Школа Ярослава мудрого

>СОВРЕМЕННИКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

СОВРЕМЕННИКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

  Князь Ярослав Владимирович прошел непростой путь к киевскому престолу. Строго говоря, он не был рожден править Русью. Отец Владимир Святой не видел в нем преемника. Он был одним из 12 сыновей великого князя, причем не самым старшим. Кроме того, после принятия Владимиром святого крещения, он считал детей, рожденных в его язычестве незаконными. Первоначально Ярославу довелось княжить в отдаленных уделах, и это способствовало его становлению как самостоятельного правителя. Вокняжение Ярослава в Киеве было обусловлено кровавой междоусобицей, наступившей после смерти Владимира Святославича. Став правителем киевской Руси, он вынужден был защищать не только территориальную целостность государства, но и свои собственные права на верховную власть. Такие личные качества правителя как незаурядный ум, сильная воля и осторожность в принятии решений сделали его выдающимся деятелем древней Руси.

 Святополк Окаянный, брат Ярослава Мудрого, князь Киевский 1015, 1018 гг.

 Мстислав Владимирович Храбрый, брат Ярослава Мудрого, князь Тмутараканский

 Изяслав Владимирович, брат Ярослава Мудрого, князь Полоцкий

 Святослав Владимирович, брат Ярослава Мудрого, князь Древлянский

 Борис Владимирович, брат Ярослава Мудрого, князь Ростовский

 Глеб Владимирович, брат Ярослава Мудрого, князь Муромский

 Ингигерда, жена Ярослава Мудрого

 Илья Ярославич, сын Ярослава Мудрого от первой жены, увезённой в Польшу

 Владимир Ярославич, сын Ярослава Мудрого, князь Новгородский

 Изяслав Ярославич, сын Ярослава Мудрого, князь Киевский 1054-1068, 1069-1073, 1077-1078 гг.

 Святослав Ярославич, сын Ярослава Мудрого, князь Киевский 1073-1076 гг.

 Всеволод Ярославич, сын Ярослава Мудрого, князь Киевский 1077, 1078-1093 гг.

 Вячеслав Ярославич, сын Ярослава Мудрого, князь Смоленский

 Игорь Ярославич, сын Ярослава Мудрого, князь Волынский

 Анастасия Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, супруга короля Венгрии Андраша I, королева Венгрии в 1046—1060 годах

 Елизавета Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, супруга Харальда III Сигурдарсона (норвежского короля с 1046 по 1066 год) и королева Норвегии

 Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, супруга французского короля Генриха I и королева Франции

 Брячислав Изяславич, двоюродный брат Ярослава Мудрого, князь Полоцкий

 Иларион, первый митрополит Киевский с 1051 г., писатель

 Антоний Печерский, святой Русской церкви, почитаемый в лике преподобного, основатель Киево-Печерской лавры

 Василий II «Болгаробойца» (Византийский император ок. 958 — 1025 гг., имп. с 976 г.)

 Болеслав I Храбрый (князь (992—1025) и первый король Польши (1025), князь Чехии в 1003—1004 годах)

Почему Ярослава мудрого назвали мудрым?

Прозвище » Мудрый » закрепилось за Ярославом в официальной российской историографии лишь во второй половине 19 века.
Княжением его возвысилась Русь, а умом и старанием прославилась. Владимир Красное Солнышко защищал Русь от печенегов, а сын его Ярослав разгромил их навсегда.
Много достойного сделал Ярослав за свою жизнь. В летописи говорится, что он дал Руси первый писаный закон – правила суда, наказания за убийство, оскорбление, кражу: “По этой грамоте живите, как написано вам, так и соблюдайте”. Вот за это Ярослав получил прозвище “ Мудрый ”.
Ярослав очень любил читать книги, огромные деньги тратил на их покупку и переписку (в то время печатных книг ещё не было) . Сыновьям своим он говорил: “Книжные словеса суть реки, наполняющие вселенную”.
Летописцы называли Киев времён Ярослава “украшением Востока”. Ведь именно в это время на месте последней битвы с печенегами был построен Софийский собор, и каменные стены вокруг Киева, и знаменитые Золотые Ворота.
Европейские короли считали за честь породниться с Ярославом и отдавали своих дочерей замуж за Ярославичей (сыновей Ярослава ). Дочери же его вышли замуж за королей – польского, венгерского, французского.
В 1028 году Ярослав Мудрый собрал в Новгороде 300 детей и велел “учити их книгам”. Это было первое большое училище.
Очень заботился Ярослав Мудрый о мире и, умирая, оставил наказ сыновьям: “Вот я покидаю мир этот, сыновья мои .Имейте любовь между собой, потому что все вы братья… Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим… ”

Владимир и Ярослав Мудрый. Крещение Руси

Памятник Владимиру Великому в Киеве

См. также: Крещение Руси

После смерти Святослава между его сыновьями разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, а Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, а сам Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через два года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы Владимир Святославич отстоял свои права на престол (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.

При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей, гарнизоны которых набирал из «лучших мужей» северных племён. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

В городах, древнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Полоцк, Изборск, Чернигов,Переяславль, Туров, Ростов, Белоозеро, Плесков (Псков), Тмутаракань, Муром, Овруч, Владимир-Волынский, и другие, развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности («Повесть временных лет», Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития) и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноимённые соборы в Новгороде и Полоцке). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты. Русь вела торговлю сюжными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

После смерти Владимира на Руси произошла новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убил своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава. Сам Святополк дважды потерпел поражение и умер в изгнании. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых.

Серебреник Ярослава Мудрого

Правление Ярослава Мудрого (1019—1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. Когда после 12-летнего обособления и смерти князя, не оставившего наследника, под власть Ярослава вернулось Черниговское княжество, Ярослав перебрался из Новгорода в Киев и нанёс поражение печенегам, после чего их набеги на Русь прекратились (1036).

3. Расцвет Киевской Руси

В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть православныхепископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. В то же самое время во всех землях были посаженынаместниками сыновья Владимира. Теперь все князья, выступавшие удельниками киевского великого князя, были только из рода Рюриковичей. Скандинавские саги упоминают о ленных владениях викингов, но они располагались на окраинах Руси и на вновь присоединённых землях, поэтому во времена написания «Повести временных лет» они уже казались пережитком. Князья-Рюриковичи вели ожесточённую борьбу с оставшимисяплеменными князьями (Владимир Мономах упоминает князя вятичей Ходоту и его сына). Это способствовало централизации власти.

Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире и Ярославе Мудром (затем после перерыва при Владимире Мономахе). Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др.

Со времени Владимира или, по некоторым сведениям, Ярополка Святославича, дружинникам вместо денежного жалования князь стал давать земли. Если изначально это были города в кормление, то в XI веке дружинники стали получать сёла. Вместе с сёлами, которые становилисьвотчинами, даровался и боярский титул. Бояре стали составлять старшую дружину. Служба бояр была обусловлена личной верностью князю, а не размером земельного надела (условное землевладение не получило заметного распространения). Младшая дружина («отроки», «детские», «гриди»), находившаяся при князе, жила за счёт кормления с княжеских сёл и войны. Основной боевой силой в XI веке было ополчение, получавшее на время войны коней и оружие от князя. От услуг наёмной варяжской дружины в основном отказались в период правления Ярослава Мудрого.

Страница из краткой редакции «Русской Правды»

После Ярослава Мудрого окончательно утвердился «лествичный» принцип наследования земли в родеРюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди — к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел — город с землёй (волость). Определённый князь имел право княжить только в том городе, где княжил его отец, в обратном случае он считался изгоем.

Значительной частью земли со временем стала обладать церковь («монастырские вотчины»). С 996 годанаселение выплачивало в пользу церкви десятину. Число епархий, начиная с 4, росло. Кафедра митрополита, назначаемого патриархом константинопольским, стала находиться в Киеве, а при Ярославе Мудром митрополитвпервые был избран из числа русских священников, в 1051 году им стал приближённый к Владимиру и его сынуИларион. Большим влиянием стали обладать монастыри и их избираемые главы, игумены. Центром православия становится Киево-Печерский монастырь.

Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Князь советовался также с митрополитом, епископами иигуменами, составлявшими церковный собор. С усложнением княжеской иерархии к концу XI века стали собираться княжеские съезды («снемы»). В городах действовали веча, на которые зачастую опирались бояре для поддержки собственных политических требований (восстания в Киеве 1068 и1113 года).

В XI — начале XII века сформировался первый письменный свод законов — «Русская Правда», который последовательно пополнялся статьями «Правды Ярослава» (ок. 1015—1016 гг.), «Правды Ярославичей» (ок. 1072 г.) и «Устава Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г.). В «Русской Правде» отразилось усиление дифференциации населения (теперь размер виры зависел от социального положения убитого), регламентировалось положение таких категорий населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.

«Правда Ярослава» уравняла в правах «русинов» и «словенинов» (следует пояснить, что под именем «словене» летопись упоминает только новгородцев — «ильменских словен»). Это, наряду с христианизацией и другими факторами, способствовало формированию новой этническойобщности, осознававшей своё единство и историческое происхождение.

С конца X века на Руси известно собственное монетное производство — серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей.

4. Период феодальной раздробленности: причины и последствия

Первым от Киева обособилось Полоцкое княжество — это произошло уже в начале XI века. Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли оказались под властью троих старших:Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского («триумвират Ярославичей»).

С 1061 года (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях) начались набеги половцев, пришедших на смену откочевавшим на Балканы печенегам. В ходе долгих русско-половецких войнюжные князья длительное время не могли справиться с противниками, предприняв целых ряд неудачных походов и понеся чувствительные поражения (битва на реке Альте (1068), битва на реке Стугне (1093)).

После смерти Святослава в 1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновейчерниговского наследства, и те прибегли к помощи половцев, хотя впервые половцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096). На Любечском съезде(1097), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким образом, при сохранениилествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это открыло путь к политической раздробленности (феодальной раздробленности), так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становился первым среди равных, теряя роль сюзерена. Однако это также позволило (после передела вслед за восточными и западных волостей) прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами (1103), которая была перенесена вглубь степей. Кроме того, заключались договоры с союзными кочевниками — «чёрными клобуками» (торками, берендеями и печенегами, изгнанными половцами из степей и поселившимися на южнорусских границах).

Русь, Польша и Литва в 1139 году

Во второй четверти XII века Древнерусское государство распалось на самостоятельные княжества. Хронологическим началом раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признаватьПолоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец под 1134 годом в связи с расколом в средеМономаховичей записал «разодралась вся земля Русская». Начавшиеся междоусобицы не касались самого великого княжения, но после смерти Ярополка Владимировича (1139) следующий Мономахович Вячеслав был изгнан из Киева Всеволодом Ольговичем Черниговским.

На протяжении XII—XIII столетий часть населения южнорусских княжеств из-за постоянной угрозы, исходившей из степи, а также из-за непрекращавшихся княжеских усобиц за Киевскую землю переселялась на север, в более спокойную Ростово-Суздальскую землю, называвшуюся также Залесьем или Опольем. Пополнив ряды славян первой, кривицко-новгородской миграционной волны X века, переселенцы с многолюдного юга быстро составили большинство на этой земле и ассимилировали редкое финно-угорское население. О массивной русской миграции на протяжении XII века свидетельствуют летописи и археологические раскопки. Именно на этот период приходится основание и быстрый рост многочисленных городов Ростово-Суздальской земли (Владимир, Москва, Переяславль-Залесский, Юрьев-Опольский, Дмитров, Звенигород, Стародуб-на-Клязьме, Ярополч-Залесский, Галич и др.), названия которых нередко повторяли названия городов происхождения переселенцев. Ослабление Южной Руси также связывают с успехом первыхкрестовых походов и изменением основных торговых путей.

В ходе двух крупных междоусобных войн середины XII века Киевское княжество утратило Волынь (1154), Переяславль (1157) и Туров (1162). В 1169 году внук Владимира Мономаха, владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский послал на юг войско во главе со своим сыном Мстиславом, которое захватило Киев. Впервые город был жестоко разграблен, были сожжены киевские храмы, жители уводились в плен. На киевское княжение был посажен младший брат Андрея. И хотя вскоре, после неудачных походов на Новгород (1170 год) и Вышгород (1173 год) влияние владимирского князя в других землях временно упало, Киев начал постепенно терять, а Владимир — приобретать политические атрибуты общерусского центра. ВXII веке кроме киевского князя титул великого стали носить также владимирские князья, а в XIII веке эпизодически также князья галицкий, черниговский и рязанский.

Руины Десятинной церкви на рисунках Вестерфельда, XVII век

Киев, в отличие от большинства остальных княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. В 1203 году он был вторично разграбленсмоленским князем Рюриком Ростиславичем, боровшимся против галицко-волынского князя Романа Мстиславича. В битве на реке Калке (1223), в которой участвовали практически все южнорусские князья, произошло первое столкновение Руси с монголами. Ослабление южнорусских княжеств усилило натиск со стороны венгерских и литовских феодалов, но одновременно способствовало усилению влияния владимирских князей в Чернигове (1226), Новгороде (1231), Киеве (в 1236 году Ярослав Всеволодович на два года занял Киев, при этом его старший брат Юрий остался княжить во Владимире) и Смоленске (1236—1239). В ходе монгольского нашествия на Русь, начавшегося в 1237 году, в декабре 1240 года Киев был обращён в руины. Его получили владимирские князья Ярослав Всеволодович, признанный монголамистарейшим на Русских землях, а позднее его сын Александр Невский. Они, однако, не стали переезжать в Киев, оставшись в отчинном Владимире. В 1299 году туда же перенёс свою резиденцию киевскиймитрополит. В некоторых церковных и литературных источниках — например, в высказываниях константинопольского патриарха и Витовта в конце XIV века, — Киев продолжал рассматриваться как столичный город и в более позднее время, однако к этому моменту он уже был провинциальным городом Великого княжества Литовского. С 1254 года галицкие князья носили титул «Король Руси». Титул «великих князей всея Руси» с начала XIV века стали носить владимирские князья.

В советской историографии понятие «Киевскую Русь» распространяли как до середины XII века, так и для более широкого периода серединыXII — середины XIII веков, когда Киев оставался центром страны и управление Русью осуществлялось единым княжеским родом на принципах «коллективного сюзеренитета». Оба подхода сохраняют актуальность и в настоящее время.

Дореволюционные историки, начиная с Н. М. Карамзина, придерживались идеи о переносе политического центра Руси в 1169 году из Киева воВладимир, восходящей к трудам московских книжников, или во Владимир и Галич. В современной историографии нет единства мнений на этот счёт. Часть историков считает, что эти идеи не находят подтверждения в источниках. В частности, некоторые из них указывают на такой признак политической слабости Суздальской земли, как малое количество укреплённых поселений по сравнению с другими землями Руси. Другие историки, наоборот, находят в источниках подтверждение тому, что политический центр русской цивилизации переместился из Киева сначала в Ростов иСуздаль, а позднее во Владимир-на-Клязьме.

Кто крестил Русь_2

Предыдущее.

В предыдущей статье мы пришли к выводу, что вопрос крещения Руси непосредственно связан не с Владимиром, а с Ярославом Мудрым. При нем было объявлено непризнанное Византией крещение Руси («Слово о законе и благодати» Иллариона). Ярослав независимо от Византии присвоил себе функции Отдела кадров Русской церкви и вплотную занялся распространением книжной премудрости.

К этому моменту процесс христианизации в Европе уже шел полным ходом.

Святой Патрик обращается к королям Ирландии. Источник

Просвещают западную Европу на латыни. Просвещают славян церковно-славянской литературой. А каких славян? Вот, пожалуйста.

Южные славя́не — живущие преимущественно на Балканах.

Юго-восточная группа – болгары, македонцы.

Юго-западная группа – сербы, хорваты, черногорцы,словенцы.

Русь и просвещение.

К этому процессу в Европе Русь присоединяется позже всех и самостоятельно, но не народ, а князья — Владимир и его дети в первую очередь Ярослав. Они увидели смысл новой религии в укреплении личной власти. Прежняя религия Веды социальных различий не проповедовала. Князей могли нанять (призвать), а могли «путь указать», и не только в Новгороде.

Несмотря на княжескую волю, свободолюбивый народ рабами пусть и Богу становиться не желал. Новую религию, внуки Дажбога конечно, встретили в мечи и копья. Наблюдаются массовые восстания под руководством волхвов в Полоцке, Ростове, Суздале, Ярославле. Перед просветителями сжигает мост через Волхов Новгород. Новую веру до середины XII века не принимают вятичи и кривичи. Кривичи, возможно, сопротивлялись дольше. Их этническое имя в иностранных источниках поминалось вплоть до конца XVII века.

Источник рисунка.

Историк и богослов Е. Е. Голубинский признаёт: «Нежелавших креститься было весьма много как в Киеве, так и вообще по всей Руси».

Отголоски тех бурных событий видны и в сохранившихся легендах о начале Москвы. Волхв Букал, проживавший в устьи реки Яузы, используя иносказание, не пустил князя Гюргия Долгорукого на Красный холм, а другой волхв Кучка, по-видимому, хранитель соседнего святилища за сопротивление князю был убит. Гюрьгий присоединял Мóсков к Владимиро-Суздальскому княжеству и древняя религия оказалась у него на пути.

Кремлевский Боровицкий холм — холм бога Велеса-Бора. И на этом холме некогда лежал Велесов камень почитаемый москвичами вплоть до середины XIX века. Так сообщает нам этнограф и фольклорист И.М. Снегирев в книге «Русская старина…» (т. 1, 3-е изд., М., 1852). Более обширную информацию о камнях-валунах на Руси можно обрести .

С рубежа XI-XII вв. на Руси начался силовой период распространения христианства. Первые проповеди апостола Андрея в Крыму и на Кавказе мало, что дали. За 10 веков мирной пропаганды христианство на Руси не добилось ровным счетом ничего. Интересно почему? Да просто наши предки хорошо знали свою настоящую историю.

Ныне повсеместно насаждается мнение, что чуть ли не единственной цивилизации прошлого была Римская Империя, образец законности и морали. Далее мы увидим кое-что из их морали.

Официальная история пишет: Великая прекрасная и могучая римская цивилизация пала под ударами вонючих косматых дикарей.

На самом деле осточертевшие всем распутники с загребущими руками были подвергнуты санации со стороны более приличных соседей. Голоногая, плохо вооруженная римская пехота (откройте учебник по истории, и полюбуйтесь на легионеров)

была стоптана закованными в сталь от макушек и до конских копыт катафрактариями.

«Катафрактарии и их роль в истории военного искусства», А.М. Хазанов.

Самое интересное – откуда пришли «зачищать» Рим эти катафрактарии? Обь, Угра, Поволжье, Приуралье, Приазовье. . . Могилы с частичным вооружение катафрактариев найдены и в Дагестане. http://blog.kp.ru/users/sem_9011/post246380638/.

Зная свою историю такой, могли ли наши предки мирно принять совершенно чуждую им утешительную идеологию? Вот и истоки сопротивления вполне осознанные, а вовсе не упрямство дикарей.

После Владимира князья распространяют новую идеологию и подавляют восстания всеми силами, проводя собственную политику христианизации. Их не смущает тот факт, что Салунские братья в сторону Руси не смотрели и нашу страну не посещали. Епископы греческие ходили по Руси мессийные, которые не имели здесь кафедры и соответственно ей и не руководили.

Князь Ярослав в деле создания уголовного кодекса реально оценивал ситуацию и придерживался дохристианских взглядов на меру наказания, предпочитал назначать штраф, а не смертную казнь, рекомендуемую греческими попами.

Но вот в деле исполнения церковных канонов все было однозначно. Сам Владимир особого религиозного рвения не проявлял. Иное дело Ярослав.

Немного о Ярославе Мудром.

Князь был истым христианином. Усердие в вере у него иногда доходило до суеверия. Так, по одному из преданий, он велел вырыть кости князей Ярополка и Олега и окрестив их, похоронил в церкви Пресвятой Богородицы, думая этим избавить души их от вечной муки и погибели.

Именно при Ярославе огромные деньги тратились на приобретение, перевод и переписку книг. В период его новгородского княжения в 1028 г. в Новгороде основана первая большая школа, в которой согласно летописям собрали 300 детей священников и старост. Здесь, по велению Ярослава, начали учить по книгам.

Число 300 вряд ли достоверно. Школы того времени имели обычно менее 10 учеников, что мы и видим на старинных рисунках. Вероятнее всего школ было несколько.

К тому же любили в Новгороде числа кратные трём и десяти. Сумма дани, установленной Игорем, равна 300 гривнам. Дань с Новгорода во времена Ярослава (1014 г.) равна 3000 гривнам. Число воинов, выступивших из Новгорода против Святополка (1015 г.), равно 3000. Реликтом того же древнего триединства является и сохранившееся в XIV в. наименование правящего органа в Новгороде «300 золотых поясов». Так эти числа и в летописи попали.

рисунка

Однако сам факт создания новгородских и других школ имеет реальное подтверждение. «…И написали они много книг, по которым верующие люди учатся…». Д.С. Лихачев, комментируя известие летописи, пишет: «Научное исследование памятников древнерусской литературы открывает все большее количество переводов, которые сделаны в XI в. с греческого языка на русский язык, и при этом русскими переводчиками. Эта интенсивная переводческая деятельность была только одним из проявлений того большого литературного подъема, которым характеризуется княжение Ярослава Мудрого».

Учителями образованных школ выступали не столько византийцы, сколько болгары, учившиеся на Афоне.

В общем, получается, что основополагающую роль по замене государственной идеологии в нашем прошлом сыграл именно Ярослав.

О судьбе детей Владимира и Ярослава.

Во времена Ярослава, а не Владимира внешняя политика строилась на укреплении родственных связей с семьями христианских монархов европейских стран, начиная с самого христианина Ярослава. До этого этапа своей истории Русь смотрела на Византию, Азию и Заволжье. Ольга женила сына Святослава на булгарыне. Именно на Восток ориентировались торговые пути. Валютой в международной торговле служили арабские дирхемы, в изобилии обнаруживаемые археологами в кладах. Но с возникновением Хазарии торговый путь «из варяг в персы» прервался. Данное событие отразилось и в летописях. Князь Игорь так обнищал, что не мог содержать достаточную для своей охраны дружину, и погиб, собирая дань у древлян.

Вернемся к семье Владимира. Было их 12 сыновей и 10 дочерей от 6-ти жен.

http://lifeglobe.net/media/entry/390/K9_3.jpg

Судьба детей за исключением трёх дочерей и самого Ярослава трагична.

Опять о Византии.

И при Ярославе с Византией по-прежнему сложные отношения, из которых мы опять убеждаемся, что греки не считали русских единоверцами.

Вроде мирные отношения установились со времен Владимира, но. Русь пошла войной на империю в 1043 г. Поводом к этому послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Около западных берегов Черного моря русский флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть судов. Около 6 тыс. воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на берег, другие морем двинулись обратно. Император Константин Мономах приказал своим кораблям преследовать русский флот, а армии — атаковать русских на суше. В морском сражении руссы нанесли поражение грекам. Судьба же сухопутной рати была трагичной. Греческая армия окружила и взяла в плен воинов Вышаты. Многих из них ослепили и поотрубали правые руки. Долго еще по русским селам и городам брели эти несчастные калеки, пробираясь к родным очагам. Лишь в 1046 г. Русь и Византия заключили мир и возобновили приемлемые отношения.

Что-то мало похоже на добрые отношения крещеных и крестителей и совсем не похоже на христианскую любовь братьев по вере.

По пословице: «Лучше поздно, чем никогда».

Поскольку русские князья присоединились к христианскому просвещению как бы сами, византийские священники спохватились, решили хоть на бумаге, но вписать себя в начало христианизации Руси. Так на будущее, на всякий случай.

Из лекции кандидата филологических наук С.А. Наумова.

Современная игра слов, ставящая знак тождества между «греческой ортодоксией» и «русским православием» не учитывает реально существовавший процесс ассимиляции христианской религии старорусскими ведами. Процесс, который и превратил в конечном итоге греческую ортодоксию в русское православие.

Не греческая Ортодоксия, а Православие объединило разрозненные княжества, на которые распалась Русь после Ярослава Мудрого. В этом процессе сыграла неоценимую роль и политика Золотой Орды с её ярлыками на княжение. Ярлыки остановили дальнейшее дробление княжеств. Золотая Орда сохранила рассыпавшуюся Русь до момента собирания удельных княжеств, когда возобладала идея собирания русской земли Всея (все) Руси воедино. Но сначала была Русь Ярослава. Это та, что официоз именовал Киевской Русью, а теперь снизошел до термина — Древнерусская держава.

Великая Русь Ярослава.

Внешняя политика христианина с языческим именем Ярослав создала к концу его жизни великую европейскую державу. С ее политикой считались все соседи.

В 1054 г. Ярослав умирал в ореоле русской и европейской славы. Но как это было раньше и есть теперь, сила государства Российского определяется не столько религией, сколько силой и мудростью правителя. После Ярослава Русь распалась на многие княжества. После Горбачева и Ельцина – на национальные государства.

Историческая аналогия.

Между прочим интересная напрашивается аналогия. Владимир-Ярослав и Горбачев-Ельцин. Первый дает отмашку, второй разворачивается на всю катушку. В обоих случаях для смены господствующей идеологии применяется военная сила. И тогда и теперь после смены Идеи наступает разруха. И там и тут за восстановление порушенного берется церковь, забирая при этом всю полноту власти.

Даже не по себе от такой аналогии. Однако, заглянув в прошлое, вы и сами увидите повторения подобного в нашей истории. Волхв-князь, Вещий Олег-княгиня Ольга, Екатерина II- князь Потемкин, и т.д., включая и близкое к нам время: Ленин-Троцкий, Сталин-Берия.

В этом смысле современный т.н. тандем не является чем-то особым. Путин и Медведев использовали прием государственного правления, известный с незапамятных времён. Прием надо сказать весьма эффективный.

Каждая политическая пара по-своему неповторима, как и события вокруг этих фигур. Изучая события прошлого, мы можем строить на них как на крепком фундаменте научные реконструкции былого и даже заглядывать в будущее.

На этом и остановлюсь пока.

У поста есть продолжение. См. Список по теме.

В список по теме

Образование в Древней Руси

В этой статье отсутствует преамбула. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи.

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Борис Кустодиев. Земская школа в Московской Руси. 1907 г.

Школы князей Владимира и Ярослава

Период развития отечественного образования при князьях Владимире и Ярославе Мудром нередко признается начальным во всей истории этого образования, во многом связанного с христианскими храмами.

Под 988 годом в Повести временных лет: «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых» (язычники были против христианских инноваций).

Русские книжники, работавшие в школах повышенного типа, пользовались своим вариантом структуры предметов, который в определенной мере учитывал опыт византийских и болгарских школ, дававших высшее образование.

Софийская первая летопись о школе в Новгороде: 1030. «В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом».

Созданная в 1030 г. Ярославом Мудрым школа в Новгороде была вторым учебным заведением повышенного типа на Руси, в котором обучались лишь дети старост и священнослужителей. Есть версия, что в летописи речь идет о детях церковных старост, избиравшихся из низших сословий, но до конца XVI в. известны лишь старосты административные и военные . Термин «церковный староста» появился в XVII в. Контингент учащихся новгородской школы состоял из детей духовенства и городской администрации. Социальный состав обучающихся отражал классовый характер образования той поры.

Главная задача школы состояла в подготовке грамотного и объединенного новой верой управленческого аппарата и священников, деятельность которых проходила в сложной борьбе с сильными традициями языческой религии среди новгородцев и угро-финских племен, которыми был окружен Новгород.

Деятельность школы Ярослава опиралась на разветвленную сеть школ элементарной грамоты, о чем свидетельствует большое количество обнаруженных археологами берестяных грамот, писал, вощеных дощечек. На базе широкого распространения грамотности расцвела новгородская книжность. В Новгороде написано знаменитое Остромирово Евангелие, описание |Добрыней Ядрейковиче Царьграда, математический трактат Кирика. Сохранились для потомков «Изборник 1073 года», начальный летописный свод, краткая редакция «Русской Правды». Новгородские книгохранилища послужили одним из основных источников «Великих четьих миней» — собрания «всех книг, чтомых на Руси», состоящего из 12 огромных томов общим объемом свыше 27 тыс. страниц.

1037. В год 6545. Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины… Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напоящие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина… …Ярослав же… любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам»

Образовательная реформа Владимира и Ярослава усиливала христианизацию на землях будущей России и её соседей, однако многовековые языческие традиции имели глубокие корни в народах страны.

Граффити XI века из святой Софии Киевской: «Месяца июня в 10-й (день) выгреб (потревожили мощи) грамматика, а в 15-й отдали Лазорю».

«Грамматиками» называли себя как профессиональные писцы южнославянских рукописей, так греками именовались и учителя — преподаватели полного курса грамматики. Император Юстиниан в 534 г. установил видным грамматикам вознаграждение в сумме 70 солидов и определил этим педагогам ряд других привилегий . Грамматики преподавали и в Киевской дворцовой школе, после смерти по статусу погребались в соборе. Мощи «Грамматика» были перенесены в монастырь, где игуменом был Лазарь (упоминается под 1088 годом).

Монастырское образование при князе Всеволоде

Всеволод Ярославич (1030—1093) — сын Ярослава Мудрого, мог бывать и в новгородской школе отца. С 1054 по 1076 г. Всеволод княжил в Переяславльской и Суздальской землях. После смерти брата Святослава стал великим князем киевским, но отдал престол брату Изяславу и начал княжить в Чернигове. После смерти Изяслава в 1078 г. стал снова великим князем киевским. Был образованным человеком, знал пять иностранных языков, вместе с братьями утвердил так называемую «Правду Ярославичей».

Образование, включая монастырское, поддерживал еще Феодосий Печерский (ок. 1008 — 3 мая 1074). «Житие Феодосия Печерского» сообщало о школе в Курске: «Случилось же родителям блаженного переселиться в другой город, именуемый Курском… Обратимся к рассказу о святом этом отроке. Рос он телом, а душою тянулся к любви божьей и ходил каждый день в церковь божию, со всем вниманием слушая чтение божественных книг. Не приближался он к играющим детям, как это в обычае у малолетних… К тому же попросил он отдать его учителю поучиться божественным книгам, что и сделали. Скоро постиг он всю грамоту, так, что поражались все уму его и способностям и тому, как быстро он всему научился».

Школы в других регионах Руси

Средневековое образование на Руси нередко сводят к примерам Новгорода и Киева. Но немало свидетельств о развитии образования в других городах средневекового государства. Около 1096. Муром «После принятия христианской веры муромцы послали „мнози дети своя в научение грамоты“» .

Известно в 1143 году основанное Евфросинией Полоцкой женское монастырское училище в Полоцке(ныне Витебская обл., Белоруссия), входившем тогда в состав Руси.

Здесь учился Авраамий Смоленский. «…Родился же блаженный Авраамий от правоверных родителей. Отец его был всеми почитаем и любим, в чести у князя, и поистине все его знали, и был он украшен правдой, и многим помогал в бедах, был милостив и спокоен со всеми, к молитвам и службам церковным прилежание имел. Мать его также была украшена всяким благочестием». «…Когда мальчик достиг разумного возраста, родители отдали его учиться по книгам. Он же не унывал, как прочие дети, но, благодаря большому прилежанию, быстро обучился; к тому же он не играл с другими детьми, но спешил впереди других на божественное и церковное пение и чтение, так что его родители радовались этому, а другие удивлялись такому разуму ребенка». «…Из всех книг более всего любил он часто читать учение преподобного Ефрема, и великого учителя всленной Иоанна Златоуста, и Феодосия Печерского…» .

Училища развивалось во Владимире на Клязьме. «Князь великий Константин Всеволодович Мудрый, внук Юрия Владимировича Мономаша… великий был охотник к читанию книг и научен был многим наукам, того ради имел при себе людей ученых, многие древние книги греческие ценою высокою купил и велел переводить на русский язык. Многие дела древних князей собрал и сам писал, також и другие с ним трудилися». «…6735 (1227). Маиа 11 учинился во Владимире великий пожар и згорело 27 церквей и двор блаженного великого князя Константина Всеволодича и церковь, построенная в нем, архангела Михаила со всею богатою утварию. В нем же трудилися иноки русские и греки, учасце младенцев, и погорели книги многие, собранные сим Константином Мудрым» .

Училище при церкви Михаила могло быть одним из нескольких в округе Владимира.

Школа действовала и в Нижнем Новгороде. Так блаженный Евфимий родился и был воспитан в Нижнем Новгороде. Здесь учился грамоте и учился примерно — не любил заниматься детскими шалостями, был кроток и послушлив родителям… . Евфимий родился в начале XIV в. Окончил школу, которая, видимо, существовала в городе уже в XIII в. Пострижен в монахи, а впоследствии назначен архимандритом монастыря в Суздале. В «Житии» Евфимия сохранилось наиболее раннее упоминание о школе в Нижнем Новгороде.

Вероятно существование начальных школ у многих церквей и проходов Руси, но общее их количество определить пока трудно.

Итоги средневекового образования на Руси по Стоглаву

Царь Иван Грозный для укрепления централизованной власти в 1551 г. собрал собор — представителей церковной иерархии с участием боярской думы для составления специального уложения. Сборник решений состоял из 100 глав.

В главе 26 «Стоглава» изложено постановление о школах грамоты. Авторы документа аргументировали своё предложение необходимостью борьбы с неграмотностью дьяконов и попов (гл.25) и ссылкой на училища в прошлом. Исследователи считают, что составители упомянутой исторической справки имели в виду только Русь до монголо-татарского нашествия, но хотя бы новгородские берестяные грамоты в XIII—XV вв. говорят о сохранении высокого уровня образования. Это подтверждает и пример Москвы. В ней найдена свинцовая печать XI в. киевского митрополита, прикрепленная в то время к какой-то грамоте церковного иерарха. В. Л. Янин датировал печать 1091—1096 гг.

О распространении в Москве грамотности свидетельствуют обнаруженные археологами писала: костяное, два бронзовых в пластах XII—XIII вв. В XIII—XIV вв. Москва становится новым центром книгописания на Руси. Летопись, описывая под 1382 г. приближение к городу Тохтамыша, сообщает, что в городе было «…книг же многое множество снесено с всего города, в соборных церквах до стропа неметаю, съхранения ради спроважено» .

Многое множество рукописных книг могло накопиться лишь в течение веков. Это знали составителям «Стоглава», упоминая училища «прежде» не только в Новгороде.

Стоглав об училищах (по некоторым версиям — только в домонгольское время, хотя «прежде сего» — именно ранее XVI века). (глава 25)

«…А прежде сего училища бывали в Российском царствии на Москве и в Великом Новуграде, и по иным градам многие училища бывали, грамоте, писати и пети и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и певцы, и чтецы славны были во всей земли…» .

Общие достижения культуры средневековой Руси во многом подтверждают оценки авторов «Стоглава» .

Примечания

  1. Свидетельства источников о школах на Руси в XI—XIII вв. Приводится по изданию: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М.: Педагогика. 1985. С. 90-102, 106—129, 145—148. http://ricolor.org/history/hr/culture/school/ Русская образованность в X—XVII веках Кириллин В. М. Состояние образования на Руси в дошкольный период (XI—XVII вв.) http://www.roman.by/r-90984.html В эпоху Владимира уже имелись христианские храмы и, соответственно, были люди способные учить «книгам».
  2. См.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / ; Отв. ред. Э. Д. Днепров; . — М. : Педагогика, 1989. — 479с. http://www.booksite.ru/ancient/reader/spirit_2_05_01.htm не учитываются античный и более ранние периоды отечественного образования
  3. Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской: По материалам граффити XI—XVII вв. Киев, 1976; Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963
  4. Повесть о водворении христианства в Муроме.— В кн.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 1 / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860.30, с. 235
  5. Житие Авраамия Смоленского.— В кн.: Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981 , с. 73
  6. Татищев В. Н. История Российская, т. III. M.; Л., 1964. с. 221
  7. Преставление преподобного Евфимия Суздальского.— В кн.: Жития святых, чтимых православною церковью, составленные Филаретом (Гумилевским) с дополнениями из других книг. СПб., 1885, апр. 37, с. 11 — 12
  8. Полное собрание русских летописей, т. IV. СПб., 1848. с. 334
  9. Стоглав. Изд. Д. Е. Кожанчикова. СПб., 1863, гл. 25
  10. Культура и искусство Древней Руси
  11. Сарабьянов В., Смирнова Э. История древнерусской живописи
  12. Словарь книжников и книжности Древней Руси : / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв . — Л. : Наука, 1987—2017. Электронная версия первого и 1—2 частей второго выпуска на сайте Института русской литературы.
  13. Лукашевская Я. Понятие «художественный образ» и проблемы его изучения в первобытном искусстве
  14. Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство
  15. Рабинович М. Древнерусские знамена (X—XV вв.) по изображениям на миниатюрах
  16. Гуревич А. Категории средневековой культуры
  17. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том первый: от каменного века до элевсинских мистерий
  18. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том второй: от Гаутамы Будды до триумфа христианства
  19. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том третий: от Магомета до Реформации
  20. Ермолин Е. Русская культура. Персоналистская парадигма образовательного процесса
  21. Б. А. Рыбаков — Ремесло Древней Руси
  22. Б.А.Рыбаков — Ремесло Древней Руси :: NoNaMe

Ссылки

  • КАК УЧИЛИ И УЧИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

  • Среднее профессиональное образование
    • программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
    • программы подготовки специалистов среднего звена
  • Высшее образование
    • программы бакалавриата
    • программы специалитета
    • программы магистратуры
    • программы подготовки кадров высшей квалификации (ранее – послевузовское профессиональное образование) – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
    • программы асситентуры-стажировки
    • программы ординатуры

  • Дополнительное образование детей и взрослых
    • предпрофильные программы
    • общеразвивающие программы
  • Дополнительное профессиональное образование
    • программы повышения квалификации
    • программы профессиональной переподготовки

  • Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
  • Программы повышения квалификации рабочих, служащих

Уровни, виды и направления образования (с указанием программ каждого уровня и вида)
Общее образование Профессиональное образование Дополнительное образование Профессиональное обучение Направления образования в России

  • Дошкольная образовательная организация
    • ясли, детский сад
  • Общеобразовательная организация
    • школа, гимназия, прогимназия, школа-интернат, кадетский корпус
  • Профессиональная образовательная организация
    • колледж, техникум, профессиональный лицей, профессиональное училище
  • Образовательные организации высшего образования
    • вуз, институт, академия, университет, национальный исследовательский университет, федеральный университет
  • Организация дополнительного образования
    • учреждения дополнительного образования детей
  • Организация дополнительного профессионального образования
    • институт повышения квалификации, факультет повышения квалификации

  • Органы управления образованием в России
    • федеральный уровень
    • региональный уровень
    • муниципальный уровень
  • ФГОС
  • УМО вузов по направлениям подготовки и специальностям
  • Лицензирование образовательной деятельности
  • Аккредитация
  • Государственный контроль (надзор) в сфере образования
  • Аттестация выпускников
    • ЕГЭ, ОГЭ, итоговая государственная аттестация студентов вузов

Организация образования в России
Типы образовательных организаций Организационное и учебно-методическое
сопровождение образования в России
Реформа образования в России

История образования в России
Этапы

Монастырские и церковные школы. Ярослав Мудрый и его роль в обучении детей

Сложившаяся система образования и воспитания в Русском государстве с X до XVIII в. представляет собой целостное культурно-историческое явление. В связи с нашествием татаро-монгольских племен, знаменующим упадок древнерусского просвещения, в истории педагогики и образования допетровской эпохи традиционно принято выделять два периода: киевский, продолжавшийся с X по XIII в., и московский – с XIV по XVII в.
Ко времени крещения Руси в крупнейших русских городах существовала письменность, были грамотные люди, и, соответственно, существовало индивидуальное обучение грамоте. Постепенно зарождались и успешно развивались школьные формы обучения. В «Повести временных лет» содержится запись о том, что князь Владимир Святославович, крестивший Русь в 988 г., начал строить церкви, назначать священников, собирать детей дружинников и знати для приобщения к книжной культуре – «учению книжному». Школы «учения книжного» в содержательном и организационном плане имели элитарный характер и предназначались для обучения детей князей, бояр, дружинников. Это были частные учебные заведения, первоначально учителями в них были греки, болгары и русичи, приобщившиеся к книжной культуре.
Традиция распространения «учения книжного» успешно продолжалась в XI в. благодаря усилиям киевского князя Ярослава Мудрого, который был инициатором создания первой русской библиотеки в Киеве, содержащей переводы древнееврейских, сирийских, греческих и старославянских текстов. При дворе князя Ярослава существовала повышенная школа, где получили серьезное образование, прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные «книжники». Ярослав Мудрый способствовал созданию школ в крупнейших русских городах. В 1028 г. по его указу открылась школа в Новгороде для обучения детей священников и горожан, рассчитанная на 300 учеников. Организовал ряд школ и смоленский князь Роман Ростиславович. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII в.) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях. В конце XI в. при женском монастыре Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу; в XIII в. в Суздале также было учреждено женское училище.
На основании этих и других данных можно считать, что в Киевском государстве в Х-XШ вв. при церквях и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. О распространении грамотности на Руси в этот период можно судить по найденным при раскопках древних городов берестяным «грамоткам скорописчатым», орудиям письма, надписям на стенах церквей и бытовым предметам. Их содержание свидетельствует о проникновении грамоты во все слои населения – от феодальной знати до городского (посадского) люда.
Значительную роль в развитии образования в киевский период играли монастыри, являвшиеся культурными и образовательными центрами. В монастырях создавались летописи и другие тексты нравственного и религиозного содержания, использовавшиеся в обучении, сохранялись и переписывались рукописные книги, формировались библиотеки, т. е. приумножалась книжная культура. Надо отметить, что к книге на Руси относились как к величайшей ценности – бережно и с уважением.
Таким образом, в Киевской Руси возникли учебные заведения различных типов, которые представляли начальную и среднюю ступень образования, но не имели в виду его преемственности. Уровень развития государственных институтов, экономической и хозяйственной жизни не требовал большого количества образованных людей, поэтому на начальной ступени преобладали внешкольные формы образования в рамках семейного воспитания, которое чаще всего осуществляли «мастера грамоты». Основным их ремеслом было обучение чтению, письму и счету (овладению нумерацией), они обучали грамоте подобно тому, как любой другой ремесленник обучал своей профессии. Кроме того, дети ремесленников, земледельцев, посадских людей в семье получали навыки сельскохозяйственного труда и выполнения различной домашней работы. Сохранилось и ремесленное ученичество, но, помимо ремесла, некоторые мастера обучали подростков чтению, письму и церковному пению. Можно сказать, что по распространению грамотности, обучение которой не имело сословных ограничений, Русь была близка к Византии того времени.
Начальное образование давали специальные частные платные училища (училищами называли школы, т. е. то место, где учатся), иногда дети обучались прямо на дому у «мастера грамоты». В киевский период не было сформировано сословие профессиональных учителей, поэтому обучением обычно занимались представители низшего духовенства (певчие, дьячки, чтецы), мелких чиновников, грамотных людей, служителей различных государственных учреждений. Родители договаривались с «мастером грамоты», чему, в какой срок и за какую плату он обучит их ребенка. Кроме того, начальный уровень образования предполагался в церковных и монастырских школах, основной целью обучения в которых была подготовка детей к самостоятельной работе с книгами Священного Писания и церковным служебником.
Вторая ступень обучения получила в Киевской Руси название «учение книжное». С XI по XIII в. центры «учения книжного» возникают по всей Руси. Подобные учебные заведения создавались при княжеских дворах, монастырях, церквях для образования княжичей и детей знати, причем широкое образование было доступным как для княжеских сыновей (сын Ярослава Мудрого Всеволод знал пять иностранных языков), так и для дочерей (дочь полоцкого князя Всеслава Ефросинья овладела «премудростью учения книжного»). Исследователи полагают, что в этот период в основе содержания «учения книжного» лежал тривиум (грамматика, риторика, диалектика), унаследованный от Византии. В содержание грамматики входили учение о восьми частях речи, сведения по этимологии, о грамматических категориях, поэтической образности языка. На основе этого происходило изучение и толкование текстов Священного Писания и некоторых сочинений античных авторов. Образцами риторического искусства служили произведения Иоанна Златоуста и другие византийские тексты, русские афоризмы, правила жизненного поведения, соответствовавшие православным этическим нормам. Под диалектикой подразумевались основы философии. Помимо этого, в содержание «учения книжного» включалось овладение элементарной арифметической культурой: запись чисел, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, деление, умножение.
Педагогические идеи, отражавшие принципы средневековой русской педагогики, дошли до нас в памятниках литературы и письменности. Так, в «Повести временных лет» (конец XI – начало XII в.) высказывается идея воспитания уважения к отечественной истории и традициям, любви к родной земле, в качестве способа воспитания называется праведная жизнь. Наиболее известным в этом отношении произведением является «Поучение Владимира Мономаха детям» (конец XI – начало XII в.), адресованное не только детям князя Владимира, но и молодому поколению знатных феодалов. В нем автор наставляет молодых людей, чтобы каждый из них стремился совершить три добрых дела: покаяние, слезы и милосердие. В то же время могущественный правитель признает право каждого на индивидуальность, призывает к воспитанию трудолюбия, овладению книжной ученостью, почитанию церкви и духовенства.
В XI–XII вв. в Киевском государстве появился ряд рукописных сборников, переводных и оригинальных, среди которых имелись тексты и высказывания педагогического содержания. В сборниках под названиями «Пчела», «Изамрагд» (т. е. изумруд), «Изборник» Святослава, «Златоструй», «Златоуст» (по имени Иоанна Златоуста) содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, Аристотеля. «Изборник» Святослава в истории русской педагогики стал первой попыткой изложить знания, которые соответствовали представлениям о византийской образовательной традиции. Например, в нем содержались серьезный математический трактат Аристотеля и оригинальное педагогическое сочинение киевлянина Хировоска «Об образех» по методике чтения. Однако в целом содержание «Изборника» больше тяготело к морально-дидактическому, поскольку включало перечисление запретных для чтения «еретических» произведений, различных поучений и наставлений, адресованных детям. В киевский период на Руси были созданы оригинальные учебные руководства, например «Учение им же ведати человеку числам всех лет», составленное Кириком Новгородцем, которое является выдающимся средневековым трактатом, обладающим высокими математическими и литературными достоинствами. В знаменитой Русской Правде (XI в.) – юридическом памятнике Киевской Руси – обнаружены математические задачи, представляющие в совокупности учебное пособие для приобретения вычислительных навыков в хозяйственных расчетах.
К XIII в. школьные формы обучения, особенно «учения книжного», приходят в упадок, что было связано с разгромом русских княжеств и разрушением городов; культурные и образовательные центры в монастырях и церквях полчищами Батыя были преданы «огню и мечу». Традиции книжной культуры сохранялись лишь в княжеской среде, обеспечивая высокий уровень домашне-семейного воспитания. Овладение книжной культурой и грамотностью оставалось не связанным со специальным обучением, профессиональные навыки передавались зачастую вне грамотности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *