Сколько икон божьей матери

Иконы Божьей Матери с фото и описанием

Ниже представлен список Святых ликов, наиболее популярных или напротив мало известных, чья история или описание очень интересны.

«Казанская» икона Божией Матери

Празднуется 21 июля и 4 ноября. Чудотворный образ спасал страну во времена смуты, бедствий и войн. Его значение — в сохранении страны под сенью Богородицы.

Самый чтимый на Руси образ. Обретен в 1579 году в Казани на пожарище во время гонения на христиан. Им благословляют венчающиеся пары, молятся об исцелении глазных болезней, об отражении иноземного вторжения.

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»

Празднуется 18 мая. Молятся об избавлении от пьянства.

В 1878 году одному отставному солдату, страдающему от запоев, было явление прп. Варлаама идти в город Серпухов и помолиться там перед неким образом. Этой иконой оказалась известная ныне «Неупиваемая чаша».

Икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская»

Празднуется 27 марта, а также 29 августа. У нее просят счастливого брака и здоровых детей.

Возможно, написана апостолом Лукой. Находилась в XII веке в г. Городце. Чудесным образом переместилась в Кострому: ее видели в руках св. воина Феодора Стратилата, который шел с ней по городу. Отсюда название «Феодоровская».

«Державная» Божья Матерь

Празднуется 15 марта. Значение образа состоит в том, что власть над Россией перешла от царя непосредственно к Деве Марии.

Явлена в 1917 году в селе Коломенское, в Подмосковье, в тот самый день, в который Николай II отрекся от престола. Державу как бы приняла от царя Пресвятая Богородица.

«Владимирская» икона

Празднуется 3 июня, 6 июля, 8 сентября. Значение образа для православных христиан в сохранении России от иноплеменных воинов.

Написана апостолом Лукой на столешнице Святого Семейства. Сохранила Москву от нашествия Тамерлана. При советской власти выставлялась в Третьяковской галерее.

«Тихвинская» Божия Матерь

Празднуется 9 июля. Значение образа в том, что он охраняет северные рубежи России.

Этот образ, по преданию, написан евангелистом и апостолом Лукой. Он чудесно явился близ города Тихвина. Особенно замечательным среди многих чудес, явленных образом, было спасение Тихвинской обители во время Северной войны в 1613 году.

«Троеручица»

Отмечается 11 и 25 июля. Означает всемогущество чудес Божьих.

Названа так по чуду, случившемуся с прп. Иоанном Дамаскиным. Его отсеченная рука приросла на место по молитве у образа Богородице. В честь этого события к окладу образа была приставлена серебряная рука.

«Нечаянная Радость»

Празднуется 14 мая и 22 декабря. Значение образа состоит в милости Богородицы даже к нераскаянным грешникам, приводя их к покаянию.

Икона названа в память обращения одного беззаконника, который архангельским приветствием испрашивал себе благословение на беззаконные дела.

«Блаженное Чрево»

Празднуется 21 мая. Оказывает помощь в родах.

В XIV веке находилась в Благовещенском соборе кремля. Прославлена многими чудесами.

«Благовещение»

Празднуется 7 апреля.

Образ посвящен одноименному двунадесятому празднику.

«Благодатное Небо»

Празднуется 19 марта. Значение образа в том, что именно в таком облике, по предположению, Пресвятая Дева Мария снизойдет на землю, готовя людей ко второму пришествию Христа.

Образ привезен в Москву литовской княгиней Софьей Витовтовной в начале XV века.

«Всех Скорбящих Радость»

Отмечается 6 ноября. Икона означает милость Богородицы к обиженным, страждущим.

В 1688 г. больная Евфимия, родственница патриарха, страдающая от неизлечимой болезни, чудесным образом исцелилась перед этим образом.

«Воспитание»

Празднуется 18 марта. Значимость иконы связана с воспитанием юного поколения в православной вере.

Это византийский образ, известный многими чудесами. Оказывает помощь родителям и их детям.

«Живоносный Источник»

Отмечается на пятый день после Пасхи. Молятся о сохранении благоразумия и безгрешной жизни.

Икона названа в память святого источника воды близ Константинополя. В этом месте Льву Маркеллу явилась Дева Мария и предсказала, что он станет императором.

«Избавительница»

Празднуется 30 октября. В 1841 году в Греции по молитвенному бдению перед этим образом чудесно было остановлено нашествие саранчи.

Икона была с семейством Александра III, когда их поезд попал в крушение. Именно в этот день стали праздновать именины иконы, в ознаменование спасения императора.

«Ключ Разумения»

Молятся о детях, которым с трудом дается учение. Икона местночтимая, находится в Нижегородской области.

Появилась в России в XVI веке, родственна образу «Прибавление ума».

«Млекопитательница»

Празднуется 25 января. Просят о здоровых родах, кормлении.

Образ был перевезен в Сербию из Иерусалима св. Саввой в VI веке.

«Неувядаемый Цвет»

Празднуется 16 апреля.

Означает непорочность Пречистой Девы Марии.

Читайте подробнее про икону Богородицы Неувядаемый цвет.

«Отрада»

Празднуется 3 февраля. Означает великую милость Богородицы к грешникам, вопреки даже своему Сыну.

С образом связано чудесное избавление от разбойников, напавших на Ватопедский монастырь на Афоне.

«Помощница в родах»

Празднуется 8 января.

Помогает при тяжелых родах.

«Самонаписавшаяся»

Отмечается 12 июля. Ее особое значение в обращении иноверцев в православие.

Местночтимая на Афоне. Чудесно проявилась у благочестивого иконописца из города Яссы в 1863 году.

«Скоропослушница»

Отмечается 22 ноября. Знаменует быстрое снисхождение и милосердие к молящимся.

Афонская икона. От нее произошло чудесное исцеление зрения непослушного монаха.

«Утоли моя печали»

Празднуется 7 февраля. Избавляет от душевной тоски. От нее произошли многие исцеления.

Привезена в 1640 году в Москву казаками. Замироточила в 1760 году.

«Целительница»

Празднуется 1 октября. Знаменита многочисленными исцелениями.

Значение – утешение больных. Часто украшает больничные храмы.

Обращение к этим иконам всегда помогало православным христианам в трудные минуты жизни. И сейчас, в современном мире, продолжаются исцеления и чудеса. Появляются новые чудотворные иконы Девы Марии.

Заступничество Пресвятой Богородицы будет продолжаться до конца истории рода человеческого.

Образ Богородицы в русской живописи

Русские живописцы в своих картинах следовали типам изображения Пресвятой Богородицы, сложившихся в иконописи, привнося в них свое видение. Русская православная церковь насчитывает до 260 икон Богоматери, прославленных различными чудесами. Среди богородичных икон можно выделить шесть основных иконографических типов:

  1. «Умиление» (Мария изображается склоненной к Младенцу, прижавшемуся щекой к ее щеке)
  2. «Одигитрия», или «Путеводительница» (Мария с осанкой императрицы, Младенец восседает у нее на руках, как на троне)
  3. «Млекопитательница (Мария, кормящая Младенца грудью)»
  4. «Взыграние» (запечатлен момент взаимного ласкания Матери и Младенца)
  5. «Оранта» (Богоматерь с воздетыми в молитве руками)
  6. «Знамение» (Богоматерь в позе Оранты, на груди медальон с изображением Иисуса Христа).

Остальные иконы – своеобразная редакция основных типов или, как говорили иконописцы, извод. Сложение иконографического типа – процесс сложный, обусловленный всей культурно-исторической ситуацией. Но вхождение нового образа в историю православной традиции всегда связывается с чудом – явлением иконы. Такие иконы творили чудеса и исцеления, их почитали, любили и называли чудотворными. Они принимались за образец, с которого делалось бесчисленное множество повторений.

Самая почитаемая и самая древняя русская икона – Богоматерь Владимирская. Первое упоминание о ней встречается в летописи под 1155 годом. Из источников известно, что она была привезена из Константинополя в Киев и находилась в Вышгороде в женском монастыре. В 1155 князь Андрей Боголюбский взял икону в свое новое Владимирское княжество. Прославление иконы связано именно с древним Владимиром. «Владимирская» стала прототипом для многих русских вариантов «Умиления», связанных с местночтимыми чудотворными иконами (Богоматерь Донская, Богоматерь Игоревская, Богоматерь Федоровская).

Источники репродукций: Религиозные сюжеты в русской живописи, etnaa, Исаакиевский собор, Аrt-catalog, Аrtsait, Белый город, Русская религиозная живопись, Библиотека Якова Кротова


Покров Богородицы.
Нестеров Михаил Васильевич. 1911 г.
Роспись конхи абсиды церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители
Покровский храм Марфо-Мариинской обители


Покров Богоматери.
Нестеров Михаил Васильевич. 1914 г. Дерево, масло. 91х63.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Поступление в 1995 от З. В. Норцовой по завещанию П. М. Норцова из
собрания П. М. Норцова и З. В. Норцовой, Москва


Богоматерь.
Аргунов Иван Петрович. 1753 (?). Холст, масло. 202х70,7
Копия иконы Гроота, 1749 г.
Из Воскресенского монастыря, Новый Иерусалим.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Богородица.
Вишняков Иван Яковлевич.
Икона Андреевской церкви в Киеве


Богоматерь с младенцем.
Кипренский Орест Адамович. Между 1806 и 1809 гг. Прессованный картон, масло. 168х85.
Икона из северных врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Точное время создания «Богоматери с младенцем» неизвестно. Икона была заказана Кипренскому Советом Академии художеств для строящейся в Петербурге Казанской церкви, впоследствии Казанского собора. В июне 1806 года Совет утвердил эскизы художников, в том числе и эскиз для образа «Богоматери». Кипренскому было выдано за нее сто рублей, а в сентябре того же года Совет постановил: «Пенсионеру Кипренскому в счет писания образа Богоматери со Христом к прежде выданным 100 рублям еще выдать 50 рублей с распискою». Через два с лишним года, в феврале 1809 года, Кипренский уехал из Петербурга в Москву. Эта дата определяет нижнюю границу периода работы над иконой, так как Кипренский возвратился в Петербург после завершения внутренней отделки храма.
Образ Богоматери в соответствии с тогдашней модой написан по западноевропейским образчикам, русские иконные традиции полностью игнорируются. Это уже не православная Богоматерь, а католическая Мадонна.
При переделках в Казанском соборе в 1836 году работа Кипренского была перемещена с третьего иконостаса на северные врата главного входа (Аплаксин А. Казанский собор в Санкт-Петербурге. 1811—1911. – СПб., 1911. С. 68, 73.). В 1932 году при закрытии храма образ был передан в Русский музей как работа неизвестного художника и был опознан в 1952 году во время переинвентаризации музейного собрания живописи. Российский общеобразовательный портал


Богоматерь.
Владимир Лукич Боровиковский. 1814–1815 гг. Холст, масло. 144×71.
Икона на сюжет из Апокалипсиса.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Богоматерь с младенцем в сонме ангелов.
Боровиковский Владимир Лукич. 1823 г. Холст, масло. 35×25,5.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Богоматерь с младенцем.
Боровиковский Владимир Лукич. Медь, масло. 45,3×36.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Дева Мария.
Варнек Александр Григорьевич. 1815 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь.
Варнек Александр Григорьевич
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем.
Виги Антон Карлович. Около 1822 г.
Икона из церкви Св. Николая Елагина дворца в Петербурге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Представительство Богоматери за воспитанниц Смольного института.
Венецианов А. Г. 1832-1835

Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем.
Егоров Алексей Егорович. Холст, масло. 92×62,8.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Современники (и не только в России, но и в Италии) при жизни художника дали высшую оценку его таланта, назвав «русским Рафаэлем». После окончания Академии художеств — поездка в Италию, где он поражает, а иногда и смущает своим талантом итальянских художников. Сам Папа Пий VII уговаривает его остаться в Италии придворным живописцем. Однако Алексей Егоров возвращается в Россию, где его ждет слава, напряженная работа живописца и преподавателя (среди его учеников Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, А. А. Иванов и др.), заслуженные награды и звания. Он типичный представитель русского высокого классицизма, пишет портреты, принимает самое активное участие в росписях церквей и соборов в Петербурге и его пригородах, Грузии, Польше. Но именно написание образов для церквей в Петербурге и Царском Селе вызвали недовольство императора Николая I. Последовало отстранение А. Е. Егорова, несмотря на защиту художника Советом Академии художеств, от преподавательской работы. Впрочем, к художнику за советом по-прежнему обращались даже светила отечественной живописи. Да и работал над картинами А. Е. Егоров до последних своих дней.

Богоматерь с Младенцем.
Егоров Алексей Егорович

Мадонна Альба.
Бруни Федор Антонович. 1837 г.
Копия с картины Рафаэля

Богоматерь с младенцем.
Бруни Федор Антонович. 1840-1850-е гг.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем в розах.
Бруни Федор Антонович. 1843 г. Холст, масло. 64,7х40
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем.
Бруни Федор Антонович. 1858 г. Холст, масло. 63х46,7.
Ивановское объединение художественных музеев

Богоматерь с младенцем.
Максимов Алексей Максимович. 1846 г. Холст, масло. 227х125.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем.
Марков Алексей Тарасович. 1849 г.

Богоматерь.
Скотти Михаил Иванович. 1849 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь.
Нефф Тимофей Андреевич. Холст, масло, 59х40.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь.
Капков Яков Федорович. 1853 г. Холст, масло.
Дальневосточный художественный музей

Богоматерь с младенцем.
Врубель Михаил Александрович. 1884–1885 гг.

Богоматерь с младенцем.
Врубель Михаил Александрович. 1885 г.
Роспись Кирилловской церкви в Киеве

Богоматерь с Младенцем.
Васнецов Виктор Михайлович. Начало 1880-х.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с Младенцем на престоле.
Васнецов Виктор Михайлович. 1885–1893 гг.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем.
Васнецов Виктор Михайлович.
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев

Апсида Алтаря с фигурой Богоматери с Младенцем.
Виктор Михайлович Васнецов.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве

Богоматерь Одигитрия.
Виктор Михайлович Васнецов. 1899 г.
Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте

Богоматерь с младенцем.
Васнецов Виктор Михайлович. 1901 г. Холст, масло. 209х88.
Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем.
Репин Илья Ефимович. 1896 г. Цинк, масло. 101х62,5
Витебский художественный музей

Богоматерь.
Бруни Николай Александрович. 1900 г. Холст, масло. 118х93,5.
Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с Младенцем.
Нестеров Михаил Васильевич. 1890 г.
Частное собрание

Богоматерь.
Нестеров Михаил Васильевич. 1899 г. Дерево, масло. 66.7х30.7
Нижегородский художественный музей

Богоматерь и Святой Иоанн.
Нестеров Михаил Васильевич. Эскиз. 1899 г. Холст, масло. 91.5х73
Нижегородский художественный музей

Богоматерь с младенцем.
Нестеров Михаил Васильевич. Втор.п. 1890-х — перв.п. 1900-х. Бумага, акварель.
Эскиз росписи иконостаса Владимирского собора.
Частное собрание

Богоматерь.
Нестеров Михаил Васильевич. 1900-1910-е. Холст на картоне, масло. 28х16,5
Частное собрание

Богоматерь «Умиление».
М. В. Нестеров. 1906 г.
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Богоматерь «Умиление».
Нестеров Михаил Васильевич. 1909 г. Медь, масло.
Образ иконостаса церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители.
Покровский храм Марфо-Мариинской обители

Богоматерь «Знамение».
Нестеров Михаил Васильевич.
Мозаика восточного фасада церкви Покрова Богородицы.
Покровский храм Марфо-Мариинской обители

Явление Богоматери.
Нестеров Михаил Васильевич. 1910-е. Холст, масло. 80х56.
Частное собрание

Богоматерь «Умиление злых сердец».
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. 1914–1915 гг. Холст на дереве, масло. 100,2х110.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

С руками воздетыми в вечном молении ко Господу за грешное человечество, предстает Богоматерь в картине Петрова-Водкина. За Ней в небесной синеве возникают видения Ее земной жизни. Слева, как напоминание о Ее великом предназначении – Она Сама с Младенцем Христом на руках, по другую сторону – Спаситель, распятый на кресте, как отзвук великих страданий Матери Сына Божьего.
В русском религиозном искусстве существует очень большая иконография Богоматери, но Петров-Водкин не копирует какое-либо известное изображение, а скорее создает свой оригинальный иконографический тип, названный им «Богоматерь Умиление злых сердец», который все же имеет некоторое сходство с древним образом Оранты – молящейся Богоматери.
Как религиозного человека и художника Петрова-Водкина интересовала проблема создания современной иконы. В этой связи и было создано полотно «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915), которая мыслилась мастером как икона, но экспонировалась на выставках в качестве станкового произведения. Русский музей. Виртуальный курс русского искусства

Богоматерь с младенцем.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Музеи России

Петроградская Мадонна. 1918
Петров-Водкин К. С. 1920 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская Галерея, Москва

В тяжелые, голодные 1917–1918 годы в Петрограде Кузьма Петров-Водкин пишет образ Богоматери, названный им «Петроградская мадонна». В нем воплотились и простой строгий колорит ранних фресок Джотто, и вопрошающие глаза новгородских древних икон.
За окном — Петроград, торговые ряды на Невском, оклеенные листовками, очереди за хлебом, в которых точными легкими касаниями кисти написаны представители всех сословий. Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон.
В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для того чтобы создать ощущение неустойчивости всего окружающего мира — он накреняется, как палуба корабля, и только образ Богоматери остается неизменным, незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий наклон к младенцу, направленный на нас взор. Изобразительное искусство и фотография

В 1889 году Старец Амвросий Оптинский дал благословление Иларии, настоятельнице Белевского монастыря, создать для него образ Божьей Матери в качестве образца совершенно новой, нетрадиционной иконописи. Уже в 1890 году игуменья передала ему работу церковного живописца иеромонаха Даниила: на ней Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.

Икона «Спорительница хлебов» — в чем помогает

С детским доверием полагаясь на защиту и божественную опеку Святой Девы, в один из последних дней перед кончиной старец Оптинский завещал покровительство своей обителью самой Богоматери.

Всем своим духовным детям он разослал литографии «Спорительницы хлебов», а шамординским монахиням дал наставление каждый день преклоняться перед этим образом. Молитвы послушниц отца Амвросия не оказались напрасны: 1891 год, ознаменовавшийся голодом во всех краях российского государства, принес на поля Калужской губернии и самого Шамордино богатый урожай.

Молва о чудесах, творимых ликом Богородицы, разлетелась по всей стране. В 1982 году из-за большой засухи голодная чума охватила Воронежскую губернию. Тогда одна из новосписанных копий иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов» по просьбе настоятельниц была привезена в Пятницкую женскую общину. Перед ней отпели богослужение, и вскоре благодатные дожди возвратились на выпаленные солнцем земли и подарили местному крестьянству богатую жатву.

По сей день молитва Богородице Спорительнице хлебов о достатке и урожае читается православными земледельцами в память о былых и с верой о будущих ее чудесах.

Молитва иконе «Спорительница хлебов» поможет каждому нуждающемуся попросить и о хлебе насущном, и о духовном. Сила ее, наряду с другими славословиями к Богородице, заключена в вечной идее, что чтение молебна не даст потеряться ни одной душе и убережет каждого, кто устремится к очищению, принеся праведников к Божьему престолу, словно зерна в пшеничных колосьях.

Иконе «Спорительница хлебов» о чем молиться:

  • Уберечь урожай от стихийных недуг, отогнать пожары, засуху, грады, ливни, сильные морозы
  • В приготовлении пищи: еда станет как никогда вкусной, если поставить зажженную лампадку перед образом Девы Марии
  • Обрести благословление на плодородный труд
  • Сохранить семейное благополучие, отвести горе: пожилые люди взывают о поддержке в старости, молодые – об обретении взаимопонимания, воспитании послушного ребенка

Здесь представлен сам текст молебной речи:

«О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице!

Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая.

Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь”.

Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *