Рукопись на папирусе

Пергамент

Рукопись эпохи Меровингов, VII век н. э. У этого термина существуют и другие значения, см. Пергамент (значения). Не следует путать с Пергамин.

Перга́мент (в работах по истории и источниковедению обычно перга́мен; нем. Pergament, от греч. Πέργαμον, Пергамон) — материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древние рукописи на таком материале.

Этимология

Материал «пергамент» назван по имени города Пергам в Малой Азии, где во II веке до н. э. имел широкое применение. В профессиональной среде историков в основном употребляется слово пергамен, от лат. Pergamen.

История

По свидетельству греческого историка V века до н. э. Ктесия, кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Оттуда она под именем «дифтера» (διφθέρα) рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.

По свидетельству Плиния Старшего, во II в. до н. э. цари Египта, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем δέρμα, σωμάτιον а позднее, по месту главного производства — περγαμηνή (у римлян — membrana, с IV в. н. э. — pergamena). Легендарным изобретателем пергамента считается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).

У евреев пергамент известен под названием «гевиль», как канонический материал для записи рукописных свитков Торы (Сефер Тора). На более распространённом виде пергамента «клаф» (он же велень от лат. vellum) пишутся также отрывки из Торы для тефиллин и мезуз. Ещё один вид пергамента духсустус (ивр.דוכסוסטוס), изготовляемый из нижних слоев кожи (спилка), использовался только для мезуз. Однако с развитием индустрии скотобоен, когда шкуры стали доступнее, этот вид пергамента перестал использоваться ввиду его низкого качества. Для написания еврейских священных свитков могут использоваться исключительно шкуры кошерных видов животных.

В период зарождения печатного дела был короткий период, когда пергамент и бумага использовались взаимозаменяемо. Большая часть Библии Гутенберга отпечатана на бумаге, однако сохранились и пергаментные версии.

Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объём производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. С тех пор и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками, для книгоиздания же — лишь в исключительных случаях.

Изготовление

Изготовление пергамента, Германия, 1568 г.

В монастырском книжном обиходе средних веков пергаменные кодексы постепенно вытеснили папирусные свитки. С IV в. н. э. уже был распространён обычай писать богослужебные книги на пергаменте, и в Средние века для этой цели папирус почти не употреблялся.

Средние века знали два основных сорта пергамена: собственно пергамен (лат. pergamen) и веллум (фр. velin от vellum). Для изготовления пергамена использовались шкуры овец, баранов, телят, свиней и других животных. На велень шли шкуры новорождённых и особенно мертворождённых ягнят и телят. На юге Европы в Средние века использовали козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно телячьими. Из ослиной кожи пергамент не выделывался.

Пергамен был толще и грубее велени, но раннее Средневековье практически не знало велени — его начали широко применять в производстве книг только с конца XII в.

Вне зависимости от того, какие шкуры использовались, мастера-пергаменщики начинали с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жёсткого волоса. После этого шкуры подвергали золению, то есть длительному вымачиванию в известковом растворе. В извести шкуры выдерживали от трёх до десяти дней в зависимости от температуры окружающего воздуха, а затем промывали в воде. Это облегчало удаление волоса.

После выпадения волосяного покрова шкуры натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от дермы нижний слой шкуры — подкожную клетчатку. Эта операция производилась при помощи полукруглых ножей. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой.

При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жиры, не удалённые при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету, и предотвращал растекание туши. Для отбеливания пергамента в него втирали муку, белки или молоко.

В Российской национальной библиотеке хранится рукопись святого Августина, писаная на превосходном, мягком и тонком, почти белом пергаменте, выделка которого представляет своего рода совершенство.

К писцам и художникам пергамент поступал разрезанным и, как правило, собранным в тетради. Преимущество пергамента над папирусом заключается в том, что на пергаменте можно писать с обеих сторон листа.

Пергамент был не дешевле папируса, поскольку на изготовление крупноформатных книг (а священные книги часто изготавливались в большом формате) уходило множество шкур. Например, каждая двойная страница в «Лоршском Евангелии» (ок. 810 г. Рим, Ватиканская библиотека) требовала одной шкуры телёнка; для изготовления «Книги Кельтов» («Келлское евангелие», ок. 800 г., Дублин, Библиотека Тринити-колледжа) потребовалось забить стадо приблизительно в 150 голов, а для создания «Винчестерской Библии» (1160—1175 гг., Винчестер, Библиотека собора) потребовалось стадо в 250 телят. Для изготовления монументального формата полной Библии требовались шкуры приблизительно 500 животных.

Переработка

Основная статья: Палимпсест

В период с VII по IX века множество пергаментных рукописей были соскоблены и смыты, чтобы использовать их повторно, хотя первоначальный текст можно прочесть и сейчас. Переработанные пергаменты получили название палимпсест. С развитием процесса переработки и появлением более совершенных технологий скобления первоначальный текст пропал.

Виды

Страница из «Серебряного кодекса»

Милиора ди Курки в работе «История и технология изготовления пергамента» писала, что пергамент не всегда белый: «Ченнини, мастер XV века, даёт рецепты окраски пергамента в различные цвета, включая пурпурный, индиго, зелёный, красный и персиковый».

В раннем Средневековье, подражая византийским рукописям, таким как Россанский и Синопский кодексы или Венский Генезис, для особо роскошных рукописей мастера, кроме белого, использовали цветной, чаще всего пурпурный пергамент, на котором писали серебром и золотом. Реже употреблялся жёлтый пергамент (лат. codex crocatus; от crocus — шафран) или чёрный.

К таковым относится, например, «Серебряный кодекс» — рукопись перевода Евангелия на готский язык, сделанного Вульфилой; она писана на цветном пергаменте серебром и хранится в Швеции, в Уппсале. В Российской национальной библиотеке хранится греческое четвероевангелие, написанное золотом на фиолетовом пергаменте — по преданию, рукой византийской императрицы Феодоры.

Примечания

  1. Русские словари дают разную информацию о соотнесении этих слов: в одних «пергамен» считается основным и терминологически правильным вариантом, в других — лишь специальным профессиональным термином: http://www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=пергаме*
  2. См. Рамбам, Мишнэ-Тора, Законы свитка Торы; Шулхан Арух, гл. 32
  3. Ingo F. Walther, Norbert Wolf. Codices illustres: the world’s most famous illuminated manuscripts, 400 to 1600. — 25 ed. — Taschen, 2005. — P. 18. — 503 p. — ISBN 382284750X.

Ссылки

  • Пергамент, материал для письма // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. (Проверено 27 января 2011)

Пергамент – материал для письма, изготовленный из выделанной кожи животных, как правило, телячьей, овечьей или козьей шкуры.

При производстве пергамента кожи не дубили, а тщательно вычищали, скоблили и высушивали под напряжением, получая листы тонкой и прочной кожи белого или желтоватого цвета.

Хотя выделанная кожа животных употреблялась для письма и раньше, изобретение пергамента обычно связывают с именем царя Пергама Эвмена Второго (197-159 до н. э.). По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в. до н. э. вывоз папируса за пределы Египта, и Пергамской библиотеке, второй по величине библиотеке древнего мира пришлось развивать альтернативный вариант производства материала для письма и усовершенствовать древние способы обработки кожи.

Фактически же поставки папируса были прерваны из-за вторжений в Египет сирийского царя Антиоха IV Епифана, который в 170-168 гг. до н.э. временно захватил практически всю территорию Египта.

Так пергамент стал альтернативой папирусу не только в Пергаме, но и во всём Средиземноморье, основным материалом для книг в средневековье, и продолжал использоваться даже после изобретения печати в середине пятнадцатого века.

Для письма на пергаменте потребовался другой тип чернил. Чернила для папируса, основанные на саже, также продолжали использоваться, но они легко смывались и даже стирались с пергамента, потому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса. Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было стереть, только соскоблив их.

Долгое время пергаментные свитки существовали совместно с папирусными. Несмотря на очевидные достоинства пергамента: прочность, долговечность, возможность многократного использования, смывая или соскабливая ранее написанный текст, у него были существенные недостатки: сложность изготовления и дороговизна.

Эти недостатки так и оставались до времени появления бумаги – пергамента постоянно не хватало ни в античном мире, ни в средневековье. В тоже время именно благодаря палимпсестам — рукописям на пергаменте поверх смытого или соскобленного текста до нас дошли некоторые произведения античных авторов, которые с помощью технических средств можно прочесть под более поздними текстами.

В конце I в.н.э. появляются первые упоминания о пергаментных кодексах – фактически книгах, состоящих из страниц. Несмотря на очевидное их преимущество перед свитками, широко распространены они стали только к 3 в.н.э.

В позднем средневековье пергамент повсеместно заменяется бумагой, и используется только для написания традиционных и официальных документов (оригиналы королевских указов, соглашений, дипломов и т.п.).

К этому времени меняется и способ чтения свитков: если античные рукописи сворачивались в горизонтальный свиток, то в позднем средневековье и впоследствии свитки стали вертикальными. Это напрямую связано с тем, что свитки более не являлись книгами, а предназначались для записи небольших по объему текстов.

В настоящее время пергаментные свитки являются единственным признаваемым религиозными евреями способом записи Торы и священных текстов иудаизма. Производством пергамента в Израиле занимаются крупные компании, под наблюдением квалифицированных раввинов. В частности, раввины следят, чтобы на пергамент шли шкуры только кошерных животных.

Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. Технология обработки бумаги построена так, что растворившаяся целлюлоза затем осаждается в порах бумаги и закупоривает их.

Такая бумага прочна, не пропускает влаги и жиров и используется главным образом при приготовлении пищи. К собственно пергаменту она не имеет отношения, исключая название.

18.07.2015 г. | Сторчевой С.В.

Папирус и пергамент

С самого начала своего существования люди стремилось основные моменты истории запечатлеть в письменном виде. При этом неважно было, какие будут использованы символические знаки. Предполагалось, что потомки смогут все прочесть. Однако, важен был материал, на котором будет все написано…..

Современное человечество, пользуясь в нынешнее время бумажной промышленностью, мало задумывается о его прошлом происхождении, а ведь до появления удобной бумаги для печати, блокнотов, тетрадей и т.д. был пройден не малый путь. Кроме глиняных табличек, служивших первоначально для записи, человечество научилось использовать более легкие материалы для письменности — папирус и пергамент.

Собственно, ПАПИРУС (лат. papyrus, от греч. papyros) — это многолетнее водное растение семейства осоковых. В тропической Африке, по берегам рек и озер. Из стеблей (высота до 5 м) в древности изготовляли ткани, обувь, плоты, челноки и т. п. Изготовлявшийся в древности и раннем средневековье писчий материал из стеблей папируса. Название «папирус» переносилось и на рукопись на этом материале. Тексты папирусов изучаются папирологией, египтологией, семитологией.

Обширные заросли папируса в долине Нила с древних времен использовались египтянами в самых различных целях. В Древнем Египте папирус считался царским растением, его специально выращивали. Стебли папируса шли в пищу, из них изготавливали ткани, циновки, плоты. В начале третьего тысячелетия до н. э. из папируса стали делать писчий материал. Для его изготовления стебли папируса разрезали на узкие продольные полосы, которые выкладывали в виде листа, и спрессовывали. Высушенные листы склеивали в свиток. Папирус имел почти белый цвет, но со временем темнел и терял прочность.

Боле прочным материалом для письма служил пергамент. ПЕРГАМЕНТ (нем. Pergament, от греч. Pergamos — название г. Пергам, где во 2 в. до н. э. широко применялся пергамент), — это кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и свиных шкур. Он использовался не только для письма, но и для изготовления музыкальных инструментов (напр., барабанов), некоторых деталей машин (напр., гонков ткацких станков), а также как жиронепроницаемая бумага для упаковки и технических целей.

Пергамент — материал для письма из недубленой кожи животных. По свидетельству греческого историка Ктесия в 5 веке до н. э. кожа животных употреблялась в качестве материала для письма у персов. Из Персии секреты изготовления пергамента пришли в Грецию, где для письма стали использоваться обработанные овечьи и козьи шкуры. Как материал для письма, пергамент отличается удобством использования, прочностью и долговечностью. Именно на пергаменте традиционно записывались священные книги иудеев и христиан. Популярности пергамента способствовал тот факт, что с него (в отличие от папируса) можно смыть текст, написанный растворимыми в воде чернилами (палимпсест), и написать новый. Кроме того, на пергаменте можно писать с обеих сторон листа.

Никто из вас, ребята, не будет спорить с тем фактом, что для того, чтобы писать и издавать книги, нужен материал, который послужит для этого основой. Мы с вами привыкли к тому, что это – бумага. Но всегда ли так было?
Первые в своей истории «записки», дошедшие к нам из глубины веков, были сделаны на скалах, обожженных глиняных табличках, пальмовых листьях и даже на тонких листочках золота. Но эти материалы, как мы понимаем, не годятся для книг. Между тем очень давно, во времена египетских фараонов, для письма научились использовать особый материал, получивший название от растения, из которого он был сделан. Это папирус, растущий в дельте Нила. Большие листья папируса особым образом обрабатывались, склеивались и сворачивались в свитки. Эти свитки, заполненные египетскими письменами (иероглифами), и были древними книгами. Самые старые из найденных учеными папирусов относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. А потом папирус исчез из употребления, уступив место другим материалам.
Во II веке до нашей эры в Пергаме, городе в Малой Азии, был изобретен материал, который много веков служил для письма и изготовления книг, — специально обработанная, очень тонкая кожа животных. От названия города он и получил свое имя – пергамент. Из Малой Азии этот материал довольно скоро распространился по всему свету. Чрезвычайно прочный пергамент просуществовал еще несколько веков после изобретения бумаги. Правда, в это время он употреблялся лишь для особо важных государственных документов. Пергамент был очень дорогим, так как на его изготовление шло множество первосортных телячьих шкур. Поэтому его часто использовали несколько раз: переписчики соскабливали старые письмена и писали по очищенному месту новый текст. Таким образом, в средние века погибло множество древних рукописей. Но современная методика позволяет прочесть с помощью специальной аппаратуры не только то, что было написано на пергаменте в последний раз, но и то, что когда-то соскоблили. Так мы находим, казалось, навсегда потерянные книги древности.
Но по-настоящему всемирным материалом для письма и книгопечатания стала только бумага. Она была изобретена во II веке нашей эры китайцами, которые, как говорят, научились они этому у….ос. может быть и так. Люди многое переняли у животных и насекомых.
Столетиями бумагу изготавливали вручную, употребляя в качестве сырья тряпки, пеньку, солому, древесную кору. Сырье сортировали, мыли, перемалывали на специальных мельницах и варили с добавлением клея до получения однородной волокнистой массы. Эту бумажную массу откидывали на особый лист с дырочками (чтобы стекла лишняя вода) и заливали в отполированные формы, где бумага «дозревала». Полученные таким образом листы прессовали, сушили, разглаживали… В Европе этот способ изготовления бумаги переняли у арабов в XI-XII веках, а центром бумажного производства долгое время оставалась Италия. Веками способ изготовления бумаги совершенствовался, в него вовлекали разные машины, а с 1800 года бумагу начали делать из древесины, что позволило удешевить и резко увеличить ее производство. Старинную бумагу легко отличить и по виду, и по специальным водяным знакам – филиграни, видной на просвет, которая была «фирменным знаком» каждого бумажного мастера.
В наше время для печати используют много типов и сортов бумаги: газеты чаще всего печатают на газетной бумаге, журналы и книги – на офсетной, мелованной и других, более дорогих, сортах. А на уроках рисования и черчения в школе вы сталкиваетесь с так называемой ватманской бумагой… Все эти типы бумаги отличаются друг от друга качеством изготовления и весом, который влияет на плотность бумаги. Одним словом, бумаги на свете вроде бы много , но стоит она недешево, а потому следует помнить две старые поговорки, что хотя «бумага и все стерпит», но то, «что написано пером, не вырубишь топором». А значит – бумагу нужно беречь и писать (и печатать) на ней только хорошее!

XIII. Правописание причастий

§ 51. Гласные в суффиксах причастий

  1. В действительных причастиях настоящего времени пишутся:

    а) суффиксы -ущ-, -ющ- у глаголов I спряжения, например: борющийся, колышущий, стелющий;

    б) суффиксы -ащ-, -ящ- у глаголов II спряжения, например: значащий, дышащий, строящийся.

    Примечание. От глагола брезжить образуется причастие брезжущий.

  2. В страдательных причастиях настоящего времени пишется:

    а) суффикс -ем- у глаголов I спряжения, например: колеблемый, проверяемый;

    б) суффикс -им- у глаголов II спряжения, например: видимый, слышимый. Но: движимый (от старого глагола движити).

  3. В страдательных причастиях прошедшего времени пишется:

    а) -анный, -янный, если соответствующий глагол оканчивается в неопределенной форме на -ать, -ять, например: написать – написанный, развеять – развеянный, настоять – настоянный;

    б) -енный, если глагол в неопределенной форме оканчивается на -еть, -ить, -ти (после согласной), -чь, например: видеть – виденный, застрелить – застреленный, спасти – спасённый, сберечь – сбережённый.

    Ср.:

    ковры для просушки развешаны (развешать) во дворе – продукты в магазине заблаговременно развешены (развесить);

    обвешанные (обвешать) гранатами бойцы – обвешенные (обвесить) продавцом покупатели;

    замешанные (замешать) в преступлении взяточники – густо замешенное (замесить) тесто;

    много картин навешано (навешать) на стендах – дверь навешена (навесить);

    расстрелянные (расстрелять) фашистами партизаны – подстреленные (подстрелить) охотником утки;

    пристрелянное (пристрелять) орудие – пристреленный (пристрелить) волк;

    выкачанная (выкачать) из бака нефть – выкаченная (выкатить) из подвала бочка.

    Примечание. От глаголов мерять, мучать (разговорные формы) страдательные причастия прошедшего времени образуются как от литературных форм мерить, мучить, на -енный-: меренный, мученный.

§ 52. Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных

  1. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишутся два н; как правило, эти причастия имеют при себе приставки или пояснительные слова. Например: исправленная рукопись, правленные корректором гранки.
  2. При отсутствии приставок или пояснительных слов обычно образуются имена прилагательные, в которых пишется одно н. Например: правленый текст, бешеный волк, вяленая вобла, глаженые брюки, браная куртка, золочёные изделия, ломаная линия, путаный ответ, рваная рана, сеяные травы, стираное бельё и т. п. Ср.: замощённые дороги – мощённые булыжником дороги – мощёные дороги.
  3. Разграничение страдательных причастий и образованных от них прилагательных (тем самым выяснение вопроса о написании нн – н) иногда производится не по формальному признаку, а по смысловому значению. Например, в предложении Будучи раненным, солдат оставался в строю слово раненным пишется с двумя н, несмотря на отсутствие при нем приставки и пояснительных слов: оно сохраняет глагольное значение, указывает не на постоянный признак-качество, а на временное состояние, т. е. является причастием, а не прилагательным; отглагольные прилагательные действия не обозначают и отвечают на вопросы: к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е?

    Аналогично решается вопрос в предложении: Такие же худые женщины выносили на улицу тазики, стирали бельё, переговаривались и тут же развешивали стиранное (М. Шагинян).

    Наоборот, в сочетаниях глаженые-переглаженые брюки, латаная-перелатаная шуба, ношеный-переношеный костюм, стираное-перестираное бельё, стреляный-перестреляный воробей, штопаные-перештопаные чулки и т. п. во второй части сложных образований, несмотря на наличие приставки пере-, целесообразно писать одно н, так как сложное слово все в целом имеет значение прилагательного (высокая степень качества), а не значение «прилагательное плюс причастие».

    Примечание 1. При переходе причастия в имя прилагательное возможно изменение лексического значения слова, например: верченый парень (ветреный, легкомысленный), конченый человек (ни на что больше уже не способный), писаная красавица (красивая, как на картине), Прощёное воскресенье (последнее воскресенье перед Великим постом).

    Примечание 2. Не влияет на написание отглагольных прилагательных наличие приставки -не, например: неезженый, нехоженый, незваный, непрошеный, некошеный, некрашеный, некрещёный, неписаный (закон), непуганый.

    Примечание 3. Не меняется написание отглагольных прилагательных также в составе сложных слов, например: гладкокрашеный, горячекатаный, холоднокатаный, цельнокатаный, цельнокроеный, домотканый, пестротканый, златотканый, златокованый, малоезженый, малохоженый, малоношеный, малосолёный, мелкодроблёный, свежегашёный, свежемороженый и др. (ср. с такими же терминами, в которых вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола: гладкоокрашенный, малонаезженный, свежезамороженный и др.).

    Примечание 4. Два н пишутся в бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (брошенный, данный, купленный, лишённый, пленённый и др.), и в немногих причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида (виданный, виденный, слыханный, читанный и др.).

  4. С двумя н пишутся приставочные образования, даже если они имеют значение имени прилагательного, например: выдержанное вино, наложенным платежом, подержанные книги, поношенное платье, ускоренный шаг.

    Но: назвáный брат, посажёный отец, смышлёный мальчик.

  5. С двумя н пишутся прилагательные глагольного происхождения на -ованный, -ёванный, например: балованный ребёнок, рискованный проект, корчёванный участок.

    Примечание 1. В прилагательных кованый и жёваный сочетания -ов- и -ёв- входят в состав корня, а не суффикса.

    Примечание 2. В существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется два н или одно н в соответствии с производящей основой, например:

    а) бесприданница, воспитанник, данник, избранник, священник, ставленник, утопленник;

    б) вареник, копчёности, мороженое, мученик, труженик, ученик.

    То же самое относится к производным наречиям, например: деланно улыбаться, нежданно-негаданно явиться, путано отвечать.

  6. В кратких страдательных причастиях, в отличие от полных, пишется одно н, в кратких отглагольных прилагательных (как и в отыменных) сохраняется написание двух н. Ср.:

    Мировая общественность была взволнована сообщением о зверствах фашистов. – Игра актёра была проникновенна и взволнованна (отглагольные прилагательные отвечают на вопросы: к а к о в?
    к а к о в а? к а к о в о? к а к о в ы?).

    В период дворцовых переворотов в России многие фавориты были приближены ко двору и возвышены. – Идеалы и стремления революционеров были возвышенны.

    Эта девушка воспитана в интернате. – Манеры этой девушки свидетельствуют о том, что она умна и воспитанна.

    Иногда простые вопросы бывают искусственно запутаны. – Сюжеты этих произведений сложны и запутанны.

    Вам всегда везёт, вы, по-видимому, избалованы судьбой. – При неправильном воспитании дети обычно капризны и избалованны.

    С точки зрения логики эти выводы мало или даже совсем не обоснованы. – Предъявленные нам требования произвольны и необоснованны.

    Масштабы работ были ограничены отпущенными средствами. – Его возможности ограниченны (т. е. малы).

    Врачи были озабочены состоянием больного. – Шторм усиливался, и лица моряков были серьёзны и озабоченны.

    Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданы. – Чрезвычайные меры в этих условиях были необходимы и вполне оправданны.

    Все варианты дальнейшей игры шахматистом до конца продуманы. – Ответы экзаменующихся были содержательны и продуманны.

    Примечание 1. Некоторые отглагольные прилагательные пишутся в полной форме с двумя н, а в краткой – с одним н, подобно причастиям, с которыми их сближает наличие приставки и значение вида, например: заплаканные глаза – глаза заплаканы, заржавленные ножи – ножи заржавлены, поношенное платье – платье поношено.

    То же в сложных словах, например: общепризнанное превосходство – превосходство общепризнано, свежезамороженные ягоды – ягоды свежезаморожены.

    Примечание 2. В некоторых именах прилагательных допускается двоякое написание в краткой форме в зависимости от значения и конструкции. Ср.:

    Сестра намерена вскоре уехать («имеет намерение» – в сочетании с инфинитивом). – Его дерзость намеренна («нарочита» – без инфинитива).

    Мы преданы Родине (в сочетании с дополнением в дательном падеже). – Старые друзья всегда преданны (без дополнения).

    Наши легкоатлеты уверены в победе (с дополнением). – Движения гимнастов легки и уверенны (без дополнения).

ОРФОГРАФИЯ. Одна Н хорошо, а две – еще лучше: правописание причастий

«Раненый» или «раненный»? «Стираное» или «стиранное»? Хороший вопрос. Есть над чем поразмыслить. А все потому, что, несмотря на довольно-таки четкие правила, правописание причастий скрывает порой интереснейшие вещи…

Но давайте обо всем по порядку.

Для начала поройтесь в памяти: что такое причастие?

В школе, как вы помните, нам объясняли, что это прилагательное, образованное от глагола. В институте формулировка несколько усложнилась, и причастие стало трактоваться как особая форма глагола, обладающая некоторыми свойствами имени прилагательного. Собственно, как часть речи, которая одновременно указывает на признак и действие, в отличие от прилагательного, которое обозначает лишь признак.

Сути, впрочем, это не изменило: причастие все так же отзывается на вопрос «какой?», со стороны папы-глагола наследует вид, залог (действительный и страдательный) и время, а от мамы-прилагательного – род, число, падеж.

Почему мы так подробно на этом останавливаемся? Да потому что это имеет прямое отношение к правописанию данной части речи.

Ни для кого не секрет, что страдательные причастия прошедшего времени не довольствуются одной буквой Н в суффиксе и предпочитают иметь ее там в двойном количестве. Нас учили, что отличить их от однокоренных прилагательных, которым досталась только одна Н, можно по приставкам или пояснительным словам. Если то или другое присутствует, перед нами – причастие, и его необходимо писать через НН: «исправленная оценка, писанная акварелью картина». А вот прилагательные будут содержать всего одну Н: «правленая рукопись, писаная красавица».

Да, золотые слова. Однако на самом деле не все так однозначно: не всегда прилагательные и причастия можно распознать по наличию приставки или пояснительного слова. Иногда разница между ними исключительно в смысле. Сравните: «Стираное белье сушилось на солнце» и «Мать пришла развесить стиранное». Чувствуете, в чем подвох? В первом случае у нас прилагательное (есть признак), во втором – причастие (признак и действие). Фантастика, правда?

Второй нюанс: не всегда приставка оборачивается двойным Н в суффиксе. Вернее, не всякая приставка дает на него право. Так, ограничьтесь всего одной буквой, если вам встретилось сочетание типа «латаный-перелатаный, штопаный-перештопаный» (с приставкой пере-) и слово с приставкой не- («нехоженый, незваный, непуганый»). Не стоит писать НН и тогда, когда у вас сложное слово, в котором отглагольное прилагательное разместилось на втором месте («свежепойманый, домотканый, слабоукатаный»). Кстати, в последнем случае не забывайте, что подобные слова могут быть образованы и от причастий с приставками (например, «свежезамороженный, гладкоокрашенный») – и тогда уже от двух Н никуда не уйти.

А вот краткая форма страдательных причастий решила, что одной Н ей за глаза вполне достаточно, и от второй категорически отказалась: «Повесть была написана в кратчайшие сроки».

P.S. Справедливости ради отметим, что прилагательные тоже могут обладать двойным Н-фактором. Возьмем хотя бы давно известные нам слова с суффиксами -ованный, -ёванный: «балованное дитя, рискованное предприятие». Так что двойное Н – совсем не показатель того, что перед вами – причастие.

И, кстати, не забудьте: отглагольные прилагательные, содержащие НН, сохраняют их и в краткой форме: «Все мы были капризны и избалованны».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *