Семейная форма обучения

Содержание

Выбор формы обучения

Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.

Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.

Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома. Также по решению попечителей дети, учившиеся на семейной форме, могут в любое время перейти на очную и продолжить обучение в образовательной организации. После такого перехода ученик будет изучать предметы по установленным в школе образовательным программам.

Для осуществления перехода на семейную форму одному из родителей достаточно будет написать заявление в местный орган управления образованием и в школу, которую до сих пор посещал ребенок. Любые другие бумаги для этого не потребуются.

В законе указано, что каждый год проходить эту процедуру нет необходимости – заявление написать достаточно один раз. Если же родители сменили семейную форму образования на очную, то для последующей смены нужно будет снова писать заявление в соответствующие органы.

Сменить форму образования для ребенка и написать заявление об этом родители могут в любое время. В законодательстве нет никаких ограничений по срокам, а также максимальном числе проводимых изменений формы обучения. Это значит, что родители имеют право менять форму обучения столько раз, сколько понадобится.

Особенности семейного образования

В школе дети могут учиться на разных формах: очно, заочно или дистанционно. Если ребенка или родителей это не устраивает, они могут перевестись на семейную форму обучения. Для осуществления перехода можно не ждать окончания четверти или полугодия – сделать это можно в любой момент. Это же касается и возвращения в школу, если другая форма образования не подошла.

Администрации школ не любят, когда дети уходят на семейное обучение – это ухудшает статистику школы и выдвигает много лишних вопросов.

Часто родителей пытаются уговорить оставить ребенка хотя бы на заочной форме. Но последнее слово все же остается за родителями, так как законодательно школа не имеет права отказать в переходе на другую форму обучения.

Для перевода ребенка на другую форму образования следует предпринять такие шаги:

  1. Написать заявление на имя директора образовательного учреждения, в котором будет указано желание перейти на семейную форму.
  2. Направить уведомление в образовательный Департамент (это можно сделать как самостоятельно, так и через администрацию школы).
  3. Написать заявление для зачисления ребенка на экстернат для осуществления аттестации.
  4. Выбрать подходящую образовательную программу и проводить изучение школьных предметов дома.

Через некоторое время после окончания этой процедуры родителям может позвонить сотрудник Департамента и спросить о переходе на семейную форму. Это обычный процесс, так как с этого времени ребенок находится на учете в этой организации.

После окончания перехода родителей должны пригласить в школу для подписания договора о семейном обучении. Его оформляют в двух экземплярах, один из которых остается в школе, другой – передается родителям.

Договор должен содержать все необходимые аспекты, а именно:

  • проведение консультаций;
  • осуществление аттестации ученика;
  • использование школьной библиотеки;
  • участие в общешкольных мероприятиях и пр.

Семейное образование по новому закону об образовании 2019 не запрещает выбор семейной формы обучения. Однако следует помнить, что для осуществления такой процедуры в первую очередь родители должны иметь необходимые знания с большинства школьных предметов. Ребенок все равно будет сдавать школьные экзамены, а без соответствующих знаний это будет невозможно.

Если ребенок идет в первый класс

В том случае, если ребенок еще не учился в школе, а только должен идти в первый класс, писать заявление директору не нужно. Следует сразу же идти в Департамент образования и там писать специальное уведомление.

Сотрудник организации проведет с родителями беседу, и если он решит что их решение обдуманное и правильное, то направить в определенную школу. В этом учебном заведении ребенок будет проходить аттестации.

Каждая школа имеет свой Устав, в котором прописаны правила аттестации. Это значит, что в одном учреждении она может проходить каждую четверть, в другом – раз в год. Некоторые школы выбирают блочную систему для сдачи экзаменов, другие хотят, чтобы ребенок сдавал все контрольные работы.

Процедура обучения первоклассников на семейном образовании должна состоять из таких шагов:

  1. Изучить правила и Уставы местных школ.
  2. Попасть на прием в Департамент образования, заполнить уведомление.
  3. Согласовать прикрепление к школе с сотрудниками Департамента.
  4. Получить направление в образовательное учреждение для вступления на экстернат.
  5. Согласовать все необходимые моменты с директором школы.

В школе нужно будет написать заявление об аттестации. К этому аспекту следует отнестись очень внимательно, так как установленным в нем моментам придется следовать. Практически всегда для проведения всех аттестаций следует написать только одно заявления, но в некоторых школах просят писать заявление для каждой аттестации по отдельности.

Аттестация

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

В образовательном законодательстве нет пункта, который говорил бы об обязательном прохождении ежегодной промежуточной аттестации. В законе можно найти только упоминание о праве ребенка на принятия участия в такой аттестации.

Заявление о необходимости аттестации родители могу написать:

  • перед началом аттестации;
  • по окончании учебного года;
  • перед государственной аттестацией.

Если заявление будет подано непосредственно перед началом аттестации, то ребенок не будет числиться в образовательном учреждении. Если же заявление было написано в начале учебного года, то ребенок получит право пользоваться школьной библиотекой, а также ему полагается финансовая компенсация, если это предусмотрено нормами органов местной власти.

Для этого промежуточная школа для учащихся на семейной форме должна быть включена в муниципальное здание. В этом случае образовательное учреждение будет финансироваться из местного бюджета.

Если по итогам аттестации ученик получает неудовлетворительную оценку, формируется академическая задолженность. Если она не будет ликвидирована, ученика переведут на обучение в школе.

Часто задаваемые вопросы

Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения? Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход.
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо? В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.

В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности.

Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе? Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися.
Обязательным ли условием считается согласование аттестации? Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку.
Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление? Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата.
Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу? Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно.
Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу? Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно.
Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении? Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа.
Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения? Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет.
Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме? Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования.

Домашнее обучение (хоумскулинг, от англ. homeschooling – домашнее обучение) популярно в США и Канаде, имеет там многолетнюю практику. В России домашнее обучение, хотя и закреплено законодательно, вызывает пока скепсис со стороны образовательных учреждений. И родителям приходится быть в буквальном смысле первопроходцами. Педагог-психолог и мама обучающегося дома ребенка Анна Девятка рассказывает о плюсах, минусах и нюансах домашнего обучения.

Зачем?

Мы начнем с того, что каждому родителю, который заинтересовался домашним обучением, важно четко понимать свои мотивы – какие задачи в семье хотят решить при помощи домашнего образования. Кто-то хочет дать своему ребенку лучшее образование, чем в школе, сократив часы общеобразовательных предметов, таких как музыка и рисование, и увеличив часы профильных предметов – например, физики, истории, биологии. Для кого-то из родителей остро стоит вопрос сохранения здоровья ребенка. И обучая его дома, они надеются избежать перегрузки. Кто-то с помощью семейного образования совмещает начало спортивной карьеры ребенка и обучение.

Какие виды домашнего обучения бывают

Учить ребенка дома решаются далеко не все хоумскулеры. В настоящее время можно выбрать государственную или частную школу, которая поможет вам придерживаться плана обучения по предметам.
Существуют очно-заочный вид обучения, когда ребенок один-два раза в неделю учится в школе целый день, а остальное время занимается дома. За один-два дня дети изучают новый материал и отрабатывают его с родителями дома. При этом процесс обучения четко отслеживается и родителями и преподавателями.

Также можно перевести ребенка в обычной школе на заочное образование. В этом случае порядок обучения, предоставление домашнего задания и проверка выполненного, консультации с учителями – все эти нюансы проговариваются с администрацией выбранного учебного заведения, и в разных школах могут различаться.

Очная форма обучения в семейных школах подойдет для тех родителей, которые заинтересованы в более частом посещении школы детьми. Дети ходят в школу 3-4 раза в неделю. Такие школы позволяют получать образование в маленьких классах с тщательно сбалансированной учебной нагрузкой.

Правовая сторона


Домашнее обучение регламентируется законами. Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. предоставил родителям право на выбор формы обучения — учить ребенка в школе или в семье. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» это право также подтвердил.

Чем привлекательно домашнее обучение
Индивидуальным подходом. Семейное образование позволяет выстроить такой график и систему обучения, которая подходит именно вашему ребенка. Также позволяет подойти к процессу обучения креативно, через игру, что особенно важно в начальной школе.

Учиться можно из любой точки мира. Так как основные участники образовательного процесса – родители и ребенок, это позволяет учиться из любой страны и совмещать путешествия, жизнь в других странах с образованием в России.

Можно выбирать окружение ребенка. Дети на домашнем обучении сдруживаются «по интересам». И если говорить про компанию «хоумскулят», среди них престижно много знать и соревноваться между собой на тему «кто больше знает» и «кто больше интересного расскажет». Для ребенка такое окружение – дополнительная мотивация учиться. Впрочем, этот плюс легко отнести и к минусам – ведь детям можно позволить и самим выбирать окружение, а не подбирать только «хороших мальчиков и девочек».

У вас появится круг единомышленников. Когда вы приступите к домашнему обучению ребенка, то встретите таких же заинтересованных в обучении родителей, которые готовы общаться, дружить семьями и помогать друг другу.

Ребенок учится выстраивать отношения с разными людьми и уважать непохожесть людей. С преподавателями, друзьями, родителями друзей – хоумскулята лучше понимают, что все люди разные, у каждого есть своя точка зрения, они лучше ориентируются в новых правилах и общении с новыми людьми и искренне не понимают, как это – быть «как все».

Что непривлекательно в домашнем обучении

Ребенку может стать скучно и одиноко. Как бы здорово ни был организован график жизни ребенка, бывают моменты когда компания не помешает – например, когда родители заняты работой, а ребенку тоскливо в соседней комнате. Родители-хоумскулеры нас поддержат – чтобы ребенок не скучал, можно позаботиться о дополнительных встречах с друзьями, например пригласить кого-то в гости.

Опасность гаджетов. Если ребенок остается дома один, важно поставить временные ограничители на компьютеры, планшеты и телефоны. Работаем на предупреждение компьютерной зависимости.

Один дома. Важно продумать, сколько времени ребенок может оставаться дома один, и может ли помочь кто-то из родственников и присмотреть за ним.

Платность образовательных услуг. Обычно в процессе домашнего образования родители привлекают репетиторов, а их работа стоит денег. Также прикрепление к школе может быть как платным, так и бесплатным. Если вы не хотите оставлять ребенка одного, придется платить за услуги няни.


К чему нужно быть готовыми родителям

Вообще, выбирая семейное образование, родители должны четко понимать свою мотивацию. Исходя из нее, важно прописать цели на год, и на все то время, когда ребенок будет учиться в семье. Кроме целей, важно обозначить критерии контроля качества образования – будут ли это сделанные задания для школы, или оценка преподавателя, или ЕГЭ.

Родители должны уделить внимание и воспитанию самомотивации ребенка. Это важно в любом обучении, но так как в школе ребенка дополнительно контролирует учитель, а дома ребенок иногда может делать уроки сам, пока мама рядом работает на компьютере – важно, чтобы ребенок сам хотел делать уроки качественно и самостоятельно. Самомотивация и самоконтроль — то чему могут научить родители. Спешить в этом вопросе не надо, на воспитание этих качеств следует потратить не меньше полугода и дальше поддерживать эти качества.

Ответственность за результат обучения делится на несколько частей. Первая и основная часть ответственности лежит на родителях – на том, как они организуют процесс обучения, пригласят ли репетиторов по профильным предметам, объяснят ли ребенку важность занятий и хорошего образования. Одним словом, сумеют ли родители создать у ребенка внешнюю мотивацию.
Ответственность ребенка – в том, что он искренне заинтересован в обучении и старается выполнять задания в срок и по возможности самостоятельно.

Будьте готовы, что на домашнем образовании ребенок станет чаще находиться рядом с вами, так что ваш график работы, занятий спортом, встреч с друзьями будет находиться в постоянной зависимости от графика жизни ребенка. Поймите для себя — готовы ли вы к этому.

Да и сам процесс домашнего обучения требует пристального внимания родителей. Например, ребенок может усиленно делать уроки всю неделю, а в субботу окажется, что он делал только английский, причем на полгода вперед. А в субботу пришел к родителям за помощью с математикой. То есть родителям придется постоянно держать руку на пульсе, выполнять в каком-то смысле роль завуча.

Важно выбрать адекватный для ребенка и его возраста темп изучения предметов. Так вы избежите перегрузки и сохраните интерес ребенка к обучению. А если ребенок сам захочет что-то дополнительно почитать, изучить более глубоко – у него всегда есть возможность сделать это самостоятельно или попросить родителей помочь.

***

Современное состояние и перспективы семейного образования

Современный прогресс требует большей поворотливости от школьной системы, которая десятилетиями остается практически неизменной – стандартный набор предметов с постоянным количеством учебных часов.

Между тем для поступления в вузы требуется сдать тестирование по ограниченному кругу дисциплин:

  • родному и иностранному языку, истории, математике, информатике;

  • получается, что остальные изучаемые в школе предметы могут оказаться нужными только в случае специализации абитуриента по какой-то тематике.

Семейное образование решает проблему преодолению разрыва между школьной системой образования и требованиями, предъявляемыми быстро развивающимися технологиями с узкоспециализированной направленностью. Эти процессы происходят во всем мире.

Поэтому семейное образование будет набирать сторонников, по крайней мере в интеллектуальной среде, а объемы его с течением времени увеличатся, подталкиваемые процессами глобализации:

  • упрощением перемещения между странами, возможностями быстрых коммуникаций;

  • снижением стоимости информационных ресурсов;

  • развитием дистанционных форм обучения;

  • перестройкой мышления современных детей с процесса запоминания на умение находить и структурировать нужную информацию;

  • более высокими требованиями к специализации знаний в промышленности и народном хозяйстве;

  • растущим стремлением людей к независимости от государства и его институтов.

Семейное образование — перспективная система подготовки детей, обеспечивающая широкие горизонты для развития творческого потенциала, независимого мышления, одновременного прохождения программ российских и иностранных школ с параллельной аттестацией.

Законодательство о семейном образовании

Семейная форма обучения предусмотрена и регламентируется следующими нормативными документами:

  • часть 4 статьи 43 Конституции РФ;

  • Статья 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» Семейного кодекса РФ;

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»;

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 09.01.2017) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);

  • Субъекты РФ могут издавать собственные нормативно-правовые акты, которые закрепляют особенности организации семейного образования на уровне конкретного региона;

  • локальные акты образовательной организации также могут содержать информацию об аттестации учащихся, находящихся на семейном обучении.

Семейное образование – как форма получения общего образования (по 11 класс включительно)

В соответствии с указанными выше нормами законодательства общее образование может быть получено детьми:

  • как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,

  • так и вне образовательных организаций – в форме семейного образования и самообразования.

Освоение образовательных программ общего образования в форме семейного образования предполагает:

  • самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей обучающегося освоение образовательных программ

  • с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.

Цель семейного обучения — дать хорошее образование детям за счет индивидуального подхода.

Родители имеют право выбирать:

  • как форму получения общего образования,

  • так и форму обучения;

  • при этом обязательно должно учитываться мнение ребенка.

Семейное обучение может быть организовано:

  • в очно-заочной и

  • заочной формах;

  • допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Организация учебного процесса при семейном обучении

Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования:

  • должен быть не ниже объема, установленного ФГОС.

Лица, осваивающие образовательную программу общего образования в форме семейного образования:

  • проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования БЕСПЛАТНО;

  • при прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе;

  • родители сами могут выбрать образовательное учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию (ГИА);

  • если же обучающийся не будет аттестован, в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации, то он должен далее получать образование в образовательной организации.

Обучающимся в форме семейного образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (ГИА 9 и ГИА 11):

  • выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

Обучающимся, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты:

  • выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Родителям надо иметь в виду, что семейное образование относится к формам получения образования вне образовательных организаций:

  • и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса;

  • поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей.

Как перейти на семейное образование

Семейная форма обучения уже не первый год пользуется популярностью среди родителей, которые готовы обучать своих детей дома самостоятельно.

Как уже отмечалось, Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» предусматривает за родителями право выбора различных форм обучения детей в зависимости от потребностей семьи и ребенка. Бывает и так, что сложившиеся обстоятельства вынуждают родителей и детей уходить из школы и искать возможные способы обучения вне образовательной организации. В таких случаях самообразование и семейное обучение станут выходом из ситуации.

Семейное обучение имеет свои нюансы. Эта особая форма обучения, где ответственность за результаты обучения, процесс обучения, особенности организации обучения полностью лежит на родителях ребенка.

Родители, которые впервые сталкиваются с этим понятием, нуждаются в разъяснениях:

  • как перейти на семейное обучение,

  • в какую школу обращаться для сдачи промежуточной и итоговой аттестации,

  • по каким программам обучать ребенка и т. д.

Возникает немало вопросов, ответы на которые содержатся в документах, касающихся сферы образования.

Процедура перевода ребенка на семейную форму образования

Процедура перехода на семейную форму образования является достаточно простой и доступной. Право выбора формы получения образования имеют родители ученика. Именно родители, учитывая мнение ребенка, решают, как и где обучаться ребенку.

При переходе на семейное образование родители должны:

  • проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (орган управления в сфере образования), на территории которых они проживают;

  • если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся образовательного учреждения.

Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей на любой ступени общего образования:

  • начального общего, основного общего, среднего общего образования,

  • а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей продолжить образование в другой форме, в т.ч. вернуться обратно в школу.

Порядок прохождения аттестации ребенком, который находится на семейном обучении

Обучающемуся, который находится на семейном обучении, необходимо пройти промежуточную аттестацию в целях определения уровня освоения образовательной программы:

п.1 статьи 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  • такую аттестацию учащийся проходит бесплатно в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

  • учащийся имеет право пройти аттестацию экстерном. Это означает, что в качестве экстерна во время прохождения промежуточной и итоговой аттестации ребенок зачисляется в образовательную организацию и приобретает все академические права учащихся;

Статья 33 «Обучающиеся» и Статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  • под такими правами могут пониматься права на участие в конкурсах, олимпиадах, спортивных мероприятиях, право на получение бесплатной психологической помощи и т. д.

Для того, чтобы пройти промежуточную и итоговую аттестацию (ГИА) экстерном:

  • родители должны написать заявление в образовательную организацию, где ребенок будет проходить аттестацию;

  • после этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме ребенка в образовательное учреждение для прохождения аттестации.

ч.1 Статьи 53 «Возникновение образовательных отношений» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Школа в данном случае несет ответственность только за организацию прохождения аттестации ребенком. За качество знаний учащегося, находящегося на семейном обучении, и приобретенных компетенций образовательная организация ответственность не несет.

На ученика, находящегося на семейном обучении, распространяется действие нормы закона об образовании, накладывающей ответственность за наличие академической задолженности:

  • если ученик не ликвидирует академическую задолженность в установленные сроки, то он продолжит обучаться в образовательной организации, с согласия родителей.

п.10 Статьи 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Локальные акты школы регулируют порядок, периодичность и формы прохождения аттестации.

Особенности обучения в форме семейного образования

Данные особенности семейного образования необходимо знать каждому, кто переходит на семейную форму получения образования:

  • перейти с семейной формы обучения на обучение в образовательную организацию ребенок может на любом этапе обучения, по решению родителей

п.3 Статьи 22 «Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  • учитывая, что семейное образование осуществляется вне школы, то обучающийся в контингент образовательного учреждения не включается;

  • обучающийся, в рамках семейного образования во время обучения имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);

Статья 35 «Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  • родители вправе самостоятельно выбрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную/итоговую аттестацию;

  • право выбора программы обучения, особенностей обучения, количества часов на усвоение того или иного материала остается на усмотрение родителей.

Компенсации родителям за семейное образование

Уже несколько лет в различных регионах России родители спорят с администрациями школ по поводу финансирования семейного образования. Ранее в федеральном законодательстве четко оговаривался вопрос финансовой компенсации родителям, забравшим ребенка из школы и обучающим его в домашних условиях в форме семейного образования.

Однако в 2000-е годы документы, регламентирующие порядок компенсации, один за другим были отменены. Ничего не сказано о ней и в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации», принятом в 2012 году, что в результате оставило для администрации школ множество лазеек, которые они при желании используют.

Директора школ стали заявлять родителям, что статья 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» действительно гарантирует право на бесплатное образование, но воспользуются родители этим правом или нет — это их выбор. В том случае, если они не воспользовались, никаких прямых компенсаций не предусмотрено.

В итоге большинство регионов России от идеи компенсации за семейное образование отказались.

Так, например, в Москве, где отсутствуют местные нормативные акты о выплатах на домашнее (семейное) образование, родители массово обращаются с исками о компенсации в суды. Однако суды не на их стороне. И районные, и городской суд посчитали, что школы, не выплачивающие родителям компенсации на семейное обучение, действуют законно. Похожая ситуация, за некоторым исключенияем, сложилась и в ряде других субъектов РФ.

Из истории семейного образования

Домашнее (семейное — в современном понимании) образование – давняя традиция русского общества досоветского периода, пришедшая из Византии вместе с христианством:

  • штудировали дома тогда церковные книги — Псалтырь, Часослов, Евангелие.

В Петровскую эпоху:

  • получило широкое распространение домашнее академическое образование;

  • в качестве учителей и гувернеров привлекались иностранцы;

  • в качестве учителей в семейном образовании могли выступать и очень талантливые люди, как баснописец Крылов или поэт Жуковский (детский наставник императора Александра II).

В целом домашнее (семейное) обучение детей имело задачей привить манеры, дать начальные знания в математике, письме и иностранных языках, научить выражению своих мыслей (устному и письменному), то есть подготовить к следующей ступени получения знаний – академической.

Семейное образование в свое время получили многие известные люди России: Пушкин, Бунин, физик Гинзбург, основоположник космонавтики Циолковский, конструктор Королев, маршал Рокоссовский, создатель водородной бомбы Сахаров.

В советский период учить детей можно было только в школах. Это позволяло государству регулировать воспитательный процесс подрастающего поколения.

В большинстве европейских стран разрешенный законодательно процесс семейного образования детей на практике имеет много проблем. Среди них можно назвать:

  • навязчивый контроль со стороны инспекторов,

  • особенности организации аттестации,

  • умышленное занижение баллов при тестировании.

Наиболее демократичный подход к системе семейного образования в США:

  • для поступления в ВУЗ ребенок может представить анкету, заполненную родителями, со списком изученных предметов и проходить испытания по необходимым наукам в общем потоке;

  • другими словами, государственный аттестат для поступления в ВУЗ в США не нужен вообще.

Всем известна история самого выдающегося в мире изобретателя Томаса Эдисона, которого школьные педагоги признали неспособным к наукам, вследствие чего его семейным образованием занималась мать, причем весьма успешно. Истории известны другие знаменитые иностранцы, получившие семейное образование: Франклин Рузвельт, Луи Армстронг, Чарльз Диккенс, Уолт Дисней, Агата Кристи, Авраам Линкольн, Пьер Кюри, Клод Моне, Чарли Чаплин.

Все эти прекрасные примеры лишь подтверждают, что хорошее домашнее (семейное) обучение детей – залог их успешного будущего.

Резюме:

  • Семейная форма обучения является хорошей возможностью для ребенка проходить обучение в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями.

  • С другой стороны, ребенок нуждается в обществе своих сверстников, а школа является для ребенка первым и очень важным шагом на пути к социализации.

  • Родителям необходимо организовывать семейное образование таким образом, чтобы ребенок имел возможность общаться с другими детьми.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРАВО НА НАЧАЛЬНОЕ, ОСНОВНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

>Компенсация за семейное обучение 2018

Компенсации за семейное образование: существуют или нет

Но, в целом, большинство регионов России от идеи компенсации за семейное образование отказались. Так, например, в Москве, где отсутствуют местные нормативные акты о выплатах на «домашнее» образование, родители массово обращаются с исками о компенсации в суды. Однако Фемида не на их стороне. И районные, и городской суд посчитали, что школы, не выплачивающие родителям компенсации на «семейное» обучение, действуют законно. Похожая ситуация сложилась и в ряде других субъектов Федерации.

Так, например, компенсации за семейное обучение выплачиваются в Омске, где на сегодняшний день в домашних условиях получают образование около 500 детей. Выплаты были введены в 2013 году. В 2016 и 2017 годах министерство образования Омской области инициировало законопроект об их отмене из-за сложностей с контролем качества обучения, однако после «бурных» (по словам омских журналистов) обсуждений, депутаты регионального заксобрания сняли законопроект с рассмотрения и оставили все, как было. То есть на начало 2017/2018 учебного года выплаты сохранены.

Возобновить выплату компенсаций за семейное образование и питание в г

Просим ФСБ России расследовать деятельность главы департамента образования г. Москвы И. Калины на предмет коррупции и намеренной деструктивной деятельности, ведущей к подрыву доверия граждан к государственной власти, используя для этого средства самого государства. Просим изучить представленные документы и принять соответствующие меры по пресечению нарушений действующего законодательства, пренебрежения нормами социальных гарантий, установленными в них, создания поводов для возникновения массового недовольства органами власти среди людей. Все документы, подтверждающие вышеизложенное, прилагаем.

Просим ФСБ России расследовать деятельность главы департамента образования г. Москвы И. Калины на предмет коррупции и намеренной деструктивной деятельности, ведущей к подрыву доверия граждан к государственной власти, используя для этого средства самого государства. Просим изучить представленные документы и принять соответствующие меры по пресечению нарушений действующего законодательства, пренебрежения нормами социальных гарантий, установленными в них, создания поводов для возникновения массового недовольства органами власти среди граждан. Все документы, подтверждающие вышеизложенное, прилагаем.

Еще раз про компенсации за семейное обучение

3.1. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей.
(часть 3.1 введена Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91; в ред. Закона г. Москвы № 18 от 18.05.2011)

По моей информации никто ни разу еще в Москве не выиграл суд и не может выиграть. У Вас есть контакты того, кто выиграл в Москве? Нет. Кому-то заплатили? Нет. Последние выплаты, даже и по суду, были сделаны 4 года назад. Почему вы все пишете мне, что надо идти в суд? При чем вообще здесь суды? Ну давайте проиграем еще 25 судов. Кому-то будет легче от этого? Если какая-то стратегия не приводит к успеху, надо менять стратегию, нет? Я уже не знаю, как донести эту незамысловатую мысль. Но пока москвичи этого не поймут, не будет никаких выплат.

Компенсация за семейное обучение 2018

КАК ЭТО?
Для оформления семейного обучения нужно написать заявление в управление образованием, которое уведомляет (!) о том, что семья решила обучать ребенка по семейной форме. Для сдачи итоговой аттестации нужно заключить договор с ближайшей или подходящей для вас школой. В договоре подробно должно быть описано, какая роль отводится в обучении ребенка школе, какая — семье; когда и сколько раз будут проводиться, аттестации, а также на каких лабораторных и практических занятиях ребенок обязательно должен присутствовать.

ЗАКОННАЯ ПОДДЕРЖКА
Право родителей самим дать ребенку общее начальное, основное общее и среднее полное образование в семье гарантировано пунктом 3 ст.52 Закона РФ «Об образовании» и пунктом 2 «Положения о получении образования в семье». Вот основные положения этого закона:

Выплату компенсации за семейную форму образования, которая установлена п.3.1. ст.6 Закона № 25 г. Москвы» О развитии образования в городе Москве» ( с изменениями от 25 июня 2014г., 24 июня 2015г.), Департамент образования г. Москвы прекратил 1 сентября 2013г., несмотря на то, что закон действует, и норма о выплате компенсации родителям, обучающим ребёнка в семье, не отменена. Московские законодатели не нашли никакого противоречия данной нормы » Закону об образовании»№ 273-ФЗ. В Закон г. Москвы № 25 «О развитии образования в г. Москве» после вступления в силу нового закона об образовании неоднократно вносились изменения, Законом г. Москвы от 25 июня 2014 г. N 37 и Законом г. Москвы от 24 июня 2015г. № 36, однако законодатели не посчитали нужным отменять эту норму закона.

От И.И. Калины пришёл ответ, в котором было написано: » В связи с изменением принципов организации семейного образования в федеральном законодательстве Департаментом образования г. Москвы проводится работа по определению порядка выплат родителям ( законным представителям), дети которых получают образование в форме семейного образования, денежных средств на получение указанной формы образования. Указанный порядок будет размещён на официальном сайте Департамента образования г. Москвы в сети » Интернет».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *