Серафимо дивеевского монастыря

Содержание

Настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия о своем пути к Богу, о монашестве и дорогой обители

В 1946 году власти разрешили открыть Троице-Сергиеву лавру. В это время мой будущий духовник архимандрит Серафим (Шинкарев) вернулся из ссылки, в которой был вместе с архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким). Он поступил в лавру и больше никогда не выходил за пределы обители. Даже родную сестру, монахиню Агнию, которая свои последние дни доживала возле лавры, он не пошел хоронить. Помнится, я его не раз просила: «Батюшка, ну хоть бы вы приехали, благословили наше жилище». Он сначала кивал-кивал, соглашался, а потом отвечал: «Деточка, я же за стены лавры не выходил никогда».

Примечательно, что он всех называл «деточками», даже моего папу, и часто повторял: «Деточка, слушайся своих родителей! Послушание всему научит». И, действительно, я убедилась, что за послушание и почитание родителей Господь дарует долголетие. Мой отец почитал своих родителей и в итоге прожил 83 года. Когда мы ходили с ним в лавру на службу, всегда делали крюк в сторону дома дедушки с бабушкой, родителей отца. Также и моя мама почитала родителей и тоже дожила до 83 лет. Вот как важна эта заповедь.

И хотя у архимандрита Серафима за плечами было только три класса церковно-приходской школы, и батюшка не имел богословского образования, он сам образовал себя согласно Евангелию. У него был дар рассуждения. Сила его духа была такова, что Господь открывал ему многие тайны. Бывали случаи, что придешь к нему, а батюшка молится, и пока ожидаешь, все твои вопросы разрешаются. Отец Серафим молился о своих духовных чадах, и все ему было открыто.

А когда монах оставляет отчий дом, несмотря на то, что родители противятся его решению, это не является нарушением пятой заповеди?

Ни в Священном Писании, ни в святоотеческих творениях не говорится о том, что для поступления в монастырь должно быть родительское благословение. Более того, в Евангелии от Матфея сказано: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37). В некоторых случаях, когда родители, допустим, неверующие, нецерковные, они, конечно, и не дадут такого согласия. Но оказавшись в монастыре и приняв на себя обет послушания Богу, монахи не перестают почитать своих родителей. В этом случае выполнение заповеди будет заключаться в желании спасения своим родителям и молитве за них.

Именно так было в жизни основательниц Рижской пустыни (где я жила до Дивеева) сестер Мансуровых – схиигумении Сергии и схимонахини Иоанны. Когда они решили посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь, отец вознегодовал и прервал с ними общение. Сестры молились за него, и свою жизнь он закончил в созданном дочерями монастыре. Его похоронили в усыпальнице Мансуровых, в Троицком соборе, который строился при его материальной поддержке.В библиотеке пустыньки сохранились старинные тетради с письмами основательниц и их родителей друг к другу. Это трогательные письма любящих детей и любящих родителей. Я даже зачитывала выборочные места из переписки рижским сестрам.

Если мы идем по жизни, как к причастию, сложив крестообразно руки и предав себя в волю Божию, то не бывает такого, чтобы ты был не услышан. Если мы, действительно, сердцем, понимаем, что без воли Бога волос на нашей голове не упадет, то мы не будем ни удивляться, ни возмущаться, ни ужасаться ничему, что бы с нами ни происходило.

Примером для подражания в этом служит преподобный Серафим. Он же был могучим, сильным и мог легко отразить напавших на него разбойников. Тем более что в тот момент, когда они подступили к нему, батюшка был с топором. Но он даже не стал обороняться, полностью предал себя в руки Божии. Когда современный человек в похожей ситуации пытается поступить, как старец Серафим, это не всегда удается. Один сотрудник УВД в Нижнем Новгороде хотел повторить подвиг преподобного, когда на него напали двое хулиганов, но, как он сам рассказывал, тут же не выдержал и применил прием самообороны.

Понимаете, этой закваски – предания себя в волю Божию – у нас нет. А отец Серафим после избиения, которого мог избежать, целый год пролежал в постели от полученных травм, да еще просил ни в коем случае не наказывать преступников. Так и мы в монастыре должны делать. Не предлагать Богу какую-то определенную программу насчет себя, а исполнять то, что нам скажут.

Когда Вы поняли, что монашество – это Ваш путь?

На службах в лавре мама ставила нас с сестрой у заборчика возле солеи. Обычно из алтаря выходил схиигумен Савва (Остапенко) и раздавал деткам медальончики. Однажды он погладил меня по голове и сказал: «Будущая монашка». Я была девочкой подвижной, шустрой и бойко ответила: «А я не собираюсь быть монашкой!» Мне было 6 лет. А когда исполнилось 23, я захотела в монастырь и скорбела, вспомнив свой дерзкий ответ. Но, слава Богу, преподобный Сергий взял меня в свой Троице-Сергиев женский монастырь в Риге.

Как Вы там оказались?

Поехала туда по просьбе архимандрита Серафима. Он попросил отвезти в Рижскую пустынь записки и пожертвования за его родственников и направил к духовнику монастыря архимандриту Тавриону (Батозскому). Мне очень понравилось там. Рижская пустынь произвела впечатление своей уединенностью, молитвенностью, особым пением «по-пустынному». Помню, я подошла к Распятию на монастырском некрополе, плакала возле него и думала: «Мне никогда не попасть в монастырь». Потом оказалось, что это была могила игумении Тавифы.

Вернувшись в храм, я услышала проповедь отца Тавриона, в которой были такие слова: «Кто положил на сердце работать Господу, да не отступит от этой мысли, и в оное время Бог совершит это». Было такое чувство, что через эту проповедь Сам Господь меня утешил. Перед отъездом отец Таврион благословил меня иконой Божией Матери «Знамение» иерусалимского письма. Точно такую же икону через несколько лет мне дала игумения Рижского монастыря матушка Магдалина во время моего иноческого пострига…

Я окончила Московский медицинский институт, отучилась в ординатуре, работала заведующей хирургического отделения стоматологической поликлиники. Но все это время ждала, когда же исполнятся слова из проповеди отца Тавриона: «В оное время Господь устроит это». И Господь так все устроил, что мама меня в монастырь сама направила. Ей не нравилось, что, работая в больнице, я постоянно была в разъездах, в суете, и она не выдержала: «Живи уже в монастыре, хоть на одном месте будешь!» А ведь более 10 лет не пускала.

Все мои детские мечты Господь исполнил сполна. Я говорила, к примеру, родителям: «Почему нас в семье только четверо? Как не интересно! Вон, у некоторых по 6-8 человек!» И теперь у меня семья не 4 человека, а в сто раз больше, сегодня уже более 500 сестер в Дивееве. И когда мне бывает порой тяжело, я напоминаю себе: «Ты ведь хотела большую семью?!»

В Рижском монастыре и Спасо-Преображенской пустыни я прожила 10 лет. Трудилась на разных послушаниях, в том числе на скотном дворе. Туда ко мне приезжал отец, и однажды мы с ним три недели вместе чистили вилами коровник после зимы (физически это очень тяжелое послушание). До сих пор помню, как мы мучились с примерзшим к полу навозом (смеется). В монастыре я продолжала лечить людей. У меня было стоматологическое кресло в келье, бормашина – все как положено.

Получается, Вы пришли в монастырь в 35 лет, через два года Вас постригли в иночество, а спустя еще два года в мантии нарекли в честь преподобного Сергия. Есть икона, где преподобные Сергий и Серафим изображены вместе. В Вашей жизни эти святые играют важную роль. Вы ощущаете их молитвенную помощь, поддержку, заступничество в несении теперь уже игуменского креста?

Очень даже! Понимаете, ничего случайного в жизни человека не бывает. Небесная и земная канцелярии тесно связаны. Важно только нащупать эту Божественную, Промыслительную нить, которая тебя ведет. И помнить, что не мы избрали Бога, а Он нас избрал. Вообще, мне Господь в жизни посылал прекрасных людей и в лице архиереев, и преподавателей, и знакомых.

Лавра и Дивеево духовно связаны. Я жила в Сергиевом Посаде под покровом Святой Троицы и преподобного Сергия, с детства молилась в его обители. Рижский монастырь тоже посвящен Святой Троице и преподобному. В период возрождения Дивеевского монастыря, когда Нижегородская кафедра овдовела, мы с сестрами усердно молились ‒ и Господь послал нам в качестве архиерея эконома из самой Троице-Сергиевой лавры! Владыка Георгий иногда шутит: «Меня в Дивееве вымолили».

С юных лет я очень любила батюшку Серафима. У моего духовника в келье была большая икона преподобного, перед ней хотелось молиться. И в Рижском монастыре у нас была икона молящегося на камне старца Серафима. Но я никогда и помыслить не могла, что буду жить в Дивееве и тем более настоятельствовать. Преподобный Серафим, как в свое время и преподобный Сергий Радонежский, сам привел меня в свою обитель.

Опираясь на Ваш многолетний опыт в управлении женской обителью, скажите, пожалуйста, чем, по Вашему мнению, современное игуменство отличается от прошлых времен?

Матушка Магдалина в Рижском монастыре нам говорила: «Если бы я использовала методы, которые применяла моя духовная мать игумения Тавифа, то из вас никто бы не выдержал». Игумения Магдалина была старшим регентом в обители, и даже в отношении нее матушка Тавифа отличалась строгостью: могла не поздравить с Днем Ангела, сделать выговор. В наше время, наоборот, приходящие в монастырь нуждаются в бережном отношении. Да и батюшка Серафим говорил, что ласково надо обращаться с насельниками. Это как с больным ребенком, его же не шлепают, а берут на руки, успокаивают. И в Священном Писании сказано: «Тяготы друг друга носите».

То есть мы должны с терпением относиться друг к другу, и тогда исполним закон Христов. Но и потакания страстям быть не должно. А опыт приходит с жизнью по уставу, и в управлении обителью в том числе. Если мы не придумываем себе какого-то особого статуса, а предаемся воле Божией, то создается правильная жизнь: что не ты управляешь, а Господь.

На Ваш взгляд, в чем главная проблема современного иночества? В монастырь ведь приходят из мира, а он накладывает свой отпечаток на привычки, характер. Что бы Вы хотели пожелать новоначальным, взирая на реалии современной жизни и ее особенности, которые неизбежно влияют и на монахов?

Самое главное в жизни монашеской – это отсечение своей воли. Если человек не настроен отсекать свое «я», то ему будет трудно везде, на какое бы послушание его ни поставили, даже на самое любимое. Не будет отсечения своеволия – не будет монашества. Вся жизнь наша состоит в искании воли Божией. А воля Божия подается через старших. Что нам благословляется, то мы должны делать, и должны стремиться к исполнению заповеди о любви к Богу и к ближним, к непрестанной молитве и благодарению.

Пусть мы пока не можем любить, но немощи друг друга должны покрывать терпением. И недостатки с моей стороны как игумении тоже стараться терпеливо переносить. Конечно, это не просто, ведь теория – это одно, а практика – другое (улыбается).

Преуспеть в духовной жизни можно, если ничего не требовать от других, а требовать, в первую очередь, только от себя. Монах должен уметь слушать и слушаться. Каждому из нас нужно стремиться стяжать дух мирен. А если не удается, то почему у нас претензии к другим? Но если в нас не поселяется мирный дух, то не могут около нас соединяться, консолидироваться, спасаться. Игумении и каждой сестре нужно все свои действия строить с упованием на Бога, просить у Бога помощи, чтобы страсти, которые имеются у человека, пришедшего в обитель, отсекались. Да, это болезненно. И необходимо, чтобы сам человек понимал, на каком духовном уровне он находится и над чем еще нужно трудиться. Если он этого не поймет, то не приживется в монастырской среде.

И в этом важную роль играет духовное руководство?

Безусловно. В Дивееве в этом плане главные помощники – Матерь Божия и батюшка Серафим. Кто неотступно просит их, тот будет услышан. Люди со стороны приезжают и помощь получают, что уж говорить о насельницах. Как поют дети в нашей монастырской православной школе, «помощь небесную дает нам батюшка Серафим». Поэтому если человек истово желает монашеской жизни, просит, молится, ищет Божьего, а не своего, то у него есть шанс стать монахом.

Одна из дивеевских монахинь отметила, что в монашестве важно быть искренним, честным пред Господом.

Верно. А мы зачастую хотим себя приукрасить.

При столь колоссальной загруженности, как Вы успеваете уделять время молитвенному деланию? Откуда черпать силы на молитву, особенно в крупных обителях, где большие хозяйства, сады, огороды? В дивеевских скитах у сестер в основном именно такие послушания. Один коровник требует массу времени и сил, а еще надо столько всего успеть. Как организовать свою жизнь, чтобы главное место в ней занимала молитва, чтобы хватало именно физических сил на монашеское правило или все-таки послушание превыше всего?

Как сказано в Священном Писании, «помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю». И воистину это так. Силы я черпаю так же, как и сестры, в молитвенном обращении к Богу, к Пресвятой Богородице. Молитва – самое главное в жизни монашествующих, а тем более – игумении. Если монах не будет молиться, то он не сможет ничего сделать.

В нашем монастыре день расписан у каждой сестры, в том числе и у игумении, я тоже живу уставной жизнью. Когда в определенные дни у нас не служится полунощница, то, как и сестры, я читаю ее келейно. А обычно вместе со всеми в 5.30 утра иду на утреннее правило, стараюсь не пропускать литургию, поскольку литургия – это большая духовная подпитка. В 11.00 у нас совместная трапеза.

Еще стараюсь ходить на молитвенное правило для инокинь и монахинь, которое совершается в Казанской церкви за час до вечерней службы (в 16.00). На этом правиле читаются малое повечерие и каноны. В 17.00 начинается вечернее богослужение. Затем – ужин, и идем по Богородичной Канавке. После вечернего правила возвращаюсь в келью около 22.30-23.00. И так каждый день.

Когда человек живет уставной жизнью, то есть согласно уставу, не уклоняясь, Господь дает силы. Как только сделаешь сбой, уклонишься от устава, тогда становится тяжело. Конечно, когда я нахожусь в поездках, привычный график немного сбивается, но пребывая в Дивееве, стараюсь всегда быть на сестринском правиле, держать себя в молитвенном тонусе, так сказать.

Что касается послушания, которое, как говорил батюшка Серафим, превыше всего, то мы всегда можем придумать себе уйму работы, лишь бы не молиться. У меня, к примеру, масса долгов по работе, незавершенных дел. Но если не помолиться, то это означает, что мы сами, только лишь своими силами, думаем устроить дело, а ведь устрояется оно только в том случае, если мы все свои силы, все свое время отдаем Богу. А уже Господь Сам управляет и в нужный момент нужных людей посылает. Даже видите, нам с вами удалось-таки встретиться. И это не из-за того, что я такая хорошая и все успела, а потому, что Господь помогает.

Игуменский крест при управлении одним из крупнейших православных монастырей со стороны кажется неподъемным, Вы же несете его уже 25 лет. Какое из наставлений преподобного Серафима помогает Вам в попечении о душах сестер? Ведь бывши в миру врачом телесным, в обители Вы являетесь врачом духовным для душ вверенных Вам монахинь.

Как говорил батюшка Серафим, Верховной Игуменией в Дивееве является Царица Небесная, а мы только находимся на послушании. Поэтому управление в монастыре совершается Самой Божией Матерью и преподобным Серафимом – нашими главными попечителями. Ну, а мы… Бумаги же кто-то должен подписывать (улыбается). Поэтому бумаги подписываю, на правило и на трапезу вместе с сестрами хожу, чтобы они видели живую игумению. Другими словами, разделяю с ними жизнь монастырскую.

Во многих наших скитах сейчас восстановлены храмы, я приезжаю туда на престольные праздники. Бывая в скитах, включаюсь вместе с сестрами в молитвенное правило, выкраиваю время, чтобы вникнуть в проблемы. Часто я вызываю скитоначальниц в Дивеево или они сами приезжают, если нужно какие-то вопросы решить. Так что у нас очень напряженный график, как вы уже успели заметить (улыбается).

А, вообще, управление всей обителью, все, что здесь делается, воистину совершает Сама Пресвятая Богородица. Не могу похвалиться, что я что-то в монастыре сама сделала. Сознаю свое недостоинство и свою немощь. Преподобный Серафим говорил о себе, что он здесь камешка по собственной воле не положил. И когда задуманное не получается, то понимаешь: значит, нет воли Божией. А если Матери Божией угодно твое начинание, оно исполнится. Поэтому мы в Дивееве – лишь простые послушницы, «солдаты», «служки» Царицы Небесной.

Игуменский крест – это, действительно, крест, в прямом смысле слова. При назначении настоятельницей Дивеева на меня надели крест предыдущей игумении Александры, которая управляла монастырем 38 лет. Крест, который, как сказал мне владыка Николай, «согнет твои колени». Поэтому я уповаю на то, что не сама сюда напросилась, а Бог меня привел.

Нужно просить у Господа терпения нести свои немощи и немощи других – это главное. Чтобы, как и любая другая, монастырская семья не разрушилась. В семье отношения должны быть такими, чтобы дети, видя благополучное отношение родителей, могли бы сами благоуспешно создать собственную семью. Когда такие отношения между правящим архиереем, руководством монастыря и насельницами есть и сестры видят это, то они сами преуспевают. И постепенно отпочковываются те из них, которые теперь сами возглавляют монастыри. Уже более 10 дивеевских сестер стали настоятельницами и игумениями. Даже на Камчатке игумения поставлена из нашего монастыря.

Матушка, а у сестер есть возможность напрямую обратиться к Вам в случае необходимости?

Конечно. Если кто-то не может быть принят сразу, есть возможность оставить записку или письмо в почтовом ящике игумении, ключ от которого хранится только у меня. Важно, чтобы между настоятельницей и сестрами было доверие, как у детей к родителям. Когда в семье удается установить доверительные отношения, когда дети верят своим родителям, то у них потом все в жизни складывается хорошо, жизнь идет в правильном русле. В монастырской семье происходит так же.

Женский монастырь – духовно более сложный организм, чем мужской. Встречаются и зависть, и ревность к матушке, и в целом женское устроение иное, женщины более эмоциональны. Как с этим справляться, особенно в большой монастырской семье?

«Монашествующие – это ни женский, ни мужеский пол». Если человек живет уставной жизнью и по послушанию, то никаких проблем не возникает. Когда монах принимает постриг, он от своего «я» отказывается. Отложением волос, когда крестообразно постригают волосы на голове монаха, он должен отсечь свою волю, поэтому эмоций быть не должно. Хотя, бесспорно, бывает и раздражение, и недовольство.

Почему это происходит? К каждому из нас справа приставлен ангел-хранитель, а слева – ангел сатанин, который научает различным капризам, недовольству, унынию и так далее. К примеру, дает позыв возмутиться, негодовать. Если мы все упование возлагаем на Бога и призываем Его, то можем победить эту страсть или грех. Но не своими силами, а силой Божией. «Бей ратников силой Иисусовой, ибо нет сильнее оружия ни на небе, ни на земле», – говорит преподобный Иоанн Лествичник. Поэтому если человек работает над своей душой, духовно внимателен к себе, не ищет причин в других, то, как правило, все удачно получается. Человек закаляется и понимает, что не свою волю он должен творить.

Игумения ведь тоже не может своевольничать. В монастыре есть Духовный собор, на котором обсуждаются общемонастырские вопросы со старшими сестрами. Есть управляющий митрополией, без ведома которого многие вопросы не решаются. Даже чтобы в лечебный отпуск, к примеру, отпустить сестру, пишется рапорт на имя митрополита, и он либо благословляет, либо нет. Все в монастыре делается с благословения. И это не человекоугодие, просто такая вертикаль существует.

Святейший Патриарх Кирилл на одном из монашеских форумов отметил, что у монашествующих не может быть никаких отпусков в принципе. Это связано с тем, что вне монастыря монах может растерять пульс монастырской жизни, духовно расслабиться? В чем тут опасность?

Раньше это было не принято, даже отпуск по состоянию здоровья не предоставлялся. Но бывают исключительные случаи: болезнь родителей, к примеру. При этом, как указано в уставе нашего монастыря, который Сама Царица Небесная дала через батюшку Серафима, нигде – ни в келье, ни в дороге – сестра не должна находиться одна. Поэтому в кельях у нас проживают по двое. Так же и в дороге: куда бы ни отправилась сестра по послушанию, надо ехать вдвоем.

Во время пострига за каждую из сестер Вы кладете руку на Евангелие, тем самым становясь их восприемницей. Насколько важно в наше время наличие у монахов воспреемника/восприемницы, и какова их духовная роль в жизни монашествующих?

В Дивееве митрополит Георгий совершает постриги по лаврскому обычаю – во время Великого поста. Я воспринимаю каждую сестру, потому что таково благословение владыки. Но перед постригом обычно спрашиваю, с кем из старших она могла бы откровенно общаться, открывать душу, и поручаю новопостриженную выбранной ею сестре. Тем не менее, ответ за каждую нужно держать мне. Я предаю и себя, и своих духовных чад в руки Божии, потому что понимаю свою немощь, но верю, что в немощи совершается сила Божия. Надо только слушаться Бога и обращаться к Нему за помощью.

В своем докладе «Опыт духовного окормления у старцев Свято-Троицкой Сергиевой лавры» Вы рассказывали историю из Вашего детства, когда Ваша мама беседовала со старцем, предсказавшем Вам монашеский путь. На недоуменные возражения Вашей матушки, что в монастыре скучно и одиноко, старец отвечал: «Мне не скучно и ей не будет скучно, мне не одиноко и ей не будет одиноко». Спустя годы, уже будучи игуменией Четвертого удела Пресвятой Богородицы, Вы можете подтвердить, что старец был прав?

При этом он указал на иконы, которые висели в его келье, и сказал: «Разве с такими собеседниками может быть скучно?!» Мне в монастыре не скучно.

Мы беседуем для спецвыпуска про Дивеево, хочется верить, что батюшка Серафим благословил нас на это богоугодное дело. Сердечно благодарим Вас, матушка Сергия, за интересное интервью. И последний вопрос: людской поток в Дивеево не прекращается ни на один день, даже в темное время суток до закрытия обители на Канавке можно увидеть силуэты молящихся. К преподобному Серафиму верующие спешат в самых разных нуждах, но едут чаще всего, чтобы просить. А как правильно это делать и как научиться благодарить? Ваши пожелания паломникам, постоянным богомольцам Дивеева и тем, кто еще на пути в монастырь.

Сейчас Дивеево благоукрашается. Все здесь поистине дивно. А почему? Потому что у нас есть предстатели небесные: наши первоначальницы, преподобные жены, блаженные, священномученики, преподобномученицы и исповедницы – целый собор Дивеевских святых. Все они нам споспешествуют. Только бы мы сами не уклонялись и, прежде всего, боролись с самими собой.

А просить о чем-то нужно молитвой «Отче наш»: «Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе», а не как мы хотим. И если нет воли Божией на наше прошение, то говорить так: «Дай, Господи, терпения», «Слава Богу за все». Ведь, как правило, напрошенное – это выброшенное, как говорят святые отцы. А благодарение – это ладони, раскрытые для новых щедрот. Просить надо о главном – чтобы душа наша очистилась, чтобы мы узрели Бога в вечности и пребывали бы не только в земном, хоть и дивном, Дивееве, но и в Небесном.

pravdoiskanie

«МОНИТОРИНГ СМИ: Латвия: в «мешках ЧК» оказалась влиятельная женщина РПЦ МП. Священник заступается за игуменью Сергию»
«Национальный архив Латвии 20 декабря 2018 года открыл доступ к картотеки КГБ ЛССР. Согласно этим данным, среди агентов ЧК числятся бывшие и нынешние представители духовенства. Например, настоятельница Серафимо-Дивеевского женского монастыря, игуменьи Сергия.
Данные еще одной рассекреченной «карточки» агента полностью совпадают с данными матушки Сергии.
Итак, что же гласит учетная карточка настоятельницы Серафимо-Дивеевского женского монастыря?
Игуменья Сергия в миру – Конкова Александра Георгиевна. Ее завербовали в феврале 1987 года под псевдонимом «Вероника». Место работы и должность на момент вербовки указано: «благочинная филиала Рижского женского монастыря» (Преображенская пустынно в городе Елгава).
Что доподлинно известно о Конковой Александре Георгиевне?
Игуменья Сергия ( Конкова), настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря – несомненно влиятельная и авторитетная фигура. Игуменья Сергия входит в состав Коллегии при Синодальном отделе по монастырям и монашеству.
Александра Георгиевна (матушка Сергия) окончила Московский медицинский институт, отучилась в ординатуре, работала заведующей хирургическим отделением стоматологической поликлиники.
А 1981 году стала насельницей Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря. Через три года по благословению митрополита Леонида Рижского и Латвийского переводят будущую матушку Сергию благочинной в Рижскую пустыньку (город Елгава). Там прожила 10 лет. А в ноябре 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия ее переводят во вновь открывшийся Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский монастырь настоятельницей.
А в 2018 году появилась информация, что Конкова Александра Георгиевна (игуменья Сергия) являлась агентом КГБ.
Разумеется, пресс-служба Русской Православной Церкви не дает никаких комментариев. Но нашему изданию удалось найти представителя духовенства, который когда-то проживал в Латвии. Он согласился ответить на наши вопросы, но с одним условием – не указывать его имени.
— Вы знали Конкову Александру Георгиевну? Ныне настоятельницу Серафимо-Дивеевского монастыря.
— Сразу хочу сказать, что мне совершенно не нравится то, что Латвия опубликовала эти «мешки ЧК». Все это грязь! Я не могу сказать, что хорошо знал матушку Сергию, но несколько раз мы пересекались в монастыре, в Елгаве.
— Действительно ли она сотрудничала с органами КГБ?
— Таких нюансов я не знаю, но могу сказать точно то, духовенство находилось в то время в незавидном положении: без согласия КГБ не могли назначить ни одного священнослужителя, с ними нужно было все согласовывать. Были и те, которые не шли на этот контакт. И тогда он не мог нигде служить. Церковь всегда очень интересовала КГБ. Почему? Много людей всегда ходило в церковь: исповедь, поговорить или посоветоваться с батюшкой. И были такие люди, которые интересовали органы.
— А как же тайна исповеди?
— Я не хочу углубляться в этот вопрос. У каждого священнослужителя есть свои принципы и совесть. Я не знаю ни одного, который бы навредил прихожанину.
— Но как же матушка Сергия попала в картотеку КГБ? Может, это все ложь?
— Я могу только предположить, что ее просто вызвали в органы и поставили условие: подпишешь и будешь дальше служить, а нет… Как уже говорил, я немного общался с ней и хочу сказать, что это светлый человек! Это точно! Ничего дурного о ней в Рижской пустыньке не говорили. Очень трудолюбивая, отзывчивая. Послушайте, а как она должна была поступить? Отказаться? Тогда бы она никогда и нигде бы не служила! Может, стоит подумать о тех людях, которым она помогла? Я уверен, что она никогда и никому не навредила!
— А почему ее перевели в монастырь, в Дивеево? Почему ей предложили стать настоятельницей? Вы сами говорили, что такие решения без КГБ не проходили!
— Все просто. В то время настоятельницей Свято-Троице-Сергиева женского монастыря была игуменья Магдалина. Это очень серьезная и умная женщина была. Думаю, что она и рекомендовала матушку Сергию в настоятельницы, в Дивеево. И это понятно: матушка Сергия – человек с высшим образованием, прекрасно управлялась с хозяйством в пустыньке, умела все организовать. А то, что из Латвии выбрали настоятельницу, то есть объяснимая причина: в то время практически на территории России не было женских монастырей! Выбора не было! А тут умная, хозяйственная матушка. Выбор очевиден!
— А почему при успешной карьере стоматолога матушка Сергия уходит в монастырь?
— Спросите у нее!
— А как вы считаете?
— Я могу только предположить! Матушка пришла в монастырь где-то…. За тридцать. Я не помню, чтобы у нее был супруг и дети. О чем это говорит? Была крепка в своей вере Богу! Нет, не от одиночества в монастырь пришла! Я видел ее совершенно счастливой в монастыре! Искренне счастливой! Вообще, я согласился поговорить на эту тему по одной причине: хватит ворошить грязь! Хватить искать в православии «темные пятна». Просто хватит! Священнослужители и так достаточно настрадались!

Татьяна Тимука,
«АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛИ», 2 января 2019 г.
(http://argumenti.ru/world/2019/01/597800)» https://credo.press/221891/
Серафим Саровский: где – ты?
Воскресенье: где – твоё?
Третий Римский царь: конечно?
Не пришёл: до вас – ещё?
Где – канавка – Серафима?
Там Антихрист – не пройдёт?
Храм – возносится: на небо?
Он – с собой: вас заберёт?
И игуменья – конечно?
Прям на небо: аж взлетит?
А ЧК: на это – дело?
Её там – благословит?
И в раю: нужны – агенты?
Федеральной Службы – Б?
Обещал ведь мистер Путин?
«В рай уйдёте вы – с РФ?»
И агенты – в рай уйдут?
Стукачи – прям: поползут?
Мистер Путин: где ключи?
Рай скорей им – отвори?
Нет – ключей: у ВВП?
Рай – не светит: ФСБ?
И игуменья – она?
Не войдёт в рай – никогда!
=========================================
«…речь старца о вознесении Казанского Храма, где сейчас покоятся мощи самых почитаемых сестёр – монахинь Дивеева, причисленных к лику святых. Батюшка говорил о том, что когда Антихрист подойдёт к этому Храму, а Храм вознесётся, вместе со всеми, кто будет в нём. На воздух поднимется. Достойные туда зайдут и останутся, а недостойные хоть и зайдут, но будут падать оттуда. Так и не сможет достать Антихрист вас оттуда. Таков будет Новый малый Ковчег спасения для малого стада. Странные слова, сложно понимаемые…»
============================================================
Успокойтесь, шаромыжники! Никаких кривых путей в рай специально для вас никто не приготовил! И никакие чёрные ходы вас вместе с вашими попами в рай не приведут! Никакой «царь – патриарх» вас не спасёт. Вам было проповедано Евангелие Иисуса Христа. Вам был указан путь: что вам надо делать, и чего не надо: чтоб попасть в рай, а не сгинуть в ад навсегда!
Сказание о синдроме шаромыжника желающего в рай заползти: погубив весь мир и обворовав народ страны! https://pravdoiskanie.livejournal.com/4076563.html
Сказание профессора РПЦ для предателей, и стукачей: «вы будете в раю с Иудой, подыхайте быстрей!» https://pravdoiskanie.livejournal.com/797767.html
Вопрос: неужели воинское звание главы РПЦ-МП так велико, что в 1м ряду военных — сие святейшее лицо? https://pravdoiskanie.livejournal.com/4163122.html
Вопрос: покаются ли в РПЦ-МП правящие монахи-жрецы, или словно бесы, в ад уйдут вскоре они? https://pravdoiskanie.livejournal.com/4105191.html
Вопрос: неужели взаправду обеспечивают пропаганду власти РФ-попы РПЦ, являясь ещё и агентами ФСБ? https://pravdoiskanie.livejournal.com/4161771.html
Сказание о вашей церкви-матери и духовной скрепе нынешней власти РПЦ: она часть государства и ФСБ! https://pravdoiskanie.livejournal.com/3687748.html
Вопрос: взаправду ли в плену у спецслужб государства РФ находится ваша «скрепа духовная» Русская ПЦ? https://pravdoiskanie.livejournal.com/3735155.html
Сказание Невзорова, героя и богатыря: попы РПЦ не соблюдают тайну исповеди, а в ФСБ доносят на тебя! http://pravdoiskanie.livejournal.com/331803.html
Сказание об освящении храма РПЦ на Лубянке в ФСБ, и вопрос: ты горд за святую Русь, или всё ещё не? http://pravdoiskanie.livejournal.com/709332.html
Сказание специалистки психологии о мошеннической организации РПЦ, и о Гундяеве — голом короле! https://pravdoiskanie.livejournal.com/4039260.html
Вопрос: не является ли фальшивой частной фирмой РПЦ-МП, а владельцем её и вашим-Кирилл в одном лице? https://pravdoiskanie.livejournal.com/3652381.html
Вопрос: взаправду Голощапов является не токмо массажистом Путина но и куратором РПЦ или клевета сие https://pravdoiskanie.livejournal.com/3666045.html
Вопрос: почему бога Кузю судят, а главу РПЦ нет — кто даст на вопрос этот, очень верный ответ? https://pravdoiskanie.livejournal.com/3678745.html
Вопрос: будет ли включён в санкционный список США — мульти миллиардер глава РПЦ, или невозможно сие? https://pravdoiskanie.livejournal.com/3701224.html
Сказание Деда Мороза во сне: «вскоре я за тебя свершу отмщение клептоманам в прогнивших недрах РПЦ!» https://pravdoiskanie.livejournal.com/3870008.html
Сказание о денежных сбережениях умершего патриарха Алёши №2: их получит настоятельница монастыря? https://pravdoiskanie.livejournal.com/881632.html
Сказание о совладелице православного банка «Пересвет», главы РПЦ троюродной сестры: правда, ай ни? https://pravdoiskanie.livejournal.com/891162.html
Сказание вице-премьера Болгарии Валерия Симеонова о главе РПЦ: «он сигаретный водочный агент КГБ!» https://pravdoiskanie.livejournal.com/3759436.html
Вопрос: проиграна ли Россией главная — идеологическая война, и стала ли теперь несостоятельной она? http://pravdoiskanie.livejournal.com/1124587.html
Вопрос: будет ли признано несостоятельным недееспособным и токсичным РФ и РПЦ — 2 монстра в 1м лице? http://pravdoiskanie.livejournal.com/1075100.html
Вопрос: пригласят ли для правления варягов жители особой страны, ибо они сами — психически больны? http://pravdoiskanie.livejournal.com/1106309.html
Вопрос: неужели госсекта РПЦ-МП намекает, что Иисус Христос-это она, и не сошли ли эти мужики с ума? https://pravdoiskanie.livejournal.com/4157550.html
Вопрос: взаправду ли Россия погибнет навсегда, после воскресения Серафима Саровского и явления царя? https://pravdoiskanie.livejournal.com/3868195.html
Сказание кающегося грешника про РПЦ-МП: «сия самостийная секта готовится против народа к войне?» https://pravdoiskanie.livejournal.com/4108696.html
Вопрос: должны ли урус-монахи быть изгнаны с Афона враз и навсегда раз еретики хотят патриарха-царя? https://pravdoiskanie.livejournal.com/4098010.html
Tags: ФСБ

  • Преподобный Серафим Саровский и Грузия

    Самый популярный русский святой в Грузии – это святой Серафим Саровский. В любой церковной лавке вы увидите иконы великого русского старца грузинского письма. Ему посвящены церкви в Боржоми и в Дедоплисцкаро.

  • Земля Богородицы на севере России

    Уже пять веков не оскудевает людской поток к святыням Туровца, к чудотворной иконе Путеводительницы. Не уничтожено святое место, отмеченное Царицей Небесной, не стерлось из народной памяти.

  • Монастырь на краю земли

    «Много людей сюда приезжает в поисках какого-то края земли. На Камчатку, на Сахалин, или вот сюда, на Русский остров, едут. Люди из Москвы, из Сибири оказываются во Владивостоке, узнают, что есть монастырь на острове, и приезжают к нам. Но остаются, конечно, единицы». Мы сидим с настоятелем Свято-Серафимовского монастыря на белой скамье возле храма. За храмом возвышаются сопки, покрытые дубняком, как бы закрывая это пространство от остальной части суши. По другую сторону ‒ море, его не видно, но его запах чувствуешь по легкому морскому бризу, он смешивается со сладким запахом цветущего шиповника.

ВНИМАНИЕ! Вы используете устаревший браузер Internet Explorer 6 or 7

Данный сайт построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает Internet Explorer 6-ой версии.

Настоятельно Вам рекомендуем выбрать и установить любой из современных браузеров. Это бесплатно и займет всего несколько минут.

Internet Explorer Opera Browser Mozilla Firefox Google Chrome Apple Safari

Почему нужно поменять браузер IE6 or IE7 на другой?

Браузер Internet Explorer 6 or 7 является не просто браузером старой версии, а устаревшим браузером, браузером старого поколения. Он не может предоставить все возможности, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы в несколько раз ниже! Internet Explorer 6 or 7 не способен корректно отображать большинство сайтов.

Если по каким либо причинам Вы не имеете доступа к возможности установки программ, то рекомендуем воспользоваться «portable» версиями браузеров. Они не требуют инсталляции на компьютер и работают с любого диска или вашей флешки: Mozilla Firefox или Google Chrome.

Безопасность

Использование IE6 or 7 потенциально опасно, так как именно через него доступ в Ваш компьютер имеют вирусы и мошенники.

Только факты

IE6 or 7 был выпущен в 2001 году!
Позже были созданы версии
8 и 9, вскоре ожидается следующая версия Internet Explorer.

Microsoft

Microsoft, разработчик Internet
Explorer 6 or 7 прекратила его поддержку
и рекомендует устанавливать новые версии своего браузера.

История села Дивеево и Серафимо-Дивеевского монастыря

Поделитесь с родными и друзьями:

История Дивеева неразрывно связано с именем замечательного человека и краеведа, увы, ныне покойного – Василия Ивановича Карпушова. Почти 50 лет этот человек скрупулезно, по крупицам собирал историю родного края. Краеведению он посвятил всю свою жизнь, а огромнейший документальный материал, собранный им, лег в основу не одной книги.

Василий Иванович Карпушов является автором книг: «пять веков Дивеевской земли», «Путеводитель по земле Дивеевской», «Православное Дивеево. Двадцатое столетие» и многих других.

Поэтому, кто бы не захотел узнать что-то из истории Дивеевского района, одним из главных источников информации будут труды В.И. Карпушова. Мимо них не пройти никому.

Вам также будет интересно узнать историю появления святых источников в Дивеево

Далекое прошлое

Дивеевский край был малообжитым. В середине XVI века на левом берегу Вичкинзы (примерно нынешний конец улицы Труда), появилось несколько семей русских пахарей-смердов. Переселенцев манили свободные земли и перспектива будущей счастливой жизни.

На противоположном берегу реки проживала мордва. Между поселениями быстро завязались дружеские и экономически выгодные отношения. А летом 1552 года Иван Грозный двинулся в третий поход на Казань. Вместе с царем шло и Касимовское войско, управляемое татар–мурзами. Среди них был Дивей Мокшев, коему в 1558 году, в честь победы над Казанью, царским указом отошли земли в районе впадения Вичкинзы в Старую речку. Русские переселенцы передавались во владения князю и были обязаны платить ему дань. Так владения князя Дивея, впоследствии претерпев изменения, закрепились в названии села Дивеево.

Читайте также историю появления в селе царской лиственницы, памятнику царской семье и сбывшиеся предсказания дивеевской блаженной царственным страстотерпцам

Дивеево росло медленно. Статус села оно получило лишь в XVIII веке, когда в нем была построена Никольская церковь. А в 1706 году был основан Саровский мужской монастырь. Паломники, устремившиеся туда, неминуемо посещали Дивеево, так как все дороги, ведущие в Саровский монастырь, через Ардатов, Арзамас и другие населенные пункты проходили через это небольшое село. Здесь паломники и отдыхали у Никольской церкви перед последним переходом в монастырь. Но по-настоящему широкую известность Дивеево получило после открытия в нем Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

История и жизнь села Дивеево в 19 и начале 20 веках

Уже к середине 19 века в Серафимо-Дивеевском монастыре насчитывалось пять церквей, множество подсобных хозяйств и других строений. Удивительная история монастыря, близость Саровской обители привлекали сюда ежегодно большое количество паломников. Это послужило толчком для развития сельской жизни.

Земледелие в Дивеево было развито плохо. В конце зимы и весной крестьянам даже приходилось подкупать зерно. Возможно именно поэтому, долгое время дополнительной работой дивеевцев была добыча железной руды в окрестностях. После чего она свозилась на Выксунское железоделательные заводы. Добыча руды велась до самого закрытия рудников в 1907 году

Монастырь также давал работу сельчанам. Они плотничали, шили одежду, выполняли строительные и подсобные работы. К 1912 году в селе были бакалейная лавка, кузнеца, мельница, в монастыре была маслобойня. В 1916 году в Дивеево в земском училище работало 2 учителя.

Весной 1918 года на территории Ардатовского уезда, в который входило село Дивеево устанавливается советская власть. В 20 годах открылась новая девятилетняя школа, библиотека, Народный дом. А в 1927 году прекратил свою деятельность Серафимо–Дивеевский монастырь.

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли почти семь с половиной тысяч дивеевцев. Из них пали в боях, умерли от ран, погибли в плену 4089 человек. Цифра установлена к 2005 году. Все вернувшиеся домой были удостоены боевых наград.

Во второй половине 20 века было много внимания уделено культуре. В селе открылась музыкальная школа, возникло несколько песенных коллективов, стали появляться творческие кружки для детей.

А в 1991 году был возвращен церкви всемирно известный Серафимо-Дивеевский монастырь. Вскоре после открытия сюда были перенесены вновь обретенные мощи святого преподобного Серафима Саровского.

Читайте также историю возникновения канавки Пресвятой Богородицы в Дивеево

Дивеево в настоящее время

Было бы несправедливым ограничиваться лишь прошлым. Ведь история села творится каждый день, и мы становимся свидетелями уникальных событий, которые в скором времени будут увековечены летописцами. А краеведы не перевелись на нашей земли. И «перо», выпавшие из рук усопшего Василия Ивановича Карпушова было подхвачено его приемниками – супругами Шекуровыми. Они не менее скрупулёзно собирают крупицы истории родного края, выискивают документы, ранее недоступные; выспрашивают легенды у старожилов. И пишут книги.

Немало этих книг, как и трудов самого Василия Ивановича Карпушова, находится в местной библиотеке. Более того, в ней открыт целый отдел краеведения, где можно найти и ксерокопии старых документов, и книги, и статьи из журналов. Здесь хранят свидетельства истории не только самого Дивеевского района, а также интересные материалы о близлижайших населенных пунктах, и о Нижегородской области в целом.

Свою новую летопись пишет и Серафимо–Дивеевский монастырь, фиксируя исторические события по обретению мощей блаженных и Дивеевских жен; по возведению храмов и реставрации старинных зданий.

Старый архив монастыря приведен в порядок, в него поступают документы, которые уже в наше время были обнаружены в разных местах, как в светских архивах, так и у частных лиц.

В монастырской школе есть музей, который был создан энтузиастам и замечательным человеком, учителем краеведения Парубца А.С. На протяжении многих лет он собирал коллекцию минералов, которую и подарил школьному музею 8 лет назад. В последующие годы музей наполнялся экспонатами, а учащиеся школы стали принимать активное участие в поиске информации, общались с героями-земляками.

На сегодняшний день из этого доброго начинания выросло два музея: Краеведческий «Связь времен» и военно-исторический «Музей Мужества». В музее у воспитанников школы проходят уроки мужества, а старшеклассники учатся проводить экскурсии гостям и рассказывают им историю родного края.

Молодой фотограф и редактор частной газеты «Дивеевские купола» Павел Сушков, вот уже на протяжении многих лет ведет фотохронику церковных и культурных событий Дивеева. Он же собирает и фотоархив старых фотографий.

В селе немало молодых людей, которые хоть и на постоянной основе, но способствуют сохранению и популяризации истории села. Они пишут статьи, готовят презентации, участвуют в написании сборников, делают фоторепортажи.

Но памяти удостаиваются не только события культурной и духовной жизни. В Дивеево свято хранят память всех тех, кто ушел из родного села на войну и не вернулся домой. XX век ознаменовался множеством войн, две из которых были мировые. И в парке Победы установлены памятники всем погибшим на полях сражений, и увековечены их имена.

В продолжение советуем ознакомиться с обзором достопримечательностей в Дивеево

Татьяна Страхова

В южной части Нижегородского региона, неподалёку от Арзамаса величественно раскинулся монастырь, носящий имя Саровского Серафима. К названию добавляют – дивеевский. Потому что находится он в Дивеево, небольшом селе. Официальное название: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

История становления монастыря

В монастырской летописи собрана история его существования, которая повествует, что основательница монастыря – дворянка Агафья Семёновна Мельгунова (в девичестве Степанова). Рано став вдовой, отправляется она с трехлетней дочерью в Киев, во Флоровский монастырь.

Принимает монашество под именем Александра. Богородица в видении благословляет матушку на странствия в поисках святого края для основания обители. В селе Дивееве Божия Матерь указывает, что место найдено.

Потеряв единственную дочь, Александра направляется в родные края. Продает поместья, отпускает на волю крепостных. К 1767 году возвращается в Дивеево. Выстроив келью во дворе священника Василия Дертева, она начинает новую жизнь, целиком посвященную служению Божией Матери.

Матушка Александра воздвигает на дивеевской земле храм во имя Казанской Божией Матери в каменном исполнении взамен обветшавшего здания храма Николая Чудотворца. Позже рядом с церковью устраивает женскую общину, которая живет по трудному уставу саровской обители.

13 июня 1879 года основательница скончалась. Попечение о женской обители принял сначала отец Пахомий, затем Серафим Саровский.

С 1825 года отец Серафим обустраивает новую Серафимову общину. Община живет по уставу, который дала матерь Божия, поведав его преподобному Серафиму. Здесь выстраивается ветряная мельница – питательница. В 1829 году Серафим благословляет сестёр на рытье богородичной канавки, которая является сейчас местом паломничества богомольцев.

К Казанскому храму в 1829 году пристраивают церковь Рождества Христова. Под ним в 1830 году сооружают храм в честь Рождества Богородицы, который стал местом отправления служб для сестёр обеих женских общин: Казанской и Мельничной Серафимо-Дивеевской.

Кормильцем общины Серафима после его смерти становится помещик Николай Александрович Мотовилов. Его, находящегося в тяжелой болезни, отец Серафим исцеляет. Ему старец завещает заботиться о дивеевских сестрах, служить обители.

Дивеевская обитель становится широко известной, куда поступают на жительство вдовы и девицы из различных уголков России. В 1842 году общины объединяются в одну – Серафимо-Дивеевскую.

С 1848 по 1875 годы здесь строится каменный пятипрестольный Троицкий собор. Территория благоустраивается. К началу 20 века в монастыре, действовали: Троицкий собор, Рождественская и Тихвинская церкви, Преображенская на кладбище, домовые церкви в Игуменском, Трапезном, Богадельном корпусах.

Фото Дивеевского монастыря Серафима Саровского во время визита царя

В революционные годы на территории монастыря открывают трудовую артель. В 1927 году обитель закрывают, оскверняя храмы. Знаменитую Казанскую церковь закрывают спустя 10 лет.

Возрождение монастыря начинается в 1990 году. Освящают Троицкий собор. В 1991 году восстанавливают могилу матушки Александры, переносят в собор мощи Серафима. Мощи Александры переносят в церковь Рождества Богородицы в 2000 году. Дивеевский монастырь Серафима Саровского начинает действовать, множа силу Православия.

Дивеевский монастырь сегодня

Дивеево потрясает красотой, воодушевляет историей, присутствием благодати святого духа. Настоятельницей сегодняшнего монастыря игуменьей Сергией отмечается, что в настоящее время здесь всё восстановлено в духовном плане как в старое время.

Отреставрированы церкви, монастырские здания отремонтированы, выкопана святая Канавка. План монастыря, начертанный рукой батюшки Серафима, дивным образом совпадает с сегодняшней схемой расположения храмов. Это хорошо видно с высоты птичьего полёта. Казанский собор, Колокольня, Троицкий, Преображенский, Благовещенский соборы выстроены в одну линию.

Появились 20 скитов, подворий. Здесь нашли покой мощи блаженных – Прасковьи, Пелагеи и Марии, инокини Матроны. Стараниями монахинь иконописной мастерской расписаны стены Казанского, Преображенского, Троицкого соборов. Построены новые здания: церковные лавки, киоски требные, трапезные, корпуса для паломников.

Серафим почитал земляные работы. Гектары земли монастырской украшены цветниками. Растут и плодоносят многочисленные фруктовые деревья, ягодные кустарники. На огородах выращиваются овощи. В монастыре подвизается более 500 сестер. Жизнь их проходит в богослужении и послушаниях.

Какое выбрать время для посещения монастыря

В святыни стремятся по зову сердца именно тогда, когда должны быть здесь. Выбирают сроки поездки и на основании приоритетных влечений. Природа монастыря отражает естественную красоту всех времен года. Поэтому, можно остановить выбор на посещении монастыря в любимый сезон.

С мая по сентябрь добавляется возможность купания в целебных источниках. Самые мягкие для этого месяцы – май, сентябрь. В мае около воды появляются комары, люди запасаются защитными средствами. Если важнее принятие участия в торжественных мероприятиях или памятных, заранее знакомятся с православным календарём.

Многолюдно в монастыре в выходные дни, церковные праздники. Поэтому любителям малолюдья лучше выбирать для посещения дни, когда проходят многодневные посты. В такие периоды проводится меньше праздничных мероприятий, соответственно уменьшается приток паломников.

Меньше наплыв людей, немного ниже цены, чаще организуются скидки, акции в зимние месяцы. Исключение составляет пора новогодних каникул.

Как добраться до Дивеевского монастыря Серафима Саровского

Дивеевский монастырь Серафима Саровского находится в хорошей транспортной доступности. До него можно добраться на различном транспорте от г. Москвы, г. Нижнего Новгорода, г. Арзамаса.

С любого аэропорта города Москвы самолёты доставляют туристов за 1 ч-1 ч 15 мин до аэропорта Стригино в Нижнем Новгороде. Поездом добираются с московских железнодорожных вокзалов – Ярославский, Курский до Московского вокзала Нижнего Новгорода. В течение суток отправляется больше 20 поездов. Прямые и проходящие рейсы. Время путешествия – от 5 ч 17 мин до 7 ч 13 мин.

С Курского вокзала ежедневно отправляются 6 прямых рейсов поездов «Стриж», «Ласточка». Время в пути – 3 ч 47 мин – 4 ч 13 мин.

Организуются также частные перевозки автобусом по маршруту Москва – Нижний Новгород кампанией «Пассажир» города Саров, индивидуальными перевозчиками. Время в пути – до 7 ч. Аналогичное время в пути занимает поездка от города Москвы до села Дивеево на собственном транспорте.

Транспортные кампании «Попутчик», «Пассажир» города Саров организуют автобусные перевозки с города Нижний Новгород до села Дивеево. Время в дороге – 3 ч. На собственном автомобиле добираются по этому маршруту за 2 ч 15 мин.

Можно от города Москвы с Курского железнодорожного вокзала проходящим рейсом добраться до города Арзамас. Время в пути может продлиться от 5 ч 58 мин до 6 ч 50 мин. От Арзамаса до Дивеева на автобусах кампании «Попутчик», собственном автомобиле добираются за 1 ч 30 мин.

Где можно остановиться в Дивеево

Каждый сможет найти здесь место для отдыха, ночлега в соответствии со своим уровнем дохода. Более дешевый вариант – проживание в частном секторе. В сети Интернет размещен ряд объявлений о сдаче комнат, квартир, домов.

Адреса находятся также в паломническом центре. Любители деревенского быта выбирают именно такое жильё. Но встречается обман в объявлениях, когда предоставляемые условия не совпадают с заявленными. Возможен минимум удобств, подселение, проживание с хозяевами различного поведения и образа жизни.

Кампания «Дом в Дивеево», расположенная по адресу: пер. Голякова, дом 2, помогает снять квартиру, жилье в частном секторе.

Паломники, желающие остановиться неподалёку от монастыря, выбирают паломнические корпуса. Их 17. Заселяют сюда только через паломнический центр. Для оформления предоставляют паспорт с отметкой о регистрации или водительское удостоверение.

Возможно бронирование за 2 месяца до даты приезда. Номера комфортные, с удобствами. Здесь поселяются одинокие путешественники. Проживание семьёй невозможно, так как мужчины и женщины проживают раздельно. Разместиться в селе Дивеево можно в гостиницах, их более 20.

Среди туристов более высокую оценку получают:

  • апартаменты – «На улице Комсомольской, 9», «На Российской, 2»,
  • гостевые дома «Визит», «Изумрудный берег», «Благовест», «На Восточной 1д», «На Восточной 27», «На Парковой 34», «Радонеж»,
  • мини-гостиница «Московская»,
  • гостиницы «ВалентинА», «Планета», «Светочъ»,
  • гостиничный комплекс «Олимп».

Возможно бронирование без кредитной карты, бесплатный WI-fi. Стоимость одной ночи для взрослого человека составит от 1000 до 4700 руб. В период больших празднеств, торжеств летом разбиваются 2-3 палаточных лагеря с полевой кухней. Здесь проживают паломники, могут разместиться частные гости, экскурсионные группы.

Где можно поесть в Дивеево

Бесплатное питание организовано на территории монастыря, в трапезной, по талонам, приобретаемым в паломническом центре. Блюда предлагаются простые: овощи и каша. На праздники добавляют домашний сыр, сметану, мёд.

Обед проводится с 11.00 до 13.00, ужин с 20.00 до 21.00. Монастырская трапезная расположена в храме Александра Невского на цокольном этаже. Летом – рядом с музеем блаженной Параскевы.

На территории монастыря Серафима Саровского функционируют платные кафе. В Доме паломника работает столовая. Блюда готовят постные, скоромные без мяса. В монастырских местах питания цены несколько ниже, чем в самом селе.

В Дивеево пункты приёма пищи чаще располагаются при гостевых домах и гостиницах:

Наименование Меню
«Охотничий домик». Кафе.

Пл. Благовещенская, строение 1.

При гостиничном комплексе «Дивеевская слобода».

Мясные блюда, японская кухня.
«Раздолье». Кафе.

Пл. Благовещенская, строение 1.

При гостиничном комплексе «Дивеевская слобода».

Русская кухня.

«Шведский стол»/»комплексное меню».

Хлеб собственной выпечки.

«Малиновый звон». Ресторан при гостиничном комплексе «Дивеевская слобода».

Пл. Благовещенская, строение 1.

Блюда кухонь русской, европейской.
Кафе «Олимп».

Ул. Арзамасская, дом 1/2.

При гостиничном комплексе «Олимп».

Блюда кухонь русской, европейской.

Для паломников – постное меню.

Кафе «Валентина».

Ул. Строителей, дом 2А/1.

При гостинице «Валентина».

Русская кухня.

Выпечка.

Комплексные обеды.

Кафе при гостинице «Заречная».

Ул. Полевая, дом 2.

Русская кухня.

В постные дни готовят постные блюда.

Кафе при гостинице «Московская».

Ул. Школьная, дом 5Б.

Европейская кухня.
«Дивеево НБ», кафе при гостинице.

Ул. Комсомольская, д. 4.

Блюда европейской, русской кухонь.

Для туристов предлагается комплексное питание.

Кафе «Камея».

Ул. Арзамасская, дом 49Б.

Русская кухня.

Натуральный кофе в турке.

В блюдах используется освящённая соль, ключевая вода.

Кафе «Гостиничный комплекс «Русская тройка».

Ул. Октябрьская, дом 34/1.

При гостиничном комплексе «Русская тройка».

Русская кухня.

В постные дни готовят постные блюда.

Для туристов предлагается комплексное питание.

Кафе «Веранда».

Ул. Труда, дом 5.

Русская и интернациональная кухни.
Кофейня на Арзамасской.

Ул. Молодёжная, дом 52.

Подают кофе разнообразных сортов, видов, выпечку, бутерброды, пельмени.
Кафе «Пельменная».

Ул. Мира, дом 1А, ТЦ «Кристалл», 3 этаж.

Домашняя русская кухня.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.

Полезные советы паломникам, туристам

Собираясь посетить Дивеевский монастырь, берут с собой:

  • ёмкости для набора воды из 6 целебных источников;
  • пакеты для складывания сырой одежды после купания;
  • полотенце;
  • упаковку для земли с канавки, сухариков;
  • флакон для маслица.

Парковку автомобилей осуществляют на бесплатной стоянке справа от центрального входа в монастырь. Также паркуются на обочине непосредственно вдоль дороги по которой едут в монастырь.

Правила поведения на территории монастыря Серафима Саровского представлены на плакате, который встречает на входе.

Здесь соблюдают тишину. Гаджеты ставят на беззвучный режим или выключают. Поддерживают чистоту, заведённые порядки, не курят и не распивают спиртные напитки. Дети бывают в монастыре только со взрослыми.

Женщины посещают святыню в юбке или платье. Длина – ниже колен, рукава, закрывающие локти. Голову непременно покрывают. Яркий макияж, украшения недопустимы. Мужчинам разрешается посещение в брюках, рубашках. Крещёные люди обязательно надевают нательный крестик.

При совершении служб по храмам не ходят. Стоят и при желании тихо подпевают хору. Больные и слабые сидят на скамеечках.

Фотографируют, производят съемку бесплатно на телефоны и планшеты. Съёмку на видеокамеры, фотоаппараты осуществляют, приобретая талон в паломническом центре. Журналистам, съёмочным группам разрешение на профессиональные работы необходимо приобретать в пресс-службе Нижегородской и Арзамасской епархии.

К святыням подходят с молитвой. У святых мощей крестятся, дважды поклоняются, прикладываются, затем вновь кланяются. Долго у святынь, к которым выстаивают очередь, не задерживаются.

Святые места Дивеевской обители

Троицкий собор – великолепное святилище. Выстроен он на месте, которое выбрал сам батюшка Серафим. Архитектура подобна московскому храму Христа Спасителя. Разработчик – архитектор Александр Иванович Резанов.

4 придела освящены в честь: иконы Богоматери «Умиление», Богоматери Владимирской-Оранской, Серафима Саровского, третьего обретения главы Иоанна Предтечи.

В храме старец молился и умер у чудодейственного образа «Умиление». Её копия, выполненная в начале XX века, находится в соборе. С 1991 года, каждый день в Троицком соборе совершаются богослужения. Здесь покоятся мощи, личные вещи преподобного. Доступ к мощам, вещам старца открыт ежедневно с 5.00 до 20.00.

Спасо-Преображенский собор заложен на одной линии с Троицким в 1907 году. Сестры собственноручно его расписывали. До революции строительство не завершилось. Преображенский отреставрировали в 1991 году, освятили через 7 лет. Храм устремлён вверх, отличается легковесностью.

В нём 5 пределов, которые освящены в честь:

  • праздника Преображения Господня ;
  • всех святых ;
  • иконы Богоматери «Тихвинская» ;
  • Новомучеников и исповедников Русской Церкви;
  • Архистратига Михаила и всех сил небесных.

Богослужения совершаются ежедневно.

Церковь иконы Казанской Божией Матери изящна благодаря архитектурному стилю русского барокко. С неё начиналась обитель. Основательница Александра заложила её в 1773 году, завершив строительство в 1779.

Освятил церковь иеромонах Пахом в 1780 году. Тогда в церкви имелось 3 престола, освящённых в честь святого Николая, мученика Стефана, иконы Богоматери Казанской. В XX веке снимают и уничтожают колокольни, колокола, купола, кресты.

Год возвращения церкви монастырю — 1992. В 2003 обновляют колокольню, воздвигают кресты на неё и купол. В 2004 – освящают и водружают колокола, главный из которых украшен изображениями святых. В том же году с торжествами освящают основной престол возрождённого храма. Знаменитыми художниками, резчиками украшается внутреннее убранство.

Сооружают 8 новых приделов в 2007, годом позже их освящают. Церковь возводят в сан собора. Здесь находятся святые мощи блаженных Пелагеи, Марии, Параскевы, инокини Матроны.

Святая Канавка, начинающаяся за алтарём Преображенского собора, — уникальная святыня. Исполняя завет Богоматери, Серафим указал сестрам общину обрыть канавой. Явление духа Серафима ускорило работы. В 1833 году, за 3 года тяжелого труда Канавка была вырыта. В 1927 году её полностью засыпали. Позже проложили коммуникации.

Только с начала 1991 возрождено монахинями прохождение ежедневно по святой Канавке.

В 2006 году завершено полное воскрешение святыни точно по преданиям Серафима Саровского. По форме это семиугольник с периметром в 775 м. Канавка обнесена высоким валом. По его склонам растёт трава, цветы, плодоносят ягодные кусты. Это место утоления скорби, наполнения сердца радостью особой. Серафим завещал проходить здесь с чтением молитвы Богородице 150 раз.

Благодатью наполнена пустынька Параскевы блаженной – дом-музей, где сохранен дух святой старины. Его открыли в 2004 году. Значительная экспозиция рассказывает об истории обители.

Здесь собрано большое количество редкостных святынь: истинных вещей Серафима, старинные тетради рукописные дивеевских стариц с записями его жизни, портреты дивеевских преподобных, священнослужителей, иконы. Также в экспозициях– портреты благодетелей, игуменьи Марии, печать её и автограф.

Интересны вещи быта сестёр:

  • часы;
  • посуда из покоев игумен;
  • монашеские одежды;
  • фисгармония;
  • рукоделия сестёр;
  • синодики;
  • подарки;
  • комоды;
  • диваны;
  • ковры;
  • одеяла.

Восстановлена келья Серафима. Заботливыми руками монахинь разложены вещи их и старца так, как и при его жизни. Одна из экспозиций отражает торжества по случаю обретения мощей преподобного.

Завершающей композицией является келья блаженной, в которой всё восстановлено так, как было при жизни. Замечательно, что в келье Параскева принимала царя Николая II с императрицей. Здесь находится литографический портрет царя.

В доме много икон. Блаженная, в игре с куклами, предсказывала, обличала пороки, помогала в разрешении жизненных трудностей. Поэтому в келейке находятся старые куклы. До нас дошли вещи Параскевы: рубашка и платье, фотографии куклы и самой блаженной, прядь волос, книжная закладка, гребешок, кусочек холста. Священный дух от пребывания многих святых людей, Параскевы делает это место особенным.

Святые дивеевские источники

Дивеевский монастырь на своей территории имеет источники, посвящённые людям святым:

1. Источник преподобного Серафима Саровского вблизи поселка Цыгановка. Расположен в тихом красивом месте. Окружен множеством деревьев. Родник благоустроен, к нему проведена шоссейная дорога. Там, где вон ыходит, создано озеро. К купальням установлен пешеходный мост. На берегу возведена часовня Серафима. Температура воды +5-6 градусов.

2. Казанский источник – самый древний. Находится на территории села Дивеево. Часовня у родника известна с 1845 года, с 2003 – полностью благоустроена. Сейчас здесь расположены каменные тропинки, новые купальни, часовня.

3. Пантелеймоновский источник находится по соседству с Казанским. Здесь построили купальню в виде большого бассейна. Вода в роднике менее холодна, чем в других родниках. Она обладает приятным вкусом, целебными свойствами в лечении затяжных болезней детей.

4. Источник Умиление Божьей Матери также расположен недалеко от Казанского и Пантелеймоновского родников, в овраге реки Лубинка, ставшей ручьём. Источник посвящён самой почитаемой Серафимом иконе. Здесь находится часовня, 3 купальни из хвойных пород дерева.

5. Источник основательницы Дивеевского монастыря Александры. Верят в его начало из могилы матушки. Здесь сооружены деревянные купальни и часовня из дерева. Окружен деревьями. Дорожки к нему вымощены.

6. Источник иверской иконы Богоматери расположен в южной стороне от источника Александры. Здесь выстроена часовня Иверской иконы. Вода способна исцелять бесноватых людей.

Один день в Дивеевском монастыре

Дивеевский монастырь Серафима Саровского можно навестить и одним днём, успев многое:

1. Помолиться. Утренняя молитва начинается в 5 ч 30 мин. Вечерняя заканчивается около 20 ч. Можно также посетить молебны, литургию, панихиды, соборование.

2. Сделать часовую экскурсию. Групповые и индивидуальные экскурсии организуют представители паломнического центра с 9 ч до 17 ч. Это обзорная экскурсия по монастырю, тематические – с рассказом о Серафиме, обители, блаженных дивеевских. Фотоэкскурсии по истории монастыря, города Сарова.

3. Прикоснуться к мощам. С 8 ч до 20 ч ежедневно – к мощам батюшки Серафима в Троицком соборе. С 8 ч до 17 ч – к мощам блаженных в Казанском соборе. С 8 ч до 17 ч – к мощам дивеевских преподобных в храме Рождества Богородицы.

4. Познакомиться с музеем Паши саровской (Параскевы). Самостоятельно посещение возможно с 12 ч до 15 ч с экскурсией – с 9 ч до 16 ч.

5. Побывать в музее истории обители ХХ века. Самостоятельно посещение возможно в субботу, в дни праздников государственных, с 12 ч до 15 ч. Экскурсии организуются ежедневно с 9 ч до 16 ч.

6. Окунуться в воды святых источников. Купальни находятся в открытом доступе, каждый день с 5 ч до 22 ч.

7. Пройти с молитвой по Святой Канавке. Канавка функционирует каждый день с 5 ч до 22 ч. Сёстры совершают шествие по Канавке после вечерней трапезы, к ним можно присоединиться.

8. Поработать во славу Божию час или 2. Желающим потрудиться необходимо иметь паспорт, соответствующую одежду. О том, какие работы возможно выполнить, узнают в паломническом центре.

Что привозят из Дивеевского монастыря

Из святого места привозят:

  • Иконы, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» митрополита Серафима (Чичагова). Приобретают их в церковных лавочках на монастырской территории.
  • Горсть земли с Богородичной Канавки. Для этого отведено специальное пространство, где прежде стояла первая монастырская мельница. Земличку святую затем смешивают с песком, землей чистой. Для прикладывания к ранам и болячкам землю разводят также святой водой. Рассыпая землю в мешочки, используют для защиты жилья, своей территории. Мешочек помещают под подушку для изгнания дурных снов, мыслей.
  • Масло, которое освящают на мощах батюшки Серафима, дивеевских матушек. Масло разливают в Преображенском соборе. При применении добавляют каплю святого масла к обычному, получая масло с целебными свойствами.
  • Горстку сухариков Серафима дают желающим в часовенке Серафима, находящейся в конце Святой Канавки.

Светлый монастырь старца Серафима Саровского – уникальное место в Дивеево, которое необходимо посетить каждому православному.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео про Дивеевский монастырь

Документальный фильм и Дивеевском монастыре:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *