Рождественские рассказы для детей

Лучшие Рождественские рассказы

«Есть праздники, которые имеют свой запах. На Пасху, Троицу и на Рождество в воздухе пахнет чем-то особенным. Даже неверующие любят эти праздники. Мой брат, например, толкует, что Бога нет, а на Пасху первый бежит к заутрене» (А. П. Чехов, рассказ «На пути»).

Православное Рождество уже на пороге! С празднованием этого светлого дня (и даже нескольких – Святок) связано множество интересных традиций. На Руси было принято посвящать этот период служению ближнему, делам милосердия. Всем известна традиция колядования – исполнения песнопений в честь родившегося Христа. Зимние праздничные дни вдохновляли многих писателей на создание волшебных рождественских произведений.

Существует даже особый жанр святочного рассказа. Сюжеты в нем очень близки друг другу: часто герои рождественских произведений оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Святочные рассказы проникнуты светом, надеждой, и лишь немногие из них имеют грустный финал. Особенно часто рождественские рассказы посвящены торжеству милосердия, сострадания и любви.

Специально для вас, дорогие читательницы, мы подготовили подборку самых лучших рождественских рассказов как русских, так и зарубежных писателей. Читайте и наслаждайтесь, пусть праздничное настроение продлится дольше!

«Дары волхвов», О. Генри

Известный многим рассказ о жертвенной любви, которая для счастья ближнего отдаст последнее. Рассказ о трепетных чувствах, который не может не удивлять и не восхищать. В финале автор иронически замечает: «А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами». Но автор не оправдывается, он лишь подтверждает, что дары его героев были важнее даров волхвов: «Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы». Как говорил Иосиф Бродский, «в Рождество все немного волхвы».

«Николка», Евгений Поселянин

Сюжет этого святочного рассказа очень прост. Мачеха под Рождество очень подло поступила со своим пасынком, он должен был погибнуть. На рождественской службе женщина испытывает запоздалое раскаяние. Но в светлую праздничную ночь совершается чудо…

Кстати, у Евгения Поселянина дивные воспоминания о детском переживании Рождества – «Святочные дни». Читаешь – и погружаешься в дореволюционную атмосферу дворянских усадеб, детства и радости.

«Рождественская песнь в прозе», Чарльз Диккенс

Произведение Диккенса – история настоящего духовного перерождения человека. Главный герой, Скрудж, был скрягой, стал милосердным благотворителем, из волка-одиночки превратился в общительного и дружелюбного человека. А помогли такой перемене духи, прилетевшие к нему и показавшие его возможное будущее. Наблюдая разные ситуации из своего прошлого и будущего, герой ощутил раскаяние за свою неправильно прожитую жизнь.

«Мальчик у Христа на елке», Ф. М. Достоевский

Трогательный рассказ с грустным (и радостным одновременно) финалом. Я сомневаюсь, стоит ли его читать детям, особенно чувствительным. Но взрослым – пожалуй, стоит. Зачем? Я бы ответила словами Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Достоевский внес его в «Дневник писателя» и сам удивлялся, как эта история вышла из-под его пера. И подсказывает автору его писательская интуиция, что такое очень даже могло случиться на самом деле. Подобный трагический рассказ есть и у главного грустного сказочника всех времен Г. Х. Андерсена – «Девочка со спичками».

«Дары младенца Христа», Джордж Макдональд

История одной молодой семьи, переживающей нелегкие времена во взаимоотношениях, трудности с няней, отчуждение от дочери. Последняя – тонко чувствующая одинокая девочка Софи (или Фоси). Именно через нее вернулись в дом радость и свет. В рассказе подчеркивается: главные дары Христа – это не подарки под елкой, а любовь, мир и взаимопонимание.

«Рождественское письмо», Иван Ильин

Я бы назвала это коротенькое произведение, составленное из двух писем матери и сына, настоящим гимном любви. Именно она, безусловная любовь, проходит красной нитью через все произведение и является его основной темой. Именно это состояние противостоит одиночеству и побеждает его.

«Кто любит, у того сердце цветет и благоухает; и он дарит свою любовь совсем так, как цветок свой запах. Но тогда он и не одинок, потому что сердце его у того, кого он любит: он думает о нем, заботится о нем, радуется его радостью и страдает его страданиями. У него и времени нет, чтобы почувствовать себя одиноким или размышлять о том, одинок он или нет. В любви человек забывает себя; он живет с другими, он живет в других. А это и есть счастье».

Рождество – это ведь праздник преодоления одиночества и отчуждения, это день явления Любви…

«Бог в пещере», Гилберт Честертон

Мы привыкли воспринимать Честертона в первую очередь как автора детективов об отце Брауне. Но он писал в разных жанрах: его перу принадлежат несколько сотен стихотворений, 200 рассказов, 4000 эссе, ряд пьес, романы «Человек, который был Четвергом», «Шар и Крест», «Перелетный кабак» и многое другое. Также Честертон был прекрасным публицистом и глубоким мыслителем. В частности, его эссе «Бог в пещере» – попытка осмысления событий двухтысячелетней давности. Рекомендую людям с философским складом ума.

«Серебряная метель», Василий Никифоров-Волгин

Никифоров-Волгин в своем творчестве удивительно тонко показывает мир детской веры. Его рассказы насквозь пронизаны праздничной атмосферой. Так, в рассказе «Серебряная метель» он с трепетом и любовью показывает мальчика с его рвением к благочестию, с одной стороны, и с озорством и шалостями – с другой. Чего стоит одна меткая фраза рассказа: «В эти дни ничего не хочется земного, а в особенности школы»!

«Святая ночь», Сельма Лагерлёф

Рассказ Сельмы Лагерлёф продолжает тему детства.

Бабушка рассказывает внучке интересную легенду о Рождестве. Она не является в строгом смысле канонической, но зато отражает непосредственность народной веры. Это удивительная история о милосердии и о том, как «чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной».

«Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Под Рождество обидели», Николай Лесков

Эти три рассказа поразили меня до глубины души, поэтому трудно было выбрать из них самый лучший. Я открыла для себя Лескова с какой-то неожиданной стороны. У этих произведений автора есть общие черты. Это и увлекательный сюжет, и общие идеи милосердия, прощения и совершения добрых дел. Примеры героев из этих произведений удивляют, вызывают восхищение и желание подражать.

«Читатель! будь ласков: вмешайся и ты в нашу историю, вспомяни, чему тебя учил сегодняшний Новорожденный: наказать или помиловать?.. Но ты разберись, пожалуйста, сегодня с этим хорошенечко: обдумай – с кем ты выбираешь быть: с законниками ли разноглагольного закона или с Тем, Который дал тебе «глаголы вечной жизни»… Подумай! Это очень стоит твоего раздумья, и выбор тебе не труден… Не бойся показаться смешным и глупым, если ты поступишь по правилу Того, Который сказал тебе: «Прости обидчику и приобрети себе в нем брата своего» (Н. С. Лесков, «Под Рождество обидели»).

Во многих романах есть главы, посвященные Рождеству, например, в «Неугасимой лампаде» Б. Ширяева, «Кондуите и Швамбрании» Л. Кассиля, «В круге первом» А. Солженицына, «Лете Господнем» И. С. Шмелева.

Святочный рассказ при всей своей кажущейся наивности, сказочности и необычайности во все времена был любим взрослыми. Может, потому что рождественские рассказы – в первую очередь о добре, о вере в чудо и в возможность духовного перерождения человека?

Рождество – действительно праздник детской веры в чудо… Множество святочных рассказов посвящено описанию этой чистой радости детства. Приведу чудесные слова из одного из них: «Великий праздник Рождества, окруженный духовной поэзией, особенно понятен и близок ребенку… Родился Божественный Младенец, и Ему хвала, слава и почести мира. Все ликовало и радовалось. И в память Святого Младенца в эти дни светлых воспоминаний все дети должны веселиться и радоваться. Это их день, праздник невинного, чистого детства…» (Клавдия Лукашевич, «Рождественский праздник»).

P.S. При подготовке этой подборки я прочитала очень много святочных рассказов, но, конечно, не все, которые есть на свете. Выбирала я по своему вкусу те, которые показались наиболее увлекательными, художественно выразительными. Предпочтение отдавалось малоизвестным произведениям, поэтому, например, в списке нет «Ночи перед Рождеством» Н. Гоголя или гофмановского «Щелкунчика».

А какие у вас любимые рождественские произведения, дорогие матроны?

Евгения Новосельцева

Матроны.Ru

Читать онлайн «Рождественские рассказы»

Константин Победоносцев

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Рождество Христово и святая Пасха — праздники, по преимуществу, детские, и в них как будто исполняется сила слов Христовых: «Аще не будете яко дети, не имате внити в царствие Божие». Прочие праздники не столь доступны детскому разумению, и любезны для детей более по внешней обстановке, нежели по внутреннему значению…

Однако же и из двух названных больших праздников — дитя скорее поймет и примет простым чувством Рождество Христово.

Как счастлив ребенок, которому удавалось слышать от благочестивой матери простые рассказы о Рождестве Христа Спасителя! Как счастлива и мать, которая, рассказывая святую и трогательную повесть, встречала живое любопытство и сочувствие в своем ребенке, и сама слышала от него вопросы, в коих детская фантазия так любит разыгрываться, и, вдохновляясь этими вопросами, спешила передавать своему дитяти собственное благочестивое чувство. Для детского воображения так много привлекательного в этом рассказе.

Тихая ночь над полями палестинскими — уединенный вертеп — ясли, обставленные теми домашними животными, которые знакомы ребенку по первым впечатлениям памяти, — в яслях повитый Младенец и над Ним кроткая, любящая мать с задумчивым взором и с ясною улыбкой материнского счастья — три великолепных царя, идущих за звездою к убогому вертепу с дарами — и вдали на поле пастухи посреди своего стада, внимающие радостной вести Ангела и таинственному хору сил небесных. Потом злодей Ирод, преследующий невинного Младенца; избиение младенцев в Вифлееме — потом путешествие святого семейства в Египет — сколько во всем этом жизни и действия, сколько интереса для ребенка!

Старая и никогда не стареющая повесть! Как она была привлекательна для детского слуха, и как скоро сживалось с нею детское понятие! Оттого-то, лишь только приведешь себе на память эту простую повесть, воскресает в душе целый мир, воскресает все давно прошедшее детство с его обстановкою, со всеми лицами, окружавшими его, со всеми радостями его, возвращается в душу то же таинственное ожидание чего-то, которое всегда бывало перед праздником. Что было бы с нами, если бы не было в жизни таких минут детского восторга!

Таков вечер перед Рождеством: вернулся я от всенощной и сижу дома в той же комнате, в которой прошло все мое детство; на том же месте, где стояла колыбель моя, потом моя детская постелька, — стоит теперь мое кресло перед письменным столом. Вот окно, у которого сиживала старуха няня и уговаривала ложиться спать, тогда как спать не хотелось, потому что в душе было волнение — ожидание чего-то радостного, чего-то торжественного на утро. То не было ожидание подарков — нет, — чуялось душе точно, что завтра будет день необыкновенный, светлый, радостный, и что-то великое совершаться будет. Бывало, ляжешь, а колокол разбудит тебя перед заутреней, и няня, вставшая, чтобы идти в церковь, опять должна уговаривать ребенка, чтобы заснуть.

Боже! Это же ожидание детских дней ощущаю я в себе и теперь… Как все во мне тихо, как все во мне торжественно! Как все во мне дышит чувством прежних лет, — и с какою духовною алчностью ожидаю я торжественного утра. Это чувство — драгоценнейший дар неба, посылаемый среди мирского шума и суеты взрослым людям, чтобы они живо вспомнили то время, когда были детьми, следовательно, были ближе к Богу и непосредственнее чем когда-либо принимали от Него жизнь, свет, день, пищу, радость, любовь — и все, чем красен для человека мир Божий.

Но это ожидание — радости великой и великого торжества — у ребенка никогда не обманывалось. У ребенка минута ожидания так сливалась с минутою наслаждения и удовлетворения, что не было возможности уловить переход или середину. Ребенок просыпался утром — и непременно находил то, о чем думал вечером, встречал наяву то, о чем говорили ему детские сны: существенность для ребенка — не то же ли, что сон; сон его не то же ли, что существенность? Ребенок утром просыпался окруженный теми же благами жизни детской, которые бессознательно принимал каждый день, — только, освещенные праздничным светом, лица, его окружавшие, были веселее, ласки живее, игры одушевленнее. Чего же более для ребенка? Ребенок не жалел на утро о том, чего ожидал вечером: как было бессознательно вчерашнее ожидание, так и утреннее наслаждение было бессознательно…

О великая таинственная ночь! О, светлое, торжественное утро! Если забуду тебя, если останусь равнодушен к тебе, если перестану слышать те речи и словеса, коих гласы слышатся в тебе всякой душе верующей, — стало быть я забуду свое детство, свою жизнь и самую вечность… ибо что иное вечность блаженная, как не вечная радость младенца перед лицом Божиим!

5 рождественских рассказов, от которых подростки не заскучают

28 ноября у православных христиан начался свой путь к Рождеству. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой» и нашим Рождественским онлайн-календарем.

Каждый день «Фома» создает для вас праздничное настроение: один день — один сюрприз.

Сегодня мы дарим Вам пять рассказов для подростков, от которых те не заскучают. И очень хорошо, если потом, после прочтения, вы сможете обсудить эти рассказы со своими детьми.

***

Жанр рождественского (святочного) рассказа существует уже без малого двести лет как в европейской, так и в русской литературе. Какому читателю эти рассказы адресованы, детям или взрослым? В XIX веке, особенно в первой его половине, так вопрос не стоял, само разделение литературы на «взрослую» и «детскую» еще не произошло. Но в XX веке стало общим местом, что рождественские рассказы — это для детей, что взрослые уже выросли из такого формата. Разумеется, далеко не все с этим соглашались, и есть немало святочных рассказов, написанных в расчете на взрослую аудиторию.

А подростки? Они вроде бы выпадают и в том, и в другом случае. Они уже не дети, которые горячо и искренне воспримут светлую добрую сказку о рождественском ангеле, о чудесах с подарками, о спасенных в рождественскую ночь кошечке или собачке. Но они еще и не взрослые, способные понять тонкости супружеских отношений, внутриличностные конфликты и так далее… словом, то, что во «взрослых» святочных рассказах составляет ткань повествования. Получается, этот жанр — совсем не для них?

Нет, не получается. Вполне можно найти такие рождественские рассказы, которые подростки прочтут с интересом. Рассказы эти могут быть и классическими, и современными, в них вовсе не обязательно могут напрямую звучать религиозные мотивы, но главное, что их объединяет — это чудо, так или иначе связанное с Рождеством. Не обязательно это внешнее, материальное чудо — но обязательно, что это чудо преображения человеческой души.

Николай Лесков, «Христос в гостях у мужика»

Это классический, очень известный святочный рассказ, написанный в 1881 году. Главная его тема — чудо, случившееся с богатым сибирским купцом Тимофеем. Жизнь его сложилась непросто, он рос под опекой своего дяди, с которым в юности поссорился: дядя его жестоко и несправедливо оскорбил, унизил. Не стерпев оскорбления, Тимофей ударил дядю «оружием» (подробностей не приводится), был вполне справедливо осужден и приговорен к ссылке в Сибирь. Там он удачно социализировался, разбогател, женился… то есть на внешнем плане все у него было хорошо. Но в душе его жила обида на дядю, и Тимофей, человек глубоко верующий, тем не менее пребывал в тяжелом расположении духа. Чудо, случившееся с ним в Рождественскую ночь, преобразило его душу — он сумел простить дядю и обрел в итоге мир в душе.

Предлагая этот рассказ подросткам, надо подчеркнуть, что антураж его совершенно несовременный, но тема — вечная. И в наши дни так же тяжело простить обидевшего тебя, как и 150 лет назад. Но если не прощать — то и жизни настоящей у тебя не будет.

ЧИТАТЬ РАССКАЗ

Наталья Ключарёва, «Юркино рождество»

Этот современный рассказ, написанный известной писательницей, лауреатом многих литературных премий, впервые был опубликован в 2009 году в январском номере журнала «Фома» и вызвал оживленные споры читателей. По внешним признакам — это жесткая социальная проза. Родители главного героя, мальчика Юрки, спиваются, и в какой-то момент он понимает: они не только себе жизнь сломали, но и ему могут сломать. Юрка ожесточается, выгоняет родителей из дома и начинает жить самостоятельно, находит источники заработка… Проходят годы, Юрка вырастает, становится взрослым — и случайно встречает на улице свою мать. Спившуюся, опустившуюся бомжиху. И вот тут-то в сердце Юрки и происходит рождество — с маленькой буквы, но все-таки. Он устраивает ее в больницу, начинает о ней заботиться — причем мать его не узнает, считает совсем другим человеком, жалуется ему на своего бессердечного сына…

Что здесь важно, на что обратить внимание? На то, что Господь может совершить чудо совсем не там, где этого ждут, и совсем не так, как его ждут. И главное чудо — в изменении души, которая, казалось бы, зачерствела, в которой, казалось бы, уже нечему меняться. Это жесткий рассказ, в нем нет хеппи-энда, но его финал воспринимается светлым, если смотреть глазами христианина.

ЧИТАТЬ РАССКАЗ

Виталий Каплан, «Звездою учахуся»

Это тоже относительно современный рассказ, написанный в 2003 году и впервые опубликованный в журнале «Фома» в декабре 2004 года. И, как и в случае «Юркиного рождества», здесь рождественское чудо происходит в довольно жестких декорациях. Главный герой, пожилой учитель физики Михаил Николаевич, оказывается в жуткой ситуации — трое бандитов, куражась, ставят над ним «богословский эксперимент»: раздевают на морозе, привязывают к дереву… чтобы проверить, есть ли Бог. «Не боись, мы тебя гвоздями прибивать не будем. Так повиси. А мы поедем. Ты же веришь в Него? Ты ж Его любишь? Ну вот Он тебя и выручит. Типа огненная колесница, или ангелы… как там у вас полагается? А если нет… значит, и бога никакого нет…» — говорит самый отмороженный из этих бандитов. И Бог действительно вмешивается, но совсем не так, как этого ждали (а вернее, совсем не ждали) отморозки. Здесь происходит чудо преображения человеческой души, преображения мгновенного — как это случилось с «благоразумным разбойником», которому Господь на кресте обещал: «ныне же будешь со Мною в раю».

Обсуждая этот рассказ с детьми, стоит обратить внимание на такую вещь, как Промысл Божий, на то, как неожиданно Господь может соединять человеческие судьбы, как то, что сперва кажется тебе бедой, посылается на самом деле для того, чтобы спасти не только тебя, но и тех, кто связан с тобой невидимыми для тебя цепочками причин и следствий. А еще это — о том, что если ты христианин, то должен быть верным ему даже если это грозит тебе смертью. Такие ситуации в обыденной жизни возникают очень редко, но если уж они случаются, то не должны заставать нас врасплох.

ЧИТАТЬ РАССКАЗ

Сергей Лукьяненко, «Девочка с китайскими зажигалками»

Этот рассказ известного российского писателя-фантаста написан в 2002 году и выглядит для святочного рассказа очень неожиданно. Прежде всего потому, что это фантастический рассказ, причем перед нами классическая научная фантастика — то есть никакой мистики, просто в будущем люди изобрели машину времени и могут перемещаться в самые разные эпохи. Здесь много свойственного большинству произведений Лукьяненко тонкой иронии, здесь нет явной религиозной атрибутики. Да, дело происходит в Рождественскую ночь. И да, в эту ночь случается чудо — но состоит оно вовсе не в путешествии во времени, а в том, что главный герой сумел-таки совершить добрый поступок. Ему это непросто — Валерий, средней руки московский бизнесмен, привык жить для себя, эгоизм давно уже стал его второй натурой, а тут такая ситуация, что приходится жертвовать очень и очень многим — рисковать остаться без выгодного контракта, попасть на серьезные деньги. И все же, оказывается, душа его не совсем засохла, и чтобы спасти папу странной девочки из будущего, он отваживается на жертву.

Обсуждая этот рассказ с детьми, стоит подчеркнуть, что эгоизм Валерия — явление вполне обыденное, современное, что он не какое-то чудовище. Обычный человек, которых едва ли не большинство. Но как же трудно ему поступить по-доброму, как страшно ему впустить в свою жизнь чужую беду. Но трудно — не означает невозможно. И то, что все это происходит накануне Рождества — тоже неслучайно. Рассказ кончается словами «В этот вечер все люди добреют» — и здесь вполне прозрачный намек на то, что Бог есть и Он касается наших сердец. А дальше уже зависит от нашей свободной воли.

ЧИТАТЬ РАССКАЗ

Данила Симонов, «Братья Снежкины»

А завершаем мы наш обзор необычно. «Братья Снежкины» — это светлая и вместе с тем грустная сказка, написанная 12-летним московским школьником Данилой. Она была опубликована в сборнике «Зимние сказки», о котором «Фома» писал в 2017 году.

Формально это даже не рождественская история — здесь чудо происходит в канун года, 31 декабря — но светское восприятие Нового года все-таки кое-что унаследовало от дореволюционных традиций празднования Рождества. Данила написал сказку, которая слишком короткая, чтобы пересказывать ее сюжет, но лейтмотив ее — «мы в ответе за тех, кого приручили». И как больно бывает, если мы позволяем угаснуть своей любви, если забываем о своей ответственности за тех, кого сами сделали своими близкими. Иногда уже ничего не поправить, и спасти в этой ситуации может только чудо… но оно, это чудо, совсем не гарантировано, оно не от нас зависит, оно подается свыше.

ЧИТАТЬ РАССКАЗ

Рассказ о празднике Новый год и Рождество для детей 7-9 лет

Рассказ о праздниках Новый год, Рождество (история, традиции др.) для детей младшего школьного возраста Описание: материал предназначен на дошкольный и школьный возраст, а также для воспитателей, педагогов. В разработке представлена информация о том, как празднуют Новый год и Рождество в России .
Цель: познакомить детей с традициями, обычаями празднования Нового года и Рождества в России.
Задачи:
— рассказать о истории и традиции празднования Нового года и Рождества в России;
— развивать память, мышление, речь, воображение;
— прививать интерес к национальным обычаям, традициям.История Нового годаНа протяжении долгих лет, древние славяне устраивали празднования только 1 марта.
Представьте, встречать Новый год без снега, хмурого неба и лютого мороза? Конечно, наш март чаще всего походит именно на январь, но, все же, весенний Новый год не каждому пришелся бы по душе.
Вряд ли люди раньше задумывались о нюансах празднования, ведь у них были совершенно другие заботы на то время. Ну а для нас отсутствие новогоднего настроения может показаться настоящей трагедией.
Почему именно март стал точкой отсчета нового года? А дело в том, что именно в этом месяце люди уже активно занимались подготовкой к засеву полей, ведь их безбедное существование напрямую зависело от урожая.
Поэтому, они как можно лучше пытались встретить будущий год для того, чтобы он принес им богатый урожай. Кстати, зажигание гирлянд в это волшебное время взяло свое начало еще с того времени. Ведь у славян зажигание огоньков означало, что в этом году урожай должен быть богатым.
Но, уже с принятием христианства все поменялось, и Новый год стали отмечать уже 1 сентября, когда большая часть урожая уже была собрана.
Именно в такой сезон люди могли себе устроить настоящий праздник с изобилием вкуснейших блюд.
А вот уже с 1700 года, Петр l дал указ, в котором говорилось, что отсчет нового года будет начинаться с 1 января, как и в других европейских странах.
Традиции Нового годаНовый год — главный календарный праздник, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года. Отмечается многими народами в соответствии с принятым календарём.
Он один из самых любимых, весёлых и волшебных праздников. Этот праздник любят и отмечают все.
Для празднования Нового года наряжают ёлки, в некоторых домах зажигают свечи, и обязательно дарят подарки близким. Но главным символом встречи Нового года является праздничная ёлка. Обычай наряжать ёлку возник очень давно.
Новый год – это семейный праздник. Это когда за столом собирается большая семья. На почётном месте сидят бабушки и дедушки в окружении своих детей, внуков, а иногда даже правнуков. К сожалению, очень часто бывает так, что разные поколения одной семьи живут далеко друг от друга, и не всегда есть возможность встретить вместе Новый год. Но способы поздравить друг друга все же есть. Еще совсем недавно, в преддверии новогоднего праздника родственники поздравляли друг друга праздничными открытками, посылаемыми по почте. Желали, как правило, счастья и здоровья.
В наше время открытками почти не пользуются. Все поздравляют друг друга по телефону или с помощью интернета. Так же принято в новогоднюю ночь дарить подарки. Получать подарки приятно всем. Особенно в новогоднюю ночь, когда даже в самом взрослом человеке просыпается ребёнок, всем хочется помечтать, загадать желание и верить, что оно исполнится.История Рождества7 января православные христиане отмечают Рождество Христово. В этот день в городе Вифлееме у Святой Девы Марии родился Сын Иисус Христос. Перед рождением Спасителя римский император Август приказал провести перепись населения. Все подданные императора отправились для переписи в свои родные города. Праведный старец Иосиф и Святая Мария из Назарета, где они жили, отправились в Вифлеем.
В городе собралось так много людей, что все дома оказались занятыми. Супруги остановились на ночлег в пещере, куда в непогоду пастухи загоняют скот. Здесь и родился Иисус Христос. Дева — мать спеленала Младенца и положила в ясли. А в небесах над пещерой зажглась яркая рождественская звезда — ее называют Вифлеемской звездой.
По звезде, засиявшей на небесах в рождественскую ночь, путь к пещере, где родился младенец Христос, нашли волхвы — мудрецы Востока. Они принесли Иисусу Христу дары: золото, ладан и смирну.
Пастухам, пасшим стада на склоне холма, явился Ангел и указал дорогу к пещере, где в яслях лежал Иисус Христос — будущий Спаситель мира. Пастухи пошли поклониться рожденному Богородицей Младенцу.Традиции и обычаи РождестваРождество, так же как и Новый год — самые ожидаемые и радостные праздники не только для россиян, но и для всей планеты. Это логичное завершение определенного жизненного этапа, подведение итогов и, конечно, ожидание нового, неизвестного и, несомненно, лучшего. Пожалуй, это любимейший праздник детворы. Они уже догадываются, что Деда Мороза не существует, но все еще продолжают в него верить. Традиции и обычаи Рождества в России довольно интересны и разнообразны, давайте поговорим о них более подробно.
Также одной из традиций Рождества в России является генеральная уборка: перестирывают занавески, вытирают пыль из труднодоступных мест, выметают грязь из углов, таким образом, очищая дом перед приходом нового и светлого
Рождество является праздником света и Днем рождения большой любви для каждой семьи. Несомненно, это один из самых почитаемых праздников для каждого православного христианина. Рождество Христово — это не только день, когда в наш мир пришел Господь, совершивший переворот для всего духовного мира, но и день, посвященный семейным ценностям и традициям душевного и телесного очищения.
Если в большинстве европейских стран рождественские традиции несут скорее церковный и семейный характер, то в нашей с Вами стране этот праздник тесно переплетен с древними языческими традициями, что приносит празднованию особый колорит. Так, издавна на Руси существует традиция колядования. Это связано с рождением языческого божества Коляды, которое праздновалось древними славянами в день зимнего солнцестояния и символизировало смену времен года. В этот день молодые люди ходили по домам, распевая хвалебные песни хозяевам, желая им счастья и благополучия, получая в награду различные угощения.
С Крещением Руси в Х веке праздник Коляды слился с празднованием Рождества Христова, которое согласно юлианскому календарю отмечалось 25 декабря. В связи с этим, в традиционных песнях – колядках – появились религиозные христианские мотивы. Издревле символом Коляды являлась коза, которая оберегает жилище от злых сил и способствует богатому урожаю, поэтому одного из участников церемонии наряжали козой. Позже стали также использовать посох с Вифлеемской звездой на вершине, который также стал символом Рождества в народе. С переходом на григорианский календарь Православное Рождество переместилось на 7 января, а вместе с ним и традиция колядования.Рождественская колядка для детей:Добрый тебе вечер,
Ласковый хозяин,
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.
Мы к тебе, хозяин,
С добрыми вестями.
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.
С добрыми вестями
Из святаго града.
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздничной Новогодней игровой программы в 1 классе Классный час в 1-2 классе на тему: Новый год Новогодний утренник для детей. Идеи Беседа на тему «Новый год» для детей 7-10 лет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *