Рождество Пресвятой Богородицы история

Содержание

Тропарь Рождества Богородицы

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Перевод песнопения:

Рождение Твоё, Богородица Дева, возвестила радость всей вселенной: ибо через Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, и Он, разрушив проклятье, Дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам вечную жизнь.

Рождество — рождение; бо — ибо; клятва — проклятье; даде — дал; дарова — даровал; живот — жизнь.

Текст тропаря относится к V-VII векам и является самым древним из всех песнопений праздника. Он не раскрывает сюжет Рождества, но передаёт его значение глубже и шире по времени. Так, начальная фраза «радость возвести всей вселенней» показывает масштабность, важнейшую ценность рождения Богоматери для человечества. Об этом поётся на великой вечерне: «Начало нашего спасения, людие, днесь бысть» – в этот день явилось начало нашего спасения.

Дева Мария явилась Той, через которую смог прийти на землю Христос, «…была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим» (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 404).

Слова о Христе как о «Солнце правды» отсылают к ветхозаветному пророчеству Малахии, в котором говорится: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» – воссиявшее через Богородицу Светило разрушило проклятье первородного греха.

Кульминационные фразы всего песнопения – это два ярких противопоставления о Спасителе: разрушил проклятье – дал благословение, упразднил смерть – даровал вечную жизнь. Таким образом, события Рождества Богородицы показаны не только в событийном развитии, но и в эмоционально-смысловом.

Слушать песнопение:

Глас 4, обиходный распев:

Богородичные праздники

«Владимирская икона Божией Матери»

Богородичные праздники — дни годового богослужебного круга в исторических церквях, установленные в честь Пресвятой Богородицы.

Происхождение

Почитание различных дней памяти, связанных с именем Девы Марии начинается уже в ранней церкви. Большое влияние на их формирование по причине отсутствия в канонических Евангелиях подробностей её земной жизни оказали апокрифические евангелия детства, особенно Протоевангелие Иакова. Также влияние на формирование Богородичных праздников оказало почитание мест, связываемых верующими с её земной жизнью (например, со II века почиталось место Благовещения в Назарете, ещё до Первого Вселенского собора почитали гробницу Богородицы в Иерусалиме).

Особое развитие Богородичные праздники получают после IV века когда Рождество Христово начинают отмечать 25 декабря. Древнейшие проповеди на этот праздник (Зенона Веронского, Максима Туринского, папы Льва I и др.) прославляют Деву Марию, а впоследствии на следующий день после праздника Рождества Христова на востоке был установлен праздник Собора Пресвятой Богородицы (празднование закреплено на Шестом Вселенском соборе).

Первыми собственно Богородичными праздниками являются Благовещение (празднование установлено в IV веке) и Успение (с конца VI века). Рождество Богородицы стали праздновать с VII века, а Введение Богородицы во Храм с VIII века.

Православная церковь

В число Богородичных праздников в Православной церкви входят:

Название праздника Изображение Дата празднования Статус праздника Песнопение
Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября двунадесятый Тропарь, глас 4

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

День памяти святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы 9 (22) сентября малый Кондак, глас 2

Радуется ныне Анна, неплодства разрешившися соуз, и питает Пречистую, созывающи вся воспети Даровавшаго от чрева ея человеком едину Матерь и Неискусомужную.

Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря) двунадесятый Кондак, глас 4

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы 9 (22) декабря малый Тропарь, глас 4

Днесь безчадия узы разрешаются, Иоакима бо и Анну услышав, Бог паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу, из Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв, Ангелом повелев вопити Ей: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Собор Пресвятой Богородицы 26 декабря (8 января) малый Кондак, глас 6

Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся, на земли без отца воплотися днесь из Тебе. Тем же звезда благовествует волхвом, Ангели же с пастырьми поют несказанное Рождество Твое, Благодатная.

Благовещение 25 марта (7 апреля) двунадесятый Тропарь, глас 4

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Суббота Акафиста 5-я суббота Великого поста Кондак, глас 7

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

День освящения храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе пятница Светлой седмицы Тропарь, глас 4

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет — Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне 2 (15) июля малый Кондак, глас 4

Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая, даровала еси, священную ризу Твою, еюже священное тело Твое прикрывала еси, покрове всех человеков, еяже положение празднуем любовию и вопием со страхом Ти, Чистая: радуйся, Дево, христиан похвало.

Успение праведной Анны 25 июля (7 августа) малый Тропарь, глас 4

Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь, богомудрая Анно. Тем же к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище, в славе радующися, ныне преставилася еси, чтущим тя любовию прегрешений просящи очищение, присноблаженная.

Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа двунадесятый Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии 31 августа (13 сентября) малый Тропарь, глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Тем же молим Тя мир граду Твоему даровати и душам нашим велию милость.

Также особые празднования установлены в честь почитаемых богородичных икон. Относительно праздника Сретения Господня отмечают, что он по своим богослужебным особенностям также может считаться Богородичным праздником.

В Русской церкви к Богородичным праздникам относится Покров Пресвятой Богородицы 1 (14) октября, который по своим богослужебным особенностям соответствует двунадесятому празднику, но не имеет такого статуса и относится к великим.

Богослужение на двунадесятые Богородичные праздники имеет свои особенности по сравнению с Господскими двунадесятыми праздниками. Перед ними также совершается всенощное бдение, но если праздник выпадает на будние дни и на субботу, то служится служба празднику, если на воскресенье, то происходит соединение двух служб — Богородичной и воскресной. Ряд Богородичных праздников сопровождается днями предпразднства и попразднства.

Католическая церковь

В Католической церкви отмечаются некоторые из Богородичных праздников, существующих в православии, а также существует ряд собственных праздников. Богородичные праздники могут иметь статус торжества (высший ранг), праздника или памяти.

Название праздника Изображение Дата празднования Статус праздника Песнопение
Торжество Пресвятой Богородицы 1 января торжество Входное песнопение

Радуйся, Матерь Святая, родившая миру Владыку; Он на земле и на небе Царь во веки веков

Благовещение 25 марта торжество Коллекта

Боже, Ты соблаговолил, чтобы Слово Твоё во чреве Девы Марии восприняло человеческую плоть; сподобь нас, исповедующих Искупителя нашего как Бога и Человека, стать общниками Его Божественного естества.

Посещение Девой Марией Елизаветы 31 мая праздник Коллекта

Всемогущий, вечный Боже, Ты вдохновил Пресвятую Деву Марию, носившую во чреве Сына Твоего, посетить Елизавету; молим Тебя, чтобы и мы, вдохновлённые Твоим Духом, вместе с Богородицей всегда могли величать Тебя.

Праздник Непорочного Сердца Марии на тринадцатый день
после Дня Святой Троицы
память Входное песнопение

Сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня.

день памяти Её родителей святых Иоакима и Анны 26 июля память Входное песнопение

Восхвалим святых Иоакима и Анну, родителей Пресвятой Богородицы, Приснодевы Марии, ибо Господь дал им благословение, которого ожидали все народы

Успение и Вознесение Девы Марии 15 августа торжество Входное песнопение

Славное возвещается о Тебе, Мария, ибо ныне возносишься над хором ангельским и вовеки торжествуешь с Христом

Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября праздник Входное песнопение

Будем с радостью праздновать Рождество Пресвятой Богородицы, ибо из неё взошло Солнце правды — Христос, Бог наш.

Дева Мария Скорбящая 15 сентября память Входное песнопение

Сказал Симеон Марии: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе самой оружие пройдёт душу.

Пресвятая Дева Мария Розария 7 октября память Коллекта

Просим Тебя, Господи Боже, исполни Твоей благодати сердца наши. Из ангельского благовестия узнали мы о воплощении Сына Твоего; через Его страдания и Крест приведи нас ради заступничества Пресвятой Девы Марии к славе Его воскресения.

Введение Богородицы во храм 21 ноября память Коллекта

Господи, мы чтим славную память Пресвятой Богородицы и молим Тебя, по Её заступничеству удостой нас полноты благодати Твоей.

Непорочное зачатие Девы Марии 8 декабря торжество Коллекта

Боже, непорочным зачатием Девы Марии Ты приготовил достойную обитель для Сына Твоего и заслугами смерти Её Сына, которую Ты предвидел, уберёг Её от всякого порока. Просим Тебя, ради Её заступничества сохрани и нас в чистоте, чтобы мы удостоились прийти к Тебе.

Праздник Сретения Господня также иногда причисляют к числу Богородичных праздников, второе название этого праздника в католичестве — «Очищение Марии». Праздник Благовещения считается как Богородичным праздником, так и праздником, посвящённым Спасителю, в связи с чем на равных употребляются два названия «Благовещение Девы Марии» и «Благовещение Господа Иисуса Христа». Существуют также праздники в честь некоторых признанных церковью явлений Девы Марии, наиболее известные из них — Дева Мария Лурдская (11 февраля), Дева Мария Фатимская (13 мая) и Дева Мария Гваделупская (12 декабря). На богослужениях в Богородичные праздники вне зависимости от их статуса духовенство носит облачения белого, праздничного цвета.

См. также

  • Христианские праздники
  • Православные праздники
  • Двунадесятые праздники
  • Господские праздники
  • Непереходящие праздники
  • Переходящие праздники

Примечания

  1. Порядок приведён по церковному календарю то есть начиная с 1 (14) сентября.
  2. Сретение Господне // Иоанн (Маслов). Конспект по литургике Архивная копия от 17 января 2010 на Wayback Machine

Литература

  • Ткаченко А. А., Лукашевич А. А. Богородичные праздники // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. 5. — С. 509–512. — ISBN 5-89572-010-2.

Даты празднования икон Божией Матери

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы — оглавление.
  • Земная жизнь Пресвятой Богородицы Образ Богородицы в Русской иконографии
  • Иконография Богородицы Акафисты иконам Пресвятой Богородицы
  • Перед какой иконой Божией Матери о чем молятся
  • А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
    Январь • Февраль • Март • Апрель • Май • Июнь • Июль • Август • Сентябрь • Октябрь • Ноябрь • Декабрь

    2 января (20 декабря по старому стилю)

    Леньковская (Новгород-Северская, «Спасительница утопающих»)

    Новодворская

    8 января (26 декабря по старому стилю)

    Барловская «Блаженное Чрево»

    Виленская (Остробрамская)

    «Милостивая» (Киккская)

    «Трёх радостей»

    24 января (11 января по старому стилю)

    Елецкая

    25 января (12 января по старому стилю)

    «Акафистная»

    «Млекопитательница»

    3 февраля (21 января по старому стилю)

    Ватопедская («Отрада» или «Утешение»)

    «Ктиторская»

    7 февраля (25 января по старому стилю)

    «Утоли моя печали»

    10 февраля (28 января по старому стилю)

    Суморинская-Тотемская

    18 февраля (5 февраля по старому стилю)

    «Взыскание погибших»

    Дивногорская (Сицилийская)

    Елецкая-Черниговская

    23 февраля (10 февраля по старому стилю)

    «Огневидная»

    25 февраля (12 февраля по старому стилю)

    Иверская

    28 февраля (15 февраля по старому стилю)

    Виленская

    Далматская

    5 (6) марта (21 февраля по старому стилю)

    Козельщанская

    13 марта (29 (28) февраля по старому стилю)

    Девпетерувская

    15 марта (2 марта по старому стилю)

    «Державная»

    16 марта (3 марта по старому стилю)

    Волоколамская

    18 марта (5 марта по старому стилю)

    «Воспитание»

    19 марта (6 марта по старому стилю)

    «Благодатное Небо»

    Шестоковская

    Ченстоховская

    20 марта (7 марта по старому стилю)

    «Споручница грешных»

    21 марта (8 марта по старому стилю)

    «Знамение» Курская-Коренная

    22 марта (9 марта по старому стилю)

    Албазинская «Слово плоть бысть» («Знамение»)

    25 марта (13 марта по старому стилю)

    Лиддская (на столпе в Лидде)

    27 марта (14 марта по старому стилю)

    Феодоровская

    1 апреля (19 марта по старому стилю)

    «Умиление» Смоленская

    6 апреля (24 марта по старому стилю)

    «Тучная Гора»

    7 апреля (25 марта по старому стилю)

    «Благовещение Пресвятой Богородицы»

    16 апреля (3 апреля по старому стилю)

    «Неувядаемый Цвет»

    25 апреля (12 апреля по старому стилю)

    Белыничская

    Муромская

    27 апреля (14 апреля по старому стилю)

    Виленская

    29 апреля (16 апреля по старому стилю)

    Ильинская (Черниговская)

    Тамбовская (Уткинская)

    1 мая (18 апреля по старому стилю)

    Максимовская

    3 мая (20 апреля по старому стилю)

    Кипрская

    7 мая (24 апреля по старому стилю)

    Молченская

    8 мая (25 апреля по старому стилю)

    Цареградская

    14 мая (1 мая по старому стилю)

    Андрониковская

    «Нечаянная Радость»

    Царевококшайская («Мироносицкая»)

    15 мая (2 мая по старому стилю)

    Путивльская

    16 мая (3 мая по старому стилю)

    Свенская (Печерская)

    Печерская (с предстоящими Антонием и Феодосием)

    «Успение» Киево-Печерская

    17 мая (4 мая по старому стилю)

    Старорусская

    18 мая (5 мая по старому стилю)

    «Неупиваемая Чаша»

    20 мая (7 мая по старому стилю)

    Жировицкая

    Любечская

    23 мая (10 мая по старому стилю)

    Киево-Братская

    27 мая (14 мая по старому стилю)

    Ярославская (Печерская)

    3 июня (21 мая по старому стилю)

    Владимирская

    Владимирская (Заоникиевская)

    Владимирская (Красногорская или Черногорская)

    Владимирская (Оранская)

    Владимирская («Умиление» Псково-Печерская)

    10 июня (28 мая по старому стилю)

    Галичская (Чухломская)

    Никейская («Бысть чрево Твое Святая Трапеза»)

    11 июня (29 мая по старому стилю)

    «Споручница грешных»

    15 июня (2 июня по старому стилю)

    Киево-Братская

    18 июня (5 июня по старому стилю)

    Игоревская

    19 июня (6 июня по старому стилю)

    Пименовская

    21 июня (8 июня по старому стилю)

    Урюпинская

    Ярославская

    24 июня (11 июня по старому стилю)

    «Достойно есть» («Милующая»)

    1 июля (18 июня по старому стилю)

    Боголюбская

    Боголюбская (Зимаровская)

    Боголюбская (Московская)

    «У источника» Пюхтицкая

    3 июля (20 июня по старому стилю)

    Моденская (Косинская)

    6 июля (23 июня по старому стилю)

    Владимирская

    Владимирская (Заоникиевская)

    Владимирская («Умиление» Псково-Печерская)

    «Вратарница» («Неугасимая Свеча»)

    9 июля (26 июня по старому стилю)

    Лиддская (Римская)

    Нямецкая

    «Одигитрия» Седмиезерная

    Тихвинская

    11 июля (28 июня по старому стилю)

    «Троеручица»

    12 июля (29 июня по старому стилю)

    Касперовская

    13 июля (30 июня по старому стилю)

    Балыкинская

    Горбаневская

    15 июля (2 июля по старому стилю)

    Ахтырская

    Пожайская

    Феодотьевская

    17 июля (4 июля по старому стилю)

    Галатская

    18 июля (5 июля по старому стилю)

    «Экономисса»

    19 июля (6 июля по старому стилю)

    Казанская (Богородско-Уфимская)

    20 июля (7 июля по старому стилю)

    Влахернская

    21 июля (8 июля по старому стилю)

    «Благовещение Пресвятой Богородицы» (Устюжская)

    Казанская

    Казанская (Высочиновская)

    Казанская (Вышенская)

    Казанская (Вязниковская)

    Казанская (Каплуновская)

    Казанская (Нижнеломовская)

    Казанская (Пензенская)

    Казанская (Песчанская)

    Казанская (Тамбовская)

    Казанская (Тобольская)

    Казанская (Чимеевская)

    Казанская (Ярославская)

    22 июля (9 июля по старому стилю)

    Кипрская (Стромынская)

    Колочская

    23 июля (10 июля по старому стилю)

    Коневская («Голубицкая»)

    24 июля (11 июля по старому стилю)

    Барколобовская

    Оковецкая (Ржевская)

    25 июля (12 июля по старому стилю)

    «Троеручица»

    29 июля (16 июля по старому стилю)

    Чирская (Псковская)

    30 июля (17 июля по старому стилю)

    Святогорская

    2 августа (20 июля по старому стилю)

    Абалацкая («Знамение»)

    Галичская (Чухломская)

    5 августа (23 июля по старому стилю)

    «Всех скорбящих Радость» (с грошиками)

    Почаевская

    10 августа (28 июля по старому стилю)

    Гребневская

    «Одигитрия» Воронинская

    «Одигитрия» Выдропусская

    «Одигитрия» Игрицкая

    «Одигитрия» Костромская

    «Одигитрия» Седмиезерная

    «Одигитрия» Сергиевская (в Лавре)

    «Одигитрия» Смоленская

    «Одигитрия» Супрасльская

    «Одигитрия» Устюженская

    «Одигитрия» Христофоровская

    «Одигитрия» Шуйская

    «Одигитрия» Югская

    «Умиление» Серафимо-Дивеевская

    21 августа (8 августа по старому стилю)

    Толгская

    26 августа (13 августа по старому стилю)

    Минская

    «Семистрельная»

    «Страстная»

    27 августа (14 августа по старому стилю)

    «Беседная»

    Нарвская

    28 августа (15 августа по старому стилю)

    «Успение Пресвятой Богородицы»

    «Успение» Киево-Печерская

    «Успение» Овиновская

    «Успение» Псково-Печерская

    «Успение» Пюхтицкая

    «Успение» «Семигородная»

    Ацкурская

    Бахчисарайская

    Владимирская (Ростовская)

    Влахернская (Грузинская)

    Гаенатская

    Галичская (Чухломская)

    Моздокская

    «София – Премудрость Божия» (Новгородская)

    Сурдегская

    Тупичевская

    Цилканская

    29 августа (16 августа по старому стилю)

    Феодоровская

    30 августа (17 августа по старому стилю)

    Свенская (Печерская)

    31 августа (18 августа по старому стилю)

    «Всецарица»

    1 сентября (19 августа по старому стилю)

    Донская

    4 сентября (22 августа по старому стилю)

    Грузинская

    6 сентября (24 августа по старому стилю)

    Петровская

    8 сентября (26 августа по старому стилю)

    Владимирская

    Владимирская («Умиление» Псково-Печерская)

    14 сентября (1 сентября по старому стилю)

    Александрийская

    «Всеблаженная»

    Миасинская

    Черниговская Гефсиманская

    15 сентября (2 сентября по старому стилю)

    Калужская

    16 сентября (3 сентября по старому стилю)

    Писидийская

    17 сентября (4 сентября по старому стилю)

    «Неопалимая Купина»

    19 сентября (6 сентября по старому стилю)

    Арапетская (Аравийская)

    Киево-Братская

    21 сентября (8 сентября по старому стилю)

    «Рождество Пресвятой Богородицы»

    «Рождество Пресвятой Богородицы» Глинская

    «Рождество Пресвятой Богородицы» Исааковская

    «Рождество Пресвятой Богородицы» Лукиановская

    «Рождество Пресвятой Богородицы» Сямская

    Домницкая

    «Знамение» Курская-Коренная

    Леснинская

    Почаевская

    «София – Премудрость Божия» (Киевская)

    Холмская

    24 сентября (11 сентября по старому стилю)

    Каплуновская (Казанская)

    27 сентября (14 сентября по старому стилю)

    Леснинская

    28 сентября (15 сентября по старому стилю)

    Новоникитская

    29 сентября (16 сентября по старому стилю)

    «Призри на смирение»

    30 сентября (17 сентября по старому стилю)

    Макарьевская

    Цареградская

    1 октября (18 сентября по старому стилю)

    Молченская

    Старорусская

    «Целительница»

    6 октября (23 сентября по старому стилю)

    Словенская

    7 октября (24 сентября по старому стилю)

    Мирожская

    14 октября (1 октября по старому стилю)

    Барская

    Браиловская

    Гербовецкая

    Касперовская

    Люблинская

    Псково-Покровская

    20 октября (7 октября по старому стилю)

    Псково-Печерская «Умиление» (Владимирская)

    22 октября (9 октября по старому стилю)

    Корсунская

    25 октября (12 октября по старому стилю)

    Иерусалимская

    Калужская

    «Одигитрия» Ярославская

    Рудненская

    Филермская

    26 октября (13 октября по старому стилю)

    Иверская

    «Одигитрия» Седмиезерная

    27 октября (14 октября по старому стилю)

    Яхромская

    28 октября (15 октября по старому стилю)

    «Спорительница хлебов»

    30 октября (17 октября по старому стилю)

    «Избавительница»

    «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»

    4 ноября (22 октября по старому стилю)

    Андрониковская

    Казанская

    6 ноября (24 октября по старому стилю)

    «Всех скорбящих Радость»

    12 ноября (30 октября по старому стилю)

    Озерянская

    15 ноября (2 ноября по старому стилю)

    «Одигитрия» Шуйская

    20 ноября (7 ноября по старому стилю)

    «Взыграние» Угрешская

    22 ноября (9 ноября по старому стилю)

    «Скоропослушница»

    25 ноября (12 ноября по старому стилю)

    «Милостивая» (Киккская)

    28 ноября (15 ноября по старому стилю)

    Купятицкая

    2 декабря (19 ноября по старому стилю)

    «В скорбех и печалех Утешение»

    4 декабря (21 ноября по старому стилю)

    «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

    10 декабря (27 ноября по старому стилю)

    «Знамение»

    «Знамение» Абалацкая

    «Знамение» Верхнетагильская

    «Знамение» «Корчемная»

    «Знамение» Курская-Коренная

    «Знамение» Серафимо-Понетаевская

    «Знамение» Царскосельская

    20 декабря (7 декабря по старому стилю)

    Владимирская (Селигерская)

    22 декабря (9 декабря по старому стилю)

    «Нечаянная Радость»

    Открытки сказочное рождество


    Рождество. Прекрасный праздник этот
    Счастье нам огромное несет,
    Пусть сегодня знает вся планета –
    Рождество по ней, скользя, идет.
    За окном снежинки серебрятся,
    В доме всем уютно и тепло !
    Пусть мечты скорей осуществятся,
    Вам желаю счастья в Рождество !

    Feathered Friends


    Рождественские Дни идут,
    Прекрасные, красивые,
    Их люди с нетерпеньем ждут,
    Пусть будут все Счастливые !
    Пусть каждый Час и каждый Миг
    Мечты осуществляются,
    Чтоб к Счастью человек привык,
    Пусть лучшее случается !

    Ruth Sanderson. Holiday Mail


    Желаю я на Рождество
    Удачи, радости большой,
    И чтобы это Торжество
    Вселило в душу Вам покой,
    Любовь, и веру в чудеса,
    Хочу здоровья пожелать!
    Пускай подарят небеса
    Все то, о чем могли мечтать!
    (Солдатова Мария)

    Sam Timm. Countryside Cardinals

    Пускай Мечты сбываются,
    Пусть в это Рождество
    Все лучшее случается,
    И чтобы Вам везло !
    Неимоверной радости
    Хочу я пожелать,
    И яркой жизни сладости
    Скорее Вам вкушать!

    Sam Timm. Winter Afternoon

    Рождественские Дни настали,
    Тебе пусть Счастье принесут !
    Желаю, чтобы процветали
    Все те, кто Этот праздник ждут !
    Пускай хорошее случится,
    Пускай везет всегда в судьбе,
    Мечта быстрей осуществится,
    Желаю лучшего Тебе !

    Abraham Hunter. A Winter’s Silent Night

    Robert Duncan. Christmas Tree

    Donna Race

    Donna Race

    George Kovach. Christmas Red

    Gerg Olsen. Spirit of Christmas

    Greg Olsen. The Reason for the Season

    Greg Olson. Christmas Eve Touchup

    Jack Sorenson. St. Nicks Express

    Jack Sorenson. The Horse with Christmas Spirit

    Jack Sorenson. Upon the Highest Bough

    Jan Brett. Santa’s Toys

    Kevin Walsh. Christmas Market

    Kevin Walsh. Christmas Panorama

    Kevin Walsh. Christmas Appeal

    Kevin Walsh. Nearly Home

    Kevin Walsh. Santa’s Here

    Thomas Kinkade A Victorian Christmas Carol

    Laura Diehl

    Lee Stoncek. An Olde Fashioned Christmas

    Parker Fulton. Frosty Friends

    Ray Gresswell

    Richard De Wolfe. Star of Wonder

    Robin Pushay

    Ruth Sanderson

    Ruth Sanderson

    Sam Timm. Holiday Sleigh Ride

    Santa

    Sarah Bengry

    Scott Gustafson. Up,Up & Away

    Tom Browning

    Susan Brabeau

    Tom Newsom

    Tom Newsom

    Tom Newsom

    Святая Анна, бабушка Иисуса Христа (богопраматерь)

    Святая Анна

    ист: www.ru.wikipedia.org / 1 www.ru.wikipedia.org / 2

    Святая Анна (ивр. — «милость», «благодать») — в христианской традиции мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (богопраматерь), жена святого Иоакима, родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака.

    РОЖДЕНИЕ ДЕВЫ МАРИИ

    Анна была младшая дочь священника Матфана из первосвященнического рода Аарона и жена святого Иоакима. По отцу она была из колена Левина, а по матери — из колена Иудина.

    Супруги жили в Назарете Галилейском. Несмотря на то, что пара была уже давно жената («пятьдесят лет жили в супружестве»), детей у них не было. Однажды когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву так как он «не создал потомства Израилю», то он удалился в пустыню, где ему явился ангел с вестью, что вскоре его немолодая жена родит дочь. (Данный сюжет калькирует многие другие библейские истории о пожилых бесплодных парах, ср. Авраам и Сарра; Захария и Елисавета, а также рождение пророка Самуила у бездетной Анны). Обрадованный, он решил вернуться домой; обрадованная Анна встретила мужа у Золотых ворот Иерусалима. Благая весть оказалась правдой, Анна зачала и 8 сентября, около 16—15 г до н. э. родила Марию.
    Католицизм отмечает в качестве праздника и 8 декабря — день зачатия девы Марии, которое римская-католическая церковь считает непорочным, трактуя это в том смысле, что на Марию не перешёл первородный грех, но отнюдь не в том, чтобы она, подобно Иисусу, была зачата бессеменным образом. (Основная статья Непорочное зачатие Девы Марии). Согласно доктрине францисканцев, зачатие Девы Марии произошло в результате объятия и поцелуя у Золотых Ворот, и это чудо явилось первым актом Божественного Спасения.

    ДЕТСТВО БОГОРОДИЦЫ

    По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении младенца, ей было дано имя, указанное ангелом Божиим — Мария. Родители из благодарности Господу пообещали отдать ребенка в Храм.
    Предание говорит, что когда девочке исполнилось шесть месяцев, Анна поставила её на землю, чтобы посмотреть, может ли та стоять. Мария сделала семь шагов и возвратилась в руки матери. Поэтому Анна решила, что дочь не будет ходить по земле, пока её не введут в храм Господень. «Анна устроила особое место в спальне дочери, куда не допускалось ничто нечистое, и призвала непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за младенцем».

    Введение Марии во храм

    Когда Марии исполнился год, Иоаким устроил пир, на который собрал священников, старейшин и много народа, и принес в это собрание Марию, прося всех благословить Ее. «Бог отцов наших, благослови Младенца Сего и дай Ему имя славное и вечное во всех родах», — таково было благословение священников. Анна же радостно прославляла Бога, что Он разрешил ее неплодие и «отъял поношение врагов ее». Еще через год Иоаким думал исполнить над Марией обет посвящения Ее Богу, но Анна, боясь, что в храме дитя соскучится по дому, и желая подольше удержать Ее при себе, уговорила мужа отсрочить на один год его намерение.

    Мария была введена в Храм в возрасте трех лет. Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень, и, к всеобщему изумлению, трехлетняя Мария без посторонней помощи взошла на самый верх, где её принял первосвященник Захария.

    Мадонна с младенцем и святой Анной». Картина Дюрера

    ОБРУЧЕНИЕ С ИОСИФОМ

    По достижении совершеннолетия Мария не могла остаться при храме, и для неё традиционным обрядом был избран супруг, охраняющий её и уважавший её обет — выбранный из колена Давида престарелый Иосиф Обручник. По другой версии это произошло, когда ей было 14 лет, по инициативе первосвященника. Причём Иосиф был избран из числа прочих женихов, так как его посох чудесным образом расцвёл.

    СМЕРТЬ АННЫ

    Согласно православной версии жития, святой Иоаким преставился через несколько лет по введении дочери во храм, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 79-ти лет, через два года после него, проведя их при храме рядом с дочерью. Память Успения праведной Анны 25 июля (7 августа).
    Захоронены Иоаким и Анна вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.
    В западной традции встречаются упоминания того, что Анна после смерти Иоакима ещё дважды успела выйти замуж и родить детей, а также что она присоединилась к Святому семейству в Египте после его бегства и занималась воспитанием внука — из чего следует, что данные легенды считают её моложе и датируют её смерть более поздним временем.

    Семья святой Анны. В центре расположена дева Мария, слева от нее Анна с книгой в руках, с тремя своими мужьями позади

    СЕМЬЯ СВЯТОЙ АННЫ

    Происхождение Анны из колена Левия, из рода первосвященника Аарона важно для христиан, так как её браком с Иоакимом (из колена Иуды из рода Давида) и рождением Марии, таким образом, соединяются две важнейшие сакральные генеалогические линии иудейского Священного Писания — царская и мессианская линия Давида и священническая — Аарона («ибо, согласно христианским представлениям, они объединяются в Иисусе Христе как Мессии и одновременно Небесном Первосвященнике, или Иерее»).
    Хотя в Евангелиях о ближайших родственниках Марии и её матери Анны говорится достаточно мало, малодостоверная, но значимая внебиблейская традиция приписывает Анне многочисленное потомство, в частности, по той причине, что Анна, оставшись вдовой после смерти Иоакима, будто бы ещё дважды выходила замуж (по «Золотой легенде») и имела ещё двух дочерей, также получивших имя Мария.
    В различных версиях родословное древо может разнится (см. проблему Сродников Господних). Его основной вариант, лёгший в основу западной иконографии Святой родни:

    Детям о Рождестве Пресвятой Богородицы

    Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.

    Очень давно, больше двух тысяч лет назад, в Палестине, в Галилее, в маленьком городке Назарете, жили муж и жена — Иоаким и Анна. Происходили они из древних и знатных родов и глубоко верили в Бога. Семья была довольно зажиточная (Иоаким владел большими стадами овец), но жили они очень скромно — большую часть доходов жертвовали на Иерусалимский храм и раздавали беднякам.

    И все же Господь послал Иоакиму и Анне нелегкое испытание — у них не было детей. Добрые супруги очень переживали и не переставали молить Господа, чтобы Он даровал им дитя: ведь семья без детей не семья. Да и, кроме того, как и все иудеи, они знали по предсказаниям, что из рода царя Давида (из рода Иоакима!) скоро должен родиться Спаситель мира.

    А в то время считалось, что если у людей нет детей, то они — грешники и так наказывает их Господь за грехи. Поэтому-то соседи Иоакима и Анны частенько подсмеивались и осуждали их. Но супруги старались не обижаться на злые и несправедливые слова и по-прежнему жили праведно и горячо молились Господу. И вот, когда даже надежда уже почти оставила Иоакима и Анну, Господь вознагадил их за долготерпение и веру.

    Наступил один из больших праздников. Как и все мужчины, старец Иоаким направился в Иерусалим, чтобы принести жертву Господу в храме. Он принес богатые дары, но священник Иссахар в этот раз не принял его жертву. Он сказал Иоакиму, что да бездетного, а значит, грешного человека неприятен Богу. Громко сказанные жестокие и несправедливые слова вызвали насмешки находившихся в храме людей. Сердце несчастного Иоакима пронзило такой болью, что казалось, оно сейчас разорвется. Не глядя ни на кого, в глубокой печали, он поспешно покинул храм…

    Иоаким не заметил, как оказался в пустынном месте. «Не вкушу никакой пищи, не возвращусь в дом свой, пока не услышит меня Господь Бог, — решил бедный Иоаким. — Пусть слезы мои будут мне пищей, а пустыня — домом моим…» Здесь, в пещере, где укрывались в непогоду пастухи, сорок дней и ночей оплакивал он свое горе и молился Господу.

    Весть о том, что священник не принял жертву Иоакима, а сам он куда-то исчез, долетела и до Анны. Всем сердцем ощутила она боль мужа и не смогла сдержать слез. «Теперь, — всхлипывала Анна, — я несчастнее всех: Богом оставлена и мужем забыта!» Долго плакала она… Но вот до ее слуха донеслось птичье пение. Обернувшись, Анна увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с неоперившимися птенцами. Их кормила маленькая птичка.

    Еще сильнее полились слезы у бедной женщины. «Я самая грешная из всех! Другие носят на руках детей своих, лишь одна я лишена этого утешения! От других принимают дары в храм Божий, и оказывают им уважение за то, что у них есть дети. Одна я отвержена от храма Бога моего! Горе, горе мне! Воззри же, Господи, на меня и услыши наконец плач мой и молитвы мои!»

    И… о чудо! Плачущая Анна увидела Ангела, который произнес: «Анна! Господь услышал твои молитвы. Ты родишь Дочь и назовешь Ее Марией, что значит «госпожа, надежда». Ею даруется спасение всему миру». Ангел велел Анне идти в Иерусалим, где у Золотых ворот храма она встретит своего мужа. Изумленная Анна едва смогла вымолвить в ответ: «Жив Господь Бог мой!»

    Немного времени потребовалось ей на сборы — и вот она уже в Иерусалиме. В указанном месте жену ждал взволнованный Иоаким. Оказывается, и с ним случилось чудо: ему тоже явился Ангел и сказал: «Господь принял твои молитвы, Иоаким: у вас родится Дочь на радость всему миру. Иди же в Иерусалим — там у Золотых ворот ты встретишь свою жену». Потрясенные Иоаким и Анна не верили своему счастью! Немного придя в себя от радости, они дали обещание посвятить будущего ребенка Богу.

    А когда на деревьях зазолотились листья и наступила осень, у праведной четы родилась долгожданная Дочка. И это было чудом — ведь Иоаким и Анна были уже очень пожилыми людьми. Но Богу подвластно все, недаром Его называют Всемогущим. Девочку, как и сказал Ангел, назвали Марией.

    Иоаким и Анна нежно любили свою Дочь, они не могли нарадоваться на Нее. Помня слова Ангела о том, что их маленькой Дочурке предстоит великое будущее, счастливые родители просто благоговели перед Ней.

    Теперь уже и соседи радовались за Иоакима и Анну. Они поняли, как были неправы, что обижали таких хороших людей. Но никто из них не мог себе и представить, что эта славная Девочка через несколько лет станет Матерью Самого Спасителя рода человеческого.

    По книге «Сегодня праздник». О.Глаголева, Е.Щеглова. Издание Валаамского Спасопреображенского монастыря, 2006

    Тропарь, кондак и величание РОЖДЕСТВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

    С.Высоцкая. Рождество Богородицы

    Коротко о празднике: Рождество Пресвятой Богородицы

    В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.

    Дата: 21 сентября
    Статус: двунадесятый праздник

    История:

    О Рождестве Пресвятой Богородицы, которое, как сказано в тропаре праздника, «возвестило радость всей вселенной», мы знаем из «Протоевангелия Иакова» Апокриф II века. (Апокрифы — тексты, посвященные событиям и лицам Священной истории, которые не был включены Церковью в библейский канон. Часть апокрифов, хоть и не вошли в новозаветный канон, явно несут в себе следы устного предания первых христиан. «Протоевангелием» этот текст был назван потому, что события, описанные в нем, предшествуют рождению Христа.— Ред.).

    Кликните, чтобы открыть большое изображение

    Родители Богородицы, Иоаким и Анна, были людьми благочестивыми и жили в любви друг ко другу. Одно только несчастье омрачало их жизнь: за долгие годы брака у них так и не родился ребенок.

    Иудеи помнили пророчества о том, что Мессия произрастет от семени Авраама. Именно поэтому в каждой семье рождение ребенка воспринималось как шанс стать причастным к Тому, Кого весь Израиль ожидал уже не одно тысячелетие. Если же брак был бездетным, то евреи полагали, что супруги чем-то прогневали Бога.

    Однажды Иоаким, будучи уже в престарелом возрасте, пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву. Там к нему с укоризной обратился некий иудей по имени Рувим: «Нельзя тебе приносить дары, ибо ты не создал потомства Израилю». Слова эти глубоко ранили праведника, так что он, выйдя из храма, не пошел к своей жене, а отправился в пустыню, где сорок дней и сорок ночей находился в непрестанной молитве и посте.

    Анна же, когда узнала о том унижении, которое претерпел ее муж в храме, стала усердно молиться, прося Бога смилостивиться над ними.
    По прошествии же сорока дней явился ей ангел и сказал: «Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». «Жив Господь Бог мой! — ответила Анна, — И если я рожу дитя, отдам его в дар Господу, и оно будет служить Ему всю жизнь». Затем ангел явился в пустыне и Иоакиму, обратившись к нему со словами: «Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем».

    Они встретились у городских ворот. Анна, заметив приближающегося мужа, побежала к нему навстречу и крепко обняла его, они вместе отправились в храм, где принесли Богу щедрую жертву в знак благодарности. А через девять месяцев в благочестивом семействе появилась девочка, которую назвали Марией. Именно ей предстояло родить Того, Кого так долго ждал народ Израиля, Кто сотрет главу змея (Быт 3:15), победит смерть и даст возможность каждому обрести вечную жизнь.

    6 фактов о празднике:

    1. История празднования

    Нажмите чтобы перевернуть

    2. Дом, в котором родилась Богородица

    Нажмите чтобы перевернуть

    3. Кто такие богоотцы?

    Нажмите чтобы перевернуть

    4. Храм в Углу

    Нажмите чтобы перевернуть

    5. Откуда мы знаем про Рождество Богородицы

    Нажмите чтобы перевернуть

    6. Кто такие Иоаким и Анна?

    Нажмите чтобы перевернуть

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *