Сколько поститься перед причастием

Супружеский пост

Говорят, что любой многодневный пост, в том числе, и Великий пост – это радость, весна для души, так как есть возможность поработать над собой, постараться что-то изменить в лучшую сторону. Это ступень для каждого христианина. Кроме изменения хода службы, режима питания, есть и другая сторона. Деликатная, непростая, в чем-то щекотливая, но от нее нельзя отмахнуться – это супружеские отношения.

Должны ли муж и жена воздерживаться постом, какие правила существуют на этот счет, какие ошибки в этой сфере нередко допускают люди? Протоиерей Павел Гумеров, автор книг и статей на тему воспитания детей, семейных отношений, любезно согласился ответить на вопросы. Отец Павел служит в Храме святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских в Марьино.

— Как Церковь определяет свое отношение к супружескому воздержанию во время поста? Есть ли определенные единые правила в этой сфере?

— Тема супружеских отношений и допустимость их во время поста волнует в последние лет десять православный интернет. Немало появилось статей, обсуждений на форумах. Людей, которые участвуют в обсуждении этой темы можно условно разделить на два лагеря. Одни говорят: все, что не запрещено, то разрешено. Раз нет никаких четких указаний, нет единства мнений в святоотеческих, канонических текстах, как в случае с другими грехами, где четко и однозначно описана епитимия за грех, значит надо полагаться в этом вопросе на свою совесть. Сами супруги должны быть себе законом и руководствоваться словами апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». И еще приводят 13 правило Тимофея Александрийского, который пишет о пощении перед воскресным днем и после причащения. (Люди, как правило, в то время причащались каждое воскресенье).

Представители другой точки зрения, наоборот, находят немало святоотеческих текстов и канонических правил, определяющих супружеское воздержание во время поста, то есть первая группа людей немножко лукавит, сознательно или бессознательно, по незнанию, что такие правила существуют.

— Получается, что в этом вопросе нет однозначного мнения?

— Есть такой термин в богословии – консенсус патрум, то есть согласие отцов. Например, существует определенная богословская проблема, вопрос по жизни Церкви или догмат, и на эту тему большая часть святых отцов высказываются однозначно. И мы говорим: принимаем этот ответ за истину, потому что большая часть отцов согласны между собой, есть единство мнений. А существует и другое понятие – теологумен, то есть частное богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан.

В вопросе взаимоотношений супругов во время поста нет единства. Люди, которые пропагандируют такие отношения во время поста, считая, что нет никакого указа, правила, могут найти немало подтверждений своей теории и построить доказательства на святоотеческих цитатах. А люди, которые считают, что во время поста категорически запрещены подобные отношения, и они являются грехом, опять же, могут найти этому подтверждение: это Номоканон, Кормчая книга, Большой Требник, другие сборники правил.

Не будем углубляться и исследовать их, но коротко можно сказать, что это сборники византийских, греческих правил, многие из которых, действительно, являются авторитетными и общепринятыми, а некоторые носят апокрифический характер и вызывают просто недоумение. Но на Руси любили эти книги, на каждый грех, даже самый маленький, можно было найти свое правило. Так вот, относительно супружеских интимных отношений там можно найти как и весьма вольные и свободные предписания, так и непомерно строгие правила. Например, что супругам нужно поститься не только несколько дней до причастия, но и три дня после него. Поэтому все эти пространные сборники со временем вышли из обихода. Уж слишком противоречивыми они были.

В вопросе супружеских отношений нет единства, потому что это очень деликатная, интимная сфера, в которой трудно придумать какие-то четкие и строгие правила, которые мы имеем относительно других грехов. Скажем, совершил блуд – предполагается епитимия с определенным количеством лет, своровал, обращался к колдунам – тоже епитимия. Одним словом, все четко: вот преступление и вот наказание. Здесь же нет консенсуса среди святых отцов. Правила для постящихся даже были разными на Руси. Они формировались постепенно, веками. Тот устав, по которому мы стараемся поститься (гастрономический пост), Типикон, принят на Руси в конце 14- в начале 15 века. В течение 15 века он постепенно входил в жизнь Церкви. Мы по нему живем, служим, а до этого, в 11, 12 веке, постились по-другому. И пост был менее строгим.

Но мне эта тема интересна не с богословски-умозрительной точки зрения, не с исторической или полемической, а с практической. Как нам, современным христианам, нужно соблюдать супружеский пост? Как приложить опыт Церкви в этом вопросе к нашей жизни, какие здесь существуют правила и какие исключения? Вот, что интересно для меня.

Мы живем, уже в то время, когда сформировалась общеприходская практика, согласно которой, есть супружеское воздержание во время постов. И в какие дни нужно воздерживаться от супружеского общения, воцерковленному человеку хорошо известно. Все просто – это дни, когда не разрешается венчание. В жизни Церкви далеко не все регламентируется строгими канонами. Есть сложившиеся традиции, практика, по которой и живет Церковь. Это церковная мудрость, сложившаяся веками.

— В чём цель супружеского поста, ведь супружеское общение — это заповедь Бога?

— Представьте себе: идет Великий пост, и человек сознательно выбрал пощение. Никто силком не может заставить его соблюдать пост, говорить «давай постись», он имеет свободную волю и свободное желание. Господь насильно никого не заставляет ничего делать: не хочешь молиться, жить по заповедям, причащаться, можешь не делать этого, но знай что тебе от этого большая польза. Если ты христианин, то должен жить по-христиански, а иначе не называйся таковым.

В чем смысл поста? Пост – это жертва Богу, мы ради Бога что-то себе не позволяем, ограничиваем себя в удовольствиях. Скоромная пища, никто не будет спорить, более сытная, вкусная. Возможно, кто-то, например, веганы и не согласятся. Но все-таки большая часть нашего населения предпочитает на праздничном застолье не салатики без мяса, политые лимонным соком, а мясо, рыбу и спиртные напитки. Скоромная пища, вино в меру – это все дары Божьи, которые делают нашу жизнь радостной. В чем мы еще себя ограничиваем во время поста? Как говорят святые отцы, мы воздерживаемся от развлечений, зрелищ. Например, театр, кино.

Мне не понятно, когда говорят: вот, давайте от этих развлечений мы откажемся, а от супружеских отношений – нет, потому что нигде об этом не сказано. Раз не сказано, давайте и в Страстную седмицу, и неважно: Успенский пост или Великий… Да, это по нашему усмотрению, но, любой нормальный человек, особенно женатый, который все это познал, у которого все хорошо в браке, скажет, что близкие отношения – это огромное удовольствие. Простите за излишнюю откровенность – телесные супружеские отношения дают человеку огромный гормональный всплеск, кучу положительных эмоций, восторг, радость! А теперь представьте, мы решили поститься: ходим в храм, читаем молитвы Ефима Сирина, говеем, не смотрим развлекательные программы, но при этом будем заниматься супружескими отношениями. Лично мне кажется, это не просто плохо совместимым, а мягко говоря, нелепым. Особенно, когда человек собирается возводить это в норму.

— Но современному человеку, наверное, это не всегда просто выполнить?

— Мы прекрасно знаем, что Церковь, как любящая мать, не приняла каких-то четких и строгих канонов по этому вопросу, потому что ситуации бывают разными. Конечно, человек, который называет себя православным, должен придерживаться поста и молитвы. Сложилась определенная практика, как поститься в супружеских отношениях, то есть правила венчающихся. А что такое венчание? Это таинство, после которого следует свадьба, застолье и первая брачная ночь. И на этих правилах и базируются телесное супружеское общение. Я, как приходской священник, рассказываю это прихожанам, и они хорошо знают, что накануне среды и пятницы, накануне воскресенья (это правило Тимофея Александрийского), во всех четырех постах, во время святок и Светлой недели, перед двунадесятыми и великими праздниками нужно воздерживаться от супружеских отношений.

Но, с другой стороны, мы знаем, что ситуации бывают разными, и степень церковности бывает разной. Когда мы находим святоотеческие цитаты, например, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского о недопустимости супружеских отношений в пост, то должны понимать следующее. Когда святые отцы это говорили, то поголовно, кроме очень маленького процента мусульман, иудеев и калмыков-буддистов, в России все были православными крещеными людьми. Они соблюдали пост, и для них с детства это было естественным. Подавляющее большинство людей были христианами, которые с молоком матери впитали христианские традиции. Были браки, в которых один их супругов был неверующим, но таких было крайне мало.

Как приходскому священнику, практику, ко мне часто обращаются супружеские пары, с разной степенью воцерковленности, и я руководствуюсь правилами и здравым смыслом. И, конечно, в беседах с прихожанами помогает и то, что я сам человек женатый уже 23 года.
Мы должны находить что-то серединное между двумя полюсами (все разрешено, что не запрещено и ничего не разрешено, кроме четко установленных дней).

— Сегодня многие знают пользу гастрономического поста, можно ли сказать подобное о посте супружеском?

— Отвечу словами Василия Великого, который указывает на пользу супружеского воздержания: «Пост знает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности в том, что дозволено законом; по согласию отделяет время на то, «да пребывают в молитве» (1Кор.7,5)… Супруг не подозревает измены в супружеской верности, видя, что супруга свыклась с постом. Супруга не снедается ревностью, примечая, что супруг возлюбил пост».

Святитель говорит о воздержанности от неумеренности, о том, что постящиеся тренируют волю. Человек, который безвольный, который не может воздерживаться, сможет в дальнейшем и жене своей изменить. А если человек может поститься, значит у него сильная воля. Он с женой может воздерживаться, значит, и тем более, не будет с другой вступать в отношения.

Невоздержанность никому не на пользу. Да, Святитель Иоанн Златоуст писал: «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени…». Он также называл эти отношения в браке «врачевством, истребляющим блуд».

Но излишнее плотолюбие ни к чему хорошему не приведет, человек пресытившись своей женой, скоро начинает налево смотреть. Как семейный человек, могу сказать, что вижу большую пользу от воздержания в пост. Это многое дает. Любой пост дает разницу, контраст между воздержанием и дарами Божьими, которыми являются пища, питье и отношения супружеские. Они служат не только для деторождения, но и для проявления супружеской телесной любви, единства, в том числе, телесного. Да, супружеская близость являются даром Божиим. Но ты никогда не почувствуешь дара Божьего, если не был лишен его на какое-то время. Мы прекрасно знаем, что человек слаб. Представьте, если ребенка заваливать бесконечными подарками по первому требованию и без требования, то он очень скоро перестанет не только ценить, но даже внимание обращать на них. Все будет завалено игрушками, будешь ходить, а под ногами будут хрустеть мобильные телефоны, прочие гаджеты и еще что-то.

А если это будет делаться в нужное время и будут нужные вещи дариться, то ребенок будет долго помнить это, благодарить и радоваться. Мы, взрослые, тоже дети Отца Небесного. Все познается в сравнении. Если вообще нет скорбей, мы не чувствуем счастья, если нет поста, то не чувствуем радости разговения. Если все время стоит хорошая погода, то мы не узнаем радости, когда перестал лить проливной дождь, утих сильный ветер. Пост в хороших условиях, когда оба супруга готовы к этому и держат его, очень много может дать. Не нужно ничего изобретать, посещать сексопатологов, какие-то курсы, тренинги, которые потом и приводят к невоздержанию, извращению в супружеской жизни.

Еще одна хорошая воспитательная сторона поста – это о чем пишет Василий Великий. Человек умеющий поститься, умеющий воздерживаться, будет твердым в своей вере. Не будет поста, будет болезнь какая-нибудь, разлука, длительная командировка, беременность, болезнь. Даже просто месячные. И человеку невоздержанному, который элементарно не может выдержать ни одного поста, будет очень тяжко. Нужно, чтобы мера была, чтобы не было зависимости, любовной зависимости. Как можно подсесть на алкоголь, компьютерные игры и другие удовольствия, так же можно подсесть и на половые отношения с собственной супругой, делать культ из интимных отношений. А человек независимый свободен. Он может, если захочет, а если нельзя, не будет этим заниматься. Как говорил Апостол Павел: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Филип. 4: 12, 13). Настоящий христианин может жить, воздерживаясь, а может жить, когда позволено, полной супружеской жизнью. И не делать трагедии из того, что временно лишен супружеского общения.

— Бывают разные ситуации, как поступать, если в семье один воцерковленный, а другой – только идет к вере. Ради мира в семье допустимо ли нарушение поста?

— Возьмем ситуацию: жена – христианка, все-таки женщины обычно раньше ко Христу приходят, а муж полувер — крещеный, но приходит в храм только набирать воду на Крещение, освящать вербу и куличи, и дальше этого не идет. И жена будет его заставлять полностью поститься в интимных отношениях. Это нельзя. Это приведет сначала к конфликту, потом к предразводному состоянию, а потом и к разводу. Может привести, не говорю, что обязательно, стопроцентно приведет. Это тоже зависит от темперамента человека (может быть, и так, что ему это и не особенно нужно, такое тоже случается). Но, как правило, это вызовет его недовольство, как минимум.

Брак – это как организм. В каждом случае он индивидуален. Вариантов много – это и возраст самих супругов, и разница в возрасте между мужем и женой, и разница в темпераменте. Представим, муж восточный человек, а жена – из северных широт. Понятно, он более горячий и темпераментный. Или она совсем молодая, а муж намного старше. Одному, скорее всего, легче будет нести пост, другому – нет.

Почему святые отцы не прописали конкретные правила? Очень много браков можно разрушить, потому что у всех людей мера разная: кто-то готов вступать в такие отношения только ради продолжения рода, а кто-то – не может потерпеть и пост. И мы из двух зол выбираем меньшее, потому что прекрасно понимаем, что грехи бывают разные по степени тяжести. Одно дело, нас позвали на день рождения, и мы во время Великого поста съели рыбки и закусили морепродуктами, а другое дело – впали в блуд. За вкушение рыбы нас никто не будет лишать причастия на пять и более лет, а за второе прегрешение – очень строгая епитимия. Скажем, во времена святителя Василия Великого за блуд полагалась семилетняя епитимия.

И естественно, рукоблудие, в которое может впасть муж или жена, супружеская измена – это грех тягчайший. И подтолкнет к такому греху его или ее вторая половина своим категоризмом и неразумием. Нарушение поста, как уступка немощному супругу или супруге делается не из сластолюбия, а из любви, хотя в этом, конечно, надо исповедоваться.

Но я знаю людей, которые, к сожалению, это грехом не считают. Но, как же это не грех? Это нарушение поста. Всякие могут быть у нас оправдания, уважительные причины и ситуации, но, тем не менее. Мы все время живем с грехом пополам, все время балансируем на какой-то грани.

Но, с другой стороны, мы должны понимать великую пользу от поста. Любой пост нужен, в первую очередь, нам самим, это великая воспитательная вещь, это немногое, чем мы можем послужить Богу, и второе – все нужно делать с умом, во всем нужна мера.

— Может ли фраза «ради мира в семье» стать неким прикрытием других нарушений?

— Должны быть какие-то границы, если муж начнет принуждать жену к каким-то вещам, которые граничат с извращениями, которые, может, в светской среде считаются нормой, для нас это является недопустимым. Одно дело супружеские отношения, а другое – «излишества» из разряда фильмов для взрослых. Поэтому очень важно уметь разговаривать с человеком и до него донести свои чувства, желания, мысли. Умение разговаривать – основа хороших семейных отношений. Если просто во всем супругу уступать, со всем соглашаться – это закончится плохо. И умение поставить себя так, чтобы тебя уважали, относились к тебе с почитанием – тоже важно. Я всегда говорю: один из самых эффективных способов решить любой семейный конфликт – это компромисс. Как это на практике может выглядеть? Разберем конкретную ситуацию. Муж говорит: мне хочется, я уезжаю в командировку, мне будет трудно, или, наоборот, вернулся из длительной командировки, а тут пост… Жена отвечает: «Я тебя люблю, уважаю. Хорошо, я тебе уступлю». Но в другое воскресенье она хочет причаститься, говеет, молится. Она подходит к мужу заранее и объясняет ему: «Да, понимаю, что ты пока не готов со мной поститься, но и меня нужно понять. Я собираюсь причаститься. Для меня это очень важно». Я считаю, что в таких вещах надо быть строгими, если решил или решила причаститься, то нарушать пост перед причастием недопустимо, это большой грех. Один из канонов который является строгим и четким: до причастия и в день причастия мы в супружеские отношения не вступаем. Но если такое случилось, то причастие надо откладывать на другое время. Во всех остальных случаях надо пойти навстречу, но, не теряя себя. Иначе очень скоро человек начнет об тебя ноги вытирать.

Человека, который унижается, не имеет внутреннего достоинства, самоуважения, уважать никто не будет. Ведь и люди святые имели это внутреннее достоинство, не позволяли каких-то вещей или высказываний другим людям. И мы не должны позволять любые хулительные слова, насмешки насчет нашей веры, святынь даже своим родным и близким. Нужно донести до мужа: «Я тебя люблю, и поэтому в чем-то уступаю, что-то разрешаю, но такие темы не трогай». Но опять же, не надо забывать: если ты не будешь почитать мужа, уступать ему, то и он не будет уважать твои принципы, твою веру. Поэтому, в первую очередь, пойди сама навстречу или сам пойди навстречу, если речь идет о жене, которая пока не готова к посту.

Этим ты привлечешь свою половину, но насильно заставить кого-то поститься нельзя, пост нельзя навязывать.

Но своего мужа или жену потихонечку надо вести к этому. Тем более задача мужа свою жену воспитывать. Можно сказать: давай попробуем, например, в этот году Петровский пост легкий, небольшой, сама посмотришь, как после этого будет нам хорошо. Надо искать подход.

— Диетический пост, если так можно сказать, хуже нарушить, чем супружеский?

— Считаю, что нарушение гастрономического поста – более серьезный грех, чем нарушение поста супружеского. Здесь я не беру случаи послабления поста по болезни и немощи. Ведь в супружеском посте мы связаны с другими людьми, и тут много разных нюансов. Супружеская жизнь – очень сложный, гармоничный механизм. Нельзя всех под одну гребенку.
Это еще раз объясняет, почему нет единства богословских мнений по этому вопросу. Мы знаем, пост — дело добровольное, выбор свободной личной воли. Хочу поститься – пощусь, нет – меня насильно никто не должен заставлять это делать. А в этих отношениях, получается, мы заставляем другого человека соблюдать пост.

Если в гастрономическом посте хозяйка может наварить кастрюлю макарон, и мужу подать их по-флотски, а сама съесть с кетчупом, то все нормально. Мужа никто не заставляет есть «пустые» макароны, и жену никто не заставляет есть мясо. Здесь все замечательно! Но когда дело касается супружеского поста, получается, что мы сами хотим поститься и еще заставляем другого человека. То есть насильно принуждаем воздерживаться. Это неправильно.

Это примерно как наварить макароны и заставлять непостящегося человека их есть, а иначе больше ничего готовить не буду, потому что пост. А для него слово пост пока пустой звук, он вообще не понимает, что это такое и думает, что пост – это постовой стоит на посту с автоматом Калашникова. Поэтому нужно уступать. А если по-другому, получится, что мы свободную волю человека, которую даже Господь не нарушает, не насилует, не уважаем. Но если мы пришли к какому-то консенсусу, компромиссу, пожалуйста, это другое дело.

— У Вас большой опыт служения, общения с прихожанами, не могли бы привести какие-то примеры типичных ошибок?

— Вот семья смешанная, полухристианская. Когда женщина на исповеди рассказывает, что мужу отказывает из-за поста, говорю ей четко: «Ты категорически неправильно поступила, через какое-то время жди чего-то плохого, если и дальше будешь себя так вести». Поэтому ради сохранения мира, семьи, можно взять на себя какие-то большие подвиги постные, но в этом вопросе мужу не отказывать.

Есть знакомая семья, муж значительно старше своей половины, интимные отношения крайне редки даже в непостные дни. И женщина переживает: дескать, он уже пожилой, а я, наоборот, полная сил, мол, что нам делать. Я с ней поговорил и нашел, что дело не только в близости. Отношения прохладные и непростые были еще до постели. Нет мира и согласия, а если этого нет, то вряд ли будет гармония и в телесной сфере. Будет любовь и взаимопонимание – наладятся и интимные отношения.

У меня есть один знакомый, причем очень воцерковлённый, много лет в храм ходит, недавно женился. И его жена каялась мне, что они нарушали супружеский пост. Сам же он не кается в этом на исповеди. Я его аккуратно стал расспрашивать, не случалось ли подобное (нарушения поста), конечно, не сказал, что его жена мне рассказала. А он мне в ответ: «Батюшка, а я это даже грехом не считаю!» Реальный случай из жизни. Возможно, человек где-то прочитал статьи сторонников «свободной супружеской любви» постом.

Я ему: «Это неправильно, ты человек воцерковленный, жена у тебя – церковная, а ты это грехом не считаешь?» Я рассказал ему, почему это является грехом и почему в этом надо каяться. Конечно, строгой епитимии я на него не накладывал. Но главное – не понижать градус в духовной жизни. Если что-то случилось – упал, покайся. А если мы будем постоянно что-то позволять себе и искать оправдания, то можно зайти далеко.

Сравню это с такой ситуацией: начинается Великий пост, к любому священнику подходят люди и просят: «Батюшка, ослабьте пост!» Причем просят в прощеное воскресенье, пост еще не начался, а они уже жалуются: «У меня здоровье не то, сил нет, работа тяжелая, не справлюсь». Как правило, им отвечают: «Давайте попробуем хотя бы первую неделю попоститься, вам самим нужен пост, Бог сил даст, а если что – ослабим пощение». Человек, заранее отказывающийся от поста, неблагонадежен для жизни духовной, пост — это школа благочестия. Какие же мы христиане, если не можем и не хотим ни в чем воздержаться?

— Какой процент прихожан, по Вашему опыту, воздерживается все 48 дней поста и Светлую седмицу?

— Специально статистических подсчетов я не вел, но думаю, что достаточно много людей. Мы же говорим о воцерковлённых людях, прихожанах, которые не один раз в год ходят в храм. Есть молодые пары, кровь играет, они периодически нарушают пост. Но каются.

Сколько бы люди не пытались читать статьи на эти темы, искать в интернете какие-то лазейки, каноны, которые бы разрешали не поститься, на самом деле, прекрасно понимают, что супружеский пост есть. У каждого человека есть совесть, каждый понимает, например, что такое «гражданский брак» и что есть настоящий брак. У каждого человека есть одежда, в которую он обряжается, чтобы что-то воображать, строить из себя того, кем хочет казаться, но на самом деле есть что-то внутри, что подсказывает ему, правильно ли он делает или нет.

Люди воцерковленные, мои прихожане все прекрасно понимают, если согрешили, оступились, нужно каяться в этом, стараются исправиться, вся наша жизнь – живем-живем, а потом искушение.

Наши прихожане знают тему супружеского поста по лекциям, беседам, которые мы постоянно проводим. В своих книгах я часто эту тему поднимаю. Мы ее хорошо изучили. Поэтому какой-то глобальной проблемы я здесь не вижу.

Как покаяться в супружеских отношениях в пост?

Вопрос читателя:

Здравствуйте. В Великий пост мужу очень тяжело не трогать меня. Как об этом грехе нужно говорить на исповеди?
Брак венчаный.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая читательница, в вашем вопросе слишком многое осталось несказанным, чтобы я мог полноценно на него ответить, учитывая именно вашу ситуацию. Поэтому я постараюсь ответить на него максимально широко.

Для начала надо понять, что вы имеете ввиду под словом “трогать”. Если речь идет просто об объятиях и прикосновениях, то никакого греха в этом нет. Это проявления нежности, свойственные всем супругам.

Или все же речь идет о супружеских отношениях? (Если вам вдруг почему-либо надо поговорить об этом со священником, то именно так это и следует называть).
Если вопрос действительно в этом, то главное, что я хотел бы вам сказать, это то, что супружеское воздержание в пост возможно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по взаимному согласию. Об этом говорил еще апостол Павел: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим”(1Кор.7:5). Эти очень мудрые апостольские слова нам следует помнить. А я бы хотел пояснить вам несколько моментов.

Из вашего письма опять же не ясно, является ли воцерковленным человеком ваш муж? От этого многое зависит.
Постные воздержание сами по себе не цель для христианина. Они – средство для нашего духовного роста. Нет ничего греховного в скоромной (непостной) пищи, в хорошем кино, в радости супружеского общения… Но в пост мы ограничиваем себя, чтобы суметь сосредоточиться на своем внутреннем мире, суметь сделать какое-то сверх-усилие в своей духовной жизни и, таким образом, приблизиться к Богу.

И именно поэтому пост имеет смысл только тогда, когда человека понимает, зачем он это делает? Если ваш муж невоцерковлен или только начинает воцерковляться, то эта мера поста для него еще просто преждевременна или вовсе непонятна. Более того, для него это может выглядеть так, что из-за того, что его жена верующая, он теряет ее расположение. В результате это может только оттолкнуть его от Церкви.

В теории все может выглядеть красиво — благочестивая жена стремится приобщить мужа к церковной традиции. На практике же иногда бывает так, что женщины устраивают дома священную войну с мужьями. И, в итоге, дома ад, а то и вовсе семья рушится. Это неправильный путь.

В такой ситуации следует просто спокойно и мягко обсудить этот вопрос с мужем. Рассказать о том, почему для вас это важно! И найти компромисс. Например, договориться о каких-то немногих, но конкретных днях поста, когда супружеский пост будет соблюдаться.

Если же муж воцерковленный человек, то дело может быть просто в его темпераменте. Нельзя не учитывать нашу человеческую психологию и физиологию. Далеко не всякий способен выдержать все 7 недель Великого поста в супружеском воздержании. В ситуации, когда верующие оба супруга, обсудить этот вопрос будет легче, так как понимание, зачем нужен пост, есть и у жены и у мужа. И опять же, нужно найти компромисс, договорившись между собой, какая мера поста для вас сейчас посильна. Например, первая и последняя неделя поста, дни перед Причастием. Хочу подчеркнуть, что эта мера строго индивидуальна! Для кого-то – больше, для кого-то – меньше. Тут для верующих людей важно не отмахнуться вовсе от поста. Лучше соблюсти пост в малой мере, чем не соблюсти вовсе или соблюсти по полной, но разругаться или дать повод для искушения.

Главное же условие возможности договориться в этом вопросе – это взаимное уважение и любовь между супругами. С одной стороны, у супругов должно быть желание приносить радость любимому (любимой). С другой – стремление принять то, что важного мужу или жене, даже, если от тебя для этого требуется в чем-то немного потерпеть. Здесь не может быть каких-то единых правил: “поститься всем все дни поста” или ” не поститься вовсе, если муж/жена против”.

В некоторых совсем неразрешимых ситуациях возможно посоветоваться со священником. Только желательно таким, который хорошо вас знает. Впрочем, при этом всегда следует помнить, что то, что происходит за дверьми супружеской спальни, должно там и оставаться. Лишний раз обсуждать это, даже со священником, не стоит. Так будет целомудреннее всего.

Ну и в заключение хотел бы еще напомнить о том, наше духовное состояние помрачается в пост, в первую очередь, конечно не тем, что мы невоздержаны в супружеских отношениях! Мы осуждаем, завидуем, обижаем людей словом, грешим массой тяжких согрешений, но мало обращаем на это внимание.
Давайте соблюдать приоритеты!

Также советую вам ознакомится с рекомендациями опытного пастыря протоиерея Максима (Первозванского):

«Решил, наконец, поститься. Как не наломать дров?» — 10 советов священника

Храни Бог Вас!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Сколько и как нужно поститься перед причастием?

Какой пост следует держать перед причастием?
И всегда ли обязательна исповедь перед причастием?

Перед Причастием минимальный пост один день. С внешней стороны он заключается в воздержании от скоромной пищи и в са́мом умеренном ее употреблении. Ибо «если сытое брюхо к учению глухо», то тем более, оно будет глухо к молитве. Нельзя же с наполненным животом подходить к Причастию. Однако нужно заботиться не только о желудке, но и о всех своих пяти чувствах: зрении, слухе, вкусе, осязании, обонянии. Надо воздержаться от телевизора, интернета, пустых разговоров, и особенно от споров, брани, злословия и осуждения. Необходимо в этот день читать Евангелие, святых Отцов, Псалтирь. И, конечно, необходимо выполнение молитвенного правила перед Причастием. В этот день и в день Причастия, особенно необходимо не забывать о краткой и частой молитве: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня».

Исповедь перед Причастием необходима. Лишь в качестве исключения можно, по благословению священника, причаститься без исповеди на другой день или через день, например, в Великую Субботу, если исповедался в Великий Четверг. Необходимо помнить, что причащением без подготовки и без исповеди человек не только лишает себя благодати этого великого Таинства, но и может очень пострадать. Апостол Павел строго предостерегает: Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11:29,30). Это предупреждение особенно важно́ для тех, кто начинает причащаться едва ли не каждый день, оправдываясь, например, Пасхой. Как будто на Праздник с Христом можно обращаться запанибратски. Но что говорит Господь: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48: 10).

Подготовка к Причастию: Церковь не ставит перед человеком невыполнимых требований

В документе «Об участии верных в Евхаристии» говорится, что перед причастием мирянину надо быть на вечернем богослужении и соблюдать пост. На возникшие в связи с этим вопросы* читателей «Фомы» ответил участник Межсоборного присутствия, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

– В документе «Об участии верных в Евхаристии» очень взвешенно и разумно объясняются причины тех или иных церковных требований. В данном случае, речь идет о том, что церковная служба – это целостное пространство, которое начинается с вечернего богослужения. Поэтому естественно предполагается, что человек, который намеревается приступить к Причащению – апогею богослужения, должен в нем участвовать с самого начала.

Но при этом в документе говорится, что невозможность для человека по объективным причинам присутствовать на вечернем богослужении, не до конца вычитанное им молитвенное правило, или какие-то другие внешние условия не могут быть абсолютными препятствиями для допуска человека к причащению. Это вопрос, который должен решать духовник. Именно он вправе определить, на самом ли деле отсутствие человека на вечернем богослужении было связано с какими-то объективными причинами или просто ему было лень пойти на службу, когда все возможности для этого имелись.

Что касается поста в субботу, то в документе сказано, что люди, которые соблюдают все уставные одно – и многодневные церковные посты и регулярно причащаются – еженедельно – могут, в согласии со своим духовником, получить благословение на несоблюдение поста в субботу или соблюдение поста в усеченном виде. Например, вкушение постной еды на ужин или отказ от ужина как такового. То есть возможны разные варианты в зависимости от здоровья человека, его жизненных нагрузок, среды, в которой он живет. Есть множество различных факторов, которые требуют своего решения в каждом конкретном случае. Здесь не может быть какого-то универсального правила. Однако – еще раз подчеркну! – это касается только тех случаев, когда человек – верное чадо Церкви, соблюдает все однодневные и многодневные посты, то есть живет в том ритме, в котором живет вся Церковь.

Но совершено другое дело, когда речь идет о прихожанах, которые причащаются редко или крайне редко. Если человек причащается, например, раз в месяц или раз в полгода, и при этом не соблюдает однодневные и многодневные посты, тогда естественно, что для того, чтобы его допустили к Святому Причастию, он должен совершить хотя бы какой-то минимальный труд подготовки – говения. Например, в Синодальный период, когда люди в большинстве причащались раз в год, это была неделя говения. Позднее, в советское и постсоветское время, многие духовники благословляли подготовку в виде трехдневного поста или четырехдневного.

В целом здесь должна быть следующая зависимость – чем чаще человек причащается и чем более интенсивной церковной жизнью он живет, тем менее обременительными должны быть условия его подготовки к Святому Причащению. Потому что каждый день недели для такого человека должен быть этапом подготовки к участию в литургии и причащению.

Если у человека нет духовника, то помочь ему решить все эти вопросы может тот священник, у которого он исповедуется. Духовник – это крайне желательное, но не безусловное требование. Все свои вопросы человек может решить в разговоре с тем священником, служащем в храме, куда он ходит, кому исповедуется, с кем общается. Ведь документ «Об участии верных в Евхаристии» адресован не только к прихожанам: он адресован и к духовенству, которое должно понимать, что высшая церковная власть дает священникам право при определенных условиях делать послабление для человека. И, конечно, стоит помнить, что сама Литургия и есть главная подготовка человека к участию в Святом Причащении. Хотелось бы надеяться, что принятый Архиерейским совещанием документ послужит для вдохновения верных чад Церкви к более внимательной подготовке к Божественной Евхаристии – сердцевине духовной жизни, – и побудит к более частому причащению с полноценным и активным участием в совершении Литургии – общего дела, заповеданного нам Христом Спасителем.

Таинство Евхаристии позволяет православному христианину очиститься от грехов и стать ближе к Богу. Пост перед причастием является неотъемлемым условием наравне с исповедью. О том, как правильно поститься, читайте в нашей статье.

Что такое пост

Евхаристия помогает верующему человеку принять Божью благодать. Во время церковного обряда прихожане вкушают просфору, символизирующую плоть Иисуса Христа, и красное сухое вино – кровь Спасителя. Таким образом Святые Дары очищают душу, помогая сблизиться с Господом.

Церковь считает неправильным прикасаться к телу Христову грязными руками, а потому перед причастием необходимо попоститься и исповедаться. Однако вся ответственность за соблюдение или нарушение этих правил ложиться на верующего.

Таинство Евхаристии позволяет православному христианину очиститься от грехов

Смысл поста – очиститься от грехов через усмирение своего тела и духа. Во время говенья принято молиться, размышлять о Сыне Божьем, который принес себя в жертву ради спасения человечества, анализировать свои поступки. Духовная подготовка к Евхаристии помогает переосмыслить жизнь, увидеть грехи, искренне раскаяться в них.

Обычному мирянину, как правило, очень сложно устоять перед соблазнами. Соблюдая пост, человек укрощает эмоции, берет под контроль слабую волю, тем самым не давая себе поддаться искушению. Именно поэтому священнослужители рекомендуют поститься в уединении, оградившись от мирской суеты и негативных мыслей.

Некоторые православные христиане думают, что говенье – это только отказ от пищи. Однако они заблуждаются, ведь Всевышний смотрит на душу, а не на желудок. Согласно Божьим Законам, все, что отдаляет человека от Господа, считается грехом. Усмиряя свою плоть, верующий становится ближе к Создателю и обретает шанс на Царствие Небесное.

Смысл поста – очиститься от грехов через усмирение своего тела и духа

История появления поста перед причастием

Во времена раннего христианства миряне не постились, так как принимали причастие каждый день. Они были очень набожными, проводили много часов за молитвами, постоянно общаясь с Богом. Первые таинства Евхаристии проводились вечером, однако позже церковный ритуал был перенесен наутро. Так, у верующих появилась возможность начать свой мирской день с вкушения Святых Даров.

Поститься перед причастием начали только спустя четыре столетия после Воскресения Христова. Христианская вера перестала быть столь непоколебимой, а потому священники начали призывать мирян воздерживаться от соблазнов и веселья накануне церемонии. Запрет на пищу пришел в XIX веке, когда духовная жизнь претерпела очередной упадок. При этом четкого правила, сколько дней нужно было соблюдать говенья, установлено не было. Как правило, ранние христиане постились 3-7 дней.

Видео «Подготовка к Причастию»

В этом видеоюжете рассказывается, как правильно готовиться к Таинству.

Правила поведения во время подготовки к причастию

Постясь перед Евхаристией, следует соблюдать строгие правила. Говенье предполагает отказ от повседневной пищи и мирских удовольствий, а потому требует особой силы духа.

Сколько дней нужно поститься

Церковным уставом не прописано точное количество постных дней. Верующий сам решает, сколько времени ему стоит воздерживаться от соблазнов. Как правило, подготовка к Евхаристии занимает от 3 дней до недели. При этом человеку необходимо учитывать состояние своего здоровья и возраст, чтобы определить длительность воздержания. Эти же факторы будут влиять на меню, так как говенье не должно навредить организму.

Можно ли не поститься

Ответственность за соблюдением поста несет сам мирянин. Он должен понимать, что отказ может привести к негативным последствиям, так как Церковь считает грехом – прикасаться к Святым Дарам не очистившись.

Верующие люди, соблюдающие все церковные говенья и Законы Божьи, могут не поститься перед Евхаристией. Совет автора

Человек, пришедший причащаться впервые, должен пообщаться сначала с духовным лицом. Священник сам подскажет, сколько дней нужно будет попоститься. Главное правило для всех едино – не принимать пищу и не пить воду в ночь перед причастием. Таинство можно проводить только на голодный желудок, предварительно очистив свою душу исповедью.

Что запрещено употреблять в пищу

Церковь называет тело храмом Божьим, а потому постная еда призвана только поддерживать здоровье на протяжении говенья. Церковный устав прописывает пищу, которые нельзя есть во время воздержания. К таким продуктам относятся:

  • яйца;
  • мясо;
  • рыба;
  • вино;
  • кефир;
  • сметана или сливки;
  • сливочное масло;
  • ряженка;
  • йогурт;
  • творог;
  • сыр и другие кисломолочные продукты.

Говенье предполагает отказ от животной пищи и мирских удовольствий

Меню для постящегося

Чтобы правильно соблюдать говенье, нужно понимать, какие продукты можно употреблять. Во время поста есть дни сухоядения, когда дозволяется употреблять только сухую пищу и пить воду. Однако в остальное время можно пополнять рацион фруктами, овощами, крупами, медом. Разрешаются горячие блюда с маслом или без, орехи, бобы, натуральный кисель или мармелад. Если у постящегося человека обычный повседневный рацион составляет рыба, то при воздержании она не запрещается.

Выходить из поста тоже нужно правильно, чтобы разговение не оказалось стрессом для организма. В первые дни лучше не есть мясных блюд, так как тяжелая пища может спровоцировать разлад желудочно-кишечного тракта. К привычному рациону следует возвращаться постепенно, понемногу добавляя запрещенные ранее продукты.

Особые категории верующих

Евхаристия – это таинство, которое помогает верующим мирянам познать Божью благодать, исцелить душу, очиститься от грехов и стать ближе к Господу. После причастия человек всегда испытывает радость, приподнятое настроение, ощущает крылья за спиной. Возрастных ограничений к обряду нет, однако существуют категории, которым Церковь делает послабления в посте:

  • дети до 7 лет;
  • беременные;
  • кормящие матери;
  • больные;
  • путешественники;
  • заключенные;
  • воспитанники интерната или детского приюта;
  • служащие в армии;
  • лежащие на смертном одре.

Дети до 7 летБеременные и кормящие женщиныТяжелобольные

Послабления в посте

Всем категориям, указанным выше, Церковь разрешает сделать говенье более мягким. Священнослужитель может сам расписать постное меню, исключив из обязательного правила сухоядение. Благодаря развитию кулинарного искусства, сегодня даже из самых простых продуктов можно приготовить здоровую и вкусную еду.

Люди, находящиеся вне дома или в учреждениях со строгим рационом, обычно не могут контролировать свое питание. Церковники дозволяют им не отказываться от казенной пищи, однако больше времени проводить за молитвами, общаясь с Богом и переосмысливая свою жизнь.

Без подготовки к таинству Евхаристии допускаются только тяжелобольные или умирающие.

Также послабления делаются беременным женщинам и кормящим матерям, так как строгое воздержание не должно повлиять на ребенка. Маленьких детей нужно приобщать к причастию с детства, постепенно подготавливая их организм к говенью. А вот люди, сидящие по медицинским показаниям на диете, приравниваются к постящимся, а потому строгих правил для них нет.

Не стоит относиться к посту, как к наказанию или простой диете. Говенье – это прекрасный способ приблизиться к Всевышнему и встать на путь к Царствию Небесному.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *