кому-то принадлежит. Если у ребёнка хороший эмоциональный контакт с матерью, если он чувствует себя в безопасности и уверен, что о его нуждах позаботятся, у него разовьются стабильный характер и хорошие представления о себе самом. Эта истина была доказана целым рядом научных экспериментов. Доктор Гарри Харлоу изучает маленьких обезьянок, которых воспитывают куклы, сделанные из махровой ткани. В руки этих кукол вкладывают бутылочки с молоком для обезьяньих детёнышей. Хотя обезьянки получают хорошее питание, они не ощущают настоящей родительской любви и ласки, поскольку рядом с ними нет матерей, которые бы крепко обнимали их. Вырастая, эти обезьянки не способны спариваться и демонстрируют причудливые ужимки и манеры, похожие на те, что можно увидеть у людей с психическими расстройствами.

Семья — это первая школа ребёнка, а мама — его первая учительница. Ученик доверяет хорошей учительнице и не считает нужным всё время перепроверять получаемую от неё информацию или сомневаться в ней. Один из первых уроков, который нужно усвоить ребёнку, заключается в том, что он может полностью положиться на свою мать и доверять ей. Матери всегда следует выбирать тот урок, который она желает донести до сознания ребёнка, и она должна проявлять при этом ничуть не больше эмоций, чем учительница в классе. Однако не следует ругать ребёнка, что-то доказывать ему, пилить или наказывать его. Отношение матери к непослушному чаду можно выразить такой фразой: «Я слишком сильно тебя люблю, чтобы позволить тебе вести себя таким образом».

Одна из задач матери — следить за развитием способностей ребёнка. Перед ребёнком нужно ставить большие задачи, помня о том, что он живёт не просто для собственного удовольствия, но обязан использовать свои таланты и способности на благо общества.

Мать также несёт ответственность за физическое развитие ребёнка. Поскольку она планирует дневной рацион и готовит еду, ей нужно иметь элементарные знания в области здорового питания, физиологии и образа жизни. Когда все члены семьи отличаются хорошим здоровьем, это служит доказательством того, что мать хорошо справляется со своей работой семейного диетолога.

Наконец, мать обязана внушать ребёнку, что он сотворён по образу Божьему, и его долг — с Божьей помощью и по мере своих способностей наилучшим образом отражать этот образ.

Хотя роль матери важна, но роль жены в каком-то смысле ещё важнее. Жена, ставящая ребёнка выше мужа, скорее всего, добьётся того, что муж станет считать себя заброшенным, а неудовлетворённый муж может возненавидеть любого ребёнка, поскольку тот занимает первое место в жизни его жены. Когда женщины считают, что они, в первую очередь, жёны и только потом матери, тогда они обогащают собственную жизнь, а также жизнь своих мужей и детей.

Жене также нужно понять и другую фундаментальную истину: мужа нужно принимать таким, какой он есть, и не пытаться изменить его. Попытки изменить мужчину, как правило, оборачиваются нудным брюзжанием, создающим напряжённую обстановку в семье. Жене следует сосредоточиться на добрых качествах мужа, восхищаться им, высоко оценивать его физические, умственные и духовные качества. Говорите своему мужу, каким симпатичным, элегантным и замечательным он вам кажется. Будьте для него самой надёжной моральной опорой и сделайте дом приятным местом пребывания, тихой гаванью, в которой он может отдохнуть после треволнений рабочего дня. Так у мужчины будет больше желания проводить свободное время в семье. Мужчина при всём желании не может испытывать нежных чувств к женщине, которая постоянно критикует его или предлагает ему измениться.

Статья подготовлена по книге
Нэнси Ван Пелт «Искусство быть родителем»

Эта книга открывает читателю эффективные принципы общения с детьми всех возрастов, способствующие созданию доверительных отношений в семье. Родители, у которых найдётся время познакомиться с этими принципами, понять их и применять на практике, будут обильно вознаграждены, с удовольствием глядя на своих взрослеющих детей.

Заявки принимаются по бесплатному телефону: 8-800-100-54-12 (бесплатно для жителей РФ).

Газета «Сокрытое Сокровище» № 3 (215) март 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *