С праздником пасхи

Вопросы к Пасхальной викторине

15 апреля

21 апреля в 13:00 в средней школе N 28, расположенной по соседству с Благовещенским храмом, состоится викторина, посвященная Празднику Пасхи. В викторине примут участие ученики шолы N 28 и воскресной школы Благовещенской церкви.

Предлагаем Вам заранее познакомиться с вопросами и подготовить развернутые ответы.

ГБОУ СОШ № 28 Василеостровского района Санкт – Петербурга. Викторина «Пасха» (с ответами). Составители: педагог-организатор Смирнова Л. И., Воскресная школа храма Благовещения. Санкт-Петербург, 2016.

Праздник воскресения Христова называется Пасхой. В ряду церковных праздников Пасха занимает центральное место. Пасха празднуется особо светлым и торжественным образом.

I. Что ты знаешь о Пасхе?

1. Как называется пост перед Пасхой и какова его продолжительность?
(Великий Пост, 7 недель)

2. Как называется последняя неделя перед праздником Пасхи?
(Страстная неделя)

3. За какое вознаграждение Иуда предал Христа?
(За 30 сребренников)

4. Где и кем был схвачен Христос?
В Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы в предместье Иерусалима отрядом храмовой стражи.

5. Кто судил Иисуса Христа? Что сделал этот человек после того, как осудил Иисуса на распятие?
(Римский наместник Понтий Пилат. После осуждения Христа он умыл руки в знак непричастности к этой казни)

6. Кто нес крест Иисуса Христа?
(Сначала Он сам, а потом Симон Киринейский)

7. Кто был распят вместе с Иисусом Христом?
( Два разбойника: один справа, другой слева от Иисуса Христа)

8. Как называется место, где был распят Христос?
(Голгофа, или Лобное место).

9. Кто не оставил Христа во время казни и был рядом с Ним до конца?
( Его Матерь – Пресвятая Богородица, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, Мария Клеопова).

10. На какой день после смерти на кресте воскрес Иисус Христос?
(На 3-й день).

11. Кто из учеников не сразу поверил в воскресение Иисуса?
(Фома).

12. Какие пасхальные традиции ты знаешь?
(Крашение яиц, приготовление куличей и творожной пасхи, освящение пасхальной пищи, христосование с возгласом “Христос Воскресе!” и ответом “Воистину Воскресе!”, праздничные пасхальные службы в церкви, крестные ходы, пасхальный колокольный звон (после молчания колоколов во время Страстной седмицы), пасхальная трапеза, пасхальные игры: катание яиц и т.д.)

13. Как переводится имя Иисус Христос?
Иисус – Спаситель. Христос – Помазанник.

II.ВОПРОС – ОТВЕТ

1. В связи с каким событием христиане отмечают праздник Пасхи?
1) С воскресением Христа +
2) С началом жатвы
3) С окончанием зимы

2. В чём заключается празднование Пасхи?
1) Богослужения в храмах +
2) Семейное празднование +
3) Народные гулянья +

3. Ежегодно Пасха отмечается в одно и то же число, или это переходящий праздник?
Ответ: в современной истории дата Пасхи в наступающем году исчисляется по лунно-солнечному календарю, то есть Пасха – это переходящий праздник.

4. Какие продукты питания принято относить к пасхальной обрядовой еде?
1) Сыр, масло
2) Шаньги, молоко
3) Яйца, куличи +

5. Славянское блюдо – пасха – непременный атрибут праздника. Из чего она изготавливается?
1) Из творога со сливками (сметаной), спрессованного в виде усеченной пирамидки +
2) Из слоеного теста с украшениями
3) Из размоченных сухарей

6. Что такое Светлая неделя?
1) Неделя, когда солнце наиболее ярко светит
2) Неделя, в которую употребляется максимальное количество пасхальной еды
3) Светлая неделя — праздничная неделя, когда в течение семи дней с особой торжественностью празднуется Пасха. +

7. Сколько дней продолжается праздник Пасхи?
1. 40 +
2. 50
3. 7.

8. Кто из апостолов трижды отрекся от Христа, а затем глубоко раскаялся?
1. Павел
2. Пётр +
3. Иуда.

9. Кто попросил у Пилата тело Иисуса и положил его в гробнице в скале?
1. Мария Магдалина
2. Апостол Иоанн
3. Иосиф Аримафейский. +

13. Какое событие произошло на 40-й день после Пасхи?
1. Сошествие Св. Духа на апостолов;
2. Вознесение; +
3. Преображение.

III. Объясните значение слов:

1. Пасха (евр. прохождение, переход) – праздник у иудеев и христиан. Иудеи празднуют избавление от египетского рабства и спасение первородных детей. Христиане празднуют избавление от рабства греху и диаволу через воскресение Иисуса Христа из мертвых.

2. Апостол (от греч. “посланник”) – ученик Христа (один из 12 или 70 ближайших учеников).

3. Синедрион — высший орган политической, религиозной и юридической (судебной) власти в Иудее в период римского господства.

4. Голгофа — место распятия Христа, холм, расположенный к северо-востоку от Иерусалима за городской стеной в районе пригородных садов и могил. Христианское предание утверждает, что в Голгофском холме был погребен Адам. Кровь Христа стекала на череп Адама и в его лице омывала все человечество от скверны греха, отсюда изображение черепа в подножии креста.

5. Первосвященник — священнослужитель, возглавлявший службу в Скинии, затем в Первом и Втором Иерусалимском храме. Обязанностью первосвященника было присматривать за всем, что касалось храма, богослужения и священства. Он должен был приносить жертвы как за свои грехи, так и за грехи всего народа; ему полагалось совершать предписанные жертвоприношения в День искупления. Во времена Иисуса Христа первосвященник председательствовал в синедрионе и в политическом плане являлся верховным вождем народа (правда, подконтрольным оккупационным римским властям).

6. Претория — в Римской империи дворец, в котором жил правитель провинции и где он производил суд.

7. Багряница — одежда багряного (ярко-красного) цвета, в древности являлась знаком царского достоинства.

8. Опресноки — лепешки из пресного неквашеного теста, употребляемые в еврейском религиозном обиходе как пасхальное кушанье; то же, что маца.

9. Артос (греч. – квасной хлеб) – большая просфора, освящаемая в первый день Пасхи и раздаваемая верующим в субботу светлой седмицы.

10. Плащаница — льняное полотно, которым обернули тело Иисуса Христа перед положением в гробницу в скале.

11. Библия – священные книги Ветхого и Нового завета. Представляет собой собрание книг, которые написаны избранными Богом людьми(пророками и апостолами) по вдохновению Святого Духа. Библию так же называют Священным Писанием, так как всё, исходящее от Бога, свято.

12. Ангел-хранитель – название взято из Священного Писания: «Ангелам своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих». У каждого крещёного человека есть Ангел-Хранитель.

* * *

Загадки о Пасхе

К нам пришел праздник праздников лучший,
Самый главный, любимый, певучий,
Торжествуйте же, люди! Все вместе
Принимайте такое известье:
Днесь Воскресе Христос! То не сказка!
Вот она, долгожданная …!

(Пасха)

Поет душа!
Ведь – это чудо из чудес:
Христос Воскрес!
… …!

(Воистину Воскрес)

Почему по всей земле радость и веселие? –
Потому, что празднуем Христово …

(Воскресение)

Напекли хозяюшки к празднику в печи
Пышные, румяные чудо-…!

(куличи)

Праздников всех Праздник, Чудо из чудес,
Всех вас поздравляю! Ведь ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Пасха – любимейший всеми православный праздник. Он полон особенными традициями и поверьями. Ежегодно все семьи страны собираются за одним столом, чтобы отпраздновать торжество. С крашеными яйцами и вкуснейшими куличами друг другу дарят добрые и приятные поздравления с Пасхой.

В Светлое Христово Воскресенье слышны теплые пожелания, верующие ходят в храм, чтобы освятить угощения. В этот день люди становятся добрее, теплее, терпимее и доброжелательней.

Поздравления на Пасху в стихах

Только добра, радости, ласки,
Счастья и света до самого края,
Вас поздравляем с праздником Пасхи –
Праздником светлого вечного Рая!

Желаем здоровья, успехов, удач,
Приятных сюрпризов, ярких чудес!
Радуйся мир, но только не плачь,
Ведь наш Христос, благо, Воскрес!

В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь Воскресению запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
«Проснись, земля, – они вещали, –
Проснись: твой Царь, твой Бог Воскрес!

Со Светлой Пасхой поздравляю,
Благополучия желаю.
Пусть на душе будет тепло,
А в доме — счастье и добро.

Желаю процветания, мира,
Беда чтоб мимо проходила.
И были рядом чтоб всегда
Родные, близкие, друзья.

С Пасхой светлой поздравляю!
Мира в доме вам желаю,
Доброты, достатка, смеха,
Благополучного успеха.

Христос Воскрес! В любви лучах
Исчезнет скорби мрачный холод,
Пусть радость царствует в сердцах
И тех, кто стар, и тех, кто молод!
Заветом благостных Небес
Звучит нам песня Воскресенья,
Любви, и счастья, и прощенья,-
Христос Воскрес!

Христос воскрес! Со светлой Пасхой!
Пусть в доме будет доброта.
Пусть не встречаются ненастья,
Любовь в сердцах живет всегда.

Пусть солнце греет, обнимает,
Теплом и светом наполняет.
Пусть Бог хранит от бед всегда,
Пусть не приходит к вам беда.

Весна — момент возрождения природы,
Пускай же и наша обновится душа.
В этот день Пасхальный — все ближе мы к Богу,
И ведём с ним, свой разговор не спеша.
Всей семьёй за круглым столом соберёмся,
И друг друга за мир поблагодарим.
Берегите родных и близких вы сердцу,
Не стесняйтесь, о чувствах своих говорить!

Пахнут куличи и яйца
Разноцветные кругом,
Наступает праздник Пасха,
Наполняет счастьем дом.

Травка ярко зеленеет,
Светит солнышко с небес,
С Пасхой светлой поздравляю!
Счастья вам! Христос воскрес!

Открыты царские врата пред нами,
Святой огонь сияет от свечи…
Кругом опять расставили во храме
Цветные яйца, пасхи, куличи,
Еще темно, но солнышко играет,
Играет всеми красками небес.
И радостно друг другу повторяем:
«Христос Воскрес!»
«Воистину Воскрес!»

Со Светлой Пасхой поздравляю.
Тебе добра, тепла желаю.
Пусть бережет тебя Господь,
Приходит радость на порог!

Праздник Пасхи пусть наполнит
Душу светом и теплом.
Смех, улыбки самых близких
Озаряют пусть ваш дом.

Пусть негаснущей надежды
В сердце искорка живет,
А еще желаю сил вам,
Веры, счастья круглый год.

С Пасхой светлой поздравляю,
Всего лучшего желаю:
Счастья, радости с любовью,
Веры, крепкого здоровья,

Пусть жизнь будет интересной,
Замечательной, чудесной,
Будет больше в ней добра
И не будет бед и зла!

Христос Воскресе, мой любимый.
Пасхальный праздник наступил,
Я так мечтаю, чтобы, милый,
Тебе он радость подарил.
Пусть сохранит Господь от скверных,
И от потерь убережет,
Чтоб следовал ты целям верным,
Пусть радость лишь тебя найдет!

С праздником Светлой Пасхи
Я поздравляю вас!
Пусть жизни яркие краски
Наполнят каждый ваш час!

Пусть вера, любовь и надежда
Согреют ваши сердца,
В душе пусть поселится нежность,
И счастью не будет конца!

Христос воскрес! Звенят колокола.
И сердце сразу радостно забьется.
Пусть будет ваша жизнь всегда светла,
Обид и зла пускай в душе не остается.

Пасхальная неделя – одна их самых чудесных и волшебных. Наступает момент, когда вокруг все радуются теплу, пробуждению природы от зимнего сна, угощают друг друга сдобными вкусностями и традиционными лакомствами.

Поздравления с Пасхой в прозе

Со Светлой Пасхой! Благополучных и спокойных дней, добра тебе и твоему дому. Пусть Господь защищает от всех бед и бережет твою душу.

Христос воскрес. В этот светлый праздник можно пожелать только здоровья, счастья, любви, мира и душевного спокойствия. Пусть в вашем доме всегда будет тепло и уютно. Пусть царят в нём понимание, любовь и забота!

Христос воскрес! От всей души поздравляю Вас со светлым праздником Пасхи! Желаю, чтобы яркий свет Христова Воскресенья сопровождал Вас всю Вашу жизнь и был настолько ярким, чтобы из—за него не было видно никаких огорчений и невзгод, а душа всегда была преисполнена пасхальной радостью!

Поздравляю с этим светлым праздником. И в этот день воскресный хочется пожелать блага и добра. Пусть на душе будет тепло и спокойно, над головой будет мирное небо, а рядом — любимые и веселые родные и друзья. Пусть этот праздник подарит понимание, гармонию и радость. Желаю, чтоб все сожаления и обиды ушли прочь, а остались только любовь и счастье.

Христос воскресе! Желаю всем добра, согласия и счастья. Давайте ценить простые вещи и события, относиться терпеливо ко всему, быть благодарными за всё то, что имеем. И Господь нам дарует еще больше. Счастье находится в наших руках, так желаю всем грамотно им распоряжаться.

Поздравляем со Светлым Христовым Воскресеньем. Света и добра, благоденствия и процветания, веры и любви вам. Мира и счастья дому вашему, Вам, родным и близким. Христос воскресе!

В день Пасхи мы по-детски рады преображению и очищению от повседневных смут, забот и сумрака неверия. Так пусть все твои ненастные дни останутся за этой незримой чертой, а впереди сверкают только чистые, сказочные вершины великих достижений, озарённые божьей милостью!

В светлый и добрый праздник Пасхи от всей души хочу пожелать, чтобы в семье все были здоровы, чтобы рядом всегда были верные и добрые друзья, чтобы в делах ждал успех и удача, чтобы жизнь полна была счастья, надежды, любви и благодати.

Прими мои поздравления в праздник Пасхи! Желаю, чтобы утренний колокольный звон развеял твои печали и сомнения, теплые поцелуи и объятия близких зарядили бодростью и позитивом, а богатое пасхальное угощение подарило здоровье и крепость твоему телу.

В этот светлый Пасхальный день шлю вам свои искренние поздравления. Христово Воскресение – это прекрасный праздник, день обновления, торжества добра над злом. Я желаю, чтобы и в твоей душе добросердечность и жизнелюбие одержали победу над грустью и унынием. Христос Воскрес!

Христос Воскрес! Пусть яркий свет этого великого праздника озарит сегодня весь мир, подарит надежду, радость и счастье людям. И пусть сегодня и всегда душа твоя искрится верой, помыслы — добром, а сердце — любовью.

С праздником Христова Воскресения! Желаю, чтобы куличи были пышными и ароматными, разговение – легким, встречи с близкими и друзьями – душевными. Пусть сердце откроется для любви и добра!

Поздравляю тебя с Великой Пасхой! Светлым и радостным днем! Пусть Бог оберегает тебя от всяческих невзгод, дарит спокойствие и уют. Чтобы в семье царила гармония и понимание, а беды обходили стороной. Пусть святой праздник дарит добро тебе и окружающим тебя людям.

Поздравляем с Пасхой! Пусть этот светлый праздник расцветет в душе новыми светлыми мечтаниями, добрыми и славными стремлениями! Желаем, чтобы великая любовь сопровождала вас во всех земных делах.

Со светлой Пасхой Христовой! Пусть Бог хранит Вас и Вашу семью и оберегает от разочарований, болезней, горя. Пусть с Вами всегда рука об руку идет счастье и умиротворение!

Для вас мы собрали самые лучшие красивые поздравления с Пасхой. Дарите близким радость, счастье и любовь!

masterok

Чудесным или обычным способом появляется огонь?

Верующий человек не нуждается в каких то доказательствах, фактах и теориях. Он верит что это чудо. Это его священное право.

А вот для других людей можно упомянуть вот такие исторические факты.

Первые упоминания о нем датируются IX веком.

Апологеты чуда, часто упоминают свидетельство Сильвии, паломницы 4 века как аргумент в пользу чуда, например:

Существуют два фрагмента из написанного Сильвией:

1. Паломница 4 века, упоминая о вечерней службе пишет:

«В девятый же час (что мы называем вечерней), — пишет эта паломница, — все собираются в храм Воскресения, зажигаются все лампады и свечи и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но подается из внутренности пещеры, где денно и нощно горит неугасимая лампада, то есть, внутри преграды» / http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_05.html/.

но, как замечал ещё дореволюционный исследователь:

» (…) более ранним свидетельством можно было бы считать разсказ {227} паломницы IV века (Сильвии Аквитанской?), но она говорит еще не о чуде, а лишь об обычае поддерживать неугасимый огонь» /Крачковский/..

2. «Более ранних литургических свидетельств об обряде св. огня мы не имеем, однако некоторые намеки на его возникновение мы находим в описании иерусалимского богослужения паломницы IV века Сильвии Аквитанки. Она о службе великой субботы пишет следующее: «На другой день в субботу правится по обычаю на третьем часе; также и на шестом; на девятом же в субботу не правится, но приготовляется пасхальное бдение в большой церкви, т.е. в мартириуме. Пасхальное же бдение совершается так же, как у нас, только здесь прибавляется еще следующее: дети,воспринявшие крещение, одетые так, как они вышли из купели, ведутся вместе с епископом прежде всего в Воскресение. Епископ идет за преграду Воскресения, поется одна песнь, затем епископ произносит молитву за них и потом идет с ними в большую церковь, где по обычаю бодрствует весь народ. Там совершается то, что обыкновенно бывает и у нас, и по совершении литургии бывает отпуст»/ Проф. Успенский Н. Д. К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме. Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г., http://www.golubinski.ru/ecclesia/ogon.htm /.

Собственно говорящее о службе.

Но в обоих не говорится о чуде, в первом о зажигание огня от лампады, вот втором о том, что в обычный час вечерней служба не проводится, а готовятся ко всенощной и также не упоминается чудо на проятжение более ранних служб.

Вплоть до 9 века мы теряем следы БО, можно предполагать, что в этот период оно стало восприниматься уже как чудо и почти с первыми свидетельствами чудесной природы мы встречаем первые свидетельства критики. В этот период критика исходит от мусульман, которые хоть и разоблачали данное «чудо» но по большей части не стремились препятствовать его прохождение.

Тут нужно обратить внимание на два момента.

Во-первых, только после 12-13 века священники стали входить внутрь Кувуклии. Другими словами, огонь не сходил в присутствие человека.

Во-вторых, последующие критики брали информацию у предыдущих, хотя сам ритуал БО уже значительно изменился.

Исходя из этих особенностей ритуала до 12 -13 века свидетельства разоблачителей указывают прежде всего на систему приспособлений доставки огня без участия человека.

Обратимся к свидетельствам:

Ибн-ал-Каланиси (ум. 1162)

«Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом. скрывая это от взоров. пока нить не пройдет ко всем лампадам. Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника; а они полагают, что там колыбель Исы, да будет ему мир, и что оттуда он поднялся на небо. Они входят и зажигают много свечей, а в доме от дыхания множества народа становится жарко. Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за нее и переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь зажглись лампады» /Крачковский/.

ал-Джаубари (ум. 1242)

«А дело в том, что эта лампада величайший из фокусов, устроенных первыми поколениями; я разъясню его тебе и открою тайну. Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто кроме этого монаха. На этой цепи и есть шкатулка, внутри которой пустота. А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу на подобие «санбусека» , а под ней огонь, разсчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады, а он раньше бывает насыщен бальзамовм маслом, и зажигает его. Уразумей же все это» .»/Крачковский/.

Муджир-ад-дина, писавшаго около 1496 года

«Они устраивают с ним хитрости, так что глупцы среди их невежд думают, что огонь сходит с неба. На самом деле он происходит от смазывания маслом бальзама высоко протянутых шелковых нитей, натертых серой и прочим».

Если опустить некоторые, сомнительные подробности описания Ибн-ал-Каланиси, то из этих трёх описаний можно сделать следующую простую схему получения огня, о которой подозревали мусульманские критики. В Кувуклии, скорее всего в её куполе, была запрятан зажженная свечка (или нечто более сложное, представляющее из себя железный сундук). К свечке подходила шелковая нить (точнее медная проволока и шёлковая нить) или железная цепочка, смазанная горящим веществом. В момент, когда свечка прогорала до места соприкосновения с нитью, огонь переходил на нить и по нити шёл до нужных лампад. Время горения свечки рассчитать нетрудно. Нетрудно и замаскировать горящую свечку внутри Кувуклии. Так как имеется и большое пространство купола, присутствуют ниши, в которых свеча может стоять и спокойно сгорать без риска быть обнаруженной. Кроме того, над самим гробом подвешены на цепочках десятки лампад, и замаскировать ещё одну цепочку не составляет труда.

При обыске, разоблачить такую систему можно только, либо полностью разобрав Кувуклию, либо заранее зная, где находится скрытая ниша.

Этот способ чудотворения можно модифицировать добавив подвижную платформу для свечки, управляемую вне Кувуклии с помощью верёвки отведённой в заднюю часть Кувуклии. И опять, замаскировать эту верёвку не проблема.

Как мы видим, у естествоиспытателей того времени уже были вещества, способные вызывать самовозгорание при взаимодействии. Причем, это далеко не единственный огненный состав, известный с давних времен. Самовоспламенение вызывает смесь концентрированной серной кислоты с порошком марганцовки или хроматом калия. Позолоченные изделия в древних цивилизациях изготавливались при помощи царской водки — смеси азотной и соляной кислот. Обе эти кислоты получались только действием серной кислоты на их соли — селитру и поваренную соль. Значит, серная кислота была известна уже давно. А хромат калия издревле использовался для дубления кожи, то есть также был доступен древним химикам.

В 1834 году драка в храме переросла в жестокое побоище, в которое пришлось вмешиваться турецкой армии. Погибло около 300 паломников (). Английский путешественник оставил воспоминания о разговоре с местным начальником Ибрагим Пашой где описана решимость правителя публично обличить этот обман, но и его боязнь по поводу того, что данное действие может быть воспринято как притеснение христиан на святой земле ()

О действиях предпринятых Ибрагимом Пашой по прошествии 15 лет мы узнаём из дневников видного учёного и деятеля православной церкви, основателя Русской Православной миссии в Иерусалиме епископа Порфирия (Успенского). Порфирий вёл дневник, куда заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлечённые темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были в 8 томах Императорской академией наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П. А. Сырку после смерти Успенского, третий том вышел в свет в 1896 году.

Вот точная цитата:

«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши всё это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба. Мы, – продолжал он, – уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своём послании к нему написали вместо “святый свет”, – “освящённый огонь”. Удивлённый этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: “почему вы иначе стали называть святый огонь?”. Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады всё-таки есть огонь священный, получаемый с места священного» ().

В этой записи важно обратить внимание на следующие моменты:

1. Признание было сделано в тесном кругу высших иерархов православной церкви.
2. Рассказал Успенскому происшедшее непосредственный участник событий. Очевидец признания в подлоге.
3. Ибрагиму пригрозили обострением отношений с Россией. Крымская война показала, как опасно властям вмешиваться в религиозную жизнь Православной церкви на Святой земле.
4. «Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня». А значит, результатом признания стала потеря веры в чудо святогробского духовенства. Чему уже был свидетель сам епископ Порфирий.

Записи в дневнике Епископа Порфирия представляются наиболее ценными из всех источников. Во-первых, они не были предназначены для широкой огласки, во-вторых, епископ имел очень большой авторитет как среди духовенства, так и среди научных кругов, и в-третьих, здесь хорошо описана ситуация признания: «…Мисаил признался, что он в Кувуклии зажигает огонь от лампады…».

«С этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня». О потере веры святогробского духовенства говорит священник, а не иноверцы.

Что касается необжигающих свойств огня, то и этому чуду есть простое объяснение. Химикам хорошо известен так называемый холодный огонь. Им горят многие эфиры органических и неорганических кислот. Температура такого горения зависит от концентрации эфира в воздухе и условий теплообмена. Горящим эфиром можно обтирать тело, а его облако вполне может перемещаться в пространстве, так как тяжелее воздуха. То есть можно заблаговременно изготовить «специальные» свечи и затем продать приезжим (в храме предлагают зажигать связки свечей по 33 штуки, которые продаются неподалеку). Естественно, эфир быстро сгорает, поэтому «чудо» может длиться только непродолжительное время. Далее «волшебный» огонь приобретает обыкновенные свойства обжигать все, к чему он прикасается. Естественно, данные комментарии не особо популярны, поэтому не известны широкой публике. Чудо Благодатного огоня можно проверить – зажечь от него после несшествия привезенную с собою свечку и потрогать пламя рукой.

То, что чудо существует до сих пор, объясняется, скорее всего, большими доходами, которые получают за него и мусульмане, и израильтяне. Хотя, последние 200 лет немалую роль играет и международный престиж. Стоит только заикнуться о хитростях монахов, как сразу обвинят в разжигание розни, притеснениях и т.п.

Ал-Джаубари (до 1242) под заголовком «Хитрость монахов при зажигание огня в церкви Воскресенья» говорит: «Ал-Мелик ал-Мауззам, сын ал-Мелика ал-Адиля вошёл в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху, (приставленному) к ней: «Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет». Монах сказал ему: «Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе эту тайну, тогда правительство лишится этих денег; оставь же её скрытой и получай это большое богатство». Когда правитель услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении». (Крачковский, 1915).

Доходы настолько огромны, что, по сути дела, всё население Иерусалима кормилось от них. Проф. Дмитриевский цитирует следующее наблюдение проф. Олесницкого: «В Иерусалиме и Палестине этот праздник принадлежит не православному только населению: в нем принимают участие все местные жители, не исключая и мусульман… Это чувствует все население, и не может не чувствовать, потому что Палестина питается почти только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками святого гроба из Европы. (Дмитриевский, 1909).

Из советской литературы до нас дошло свидетельство бывшего известного богослова А.А. Осипова. Он вспоминает о видном богослове, профессоре Ленинградской духовной академии, который заинтересовался проблемой «святого огня» на гробе господнем. «Изучив древние рукописи и тексты, книги и свидетельства паломников, — пишет А.А. Осипов, — он доказал с исчерпывающей точностью, что никакого «чуда» никогда не было, а был и есть древний символический обряд возжигания самими церковнослужителями лампады над гробом». Если бы только читатели могли представить, какой вой подняли церковники после выступления верующего профессора богословия, осмелившегося сказать добытую им правду!

В итоге всего этого дела ныне покойный митрополит Ленинградский Григорий, тоже человек с богословской ученой степенью, собрал ряд богословов Ленинграда и сказал им: «Я тоже знаю, что это только легенда! Что… (здесь он назвап по имени-отчеству автора исследования) абсолютно прав! Но не трогайте благочестивых легенд, а то падет и сама вера!» (Осипов А. А. Откровенный разговор с верующими и неверующими. Размышления бывшего богослова. Л., 1983).

Церемония схождения благодатного огня (Статус-кво святых мест)

(2 голоса: 5.0 из 5)

  • 1. Введение
  • 2. Совершение обряда
  • 3. Участники обряда
  • 4. Распределение мест в Ротонде
  • 5. Размещение гостей
  • 6. Проведение обряда
  • Оригинал на английском языке

1. Введение

Схождение Благодатного огня, важнейший обряд Православной Церкви, происходит в Храме Воскресения Христова в полдень Великой Субботы, накануне Пасхи по юлианскому календарю. Неизвестно, когда впервые появился этот обряд, но он без сомнения восходит к традиции и символике ранней Церкви: впервые о нем упоминает монах Бернард в середине IX века, возможно, что возник он во времена Карла Великого, когда паломничества на Святую Землю всячески поощрялись и стали очень популярными.

В сущности, обряд символизирует триумф христианской веры, повторяемый из года в год, в ознаменование первой Победы после Голгофы. Патриарх входит в Кувуклию, расположенную над Гробом, в которой только на это время гасят все свечи и лампады, и происходит Чудо схождения Благодатного огня. Затем Огонь раздается огромному множеству людей, окружающих Храм и разносится по всему миру. До войны, Огонь, тщательно сохраняемый, добирался до самых дальних уголков России.

Турецкое правительство, опасаясь, что фанатизм и возбуждение пасхальной толпы могут привести к массовым беспорядкам, обычно размещало большую воинскую часть внутри Храма и на его территории.

2. Совершение обряда

Обряд совершает Православный Патриарх. Принимает участие также епископ Армянской апостольской церкви, единственный кто сопровождает Патриарха в Кувуклию, а также представители Коптской и Сирийской церквей, представители Эфиопской церкви не участвуют.

По сути своей обряд является богослужением Православной Церкви, поэтому представители других конфессий предварительно получают разрешение у Православного Патриарха на участие, проходя в православный алтарь для выражения своего почтения.

3. Участники обряда

Помимо Патриарха и епископа Армянской церкви в богослужении периодически участвуют следующие клирики и миряне: епископ, архимандрит, драгоман и Православной и Армянской церквей, мирянин от каждой из этих церквей и по одному представителю священства или мирян от Коптской и Сирийской церквей. От Коптской церкви часто представителем является мирянин, который приобрел привилегию получить Благодатный Огонь.

Хранитель ключей от Храма Воскресения Христова, мусульманин, по традиции опечатывает двери Кувуклии до входа Патриарха, также в течение всего обряда присутствует монах-францисканец.

4. Распределение места в Ротонде

Во время Схождения Благодатного Огня Храм полностью заполняется множеством взволнованных верующих, и представители разных конфессий должны находится в предназначенных для них местах, которые в свою очередь могут быть поделены между представителями разных городов.

Православной Церкви принадлежит часть площади с дальней от входа стороны Гроба, от передней части Гроба до середины седьмой колонны

Отсюда и до черного креста справа от девятой колонны, на расстоянии приблизительно около метра от центра – часть, принадлежащая Сирийской церкви. Эта граница, как правило, является предметом спора, так как сирийцы считают, что она должна проходить по центру колонны. Но этот вопрос, однако, решен не в их пользу, и граница осталась неизменной.

Эти две границы сходятся в северо-западном углу Кувуклии.

Коптская территория располагается от границы Сирийской церкви до центра колонны 12, по линии, проведенной к юго-западному внешнему углу Кувуклии.

Армянская территория завершает круг до передней части Гроба, но место перед дверями между колоннами 12 и 15 принадлежит Православной церкви.

Следует помнить, что паломники, особенно копты, прибывают в храм за несколько дней до Схождения Благодатного Огня и располагаются там на ночлег. В день самого обряда они должны неукоснительно соблюдать границы своих конфессий. Споры также часто случаются на территории Православной Церкви между верующими из Иерусалима и Яффы.

5. Размещение гостей

Балкон Православной Церкви с северной стороны от входа в Православный Кафоликон из Ротонды любезно предоставлен Патриархом в распоряжение представителям правительства и вмещает 10 человек, но всего пять или шесть кресел.

Патриарх Армянской церкви обычно предоставляет в распоряжение правительства два окна в южной галерее, у каждого из которых может разместиться семь или восемь человек. Там можно разместить по три кресла, и здесь обычно располагаются женщины. К этому помещению ведет лестница, которая находится слева от главного входа, рядом с армянским приделом.

Другие гости могут расположиться на галерее с видом на православный клирос. Доступ туда возможен через Голгофский придел. Здесь также есть просторная комната, которой можно воспользоваться для лучшего обзора, однако в ней нет мест для сидения.

Если есть возможность, Православный Патриарх также представляет правительству места у маленького окна в верхней части под Ротондой. Там могут стоять шесть человек, а пройти туда можно из здания Патриархата Православной Церкви.

Балкон с другой стороны от входа на православный клирос из Ротонды предоставляется генеральному консулу Греции.

Места прямо под балконами зарезервированы для гостей патриархатов, православного в северной части и армянского в южной, занимать их можно только с согласия драгомана. Здесь не могут быть построены ярусы для сидения, но для удобства присутствующих могут быть поставлены скамьи.

У каждого гостя, получившего место от представителя миссии , должен быть билет с указанием места необходима организация прохода на места непосредственных владельцев билетов. Билеты в Галерею и к окнам предоставляются через заместителя уполномоченного округа драгомана Православной Патриархии.

6. Проведение обряда

Утром, между 8 и 9 часами представители Армянской церкви открывают двери. Должны быть приняты меры для того, чтобы они смогли пройти сквозь большое количество народа, и люди должны держатся на некотором расстоянии от дверей, чтобы предотвратить столпотворение и давку, когда дверь откроется.

Войдя внутрь, православные верующие обходят справа Камень помазания и входят в Ротонду через православный Кафоликон, представители других конфессий обходят Камень слева и входят прямо в Ротонду.

В 10:30 утра крестным ходом прибывает Армянский Патриарх и входит в Ротонду через главный вход. Пройдя перед Гробом, он один раз обходит Ротонду и затем входит в Армянский придел. Армянский Патриарх не принимает фактического участия в богослужении, но по обычаю занимает первое место в Армянской галерее.

В 11 утра вход в Кувуклию запечатывается хранителем-мусульманином в присутствии одного православного и одного армянского архимандрита, стоящих близко к двери, каждый со своей стороны. Дверь закрывают, и по центру накладывают на нее большой кусок воска, удерживающий белую ленту, концы которой проходят через две дверные ручки. Концы ленты держат во время запечатывания два упомянутых выше свидетеля. Клир Православной церкви всегда располагается с северной стороны двери, клир Армянской церкви – с южной.

В полдень Православный Патриарх спускается через Храм Св. Иакова, входит в Храм Воскресения Христова и проходит через южные двери Кафоликона в алтарь. Представители других конфессий выражают свое почтение и получают разрешение принять участие в богослужении.

Затем архимандрит заносит в Кувуклию святую лампаду, печать с двери снимает православный драгоман. Дверь снова не запечатывается, но ленты возвращают на место.

Двух держащих ленты архимандритов сменяют два епископа, за ними два драгомана, а за ними — два пономаря.

Примерно в это время в Ротонду через православный придел входит группа молодых людей, хлопающих в ладоши и поющих обрядовые песнопения. Иногда один или двое из них сидят на плечах у своих товарищей. Как раз сейчас, когда нарастает волнение, и теснота становится все сильнее, и возникают споры, особенно из-за расположения у отверстий в Кувуклии, через которые подается Благодатный Огонь.

Местные служители храма занимают места в северной части возле входа в Кувуклию.

В это время пространство между входом в Кувуклию, включая каменные сидения, и входом в православный придел должно быть совершенно свободным и под охраной полицейских. Они мгновенно открывают проход, когда необходимо пропустить процессию.

Сюда допускаются только официальные лица и клирики. К последним относятся два епископа, архимандриты, драгоманы и пономари, по одному из Православной и Армянской церквей, а также один представитель мирян от каждой конфессии и хранитель-мусульманин. Представители Коптской и Сирийской церквей пока попасть сюда не могут, но остаются за линией границы с южной стороны. Францисканцы находятся возле дверей Кувуклии с северной стороны.

В 12:30 богослужение начинается выходом Патриарха из алтаря православной . Впереди процессии несут 13 хоругвей представители ведущих православных семей и чтобы очистить дорогу в массе людей. Процессия трижды обходит Ротонду. В третий раз дойдя до входа в Кувуклию, люди с хоругвями и все священнослужители, кроме Патриарха, сопровождающих его лиц, а также тех, кто упомянут выше, возвращаются в православную часовню.

Епископ Армянской церкви, сопровождающий Патриарха в Кувуклию, присоединяется здесь к Его Блаженству.

Патриарх разоблачается, и его митру и облачение относят в алтарь православного придела. Затем дверь открывается, и Патриарх входит в Кувуклию в сопровождении епископа Армянской церкви.

Копты и сирийцы теперь проходят вперед и становятся прямо перед дверью, готовые войти, когда она откроется. Другим священникам в это время входить не разрешено, их входу необходимо препятствовать, а также необходимо обеспечить вход коптов и сирийцев и выход Патриарха. Дверь не открывается до тех пор, пока Патриарх не постучит.

Патриарх и представитель Армянской церкви передают Благодатный Огонь паломникам через отверстия в Кувуклии, вначале с северной (православной) стороны. Это событие встречают громкими возгласами, аплодисментами и колокольным звоном. Православный обычай таков, что первым Огонь получает приходской священник, а после него выбранные представители общины. Люди тянутся к Огню пучками из 33 свечей – по числу лет земной жизни Нашего Спасителя – каждый держит такой пучок, и здание вскоре заполняет море огней.

Когда Патриарх готов выйти из Кувуклии и вернуться в православный алтарь, он сообщает об этом стуком в дверь. Дверь открывает православный епископ, сразу входят представители коптов и сирийцев и внутри получают Огонь от Патриарха. Никто из других священников в это время не входит. Затем Патриарх появляется с горящими факелами в обеих руках, за ним следует епископ Армянской церкви. Представителям коптов и сирийцев нельзя выходить из Кувуклии сразу же после Патриарха. Появление Патриарха обычно служит сигналом для верующих, и они бросаются зажигать свои свечи от факелов Патриарха. Охране нужно сдержать этот поток, офицеры должны помочь Патриарху пройти, очистив ему дорогу. При прохождении к православному приделу должны быть приняты меры предосторожности, чтобы обойти камень, отмечающий центр земли.

Копт и сириец, выйдя из Кувуклии с Огнем, возвращаются к месту расположения своих конфессий. Здесь также могут быть необходимы меры для освобождения пути и для сохранения Огня. После того как Патриарх и армянский епископ вышли из Кувуклии, входят пономари, сначала православные, и зажигают свои лампады внутри и снаружи Кувуклии. Францисканец также опускает и зажигает лампаду над входом.

Вскоре входят два епископа, и православный епископ снимает лампады и относит их в православный алтарь.

Армянский епископ не сопровождает Патриарха, а идет прямо в армянский монастырь, и для него необходимо освободить проход сквозь скопление людей и позволить священникам и певчим Армянской церкви выйти из монастыря и участвовать в крестном ходе вокруг Ротонды. Коптские и сирийские священники и певчие также выстраиваются и следуют за армянами крестным ходом. Все обходят Ротонду трижды и возвращаются в свои приделы после короткого богослужения каждой конфессии у входа в Кувуклию. Важно ограничить количество участников из священства и певчих в крестных ходах, иначе невозможно будет провести крестные хода и богослужения организованно. Для Армянской церкви максимальное число участников составляет 70 человек, 50 – для Коптской церкви и 40 — для Сирийской. Число участников определяется на основании площади территории, отведенной для каждой общины. При формировании колонны хвост сирийской процессии не должен выходить восточнее линии, проведенной от центра колонны 6 до противоположного угла Кувуклии. Соответствующий интервал должен поддерживаться между головой армянской процессии и хвостом сирийской.

Пока копты и сирийцы ожидают окончания армянской и коптской службы перед Гробом после крестного хода, с южной стороны Кувуклии обычно ставится кресло для служащего священника этих двух общин. Кресло должно быть поставлено на уровне отверстия, через которое подается Благодатный огонь, чтобы не помешать выходу армянской процессии по окончании их службы.

***

>Оригинал на английском языке >2. Conduct of the Ceremony >3. Participants in the Ceremony. >4. Allocation of Space on the Floor of the Rotunda

These two boundary lines converge on the north-west corner of the Edicule.

>5. Accommodation for Visitors

6. Order of the Ceremony

The District Staff take up a position by the northern seat near the entrance to the Tomb.

The Bishop of the Armenian Church, who is to accompany the Patriarch into the Sepulchre, here joins His Beatitude.

Shortly afterwards, the two Bishops enter and the Orthodox Bishop removes the lamps and bears it to the Orthodox Altar.

The status quo in the holy places (Статус-кво святых мест)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *