Русские и грузины

Российско-грузинские отношения

Российско-грузинские отношения

Россия

Грузия

Михаил Саакашвили и Владимир Путин, август 2005 года

Датой установления дипломатических отношений между Россией и Грузией принято считать 1492 год, когда ко двору Ивана III прибыли послы единоверной Иверии (Грузии), которые доставили грамоту от кахетинского царя Александра I.

В 1783 году был подписан Георгиевский трактат, по которому над Картли-Кахетинским царством был установлен российский протекторат. 12 сентября 1801 года император Александр I издал манифест об упразднении Картли-Кахетинского царства и присоединении его территории к России. В XIX веке в состав Российской империи была постепенно включена и территория Западной Грузии. Присоединение к России устранило угрозу Грузии со стороны Ирана и Османской империи, способствовало сохранению культуры и национальных традиций грузинского народа, восстановлению и развитию экономики грузинских земель, а в дальнейшем постепенной модернизации всех сфер жизни грузинского общества.

В 1918 году в ходе распада Российской империи, вызванного Октябрьской революцией, Грузия приобрела самостоятельность. В 1921 году на территории Грузии с помощью российской Красной армии была установлена советская власть. Грузинская демократическая республика была ликвидирована. 16 февраля 1921 года была провозглашена Грузинская ССР. В 1922 году Грузинская ССР объединилась с Азербайджанской и Армянской ССР в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В её составе 30 декабря 1922 года Грузия вошла в СССР. После упразднения ЗСФСР 5 декабря 1936 года Грузинская ССР вошла в состав СССР как отдельный субъект.

В декабре 1991 года с распадом СССР Грузия была признана международным сообществом как суверенное государство.

Протяжённость российско-грузинской границы составляет 894 км.

XVI—XVIII века

Портрет Вахтанга VI из Евангелия, отпечатанного в Тбилиси в 1709 году

В XVI—XVIII веках территория Грузии стала ареной борьбы Персии и Османской империи за господство в Закавказье. Ряд районов Западной Грузии к началу XVIII века был захвачен Османской империей, власти которой проводили политику тюркизации и исламизации местного населения.

В XVIII веке наиболее активная часть правителей Грузии пыталась бороться за возрождение страны и её освобождение из-под власти исламских держав. В Москве к этому времени сложилась грузинская колония, сыгравшая значительную роль в укреплении российско-грузинских контактов. Важную роль в жизни Грузии начали играть политические, культурные и церковные связи с Россией. Царь Картлийского царства Вахтанг VI, стремясь освободить Картли от иранской зависимости, заключил с императором Петром I договор о совместных действиях против Ирана. Однако ослабление государства Сефевидов и осложнение внутриполитической обстановки в Грузии позволили османским войскам занять Тифлис (май 1723 года). В апреле 1724 года Вахтанг VI с семьёй и свитой вынужденно эмигрировал в Россию. Российско-турецким Константинопольским договором 1724 года была признана власть турецкого султана над Восточной Грузией (с её царствами).

В 1736 году в результате походов Надир-хана власть Османской империи вновь сменилась господством Персии. В 1762 году царь Ираклий II объединил под своей властью Картли и Кахети.

Несмотря на укрепление грузинских царств, внешняя опасность для них со стороны Турции, Персии и лезгинских племён не ослабевала. В целях обеспечения безопасности Восточной Грузии и возвращения захваченных соседями грузинских земель Ираклий II в 1783 году заключил с Екатериной II Георгиевский трактат, по которому над Картли-Кахетинским царством был установлен российский протекторат. По секретным статьям Георгиевского трактата Россия обязалась содержать в Грузии два батальона пехоты и в случае войны увеличить число своих войск. В 1787 году, в связи с экономическими трудностями и обострением отношений с Османской империей российские войска были выведены из Восточной Грузии. В 1795—1797 годах Грузия подверглась опустошительным походам Ага Мохаммед-хана Каджара. В связи с этим последний царь Картли и Кахети Георгий XII обратился к российскому правительству с просьбой о включении его владений в состав Российской империи.

В составе Российской империи

Георгиевский трактат 1783 года

12 сентября 1801 года император Александр I издал манифест об упразднении Картли-Кахетинского царства и присоединении его территории к России. В XIX веке в состав Российской империи постепенно включена и территория Западной Грузии: Имеретинское царство, Абхазское княжество, Гурийское княжество, Мегрелия, Сванети. Порты Поти и Батуми, а также юго-западные грузинские земли были отвоёваны у Османской империи в ходе русско-турецких войн (1828-1829) и (1877-1878).

Для российского правительства Закавказье имело в основном геополитическое значение — через Закавказье для России открывался кратчайший путь на Ближний Восток. Для Грузии же присоединение к России устранило угрозу со стороны Персии и Османской империи, способствовало сохранению культуры и национальных традиций грузинского народа, восстановлению и развитию экономики грузинских земель, а в дальнейшем постепенной модернизации всех сфер жизни грузинского общества.

Под властью России политическое положение в Грузии стабилизировалось, что создало условия для её экономического развития. Экономика Грузии была включена в общероссийский, а через него — в мировой рынок. Тифлис (Тбилиси), крупнейший город Грузии и всего Закавказья, являлся административным центром российских владений на Кавказе. Большое значение для развития экономики Грузии имело строительство Закавказской железной дороги, которая в 1900 году была присоединена к общероссийской железнодорожной сети. На территории Грузии возникли крупные промышленные предприятия в ряде обрабатывающих отраслей, началась разработка месторождений каменного угля и марганца, значительное развитие получил Батуми как нефтетранспортный центр. Промышленное развитие сопровождалось формированием многонациональных классов предпринимателей и промышленных рабочих.

Под влиянием революционных процессов, происходивших в Российской империи, на территории Грузии в 1870-х годах зародилось народническое движение, в 1890-х оформилась нелегальная грузинская марксистская организация. В 1903 году в ходе размежевания в социал-демократическом лагере большинство грузинских социалистов примкнуло к меньшевикам. К 1905 году грузинская секция стала одной из самых влиятельных в РСДРП. Во время Революции 1905–1907 годов в Грузии развернулось забастовочное движение, произошли крестьянские выступления. К концу 1905 года почти вся Западная Грузия и часть Восточной Грузии были охвачены восстанием, которое жестоко подавило царское правительство.

1917—1921

После Февральской революции 1917 года в Тифлисе для управления Закавказьем сформирован орган Временного правительства — Особый Закавказский Комитет (ОЗАКОМ). Наиболее прочные позиции в местных советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов получили меньшевики.

В Закавказье приход большевиков к власти в результате Петроградского вооружённого восстания был воспринят негативно. 15 (28) ноября 1917 года в Тифлисе был сформирован Закавказский комиссариат — коалиционное правительство с участием грузинских социал-демократов («меньшевиков»), эсеров, армянских дашнаков и азербайджанских мусаватистов (функционировало до 26 мая 1918 года). По отношению к Советской России Закавказский комиссариат занял откровенно враждебную позицию, поддерживая все антибольшевистские силы Северного Кавказа в совместной борьбе против Советской власти и её сторонников. Опираясь на национальные вооружённые формирования, Закавказский комиссариат распространил свою власть на всё Закавказье, кроме района Баку, где установилась Советская власть.

5 (18) января 1918 г. в Петрограде было созвано Учредительное собрание, большинство которого составили представители меньшевиков и эсеров. Депутаты отказались признать Советскую власть и декреты II Всероссийского съезда Советов. В ответ на это большевики разогнали Учредительное собрание.

12 (25) января 1918 года Закавказский комиссариат принял решение о созыве Закавказского сейма как законодательного органа Закавказья. На первом же заседании Закавказского сейма развернулась горячая дискуссия по вопросу о независимости Закавказья и отношениях с Турцией ввиду развернувшегося турецкого наступления. Дашнакская фракция предложила оставить Закавказье в составе России на правах автономии. Азербайджанская и грузинская делегации считали, что Закавказье должно решать свою судьбу независимо от России, заключив сепаратный мир с Турцией, поскольку у Закавказья не было сил для военного противостояния Турции.

На заседании Закавказского сейма 9 (22) апреля было принято решение провозгласить Закавказье «независимой, демократической и федеративной республикой».

Переговоры закавказской делегации с Турцией, продолжавшиеся в Батуми с 11 по 26 мая, выявили острые внешнеполитические разногласия между Национальными советами Грузии, Армении и Азербайджана, что в конце концов привело к созданию отдельных национальных государств.

На переговорах Турция предъявила ещё более тяжёлые условия, чем предусматривал Брест-Литовский договор, — Закавказье должно было уступить Турции две трети территории Эриванской губернии, Ахалцихский и Ахалкалакский уезды Тифлисской губернии, а также контроль над Закавказской железной дорогой.

В этой ситуации Национальный совет Грузии обратился за помощью и покровительством к Германии. Германское командование охотно откликнулось на это обращение, поскольку Германия ещё в апреле 1918 года подписала с Турцией секретное соглашение о разделе сфер влияния в Закавказье, согласно которому Грузия находилась в сфере влияния Германии. Германские представители посоветовали Грузии незамедлительно провозгласить независимость и официально просить Германию о покровительстве, чтобы избежать турецкого нашествия и гибели.

24-25 мая на заседании исполкома Национального совета Грузии это предложение было принято. Там же было решено впредь именовать Национальный совет Грузии парламентом Грузии.

25 мая германские войска высадились в Грузии.

26 мая Закавказский сейм объявил о самороспуске. В тот же день была провозглашена Республика Грузия. 4 июня Грузия подписала с Турцией договор «о мире и дружбе», по которому к Турции, кроме Карса, Ардагана и Батума, отходили Ахалкалакский уезд и часть Ахалцихского уезда.

В декабре 1918 года, после поражения Германии и её союзников, Грузию оккупировали британские войска, остававшиеся на её территории до июля 1920 года.

После установления советской власти на Северном Кавказе грузинское правительство 7 мая 1920 года заключило договор с РСФСР, по которому обязалось разорвать связи с силами «российской контрреволюции», вывести из Грузии иностранные военные части, легализовать грузинские большевистские организации. Советская Россия признавала независимость Грузии и обещала не вмешиваться в её внутренние дела.

> Отношения РСФСР и Грузинской Демократической Республики

см. Советско-грузинская война.

> Грузия в составе СССР См. также: Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика и Грузинская ССР

Отношения РФ и Республики Грузия

Михаил Саакашвили с Владимиром Путиным на встрече в Санкт-Петербурге, 2006

Российско-грузинские отношения после распада СССР

После распада Советского Союза Грузия получила самостоятельность, которая была омрачена межэтническими конфликтами и вооружённой борьбой за власть и влияние между соперничающими политическими силами. Уже осенью 1991 года вспыхнули масштабные кровопролитные столкновения в Южной Осетии, провозгласившей самостоятельность. Летом 1992 года начались вооружённые столкновения в Абхазии. Конфликт привёл к почти полному опустошению обширных районов и массовому перемещению населения. В результате боевых действий сотни тысяч гражданских лиц, в основном грузин, были вынуждены покинуть свои дома.

24 июня 1992 года Россия и Грузия подписали Дагомысские соглашения о принципах урегулирования грузино-югоосетинского конфликта. Так завершилась первая грузино-осетинская война 1991—1992 гг.

14 июля был прекращён огонь, и в зону конфликта для разъединения противостоящих друг другу сил были введены Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) в составе трёх батальонов — российского, грузинского и югоосетинского.

Дагомысские соглашения предусматривали создание специального совместного органа для урегулирования конфликта — Смешанной контрольной комиссии (СКК) из представителей четырёх сторон — Грузии, Южной Осетии, России и Северной Осетии. В Цхинвали была размещена Миссия наблюдателей ОБСЕ.

После подписания Дагомысских соглашений Южная Осетия стала фактически самостоятельным государственным образованием.

14 мая 1994 года в Москве было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил в Абхазии. Стороны договорились о развёртывании на территории Абхазии миротворческих сил СНГ (фактически российских подразделений).

30 октября 1995 года при посредничестве России и ОБСЕ между грузинской и осетинской сторонами начались переговоры о мирном урегулировании конфликта. 16 мая 1996 года в Москве был подписан «Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия».

Беженцы начали возвращаться в зону конфликта, однако активизации этого процесса мешала тяжёлая экономическая ситуация в регионе. Грузия обвиняла руководство Южной Осетии в том, что в отсутствие контроля со стороны центральных властей Южная Осетия фактически превратилась в центр контрабандной торговли. Доходы от контрабанды, как утверждается, способствовали укреплению сепаратистского режима. В регионе широкое распространение получили такие виды преступной деятельности, как похищения людей, наркоторговля и незаконная торговля оружием.

Российско-грузинские отношения при Саакашвили

За время правления Михаила Саакашвили российско-грузинские отношения достигли самой низкой отметки за всю историю Грузии.

Михаил Саакашвили пришёл к власти в Грузии в ноябре 2003 года в результате так называемой Революции роз.

Начиная с весны 2004 года, Саакашвили делал резкие заявления, обвиняя Россию в попустительстве сепаратистским устремлениям властей Южной Осетии и Абхазии, не желающим урегулировать отношения с Грузией. Обвиняя Россию в пристрастности, Саакашвили выражал желание заменить российский миротворческий контингент войсками НАТО или, по крайней мере, дополнить российские войска подразделениями других стран СНГ — например, Украины. По мнению России, однако, это могло привести к развитию ситуации по «косовскому сценарию», этническим чисткам и обострению вооружённых конфликтов.

Весной 2004 года произошло обострение ситуации в зоне грузино-южноосетинского конфликта, долгие годы считавшегося замороженным. Эскалация конфликта продолжалась все летние месяцы, фактически превратив регион в зону боевых действий. Одновременно началась дипломатическая война между Грузией и Россией. Тбилиси обратился в международные организации, обвинив Москву в поддержке «сепаратистского» режима, и начал требовать вывода из Южной Осетии российских миротворцев.

Зимой 2005 года грузинские власти выступили с требованием немедленно вывести российские войска из военных баз в районе Ахалкалаки и Батуми. В марте 2005 года парламент Грузии принял резолюцию, согласно которой российские войска должны были покинуть территорию Грузии не позднее 1 января 2006 года.

В этот период отношения между Тбилиси и Москвой ещё более осложнило намерение Саакашвили ускорить шаги, направленные на присоединение Грузии к НАТО. В 2006 году грузинский парламент проголосовал единогласно за интеграцию Грузии в НАТО. 5 января 2008 года Грузия одновременно с президентскими выборами провела референдум, по результатам которого за присоединение к НАТО высказались 77 процентов грузинских избирателей. В феврале Саакашвили направил письмо генеральному секретарю НАТО Яаапу де Хооп Схефферу, в котором была выражена готовность грузинской стороны присоединиться к Плану действий по подготовке к членству в НАТО (ПДПЧ). Несмотря на то, что Грузия и Украина не получили официального приглашения стать участниками ПДПЧ, им дали понять, что дорога в НАТО для них расчищена и необходимо лишь немного подождать. Главы государств и правительств стран-членов НАТО заявили в Бухаресте, что Грузия и Украина станут членами НАТО, когда будут соответствовать предъявляемым требованиям к членству в этой организации.

Россия, однако, рассматривает продвижение НАТО на Восток как угрозу своим стратегическим интересам в Европе. По итогам апрельского саммита НАТО (2008) глава Генштаба РФ генерал Юрий Балуевский заявил, что, если Грузия присоединится к НАТО, Россия будет вынуждена принять «военные и иные меры» для обеспечения своих интересов вблизи государственных границ

Владимир Путин, со своей стороны, заявил о намерении «предметно поддержать» Абхазию и Южную Осетию, руководители которых обратились к нему с посланиями, выразив опасения по поводу принятого на саммите НАТО решения. Как было отмечено в заявлении российского МИД, «Россия своё отношение к курсу руководства Грузии на ускоренную атлантическую интеграцию доводила до сведения и грузинской стороны, и членов альянса. Любые попытки оказать политическое, экономическое, а тем более военное давление на Абхазию и Южную Осетию являются бесперспективными и контрпродуктивными».

22 января 2006 года после взрывов магистральных газопроводов, в результате которых были перекрыты поставки российского газа в Грузию и Армению, Саакашвили заявил, что оценивает эти взрывы как диверсию, после чего обвинил Москву в шантаже.

26 января 2006 года Саакашвили подписал указ о выходе Грузии из «Совета министров обороны стран СНГ». 27 марта российские власти наложили запрет на ввоз в Россию грузинских вин и минеральной воды.

14 июня 2006 года в Константиновском дворце Санкт-Петербурга состоялась полуторачасовая встреча Саакашвили с Владимиром Путиным. Саакашвили заявил, что настроен на мирный диалог в вопросе урегулирования конфликтов, прежде всего с участием России.

6 августа 2006 года в Грузии был арестован ряд деятелей пророссийской оппозиции. Саакашвили заявил, что арестованные планировали государственный переворот.

27 сентября 2006 года грузинская полиция арестовала четырёх российских офицеров, обвинённых в шпионаже, после чего Россия объявила о начале транспортной блокады Грузии. Через несколько дней российские военнослужащие были переданы России, но решение о транспортной блокаде вступило в действие. Единственный пограничный КПП Казбеги-Верхний Ларс на границе между Россией и Грузией был закрыт по инициативе российской стороны и возобновил работу лишь в марте 2010 года. Саакашвили назвал блокаду проверкой независимости и самостоятельности Грузии. Российские власти заявили, что эти действия являются ответом на антироссийский курс Грузии. (См. также Депортация из России граждан Грузии в 2006 году).

По сведениям источника журнала «Русский Newsweek», стратегическое решение возвращать Южную Осетию силой Михаил Саакашвили принял в 2007 году, после того как стало ясно, что президент Южной Осетии Эдуард Кокойты не пойдёт на переговоры о статусе Южной Осетии и смене формата миротворческой операции в зоне южноосетинского конфликта.

А массовое предоставление российского гражданства жителям Грузии и раздача российских паспортов без согласия правительства Грузии на грузинской территории, включая отколовшиеся провинции, шла вразрез с принципами добрососедства, являлась откровенным вызовом суверенитету Грузии и вмешательством в её внутренние дела. Тем не менее, применение Грузией силы в Южной Осетии не являлось оправданным с точки зрения международного права.

В августе 2008 года между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией и Абхазией, а также Россией, с другой стороны, произошёл вооружённый конфликт. Пятидневная война имела значительные геополитические, экономические и иные последствия. Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств, после чего Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией и вышла из СНГ.

Ход военных действий во время вооружённого конфликта в Южной Осетии (2008)

В сентябре 2009 года специальная комиссия Евросоюза по расследованию обстоятельств вооружённого конфликта пришла к выводу, что боевые действия начала Грузия, при этом применение ею силы в том числе и против российских миротворцев нельзя оправдать с точки зрения международного права, поэтому Россия имела право на адекватный ответ. Пропагандируемая грузинским руководством и прогрузинскими источниками версия о якобы имевшем место вторжении значительных российских сил на территорию Южной Осетии до 8 августа не нашла, с точки зрения комиссии, достаточных подтверждений.

17 февраля 2010 года президент России Дмитрий Медведев назвал Саакашвили персоной нон грата для России.

11 октября 2010 года президент Грузии Саакашвили подписал указ, по которому при пересечении границы гражданами России, которые зарегистрированы в Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее, будет задействован 90-дневный безвизовый режим.

МИД России решение грузинских властей объявить в одностороннем порядке о введении безвизового режима для проживающих на Северном Кавказе граждан РФ расценил как провокацию.

В феврале 2012 года Грузия ввела безвизовый режим для краткосрочных поездок россиян в Грузию. С этого дня граждане России получили возможность свободно въезжать на территорию Грузии и находиться там без визы в течение 90 дней.

2013 — н. в.

Двухсторонние отношения остаются плохими.

После победы на выборах в 2018 году новоизбранный президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила об отказе от любого сотрудничества с Россией.

Ведутся переговоры в Женеве (между российским замминистра торговли Григорием Карасиным и спецпредставителем Тбилиси по переговорам с Россией Зурабом Абашидзе) по Соглашению о торговле с РФ, с переменным успехом.

> См. также

  • Грузинская колония в Москве

Примечания

  1. Карамзин Н. История гос. Российского, т. 15, прим 30
  2. Middle East :: Georgia — The World Factbook — Central Intelligence Agency. www.cia.gov. Проверено 25 января 2019.
  3. The FY 2009 Pentagon Spending Request — Global Military Spending (недоступная ссылка). Проверено 6 октября 2012. Архивировано 29 апреля 2009 года.
  4. 1 2 // Росстат
  5. // Росстат
  6. // Росстат
  7. КАРТЛИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО. Большая российская энциклопедия — электронная версия. bigenc.ru. Проверено 25 января 2019.
  8. 1 2 3 Грузия. Большая российская энциклопедия — электронная версия. bigenc.ru. Проверено 25 января 2019.
  9. Векилов Р. А.История возникновения Азербайджанской Республики. Баку, 1998, С.10 (недоступная ссылка)
  10. 1 2 3 4 Краткий курс истории Южной Осетии // Газета «Коммерсантъ» № 97 от 01.06.2004
  11. Саакашвили вслед за Ющенко попросился в НАТО // LENTA.RU, 15.02.2008
  12. Заявление по итогам встречи в верхах в Бухаресте, 3 апреля 2008 г.
  13. Украина и Грузия в конечном счёте присоединятся к союзу
  14. Russia army vows steps if Georgia and Ukraine join NATO (англ.), Reuters (11 April 2008). Проверено 25 января 2019.
  15. Путин обещает предметно поддержать Абхазию и Южную Осетию. Известия (3 апреля 2008). Проверено 25 января 2019.
  16. Путин и Саакашвили не пришли к согласию ни по одному проблемному вопросу. www.unian.net. Проверено 25 января 2019.
  17. РБК: С.Лавров рассказал об открытии КПП между РФ и Грузией // РБК
  18. «Миссия» против «порядка» Архивная копия от 2 сентября 2008 на Wayback Machine // Русский Newsweek, 11 августа 2008
  19. 1 2 Главные положения доклада ЕС о войне России с Грузией // Би-би-си
  20. Д.Медведев объявил М. Саакашвили персоной нон грата. РБК (17 февраля 2010). Проверено 25 ноября 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  21. Грузия устанавливает безвизовый режим жителям северокавказских республик // Civil Georgia, 11 окт 2008
  22. МИД России считает отмену Грузией виз для жителей Северного Кавказа провокацией // «Кавказский узел» окт. 14, 2010
  23. Саакашвили издал указ об отмене визового режима с Россией ИА REGNUM 29.02.2012
  24. Грузия отменила визы для россиян — Югополис, 29.02.2012
  25. Новый президент Грузии заявила об отказе от сотрудничества с Россией. Газета.Ru (30.11.2018). Проверено 25 января 2019.
  26. Грузия делает важнейшую уступку России // Взгляд, 4 февраля 2019

> Литература

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *