Рождество христово иконы

Икона “Рождество Христово” Андрея Рублева: описание, значение. В чем помогает Икона “Рождество Христово”?

Икона «Рождество Христово» являет нашим глазам уникальный и неповторимый мир Евангельских событий. Если быть точнее, на ней изображено пришествие в мир Господа Иисуса Христа — великое событие в истории человечества.

Праздник Рождества Христова многие художники изображали еще за тысячу лет до Андрея Рублева. В 330 году император Константин приказал построить церковь Рождества в Вифлееме. Нет никаких сомнений, что там была размещена икона на эту тему. Но «Рождество Христово», икона Андрея Рублева, написана особым образом.

О чем рассказывает икона?

В центре, на алом ложе, полулежит Богоматерь, опираясь на руку, ее лик похож на лик Владимирской иконы Богоматери. Лицо Девы Марии задумчиво и потрясено свершившимся, хотя она не устала, ведь ребенок родился чудесным безболезненным образом. Рядом, в кормушке для животных, лежит спеленатый Младенец, над ним стоят животные — вол и осел.

Рублев, поместив животных к Господу, этим самым хотел не только подчеркнуть то, что в Вифлееме не нашлось места для Мессии, сколько подтвердить слова пророка Иссаи. Вол символизирует еврейский народ, который ждал Спасителя, а осел – весь языческий мир. Встречаются эти два мира в пещере Вифлеема, и неважно происхождение человека, главное, чтобы все пришли к Господу. Рядом с чудным Младенцем стоят, склонившись, еще несколько ангелов.

Волхвы и ангелы

Дальше икона Рублева «Рождество Христово» передает людям другое евангельское событие. В самом верхнем углу изображены трое мудрецов. На Востоке их называли волхвами, и они были мудрейшими людьми своего времени. Они проделали немалый путь, идя за необыкновенной звездой. С собой мудрецы везли дары Младенцу: золото, ладан и смирну (благовонное масло). Каждый подарок избран неспроста: золото олицетворяет царя, ладан – Бога, а смирна – человека, которому еще предстоит умереть.

Волхвы разного возраста: молодой, средний и старый. Этим художник показывает, что в любом возрасте можно прийти к спасению, но именно молодой указывает на Младенца, тем самым давая понять, что в раннем возрасте обрести Господа лучше.

В правом верхнем ряду икона «Рождество Христово» показывает ангелов, у Рублева их трое. Один ангел в алом покрове держит руки в складках одежды. По древней традиции этот жест указывал на смирение. Ангел стоит ближе всех к Божественному свету, а другой, в ярко-зеленом облачении, беседует с ним. Художник показывает, что этот ангел только что узнал о великом событии. Третий ангел, в багряном покрове, наклонился и благовествует пастухам о рождении Христа.

Еще кто изображен на иконе «Рождество Христово»

Читая Евангелие, человек знакомится с событиями, описанными художником. Ангел Гавриил явился Деве Марии и сообщил, что скоро во чреве она понесет Младенца. Смущенная Дева не понимает, как это может произойти, так как она «мужа не знает». Ангел благовествует и объясняет, что это будет Мессия, который придет для спасения рода человеческого. Дева смиренно и радостно принимает эту весть.

Перед тем как произойдет рождение Сына, Мария с Йосифом-Обручником придут в Вифлеем для переписи населения, но в городе им негде устроиться на ночлег, и они находят приют в пещере. Вообще эта икона, как и многие другие, описывает сразу несколько событий в земной жизни Господа, и время на ней не стоит. Младенца можно увидеть в двух местах: в яслях и на руках у служанки. Это движение подтверждает, что у Бога нет такого понятия, как время.

Размышления Йосифа-Обручника

Икона «Рождество Христово» Андрея Рублева являет миру Йосифа-Обручника, сидящего в левом крайнем ряду и о чем-то размышляющего. Это изображение в миниатюре повествует евангельский рассказ, связанный с этим праведным человеком: Йосиф сидит и решает тайно отпустить Марию.

В Израиле был обычай: женщину, совершившую прелюбодеяние, после рождения ребенка побивали камнями. Вот Рублев и показал мучения праведника, который не хочет подвергать Марию позорному наказанию. Но во сне ему явился ангел и разрешил все мучения, сказав, что рожденный от Девы есть сам Христос Спаситель.

Сама Мария полулежит в центре, почему-то отвернувшись от Младенца. На самом деле она мысленно обращается к Йосифу и размышляет о Божественном событии.

Ангельская песнь, услышанная пастухами

Икона «Рождество Христова» благовествует и еще об одном евангельском событии. Один из пастухов, беседующий с Йосифом-Обручником, нарисован художником в одежде, сшитой из шкур животных мехом наружу. Такую одежду носили самые бедные люди, а два других пастуха, опершись на свои посохи, слушают благую весть, которую им сообщает, склонившись, ангел в багряной одежде. На иконе рядом с пастухами, под деревом, нарисованы животные: этим художник рассказывает о том, что всякая тварь радуется рождению Господа.

В древности еврейские пастухи днем и ночью должны были пасти жертвенных животных для принесения в храм. Это были простые и добрые люди, которые больше остальных евреев ждали прихода Мессии, вот они узнают про рождение Младенца и слышат ангельское пение: «Слава в вышних Богу и на земли мир…»

В каждом храме есть иконы Рождества Христова, православные верующие особенно почитают этот праздник, так как он стоит в одном ряду с Пасхой.

Образ крещения

В нижнем правом углу Рублев поместил двух служанок, готовящихся купать Младенца. Этим эпизодом художник показывает движение, жизнь, которая течет. Одна служанка льет воду в купель, а другая бережно держит Младенца, который тянет к ней свои ручки. На первый взгляд, непонятно: кто эти женщины и почему именно они омывают новорожденного. Скорее всего, это изображение напоминает людям о крещении христианских детей.

Икона “Рождество Христово”, значение: в чем помогает всем обращающимся к ней?

Слово “Вифлеем” в переводе с иврита означает «дом хлеба», сам город небольшой, но является хранителем великого события. Еще древние христиане на месте рождения Господа построили небольшой храм, который потом был разрушен языческим императором. До наших дней храм чудесным образом сохранился, а произошло это следующим образом. Когда персы ворвались в храм и хотели его разрушить, то им в глаза бросилась фреска, изображающая волхвов. Это были их предки, нарисованные в национальной одежде и пришедшие поклониться Христу. Персов это так потрясло, что они с благоговением вышли из храма.

В вифлеемском храме бережно хранится икона «Вифлеемской Божией Матери», считающаяся чудотворной. «Рождество Христово», икона Андрея Рублева, стоит в одном ряду с этой и другими чудотворными иконами и помогает всем, кто с верой обращается к ней.

Андрей Рублев

Известно, что Рублев родился в семье живописцев. Имя Андрей ему дали при постриге, а сам всемирно известный иконописец был тихим, скромным человеком, как и подобает настоящему монаху.

Нет достоверных сведений о месте рождения этого святого человека, по одним источникам, он родился в Московском княжестве, по другим – в Нижнем Новгороде. Зато год кончины и место, где захоронен иконописец, доподлинно известны. Скончался Андрей Рублев в 1428 году и похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре. Сейчас на этом месте открыт музей Рублева.

Ранние работы преподобного Андрея Рублева выполнены в теплых тонах и напитаны радостью и благоговением. Молитва перед иконой «Рождество Христово» кисти Рублева простых верующих (по их признанию) всегда наполняется особым значением, она такая же теплая и смиренная, как и сам облик спеленатого Божественного Младенца.

Более поздний период жизни иконописца отражается на его работах, которые выполнены уже в более мрачных тонах, так как Русь тогда постигли междоусобные войны. Кисти преподобного принадлежат такие иконы, как «Живоначальная Троица» (также ранний творческий период), «Сошествие во ад», «Благовещенье», «Вознесение», «Сретение».

Рублевская школа

Старинная икона «Рождество Христово» выполнена в оливковом, белом, зеленовато-желтом цвете, и от этого она кажется солнечной и нерукотворной.

Фигура Богородицы размещена в самом центре и облачена в темно-красную (багровую) одежду или, как ее правильно называют, мофорий. Младенец лежит рядом в белых пеленах, перевязанных киноварным (красного цвета) свивальником. Преподобный Андрей этой деталью указал на то, что этот младенец и есть Иисус Христос – спаситель мира. За спиной Богородицы иконописец черным цветом показал, что это событие произошло в пещере.

Икона написана на доске, вырезанной из липы. Дошла до наших дней в сравнительно неплохом состоянии. Есть несколько трещин в центральной области иконы и на лике Богоматери, потерлись нимбы и потускнели краски, но и в таком виде огромное духовное влияние имеет на верующих людей икона «Рождество Христово». Значение (в чем помогает она, интересует многих верующих) этого Божественного творения до конца еще не исследовано. На каждого христианина оно действует по-разному, но никто не может пройти мимо безразличным.

Сегодня икона хранится в Кремлевском Благовещенском соборе, прийти туда и поклонится святыне может каждый желающий.

Многие иконы Рождества Христова православные живописцы писали в подобном или ином виде, но основоположником русской школы живописи был преподобный, причисленный к лику святых, – Андрей Рублев.

Молитвы

МОЛИТВА пред иконой РОЖДЕСТВУ ХРИСТОВУ

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащие звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе , Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды). Слава Отцу и Сыну, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих, по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

МОЛИТВА В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Господи Боже, Владыка всего мира видимого и невидимого. От Твоей святой воли зависят все дни и лета моей жизни. Благодарю Тебя, премилосердный Отче, что Ты дозволил мне прожить еще один год, знаю, что по грехам моим я недостоин этой милости, но Ты оказываешь мне ее по неизреченному человеколюбию Твоему. Продли и еще милости Твои мне, грешному, продолжи жизнь мою в добродетели, спокойствии, в здоровьи, в мире со всеми средниками и в согласии со всеми ближними. Подай мне изобилие плодов земных и все, что к удовлетворению нуждам моим потребно. Наипаче же очисти совесть мою, укрепи меня на пути спасения, чтобы я, следуя по нему, после многолетней в мире сем жизни перейдя в жизнь вечную, удостоился быть наследником Царства Твоего небесного. Сам, Господи, благослови начинаемый мною год и все дни жизни моей. Аминь.

МОЛИТВА О ДЕТЯХ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их во страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.

МОЛИТВА О ДЕТЯХ К АНГЕЛУ-ХРАНИТЕЛЮ

Святый Ангеле Хранителю моего чада (имя), покрой его твоим покровом от стрел демона, от глаз обольстителя и сохрани его сердце в ангельской чистоте. Аминь.

МОЛИТВЫ ЗА ДЕТЕЙ

Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякага и супостата, отверзи им и очи сердечные, даруй умиление и смирение сердцам их.

МОЛИТВА ЗА ЖИВЫХ

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя), родителей моих (имена), сродников, наставников и благодетелей, и всех православных христиан.

МОЛИТВА АНГЕЛУ ХРАНИТЕЛЮ.

Ангеле Божий, Хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небеси данный, прилежно молю Тя:Ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Перед иконой Божией Матери КОЗЕЛЬЩАНСКОЙ (6 марта)

(попросить исцелить вас от заболеваний ног)

«Богородице Дево Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступнице всего рода христианского! Чудотворней иконе Твоей благоговейно предстояще, молим Тя, услыши нас, молящихся Тебе: прими благодарения наша недостойная о всех неизреченных Твоих к нам благодеяниих, в месте сем и во многих весях и градех земли Российския явленных и являемых; Ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблуждших исправление и вразумление. Буди всем нам покров и утешение, пристанище от всяких зол, бед и обстояний, от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник, смертоносныя язвы и от злых человек озлобления. Заступи от всякия напасти и сохрани с верою и благоговением притекающия к чудотворной иконе Твоей и молящияся Тебе с любовию зде и на всяком месте. Вознеси молитвы наша, яко кадило благовонное, ко Престолу Всевышняго, дарующаго нам здравие, долгоденствие и в трудех благочестивых поспешение, да Твоим окормлением управляеми, и покровом Твоим осеняеми, прославим Отца, Сына и Святого Духа и Твое Матернее о нас заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

ЕФРЕМА СИРИНА состоит из десяти прошений – принято читать не только в день памяти преподобного, но и во время Великого поста.

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя пригрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».

к иконе Божией Матери Жировицкой, помогающей при неизлечимых недугах (20 мая)

» О Премилосердная Госпоже, Дево Богородице! Кима устнама прикоснуся ко святыни Твоей, или киими словесы исповем щедроты Твоя, людем являемыя: никтоже бо , притекаяй к Тебе, отходит тощ и не услышан. От юности моея взысках помощи и заступления Твоего, и николиже лишен бых милосердия Твоего. Зриши, Госпоже, скорби сердца моего и язвы души моея веси. И ныне, коленопреклоненно предстоя пред пречистым Твоим образом, моления моя приношу Ти. Не лиши мя всесильнаго ходатайства Твоего в день скорби моея, и в день печали моея заступи мя. Тока слез моих не отврати, Владычице, и радости мое сердце исполни. Прибежище и предстательство буди мне, Милостивая, и света Твоего зарями ум мой просвети. И не токмо о себе молю Тя, но и о людях, притекающих к заступлению Твоему. Церковь Сына Твоего во благости соблюди и огради ю от злокозненных наветов враг, возстающих на ню. Осени страну нашу кровом Твоея благостыни и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междоусобных нестроений, да вси, живущии в ней, в любве и мире пребывающее, тихое и безмятежное житие поживут, и благ вечных молитвами Твоими унаследивше, возмогут купно с Тобою восхваляти Бога на небеси во веки. Аминь».

иконе Божией Матери Владимирской, исцеляющей от всех болезней.

«О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, всемощная Заступнице, непостыдное наше упование! Буди нам Заступнице и Ходатаица перед престолом Всевышнего, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице? Кому принесли слезы и воздыхания, аще не Тебе, Небесная Царице. Под Твой покров притекаем, молитвами Твоими ниспосли нам мира, здравие, земли плодоносие, воздуха благотворение, избави ны от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныи смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых. Вразуми и научи ны, о Всемилостивая Заступнице, путь земнаго сего жития безгрешно прейти. Тебе убо просим, Пречистая Владычице и припадающе пред святою Твоею иконою молимся: умилосердися на ны и помилуй ны, в страшный же день суда ходатайством и заступлением Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным его Отцем и Пресвятым и Благим и Единосущным его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

об исцелении больного.

О, Премилосердный Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельной Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго, отпусти ему вся согрешения его, подай ему исцеление от болезни, возврати ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твои и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе всещедрому Богу и Создателю моему.

во всех опасных случаях.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Преподобный Амвросий Оптинский (в миру Александр Гренков) с 1839 года в Оптинской Пустыни принял участие в возрождении старчества – образа монашеской жизни, при котором опытный монах, старец, руководит духовной жизнью иноков.

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.

На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я не получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и никого не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение его.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Copyright 008-2017 Реклама на сайте. Последнее обновление страницы 12.12.2017 new version

Икона Рождество Христово — описание, значение, в чем помогает

После продолжительного зимнего поста для православных наступают радостные дни: подарки, семейные ужины, колядки, посещение праздничной службы. Это один из главных для христиан праздников — Рождество Христово. Икона, украшенная гирляндами белых цветов, может многое поведать о таинственном смысле того давнего дня. На ней изображены все главные участники евангельских событий.

Если для человека Рождество лишь еще один день, когда можно не ходить на работу, возможно, стоит вникнуть в суть давно знакомой истории. Ведь это не просто сюжет для красивой открытки с ангелочками. День, когда родился Христос, недаром стал отсчетом новой эры.

Когда родился Христос?

Точная дата сокрыта от людей. 25 января установлено произвольно неким монахом-математиком, который составил юлианский календарь. Со временем скопились астрономические «излишки», целых две недели. Поэтому весь мир еще в конце 16 в. перешел на более точный григорианский календарь. Россия же приняла его лишь в 1918 г., а Русская Православная Церковь до сих пор живет по юлианскому стилю.

Поэтому у многих может сложиться неверное впечатление, что в нашей стране — собственное Рождество. Нет, оно приходится на то же число, просто по другому календарю. По мнению же ряда исследователей, Иисус Христос не мог родиться в конце декабря, а все происходило весной, перед еврейской Пасхой. В принципе, это не имеет решающего значения для спасения души, иначе Господь сохранил бы точную дату.

В первые века христианства люди вообще не праздновали дни рождения. Для них самым важным был день смерти — это дата рождения человека в вечную жизнь, день его соединения с Творцом. Поэтому Рождество Спасителя тоже не отмечалось, а точней — было совмещено с Богоявлением. Лишь спустя годы было решено установить отдельную дату для этого важного события. Повсеместным для христиан праздник стал лишь в 4 в., в России его начали отмечать в 10 в., после крещения князя Владимира.

Развитие иконографии

Первые известные изображения, связанные с Рождеством, рассказывают не о нем самом. Здесь в центре — свершившееся пророчество. В центре композиции — Дева Мария с Младенцем, перед ними пророк, показывающий на звезду. Более детальное описание событий Рождества Христова на иконах появляется лишь к 6 в.

  • В пещере лежат Богородица и Иисус.
  • Рядом находятся животные — осел, вол, иногда овцы. По преданию, на ослике ехала Мария. Вола же Иосиф взял с собой, чтобы выручить деньги на уплату налогов (для этого семья отправилась в путь). Аллегорически осел означает упорство, а вол — трудолюбие.
  • Звезда сияет над пещерой. Обычно изображается в луче света. Озаренная светом пещера — символ того, что Рождество просветило человечество, до этого пребывавшее во тьме.
  • Вокруг сюжеты, дополняющие общую картину: Иосиф, склонившийся в молитве, волхвы, ангелы, пастухи, сцена купания Младенца.

При помощи основных элементов мастера создают образ, не выходя за рамки канонического толкования. Полностью учение о боговоплощении Церковь разработала после 7 вселенского собора. Тогда иконописцы смогли полноценно выразить то, что уже было сформулировано на словах. Каноническая икона не просто напоминает о празднике, она служит опровержением ересей (например, монофизитство).

Появление во плоти Христа — главное событие человеческой истории. По мнению некоторых философов — это и основное ее значение, которое ясно выражено на иконе «Рождество Христово.»

Почему Богородица смотрит не на Сына, а в сторону? Она обращает свой взор на мудрецов, принесших дорогие дары Господу. Язычники, которыми были волхвы, символизируют все человечество. Каждый, кто захочет подарить свою жизнь Богу, будет встречен благосклонно. Сцена, в которой показано купание Младенца, появилась позже. Вероятно, она напоминает о крещении младенцев, принятом в Православии.

Фреска Андрея Рублева

Такой сюжет имеется и среди работ иконописца А. Рублева. Под рукой мастера даже краски стали средствами выразительности — он творит пространство так, что оно наполняется воздушной невесомостью, словно вся природа сбрасывает оковы материальности.

После Рождества само значение человеческой жизни изменилось. Люди стали детьми божьими в полном смысле. Царь Небес принял на себя тленную оболочку. Христос стал вторым Адамом. Земля больше не является юдолью скорби — ведь на ней поселился Сам Господь, который затем своей крестной смертью откроет и дорогу в небо. Вот почему Ангелы поют про мир на земле и доброту к людям.

Икону Рождества Христова Рублев написал во время украшения Благовещенского собора. Уже намного позже ее стали изготавливать как самостоятельную, ставить в храмах, домах. Образ выполнен в византийских традициях. Они позволяют живописцам несколько событий, произошедших в разное время, изображать на одном полотне. Ведь у Бога нет временных ограничений.

  • Ангелы, которые обычно находятся в верхнем углу композиции, в данном случае поклоняются Богу прямо около яслей. Они даже всем своим видом показывают готовность принять его в свои объятия. Конечно, ангелы в тот момент были невидимы людскому глазу.
  • Расходятся мнения исследователей по мнению того, кто изображен на иконе Рождества около праведного Иосифа. Часть считает, что это пастух, некоторые называют дьявола, который пытается посеять сомнение. Однако, сомнения Иосифа были рассеяны еще до начала путешествия Ангелом, который явился ему во сне. Скорей всего, это просто один из пастухов, удостоившихся приглашения к новорожденному Спасителю.

В чем помогает святой образ

Насыщенность персонажами иконы Рождества Христова не должна сбивать с толку — это образ и праздник Господа. В чем Он помогает? Каждый верующий должен твердо знать — Богу по силам все. Это небесный Отец, заступник, который отдал Свою жизнь за человеческие грехи. Глядя на образ, верующий мысленно должен пройти весь путь от Вифлеемской пещеры до Голгофы и прежде всего поблагодарить Господа за дар вечной жизни. Именно с Рождества началось восстановление отношений между Богом людьми.

Каждый день следует исповедовать грехи в личной молитве, просить о том, чтобы было даровано освобождение от них. Композиция иконы Рождества Христова построена так, чтобы можно было оценить весь масштаб события — он поистине вселенский. Ведь недаром действие происходит не только на земле, но целое ангельское войско сходит с небес.

Рассказ евангелистов демонстрирует, что Рождество затронуло представителей самых разных классов — и царей, и верхушку духовенства, мудрецов из других стран, простых пастухов. Даже животные не остались в стороне. Вся глубина значения праздника Рождества Христова выражена в иконе, она помогает понять меру Божественной любви. Вот этот маленький беззащитный человечек, лежащий в пеленах, спустя немного времени станет искупительной жертвой.

Но всемогущий Бог вовсе не внушает нам чувство вины — Он просто показывает Свою любовь, ждет обращения, покаяния. Через Него можно обрести душевный покой, уверенность в спасении. Когда наладятся духовные дела, человек сможет навести порядок и в земной жизни. Пусть каждый сможет открыть сердце, чтобы принять Младенца Христа!

  • Икона Воскресение Христово
  • Икона Страшного суда — здесь
  • Иерусалимская икона Божией Матери — https://bogolub.info/ierusalimskaya-ikona-bozhiej-materi-opisanie-o-chem-molyatsya/

Величание Рождеству Христову

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Тропарь Рождеству Христову

Рождество Твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Что нужно знать про икону Рождество Христово

Посредине находится основная икона — Рождество Христово. Она больше по размеру и размещена в самом центре.

Церковь Воскресения Христова (Москва) . Ахтырская икона Божией Матери о… Икона Рождество Христово —…

Главная Описание икон Икона Христа Спасителя — значение, в чем помогает. . Икона Рождество Христово — https.

Икона Рождество Христово. Иерусалимская икона Божией Матери — здесь.

Большинство людей главным христианским праздником считает Рождество, но на самом деле это Пасха. О сути великого дня символически повествуется на иконе.

Посредине находится основная икона — Рождество Христово. Она больше по размеру и размещена в самом центре.

Церковь Воскресения Христова (Москва) . Ахтырская икона Божией Матери о… Икона Рождество Христово —…

Главная Описание икон Икона Христа Спасителя — значение, в чем помогает. . Икона Рождество Христово — https.

Икона Рождество Христово. Иерусалимская икона Божией Матери — здесь.

Большинство людей главным христианским праздником считает Рождество, но на самом деле это Пасха. О сути великого дня символически повествуется на иконе.

Ренессанс

Главная => Художники России => Андрей Рублев

Икона Рублева «Рождество Христово» была написана на липовой рубленой доске. В настоящее время можно сказать, что красочный слой произведения значительно утрачен, во многих местах заметны пробелы и высветления, практически затерто золото фона. На иконе виднеются отверстия от гвоздей, залитые воском. Особенно много их рядом с головой маленького ребенка в яслях, на крыльях ангелов.

Икона была спасена от уничтожения в 1960 году. Директор Нижегородского областного музея вывез ее из разрушенного храма, сохранив таким образом до наших дней. Из Нижнего Новгорода шедевр тайно вывезли в Москву. Однако столичные реставраторы не сразу смогли распознать истинный сюжет – Рождество Христово. Икона Андрея Рублева была скрыта под красочным слоем 19-го века.

Временем ее завершения считается 1405 год. До наших дней икона сохранилась в среднем состоянии. В левом нижнем углу, в месте скрепления досок, наложен новый слой левкаса в виде продолговатого пятна. Внизу справа также имеются две вставки. Прежний левкас частично утрачен по всему периметру иконы. Киноварная окантовка сохранилась только в верхней части. На поле иконы, в области головы младенца Иисуса, видны повреждения от гвоздей, скрытые воском и левкасом. Мелкие латки заметны также на лице Богоматери, мафории и хитоне. На лицевом поле иконы, от верхнего до нижнего края, проходит трещина. Еще одна имеется в слое левкаса, в центральной области композиции. Время сильно истончило и во многих местах разрушило красочный слой иконы. Золото, которым были окрашены нимбы, крылья ангелов, части одежды и купель, практически полностью утрачено. Лики святых и пробелы в одеяниях сохранились слабо. В наиболее целостном виде — лики пастухов и Самомии.

Все события происходят на фоне желто-зеленых гор. Пейзаж кажется невероятно легким и воздушным. А в центре изображена сама Богоматерь. Она немного склонена вправо, опираясь головой на руку, она смотрит куда-то в сторону. Поза ее кажется непринужденной, расслабленной. Ложе по форме будто повторяет плавные очертания ее образа. А алый цвет на картине везде сочетается с темно-зеленым травяным оттенком. Так два сочных цвета будто усиливают друг друга.

Цветовая гамма иконы «Рождество Христово» во многом напоминает тоновые сочетания иконы «Сошествие в ад», где ярко отражается тема празднества. Но все же не стоит на такое совпадение обращать много внимания, так как цветовые решения каждой иконы всегда уникальны. Ложе Богоматери украшено нашивками и теснением из золота около ее головы. Чуть выше, вплотную к ложу Богоматери, изображены ясли в серо-зеленых и оливковых оттенках.

В них лежит новорожденный ребенок, завернутый в белые нежные ткани. Все указывает на то, что рождение именно этого младенца и есть источник радости у всех изображенных на иконе людей. Все герои обращены в сторону колыбели с рожденным Христосом.

Рублевская икона «Рождество» из Благовещенского собора охватывает большие пространства, действие происходит на Земле. Горки-лещадки при входе в пещеру, мягкие холмистые округлости внизу иконы, разбросанные то тут, то там небольшие деревья и кусты — все это образ земного пространства, по которому долго скачут за таинственной, движущейся по небу звездой к месту Рождества, к Вифлеему мудрецы Востока — волхвы (они изображены в верхнем левом углу иконы).

Это и вершины, с которых слышится пастухам пение ангелов. И ту часть пути по земле, который проделали извещенные чудным ангельским пением пастухи, тоже изображают эти поросшие лесом горки и всхолмления.

Вот в правом верхнем углу из поющего ангельского сонма выделены три ангела в сияющих одеждах алого, звучно-зеленого и багряного цветов. Первый из них — он стоит ближе всех к источнику ниспадающего на пещеры света — держит руки в складках одежд. Покровенные руки — древний символ благоговения, уважения. На иконе «Рождества» — это знак преклонения перед совершающимся. Средний ангел, беседуя с первым, как бы узнает о событии… Третий из них, преклонившись долу, обращается к двум пастухам, сообщая им радостную весть.

Те внимательно слушают, опершись на свои узловатые посохи. Им первым на Земле открыто о дивном рождении.

Тут Андрей мог вспомнить слова древнего толкования — эти пастухи, стерегущие день и ночь в удаленной от селения местности свой скот, «были очищены уединением и тишиною».

Вот один из них — старец в сшитой из шкур мехом наружу одежде, которая называлась у греков и славян милотью и была одеждою самых нищих, бедных людей, стоит, с доброжелательным вниманием склонившись перед Иосифом — обручником Марии. Иосиф изображен Рублевым раздумывающим о чудесных событиях.

За пастухом под тенью дерева лежат несколько животных — овцы, козы. Они, как и люди, растения, сама земля, — участники события, которое столь значительно, что касается всего творения, всякой отдельной твари.

А в центре иконы в соответствии с традицией Андрей изобразил алое ложе, на котором полулежит, опершись на руку, Мария, окутанная в багряно-коричневые одежды. Ее фигура очерчена гибкой, певучей линией. Она не потрясена и не устала, необыкновенное рождение безболезненно. Но оно трудно вместимо в человеческое сознание. Поэтому Мария осознает его в глубокой задумчивости. Она находится в пещере, но по законам пространства, свойственным иконописи, ее ложе «вынесено» художником на первый план и дано на фоне пещеры в более крупном виде, чем остальные фигуры. Зритель видит извне все сразу: и гору, и вход в пещеру, и то, что происходит внутри ее.

За ложем Марии в яслях-кормушке для животных лежит спеленутый младенец, а над ним стоят животные — вол и похожий на лошадь осел. Рядом — еще одна группа ангелов, согбенных, с покровенными руками.

Внизу, как бы продолжая длящееся действие, утверждая мысль, что на иконе представлен мир разновременных, развивающихся событий, а не единое только, остановленное мгновение, дана сцена со служанками, купающими новорожденного «отроча младо».

Одна из них, склонившись, льет воду из кувшина в купель, другая держит на коленях полуобнаженного младенца, который тянется к ней детской своей ручонкой… Личное, живое и трогательное переживание события, глубокая поэзия свойственны этому рублевскому творению.

LiveInternetLiveInternet

ИКОНОГРАФИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

День Рождества Христова установлен в честь рождения в Вифлееме Богородицей Божественного Младенца Иисуса Христа и с IV в. отмечается церковью 25 декабря (по новому стилю – 7 января). С того же времени это событие получает свое воплощение в изобразительном искусстве.
Один из основных мотивов икон Рождества – приветствие явления Христа в мир и поклонение Богу как Царю и Судие. Весь миp: ангельский сонм, волхвы с дарами, пастухи и даже Вифлеемская звезда поклоняются Богомладенцу.
В основу изобразительного сюжета легли рассказы евангелистов Матфея и Луки и апокрифические книги, в первую очередь Псевдо-Матфей и Протоевангелие Иакова, где приведены все подробности, отраженные в иконах. Так называемая ковровая композиция иконы изображает на одном уровне события, произошедшие в разных местах и в разное время, так что мы видим их одновременно. Согласно апокрифическому Псевдо-Матфею, животные поклонились Христу в яслях на третий день по Рождеству, а волхвы, дошли до Иерусалима и Вифлеема лишь через два года. Это не мешает изображать волхвов в сцене Рождества рядом с вертепом и яслями. Акценты расставляются с помощью цвета и расположения частей изображения.
Сюжет Рождества, один из первых «исторических», а не только символико-аллегорических сюжетов, довольно часто появляется, например, в римских катакомбах (в катакомбе св. Себастьяна IV-V в. изображены вол и осел, склонившиеся над яслями с Богомладенцем). Раннехристианская иконографическая схема сюжета Рождества с некоторыми вариациями сохранилась по сей день. Со временем византийское искусство выработало стойкий канонический образец, в котором соединены все эпизоды предания и который послужил образцом для композиционного построения Рождества Богоматери и Рождества Иоанна Предтечи.
Русская иконография Рождества получила свое начало в Византии. Самые древние русские изображения, непременно присутствующие в праздничном ряду иконостаса, следуют византийскому канону. Позже стала бытовать неполная схема, появились отступления от канона.

Согласно решению Стоглавого Собора 1551 года («Стоглав собор бывший в Москве при Великом Государе Царе и Великом Князе Иване Васильевиче в лето 7059»), эталоном иконописи были признаны иконы письма Андрея Рублева как «наиболее православные» и каноничные: «Писати живописцамъ иконы съ древнихъ образцовъ, како греческия живописцы пишутъ или писали, и какъ писалъ Рублевъ, …а от своего замышления ничтоже претворяти».
В руководстве по иконографии, «Иконописном подлиннике С.Т.Большакова (1903 г.), приведен канон: «Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Рождество Христово пишется: 3 ангели зрят на звезду, у предняго риза лазорь, а у двух ангел бакан, ангел благовестит пастырю, риза киноварь, испод лазорь, на пастухе риза бакан, Пречистая лежит у вертепа, риза багор, Спас млад во яслех лежит повит, ясли вохра, вертеп черн, а в него глядит конь до половины, а с тругую сторону корова видит, до половины, три ангела над вертепом, гора вохра с белилом, с правую сторону волсви поклонились, три их, един стар, брада Власьева, в шапке, риза празелен, испод киноварь, вторый средний брада Козмина, в шапке, риза киноварь, испод дичь, третий млад аки Георгий, в шапке, риза багор, испод дичь лазорь, а вси по сосуду держат в руках вохряна, под ними гора, а в горе вертеп, Иосиф Обручник на камени седит, брада апостола Петра, риза празелен, испод бакан, а рукою закрылся, а другою подперся, а пред ним стоит пастырь, сед, брада Иоанна Богослова, плешат, риза козлятина мохната, лазорь с чернилом, в руке три костыли, а другую ко Иосифу протянул, за ними пастырь млад, риза киноварь, а гонит козыи козлы черны и белы и полосаты. В пол горы седит баба Соломия, риза спущена до пояса, испод белила, руки голы, а держит Христа рукою, а другую руку в купель, риза киноварь, испод лазорь».
Итак, в композиции иконы Рождества Христова представлены такие события: Богоматерь возлежит в вертепе (пещере) у яслей. Над лежащим в яслях Младенцем склонились осел и вол (или лошадь и корова). Сверху на пещеру падает луч света от Вифлеемской звезды. Справа вверху традиционно изображены ангелы (или один ангел), благовествующие пастухам (реже – одному пастуху); слева три ангела – олицетворение сил небесных; ниже часто следует сцена поклонения волхвов. Еще ниже – повитуха с Младенцем на руках или две повивальные бабки, омывающие младенца. Тоже внизу – сомневающийся Иосиф с предстоящей ему фигурой.
На иконе могут изображаться и иные события: сцена избиения младенцев (царь Ирод повелел истребить всех младенцев, младше двух лет от роду), благовещение Иосифу, бегство в Египет Иосифа, Марии и Сына Божьего (по наущению ангела), явление ангела волхвам, шествие волхвов, спасение младенцев Иоанна Предтечи и Нафанаила и другие.

БОГОРОДИЦА
В центре композиции иконы Рождества Христова – Богоматерь. Обычно Она представлена перед входом в пещеру лежащей на ярко-красном ложе (вне зависимости от того, в какую сторону Она обращена), что подчеркивает реальность Рождества и тем самым – Боговоплощения. Согласно католической традиции, Богородицу изображают сидящей, склонившейся над яслями, делая таким образом особый упор на непорочности, девстве Богородицы (обычное Ее именование — Дева Мария). В Православной церкви Мария чаще именуется Матерью Божией, Богородицей. Православию важна реальность Рождества, а следовательно, реальность Боговоплощения, соединения Божественной и человеческой природы (с XVII в. под влиянием западной традиции Богоматерь иногда начинают изображать и сидящей у яслей).
Богородица изображена отвернувшейся от спеленатого Христа. Это положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей.
Гора, в которой мы видим пещеру с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера в таком случае может быть истолкована как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло «Солнце правды» – Христос.
ЯСЛИ
Рядом с Девой Марией – Богомладенец, лежащий в яслях. Голова его в крестчатом нимбе – обычном иконографическом атрибуте Христа.
Иоанн Златоуст говорит, что ясли изображают Престол небесный, а скот – предстояние ангелов.
Ближайшими ко Христу изображаются животные – вол и осел (часть всемирного поклонения, тварь поклоняется Творцу). Они не упоминаются в Евангелии. Традиционно в качестве библейского источника приводится пророчество Исайи, в котором сведены вол, осел и ясли в отношении к Господу: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис 1:3).
Толкователи этого сюжета сходятся на том, что вол (всю жизнь проводящий в ярме) – это символ евреев, Израиля (живущих в рамках Закона), а осел – символ язычников. И между ними изображается божественный Младенец, который приемлет и тех, и других и освобождает их из-под ярма: одних – из-под ярма закона, других – поклонения идолам.
На русской почве из-за утери понимания смысла этого изображения вол и осел часто заменяются на привычных в сельском обиходе корову и лошадь.

ЗВЕЗДА
Вверху изображается полукруг неба со звездой, из которой исходит луч, падающий на лежащего в яслях Младенца (иногда три луча – по образу Троицы). Именно Вифлеемская звезда привела к месту рождения Спасителя волхвов и пастухов. Поэтому внимание персонажей часто оказывается сосредоточенным на звезде. Звезда определяет ось композиции, и луч, падающий на ясли Младенца, указывает на главное чудо этого момента – Рождение «Сущего прежде век», положение в ясли Необъятного, повитие пеленами Того, Кто «покрывает небо облаками».
По словам св. Иоанн Златоуст, звезда была не просто физическим явлением, но «ангельской силой». Трактовалась звезда и как Святой Дух. В некоторых поздних изображениях Рождества в XVII—XVIII вв. звезда заменяется ангелом.
ПАСТУХИ
На иконе Рождества непременно изображаются два-три пастуха – молодые и старец (реже – один пастух). Старец – одна из наиболее любимых русскими иконописцами фигур, на иконах XV–XVI вв. его именуют «пастырем», а на некоторых иконах XVII в. – Аненом. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, – это простые души, «ничтожные мира сего». Господь в своей проповеди возвысил образ пастуха, сказав о Себе «Я есмь Пастырь добрый». Пастыри в изображениях Рождества выражают восторг, упоение чудом, на которые способны лишь «чистые сердцем» и «нищие духом». Тут же (выше) изображается и благовестие им ангелов.

ВОЛХВЫ
Ведомые Вифлеемской звездой волхвы – старец Гаспар, юноша Мельхиор и средних лет Валтасар – первые язычники, пришедшие поклониться Христу и принесшие ему дары (три возраста подчеркивает то, что Божественное Откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта).
Волхвов в каком-то смысле можно противопоставить пастухам. Они –ученые люди, познавшие всю мудрость человеческую и доступную познанию язычников Премудрость Божию, разлитую в природе. Волхвы искали на небе и на земле только истину и не остановились ни перед какими препятствиями, когда благая весть о рождении Того, Кто сказал о Себе «Я есмь Путь и Истина и Жизнь», явилась им в виде звезды.
Дары волхвов Богу – золото, ладан и смирна. Иоанн Златоуст пишет, что они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов признание Христа Царем (приношение золота), Богом (приношение ладана) и Человеком, готовым умереть (приношение смирны).

АНГЕЛЫ
В верхней части композиции представлено ангельское воинство, славословящее и поющее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей.

ОМОВЕНИЕ ХРИСТА
В нижней части иконы представлено омовение младенца Христа, которое совершают две женщины (реже – одна). Повитуха была приведена в пещеру праведным Иосифом. Увидев чудесные роды, она позвала в пещеру другую женщину, Саломею, у которой все происходящее вызвало сомнение. Описание последующих событий читаем в Предании (Псевдо-Матфей): «И только протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне… и тогда предстал перед нею ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав, поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея».
Сцена омовения Христа Саломеей появляется в Рождественских композициях позднее самих изображений Рождества, одними из первых искусствоведы называют киворий из собора Сан-Марко в Венеции (V в.) и кафедру Максимилиана (550 г.). Вторая женщина (обычно изображена льющей воду в купель) иногда именуемая Зеломией.
Изображение купания Младенца вновь подчеркивает истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно видеть прообраз Крещения Господня.

ИОСИФ ОБРУЧНИК
Последний необходимый элемент иконографии Рождества — изображение сидящего в задумчивости Иосифа. Такая поза связана с его сомнениями после Благовещения.
Сомнения Иосифа в иконографии Рождества материализуются в фигуру старца в козлиных шкурах, стоящего над ним. Эта фигура вызывала и вызывает у исследователей множество споров. Одним этот странный старец кажется просто пастухом, пришедшим побеседовать с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия; другим – Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа, якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества Спасителя; третьим – пророком Исайей, предсказавшим рождение Младенца Девою (но против этого свидетельствует отсутствие нимба над его головой), четвертым – воплощением сомнений Иосифа в образе диавола (который иногда представляется с рожками или хвостиком). Последнее толкование самое распространенное. В таком случае кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом. В их этом диалоге, по мнению исследователей, показано столкновение двух миров: рационалистического, не желающего верить в чудо, а значит и в любые формы жизни духовной, и мира Духа, в котором человек неподвластен земным законам.

http://www.lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=16400






Иконография Рождества Христова

Рождество Христово, приход в наш мир Спасителя — важнейшее событие Священной Истории.

Ранние изображения этого События были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах.

Уже позднее, постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова.

Рождество Христово. Икона из праздничного ряда иконостаса. XVII век

Иконография Рождества Христова появилась, поскольку за основу взяты были Евангелия (о Рождестве рассказывается в Евангелии от Матфея и от Луки) и церковное Предание.

Среди различных византийских образцов можно назвать мозаику в монастыре Хосиос Лукас (Фокида, Греция, 1030-???0-е года), икона XII века из Синайского монастыря, фреску XIV века из церкви святых Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия).

Из Византии иконография Рождества Христова пришла на Русь. Из известных сегодня древних изображений можно назвать роспись в разрушенном фашистами храме Спаса на Нередице (1198 год), роспись в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря во Пскове (1156 год).

В общих чертах иконография Рождества Христова такова.

Иконография праздника Рождества Христова относится к многосюжетному типу – на одной иконе изображено сразу несколько сцен, посвященных одному событию.

Центральным изображением на иконе являются фигуры Божией Матери и Богомладенца Христа, Которые лежат в пещере (вертепе) – месте, где, согласно Евангелию, и родился Господь.

Богомладенец Иисус Христос изображается лежащим в яслях (кормушке для скота). Его окружают животные (осел и вол), которые, по преданию, присутствовали при рождении Спасителя и согревали своим дыханием Новорожденного. Также перед Господом изображаются склоненные волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары – золото, ладан и смирну.

Эти же волхвы изображаются в левом верхнем углу иконы – здесь они еще только находятся на пути к Вифлеему, следуя за светом звезды.

В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа.

Справа посредине образа изображаются пастухи, которые получили весть о рождении Спасителя от ангелов и, как и волхвы, поспешили к Вифлеемской пещере.

В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

В левом нижнем углу по обычаю пишутся сразу две фигуры: более крупно – праведный Иосиф, который сидит у ног Пресвятой Богородицы, мельче – фигура святого пророка Исайи, который еще в ветхозаветные времена предрек рождение Мессии от Девы.

В целом вся икона Рождества Христова пишется яркими красками, что отражает радость, торжество всего видимого и невидимого мира от того, что родился Спаситель.

Рождество Христово. Икона Андрея Рублева. 1405

Сложившаяся иконография Рождества Христова предполагает размещение в верхней части композиции ангельского воинства, славословящего Бога.

Внизу иконы можно увидеть сцену омовения Младенца и изображение Иосифа Обручника. В некоторых иконах около святого Иосифа изображается непонятный человек. Некоторые исследователи предполагают, что это бес, искушающий святого, вносящий в его душу сомнения по поводу происходящего.

Иконография Рождества Христова предполагает, что в композицию может входить и бегство Святого семейства в Египет.

Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Дионисия

В Русской церковном искусстве среди лучших примеров иконографии Рождества Христова — работы преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *