Савва остапенко схиигумен

Схиигумен Савва (Остапенко)

Схиигумен Савва (Остапенко)

Любовь к ближним

«Христос требует от нас, чтобы мы любили ближних как самих себя – не меньше! Как себя любить, мы знаем, значит, знаем, как надо любить и ближних своих».

«Особенно далек от Бога тот человек, который любит только себя». «Если имеете к кому-нибудь неприязнь, старайтесь переломить, победить себя. Молитесь так: “Спаси, Господи, раба Твоего (имя) и святыми его молитвами помилуй меня, грешного, и умири сердце мое”. Принудите себя оказать нелюбимому человеку знаки внимания, старайтесь услужить ему. И Господь, видя ваше доброе намерение, вырвет из сердца неприязнь и наполнит его святою любовью. Напрасны молитвы и подвиги человека, если он питает в сердце злобу на ближнего своего. Господь не отпускает таким грехов на исповеди».

О милосердии

«Никакие добродетели и подвиги так быстро не подвигают Господа на Его милосердие, как добрые дела».

«Хорошо делать добро как бы от второго лица, то есть говорить: “Меня просили вам передать…” и не смущаться мыслью: “Ведь я обманываю!” Тайное милосердие полезно еще и по той причине, что поступающий так реже осуждает других или совсем никого не осуждает, потому что рассуждает: “Как я скрываю от других добродетель, так и другие скрывают от меня”».

«Не забывай, друг мой, что к делам милосердия относятся и благодушное перенесение всех скорбей и напастей от врагов, любовь к ним и молитва за них».

Духовные советы

«Чтобы праведным быть, надо жить просто; не думать о зле, не желать делать зло, всячески избегать тех моментов и случаев, когда через нас невольно может быть сделано зло. Иными словами, надо жить так, чтобы, как говорится, и мухи не обидеть». «Перед каждым своим действием руководитесь следующим христианским рассуждением: задуманное дело не противно ли Богу, не обидно ли оно для ближнего моего? Если, по строгом исследовании, совесть спокойна, то намерение свое приводите в исполнение».

«Никогда не ждите и не требуйте за любовь любви, за смирение – похвалы, за службу – благодарности. Старайтесь остаться без земных наград, чтобы не потерять наград небесных».

«Устраняй себя от всех случаев, при которых неизбежно принужден бываешь видеть и слышать много худого: что не было увидено, услышано, то и на ум не придет».

О молитве

«Нет времени помолиться – пади на колени и скажи: “Господи, приими порыв мой в похваление и благодарение мое Тебе и услыши меня недостойного!” Но сделай это с чувством горячей преданности Господу, с чувством человека хотя и спешащего, но стремящегося хотя бы на один миг без остатка отдаться Господу». «Ведь дело вовсе не в продолжительности молитвы, а в ее пламенности, пламенность же не может продолжаться долго, даже и у совершенных боголюбцев».

«Псалмы и Иисусова молитва – живая вода из одного источника. Псалтирь поддерживает Иисусову молитву, как стены храма – его кровлю». «Главное – молитва, молитва – это всё! Молитва всё победит. И на все вопросы молитва ответит».

«Мы привыкли считать, что дары Святого Духа, как, например, любовь Христова и дерзновенная молитва, даются только старцам и старицам, поэтому в юном возрасте подавляем в себе самое драгоценное – дерзновение в молитве, то есть веру в то, что Господь непременно исполнит наше благое прошение. Вот и выходит: сначала подавляем в себе эту веру, не даем ей возможности расти, а потом вопием к Богу: “Верую, Господи! Помоги моему неверию!” Получается фальшь…»

О похвале

«Бойтесь похвалы от людей, особенно когда хвалят вас незаслуженно. Молчите и не отвечайте в эту минуту, лишь в себе сознавайте, что хвалят больше, чем мы того стоим. А если начнете противоречить, то родится лицемерие. Ведь тонкое чувство удовлетворения от похвалы все-таки есть у каждого!»

«Похвала людей отнимает у нас награду от Бога».

О смирении

«Признак смирения – это когда человек не только не хочет видеть чужих грехов, но и не может видеть их, потому что его собственные грехи заслоняют чужие и потому что при свете благодати он слишком ярко зрит Бога».

«Не надо обижаться на обличителей, если они коснутся вашего самолюбия, а рассуждайте так: они посланы от Бога, чтобы обуздать мой душевный порок. И не сердитесь на них, а благодарите Господа, что Он, Милосердный, доставляет вам благоприятный случай к приобретению смирения».

«Ведь, по сути дела, мы все смиренные, все хорошие, все любвеобильные, пока не коснулся до нас чей-то палец или язык. И только в момент прикосновения открывается нам, кто из нас какая птица, какого полета».

Делай всё по силам своим

«Делай всё по силам своим, тогда не будешь раздражаться и возмущаться. И тщеславия не будет. Не будешь возмущаться, что люди не оценивают твоих трудов. Делай всё ради Господа, а от людей не жди похвалы и благодарности».

«Считай себя недостойным много поститься и много бодрствовать. В наш век неприемлемы такие подвиги, которые были доступны для подвижников первых веков нашей эры. К тому же внешние, телесные подвиги развивают в человеке тщеславие и гордость – самые пагубные страсти. Только смирение недоступно злой силе, поэтому ешь на здоровье, сколько требуется для твоего организма (без пресыщения, разумеется!) и спи с воздержанием, тогда ты не будешь о себе мнить высоко, а будешь укорять себя за нерадение – вот и путь к смирению!»

«При неотложных делах по должности и положению своему в семье или обществе нужно сокращать подвиги поста и молитвы. Кротко служить ближним – это выше вычитывания молитвенного правила и посещения храма с надрывом своих сил. Господь этого не требует».

Несение жизненного креста

«Вериги наши – это безропотное несение жизненного креста. Преподобный Серафим Саровский тоже не советовал никому надевать на себя вериги. Если кто-то оскорбит нас словом или делом, а мы перенесем обиды по-евангельски, с радостью – это и будут наши вериги. Вот и власяница наша! Эти духовные вериги и власяница выше железных».

«Мы внимательнее отмечаем то, как Бог наказывает нас бедствиями, и совсем не хотим замечать того, как Он гораздо более милует нас Своим долготерпением и щедротами. Часто то самое, что мы склонны считать бедствием и наказанием Божиим, является истинным благодеянием Божиим, предотвращающим, по Промышлению Божию, от нас не одно, а иногда целый ряд других бедствий и неприятностей».

О принятии Святых Христовых Таин

«Пока объезжаете святые места, везде причащайтесь, во всех храмах, во всех монастырях, даже если по сложившимся обстоятельствам не сможете вычитать Правило ко Причащению. В дороге любое молитвенное правило заменяется Иисусовой молитвой. Лишь бы у вас сокрушение сердечное было и искреннее желание соединиться со Христом».

«Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин, как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном сознании всегреховности своей приступил ко Господу, искупляющему всех нас, и тогда, хотя бы от головы до ног был покрыт язвами грехов, будет очищаться благодатию Христовою, будет всё более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется». «Опыт показывает, что люди, причащающиеся часто, ведут жизнь в духовном плане более достойную, чем те, кто под предлогом благоговения лишают себя святыни. На самом деле это не смирение, а диавольский обман. В Причастии человек черпает силы для борьбы с грехом, а ему говорят: “Не причащайся часто”. Откуда же он возьмет эти силы? Когда указывают на то, что в древности причащались часто, эти люди обычно отвечают: “Тогда был другой духовный уровень”. Но разве духовный уровень не зависел от частого Причащения?»

«Исповедуйся, смири себя в своем сердце как самого недостойного и спеши к Святой Чаше».

«А после Причащения мы должны особенно покоить Господа в своем сердце, не огорчать Его новыми грехами. После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святаго Духа».

«День Причастия лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца».

Мир душевный

«Мир душевный – такое сокровище, ради которого надо жертвовать всем житейским. Неустроение душевное, то есть раздражение, говорит о болезни души и о том, что нет в ней Духа Святого». «Мир души – это один из важнейших показателей, по которому мы определяем: духовные мы или плотские. Если мир в душе нашей не нарушается ни при каких обстоятельствах, даже при самых сильных переживаниях, то, значит, мы в духе. Как бы нас ни огорчили, какое бы зло нам ни сделали, какую бы потерю мы ни понесли, – мы всегда должны быть духом мирны и спокойны. А это возможно только в том случае, если мы будем искренно любить Бога и ближних, если у нас будет глубочайшая вера и преданность Промыслу Божию, если мы благодушно будем переносить всякое зло, всякие скорби и болезни».

Образование

Со дня того видения прошел не один год, время все тянулось, а вот заветная мечта так и не сбылась. Это очень огорчало молодого человека, но он не останавливался в своих трудах. Рос духовно, молился и продолжал помогать окружающим людям. Все это маленькими шагами вело его к заветной мечте.

Этот достаточно молодой юноша знал Евангелие практически наизусть. В особенности он любил читать Евангелие от Иоанна, и в любую свободную минуту брал в руки именно эту книгу.

Уже в возрасте 13 лет Николаю удалось окончить училище. А в 16 лет молодого человека досрочно призвали на службу в императорскую армию. Если взять во внимание послужной список, то благодаря его хронологии можно выяснить, что с 1917 года Николай поступил на службу в Красную армию. По окончании Гражданской войны решил продолжить свой военный путь и поэтому поступил на учебу в военно-техническое училище. Окончив училище, Коля приобрел звание военного техника, и даже отправился работать по своей новой специальности. В 1932 году Николай принял решение продолжить учебу, поэтому был зачислен в Московский строительный институт, который также с успехом окончил.

Последние шаги к монашеству

В возрасте 48 лет Николай принимает для себя невероятно важное решение — поступать в духовную семинарию. Там он стал истинным примером. Усердие, трудолюбие, искреннее и доброе сердце — именно это помогло Николаю стать лучшим. В нем царила духовная жизнь, и благодаря такой воодушевленности многие считали его странным и даже пытались шутить. Но в случае беды всегда бежали к нему за помощью. И он никогда не отказывал и не держал обиды на шутки.

По окончании семинарии Николая приглашали служить в храм, но верх взяла детская мечта, и он направился к монастырю. Монашество было разумным решением, он хотел молиться за мир и за каждого человека в отдельности. Для него это был важно, необходимо для души.

Наконец-то он пришел к своей мечте: Николая Михайловича приняли в Троице-Сергиевой Лавре. Изначально он был принят на послушание, но этот период был пройден быстро и с успехом. Послушание далось легко, хотя были соблазны и многое другое. Но как можно предать детскую мечту? То, к чему шел так долго, о чем болело сердце. Именно поэтому все прошло на одном дыхание, и окружающие это видели и понимали.

Наставления

Он не любил многословия, да и это было ни к чему. Даже самую длинную историю можно рассказать несколькими предложениями. Именно этого он и требовал.
Саввой было написано огромное количество книг, которые направлены помочь человеку прийти к Богу. Путь далеко не близкий, тяжелый и тернистый, но все-таки правильная лазейка есть, и если идти не сворачивая, можно выйти на прекрасную поляну, где свое чадо встретит Господь. Именно это он пытался доказать на собственном примере. Его путь был невероятно тяжелым. Он прошел многое и все-таки остался верен маленькой детской мечте, которая сотворила чудо. До последних дней его жизни батюшка оставался немил властям.

27 июля 1980 года отец Савва скончался, об этой печальной новости всех оповестил колокольный звон. В этот момент рядом с ним находились его духовные чада, которые знали, насколько батюшка добрый и невероятный человек. Его руками Господь творил чудеса, каждый мог это почувствовать. Этот день выдался скорбным для братии, но в то же время, пройдя целую чреду испытаний и гонений, Савва заслужил почить в Царствии Небесном. И его чада до сих пор искренне молятся за его пребывание там.

Большое наследие оставил после себя Савва Остапенко. Цитаты святого отца до сих пор помогают многим обрести верное направление на духовном пути. Батюшка всегда просил о справедливости, честности и бескорыстии. Людей он учил тому, что нужно быть строгими к себе, но снисходительными к другим. А если гнев охватывает, то лучше и вовсе уйти молча. Много поучений давал схиигумен Савва Остапенко. Биография святого отца не была простой, однако эти трудности и помогли святому не только самому прийти к Господу, но и других наставить на истинный путь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *