Схимонахи

Содержание

Схима: вид, образ или «схема» ангела

Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ. Почему же их именно так называют, нам в рубрике «Толковый словарь» поможет понять греческий язык.

Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру. То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму.

Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника. Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом или иноком. На этой ступени он готовится к принятию малой схимы.

Как говорили святые отцы, постриг в рясофора можно сравнить с записью в войско Небесного Царя и беспрестанным изучением боевого дела для будущих походов и сражений. Рясофорному монаху, как следует из самого названия, дозволяется носить рясу и камилавку. Ряса (дословно по-гречески это слово значит «вытертая», «поношенная»), повседневное длиннополое одеяние черного цвета с широкими рукавами и наглухо застегнутым воротом, символизирует отречение от мира, плач и покаяние.

Sxima Постригаемый же в схиму (сначала малую) дает обеты послушания, нестяжания и девства, и получает новое имя. Ему дозволяется носить мантию (длинную, до земли накидку без рукавов, которая покрывает рясу), отчего малая схима еще называется мантией. Также облачение малосхимника состоит из рясы, парамана (особый четырехугольный плат), клобука на голове, четок и особой обуви – сандалий. Постригаясь в малую схиму, монах вступает на путь строгого аскетизма.

Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.

Схимники в монастырях обычно живут отдельно от других монахов и не имеют никаких послушаний кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией (тогда их называют схиепископы), монахи-священники тоже освобождаются ото всех других обязанностей. Великосхимники или просто схимники носят рясу, аналав (особый параман), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Таким образом, православное монашество невозможно представить без его высшей степени – великой схимы. По мысли святых отцов, великий схимнический образ — это и есть самая-самая вершина монашества… «Принятие схимничества, или великой схимы, — по пониманию Церкви, — есть не что иное, как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни».

Интересно посмотреть, как о трех ступенях монашества писал преподобный Нил Мироточивый:

«Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела.

Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом.

Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность».

Но почему же схиму называют ангельским образом, малым или великим? Дело в том, что древнегреческое слово τό σχῆμα (shēma) означает вид, образ, фигуру и т.д. От него произошло и всем известное слово «схема». В данном случае же имеется в виду, что постригающиеся в малую или великую схиму приобретают вид или образ ангела, поскольку умирают для мира ради единения с Богом. Принесение ими обетов и следование им можно метафизически толковать так, что они призваны стать своего рода бесплотными ангельскими «схемами» или образами.

И еще одна интересная словесная и смысловая перекличка. Слово τό σχῆμα является однокоренным с глагольной формой σχεῖν, образованной от глагола ἔχω – иметь, сдерживать. Получается, что схема – это некий остов, сдерживающее или все держащее на себе начало. И о том, что схима является великим удерживающим средством от греха, писал тот же Нил Мироточивый:

«Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли бы они запятнаться, дабы не подвергнуться Страшному Суду и не услышать страшного гласа Судящего: “Рабе лукавый и ленивый! – где одежда брачная?” Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры, во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими своего крещения и не запятнать Великой Ангельской схимы.

Человек покусился бы сделать тысячи и тьмы зол, но, при воззрении на свою схиму, удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить… Поэтому-то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого отступника».

Что такое схима у монахов? Схима — что это такое.

Неподалёку от кунгурского Всехсвятского храма расположилось кладбище, за ним, около дороги, выстроились в длинную линию ветхие деревянные жилища. От домов до церкви — около 10 минут ходьбы в гору. Именно такой путь почти каждый день проделывает схимонах, которому скоро исполнится 102 года. В великую схиму* (высшую степень монашества) он пострижен с именем Кукша — в честь преподобного исповедника Кукши Одесского .

Самый старый житель Кунгура, 101-летний монах Никон был пострижен в великую схиму, высшую степень монашества. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

Цена каждого слова

«Сил-то у него ещё много, — говорит келейник монаха Михаил Некрасов , который ухаживает за схимником. — По многолетнему обычаю встаёт в 4 часа утра. Совершает своё келейное правило (молитвы, которые монашествующий непременно читает в течение суток вне богослужений). Затем проделывает путь от дома до храма — всё в гору: он стремится всегда быть на богослужении, потому что жизни без храма не представляет».

Вот и сегодня схимонах Кукша не торопясь собирается в храм. В его скромной обители — тихо и спокойно. На стенах его кельи — иконы, рамки к ним он сделал своими руками.

В скромной обители схимонаха — тихо и спокойно. Фото: АиФ

В углу дремлет кошка. «Она даже лапку подавать умеет», — неожиданно поясняет Кукша. В ту же минуту кошка, вскочив, кладёт свою пушистую лапу на морщинистую ладонь схимонаха. Затем, замурлыкав, забирается к нему на колени.

«На самом деле он очень редко разговаривает. Неразговорчивый, задумчивый, наблюдательный, словно знает цену каждому слову», — говорит о схимонахе его келейник Михаил Некрасов.

На стенах повсюду развешаны иконы в рамках, большинство из которых Кукша смастерил сам. Фото: АиФ

Трудолюбивый монах

В этом доме схимонах Кукша живёт уже 60 лет, а родился он в 1912 году в крестьянской семье (отец был сапожником). Тогда монаха звали Николай Андреевич Букирев . Его родители были глубоко верующими православными христианами. В советское время их крестьянское хозяйство раскулачили.

Когда грянула Великая Отечественная война, ему исполнилось 29 лет. Он был призван в ряды Советской Армии, был миномётчиком, дошёл до Берлина.

Когда грянула Великая Отечественная война, будущему схимонаху исполнилось 29 лет. Фото: АиФ

После возвращения с фронта работал в кожевенно-обувной артели «Вперёд». В конце пятидесятых годов прошлого столетия он принял решение всецело посвятить себя служению Богу. Был принят в штат работников Всехсвятского храма города Кунгура: исполнял послушание пономаря. В семидесятых годах был поставлен чтецом и иподиаконом.

Как подмечает келейник Михаил, без дела всю свою жизнь трудолюбивый монах никогда не сидел: вот и в прошлом году, когда появилась свободная минутка, подшил себе валенки.

Без дела свою жизнь этот трудолюбивый человек никогда не представлял. Фото: АиФ

В 101 год — на службу в церковь

После молитвы схимник начал одеваться: причесал седые волосы, надел старую телогрейку, коричневую шапку-ушанку и двинулся в дорогу. Вместе с ним отправился и его помощник.

«В 1998 году Николай Андреевич принял монашество и был наречён Никоном. Он никогда не оставляет родной храм. Я ему говорю: сиди ты дома. А он в ответ — не могу прогулять службу, люди придут! Удивительно, что в свои годы он до сих пор выполняет обязанности пономаря!» — рассказывает по дороге Михаил, держа под руку схимонаха.

Несмотря на свой возраст, схимонах продолжает ходить на службы. Фото: АиФ

Вся жизнь — в храме

Во Всехсвятском храме немного народа, очень тихо, пахнет ладаном. Перекрестившись дрожащей рукой, схимонах Кукша, сгорбившись, словно кланяясь перед иконами, скрывается в алтаре.

Настоятель Всехсвятского храма священник Максим Незнанов рассказывает, что схимонах Кукша ежедневно ходит на богослужения, находится в храме по восемь часов.

«У него за долгие годы уже окончательно выработалось своё правило. Он всегда строго относится к церковной жизни, посту, к должному соблюдению и исполнению церковных таинств и обрядов: исповеди и евхаристии. Это служит хорошим уроком и примером молодому поколению. Ведь недаром Бог его наградил долголетием за праведный образ жизни!» — говорит батюшка.

Во Всехсвятском храме немного народа, очень тихо, пахнет ладаном. Фото: АиФ

Постриг в великую схиму монаха Никона, ставшего Кукшей, был совершён именно здесь, во Всехсвятском храме, 17 февраля 2014 года. По словам настоятеля, в схиму постригают за особый подвиг, непоколебимую веру и многолетнюю службу Господу.

Схимонаху Кукше теперь положено облачение схимника — куколь с аналавом и великий параман**.

Схимонаху Кукше теперь положено новое облачение. Фото: АиФ

Долголетие — за верность Богу

Как рассказывает протоиерей Олег Ширинкин , близко знающий Кукшу, жизнь — это испытание и следование Заповедям Божиим, откуда идёт и духовная основа человека:

«Обратим свой взор на день сегодняшний. Современные люди совершенно незнакомы с вечными непреходящими Евангельскими ценностями. Я, как священник, могу со всей ответственностью сказать, что смерть сегодня помолодела на несколько десятков лет. Ибо если внимательно вникнуть в причины столь ранней смерти, то окажется, что это от непочтительного отношения к родителям. Нашего схимника Господь наградил столь почтенным возрастом за доброе отношение и сыновнюю любовь к родителям», — говорит протоиерей.

В столетний юбилей схимонаха Кукши (в то время монаха Никона), в 2012 году, священноначалие Русской православной церкви удостоило его церковной награды — ордена Святого Преподобного Сергия Радонежского III степени.

* Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом.Принявший великую схиму монах (великий ангельский образ) называется схимона́хом, или схи́мником. В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от прочей братии и не несут послушания, кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники отказываются от управления епархией, иеромонахи освобождаются от обязанностей.

** Слово «куколь» — латинского происхождения и означает капюшон. Подобная одежда была распространена в Римской империи, где похожие головные уборы надевали и на младенцев. Куколь напоминает схимнику о младенческой простоте и незлобии, которым он должен подражать.

Аналав — небольшой четырёхугольный плат с изображением креста — служит напоминанием монаху о вольных страданиях Христа Спасителя.

Параман, имеющий на себе надпись «Аз язвы Господа моего на теле моём ношу (Гал 6. 17)», напоминает о Кресте, который взял на себя инок, пожелав следовать за Христом, распиная плоть со страстьми и похотьми (ср. Гал 5. 24).

σχῆμα — образ) — торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха .

Есть несколько подготовительных степеней православного монашества , но к пострижению в схиму относятся: Малая схима (или мантия) и Великая схима . Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду именно Великую схиму.

Первоначально оно означало монашеское одеяние. Схимники в раннем Христианстве (III-V века нашей эры) в основном уходили в Египетские пустыни. Некоторые из них, такие как преподобный Пахомий Великий , позднее основывали или присоединялись к уже существующим монастырям. Многие схимники причислены к лику святых .

Великая схима

Великая схима декларируется как совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимона́хом, или схи́мником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую .

Схимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых).

Обеты великой схимы в сущности являются повторением обетов малой схимы, но, вслед за повторением, обязывают к ещё более строгому их соблюдению.

В русских монастырях схимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники слагают с себя управление епархией, монахи-священники освобождаются ото всех обязанностей.

Облачение схимника: ряса, аналав (особый параман), куколь (остроконечная шапочка с крестами), мантия, чётки, сандалии, пояс, хитон.

В древности схимонахи жили отшельниками. Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, схимники вместо отшельничества давали обет вселения в затвор — обязательство закрыться в одинокой пещере как в гробу и, тем самым, полностью умереть для мира, оставаясь с единым Богом, — они и стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.

Великая схима

Схимонах Иоанн Московский (+1933)

Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимона́хом, или схи́мником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую .

Великосхимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых). В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы.

Обеты великой схимы в сущности являются повторением обетов малосхимника, но, вслед за повторением, обязывают и к ещё более строгому их соблюдению. В древности великосхимники давали дополнительный обет — вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом.

Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха . Облачение великосхимника: ряса, аналав (особый параман), куколь (остроконечная шапочка с крестами), мантия, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Иногда схимонахи живут отшельниками. Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, монахи, живущие в обычном общежительном монастыре, уходили в затвор, тем самым заменяя отшельничество — они и стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.

Примечания

  • Полный православный богословский энциклопедический словарь . -Спб, изд. Сойкина П. П., 1900.
  • Вениамин (Румовский-Краснопевков), архиеп. Новая Скрижаль или объяснение о церкови, о литургии, и о всех службах, и утварях церковных. -М., 1999.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое «Схима» в других словарях:

    — (греч.). Последняя степень монашества, чин, налагающий самые строгие правила. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СХИМА греч. Последняя степень монашества. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    И схима жен. великий ангельский образ, монашеский чин, налагающий самые строгие правила. Схимный, ко схиме относящийся. Схимить кого, облекать в схиму; ся, принять схиму. Прошла схимить, а святой и черное платье хочет скинуть! Схименье ср.… … Толковый словарь Даля

    Обет, клятва, облачение Словарь русских синонимов. схима сущ., кол во синонимов: 3 клятва (18) обет … Словарь синонимов

    — (от ср. греч. schema монашеское облачение букв. наружный вид, форма), торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Принявший схиму называется схимонахом или схимником … Большой Энциклопедический словарь

    СХИМА, схимы, мн. нет, жен. (греч. schema, букв. образ, вид) (церк.). Высшая монашеская степень, требующая от посвященного в нее выполнения суровых, аскетических правил. «И схиму здесь честную восприму, к стопам твоим, святый отец, припадши.»… … Толковый словарь Ушакова — @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  (σχῆμα) образ: высшая степень монашества, соединенная с новыми,… … Словарь церковнославянского языка

    Самый строгий устав в монашестве, покаянная одежда, схимник, др. русск., русск. цслав. скима, схима (I Новгор. летоп., Нестор, Жит. Феодос., Кипр., 1390 г.; см. Срезн. III, 373 и сл.). Из ср. греч. σχῆμα монашеское облачение; см. Маценауэр, LF… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Схимники — это такие монахи, которые живут при монастырях и храмах. Их еще называют схимонахами — монахами, принявшими в своей жизни высшую степень послушания. С древнегреческого «схима» означает «образ» и в православии является торжественным обетом, подразумевающим соблюдение особенно строгих аскетических правил ведения жизни.

Есть в России храм Николая Чудотворца, что в Ярославской области, где якобы живет такой монах-старец.

Он ведет глубоко отшельнический образ жизни. А еще он предсказывает будущее.

В связи с этим была написана книга, имеющая одноименное название «Схимник». Она не похожа ни на одну другую книгу по своему смыслу и содержанию. И что самое удивительное, в редакцию она также попала волшебным образом.

«Схимник» Анхеля де Куатьэ

Это необыкновенная книга, написанная простым языком от первого лица и имеющая глубочайший смысл. Она затрагивает не только тему подвига жизни схимника (это отшельник, живущий недалеко от буддийского храма). Книга открыто задает главные вопросы человеку, читающему ее: о смысле жизни, о предназначении, о тех возможностях судьбы, что предоставляются раз в жизни. О том, что никогда не поздно обратиться лицом к источнику света, к божественной силе, чтобы начать служить ему, неся в мир любовь…

В книге описано, как за считанные часы человек преодолевает огромное расстояние — и в физическом плане, и в духовном (постепенно приближаясь к своему истинному я), чтобы найти схимника и попросить у него Скрижали Жизни. Эта задача ему предназначена была с рождения. Простой парень из Питера должен был участвовать в единоборстве сил света и тьмы на строне сил света, чтобы в итоге одержать победу над тьмой. И он прошел весь путь, он нашел схимника…

А оказалось, что Скрижалей у того нет и что живут они внутри обычных людей, разбросанных по всему миру! Просто в суете дней каждый из них немного забыл об этом, утратили связь со своим внутренним источником Света. Но ведь никогда не поздно вспомнить о своем предназначении! Об этом книга.

Схимонах при храме в Никольском

А что касается реальной жизни, то в России есть такой старец Иоанн — схимник-монах при храме Святого Николая Угодника, расположенного в Ярославской области (Угличский район, село Никольское).

Сколько лет он там уже обитает, неизвестно.

Эта обитель была построена в конце XVIII века за счет денежных вложений графа Шереметьева. Он на тот момент являлся хозяином той деревни, на территории которой был возведен храм.

Это каменное пятиглавое сооружение, имеющее ярусную колокольню начала XIX века. А также в этой обители 5 приделов:

  • Владимирский
  • Василия Блаженного.
  • Богородице-Рождественский.
  • Мученицы Агриппины.
  • Ильинский.

Это достаточно большое количество, что еще раз подчеркивает, что храм достаточно просторный.

Именно при нем уже много лет живет схимонах Иоанн. Но похоже, он живет настолько отшельнической жизнью, что его никто практически не видит.

А еще есть его пророчества, которые он изрек на нынешнее время…

Предсказания старца Иоанна

На самом деле человечество в некотором роде уже устало от пророков и пророчеств, которых насобиралось великое множество за последние тысячелетия. Они говорят и о катаклизмах в разных частях света, и о конце света.

А потому предсказания старца Иоанна серьезно воспринимает только часть людей. Возможно, его слова правдивы, потому как в восточной мудрости есть же изречение, что надо будет — и муравей станет вестником. И неважно, видел ли кто-то этого схимника и можно ли установить его личность. Но это все спорные вопросы, единого мнения достигнуть непросто.

Иоанн говорит о том, что в случае предания земле тела В. И. Ленина есть вероятность затопления столицы. И не только ее, но Астраханской и Воронежской областей. А также Санкт-Петербурга. Что это будет великое бедствие для россиян, сопровождающееся и голодом, и большими разрушениями, и жертвами.

Единственное спасение — это обратиться к истинной чистоте, любви, божественному свету. И молиться.

Предсказание об объединении славян

Еще старец-схимник Иоанн говорит о драконе и медведе. Они разрывают на части каждого, кого захотят. Возможно, это борьба сил добра и зла, света и тьмы…

Но придет Серафим Саровский, который и объединит все славянские народы. И будет над ними один царь…

Старец постоянно говорит о праведной и чистой жизни, о молитве. И в этом спасение каждого, силы света защитят от влияния тьмы. Выбор есть всегда! Ведь человек — это единственное существо во Вселенной, обладающее свободой воли.

Еще несколько слов об этих необыкновенных монахах

Говорят, что живут схимники по две-три сотни лет — где-то в самом сердце тайги… А еще, что отшельник может быть лишь один, а потом ему на смену приходит другой — через сотню лет…

Но известно точно, что схимники — это не простые монахи, они ведут очень аскетичную жизнь, много времени проводят в молитвах… Все это способствует глубочайшему очищению сознания и духа. Но очень хорошо настраивает на божественную волну. То есть можно считать, что они становятся проводниками энергии и информации наивысшей чистоты. А потому кто знает, возможно, в их словах есть доля истины.

Принятие великого ангельского образа (греч. – «το μεγα αγγελικον σχημα», великая схима) – это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом (Флп. 1:23). Последование великого ангельского образа походит на чин пострижения в малую схиму, но совершается с большей торжественностью, строгостью, соответствующей высоте принимаемых обетов. С вечера в алтарь вносятся одеяния желающего принять святой образ и полагаются у подножия престола, дабы они освятились от близости трапезы Господней. На утрене в день пострижения поется особый канон, состоящий из молений о приемлющем святой образ. Принимающий схиму вступает в церковь во время малого входа Литургии, снимает с главы покров и с ног сандалии, трижды поклоняется земно. После входа с Евангелием поется тропарь дня, потом особые тропари и умилительные, покаянные антифоны: «Хотех слезами очистити моих грехов рукописание, Господи, и прочее живота моего благоугодити Тебе, но враг льстит мя и вземлет душу мою. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя! «. «Кто обуреваем и притек?яй к пристанищу сему не спасется? или кто, бол?знуя и прип?дая ко врачевству сему, не исцелеет? Содетелю всех и Врачу недужных, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя! «.»Овча есмь словеснаго Твоего стада, и к Тебе прибег?ю, Пастырю Доброму, взыщи мя заблудшаго, Боже, и помилуй мя «.

Затем настоятель предлагает принимающему великую схиму те же вопросы, какие предлагаются и в чине малой схимы: «Что пришел еси, брате? Желаеши ли сподобитися ангельскому образу ?» и т. д. и при этом вопрошает: «Отрицаешися ли мира и яже в мире, по заповеди Господней ?»

После испытания пришедшего и молитв о нем настоятель велит ему трижды подать ножницы и затем постригает его. При пострижении ему дается новое имя. Затем следует облачение. Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, что носят и иноки малой схимы, только с ними соединено значение более великих обетов. Так, при облачении в рясу настоятель говорит: «Облачится в ризу правды и радования, великаго ангельскаго образа «. При облачении в мантию говорит: «Приемлет мантию великаго и ангельскаго образа «. Вместо клобука великосхимник надевает к?к?ль (греч. «то кук?лион » – шапочка). Кукуль остроконечен и покрывает главу и плечи кругом, и украшен пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. При надевании его настоятель произносит: «Облачится в кук?ль беззлобия, в шлем спасительнаго уповани я». Затем возлагается аналав (от греч. – «аналамванин » – воспринимать) – такой же, как и параман, четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимника и украшенный крестами. При возложении аналава настоятель говорит, что великосхимник восприемлет крест свой на р?мех и следует Владыке Христу. Оканчивается чин пострижения в великую схиму целованием мира – братским приветствием.

Если пострижение совершается не за Литургией, то после облачения нового схимника следует краткая ектения диакона о его благостоянии духовном и пение крещального стиха: «Ели?цы во Христа крести?стеся, во Христа облек?стеся, аллилуиа «, после чего читается Апостол, где святой апостол Павел (Еф. 6:10-17) учит, какова наша духовная брань и как мы должны сражаться. Затем следует евангельское чтение (Мф. 10, 37, 38; 11, 28-30), где Спаситель проповедует самоотвержение и отвержение от плотских привязанностей.

Братия, приветствуя нового сподвижника целованием мира, поют: «Познаим, братие, Таинства силу: от греха бо по Отческому дому востекшаго блуднаго сына, Преблагий Отец, предусрет, лобызает и паки Своея славы д?рует познание, и таи?нственное горними совершает веселие, закалая тельц? упит?ннаго, да мы достойно жительствуем Заклавшему Человеколюбивому Отцу и славному Заколению – Спасу душ наших «.

В последовании великого ангельского образа находится еще молитва «во еже сняти кукуль». Как новопросвещенные, после Крещения, в продолжении семи дней должны пребывать при всех богослужениях в белой одежде, так и монахи после пострижения семь дней должны присутствовать в храме в своих одеждах. На восьмой день они всенародно в церкви с молитвою слагают с себя кукуль как принадлежность, отличительную от прочих монашеских степеней, чтобы обратиться к телесному подвигу послушания и ежедневному рукоделию. Потом схимник может по собственному усмотрению надевать кукуль и слагать его с себя по необходимости.

В Большом Требнике сказано, что монах после пострижения (малого и великого) должен пребывать в церкви дней пять, упражняясь в чтении, и на это время освобождается от прочих послушаний.

Монах-священник, принявший великую схиму, может литургисать. Архиерей, постригшийся в великую схиму, должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом) (Номоканон, гл. 90).

Люди, которые ощущают особую связь с Богом, порой выбирают нелегкий жизненный путь — монашество. Однако стать монахом совсем непросто. Нужно пройти ряд испытаний, чтобы получить высшую степень монашеского пострига.

Рясофор, малая и великая схимы — три этапа монашества, которые выделяет Православная Церковь. Высшей степенью монашества в православии является облачение в великую схиму. Если про нее говорят без уточнения, то подразумевается как раз великая. Многие далекие от монашеской жизни люди хотели бы узнать, кто такие схимонахи.

Что такое схима

Схи́ма (от древне-греческого слова «σχῆμα» — образ, внешний вид) — это зарок соблюдать суровые монашеские правила поведения. Одежда монаха имеет аналогичное название.

Происхождение слова и значение понятия

Для того, чтобы понять значение слова, нужно обратиться к его истокам. Древнее греческое слово shēma переводится как образ, фигура, вид. Производной от этого слова является «схема».

Умирая для простой земной жизни ради соединения с Богом, постригающиеся в схиму приобретают ангельский вид, то есть после принесения обетов они становятся бесплотными ангельскими образами, «схемами». То есть, схема удерживает человека от грехопадения, как некий остов.

Историческая справка

В III-V вв. н. э. на египетских и сирийских территориях появились первые монахи. Целью их являлось обретение спасения через жизнь во Христе. Первые христиане, отрекаясь от мирской суеты, понимали заповеди Христа и учение апостолов буквально. Поэтому, уходя в Египетские пустыни, они зачастую жили отшельниками.

При отсутствии возможности поселиться вдали от людей, монахи давали обет вселения в затвор, закрываясь в одиноких пещерах как в гробу и тем самым полностью отказывались для мира, оставаясь наедине с Богом. Они и стали называться схимонахами.

Некоторые из них стали основывать монастыри или присоединяться к уже существующим. Таким образом затворничество перестало быть основным обетом.

Первые схимонахи и схимонахини

В практике восточного монашества начала IX века окончательно установилось трехступенное деление монашествующих.

Они разделялись на:

  • новоначальных (послушников);
  • малосхимников;
  • великосхимников.

Уставом патриарха Алексия монахов разных степеней различали друг от друга по одежде.

В России разделение монахов на степени ввел преподобный Феодосий Печерский.

История развития:

  1. С XII по XIV век в богослужебной практике русской церкви господствовала сербская редакция посвящения в ангельский образ, которая шла с Афона и отличалась от греческого оригинала.
  2. С XV в. чин малой схимы был исправлен по греческим молитвословам.
  3. Чинопоследование великого ангельского образа подверглось значительному сокращению лишь в XVII веке.

Иноки — древнее русское название монахов, которое происходит от слова «иной». Чернецом (черницей) иногда называли монахов (монахинь) из-за черного цвета одежды.

Преподобный Пахомий Великий — один из первых схимонахов. Он упорядочил чин пострижения. На четвертом Вселенском Соборе произошло закрепление системы монашества, благодаря которой пустынники, жившие в монастырях, стали называться схимонахами, или затворниками. К лику святых были причислены многие из этих затворников.

Дальнейшая судьба схимонашества

В XVIII-XIX вв. государственная политика была такова, что пострижение в схиму прекратилось. Но в 1887 г. игумения Евфрасия (Лихарева) из Успенского женского монастыря осмелилась просить Владимирскую Духовную Консисторию о пострижении трех монахинь, отличавшихся высокой духовной жизнью, в великую схиму.

Прошение приняли с неподдельным удивлением. В июне того же года после разъяснительной переписки Архиепископом Феогностом (Лебедевым) пострижение было разрешено.

Благодаря сохранившимся в монастыре документам, об этих монахинях-схимницах Евфрасии, Анастасии и Анатолии имеются довольно подробные сведения.

Современное положение

Термин «малосхимники» не употребляют в современном православии. Постриженника в малую схиму называют просто — монах. Великосхимник — это идеальный образ монаха, путь обретения совершенства.

Первоначально схимонахи почти не общались ни с кем и без устали читали молитвы. Но в XIX–XX вв. в мужских и женских монастырях многие старцы и старицы (схимонахи) в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости. По этой причине правящий архиерей благословил схимонахов на утешение приходящего народа.

К схимонахам в Оптину Пустынь, Почаевскую лавру, Псково-Печерский монастырь, Лавру Преподобного Сергия и другие монастыри стали приезжать люди.

Многие схимонахи были причислены к лику святых после своей смерти. Самыми знаменитыми обителями являются Оптина Пустынь и Спасо-Бородинский монастырь.

В ХХ веке в России великий ангельский образ приняли многие монахини. Одна из принявших постриг в 1969 году в Вильнюсе — матушка Варвара, настоятельница Пюхтицкого монастыря. Обычно при постриге дают новое имя, но матушке Варваре оставили ее монашеское имя в честь святой великомученицы Варвары.

Виды схим

Существует два вида монашеских схим — малая и великая.

Малая

Мантия, надеваемая поверх рясы, является отличительной особенностью малосхимника. Облачение его составляют ряса, параман, клобук, мантия, сандалии и четки.

Великая

Великая схима в Православии подразумевает под собой совершеннейшее отрешение от мира для духовного соединения с Богом.

Облачение состоит из рясы, аналава, куколя, мантии, четок, пояса и хитона. Схимонахи в русских монастырях освобождаются от всех монашеских послушаний, кроме литургии и духовничества.

Кто такой монах-схимник

Монаха, принявшего «великий ангельский образ», называют схимником.

Внешний вид

Все одежды монаха предназначены для духовной борьбы (брани) с миром, плотью и дьяволом.

Они являются всеоружием Божьим:

  1. Власяница, или хитон, является напоминанием клятвы нестяжания.
  2. Параман — небольшая четырехугольная плащаница , носимая на спине (хребте), на которой изображены восьмиконечный православный крест, Адамова голова и орудия Христовых страданий. Надпись гласит: «Азъ язвы Господа моего Iисуса Христа на тѣлѣ моемъ ношу «. Ношение этого плата постоянно напоминает о кресте, который взял на себя монах.
  3. Ряса (риза радования) — напоминает об обете послушания.
  4. Пояс кожаный знаменует подпоясание силой истины, обновление духа и умерщвление плоти.
  5. Мантия (паллий) знаменует охраняющую монаха силу Божию, а само облачение называется ангельским.
  6. Клобук (наглавник) — это шлем, который монах, словно воин, надевает для защиты от врагов (искушений) как надежду на спасение. Этот головной убор снимается на шестой день после пострижения. Новопостриженного из храма переводят в келью.
  7. Сандалии знаменуют готовность инока на всякое дело благое и послушание.
  8. Четки (вервица) называются мечом духовным, так как указывают иноку на постоянное пребывание в молитве. Также они нужны для совершения молитвенного правила.
  9. Кукуль (в переводе с древнегреческого означает «чепец, колпак») знаменует шлем спасения и указывает на высшую степень совершенства — младенческое беззлобие. Он является кругообразно расположенным капюшоном, скрывающим голову и плечи, имеет остроконечный верх и украшен крестами. Всего пять крестов: на челе, на груди, на обоих плечах и спине.
  10. Аналав — это украшенная крестами широкая длинная полоса с прорезью посередине. Носится на спине и груди, а надевается через голову. По сути, это то же, что параман для малосхимника.

Правила поведения

У схимонахов остается только одно послушание — духовничество и отправление литургии. То есть, кроме молитвенного служения, они ничем не занимаются.

Рясофор, наоборот, проходит испытание на выдержку, выполняя в обители разноплановые работы наравне с трудниками (проживающими в монастыре работниками).

Обеты

Монах дает при постриге три обета.

Это:

  1. Обет нестяжания (бедности) подразумевает полный отказа от какого-либо личного имущества.
  2. Обет целомудрия — это не только безбрачие, но и отрицание пола вообще.
  3. Обет послушания — отказ от собственной воли.

Принятие схимы

Существует три чина пострижения.

Последовательность постригов:

  • в рясофор — последование во одеяние рясы и камилавки;
  • в мантию;
  • в схиму.

Для чего нужно

Святой Православной Церковью выделяемы три состояния монашеского подвига: послушничество, монашество, схимничество.

Эти состояния определяются как приготовление к подвигу, сам подвиг и высшее исполнение подвига:

  1. Первая ступень — испытания послушников, готовящихся к принятию самого подвига (монашества). Новоначальные живут много лет в монастыре как послушники, изучая все, что должен знать каждый монах, усердно трудясь и пребывая в молитвах.
  2. Монашествующих второй ступени называют малосхимниками, или совершенными.
  3. Третья ступень — это схимонахи, или совершеннейшие.

Постриг в рясофор

Схима с ее двумя ступенями следует сразу после рясофора (по-гречески «носящий рясу») или послушника. При пострижении в рясофор никакие обеты послушником не даются. Над послушником читают специальные молитвы, а волосы крестообразно постригают. При этом постригаемый порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом (иноком).

Послушник получает право носить рясу, которая символизирует:

  • покаяние;
  • плач;
  • отречение от мирской суеты.

Слово «ряса» с греческого переводится как «ветхая, потертая».

Облачение инока состоит из:

  • подрясника;
  • рясы;
  • камилавки;
  • пояса;
  • четок.

На этой ступени инок готовится к принятию малосхимничества.

Постриг в малую схиму

Малая схима (мантия) — это, собственно, и есть монашество.

Продолжительный постриг делится на две части — оглашение и пострижение:

  1. Первая часть состоит из увещания, принесения обетов послушания, нестяжания, целомудрия и аскетизма, наставлений давшему обеты, молитвы и наречения новым именем.
  2. Во второй части обряда совершается сам постриг и облачение в одежды.

Пострижение власов является основным действием при этом постриге и этим самым напоминает собой обряд Крещения. Надевая не один, а два креста (большой деревянный на грудь и второй (параман) на спину), постригаемого нарекают новым христианским именем. В руки дается третий крест. Этот постриг называют вторым крещением.

Монашество — это призвание, а не выбор человека. И если настоятель монастыря не увидит в человеке этого призвания, то постриг может не состояться. Так как ответственность за постриг ложится именно на настоятеля, то он должен определить правильность выбора пути и намерений послушника.

Преподобный Антоний Печерский — один из самых первых монахов на Руси, основавший Киево-Печерский монастырь.

Постриг в великую схиму

Постриг в великий ангельский образ величествен и долог. При пострижении монах дает крайне суровые клятвы: отречение от земной жизни выражено еще сильнее, чем при постриге в малосхимники, ведь монах полностью отрекается от мира. Этот постриг является образом смерти для мирской жизни и начала жизни горней.

Постригаемого облачают в аналав и куколь, вновь нарекая новым именем. При этом за постригаемого теперь молится перед Богом еще один святой: он получает святого покровителя.

Куколь снимается только на восьмой день после пострижения, об этом произносится специальная молитва настоятелем. Это делают для того, чтобы вернуться к телесному труду и рукоделию. Снова надевается он без повторного благословения настоятеля.

Видео

Постриг в великую схиму можно увидеть в этом видеоролике.

Первый иноческий постриг со времени возрождения Спасского женского монастыря г. Кобрина — в следующем видео.

Чин пострижения в малую схиму

Последование малаго образа, еже есть мантия

По ударении в малое древо, начинающим братиям часы, приводим бывает в церковь екклисиархом и своим старцем много время в монастырстем искусе и старчестем послушании добре пребывый, хотяй пострищися, и ставше посреде церкве, покланяются обычно, потом же абие шедше ко игумену и поклоншеся, лобызают десницу его, и вземше благословение от него, творят поклонения три до земли прямо Святых врат, таже лобызают святыя иконы, и паки ставше пред Святыми враты, покланяются единощи до земли, и обращшеся к ликом, такожде творят по единому поклонению. Абие же посем изшедшым им в притвор, новоначальный отлагает обычную свою одежду, и сапоги, и хитон, и облачается во власяницу едину точию.

Вестно же буди, яко подобает всяко пострищися хотящему в первых, прежде даже приити ему в церковь, исповедати вся грехи своя пред духовником, и от него совершенное прияти разрешение, и готову быти ко причащению Пресвятых Таин Тела и Крове Христовы. Сице бо повелевает божественный Дионисий Ареопагит, в книзе своей о священноначалии церковнем, во главе 6, и тайне иноческаго совершения.

Наченшей же ся Божественней литургии, стоит в притворе, певаемым же обычным антифоном, по входе со Евангелием чтется кондак дневный на Славе, на И ныне же поется тропарь сей, глас 1.

Подобен: Гроб Твой, Спасе:

Обятия Отча отверсти ми потшщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое не презри сердце. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою.

Сему же поему, братия вси исходят в притвор, и вземше свещы, пред’идут два два, тихо поюще вышеписанный тропарь, хотяй же пострищися созади послежде всех между старцем и екклисиархом, и во единей власянице токмо, не опоясан, не обувен, и главою откровенною идет, руце имый согбенне к персем аки связане, вшед же в церковь, покланяется главою низко к востоку единощи, таже пришед пред амвон, паки покланяется такожде, пред святыя же врата пришед, пад на землю ниц лежит, моляся в себе прилежно Господеви о прощении своих грехов, и о еже прияти его в чин кающихся.

По скончании же пения тропаря, настоятель велегласно

глаголет к лежащему:

Бог милосердый, яко Отец чадолюбивый, зря твое смирение и истинное покаяние, чадо, яко блуднаго сына приемлет тя кающагося и к Нему от сердца припадающаго.

И абие преклонься воздвизает ниц лежащаго, взем под десную руку. Он же востав и стоя, просто, долу зря и руце согбенне к персем имый, покланяется главою благоговейно к божественному олтарю.

Игумен же вопрошает его, глаголя:

Что пришел еси, брате, припадая ко святому жертвеннику, и ко святей дружине сей?

Он же кланяяся отвещавает:

Желая жития постническаго, честный отче.

Вопрошает его паки игумен:

Желаеши ли сподобитися ангельскому образу, и вчинен быти лику инокующих?

Он же отвещавает:

Ей, Богу содействующу, честный отче.

Игумен же глаголет:

Воистинну добро дело и блаженно избрал еси, но аще и совершиши е: добрая бo дела трудом стяжаваются, и болезнию исправляются.

Абие же оглашает его игумен сицевыми словесы, глаголя:

Отверзи твоего сердца yшeca, о брате, и услыши глас Господень глаголющь: Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы; возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашым. Ныне убо, противу коемуждо вопрошению, подобающий ответ со страхом и радостию отдаждь Богу, известно же веждь, яко Сам Спаситель наш, со Препетою Своею Материю, и святыми Ангелы, и всеми святыми Своими зде прииде, внушая исходящая от тебе словеса: да егда приидет судити живым и мертвым, воздаст тебе, не по емуже имаши обещатися и исповедати, но по емуже аще сохраниши, яже исповеси. Темже ныне, аще воистинну приступаеши к Богу, со всяким вниманием отвещай нам, противу ихже нами вопрошен быти имаши.

И абие посем вопрошает его, глаголя:

Вольным ли своим разумом, и вольною ли своею волею, приступаеши ко Господу?

Отвещает: Ей, Богу содействующу, честный отче.

Вопрошает: Не от некия ли нужды, или насилия?

Отвещает: Ни, честный отче.

Вопрошает: Отрицаеши ли ся мира и сущих в мире по заповеди Господней?

Отвещает: Ей, честный отче.

Вопрошает: Пребудеши ли в монастыри сем, или в немже ти от святаго послушания повелено будет, и в постничестве, даже до последняго твоего издыхания?

Отвещает: Ей, Богу содействующу, честный отче.

Вопрошает: Сохраниши ли ся в девстве и целомудрии и благоговении даже до смерти?

Отвещает: Ей, Богу содействующу, честный отче.

Вопрошает: Сохраниши ли даже до смерти послушание ко игумену и ко всей о Христе братии?

Отвещает: Ей, Богу содействующу, честный отче.

Вопрошает: Пребудеши ли до смерти в нестяжании и вольней Христа ради во общем житии сущей нищете, ничтоже себе самому стяжавая, или храня, разве яже на общую потребу, и се от послушания, а не от своего произволения?

Отвещает: Ей, честный отче, пребуду Богу споспешствующу.

Вопрошает: Приемлеши ли вся иноческаго общежительнаго жития уставы, и правила от святых отец составленная, и от настоятеля тебе подаемая?

Отвещает: Ей, честный отче, приемлю, и с любовию лобызаю я.

Вопрошает: Претерпиши ли всякую тесноту, и скорбь иноческаго жития, Царствия ради Небеснаго?

Отвещает: Ей, Богу споспешствующу, честный отче.

Посем игумен глаголет к нему оглашение сие:

Виждь, чадо, какова обетования даеши Владыце Христу, Ангели бо предстоят невидимо, написующе исповедание твое сие, о немже и истязан будеши во Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Сказую убо ти совершенное житие, в немже по подобию Господне жительство является, засвидетельствуя яже подобает ти приимати и ихже подобает отбегати; се бо предложил еси, чадо, еже приступити и работати Господеви. Аще убо хощеши инок быти, прежде всех очисти себе от всякия скверны плоти и духа, совершая святыню в страсе Божии, стяжи смиреномудрие, имже наследник будеши вечных благ, отложи житейскаго обычая шатание, послушание имей ко всем, безроптив буди в заповеданных ти службах, в молитве терпелив, во бдениих неленостив, во искушениих не печалуй, в постех не разслабляйся, веждь же, яко молитвою и постом подобает ти умолити Бога, в немощех не пренемогай, поразумевай же лукавыя помыслы: не имать бо престати враг, предлагая тебе память перваго жития мирскаго и ненависть к добродетельному жительству. Подобает убо тебе наченшу путь, ведущий в Царство Небесное, не возвратитися вспять, не будеши бо управлен в Царство Небесное. Да не предпочтеши убо чего паче Бога, да не возлюбиши ниже отца, ниже матерь, ниже братию, ниже коего от своих, ниже сам себе возлюбиши паче Бога, ниже царствия мира, или упокоения коеголибо буди, или чести. Нищеты да не отвращаешися, но в ней до смерти да пребываеши, ни озлобления, ни уничижения человеческаго, ниже инаго чесого, еже непщевати будеши быти неудобно, и возбранен будеши тещи за Христом, но присно взирай на яже во упованиих по Бозе живших благая, и вся от века помышляй мученики и преподобныя, иже многими поты и труды, и безчисленными кровьми и смертьми сия стяжаша. Над вся же сия, всегда во уме своем имей спасительныя страсти и животворную смерть Господа нашего Иисуса Христа, яже волею спасения нашего ради претерпе, яко да и ты вся беды иноческаго жития и тесноту сладце Его ради претерпиши. Трезвися убо во всем, злопостражди яко добрый воин Христов: Сам бо Господь и Бог наш, богат сый в милости, нас ради обнища, яко да мы обогатимся Царствием Его. Подобает убо и нам подражателем Его быти, и Его ради вся претерпети, преспевающым в заповедех Его день и нощь. Сам бо Господь рече: аще кто хощет в’след Мене ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и в’след Мене да идет, еже есть готову присно быти, даже до смерти, на всякое исполнение заповедий Его. Ибо алкати имаши и жаждати, досаду же под’яти и укоризну, поношение же и гонение, и инеми многими отяготитися скорбьми, имиже сущий по Бозе живот начертавается. Егда же сия вся постраждеши, радуйся, рече Господь, яко мзда твоя многа есть на небесех; Емуже слава во веки. Аминь.

Вопрос: Сия вся тако ли исповедаеши упованием силы Божия, и в сих обетех пребывати обещаеши ли ся даже до кончины живота твоего, благодатию Христовою?

Ответ: Ей, Богу содействующу, честный отче.

По сих же абие игумен глаголет к нему сие:

Всещедрый убо Бог и Многомилостивый, пречистыя утробы Своея неизследимыя благости отверзаяй всякому приходящему к Нему с желанием и любовию теплою, рекий: аще бы и жена забыла изчадие свое, Аз же не забуду тебе, и твое ведый желание, и ко предложению твоему прилагая сущую от Него силу ко исполнению Своих заповедий, да восприимет, и об’имет, и защитит, и да будет ти стена тверда от лица вражия, камень терпения, утешения вина, крепости податель, благодушия снискание, мужеству сподвижник, возлегая и востая с тобою, услаждая и веселя сердце твое утешением Святаго Своего Духа, сподобляя тя и части святых и преподобных отец наших Антониа, Евфимиа, Саввы, и Антониа и Феодосиа Печерских, Сергиа Радонежскаго и всех прочих преподобных отец, во иночестве Христови благоугодивших (о женах же: святыя первомученицы Феклы, Евпраксии, Олимпиады, и всех прочих преподобных матерей, во иночестве Христови благоугодивших), с нимиже и ты Царство Небесное да наследиши, о Христе Иисусе Господе нашем; Емуже слава и держава, Царство и сила, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Братия: Аминь.

По сих же преклоншу новоначальному главу, и диакону рекшу: Господу помолимся. И братиям: Господи, помилуй.

Полагает настоятель верху главы его книгу, и чтет

молитву сию во услышание всем:

Господи Боже наш, достойных Тебе быти узаконивый, житейская вся оставльших, и сродники и други, и последовавших Тебе: приими и раба Твоего сего, имярек, отвергшагося всех сих, по святым Твоим заповедем, и настави его на истину Твою, припадающаго Ти неуклонно: огради его силою Святаго Твоего Духа, во еже не мощи действовати над ним всякой сопротивней козни, терпение ему даруя ко благоугождению Твоему выну, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых, от века Тебе благоугодивших.

Яко благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Братиям же рекшим: Аминь.

Диакон абие полагает ножницы на святем Евангелии, игумен же глаголет: Мир всем. Диакон: Главы ваша Господеви приклоните. Братия: Тебе, Господи.

Игумен же чтет молитву сию:

Господи Боже наш, упование и прибежище всем уповающым на Тя, различныя пути спасения нам показавый вочеловечением Христа Твоего, приими раба Твоего, имярек, оставльшаго мирския похоти, и себе принесшаго Тебе Владыце жертву живу, благоугодну, отими от него всякую плотскую похоть, и безсловесная приимания, яко да отложением нечувственных власов соотложит и безсловесныя мысли же и деяния, и сподобится прияти иго Твое благое и легкое Твое бремя, и взяти крест, и последовати Тебе Владыце. Соблюди его во Твоей святыни, и даруй ему предложение благое в соблюдении святых Твоих заповедий, сочетавая его во время благопотребно лику избранных Твоих; благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Братиям же рекшым: Аминь.

Настоятель простер десницу свою ко святому Евангелию, глаголет:

Се Христос невидимо зде предстоит: виждь, яко никтоже тя принуждает приити к сему образу, виждь, яко ты от своего произволения хощеши обручение великаго ангельскаго образа.

Отвещает:

Ей, честный отче, от своего произволения.

По отвещании же настоятель, показуя десницею на ножницы,

глаголет трижды:

Возми ножницы и подаждь ми я.

По коемждо изречении, трижды новоначальный, взем ножницы, подает я настоятелю, лобызая десницу его. Он же взем на святем Евангелии

полагает я, и глаголет к нему:

Се от руки Христовы премлеши я: виждь, Кому обещаваешися, и к Кому приступаеши, и кого отрицаешися.

Взем же настоятель ножницы от святаго Евангелия,

паки конечнее глаголет:

Благословен Бог, хотяй всем человеком спастися и в познание истины приити, Сый благословен во веки веков.

Братия: Аминь.

Абие же настоятель постризает верх главы его крестообразно, глаголя:

Брат наш, имярек, постризает власы главы своея, в знамение отрицания мира, и всех яже в мире, и во отвержение своея воли и всех плотских похотей, во имя Отца и Сына и Святаго Духа; рцем вси о нем: Господи, помилуй.

Братия же поют трижды: Господи, помилуй.

Настоятель же, десницею коснувся власяницы, еюже одеян есть новоначальный, и держа за ню, глаголет:

Брат наш, имярек, облачится в хитон вольныя нищеты и нестяжания, и всяких бед и теснот претерпения, во имя Отца и Сына и Святаго Духа; рцем вси о нем: Господи, помилуй.

И знаменает его крестообразно, он же лобызает власяницу и десницу настоятелеву, братия же поют трижды: Господи, помилуй.

Настоятель же, взем параман и крест и держа я шуйцею, глаголет:

Брат наш, имярек, приемлет параман во обручение ангельскаго образа, во всегдашнее воспоминание благаго ига Христова взятия на себе, и легкаго бремени его ношения, и во обуздание и связание всех похотей плоти своея; приемлет же и знамение креста Господня на своя перси, во всегдашнее воспоминание злострадания и уничижения, оплевания, поношения, ран, заушения, распятия и смерти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, яже волею нас ради претерпе, и во еже по елику мощно сия подражати тщатися, во имя Отца и Сына и Святаго Духа; рцем вси о нем: Господи, помилуй.

И знаменав я десницею крестообразно, возлагает на рамена и перси новоначальнаго, братиям поющым трижды: Господи, помилуй.

Посем взем рясу, глаголет:

Брат наш, имярек, облачится во одежду веселия и радости духовныя, во отложение и попрание всех печалей и смущений от бесов, от плоти и от мира находящих; во всегдашнее же его о Христе веселие и радование, во имя Отца и Сына и Святаго Духа; рцем вси о нем: Господи, помилуй.

И знаменав десницею рясу, облачит ею новоначальнаго, братиям поющым трижды: Господи, помилуй.

Взем же усмяный пояс и держа и шуйцею, глаголет:

Брат наш, имярек, препоясует бедре свои силою истины, во умерщвление тела и обновление духа, в бодрость же и опасство, во имя Отца и Сына и Святаго Духа; рцем вси о нем: Господи, помилуй.

Десницею же знаменав его, препоясует им новоначальнаго, поющым братиям трижды: Господи, помилуй.

Посем взем мантию и держа ю шуйцею, глаголет:

Брат наш, имярек, облачится в ризу спасения и в броню правды, во еже ошаяватися от всякия неправды, и со тщанием своего разума измышления и своея воли мудрования отлагати, смерти же память всегда во уме своем имети, распята же себе быти мирови вменяти, и мертва на всякое дело зло имети, жива же присно на всяку добродетель Христови неленостно представляти, во имя Отца и Сына и Святаго Духа; рцем вси о нем: Господи, помилуй.

Десницею же знаменав ю, облачит новоначальнаго, братиям поющым трижды: Господи, помилуй.

Таже взем клобук и держа его шуйцею, глаголет:

Брат наш, имярек, приемлет шлем спасения и непостыднаго упования, во еже мощи ему стати противу всем кознем диавольским и покрывает главу свою покрывалом смирения и всегдашняго послушания, в знамение духовнаго любомудрия, и во еже отвратити очи свои еже не видети суеты, во имя Отца и Сына и Святаго Духа; рцем вси о нем: Господи, помилуй.

И благословив и, покрывает главу новоначальнаго, поющым братиям трижды: Господи, помилуй.

Взем же сандалия и шуйцею держа я, глаголет:

Брат наш, имярек, обувается в сандалия, во уготование благовествования мира, во еже скору быти ему и тщаливу на всякое послушание и на всяко дело благое, во имя Отца и Сына и Святаго Духа; рцем вси о нем: Господи, помилуй.

Десницею же благословив, обувает его, братиям поющым трижды: Господи, помилуй.

По сих же приим вервицу и шуйцею держа ю, глаголет:

Приими, брате, имярек, мечь духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове, всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердцы и во устех своих имети должен еси, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго; рцем вси о нем: Господи, помилуй.

И благословив вервицу десницею, подает новоначальному, поющым братиям трижды: Господи, помилуй. Он же приемля, лобызает вервицу и десницу настоятелеву.

Настоятель же, взем ручный крест и держа и десницею, глаголет:

Приими, брате, имярек, щит веры, крест Христов, в немже возможеши вся стрелы лукаваго разжженныя угасити, и памятствуй всегда, яко рече Господь: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует ми; рцем вси о нем: Господи, помилуй.

И знаменав новоначальнаго крестом крестообразно, подает ему; он же, приемля десною рукою, лобызает крест и десницу настоятелеву, братия же поют трижды: Господи, помилуй.

Наконец же, взем свещу горящую, настоятель подает глаголя:

Приими, брате, свещу сию, и виждь, яко отселе должен еси чистым и добродетельным житием, и благими нравы, свет быти миру. Рече бо Господь: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех; рцем вси о нем: Господи, помилуй.

Новоначальный же, взем свещу, лобызает десницу его.

По всех же сих, десницею благословляя новоначальнаго,

настоятель глаголет:

Брат наш, имярек, восприял есть обручение ангельскаго образа, и оболкся есть во вся оружия Божия, во еже мощи ему победити всю силу и брани начал и властей и миродержителей тмы века сего, духов злобы поднебесных, во имя Отца и Сына и Святаго Духа; рцем вси о нем: Господи, помилуй.

Братия же вси поют трижды: Господи, помилуй.

Таже диакон глаголет: Господу помолимся.

Братия же: Господи, помилуй.

Настоятель же чтет молитву сию:

Господи Боже наш, введи раба Твоего сего, имярек, в духовный Твой двор и сопричти его словесному Твоему стаду, очисти его мудрование от плотских похотей и тщетныя прелести жития сего, и даждь ему незабытно памятовати уготованная благая любящым Тя и распеншым себе житию сему, Царствия ради Твоего. Ты бо еси Пастырь и Посетитель душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Братия глаголют: Аминь.

И аще литургия Божественная совершается, тогда служай иерей, абие по конечней молитве пострига, возглашает: Яко свят еси, Боже наш: Лицы же поют: Святый Боже: Прокимен же пострижения и Апостол и Евангелие по дневнем абие чтутся, прочее же божественная служба совершается вся по ряду обычно. Причастившу же ся новоначальному Божественным Таинам Тела и Крове Господни, по заамвонней молитве и по: Благословлю Господа, братия поют стихиру сию, глас 1:

Познаим, братие, таинства силу, от греха бо ко отеческому дому востекшаго блуднаго сына Преблагий Отец пред’усрет лобзает, и паки Своея славы познание дарует, и таинственное Вышним совершает веселие, закалая тельца упитаннаго, да и мы достойно сожительствуем заклавшему Человеколюбному Отцу, и славному Заколению, Спасу душ наших.

Поему же сему братия вси, два два, приходяще по ряду, целуют крест и новоначальнаго брата, вопрошающе его сице: Что ти есть имя, брате? Новоначальный же отвещает, поведая свое новое имя, глаголя: Антоний, или иное, каковем либо ново именован будет. Братия же, кийждо их кланяяся, и отходя, глаголет к нему: Спасайся во ангельстем чине. По скончании же пения бывает отпуст.

Аще же кроме литургии сие бывает, абие по молитве конечней ектению сию диакон глаголет:

Миром Господу помолимся.

Братия: Господи, помилуй.

О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

О брате нашем, имярек, и яже от Бога покрове и помощи ему, Господу помолимся.

О еже без порока, неосужденно и непреткновенно исправити ему намерение монашескаго образа, Господу помолимся.

О еже пребыти ему во всяком благочестии и благоговении и чистоте, Господу помолимся.

О еже отложити ему ветхаго человека, и облещися в новаго по Бозе созданнаго, Господу помолимся.

О оставлении и прощении грехов его, Господу помолимся.

О еже избавитися ему и нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Братия: Тебе, Господи.

Иерей:

Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Братия: Аминь.

И поют: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа.

Диакон: Вонмем.

Настоятель: Мир всем. Чтец: И духови твоему.

Диакон: Премудрость, вонмем.

Чтец: Прокимен, глас 3

Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?

Стих: Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?

Диакон: Премудрость.

Чтец: Ко Ефесеом Послания святаго апостола Павла чтение.

Диакон: Вонмем.

Чтец же чтет апостол ко Ефесеом, глава 6, зачало 233:

Братие, возмогайте во Господе и в державе крепости Его, облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским, яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют и вся содеявше стати. Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира, над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити, и шлем спасения восприимите, и мечь духовный, иже есть глагол Божий.

Настоятель глаголет: Мир ти. Чтец: И духови твоему. Диакон: Премудрость, вонмем.

Чтец, псалом Давидов, Аллилуиа.

Стих: Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и.

Диакон:

Премудрость, прости, услышим святаго Евангелиа.

Настоятель: Мир всем. Братия: И духови твоему.

Настоятель: От Матфеа святаго Евангелия чтение.

Диакон: Вонмем.

Настоятель же чтет Евангелие от Матфеа, глава 10, зачало 39 и 43:

Рече Господь: иже любит отца, или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже любит сына, или дщерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже не приимет креста своего, и в’след Мене грядет, несть Мене достоин. Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашым, иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть.

По Евангелии же диакон глаголет ектению сию:

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим ти ся, услыши и помилуй.

Еще молимся о оставлении и прощении грехов раба Божия, имярек.

Настоятель же возглашает:

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Братия: Аминь.

И абие братия целуют крест и новопостриженнаго, поют же стихиру вышеписанную: Познаим, братие, таинства силу: И по стихире диакон глаголет: Премудрость. Братия же: Честнейшую Херувим:

Настоятель: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Братия: Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.

Настоятель же отпуст:

Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, и святых славных и всехвальных апостол, и преподобных и богоносных отец наших Антониа и Феодосиа Печерских, и прочих в постничестве просиявших, и всех святых Своих, спасет и помилует нас, яко Благ и Человеколюбец.

Ведати же подобает, яко таковый новопостриженный инок должен есть приседети в церкви дний пять, упражняяся от всякаго дела, кроме чтения, аще умети будет, в духовных же размышлениих и во умней молитве пребывая.

Исполнение заповедей Господних — это узкий и тернистый путь к Жизни Вечной. Множество препятствий, проистекающих от похоти плоти, похоти очес и гордости житейской (1 Ин. 2, 16), встречают на этом пути благочестивого христианина. Тем, кто готов, взявши крест, следовать за Христом, кто стремится всеми силами спастись, Церковь предлагает особые средства к победе над своими страстями. Эти средства состоят в принятии и исполнении обетов, которые заповеданы в Евангелии. Самим Господом Иисусом Христом и Его святыми апостолами.

В число таких обетов, по словам Господа нашего, входит девство: «Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так, и есть скопцы, которые оскоплены от людей, и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 11-12).

Добровольная нищета, или нестяжание, предложены Господом богатому юноше при условии, что тот исполняет все десять священных заповедей: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 16-21). Сюда же относится совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф.16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23).

Посвятившие себя исполнению этих обетов называются монахами (от греч. «монахо́с» — одинокий, отшельник), или иноками.

Монашество имеет три степени. Трехлетний иску́с, или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после того произносили невозвратные обеты. Послушника, или иначе новоначального, облекают с установленными молитвами не в полное одеяние инока, а лишь в рясу и камилавку, и потому эта степень называется также рясофором, то есть ношением рясы, дабы в ожидании принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути.

Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима. Посвящение себя иноческим обетам именуется пострижением. Клирика постригает епископ, а мирянина — иеромонах, игумен или архимандрит. В Номока́ноне сказано: «Мирской поп да не постригает монаха, по завещанию, яже в Никеи Святоаго Собора. Како бо даст иному, егоже сам не и΄мать» (гл. 82).

Пострижение должно совершаться в храме самим настоятелем, рядовые иеромонахи могут постригать только по благословению игумена, архимандрита или епископа.

Сообразно обетам послушания, монашествующий в совершенном самоотвержении и смирении должен избрать себе духовного руководителя, называемого старцем, и совершенно предаться его воле. «И аще кто дерзнет пострищи΄ монаха без прии΄мца, си΄речь без старца, да извержется» (Номоканон, гл. 79). О «приимце», иначе восприемнике, который бы принял новопостриженного монаха в послушание и имел попечение о его духовном спасении, сказано: «Сей да будет муж боголюбивый, начальник обители…» Иногда в монастырях вместо нескольких старцев назначается один, общий для всей братии, духовник.

Чинопоследования пострижения во все монашеские степени содержатся в Большом Требнике.

>Что значит «принять схиму»

Схима и ее принятие

Схимой в Православии называется высшая монашеская степень, которая требует от монаха, принявшего ее, соблюдения суровых аскетических условий. Изначально схима представляла собой монашеское облачение особого вида, однако со временем этим словом стали называть торжественную клятву монаха, готового к аскетизму. При постриге в послушники, человек обязан отречься от всего мирского, сменив имя, дав обет схимника и облачившись в одежду монаха – схиму.
Принимая схиму, монах полностью меняет свой образ жизни на монашеский быт и окончательно посвящает себя Богу.
Традиционно православное монашество состоит из четырех степеней – рясофорства, начальной степени монашества, малой схимы и великой схимы. В начальной степени от послушника не требуют принесения никаких обетов – в отличие от малой схимы, когда будущий монах должен принести обеты послушания, девства и нестяжания, а также сменить имя. Великая схима заключается в принесении обета постоянной молитвы и очередном изменении имени монаха, который с каждой сменой имени обретает нового небесного покровителя.

Особенности принятия схимы

Монах, принимающий великую схиму, полностью отчуждает себя от суеты мира, приступая к постоянной молитве, призванной воссоединить его душу с Богом. Таких людей называют схимниками или схимонахами. В сущности, великая схима повторяет все основные обеты малой схимы, однако вместе с тем она обязывает монаха соблюдать данные клятвы еще более строго и неукоснительно.
В древности схимники давали еще один дополнительный обет – затвориться в пещере и навсегда отречься от бренного мира, оставшись один на один с Богом.
Великосхимники Русской Православной Церкви обычно живут отдельно от остальных монахов и выполняют только те послушания, которые касаются духовничества, молитвенного правила и служения литургии. Епископ, принявший схиму, теряет возможность управлять епархией, а монахи-священники освобождаются от всех обязанностей, кроме постоянной молитвы. Если у схимонаха нет возможности вести аскетический образ жизни в пещере или пустыне, он поселяется отшельником в общежительном монастыре.
Сегодня затвор перестал был обязательным для схимников, соблюдающих правила аскетизма в отшельничестве – они добровольно приняли великую схиму, чем окончательно посвятили себя Господу и своему служению ему.

Схима

Не следует путать с термином «схи́зма» (раскол в Церкви). Запрос «Схимник» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Преподобный Антоний Киево-Печерский в великой схиме Схимонахиня София (Болотова).

Схи́ма (от др.-греч. σχῆμα — образ) — торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха.

Есть несколько подготовительных степеней православного монашества, но к пострижению в схиму относятся Малая схима (или мантия) и Великая схима. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду именно Великую схиму.

Первоначально оно означало монашеское одеяние. Схимники в раннем Христианстве (III—V века нашей эры) в основном уходили в Египетские пустыни. Некоторые из них, такие как преподобный Пахомий Великий, позднее основывали или присоединялись к уже существующим монастырям.

Малая схима

При пострижении в малую схиму (или мантию) постригаемому изменяют имя, и он даёт обеты послушания, нестяжания и целомудрия. Облачение малосхимника состоит из рясы, парамана (особый четырёхугольный плат), клобука, монашеской мантии (другое название — паллий), чёток, особой обуви (сандалии).

> См. также

  • Степени православного монашества
  • Категория:Схимники
  1. Схима. Мастерская «Саккос» — церковная вышивка и облачения (пошив). Дата обращения 5 декабря 2017.
  2. 1 2 Настольная книга священнослужителя: ПОСТРИЖЕНИЕ В МОНАШЕСТВО. В 8 т.. — М.: Изд-во Московской патриархии, 1993—1994.
  3. Хотя крестообразное пострижение волос есть и в рясофорном последовании, собственно пострижением называют именно постриг в малую схиму.
  • архиеп. Вениамин (Краснопевков-Румовский). Новая скрижаль, или объяснение о церкви, о литургии и о всѣх службах и утварях церковных. — М.: Издание Кораблева и Сирякова, печатано в тип. В.В. Пусвальта, 1870. — 583 с.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь. — СПб.: Концерн «Возрождение», 1992. — Т. 2. — ISBN 5877440039. — ISBN 9785877440036.
  • Схима // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Это заготовка статьи о православии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Словари и энциклопедии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *