Симеон имя значение

Симеон Полоцкий

Симеон Полоцкий


литография 1818 года

Имя при рождении

Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович

Дата рождения

12 декабря 1629

Место рождения

  • Полоцк, Полоцкое воеводство, Великое княжество Литовское, Речь Посполитая

Дата смерти

25 августа 1680 (50 лет)

Место смерти

  • Москва, Русское царство

Подданство

Русское царство

Род деятельности

общественно-религиозный деятель, богослов, поэт, драматург

Медиафайлы на Викискладе

Произведения в Викитеке

Не следует путать с епископом Полоцким Симеоном. Для термина «Полоцкий» см. также другие значения.

Симео́н По́лоцкий (в миру — Самуил Гаврилович (по другим данным — Емельянович) Петровский-Ситнианович (Ситниянович); Полоцкий — топонимическое прозвище; 12 декабря 1629, Полоцк, Полоцкое воеводство, Речь Посполитая — 25 августа 1680, Москва, Царство Русское) — деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской: Ивана, Софьи и Фёдора. Основатель школы при Заиконоспасском монастыре, учитель Сильвестра Медведева.

Значение

Наряду с такими поэтами как Сильвестр Медведев, Карион (Истомин), Феофан Прокопович, Мардарий Хоныков и Антиох Кантемир, считается одним из ранних представителей русской силлабической поэзии до эпохи Тредиаковского и Ломоносова.

По мнению исследователя истории русской богословской мысли и культуры протоиерея Георгия Флоровского, «довольно заурядный западно-русский начётчик, или книжник, но очень ловкий, изворотливый, и спорый в делах житейских, сумевший высоко и твёрдо стать в озадаченном Московском обществе <…> как пиита и виршеслагатель, как учёный человек для всяких поручений».

Биография

Симеон Полоцкий. Стихотворение в форме звезды «Благоприветствие царю Алексею Михайловичу по случаю рождения царевича Симеона».

Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой. В семье у Самуила-Симеона было три брата и сестра.

Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был учеником Лазаря Барановича (с 1657 года епископа Черниговского), с которым остался близок на всю жизнь.

Поскольку в своих книгах и рукописях Симеон именовал себя «hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni» то некоторые исследователи высказывали предположение, что знаменитый писатель вступил в униатский монашеский орден базилиан (Ordo Basilianus S. Josaphat) Это мнение является ошибочным, так как Симеон лишь следовал средневековой латинской традиции, согласно которой все восточные монахи, руководствующиеся общежительным уставом свт. Василия Великого, именовались «василианами», членами легендарного ордена Святого Василия («Ordo S. Basilii»).

Около 1656 года Симеон Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество в Богоявленском монастыре и стал дидаскалом православной братской школы в Полоцке, для которой в ещё 1685 году сочинил рождественскую пастораль «Гутркi пастоховыя». При посещении этого города в 1656 году Алексеем Михайловичем Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.

В 1664 году отправился в Москву, чтобы забрать вещи умершего там архимандрита Игнатия (Иевлевича); однако в родной Полоцк не вернулся. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.

В 1665 году Симеон поднёс царю «благоприветствование о новодарованном сыне». В то же время он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона и был переводчиком при Паисии Лигариде.

По уполномочию Восточных Патриархов, приехавших в Москву по делу Никона в ноябре 1666 года, Симеон произнёс перед царём орацию о необходимости «взыскати премудрости», то есть повысить уровень образования в Русском государстве.

В 1667 году назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича, благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи. Симеон Полоцкий составлял речи царя, писал торжественные объявления. Ему было поручено «соорудить» Деяния Соборов 1666—1667 годов; переводил полемические трактаты Паисия Лигарида.

В «Сказании о зачатии и рождении… Петра Первого» П. Н. Крёкшина упоминается о том, что Симеон Полоцкий, якобы точно предсказал по звездам великую судьбу царского сына, будущего Петра I. Эта поздняя история не соответствует действительности. Вероятно, основанием для этой неё послужили поздравительные вирши, преподнесенные Симеоном в день крещения юного Петра I, в которых присутствуют свойственные барочной поэтике астрологические темы.

Симеон Полоцкий был представителем европейского барокко и ему многое казалось в консервативной русской среде. Например, преследовались скоморохи, бродячие музыканты, народные гульбища; женщины сидели в теремах, даже изучение иностранных языков считалось греховным. Всё же организовывать первую при царском дворе постановку поручили именно Симеону Полоцкому.

В то же время он занимался и искусствоведением. Он признавал значимость античной мифологии, хотя для многих в то время она считалась языческокй ересью. Он написал трактат об иконопись; считается, что стимулом для этого послужило сотрудничество с русским живописцем С. Ушаковым.

Богословие и педагогика

Симеон Полоцкий в присутствии Феодора III проверяет знания Никиты Зотова прежде назначения его учителем Петра I.

По поручению Собора 1666 года составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты. В конце 1667 года сочинение было напечатано от имени царя и Собора под заглавием: «Жезл правления на правительство мысленного стада православно-российской церкви, — утверждения во утверждение колеблющихся во вере, — наказания в наказание непокоривых овец, — казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих»». Книга является типичным образцом схоластической риторики. Участники собора дважды ссылались на это сочинение во время соборного обсуждения, оно сразу же было опубликовано и рекомендовано собором для чтения и просвещения христиан.

Однако спустя несколько лет книга была осуждена за содержащиеся в ней католические ереси (учение о непорочном зачатии Девы Марии («10 возобличение»), хлебопоклонную ересь («13 возобличение») — вопрос о времени пресуществлении св. Даров). Старообрядцы изначально резко отрицательно отнеслись к этому сочинению, назвав его «Жезлом кривления». Наличие латинских богословских мнений было впоследствии отмечено и одним из противников Полоцкого, чудовским монахом Евфимием. Летом 1665 года, по указу Алексея Михайловича, в Спасском монастыре были сооружены деревянные хоромы, куда были направлены на учёбу к Симеону молодые подьячие Приказа тайных дел. Судя по официальным документам приказа, к маю 1668 года школа была уже закрыта. Видимо, школа выполнила узкую цель: обучить латинскому языку — тогда языку дипломатии — молодых государственных чиновников, в числе которых был Сильвестр (Медведев), во многом продолживший впоследствии богословскую и творческую линию учителя.

С 1667 года на Симеона Полоцкого было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических». В «Венце веры кафолической» Полоцкий сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и заканчивая астрологией. В основу «Венца» положен апостольский символ, причем Полоцкий пользуется Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на церковные авторитеты охотнее всего цитирует западных писателей (блаженных Иеронима и Августина).

Во времена Симеона Полоцкого не существовало доктора или философа, не владевшего искусством читать по звёздам. Был знатоком астрологии и эзотерический наук и Симеон Полоцкий. Такие исследователи, как Л. Звонарев и В. Конан утверждали, что он последователь Альберта Великого. Достаточно прочитать его стихотворение «Знаки планет и их влияние», чтобы убедиться в астрологической компетенции автора. Несмотря на свои познания в области астрологии, он активно боролся против с экстрасенсами и шарлатанами. Он также не признавал заговоры и изобличал знахарей. Он написал проповедь «Поучение против суеверий».

Симеон Полоцкий. Фигурное стихотворение в форме сердца «От избытка сердца уста глаголят» из цикла «Благоприветствования» «на случай» — в честь рождения царевича Фёдора (1661).

Симеону Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилегии на Академию») Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академии в редакции Симеона Полоцкого ректору и преподавателям академии предоставлялся высший контроль по делам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями, причём за многие преступления привилегия предусматривала сожжение. С. Соловьёв писал о «Привилегии»: «Московская академия по проекту царя Феодора — это цитадель, которую хотела устроить для себя православная церковь при необходимом столкновении своем с иноверным Западом; это не училище только, это страшный инквизиционный трибунал: произнесут блюстители с учителями слова: „Виновен в неправославии“ — и костер запылает для преступника.»

В богословском споре о времени преложения Святых Даров Симеон Полоцкий был поборником взгляда, впоследствии (в 1690 году) осуждённого как «хлебопоклонная ересь». Участвовал на «латинской» стороне в «разглагольствии» (диспуте) по данному вопросу в 1673 году с Епифанием Славинецким в Крестовой палате у патриарха Питирима в присутствии последнего и властей. В тот период спор имел чисто богословский характер; общественно-политическое звучание он приобрёл значительно позже, уже после смерти Симеона.

Проповеди

Памятник Симеону Полоцкому (2004; скульптор А. Финский)

Своим независимым положением при дворе С. Полоцкий воспользовался в целях возрождения в Москве живой церковной проповеди, вместо которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Хотя проповеди С. Полоцкого (числом более 200) представляют собою образец строгого выполнения гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели. Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без благотворительных результатов для церковной жизни. Проповеди С. Полоцкого изданы уже после его смерти, в 1681—1683 годах, в двух сборниках: «Обед душевный» и «Вечеря душевная».

Поэзия

Симеон Полоцкий — один из первых белорусских и русских поэтов, автор силлабических виршей на церковнославянском и польском языках. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная» (издано в 1680 году), Полоцкий написал множество стихотворений (составивших сборник «Рифмологион»), в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград многоцветный». По мнению Л. И. Сазоновой, «Вертоград многоцветный» является вершиной творчества Симеона Полоцкого, а также одним из наиболее ярких проявлений русского литературного барокко. С. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра: «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне»; особенным успехом пользовалась последняя.

Есть мнение, что ради своей деятельности он отказался от семьи и стал монахом. В доказательство же приводят его рассуждения о вреде семейной жизни для мыслителя и поэта:

Ибо не будет мощно
с книгами сидети,
Удалит от них жена,
удалят и дети.

Его современник, друг и ученик Сильвестр Медведев утверждал:

На всякий же день име залог писати в пол-десть по полтетради, а писание его бе зело мелко и упсисто.

После полоцкого поэта осталось творческое наследие, исчисляемое примерно в 50 тысяч строк. Они содержали в себе сведения по истории, географии, зоологии, минералогии, также в стихах встречаются анекдоты и притчи.

Смерть

Симеон Полоцкий умер 25 августа 1680 года. Его современники говорили, что умер от того, что себя жалел. У него были планы, например, по созданию первого в России учебного высшего заведения, где обучали бы не только богословию, но естественным наукам. После его смерти осталась богатая библиотека. Однако когда запорожские казаки в 1698 году написали московскому патриарху письмо с просьбой передать в их церковь сборники проповеди Симеона Полоцкого, то получили отказ, потому что эти проповеди уже считались еретиканскими. Просветитель похоронен в Заиконоспасском монастыре в Москве. Его могила не сохранилась, а надмогильная плита с эпитафией, автором которой является Сильвестр Медведев, находится в Спасском соборе бывшего монастыря.

Память

Почтовая марка Белоруссии, 1995 год

  • В 1995 году была выпущена почтовая марка Белоруссии, посвященная Полоцкому.
  • В 2004 году в Полоцке был установлен памятник Симеону Полоцкому (скульптор А. Финский).
  • В 2013 году Белгазпромбанк возвратил в Белоруссию книгу «Жезл правления» Симеона Полоцкого 1667 года издания и осуществил её факсимильное воспроизведение.

Симеон Полоцкий в литературе

В 2008 году был издан исторический роман М. М. Рассолова «Симеон Полоцкий». В этой книге внимание уделяется в большей степени российскому быту второй половины XVII века и общественной деятельности Симеона Полоцкого, а не его литературной и богословской деятельности. Роман содержит ряд неточностей, в частности, утверждается что Симеон является создателем силлабо-тонической (на самом деле — силлабической) системы стихосложения в русской поэзии.

Книга Симеона Полоцкого «Жезл правления» (издание 1667 года). Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Библиография

Современные издания

  • Вирши. Силлабическая поэзия XVII—XVIII веков — Л., 1935. — С. 89—119.
  • Симеон Полоцкий. Избр. соч. / Подгот. текста, статья и комм. И. П. Еремина. — М., Л., 1953.
  • Русская силлабическая поэзия XVII—XVIII ст. / Вступ. ст., подг. текста и примеч А. М. Панченко. — Ленинград : Советский писатель, 1970. — С. 164—173.
  • Симеон Полоцкий. Вирши / Симеон Полоцкий; сост., подг текстов, вступ. ст. и комм. В. К. Былинина, Л. У. Звонарёвой. — Минск : Мастацкая літаратура, 1990. — 447 с., 8000 экз. ISBN 5-340-00115-6
  • Симеон Полоцкий. Избранные сочинения / Симеон Полоцкий; подготовка текста, статья и комм. И. П. Еремина. — Санкт-Петербург : Наука, 2004. — 280 с. ISBN 5-02-026993-X
  • Жезл правления. — Факсимильное издание, выпущенное по заказу ОАО «Белгазпромбанк» / Симеон Полоцкий; автор исследования А. Суша; адаптация церковнославянского текста, перевод на русский и белорусский языки, составление словарей А. Брезгунова. — Мн.: Издательство Национальной библиотеки Беларуси, 2013. — В 2-х кн.

Электронные публикации

  • Симеон Полоцкий «Жезл правления»
  • Венец веры Симеона Полоцкого . — , XVIII в. — 226, , л.; 1˚(31,5 х 20,5)
  • Букварь языка славенска. — Москва : Типография Верхняя, декабрь 1679 . — 1 пустой, 1 тит. л., -, 1-16, , 1-103, 1-36 = 160 л.; 8°.
  • Месяцеслов / стихотворил иеромонах Симеон Полоцкий. — 1680. — 18 с.
  • Во славу господа Бога в троице лиц в единстве естества славимаго Псалтирь царя и пророка Давида художеством рифмотворным равномерно слоги и согласноконечно по различным стихов родом преложенная… / / Стихотворил иеромонах Симеон Полоцкий. — Москва : Типография Верхняя, апрель 1680 . — 1-8, 1 гравюра, 1-126, 126₂, 127—139, 1-18 = 167 л.
  • Обед душевный. — Москва : Типография Верхняя, октябрь 1681 г. . — Тит. л., 1 лист в 2 гравюрами, 1-20, 1-560, 560, 561—688 = 771 л.

См. также

  • Иоаким (Патриарх Московский)
  • Музей-библиотека Симеона Полоцкого
  • Библиотека Симеона Полоцкого—Сильвестра Медведева
  • Заиконоспасская школа Симеона Полоцкого
  • Сильвестр Медведев

Примечания

  1. 1 2 3 Державина О. А. Симеон Полоцкий // Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 6. — С. 841–842.
  2. Вялікае княства Літоўскае / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелЭн, 2007. — Т. 2. — С. 567. — 792 с. — ISBN 978-985-11-0394-8.
  3. Беларуская энцыклапедыя. — Мн.: БелЭн, 2002. — Т. 14: Рэле — Слаявіна. — С. 391. — 512 с. — ISBN 985-11-0238-5.
  4. Симеон Полоцкий // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  5. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937, стр. 75.
  6. История глазами одной книги Архивировано 7 февраля 2011 года.
  7. Margarita Korzo, Внешняя традиция как источник вдохновения. К вопросу об авторстве киевских и московских православных текстов XVII в. Два примера, Studi Slavistici VI (2009), s. 59-84
  8. Василиане. Православная энциклопедия.
  9. Крекшин, Петр Никифорович (1684—1763) Сказание о рождении, о воспитании и наречении на всероссийский царский престол его царскаго пресветлаго величества государя Петра Перваго,: Находящееся в библиотеке его сиятельства графа Петра Борисовича Шереметева, Изданное библиотекарем Васильем Вороблевским Москва: Тип. Пономарева, 1787 стр. 3
  10. Звонарева Л.У. Натурфилософские представления Симеона Полоцкого.
  11. 1 2 3 4 5 6 Рублевская, Людмила. Рыцари и дамы Беларуси: исторические очерки. — Минск. — ISBN 9789850214751, 9850214759, 9789850216724, 9850216727, 9789850218278, 9850218274.
  12. Симеон Полоцкий «Жезл Правления»
  13. Православная энциклопедия Большой Московский собор 1666—1677 гг.
  14. С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Том 13, Глава 2
  15. Белгазпромбанк приступил к реализации проекта по возвращению предметов культурного наследия в Беларусь (недоступная ссылка). БелТА (7 мая 2014). Дата обращения 12 ноября 2014. Архивировано 25 декабря 2014 года.
  16. Рассолов, М. М. Симеон Полоцкий — М., 2008

Литература

  • Ерёмин И. П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого // ТОДРЛ. — 1948. — Т. 6. — С. 125—153.
  • Жуков Д., Пушкарев Л. Симеон Полоцкий // Русские писатели XVII века. — М., 1972 — С. 197—335 (сер. «ЖЗЛ»).
  • Киселева М. С. Проблемы морали в проповедях Симеона Полоцкого // Киïвська Академия. — 2008. — Вип. 6. — С. 84—101.
  • Киселёва М. С. Священная история в книжной проповеди: Симеон Полоцкий // Диалог со временем. — М., 2008. — С. 239—254.
  • Козловский И. Сильвестр Медведев 1895 г.
  • Корзо М. А. О некоторых источниках катехизисов Симеона Полоцкого // Київська Академія. Вип. 6. — Київ, 2008. — С. 102—122.
  • Корзо М. А. Нравственное богословие Симеона Полоцкого : освоение католической традиции московскими книжниками второй половины XVII века. Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: ИФРАН, 2011. — 155 с.; 20 см. — Библиогр.: с. 145—154. — 500 экз. — ISBN 978-5-9540-0186-0.
  • Майков Л. Н. Очерки по истории русской литературы XVII и XVIII столетий — СПб., 1889.
  • Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века — Л., 1973.
  • Прозоровский А. Сильвестр Медведев. Его жизнь и деятельность 1896 г.
  • Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе XVII века — М., 1974.
  • Робинсон А. Н. Симеон Полоцкий — астролог. — М. 1985.
  • Робинсон М. А., Сазонова Л. И. Заметки к биографии и творчеству Симеона Полоцкого // Рус. лит. — 1988. — № 4 — С. 134—141.
  • Сазонова Л. И. Литературная культура России : Раннее Новое время — М., 2006.
  • Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко (вторая половина XVII — начало XVIII в.) — М., 1991.
  • Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. — М., 1982 (сер. «Русская старопечатная литература XVI — первая четверть XVIII в.»).
  • Татарский И. Симеон Полоцкий: Его жизнь и деятельность. — М., 1886.
  • Шыдлоўскі С. А. Каардынаты паўсталага / С. А. Шыдлоўскі // Анталогія сучаснага беларускага мыслення. — СПб.: Невский простор, 2003. — С. 314—327. (белор.)

Ссылки

Симеон Полоцкий:

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Портал «Христианство»
  • Проект «Православие»
  • Остен. Памятник русской духовной письменности XVII века
  • Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей Глава 10.ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ, СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ И ИХ ПРЕЕМНИКИ
  • Симеон Полоцкий сайт Хронос
  • Произведения Симеона Полоцкого в библиотеке «ImWerden»
  • Произведения Симеона Полоцкого в библиотеке сайта «История Беларуси IX—XVIII веков. Первоисточники.»
  • Марков Д. Ф., Звонарева Л. У. Европейский город в творчестве Симеона Полоцкого // XX-й «круглый стол» Россия и мир глазами друг друга. Из истории взаимовосприятия.
  • Симеон Полоцкий и силлабическая поэзия в России XVII века.
  • Храневич К. И. Полоцкий, Симеон Емельянович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Симеон

Симео́н — распространённое мужское имя еврейского происхождения.

  • Симеон — один из сыновей Иакова (от Лии), родоначальник одного из колен израилевых (Симеонова колена, жившего с коленом Иуды на юге Ханаана).
  • Симеон, сын Клеопы (ум. ок. 107) — апостол от семидесяти, второй епископ Иерусалима
  • Симеон (ум. 1421) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Новгородский и Псковский.
  • Симеон (ум. 1681) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Тверской и Кашинский.
  • Симеон (ум. 1314) — епископ Владимирский, Суздальский и Нижегородский, Ростовский и Ярославский.
  • Симеон (ум. 1496) — епископ Русской церкви, епископ Рязанский и Муромский.
  • Симеон — архиепископ Сибирский и Тобольский
  • Симеон (ум. 1289) — епископ Русской церкви, епископ Тверской, епископ Полоцкий.
  • Симеон (ум. 1649) — епископ Русской православной церкви, митрополит Казанский и Свияжский.
  • Симеон — митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (1481—1488).
  • Симеон I Великий (864 (?) — 927) — царь Болгарии
  • Симеон II (род. 1937) — болгарский политик, последний царь Болгарии.
  • Симеон III — епископ Русской православной церкви, епископ Смоленский и Брянский.
  • Симеон (Бычков) (1882—1952) — епископ Русской православной церкви, епископ Лужский.
  • Симеон (Ду) (1886—1965) — епископ Китайской Автономной православной церкви, епископ Шанхайский.
  • Симеон (Злокович) (1911—1990) — епископ Сербской православной церкви, епископ Горнокарловацкий.
  • Симеон (Коссек) (род. 1942) — священнослужитель Западноевропейской архиепископии русских церквей Константинопольского Патриархата.
  • Симеон (Костадинов) (род. 1926) — епископ Болгарской православной церкви, митрополит Западно- и Среднеевропейский.
  • Симеон (Кружков) (1929—1998) — епископ Эстонской апостольской православной церкви Константинопольского Патриархата.
  • Симеон (Крылов-Платонов) (1777—1824) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Ярославский и Ростовский.
  • Симеон (Линьков) (1836—1899) — епископ Орловский и Севский, а с 1889 — епископ Минский и Туровский.
  • Симеон (Лукач) (1893—1964) — блаженный Украинской грекокатолической Церкви, епископ, мученик.
  • Симеон (Минихофер) — епископ Черногорской православной церкви, экзарх Центральной Европы.
  • Симеон (Михайлов) (1874—не ранее 1937) — епископ Русской православной церкви, епископ Муромский.
  • Симеон (Молюков) (ум. 1699) — митрополит Смоленский и Дорогобужский.
  • Симеон (Нарбеков) (1884—1969) — архимандрит Русской православной церкви заграницей.
  • Симеон (Никольский) (ум. 1922) — епископ Русской православной Церкви, епископ Армавирский.
  • Симеон (Покровский) (1846—1913) — епископ Русской православной церкви, епископ Самарский и Ставропольский.
  • Симеон (Попов) (1840—1937) — епископ Болгарской православной церкви, митрополит Варненский и Преславский.
  • Симеон (Станкович) (1886—1960) — епископ Сербской православной церкви, епископ Шабацко-Валевский.
  • Симеон (Стремоухов-Безбородый) — епископ Суздальский и Тарусский.
  • Симеон (Холмогоров) (1874—1937) — архимандрит Русской православной церкви.
  • Симеон (Холодков) (род. 1970) — священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит.
  • Симеон (Цакашвили) (род. 1982) — епископ Грузинской православной церкви, епископ Сурамский и Хашурский.
  • Симеон (Цонев) (1900—1971) — епископ Болгарской Православной Церкви, епископ Траянопольский.
  • Симеон (Шостацкий) (род. 1962) — епископ Украинской православной церкви, митрополит Винницкий и Барский.
  • Симеон (Яковлевич) (род. 1926) — архиерей Православной Церкви Чешских земель и Словакии.
  • Симеон Алексеевич (1665—1669) — царевич, одиннадцатый ребёнок и четвёртый сын царя Алексея Михайловича.
  • Симеон Апаранци (ок. 1540—1614) — армянский историк, поэт и педагог.
  • Симеон Бекбулатович (до крещения Саин Булат, ум. 1616) — касимовский хан, номинальный царь и великий князь всея Руси (1575—1576).
  • Симеон Богоприимец — житель Иерусалима, благочестивый праведник.
  • Симеон Верхотурский (ок. 1607—1642) — святой Русской православной церкви.
  • Симеон Владимирович (1380-е—1426) — князь Боровский и Серпуховской.
  • Симеон Гордый (1317—1353) — сын Ивана Даниловича Калиты, великий князь московский (1340—1353).
  • Симеон Дайбабский (1854—1941) — священнослужитель Сербской православной церкви, архимандрит.
  • Симеон Даремский (ум. после 1129) — средневековый английский хронист и монах Даремского монастыря.
  • Симеон Джугаеци (ум. 1657) — армянский философ, богослов, языковед, педагог, и общественный деятель.
  • Симеон Дмитриевич (ум. 1401) — второй сын великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича, князь Суздальский.
  • Симеон Иргенский (ум. 1656—1662) — почитается в Русской православной церкви как мученик.
  • Симеон Кафаеци — армянский поэт XVII века.
  • Симеон Константинович (ум. 1365) — удельный князь Белогородокский.
  • Симеон Лехаци (1584—1639) — армянский писатель.
  • Симеон Метафраст (X век) — византийский писатель, государственный деятель.
  • Симеон Мироточивый (1114—1200) — преподобный, сербский великий князь.
  • Симеон Нигер — апостол от семидесяти.
  • Симеон Полоцкий (1629—1680) — монах, духовный писатель, богослов, поэт.
  • Симеон Раббан Ата — сирийский церковный деятель середины XIII века.
  • Симеон Синиша Неманич (1326—1371) — царь Эпира, властитель Фессалии.
  • Симеон Солунский (XIV в.—1429) — архиепископ Солунский (Фессалоникийский), святой православной церкви в лике святителей.
  • Симеон Столпник — монах и отшельник.
  • Симеон Трирский (X век — 1035) — византийский монах, закончивший жизнь затворником.
  • Симеон Чёрный — иконописец в Москве.
  • Симеон Юродивый — христианский монах, отшельник, юродивый и святой VI века.
  • Симеон, Чарльз (1759—1836) — священнослужитель евангельского толка в англиканской церкви.
  • Симеон и Анна — парусный 74-пушечный линейный корабль Черноморского флота России.
  • Симеон-пустынник — короткометражный фильм Луиса Бунюэля (1965).
.
Если вы попали сюда из текста другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и так, чтобы она указывала на нужную статью.

>Имя Семён в православном календаре (Святцах)

Имя Симеон (Семён) можно перевести с иврита, как «услышанный».

Праведный Симеон Богоприимец, дата памяти 16 апреля

Среди святых, нареченных этим именем — святой праведный Симеон Богоприимец.

Старец Симеон вел очень благочестивую жизнь, всю свою жизнь он ждал пришествия Мессии. Его включили в число семидесяти ученых мужей, которым было доверено переводить Священное Писание на греческий язык с еврейского. Когда он переводил книгу пророка Исаи, на словах «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», в его душу закралось сомнение. И он решил заменить слово «дева», на «жена». В тот же час святому Симеону явился ангел и удержал его от этой замены. Святой Ангел пообещал, что старец Симеон сам это увидит. Сказанное сбылось. Когда старец Симеон достиг почтенного возраста (ему исполнилось 360 лет), в храме он встретил принесенного туда на сороковой день после Рождества Господа. Праведный Симеон узнал в нем Спасителя, он взял его на руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих, Израиля».

Икона Праведного Симеона Богоприимца

Праведный Симеон Верхотурский, дата памяти 31 декабря, 25 мая, 25 сентября

Еще один святой с именем Симеон — это праведный Симеон Верхотурский. Он родился в 17-ом веке в благочестивой семье. С юных лет он мечтал посвятить себя Богу, и, как только достиг определенного возраста, он удалился за Урал. Там он стал жить, как странник, посещал село Меркушинское, которое находилось недалеко от Верхотурья. В местных селениях он проповедовал Христа. В глухой тайге ему приходилось самому шить шубы, работать в домах у крестьян, причем за свои труды он не принимал никакого вознаграждения.

Праведный Симеон достиг абсолютного смирения, молился о своих обидчиках. Возносил он свои прошения за новопосвященный народ Сибири Господу, стоя на камне в глухой тайге. В 1642 году после великих подвигов поста и молитвы, он отошел ко Господу. Спустя 50 лет после его кончины, чудным образом были обретены нетленные мощи святого Симеона. Многие люди получили от них исцеление.

Икона Праведного Симеона Верхотурского

Православные святые с именем Симеон

Даты указаны по новому стилю.

  • Симеон, прп. 12 ноября
  • Симеон 31 октября
  • Симеон, прп. 18 апреля
  • Симеон (Воробьев), мч. 8 февраля, 17 августа
  • Симеон (Туркин), мч. 8 февраля, 23 сентября
  • Симеон, прп. 28 июня, 30 апреля
  • Симеон, прп. 8 июля
  • Симеон, архиепископ, Новгородский 23 февраля
  • Симеон, архиепископ, Антиохийский 29 декабря
  • Симеон, архиепископ, Новгородский 28 июня
  • Симеон (Кулямин), сщмч., диакон 8 февраля, 28 февраля
  • Симеон (Кречков), сщмч., диакон 8 февраля, 16 ноября
  • Симеон, сщмч., епископ, Иерусалимский 17 января, 10 мая (сродник Господень по плоти)
  • Симеон (Молюков), епископ, Смоленский 23 июня
  • Симеон (Кривошеев), сщмч., иерей 8 февраля, 2 декабря
  • Симеон (Конюхов), сщмч., иерей 8 февраля, 28 октября
  • Симеон (Кульгавец), сщмч., иерей 8 февраля, 21 февраля
  • Симеон (Афонькин), сщмч., иерей 8 февраля, 8 декабря
  • Симеон (Лилеев), сщмч., прот. 8 февраля, 13 октября
  • Симеон Богоприимец 16 февраля
  • Симеон Босой, прп. 2 мая
  • Симеон Верхотурский (Меркушинский) 31 декабря, 25 мая, 25 сентября
  • Симеон Ветхий, Сирийский, игумен 8 февраля
  • Симеон Ктезифонтский, Селевкийский (Персидский), сщмч., епископ 30 апреля
  • Симеон Мгвимский см.: Шио (Симеон) Мгвимский, прп. 26 февраля, 20 мая, 22 мая
  • Симеон Метафраст, прп. 22 ноября
  • Симеон (в миру Стефан Неманя, царь Сербский) Мироточивый, Хилендарский, Афонский 12 сентября, 26 февраля (ктитор)
  • Симеон Митиленский, исповедник 14 февраля
  • Симеон Нигер, апостол от 70-ти 17 января
  • Симеон Новый Богослов, игумен 25 марта
  • Симеон Новый Столпник, Киликийский, прп. 10 мая
  • Симеон Палестинский, Емесский, Христа ради юродивый 3 августа
  • Симеон Персидский, мч. 31 мая
  • Симеон Полоцкий, Тверской, епископ 28 июня, 16 февраля
  • Симеон Столпник, Антиохийский, архимандрит 14 сентября
  • Симеон Столпник, Дивногорец, Младший, пресвитер 6 июня
  • Симеон Трапезундский, мч. 27 августа

Симеон (имя)

У этого термина существуют и другие значения, см. Симеон.

Симеон

שִׁמְעוֹן

Происхождение

еврейское

Род

мужской

Этимологическое значение

«Услышанный»

Другие формы

Шимон, Семён

Связанные статьи

  • начинающиеся с «Симеон»
  • все статьи с «Симеон»

См. также другую форму библейского имени — Симон

Симео́н (ивр. ‏שִׁמְעוֹן‏‎, Шимон — «услышанный») — распространённое библейское имя еврейского происхождения. Из носивших его лиц наиболее известны:

Библейские персонажи

  • Симеон (Шимон) сын Иакова — один из сыновей Иакова (от Лии), родоначальник одного из колен израилевых (Симеонова колена, жившего с коленом Иуды на юге Ханаана). По библейскому изображению, это был человек жестокий: вместе с Левием он произвёл страшное избиение сихемлян в отмщение за бесчестие своей сестры Дины Быт. 34:25, 26), чем навлёк на себя укор даже со стороны отца своего Иакова (ст. 30). Происшедшее от него колено получило в удел юго-западную часть Ханаана. Оно никогда не играло выдающейся роли в истории еврейского народа и постепенно смешалось с соседними племенами.
  • Симеон Богоприимец — житель Иерусалима, благочестивый праведник, которому выпало на долю воспринять в храме младенца Иисуса, там произнёсший благословения, от которых происходит знаменитая песнь «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко» (Лк. 2:29-32). Память его чтится православной церковью 3 февраля.

Святые

  • Симеон, сын Клеопы также известный как Симон (ум. ок. 107 года) — апостол от семидесяти, второй епископ Иерусалима после смерти своего брата Иакова. При императоре Траяне, в возрасте 120 лет, распят на кресте.
  • Симеон Столпник — сириец, родившийся в 390 году. Был сначала пастухом, затем монахом и наконец отшельником. Чтобы уже́ на земле приблизиться по возможности к небу, Симеон изобрёл особенный род умерщвления плоти и стал жить на столбе в 36 локтей вышины и в 2 локтя ширины. Умер в 459 году. Пример его нашёл множество подражателей. См. Zingerle, «Leben und Wirken des heil. Simeon» (Инсбр., 1855 г.)
  • Симеон Новый Богослов (ок.949 — 1022) — преподобный, византийский подвижник, мистик и писатель.
  • Симеон Трирский (X век — 1035) — византийский монах, закончивший жизнь затворником.
  • Симеон Мироточивый (1114—1200) — преподобный, сербский великий князь, отец святого Саввы, основоположик сербского монастыря Студеница, и устроитель афонского монастыря Хиландар.
  • Симеон Новгородский (1415—1421) — архиепископ Новгородский, почитается в лике святых. До избрания на кафедру носил имя Самсона. В целях примирения карелов с норвежцами и для распространения христианства среди язычников предпринимал поездки на север. Содействовал заключению мира с Ливонией. Отличался красноречием; сохранилось несколько его проповедей. См. Тихомиров, «Кафедра Новгородских святителей» (Новгород, 1891 год).
  • Симеон Верхотурский (Симеон Меркушинский; ок. 1607—1642) — святой Русской православной церкви, почитается в лике праведных. Почитается как небесный покровитель уральской земли.
  • Симеон Иргенский (ум. 1656—1662) — воин из отряда воеводы Афанасия Пашкова, замученный им 1656—1662 годы в Иргенском остроге. Почитается в Русской православной церкви как мученик.

Религиозные деятели

  • Симеон Полоцкий (1629—1680) — монах, духовный писатель, богослов, поэт, один из предводителей «латинского» направления в просвещении и богословии в Москве в половине XVII.
  • Симеон (Крылов-Платонов) (1771—1824) — в миру Савва Крылов-Платонов — архиепископ Ярославский, духовный писатель. Образование получил в Московской духовной академии, в которой впоследствии был ректором, после чего был епископом тульским, черниговским, и архиепископом тверским и ярославским. Главные его сочинения: «Вечерние беседы в хижине, или наставления престарелого отца детям» (М., 1799; второе издание М., 1807) и «Слова», изданные уже́ после его смерти (М., 1827).
  • Симеон (Лаптев) (1895—1954) — видный старообрядческий писатель часовенного согласия, настоятель скитов в Колыванской тайге и на Среднем Енисее.
  • Симеон (Линьков) (1836—1899) — епископ Орловский и Севский, а с 1889 — епископ Минский и Туровский.
  • Симеон — архиепископ Сибирский и Тобольский

Правители

  • Симеон I Великий (864 (?) — 927) — царь Болгарии (c 893). воспитывался в Константинополе и получил блестящее образование. Вступил на престол в 885 году. Царствование Симеона ознаменовалось полным развитием болгарского могущества; Византия была ограничена Константинополем и его окрестностями, Сербия подчинилась Болгарии на вассалльном основании, Македония, Фракия, Валахия, территории современной Венгрии, Румынии и Греция составляли болгарские провинции. Время Симеона отличается и расцветом болгарской литературы и просвещения.
  • Симеон Гордый (1317—1353) — сын Ивана Даниловича Калиты, великий князь московский с 1340 по 1353 г.
  • Симеон Бекбулатович (до крещения Саин Булат) (ум. 1616) — касимовский хан, номинальный царь и великий князь всея Руси (1575—1576).

Производные фамилии

В разных странах имеются фамилии, являющимися производными от данного имени: в России — Симонов, Семёнов; в Белоруссии — Шимонов; на Украине — Семенчук; в немецкоговорящих странах — Сименс (нем. Siemens); в англоязычных странах — Симмонс (англ. Simmons) и т. д.

> См. также

  • Семён

В статье использовались материалы из двадцатитомного издания Большой энциклопедии под редакцией С. Н. Южакова.

В разных странах имеются фамилии, являющимися производными от данного имени: в России — Симонов, Семёнов, а также Шамионов у татар ; в Белоруссии — Шимонов; на Украине — Семенчук, Семененко; в немецкоговорящих странах — Сименс (нем. Siemens); в англоязычных странах — Симмонс (англ. Simmons) и т. д.

> См. также

  • Семён

В статье использовались материалы из двадцатитомного издания Большой энциклопедии под редакцией С. Н. Южакова.

>Значение имени Симеон

Значение букв в имени Симеон

С – отличаются упрямством, непредсказуемостью и лидерскими качествами. В своих поступках привыкли опираться на логику и здравый смысл. Бывают чрезмерно эмоциональными, а порой даже капризными. Они постоянно желают выделиться из серой массы. К партнеру могут предъявлять завышенные требования.

И – тонкая душевная организация, романтичность, доброта, честность и миролюбие. Представительницы прекрасного пола уделяют много внимания своей внешности, а мужчины делают акцент на внутренние качества. Больших успехов им удается достичь в науке и работе с людьми. Очень хозяйственны и расчетливы.

М – если посмотреть на людей, у которых в имени есть буква «М», можно сказать, что они рассеянные и неорганизованные, а в действительности все не так. Все, что им нужно, они никогда не забудут. Предпочитают делать работу качественно. Из них получаются прекрасные руководители, которые всегда считаются с интересами окружающих.

Е – коммуникабельность, проницательность, меркантильность и эгоизм. Обладатели этой буквы способны располагать людей к себе. Они одновременно просты и обаятельны. Постоянно стремятся к хорошей жизни, которую ценят дороже дружбы. Они хорошо реализуют себя в творческих профессиях. Являются интересными собеседниками.

О – открытые, веселые и жизнерадостные натуры. Те, у кого присутствует в имени буква «О», трудолюбивы и обладают творческими способностями. Для них идеально подходят профессии, связанные со стратегическим мышлением и экономикой. Дружат они только с надежными людьми, которым доверяют.

Н – сильные, волевые и решительные личности. Достаточно трудолюбивые, однако не переносят монотонную и скучную работу. Умны, привлекательны, присутствует критическое мышление. Человек долго выбирает избранника, с которым он сможет прожить до конца дней. Любит заботиться о близких людях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *