Шедевры мастеров итальянского возрождения в российских музеях

Содержание

Шедевры итальянского Возрождения в Пушкинском музее

Эпоху Возрождения часто сравнивают с мрачным тысячелетием Средневековья (от падения Западной Римской империи во второй половине V века, до итальянского Ренессанса). Тысячу лет человечество якобы не могло преодолеть застой и регресс, а после Возрождения начался расцвет культуры. следуя этой логике, во времена Средневековья наблюдался сплошной застой и даже регресс, а вот в эпоху Ренессанса начался несомненный прогресс, обращение к человеку…

На самом деле все далеко не так просто и однозначно. У европейского Средневековья были свои взлеты и падения, а знаменитый французский медиевист Жак ле Гофф говорил о «долгом Средневековье», которое завершилось лишь к началу XIX века.

Впрочем, эпоха Возрождения подарила миру образцы высокого искусства Убедиться в этом можно на выставке, которая проходит в ГМИИ им. А.С. Пушкина из собрания Академии Каррара, одного из известных музеев Италии, который находится в городе Бергамо.

На выставке представлено 58 произведений живописи художников эпохи Возрождения, среди которых работы Пизанелло, Якопо и Джованни Беллини, Боттичелли, Перуджино, Бартоломео Виварини, Карпаччо, Винченцо Фоппы, Лоренцо Лотто, Джованни Морони и многих других. Эти произведения позволят зрителю проследить развитие искусства Италии в XV – XVI веках.

В отличие от средневекового искусства, для эпохи Возрождения характерен антропоцентризм, когда центром мироздания считается человек, его тело, чувства и разум. Но художники того времени были далеки от неверия в Бога и обращались в своих работах к религиозным сюжетам.

Посетители выставки смогут увидеть, как события Священной истории осмыслялись живописцами эпохи Возрождения.

Кстати, на некоторых из итальянских мастеров повлияла византийская традиция: после падения Византии в 1453 году многие художники переехали в Италию.

Предлагаем читателям небольшую «прогулку» по выставке, с остановками у некоторых работ.

Беноццо Гоццоли «Мадонна Смирение» (около 1449 – 1450).

Совсем маленькая работа живописца эпохи Раннего Возрождения притягивает зрителя своей красочностью и декоративностью. Золотое покрывало, роскошные одеяния, земля, напоминающая богатый яркий ковер. Кажется, что перед нами сказочный сад. И на фоне это красоты –смиренный лик Девы Марии. То есть это не просто сад, а символ целомудрия. Как в Песне песней Соломона «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4:12).

Витторе Карпаччо «Рождество Богоматери»

Витторе Карпаччо «Рождество Богоматери» (1502 – 1504)

Работа из цикла, написанного для Скуолы дельи Альбанези в Венеции – религиозно-благотворительного братства, объединявшего беженцев из Даллации, которые спасались от турок. События картины развиваются в венецианском палаццо. Тщательно выписанные детали интерьера, спокойные жесты многочисленных персонажей: перед зрителем – целая Вселенная, не ограничивающаяся домом, ведь анфилада комнат уводит взгляд и дальше – во двор.

«Воскресение Христово»

Работа практически не известного в России автора Джованни Бонконсильо (Марескалько). (Между 1525-1530 годом). В руке Христа, возвышающегося на фоне закатного неба, флаг, который говорит о Его победе над смертью, о Его триумфе. Триумфе, который не видят уснувшие в нелепых позах странники. Наверное, поэтому, следы страданий и истязаний практически не заметны, даются лишь намеком.

«Благословляющий Спаситель».

Совсем иначе выглядит Христос в работе Сандро Боттичелли (1495-1500) В сознании многих людей Боттичелли – создатель изящных, полных гармонии женских образов. В этой работе речи о гармонии быть не может. Ведь перед зрителем – благословение страдающего Христа.

Картина написана уже после того, как Боттичелли услышал проповеди Савонаролы. Пламенный проповедник изменил взгляды художника. Боттичелли постепенно осознал трагичность мира.

«Положение во гроб»

«Положение во гроб»

Ужас смерти можно увидеть в работе Лоренцо Лотто (1513 – 1517). Богоматерь с постаревшим, искаженным от внутренней боли лицом. Мужчины – участники погребального трагического действа – заняты, кто поправляет плащаницу, кто пытается положить тело Учителя в место Его последнего упокоения. Один из героев даже поставил ногу на гроб, чтобы было удобнее. Художник внимателен к деталям: на переднем плане – гвозди, терновый венец, чуть дальше от них – молоток, свернутая веревка, инструмент для вытаскивания гвоздей. Произведение очень эмоционально, кажется, что можно услышать звуки того горя, которое испытывают герои.

«Рождество Христово»

Работа Пьетро Перуджино (около 1504 года) наполнена спокойствием, ясностью и чистотой. Зрители словно включаются в молитвенное благоговейное предстояние перед Младенцем, вместе с Девой Марией, святым Иосифом, пастухами…

«Портрет девочки из семейства Редетти»

«Портрет девочки из семейства Редетти»

Не очень знаком широкому кругу российских зрителей один из крупнейших портретистов XVI века Джованни Баттиста Морони. На выставке в пушкинском не отпускает от себя маленькая работа (около 1570) – проникновенный трогательный детский портрет.

«Мадонна с Младенцем»

Работа, которую начал Антонелла да Мессина, а потом в 1480 году закончил Якопо ди Антонелло Младенец сидит на подушке и держит в руках две вишни.

На выставке можно увидеть, как художник по-разному подходит к раскрытию одного и того же сюжета. «Мадонна с младенцем» (1476) Джованни Беллини, которого называют реформатором венецианской живописи, наполнена скорбным предчувствием.

Дева Мария словно пытается защитить, удержать Младенца, понимая, что сделать этого невозможно. Особую сдержанную трагичность подчеркивает и синиее одеяние Девы Марии, и темный фон.

В работе Беллини под таким же названием, написанной в 1485 – 1487 году, трагизм смягчен, но взгляд Девы Мари остается грустным. В целом здесь больше гармонии, спокойствия.

Очень интересны работы миланских живописцев Винченцо Фоппы («Голгофа», 1450) и Амброджо Бергоньоне (две створки полиптиха «Мадонна делла Роза», 1515), а также знаменитого феррарского художника Козимо Туры («Мадонна с младенцем», 1460-1465).

Выставка в Пушкинском музее продлится до конца июля.

Работы, представленные в Пушкинском музее, дают возможность посетителям задуматься, почему Алексей Федорович Лосев в своем труде «Эстетика Возрождения» писал: «У теоретиков возрожденческой эстетики встречается, например, такое сравнение: художник должен творить так, как Бог творил мир, и даже совершеннее того. Здесь средневековая маска вдруг спадает и перед нами оголяется творческий индивидуум Нового времени, который творит по своим собственным законам. Такое индивидуальное творчество в эпоху Возрождения тоже понимали как религиозное, но ясно, что это была уже не средневековая религиозность. Это был индивидуалистический протестантизм, крепко связанный с частнопредпренимательским духом восходящей буржуазии».

Далее Лосев пишет: «…все гениальные художники Высокого Возрождения вместе с глубинами самоутврежденной человеческой личности чрезвычайно остро, глубоко и вплоть до настоящего трагизма ощущают ограниченность и беспомощность человеческого субъекта». Как-то не очень сочетается с привычным энегельсовским, вроде безоговорочным и радостным: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов…» ?

Эпоха Возрождения (Ренессанс). Италия. XV—XVI века. Ранний капитализм. Страной правят богатые банкиры. Они интересуются искусством и наукой.

Богатые и влиятельные собирают вокруг себя талантливых и мудрых. Поэты, философы, художники и скульпторы ведут ежедневные беседы со своими покровителями. В какой-то миг показалось, что людьми правят мудрецы, как того хотел Платон.

Вспомнили о древних римлянах и греках. Они тоже строили общество свободных граждан, где главная ценность — человек (не считая рабов, конечно).

Возрождение — это не просто копирование искусства древних цивилизаций. Это смешение. Мифологии и Христианства. Реалистичности натуры и душевности образов. Красоты физической и духовной.

Это была всего лишь вспышка. Период Высокого Возрождения – это примерно 30 лет ! С 1490-х годов до 1527 гг. С начала расцвета творчества Леонардо. До разграбления Рима.

Мираж идеального мира быстро померк. Италия оказалась слишком хрупкой. Она вскоре была порабощена очередным диктатором.

Однако эти 30 лет определили главные черты европейской живописи на 500 лет вперёд! Вплоть до импрессионистов.

Реалистичность изображения. Антропоцентризм (когда центр мира – Человек). Линейная перспектива. Масляные краски. Портрет. Пейзаж…

Невероятно, но в эти 30 лет творили сразу несколько гениальных мастеров. В другие времена они рождаются один в 1000 лет.

Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и Тициан — титаны эпохи Возрождения. Но нельзя не упомянуть и о двух их предшественниках: Джотто и Мазаччо. Без которых бы никакого Возрождения и не было.

1. Джотто (1267—1337 гг.)

Паоло Уччелло. Джотто да Бондоньи. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало XVI века. Лувр, Париж.

XIV век. Проторенессанс. Главный его герой — Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве. За 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.

До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа — золотой фон. Как, например, на этой иконе.

Гвидо да Сиена. Поклонение волхвов. 1275—1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия.

И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры. Лица благородных людей. Старые и молодые. Печальные. Скорбные. Удивленные. Разные.

Фрески Джотто в церкви Скровеньи в Падуе (1302—1305 гг.). Слева: Оплакивание Христа. Посередине: Поцелуй Иуды (фрагмент). Справа: Благовещение святой Анны (матери Марии), фрагмент.

Главное творение Джотто — это цикл его фресок в капелле Скровеньи в Падуе. Когда эта церковь открылась для прихожан, в неё хлынули толпы людей. Такого они никогда не видели.

Ведь Джотто сделал небывалое. Он перевёл библейские сюжеты на простой, понятный язык. И они стали гораздо доступнее обычным людям.

Джотто. Поклонение волхвов. 1303—1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.

Именно это будет свойственно многим мастерам Эпохи Возрождения. Лаконичность образов. Живые эмоции персонажей. Реалистичность.

О фресках мастера читайте подробнее в статье “Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

Джотто восхищались. Но его новаторство развивать дальше не стали. В Италию пришла мода на интернациональную готику.

Только через 100 лет появится достойный продолжатель Джотто.

2. Мазаччо (1401—1428 гг.)

Мазаччо. Автопортрет (фрагмент фрески “Святой Петр на кафедре”). 1425—1427 гг. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.

Начало XV века. Так называемое Раннее Возрождение. На сцену выходит ещё один новатор.

Мазаччо был первым художником, который использовал линейную перспективу. Ее разработал его друг, архитектор Брунеллески. Теперь изображенный мир стал похож на реальный. Игрушечная архитектура осталась в прошлом.

Мазаччо. Святой Петр исцеляет своей тенью. 1425—1427 гг. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.

Он перенял реализм Джотто. Однако в отличие от предшественника уже хорошо знал анатомию.

Вместо глыбообразных персонажей Джотто — прекрасно сложенные люди. Совсем как у древних греков.

Мазаччо. Крещение неофитов. 1426—1427 гг. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, Италия.

Также Мазаччо добавил выразительности не только лицам, но и телам. Эмоции людей мы уже читаем по позам и жестам. Как, например, мужское отчаяние Адама и женскую пристыженность Евы на самой знаменитой его фреске.

Мазаччо. Изгнание из Рая. 1426—1427 гг. Фреска в Капелле Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция, Италия.

Мазаччо прожил недолгую жизнь. Он умер, как и его отец, неожиданно. В 27 лет.

Однако последователей у него было много. Мастера следующих поколений ходили в капеллу Бранкаччи, чтобы учиться по его фрескам.

Так новаторство Мазаччо было подхвачено всеми великими художниками Высокого Возрождения.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Художники Эпохи Возрождения».

3. Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.)

Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512 г. Королевская библиотека в Турине, Италия.

Леонардо да Винчи — один из титанов Эпохи Возрождения. Он колоссальным образом повлиял на развитие живописи.

Именно да Винчи повысил статус самого художника. Благодаря ему представители этой профессии отныне не просто ремесленники. Это творцы и аристократы духа.

Леонардо сделал прорыв в первую очередь в портретной живописи.

Он считал, что ничто не должно отвлекать от главного образа. Взгляд не должен блуждать от одной детали к другой. Так появились его знаменитые портреты. Лаконичные. Гармоничные.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489—1490 гг. Музей Черторыйских, Краков.

Главное же новаторство Леонардо — это то, что он нашёл способ сделать образы … живыми.

До него персонажи на портретах были похожи на манекены. Линии были чёткими. Все детали тщательно прорисованы. Раскрашенный рисунок никак не мог быть живым.

Леонардо изобрел метод сфумато. Он растушевал линии. Сделал переход от света к тени очень мягким. Его герои словно покрыты еле уловимой дымкой. Персонажи ожили.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503—1519 гг. Лувр, Париж.

Сфумато войдёт в активный словарь всех великих художников будущего.

Часто встречается мнение, что Леонардо, конечно, гений, но не умел ничего довести до конца. И картины часто не дописывал. И многие его проекты так и остались на бумаге (между прочим, в 24 томах). И вообще его бросало то в медицину, то в музыку. Даже искусством сервировки одно время увлекался.

Однако сами подумайте. 19 картин — и он — величайший художник всех времён и народов. А кто-то даже близко не стоит по величию, при этом написав 6000 полотен за жизнь. Очевидно же, у кого КПД выше.

О самой знаменитой картине мастера читайте в статье “Мона Лиза Леонардо да Винчи. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”.

4. Микеланджело (1475—1564 гг.)

Даниеле да Вольтерра. Микеланджело (фрагмент). 1544 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Микеланджело считал себя скульптором. Но был универсальным мастером. Как и другие его коллеги Эпохи Возрождения. Поэтому его живописное наследие не менее грандиозно.

Он узнаваем прежде всего по физически развитым персонажам. Он изображал совершенного человека, в котором физическая красота означает красоту духовную.

Поэтому все его герои такие мускулистые, выносливые. Даже женщины и старики.

Микеланджело. Фрагменты фрески “Страшный суд” в Сикстинской капелле, Ватикан.

Часто Микеланджело писал персонажа обнаженным. А потом уже сверху дописывал одежду. Чтобы тело было максимально рельефным.

Потолок Сикстинской капеллы он расписывал в одиночку. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был нелюдимым. Обладал крутым и неуживчивым характером. Но больше всех он был недоволен … собой.

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан.

Микеланджело прожил долгую жизнь. Пережил угасание Возрождения. Для него это было личной трагедией. Поздние его работы полны печали и скорби.

Вобще творческий путь Микеланджело уникален. Ранние его работы — это восхваление человека-героя. Свободного и мужественного. В лучших традициях Древней Греции. Как его Давид.

В последние годы жизни — это трагические образы. Намеренно грубо отесанный камень. Как будто перед нами памятники жертвам фашизма XX века. Посмотрите на его “Пьету”.

Скульптуры Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции . Слева: Давид. 1504 г. Справа: Пьета Палестрины. 1555 г.

Как такое возможно? Один художник за одну свою жизнь прошёл все этапы искусства от эпохи Возрождения до XX века. Что же делать последующим поколениям? Идти своим путём. Осознавая, что планка поднята очень высоко.

5. Рафаэль (1483—1520 гг.)

Рафаэль. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Рафаэль никогда не был в забвении. Его гениальность признавали всегда: и при жизни, и после смерти.

Его герои наделены чувственной, лиричной красотой. Именно его Мадонны по праву считаются самыми прекрасными женскими образами, когда-либо созданными. Внешняя красота отражает и душевную красоту героинь. Их кротость. Их жертвенность.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.

Знаменитые слова “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о Сикстинской Мадонне. Это была его самая любимая картина.

Однако чувственные образы — это не единственная сильная сторона Рафаэля. Он очень тщательно продумывал композиции своих картин. Он был непревзойдённым архитектором в живописи. Причём всегда находил самое простое и гармоничное решение в организации пространства. Кажется, что по-другому и быть не может.

Рафаэль. Афинская школа. 1509—1511 гг. Фреска в станцах Апостольского дворца, Ватикан.

Рафаэль прожил всего 37 лет. Он умер внезапно. От подхваченной простуды и врачебной ошибки. Но его наследие трудно переоценить. Многие художники боготворили этого мастера. И множили его чувственные образы в тысячах своих полотен.

О самых знаменитых картинах Рафаэля читайте в статье “Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители”.

6. Тициан (1488-1576 гг).

Тициан. Автопортрет (фрагмент). 1562 г. Музей Прадо, Мадрид.

Тициан был непревзойдённым колористом. Также он много экспериментировал с композицией. Вообще он был дерзким новатором.

За такую яркость таланта его все любили. Называли “королем живописцев и живописцем королей”.

Говоря о Тициане, хочется после каждого предложения ставить восклицательный знак. Ведь именно он привнёс в живопись динамику. Пафос. Восторженность. Яркий колорит. Сияние красок.

Тициан. Вознесение Марии. 1515—1518 гг. Церковь Санта-Мария Глориози деи Фрари, Венеция.

К концу жизни он выработал необычную технику письма. Мазки быстрые, густые. Краску наносил то кистью, то пальцами. От этого — образы ещё более живые, дышащие. А сюжеты — ещё более динамичные и драматичные.

Тициан. Тарквиний и Лукреция. 1571 г. Музей Фицуильяма, Кэмбридж, Англия.

Вам это ничего не напоминает? Конечно, это техника Рубенса. И техника художников XIX века: барбизонцев и импрессионистов. Тициан, как и Микеланджело, пройдёт 500 лет живописи за одну свою жизнь. На то он и гений.

О знаменитом шедевре мастера читайте в статье “Венера Урбинская Тициана. 5 необычных фактов”.

***

Художники эпохи Возрождения — это обладатели больших знаний. Чтобы оставить такое наследие, нужно было очень многое изучить. В области истории, астрологии, физики и так далее.

Поэтому каждый их образ заставляет нас задумываться. Для чего это изображено? Какое здесь зашифровано послание?

Они почти никогда не ошибались. Потому что досконально продумывали своё будущее произведение. Использовали весь багаж своих знаний.

Они были больше, чем художники. Они были философами. Объясняли нам мир с помощью живописи.

Вот почему они будут нам всегда глубоко интересны.

Читайте также статью «Английские художники. 6 мастеров, покоривших весь мир».

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

Оксана Копенкина

Английская версия статьи

Путешествие по Италии — это всегда большое эстетическое удовольствие, во многих городах Италии скрыты потрясающие шедевры искусства. Сегодня мы расскажем вам, в каких городах можно посмотреть шедевры Возрождения — картины, архитектуру, скульптуры.

Настоящая кладезь бесценного искусства эпохи Возрождения находится во Флоренции, где и зародилась эта культурная эпоха.

Для того, чтобы вы случайно не прошли мимо, мы собрали в одной статье 30 сокровищ Ренессанса из разных уголков Италии. Сортировать их по известности или «шедевральности» показалось нам слишком ответственной задачей, поэтому «рейтинг» примерно соответствует времени появления на свет, начиная с более ранних работ. А еще в него не попала та часть итальянской живописи и скульптуры, которая находится в музеях других стран — например, «Джоконду» вы сможете увидеть только в Лувре.

«Поцелуй Иуды» Джотто ди Бондоне

Эту фреску XIV века не принято причислять к итальянским шедеврам Возрождения. И все-таки она здесь. Потому что создал ее Джотто — отец Ренессанса, который на полтора века опередил современников. В сцене предательства Иисуса он отошел от иконографии и изобразил не плоские лики, а лица, не маски, а характеры и живые эмоции. Можно долго перечислять новаторства Джотто — но стоит лишь один раз взглянуть на фреску в сравнении с работами других мастеров XIV века, и все становится ясно без слов.

Посмотреть можно: капелла Скровеньи, Падуя.

«Изгнание из Рая» Мазаччо

XV век — Возрождение на пороге. Молодой художник Мазаччо одним из первых использует линейную перспективу и знание анатомии, поэтому на его фресках — прекрасно сложенные люди в реалистичном мире. Адам и Ева изображены обнаженными, страдающими от своей наготы, да еще и на пике отчаяния оттого, что за ними только что захлопнулись Врата рая. Священники долго не могли привыкнуть к такой смелой манере живописи и дополнили итальянскую фреску Мазаччо, снабдив Адама и Еву фиговыми листочками, от которых они освободились только во время реставрации XX и.

Посмотреть можно: капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция.

Купол Брунеллески — архитектурный шедевр эпохи Возрождения

Филиппо Брунеллески, возводя в начале XV века купол над кафедральным собором Флоренции, решал сложную техническую задачу. Более века великолепный собор был обезглавлен, потому что она казалась неразрешимой. Архитектор долго изучал античные здания, пока не придумал проект двойного купола с внутренними и внешними сводами, связанного воедино беломраморным фонарем. И сейчас восьмигранное чудо диаметром 42 метра легко и свободно парит над городом, связывая здания в единый ансамбль. Рассмотреть всю красоту купола стремятся многие туристы, что создает большие очереди внизу. Вы можете схитрить и купить тур заранее онлайн через сайт. Купол входит в 20 главных достопримечательностей Флоренции.

Посмотреть можно: Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция.

Храм Малатеста Леон-Баттиста Альберти

Этот неприметный храм эпохи Возрождения в Римини возводили на месте старой монастырской церкви как семейную усыпальницу герцога Малатеста и его семейства. Архитектор Альберти хотел окончательно отойти от стандартов Средневековья. Он задумал создать мавзолей с оглядкой на древнеримскую архитектуру с ее героическим пафосом. Фасад роднит сооружение с триумфальной аркой, боковые аркады напоминают акведуки. Предусматривался и купол, но строительство некстати приостановили, да так и не завершили в соответствии с проектом.

Посмотреть можно: Римини.

Палаццо Питти

Самый большой дворец Флоренции появился благодаря… зависти банкира Луки Питти к семейству Медичи. Свою резиденцию он видел больше и внушительней, чем дворец покровителей. Однако разорившиеся потомки Питти продали имение, причем не кому-нибудь, а все тем же Медичи. Козимо повелел увеличить здание и пристроить к нему надземный коридор, ведущий через реку Арно на другой берег, в Палаццо Веккио. Роскошные интерьеры, музеи и окружающие дворец сады Боболи можно посмотреть в рамках авторской русской экскурсии в Палаццо Питти.

Посмотреть можно: Флоренция.

«Воскресение Христа» Пьеро делла Франческа

Как природа рано или поздно просыпается от зимнего сна, так и дух человеческий неизменно возрождается к новой жизни. Такими словами можно кратко охарактеризовать философский смысл важнейшей картины Раннего Возрождения на религиозную тему. Кроме того, эта фреска с легкой руки Олдоса Хаксли носит титул «самой прекрасной картины в мире». Картина невольно спасла Сансеполькро во время Второй мировой, когда командир британцев, вспомнив эссе Хаксли, прекратил артобстрел города.

Посмотреть можно: Пинакотека Комунале, Сансеполькро.

«Греческая Мадонна» Джованни Беллини

Венецианский мастер Беллини прожил долгую жизнь и написал немало Мадонн с младенцем. Среди них выделяется одна, написанная молодым художником для Дворца дожей. Свое название она получила из-за греческой надписи на полотне. Классическое расположение на картине, одеяние Мадонны и нимб над головой говорят, что художник отталкивался от византийской иконописи. Но прекрасное живое лицо в своей ясности и простоте разрушает эту иллюзию.

Посмотреть можно: пинакотека Брера, Милан.

«Камера дельи Спози» Андреа Мантенья

Это потрясающий воображение образец искусства эпохи Возрождения в Италии. Одна из первых перспективных обманок в оформлении интерьера, создающая в помещении высотой не более семи метров ощущение пространства, высоты и света. Как будто комната чудесным образом раздвинулась и вместила в себя все обширное семейство маркиза Гонзаго. Стены украшены реалистичными колоннадами, ступенями и занавесами — кажется, их можно отодвинуть рукой. Плоский потолок расписан в виде купола, раскрытого к небу, а светотени поддерживают ощущение льющегося сверху света.

Посмотреть можно: Палаццо Дукале, Мантуя.

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

Один из самых пленительных и вдохновляющих образов Возрождения — картина «Рождение Венеры», которую можно посмотреть во Флоренции Этот гимн красоте вне времени, вне эпохи. Это не просто античная богиня, а нежная и милосердная женщина с кротким взглядом и умением прощать. Именно к этому образу обращались в XIX веке прерафаэлиты, когда создавали свой идеал эстетики.

Удивительно, но у Венеры был прототип. Это жившая во Флоренции Симонетта Веспуччи, наделенная внешней и внутренней красотой. Ее лицо смотрит на нас со многих полотен мастера.

Посмотреть можно: галерея Уффици, Флоренция. Приобрести заранее билеты и не стоять в очереди можно .

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

Да Винчи вовсе не пытался создать шедевр — эта картинка была всего лишь иллюстрацией к его размышлениям, попыткой нарисовать человека с идеальными пропорциями так, как это видел римский архитектор Витрувий. Он изящно вписал тело мужчины в круг и квадрат одновременно, тем самым доказав, что живопись сродни науке. Благодаря Леонардо человечество вновь обратилось к идеалам античности, а «Витрувианский человек» стал одним из самых тиражируемых рисунков всех времен и народов.

Посмотреть можно: галерея Академии, Венеция. Входные билеты можно купить , что опять же избавит вас от необходимости стоять в огромной очереди в кассу, потратив на это полдня.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Долгое время эта фреска была единственным произведением Леонардо, доступным для широкого круга людей. Написана она на стене трапезной монастыря и выглядит как перспективное продолжение помещения. Каждому, кто обедал здесь, казалось, что за соседним столом сидят Иисус и его ученики. Апостолы искренне ошарашены словами Учителя о том, что один из них предаст его — их жесты и реакции мастер подсмотрел из жизни обычных людей. Учтите, что просмотр картины надо планировать заранее (рекомендует прочитать нашу статью «Как посмотреть Тайную вечерю»), так как билеты бронируют на сайте монастыря примерно за месяц. Легче попасть через покупку экскурсии с русскоговорящим гидом.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — 10 интересных фактов о фреске «Тайная вечеря»

Посмотреть можно: Санта-Мария-дель-Грацие, Милан.

«Пьета» Микеланджело Буонаротти

Пьета — «Оплакивание Христа» — трагический религиозный сюжет, решенный Микеланджело в традициях искусства Высокого Возрождения. Удивительно, но Мадонна с телом Христа на руках изображена в образе молодой и прекрасной девы — по мнению 24-летнего автора, целомудренная женщина долго сохраняет молодость. Микеланджело за свою жизнь еще дважды переосмысливает этот сюжет — так появились «Пьета Бандини» во Флорентийском соборе и «Пьета Ронданини» в Кастелло Сфорцеско.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — По римским следам Микеланджело

Посмотреть можно: Собор Святого Петра, Ватикан. Обратите внимание, очередь на вход здесь стандартно растягивается на 2-3 часа. Побеспокойтесь о билетах заранее, тогда вам придется пройти только очередь на досмотр, обойдя очередь в кассы. Приобрести онлайн можно .

«Давид» Микеланджело Буонаротти

Статуя «Давид» справедливо признан образцом красоты человеческого тела, хотя в этом образце искусства эпохи Возрождения многие отмечают его несоразмерность. Дело в том, что пятиметровую скульптуру предполагалось разместить на куполе собора, и мастер сознательно пошел на нарушение пропорций верхней части фигуры. Но шедевр не осмелились отдать на растерзание ветру и дождю. Его поместили под крышу Лоджии на площадь Синьории, а затем в музей, где вы можно его увидеть в рамках увлекательной экскурсии на русском языке (заказать ее можно ). А копии «Давида» и по сей день украшают Флоренцию.

Посмотреть можно: Академия изящных искусств, Флоренция. Входные билеты можно купить через этот сайт.

«Мадонна Кастельфранко» Джорджоне

«Мадонна Кастельфранко» — алтарный образ, Джорджоне написал его для собора в своем родном городе по заказу местного кондотьера. Композиция вписана в равносторонний треугольник, по углам которого — Мадонна с младенцем в красном одеянии и два святых. Есть что-то трогательное в том, что значительное произведение живописи никогда не покидало своей родины, и почти половину полотна занимает пейзаж — деревья и холмы, а также стены и башни замка, который сохранился в Кастельфранко и по сей день.

Посмотреть можно: Кафедральный собор, Кастельфранко-Венето.

«Афинская школа» Рафаэль Санти

Эта фреска — заказ папы Юлия II. Под высокими сводами фантастического здания Рафаэль поместил идеальное сообщество мыслителей. Здесь Платон и Аристотель спорят, что важнее — Земля или небо, Диоген возлежит на каменных ступенях, Архимед и Пифагор что-то пишут и вычисляют, а Сократ вещает о том, что есть истина. В образах великих греков угадываются черты современников Рафаэля: Микеланджело и Леонардо, Браманте и своей возлюбленной Маргариты. Не забыл он и про себя: пристальный взгляд молодого человека в углу картины выдает автопортрет.

Посмотреть можно: станцы Апостольского дворца, Ватикан.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Что нужно знать о посещении Ватикана

«Сотворение Адама» Микеланджело Буонаротти

Непревзойденный ваятель телесной красоты, Микеланджело писал потолочные фрески впервые в жизни. Самый знаменитый фрагмент росписи — сцена сотворения Адама. Событие, которое вот-вот свершится — не просто создание тела идеально прекрасного Адама по божественному образцу, а одухотворение человеческой оболочки. Жест двух тянущихся рук иллюстрирует этот момент. А совсем недавно люди увидели в очертаниях Бога-отца контуры человеческого мозга. Произведение, которому полтысячи лет, задает новые загадки…

Посмотреть можно: Сикстинская капелла, Музеи Ватикана, Ватикан. Билеты купить можно .

«Любовь небесная и Любовь земная» Тициан

Аллегорическая картина задумана как подарок знатного венецианца своей невесте, но до конца ее загадка так и не разгадана. Девушка в брачном наряде сидит с рукоделием, позади нее — богатый дом и пара кроликов как пожелание плодотворного брачного союза. Рядом обнаженная Венера держит чашу с огнем — символ вечной и страстной любви. Детали мастерски написанной картины искусствоведы трактуют по-разному, и даже современное название полотно получило лишь через 200 лет после создания.

Посмотреть можно: галерея Боргезе, Рим. В галерее собрано огромное количество образцов итальянского искусства, поэтому посещать ее лучше всего с интересной экскурсией.

«Мадонна в кресле» Рафаэль Санти

Не зря рафаэлевские Мадонны считаются самыми прекрасными женскими образами из когда-либо созданных. В них есть редкое сочетание внешней красоты и неземной одухотворенности. Но «Мадонна дела Седия» несколько выделяется из этой галереи. Одетая в праздничный наряд горожанки, она сидит близко-близко к зрителю, и крепко прижимает к себе сына. Облик Мадонны наполнен необычной для Рафаэля жизненной силой, яркими и теплыми красками. Может быть, потому, что моделью для картины стала земная красавица, а не идеальный образ?

Посмотреть можно: в галерее Палатина, Флоренция. Билеты с приоритетным входом приобретайте только заранее на сайте.

«Форнарина» Рафаэль Санти

Полуобнаженная нимфа, стыдливо прикрывающая на груди прозрачное одеяние. Ее можно узнать во многих образах Рафаэля, но только дважды он изобразил возлюбленную в собственном обличье и с кольцом на пальце. Художник умер, и картину завершил его ученик, почему-то закрасив кольцо. Тайна отношений художника и модели породила немало легенд, большинство из которых — выдумки. Тем не менее, «Форнарина» стала идеалом ренессансной красоты и источником вдохновения для учеников и последователей Рафаэля. Не упустите возможность увидеть картину своими глазами, а также другие великие шедевры Рима, бесплатно открытые для туристов.

Посмотреть можно: палаццо Барберини, Рим.

«Вознесение Богородицы» Антонио Аллегри (Корреджо)

В этой фреске Корреджо проявил себя как создатель нового типа купольной росписи храма. Секрет ее в необычном, однако правдивом ракурсе: вихрь из облаков, фигур святых и Богородицы, направленный вверх, к свету. Современники не сразу поняли новаторство художника. Купол сравнивали с блюдом лягушачьих ног, а Дева Мария казалась попросту неприличной. Ясность внес несколько лет спустя Тициан. Он говорил, что купол собора можно перевернуть и доверху наполнить золотыми монетами — такова была бы истинная цена шедевра. Фреска «Вознесение Богородицы» входит в список главных сокровищ Пармы.

Посмотреть можно: Кафедральный собор, Парма.

«Венера Урбинская» Тициан

На известнейшем полотне изображена молодая обнаженная женщина с типичным для Тициана цветом волос и светящейся золотистой кожей. Подобно античным авторам, художник видит в наготе символ чистоты и естественности — конечно, если это богиня, потому что время изображать порядочных горожанок нагими еще не пришло. Кто же в реальности послужил моделью — история умалчивает. Скорее всего это был собирательный образ, идеал божественной красоты эпохи Возрождения. Увидеть этот шедевр искусства и узнать много интересного можно на экскурсии с русским гидом в галерею Уффици.

Посмотреть можно: галерея Уффици, Флоренция.

Ботанический сад Падуи

Искусство — это не всегда картины и фрески. Рекомендуем вам посетить первый ботанический сад Европы, созданный в Падуе как источник лекарственных трав в момент подъема медицинской отрасли. Круг в квадрате — такова была основа планировки территории, ограниченной стеной. Сад пополнялся новыми экзотическими растениями, вводились технические новшества, и передовой опыт постепенно распространился на всю Европу. Ценный с научной точки зрения, сад — это еще и интересное место, где можно полюбоваться его планировкой и увидеть редкие и старейшие растения — гинкго и магнолии, орхидеи и растения-хищники.

Посмотреть можно: Падуя.

«Персей» Бенвенуто Челлини

Знаменитый скульптор и ювелир XVI века по заказу своего покровителя Козимо Медичи обращается к греческому сюжету. Торжество Персея над Медузой Горгоной — эта аллегория должна была показать перевес власти герцога над Флорентийской республикой. Отлитый в бронзе Персей держит в вытянутой руке только что отрубленную голову Медузы Горгоны; у ног героя распласталось ее тело, а немигающий взгляд обращен на зрителя. Челлини гордился своим «Персеем» и в автобиографии посвятил работе над ним около 50 страниц.

Будете во Флоренции, городе искусств, обязательно сходите на экскурсию о тайнах Медичи.

Посмотреть можно: Лоджия деи Ланци, Флоренция.

Вилла д’Эсте Пирро Лигорио

Вилла герцога д’Эсте, напоминающая сказочный дворец, знаменита прежде всего огромным садом на склоне горы. Парк имеет регулярную планировку, а рельеф местности позволил устроить террасы, гроты и водопады на склонах. Но самыми замечательными получились водометные сооружения: исполняющий музыку фонтан Органа и миниатюрная копия Рима Ла Рометта, Аллея ста фонтанов и ревущий фонтан Драконов. Не случайно Петр I, устраивая садово-парковые ансамбли у себя на родине, вдохновлялся парком виллы д’Эсте. Обязательно посетить эту одну из лучших вилл Тиволи.

Экскурсию на виллу можно забронировать .

Посмотреть можно: Тиволи, Лацио.

«Пир в доме Левия» Паоло Веронезе

Картина овеяна скандальной славой — вплоть до того, что художником заинтересовалась инквизиция. Все дело в том, что Веронезе исполнял на заказ церкви крупное полотно на тему Тайной вечери. Он столь вольно обошелся с библейским сюжетом, что на картине появились стражники, шуты, дети, собаки и даже он сам в образе гостя. Исправил написанное он тоже весьма оригинально — просто поменял название и даже дал ссылку на Евангелие, что пир у Левия действительно имел место в Священной истории.

Посмотреть можно: галерея Академии, Венеция.

Венеция — центр города, Венеция: выберите отель

Собор Святого Петра

Главный собор Ватикана задумывался Браманте как сооружение, не имеющее себе равных в мире. Строительство крупнейшей христианской церкви длилось в общей сложности полтора века и при жизни автора не завершилось даже наполовину. Микеланджело продолжил работу, опираясь на замысел Браманте. Он добавил портик с колоннадой и начал возводить круглый ребристый купол, который завершил Джакомо делла Порта. Позже, уже в XVII веке, непревзойденный итальянский скульптор Бернини создал перед собором площадь с колоннадой.

Посмотреть можно: Рим, Ватикан.

Вилла Ротонда Андреа Палладио

На примере виллы Ротонда архитектор разрабатывал новый тип загородной усадьбы на основе античных образцов. Кубический объем здания, украшенный с четырех сторон ордерными портиками, завершался сферическим куполом с круглым окном посередине. Вилла идеально вписана в ландшафт и напоминает скорее греческий храм, чем жилой дом. Непривычные идеи не сразу нашли отклик у современников, но потомки нарекли Палладио основателем нового стиля в архитектуре — палладианства.

Посмотреть можно: Виченца.

Мост Риальто Антонио де Понте

Одним из символов стоящего на воде города стал пешеходный мост через Гранд-канал, построенный в конце XVI века. Многие тогда считали, что конструкция, состоящая всего из одного пролета, не выдержит и обрушится. Однако мост стоит до сих пор. Его секрет — 12 тысяч свай, забитых в дно канала. Подобно Понте Веккио во Флоренции, на мосту Риальто в арочных галереях элегантно расположились торговые лавки. И днем, и ночью здесь крутятся туристы, начинаются пешеходные маршруты и прогулки по воде.

Посмотреть можно: Венеция.

«Тайная вечеря» Тинторетто

Тинторетто, что в переводе означает маленький красильщик, заимствовал у старших живописцев-учителей Микеланджело и Тициана самое лучшее, что видел в их работах. Накопив мастерство, он создал свой заключительный шедевр. «Тайная вечеря» создана на излете Возрождения и на пике таланта. Ее суть — в сверхъестественном свете, исходящем от одной лампы и падающем на головы апостолов и Христа под разными углами. Есть что-то мистическом в том, как раздвигаются границы картины, уходящие в полумрак.

Посмотреть можно: церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция.

Пальманова

Постойте, Пальманова — это же город? Да, верно, и создан он по принципам Ренессанса. Проекты «идеального» города были почти у каждого архитектора, но «переделать» уже существующие поселения было сложно — частично результат улучшений виден на примере Феррары, Болоньи, Пьенцы. Однако всем им далеко до четкой геометрической планировки Пальмановы, спроектированной Винченцо Скамоцци. Этот город-крепость сохранился до наших дней без изменений — в виде девятиугольной звезды с бастионами, улицами-лучами и центральной шестиугольной площадью.

Посмотреть можно: провинция Удине.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Картины Караваджо в Риме

Обязательно побывайте в самых интересных и красивых местах Италии! Желаем вам новых открытий!

Ольга Костромичева

В чем загадка 10 известных картин эпохи Ренессанса, которыми любуются на протяжении веков

Леонардо да Винчи, Микеланджело, Сандро Боттичелли и многие другие художники эпохи Ренессанс, вошедшие в историю культурного движения в период с XIV по XVII век, покорили сердца не только знатоков искусства, но и простых людей, мало что понимающих в технике и манере исполнения. А ведь не спроста эти воодушевляющие картины и по сей день производят неизгладимое впечатление даже на современное поколение, что с интересом рассматривает красочные полотна с невероятно одухотворёнными лицами и захватывающими сюжетами, вокруг которых ходят сотни тысяч различных историй, подтолкнувших художников их созданию.

1. Весна

«Primavera» означает «весенний сезон», а данное полотно иногда называют «аллегорией весны». Также существовали различные интерпретации картины, но в целом бытует мнение, что на каком-то уровне это произведение представляет собой сложную мифологическую аллегорию растущего плодородия мира. Соответственно, «Весна» является одной из самых сложных и противоречивых работ в мире, сделавшей её ярким и изящным примером раннего искусства Возрождения.

2. Поцелуй Иуды

Многие критики считают Джотто первым гением современной живописи, а некоторые утверждают, что ни один художник не превзошёл его, за исключением лишь немногих живописцев. Его цикл фресок в часовне Скровеньи — один из самых важных шедевров западного искусства, а «Поцелуй Иуды» — самая известная картина цикла, на которой запечатлён момент предательства, когда Иуда отождествляет Иисуса с солдатами, целуя его. Джотто мастерски улавливая драму и замешательство во время ареста Христа, ловко передал выражение лиц Иисуса и Иуды в тот самый момент, когда они смотрят друг на друга, всё ещё не особо веря в происходящее.

3. Афинская школа

«Афинская школа» — это поистине шедевральная картина, авторство которой принадлежит всемирно известному Рафаэлю. Она входит в состав фресок Stanze di Raffaello, что выставлены в Ватикане, в одном из крупнейших дворцов, а именно – в Апостольском. Принято считать, что эта картина является самым ярким представителем эпохи Высокого Возрождения. Несколько фресок, размещенных во дворце, представляют собой воплощение основных наук, а именно – философии, поэзии, теологии и, конечно же, права. Сама же «Афинская школа» — это глубокая философия в чистом виде. Мировые искусствоведы и критики предполагают, что двадцать одна изображенная фигура – это самые выдающиеся философы всех времён и народов, а посему, если присмотреться, то можно отыскать там знакомые очертания. Правда, это всего лишь теория, поскольку на сегодняшний день официально подтверждены только Платон с Аристотелем, что и являются центральной частью этого исторического шедевра.

4. Тайная вечеря

В «Тайной вечере» Леонардо мастерски изображает недоумение и растерянность, которые возникают среди учеников Иисуса, когда он объявляет, что один из них предаст его. Детальное знание да Винчи анатомии, света, тонкой градации тона, ботаники и геологии, а также его безудержный интерес к тому, как люди проявляют свои эмоции в выражениях и жестах, мастерски изображённых на полотне, сделали эту картину одной из самых знаменитых и почитаемых работ всех времён и народов, о которой говорят по сей день.

5. Рождение Венеры

«Рождение Венеры» — миф о прекрасной богине, чьё имя звучит практически у всех на устах вот уже долгое время. На картине запечатлена достаточно зрелая женщина, находящаяся на берегу моря. И несмотря на то, что большинство учёных по-разному трактуют эту картину, тем не менее, есть те, кто сходится к единому мнению, поговаривая о том, что именно таким образом Боттичелли представлял и изображал неоплатоническую идею божественной любви в виде обнажённой Венеры, рождённой из ракушки. И совсем неудивительно, что именно это произведение остаётся одним из самых ценных произведений эпохи Возрождения, вдохновляя современников на некий плагиат и подражание, став любимым прообразом у художников и фотографов, желающих заполучить в свои сети прекрасную Венеру.

6. Сотворение Адама

«Сотворение Адама» — самая известная фресковая панель шедевра, выполненного на потолке Сикстинской капеллы. По популярности эта картина уступает лишь только «Моне Лизе» и наряду с «Тайной вечерей» считается одной из самых тиражируемых религиозных картин всех времён. Образ почти соприкасающихся рук Бога и Адама стал символом человечества, который имитировали и пародировали на протяжении многих веков.

7. Страшный суд

«Страшный суд» — одно из самых влиятельных произведений фрески в истории западного искусства. На стене алтаря Сикстинской капеллы в Ватикане изображено Второе пришествие Христа (будущее возвращение Иисуса на землю) и окончательный вечный суд Бога всего человечества. Иисус показан в центре картины и окружён выдающимися святыми, в то время как Воскресение мёртвых и Сошествие Проклятых в Ад показаны в зоне ниже, тем самым как бы разделяя и отделяя мир мёртвых от мира живых тонкой гранью.

8. Мона Лиза

«Мона Лиза» была признана самой популярной и самой пародируемой работой в мире. Её всемирная известность, в частности, основана на неуловимой улыбке на лице загадочной женщины, поэтому данная картина также известна как «Джоконда», или смеющаяся. Данное произведение было для художника неким вызовом, с которым он «состязался» практически на протяжении всей своей жизни. Ко всему прочему, стоит отметить тот факт, что в Книге рекордов Гиннесса «Мона Лиза» отмечена как самая дорогая картина в мире за всю историю человечества.

9. Успение Богородицы

На картине изображено «Успение Богородицы», которое отмечается каждый год 15 августа и ознаменовывает восхождение Марии на небеса до распада её тела. Дева Мария поднимается к небесам в сопровождении херувимов. Стоя на облаке, она смотрит вверх, раскинув руки в благоговейном жесте. Это произведение считается величайшим шедевром Тициана, одного из самых универсальных и популярных художников в истории эпохи Ренессанса, которое даже в современном мире представляет огромную культурно-историческую ценность.

10. Сикстинская Мадонна

«Сикстинская Мадонна» изображает Мадонну с младенцем Христом в окружении святого Сикста и святой Варвары. Также под Марией есть два крылатых херувима, которые, пожалуй, самые известные, узнаваемые и присутствующие практически на любой картине. Ко всему прочему, существует множество различных легенд о том, как именно Рафаэль их нарисовал. А ещё «Сикстинская Мадонна» признана одной из самых лучших картин многими известными критиками, знающими толк в искусстве, обретшей наибольшую популярность в Германии, где она была названа наилучшей среди картин, получив эпитет «божественная».
Как бы забавно это не звучало, но среди современных художников полным-полно талантливых людей, которые в настоящее время способны создать что угодно, при чём так, что «копия» зачастую выглядит не хуже (а то и лучше) оригинала. Отличным примером служат работы мексиканского пенсионера, которому удалось воссоздать Сикстинскую капеллу. И стоит отдать ему должное, ведь его фрески и в самом деле получились не хуже шедевра Микеланджело.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Собрание итальянской живописи — один из наиболее значимых разделов картинной галереи музея: оно насчитывает свыше пятисот пятидесяти произведений и хронологически охватывает весь период развития одной из ведущих европейских школ живописи. Из них в постоянной экспозиции представлено не более двухсот, а те, что хранятся в запасниках музея, остаются мало известными, как широкой публике, так и специалистам.

Итальянской живописи принадлежит особое место в истории Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, поскольку именно с нее начиналось формирование его картинной галереи. Основатель музея Иван Владимирович Цветаев, задумавший создать при Московском университете музей слепков с произведений классической скульптуры, еще до его открытия пришел к выводу о необходимости включения в экспозицию оригиналов, в первую очередь живописи. Окончательный перелом в его взглядах произошел в конце 1900-х годов, когда музею были предложены ценные собрания подлинных произведений. Среди них состоящая из уникальных памятников итальянской живописи XIV-XV веков коллекция дипломата М.С. Щекина, положившая начало собранию живописи. В 1924 году картинная галерея музея обрела статус самостоятельного раздела.

Выставка в Пушкинском музее работ венецианских художников XVIII века


В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» — 1

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина проходит выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди», на которой представляют работы венецианских мастеров XVIII века. Более половины из пятидесяти семи картин экспозиции приехали в Москву из двух выдающихся музейных коллекций города Виченцы.


На выставке в Пушкинском музее можно увидеть произведения важнейших итальянских художников: Джованни Баттиста Тьеполо, Джамбаттиста Питтони, Лука Карлеварис, Джованни Баттиста Пьяццетта, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги. Из пятидесяти семи представленных работ двадцать три произведения — из собрания Городского музея Палаццо Кьерикати, девять произведений из Галереи Италии — Палаццо Леони Монтанари, двадцать пять произведений — из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина. Работы из собраний, давно завоевавших мировую известность, впервые показаны вместе в едином пространстве, что позволяет зрителям получить более полное представление о многообразии венецианской живописи XVIII века.



В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» — 2
Фото: Светлана Мишина

В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» — 3

Венецианская школа живописи, в эпоху Возрождения подарившая миру Тициана, Тинторетто, Веронезе, в XVIII веке пережила новый период блестящего расцвета.


Джованни Антонио Каналь (Каналетто) — Возвращение Бучинторо к молу у дворца Дожей, 1730

Венеция в этот период становится важным центром художественной жизни Европы, что особенно заметно на примере живописи, отмеченной яркой красочностью, декоративностью и многообразием жанров. Таковы работы на выставке, и собрать вместе такое количество представительных картин венецианцев — большая удача.
На открытии выставки директор музея Марина Лошак сказала: «ГМИИ им. А. С. Пушкина на протяжении многих лет тесно сотрудничает с музеями Италии, благодаря чему имеет возможность организовывать выставки итальянского искусства высочайшего уровня. Вдохновленный высоким уровнем картин итальянской школы, хранящихся в ГМИИ, директор Художественного музея Виченцы профессор Джованни Вилла предложил провести совместную выставку, объединяющую произведения из российского и итальянского собраний».
Экспозиция после показа в Москве поедет в Виченцу.


В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» — 4

На выставке в Пушкинском музее произведения итальянских художников из разных собраний дополняют друг друга: знаменитое полотно Каналетто «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей» и еще две работы этого мастера, принадлежащие ГМИИ, послужат украшением выставки в Виченце, где произведения этого выдающегося живописца отсутствуют (в самой Венеции можно найти лишь несколько работ). В Виченце нет и картин Бернардо Беллотто, племянника Каналетто, которыми богато собрание московского музея. В то же время в России не представлены произведения Джамбаттисты Пьяццетты — на выставку привезли одну из лучших работ этого художника «Экстаз святого Франциска».


Джамбаттиста Питтони — Диана и нимфы, 1720-е годы

Картина из музея Палаццо Кьерикати под названием «Диана и нимфы» — шедевр итальянского мастера Джованни Баттиста Питтони и одно из самых значительных произведений на мифологическую тему в венецианской живописи XVIII века. В истории Дианы и Актеона художник в большей мере сосредотачивает внимание на чувственном, нежели драматическом аспекте повествования. В правой части произведения нимфы, будто слившиеся в золотое облако, окружают Диану, помогая ей снять одеяния перед купанием. На дальний план отодвинут другой сюжет: расплата Актеона за свое любопытство и плотские желания. Это мрачная сцена гибели растерзанного собственными собаками персонажа, написанная художником в легкой и звонкой цветовой гамме. «Диана и нимфы» — классический пример венецианской живописи стиля рококо, что особенно проявляется в манере изображения утонченных обнаженных фигур.
Показывая картины мастеров, составители экспозиции стремятся подать характерные черты в творчестве каждого, подчеркнуть нюансы. Истинным выразителем духа Венеции по праву считается Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770) — крупнейший итальянский живописец XVIII века, во многом продолжавший традиции Паоло Веронезе, последний представитель барокко в европейском искусстве.


Джованни Баттиста Тьеполо — Время, открывающее Истину, 1745

Одно из самых масштабных произведений на выставке — работа Джамбаттиста Тьеполо «Время, открывающее Истину» из городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце. Устало-поникшая фигуру крылатого старца, изображённого на картине, олицетворяет Время. Его полная противоположность — возлежащая рядом молодая девушка, которая символизирует Истину. Другой канонический герой этой сцены, Неведение, расположен в правой части картины, откуда он устремляется вниз.
Аллегорическая тема произведения Тьеполо раскрывается в остроумной и живой форме: Время, рядом с которым лежит большая коса, приказывает одному из маленьких амуров перевернуть песочные часы, тогда как девушка остается безразличной и к старцу, и к зеркалу, в котором она отражается.


Джованни Баттиста Тьеполо — Смерть Дидоны
Фото: www. italian-art.ru

В XVIII веке в Венеции сложился особый тип городского пейзажа, получивший название «ведуты». Он берет свое начало в работах мало известного нашим зрителям Луки Карлевариса (1663-1730), чьи композиции можно видеть на выставке. Свой подлинный расцвет этот жанр пережил в творчестве Антонио Каналетто (1697-1768), запечатлевшего неповторимый облик и атмосферу Венеции, ее будничной жизни и праздников.

Джованни Антонио Каналь (Каналетто) — Вид на церковь острова Лагуны и церковь Санта Мария делле Вирджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло, XVIII век

В отличие от Каналетто, Франческо Гварди (1712-1793) видел свой город иначе. Не стремясь к точности изображения, он создавал поэтические живописные фантазии, произвольно соединяя реальные мотивы и вымысел. Этот тип пейзажа получил название «каприччо».

Франческо Гварди — Архитектурная фантазия с двориком, XVIII век

Жизнь венецианцев XVIII века изобразил в своих произведениях мастер жанровой живописи Пьетро Лонги (1702-1785): тайные свидания, игры, забавные уличные сценки, изображение повседневных событий стали основными темами работ художника.

Пьетро Лонги — Игра кастрюлями
Пьетро Лонги — Слон — 1774
Выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» в ГМИИ им. А.С. Пушкина
работает до 14 октября 2018 года.
Тьеполо, Каналетто и другие: картины венецианских мастеров показывают в Пушкинском музее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *