Саны в церкви православной

Митрофорный протоиерей: что это за звание, кто его получает и за какие заслуги?

Обычные прихожане не всегда разбираются в иерархии Русской православной церкви, поэтому многие не знают кто такой митрофорный протоиерей – что это за должность и чем отличается от обычного протоиерея. Попробуем разобраться в некоторых церковных наградах: какие из них получают священнослужители и за что.

Протоиереем в простонародье называют старшего священника, а точнее, первосвященника. Так вот митрофорный протоиерей – это первосвященник, награжденный правом носить митру. Слово «митрофорный» так и расшифровывается – «носитель митры».

Поощрения православного духовенства

У первосвященников не только митра является поощрительным знаком. Давайте разберемся, какие еще бывают вознаграждения для первосвященников.

  • В должности протоиерея священнослужитель получает первую награду – палицу (епигонатий). Это плат в форме ромба, который крепится на ленту за остроугольный конец. Изначально палица была обязательным атрибутом облачения архиерея, но со временем стала выдаваться как награда, носиться под фелонью, через правое плечо, набедренник же перенесся влево. Протоиереи со стажем священной службы не менее пяти лет награждаются палицей указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
  • По истечении пяти лет, после получения первой награды, первосвященник получает следующую награду – крест с украшениями, который тоже раньше относился только к архиерейскому сану. С 20-х годов позапрошлого столетия заслуженных протоиереев стали поощрять золотыми крестами, обрамленными бриллиантами и драгоценностями из Кабинета Его Величества, их называли «кабинетными крестами».
  • Честное и непорочное служение Божьей Церкви в течение 30 лет, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, награждается митрой. Митра протоиерея тоже относится к архиерейскому сану, только без креста, как у митры архиерейской. По сравнению с другими частями облачения митра более всего претерпела изменения за долгий срок своего существования. Повязка, изначально представляющая собой кидар (или чалму), в настоящее время – это высокая шапка, украшенная шитьем, бархатом, драгоценностями и иконами, мягко и плавно сужающаяся по периметру головы. Митра протоиереем одевается практически на все торжественные богослужения, например литургии Преждеосвященных Даров, с чтением Евангелия и с Великим славословием, молебны. А вот служить литургию с открытыми царскими вратами митрофорный протоиерей не имеет права.

Историческая справка

В истории есть данные, что первое награждение митрой произошло еще во времена Екатерины II. Награжден был ее духовник Иоанн Панфилов, и произошло это в 1786 году.

До революции митру в награду получили всего несколько священнослужителей, зато в настоящее время практически каждый город имеет своего митрофорного протоиерея, и даже не одного. Награждение митрой приобрело настолько широкий размах, что перестало цениться так, как ценилось раньше. Дошло до того, что митрой стали награждать всех, кто достиг почтенного возраста, например в Пензенском Митрофановском храме так поощрили всех протоиереев, причем отметили их наградой за то, что за все время служения они жили между собой дружно, в согласии и мире.

Патриарх Кирилл считает, что награждение митрами несколько обесценилось, поэтому он старается сильно сократить поощрения священнослужителей. Есть данные о том, что готовится новое положение, которым будет резко ограничено вознаграждение всеми видами духовных наград, поскольку в последнее столетие их раздавали «по максимуму». На получение награды будет влиять не только продолжительный период служения православной церкви протоиерея, но и правильный образ жизни священнослужителя в «миру», который должен быть примером для прихожан.

Митрофорный протоиерей – что это за звание в церковных чинах, мы немного разобрали. Также узнали о некоторых других поощрениях белого духовенства, хотя их гораздо больше, чем мы рассмотрели, – это панагия, набедренник, камилавка, наперсный золотой крест и еще много разных орденов.

Митра (головной убор)

У этого термина существуют и другие значения, см. Митра. Русская митра в Государственном историческом музее, Москва

Ми́тра (др.-греч. μίτρα «пояс, головная повязка») — головной убор, часть богослужебного облачения в ряде христианских церквей.

Символизм

Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа, и одновременно напоминает о терновом венце, которым был коронован Спаситель. В православной церкви при надевании митры на архиерея читается молитва: «Положи, Господи, на главу твою венец и от камений драгих…», как и при совершении таинства брака. По этой причине митра понимается также как образ золотых венцов, которыми венчаются «праведники в Царстве Небесном на брачном пире сочетания Иисуса Христа с Церковью».

Митра у православных

Греческая митра, 1715 год

Исторически митра на Востоке символизировала императорскую власть: считается, что, как и саккос, Константинопольский патриарх начал использовать её в своём облачении после падения Константинополя в 1453 году. Более древнюю историю имеет практика использования митры Александрийским патриархом. В половине XVII века и в Московской Руси, и у греков эта практика распространилась на всех архиеереев (ранее русские епископы носили архиерейскую шапку с опушкой).

В современной практике митру носят архиереи, архимандриты, а также женатые священники, которым право ношения митры дается в качестве награды за особые заслуги. Священники, награждённые правом ношения митры, называются митрофорными. На митре по бокам помещаются маленькие иконы — Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и какого-либо святого или праздника; и одна икона наверху — Троицы или серафима.

До реформ патриарха Никона в Русской церкви использовались митры в форме полусферической шапки с меховой опушкой, которые сохранились по настоящее время у старообрядческих епископов. В Русской церкви до 1786 года митра была частью богослужебного облачения монашествующего духовенства — архимандритов и епископов. 29 ноября (10 декабря) 1786 года произошёл первый в истории Православной церкви случай награждения митрой представителя белого духовенства. Тогда императрица Екатерина II пожаловала митрой своего духовника, протоиерея Благовещенского собора Иоанна Иоанновича Памфилова. Однако до 1917 года случаи награждения митрами представителей белого духовенства были крайне редки. Известны факты, когда правом ношения митры за богослужением удостоивали игуменов крупных монастырей.

В современной Русской православной церкви архиерейская митра, как и в греческих церквах, увенчивается маленьким крестом. Эту митру на Великом входе диакон несёт впереди торжественного шествия церковно- и священнослужителей и через царские врата вносит в алтарь. Когда митру снимут с главы архиерея, то после этого её поставляют на святой престол на дальнем правом (юго-западном) углу. До 1989 года митры, увенчанные крестом, носили только патриарх и митрополиты; в конце декабря 1988 года Священный синод РПЦ установил обычай ношения митры, увенчанной крестом, для всего епископата. Начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме, возведённый в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии также носит митру с крестом.

Разновидностью православной митры является митра-корона, имеющая над нижним пояском зубчатый венец (как правило, из 12 лепестков). Митра-корона до XVIII века была основным типом митры.

  • Митра святителя Хризостома Смирнского

  • Митра игумена Мирожского монастыря, 1689 год. Псковский музей

  • Митра киевского митрополита Гедеона (1685 год, мастерские Московского Кремля)

  • Митра Патриарха Никона, XVII век

Митра у католиков и протестантов

Католическая митра

В католической церкви митра (инфула) — принадлежность богослужебного литургического облачения высшего клира: епископов, архиепископов, митрополитов, кардиналов и папы римского. В соответствии с нормами права римско-католической церкви, митры могут носить только епископы либо священники-прелаты, обладающие «подлинной юрисдикцией» (лат. vera iurisdictio). Согласно Апостольскому посланию «Pontificalia insignia» Павла VI, правом на ношение митры пользуются следующие прелаты, не имеющие епископского достоинства: легаты Римского понтифика, аббаты и прелаты, имеющие юрисдикцию на территории, отделенной от какого бы то ни было диоцеза, апостольские администраторы, апостольские префекты и апостольские викарии. Ранее право на ношение митры и использование других знаков епископского достоинства (понтификалий) могло быть связано с титулом, не предполагающим юрисдикции, либо дароваться в виде особой привилегии.

Современная митра состоит из двух частей, с лобовой и затылочной частей головы, каждая из которых имеет завершение конической формы. Сзади к митре прикреплены две ленты, символизирующие Ветхий и Новый Завет. Исторически форма митры претерпела существенные изменения: в X веке она имела вид конической шапочки с острым завершением, к XII веку она приобрела вид короны с двумя заострениями с височных частей головы, а с конца XII века — со стороны лба и затылка. К XVII веку митра приобрела современную форму

В исторические времена у католиков было три типа митр:

  • простая митра (лат. mitra simplex) из белой шёлковой или льняной материи без каких-либо украшений;
  • драгоценная митра (лат. mitra pretiosa), украшенная золотым шитьём и драгоценными камнями;
  • золотая митра (лат. mitra auriphrygiata) из материи золотого цвета или из шёлковой материи белого цвета с золотой, серебряной или цветной вышивкой.

После реформ Второго Ватиканского собора остались два типа митр:

  • простая митра: белая у епископов, муарово-белая у кардиналов; носится в большинстве случаев;
  • украшенная митра: митра с золотым шитьём; носится по большим церковным праздникам.

Греко-католические иерархи, архимандриты, протоархимандриты и митрофорные протоиереи носят митры по форме такие же, как и употребляющиеся в православной церкви.

В старокатолических, англиканских и некоторых лютеранских церквах употребляются митры традиционной западной формы. Право носить митру в этих церквах принадлежит исключительно епископам.

  • Римско-католический епископ в митре

  • Митра из аббатства Клюни

  • Возложение митры на святого Элигия

  • Ян Бабьяк, митрополит Словацкой грекокатолической церкви совершает богослужение

Митра в нехалкидонских церквах

В Армянской апостольской церкви, митры, аналогичные греческим и близкие им по форме, носят священники и архимандриты. Митра непременно увенчана крестом и спереди украшена изображением Пастыря с агнцем или образом Спасителя. Епископы и католикосы носят митры, аналогичные католическим, однако отличающиеся от современных западных образцов.

  • Архиепископ украинской епархии ААЦ Григорис

  • Священник ААЦ в Донецкой области тер Усик

В дохалкидонских церквах западно-сирийской (яковитской), восточно-сирийской (ассирийской), коптской и эфиопской традиций епископы носят митры, аналогичные греческим.

Другие значения

В Древней Греции и Древнем Риме «митрой» (др.-греч. μίτρα, лат. mitra) называли восточный головной убор (род тюрбана), который носили, главным образом, женщины, а также мужчины-щёголи. Типичный «этический» контекст митры, например, у Цицерона:

Что же касается Публия Клодия, то он, носивший раньше платья шафранного цвета, митру, женские сандалии, пурпурные повязочки и нагрудник, от псалтерия, от гнусности, от разврата неожиданно сделался сторонником народа.

— Цицерон. Речь об ответах гаруспиков XXVIII, 44, 6 > См. также

  • Папская тиара
  • Венец в Библии
  • Венцы новобрачных

Примечания

  1. Одеяния духовенства (Настольная книга священнослужителя). — М.: Издательский Совет РПЦ.
  2. Особенности богослужебного облачения Патриарха на Руси. Дата обращения 27 сентября 2012. Архивировано 2 декабря 2012 года. См. Примеч. 5.
  3. А. А. Дмитриевский. Митра. Дата обращения 27 сентября 2012. Архивировано 2 декабря 2012 года.
  4. Митра (недоступная ссылка). Дата обращения 25 ноября 2007. Архивировано 1 мая 2005 года.
  5. Игумен Маврикий (сайт Валаамского монастыря). Дата обращения 17 сентября 2008. Архивировано 2 декабря 2012 года.
  6. Журнал Московской Патриархии. 1989, № 3, стр. 7.
  7. ПОЛОЖЕНИЕ О НАГРАДАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Дата обращения 27 сентября 2012. Архивировано 2 декабря 2012 года.
  8. «Настольная книга священнослужителя» (Т. 4, Издательство Московской Патриархии, 2001. С. 146—147
  9. Инфула (лат. infula, «повязка») — изначально головной убор римских священников в виде высокой повязки. Позже стал синонимом митры в католицизме.
  10. «Митра» //Католическая энциклопедия. Т.3. М.:2007. Ст. 459—461
  11. …P. Clodius a crocota, a mitra, a muliebribus soleis purpureisque fasceolis, a strophio, a psalterio, a flagitio, a stupro est factus repente popularis.

Ссылки

Митры Папы Бенедикта XVI. Дата обращения 15 августа 2012. Архивировано 2 декабря 2012 года. — каталог на сайте «Ратцингер-Информ»

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4352833-8

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *