Ромеи и франки в антиохии

Александрия, Антиохия, Иерусалим и другие области

Вниманию читателей портала «Богослов.Ru» предлагается очередная (пятая) часть русского перевода трудов известного французского византиниста Флюзена Бернара. Настоящая публикация подготовлена преподавателем Московской духовной академии игуменом Дионисием (Шленовым) совместно с П. Кузенковым.

С VI в. и позднее восточные патриархи, хотя и не могли противостоять силе Константинополя, тем не менее играли важную роль в жизни Церкви. Александрия и Антиохия, не во всем согласные друг с другом, обе ослабли от разделений, возникших в результате христологических споров. Что касается новооснованного Иерусалимского патриархата, в котором оказалось больше единства, то он приобрел известность в силу расположения своей кафедры на Святой Земле.

Александрия

Александрийский «патриархат» выступил вполне организованным уже на Никейском соборе, который определил его юрисдикцию на основании того, что действовало и в прошлом: в нее вошли провинции Египта и две провинции Ливии. Его особенность состояла в том, что в нем не было ступени митрополитов. Архиепископ Александрийский назначал и поставлял епископов своего патриархата. Он созывал их на собор, оповещал в ежегодных посланиях о праздновании Пасхи и имел над ними непосредственную власть. Поэтому связь Египта со своим патриархом было очень сильна.

Епископ Александрии избирался и помазывался в своем городе, и особое чинопоследование, сопровождавшее его интронизацию, символизировало продолжение этого установления. С IV в. и в дальнейшем число епископов, подчинявшихся ему, достигло приблизительно ста. Более того, он имел некоторое влияние и за пределами империи, в Церквах эфиопов и химьяритов.

Широкий круг полномочий епископа и структура патриархата делали его могущественным и богатым. И, конечно, не следует забывать, что Александрия была одним из самых больших городов империи. Организация Церкви в ней имела определенные особенности: штат пресвитеров играл значительную роль, каждый его член, по крайней мере в IV в., исполнял служение в особой церкви. Способ распределения работ, которые выполняли клирики, напоминает тот, который соблюдался и в других Церквах. Александрийская Церковь располагала значительным штатом: группой из 500 или 600 параваланов, мирян, которые взяли на себя заботу о больных и которые по закону должны были подчиняться архиепископу.

Отстаивая свое апостольское происхождение, связывавшее город с Петром (поскольку Церковь основал Марк, ученик Петра), Александрия в IV в. находилась на втором месте во вселенской Церкви. Александрийские архиепископы с недоверием относились к усилению Константинопольской кафедры и, в союзе с Римом, пытались его остановить: святой Кирилл в борьбе против Нестория действовал как представитель святого папы Целестина. Александрийцы с большими затруднениями признали 28-е правило Халкидона: даже такой сторонник Халкидона, как патриарх Тимофей Салофакиол, высказал в связи с этим свои опасения.

Халкидонский собор, осудив Диоскора, обозначил переломный момент в истории египетской Церкви. Две Церкви пришли в столкновение друг с другом: одна защищала Халкидон, другая, которую можно назвать коптской или монофизитской, его отвергала и осталась верной христологии и преданиям, более понятным александрийцам.

Здесь мы можем выделить три периода. С 451 по 482 г., за исключением времени правления узурпатора Василиска (475-476), императорская власть старалась назначать в Александрию патриархов-сторонников Халкидона, но уже после смерти Маркиана (457) противники Халкидона поставили своего патриарха, Тимофея Элура. В зависимости от обстоятельств Александрийская Церковь управлялась или сторонником Халкидона (Протерий с 451 по 457 гг., Тимофей Салофакиол с 460 по 475 гг. и с 477 по 482 гг.), или монофизитом (Тимофей Элур с 457 по 460 гг. и снова с 475 по 477 гг., Петр Монг в 477 г и затем снова с 482 г. и позднее).

«Энотикон» открыл новый период: отвергавшие Халкидон патриархи законно занимали Александрийскую кафедру вплоть до 535 г. В этом году императрица Феодора смогла добиться избрания очередного патриарха-антихалкедонита Феодосия, который, однако, став жертвой разделений внутри монофизитской Церкви, не смог оставаться на патриаршем престоле, на который александрийцы возвели юлианиста (то есть последователя Юлиана Галикарнасского) афтартодокета Гаиана.

В эту эпоху императорская политика меняется радикальным образом, Юстиниан назначает в Александрию патриархов, выступающих в поддержку Халкидонского собора. Так же будут поступать и его преемники. Египет оказался разделен религиозным противостоянием.

Монофизиты делились на севириан (фтартолатры — сторонники учения о тленности Тела Христова во время Его земной жизни) и юлианистов (афтартодокеты — сторонники учения о нетленности Тела Христова с момента Боговоплощения), которые имели до конца VII в. своих собственных патриархов. Севириане являлись главной партией. Вначале ими управлял Феодосий, который нашел себе прибежище у Феодоры. Однако Феодосий отказался назначать епископов на вдовствующие кафедры.

После его смерти (566) наступил кризис, и только в 575 г. александрийским клирикам удалось избрать Петра IV, который восстановил коптскую иерархию, рукоположив за краткий срок своего служения в звании патриарха 70 епископов. Коптские патриархи непрестанно сменяли друг друга на Александрийской кафедре. Однако вплоть до арабского вторжения эта схизматическая церковь была вне закона.

Единственная официальная Церковь — та, которая поддерживала Халкидон, — удерживалась, однако, с трудом, ее существование зависело от поддержки императора. Тот факт, что Павел Тавеннисиот (537-540), так же как и многие его преемники, рукоположился в Константинополе до своего прибытия в Александрию, египтяне восприняли как унизительное новшество, знак зависимости защитников Халкидона от столицы.

Часто сталкиваясь с враждебно настроенным большинством, архиепископы-халкидониты не могли удержаться на кафедре, которую им приходилось отстаивать при помощи военной силы. Император для их поддержки предоставил значительные политические и военные силы. Данная тенденция достигла своего апогея при Ираклии, относительно патриарха Кира. Вскоре после арабского завоевания преемство патриархов Александрии, приверженцев Халкидона, прервалось и восстановилось только в VIII в.

Антиохия

Антиохийская Церковь своим устройством во многом отличалась от Александрийской . Ее привилегии, признанные Никейским собором, были неопределенны. Несомненно, в их числе право патриарха Антиохийского посвящать митрополитов епархий, которые входили в диоцез Восток, согласно его границам, установленным с IV в.

В IV в. Антиохия как выигрывала, так и страдала от присутствия там императоров. Несмотря на серьезные кризисные ситуации, которые она переживала в эпоху арианских споров, город сохранял высокий авторитет и в конце IV в.: Мелетий Антиохийский председательствовал на Константинопольском соборе (381 г.), позже два антиохийца, святой Иоанн Златоуст и затем Несторий, занимали Константинопольскую кафедру. Ослабленный христологическими спорами V в., Антиохийский патриархат претерпевал уменьшение своей юрисдикции: Церковь Кипра добилась на Эфесском соборе (431 г.) признания своей автономии, а Иерусалимский Патриархат, созданный на Халкидонском соборе (451 г.), отделил от Антиохии три епархии в Палестине. Но даже в усеченном виде Антиохийский патриархат включал 11 епархий, а его влияние было ощутимо в Церквах Персии и Грузии.

История институтов Антиохийского Патриархата недостаточно известна. Известно, как во время патриаршества Севира патриарх пользовался своей властью: собор из епископов Востока, периодически собиравшийся главой Церкви, назначал митрополитов, которые контролировали деятельность остальных епископов. При Севире патриаршая власть столкнулась с противостоянием митрополитов, защитников Халкидонского собора. Устройство Антиохийского патриархата (халкидонитского) постепенно развилось и стало многоступенчатыми, как подтверждает Notitia Antiochena .

Эта нотиция кратко представляет следующую организацию патриархата c 570 г.: «Вот кафедры, которые зависят от Антиохии Сирийской: 1 патриарх, 7 синкеллов, 2 простых (курсив наш. — Ред.) (λιτο?)… 4 автокефала, 12 митрополитов и 128 подчиненных им епископов, то есть всего 154».

Патриарх — это епископ или архиепископ Антиохии (Феуполя после 528 г.) и одновременно митрополит Сирии I. «12 митрополитов» — в девяти случаях епископы столиц провинций. В Финикии Ливанской церковная митрополия (Дамаск) отличалась от гражданской (Эмеса). Наконец, император Анастасий создал две дополнительные полноценные митрополии (Сергиуполь и Дара).

«Автокефалы» — это архиепископы Бейрута, Лаодикии, Эмесы и позднее Кира. 7 синкеллов — это все епископы Сирии I: епископы Антиохии справедливо желали дать почетные титулы своим подчиненным епископам, которые, возможно, играли особую роль в их совете. Под «двумя простыми» имеются в виду два архиепископа, обладавшие кафедрами в Финикии Ливанской, они выполняли функцию местоблюстителей патриарха.

Таким образом, хотя к списку из нотиции, включающему имена 128 епископов, следует относиться с осторожностью, поскольку в некоторых областях он менялся, остается непреложным фактом, что Антиохийский патриарх во второй половине VI в. мог созывать многих епископов: в 553 г. из 166 епископов, подписавшихся под актами второго Константинопольского собора, был 41 сириец во главе с патриархом Домном . Значит, халкидонитский Антиохийский патриархат — живая реальность. Однако он продолжал испытывать трудности со стороны монофизитства, и выступавшие на стороне Халкидона патриархи оказались еще в большей зависимости от Константинополя, где иногда совершалась их интронизация.

В середине VI в. зародилась «яковитская» Церковь: в течение многих веков одновременно существовали епископ-халкидонит (единственный, кто только признавался имперскими властями) и монофизитский епископ. Например, в Антиохии, где со времен Сергия из Теллы (приблизительно 557-561 гг.) было два патриарха: сторонник Халкидона и монофизит. Вторжение персов и подчинение им изменило положение: епископы-халкидониты были изгнаны, а яковитская Церковь получила признание.

В эту эпоху важный монофизитский патриарх Антиохии Афанасий Гаммала (595-631) укрепил свою власть: после отвоевания именно с ним вел переговоры император Ираклий. На место сторонника Халкидона святого патриарха Анастасиия II, мученически погибшего в 609 г., преемник был поставлен только в 639 г. Неудачные переговоры между Афанасием и Ираклием способствовали восстановлению этого прерванного преемства. В этот период разделения пришли арабы, способствовавшие его упрочению.

Иерусалим

Превращение Иерусалимской кафедры в патриарший престол произошло поздно. Епископ Элии Капитолины, маленького города Палестины I, который находился в зависимости от Кесарии, едва ли мог предположить, что ему удастся занять первенствующее место в Церкви, рядом с епископами гораздо более значительных городов империи. Однако при Константине Элия снова стала Иерусалимом. Более того, являясь Святым Градом и благодаря своему авторитету, она уже на Никейском соборе получила особые почести. Святой Ювеналий (422?-458), честолюбивый и деятельный епископ, c пользой использовал это особое положение . Еще при императоре Феодосии II он добился издания закона (сам закон не сохранился), согласно которому в его юрисдикцию стали входить не только три епархии Палестины, но и вся Аравия, а также Финикии I и II. На Эфесском соборе он встал на сторону святого Кирилла Александрийского и открыто выступил против епископа Антиохийского, теоретически от которого находился в зависимости. Святой Ювеналий претендовал на шесть епархий, которые он пытался отделить от Антиохии.

На втором Эфесском соборе, где он сопредседательствовал вместе со своим союзником Диоскором Александрийским, Ювеналий добился этого, о чем свидетельствует одно императорское послание, где он упоминается как архиепископ. Создание патриархии, включающей в себя Палестину, Финикию и Аравию, видимо, произошло в 450 г.

Однако после смерти Феодосия II и Халкидонского собора наступил переломный момент. В начале Халкидонского собора Ювеналий появился в качестве обвиняемого, но, поменяв лагерь, он восстановил свое положение и добился, после переговоров с Максимом Антиохийским, признания за ним юрисдикции патриаршего типа, ограниченной, однако, только тремя Палестинами. Собор подтвердил это состояние, которое больше не оспаривалось.

После 451 г. Ювеналию пришлось преодолеть серьезный кризис: переход в оппозицию на Халкидоне вызвал восстание монашеских кругов в Палестине. Монах Феодосий был избран епископом Иерусалимским и поставил в городах Палестины епископат, целиком враждебный собору. Ювеналий и епископы, занявшие сторону Халкидона, взошли на свои кафедры только при помощи войск. В течение последующего полувека Ювеналий и его преемники веля себя с умеренностью, избегая открытых выступлений за собор или против него .

В VI в. ситуация стала иной: побуждаемые монахами, уже со времени правления императора Анастасия, Иерусалимские патриархи защищали приверженцев Халкидонского собора. Они остались верными этому направлению, и Иерусалимский патриархат до VII в. был оплотом православия. Однако он претерпел некоторые испытания: в VI в. оригенизм сотрясает монашеские круги, а в начале VII в. Палестина, которую захватили персы, отторгается от империи на 15 лет.

В конце царствования Ираклия понадобилось некоторое время, чтобы на патриарший престол был избран преемник патриарха Модеста; церкви Палестины разделились на сторонников епископа Иоппийского Сергия, защищающего монофелитство, и последователей святого Софрония Иерусалимского, твердо выступавшего против христологии, которую поддерживали Сергий Константинопольский и Ираклий.

Кипр и Африка

Не все Церкви империи подчинялись какому-нибудь из пяти патриархатов. Восточный Иллирик, по крайней мере в некоторые периоды, обладал реальной независимостью. Кипр, за которым Эфесский собор признал, что его митрополит никогда не будет рукополагаться епископом Антиохийским, являлся автокефальной Церковью, и ее независимость, оказавшаяся в какой-то момент под угрозой при Зеноне, была сохранена. Наконец, к Церквам, которые вновь включил в империю Юстиниан, следует отнести Церкви Африки.

Эти Церкви входили в состав империи с начала 530 г., после отвоевания, до конца VII в.; они были созданы согласно новелле «Об Африканской Церкви» (De Africana Ecclesia) от 1 августа 535 г., в соответствии с которой собственность арианских церквей передавалась, по просьбе исповедующих православие епископов, православным. Организация Церквей в трех отвоеванных епархиях (Бизацена, Проконсульская Африка, Нумидия) при Юстиниане возвратилась в исходное состояние. Император не давал Карфагенской кафедре статус, высший митрополичьего: каждая епархия имела собственного первенствующего епископа, который избирался сообразно с имеющими силу обычаям. Несмотря на некоторые вторжения определенных пап, Африка, по всей видимости, не состояла под властью понтифика. В действительности Церкви трех африканских епархий сохраняли каждая свою независимость и единственной властью признавали власть императора, к которому обращались непосредственно.

Император возлагал управление епархией в Африке на многолюдное и преданное епископское собрание более, чем где бы то ни было еще , в то время как Церкви Африки, получая пользу от императорского покровительства, благоденствовали — как показывают археологические находки — и развивали миссионерскую деятельность среди африканского населения, которое не входило в состав империи (см. Lepelley, в находящейся в печати Antiquité tardive, «Nouvelle Clio»).

Выходные данные книги: Le Monde Byzantin I. L’Empire romain d’orient (330-641) / Sous la direction de Cécile Morrisson. Paris: Press Universitaires de France, 2004. P. 111-141 (Chap. 4. Bernard Flusin. Les structures de l’Église impériale). Русский перевод был выполнен с учетом новогреческого перевода: O Βυζαντιν?ς κ?σμος Ι. ? Ανατολικ? Ρωμαικ? Αυτοκρατορ?α (330-641). Αθ?ναι, εκδ?σεις ΠΟΛΙΣ, 2007. Σ. 193-224 (Κεφ. 4).

Антиохия

Из 16 древних городов под названием Антиохи́я (от имени Антиох) наиболее известна Антиохи́я-на-Оро́нте , (Антиохия-на-Дафне, Антиохия Великая ; др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου, Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ, Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город.

Антиохия была одной из столиц государства Селевкидов. Основана Селевком I Никатором на левом берегу реки Оронт (в настоящее время называется Аси) в 300 до н. э., во времена войн диадохов, после битвы при Ипсе.

Город делился на 4 квартала, каждый из которых был окружён отдельной стеной, а вместе они были обнесены ещё более высокой и укреплённой стеной. Находясь на перекрёстке караванных путей, Антиохия контролировала торговлю между Востоком и Западом. В годы расцвета в городе жило более 500 тыс. человек.

Позже Антиохия на небольшое время вошла в состав Армении, потом (с 64 до н. э.) стала резиденцией наместника римской провинции Сирия. Антиохия была третьим по величине городом Римской империи после Рима и Александрии. Во дворце Селевка жили Гней Помпей и Коммод, устроивший здесь Олимпийские игры.

Согласно Новому Завету, последователи Христа впервые начали называться христианами именно в Антиохии (Деян.11:26). Позже Антиохия стала называться колыбелью христианского богословия, с ней связана Антиохийская школа богословия. Здесь родился и начинал служение проповедника Иоанн Златоуст. В Антиохии находился центр одной из четырёх древнейших автокефальных церквей — Антиохийской церкви (после упадка города центр патриархата перенесён в Дамаск). Евангелист Лука, по сказаниям, сохранившимся у некоторых древних церковных писателей (Евсевия Кесар., Иеронима, Феофилакта, Евфимия Зигабена и др.), родился в Антиохии.

В VI—VII веках входила в состав Византии. Пострадавший от сильного землетрясения город в VI веке был завоёван и разрушен иранским шахом Хосровом I Ануширваном. Юстиниан I восстановил Антиохию.

После сокрушительного поражения византийской армии при Манцикерте в 1071 император Роман IV Диоген вынужден был в обмен на свободу отдать туркам-сельджукам Антиохию. Но окончательно город был ими завоёван только в 1084.

После долгой осады крестоносцы берут Антиохию в 1098 году; но не передают город Византии, а основывают здесь своё государство — Антиохийское княжество, существовавшее до 1268. После его уничтожения город потерял своё значение.

В настоящее время Антиохия представляет собой город Антакья, центр турецкого вилайета Хатай (с 1516 года).

Литература

· Bouchier Ed. S. A short history of Antioch: 300 B. C.-A. D. 1268. 1921.

· Downey G. A history of Antioch in Syria: from Seleucus to the Arab conquest. Princeton University Press, 1961.

· Wallace-Hadrill D. S. Christian Antioch: a study of early Christian thought in the East. 1982.

Акра • Алеппо • Антиохия • Аполлония • Аскалон • Афек • Бельвуар • Газа • Грот Тирона • Дор • Ибелин • Иерусалим • Йехиам • Кастель • Кейсария • Эль-Карак • Крак де Шевалье • Монреаль • Монфор • Сидон • Тиверия • Тир • Торон • Триполи • Турбессель • Хайфа • Эдесса • Яффа

У этого термина существуют и другие значения, см. Антиохия (значения).

Антиохия

др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη
арм. Անտոք

Страна

  • Турция
  • Римская республика
  • Римская империя
  • Византия

Координаты

36°12′ с. ш. 36°09′ в. д.HGЯOL

Основан

май 300 BCE

Современное состояние

Антакья

Антиохия

Медиафайлы на Викискладе

Тихе (Фортуна) города Антиохии. Римская копия с греческого оригинала I в. н. э. Галерея канделябров, Ватикан. Богиня увенчана крепостными стенами города, а у её ног плывёт юноша, символизирующий реку Оронт Антиохия на карте Турции

Из 16 древних городов под названием Антио́хия (от имени Антиох) наиболее известна Антио́хия-на-Оро́нте (др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου, Антиохия-на-Да́фне, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ, Антиохия Великая, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город. Один из центров христианства, именно здесь ученикам Христа впервые дано было имя «христиане» (Деян. 11:26).

Антиохия в древности

Антиохия была одной из столиц государства Селевкидов. Основана Селевком I Никатором на левом берегу реки Оронт (в настоящее время называется Аси) около 300 года до н. э., во времена войн диадохов, после битвы при Ипсе.

Город делился на 4 квартала, каждый из которых был окружён отдельной стеной, а вместе они были обнесены ещё более высокой и укреплённой стеной. Находясь на перекрёстке караванных путей, Антиохия контролировала торговлю между Востоком и Западом. В годы расцвета в городе жило более 500 тыс. человек. За век мужское население города достигло 6 тыс. людей.

Позже Антиохия ненадолго вошла в состав Великой Армении, потом (с 64 года до н. э.) стала резиденцией наместника римской провинции Сирия. Антиохия была четвёртым по величине городом Римской империи после Рима, Эфеса и Александрии, вторым по величине городом в Восточной Римской империи и Византийской империи. Во дворце Селевка жили Гней Помпей и Коммод, устроивший здесь Олимпийские игры.

Согласно Новому Завету, последователи Христа впервые начали называться христианами именно в Антиохии (Деян. 11:26). Позже Антиохия стали называть колыбелью христианского богословия, с ней связана Антиохийская школа богословия. Здесь родился и начинал служение проповедник Иоанн Златоуст. В Антиохии находился центр одной из четырёх древнейших автокефальных церквей — Антиохийской церкви (после упадка города административный центр патриархата перенесён в Дамаск). Евангелист Лука, по сказаниям, сохранившимся у некоторых древних церковных писателей (Евсевия Кесарийского, Иеронима Стридонского, Феофилакта, Евфимия Зигабена и др.), родился в Антиохии.

Под властью Византии

В IV—VII веках Антиохия входила в состав Византии. В течение второй половины IV века Антиохия приобрела роль крупнейшего культурного и интеллектуального центра римско-византийского Востока. Здесь процветала риторическая школа Либания, одним из воспитанников которой стал св. Иоанн Златоуст. С Антиохией был связан происхождением крупнейший позднеримский историк Аммиан Марцеллин. Посетив Антиохию перед Персидским походом, император Юлиан убедился в тщетности усилий по возрождению традиционного язычества. Здесь же жил и работал автор «Хронографии» от Сотворения мира до Юстиниана Иоанн Малала (VI в.). В городе существовала интенсивная муниципальная жизнь, конкурировали местные «партии цирка», продолжали устраиваться конские ристания и другие зрелища. Здесь были воздвигнуты величественные христианские храмы, в том числе «Великая церковь», освященная в 341 г., а также храм св. Феклы, мартирий мученика Вавилы и др. В пригородном районе Дафны были построены многочисленные виллы богатых горожан, украшенные великолепными мозаиками. Преобладало грекоязычное население, имевшее муниципальную организацию, но в городе проживали также и сирийцы. В ранневизантийское время в городе часто случались разрушительные природные стихийные бедствия (528 г. и др.). Пострадавший от сильного землетрясения город в VI веке был на короткое время завоёван и разрушен иранским шахом Хосровом I Ануширваном. Юстиниан I восстановил Антиохию. В начале VII в. в ходе византийско-иранских войн персы также захватывали город. В 637 г. Антиохия была на длительное время захвачена арабами-мусульманами.

В составе халифата

Армия Праведного халифата захватила город в 637 году после Битвы у железного моста (англ.)русск.. Город получил арабское имя Антакья (араб. أنطاكيّة‎). Омейяды не смогли продолжить наступление через Анатолийское плато, и город оказался на границе двух враждующих империй. Из-за этого он пришёл в упадок. Владычество мусульман продолжилось более 330 лет.

Вновь в составе Византии

Основная статья: Антиохия (фема)Взятие Антиохии в 969 году

В период великих восточных походов императора Никифора II Фоки Антиохия была возвращена в состав Византии. Для осады величайшего из христианских городов император Никифор II основал замок Баграс, лично заложив основания крепости в 968 г. В следующем, 969 г., в отсутствие самого императора, Антиохия была взята византийской армией Петра Евнуха и Михаила Вурцы.

Вскоре Антиохия стала центром фемы во главе с дукой, который возглавлял войска империи в северной Сирии и Киликии.

Период второго византийского правления в Антиохии и северной Сирии (969—1084 гг.) был сопряжён с массовым притоком христианского населения — грекоязычных ромеев, арабоязычных мелькитов, армян; рядом репрессий против сиро-яковитов; литургической византинизацией Антиохийской Церкви; чередой кампаний византийских императоров и наместников против мусульманских твердынь западной Сирии — Алеппо, Апамеи, Арки, Триполи. Восстановив своё господство над Антиохией, ромеи начали крупномасштабное строительство в черте города. Стараниями византийских василевсов был перестроен и заново украшен кафедральный собор Св. Петра (церковь Кассиана) и патриархия, возведены новые церкви (такие как базилика Св. Георгия, церковь Св. Луки, церковь Св. Иоанна Златоуста), а на почти пятисотметровой горе Сильп византийские зодчие воздвигли неприступную цитадель Антиохии. В этот же период были основаны новые монастыри близ Антиохии, такие как монастырь Пресвятой Богородицы Джараджима на горе Аль-Луккам («Дивной горы» у гавани Св. Симеона), Лавра Св. Илии Пророка у морского берега на северных склонах Аманоса, монастырь Бетиас меж Оронтом и Антиохией, и т. д. Этот период может по праву считаться и золотым веком для грузинского монашества на территории Антиохийского Патриархата; иверийскими иноками, приходившими служить на земли своей Матери-Церкви, были основаны многочисленные обители, такие как монастырь Пресвятой Богородицы Калипос, Касталия, Твали, Цхарота и т. д..

В период арабского, византийского и франкского правления, кафедральным собором Антиохии был собор Св. Апостола Петра, также известный как «церковь Кассиана» или «Аль-Кусиан». Собор был местом интронизации и погребения антиохийских патриархов и франко-нормандских князей, хранилищем основных антиохийских реликвий (кафедры и цепей Апостола Петра, жезла св. Иоанна Златоуста, части главы Иоанна Предтечи), центром патриархии, патриаршей школы и патриаршего госпиталя. Другим почитаемым храмом была круглая церковь Пресвятой Богородицы, воздвигнутая Юстинианом I Великим в VI в. Эта церковь была столь почитаемой, что ее утварь и убранство не тронули даже турки-сельджуки (в 1084-1098 гг.). Так, богородичная церковь Юстиниана была единственным антиохийским храмом, представшим перед крестоносцами в своем исконном, византийском блеске. Все церкви были уничтожены мамлюками во время разорения города в мае 1268 г.

После сокрушительного поражения византийской армии при Манцикерте в 1071 году император Роман IV Диоген вынужден был в обмен на свободу отдать Антиохию туркам-сельджукам. Однако в городе оставался византийский гарнизон и наместник. В 1076 году город переходит под власть Филарета Варажнуни. 12 декабря 1084 года город был захвачен Румским султаном Сулейманом ибн Кутлумышем (цитадель города сдалась месяц спустя). Затем Антиохия перешла под власть Мелик-шаха, который назначил туда своего наместника.

Антиохийское княжество

Стены Антиохии во времена крестоносцев

После долгой осады крестоносцы взяли Антиохию в 1098 году; но не передали город Византии, а основали здесь своё государство — Антиохийское княжество, существовавшее до 1268 года. Князем Антиохии стал Боэмунд Тарентский. После уничтожения Антиохийского княжества мамлюкским султаном Бейбарсом город потерял своё значение.

Княжество Антиохия было третьим по величине по сравнению с другими государствами крестоносцев в Леванте (ему уступало только графство Триполи). Княжество занимало северо-восточное побережье Средиземного моря, гранича с Киликийским царством и графством Эдесским на севере и с графством Триполи на юге. В XIII веке его население составляло около 30 000 человек и состояло преимущественно из православных греков и армян. Кроме того, за пределами города существовало некоторое количество мусульманских общин. Подавляющее большинство крестоносцев, поселившихся в Антиохии, были родом из Нормандии и южной Италии.

> Современность

В настоящее время Антиохия представляет собой город Антакья, центр турецкого вилайета Хатай (с 1516 года).

> См. также

  • Антиохия Заяксартская

Примечания

  1. GeoNames — 2005.
  2. Агеенко Ф. Л. Антиохия // Словарь собственных имён русского языка. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2010.
  3. Юрьева А.Ю. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. — М.: Litres, 2013.
  4. «…Within a century the male nucleus of the population is said to have comprised 6,000 men» Christian Antioch — A Study of Early Christian Thought in the East, page 1. Cambridge University Press
  5. Glanville Downey. Ancient Antioch. — Princeton University Press, 1963. — P. 67—69.
  6. Брюн С. П. Ромеи и франки в Антиохии, Сирии и Киликии XI—XIII вв. — М.: Маска, 2015. — Том I. — гл. 3, С. 143—215
  7. Sergei Brun. Исчезнувшие храмы Антиохии Великой. Опыт реконструкции памятника по письменным свидетельствам (The Destroyed Churches of Antioch. Reconstructing Lost Monuments through Narrative Sources) // Панорама искусств. — 2017. — С. 101-121. (англ.).
  8. Ришар, Жан. Латино-Иерусалимское королевство. — С. 41—43.
  9. Grousset, René. L’Empire du Levant, Histoire de la Question d’Orient. — Paris: Payot, 1949. — 648 p. — ISBN 2-228-12530-X.
  10. Вильгельм Тирский. История деяний в заморских землях.

Литература

  • Никифор Вриенний Исторические записки (976—1087) (недоступная ссылка)
  • Смбат Спарапет. Летопись / Пер. с древнеармянского; предисл. и примеч. А. Г. Галстяна. Ереван: Айастан, 1974.
  • Брюн С. П.. Ромеи и франки в Антиохии, Сирии и Киликии XI—XIII в. М.: Маска, 2015. Том I—II.
  • Степаненко В. П. Государство Филарета Варажнуни (1071—1084/86 гг.) // Античная древность и средние века. Свердловск, 1975. Вып. 12. С. 86—103.
  • Степаненко В. П. К датировке печати Тавтука, проедра и катепана Самосаты // Античная древность и средние века. 1995. Вып. 27. С. 58—62.
  • Яхья Антиохийский Летопись (извлечения)
  • Bouchier Ed. S. A short history of Antioch: 300 B. C.-A. D. 1268. 1921.
  • Downey G. A history of Antioch in Syria: from Seleucus to the Arab conquest (недоступная ссылка). Princeton University Press, 1961.
  • Downey G. Ancient Antioch. Norman, 1963.
  • Liebeschuetz J. H. W. G. Antioch: City and Imperial Administration in the Later Roman Empire. Oxf., 1972.
  • Wallace-Hadrill D. S. Christian Antioch: a study of early Christian thought in the East. 1982.
  • Cribiore R. The School of Libanius in Late Antique Antioch. Princeton: Princeton University Press, 2007.
  • Курбатов Г. Л. Основные проблемы внутреннего развития византийского города: (Антиохия в IV в.). Л., 1971.
  • Antioch-on-the-Orontes: The Excavations. L.; Princeton, 1934—1972. Vol. 1-5.

Ссылки

  • Антиохия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Библейская энциклопедия

Антиохия (противонесущий, противостоящий) (Деян. XI, 26). – Город означенного наименования долгое время был столицей Сирии и основан за 300 лет до Р. X. Селевком Никатором и был назван Антиохией, по имени Антиоха, отца его. Расположенный на берегах Оронта, почти на равном расстоянии от Константинополя и Александрии, город считался некогда весьма богатым и коммерческим. Жители его пользовались особенными гражданскими преимуществами, и он занимал третье место в ряду городов римских провинций. Красота и прекрасные гигиенические условия города, среди текущих потоков и кипарисовых рощ, были беспримерны. Вблизи находилась знаменитая лавровая роща Дафны с храмом Дианы и Аполлона. В нем проповедовали Павел и Варнава, и здесь в первый раз ученикам Христовым было дано имя христиан, в виде ли то порицания или просто в виде отличительного названия от прочих лиц, нам неизвестно. То же наименование встречается и в кн. Деян. XXVI, 28 и в I Петр. IV, 16. Галилеяне, или назореи, были прозвищем порицательным, но наименование христианин просто означало последователей Христа, или Мессии. В церкви Антиохийской был и св. ап. Петр (Гал. II, 11). Впоследствии были здесь знаменитые пастыри и учители церкви, каковы, напр., св. Игнатий Богоносец, св. Мелетий архиепископ, св. Иоанн Златоуст и др. Никакой город, по всей вероятности, не потерпел столько от различных бедствий, как Антиохия. Он был осаждаем и разграбляем по крайней мере пятнадцать раз; и однажды при взятии оного неприятелем 117 000 человек были убиты или взяты в плен; три раза он был посещаем голодом, дважды – огнем, один раз – моровой язвой, четырежды – землетрясением, от одного из которых, как полагают, погибло 25000 человек. Эти посещения гнева Божия за грехи и идолопоклонство жителей Антиохии задолго еще до нашего времени привели город в окончательный упадок и разрушение. Блестящие здания уступили место бедным хижинам; народонаселение, доходившее до 50 тысяч человек, в настоящее время считается только в 10 тыс. чел. В 1822 г. землетрясение окончательно разрушило даже развалины древней Антиохии, так что о ней можно сказать со всей силой буквальной истины, что все касающееся величественной некогда Антиохии теперь безвозвратно миновало и исчезло, как тень или как сон. Новейшая Антиохия называется теперь Антакия; расположена в 20 англ. милях к востоку от Средиземного моря. Большая часть домов Антиохии, представляющих собою жалкий и бедный вид, построена из глины и соломы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *