Серафим саровский где мощи

15 января (по новому стилю) – день блаженной кончины преподобного старца Серафима Саровского (1833 г). В этот же день празднуется второе обретение его честных мощей, которое состоялось в 1991 году.

Кончина старца последовала рано утром. Один из иноков, выйдя из своей кельи, чтобы отправиться к ранней обедне, почувствовал сильный дымный запах из кельи отца Серафима. Когда открыли келью и принесли свечу, то увидели, что отец Серафим в своем белом балахончике стоял на том месте, где обычно молился, на коленях, пред малым аналоем. Голова его была открыта, руки крестообразно сложены; на груди висел медный крест – материнское благословение. Думая, что он уснул, утрудившись молитвою пред келейною своею святынею – иконою Богоматери «Умиление», его стали осторожно будить. Но ответа не было: старец почил смертным сном. Его глаза были закрыты, лицо оживлено богомыслием и счастьем молитвы.

Умереть на молитве – это высшее счастье для христианина, венец праведной подвижнической жизни. На молитве человек, становясь лицом к лицу с невидимым Богом, изливает пред Ним всю свою душу, предает всего себя в руки Его.

Так с молитвою на устах умер на кресте Господь Иисус Христос, с молитвою же за врагов своих умер и святой первомученик Стефан и многие другие праведники. В то время в Глинской обители, Курской губернии, подвизался иеромонах Филарет. Его ученик сообщил, что, выходя из храма после утрени, отец Филарет показал на небе необыкновенный свет и сказал: «Вот, так-то души праведных возносятся на небо! Это душа отца Серафима возносится!»

Архимандрит Митрофан, занимавший должность ризничего в Невской Лавре, был послушником в Саровской пустыне и находился при гробе отца Серафима. Он передал Дивеевским сиротам, что лично был свидетелем чуда: когда духовник хотел положить разрешительную молитву в руку отца Серафима, то рука сама разжалась. Игумен, казначей и другие видели это и долго оставались в недоумении, поражённые случившимся.

Погребение старца Серафима совершено было игуменом Нифонтом. Тело его предано земле по правую сторону соборного алтаря, подле могилы Марка-затворника. (Впоследствии, усердием Нижегородского купца Я. Сырева над могилою его воздвигнут чугунный памятник в виде гробницы, на котором написано: жил во славу Божию 73 года, 5 месяцев и 12-ть дней).

Затем были чудесные деяния отца Серафима, который он направлял из своих святых обителей на пользу ждущих от него помощи и десятилетия всенародного почитания, которые завершились обретением мощей и церковным прославлением 1 августа 1903 года. Торжества эти стали всенародным праздником, который возглавил император Николай II.

Преподобный Серафим сам предсказывал о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены, как впоследствии в точности и произошло.

Вскоре после октябрьского переворота большевиками было воздвигнуто неслыханное гонение, причём началось оно не столько с живых свидетелей православной веры, сколько с уже почивших её исповедников, прославленных во святых. Была развязана кощунственная кампания по вскрытию и изъятию святых мощей. Специальные комиссии, в которые для видимости соблюдения законности включали представителей духовенства, вскрывали раки со святыми мощами, составляли протоколы об их освидетельствовании, а затем увозили святые останки в неизвестном направлении. Иногда частицы святых мощей благочестивым православным христианам удавалось укрывать в своих домах, некоторые тайно сохраняли священнослужители, но большинство было предано поруганию. Так случилось и с мощами преподобного Серафима, которые тоже, как он сам предсказал, канули в неизвестность.

Документально подтверждёнными были только два факта: 17 декабря 1920 г. мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и увезены. Известно было и другое: в конце 1920-х гг. мощи преп. Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи, вероятно, находились там до 1934 г., когда Страстной монастырь был взорван.

Затем, по свидетельству Патриарха Алексия II, «мощи были перевезены в город на Неве, в собор, превращенный в музей истории религии и атеизма. Но, видимо, сразу после прибытия они были укрыты чьими-то благочестивыми руками, потому что ни в каких описях и списках святые останки не числились». В конце 1990 г. было принято решение о переведении музея из Казанского собора. В одном из помещений собора, где находились гобелены, была найдена рогожа, при вскрытии которой обнаружили мощи. Сразу привлекло внимание то, что на мощах были медный крест и рукавички. На одной вышито: «Преподобие отче Серафиме», на другой: «Моли Бога о нас».

При сопоставлении мощей, найденных в музее, с подробным актом, составленным при вскрытии мощей в 1921 году, было установлено полное совпадение до мельчайших подробностей. Не оставалось сомнений, что обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского.

11 января 1991 г. в Казанском соборе города на Неве состоялась торжественная церемония передачи святых мощей. По прибытии в собор Патриарха Алексия II и архиереев, под тихое пение величания преподобному, его святые мощи были перенесены в центральную часть собора. Сразу начался молебен преподобному Серафиму, после которого Святейший Патриарх и директор музея подписали акт передачи мощей Русской Православной Церкви.

После завершения акта передачи святые мощи были перевезены в Александро-Невскую Лавру, где были встречены у Святых ворот духовенством и огромным стечением парода. Под колокольный звон и молитвенное пение народа святые мощи преподобного Серафима были внесены в Троицкий собор. И сразу начался благодарственный молебен о возвращении святыни.

В городе на Неве святые мощи преп. Серафима находились до дня памяти святой блаженной Ксении Петербургской (24 января/6 февраля), а затем в специальном вагоне были перевезены в Москву. Встреча в Москве 7 февраля, в день иконы Божией Матери «Утоли мои печали», была необычайно торжественной. Несмотря на холод и снег, люди, стоя на коленях, встречали мощи дивного старца Серафима. Вокзал и прилегающие улицы были заполнены народом. В руках у многих были иконы преподобного Серафима, сотни зажженных свечей. Перенесение святых мощей в Богоявленский Патриарший собор сопровождалось грандиозным крестным ходом. На благодарственном молебне в соборе присутствовали более двадцати архиереев.

В Москве святые мощи преподобного Серафима находились до 23 июля. И все это время туда приезжали паломники: духовенство из многих епархий, жители различных областей нашей необъятной России. С раннего утра до позднего вечера шли и шли люди, прикладывались к святым мощам, помазывались освященным елеем. Постоянно совершались молебны с пением акафиста преподобному.

23 июля под перезвон колоколов в сопровождении Патриарха, архиереев, священников и множества верующих рака со святыми мощами отбыла из Первопрестольной. Ее путь – Дивеево через Богородск, Орехово-Зуево, Владимир, Боголюбове, Гороховец, Вязники, Нижний Новгород, Арзамас.

Всюду совершались торжественные богослужения, ночами не умолкало молебное пение. Всюду мощи встречало духовенство и множество народа.. Везде православные встречали честные мощи со святыми иконами и зажженными свечами, со слезами радости на глазах. Это шествие по городам и весям России, от Невских берегов через Москву до Нижегородской земли, было событием огромного объединяющего значения, одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.

В продолжение всего пути раку со святыми мощами сопровождал Патриарх Алексий II. Он говорил: «Непростое время переживаем. Время противостояний, противоречий, нетерпимости. И в это время свершается второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского. И вновь с огромной силой оживают его наставления: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Вряд ли можно точно определить, каково значение подвига преподобного старца для сохранения православной веры на Руси. Непостижимым останется для нас и то, как смиренный инок, покинувший мир, закрывавшийся от него то в лесной избушке, то в монастырской келье, истребивший в своей душе все мирское и земное, знал как никто другой все язвы мира, знал и то, как от них исцелиться. Затворник, избегающий нахождения в мире, спасает мир и имеет небывалое влияние на его судьбы!

Сколько русских святых, мучеников и исповедников, почитаемых сегодня, жили и спасались советами и заступничеством смиренного Саровского монаха. Только среди новопрославленных Русской Церковью святых – восемь Серафимов. Все они приняли монашеский постриг в честь Саровского чудотворца.

Священник Леонид Чичагов по повелению Серафима Саровского, переданного через блаженную Пашу Дивеевскую, стал организатором его прославления, составил летопись Серафимо-Дивеевского монастыря и еще в этой, земной, жизни удостоился чудесного посещения старца.

Серафим Вырицкий еще до принятия монашества видел преподобного в пророческом сне. Батюшка вел его лесом, указывая путь в монастырь. В годы Великой Отечественной войны схимонах Серафим Вырицкий, подражая своему небесному покровителю, ночами молился на камне о спасении России.

В честь Серафима Саровского был назван при пострижении и выпускник Московской Духовной Академии, будущий епископ Дмитровский Николай Иванович Звездинский, причисленный к лику святых в сонме новомучеников Российских. Он тоже был участником торжеств по случаю прославления Саровского чудотворца Серафима, состоявшихся 1 августа 1903 года, как и все, обходил с молитвой канавку. И с отцом Серафимом, и с Дивеевским монастырем его связывали прочные, невидимые нити.

Преп. Серафим, так долго и кротко учивший о стяжании Святаго Духа, сегодня еще раз напоминает всем нам о христианском мирном духе. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся»…

Мощи преподобного Серафима Саровского находятся:

– Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Частицы мощей преподобного Серафима Саровского:

– храм святителя Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе (г. Москва)

– храм Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря (г. Москва)

– храм великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове. (Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря)

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба:

– храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе с крестильным храмом (г. Москва).

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, частью мантии и четками:

– храм преподобного Серафима Саровского (г. Москва)

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей:

– храм Илии Пророка в Обыденском переулке (г. Москва)

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

Поделитесь с друзьями:

Царский скит и Серафимовы камни

Добраться до Царского скита можно с трассы Арзамас — Дивеево. В с. Глухово свернуть на Кошелиху, проехать Кошелиху в сторону п. Прибрежный (Лесозавод). Доехать до конца п. Прибрежный и свернуть направо, на грунтовую дорогу к Царскому скиту. Любой местный житель сможет подсказать вам дорогу. Дорога песчаная, доехать до Царского скита можно даже в дождливую погоду на любой машине. У дороги есть несколько ответвлений. Надо придерживаться самой накатанной, и через 5-7 минут перед вами откроется большая поляна, в начале которой стоит пожарная вышка, слева от нее сохранившаяся Богородичная аллея, а на другом, дальнем конце поляны все, что осталось от бывшего Царского скита..
Монастырь был основан в 1864 году тремя послушницами, ушедшими из Серафимо-Дивеевского монастыря, и расположился в усадьбе дочери генерал-майора Копьёва — Елизаветы Алексеевны, лично знакомой с Серафимом Саровским, которая позволила образовать у себя женскую общину. Через пять лет община была преобразована в женский монастырь.
Монашествующие Царского скита были из дворянского рода, царского, а также царские дворовые, няньки и бедные девицы.
Царь и императорский двор не только покровительствовали монастырю и скиту, но и приезжали на отдых, молились, ходили на ближние и дальний камни Серафима Саровского. Скит посещали Александр II, царь Александр III, царь Николай II и царица Александра, цесаревич Алексей, цесаревны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и др. Первый, кто посетил эти места еще до образования Царского скита, при жизни преп. Серафима, был царь Александр I. Вот так выглядел Царский Скит до революции 1917 г.

Первой и последней настоятельницей Царского скита была игуменья Александра, из царского рода. В 1927 году после долгих допросов игуменья Александра была расстреляна в подвале крестильной.
В настоящее время сохранились крестильная,

Богородичная аллея,

могила игуменьи Александры,

несколько келий и царский колодец.

Сам храм, его стены стерты с лица земли, трапезная сгорела.

Сохранившаяся Богородичная аллея (аналог святой канавки Серафимо-Дивеевского монастыря) — уникальная святыня.

Появилась она следующим образом: при постриге в монашество высаживалась сосна. Если монашество принимало лицо императорской крови (фамилии), то высаживалась ель.

В некоторых сохранившихся домах (кельях) сейчас живут местные жители и располагалось лесничество.

Часть домов брошены и окончательно разваливаются.

С пожарной вышки лесничества

открывается замечательный вид на всю округу: на лес,

долину еще очень маленькой в этих местах речушки Сатис,

Богородичную аллею

и на большую поляну бывшего Царского скита..

Ближайшие Серафимовы камни недалеко от Царского Скита. В Царском скиту есть указатели указывающие дорогу к ним.

Дорога грунтовая, местами не песчаная, а земляная и идет немного в гору. После сильных дождей машину лучше оставить в Царском скиту. Идти от указателя

(стоящего у края леса) до камней недолго. Мы смогли подъехать на своей машине к общей ограде, которой обнесены ближние камни.

За оградой есть часовня

и поклонные кресты.

Камней несколько, целая группа. У некоторых есть свои названия: «медвежонок» (видны «следы от колен», или «лапы медвежонка»),

«Вериги».

Самый огромный из них и особо почитаемый — камень «Медведь» еще одно название Дивеево-малый, именно с этим камнем, похожим контурами на медведя, связана легенда о том, что именно на нём два века назад молился Серафим Саровский. Камень огромен, буквально кусок скалы, занесенный в наши края древним ледником. Над землей возвышается лишь малая его часть, и какие его размеры под землёй — неизвестно. Возможно даже, что это самый большой камень в Нижегородской области.

Дальше в лесу есть еще один огромный камень (Дальний), но добраться до него на простой машине будет не просто — около пяти километров земляной дороги, по которой может проехать только внедорожник. Это рассказал нам охранник, бывший на ближних Серафимовых камнях. Он не советовал на нашей машине (4Х2) даже пытаться к нему проехать. Так что сфотографировать его при первом посещении Царского Скита в 2013 г. у нас не получилось, зато в 2015 году мы спокойно проехали к нему на условном внедорожнике «Саньенг -Кайрон» (4Х4), по наезженной теперь лесной, песчаной дороге.

Еще одно название Дальнего камня — Дивеево (Большой).

Рядом с Дальним камнем есть и Святой источник. На источнике есть обливальня, но вода в нем с запахом сероводорода.

Особую известность Царский скит получил из-за находящихся рядом, в лесной глуши, Серафимовых камней. Из которых особо почитается Медведь – камень, именно с этим камнем похожим контурами на медведя связана легенда о том, что именно на нём два века назад молился Серафим Саровский. Другая легенда гласит, что после смерти пустынника его любимец – медведь пришёл сюда и окаменел от тоски по другу – человеку. В добавок, периодически, здесь видят медведицу. В 1953 году при большом стечении народа из леса вышла медведица и пару раз обошла камень, после чего спокойно удалилась обратно в лес. Последний раз её видели в 2002 году, причём медведица уже была с медвежонком. Так же, по мнению местных жителей у камней есть свойство «расти», как говорят за последние несколько лет «медведь» увеличился чуть ли не в вдвое. Ну и существует стойкое убеждение о целительной силе тех камней.

Добраться до камней можно проехав пару километров по песчаной лесной дороге от Царского скита. Первую группу камней условно можно назвать «Малый камень». Их компактное расположение обнесено оградой, внутри которой стоят часовня и поклонные кресты. Посередине ограды лежит самый крупный камень, на котором есть отметины, похожие на следы от коленей и след от руки. Ещё один камень, лежащий за часовней, называют «Вериги». Будто бы это один из двух камней, что всю жизнь носил в заплечном мешке Серафим Саровский. Третий камень своими очертаниями очень напоминает идущего медведя, потому и называется «Медвежонок». Причём появился «Медвежонок» сравнительно недавно, примерно 30 лет назад. А у крестов стали появляться из земли еще пара камней, которые так же с годами увеличиваются в размерах. Камни на ощупь оказались холодными, хотя и лежали под солнечными лучами.

Далее в глубине леса, в пяти километрах от «малых камней» лежит «Большой камень», в высоту он около метра и в длину вытянулся метра на три. С одного ракурса даже можно увидеть в камне лежащего большого медведя, положившего голову на лапы. Территория около него не столь обустроена христианскими культовыми сооружениями, но несколько поклонных крестов около него стоят. Камень хоть и купался в солнечных лучах но так же оставался холодным.

Чуть далее по дороге можно увидеть колодец с водой довольно специфического вкуса и запаха — вода имеет повышенное содержание сероводорода. Долго эта вода не хранится, так как быстро становится не пригодной для питья. Но, как говорят, ей очень хорошо делать различные примочки и компрессы. Рядом с колодчиком в 2011 году соорудили избушку — купальню, где можно облиться водой из колодца. Колодчик тоже считают освящённым Серафимом Саровским и вода почитается как целебная. На краю полянки с колодчиком на березе недавно появился нарост — гриб чага в виде креста с округлостью посередине. Некоторые видят в нём очертание Богородицы.

Несмотря на сложившиеся легенды и устойчивой народное почитание Серафимовых Камней вблизи поселка Прибрежный (Лесозавод) к камням, о которых говорится в житие прп Серафима они отношения не имеют. И легенды эти категорически не признаются в Дивеевском монастыре. Согласно житию прп Серафим проводил время в молитвах по ночам на камне, что находился на территории нынешнего закрытого города Сарова — неподалёку от Саровского монастыря, между монастырём и своей кельей. В наше время на этом месте находится памятник скульптора Клыкова в виде молящегося о. Серафима на камне. Сам камень с того времени не сохранился. По легенде Серафим Саровский, вскоре после своей кончины, приснился Мотовилову (местный помещик) и велел развести под камнем огонь. Когда это сделали, то камень развалился на множество мелких обломков, кои и разобрали многочисленные паломники. Через некоторое время на это место в 1890 году вновь положили камень, схожий с Серафимовым — с двумя углублениями, будто бы от коленей. Но и он не пережил бурное время революции. А в 1991 году на это место уже положили третий камень, на котором и сейчас стоит скульптура Серафима Саровского.

Второй Серафимов камень, тот что поменьше и на котором он молился днями в своей келии, был помещён в Преображенскую церковь в Дивееве, но так же не пережили революционное время и был утерян. С утерей камней и закрытием территории вокруг Арзамаса-16 народ стихийно перенёс почитание на близлежащие камни Большой и Малый Медведи, вероятно ранее почитаемые местными племенами мордвы. Тем более в близлежащей местности есть много поныне почитаемых явно языческих камней.
А здесь сложилась парадоксальная ситуация — несмотря на осуждение официальной церковью подобных верований, народ подсознательно, как и их далекие предки, одухотворяют Природу, а почитание святых столь высокого уровня слилось с древними Верованиями.

GPS- координаты ближних Серафимовых Камней -N 54 57.4797 E 43 31.4435

Саровский валун — Дальняя пустынька

Дата публикации: 07.07.2016 Просмотров: 235

Категория: Мегалиты

Регион: Нижегородская область

Дополнительная информация:закрытая территория

Описание:

Саровский валун — Дальняя пустынька

С именем Серафима Саровского в Нижегородской области связано несколько камней, но самый священный и почитаемый из них был Большой молитвенный камень за Дальней пустынькой, на котором Серафим стоял на коленях в молитвах 1000 дней .
Дальняя и Ближняя пустынька находятся в вверх по течению реки Саровки от Саровской пустыни (закрытая территория ядерного центра – города Сарова) и являются одними из самых главных святых мест, которые связаны с именем преподобного Серафима Саровского. Здесь он совершал свой подвиг молчальничества.
«Когда старец Серафим ушёл в отшельники, он решил испытать себя стоянием на камне, совершить подвиг столпничества, как это делали раньше христианские аскеты. Недалеко от своей кельи в лесу за Дальней пустынькой отец Серафим нашел Большой камень, оставшийся со времен ледника. На нём перед иконой Святой Троицы, закреплённой на дереве, он стоял на коленях в течение 1000 дней. Ночью Серафим продолжал молится в своей келье на Малом камне».

Большой камень, на котором батюшка Серафим молился 1000 дней, представлял из себя валун с плоской поверхностью. После кончины угодника Божия камень разделили на части: одна из них, оставленная в Сарове, пребывала в монастырской келии преподобного, другая была передана в Дивеево, остальное же разобрали паломники. Со временем был утрачен и Малый камень.
К канонизации Серафима Саровского и приезду Николая II в 1903 году в Сарове место подвигов преподобного было восстановлено. Привезенный сюда ещё в 1890 г. новый Большой камень, похожий на предыдущий, облагородили и устроили резную сень над ним.
Но во времена советской власти часовни были разрушены, камень был сброшен в глубокий ров, который специально выкопали бульдозером.
В 1990 году возникла идея опять восстановить место моления отца Серафима. Для этого в лесу нашли большой валун, который тоже был похож по внешнему виду и структуре на камень старца Серафима. Камень был перевезён и над ним снова была сооружена красивая деревянная часовенка с резными столбами – сень и установлен большой крест.
А в 1991 году известный скульптор Вячеслав Клыков изготовил и подарил городу (Саров) памятник преподобному Серафиму Саровскому, молящемся на камне . Монумент установили в районе Дальней пустыньки, в лесу.
К сожалению, попасть в закрытый город Саров возможно не всем. И можно лишь удовольствоваться просмотром, имеющихся в интернете, фотографий и панорам.

Удивляет, что подлинный камень после смерти преподобного Серафима разбили на части сами же верующие, причём, ещё за долго до наступления Советской власти. Зачем они это сделали и как, в таком случае, могут помогать исцеляться осколки уничтоженной Святыни, непонятно. В знамение, что камень повелел разбить (с помощью огня) сам Серафим Саровский для лечения некой женщины, явившись после своей смерти своему почитателю Мотовилову, что-то не верится.

Кроме того, на Ближней пустыньке, где Серафим провёл последние годы своей жизни, раньше был ещё его источник с купелью. В Советские времена источник и купель были разрушены, засыпаны и затоплены.

Зато у Дивеевских источников, свободных для всеобщего посещения: Казанский, Пайтелеймона и Умиление установлен огромный валун (см. 1 фото обложку), символизирующий тот самый Святой Большой разбитый и уничтоженный молитвенный камень Серафима, что был когда-то за Дальней Пустынькой.

САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ И ЕЕ СВЯТЫНИ
Саровская пустынь была замечательным памятником монастырского зодчества 17-20 вв. В строениях храмов наблюдалась удивительная легкость, красота и устремленность ввысь. Паломникам открывалась чудная картина белых церквей с сияющими золотыми куполами в окружении исполинского соснового леса. Корпуса, в которых жила братия и размещались гостиницы, образовывали ограду.
Стройный столп колокольни высотой около 81 метра отличается особенным изяществом. В первом ярусе колокольни находилась библиотека, во втором — церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Радостный и могущественный звон разносился по всей округе…
Пятиглавый храм в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», находившейся в нем, был возведен на месте самого первого храма Саровской обители. Отделка храма была завершена в 1846г.
Рядом находился главный храм пустыни — величественный Успенский собор. Первоначально он был построен как небольшой храм простой архитектуры. Затем к 1777г. из него устроили алтарь и ризницу и пристроили большой собор. «Сей дом Отец созда, сей дом Сын утверди, сей дом Дух Святый обнови и прослави» — таким изречением был украшен фронтон собора. Храм отличался роскошью и художественностью, а также богатой церковной утварью. Над средними Царскими вратами находилась храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы.
С именем преп. Серафима связана больничная церковь препп. Зосима и Савватия Соловецких. Она была построена на месте кельи Преподобного, где он болел три года и получил чудесное исцеление после явления Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном Богословом. Церковь строилась вместе с больничными корпусами. Для нее преп. Серафим, тогда еще молодой послушник Прохор, собственноручно изготовил кипарисовый престол. Окончательно вид церковь получила в 1849 г.

Церковь св. пророка Иоанна Предтечи была построена внизу, под горой. Основанием храма служила огромная каменная арка, под которой находился источник с чистой водой. По водопроводу она расходилась по всем помещениям монастыря. Храм был построен в стиле классицизма и отделан в 1893г. К источнику для водоосвящения совершались крестные ходы.
Напротив южных дверей Предтеченского храма находился вход в саровские пещеры, построенные еще до основания монастыря. Особенное чувство благоговения и трепета охватывало посещавших сокровенные жилища первых насельников обители. В середине была устроена церковь во имя препп. Антония и Феодосия и прочих Киево-Печерских чудотворцев.
До наших дней сохранилась церковь Всех Святых на монастырском кладбище. Она построена в стиле классицизма в 1832-1834гг. и расписана художниками арзамасской школы Ступина в католическом стиле.
Рака с мощами преподобного Серафима.
В Успенском соборе покоились святые мощи Серафима в раке, пожертвованной Государем Николаем 2. Над ракой была установлена величественная сень и повешены драгоценные лампады. Устройство раки отличалось строгой красотой. Сама рака была каменная, в память моления старца Серафима на камне в Саровском лесу. Сделана она была из «вазелемского» мрамора желто-серого цвета, вся кругом украшена резьбою с красивым орнаментом и надписями о главных событиях из жизни Преподобного, без шлифовки и позолоты, в напоминание убогой простоты Старца и отречения его от благ мира. Крышка раки была серебряная, в виде рамы, в которую вставлено под стеклом иконописное изображение преп. Серафима, лежащего во гробе. В раку был вставлен дубовый гроб-колода, в него кипарисовый гроб со святыми мощами. Четыре базы и на них колонны из киевского лабрадора поддерживали сень над ракой, которая имела вид часовни со стрельчатой кровлей, в старинном владимиро-суздальском стиле. Сень из позолоченной бронзы увеличивалась пятью луковичными главами.
Часовня над могилой преподобного Серафима.
Могила преп. Серафима находилась в красивой светлой часовне, примыкавшей к алтарю Успенского собора. Стены часовни представляли собой рамы с разноцветными стеклами. Внутри помещалась икона явления Пресвятой Богородицы о. Серафиму в день Благовещения, а также изображение кончины Старца. На северной стороне часовни было изображение преп. Серафима, кормящего медведя. По лестнице спускались в небольшую пещеру и прикладывались ко гробу, сделанного самим Преподобным, в котором он был похоронен. В часовне стояли два памятника — старцу Серафиму и Марку-молчальнику. После закрытия монастыря место захоронения преп. Серафима не сохранилось.
Монастырская келья преподобного Серафима в храме, освященном в его честь.
Монастырская келья, в которой начиная с 1810 года Старец провел 17 лет в затворе и где принимал своих многочисленных посетителей, была в братском одноэтажном келейном корпусе. Здесь он сподобился видеть Пресвятую Богородицу в день Благовещения 25 марта 1831 года, здесь он мирно почил о Господе 2 января 1833 года. Чтобы выделить Серафимову келью среди других, появился замысел построить над ней храм, который бы накрывал келью сверху.
К 1890 году были собраны средства на постройку храма, а построили его только к 1903 году. Освящение состоялось 21 июля, во время Саровских торжеств в честь преп. Серафима.
В храме был установлен простой по форме иконостас. Келья как дорогое сокровище находилась внутри храма. В 1908 году над ней была установлена бронзовая кувуклия-шатер. В келье была восстановлена обстановка, бывшая при жизни преп. Серафима, и хранились некоторые его вещи.
Дальняя пустынька преподобного Серафима.
Это святое место находилось в пяти верстах от обители, на берегу реки Саровки, на возвышенном холме среди соснового бора. Сюда на пустынножительство пришел преп. Серафим в 1794 году и провел уединенно 15 лет в строгом посте, молитве и чтении Св. Писания.
Келья состояла из комнаты с печкой, сеней и крылечка; под полом находилась сложенная из кирпича пещера 3 аршина шириной, куда Старец уединялся для молитвенного подвига. Близ пустыньки были гряды огорода и забор. Пчельник приносил Старцу хороший мед. После смерти преп. Серафима келью с Дальней пустыньки перенесли в Дивеево, в алтарную часть церкви Преображения Господня. К Саровским торжествам 1903 года бревенчатая келья на Дальней пустыньке была восстановлена и место благоустроено. После закрытия монастыря в 1927 году все было разрушено, но люди приходили на святое место, несмотря на запреты властей. В 1990 году здесь была поставлена деревянная часовня, а в 2000 году — каменная, рядом в лесу был установлен памятник преп. Серафиму работы скульптора В.М.Клыкова.
Ближняя пустынька и источник преподобного Серафима.
Ближняя пустынька была устроена в конце жизни Преподобного, когда ему стало трудно ходить к Дальней. В ней он с 1825 года принимал многочисленных посетителей со всей России. Множество чудес совершилось здесь по его молитвам. Неподалеку от Ближней пустыньки батюшка Серафим беседовал со своим духовным другом Николаем Александровичем Мотовиловым о цели христианской жизни.
До самой своей смерти преп. Серафим принимал здесь страждущих, врачевал духовно и телесно, наставлял ко благочестию и спасению.
В 1825 году Преподобному явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова и ударила жезлом о землю, и из нее искипел источник чистой воды. Царица Небесная обетовала, что воды его будут целебнее Вифезды Иерусалимской. Именно здесь стали совершаться многочисленные чудесные исцеления.
Св. источник находился недалеко от Ближней пустыньки. К Саровским торжествам 1903 года над Серафимовым источником была сооружена часовня, украшенная иконами и картинами, под горой сделали просторную купальню. В настоящее время на месте Ближней пустыньки установлен деревянный крест. Рядом — большой памятный камень, на нем табличка с надписью, что это место в 1903 году посетил Государь Николай 2.
Место моления преподобного Серафима на камне.
В глухом Саровском лесу, в двух верстах от монастыря, на огромном камне в течение 1000 ночей старец Серафим коленопреклоненно молился перед иконой Святой Троицы. Днем же он продолжал свой подвиг на малом камне, который был у него в келье Дальней пустыньки. После смерти преп. Серафима камень был расколот на части. Осколки от него разошлись по всей России. Впоследствии на месте первого камня установили другой, похожий на прежний. Над ним была сооружена красивая деревянная часовенка с резными столбами. В настоящее время над камнем стоит сень, установлен большой крест.

По материалам приложения к летописи
«100-летие прославления преп.Серафима Саровского 1903-2003».

Иллюстрированный вариант: http://www.turizmvnn.ru/cont/show/5752697/
Рядом с посёлком Прибрежный в Первомайском районе Нижегородской области (старое название поселка – Лесозавод). С 1864 по 1914 год располагался Царский (Введенский) скит Серафимо-Понетаевского монастыря. Скит был обнесён каменной стеной, за которой когда то располагались: каменный храм в честь Введения во храм Божией Матери, колокольня, крестильная и Богородичная сосновая аллея.
Особую известность Царский скит получил из-за находящихся рядом, в лесной глуши, Серафимовых камней.
Добраться до Царского скита можно с трассы Арзамас- Дивеево. В с. Глухово свернуть на Кошелиху, проехать Кошелиху в сторону п. Прибрежный ( Лесозавод). Доехать до конца п. Прибрежный и свернуть на право, на грунтовую дорогу к Царскому скиту. Любой местный житель сможет подсказать вам дорогу. Дорога песчаная, доехать до Царского скита можно даже в дождливую погоду на любой машине. У дороги есть несколько ответвлений. Надо придерживаться самой накатанной и через 5-7 минут перед вами откроется большая поляна, в начале которой стоит пожарная вышка, с лева от нее сохранившаяся Богородичная аллея, а на другом, дальнем конце поляны все, что осталось от бывшего Царского скита..
Монастырь, был основан в 1864 году тремя послушницами, ушедшими из Серафимо-Дивеевского монастыря, и расположился в усадьбе дочери генерал-майора Копьёва — Елизаветы Алексеевны, лично знакомой с Серафимом Саровским, которая позволила образовать у себя женскую общину. Через пять лет община была преобразована в женский монастырь.
Монашествующие Царского скита были из дворянского рода, царского, а также царские дворовые, няньки и бедные девицы.
Царь и императорский двор не только покровительствовали монастырю и скиту, но и приезжали на отдых, молились, ходили на ближние и дальний камни Серафима Саровского. Скит посещали Александр II, царь Александр III, царь Николай II и царица Александра, цесаревич Алексей, цесаревны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и др. Первый, кто посетил эти места еще до образования Царского скита, при жизни преп. Серафима, был царь Александр I.
Первой и последней настоятельницей Царского скита была игуменья Александра, из царского рода. В 1927 году после долгих допросов игуменья Александра была расстреляна в подвале Крестильной.
В настоящее время сохранились Крестильная, Богородичная аллея, могила игуменьи Александры, несколько келий и царский колодец. Сам храм, его стены стерты с лица земли, трапезная сгорела.
Сохранившаяся Богородичная аллея ( аналог святой канавки Серафимо-Дивеевского монастыря) уникальная святыня. Появилась она следующим образом: при постриге в монашество высаживалась сосна. Если монашество принимало лицо императорской крови (фамилии), то высаживалась ель.
В некоторых сохранившихся домах (кельях) сейчас живут местные жители и располагалось лесничество. Часть домов брошены и окончательно разваливаются. С пожарной вышки лесничества открывается замечательный вид на всю округу: на лес, долину (еще очень маленькой в этих местах) речушки Сатис, Богородичную аллею и на большую поляну бывшего Царского скита..
Ближайшие Серафимовы камни не далеко от Царского Скита. В Царском скиту есть указатели указывающие дорогу к ним.
Дорога грунтовая, местами не песчаная, а земляная и идет немного в гору. После сильных дождей машину лучше оставить в царском скиту. Идти от указателя (стоящего у начала леса) до камней не долго. Мы смогли подъехать на своей машине к общей ограде, которой обнесены ближние камни. За оградой есть еще часовня и поклонные кресты.
Камней несколько, целая группа. У некоторых есть свои названия «Вериги», «Медвеженок».
Самый огромный из них и особо почитаемый камень «Медведь», именно с этим камнем похожим контурами на медведя связана легенда о том, что именно на нём два века назад молился Серафим Саровский. Камень огромен, буквально кусок скалы, занесенный в наши края древним ледником. Над землей возвышается лишь малая его часть и какие его размеры под землёй неизвестно. Возможно даже, что это самый большой камень в Нижегородской области.
Дальше в лесу есть еще один огромный камень (дальний), но добраться до него очень тяжело. Около пяти километров земляной дороги, по которой может проехать только хороший внедорожник. Это рассказал нам охранник, бывший на ближних Серафимовых камнях. Он не советовал на нашей машине даже пытаться к нему проехать. Т.ч. сфотографировать его у нас не получилось.

Камни Серафима Саровского

Нижегородская области славится во всём христианском мире как один из духовных центров русской христианской-православной культуры. На земле, освящённой подвижничеством святого преподобного Серафима Саровского, почитается как святыня большое число природных и рукотворных объектов: камни-валуны, источники и колодцы, песочек и камушки из них, отдельные деревья и рощи.

Одно из ярких мест находится в Нижегородской области недалеко от небольшого городка Кулебаки. Место очень светлое и чистое. Это камни Серафима Саровского. Находятся они в лесу, там не очень людно, что странно. Видимо, далеко не все чувствуют и воспринимают. По легенде, старец провел на этом месте 1000 дней и ночей, почти непрестанно молясь. Приходя к этим камням, можно соприкоснуться с духом святого старца. Удивительно, прошло уже столько лет, но сохранилось та сила и чистота, которую излучал Серафим Саровский.

дорога к камню



Что можно почувствовать на этом месте силы? Для чего туда ехать? Прежде всего, что бы услышать голос своей души. Мы, городские люди, живем совершенно в других ритмах. Время от времени просто необходимо выбираться на такие места. Не просто набраться энергии, но сонастроиться, почувствовать правильное направление своей жизни.


Как и во всех местах силы, всё начинается с очищения. Некоторые люди испытывают эмоциональный дисбаланс ещё в дороге: появляется раздражительность, обиды или страхи. И это хорошо — проявляются наши темные грани. Но всё проходит, когда оказываешься у первого камня: приходит состояние гармонии и умиротворения, и легко получается отпустить, понять и принять. Чувствуется энергия веры и ощущается поддержка, как будто Серафим Саровский молится там и по сей день.

В Нескольких километрах находится ещё один камень. Туда приходишь уже очищенным и настроенным на высокое. На этом месте можно почувствовать любовь и божественную благодать, в которой пребывает Серафим Саровский.

Старец говорил, что истинная цель жизни- стяжание Святого Духа. Другими словами, познание своей истинной природы. Мы, люди, непостижимые создания, в каждом заложен огромный потенциал, в каждом дремлет его дух, преисполненный любви ко всему сущему… Когда хоть капельку чувствуешь это, всё обретает смысл.

Видео камня Серафима Саровского в Муромском лесу:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *