Сколько лет отцу аркадия?

Отцы и дети

Отцы и Дети

Отцы и Дѣти


Титульный лист второго издания (Лейпциг, Германия, 1880)

Жанр

Роман

Автор

Иван Сергеевич Тургенев

Язык оригинала

русский

Дата написания

1860—1861

Дата первой публикации

Издательство

Русский вестник

Предыдущее

Накануне

Следующее

Дым

Текст произведения в Викитеке

Цитаты в Викицитатнике

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Отцы и дети (значения).

«Отцы́ и де́ти» (рус. дореф. Отцы и Дѣти) — роман И. С. Тургенева, написанный в 1860—1861 гг. и опубликованный в 1862 году. В обстановке «великих реформ» книга стала сенсацией и привлекла к себе всеобщее внимание, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят как воплощение нового, пореформенного поколения, став примером для подражания молодёжи 1860-х гг. Свойственные Базарову бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным стали идеалами первого поколения пореформенной интеллигенции.

Сюжет

Действия в романе происходят весной 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город ***.

Аркадий едет с ним. Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи — Кукшиной и Ситникова. Затем на балу у губернатора знакомятся с Анной Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина.

Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви испугавший Одинцову Базаров вынужден уехать. Он едет к своим родителям (Василию и Арине Базаровым), вместе с ним едет Аркадий. Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать, и вместе с Аркадием едет снова в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный приём, продолжают поездку.

Базаров живёт некоторое время в Марьино. Нахлынувший порыв страсти Евгения выплескивается в поцелуй с Фенечкой, матерью внебрачного сына Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё Базаров стреляется на дуэли с Павлом Петровичем. Аркадий, возвратившись в Марьино, один уезжает в Никольское и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров тоже едет в Никольское.

Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения, и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадий объясняется Кате в любви. Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям. Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает от заражения крови, случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе.

Аркадий Кирсанов женится на Кате, а Николай Петрович — на Фенечке. Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

Главные герои

  • Евгений Васильевич Базаров — нигилист, студент, учится на лекаря. В нигилизме он — наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер-демократ, разночинец. К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя свои нигилистические взгляды на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова, он понимает, что в нём живёт явный романтик — он даже объясняется в любви Одинцовой. В конце книги работает сельским лекарем. Вскрывая умершего от тифа мужика, сам заражается по невнимательности. После смерти над ним совершают религиозный обряд.
  • Николай Петрович Кирсанов — помещик, либерал, отец Аркадия, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве. В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.
  • Павел Петрович Кирсанов — старший брат Николая Петровича, отставной офицер в возрасте «под пятьдесят», аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблен. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль, на которой получает лёгкое ранение в бедро.
  • Аркадий Николаевич Кирсанов — 23-летний сын первой жены Николая Петровича — Марии. Недавний кандидат наук Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.
  • Василий Иванович Базаров — 62-летний отец Базарова, отставной армейский хирург. Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.
  • Арина Власьевна — мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 15 душ крепостных крестьян. Набожная последовательница православия. Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.
  • Анна Сергеевна Одинцова — богатая 28-летняя вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью. Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего, в том числе важнее любви.
  • Катерина (Екатерина Сергеевна Локтева) — сестра Анны Сергеевны Одинцовой младше её на десять лет, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.

Другие герои

  • Виктор Ситников — знакомый Базарова и Аркадия, приверженец нигилизма. Принадлежит к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Он толком ничего не знает и не умеет, однако в своем «нигилизме» оставляет далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Базаров Ситникова откровенно презирает.
  • Авдотья (Евдоксия) Никитишна Кукшина — знакомая Ситникова, которая, как и он, является приверженкой вульгарного нигилизма.
  • Фенечка (Федосья Николаевна) — дочь экономки Николая Петровича — Арины Савишны. После смерти матери стала любовницей барина и матерью его ребёнка. На момент повествования ей 23 года. Становится поводом для дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, так как Базаров, застав Фенечку одну, крепко целует её, а случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого», он особенно негодует ещё и потому, что и сам не вполне равнодушен к возлюбленной брата, которая напоминает ему Княгиню Р. В конце Фенечка стала женой Николая Петровича Кирсанова.
  • Дуняша — служанка при Фенечке.
  • Петр — слуга Кирсановых.
  • Княгиня Р. (Нелли) — возлюбленная Павла Петровича Кирсанова.
  • Матвей Ильич Колязин — чиновник в Городе ***.
  • Сергей Николаевич Локтев — отец Анны Сергеевны Одинцовой и Катерины. Известный аферист и игрок, после 15 лет жизни в Москве и Петербурге, «проигрался в прах» и вынужден был поселиться в деревне.
  • Княжна Авдотья Степановна — тётка Анны Сергеевны Одинцовой, злая и чванная старуха. После смерти отца Анна Сергеевна поселила её у себя. В конце романа умирает, «забытая в самый день смерти».
  • Тимофеич — приказчик Василия Ивановича Базарова, бывший дядька Евгения Базарова. Потёртый и проворный старичок с выцветшими жёлтыми волосами.

Замысел романа

В письме драматургу Константину Случевскому от 14 апреля 1862 года Тургенев разъясняет замысел своего романа:

Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?

Экранизации романа

  • 1915 — Отцы и дети (реж. Вячеслав Висковский)
  • 1958 — Отцы и дети (реж. Адольф Бергункер, Наталья Рашевская)
  • 1974 — Отцы и дети (реж. Алина Казьмина, Евгений Симонов), фильм-спектакль в постановке Государственного академического Малого театра СССР
  • 1983 — Отцы и дети (реж. Вячеслав Никифоров)
  • 2008 — Отцы и дети (реж. Авдотья Смирнова)

Театральные постановки

  • 1987 — Королевский национальный театр (Лондон) — пьеса «Отцы и сыновья» (адаптация оригинала) ирландского драматурга Брайена Фрила.
  • 1987 — Театр города Торонто — пьеса «Ничего святого» (адаптация оригинала) канадского драматурга и сценариста Джорджа Уокера.
  • 2008 — Московский театр п/р О. Табакова, режиссёр — Константин Богомолов.
  • 2012 — Московский молодёжный театр п/р В. Спесивцева, режиссёр — Вячеслав Спесивцев.
  • 13 апреля 2013 — новосибирский театр «Красный факел», постановка «Отцы и сыновья» по одноимённой пьесе Брайена Фрила, режиссёр — Александр Баргман.

Литература

  • Брумфилд, У. К. Базаров и Рязанов: романтический архетип в русской литературе // Знание. Понимание. Умение. — 2015. — № 3. — С. 286–298 (архивировано в WebCite). — DOI:10.17805/zpu.2015.3.24.

Примечания

  1. Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры. — М.: Владос, 2002. — Т. 2. — 400 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 5-691-00848-X.
  2. Название города обозначено в романе тремя астерисками.
  3. Оригинал романа. Глава XV
  4. Тургенев И. С. — Случевскому К. К., 14(26) апреля 1862 г.. turgenev-lit.ru. Дата обращения 16 мая 2019.

Ссылки

  • «Отцы и дети» в библиотеке Максима Мошкова
  • Краткое содержание романа

Тесты по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Тесты на знание содержания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Тест №1

Часть1

1. Как зовут отца Аркадия Кирсанова?

А) Николай Петрович Б) Павел Петрович В) Евгений Васильевич Г) Василий Иванович

2. Как зовут вторую жену Николая Петровича Кирсанова?

А)Нелли Б)Дуняша В)Фенечка Г) Мария

3. Как называется имение Анны Сергеевны Одинцовой?

А)Марьино Б)Никольское В) Подольское Г) Аннинское

4. Кто из героев любит пить какао и зеленый чай?

А) Павел Петрович Кирсанов Б) Николай Петрович Кирсанов В)Аркадий Кирсанов Г)Евгений Базаров

5. Кто из героев умеет играть на виолончели?

А) Анна Сергеевна Одинцова Б) Фенечка В)Николай Петрович Кирсанов Г)Катя

6. Кто из героев был влюблен в княгиню Р.?

А)Евгений Базаров Б)Ситников В)Николай Петрович Кирсанов Г)Павел Петрович Кирсанов

7. В какую героиню влюбляется Евгений Базаров?

А)в Дуняшу Б)в Одинцову В)в Катю Г)в Кукшину

8. Кого Евгений Базаров называет «божьей коровкой»?

А)Анну Сергеевну Одинцову Б) Катю В)Николая Петровича Кирсанова Г)Аркадия Базарова

9)Как зовут сына Фенечки?

А) Митя Б)Петя В)Аркаша Г)Саша

10) Стихи какого поэта любит Николай Петрович Кирсанов?

А) Лермонтов Б)Некрасов В)Пушкин Г)Вяземский

Ответы часть 1: 1- А, 2-В, 3- Б,4-А, 5-В, 6- Г, 7- Б, 8- А, 9- А,10-В.

Часть 2

1 Какова будущая специальность Базарова.1) инженер,2) врач 3)учитель 4)военный

2. Чей это портрет: «…человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями… обнаженная красная рука… ленивый, но мужественный голос», лицо «длинное и худое, с широким лбом…»?

1) Отец Николая Петровича Кирсанова. 2) Николай Петрович Кирсанов. 3) Евгений Васильевич Базаров. 4) Павел Петрович Кирсанов.

3. Чей это портрет: «…человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро…»?

1) Отец Николая Петровича Кирсанова. 2) Николай Петрович Кирсанов. 3) Евгений Васильевич Базаров. 4) Павел Петрович Кирсанов.

4. Чей это портрет: «…Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»?

1) Фенечка. 2) Авдотья Никитишна Кукшина, «эмансипированная женщина». 3) Помещица Анна Сергеевна Одинцова. 4) Катя, сестра Одинцовой.

5. Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:

1) Об отношении к дворянскому культурному наследию. 2) Об искусстве, науке.

3) О системе поведения человека, о нравственных принципах. 4) O положении рабочего класса. 5) Об общественном долге, о воспитании.

6. Кому из героев романа «Отцы и дети» соответствуют приведенные характеристики:

1) Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.

2) Противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и, к сожалению, об уходящем прошлом, эстет.

3) Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым ее условиям, тип «уходящего барства».

4) Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.

а) О Евгений Базаров б) Аркадий Кирсанов в) Павел Петрович г) Николай Петрович

7. Кто из героев романа «Отцы и дети» …»вступается за крестьян», но «говоря с ними… морщится и нюхает одеколон»? 1) Губернатор города***. 2) Сын откупщика Ситников. 3) Евгений Базаров. 4) Павел Петрович Кирсанов.

8. Найдите соответствие героев романа социальному положению:

1) «Эмансипе».2) Русский аристократ.3) Полковой лекарь.4) Студент-барич.5) Студент-демократ

а) Евгений Базаров б) Кукшина в) В.И. Базаров г) Аркадий Кирсанов д) Павел Петрович Кирсанов

Ответы часть 2

1 – 2; 2 – 3; 3 – 4; 4 – 1; 5 – 4; 6 – 1б, 2в, 3г, 4а; 7-4; 8 – 1б, 2д, 3в, 4г, 5а

Тест №2

1. Кто встретил Аркадия и Базарова на постоялом дворе?

А) Павел Петрович Кирсанов

Б) Николай Петрович Кирсанов

В) Ситников

Г) Прокофьич

2. Кто это? «Человек высокого роста в длинном балахоне… Лицо длинное и худое, с широким лбом, …большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами»

А) Аркадий

Б) Базаров

В)Ситников

Г) Павел Петрович Кирсанов

3. На какую профессию хотел «держать» Базаров?

А) географ

Б) геолог

В) учитель

Г) доктор

4. Чья это рука? «Красивая рука с длинными ногтями…, казавшаяся ещё красивей от снежной белизны рукавчика…»

А) Базаров

Б) Павел Петрович Кирсанов

В) Аркадий

Г) Прокофьич

5. Что хранил Павел Петрович Кирсанов в память о своей пламенной любви?

А) брошь с портретом возлюбленной

Б) часы с памятной гравировкой

В) кольцо со сфинксом

Г) перстень с изумрудом

6. Чем Базаров занимался в Марьине?

А) писал философские статьи

Б) бездельничал

В) заводил любовные романы

Г) проводил естественнонаучные опыты

7. О творчестве какого поэта Базаров сказал, что «никуда не годится, пора бросить эту ерунду»?

А) Некрасов

Б) Пушкин

В) Фет

Г) Тютчев

8. Базаров по общественно-политическим взглядам был

А) нигилист

Б) пацифист

В) коммунист

Г) оппозиционер

9. Как Ситников называл себя по отношению к Базарову?

А) почитатель

Б) ученик

В) наставник

Г) друг

10. Чем Анна Одинцова покорила сердце Базарова?

А) умом и спокойствием

Б) красотой и здоровьем

В) богатством и независимостью

Г) добродушием и простотой

11. Как можно охарактеризовать отношение П.П.Кирсанова к Базарову?

А) восхищение и почитание

Б) уважение и преклонение

В) ненависть и презрение

Г) безразличие

Ответы: 1-Б, 2-Б, 3-Г,4-Б,5-В,6-Г,7-Б,8-А,9-Б, 10-А, 11-В.

Отец Аркадий из Колодозера: от рок-н-ролла к вере

О. Аркадий и его гости смотрят на традиционный рождественский салют. Январь 2017

В деревне у о. Аркадия оживали люди всех мастей: верующие, да подзамершие, атеисты, буддисты, деловые, ищущие себя. О. Аркадий умер молодым и внезапно, 15 февраля. Знавшие его лично вспоминают.

Аркадия Шлыкова (1972-2018), молодого историка, после окончания РГГУ на священство благословил протоиерей Николай Залитский. В студенческие годы о. Аркадий работал сторожем в храме Василия Блаженного, разгружал вагоны, панковал, слушал Егора Летова, искал себя. Часто с друзьями ездил на Алтай, на Урал, в Крым. А приехав в Карелию, вдруг понял, что там его место. В Колодозере вместе с друзьями стал восстанавливать храм Рождества Богородицы. Пожертвования приходили от самых разных, незнакомых людей. Тогда же и родилась община.

Рыжеволосый лохматый викинг

Екатерина Соловьева, фотограф:

«Я и раньше слышала о том, что где-то в карельской глуши живет необычный священник-панк. Когда мы добрались до Колодозера, там уже вовсю работали две артели иконописцев из Питера и Москвы, — расписывали в храме «небо». Там, на лесах, я впервые и увидела о. Аркадия — с горящим взглядом, опилками в бороде, в какой-то драной футболке. Вообще-то он напоминал рыжеволосого лохматого викинга, — какими их в кино показывают.

О. Аркадий помогал мастерам распиливать куски фанеры. Мне выдал кисточку и велел «тоже чего-нибудь рисовать». Позже иконописцы доверили мне нарисовать три звезды под самым куполом церкви. Каждый раз, когда я приезжала в Колодозеро, мы с о. Аркадием смотрели на эти звезды и вспоминали мой первый приезд. Теперь я буду смотреть на них одна».

Под Рождество

Корбозеро, соседнее с Колодозером село. Там живет друг Аркадия, дядя Миша. О. Аркадий часто навещал его, привозил еду и лекарства. О. Аркадий на крыльце дядьмишиного дома. Март 2016.

Михаил Масленников, фотограф:

«Народ собирался в Колодозеро на Рождество. Я приехал одним из последних. На ночлег все места были заняты, но мне, как болящему (накануне сильно простудился) досталась угловая кровать между окнами. Ночью практически не спал, легкие разрывались от кашля. Было холодно даже в спальнике, из старых окон дуло. Возле остывающей печки на полу свернулась калачом собака.

О. Аркадий появился в дверном проеме огромным черным силуэтом. Вообще у него своя келья (узкая кровать и еще метр до стенки), но в этот раз он уступил ее кому-то из дам, хотел было мне, но я отказался. Батюшка постоял, послушал в полутьме, как сопят его гости, и улегся тут же на полу, прижав к животу собаку. Я перестал кашлять и ненадолго уснул».

Футбол при свете фар

​Стирка. В апреле 2017-го года гости устроили большую постирушку. Настирали 12 машин, а о. Аркадий ходил в прорубь полоскать.

Анна Бородина, директор клуба «Путешествие своими руками»:

«На прошлое Рождество (2017) в Колодозере было -43. А когда первый раз мы приехали к нему лет 10 тому назад, то Рождество происходило так. Сначала футбол при свете фар. Футболисты сменяли друг друга, чтобы сбегать на исповедь. Потом служба, потом застолье, где мужчины пели красивыми голосами, потом мужчины обсуждали — не политику, а дела: кто храм строил, кто бомжей кормил, кто деревню поднимал северную. Потом был салют под северным деревенским небом. Поскольку в деревне практически нет света, это впечатлило. А на утро расчистили озеро от снега и играли в хоккей.

У меня такое ощущение, что о. Аркадий ставил в своей жизни эксперимент – можно ли прожить жизнь, никому не отказав? К нему приезжали странные люди, которые его обворовывали. Он это предчувствовал, но никому не отказывал, не осуждал. И, главное, был очень добрым. Как дед Мороз для взрослых. Всегда всех ждал в гости, и казалось, что приедь ты через сто лет в любой день в любое время года – он выйдет из двери, хитро ухмыльнется в рыжую бороду и радостно обнимет.

Он никого не учил. У него жили разные люди – буддисты, атеисты, он не звал идти в храм, молиться. Оставлял свободу. Никогда не говорил про деньги – все жили у него бесплатно, кто хотел, мог оставить денег, но это была инициатива человека. Как-то я тоже захотела оставить ему денег, он отказывался, потом сказал, что возьмет только на ремонт храма. В быту был удивительно аскетичный – старый костюм и минумум еды.

Проводил таинства он удивительно. Не спешил, подолгу рассказывал смысл того или иного слова, действия, крестил часто в озере. И все так трепетно, с бесконечным уважением к человеку, которого крестил или исповедовал. Если кто-то вставал на колени перед аналоем, то он тоже вставал на колени рядом с исповедующимся. Если исповедовал ребенка, то тоже садился на коленки, чтобы видеть его лицо. Многих он привел к вере, конечно».

Сильный до жути

Крещение. Ноябрь 2012.

Владимир Ломов, журналист:

«Об отце Аркадии сейчас пишут много и, конечно, никто не пишет плохого. Это не потому, что об умершем или хорошо, или ничего, а потому, что сложно написать о нем что-то плохое. Хотя, всякое было, я знаю людей, которые от него отвернулись. Устали от бесконечного «драйва».

Он жил той жизнью, которой не живут люди. Не выживают. Видеть его близко было страшно — как заглядывать в бездну, или на ту сторону. «Break on through to the Other Side». Моррисона, он, кстати, любил не меньше, чем Егора Летова. С Летовыми они были знакомы, но шапошно. А вот с Женей Колесовым, в прошлом директором «Гражданской обороны», они были близкие друзья, и с Димой (Лукичем) Кузьминым и, даже, по странному стечению обстоятельств, с Ромой Неумоевым подружились, когда Рома перебрался в Печоры. Он помогал организовывать похороны.

Он был одним из них — хиппи, или панком, или еще кем-то. Не знаю, как назвать то молодежное движение, которое зародилось в конце восьмидесятых, когда люди вышли из-под гнета лжи, когда захотели жить по-другому, идти до конца, воевать за добро, может быть не понимая, в чем оно, но главное — до конца. И вот он шел. Несгибаемый. Сильный до жути, и от этой силы тоже становилось страшно. Остальные сворачивали, заводили семьи, покупали машины, строили дачи, или просто спивались, или скалывались, а он все шел один по северной глуши и только самые близкие знали, чего это ему стоило.

Шел от рок-н-ролла к вере. Я знаю много священников, хороших священников, но равного ему знал только одного. Совершенно другого по сути, но равного по силе. По тому, как человек не сгибается, не отступает, всему радуется, всему надеется. Идет свой путь до конца. Всегда ведь можно отступить, а они идут.

Рождество 2017. Стояли морозы до -45 градусов, согревались футболом, хоккеем

Северная глушь — это инерция, она не терпит действия, она жаждет убить всякое движение. Это у Джека Лондона было. И северная глушь в итоге справилась с ним, раздавила. Он был один в этой деревне, для которой строил храм, для которой отказался ото всего. Он ни с кого никогда не брал денег, не было никаких церковных лавок, пожертвований за требы — только приходите. Но из местных мало кому это было нужно. Только друзья — из Москвы, из Питера, со всей России и не только России все ехали и ехали. Но и они потом разъезжались.

Один человек из местных — пьяница, бывший уголовник, приходил к нему в последнее время, звали Юрка. Хороший. Его убили в доме о. Аркадия в конце января этого года. О. Аркадий уехал в Эстонию, а в его доме обосновалась компания каких-то зеков. Их привел парнишка, который жил у о. Аркадия — бывший детдомовец. Его взяла на воспитание приемная семья и не справилась. А о. Аркадий решил, что справится. Парнишка воровал, сначала у него же, потом в магазинах, а о. Аркадий все покрывал, брал на поруки, думал, что изменится. Да и не думал, наверное, просто не умел осуждать. Физиологически. Не на уровне ума или души, а на уровне физиологии.

Юрка, вероятно, пришел в дом, он проведывал хозяйство в отсутствие о. Аркадия, и сделал замечание. Его убивали долго. Резали. Проломили голову. Батюшка вернулся из Эстонии, отмыл кровь в доме и умер.

Человек с огромным рюкзаком

Аркадий с Ларисой, соседкой и старым другом. Она с семьей живет в соседней деревне Заозерье.

Александра Оболонкова, журналист:

«Впервые я увидела о. Аркадия осенью 2002 года. У него был огромный туристический рюкзак. Мы шли по вечерним московским переулкам, и он рассказывал, что через пару часов уезжает в Карелию. Все эти годы он помнил, как мы познакомились, и его даже как-то расстраивало, что я и его друг-однокашник, который был с ним в тот вечер, практически не пересекаемся в московской суете. Мне кажется, для него было удивительно, что люди пренебрегают возможностью общаться, быть вместе… Что жизненные обстоятельства как-то могут разделять людей. Как будто бы люди, однажды встретившись, уже не могут быть чужими…

Еще помню его во время походов с детьми из детского дома. Он шагал по карельской тайге в калошах на босу ногу с неподъемным рюкзаком, в котором он тащил все, что было тяжело нести остальным. Я помню его разным, и, надо сказать, он не был идеальным. У него было немало человеческих недостатков, но все они покрывались удивительным свойством его души принимать горести каждого человека.

Я помню, по крайней мере, пару случаев, когда я ему жаловалась. Однажды я заговорила о своей семейной жизни, а он честно сказал: «Слушай, я не знаю, сам-то я не семейный… Не могу посоветовать. Вот можно помолиться…» Другой раз – мы встретились в тяжелый для меня момент: у меня грудной ребенок и я развожусь. Я плакала и спрашивала: «Как мне жить дальше?!» Он опять был честен: «Я не знаю…» И крепко прижал к себе.

Отец Аркадий никогда не давал мне советов и поучений, не было у нас с ним и глубокомысленных бесед. Но я всегда была уверена в том, что он чувствует и понимает, что чувствую я. И что часть моего груза он кладет в свой огромный неподъемный рюкзак.

Мне кажется, все, кто его знал, ощущали то же.

ШЛЫКОВ АРКАДИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

Священник Аркадий Шлыков

Аркадий Анатольевич Шлыков (1972 — 2018), иерей, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в посёлке Колодозеро и храма преподобного Антония Сийского в посёлке Шальский

Родился 3 ноября 1972 года во Владивостоке в семье служащих. Крещен в 1973 году в храме Сорока Севастийских мучеников в городе Печеры Псковской области.

В 1989 году окончил среднюю школу в Таллине. В 1994 году окончил историко-архивный факультет Российского государственного гуманитарного университета.

Увлекался панк-роком, «изучал культы мексиканских индейцев, ездил на концерты «Гражданской обороны», много путешествовал по Северу и вращался в неформальных кругах» . В студенческие годы работал сторожем в храме Василия Блаженного, разгружал вагоны, имел возможность путешествовать. Ездил с друзьями на Алтай, на Урал, в Крым.

Судьбоносной оказалась поездка в Пюхтицкий монастырь, первая глубокая исповедь и причастие в монастырском храме. Следующие события в жизни молодого человека связаны с погружением в церковную жизнь. Внутренний поиск приводит его к старцу Николаю Гурьянову на остров Залит. Отец Николай благословил Аркадия на тяжелый путь священника.

В 2000 году Аркадий окончил Московскую духовную семинарию.

Однажды вместе cо своими друзьями Александром Шумских и Михаилом Скуридиным решили съездить отдохнуть туда, где ещё не были ни разу. Для этого они взяли карту России и просто ткнули пальцем, в результате чего им выпала маленькая деревня Колодозеро. Когда добрались до места, аж рот открыли от восхищения — красота какая — лес, вода в озере прозрачная! До этого многое повидали — Урал, Алтай, но такого — никогда. С той поры ребята больше уже никуда не ездили — только в Колодозеро и летом, и зимой. В северную вьюгу от Петрозаводска на перекладных добирались — так полюбилось им это место. Как-то услышали они о храме, что стоял раньше в деревне, и решили: надо отстроить его заново. Тогда эта мысль многим показалась бредовой, а местные жители вообще приняли пришлых москвичей неприветливо, насторожено. Но ребята отступать от своей затеи не стали — своими руками начали расчищать место для храма. Восстанавливать решили там же, где стояла старая церковь. В 2002 году архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил (Павлов) дал благословение, и ребята принялись за работу. Наняли плотников, мастеров. Аркадий работал на стройке постоянно даже зимой. Совместными усилиями друзей строительство храма шло быстро. Церковь очень похожа на ту, что некогда стояла в Колодозере – тоже в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Немалое участие в строительстве принимали колодозерские мальчишки и девчонки. Они постоянно были на стройке, на подхвате у плотников.

11 сентября 2005 года Аркадий Анатольевич был рукоположен в сан диакона архиепископом Мануилом (Павловым) в храме великомученицы Екатерины города Петрозаводска. 27 сентября того же года рукоположен в сан священника тем же архиереем.

Для колодозерских детей устраивались разные спортивные мероприятия, в школе организован кружок резьбы по дереву. Отец Аркадий говорил: «Очень хочу, чтобы отношения между людьми были лучше. Каждому, кто обращается, стараюсь помочь».

Эксперт по социальному сиротству Александр Гезалов возрождение храма и духовной жизни в Колодозере назвал «чудом»:

«Необычайный духовный подъём, радость соучастия. Храм возрождался сильными и смелыми людьми…. И основанием всего этого был отец Аркадий. Живший там, в этой далёкой карельской глуши. Служивший в храме часто без прихожан — Богу. Потому что видел в этом основной смысл. Его любили дети и те, кто живет в окормляемых им деревнях… Вокруг было много людей, которые ехали спасаться его участием. Но Аркадий принимал всех. Служил. Дорожил. Потому что не мог иначе».

Фотожурналист Екатерина Соловьева, неоднократно снимавшая о Колодозере фоторепортажи, вспоминала об отце Аркадии, что «ему надо было постоянно о ком-то заботиться», но «заботиться о себе он запрещал. В последний год заявлял, что объявит бойкот всем, кто хоть заикнется о его здоровье. Его сердце, которым он делился со всеми, не выдержало».

Скончался 15 февраля 2018 года в Колодозере.

Использованные материалы

  • «Почил в Бозе клирик Петрозаводской епархии иерей Аркадий Шлыков» // Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии
  • Скончался иерей Аркадий Шлыков, возродивший храм и приход в карельской деревне Колодозеро

Екатерина Соловьева. «Дураки» на краю света // «Вода живая» № 11 (ноябрь) 2016 —

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *