Саровская пустынь обитель

Свято-Успенская Саровская мужская пустынь

Россия Нижегородская область Саров

Идёт загрузка карты…

Свято-Успенская Саровская пустынь основана в начале XVIII века, здесь подвизался преподобный Серафим Саровский. Принадлежит Нижегородской и Арзамасской епархии Русской Православной Церкви.

При монастыре имеется комплекс подземных пещер.

История

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным — Арзамасского Спасского монастыря). Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более десяти лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова — насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело.

Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь. «Старое городище» снова обезлюдело.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Ионанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни.

В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.

Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет. Оправдан и возвращён в Саровскую пустынь в 1755 году. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.

Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.

В 1897 году началось строительства храма над кельей Серафима Саровского. Автором проекта стал архитектор А. С. Каминский. После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием.

В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.

После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.

На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта.

Современное состояние

26 сентября 1989 года Саров впервые посетил Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), который отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому на дальней пустынке.

В 1990 в Сарове был организован православный приход.

Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован.

В ноябре 1990 года произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в Музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге. 11 января 1991 года состоялось официальная передача мощей Русской Православной Церкви. 30 июля святые мощи отца Серафима были перенесены в Дивеево.

2 августа 1991 город впервые посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владимир Алясов. 25 апреля 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия.

В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых.

В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского.

17 мая 1997 года на колокольне были установлены колокола.

В 1998 Федеральным ядерным центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась.

В июле — августе 2003 года в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, которым предшествовала значительная подготовка. 13 июля 2003 года на колокольню установлен крест. 30 июля 2003 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был вновь освящен храм св. прп. Серафима Саровского. В эти же дни Саров посетил Президент России В. В. Путин.

В 2005 году высказывалась возможность восстановления монастыря.

17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексей II совершил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове.

27 июля 2009 года наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов. К этому времени в монастыре проживало семь монахов и три послушника.

7 сентября монастырю передано здание северного келейного корпуса.

9 сентября 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дальнюю и Ближнюю пустыньки, Церковь Иоанна Предтечи, подземный Храм Антония и Феодосия Печерских, место захоронения преподобного Серафима Саровского и Храм Серафима Саровского. Патриарх Кирилл подарил Храму Серафима Саровского икону Спасителя с памятной надписью, а встречавшим его людям раздал иконы с изображением святого благоверного князя Александра Невского.

29 июня 2010 года архиепископом Георгием были освящены пять икон для храма в честь Святого Духа, построенного на месте, где состоялась беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа. На следующий день архиепископ Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

12 ноября архиепископ Георгий совершил первый молебен в строящейся церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. К этому времени были возведены стены и свод храма. Освящение креста и купола состоялось 28 июля 2011 года, на следующий день купол с крестом были установлены. Высота строящегося храма достигла 47,5 метра. 26 мая 2012 года митрополит Георгий совершил чин великого освящения храма в честь Зосимы и Савватия.

С 17 июля 2012 года телетрансляции стали вестись с новой вышки, построенной на федеральные средства, а 18 июля начался демонтаж старого телерадиопередающего оборудования с колокольни Свято-Успенского мужского монастыря.

21 декабря митрополит Георгий на втором этаже храма совершил Великое освящение придела в честь Преображения Господня.

В 2016 году в Саровской пустыни началось восстановление Успенского собора.

>Святые

  • прп. Серафим Саровский

Святыни

  • келья прп. Серафима Саровского (восстановленная)
  • усыпальница («Сень») прп. Серафима Саровского
  • чтимая икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница»
  • чтимая икона Божией Матери, именуемая «Умиление»
  • чтимая икона Божией Матери, именуемая «Живоносный источник»
  • камень, на котором тысячу дней и ночей молился прп. Серафим Саровский
  • домик-келлия прп. Серафима Саровского на Дальней пустыньке (восстановлен)
  • памятник прп. Серафиму Саровскому (скульптор Вячеслав Клыков)

>Престольные праздники

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

Серафим Саровский, преподобный — 15 января, 1 августа

>Видео

Как добраться

Адрес: 607190, г. Саров, Нижегородская область, проспект Мира, д. 40

Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь.
Саровский монастырь был основан в 1706 году. Закрыт в 1927 году. Монашеская жизнь возобновлена в 2006 году. Подробнее смотрите в разделе Монастырь.
Саровский монастырь известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, один из самых почитаемых православных подвижников и святых. Житие преподобного смотрите в разделе Серафим Саровский.
Также можно посетить отдельный информационный портал, посвященный 100-летию канонизации и 250-летию со дня рождения Святого преподобного Серафима Саровского чудотворца.
В разделе Саров смотрите более подробную информацию о городе.
В разделе Новости публикуются последние новости монастыря и города, а также события с ними связанные.
В разделе Даты в хронологическом порядке представлена информация об основных фактах, связанных с историей монастыря и города.
В разделе Фотогалереи предлагается посмотреть фото монастыря, города, а также окрестных мест.
В разделе Видео собрана пока небольшая подборка видео-материалов, связанных с монастырем, городом и прп. Серафимом Саровским (в частности его наставления, оформленные в виде небольших видео-клипов).
В разделе Книги будут представлены литературные произведения, связанные с монастырем и городом.
В разделе Статьи будут представлены статьи, публикации, заметки, исторические очерки, связанные с историей монастыря и города.
В разделе собрана подборка ссылок на интернет-ресурсы, связанные с монастырем и городом.
В разделе Контакты приведена контактная информация монастыря. Вы также можете воспользоваться формой обратной связи для отсылки сообщений.
Последние новости


Все новости

Свято-Успенская Саровская пустынь

Монастырь

Свято-Успенская Саровская пустынь

Саровский мужской монастырь. Колокольня

Страна

Россия

Город

Саров

Конфессия

Православие

Епархия

Нижегородская и Арзамасская

Тип

Мужской

Известные насельники

Серафим Саровский

Настоятель

митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 521420096320006 (ЕГРОКН). Объект № 5210180000 (БД Викигида)

Состояние

Действующий

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Свя́то-Успе́нская Саро́вская пу́стынь — мужской монастырь, основанный в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Саров — часть Нижегородской области) на холме при слиянии рек Саровки и Сатиса (по монастырскому преданию, на месте «древнего города Сараклич», то есть известного по летописным источникам поселения Сары Кылыч). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.

Настоятели пустыни до её закрытия в 1927 г.

мирское имя годы жизни годы управления
пустынью
Исаакий, иеромонах
(в схиме Иоанн, «Первоначальник»)
Попов Иван Федорович 1669—1737 1708—1734
Дорофей, иеромонах
(в схиме Димитрий)
Замятин Дмитрий Анисимович 1678—1747 1731—1747
Филарет, иеромонах Филипп,
«а откуда и чей сын не помнит»
?—? 1747—1749
Маркелл, иеромонах требует уточнения 1721—1752 1749—1751
Исаакий (II), иеромонах требует уточнения 1721— после 1775 1751—1758
Ефрем, иеромонах Коротков Евдоким Андреевич 1694—1778 1758—1777
Пахомий, иеромонах Леонов Борис Назарович 1729—1794 1777—1794
Исайя (I), иеромонах Зубков Илья Гаврилович 1741—1807 1794—1807
Нифонт, игумен Черницын Василий Петрович 1761—1842 1807—1842
Исайя (II) Путилов, игумен Путилов Иона Иванович 1786—1858 1842—1858
Серафим, игумен Пестов Спиридон Андреевич 1805—1878 1858—1872
Иосиф, игумен
(в схиме Иоанн II)
Шумилин Иван Петрович 1818—1892 1872—1890
Рафаил, игумен Трухин Николай Ионович 1844—1901 1890—1894
Иерофей, игумен Мелентьев Иван Петрович 1828—1920 1894—1920
Руфин, игумен Велькин Родион Иванович 1858—1925 1920—1925
Мефодий, игумен Коковихин Михаил Кузьмич 1871—? 1925—1926
Киприан, иеромонах Петров Касьян Егорович 1876—? 1926—1927

Наместники после возобновления обители

  • Варнава (Баранов) (17 июля — 26 декабря 2006)
  • Андроник (Могилатов) (12 октября 2007 — 27 июля 2009)
  • Кирилл (Покровский) (27 июля — 29 ноября 2009)
  • Никон (Ивашков) (c ноября 2009 — 21 октября 2016) до 26 июля 2010 — и. о. наместника
  • Георгий (Данилов) (с 21 октября 2016)

Примечания

  1. 1 2 3 Поповицкий Е. А. Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. — СПб.: Изд-во Сойкина П. П., 1909. — 712 с.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Леонид Денисов. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. — 4-е. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви (А. Д. Ступина), 2005 (1904). — С. 39. — 703 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94625-061-2.
  3. Исаакий (Степанов) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  4. Романов, Дмитрий 29 июня — день основания Саровской пустыни. Нижегородская и Арзамасская епархия (29 июня 2010 года). Дата обращения 28 июля 2010. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  5. 1 2 3 100-летие прославления преп. Серафима Саровского. Хроника восстановительных работ. Нижегородская епархия. Дата обращения 5 сентября 2009. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  6. http://korolev.msk.ru/books/dc/Rpc22y_1913289.txt
  7. История города Арзамас-16 до 1946 года
  8. 1 2 3 4 100-летие прославления преп. Серафима Саровского. Хроника возрождения православной жизни в Сарове в 1989—2003 гг.. Нижегородская епархия. Дата обращения 5 сентября 2009. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  9. 1 2 3 4 Возрождение православия в Сарове. PHOTOESCAPE. Дата обращения 5 марта 2013. Архивировано 9 марта 2013 года.
  10. 1 2 Подъем креста на колокольню Саровского монастыря, Нижегородская епархия, 13.07.2003.
  11. Церковная хроника г. Сарова
  12. ЖУРНАЛ № 61//ЖУРНАЛЫ заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви (17-19 июля 2006 года) Официальный сайт МП, 19.07.2006.
  13. В Сарове возобновляется монашеская жизнь. Официальный сайт МП, 20.07.2006.
  14. 1 2 Первосвятительский визит в Саров и Дивеево. Нижегородская епархия, 2.8.2006.
  15. 1 2 В планах развития Саровской пустыни — восстановление храмов, просветительская и издательская деятельность. Нижегородская епархия, 3.9.2009.
  16. Муниципальных учреждений на монастырской площади больше нет. Официальный сайт администрации г. Сарова. Дата обращения 7 сентября 2009. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  17. У детской студии «Родничок» при православном творческом объединении «МіР» появится своё помещение. Нижегородская епархия, 30.09.2009.
  18. 1 2 Святейший Патриарх Кирилл поклонился святыням Саровской пустыни. Нижегородская епархия, 9.9.2009.
  19. Архиепископ Георгий провел в Сарове совещание по восстановлению храма святых Зосимы и Савватия (фото, видео). Нижегородская епархия (22.12.2009). Дата обращения 8 января 2010. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  20. Архиепископ Георгий: «День монашеского пострига – это день второго рождения» (видео). Нижегородская епархия (23 декабря 2009 года). Дата обращения 8 января 2010. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  21. Высоцкая, С. Архиепископ Георгий в Сарове освятил пять икон, написанных для храма в честь Святого Духа. Нижегородская и Арзамасская епархия (29.6.2010). Дата обращения 28 июля 2010. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  22. Высоцкая, С. Архиепископ Георгий в Сарове совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия (фото, видео). Нижегородская и Арзамасская епархия (30.6.2010). Дата обращения 28 июля 2010. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  23. 1 2 Жидков, Н. Архиепископ Георгий в Сарове совершил молебен в строящейся церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (фото, видео). Нижегородская епархия (12.11.2010). Дата обращения 12 декабря 2010. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  24. Рукавишников, А. В Сарове архиепископ Георгий освятил купол и крест для строящегося храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (фото). Нижегородская епархия (28.07.2011). Дата обращения 19 августа 2011. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  25. 1 2 Высоцкая, С. В Сарове подняли и установили купол с крестом на строящийся храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (фото). Нижегородская епархия (29.07.2011). Дата обращения 19 августа 2011. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  26. В Сарове совершено великое освящение храма в честь Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Нижегородская митрополия (26.05.2012). Дата обращения 4 июня 2012. Архивировано 26 июня 2012 года.
  27. Виноградова, А. В Сарове начался демонтаж телерадиопередающего оборудования с колокольни Свято-Успенского мужского монастыря (фото). Нижегородская митрополия (19.07.2012 года). Дата обращения 20 июля 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
  28. В Сарове митрополит Георгий освятил придел храма во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (фото). Нижегородская митрополия, 21.12.2012.
  29. Надежда Муравьева. В Сарове началось восстановление Успенского собора. Нижегородская митрополия (17 марта 2016). Дата обращения 18 марта 2016.
  30. https://www.kommersant.ru/doc/4047345
  31. Журналы заседания Священного Синода от 21 октября 2016 года
  32. В Саровской пустыни заложен храм в честь иконы Богоматери «Живоносный Источник». Монастырский вестник. Дата обращения 30 мая 2019.
  33. Степашкин, 2009, с. 250—258.

Литература

  • Степашкин В. А. Хроника событий, связанных с именем Преподобного Серафима Саровского (Часть III) // Преподобный Серафим Саровский: предания и факты. — 3-е издание, испр. и доп. — Саров: ЗАО «ИНФО», 2009. — С. 148—263. — 264 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89269-010-2.
  • Подурец А. М. Саров: памятник истории, культуры, православия. — 3-е изд., доп. — Саров: ЗАО «ИНФО», 2006. — 400 с. — 2000 экз.

Ссылки

  • Сайт монастыря Саровская пустынь
  • 100-летие прославления преп. Серафима Саровского. Нижегородская епархия. Дата обращения 5 сентября 2009. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  • Монастырь до революции // из книги С. В. Булгакова «Настольная книга священно- церковно- служителя», Москва, 1993, стр. 1539—1541
  • Фильм «Пещеры Свято-Успенской Саровской пустыни» (русский язык)

Словари и энциклопедии

В 1947 году исчезла вся информация о поселке Саров Темниковского района Мордовской АССР. Город — уже не поселок — вернул свое истинное название только в 1995 году. Спрятанный в густых непроходимых лесах, таинственный и загадочный, он притягивает к себе внимание паломников со всего света, но попасть в город невозможно. Очень радует, что многие святыни и намоленные места находятся вне пределов города.

Возрожденные святыни Сарова и Федеральный ядерный центр России мирно уживаются под покровительством Преподобного Серафима Саровского.

Православный город

История этого города одновременно трудная и великая. Его разрушали до руин, сжигали, засыпали родники, но он, словно птица Феникс, возрождался из пепла.

Кто бы мог подумать, что маленький поселочек, расположенный на развалинах старой крепости, станет образцом взаимопонимания атомной науки и церкви.

Здесь осуществляет свою деятельность Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики и одновременно Духовно-научный центр Саровского монастыря.

История города

В начале 14 столетия в бассейне реки Мокша, между речкой Сатис и притоком Саровка, была построена эрзянами и татарами деревянная крепость Сары-Кылыч. Крепость постепенно развивалась и переросла в большое торговое селение, со временем оно пришло в упадок, получив в народе название «Старое городище».

В 1664 году здесь поселился первый монах-отшельник инок Феодосий. Монахи ставили свои кельи вдоль речки и вели уединенный образ жизни. В 1705 году местный князь Кугулов передал в дар земли старого городища отцу Исаакию, который к июню 1706 года построил первый деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». С этой даты и началась непростая история мужского монастыря Саровской пустыни.

В 1778 году в монастырь пришел молодой мужчина, ставший впоследствии русским святым — преподобным Серафимом Саровским.

При жизни и после его кончины в 1833 году народ почитал старца за доброту, скромность, за покровительство Дивеевскому женскому монастырю. После пятнадцатилетнего затворничества с 1810 по 1825 г. он был наделен даром предсказания и исцеления от болезней. Канонизирован в 1903 году Святейшим синодом Русской Православной Церкви по инициативе царя Николая II.

В 1927 году Саровский монастырь был сожжен и разграблен.

Из девяти монастырских храмов было уничтожено семь. Все святыни монастыря, библиотека, часовня над могилой Серафима Саровского — все было разрушено. Вход в подземный город с кельями и подземной церковью замуровали. Имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского НКВД.

В 1946 году Саровский монастырь был выбран местом размещения секретного объекта по созданию атомной бомбы. Очень быстро построили новый город и негражданскую производственную базу.

До 1991 года несколько раз менял название:

  • Кремлев;
  • Арзамас-75;
  • Арзамас-16.

Современное положение

Предназначение нового города — положить конец атомной монополии США, задание это было успешно выполнено.

По архитектурному стилю город напоминает Москву в 70-х годах прошлого века. Численность населения приближается к 100 тысячам, уровень жизни — выше среднего по Нижегородской области, цены на жилье — высокие. Образование — одно из самых лучших в регионе. Закрытость города уже не такая строгая,жители могут ездить в отпуск, приглашать в гости родственников. Многие приобрели в округе дачи, чтобы можно было встречаться с друзьями в любое время.

Растет и развивается инфраструктура — строится новое жилье, работает Дом ученых, театр, музеи, открываются картинные галереи, спортивные и торговые комплексы.

Важнейшей движущей силой жизнеспособности и уникальности города является историческое наследие.

Православие в городе

Возрождение Православия в Сарове началось в 1987 году с организацией при Доме ученых историко-философского клуба с намерениями изучать духовное наследие русских философов и историю Саровской пустыни. В 1990 году был организован православный приход, через год его посетил Патриарх Московский и Всея Руси — Алексий II. В апреле 1992 года на Пасху состоялась первая Божественная литургия в маленькой часовне на городском кладбище.

В День Святой Троицы этого же года на баланс Нижегородской епархии было передано первое здание — Храм Всех Святых.

Вера и религия для жителей

Так случилось, что из историко-философского клуба выросло объединение — Саровская пустынь. Некоторые члены клуба стали священниками. Православие никогда не покидало города, у всех дома были иконы, в подвалах по праздникам проводили молебны. На Крещение люди приходили к местным источникам. Постепенно благодаря «оттепели» в городе открылась воскресная школа и православные курсы для взрослых, в воздухе начала витать идея возрождения Саровского монастыря.

В 1998 году приходу было передано здание Храма Иоанна Предтечи.

При чем все прекрасно понимали, что монастырь не может быть открыт для паломников извне. Открытие монастыря будет духовно поддерживать и утешать только тех, кто здесь занимается таким нелегким делом. В 2006 году монастырь был открыт. В 2007 году впервые совершен молебен Преподобному Серафиму, как покровителю ядерщиков. Было восстановлено семь храмов, все они действующие.

Святые Сарова

В православном мире Саровская обитель считается святым местом.

Паломники приезжают поклониться и почтить известных подвижников Саровской пустыни:

  • Иеромонах Исаакий — первостроитель пустыни;
  • Марк-молчальник — его называют духовным предтечей отца Серафима;
  • Серафим Саровский — величайший святой последних веков, был канонизирован вопреки сопротивлению Святейшего Синода по причине:»Слишком много чудес».

Иеромонах Исаакий, в схиме Иоанн, возродил Саровскую пустынь, открыл мужской монастырь и утвердил строгий устав. После выхода указа — считать раскольниками всех монахов, живущих в лесах без церкви, организовал постройку храма за 50 дней. Одним из великих дел его стало обращение в православную веру раскольников. За несколько лет его стараниями было построено три храма, расширены кельи в пещерах, в горе высечена подземная церковь в честь Антония, Феодосия и всех Киево-Печерских чудотворцев. По ложному доносу был арестован, закован в кандалы, скончался в заточении на 67 году жизни в Петербурге. В прощальном письме завещал хранить устав, послушно нести повиновение и пребывать в мире и любви.

Несмотря на то, что он официально не канонизирован, в православном мире его помнят и чтят.

Марк-молчальник в 1784 году был пострижен в монахи с именем Мефодий; приняв схиму (торжественная клятва), получил имя Марк. Пустынничал в лесу на берегу речки Саровки, выращивал овощи, делал сам спички, все раздавал приходившим к нему посетителям. Разговаривал редко, ответы писал на песке или углем, за что и получил такое необычное прозвище — молчальник. Одним из братьев, кто удостаивался беседы, был отец Серафим, который так почитал схимонаха, что просил похоронить себя рядом с ним, что и было сделано.

Захоронение обоих находилось возле алтаря Успенского Собора.

Серафим Саровский — кто же сейчас не слышал это святейшее имя? Небесный покровитель Дивеевской женской обители, чудотворец и исцелитель. Он давал советы, с помощью воды из чудотворного родника и своих молитв помогал излечиться безнадежным больным. Он мог рассказать о прошлом, предсказать будущее, помогал справиться с трудностями и предостерегал от ошибок.

Долог и труден был его путь: Прохор Исидорович Мошнин молодым юношей пришел в Саровскую обитель, принял постриг и стал монахом Серафимом. Много лет провел в добровольном затворничестве в лесу и в обители, совершая свой безмолвный подвиг, серьезно болел, подвергался нападению грабителей, приручал диких животных, сажал огород, разводил пчел и неустанно молился.

25 ноября 1825 года во сне ему явилась Матерь Божия и наказала помогать людям. С этого момента начался его подвиг Старчества— дар творить чудеса, дарованный Господом.

День памяти Серафима Саровского отмечается два раза в год: 15 января — день кончины и 1 августа — день причисления к лику святых. В честь Саровского чудотворца Серафима называют улицы, ему ставят памятники, о нем пишут книги и научные труды.

Православные Саровские храмы

В настоящее время возрождение и развитие религиозных традиций приобретает особое значение. Формированию и становлению самостоятельной и высококультурной личности во многом способствует изучение духовных ценностей народа и национальной культуры.

Многие великие цивилизации погибли в результате роста безнравственности. Православная церковь учит молодежь словом и делом уважать свое великое наследие, свое великое прошлое, чтобы иметь великое будущее. Возрождение храмов, соборов и церквей способствует духовному объединению народа, обеспечивая определенную стабильность в обществе.

В таком небольшом городке, как Саров, открыто много церквей и храмов, каждый несет в себе определенное предназначение, во всех проводятся службы:

  • Успенский Собор — главная святыня, первое каменное здание монастыря, построенное на пожертвования знаменитого купца Демидова, поэтому в народе звалась Демидовская церковь;
  • Храм Пресвятой Богородицы и ее Живоносного Источника, первая деревянная церковь, давшая духовную жизнь Саровской обители;
  • Подземная церковь во имя Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Освящена при участии сестер Петра I — царевен Марии и Феодосии;
  • Храм Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — стоит над родником, от которого был проведен водопровод;
  • Собор Преподобного Серафима Саровского — заложен еще до того, как отец Серафим был кононизирован. Его построили над кельей, где жил старец. Его можно обойти кругом и зайти внутрь;
  • Церковь Всех Святых — при ней работает воскресная школа для детей и православные курсы для взрослых;
  • Храм Святого Пантелеимона — находится в больничном городке. Во время вечерней службы в нем совершается таинство исповеди;
  • Храм Пророка Божия Илии — нижний храм, его святыня: источник первоначальника Саровской Пустыни иеросхимонаха Иоанна;
  • Церковь Святого Иова Многострадального построена возле городского кладбища;
  • Храм в честь Святых Царственных страстотерпцев — там проводятся занятия с детьми, для родителей создан кружок «Евангельские беседы»;
  • Храм Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев — восстановлен на историческом месте на территории монастыря в 2012 году. В верхнем ярусе под куполом расположен Храм Преображения Господня;
  • Надвратная церковь во имя Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца находится на втором ярусе колокольни Свято-Успенского мужского монастыря;
  • Дальняя пустынька находится в лесу, на месте, где жил и подвизался батюшка Серафим. Келья и часовенка восстановлены в 2003 году. Построены купальни для верующих.

Видео

В этом видео рассказывается о неизвестной миссии отца Серафима.

В этом видео рассказывается о самом городе Сарове.

САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ

Саровский мужской монастырь. Общий вид на Успенский собор. 1904 г.

Мужская Саровская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы Нижегородской епархии

  • Адрес: Россия, 607190, Нижегородская обл., г. Саров, пр-кт Мира, 40
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Летописи свидетельствуют, что первым монахом-отшельником, избравшим Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в 1664 году. Продолжателем его подвигов через два десятилетия стал молодой инок Арзамасского Введенского монастыря Исаакий, впоследствии в схиме Иоанн. К 1700 году иеромонах Иоанн сумел организовать совместное житие монахов, пожелавших остаться на Саровской горе. Первые монахи селились самостоятельно, и их поселение не имело какого-либо статуса. К 1706 году Иоанн добился разрешения царя Петра Алексеевича и благословения местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана (Яворского) на устройство монастыря и на строительство церкви во имя Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника. В мае 1706 года началось строительство церкви, а уже 16 июня того же года первый храм Саровской пустыни был освящен. Эта дата считается днем основания Саровского монастыря.

Деятельность отца Иоанна не ограничилась только внешним устройством пустыни. Вместе с первой церковью возникло и монашеское общежительное братство. Иоанн с единодушного согласия приступил к написанию устава Саровской обители по строгим древним образцам. В 1711 году устав был утвержден, и впоследствии стал образцом для многих монастырей России.

За несколько лет территория монастыря была обнесена оградой. После постройки первой церкви в обители были поставлены еще два храма, трапезная, кельи для гостей, а к 1711 году был готов пещерный город с подземной церковью.

18 декабря 1731 года, после долгих споров и неприятностей были закреплены за Саровской пустынью все земли, приобретенные настоятелем в 1705-1729 годах. 17 марта 1753 года к Саровской была приписана Санаксарская пустынь.

В середине 50-х годов XIX века монастырь достиг своего экономического расцвета. Росло число братии, умножались доходы, укреплялись связи с внешним миром. Это была экономически сильная и самостоятельная обитель.

Саровский монастырь — памятник монастырского зодчества XVIII-XX веков. Строительство здесь велось в разные годы неравномерно, и потому особенностью архитектуры Сарова явилось сочетание различных стилей. Всего в монастыре было девять храмов. Главной святыней и украшением Саровской Пустыни был Успенский собор — первое каменное здание Саровской Пустыни. Внешний его вид имел сходство с Киево-Печерским Успенским собором. Он был освящен в 1777 году, у его стен похоронены многие саровские настоятели. С юго-восточной стороны Успенского собора, у алтаря были погребены два знаменитых отшельника Саровской обители — преподобный Серафим Саровский и схимонах Марк Молчальник.

Первый храм обители — в честь Живоносного Источника перестраивался в 1752, а затем в 1846 годах. Храм отличался обширностью и обилием света, поражал искусной росписью стен, богатством утвари, драгоценным иконостасом. Главную ценность собора составляла особо чтимая и богато украшенная икона Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника.

Самое древнее сооружение в Сарове — это пещеры. Возникновение подземного города с улицами, кельями и подземной церковью относится к самым ранним годам Саровского монастыря. Подземная церковь во имя Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия была устроена в 1709 году, а освящена при содействии царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I, именно они прислали для этого храма иконостас, священные сосуды, книги и пожертвования.

Последний храм обители был заложен в 1897 году, в первый раз освящен в 1903 году в честь преподобного Серафима Саровского.

В 1903 году в монастыре находилось 70 монахов и 240 послушников. Саровская Пустынь являлась общительным нештатным монастырем и находилась под управлением игумена.

Разорение Саровской обители и похищение мощей преподобного Серафима Саровского. 14-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Закрытие монастыря

Разорение монастыря началось в 1918 году, когда в Саров из уездного города Темникова впервые прибыл инструктор с правом учредить здесь коммуну. Монахи в свою очередь обратились с просьбой организовать в обители трудовую артель с уставом, напоминающим устав монастыря. Однако темниковский земельный отдел посчитал, что монахи по своей гражданской незрелости неспособны к самоуправлению и проявлению инициативы в ведении большого хозяйства на новых социалистических началах.

В сентябре 1918 года в обитель приехала первая опергруппа ОГПУ с требованием внести взнос в размере 300 тысяч рублей, а в ноябре на Саровскую Пустынь был наложен единовременный чрезвычайный налог в размере одного миллиона рублей. Вслед за этим началась кампания по вскрытию и ликвидации мощей православных святых. 17 ноября 1920 года по решению IX съезда Советов города Темникова комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Серафима.

Хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни осквернены, мощи преподобного старца увезены в неизвестном направлении. В марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря, оставшиеся имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского управления НКВД.

Современный период

После закрытия на территории монастыря создается Трудовая Коммуна фабрики N4 НКТ (народный комиссариат труда), основной задачей которой было «перевоспитать беспризорников через вовлечение воспитанников в трудовые процессы». До 1931 года в коммуне проживало около 3,5 тысячи детей. После 1931 года коммуна была закрыта, а на ее месте организовали исправительно-трудовую колонию для подростков и взрослых системы НКВД.

С ноября 1938 года, после ликвидации колонии НКВД, ее производственная база передается в ведение наркомата машиностроения. По его решению, в Сарове организуется производство прессового оборудования и осколочно-фугасных снарядов калибра 152 мм. Завод реконструировался, постоянно расширялся, а в 1941 году он был передан в ведение наркомата боеприпасов и получил N550.

В период с 1942-1943 гг. здесь был налажен выпуск корпусов снарядов для реактивных минометов «катюша». Каждый пятый снаряд, выпущенный по врагу, имел корпус, изготовленный на заводе N550.

В 1946 году Саров избирается Ю.Б.Харитоном и И.В. Курчатовым для создания на его территории секретного объекта, целью которого было создание ядерного оружия. После 1946 года, из соображений секретности, Саров, или, как он тогда назывался, «Населенный пункт КБ-11», надолго исчезает со всех карт. Постоянно меняются его названия: КБ-11, Москва Центр-300, Кремлев, Арзамас-16. Силами ведущих ученых, техников и рабочих, возглавляемых Ю.Б. Харитоном и И.В.Курчатовым, секретный объект начинает активно функционировать.

Возрождение церковной жизни

26 сентября 1989 года в Сарове впервые за 62 года запустения на Дальней Пустыньке был отслужен молебен преподобному Серафиму Саровскому. Православный приход в Сарове был образован в 1990 г., хотя зарегистрировать его удалось только в 1991 г., уже после обретения мощей преподобного Серафима. 2 августа 1991 года в дни перенесения мощей преподобного в Дивеево город посетил Святейший Патриарх Алексий II. Святейший Патриарх освятил крест на месте Пустыньки, где подвизался преподобный, и памятник работы скульптора Клыкова.

14 июля 1992 года приходу города Сарова был передан храм в честь Всех Святых — бывшая монастырская кладбищенская церковь.

В 1999 году епархии был передан обезглавленный и перестроенный в советское время храм Иоанна Предтечи.

К августу 2000 года на Дальней Пустыньке была воздвигнута и освящена часовня-алтарь с навесом для молящихся. В том же году первостепенная роль Саровской обители в новой истории Русской Церкви нашла отражение на иконе Собора новомучеников и исповедников Российских, написанной по случаю их прославления в 2000 году. На четырнадцатом клейме было изображено разорение обители и похищение из неё мощей преподобного Серафима (см. иллюстрацию выше).

В ноябре 2002 года епархии был возвращен храм преподобного Серафима, который, после полного восстановления, был освящен Святейшим Патриархом Алексием в дни празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых (1 августа 2003 года).

17 июля 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возобновление Свято-Успенской Саровской пустыни.

Настоятели и наместники

  • Исаакий, в схиме Иоанн (Степанов) ((1691) 1706 — 1734)
  • Дорофей, в схиме Димитрий (Замятнин) (1731 — 1746)
  • Филарет (1746 — 1749)
  • Маркелл (1749 — 1751)
  • Исаакий (1751 — 1758)
  • Ефрем (Коротков) (1758 — 29 марта 1777)
  • Пахомий (Леонов) (1777 — 1794)
  • Исаия I (Зубков) (1794 — 1806)
  • Нифонт (Черницын) (1806 — 1842)
  • Исаия II (Путилов) (1842 — 1858)
  • Серафим (Пестов) (1858 — ноябрь 1872)
  • Иосиф (Шумилин) (ноябрь 1872 — конец 1889)
  • Рафаил (Трухин) (31 декабря 1889 — 16 июля 1894)
  • Иерофей (Мелентьев) (1894 — 1920)
  • Руфин (Велькин) (1920 — 24 июля 1924 )
  • Мефодий (Коковихин) (1924 — 1926)
  • Киприан (Петров) (1926 — 1927)
  • 1927 — 2006 — монастырь закрыт

    • Варнава (Баранов) (17 июля — 26 декабря 2006)
    • Андроник (Могилатов) (12 октября 2007 — 27 июля 2009)
    • Кирилл (Покровский) (27 июля — 29 ноября 2009)
      • Никон (Ивашков) (ноябрь 2009 — 26 июля 2010) и/о наместника
    • Никон (Ивашков) (с 26 июля 2010)

> См. также

  • Неофициальный сайт

Использованные материалы

  • «Действующие монастыри,» официальный сайт Нижегородской митрополии:
  • «Общежительная Саровская Пустынь и достопамятные иноки в ней подвизавшиеся» М.: Сретенский монастырь, 1996, 241 с. С. 47 — 50, 64, 85, 91,177, 183, 191.
  • (недейств.)
  • (недейств.)

По сведениям Строева. См. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви / Сост. П. Строев, С.-Петербург, 1877, с. 900

Фомин С.В., «Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского)», Том 3, Москва: Изд-во «Паломник», 2002, с. 739

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *