Серафим саровский для детей

«МУЖИК В БЕЛОМ ХОЛЩОВОМ ХАЛАТЕ ДО ПЯТ И В ЛАПТЯХ»

В чем в наших силах уподобиться преподобному Серафиму Саровскому, и как стяжать радость, с которой святой встречал каждого человека? Об этом в день его памяти эти истории.

Преподобный Серафим Саровский

«Это мои мощи. Верь, не сомневайся, молись мне»

Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров):

– Когда были второй раз обретены в Санкт-Петербурге мощи преподобного Серафима, я было засомневался: точно ли это его мощи? Стал молиться. А внутренне успокоиться все не могу.

И вот однажды в городе Чебоксары явился мне сам преподобный Серафим во сне. Вышел на солею левого придела в Богоявленском Елоховском соборе Москвы – там еще ниша такая… И обращается прямо ко мне:

– Это мои мощи. Верь, не сомневайся, молись мне.

Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава у мощей преподобного Серафима Саровского

И вдруг стал невидимым. Я проснулся и поверил!

А вскоре я оказался в Москве, захожу в Богоявленский собор… И что же вижу?! Именно там, где явился мне преподобный Серафим, стоят только что вновь во второй раз обретенные его мощи! Их сюда уже перевезли из Санкт-Петербурга. Это еще более меня укрепило в вере.

С тех пор я еще более почитаю Саровского чудотворца и стараюсь дважды в год бывать в Дивеево, поклоняясь его мощам.

Исполнение пророчеств Саровского чудотворца

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский):

– В семье моих родителей – протоиерея Николая и матушки Клавдии – преподобного Серафима Саровского почитали особо. В доме всегда было много его икон. Каждую неделю мы старались читать ему акафист. У нас установилась семейная традиция читать акафисты по дням недели: в понедельник – Архангелам и Ангелам, во вторник – Иоанну Предтече, в среду – Святому Кресту и далее в зависимости также от дней празднования памяти святых. Но акафист преподобному Серафиму читался постоянно, в крайнем случае, если не удавалось еженедельно, раз в две недели обязательно. А потом преподобный Серафим позвал нас одного за другим – трех братьев-священников – послужить в Дивеево. Среди пророчеств батюшки Серафима есть, кстати, и такое: «Наступит время, когда в Дивееве будут спасаться семьями».

Перенесение мощей преподобного Серафима в Дивеево

Незабываем восторг первых дней, лет служения в Дивееве. Помню, как зимой 1990/1991 года мы узнали о величайшем событии: в Ленинградском музее атеизма обретены мощи преподобного батюшки Серафима! Началась подготовка к перенесению мощей. Надо было привести в порядок храмы, келейные корпуса, территорию монастыря. Всего за год была выполнена громаднейшая работа: полностью снаружи и изнутри оштукатурен Троицкий собор, который в основании укрепили каменным стилобатом, восстановили его купола, установили кресты, внутри уложили гранитный пол, поставили иконостасную преграду, сделали сень над мощами преподобного. Были отремонтированы помещения колокольни, в которые чуть позже, по приезду, поселилась первая настоятельница возрожденной обители матушка Сергия. Также на территории монастыря соорудили временную гостевую трапезную из стекла.

Праздник встречи мощей преподобного Серафима Саровского стал величайшим торжеством. Тогда исполнилось несколько пророчеств святого. Батюшка Серафим еще при жизни обещал дивеевским сестрам, что будет почивать у них. Так и получилось. Когда обрели мощи, стало понятно, что их нельзя везти в Саров – закрытую зону, вся Россия не сможет попасть туда. Единственный выход – перенести мощи в Дивеево. Так батюшка Серафим, как и обещал, пришел к своим любимым дивеевским чадам.

Перенесение мощей преподобного Серафима в Дивеево

И встречали преподобного той свечой, которую перед кончиной он вручил дивеевским сестрам

Также преподобный перед своей кончиной вручил сестрам огарок, сказав, что с этой свечой они встретят его в Дивееве. В советские годы она хранилась у последней монахини дореволюционного монастыря схимницы Маргариты (Лахтионовой). Эту свечу вставили в большую диаконскую свечу, которую нес мой старший брат протодиакон Владимир, ныне уже почивший.

Еще одно пророчество, исполнению которого я также стал свидетелем: «Среди лета запоют Пасху». Встречали мощи батюшки Серафима у стен Дивеевского монастыря около 100 архиереев, сотни священников, тысячи и тысячи мирян. Когда архиереи в сопровождении Святейшего Патриарха Алексия II стали вносить раку на территорию монастыря через колокольню, запели: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…», «Пасха священная нам днесь показася…» и грянули: «Христос воскресе!» И все эти дни Святейший Патриарх и все духовенство и миряне встречали друг друга словами «Христос воскресе!» – и отвечали: «Воистину воскресе!» Пасхальная радость и сегодня постоянно ощущается в Дивееве.

Встреча мощей преподобного Серафима в Дивееве. С тем самым огарочком свечи — иеродиакон Владимир

Уподобимся преподобному

Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:

– Когда я еще была в миру, духовником нашей семьи был насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Серафим (Шинкарев). Он родом был из Курска и наречен был как раз в честь преподобного земляка. Он даже внешне был похож на Серафима Саровского, такой же согбенный, с копной седых волос.

Потом, когда меня постригали, я очень хотела, чтобы меня назвали именем духовника, но меня нарекли Сергией, поскольку я все свои детские и юношеские годы провела под покровительством преподобного Сергия в Сергиевом Посаде. Но сам преподобный Серафим очень почитал игумена Земли Русской, даже просил, чтобы ему в гроб положили иконочку «Явление Божией Матери преподобному Сергию».

Матушка Сергия (Конкова)

Думаю, через моего духовника преподобный Серафим и вел меня по жизни. И уже в игуменстве во всем помогает. Так просто таким большим стадом – где более 500 насельниц – не управить.

Сестрам я постоянно напоминаю: «Мы все – служки Царицы Небесной и батюшки Серафима». Вот представьте, говорю, если ты – служка Царицы Небесной и батюшки Серафима, можешь ли ты отпустить, например, человека неутешенным, как-то неправильно поступить с ним? Не можешь, не должна. Молись Божией Матери и батюшке Серафиму – научат.

Вопреки метеорологическим прогнозам

Монахиня Софрония (Шимановская)

Монахиня Софрония (Шимановская), насельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:

– Без молитвы к батюшке Серафиму в монастыре и в скитах ни одно дело не делается. Как-то раз взмолилась у нас сестра:

– Батюшка Серафим! Ну разве ты не видишь? У нас на огороде все засыхает…

И через два часа вопреки всем метеорологическим прогнозам пошел проливной дождь.

А вот зимняя история. Как-то раз на заснеженной дороге под Нижним Новгородом заглохло респектабельное авто. Время идет, никого нет. Холодно, зима, все бело окрест… Скоро стемнеет, сотовый не ловит. Водитель-сибарит уже и не знает, что делать. Оглядывается по сторонам. Вдруг видит: мужик в «белом холщовом халате до пят» (так его описывал водитель. – Ред.) и в лаптях. «Легко одет», – только и успел подумать продрогший, как батюшка Серафим исчез. А машина вдруг завелась. Доехал этот изумленный москвич до Дивеева и на иконе узнал «мужика». Снял свой новомодный тулуп и оставил для «легко одетого».

Взмолилась сестра: «Батюшка Серафим! На огороде все засыхает…» И вскоре хлынул проливной дождь

– Да Батюшка-то солнечный, ему тулуп не нужен, – отвечают монахини. – Почитайте его Беседу с Николаем Мотовиловым.

– А что нужно?

– А вы почитайте-почитайте их историю с Николаем Александровичем, Беседу на лесной зимней опушке…

Канавка

Как батюшка Серафим нам не дает унывать

Монахиня Феофания (Удальцова), насельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:

– В начале 1990-х годов мы приехали в ныне уже благоустроенный Свято-Никольский скит в Автодеево. Тогда там было совершенно необжитое место. У нас одна сестра приехала, пошла устраиваться в сестринский корпус, а там вместо пола – дыра (полы перестилали) и такая тоненькая дощечка… Прошла она по ней, села на кровать – и заплакала.

Но мы все-таки не унывали, приходило осознание цели монашеской жизни как отвержения себя и сораспятия Господу. Подбадривали батюшки Серафима слова: «Радость моя, Христос воскресе!» Мы постоянно молились преподобному. Сестры между собою жили в любви. А совместное преодоление трудностей всегда отзывалось радостью.

Монахиня Феофания (Удальцова)

Вот однажды надо было покрасить окна к празднику, нам как раз пожертвовали бочку краски, только как ее открыть – мы не знали. Взмолились, как малые дети: «Батюшка Серафим! Николай Чудотворец!» Через 10 минут останавливается машина.

– Что это у вас здесь? – выходит из нее мастер.

– Дивеевский скит, – отвечаем мы.

– А я как раз в Дивеево еду, инструменты везу. Что вам надо?

– Бочку, не знаем, как открыть… – ошарашенно отвечаем мы.

Достал зубило, молоток, другой инвентарь, сам бочку нам открыл…

И таких историй много. Господь по молитвам батюшки Серафима не оставляет тех, кто молится Его преподобному угоднику.

Секреты стяжания Серафимовой радости

Схиархимандрит Илий (Ноздрин). Фото Алексея Ловена

Схиархимандрит Илий (Ноздрин):

– Как же радостно быть с Богом! Преподобный Серафим постился, молился, каждый день Евангелие прочитывал. За неделю – весь Новый Завет. Всецело жил Богом. И не радоваться не мог.

Вот мы постились сейчас Рождественским постом. Люди нецерковные не понимают: для чего? А для чего преподобный Серафим постился? Надо, чтобы душа была чистая. Сказано: В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле, повинном греху(Прем. 1: 4).

А молиться зачем? Ведь если мы хотим чему-то обучиться, даже вполне земному знанию или ремеслу, мы идем к учителю, общаемся с ним. Так же и с Господом – в молитве.

Но сначала очищаешь свою душу, чтобы приблизиться ко Христу. Точнее, если человек стремится к Господу, Он Сам всяку розгу, творящую о Нем плод, очищает, чтобы более принесла плода (ср.: Ин. 15: 2).

Если мы постоянно будем с Богом, то все наши скорби и нестроения растворятся в радости ощущения, что Господь с нами

Если мы, как преподобный Серафим, постоянно будем с Богом, все наши трудности, скорби, болезни, нестроения растворятся в этой радости, когда мы ощутим, что с нами Господь.

Ум, как говорил преподобный Серафим Саровский, должен плавать в Евангелии. Без Христа сердце пусто. Только Господь, Который Один есть путь и истина и жизнь (Ин. 14: 6), дает душе покой в этом суетном мире. И радость в Духе Святом, подобную Серафимовой, которую никто не отнимет у нас (см.: Ин. 16: 22).

Серафим Саровский: чудеса в наши дни

Церковь считает Святого Серафима Саровского чудотворцем, которого избрал для своих дел сам Господь. Поэтому если просить Святого о заступничестве он обязательно поможет и жизнь изменится к лучшему.
Преподобный Серафим за святую жизнь удостоился неоднократного посещения Божией Матери и Святых. Он был прозорлив, исцелял душевные и телесные недуги.

Молитвенную помощь Святого неоднократно испытывали на себе не только православные, но и люди других вероисповеданий.
Многие чудеса связаны с источником отца Серафима в Саровской обители. В 1903 году к нему принесли хромую девушку. На протяжении 18 лет она не могла встать с постели, и никто не мог ее вылечить. После того, как родные три раза окунули ее в источник, больная нога окрепла, и девушка выздоровела.

Также известны случаи, когда люди прозревали, обретали слух и голос, помолившись и умывшись из святого источника.

После крестного ход, впереди которого несли чудотворную икону Умиления Божьей Матери и большой образ Святого, мать приложила к святому лику глухонемую девочку. Выйдя из церкви, малышка воскликнула: «Мам!». Окружающие люди заволновались, со всех сторон посыпались деньги — девочку заставили держать подол, в который складывались двугривенные, полтинники и рубли.
Факты исцелений в Сарове тщательно записывались, их подтверждали дежурные офицеры и свидетели из народа.

В частности, у источника преподобного Серафима исцелилась от тяжкой болезни 19-летняя дочь солдатки Ветлужского уезда Костромской губернии Параскевы Ершовой Матрена. У нее были сведены конечности, руки сжаты. После купания больная встала, конечности расправились, и она стала ходить.

Выкупавшись в источнике полностью исцелилась крестьянка Сарапульского уезда Вятской губернии Евфимия Ивановна Смольникова, которую разбил паралич шесть лет назад.

В часовне над могилой преподобного Серафима исцелилась от слепоты 25-летняя жительница села Коровенки Богородицкого уезда Тульской губернии Елена Никитична Куломзина заболевшая пять лет назад.

Известны также случаи, когда после молитвы Святому люди исцелялись от сумасшествия, паралича и серьезных кожных заболеваний. И таких примеров много.

В каждом доме должна стоять икона великого утешителя и целителя, которая принесет удачу всем верующим. Преподобный Серафим — скорый помощник всем, кто обращается к его помощи.

Святой Серафим помогает в облегчении страданий и в исцелении от тяжелых заболеваний. Есть свидетельство того что Святой еще при жизни мог исцелять даже от смертельных болезней, а использовал для этого молитву и воду, набранную из источника. Излечение совершается не только в физическом плане, но и духовном.

Молодым девушкам, которые искренне молятся, образ поможет создать прочные отношения, выйти замуж, изменить свою личную жизнь к лучшему, а тем, кто уже связан семейными узами поможет укреплению любви и отношений.

Молитвы перед иконой Серафиму Саровскому помогают справиться с отчаянием и гордыней, а также восстановить веру в Бога, поэтому часто к этой молитве прибегают матери детей, которые утратили веру в Бога.

Помимо всего вышеперечисленного божественное изображение также способствует и продвижения в торговле и бизнесе.

Накануне дня памяти преподобного Серафима Саровского были собраны истории читателей о чудесной помощи святого старца.

История первая

Летом 2013 года к нам пришла мамина подруга, которая около двух месяцев не могла вылечить тяжелый кашель. Её «бух-бух» разносилось по всей квартире. Стоит заметить, что подруга эта — татарка-мусульманка. Во время разговора, между очередным приступом кашля, подруга берёт иконку Серафима Саровского и прикладывает её к груди. «Помогите мне, пожалуйста!» — вот что она произнесла перед этим.

«Тепло чувствую, тепло!» — а это она произнесла уже после. Удивлению не было предела, тепло было настолько сильным, что иконка оставила красный отпечаток после себя. Вот так вот батюшка Серафим помог нуждающемуся человеку, да и нас укрепил в вере. Дивен Бог во святых Своих!

История вторая

Святой чудотворец и угодник Божий, велики чудеса его! Я всегда прошу его об укреплении в вере. Всегда прошу утвердить меня в вере и разумении воли Божией. Я отбывал наказание в зоне в Нижегородской области, бывало, отчаяние захлёстывало душу.

Как-то совсем было тяжело, лежал в больнице, и братия местного храма принесли мне освящённое на мощах святого масло. Я им крест на лбу сотворил и молился. Пример молитвы святого на камне всегда давал мне сил. Я выздоровел, освободился раньше и не пропал уже вот пять лет. Живу и тружусь и, слава Богу, хоть и не без проблем, но уже совсем не тот ад кромешный, что раньше. Слава Богу. Радуйся, святый угодниче Божий Серафиме!!!

История третья

Несколько лет назад я читал житие святого батюшки Серафима, и мне казалось, что некоторые духовные вопросы мне становились более понятными. Но в это же время заболела моя дочь: тяжёлое осложнение после ветрянки, информирует readweb.org. Тяжёлое испытание для всей семьи, сообщает therussiantimes.com. Слава Богу, дочь поправилась, но за этот период лечения произошла переоценка ценностей в нашей семье.

И вот год назад у моей мамы было подозрение на опухоль, и я опять обратился к угоднику Божию святому Серафиму Саровскому. И Бог молитвами батюшки отвёл от страшной болезни!!! Дивен Бог во святых своих!!!

История четвертая

Здравствуйте! Хочу поделиться своей историей про помощь преподобного Серафима Саровского. История очень простая, каких, наверное, десятки тысяч. Я забеременела третьим ребенком, до этого уже была не очень здорова (несколько лет гипертония, стал повышаться сахар крови).

Врач рекомендовала прерывание беременности — убеждала, что умру и я, и ребенок. Я сама врач и понимала, что коллега перестраховывается. Но чувствовала я себя физически очень плохо, и изводила сильнейшая тревога.

Собрались с мужем и друзьями в Дивеево, не понимала, как доеду. Но и доехали хорошо, и там уже не помнила о своих проблемах: окунались в источники, молились у мощей преподобного Серафима, потом праздник Преображения, причастие.

Вернулась другим человеком — куда делись депрессия и недомогание? Старалась причащаться в беременность еженедельно. Беременность прошла без осложнений, родила в срок здоровую девочку.

Слава Богу за всё! Для меня история рождения младшей дочери всегда остаётся свидетельством помощи преподобного Серафима Саровского.

История пятая

Меня батюшка Серафим утром 15 января несколько лет назад поднял от спинального инсульта (который «лёг» на тяжёлую травму после ДТП). Те, кто знают, что это такое — меня поймут.

Врачи говорили, что слишком медленно восстанавливаюсь, намекая на нехорошее. Да я и сама думала, что уже всё. Ноги меня не держали, постоянно было плохо. Но откуда-то была надежда, до конца не осознаваемая, на батюшку.

Числа 13-го была попытка встать на ноги — не держали, невозможно было встать даже с чужой помощью. И вот рано утром, 15-го числа, я сама встала, прошла по комнате, включила свет и пошла к родителям!

Как же все были рады и благодарили батюшку Серафима! Можно о нём много рассказывать! Велик Бог наш! Дивен Бог во святых своих! И каким же добрым, с нежностью, был и есть преподобный батюшка Серафим! Отче Серафиме, благодарю Тебя за всё! Моли Господа и Богородицу за нас!

История шестая

Это было, наверное, в 2004 году. Я поехал с паломнической группой в Дивеево. Нас встретила в Дивеевском монастыре одна из сестёр обители и повела по монастырю. Подвела к могиле Мотовилова, где берёза, и, рассказывая о служке преподобного Серафима, добавила, что сёстры всегда обращаются к батюшке Серафиму в сложных ситуациях, как к живому, и батюшка всегда помогает.

Меня в то время мучил вопрос, как мне поступить: быть монахом или жениться. Я некоторое время подвизался в Николо-Тихоновом монастыре. Невесты у меня не было, и поэтому я думал, что мне делать.

С этим вопросом я обратился к отцу Серафиму, и буквально через несколько секунд к монастырю подъехали со звуковыми сигналами несколько украшенных машин. Это была свадьба. Больше мне ничего было не нужно, так как ответ батюшки Серафима был настолько быстрым и настолько явным, что я понял всё.

В результате в 2006 году я встретился со своей будущей женой, а в 2007 году мы поженились и обвенчались. Так вот преподобный Серафим помог мне.

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

История седьмая

Преподобный Серафим, можно сказать, устроил меня на работу! Долго не могла устроиться на работу по новой профессии (архитектор), поскольку ещё училась на втором курсе, а везде требуется опыт работы не менее трёх лет.

Учёба платная, дорогая, в какой-то момент помолилась преподобному Серафиму Саровскому в полном отчаянии и чувстве безысходности до слёз. В молитвослове лежал маленький бумажный календарик на 1999 год с изображением его иконы. Приложилась в слезах, смотрю — а на иконе как масло выступило (без запаха). Сначала не поняла, потом опять приложилась — и оно опять выступило.

Охватили меня радость и недоумение, а вскоре маме позвонила её подруга и говорит, что у них на работу архитектора ищут, надо приехать, поговорить. Приехала, поговорила, сказали: студентов тоже готовы взять. Так вот, слава Богу, третий год идёт, как там и работаю! Преподобный Серафим мне теперь как родной и наставник! Моли Бога о нас, отче Серафим!

История восьмая

В 2004 году летом я с мужем ездила на несколько дней в Дивеево. С мужем у нас три года не было детей. Врачи сказали, что будем дальше наблюдать, обследуйте мужа. Ещё не собираясь в поездку, прочитала книгу «Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского» 1904 года, переизданную в 2003 году Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Книга подробная, читала её долго, вдумчиво, целиком пропустила её через сердце, разум. И вот незадолго до отпуска по-детски, просто попросила у отца Серафима Саровского молитв о решении этого вопроса с ребёнком. Не знаю, почему. До этого я молилась Господу, Божьей Матери, святым и ангелу-хранителю, но специально не просила. Причащалась.

В молитве к отцу Серафиму сказала: если родится мальчик, назову Серафим. В отпуск друзья предложили паломничество в Дивеевский монастырь… Сейчас моему Серафиму восемь лет.

Тропарь преподобному Серафиму Саровскому, глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матери явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси; и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. Сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави, и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя умножившаяся, яко звезды небесныя: се бопо всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.

О великий угодниче Божий, преподобне и богоносне отче наш Серафиме! Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету Жизни Вечныя богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.

>Отец Серафим суперзвезда

До обета

Раньше Серафим Бит-Хариби жил совершенно иной жизню. Занимался спортом. Четырёхкратный чемпион Грузии по восточной борьбе, священнослужитель является обладателем чёрного пояса и второго дана. Была и семья: жена и трое детей. А веру в Бога Отец Серафим обрел во время болезни беременной супруги.

«Проснувшись однажды утром я не узнал свою жену: она очень опухла, и врачи не смогли поставить диагноз. Гемоглобин упал до сорока. Ее срочно госпитализировали. В течение десяти дней её положение было критическим. Потом я забрал её из больницы. Уже уже ни на что не надеялся и решил отвезти её на могилу старца Гавриила (Ургебадзе, ныне канонизирован как преподобный Гавриил, исповедник и юродивый). Мы пришли к старцу и я сказал ему: «Если правда то, что о тебе говорят, умоляю тебя, помолись перед Богом о моей семье, чтобы роды завершились благополучно, чтобы и она, и ребёнок остались в живых. Если ты мне в этом поможешь, обещаю, что я брошу всё и стану монахом». На второй же день свершилось чудо – она пошла на поправку. Это произошло всего за одну ночь. Я понял, что так и должно было быть, я должен был пройти этот путь. Конечно, и Богу не нравится видеть наши мучения».

После этого жизнь еще не раз приводила Отца Серафима к мыслям о Боге. Прогуливаясь однажды по ботаническому саду в Украине, на территории которого стоит Свято-троицкий Ионинский монастырь, одна из монахинь попросила благословения у Серафима. Это заставило его вновь задуматься о Боге и своём предназначении. Так 14 марта 2006 года, в день изгнания Адама и Евы из рая, он стал монахом, позже схимником. А в 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Илии II он стал диаконом.

Сегодня отец Серафим известен на весь мир благодаря песнопениям на арамейском языке.

«Все началось с 2013 года, когда мы заложили катлован храма тринадцати святых ассирийских отцов в селе Канда, которое считалось местом переселения ассирийцев. Редко, кто слышал об этом месте и однажды во время трапезы я сказал в шутку: «ничего, придет время, мы обязательно напишем песнопения, и о нас узнает весь мир». Слова эти оказались пророческими. 6 января 2013 года мы написали песнопение и исполнили его на Рождество Христово. И так в скором времени о нас узнали».

Голос Грузинской православной церкви

Об отце Серафиме, поющем на языке Христа, не просто узнали, он стал одним из самых популярных духовных лиц Грузии. Так, во время недавнего визита Папы Римского в Грузию, голос отца Серафима в храме Светицховели во Мцхета не оставил никого равнодушным. Видео с его исполнением в YouTube набрало сотни тысяч просмотров. Хотя сам священнослужитель признается, что все, перед кем он поет, для него равны. В этот момент главным слушателем для него становится Бог. «Я пою Богу, для Бога. Потому что все, что у меня есть от него. Что я чувствую… Одну только радость, что я могу петь ему».

Служба на арамейском языке сегодня проходит только в селе Канда, а язык Христа уже принято считать «мёртвым». Все это делает Отца Серафима еще более мистическим.

Впервые Отец Серафим попал в поле зрения широкой обществености, когда выразил свой протест в связи с массовыми убийствами христиан в Сирии. Тогда по его инициативе на проспекте Руставели прошла многочисленная акция протеста. Тогда же он и начал писать. Для Отца Серафима музыка стала плачем, возможностью передать боль и скорбь, связанную трагическими событиями на Ближнем Востоке.

«Мы этнические ассирийцы, нам очень больно за наших собратьев, которых убивают каждый день» — признается Отец Серафим.

Отец Серафим

Политический оттенок

Имя отца Серафима ассоциируется и с политическим скандалом. В мае Грузию посетил бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Экс-градоначальник российской столицы так же был наслышан о песнопениях Отца Серафима и не упустил случая послушать его лично. Лужкова у себя в приходе принимал сам священнослужитель. Он усадил гостя за стол, а после сделал с ним памятную фотографию. Все это отец Серафим опубликовал у себя на странице в социальной сети, чем вызвал негодование части грузинской общественности. Дело в том, что Лужков поддерживает отколовшиеся грузинские регионы — Абхазию и Южную Осетию. Сам не раз гостил в Сухуми и Цхинвали, финансово и политически поддерживал сепаратистов. Но, как признается сам Отец Серафим, большинство злостных комментариев было не от обыкновенных людей, а от различных политических организаций. И имели в основном политический подтекст. Ситуацию отец Серафим комментирует так:

«Во-первых, Лужков приехал в Грузию, а не ко мне лично, а во-вторых, он слышал о наших песнопениях и ему было очень это интересно. Поэтому я говорю, что мы не встречали Лужкова за дверьми этого монастыря и не проважали его за дверьми монастыря. Знаете, быть перед всеми хорошим – это значит быть или аферистом, или очень хорошим. Я не являюсь ни тем, ни другим».

Отношение к личности Отца Серафима у многих до сих пор остаётся неоднозначным. Одни считают его слишком современным и продвинутым для священнослужителя, другие не видят в этом ничего плохого, тем более, что сам Патриарх Грузии Илия II одобряет его образ жизни. Но одно можно сказать точно, что когда Отец Серафим начинает петь на арамейском, песнопение его берет за душу и может довести до слез практически любого.

>«Самое тяжелое  — спасти душу человека!»

Настоятель храма Рождества Божией Матери отец Серафим — о душевных и телесных болезнях людей и о приходской жизни в деревенской глубинке.

Полностью посвятить себя служению Богу дано далеко не каждому. Считается, что таких людей выбирает сам Господь. Среди них — 42-летний иеромонах Серафим, настоятель храма Рождества Божией Матери в темниковском селе Старом Ковыляе. Год назад он сменил шумный московский приход на мордовскую глубинку. Он буквально вдохнул вторую жизнь в вымирающее село. О даре отца Серафима помогать страждущим и болящим людям уже давно известно не только в Мордовии. К нему едут со всех уголков страны… Со священником общалась Екатерина Смирнова.

Возле возрождающегося храма Рождества Божией Матери стоят строительные леса и аккуратно посыпаны гравием дорожки. Кресты на куполах сверкают золотом, а стены — свеженькой побелкой. Везде видна рука заботливого хозяина. «Когда впервые приехал сюда, подумал: «Господи, помоги!» — признается настоятель Серафим. — Все было в жутком состоянии. Центральный придел храма не отапливался, от сырости со стен осыпалась старинная роспись, частично отсутствовала ограда вокруг заросшего травой храма…» У входа в церковь крестятся несколько женщин. Некоторые пришли на службу из соседних населенных пунктов. Они низко кланяются священнику. В глазах особая радость. Словно увидели родного человека…

Служение

«К Богу я пришел с самого детства, — рассказывает иеромонах Серафим (в миру — Владимир Жданов). — Моя бабушка была верующей, пела в церковном хоре на Кубани. Все ранние годы моей жизни прошли в храме. Уже с 10 лет я пел на клиросе…» Ребенку с православным крестиком на шее в школе приходилось несладко. В пионерско-комсомольские времена таких «отщепенцев» клеймили и стыдили прилюдно. По словам батюшки, лишь благодаря милости Божией удалось перенести все тяготы. Затем юношу забрали в армию. Служба проходила в городе Ставрополе. Но даже во время нее Владимир находил время, чтобы посетить кафедральный собор апостола Андрея Первозванного. Сослуживцы удивлялись: мол, зачем тебе, такому молодому, перед иконами поклоны бить? Но он лишь смиренно улыбался… После демобилизации в 1993‑м году молодой человек вернулся в родной Майкоп. Признается, что не думал о гражданских профессиях. Вскоре Владимир надел стихарь алтарника в Троицком кафедральном соборе. Данный ему от Бога чудесный голос пришелся по душе настоятелю собора. Молодого человека определили петь на клиросе. Спустя два года правящим епископом Майкопским и Армавирским был назначен ректор Московской Духовной Академии епископ Филарет (Карагодин). Он взял молодого прислужника в иподиаконы. «Молодых кадров в храмах в те времена катастрофически не хватало, — вспоминает отец Серафим. — Епархия была огромных размеров: от Майкопа до Абхазии. Храмы располагались вдоль побережья Черного моря. На службы в Ереван летали на самолетах, потому что Армения тогда входила в состав Майкопской епархии…» Позже Владимир был пострижен в монахи. При постриге владыка Филарет нарек его Серафимом в честь преподобного Серафима Саровского. На тот момент священник горячо почитал этого старца. Он помнил, как вера в батюшку Серафима в середине 1990‑х помогла соседским сестренкам. У них стало ухудшаться зрение. Мама повезла дочек на обследование в Москву. Врачи утвердили диагноз, при котором требовалась операция. Вместо больницы женщина повезла девочек в Дивеево. Искупала в целебных источниках, приложила к раке с мощами Преподобного, провела с горячими молитвами по канавке Богородицы. Спустя неделю семья повторно показалась медикам. Их изумлению не было предела: от болезней не осталось и следа! Еще один случай с чудесным исцелением произошел в 2009 году. Тогда владыка Филарет слег с тяжелой болезнью. Целый год провел под наблюдением врачей. Занемогшего архиерея вывели за штат. У кровати больного днем и ночью дежурил отец Серафим. «Врачи говорили: «Послушайте, владыка — не жилец. Даже если он пойдет на поправку, то останется инвалидом! И даже в таком случае он долго не проживет!» А я посмотрел на медиков и подумал: я вам не верю! У меня в сердце есть надежда, и Бог поможет». За лечение архиепископа принялись… иподиаконы. Каждую неделю на протяжении года возили владыке Филарету воду из святых дивеевских источников. Медсестры разводили в ней сухую пищу и кормили больного через зонд. Иеромонах Серафим ежедневно протирал владыку святой дивеевской водой. В 2010 году владыку повезли в Дивеево. После литургии его чуть ли не на руках понесли поклониться к раке с мощами Преподобного Серафима Саровского. Затем под руки повели по канавке Божьей Матери и вернулись в московскую больницу.

Владыка быстрыми темпами пошел на поправку. Его выписали через три недели. Сейчас он полностью избавился от болезни. В 2014 году его назначили на служение в московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. В сентябре прошлого года владыка вызвал к себе отца Серафима: «Зачем ты будешь прозябать тут со мной? Я стал стар, служу при монастыре. А ты молодой священник, тебе нужна самостоятельность! Поезжай к владыке Клименту в Мордовию. Он определит тебя на приход…» Отца Серафима назначили настоятелем храма, расположенного в 600 километрах от Москвы в темниковском селе Старом Ковыляе. Сам же иеромонах воспринял новость спокойно: на все воля Божья!

Возрождение

Этот приход считался практически утраченным. Последние 1,5 года в храме очень редко проводились службы. Протоиерей Алексей Ямашкин, который начинал возрождение этого храма, в котором раньше был колхозный склад, служил на протяжении 17 лет, и многое сделал в нем. Летом 2014 года отец Алексей умер от сердечного приступа. Без настоятеля храм пришел в запустение… Вечером 4 октября прошлого года отец Серафим приехал сюда вместе с помощником, иеродиаконом Спиридоном. Посмотрел на печальную картину. Долго молчал…

Перед глазами была удручающая картина: территория храма заросла травой, от сырости кирпичные стены почернели, осыпалась штукатурка, отапливалась лишь половина храма… «Я принял все это и… уехал, подумал: «Сюда больше не вернусь!» — так мне было не по себе, — вспоминает священник. — Даже не знал, с чего в первую очередь начинать. Денег не было, прихожан — тоже. Настоящая пустыня! Но побыв несколько дней дома, решил, что надо послушание выполнять…» Священник вернулся в Мордовию субботним днем 10 октября. У храма — ни одного человека… В холодной церкви, под хруст осыпавшейся штукатурки вместе с отцом Спиридоном он стал совершать первое богослужение. Спустя полчаса в храм робко вошли три прихожанина. К концу службы пришли еще семеро…

Отец Серафим стал активно привлекать местных жителей к восстановлению храма. Вскоре подключили отопление, которое оказалось чрезмерно дорогим. Ежемесячно газовикам приходилось выплачивать около 40 тысяч рублей! К счастью, из трудной ситуации помогли выйти духовные чада настоятеля, которые присылали деньги из Москвы. На их пожертвования восстановили ограду, покрасили храм. Некоторые духовные чада из Москвы сами захотели приложить руку. Радушный прием и ночлег им с радостью оказывали местные жители. После таких теплых встреч москвичи признавались: приезжали в Старый Ковыляй, как в дом к родной матери. Приход постепенно ожил. На службу стали приходить жители окрестных сел. При храме открылась детская воскресная школа. За неполный календарный год священнослужители трижды прошли крестным ходом по селу. С непередаваемой радостью в этом участвовали и дети, и старики. На праздник Казанской иконы Божьей Матери духовные чада настоятеля подарили храму старинный образ Богородицы, с которым также вышли на улицы села. Проезжающие мимо машины останавливались: люди преклонялись перед иконой и просили благословения…

Помощь

Однажды местные жители увидели, что к отцу Серафиму приехал автобус духовных чад из Ульяновска. Это были люди, нуждающиеся в духовной помощи. После водосвятного молебна паломники с благодарностью уехали в родной город, а настоятеля просьбами обступили местные жители. По воскресеньям в храме стали совершаться водосвятные молебны с чтением акафиста священномученнику Киприану и мученице Иустиние, которые ограждают людей от колдовства и чародейства. Принятие святой воды по горячей вере людей исцеляет не только от физических, но и от душевных болезней. «Сейчас много немощных, — говорит отец Серафим. — Приезжают, просят совета, поддержки, сами присутствуют на службах, исповедуются и причащаются. На сердце легко и радостно становится, когда ты видишь человека, который еще месяц назад был в тяжелом состоянии, а теперь стал повеселевшим и исцеленным». «Каждого приходящего человека нужно внимательно выслушать, проникнуться его проблемами. Если человек серьезно болен или «порченый», ощущаешь на себе». На следующий день чувство слабости и немощи переходит на священника. Болит голова, отказывают руки и ноги, ноет спина… Но настоятель признается, что давно привык закрывать глаза на эти «профессиональные» недуги. «Это мой путь священника — монаха, и я должен помогать людям по мере своих сил. Исцеляет и врачует только Господь Бог. Мы можем только молиться, чтобы донести до Него свою просьбу и получить исцеление».

Усилиями отца Серафима в темниковском селе стал возрождаться храм Рождества Божией Матери

Зимой к отцу Серафиму за руки привели жительницу Темникова Татьяну. Женщина даже не могла стоять, ее качало из стороны в сторону. Пока священник говорил проповедь, прихожанку трясло у лика Божией Матери. «Я умираю! Помогите мне, отец Серафим!» — кричала она. Священник поинтересовался, что произошло. Оказалось, что женщину угостили конфеткой на поминках. Она съела ее и потеряла покой. «Теперь в горле словно застрял кусок железа, который ходуном ходит! Я задыхаюсь, глотать не могу!» Анализы и снимки в различных больницах не выявили никаких признаков болезни у пациентки. Женщину батюшка причастил и пособоровал, а затем прочитали над ней молитвы, и она приезжала на службы два месяца подряд, каждое воскресенье. Через некоторое время Татьяна зашла в храм такой, что ее даже не узнали! Красивая, молодая, бодрая!

«А много сейчас «порченых»?» — «Много. Человек физически может быть здоров, но ощущает себя крайне плохо. Те, кто наводят порчу, ежедневно ищут жертву. И к ним обращаются только далекие от церкви люди». По словам священника, сегодня порчу наводят в любых местах: от свадеб до поминок. «Сейчас и «черная», и «белая» магия продается в любом киоске в открытом виде. Гадалки и колдуньи успешно выступают по телевидению. «Хочешь жить хорошо? Приходи, я все сделаю!» — говорят они. Поэтому сегодня многие отчаявшиеся люди воспринимают такую «помощь», как спасительную таблетку. Они с помощью колдовства мстят своим обидчикам. Человек может не узнать, что на него наведена порча. Особенно много от этого страдают молодые люди. Нужно регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин, вести христианский образ жизни, и все «наведенное» сразу же тебя покинет…»

Сейчас и «черная», и «белая» магия продается в любом киоске в открытом виде. Гадалки и колдуньи успешно выступают по телевидению. «Хочешь жить хорошо? Приходи, я все сделаю!» — говорят они.

Многие верующие ценят священника за доброту и любовь к людям. Пообщавшись с ним и услышав теплое слово, они возвращаются домой обновленными и одухотворенными. А потом рассказывают о батюшке Серафиме другим. Добрая молва идет как по цепочке… «Знаете, наш владыка Филарет говорил: «Окончание семинарии и духовной академии не делает вас настоящими священниками. Главную оценку священнику дает его паства». Настоящий священник приходит к служению церкви по призванию, и к каждому прихожанину относится с любовью» — «А любви к прихожанам возможно научиться в семинарии?» — «Любовь к ближним — врожденное чувство, человек появляется с ним на свет. Доброту и любовь ни купить, ни приобрести невозможно, ее можно только возгревать. И научить испытывать эти чувства тоже нельзя. Хотя среди наших священнослужителей есть и те, которые общаются со старыми священниками. Они питаются их добротой и любовью, тем самым становясь намного лучше» — «Что самое трудное в вашей работе?» — «Привести народ в церковь и привить им христианские правила, по которым нужно жить. Народ был насильно оторван от веры 70 лет советской эпохи. Сегодня те семена безбожия дали большие плоды. Трудно научить человека правильно жить по-христиански. Ведь многие даже не знают, как правильно вести себя в храме. Некоторые стесняются и боятся исповедоваться… Но самое тяжелое в нашем деле — спасти душу человека. Зачастую построить храм и украсить его оказывается легче… Любую душу можно спасти лишь при желании самого человека. Если он переходит за ограду церкви с горячей верой и обращается к Богу, то будет непременно услышан. Многие говорят, что современная жизнь тяжелая, оттого и все беды, преступления и суициды. А я считаю, что люди просто забыли о Боге. Забыли о лишениях, которые испытывали предыдущие поколения. Забыли о своей душе. Современному человеку хочется большего. У многих машины, квартиры, и редкий раз встретишь человека, который действительно питается одним хлебом и водой. Люди сами распускают себя, впуская в мысли лукавого. Мы с вами живем во времена, когда много искушений для всего православия». — «Чем отличаются местные прихожане от московских?» — «Здесь народ проще в общении. Москва — это мегаполис, где преобладает интеллигенция. Да, она высока в плане культуры, но в плане духовности уступает сельским жителям. Здесь в каждом доме святые углы, которые не у всех москвичей, к сожалению, есть. Редкий раз увидишь иконку на серванте… Сегодня в городах в людях превалирует злоба, а здесь — простота. В глубинке люди верят в Бога по-настоящему…»

Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года.Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру. После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.

Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.
Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.
Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там.
Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и всё исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу.
Постоянной работой он ограждал себя от скуки — этого, как позже он говорил, «опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия».
Уже в эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву.
Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: «Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес — Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери…», и желал, чтобы его причастили Святых Тайн. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей — от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Престол для придела преподобный Серафим Саровский соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви.
Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Через год Серафим Саровский был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии.
Особенного благодатного видения преподобный Серафим Саровский сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес «Господи, спаси благочестивыя» и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом «и во веки веков», внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона. Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим Саровский, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати.
После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келлии. В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим Саровский был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме.
После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим Саровский, имея его предсмертное благословение на новый подвиг — пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля — отца Исаии — и ушел в пустынную келлию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келлию после литургии, за которой причащался Святых Тайн. Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги.
Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келлии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн. Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники — схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания.
В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом».
Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келлии. К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне — за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии.
По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келлию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный Серафим Саровский из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.
Видя подвиги преподобного Серафима Саровский, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Диавол навел на святого «мысленную брань» — упорное продолжительное искушение.
Для отражения натиска врага преподобный Серафим Саровский усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же он молился в келлии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей.
Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного Серафима Саровского это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: «Взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Святой Серафим Саровский, опустив топор на землю, сказал: «Делайте, что вам надобно». Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келлию в поисках денег. Всё сокрушив в келлии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли.
Преподобный, придя в сознание, дополз до келлии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим Саровский после таких побоев остался жив. Но преподобный Серафим Саровский не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление. После этого случая преподобному Серафиму Саровскому пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келлию.

Оставшись навсегда согбенным, преподобный Серафим Саровский ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни. Плодом молчания явилось для преподобного Серафима Саровского стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: «…радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».
Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму Саровскому или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Таин, или вернуться в обитель. Преподобный Серафим Саровский избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь. Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе преподобный Серафим Саровский приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров — прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге — старчестве.
25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келлии для всех. Серафим Саровский видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом.
Приходившие к преподобному Серафиму Саровскому чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «радость моя, сокровище мое». Серафим Саровский стал посещать свою пустынную келлию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келлейку. Выходя из келлии, Серафим Саровский всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: «Томлю томящего меня». В последний период земной жизни преподобный Серафим Саровский особенно заботился о своем любимом, детище — Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного всегда заботиться о «Дивеевских сиротах». Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях.
Ученики и духовные друзья помогали Серафиму Саровскому окормлять Дивеевскую общину — Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным Серафимом Саровским от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты; Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен в этой жизни; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным.
Н. А. Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни.
В последние годы жизни преподобного Серафима Саровского один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе вовремя молитвы. Святой Серафим Саровский строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.
Все знали и чтили преподобного Серафима Саровского как великого подвижника и чудотворца. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим Саровский еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами». При этом явлении, при дивном посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за нее преподобного.
В последний год жизни преподобный Серафим Саровский стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, — близ алтаря Успенского собора.
1 января 1833 года преподобный Серафим Саровский в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».
Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный Серафим Саровский стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.
Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим Саровский был всю жизнь.

Преподобный Серафим Саровский – Детям

  • Главная
    • О сайте
    • Отзывы
    • Обратная связь
    • Церковная лавка
  • Рубрики сайта
    • Семейная рубрика
      • Жених и Невеста
      • Муж и Жена
      • Папа и Мама
      • Воспитание детей
      • Семейные трудности
      • Совет да любовь
      • Вопросы священнику
        • Новые вопросы-ответы
    • Родительская рубрика
      • Отцовская рубрика
      • Материнская рубрика
      • Воспитание детей
      • Школьная жизнь
    • Детская рубрика
      • Детям в Рождество
      • Миша и Катя
      • Чтение для детей
        • Денискины рассказы
      • Детский патерик
      • Детские беседы
      • Детские вопросы
      • Игры для детей
    • Вопросы священнику
      • О церковной жизни
      • О семейной жизни
      • О воспитанию детей
      • Об интересном и познавательном
      • О телесном и душевном здоровье
      • О светской жизни
      • О духовной жизни
      • О исповеди и причастии
      • О посте и молитве
      • О чтении духовных книг
      • Новые вопросы-ответы
      • Исторические вопросы
    • Аудио рубрика
      • Душевные песни
      • Аудиоальбомы
      • Песни-притчи
      • Аудио для детей
      • Богослужения
    • Видео рубрика
      • Фильмы о святых
      • Художественные фильмы
      • Православная планета
      • Телепередачи
      • Беседы с батюшкой
      • Мульткалендарь
      • Проповеди
      • Церковный календарь
    • Молитвы по соглашению
      • Акафисты по соглашению
      • Домашний сорокоуст
    • Непридуманные истории
      • Истории былых дней
      • Истории наших дней
      • Чудесные исцеления
      • Военные истории
    • Рассказы
      • Художественные рассказы
      • Рассказы о святых
    • Интересная рубрика
      • Интересные факты
      • Любопытная история
      • Прекрасная поэзия
      • Картины художников
      • Православный юмор
      • Русская история
      • Фоны на рабочий стол
    • Советы по здоровью
      • Здоровье взрослым
      • Здоровье детям
      • Лечебное питание
      • Церковь и здоровье
      • Вопросы о здоровье
    • Жизнь вокруг нас
      • Полезные советы
      • Картина и фото дня
      • Поздравления
      • Новогодняя рубрика
    • Церковная жизнь
      • Церковные пояснения
      • Духовная жизнь
    • Авторские рубрики
      • Патриарх Кирилл
      • монах Варнава (Санин)
      • Зинаида Полякова
      • Татьяна Якутина
      • Сергей Синявин
      • Владимир Шебзухов
    • Православная кухня
      • Скоромные блюда
      • Рыбные блюда
      • Праздничные блюда
      • Постные блюда
      • Кухня Великого поста
      • Советы по готовке
    • Церковные Праздники
      • Двунадесятые праздники
        • Рождественская рубрика
          • Рождество для детей
          • Колядки Рождественские
        • Крещенская рубрика
      • Пасхальная рубрика
        • Пасха для детей
    • Церковные посты
      • Великий пост
        • Преддверие Великого поста
        • Великий пост детям
        • Страстная седмица
      • Петров пост
      • Успенский пост
      • Рождественский пост
    • Святые угодники Божии
      • Святитель Николай
      • Святитель Спиридон
      • Блгвв. Петр и Феврония
      • Преподобный Сергий
      • Преподобный Серафим
      • Святая Матрона
    • Духовное чтение
      • Притчи
      • Проповеди
      • Поучения и советы
      • Пояснения
      • Жития святых
        • Рассказы о святых
        • Описание икон
    • Молитвослов
      • Утренние молитвы
      • Вечерние молитвы
      • Молитвы ко Причащению
      • Молитвы Господу Богу
        • Акафисты Господу Богу
      • Молитвы Божией Матери
        • Акафисты Божией Матери
      • Молитвы святым
        • Акафисты святым
      • Новые молитвы
    • Православные календари
      • Семейный календарь
      • Детский календарь
      • Календарь духовного чтения
  • Святая Матрона
    • Письмо св. Матроне
    • Отвезенные письма
    • Чудеса св. Матроны
  • Церковная лавка
    • Пояс Пресвятой Богородицы
    • Святыни блаженной Матроны
    • Православные святыни
  • Записки в Храм
    • О здравии
    • Молебны святым
    • О упокоении
  • Пожертвование
    • Сообщение о пожертвовании

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *