Семья в православии

Православный сайт «Семья и вера» /

  • Реклама и СМИ
    • Интернет-порталы
      • Интернет-магазины
    • Телеканалы
    • Радио
  • Интернет и телекоммуникации
    • Интернет-порталы
      • Интернет-магазины
    • Разработка сайтов
    • Интернет-провайдеры
    • Интернет-кафе, компьютерные клубы
    • Операторы телефонной связи
    • Телеканалы
    • Радио
    • Внедрение ПО
  • Магазины
    • Товары для детей
      • Детская одежда
      • Игрушки и детские товары
      • Обувь для детей
      • Детское и специальное питание
    • Одежда
      • Детская одежда
      • Кожа и кожгалантерея
      • Обувь
        • Обувь для взрослых
        • Обувь для детей
      • Мужская одежда
      • Женская одежда
      • Головные уборы, перчатки, шарфы, аксессуары
      • Одежда для будущих мам
      • Меха, дубленки, кожа
      • Комиссионные магазины и сэконд-хэнды
      • Нижнее белье
      • Чулочно-носочные изделия
    • Бытовая техника и электроника
      • Компьютерные магазины
      • Мобильные телефоны
      • Световые и электротехнические товары
      • Комплектующие для оргтехники
    • Мебель
      • Предметы интерьера
      • Мебель для дома
      • Комплектующие и аксессуары для мебели
      • Офисная мебель и сейфы
    • Обувь
      • Обувь для взрослых
      • Обувь для детей
    • Продовольственные товары
      • Хлебобулочная и кондитерская продукция
      • Чай, кофе, какао
      • Молочные продукты
      • Безалкогольные напитки
      • Алкогольная продукция
      • Детское и специальное питание
      • Универсамы
        • Супермаркеты
          • Гипермаркеты
    • Прочие магазины
      • Спортивные магазины
      • Аудио и видео продукция
      • Сувениры и подарки
      • Книжные магазины
      • Парфюмерия и косметика
      • Бытовые и хозтовары
      • Канцелярские товары
      • Сантехника
      • Постельное белье
      • Сумки, портфели, чемоданы
      • Эротические товары
      • Посуда
      • Аксессуары и бижутерия
      • Часы
      • Ткани, шторы, пряжа, вышивки
      • Ювелирные изделия
      • Музыкальные инструменты
      • Свадебные салоны
      • Магазин Рыболов-Охотник
  • Строительство и ремонт
    • Дизайн интерьеров
    • Отделочные материалы
    • Электроинструмент
    • Обогревательное оборудование
    • Световые и электротехнические товары
    • Инвестиции и строительство
    • Строительные материалы
      • Обои и стеновые панели
      • Облицовочные и фасадные материалы
      • Лаки и краски
  • Государственные учреждения
    • Образование и наука
      • Школы иностранного языка
      • Дополнительное образование школьников
      • Репетиторские услуги, курсы
      • Тренинги и семинары
    • Паспортные службы
    • Администрация
  • Юридические услуги
  • Здоровье и медицина
    • Нетрадиционная медицина
    • Аптеки
    • Медицинские товары
    • Ортопедия и протезирование
    • Больницы, Клиники и Мед. центры
    • Детские больницы и поликлиники
    • Оптика
    • Психологическая помощь
    • Поликлиники
  • Услуги для населения
    • Фото-видео услуги
    • Доставка цветов
    • Питьевая вода
    • Экология и природа
    • Справки и телефоны
      • Справочная
    • Перевод с иностранных языков
      • Школы иностранного языка
    • Общественные организации
    • Мастера на все руки
  • Дети
    • Товары для детей
      • Детская одежда
      • Игрушки и детские товары
      • Обувь для детей
      • Детское и специальное питание
    • Детское и специальное питание
    • Детские больницы и поликлиники
  • Гостиницы и Путешествия
    • Ж-д и авиакассы
    • Визы и миграционные услуги
      • Паспортные службы
  • Отдых, спорт, культура
    • Интересные места
    • Интернет-кафе, компьютерные клубы
    • Кинотеатры
    • Спорт
      • Спортивные комплексы
      • Спортивные общественные организации
    • Культура и искусство
      • Фото-видео услуги
      • Библиотеки
      • Коллекционирование
        • Антиквариат
      • Художественные салоны и товары
      • Творческие коллективы
    • Клубы и секции по интересам
  • Общественное питание
    • Кафе, бары
    • Суши
    • Фастфуд
    • Рестораны
    • Доставка готовой еды
      • Доставка пиццы
    • Пиццерии
      • Доставка пиццы
  • Услуги для предприятий
    • Торговое оборудование
    • Маркетинговые услуги
    • Справки и телефоны
      • Справочная
  • Авто
    • Автоаксессуары
    • Автошины и диски
    • Автозапчасти
    • Автосалоны
    • АЗС
    • Аренда авто
    • Такси
  • Красота
    • Косметология
  • Растения и животные
    • Цветочные магазины
      • Доставка цветов
    • Магазины для садоводов
    • Зоологические магазины
    • Агрохимия
  • Финансы
    • Кредитные услуги
    • Банки
    • Инвестиции и строительство
    • Букмекерские конторы и лотереи
  • Промышленность, заводы и сельское хозяйство
    • Сельское хозяйство
      • Корма
  • Интернет
    • Трекеры‎
    • Блоги‎
    • Видеохостинг‎и
    • Интернет-каталоги‎
    • Интернет-магазины‎
    • Информационно-аналитические сайты‎
    • Справочные сайты‎
    • Новостные сайты
    • Онлайновые энциклопедии‎
    • Персональные сайты известных личностей‎
    • Сайты азартных игр‎
    • Сайты организаций
    • Сайты частных объявлений‎
    • Сервисы сравнения цен‎
    • Социальные сети
    • Хостинг изображений‎
    • Электронные библиотеки‎
    • Сайт знакомств
    • Сайты скидок
  • Программы

Jetpack заблокировал форму входа вашего сайта.

В данном разделе представлена литература по теме семьи, брака и психологии семейных отношений через призму парадигмы православной психологии. Для скачивания соответствующих материалов необходима регистрация на файлообменнике rutracker.org а также наличие программы торрента. Что такое торрент и как им пользоваться можно узнать отсюда >>>

Литература по теме

  1. Ирина Медведева, Татьяна Шишова. Школа для родителей. Разноцветные белые вороны.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3640932
  2. Ирина Медведева, Татьяна Шишова. Дети нашего времени.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3850185
  3. Ирина Медведева, Татьяна Шишова. Приказано не рожать. Демографическая война против России.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3850219
  4. Ирина Медведева, Татьяна Шишова. Безобразия в образовании.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3721650
  5. Ирина Медведева, Татьяна Шишова. Ребенок и компьютер.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3834716
  6. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Бомбы в сахарной глазури. Технологии обмана.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4063942
  7. Татьяна Шишова. Школа православной семьи. Чтобы ребенок не был трудным. Воспитание ребенка от 4 до 14 лет.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3749376
  8. Татьяна Шишова. Школа православного воспитания. Как правильно наказывать ребенка?*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2536691
  9. Татьяна Шишова. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость.* Татьяна Шишова. Страхи – это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1944112
  10. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Запах серы. Оккультные корни «планирования семьи».
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4083598
  11. Алла Добросоцких, Ирина Медведева, Татьяна Шишова, и др. Родителей – в отставку? Разрушение семьи под видом борьбы за права детей.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3659526
  12. Щеголева Е.В. Православные брак и семья.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3316425
  13. Павел Гумеров. Три кита семейного счастья
    http://profi-rus.narod.ru/semya/besedy-o-semqe-i-brake.-semejnoe-schastqe—pavel-gumerov.doc
  14. Священник Павел Гумеров. Семейные конфликты. Профилактика и лечение. Взгляд православного священника.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3665356
  15. Священник Павел Гумеров. Избранные произведения. (7 книг)
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4129032
  16. Маслов Н.В. Семья. Прочность, цель и назначение.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4493059
  17. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. О браке и семейной жизни.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3041604
  18. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Сад сердца. Духовный дневник.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3041540
  19. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Слова добрые.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4601931
  20. Святитель Филарет (Дроздов). Как создать православную семью.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3080504
  21. Преподобный Амвросий Оптинский. Советы супругам и родителям.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3033633
  22. «И положил еси на главах их венцы…»
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=314900
  23. Протоиерей Димитрий Соколов. Назначение женщины по учению Слова Божия. (DOC)
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3116196
  24. Архимандрит Рафаил (Карелин). Казнь над нерожденными.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3326210
  25. Митрополит Мелетий (Каламарас). Аборты.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3046828
  26. Джон и Барбара Уиллке. Мы можем любить их обоих. Аборт: вопросы и ответы.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3159753
  27. Молитвы и советы о помощи в семейных нуждах.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3289583
  28. Таинство венчания.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3319849
  29. Святитель Феофан Затворник. Как сохранить благочестие в семейной жизни.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3637764
  30. Священник Илия Шугаев. Один раз на всю жизнь.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3646840
  31. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). О семье и воспитании детей.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3647072
  32. Старец Порфирий Кавсокаливит. Дети и молодежь.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3752149
  33. Житие преподобных благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3793275
  34. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Дарите любовь.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3793329
  35. Святитель Иоанн Златоуст. О силе материнской молитвы «Помилуй мя, Господи».
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3763286
  36. Святость материнства.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3707048
  37. Лавренова Г.В. Практическая энциклопедия православной мамы.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=719569
  38. Епископ Ириней (Орда). О религиозном воспитании детей.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3617913
  39. Святитель Иоанн Златоуст. Уроки о воспитании.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3082610
  40. Стрижев А.Н. Школа православного воспитания.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3563703
  41. Священник Иоанн Анурьев. Объяснение церковных молитв детям.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3605912
  42. Священник Алексий Грачев. Когда болеют дети.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3314478
  43. Святой Стилиан. Молитвы о детях.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3222014
  44. Молитвы о детях.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3190466
  45. Когда и как надо начинать говорить ребенку о Боге.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3159992
  46. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). О семье и воспитании детей.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3647072
  47. В какой школе учиться православному ребенку?
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3649118
  48. Святитель Феофан Затворник. Основы православного воспитания.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3652869
  49. Священник Сосунцов Е.Ф. Уроки Закона Божия для детей.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3085215
  50. Верниковская Л.Ф. Уроки для воскресной школы.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3707296
  51. Авдеенко Е.А. Переходный возраст.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3795998
  52. Священник Алексий Грачев. Что необходимо знать каждому мальчику.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3800459
  53. Священник Алексий Грачев. Что необходимо знать каждой девочке.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3800485
  54. Священник Александр Рождественский. Семья православного христианина. (Репринт 1902)
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3804887
  55. Митрополит Владимир (Иким). О таинстве брака.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3805136
  56. Архимандрит Рафаил (Карелин). В аду на земле.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3833434
  57. Архимандрит Николаос Эмм. Аркас. Брак и деторождение.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3851592
  58. Щёголева Е.В. Как создать православную семью.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3851807
  59. Священник Игорь Гагарин. Размышления о браке и семье.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3855451
  60. Бонецкая Н.К. Царские дети.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3762955
  61. Кравцова М. Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3856928
  62. Киселева О.Ф. Традиции православного воспитания.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3893204
  63. Священник Максим Обухов. “Правило” схимонахини Антонии. Как искупить грех аборта?
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3904493
  64. Сергей Марнов. Дети – дар Божий, или Опыт православного усыновления.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3938507
  65. Семейный молитвослов.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3943891
  66. Владимир Зоберн. Православная мама. Пособие для семьи, с наставлениями священника и советами детского врача.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3947173
  67. Александр Худошин. Как выбрать имя новорожденному.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3964304
  68. Михайловский В.Я. О православно-христианском воспитании детей до школы. (1885)
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3994623
  69. Протоиерей Сергий Четвериков. Как воспитать и сохранить веру в Бога у детей.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3996038
  70. Елена Литвяк. Небо над колыбелью. Дневник мамы.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3997617
  71. Бухарев И.Н. Книга для начального обучения Закону Божию. (1905)
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4013416
  72. Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4026957
  73. Протоиерей Илия Шугаев. Как сохранить семью.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4031206
  74. Молитвы о детях.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4041589
  75. Молитвы о семейном благополучии.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4041638
  76. Иеромонах Георгий (Шестун). Православные традиции духовно-нравственного становления человека.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4100610
  77. Протоиерей Артемий Владимиров. Избранные произведения. (21 книга)
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4115202
  78. Архимандрит Георгий (Шестун). Православная семья. Вопросы и ответы.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4122235
  79. Священномученик Владимир (Богоявленский). Беседы о православном воспитании детей.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4125483
  80. Островский С.Н. Беседы о психологии семейных отношений.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4125679
  81. Отечник №2. Воспитание детей.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4135677
  82. Фесенко Д.О. Пустые песочницы.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4151251
  83. Как помочь нашим детям? (Листовка православного клуба «Сретение»)*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4097810
  84. Священник В. Певцов. Мужьям о женах.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4276883
  85. Игумен Никон (Воробьев). Будь милостив к себе. Письма к пьющему брату и его жене.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4320189
  86. Слезы матери. О великой силе материнской молитвы за детей.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4324157
  87. Что надо знать вступающим в брак. Книга для родителей, женихов и невест, свидетелей.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3941274
  88. Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4392122
  89. Схиархимандрит Иоанн (Маслов), Н.В. Маслов. Избранные произведения. (20 книг)
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4412607
  90. О православном браке и об обязанностях мужа и жены.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4420316
  91. Авдеев Д.А. Православная психотерапия. Избранные произведения. (9 книг)
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3273234
  92. Авдеев Д.А., Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4446604
  93. Отечник. №№ 1-7.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4135677
  94. Киркос Р.Ю. Православное воспитание детей дошкольного возраста.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4455750
  95. Христианское воспитание детей с первых лет жизни. Краткий семейный молитвослов.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4456575
  96. О браке. Священное Писание и церковный опыт.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4487814
  97. О детях. Священное Писание и церковный опыт.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4487831
  98. Монахиня Серафима (Иванова). Учащим и учащимся. Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадтского.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4523142
  99. Протоиерей Сергий Николаев. На все воля Божия. О женском счастье и женском несчастье.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4528595
  100. Протоиерей Сергий Николаев. Секреты любви. За советом и утешением к батюшке. Проповеди и размышления.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4543892
  101. Муж и жена в христианском браке: XX веков спустя.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4551661
  102. Протоиерей Димитрий Соколов. Назначение женщины по учению Слова Божия.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4902650
  103. Авдеев Д.А., Беседина И.А. Мысли о женской душе или очерки житейской психологии.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4552206
  104. Жива ли твоя семья? О целомудрии брака и Таинстве венчания.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4602746
  105. Учение о семейной жизни святителя Филарета Московского.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4605183
  106. Священник Виктор Грозовский. Если в православной семье заболел ребёнок. Советы священника.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4614796
  107. Священник Виктор Грозовский. О православном воспитании и книгах.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4733680
  108. Священник Виктор Грозовский. Телевидение, дети и православная семья.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4726746
  109. Священник Андрей Овчинников. Нужен ли христианам спорт?*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4754630
  110. Как стать образцовым мужем. О мужском призвании, чести и предназначении. / Как стать образцовой женой. О женском счастье и призвании.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4779134
  111. Священник Илия Шугаев. Растим сына, растим дочь. Советы священника — многодетного отца.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4791968
  112. Молитвы о детях. Святые отцы о воспитании.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4796926
  113. Мужам и женам. Священное Писание и отцы Церкви о семейной жизни.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4819862
  114. Молитвы о семейном благополучии. Молитвы о детях.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4824084
  115. «Славою и честию венчай их». Из творений святого праведного Иоанна Кронштадтского и святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого).*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4824180
  116. Таинство брака. Богом благословенный союз.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4829168
  117. В подарок матери и дочери.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4842396
  118. Молитвы о детях.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4849406
  119. Елена Живова. Переплывая реку… В защиту жизни нерождённых детей.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4825452
  120. Елена Живова. Я буду Ангелом. Статьи, очерки и рассказы.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4842525
  121. Священник Владимир Духович, Молчанов А.Ю. Начало жизни и внутриутробное развитие человека: от биологии к биоэтике.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4934998
  122. Чесноков С.В., священник Игорь Тарасов. За жизнь. Защита материнства и детства.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4935867
  123. Григоревский М.Ф. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4877955
  124. Маслов Н.В. Семья. Прочность, цель и назначение.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4932093
  125. Троицкий Благовестник №12. О христианском воспитании детей.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4913050
  126. Родительский крест. Молитва матери и святость отцовства.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4953717
  127. Священник Максим Обухов. О грехе аборта.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4958386
  128. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). О семье и воспитании детей.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4965297
  129. Когда и как надо начинать говорить ребёнку о Боге.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4988296
  130. Александр Худошин. Святые Пётр и Феврония. Любовь и радость.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5038598
  131. Православный женский журнал “Славянка”. (2008 / 2009)*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2390872
  132. Православный женский журнал “Славянка”. (2009)*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2146644
  133. Православный женский журнал “Славянка”. (2015)*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5035530
  134. Архимандрит Андрей (Конанос). Когда Христос станет для тебя всем.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5034202
  135. Татьяна Шипошина. Помилуй, Господи, наших детей. Из практики православного детского врача.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5046233
  136. Митрополит Владимир (Иким). Православное супружество.*
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5104416

* Для скачивания литературы необходима регистрация на сайте rutracker.org

Как помочь супругу в унынии, чем забота отличается от опеки, можно ли сохранить семью если муж мусульманин, а жена православная? На эти и другие вопросы отвечают православные психологи соцсети “Елицы”. Представляем Вашему вниманию очередной обзор проектов “Вопросы психологу” и “Советы психолога“.

Всем недовольна, все не так…

Елена, 27 лет: Помогите, пожалуйста, — я устала от самой себя. У меня двое детей, хороший муж, живем с моей бабушкой. Проблема в том, что я на нее постоянно раздражаюсь, очень злюсь, но ей стараюсь этого не показывать. После таких вспышек, чаще всего срываюсь на старшем ребенке от первого брака. Я часто впадаю в уныние. Мне очень плохо и ничего не хочется в эти моменты. Я не могу отстаивать себя перед свекровью, она вечно указывает, что делать, а я либо исполняю, либо терплю, а потом срываюсь. И с мужем, то все хорошо, потом резко не хочется даже подходить к нему, хотя на него обижаюсь, что он не обнимает, не целует меня, а сама не хочу даже прикасаться до него. Мне вообще реально выбраться из этого всего? Так жить очень тяжело.

Психолог Сергей Белорусов:

– А знаете, возможно, Вы испытаете негодование от моего ответа. Я напишу, что Вам повезло, Вы счастливы в этом мире, и у Вас диагноз простой – маета. Конечно, этого в современных классификациях нет, это, наверное, ближе к духовным проблемам. Или тут надо хорошенько анализировать прошлое, что не входит в наши задачи здесь, в рамках общедоступных ответов. Взглянем объективно. Ваши слова – “хороший муж и двое детей”. Сколько читающих этот текст женщин воскликнут – “Ах, если бы мне такое, мне больше ничего и не надо”.

Но Вы раздражаетесь. Что тоже замечательно, ибо эмоция раздражения есть ничто иное, как жизненная энергетика. Она не находит себе достойного применения и начинает цепляться к мелочам. Тут и бабушка и свекровь и старший ребенок. Удивительно, что Вас еще погода не раздражает и сокращающееся поголовье пингвинов в Антарктиде. Итак, на основании Вашего письма можно прийти к заключению:

жизненная сила вырабатывающаяся в Вас не находит более позитивного канала.

И отсюда рекомендация: утомляйтесь любовью. Запретите себе сваливаться в постель от женских капризов. На неделю. Затейте ремонт. Пойдите учиться. Утомите мужа внимательной нежностью. Устаньте реально, а не от воображаемых несправедливостей. А через неделю, когда все вокруг будут счастливы, просто от того, что Вы есть, мы и поговорим.

Муж мусульманин – жена христианка

Светлана, 34 года: Состою в браке с мусульманином, живем в Турции. В браке есть ребенок, сын 6 лет. Вдруг супруг сообщил, что хочет расстаться. Ему не нравится, что я соблюдаю пост, отказываю ему в близости и воспитываю сына как христианина. В итоге муж предложил сохранить брак “ради ребёнка “. Как быть, я люблю мужа и хочу сохранить семью?

Психолог Виктория Маркелова

– Если вы все же хотите сохранить свой брак, то стоит спросить у мужа, чего бы он от вас хотел? Каких изменений? Не думаю, что дело именно в вашей вере, скорее, Вы перестали уделять ему должное внимание и в Вашей семейной жизни стало все происходить из правила, а не из любви.

Соблюдение поста между супругами, это вопрос совместной договоренности, а не единоличного решения.

В муже говорит обида. Вера не должна быть причиной раздора. Православие о любви. Стоит поискать компромисс с мужем. И уделять ему побольше внимания. Помогай Вам Господь!

Авантюрные и несбыточные планы мужа

Ирина: Муж постоянно мечется, его цели и мнение меняются иногда по несколько раз в неделю. Например, сегодня он продает квартиру, а завтра к этому уже не готов. Зато предлагает переехать к моим родителям и по его заверениям буквально за неделю построит нам там дом и купит машину (денег реально у нас еле на жизнь хватает). Или предлагает переехать в другую страну и начинает учить язык и т.д. Всё на полном серьезе, но без связи с реальностью. Я устала от таких предложений и задумываюсь, а здоров ли он? Уже на 4-й работе ему то недоплачивают, то вообще не выплачивают, а он и не требует. Я устала безумно. А еще некоторые советуют мне, как православной жене, везде за мужем следовать и во всем поддерживать, но тогда мы станем безумными кочевниками-бомжами. Помогите советом.

Психолог Сергей Белорусов:

– Вам, конечно же, стоит в первую очередь исходить из своих интересов, из того, что представляется разумным и комфортным в первую очередь для Вас и для Вашего потомства. Жертвовать собой можно только после того, как станешь собой.

Полагаю, что в выяснении проблем с мужем следует исходить из позиций:

  • с одной стороны полной самодостаточности;
  • неустанному приглашению к диалогу, к прояснению для него своей позиции.

При этом тон Вашего голоса не должен быть ни жалобным, ни страдальческим, ни просящим, ни требующим, ни взывающим, ни жалобным. Установить во взаимоотношениях культуру доброго, я бы сказал, этикетного общения – вот первостепенная Ваша задача. Она выполнима и по мере ее выполнения все может быть встанет на свои места.

Помощь ближним: забота или опека?

Где границы этой помощи, что мы делаем с любовью, а где мы «идем причинять добро». Всегда ли мы знаем, что необходимо нашему ближнему, или нам кажется, что мы знаем лучше. С точки зрения нашей христианской жизни, это очень важная тема.

Как помочь больному мужу, пребывающему в унынии?

Татьяна: Муж долгое время находится в состоянии болезни, лечение не приносит результатов. Он человек верующий, но уныние подавляет веру. Порой даже перестает общаться со мной и ребенком. Я хочу помочь: и молюсь, и стараюсь всячески помогать. Но му не становится легче ни физически, ни психологически. Как можно еще выразить свою солидарность, сочувствие, каким должно быть общение, чтобы человеку стало легче?

Психолог Сергей Белорусов:

– Ваш вопрос очень важен и для Вас, и для Вашего мужа, и для других женщин, оказавшихся в подобной ситуации. Поймите, что болезнь делает человека эгоистичным. По этому поводу, маленькая грустная метафора-шутка из Интернета:

Когда болеют женщины: “Милый, я скоро поправлюсь!” Когда болеют мужчины: с лицом измученным и серым, на белой смятой простыне, как жертва бешеной холеры, лежит коленями к стене. Протяжно стонет как при родах, трясется градусник в руках. Вся скорбь еврейского народа застыла в суженных зрачках. По волевому подбородку, струится пенная слюна. Он шепчет жалобно и робко: «как ты с детьми теперь одна…» В квартире стихли разговоры, ночник горит едва-едва. Темно, опущены все шторы, у мужа тридцать семь и два.”

Да, так оно обычно и происходит. Как быть? Решение одно: предоставить его самому себе. Да, да, да, сделать шаг в сторону от него. Только в одной надежде, что он потянется за Вами тогда и ему станет нужна и дорога Ваша помощь.

Не делайте ничего лишнего. Позвольте Богу вмешаться в Вашу семью. Оставьте свой излюбленный принцип: “Я делаю все что могу”, попробуйте делать только то, что Вам представляется необходимым. Тогда у Бога будет куда вмешаться, и где помочь, а то Вы, кажется, заполняете собой все пространство и мните себя чудотворицей и ропщете, что не получается.

Терпение оно и Иова спасло. Там ситуация очень похожая на Вашу. И, да, Вы в в своем стремлении самой сделать все и разочаровываться потом, что не получается, не одиноки. Будьте первой, кто среди подобных Вам полагается на Творца, а не на себя. Уверен, что даже попытка этого откроет новые перспективы Вашего восприятия ситуации. И Вы своим опытом поможете другим. А не для этого ли мы все живем?

Родители не видят во мне взрослого человека и решают за меня

Надежда: Мне 23 года, замужем. Мои родители никогда со мной не считались, а также постоянно давят, стараются слишком участвовать в моей жизни, обижаются, если я отдаляюсь на приемлемое для меня расстояние. Я всегда принимала это как должное, но в браке увидела ситуацию иначе и начала выстраивать границы, стремлюсь быть взрослее и увереннее. Но вот с каждым случаем, когда настаивают на том, что мне видится неполезным, пытаясь надавить на мое чувство вины, не могу отвечать мягко и даже спокойно (и кажется, меня так попросту не услышат), начинаю злиться, говорить резко. Не хватает сил невозмутимо противостоять давлению. Как быть? И можно ли что-то ответить, когда тебе говорят, что “появятся свои дети – поймешь”?

Психолог Марина Хромогина

– Очень неприятно, когда родители не считаются со своим ребенком и выросшим тоже, не видят в нём личность, не относятся уважительно. Из описанного Вами я поняла, что у Вас слабо развит навык уважительного конфронтирования, уверенности в том, что Вы имеете право с чем-то не соглашаться. Возможно, Вам не просто говорить “нет” при отстаивании своей позиции без того, чтобы не чувствовать себя виноватой в том, что можете задеть оппонента, возможно Вам сложно жестко и уважительно остановить некомфортное общение. Может еще что-то. Спокойно конфронтировать и противостоять давлению можно научиться. Но точно не за один день и не по переписке в интернете.

Границы очень важны. Вы пишите, что стремитесь быть взрослее. Вроде как соглашаетесь этой фразой с позицией Ваших родителей, что Вы на что-то еще не способны. На фразу типа “появятся свои дети – поймешь”, конечно, можно ответить и разными способами. Всё зависит от того, какую цель Вы перед собой ставите в общении. Можно помягче, можно пожестче. Эта фраза относится к разряду устрашающих. Её применяют как аргумент, когда не знают, как взаимодействовать уважительно с оппонентом, видят оппонента менее опытным, менее сообразительным, менее умеющим, чем сам.

Если Вас интересуют примеры ответа, то пожалуйста:

  • “Понимаю Ваше желание позаботиться обо мне, подстелить мне соломку, оградить меня от проблем в будущем. Спасибо. Я обязательно учту всё, что Вы говорите, по мере необходимости”.
  • “Если Вы хотите, чтобы я считалась с Вашим мнением, начните считаться с моим. Покажите мне пример.”
  • “Да, тут Вы правы, я многое пойму, когда появятся свои дети. А пока Вам придется потерпеть, что я что-то не понимаю. Выше своей головы не прыгнешь. Ведь только на личном опыте можно что-то понять.” и так далее…

Жить будущими перспективами

Екатерина: Прошу вашей помощи. Мой муж живет будущими событиями, которые еще не произошли. Дает обещания под какие-то ожидаемые в ближайшем будущем делами, занимает в долг под доходы, которые вот-вот ожидаются. При этом он планирует свои действия и расходы в таких ситуациях, которые не зависят от него напрямую. Он предприниматель. Например, у него планируется сделка, через неделю ожидается платеж от партнера. И он может запланировать поездку для всей семьи исходя из того, что через неделю будут деньги. Он нам объявит, друзьям, еще кому-то что-то пообещает. А через неделю деньги не приходят или вообще сделка расстраивается. И так происходит постоянно. Но его это ничему не учит, он продолжает планировать и обещать под несостоявшиеся события. Думаю, излишним будет говорить, что в финансами в семье постоянно проблемы.

Психолог Сергей Белорусов:

– Да, бывают такие черты у людей – сверх-доверчивости, своего рода опьяненности перспективами, утратой трезвенного контроля над миром своих прожектов. Постарайтесь стать незаменимой помощницей мужу в выстраивании различных его бизнесов, вникайте во все детали, добейтесь одной из разновидностей семейного счастья – быть нужной ему в его работе.

Пусть ему понравится Ваш разумный подход, сопровождайте его во встречах с друзьями, проводите не менее часа в день, но каждый день в разговоре о его делах, о его планах на будущее. И только понесенный совместно крест экономической жизни семьи облагородит Вашего мужа и остановит его инфантильную привычку само-обольщаться достигнутыми якобы успехами.

Ранее любая добрая домохозяйка в семье имела ключи от всех кладовых. Идите таким путем, чтобы все ключи от бизнес-кладовых мужа были под Вашим мягким, бережливым но неусыпным контролем. И сохрани Вас Бог от сцен, разборок, упреков, и критики. Нежной, но железно оберегающей рукой ведите вместе с мужем корабль совместной жизни по непредсказумому житейскому морю.

Вкратце обобщая: Вмешивайтесь! Ласково но непреклонно! Во все, чтоб не было темных закоулков.

Православная семья: российские традиции

Православная семья сегодня — какая она? Как традиции русские традиции присущи этой ячейке общества? Об этом рассуждает архиепископ Александр (Могилёв).

Православная семья

Архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев)

Еще год назад тема «Православные традиции российской семьи» в определенной степени показалась бы мне новой. Безусловно, у каждого священнослужителя, тем более, у каждого епископа, имеющего определенный опыт церковной деятельности, есть представления о проблемах семьи, сформировавшиеся на практике. Но говорить о них со знанием дела, профессионально, может далеко не каждый. Я не стремлюсь показаться профессионалом, но лишь скажу, что в прошедшем году эта тема стала мне особенно близка.

Это связано с тем, что минувшей осенью в старинном русском городе Галиче и в самом областном центре — г. Костроме по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Синодальный отдел по делам молодежи осуществил масштабный проект — был проведен II Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России». В конкурсной программе фестиваля приняли участие более 200 короткометражных фильмов, представленных авторами из 48 городов 28 регионов России и стран ближнего зарубежья. И в процессе подготовки, и, конечно же, на самом фестивале велись оживленные дискуссии, высказывались различные представления о месте православной семьи в современном мире, обсуждались пути и перспективы формирования у подрастающего поколения православных семейных ценностей. Во многих дискуссиях пришлось принимать участие и мне. С большим вниманием участники фестиваля ознакомились с прекрасными, а в ряде случаев, и высокохудожественными кинофильмами, призванными утверждать в обществе традиционные православные семейные ценности — радость отцовства и материнства, нравственную красоту благочестивого супружества и идеал крепкой многодетной семьи.

Милостию Божией, я служу в священном сане уже более двадцати лет. За эти годы пришлось повидать множество семей — счастливых и несчастных, благочестивых и не очень, крепких и распавшихся. Наверное, многие согласятся со мной в том, что в настоящее время увидеть идеальную православную семью, где бы отношения супругов и детей не были ничем омрачены — очень большая редкость. Как подлинная личная святость является драгоценным и редко встречающимся Божественным даром, так даром Божиим является и совершенство семейных отношений. И как личная святость достигается благодаря непрестанному духовному подвигу, так и добродетель семейная приходит к супругам со временем и в силу их духовных трудов.

Секрет христианского брака прост. Христианский брак зиждется на любви. Приснопамятный замечательный московский пастырь протоиерей Глеб Каледа не случайно называл христианскую семью подлинной «школой любви». Но о какой любви здесь идет речь?

Семья есть некий фундаментальный признак человека, такой же, как разум и религиозность. Святитель Филарет, митрополит Московский говорил: «Бог, сотворив первых человеков, им самим и их потомкам вверил дальнейшее произведение людей на свет, вверил как бы продолжение Своего творческого действия. Какой великий дар!». Этот дар, по мысли святителя, сопряжен с даром естественной взаимной любви, который от природы имеют и родители и дети: «Отцу и матери нужен ли подвиг, чтобы любить свое дитя? Младенцу надобно ли учиться любить отца и мать? Если же в сей любви все делает природа, без подвига и почти без ведома человека: где тут достоинство добродетели ? Это просто естественное чувство, которое и в бессловесных примечаем. Нелюбление родителей или детей есть глубоко низкий порок; но любовь к родителям или детям не есть еще высокая добродетель, кроме особенных случаев, когда ее возвышает соединенное с нею самоотвержение и самопожертвование». И все же великий учитель Церкви Русской полагает, что для жизни в семье одной «естественной» любви недостаточно. «Чувствительное и любящее сердце надобно возвысить от любви естественной к духовной, чтобы оно, погружаясь в связи семейные, не погрязло совсем в одной естественной любви. А потому, полагая источник блага в Боге и благословении Его, которое имеем или получаем, и надежду блага, которого желаем, надобно возвышать и освещать дела природы духом благодати».

Православная семья

Всем нам известны произведения мировой литературы о «первой любви». Конечно, первая любовь — чувство сильное. Полюбивший впервые переживает это состояние как самое необыкновенное событие в его (пока еще такой короткой) жизни. Но, увы, мы, взрослые хорошо знаем: чувство первой влюбленности не сохраняется на всю жизнь. И, если, повинуясь взаимному влечению, юноша и девушка приняли решение связать свои судьбы в браке, то на смену ему должны придти какие-то иные, намного более глубокие отношения, нежели романтические чувства первых дней. Если этого не происходит, законы падшей человеческой природы берут свое. «Не любите мира, ни того, что в мире… И мир проходит и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век.» (1 Ин. 2;17). Брак, основанный единственно на земных чувствах, легко разрушается со временем.

Есть и оборотная сторона такой влюбленности: жгучее отчаяние, которое обуревает душу в случае, если предмет любви не отвечает взаимностью. Вспомним, что после выхода в свет печально знаменитого романа Гете «Страдания юного Вертера», волна самоубийств потрясла Европу.

Здесь можно еще вспомнить и о той темной любви, которая «… выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас обоих, как поражает молния, как поражает финский нож!», но рассуждения на тему «Мастера и Маргариты» в последнее время набили оскомину.

Но давайте теперь обратимся к житиям святых Православной Церкви. Многим хорошо знакомо житие преподобного Алексия, человека Божия. Еще в юности подвижник, проживавший в Риме, покинул родительский дом, сбежав от красавицы-невесты, а некоторое время спустя, вернулся и жил в обличье нищего у порога собственного дома, на глазах у тосковавших по нему, но так и не узнавших его родителей.

Современный психолог мог бы истолковать бегство Алексея как типичную реакцию эмансипации на стиль родительского воспитания, определяемый как «потворствующая гиперпротекция». А представьте себе, как бы выглядело житие в пересказе популярных журналистов «Московского комсомольца»: Какой возмутительный случай! Какой скандал! Какое бессердечие религиозного фанатизма по отношению к родителям и невесте! Вот, дескать, темная сторона Православия, восточной созерцательной религии, равнодушной к ценностям цивилизации.

Между тем, в русских православных семьях житие преподобного Алексия было едва ли не самым любимым чтением, которому внимали и взрослые, и дети. Почему? Ведь автор жизнеописания открыто проповедует аскетический путь, да еще и в радикальной форме юродства Христа ради. Но святого Алексия любили и почитали в больших и дружных православных семьях по очень простой причине: члены этих семей хорошо чувствовали: их семья объединена и скреплена тем же самым «духом благодати», который носил в своем сердце древний подвижник, покинувший родительский дом и молодую невесту. Этот благодатный дух и делает брак крепким, неразрушимым. Христианская семья становится вместилищем божественной любви, она аккумулирует эту любовь, распространяет вокруг себя благоухание атмосферы любви, притягивая к себе другие семьи. Вспомним, что преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи мирный дух и тысячи людей вокруг тебя спасутся». Будет справедливым дополнить мысль великого святого: «Стяжите дух мирный в своей семье и тысячи семей спасутся рядом с вашей».

Прежде всего, семья становится источником любви для детей. Атмосфера семьи сильно влияет на формирование душевного образа ребенка, определяет развитие детских чувств, детского мышления. Эту общую атмосферу можно назвать «мироощущением семьи». Выросшие в атмосфере любви дети несут ее в себе и дальше, создавая свои семьи, наполняют этой любовью землю. Любовь есть единственная творческая сила. Итак, семья создана как источник любви и творческой силы для всего человечества. Нет любви — и любая методология воспитательного процесса обречена на провал.

Государство справедливо упрекают в недостаточном внимании проблемам материнства и детства. Не смотря на недавнее увеличение, пособие матери остается мизерным. Как сознательные граждане общества мы можем только приветствовать введение родильных сертификатов, а также инициативы местных властей, направленные на поддержку рождаемости в регионах. В связи с этим не могу с самым теплым чувством не упомянуть о программе, утвержденной губернатором Белгородской области Евгением Савченко. Можно и нужно вкладывать деньги в социальную сферу. Но одними деньгами проблему не решишь. От денег любви не прибудет. Деньгами можно снять социальное напряжение, облегчить быт, но счастливую семью создать невозможно. Думаю, каждый из вас знаком с православными семьями, воспитывающими двух — трех, а иногда и четырех детей в крайне стесненных условиях московской однокомнатной квартиры. И несть числа примерам трагических семейных конфликтов в элитных рубле вских особняках. Такое качество, как готовность ежедневно жертвовать собой ради счастья близкого человека, не перенимается в процессе знакомства с основами психологии семьи, а приходит как дар благодати Божией. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее…» (Еф.: 25).

Большинство фильмов, представленных на упомянутом кинофестивале «Семья России», рассказывает о настоящих крепких православных семьях, в которых царит неподдельный дух любви. Таких семей становится все больше. Но в целом, институт брака и семьи переживает острый кризис. Ошибочно полагать, что этот кризис начался со времен перестройки. Российскую семью разрушила коммунистическая идеология. Вспомним, что классики марксизма полагали: семья, основанная на частной собственности, праве наследования и домашнем воспитании детей, должна быть упразднена победившим пролетариатом. Об этом можно прочитать еще в «Коммунистическом Манифесте» Маркса и Энгельса;

В первые годы Советской власти у родителей (прежде всего, у отца) постарались отнять возможность воспитывать детей. Лев Троцкий воспринимал семью как главное препятствие в деле революции. Именно он (наверняка, не без одобрения Ленина) в 1918 году стал автором революционного декрета о «социализации женщин». Под «социализацией» большевики понимали изнасилование курсисток и гимназисток революционной матросней и красноармейцами, а также в подвалах ЧК. Этот циничный декрет быстро проник в самую толщу советской жизни. Разумеется, массовые изнасилования женщин заканчивались никому ненужными беременностями. Поэтому были в срочном порядке разработаны инструкции и правила проведения абортов, чтобы можно было быстро заметать следы. Советская Россия стала первой страной на земном шаре, узаконившая массовое убийство своих неродившихся граждан. Аборты стали нормой советской жизни. Как ни странно, этими революционными инструкциями по проведению абортов наша страна пользуется по сей день. И по сей день число абортов у нас остается неслыханным для любой цивилизованной страны.

В представлении классиков советского политпросвещения (таких, как А. Коллонтай и А. Луначарский), мужчина и женщина в семье должны были быть, прежде всего, связаны узами любви и товарищества, а также сознанием коллективной ответственности. Воспитательная же функция семьи делегировалась обществу. Семья как независимый агент воспитания детей не могла вписаться в тоталитарную систему. Вся политика советской власти была направлена к тому, чтобы свести к нулю воспитательную роль отца, а всю ответственность за воспитание переложить на общество. Но общество не справлялось с задачей, и, постепенно, как убедительно показывают современные психологи, ( к примеру, В. Н. Дружинин), весь груз ответственности за семью и детей лег на плечи матери. Легкость процедуры разводов возлагала на женщину дополнительные обязанности воспитания. Еще более возрастала роль женщины вследствие массовой гибели мужчин в период массовых репрессий и Великой Отечественной Войны. В Постановлениях ЦИК и СНК, в изобразительном искусстве, в кино и архитектуре, в массовых пропагандистских компаниях роль женщины всячески возвеличивалась. 0 мужчинах умалчивали.

Все это привело к деформации всей системы семейных отношений. Ведь православное учение о семье вполне определенно: «Господство мужа над женой естественно. Муж старше жены по сотворению. Он является как нечто основное, а жена как нечто иоследующее… Но лишь только жена будет искать и действительно достигнет первенства над мужем, тотчас внесет беспорядок и в собственную жизнь и во весь дом.», — писал на рубеже XIX и ХХ веков крупный специалист в области православной психологии семьи протоиерей Евгений Попов.

В 60-е и 70-е годы кризис советской семьи получил дальнейшее продолжение. Дело в том, что в этот период происходило усиление экономической и идеологической независимости семьи от тоталитарного государства, возрастала социально-политическая роль мужчины. Любопытные исследования провел петербургский психолог В. Семенов. Он рассматривал художественные публикации в самом популярном журнале тех лет, «Юности», за период с 1955 по 1984 годы. Всего было проанализировано 123 повести и рассказа с 236 конфликтными ситуациями. Число неразрешимых семейных конфликтов возросло от 50- 60-х к 70-80-м годам в 6 (!) раз. Налицо яркое свидетельство дезинтеграции семьи и распада брачных отношений.

За последние полтора десятилетия в российском — уже свободном от тоталитарной идеологии — обществе институт семьи и брака изменялся непрерывно и столь стремительно, что подчас бывает достаточно сложно уловить тенденции этих изменений. Сами понятия «брак» и «семья» только на первый взгляд кажутся нам привычными и понятными. На самом деле, в представлении различных социальных групп и, в частности, в представлениях современной молодежи они имеют такой смысл, о котором мы зачастую даже не догадываемся.

Известна ужасающая статистика, касающаяся снижения рождаемости, увеличения числа разводов и официально регистрируемых браков, росту внебрачной рождаемости, росту числа неполных и так называемых проблемных семей, увеличения преступлений на семейно- бытовой почве.

Вот наблюдения, описывающее одну из противоречивых тенденций: Сегодня на смену традиционной модели семьи и официально регистрируемому браку приходят новые формы брака: пробный брак, брак не на всю жизнь. Повсеместно изменилась структура семьи. Одним из главных отличительных качеств брачно-семейных отношений в последние десятилетия становится так называемая нуклеаризация семьи. (от лат. nucleos — ядро ). В отличие от патриархальной семьи, где совместное проживание трех-четырех поколений считалось нормой, на сегодняшний день такой нормой стала нуклеарная семья, состоящая из одного ядра: родители и дети. С одной стороны, нуклеарная семья предполагает более простую структуру отношений. Но, с другой — в такой семье резко возрастает бытовая и психологическая нагрузка, выпадающая на супругов: многочисленные обязанности по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, организации досуга и т.д. осуществляются только мужем и женой, что влечет их взаимозависимость и связанность. И как психологическое следствие — повышение личной ответственности каждого члена семьи, разнообразие выполняемых семейных ролей, зачастую не традиционных для мужчины и женщины. Что происходит дальше? Мужчина, как известно, не очень стремится разделить с женщиной обязанности по дому. Так, например, мужчины проявляют сравнительно слабую активность в весьма трудоемком занятии — воспитании своих детей. Еще менее охотно они подключаются к домашнему труду. Таким образом, нагрузка у женщин с годами возрастает, а у мужчин — уменьшается. Чем больше становится разрыв в нагрузке между мужем и женой, тем меньше супруги удовлетворены браком. Нежелание мужчины взять на себя часть повседневных забот приводит к формированию конфликтной ситуации, к нарастанию неудовлетворенности женщины своим браком. Семья стремительно катится к разводу.

Необходимо вернуть процесс воспитания подрастающего поколения в традиционное православное русло. С обращением к православию в семью входят такие традиционные для русской культуры формы духовной жизни и быта как: посещение храма; домашняя молитва; соблюдение поста; паломнические поездки; праздники богослужебного круга и именины; а, кроме того, освящение жизненного цикла семьи в таинствах венчания, крещения детей, отпевания и регулярного поминания усопших. Развитая культура быта верующих людей имеет и другое название- «исповедная практика», то есть поколениями проверенные формы служения Богу, формы общения со святыней. Из многочисленных исследований видно, что вера и участие в жизни Церкви оказывают консолидирующее влияние на семью. Воцерковленная семья активно сотрудничает с внешним миром — как с православной его частью, так и со светской. Частое посещение храма — это и возможность знакомиться и общаться с близкими по духу людьми. Здесь благоприятная эмоциональная среда, где верующий человек раскрывается. После службы дети играют вместе, а главы семейств могут поделиться новостями, рассказать о своих проблемах, передать книги, дать адрес православного врача, юриста, православной гимназии, договориться в чем-то помочь, попросить помолиться, и так далее. Здесь семьи смотрят друг на друга. Семья буквально учится в этой общности.

Святейший Патриарх Алексий неоднократно указывал, что » … центром всей воспитательной работы должен стать церковный приход. Юношам и девушкам необходимо предоставить возможность интересной и полезной деятельности, социального служения при храме». Годы показали, что в тех приходах, где настоятели предлагают содержательную программу внебогослужебной деятельности; а также там, где протекает напряженная духовная жизнь, то есть вблизи монастырей, формируются православные общины, включающие в себя десятки крепких молодых семей.

Одним из наиболее успешных примеров здесь стал Санкт- Петербургский православный молодежный клуб «Чайка», созданный в 1996 году и объединивший молодых людей, прихожан храма Иоанновского монастыря на Петроградской стороне. «Мы собрались вместе ради взаимопомощи, общения, организации совместного досуга, служения Церкви и ближним. Мы — это, в основном, молодежь от 17-ти до 30-ти лет. Мы благодарны Богу за то что он дал нам возможность собираться вместе, дружить и обретать духовное единство в совместной жизни во Христе. Стремление к единству и взаимопониманию является одной из наших целей. Частичку нашей совместной радости мы хотели бы передать всем вам», — говорят о себе в «Чайке».

Немыслимо говорить о возрождении православной семьи, не занимаясь подготовкой молодежи к браку. Последнее должно заключаться в воспитании всех тех добродетелей, без которых трудно представить благополучную семью: взаимопонимания, доброжелательности, внимательности, участия, готовности прийти на помощь, а, если нужно, пожертвовать собой. Для того, чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности психологии общения, межличностных отношений в современной семье. Обо всем этом молодым людям нужно терпеливо и доходчиво рассказывать.

Все эти личностные качества формируются в школьные годы. И, прежде всего, как можно более в раннем возрасте необходимо прививать молодым людям представления о ценности семьи как таковой. Наряду со школьной системой подготовки юношества к браку, необходимо продолжить начатую воспитательную работу и со студенческой молодежью в рамках вузовских курсов: «Психология семьи и брака», «Социальная психология», «Семья в психологической консультации». И параллельно с этим должна вестись пропаганда ценностей семьи и брака средствами массовой информации.

Пробелы семейного воспитания детей очень трудно заместить воспитанием школьным и воспитанием на церковном приходе во внешкольное время. В приходской жизни мы столкнулись с таким явлением: легче воспитать семью целиком, чем отдельных отпрысков. В деятельности Синодального отдела по делам молодежи на протяжении многих лет успешно зарекомендовали себя летние лагеря семейного типа. Эти лагеря проводятся Братством православных следопытов во дни школьных каникул. Для участия в них приглашаются дети и родители. Здесь воцерковляются и воспитываются в христианских добродетелях и дети, и их мамы и папы.

Народ, у которого нет понятия о семье, не имеет будущего. Он просто обречен на вымирание. Культура развлечений и потребительское мировоззрение, навязываемое средствами массовой информации, делают свое дело. Из характера нации вымываются те вещества, которые делали его твердым и мужественным, способным на жертвенный подвиг.

Дети и молодежь нуждаются в защите не столько от террористических актов, но от агрессивной проповеди безнравственности и разрушительного для души и тела образа жизни. Навязывается стереотип: жить — значит наслаждаться, «Бери от жизни все». Православная Церковь решительно заявляет свое решительное несогласие с образом молодого человека, живущего по стандартам, навязанным современной поп-культурой. Нет более печального для христианского сердца зрелища, чем духовное клонирование молодых людей с одинаковым выражением в глазах, пьющих одну и ту же кока-колу, танцующих под одни и те же музыкальные ритмы, одинаково говорящих и одинаково чувствующих.

К сожалению, многих детей и подростков мы уже потеряли! Сегодняшняя задача — не потерять для страны новое поколение. А, значит, им с детства необходимо прививать высокие идеалы, в том числе, и семейной жизни. Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II говорил на Всецерковном Съезде православной молодежи в мае 2001 г.: «Пришла пора объединить усилия тех, кто ощущает острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно сообща не примемся за кропотливый труд наставников и учителей молодежи, мы потеряем страну».

ВЫСТУПЛЕНИЕ на Рождественских образовательных чтениях 2006 г.

Современная православная семья в контексте актуальных социальных проблем российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

РОССИЙСКОГО ОБШЕСТВА

Православие, воцерковленность, семья, брак, развод, демографический кризис.

Социально-философский анализ современной православной семьи сопряжен с обращением к актуальнейшим проблемам российского общества. Депопуляция населения, неутешительная статистика по количеству браков и разводов, по числу абортов и детской безнадзорности, затрудненная социокультурная адаптация детей и подростков, а также другие проявления кризиса семьи имеют скорее мировоззренческие, чем экономические причины. Об этом свидетельствует семейный кризис и в социально благополучных европейских странах. В этих условиях логично обратиться к опыту традиционных религий и выяснить, насколько перспективна в социально-демографическом и культурном плане модель семьи, реализуемая верующими людьми.

Наиболее очевидным отличием традиционной православной семьи от современной среднестатистической считается многодетность. Действительно, рождение и воспитание детей, по православному учению, является пусть не единственной, но одной из важнейших целей брака. Проведенный нами в 2009—2010 гг. в Красноярске, а также в ряде городов и поселков Красноярского края социологический опрос показал, что православные молодые люди и девушки действительно ориентированы на большее количество детей в семье, чем молодежь в целом.

Желаемое количество детей для респондентов невоцерковленной молодежной группы — чаще всего двое (49 %), далее следуют ответы «сколько Бог даст» — 23 %, «один ребенок» — 3 %, «трое детей» — 10 %. У воцерковленных православных ответы меняются местами: «сколько Бог даст» — 54 %, «двое» — 15 %, на третье место выходит ответ «трое» — 13 %, а одного ребенка хотели бы иметь 7 %.

Таким образом, большая мотивация православных молодых людей к многодетности должна была бы сделать их демографическим резервом страны, однако в реальности ситуация гораздо сложнее. На сайте «Православие и мир» (http://www.pravmir.ru) были опубликованы результаты Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного службой «Среда», согласно которым «даже воцер-ковленные православные не чаще, чем в среднем, являются многодетными родителями, вопреки распространенному стереотипу о «многодетных православных семьях» (http://www.pravmir.ru/rynochnaya-racionalnost-meshaet-demografichesko-ти-го8Ш-80с1о1о^с11е8кое-1881е(1оуате/). Почему так происходит? Во-первых, православные верующие сегодня — обширная, постоянно растущая, но крайне неоднородная социальная группа, критерии религиозности которой полностью не разработаны до сих пор . Однако существующие исследования показывают, что на сегодняшний день доля глубоко воцерковленных православных верующих в нашем обществе не превышает 3—6 %, воцер-ковляющихся — около 15% . Большая часть населения является православной лишь по самоидентификации: люди признают ценность, красоту или пользу православной веры, время от времени бывают

в храме, но на практике не усваивают базовые принципы жизнеустройства, характерные для православия. Эта позиция «основывается на симулятивной идентификации с религией без усвоения ее главного и первичного содержания — сакрального отношения» . Возвращаясь к религиозной обусловленности детности семей, можно утверждать, что готовность пожертвовать своим комфортом, карьерой, временем ради воспитания большого количества детей, как правило, связана с высоким уровнем воцерковленности, когда человек готов выстраивать свою жизнь по религиозным заповедям (социально неблагополучные многодетные семьи, разумеется, не имеются в виду). Однако доля населения, не превышающая нескольких процентов, не может быть надежным демографическим ресурсом страны.

Во-вторых, не следует игнорировать разницу между желаемым и действительным количеством детей у респондентов. Доминирующий в анкетах верующих ответ «сколько Бог даст» свидетельствует о большой вероятности многодетности семьи только в случае хорошего здоровья обоих супругов и ряда других объективных причин. Но учитывая факт, что большинство воцерковленных верующих сегодня — городские жители, здоровье которых чаще всего оставляет желать лучшего, количество детей в православных семьях бывает значительно меньше желаемого. По некоторым данным, около 15 % супружеских пар сегодня бесплодны, и семьи верующих тоже не являются исключением.

В-третьих, среди воцерковленных православных верующих репродуктивного возраста сегодня немало людей, находящихся в разводе и пришедших к вере уже после распада брака. Учитывая христианское отношение к браку как к Таинству, вероятность вступления в повторный брак и рождения еще детей для этих людей снижается, т. к. ими в полной мере осознается серьезность этого шага.

Таким образом, очевидно, что проблема депопуляции не решаема в ближайшем будущем силами только воцерковленных верующих. Данную часть населения скорее следует, выражаясь библейским языком, называть «закваской», т. е. живыми носителями традиций патриархальной семьи, медленно и постепенно формирующими вокруг себя особое культурное пространство, благоприятное для распространения православных семейных ценностей, одной из которых является многодетность. Эти перемены сложно отследить статистически, т. к. они не носят глобального характера, но одним из важнейших их признаков является повсеместное возникновение православных семейных клубов и обществ. Они создаются силами энтузиастов и ставят своей целью духовное окормление, совместный досуг, общение верующих семей, психологическое консультирование, материальную и юридическую помощь и многое другое. Подобные объединения существуют как в традиционной очной, так и в виртуальной форме (сайты, форумы, группы в социальных сетях). Зачастую семейные клубы открываются при православных приходах и объединяют церковную общину. В этой связи показательна община Крестовоздвижен-ского храма г. Лесосибирска (Красноярский край), одна из самых многодетных в стране. Личный пример первого настоятеля храма, прот. Андрея Юревича, отца семерых детей, а также конкретные меры духовной и материальной поддержки семей с детьми способствовали сплочению прихожан и укреплению их семей. В качестве примеров также можно привести: проект «Общение православных родителей» (http://www.pravmama.ru/), Центр родительской культуры «Светлица» (Санкт-Петербург, http://pravmama.spb.ru/), проект «Страничка православной матери» (http://www.orthomama.ru/), православный семейный центр «Рождество» (Москва), православный семейный клуб «Воскресение» (Москва), православные семейные

клубы в гг. Новосибирске, Архангельске, Тавде, п. Хатанга, г. Алексине, недавно созданное Общество православной семьи во имя святых благоверных Петра и Фев-ронии Муромских (Красноярск) и многие другие.

Но подобные объединения, как правило, не ставят главной целью пропаганду многодетности и решение демографических проблем. Основным в их деятельности является просвещение прихожан в области семейной культуры (супружеских и детско-родительских отношений) вне зависимости от количества детей в семье.

Одна из насущных проблем, с которой приходится работать духовникам и психологам православных семейных центров — это, как и в практике светских психологов, кризисы супружеских отношений, предразводные состояния. Удручающая статистика разводов в стране (более 80 % заключенных браков распадаются) делает эту проблему особенно острой. Православные специалисты, работая с супругами, стараются приблизить отношения в семье к библейскому эталону, основой которого являются два ключевых момента: семейная иерархия, построенная на главенстве мужа, и жертвенная любовь обоих супругов. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела», — говорится в послании апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5: 22, 23); «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25). Итак, согласно христианским представлениям, главой, нравственным авторитетом в семье однозначно является мужчина, что отнюдь не равнозначно авторитарности в супружеских отношениях . Жена становится помощницей мужа, от нее в большей мере зависят уют в доме, психологическая атмосфера в семье. Главным преимуществом этой модели брачных отношений, на наш взгляд, являются четкое понимание супругами своих духовных и бытовых обязанностей, отказ от «борьбы за власть» в семье вкупе с доверительностью в отношениях, эмоциональной теплотой и готовностью к взаимопомощи. Но верующие семьи далеко не сразу и не всегда принимают эту модель отношений. Зачастую это требует кардинальной перестройки мировоззрения, уже сформированного современной брачной культурой индивидуализма и равноправия. Согласно опубликованной статистике, от 60 до 80 % современных браков являются эгалитарными, т. е. подразумевают равноправие мужа и жены, отсутствие четко определенного главенства в семье , эти цифры подтверждаются и нашим опросом.

Мнения воцерковленной молодежи о главенстве в семье разделились следующим образом: 60 % за главенство мужчины, 34 % за равенство, 6 % за другой вариант. Так отвечали постоянные прихожане храмов, паломники, слушатели епархиальной школы для взрослых, члены православного молодежного клуба г. Красноярска, верующие молодые матери. Закономерно, что в данной аудитории ответы «муж — глава семьи» преобладали, но треть опрошенных все же высказались за равноправие. Это указывает на сложное положение нынешней православной семьи, вынужденной совмещать в себе черты патриархального уклада и современные культурные стандарты.

Еще более неожиданные результаты были получены при опросе прихожан старшего возраста (состоящих в браке более 10 лет, причем 22 % из них имеют семейный стаж более 30 лет). В этой группе респондентов 33 % считают, что главой семьи является муж, 12 % — жена, 47 % — равноправие, 8 % — другое. Ответ «жена — глава семьи» в анкетах молодежи и молодых супругов не встретился ни разу, тогда как здесь доля таких ответов представляет уже статистически значимую величину.

В чем причина того, что ответы молодежи ближе к евангельским представлениям о семье, чем у воцерковленных супругов старшего возраста? Мы склонны предположить следующее. Молодежь воспринимает семейные отношения нормативно, «как должно быть», указывает желаемый сценарий развития собственных брачных отношений в будущем. Семейные респонденты (в основном женщины среднего и пожилого возраста) более консервативны и указывают реальную ситуацию, уже сложившуюся в их семье. Невоцерковленный или неверующий супруг, вынужденная необходимость для женщины работать и обеспечивать семью, пожилой возраст— вот факторы, влияющие на выбор респондентками пункта анкеты «жена— глава семьи». Последний фактор заслуживает особого пояснения. Для пенсионерок, даже воцерковленных, семейный «матриархат» скорее норма, они занимают более активную позицию по сравнению с мужьями как в хозяйственно-бытовом, так и в церковном плане.

Еще один важный нюанс, на котором хотелось бы остановиться, — это разница между главенством в семье и распределением внутрисемейных обязанностей. Если в дореволюционной русской семье связь между понятиями «глава семьи» и «добытчик», «кормилец» была однозначной, то в современных верующих семьях ситуация сложнее. В городских условиях жены, большинство из которых имеют высшее или среднее специальное образование, далеко не всегда хотят и могут позволить себе быть исключительно домохозяйками.

Согласно данным опроса православной молодежи, 52 % респондентов считают, что стремление женщины сделать карьеру нормально, если ей удается совмещать карьеру и заботу о доме и детях. 22 % считают, что успешная карьера позволяет женщине почувствовать себя полноценной личностью, творчески реализоваться, 21 % — что это неизбежно по материальным причинам, а 15 % относится к женской карьере отрицательно, считая, что призвание женщины — забота о домашнем очаге и воспитание детей.

В вопросе о желательном распределении обязанностей между супругами воцер-ковленная молодежь чаще отмечает вариант «оба супруга работают и вместе (по очереди) занимаются домашними делами» — 54 %. Традиционный патриархальный вариант «муж обеспечивает семью, жена занимается хозяйством» выбирают 46 %. Оставшееся крайне малое число опрошенных считает, что обеспечивать семью должна жена. В аудитории пожилых прихожан первый вариант ответа выбирают 67 %, второй — 19 %, третий — 8 %. Среди молодых мам ситуация противоположная: 76 % — за мужа-кормильца, 22 % — за обоих работающих супругов.

Таким образом, на практике воцерковленные верующие более других граждан ориентированы на традиционное распределение мужских и женских обязанностей в семье, но при этом демонстрируют достаточную гибкость и демократизм. Окончательное решение принимается, исходя из практической целесообразности, в зависимости от стремлений и возможностей конкретной семьи.

В качестве яркого примера вариативности в этой сфере можно привести семьи современных православных священников: среди них есть как традиционные многодетные семейства, где супруга все время посвящает детям и хозяйству, так и семьи, где матушка ведет активную общественную жизнь, имеет ученую степень или занимается бизнесом. Так, с 2007 г. в Санкт-Петербурге существует дизайн-студия «Преображенское Платье» (http://www.preoplat.ru/), генеральным директором которой является кандидат экономических наук и супруга священника Анна Рымаре-ва. Активной общественной и издательской деятельностью занимается Юлия Сысоева — вдова известного миссионера и проповедника иерея Даниила Сысоева,

мать троих дочерей, автор книг «Записки попадьи», «Бог не проходит мимо», член центрального совета Союза православных женщин, глава благотворительного фонда «Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева». Эти и многие другие примеры свидетельствуют о том, что современные верующие супруги преимущественно уходят от авторитарности в сфере материального обеспечения семьи, разделения труда, ведения хозяйства.

В каком ключе тогда можно говорить о главенстве мужчины в современной православной семье, если в хозяйственно-бытовом плане эта семья мало чем отличается от среднестатистической? Здесь, как правило, речь идет о главенстве духовном, главенстве ответственности: какую бы должность ни занимала жена, в семейных вопросах она уступает право принятия окончательного решения мужу, именно к его совету прислушивается в первую очередь.

Наконец, отношение опрошенных нами респондентов к разводу таково. Недопустимость развода, так как брак священен, признают только 7 % молодежи в целом и 25 % воцерковленных юношей и девушек. Алкоголизм, наркоманию, игро-манию признают веской причиной для развода 56 % общей выборки и 44 % воцер-ковленной, насилие в семье — 64 и 46 % соответственно. При неверности супруга считают возможным расторжение брака 55 % молодежи в целом и 49 % воцерковленных. Наконец, несходство характеров является достаточной причиной развода для 29 % опрошенных в общей выборке и для 11 % активных верующих. Ответы семейных респондентов также демонстрируют большую склонность к сохранению брака, несмотря на возникающие проблемы.

Делая выводы о перспективах православной семьи сегодня, отметим следующее. Многие серьезные социальные проблемы современного общества менее выражены в воцерковленных семьях: верующие супруги стремятся иметь больше детей, менее склонны к конфликтам на почве борьбы за главенство в семье, реже разводятся. Однако мизерная доля таких семей от общей численности населения является недостаточным ресурсом для изменения ситуации в масштабах государства. Семейные принципы верующих затруднительно использовать для массового решения социальных проблем, так как иерархия семейных ценностей воцерковленных респондентов определяется их религиозным опытом, сакральным отношением к браку и деторождению. При этом сегодня делаются попытки донесения православных семейных ценностей до широкой аудитории, наиболее удачные из которых находятся на стыке догматических христианских представлений о семье и светской психологии и психотерапии .

Библиографический список

1. Крыгина, монахиня Н. Цикл передач на семейную тему, 2005. 1ЖЬ: Ыйр^МивЬа-огШо-dox.ru/biblioteka/nina-kryigina-mon. — tsikl-peredach-na-semeynuyu-temu.html

2. Лебедев С.Д. Религиозность: в поисках «рубикона» // Социологический журнал. 2005. № 3. 1ЖЬ: http://www.socjournal.ru/article/659

3. Лебедев С.Д., Москаленко А., свящ. К типологии отношения к религии в современном обществе: социокультурный подход // Свобода совести и культура духовности (филос,-этич., религ. и культуролог, аспекты): III Междунар. науч.-практ. симп.-диалог (Пермь, 12—13 мая 2011г.): в 2 ч. Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2011. Ч. 2. С. 162.

4. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. 2001. № 7. и IIЬ: /http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/62623.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Тырнова Н.А. Молодая семья в современной России: Проблемы и тенденции развития: дис. … канд. социол. наук: 22.00.04. М., 2005. 148 с.

6. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005. 297 с. 1Л1Ь: http://krotov.info/history/20/1990/ chesnokova_00.htm

7. Шибанова Н.А. Базовые ценностные ориентиры современной православной молодежи Красноярского края: взаимосвязь воцерковленности и представлений о семье // Система ценностей современного общества: сб. матер. XIII Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. С. 210-211.

8. Шибанова Н.А. Современная православная семья: авторитетность или авторитарность? // Гуманитарные науки в XXI веке: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (15. 05. 2011). М.: Спутник+, 2011. С. 139-143.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *