Сергиевская лавра в сергиевом

Троице-Сергиева Лавра

Видео: Троице-Сергиева Лавра

История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Эрнест Лисснер. «Троице-Сергиева лавра»

Судьба Лавры тесно переплетена с именем Сергия Радонежского. Подвижник перенес идею общего монастырского служения из Киевской Руси севернее, в Московское княжество. В 1337 году Варфоломей, будущий Сергий, с братом поселились в глухих местах в 3 часах пути к северо-востоку от Покровского Хотькова монастыря, где приняли постриг их родители. Вскоре к мужчинам присоединились другие верующие, а импровизированное поселение быстро обзавелось деревянным храмом Святой Троицы и хозяйственными службами. Впоследствии, когда Варфоломей стал монахом Сергием и занял пост игумена, вокруг монастыря образовался городок, ставший основой современного Сергиева Посада. Деревянные храмы были разрушены во время нашествия Едигея, в XV веке появились первые каменные сооружения. Монастырь разрастался, пока в 1744 году не получил статус Лавры, высший в православной иерархии монастырей. После революции монахов выселили из монастыря, но с 1946 года религиозная деятельность была возобновлена. Во второй половине ХХ века комплекс пережил глобальную реконструкцию.

Панорама Троице-Сергиевой ЛаврыТроицкий собор

Достопримечательности Троице-Сергиевой Лавры

На территории монастыря расположено около 50 объектов, построенных в разное время. Чтобы осмотреть их, а тем более посетить церковные службы, одного скоротечного визита явно недостаточно. Туристам рекомендуется остановиться в гостиницах и хостелах в окрестностях обители и уделить знакомству с достопримечательностями монастыря несколько дней.

Троицкий собор

В старейшем культовом сооружении комплекса, возведенном в XV веке, хранится главная святыня монастыря, предмет поклонения православных паломников со всей страны – чудотворные мощи преподобного Сергия. Белокаменный храм с золотыми куполами был расписан Андреем Рублевым, но подлинники фресок не сохранились. О былой красоте изображения можно судить только по более поздним копиям. Одноглавая белая церковь, скромно замершая по соседству с собором, построена над могилой Никона Радонежского, верного ученика и преемника Сергия.

Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Успенский собор

По замыслу крестившегося в Лавре Иоанна Грозного представительный Успенский собор должен был повторять очертания одноименного храма из ансамбля Московского Кремля. Однако новое здание стало не просто копией уже существующего, но самобытным произведением искусства: над оформлением иконостаса трудился знаменитый мастер Симон Ушаков, фрески выполнили выдающиеся представители московской иконописной школы. И здесь не обошлось без исторических захоронений: у стен Успенского собора сохранилась могила Бориса Годунова.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Ажурная пятиярусная колокольня, спроектированная архитектором Дмитрием Ухтомским в середине XVIII века, по праву считается самой красивой в России. Когда-то здесь звучали десятки колоколов, но после революции они были безжалостно уничтожены и восстановлены только в XXI веке. Самый крупный из них, Царь-колокол, весит более 70 тонн.

Малые церкви и другие сооружения

Миниатюрную Духовскую церковь возвели в XV веке заезжие мастера из Пскова. Ее звонница расположена прямо под куполом, что совершенно нетипично для московской архитектуры. Богато декорированный надвратный Предтеченский храм построен над восточным входом в монастырь по инициативе купцов Строгановых. Праздничное красно-белое здание стало выдающимся образцом барочной русской архитектуры. Самая миниатюрная церковь комплекса, Михеевская, появилась в XVIII веке на том месте, где Сергию Радонежскому когда-то явилась Богородица. Рядом с Успенским собором с 8 утра до 8 вечера открыта нарядная часовня: ее возвели над источником целебной воды.

Троице-Сергиева Лавра с высотыБелокаменные стены ЛаврыУсыпальница Годуновых План территории лавры с достопримечательностями

Информация для туристов

Благодаря удачному расположению ансамбль Лавры хорошо просматривается из разных точек Сергиева Посада. Добраться в город проще всего из Москвы на электричке, идущей с Ярославского вокзала, или на автобусе от Щелковского автовокзала. От сергиево-посадского железнодорожного вокзала до восточного входа в монастырь 15 минут пешком в северо-западном направлении, от автовокзала, расположенного на той же линии, путь еще короче. Вход на территорию комплекса бесплатный, но при посещении принято оставлять небольшие пожертвования.

Уточья башня

Правила поведения в Лавре

Поскольку Троице-Сергиева Лавра прежде всего действующий монастырь, к поведению и внешнему виду посетителей предъявляются строгие требования. Женщины должны быть одеты в юбки или платья без декольте, закрывающие колени. В этот день лучше обойтись без макияжа и повязать платок на голову. Мужчинам не следует появляться в храмах в шортах и бриджах. На территории Лавры, в ее ресторанах, кафе и гостиницах запрещено курить и употреблять алкоголь. Фотосъемка разрешена с некоторыми ограничениями: нельзя снимать службу и монахов, даже просто проходящих по двору, внутри зданий не используют фотовспышку, чтобы не повредить настенным росписям.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Где остановиться

Лавре принадлежит несколько недорогих гостиниц для паломников на территории Сергиева Посада. Гостиница «Вознесенская» с 4-8-местными номерами и удобствами на этаже открыта в 10 минутах ходьбы к юго-востоку от Лавры в заметном издалека ярко-красном здании на одноименной улице. Поток желающих поселиться в этом хостеле всего за 300-350 рублей в сутки всегда велик, поэтому места бронируют минимум за месяц. Примерно на таком же расстоянии к северо-востоку от Лавры, на проспекте Красной Армии, расположена гостиница «Старая Монастырская», построенная почти 200 лет назад на живописном берегу Белого пруда. Это классический отель со всеми удобствами с номерами от эконом-класса до люксов. В обоих корпусах можно полноценно пообедать, утолить легкий голод свежей монастырской выпечкой можно в кафе прямо в Лавре, во время экскурсий.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Религиозные службы

Православный канон запрещает монастырям проводить обряды отпевания, венчания, крещения, но в Лавре можно заказать заупокойные и заздравные молитвы за родных и близких. Ежедневные службы для паломников проходят в Троицком соборе: заутреня в 5-6 часов, затем каждые 2 часа акафисты преподобному Сергию. Дополнительную нагрузку в праздничные дни принимает на себя Успенский собор: в 17 часов здесь начинается Всенощное бдение, в 5:30 – Ранняя, а в 8:30 – Поздняя Литургия. На Пасху и во время Великого Поста расписание может меняться, поэтому паломникам рекомендуется предварительно уточнять информацию в телефонной справочной монастыря.

>Троице-Сергиева Лавра: история обители, паломничество

История монастыря

Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль — роль великого подвижника и молитвенника.

Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр из города Ростова Великого, при рождении он получил имя Варфоломей («сын радости»). Однажды отец послал отрока Варфоломея в лес за лошадьми, где мальчику явился старец и передал ему частичку святого хлеба и сказал «Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее».

В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.

Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными….

Святыни обители

  • В Троицком соборе: святые мощи преподобного Сергия.
  • Серапионова палата (находится в в приделе Троицкого собора): здесь покоятся останки главных настоятелей Троице-Сергиевой Лавры — святых Серапиона, Дионисия Радонежского и Иосафата.
  • Две «моленные» иконы преподобного Сергия: Богоматери Одигитрия и Святителя Николая.
  • Образ святого мученика Димитрия Солунского, написанного в рост. Это храмовая икона с боевого корабля, о чем свидетельствует имеющаяся на ней надпись: «От крейсера Дмитрий Донский 1901». Крейсер погиб во время русско-японской войны, а икону прибило волнами к берегу.

Храмы и часовни

  1. Колокольня (1741 – 1770): Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
  2. Троицкий собор (1422-23 гг.): Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры.
  3. Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.): Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.
  4. Успенский собор (1585): Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте.
  5. Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637): Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.
  6. Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.): Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь.
  7. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. ): Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря.
  8. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.): Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм.
  9. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623): Никоновская церковь расположена с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.
  10. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.): Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг.
  11. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753): Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади.

Псково-Печерский монастырь: открытая крепость

Паломнику

как добраться

На автомобиле:
По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.
Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.

Автобусом:
Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.
От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.
Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.

Пригородным электропоездом:
От Ярославского вокзала города Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.
Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде — (496) 540-58-78.

В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).

где остановиться

1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.

В связи с большим числом паломников бронировать номера необходимо заранее — за месяц-полтора до заселения.

Дополнительную информацию по бронированию и условиям проживания можно получить круглосуточно у администраторов гостиницы по телефонам: +7 (496) 549-90-94, +7-916-641-69-09.

2. Старая гостиница Лавры Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133 К услугам паломников комфортные номера со всеми удобствами, одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные).
Телефоны: +7 (496) 549 9000 тел./факс +7 (496) 541 43 00

богослужения Троице-Сергиевой Лавры

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Ранняя Литургия – 06.00 05.30
Поздняя Литургия – 08.30
После ранней и поздней Литургии служатся панихиды.
В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны: в 09.00 с водоосвящением и в 13.00 без водоосвящения.

ТРОИЦКИЙ СОБОР

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30 Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30
Средняя Литургия – 06.30 06.30
Молебны с акафистом преподобному Сергию – 08.30–20.30
Начало молебнов в 08.30; 10.30; 12.30; 14.30; 16.30; 18.30
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения).
В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения).
Освященное масло можно получить за свечным ящиком.

Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34.

Мой монастырь

НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Исповедь 1-я смена – с 06.00 с 05.00
Исповедь 2-я смена – с 08.00 с 07.30

ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 07.00
Литургия – 06.20 07.45
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20

ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ
(вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Исповеди в притворе храма нет Исповедь в притворе храма – 07.00
Литургия – 06.20 07.30
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20

ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Ежедневно
Вечернее богослужение 17.00
Литургия 07.40
Таинство соборования 12.00

Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45.

трапезные

Вознесенская трапезная: тел. +7 985 929-35-49, +7 985 145-07-25.
Ресторан “Монастырская трапезная”: тел. +7 (496) 549-90-49, +7 915 111-66-89.
Ресторан “Гостевая изба”: тел. +7 (496) 541-43-43.
Ресторан “Красные палаты”: тел. +7 (496) 541-25-29, +7 903 228-18-40.

контакты

ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ
141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА
можно задать, написав письмо на почтовый ящик: answer@lavra.ru

Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
(где совершается отчитывание бесноватых — чин изгнания злых духов): +7 (496) 547-36-45

Желающим потрудиться в Лавре:
— на срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165-81-01 (Алексей, зв. строго в рабоч. дни, с 10:00 до 17:00 мск).
— волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7 905 599-08-47 (Ольга).
— в качестве монастырского трудника, на длительный срок: тел. +7 (496) 541-55-55 (Благочинническая служба)


СПРАВКИ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ
Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).
Канцелярия Лавры: тел. +7 (496) 540-59-42, тел./факс +7 (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов мск),
электронная почта канцелярии (для официальной переписки): office@lavra.ru.
ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ
Паломнический центр: тел. +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70

Волонтерам и трудникам

Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.

Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.

Требования к волонтерам: – православное вероисповедание; – трудолюбие и доброжелательность;
– возраст от 23 до 45 лет;
– готовность работать на открытом воздухе. При себе иметь: – паспорт;
– предметы личной гигиены;
– вещи на холодную и дождливую погоду;
– сестрам – белый платок и длинную юбку. Набор волонтеров осуществляется по предварительной регистрации в группе в «ВКонтакте» – https://vk.com/lavra_group и по телефону.Тел.: +7 (915) 111-03-70 – Зверева Ольга, координатор группы “Лавра”.

Схема проезда

Интересные факты

  • 7 июня (н.ст.) 1827 года неподалеку от приписного к Лавре Спасо-Вифанского монастыря сгорела кузница. По докладу Вифанского казначея, «пожар открылся поутру в 3-м часу; сперва изнутри дым валил, потом вспыхнула задняя стена, и вся кузня обнялась пламенем». В огне погибло все оборудование: инструменты «рассыпались в песок», или были безнадежно испорчены. Ущерб от пожара составил 124 руб. Кузнец уверял, что пьян не был, кузница же могла загореться из-за деревянного основания горна, под которое мог неприметно добраться огонь.
  • 6 декабря 1594 года Борис Годунов передал в Троицкую обитель «колокол большой благовестник, весу в нем 625 пудов (или 10,2 тонны)». Годуновский колокол, названный «Лебедь», сохранился до настоящего времени. Его не тронули страшной зимой 1929-30 г.г., когда уничтожали колокола.
  • 1 (14) февраля 1750 г. в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру был привезен отлитый в 1748 г. царь-колокол. При перевозке колокола весом более четырех тысяч пудов было задействовано три тысячи человек.
  • Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом. В день она проходила всего 2-3 версты, после чего отправлялась в карете во дворец. Назавтра карета привозила её к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета шла дальше ещё пару вёрст. Таким образом, путь растягивался на месяцы, но зато был не очень утомительным. Стоит отметить, что статус и наименование лавры крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России получил указом Елизаветы Петровны 8 июля 1742 года.

Источник: Сайт Троице-Сергиевой Лавры

>По лаврским закромам

Троице-Сергиева лавра – один из крупнейших православных монастырей России. О нём и поговорят корреспонденты журнала «Нескучный сад» в данной статье.

Троице-Сергиева лавра

Есть предание, что основавший ее преподобный Сергий завещал кормить в ней всех приходящих и нуждающихся. По его завету так всегда и было. В самые тяжелые, голодные времена монахи делились с народом последним хлебом. Сегодня Лавра процветает, братии – около 300 человек, ежедневно приезжают тысячи паломников, трудятся десятки трудников. И всех надо накормить. Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры.

Из кухни с любовью

Приезжающие поклониться мощам преподобного и другим святыням Троице-Сергиевой лавры не уезжают голодными – для трудников, живущих здесь несколько дней, есть большая трапезная, для паломников, приезжающих на один день, недалеко от главных врат открыто кафе. В жаркий день на территории Лавры можно попить кваса, который прямо тут и приготовлен, а лаврские коврижки, рецепт которых лаврские кондитеры хранят в тайне, известны далеко за пределами Сергиева Посада.

Братия – монахи и послушники – трапезничают отдельно от мирян, в большой трапезной, находящейся внизу храма в честь Преподобного Сергия Радонежского, этот храм так и называют – трапезный. Здесь же находится и монастырская кухня.

Трапеза для братии в Лавре бывает три раза в день: около девяти утра (после ранней службы) – завтрак, в полдень – обед и после вечерней службы (в восемь вечера) – ужин.

Готовят еду в Лавре женщины, многие из них – монахини, а на столы накрывают только мужчины – трапезники. На кухне одновременно трудится 36 человек, целая смена – от поваров до посудомоек и уборщиц.

В лаврской трапезной не готовят мяса, не используют перец, сельдерей и другие приправы, на первой и последней неделе Великого поста трапеза бывает один раз в день. Кроме среды и пятницы постный день еще и в понедельник.

Главные по части продуктового обеспечения Лавры – келарь игумен Антипа и его помощник иеромонах Викторин, а непосредственно руководят процессом приготовления лаврской еды мирянки – технолог Ольга Васильевна Бондарева и инспектор по питанию Александра Ивановна Егоркина. Они разрабатывают меню, следят за качеством продуктов. Александру Ивановну здесь называют главным диетологом. Действительно, она очень внимательно следит за тем, чтобы монахи употребляли в пищу только качественные продукты: «Ведь мясо-то они совсем не едят и в пост строго постятся, а ведь они же живут здесь всю жизнь, только здесь питаются – хочется, чтобы еда была у них хорошая. Недавно исполнилась моя мечта – я очень хотела, чтобы в монастыре было диетическое питание, а в этом году мы на лаврскую кухню приобрели пароконвектомат – оборудование, на котором можно делать паровые блюда. Здесь ведь много пожилых монахов, у многих из них здоровье слабое. Мы ничего не жарим, только припускаем – чтобы желудки братии поберечь. И стараемся, чтобы питание было разнообразным, закупаем все натуральное, без пищевых добавок, разрыхлителей и красителей, даже майонез, например, собираемся делать сами, а овощи, рыбу, молочные продукты берем только у проверенных поставщиков».

Раньше каждое утро печи разжигали огоньком от лампады, принесенным от мощей преподобного Сергия. Сейчас, когда печи стали электрическими, огнем от этой лампады по утрам после братского молебна возжигают лампадки на кухне. Повара начинают день с молитвы. Когда еду готовят – не болтают, если в это время в храме идет служба – включают радиотрансляцию. «Еда здесь особенная, – говорит Александра Ивановна. – Я вот ту же кашу с тыквой, которую у нас здесь готовят, дома никогда не могу сварить так же вкусно. Ну не получается! Хотя рецепт тот же самый!»

Вместе с Александрой Ивановной и Ольгой Васильевной мы прогулялись по лаврским закромам.

Кухня

Помещение лаврской кухни на первый взгляд не отличается от кухни в любом общепитовском заведении – те же кафельные стены, те же большие плиты и 50-литровые кастрюли. Но при этом готовят здесь с молитвой, к приготовлению пищи относятся как к послушанию и служению. Где еще в общепите ежедневно будут перебирать килограммы крупы?

Квасная

Квас в Лавре делают натуральный, без дрожжей, на закваске. Добавляют в него изюм, сахар и немного натурального сусла. Сутки все бродит – и квас готов. Пьют его не только монахи – квас разливают в бочки, и все посетители Лавры могут утолить им жажду.

В день в Лавре делают от 200 до 600 литров кваса. Для монахов кроме кваса обязательно каждый день готовят какой-то витаминный морс – из брусники, черники, клюквы или лимонов.

Пекарня

Лаврская пекарня находится в бывшем притворе храма, поэтому на стенах здесь росписи. Каждый день тут выпекают 450 буханок белого хлеба – для братьев, паломников, рабочих, семинаристов и преподавателей Духовной семинарии и академии. Тесто замешивают машиной. Однажды пекари только поставили поднявшийся хлеб в электрические печи, как вдруг безо всякого предупреждения отключили электричество. Для тех, кто имел когда-нибудь дело с тестом, понятно, чем это грозило – поднявшийся хлеб должен был упасть, и даже если потом снова начать его печь, это будет уже не хлеб, а головешки.

Тогда все сотрудники пекарни встали на колени и начали читать Акафист Божией Матери. «И на последних строках акафиста электричество дали, – вспоминает один из очевидцев. – Пекарь потихонечку печку открыл – посмотреть, что же стало с хлебом, – а с ним все в порядке, как будто ничего и не случалось. Не пропал хлеб. С тех пор у нас в пекарне всегда горят лампадки».

Засолочная

В Лавре солят огурцы, помидоры и, конечно, капусту – как постом без нее обойтись? Руководят процессом две засольщицы, одна из которых работает на этой должности в монастыре уже 25 лет, а помогают им трудники – ведь нужно заготовить соленья на целый год!

Засолочная находится в подвале одной из башен монастырской стены – здесь круглый год холодно. Солят все в дубовых бочках. Бочки начинают готовить к засолке уже в начале лета – сначала обрабатывают сухой горчицей, потом кладут в них можжевельник и запаривают. Просушивают наверху, на солнце, поднимая бочки специальным подъемником.

Даже в мае здесь прекрасные хрустящие огурцы.

Из жития преподобного Сергия Радонежского: Случилось однажды такое испытание: как-то во всем монастыре истощилась всякая еда, и братия не ели несколько дней. И возмутились иноки, и пришли к Сергию, и стали его ругать и поносить, говоря: «Утром рано уйдем с этого места, и больше не возвратимся сюда, не в силах будучи терпеть здесь лишений и скудости». Сергий, видя, что они ослабели и опечалены, малодушие их своим терпением и кротким нравом исправить хотел. Он поучал их словами Святого писания, говоря: «Зачем скорбите, братья? Зачем смущаетесь? Ведь кто уповал на Бога — был ли постыжен когда-либо? И в Евангелии Господь сказал: «Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут, нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?.. Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк.12,24; 31). Терпите поэтому, ведь терпение нужно вам. Если вы будете терпеть с верой и с благодарностью, то пользу вам принесет испытание это…». И когда еще он говорил это, кто-то постучал в ворота. Когда открыли ворота, увидели привезенную в монастырь пищу на телеге и в корзинах. И прославили братья Бога. Преподобный Сергий не сразу взял принесенную еду, хотя и очень голоден был, но сначала вошел с братьями в церковь петь молебен, и великую хвалу воссылал к Богу, не оставляющему надолго рабов своих, страдающих ради него… С тех пор уже монахи больше не роптали в печали и в лишениях, но все терпели с верой, надеясь на Господа Бога, залогом имея преподобного отца нашего Сергия.

Монастырская трапеза: чем проще, тем вкуснее

Все, кто, живя в монастыре, посещал монастырскую трапезную, удивляются – как вкусно там кормят, хотя продукты самые простые. На вопрос, в чем секрет, сами монахи как один отвечают: «Никаких тайн здесь нет, просто когда готовишь и когда ешь, нужно молиться». Но все же есть некие общие принципы, которые соблюдают в большинстве монастырей, следуя наставлениям святых отцов.

Во-первых, нельзя наедаться досыта, пища не должна отягощать желудок. С трапезы следует выходить с легким чувством голода, что, кстати, абсолютно правильно, поскольку по всем законам нашего естества насыщение наступает через полчаса после приема пищи. Если же вы встаете из-за стола с чувством наполненности желудка, значит, организм не просто насыщен, а чрезмерно перегружен. От такого состояния плоти предостерегал своих чад преподобный Серафим Саровский: «Только досыта ничего не вкушай, оставляй место Святому Духу». А св. Игнатий Брянчанинов напоминал, что пресыщение делает человека неспособным к духовным подвигам и отворяет сердце другим плотским страстям.

Во-вторых, пища по возможности должна быть растительной и лишена всяких специй. «Перец, имбирь и другие пряности как виды горячительной пищи возбуждают телесныя страсти и должны быть изгнаны с трапезы монашествующих», – считал св. Игнатий Брянчанинов.

Как нам пояснили в Соловецком монастыре, «есть тонкая грань между утолением чувства голода и угождения прихотям плоти. Монашествующему необходимо научиться ее хорошо различать. Ведь не случайно чревоугодие или гортанобесие – это первый инструмент дьявола, с которым он подступает к сердцу монаха, внушая, что это единственная из всех радостей, оставшаяся ему от мира». Чтобы избежать подобных искушений, монахи придерживаются простых правил: пища должна быть простой, питательной, здоровой и содержать необходимые витамины. Один соловецкий послушник, исполняющий на кухне послушание повара, рассказал нам, как вскоре после поступления в монастырь получил нарекание от начальства. Он старался выполнить свое послушание как можно лучше, то есть готовить как можно вкуснее, и использовал для этого разные специи. Но оказалось, что «вкуснее» и «лучше» – разные понятия, на что ему и указали, призвав больше не гнаться за изысками. Еда служит для насыщения и поддержания сил, не более того.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *