С праздником святой троицы

История праздника Троица

День святой Троицы не имеет точной даты — его принято отмечать на 50 день после Пасхи. Благодаря этому, у важного церковного праздника есть второе известное наименование — Пятидесятница. Откуда же появился этот любимый христианами праздник, и какие у него традиции?

История возникновения

Пятидесятница — старинный ветхозаветный праздник, традиционно отмечаемый на 50 день после иудейской Пасхи. Иудеи относили этот день к трем великим торжествам, тесно связывая его с обретением народом Израиля Синайского закона, полученного через 50 дней после дня выхода из Египта. Празднование Пятидесятницы всегда сопровождалось массовым весельем, всеобщим ликованием и жертвоприношениями.

Православную Пятидесятницу, известную также как День сошествия Святого Духа, празднуют на 50 день после Воскресения Христова, этот великий праздник олицетворяет у христиан начало новой эпохи существования человечества. Более того — важная дата считается днем создания христианской церкви. Но самое главное — в этот день Святой Дух сошел на 12 апостолов и открыл им, что Бог един и троичен одновременно. Вот как развивались события, согласно Библии.

В день празднования иудейской Пятидесятницы 12 последователей Иисуса уединились от массового веселья в одной из Сионских горниц. Ученики Христа ежедневно собирались вместе по просьбе своего наставника. Они еще при жизни Спасителя знали о грядущем событии и ждали нового чуда. Сын Божий сообщил им о приходе Святого духа до того, как принял смерть на кресте. На 50 день после Воскрешения Спасителя участники услышали душераздирающий шум, который подобно ураганному ветру заполнил небольшой домик. Затем появились огненные языки, они касались каждого присутствующего и словно разделяли тех, кто находился рядом.

Святой дух сошел на последователей Иисуса в образе Бога Отца (Божественного Ума), Бога Сына (Божественного Слова) и Бога Духа (Святого Духа). Эта Святая Троица и есть фундаментальная основа христианства, на которой прочно держится православная вера. Святая Троица — это единый Бог, который одновременно является троичным. Бог Отец лишен начала и сотворения, Бог Сын рожден Отцом, а Святой дух исходит от Бога Отца.

Люди, подошедшие к дому, из которого раздавались непонятные звуки, очень удивились тому, что апостолы говорят между собой на различных языках. Сначала они усомнились в трезвости тех, кто находился внутри, но апостол Петр развеял сомнения невольных свидетелей свершившегося чуда. Он сообщил, что на них сошел Святой Дух, а через них он коснется каждого христианина. Бог специально подарил избранным возможность говорить на неведомых ранее языках и диалектах, чтобы они смогли пойти в разные страны и поведать их жителям Истину о Христе. Считается, что Святой Дух спустился к апостолам в виде очищающего и просвещающего огня.

Избранные для важной миссии проповедники разбрелись по миру. Они проповедовали христианство в разных уголках земли, легко общаясь с жителями незнакомых городов на их родных языках. Ученики Христа дошли до стран Ближнего Востока и Малой Азии, крестили людей в Индии, в Крыму и в Киеве. Из 12 апостолов выжил только один — Иоанн, остальные были казнены противниками новой веры.

Особенности празднования Дня Святой Троицы

Пятидесятница всегда выпадает на то замечательное время года, когда природа щедро дарит ароматные травы и благоухающие цветы. Зеленые листочки еще не успевают покрыться дорожной пылью и оживляют молодые веточки деревьев. Ими украшают церкви и жилища, демонстрируя тем самым расцвет души человека и обновление людей. Аромат трав смешивается с запахом ладана, создавая праздничное настроение и вызывая радость. А лики святых, окруженные свежей зеленью, выглядят словно живые.

В храмах Троицу отмечают с особым почтением. Это наиболее главный и один из красивейших праздников. Накануне Пятидесятницы отмечают вселенскую родительскую субботу, поминая тех, кого не смогли похоронить согласно христианским обычаям, в том числе утонувших и пропавших без вести. В ночь перед торжеством в церквях проходит ночная служба.

В День Святой Троицы не проводят воскресные песнопения, вместо них звучат особые праздничные песни. Торжественная служба проходит по особому праздничному чину. После литургии следует вечерня, во время которой славят сошествие Святого духа и читают три специальных молитвы. Священники на Троицу всегда надевают символичные изумрудные одеяния. Прихожане приходят в храм в приподнятом настроении с цветами и березовыми веточками.

Неделя после Пятидесятницы не имеет поста в среду и пятницу, а сразу после праздника следует важный и тесно связанный с Троицей праздник — День Святого Духа.

Россияне День святой Троицы начали отмечать только в 14 веке — спустя 300 лет после Крещения Руси. Праздник был введен преподобным Сергием Радонежским.

Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции

Наталья Плахтеева
Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции

Роща юная, белоствольная

На заре росою умоется,

Звоны слышатся колокольные –

Воскресенье святое — Троица!

Звоны чистые, колокольные

Разливаются в поднебесье.

Славят Троицу нивы привольные,

Славят птицы звонкою песнею.

И любое Божье творение

Повторяя молитву вслух,

Славит Вечное единение –

Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух!

Луговская Н. Н.

Праздник Святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи, поэтому праздник часто называют Пятидесятницей. В этом году мы празднуем Троицу в воскресенье, 27 мая.

Этот праздник занимал на Руси особое место среди других православных праздников, и готовились к нему люди с особенным старанием. Ведь Троица символизировала не просто чудо схождения Святого Духа на землю, но и обозначала границу между весной и летом. Празднование Троицы переплеталось с народными обычаями. К этому дню заканчивали все работы на земле, на Троицу отдыхали, собирали луговые и полевые цветы и украшали ими свои дома. Троицын день в народе назывался «зелёными святками». К празднику устраивались ярмарки, гуляния, танцы, застолья. Существовал даже обычай красить яйца в зелёный цвет к празднику Троица

Чтобы продлить очарование этого праздника, можно использовать не только живые полевые цветы и травы, но также и цветы, сделанные своими руками. Например, цветы, сделанными в технике Ганутель

Происхождение праздника имеет Библейскую основу. На 50-й день после Пасхи В Иерусалим на иудейский праздник Пятидесятницы собрались паломники, прибывшие из разных уголков земли. В это время Дева Мария и апостолы были в доме на горе Сион. Вскоре собравшиеся на площади люди услышали, как из дома доносятся голоса, говорящие на разных языках. К людям вышел апостол Павел и сообщил, что на учеников Христа сошел Святой Дух с небес в виде огня и наделил их способностью говорить на разных языках и нести Слово Божье

А в Ветхом Завете есть повествование о том, как праотец Авраам встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе Священного Писания они были названы ангелами) – это был символ триединого Бога в трёх лицах

В других странах тоже существуют красивые традиции празднования дня Святой Троицы.

Например, в Италии во время богослужения из-под купола церкви осыпают всех прихожан лепестками роз. Поэтому и праздник Святой Троицы там иногда называют «Пасха роз». Это служит символом сошедшего на апостолов огня – Святого Духа.

А во Франции во время церковной службы трубят в трубы – напоминая прихожанам о ветре, который подул во время сошествия Святого Духа.

Издавна на Руси существуют и народные приметы на Троицу

Если умыться росой на Троицу, можно продлить здоровье и сохранить красоту.

Травы, собранные на Троицу, имеют целебную силу.

Если день выдался дождливый — будет много урожая и грибов.

Солнечная погода на Троицу — лето будет жарким и засушливым.

Радуга на Троицу — в доме будет счастье.

Если есть желание и возможность — посетите храм на праздник Святой Троицы! Служба в этот день особенно красивая и торжественная. Священнослужители облачаются в зелёные одежды. Иконы украшают цветами и ветвями, на пол церкви кладут душистую траву. Праздник Святой Троицы называют днём рождения Церкви.

Православный Церковный календарь

На­зва­ния празд­ни­ка

Двой­ное на­зва­ние это­го дву­на­де­ся­то­го «подвижно­го» празд­ни­ка Пас­халь­но­го цик­ла ука­зы­ва­ет на его до­хри­сти­ан­ские ис­то­ки (как и в слу­чае с Пас­хой-Вос­кре­се­ни­ем). Рож­де­ние соб­ствен­но хри­сти­ан­ско­го празд­ни­ка Свя­той Тро­и­цы про­изо­шло в день ев­рей­ской Пя­ти­де­сят­ни­цы (ве­ро­ят­но, в мае 30 го­да н. э.), и это не бы­ло про­стым сов­па­де­ни­ем! По­это­му хри­сти­ан­ский ка­лен­дарь со­хра­ня­ет оба тер­ми­на. Са­мо же на­зва­ние «Пя­ти­де­сят­ни­ца» (греч. Пэнт­экостэ) име­ет фор­маль­ный ха­рак­тер и не вы­ра­жа­ет су­ще­ства че­ству­е­мо­го со­бы­тия, но озна­ча­ет лишь то, что празд­ник со­вер­ша­ет­ся через пять­де­сят дней по­сле Пас­хи (как у ев­ре­ев, так и у хри­сти­ан).

Ев­рей­ская Пя­ти­де­сят­ни­ца

В Древ­нем Из­ра­и­ле это был пер­во­на­чаль­но зем­ле­дель­че­ский празд­ник Жат­вы, день ра­до­сти и бла­го­да­ре­ния, ко­гда в жерт­ву Бо­гу при­но­си­лись «на­чат­ки» со­бран­но­го к кон­цу мая пер­во­го уро­жая. За­тем он стал от­ме­чать и па­мят­ную го­дов­щи­ну древ­не­го («вет­хо­го») Си­най­ско­го Со­ю­за-За­ве­та, за­клю­чён­но­го Бо­гом с Мо­и­се­ем и всем из­ра­иль­ским на­ро­дом при­бли­зи­тель­но через пять­де­сят дней по­сле ис­хо­да (бег­ства) из Егип­та, дра­ма­ти­че­ские со­бы­тия ко­то­ро­го и ста­ли ос­но­вой ев­рей­ской Пас­хи. Это про­изо­шло, по мне­нию боль­шин­ства уче­ных, во вто­рой по­ло­вине XIII ве­ка до н. э. Так ев­рей­ская Пя­ти­де­сят­ни­ца ста­ла Днем рож­де­ния Вет­хо­за­вет­ной Церк­ви. Те­перь по­ста­ра­ем­ся по­нять – как ро­ди­лась Цер­ковь Но­во­го За­ве­та, Цер­ковь Хри­сто­ва. Об­ра­тим­ся к тек­стам.

Что про­изо­шло в Иеру­са­ли­ме?

По­сле Воз­не­се­ния Гос­по­да с го­ры Еле­он­ской апо­сто­лы вер­ну­лись в Иеру­са­лим. Про­шло де­сять дней, и на­сту­пил празд­ник Пя­ти­де­сят­ни­цы. Уче­ни­ки и Бо­го­ма­терь, как и по­ве­лел им Иисус Хри­стос, – пи­шет еван­ге­лист Лу­ка в сво­ем про­дол­же­нии Еван­ге­лия, – «бы­ли еди­но­душ­но вме­сте. И вдруг раз­дал­ся с неба шум, как бы от несу­ще­го­ся силь­но­го вет­ра, и на­пол­нил весь дом, где они на­хо­ди­лись. И яви­лись им раз­де­ля­ю­щи­е­ся язы­ки, как бы ог­нен­ные, и опу­сти­лись по од­но­му на каж­до­го из них. И на­пол­ни­лись все Свя­то­го Ду­ха, и на­ча­ли го­во­рить на дру­гих язы­ках» (Деян.2:1-4).

Иеру­са­лим же был пе­ре­пол­нен па­лом­ни­ка­ми – «иуде­я­ми диас­по­ры (рас­се­я­ния)», съе­хав­ши­ми­ся со всех кон­цов Рим­ской им­пе­рии на этот вто­рой по зна­чи­мо­сти (по­сле Пас­хи) празд­ник. Они услы­ша­ли неожи­дан­ный шум, по­доб­ный шу­му бу­ри и на­дви­га­ю­щей­ся гро­зы, при­шли в смя­те­ние и по­спе­ши­ли к до­му апо­сто­лов. Их изум­ле­нию не бы­ло кон­ца, ко­гда они уви­де­ли про­стых га­ли­ле­ян, вдох­но­вен­но ве­щав­ших на раз­ных язы­ках. Бо­лее то­го, для каж­до­го из них про­по­ведь апо­сто­лов зву­ча­ла на его род­ном язы­ке! Чтобы под­черк­нуть это чу­до мно­го­язы­чия (глос­солалии), апо­стол Лу­ка на­ро­чи­то при­во­дит длин­ный спи­сок на­ро­дов со всех кон­цов Рим­ской им­пе­рии, вклю­чая и от­да­лён­ные окра­и­ны (смот­ри­те ни­же текст Апо­столь­ско­го чте­ния).

Мес­си­ан­ское Цар­ство или Цер­ковь Хри­сто­ва?

На­ста­ло вре­мя ис­пол­не­ния древ­них про­ро­честв, – об­ра­ща­ет­ся к со­брав­шим­ся апо­стол Петр, – Мес­си­ан­ское Цар­ство уже ос­но­ва­но, а Иисус из На­за­ре­та, рас­пя­тый «ру­ка­ми без­за­кон­ных», вос­крес. Имен­но Он, от­верг­ну­тый ослеп­лен­ной на­цио­на­ли­сти­че­ским безу­ми­ем тол­пой, и есть обе­то­ван­ный Мес­сия, – цель и смысл всей вет­хо­за­вет­ной ис­то­рии ожи­да­ния. Дух Бо­жий, из­лив­ший­ся в мир, про­све­тит ра­зум каж­до­го, же­ла­ю­ще­го стать «граж­да­ни­ном» Его Цар­ства. Для это­го нуж­но лишь по­ка­ять­ся и при­нять кре­ще­ние «во имя Иису­са Хри­ста», по­лу­чив при этом «дар Свя­то­го Ду­ха» (Деян.2:38).

Это Мес­си­ан­ское Цар­ство, смысл ко­то­ро­го стал по­ня­тен са­мим апо­сто­лам лишь в эти ми­ну­ты, от­ныне пре­бы­ва­ет в ми­ре в об­ра­зе Церк­ви Хри­сто­вой. Са­мо же сло­во «Цер­ковь» (по гре­че­ски – Эк­кле­сиа) озна­ча­ет «Со­бра­ние», а чу­до по­ни­ма­ния апо­столь­ской про­по­ве­ди яв­ля­ет­ся зна­ме­ни­ем ее все­лен­ско­го при­зва­ния, так как слу­ша­те­ли про­ис­хо­дят из всей Все­лен­ной (Ой­кумены, или Экумены), как на­зы­ва­ли то­гда Рим­скую им­пе­рию. Тра­ги­че­ское раз­де­ле­ние на­ро­дов, про­ис­шед­шее неко­гда у Ва­ви­лон­ской баш­ни, при­хо­дит к кон­цу: Бог «всех при­звал к един­ству», – как по­ёт­ся в конда­ке празд­ни­ка. Про­чтём его в рус­ском пе­ре­во­де (сло­ва в квад­рат­ных скоб­ках да­ны для по­яс­не­ния).

«Ко­гда со­шел Все­выш­ний и сме­шал язы­ки
,
то этим Он раз­де­лил на­ро­ды.
Ко­гда же Он раз­дал ог­нен­ные язы­ки ,
то всех при­звал к един­ству.
И мы еди­но­глас­но сла­вим Все­святого Ду­ха».

«Ко­гда лю­ди со­ли­дар­ны в дерз­но­вен­ном зле, они те­ря­ют дар ком­му­ни­ка­ции, дар вза­им­но­го по­ни­ма­ния. Но этот дар вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся ра­ди ис­ти­ны. Язы­ки сим­во­ли­че­ско­го, ду­хов­но­го ог­ня над го­ло­ва­ми апо­сто­лов озна­ча­ют, что язы­ко­вые и эт­ни­че­ские ба­рье­ры про­рва­ны: Ис­ти­на идет к че­ло­ве­ку не как к «эл­ли­ну», «иудею» или «ски­фу», но имен­но как к че­ло­ве­ку».

Си­ла про­по­ве­ди апо­сто­ла Пет­ра бы­ла ни с чем не срав­ни­ма: око­ло трёх ты­сяч че­ло­век при­ня­ли кре­ще­ние в день Пя­ти­де­сят­ни­цы. Так ро­ди­лась Но­во­за­вет­ная Цер­ковь.

Окон­ча­тель­ное про­зре­ние апо­сто­лов

Что же про­изо­шло с уче­ни­ка­ми Хри­ста? Бо­го­сло­вы спо­рят об этом дав­но, но, ду­ма­ет­ся, ни­ко­гда не смо­гут дать од­но­знач­но­го от­ве­та. Бес­спор­но лишь то, что в этот день они на­ко­нец ста­ли ис­тин­ны­ми апо­сто­ла­ми («по­слан­ни­ка­ми»). В стра­хе бе­жав­шие из Геф­си­ма­нии, а в день Воз­не­се­ния на­де­яв­ши­е­ся на вос­со­зда­ние зем­но­го Из­ра­иль­ско­го цар­ства, они об­ра­ща­ют­ся те­перь ко все­му ми­ру. Мир бу­дет пре­сле­до­вать их, са­жать в тюрь­мы, бро­сать на аре­ны Ко­ли­зея в ла­пы ди­ких зве­рей, – но ока­жет­ся бес­силь­ным пе­ред та­ин­ствен­ным Да­ром, по­лу­чен­ным в Пя­ти­де­сят­ни­цу.

Прой­дет три ве­ка, и гор­де­ли­вые рим­ские им­пе­ра­то­ры, име­но­вав­ши­е­ся «Спа­си­те­ля­ми» и «От­ца­ми оте­че­ства», а по­сле смер­ти при­чис­ляв­ши­е­ся Се­на­том к «сон­му бо­гов», при­знают се­бя скром­ны­ми под­дан­ны­ми Цар­ства Га­ли­лей­ско­го Учи­те­ля.

Хри­сти­ан­ская Пя­ти­де­сят­ни­ца: со­бы­тие и празд­ник

По­чти две ты­ся­чи лет то­му на­зад, в день ев­рей­ской Пя­ти­де­сят­ни­цы, мир вос­при­нял тай­ну Три­еди­но­го Бо­га: Вет­хий За­вет знал Еди­но­го Бо­га, по­ло­жив­ше­го ос­но­ва­ние Вет­хо­за­вет­ной Церк­ви; Сын, во­пло­тив­шись на зем­ле, со­здал Цер­ковь Но­во­го За­ве­та; Дух Свя­той от­крыл её ис­то­ри­че­ское вре­мя и дей­ству­ет в ней «до скон­ча­ния ве­ка». По­это­му празд­ник рож­де­ния Хри­сти­ан­ской Церк­ви име­ну­ет­ся Днём Свя­той Тро­и­цы.

Бо­го­слов­ское уче­ние о вза­и­мо­от­но­ше­нии Лиц Свя­той Тро­и­цы бы­ло окон­ча­тель­но сфор­му­ли­ро­ва­но ещё в IV ве­ке, в пе­ри­од оже­сто­чен­ных три­ни­тар­ных спо­ров, вы­зван­ных лже­уче­ни­ем Ария Алек­сан­дрий­ско­го, и за­креп­ле­но в Ни­кео-Ца­ре­град­ском Сим­во­ле ве­ры. Но да­ле­ко не всем из­вест­но, что пер­вые хра­мы во имя Свя­той Тро­и­цы по­яви­лись в хри­сти­ан­ском ми­ре го­раз­до позднее, не ра­нее XII ве­ка, при­чём, по мне­нию неко­то­рых ис­сле­до­ва­те­лей, сна­ча­ла на За­па­де (во­прос тре­бу­ет спе­ци­аль­ных изыс­ка­ний). Вско­ре, в 1335 го­ду, скром­ный инок Сер­гий по­стро­ил первую на Ру­си де­ре­вян­ную Тро­иц­кую цер­ковь по­сре­ди глу­хо­го Ра­до­неж­ско­го бо­ра, став­шую ос­но­вой бу­ду­щей Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры, – цен­тра ду­хов­ной жиз­ни Рос­сии.

Празд­ни­ку Пя­ти­де­сят­ни­цы пред­ше­ству­ет Тро­иц­кая Ро­ди­тель­ская Суб­бо­та – день по­ми­но­ве­ния усоп­ших. В са­мый день празд­ни­ка, обыч­но сра­зу по­сле Ли­тур­гии, со­вер­ша­ет­ся Ве­чер­ня, на ко­то­рой чи­та­ют­ся три мо­лит­вы, об­ра­щён­ные к Три­еди­но­му Бо­гу. В это вре­мя, впер­вые по­сле Пас­хи, все ста­но­вят­ся на ко­ле­ни.

Ко Дню Тро­и­цы хра­мы и до­ма у нас уби­ра­ют­ся де­рев­ца­ми, тра­вой и цве­та­ми. Этот кра­си­вый обы­чай свя­зан с ис­то­ри­че­ским вос­по­ми­на­ни­ем об­ря­дов вет­хо­за­вет­ной Пя­ти­де­сят­ни­цы, – при­не­се­ни­ем Бо­гу зе­ле­не­ю­щих на­чат­ков жат­вы, а так­же и с рус­ской на­род­ной тра­ди­ци­ей про­во­дов вес­ны и встре­чи ле­та.

Пер­вый по­не­дель­ник по­сле Пя­ти­де­сят­ни­цы име­ну­ет­ся Днём Свя­то­го Ду­ха. Он яв­ля­ет­ся как бы про­дол­же­ни­ем празд­ни­ка Свя­той Тро­и­цы и по­свя­щён осо­бо­му че­ство­ва­нию Её Тре­тье­го Ли­ца. С это­го же дня на­чи­на­ет­ся пер­вая сед­ми­ца по Пя­ти­де­сят­ни­це; она име­ну­ет­ся «сплош­ной», по­то­му что пост в сре­ду и пят­ни­цу от­ме­ня­ет­ся. А с по­не­дель­ни­ка вто­рой сед­ми­цы на­чи­на­ет­ся Пет­ров пост.

Яв­ле­ние Трех Стран­ни­ков биб­лей­ско­му пат­ри­ар­ху Ав­ра­аму у Ма­мрийско­го ду­ба (дуб­ра­ва Мамре близ Хев­ро­на), изо­бра­жа­е­мых обыч­но в ви­де ан­ге­лов, по­ни­ма­ет­ся хри­сти­ан­ски­ми бо­го­сло­ва­ми как при­кровенное яв­ле­ние в вет­хо­за­вет­ном ми­ре Свя­той Тро­и­цы. Этот зна­ме­на­тель­ный эпи­зод биб­лей­ской ис­то­рии, имев­ший ме­сто по­чти че­ты­ре ты­ся­че­ле­тия то­му на­зад, по­ро­дил за­ме­ча­тель­ный ико­но­гра­фи­че­ский тип «Тро­и­цы вет­хо­за­вет­ной», вер­ши­ной ко­то­ро­го ста­ла ико­на «Тро­и­ца» ки­сти пре­по­доб­но­го Ан­дрея Рубле­ва.

Празд­ни­ком Свя­той Тро­и­цы за­вер­ша­ет­ся Пас­халь­ный пе­ри­од, хо­тя бо­го­слу­жеб­ная кни­га Триодь Цвет­ная вклю­ча­ет в се­бя – в ка­че­стве «за­вер­ша­ю­ще­го ак­кор­да» – ещё од­но вос­кре­се­нье – «Неде­лю всех Свя­тых». А по­сле­ду­ю­щие неде­ли (вос­кре­се­нья) го­до­во­го цик­ла – до Триоди Пост­ной бу­ду­ще­го го­да – ну­ме­ру­ют­ся в ка­лен­да­ре как «неде­ли по Пя­ти­де­сят­ни­це». (Лишь неко­то­рые из них име­ют ин­ди­ви­ду­аль­ные на­зва­ния.) Через неде­лю по­сле Тро­и­цы, с по­не­дель­ни­ка, на­чи­на­ет­ся «Петров пост». Он учре­ждён в честь двух ве­ли­чай­ших Апо­сто­лов («По­слан­ни­ков») Хри­сто­вых – Пет­ра и Пав­ла, и слу­жит под­го­тов­кой к их че­ство­ва­нию. За­кан­чи­ва­ет­ся 11 июля (по но­во­му сти­лю), в ка­нун их празд­ни­ка.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

* * *

Из бо­го­слу­же­ния празд­ни­ка

Тро­парь празд­ни­ка, гл. 8:

Бла­го­сло­вен Ты, Христе Боже наш!
Ты про­стых ры­ба­ков сде­лал пре­муд­ры­ми,
нис­по­слав им Свя­то­го Ду­ха,
и через них уло­вил Все­лен­ную.
О, Че­ло­ве­ко­лю­бец, сла­ва Те­бе!

Кондак празд­ни­ка, глас 8:

Ко­гда со­шел Все­выш­ний и сме­шал язы­ки
,
то этим Он раз­де­лил на­ро­ды.
Ко­гда же Он раз­дал ог­нен­ные язы­ки
,
то этим всех при­звал к един­ству.
И вот, мы еди­но­глас­но сла­вим Все­свя­то­го Ду­ха.

Апо­столь­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Деян.2:1-11)

1 Ко­гда же ис­пол­нил­ся день Пя­ти­де­сят­ни­цы, все они со­бра­лись на том же ме­сте. 2 И вне­зап­но с неба раз­дал­ся шум, как буд­то нёс­ся бур­ный ве­тер, и этот шум на­пол­нил весь дом, где они си­де­ли. 3 И яви­лись им как бы ог­нен­ные язы­ки, ко­то­рые, раз­де­лив­шись, опу­сти­лись на каж­до­го из них. 4 И они все ис­пол­ни­лись Ду­ха Свя­то­го, и на­ча­ли ве­щать на иных язы­ках – так, как да­вал им из­ре­кать Дух.

5 В Иеру­са­ли­ме же на­хо­ди­лись иудеи, лю­ди на­бож­ные, из вся­ко­го на­ро­да под небом. 6 Ко­гда же слу­чил­ся этот шум, со­бра­лось мно­го на­ро­да, и все недо­уме­ва­ли, по­че­му то, что те ве­ща­ли, каж­дый слы­шал на сво­ем соб­ствен­ном язы­ке. 7 И вне се­бя от удив­ле­ния они го­во­ри­ли: «По­смот­ри­те, все эти, ко­то­рые ве­ща­ют, – раз­ве они не га­ли­ле­яне? 8 По­че­му же каж­дый из нас слы­шит свой род­ной язык? 9 Пар­фяне, и ми­дяне, и эла­ми­ты, и жи­те­ли Ме­со­по­та­мии, Иудеи и Кап­па­до­кии, Пон­та и Азии, 10 Фри­гии и Пам­фи­лии, Егип­та и окрест­но­стей Ки­ре­ны в Ли­вии, и при­быв­шие сю­да рим­ляне, – 11 иудеи и про­зе­ли­ты, – кри­тяне и ара­ви­тяне, – все мы слы­шим, что они на­ши­ми язы­ка­ми ве­ща­ют о ве­ли­ких де­лах Бо­жи­их!»

(Рус­ский пе­ре­вод ар­хи­манд­ри­та Иан­ну­а­рия (Ив­ли­е­ва))

Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии

Ин.7:37-52, 8:12. – За­ча­ло 27

В по­след­ний Ве­ли­кий день празд­ни­ка стал Иисус и воз­гла­сил, го­во­ря: «Ес­ли кто жаж­дет, пусть при­хо­дит ко Мне и пьёт. Кто ве­ру­ет в Ме­ня, у то­го, как ска­за­но в Пи­са­нии, из утро­бы по­те­кут ре­ки во­ды жи­вой!» Это ска­зал Он о Ду­хе, Ко­то­ро­го го­то­ви­лись по­лу­чить по­ве­рив­шие в Него. Ибо ещё не бы­ло Ду­ха, по­то­му что Иисус ещё не был про­слав­лен.

Неко­то­рые из на­ро­да, услы­шав эти сло­ва, го­во­ри­ли: «Он точ­но про­рок»; дру­гие же го­во­ри­ли: «Это – Мес­сия (Хри­стос)». А дру­гие воз­ра­жа­ли: «Раз­ве из Га­ли­леи Хри­стос при­дёт? Не ска­за­но ли в Пи­са­нии, что Хри­стос при­дёт от се­ме­ни Да­ви­до­ва и из Виф­ле­е­ма, из то­го се­ле­ния, от­ку­да был Да­вид?» Итак, слу­чил­ся из-за Него раз­дор в тол­пе. Неко­то­рые из них хо­те­ли схва­тить Его; но ни­кто не на­ло­жил на Него рук.

Итак, слу­жи­те­ли воз­вра­ти­лись к пер­во­свя­щен­ни­кам и фа­ри­се­ям, и те им ска­за­ли: «По­че­му вы не при­ве­ли Его?» Слу­жи­те­ли от­ве­ти­ли: «Ни­ко­гда ещё че­ло­век не го­во­рил так, как го­во­рит Этот Че­ло­век». Фа­ри­сеи ска­за­ли им: «Неуже­ли и вы об­ма­ну­ты? Раз­ве кто-то из на­чаль­ни­ков или из фа­ри­се­ев по­ве­рил в Него? Но этот на­род – невеж­да в За­коне, про­клят он!»

Го­во­рит им Ни­ко­дим, при­хо­див­ший к Нему (Иису­су) рань­ше но­чью, бу­дучи од­ним из них: «Раз­ве За­кон наш су­дит че­ло­ве­ка, не вы­слу­шав его преж­де и не узнав, что́ он де­ла­ет?» На это ска­за­ли ему: «И ты не из Га­ли­леи ли? Ис­сле­дуй и уви­дишь, что из Га­ли­леи не при­хо­дит про­рок».

Опять го­во­рил Иисус к на­ро­ду и ска­зал им: «Я – свет ми­ру; кто по­сле­ду­ет за Мною, тот не бу­дет хо­дить во тьме, но бу­дет иметь свет жиз­ни!»

При­ме­ча­ния

Раш­ков­ский Е. Б. «С вы­со­ты Во­сто­ка…» Дву­на­де­ся­тый празд­нич­ный цикл в пра­во­слав­ном бо­го­слу­же­нии. М., 1993, с. 60.

Здесь го­во­рит­ся о рож­де­нии Мес­си­ан­ско­го Цар­ства, пре­бы­ва­ю­ще­го в ми­ре в об­ра­зе Церк­ви Хри­сто­вой (слов в квад­рат­ных скоб­ках в конда­ке нет; они да­ны для по­яс­не­ния). Са­мо сло­во «Цер­ковь» (по-гре­че­ски – Эк­клесиа) озна­ча­ет «Со­бра­ние», а чу­до по­ни­ма­ния апо­столь­ской про­по­ве­ди яв­ля­ет­ся зна­ме­ни­ем её все­лен­ско­го при­зва­ния, так как слу­ша­те­ли про­ис­хо­дят из всей Все­лен­ной (Ой­кумены, или Экумены), как на­зы­ва­ли то­гда Рим­скую им­пе­рию. Тра­ги­че­ское раз­де­ле­ние на­ро­дов, про­ис­шед­шее у Ва­ви­лон­ской баш­ни, на­ко­нец-то при­хо­дит к кон­цу: Бог «всех при­звал к един­ству». Со­бы­тие дня Пя­ти­де­сят­ни­цы в Иеру­са­ли­ме – это от­вет на слу­чив­ше­е­ся неко­гда в Ва­ви­лоне, – окон­ча­ние эры меж­пле­мен­ной враж­ды и вет­хо­за­вет­но­го изо­ля­ци­о­низ­ма (лож­но по­ня­той «из­бран­но­сти») и вос­ста­нов­ле­ние сущ­ност­но­го ра­вен­ства всех лю­дей в ли­це Но­во­го Ада­ма – Бо­го­че­ло­ве­ка Иису­са Хри­ста.

На­зва­ние «Пя­ти­де­сят­ни­ца» (греч. Пэнт­эко́стэ) име­ет фор­маль­но хро­но­ло­ги­че­ское про­ис­хож­де­ние и не вы­ра­жа­ет су­ще­ства че­ству­е­мо­го со­бы­тия (смот­ри­те так­же в про­по­ве­ди о. Иан­ну­а­рия на Апо­столь­ское чте­ние), но озна­ча­ет лишь то, что празд­ник со­вер­ша­ет­ся через пять­де­сят дней по­сле Пас­хи (как у ев­ре­ев, так и у хри­сти­ан). Рож­де­ние соб­ствен­но хри­сти­ан­ско­го празд­ни­ка Свя­той Тро­и­цы про­изо­шло в день ев­рей­ской Пя­ти­де­сят­ни­цы; по­это­му наш ка­лен­дарь со­хра­ня­ет оба тер­ми­на.

То есть там же в Иеру­са­ли­ме, где Гос­подь в по­след­ний раз го­во­рил с ни­ми в день Сво­е­го Воз­не­се­ния.

Речь идёт об осен­нем празд­ни­ке Ку­щей (Па­ла­ток, Ша­тров), уста­нов­лен­ном в па­мять о со­ро­ка­лет­ней жиз­ни в па­лат­ках во вре­мя стран­ствий по Си­най­ской пу­стыне. С наи­боль­шей тор­же­ствен­но­стью празд­но­вал­ся по­след­ний день празд­ни­ка, на­зы­ва­е­мый Ве­ли­ким. В этот день пе­ре­но­си­ли во­ду из Си­ло­ам­ской ку­пе­ли во Храм, где свя­щен­ни­ки по­ли­ва­ли ею боль­шой ал­тарь (жерт­вен­ник), слу­жив­ший для все­со­жже­ний. Он сто­ял в хра­мо­вом «дво­ре свя­щен­ни­ков» пе­ред Свя­ти­ли­щем. Этот свя­щен­ный об­ряд да­ёт Спа­си­те­лю по­вод ме­та­фо­ри­че­ски го­во­рить о «во­де веч­ной жиз­ни» – да­рах Свя­то­го Ду­ха, за­ме­ня­ю­щих вет­хо­за­вет­ные об­ря­ды очи­ще­ния.

* * *

При­ло­же­ние

Ва­ви­лон­ская баш­ня

Со­глас­но биб­лей­ской Кни­ге Бы­тия, «Ва­ви­лон­ская баш­ня», – это цик­ло­пи­че­ское со­ору­же­ние, «вы­со­тою до небес», без­успеш­но воз­во­ди­мое в зем­ле Сен­наар по­сле­по­топ­ным че­ло­ве­че­ством, ещё со­хра­няв­шим пер­во­на­чаль­ную язы­ко­вую общ­ность (Быт.11:1-9).

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня
(1-й вариант). 1564. Роттердам, музей
Бойманса ван Бёнингена

Ре­аль­ным про­то­ти­пом Ва­ви­лон­ской баш­ни яв­ля­ет­ся мно­го­ярус­ная, пи­ра­ми­даль­ной фор­мы, сту­пен­ча­тая баш­ня (зик­курат) глав­но­го хра­ма Ва­ви­ло­на, по­свя­щён­но­го его по­кро­ви­те­лю – бо­гу Марду­ку, а так­же ме­со­по­там­ские зик­ку­ра­ты дру­гих го­ро­дов. В Ва­ви­лоне баш­ню на­зы­ва­ли Эте­менанки («Ос­но­ва­ние неба и зем­ли»). Во вре­мя окон­ча­тель­ной ре­дак­ции Пя­ти­кни­жия (V век до н. э.), в со­став ко­то­ро­го во­шло это ска­за­ние о башне, мно­гие зик­ку­ра­ты, на­счи­ты­вав­шие мно­го­ве­ко­вую ис­то­рию, бы­ли за­бро­ше­ны и име­ли по­лу­раз­ру­шен­ный вид. Ано­ним­ный биб­лей­ский ав­тор, жив­ший в Ме­со­по­та­мии, вос­при­нял это как из­на­чаль­ную «недо­стро­ен­ность». При этом за­пад­но­се­мит­ское на­зва­ние го­ро­да (Баб Эл, «Вра­та бо­га») тол­ку­ет­ся им иг­рой сход­но­го сло­ва со зна­че­ни­ем «сме­ши­вать». До си­сте­ма­ти­че­ских рас­ко­пок в Ме­со­по­та­мии (с XIX ве­ка) Ва­ви­лон­ская баш­ня изо­бра­жа­лась обыч­но в ви­де ко­ну­со­об­раз­но­го со­ору­же­ния, опо­я­сан­но­го лест­ни­цей (Пи­тер Брей­гель Стар­ший и др.).

Быть людь­ми «од­но­го язы­ка» по древ­не­во­сточ­ной тер­ми­но­ло­гии озна­ча­ет вхо­дить в од­ну им­пе­рию (со­хра­ни­лись хваст­ли­вые вы­ра­же­ния ас­си­рий­ских ца­рей в адрес за­во­ё­ван­ных на­ро­дов: «Я сде­лал их людь­ми од­но­го язы­ка!»). Баш­ня и го­род озна­ча­ют бо­го­бор­че­скую ци­ви­ли­за­цию, по­стро­ен­ную на на­си­лии. Но зем­ной град, за­ду­ман­ный как вы­зов Небу, об­ре­чён на кру­ше­ние: за­ду­ман­ный его стро­и­те­ля­ми как па­мят­ник веч­ной сла­вы, он, на­про­тив, по­лу­ча­ет в ис­то­рии бес­слав­ное имя.

Са­мо­уве­рен­ные стро­и­те­ли Ва­ви­лон­ской баш­ни пи­та­ют­ся со­зна­ни­ем не толь­ко един­ства, но и сво­ей ис­клю­чи­тель­ной един­ствен­но­сти. По­это­му от­сут­ствие дру­гой че­ло­ве­че­ской общ­но­сти, и, сле­до­ва­тель­но, са­мой воз­мож­но­сти аль­тер­на­тив­ных ре­ше­ний, при­во­дит к идее са­мо­до­ста­точ­но­сти и непо­гре­ши­мо­сти, пи­та­ет под­ни­ма­ю­щу­ю­ся гор­ды­ню, ко­то­рая вле­чёт к вы­хо­ду за гра­ни­цы, опре­де­ля­е­мые здра­вым смыс­лом. Это опре­де­ля­ет и смысл на­ка­за­ния. Гос­подь не от­ка­зал­ся от лю­дей, но, уви­дев, что они не го­то­вы к под­лин­но­му, сво­бод­но­му един­ству, на­ру­шил это из­на­чаль­ное при­род­но-эм­пи­ри­че­ское, да­ром по­лу­чен­ное един­ство язы­ка-куль­ту­ры, дав каж­до­му на­ро­ду воз­мож­ность прой­ти свой непо­вто­ри­мый ис­то­ри­че­ский путь в ми­ро­вой ис­то­рии.

Глав­ный урок биб­лей­ской ис­то­рии Ва­ви­лон­ской баш­ни – в вы­бо­ре куль­тур­но-язы­ко­во­го плю­ра­лиз­ма как но­во­го пу­ти че­ло­ве­ка, в вы­дви­же­нии идеи со­зда­ния но­во­го един­ства в мно­го­об­ра­зии, но­во­го брат­ства лю­дей. Со ска­за­ни­ем о ва­ви­лон­ском «сме­ше­нии язы­ков» сим­во­ли­че­ски со­от­но­сит­ся рас­сказ о «сли­я­нии язы­ков» в день Пя­ти­де­сят­ни­цы в Иеру­са­ли­ме (Де­я­ния Апост., 2 гл). Бог, неко­гда раз­де­лив­ший язы­ки и лю­дей в Ва­ви­лоне, те­перь при­зы­ва­ет их к един­ству в Иеру­са­ли­ме, да­руя пред­ста­ви­те­лям мно­го­языч­ной Рим­ской им­пе­рии некий «об­ще­че­ло­ве­че­ский язык».

Из­ре­че­ния «ва­ви­лон­ское стол­по­тво­ре­ние», «сме­ше­ние язы­ков» или про­сто «Ва­ви­лон» ста­ли на­ри­ца­тель­ны­ми во мно­гих язы­ках.

Лит.: То­по­ров В. Н. Про­стран­ство куль­ту­ры и встре­чи в нем // Во­сток – За­пад: Ис­сле­до­ва­ния. Пе­ре­во­ды. Пуб­ли­ка­ции. Вып. 4. М., 1989; Тру­бец­кой Н. С. Ва­ви­лон­ская баш­ня и сме­ше­ние язы­ков // Из­ве­стия АН СССР. Се­рия ли­те­ра­ту­ры и язы­ка. 1990. Т. 49. № 2 (март–ап­рель). С. 152–160; Клен­гель-Брандт Э. Ва­ви­лон­ская баш­ня: Ле­ген­да и ис­то­рия. М., 1991; Афа­на­сье­ва В. К. Шу­мер­ский миф о пра­язы­ке // Эр­ми­таж­ные чте­ния 1986 – 1994 го­дов па­мя­ти В. Г. Лу­ко­ни­на. СПб., 1995. С. 154–158.

Ю. Ру­бан

(Ста­тья пред­на­зна­ча­лась для Рос­сий­ско­го гу­ма­ни­тар­но­го эн­цик­ло­пе­ди­че­ско­го сло­ва­ря. Не опуб­ли­ко­ва­на.)

Рождение Церкви Христовой

  • Основы Православия
    • Введение. Человек и его вера
    • Начальные понятия о Боге и духовной жизни
      • Бог — Отец наш Небесный
      • Без Бога ни до порога
      • Откуда мы знаем о Боге
      • Свойства Божии
      • Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
      • Храм — дом Божий
      • О Божией Матери
      • Человек — образ Божий
      • Семья — малая Церковь
      • Православные — право славящие Бога
    • Молитва — дыхание души
      • тест 3
        • test 5
      • test 5
      • Молитва — дыхание души
      • test2
      • Молитвенное правило
      • Детская молитва
      • Первые молитвы и объяснение их
    • Священная и церковная история
      • Божественное Откровение
      • Священное Писание
      • Библейские рукописи
      • Священная история Ветхого Завета
        • Сотворение мира
        • Сотворение мира и наука
        • Земной рай и грехопадение
        • Первое обетование о Мессии
        • Падшие прародители изгоняются из рая
        • Дети Адама
        • Всемирный потоп
        • Возобновление Завета. Божественное благословение
        • Вавилонское столпотворение
        • Появление идолопоклонства
        • Призвание патриарха Авраама
        • Патриарх Исаак
        • Патриарх Иаков (Израиль)
        • Патриарх Иосиф
        • Праведный Иов: тайна страдания праведника
        • Пророк Моисей
        • Исход из Египта. Первая Пасха
        • Бог дал народу закон
        • Скиния — походный храм
        • Ветхозаветное священство
        • Сорок лет странствия в пустыне
        • На Моавитских равнинах
        • Перепись народа
        • Смерть пророка Моисея
        • Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
        • Господь посылает судей
        • Пророк Самуил
        • Царь Саул — первый царь Израиля
        • Давид избирается на царство
        • Гонимый помазанник
        • Давид — царь над всем Израилем
        • Моровая язва — последняя скорбь царя
        • 90-й псалом
        • «Вот, я отхожу в путь всей земли»
        • Псалмы царя Давида
        • Царствование Соломона
        • Иерусалимский храм
        • Книга Екклесиаст
        • Два царства
        • «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
        • Новая столица Израильского царства
        • Ахав вводит культ Ваала
        • «И восстал Илия пророк, как огонь…»
        • Наказание за нечестие — засуха
        • Благочестивая вдовица
        • Испытание веры
        • Пророк Божий Елисей
        • Пророк Иона
        • Конец Израильского царства
        • Иудейское царство
        • Царь Иосафат
        • Царь Езекия
        • «Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия
        • Царь Манассия: нечестие и покаяние
        • Благочестивый царь Иосия
        • Последние иудейские цари
        • Пророк Иеремия
        • Вавилонский плен
        • Пророк Иезекииль
        • Пророк Даниил
        • Конец плена
        • Второй Иерусалимский храм
        • Неемия: восстановление стен Иерусалима
        • Малахия — последний пророк
        • Религия в жизни избранного народа
        • Между двумя Заветами: ожидание Мессии
        • Языческий мир в ожидании Спасителя
      • Евангельская история
        • Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
        • Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
        • Богородица спешит к Елисавете
        • Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
        • Рождение Иоанна Предтечи
        • Рождество Христово. Поклонение пастухов
        • Обрезание Христово. Сретение Господне
        • Поклонение волхвов и бегство в Египет
        • Отрок Иисус в Иерусалимском храме
        • Проповедь Иоанна Крестителя
        • Крещение Господа Иисуса Христа
        • Сорокадневный пост и искушения Господа
        • Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
        • Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
        • Беседа с самарянкой
        • Взятие под стражу Иоанна Крестителя
        • Нагорная проповедь
        • Чудеса Христовы
        • Убиение Иоанна Крестителя
        • Послание на проповедь двенадцати апостолов
        • Учение о Царствии Небесном в притчах
        • Чудо насыщения пятью хлебами
        • Христос идет по водам за Своими учениками
        • Христос беседует о хлебе жизни
        • Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
        • Преображение Господне
        • Исцеление бесноватого отрока
        • Господь покидает Галилею и идет в Иудею
        • Притча о добром самарянине
        • Исцеление десяти прокаженных
        • Притчи и поучения о молитве
        • Обращение мытаря Закхея
        • Притчи и поучения о покаянии
        • Беседа с богатым юношей
        • Господь благословляет детей
        • Притча о богаче и Лазаре
        • Воскрешение Лазаря
        • Вифанское помазание
        • Вход Господень в Иерусалим
        • Господь обличает иудеев
        • Иудеи задают Господу искусительные вопросы
        • Беседа Господа на горе Елеонской
        • Иуда решается предать Господа
        • Тайная Вечеря
        • Предсказание отречения Петра
        • Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
        • Суд над Иисусом Христом
        • Суд у первосвященника Каиафы
        • Распятие. Смерть и погребение Господа
        • Погребение. Стража у гроба
        • Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
        • Явления воскресшего Господа
        • Вознесение Господне
      • История Церкви
        • История Церкви
        • Рождение Церкви Христовой
        • Церковь Христова в апостольское время
        • Распространение Церкви Христовой
        • Мученики и исповедники Христовы
        • Святители — домостроители тайн Божиих
        • Монашество. Преподобные и подвижники
        • Спасение в миру. Святые праведники
    • Вера христианская
      • Вера в Бога и смысл человеческой жизни
      • Символ веры
      • Кратко о церковных Соборах
      • Иноверие и инославие
      • Мысли святителя Феофана Затворника
      • Вера и наука
    • Духовная жизнь
      • Грех и борьба с ним
      • Почему добрые дела творить сложнее
      • Что такое страсти
      • Посты и их духовный смысл
      • Заповеди Божии
      • Евангельские заповеди блаженства
    • О храме и богослужении
      • Почему мы молимся в храме?
      • Храм и его устройство
      • Внутреннее устройство храма
      • Колокольный звон
      • Степени священства
      • Монашество и монастыри
      • Богослужения суточного круга
      • Всенощное бдение
      • Божественная литургия
      • Семь Таинств Церкви
      • Молебен
      • Освящение жилища
      • Загробная участь души и поминовение усопших
    • Церковные праздники
      • Праздник в жизни православного христианина
      • Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
      • Праздники месяцеслова (непереходящие)
      • Дни памяти святых. Чины святости
      • Икона — образ невидимого горнего мира
    • Духовный мир
      • Мир ангельский
      • Духовность истинная и темная
      • Православные чудеса
      • Схождение Благодатного огня
      • Облако на горе Фавор
      • Чудо крещенской воды
      • Мироточивые иконы и святые мощи
      • Туринская плащаница

В чём смысл православного праздника Троица?

Последнее обновление — 29 мая 2015 года

31 мая в православном календаре — День Святой Троицы. Этот праздник входит в число двунадесятых — двенадцати самых важных праздников в православии. День Святой Троицы празднуют через 50 дней после Пасхи и на десятый день после Вознесения. В день Святой Троицы принято украшать храмы и дома деревьями, травой и цветами.

В церковном календаре этот день имеет два названия — Пятидесятница и День Святой Троицы. Сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования еврейскому народу Закона на горе Синай; он праздновался в 50-й день после Пасхи и приходился на окончание жатвы и собирания плодов. Пятидесятницей заканчивается Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице».

Название праздника Святой Троицы отсылает к догмату о сошествии Святого Духа на учеников Иисуса Христа от Бога Отца, по обещанию Бога Сына. Вера в Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа — считается фундаментом, на котором зиждется христианское богословие. Согласно Библии, Бог, единый в трёх лицах, является бестелесным невидимым духом (Ин. 4:24), живым (Иер. 10; 1Фес. 1:9), вечным (Пс. 89:3; Исх. 40:28; Рим. 14:25), вездесущим (Пс. 138:7-12; Деян. 17:27) и всеблагим (Мф. 19:17; Пс. 24:8). Его невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир.

День Святой Пятидесятницы издревле считался днём рождения Церкви Христа Спасителя.

Сошествие Святого Духа

Согласно книге Деяний апостолов, которая входит в Новый Завет, Святой Дух сошёл на апостолов именно на 50-й день после Воскресения Христова. О том, что это произойдёт, Иисус поведал своим ученикам ещё при жизни.

После воскресения Иисус Христос ещё сорок дней был со Своими учениками, укрепляя их в вере, готовя к будущему служению. На сороковой день Иисус вознёсся на небо, пообещав, что пошлёт Дух Божий, который сойдёт на учеников, давая им силу проповедовать Его учение. Через десять дней после вознесения ученики Иисуса и его мать Мария собрались в Иерусалиме в Сионской горнице. Вдруг тишина была нарушена — «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2:2-4). Дух Божий сошёл на учеников, и они получили особые дары — дар говорить на разных языках, дар целительства, дар проповедовать о делах Божьих.

После сошествия Святого Духа св. апостол Пётр произнёс свою первую проповедь, в которой сообщил и о славном событии, совершившемся в этот день. Обращение апостола было кратким и простым, после него многие иудеи покаялись, уверовали и крестились. А в IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне.

Сам праздник Святой Троицы в воспоминание великого события сошествия Святого Духа был установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа ученики Христа начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16).

Духов день

На следующий день после Троицы отмечается Духов день, который посвящён прославлению Святого Духа. Этот день посвящается воспоминанию и прославлению сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Дата праздника переходящая, но всегда она выпадает на понедельник.

Какая служба идет в этот день в храмах?

Накануне Дня Святой Троицы в церквях совершается всенощное бдение. В день праздника совершается литургия, за ней сразу же следует вечерня, на которой славится сошествие Святого Духа и читаются три молитвы с коленопреклонением.

У христиан существует обычай украшать храмы ветвями и травой — это символ обновления людей благодаря Святому Духу. Священники облачаются в зелёные одежды.

Празднику Пятидесятницы предшествует Троицкая родительская суббота — день поминовения усопших.

Троицкая родительская суббота: что нужно делать в этот день? Читайте подробнее

Троица по известности христианских праздников в России стоит в одном ряду с Рождеством и Пасхой. Но рассказать о смысле, значении и традициях воспоминания 50 дня после Христова Воскресения может не каждый. Что же это за праздник – Троица?

Узнаем из Нового Завета

У ветхозаветных евреев был такой праздник – Пятидесятница или Шавуот. Он отмечался на 50 день после Песаха и был установлен в память дарования евреям Торы на горе Синай при Исходе из Египта. Святые апостолы собрались на Пятидесятницу в Сионской горнице, на вернхнем этаже дома, где прежде Христос совершил с учениками Тайную Вечерь. Помещение наполнилось шумом с неба, похожим на порывы сильного ветра. Перед учениками Христа появились огненные языки пламени, которые «почили по одному на каждом из них» (Деян. 2:3). Таким образом на апостолов сошел Святой Дух, и ученики Христовы получили возможность проповедовать Бога на самых разных наречиях. Очевидно, что схождение Святого Духа видели и собравшиеся в тот день в Иерусалиме набожные иудеи, поскольку они начали стекаться к Сионской Горнице.

«Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих Божиих» (Деян. 2:9-11).

Видимо, апостолы поспешили покинуть к горницу и сообщить людям о необычном событии, а также начать проповедь Евангелия. Скептиков из толпы не проняло даже наглядное проявление Божьего вмешательства в жизнь человечества, и апостолов обвинили в пьянстве. На выпад возразил апостол Петр, подтвердив дар многоречия словами из книги пророка Иоиля:

«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши… И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:17-18).

«Излию от Духа Моего на всякую плоть» – говорит о полноте даров, которые Бог может давать каждому верующему. Дарами Святого Духа, например, являются любовь, мудрость, знание, вера, чудотворение, учительство и т.д., то есть те навыки, которые позволяют христианину служить на благо людям и Церкви. После проповеди апостола Петра в Иерусалиме крестилось 3000 человек.

Пятидесятница стала днем рождения Православной Церкви, днем, когда Бог вдохнул в нее Свой Дух, который незримо передается священнослужителям через рукоположение и всем верующим во время участия в священных таинствах.

Традиции праздника

Одной из самых ярких наглядных особенностей Троицы можно назвать украшение травой и молодыми березами православных храмов. В русском народе Пятидесятницу называли «зелеными святками», временем проводов весны и встречи лета. Ветви дерева, по аналогии с освященной вербой, иногда в день Троицы приносят домой, и поставляют рядом с иконами. Понедельник, Духов день, следующий за воскресением Пятидесятницы, также было принято считать продолжением праздника. Неделя после Троицы по уставу Церкви считается сплошной, пост в среду и пятницу отменяется. Этот период также является временем подготовки к наступающему Петровскому посту, оканчивающемуся 12 июля, на день апостолов Петра и Павла. В аграрной русской традиции земля в день Троицы называлась именинницей, работать было не принято и в понедельник. Пятидесятнице предшествует Троицкая родительская суббота, день особого поминовения усопших.

День рождения Церкви

В переводе с греческого языка слово «Церковь» означает «Собрание». Господь обозначил всем, стремящимся к вечной жизни центр притяжения – Святую Церковь, отпечаток Небесного Царства на земле. Возможность стать гражданами Божьего Отечества человечество получило благодаря крещению и дарам Святого Духа. Именно в крещении, «входных вратах» в Небесное Царство, и ниспосылаются человеку новые, уникальные возможности, которые он призван развивать и пускать на дело служения Богу и людям. Апостолы, будучи людьми робкими, маловерными, но ищущими Господа, по схождении Святого Духа сделались смелыми и пламенными проповедниками. Они бесстрашно шли на смерть за Бога, не боясь истязаний и мучительной кончины. Святой Дух открыл им внутреннее зрение, и именно в день пятидесятницы апостолы, наконец, поняли смысл всех происходивших с ними событий во время пребывания на земле Христа.

Цикл церковных праздников заключен в годовом круге. Из года в год мы празднуем Рождество и Крещение в зимние морозы, радостно и по-весеннему кричим «Христос воскресе!» на Пасху, играем свадьбы после Успения и на Покров. «Одно и то же» – в сердцах махнет рукой сторонний человек. А мы переложим народное «повторение – мать учения» на нашу церковную жизнь. Получив в крещении дар Святого Духа, мы из года в год совершенствуемся в духовной жизни и выходим на жатву добрых плодов, замечая, как с каждым годом мы понемногу, но меняемся. Божий Дух очищает, дает сил, знания, возможности, творит и помогает нам в жизни во всех наших начинаниях. Не даром перед началом каждого дела по церковной традиции возносится молитва «Царю Небесный».

Серафим Саровский говорил, что стяжание даров Святого Духа является главной целью жизни христианина. А Исаак Сирин утверждал, что Бог приближается к нам настолько, насколько человек стремится к нему. Бог – не иллюзия, а реальность нашей жизни. Все подсознательные искания человеческой душой свободы, любви, братства, спокойствия, гармонии могут быть удовлетворены только в Боге. Дух Святой с Его безграничной силой и любовь – нам в помощь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *