Сколько раз можно собороваться

Сколько раз в году можно собороваться?

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/09/30/21-00.html

Здравствуйте, батюшка! У нас ребенок-аутист, умственно отсталый, у него идет поражение головного мозга, отмирание клеток. Сейчас ему 12 лет, и с 3х лет врачи усердно уговаривают нас отказаться от него в пользу интерната. Он не осознает то, что происходит, поступает так, как считает нужным, например, ест все подряд, дерется. У него бывают приступы боли, его держишь — а он бьет тебя, кусает со всей силы, и ситуация у нас усугубляется тем, что жена сейчас беременна, и он уже ударил ее в живот. Вопрос такой: является ли отказом от креста в христианском смысле слова отдать такого ребенка в интернат? Ведь Бог дал такого ребенка, значит, наверное, Он должен дать и силы это выдержать.

— А вы сходите в этот интернат, посмотрите, в каких условиях он будет содержаться, поговорите с врачом, который занимается такими детьми. Может быть, они вам что-то посоветуют?,. Потому что если ваш сыночек представляет угрозу для остальных членов семьи, то это не отказ от креста. Наоборот, потому что отсутствие постоянного медицинского наблюдения для него будет гораздо хуже. А там врачи уже знают, как с такими диагнозами бороться. Ему там в этом смысле будет легче.

Мой муж после 26 лет венчанного брака собрался уйти к другой церковной женщине. Если я его жду, люблю, прощаю, возможно ли возвращение и совместная жизнь после такого?

— Возможно, но это теперь бывает всё реже и реже. Но если вы действительно хотите, чтобы он вернулся, надо выполнить некоторые условия. Нужно набраться большого терпения, никаких вопросов ни о чем ему никогда не задавать, и ни в чем не попрекать. А когда он приходит (а такое будет обязательно происходить), готовить, и чтобы дома был идеальный порядок. И тогда, если вы станете идеальной женой, он через некоторое время заметит: что ж это я отсюда ушел? здесь лучше — и вернется. Потому что всегда следующая жена хуже предыдущей. Я не говорю, что это гарантия, но без этого невозможно.

«Будь проклят творящий дело Господне с небрежением», о каком деле здесь идет речь?

— Есть дела веры, например, воспитывать детей в вере – это дело Божие. Если человек с небрежением это делает- то вырастают безбожники, как у большинства. Проклятие и реализуется, потому что иметь дело с такими невоспитанными в вере детьми — это сущее проклятие для всей семьи. Потом человек пожинает по полной программе.

Насколько подробно надо раскрывать на исповеди свои грехи перед священником? Порой бывает очень стыдно и неловко за то, что творишь.

— Нужно понять: а какой смысл? Зачем же ты творишь то, за что тебе стыдно и неловко? Человек слаб, но задача от этого не меняется. Сила Божия в немощи совершается. Человек осознает свою немощь и обращается к Богу. Если человек хочет чего-то хорошего, то Господь поможет ему.

Я прошу Господа избавить меня от греха сквернословия, но все равно вырывается. Как что-то не так – гнев, раздражение, сквернословие. Почему меня Бог не избавляет, ведь я Его усердно прошу?

— Может быть, человеку кажется, что он усердно просит? Вот я одному юноше недавно дал задание, у него тоже все время вырывалось. Я говорю: «Ну, давай так – как вырвется, ты ставь на бумажке карандашиком галочку. Потом вечером — сколько галочек, столько земных поклонов» И вот тут на прошлой неделе он мне заявил, что всё, больше не ругается. Надо просто внимательно следить за собой.

Моя семейная жизнь, учитывая больного ребенка — аутиста, уже лет двенадцать сложная, т.е. постоянно скандалы. Раньше семья была неверующая, лет 7-8 назад я воцерковился, пытаюсь идти к Богу и жену за собой тащу. Интересы у нас с ней разные, с женой ничего не связывает, она всё время меня пилит. Мне ничего не нужно, только заработать деньги на лекарство и пытаться поддерживать семью в таких условиях. Ситуация усугубляется, что мы живем с ее мамой, сейчас я хочу, чтобы мы переехали в моё жилье. И получается, что ее воля всегда сталкивается с моей. Что я должен сделать с христианской точки зрения: смириться и постараться сохранить семью, слушать ее и терпеть ее нападки? Или все-таки я — мужчина, я зарабатываю, поэтому в семье должна быть моя воля?

— Да нет. В семье должно быть всё по любви, понимаете? Сильные, по апостолу Павлу, должны немощи немощных носить. А у женщины, конечно, ресурс меньше. Она просто устала и поэтому так нервничает. А Ваша задача как мужчины как раз эту ситуацию изменить. Это же ваш корабль, Вы его и должны вести. Вы – капитан, а она – помощник, можно сказать, старпом. Конечно, проще всего старпома взять и кинуть рыбам, а потом в ближайшем порту нанять другого. Это, конечно, выход нехристианский. Когда мужчина женится, он должен нести ответственность. Белинский говорил: «до времени, когда жена станет уже совсем старушкой». Русский народ говорит: «Взялся за гуж — не говори, что не дюж». А по поводу того, что, вот, жизнь не удалась, то знаете… Вы спрашиваете, должны ли вы? – Всё должно быть в Ваших руках – и деньги, и планирование бюджета, и забота о сыне, и когда жена устала, носить её на руках на пятый этаж, всё – вы! И налаживать отношения с тещей надо, это порой бывает трудно, но раз женились – то старайтесь. Другое дело, если жена убежит к другому, тут уж ничего не сделаешь, да и то можно повоевать. Мне кажется, сдаваться незачем. И я понимаю, что Вам хочется сдаться, но тут я не могу вам дать такую индульгенцию.

Сколько раз в году можно собороваться?

— Один. А если вдруг человек тяжело заболел, например, раком или туберкулезом, или СПИДом, или ему предстоит тяжелая операция, тогда надо перед операцией или другим хирургическим вмешательством, или перед прохождением лечения обязательно пособороваться еще раз.

— А то, что есть практика соборования каждым постом? И во многих храмах призывают к этому? Это новая практика?

— Это практика маловерия. Человек считает, что если он один раз Великим постом пособоровался, то этого недостаточно.

— Одна женщина говорит: «Я соборуюсь несколько раз в году. И каждый раз, когда мне плохо, после соборования у меня заметное улучшение состояния. Поэтому я, как только чувствую себя похуже, то иду не к врачу, а сразу на соборование».

— Это очень неправильно. Потому что соборование совершенно не отрицает медицину.

Как понять слова из Евангелия: «Проповедовать лето Господне»?

— Тем, что мы живем в эпоху пришествия Христа Господня и благодатного действия Церкви на нашей земле. Лето – имеется в виду не время года, а эпоха, эпоха Нового Завета.

Батюшка, подскажите, как бороться с грехом чревоугодия? Часто каюсь в этом грехе на исповеди с огромным порывом исправиться, и в этот же день объедаюсь. Никто меня не соблазняет, мысленно себя осуждаю, пытаюсь себя понуждать меньше кушать, но это плохо получается.

— Для этого есть много всяких методик, ложитесь в Институт питания, Вам там всё расскажут, это не по моей части.

— Но все-таки грех чревоугодия – это духовное заболевание?

— А все грехи – духовное заболевание.

Батюшка, подскажите, как бороться с такими грехами как лень и уныние? Если получается с ними совладать, то лишь временно, а потом они возвращаются с еще большей силой.

— Надо установить причину, потому что здесь может быть даже психическое заболевание.

— А как эту причину определить?

— У психиатра. Он посмотрит, скажет: «По нашей части ничего нет».

— И тогда к кому?

— Тогда на исповедь.

— Но то, что у человека не получается…

— У человека ничего не может получиться. Получается только у Бога, вот Он может человека изменить, исправить. Сама такая постановка: «У меня не получается молиться, у меня не получается поститься, у меня не получается сдерживаться»… Ну, как у тебя может получаться?! Ты грешный человек? – Грешный. И как у грешного человека может получиться?!

— А я Богу молюсь, прошу мне помочь…

— Значит, не молишься, а просто что-то читаешь. Это всё сказки о самом себе. Каждый человек имеет о себе какое-то мнение, представление. Оно далеко отстоит от истины – как Луна от Земли! Триста тысяч вёрст! Обычно человек о себе неплохого мнения, будучи при этом сущим крокодилом!

Моя подруга верующая, в юности она встречалась с молодым человеком, который ранее был судим. Сейчас он опять сидит, нашел ее через интернет, опять начали общаться. Скажите, возможна ли совместная жизнь с таким человеком?

— Возможна. Вот я был знаком с писателем Волковым, ходил к нему домой, причащал, исповедовал, он вообще чуть ли не 30 лет отсидел. Превосходный писатель, выдающийся человек, очень образованный. У меня о нем осталась память неизгладимая. Ну вот, полжизни в тюрьме человек провел.

— А в чем его обвиняли?

— 58-я статья, враг народа.

— По этой статье сидели лучшие, наверное.

— Всякие сидели, как всегда.

Я знаю и утренние, и вечерние молитвы наизусть и стараюсь сосредоточенно молиться, прошу об этом Бога, но не получается. Чего мне не хватает?

— Каждая молитва начинается с чего? Возьмите любой молитвослов издания, которое было при патриархе Алексии II, там написано: надо сперва постоять, помолчать, открыть сердце Богу, если на кого что имеешь — простить обязательно, а потом тихо начинать: «Господи, Ииусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

Всегда ли гибель человека происходит по промыслу Божьему?

— Где есть смерть — то да, конечно, жизнью и смертью распоряжается только Господь.

— Даже если человек погиб по собственной глупости?

— Конечно. А что глупость – это общее место такое. Что ты думаешь, умные люди, что ли, селфи делают на подъемном кране во время ветра? – Сущие идиоты! И они гибнут с определенной целью – чтобы законодатели придумали закон, это запрещающий, и чтобы другим людям, которые как бы колеблются еще, этим остановились. Являются такой жертвой человеческой глупости.

— А в чем тогда промысел Божий?

— Ну как? В том, что он, его жизнь, такая короткая, является безумным принесением себя в жертву собственной гордости. Потому что все вот эти «достижения» — это продукт гордости.

— Может, на кого-то повлияет?

— Ну вот, это безусловно влияет.

В Библии написано, что всякий, кто призовет имя Господне, спасется. И в то же время — «не всякий, говорящий Мне «Господи, Господи» войдет в Царство Небесное». Как это понять?

— Понять, что можно говорить: «Господи, Господи» формально. Есть заповедь такая – не поминай имя Божие всуе. А если человек призывает имя Господа – это не всуе, это называется молитва. Надо различать.

Дети уже выросли, у всех свои семьи, а меня не оставляет страх за их будущее. У нас с мужем брак невенчанный. Не наступит ли расплата за грехи молодости? Не лягут ли на детей последствия наших ошибок?

— Обязательно. Каждая педагогическая, духовная ошибка всегда отражается на всем. Как при строительстве дома: какая-нибудь ошибка, и всё – стена мокрая.

— Но человек не может не ошибаться, и Господь наши ошибки исправляет…

— И это бывает. А бывает, что и не исправляет. А это дается для того, чтобы человек постоянно об этом помнил и смирялся.

— А если не хватает смирения принять то, что Господь судил?

— Очень сочувствую.

Елеосвящение, Соборование (+ВИДЕО)

В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Таинства брака, Таинства священства и Елеосвящения.

Сегодня речь пойдет о Таинстве Елеосвящения (Соборования), о том, как оно проходит, что врачуется этим Таинством, кому и как часто можно и должно собороваться.

Кто из нас, дорогие друзья, в этот благоденственный XXI век не думает о собственном здоровье?! Разве только подростки, наслаждающиеся избытком жизненных сил. И если спрашиваешь молодого человека, у которого еще молоко на губах не обсохло: «Каково у вас давление?» – он ответит вам: «Я никому не позволяю давить на себя», – не разумея, о чем идет речь.

Итак, здоровье. «Самое главное – здоровье». Знакома ли вам, дорогие друзья, эта почти что сакральная в устах обывателя фраза? Между тем она может быть осмыслена достаточно объемно. Есть здоровье телесное, а есть здоровье души – вещи бессмертной, как именует наш бессмертный дух мать-Церковь. И одно из семи Таинств Вселенской Православной Церкви, называемое Елеосвящение, или Соборование, есть, я бы сказал, медицинское Таинство, хотя, безусловно, и Исповедь, и Таинство Причащения всегда совершаются во исцеление души и тела. Однако Таинство Соборования, уходящее, как и все прочие, корнями в ткань евангельской истории, непосредственно соотносится с врачеванием душевных и телесных недугов.

Раскройте Новый Завет, и вы увидите, что Христос является подлинным Врачом Небесным и земным. Ходя по селениям и городам Палестины, Он врачевал всякий недуг и язву в людях. Бог есть Полнота, всё Собою наполняющая. И под Его руками и под воздействием Его духоносных слов параличные вставали с одра болезни, воскресали мертвые, сходила неизлечимая до тех пор проказа с тел больных, и они очищались силою Божественной благодати.

«Не отвращайся от врача, – говорит ветхозаветный мудрец Иисус, сын Сирахов, – ибо в иное время и в его руках бывает успех». И мы, конечно же, приветствуем традиционную медицину. Дай Бог, чтобы она не коммерциализировалась до такой степени, что пациенты боялись бы заходить в лечебное заведение. Но Бог через мать-Церковь, через Таинства и непосредственно врачует. Он помогает избавиться людям кающимся и молящимся от раздражительности, а значит – и от перепадов давления. Господь Бог прощает старые обиды, и предъязвенное состояние уходит само собой, дело до прободной язвы не доходит. Если душа человеческая мирна и спокойна, то и тело мало-помалу обретает крепость.

Итак, мы сегодня беседуем о Таинстве Елеосвящения. Обыкновенно в нем участвуют семь священников – в знак семиобразной Божественной благодати, семи даров Духа Святого: духа премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и страха Божия, – собравшись заблаговременно в храме и внеся имена в списки, которые батюшки будут оглашать, молясь вместе с вами о вашем исцелении.

Мы становимся рядами так, чтобы священникам – одному, второму… пятому… седьмому – было удобно ходить вдоль этих рядов, помазуя каждого из прихожан, живущих благочестиво, заблаговременно исповедовавшихся, не находящихся в состоянии нераскаянного смертного греха. Помазуя не козлище нераскаянное, а кроткую овечку, примирившуюся с Господом на предварительной исповеди. Помазуя эту овечку маслом и вином, освященными здесь же соборной молитвой устами священников во время Таинства Соборования. Помазуются, как правило, такие места человеческого тела: чело – во освящение ума, избавление от навязчивых мыслей, различных маний, ложных представлений, суетной круговерти помыслов; ноздри – обоняние; уста – вкус; очи – зрение; грудь – крестовина – почему не рекомендуется приходить на Таинство Соборования в водолазке или с жабо, чтобы священнику не приходилось пробираться какими-то неизвестными путями к вашему сердцу; ладони с тыльной части рук. Все органы чувств, душа и тело через Таинство Соборования с верою во Христа Спасителя и Исцелителя пронизываются несотворенной энергией Святого Духа.

Все органы чувств, душа и тело врачуются целительным перстом Христа Спасителя

Во время неспешного продолжительного Таинства, когда народ, вовлеченный в общее русло молитвы, поет и слышит: «Помилуй, Боже. Исцели ны, Боже. Помилуй нас, Святый», священники один за другим читают молитвы о том, чтобы Сам Господь Иисус Христос, невидимо свершающий это Таинство руками священнослужителей, по вере нашей прикоснулся Своим целительным перстом к душе и телу страждущих. Избавил от различных хворей душевных и телесных. Восставил в нас дух мира, бодрости, радости, крепости. Соделал наши тела инструментом созидающей воли Божией. Освятил наше сознание, умирил наши сердца.

Невозможно перечислить тех духовных благодеяний, которые как из рога изобилия льются в ответ сердцу христианина, если он еще и призывает во время Соборования святых, имена которых слышатся в молитве: святого великомученика и целителя Пантелеимона, Фотия и Аникиту, Косму и Домиана и прочих бессребреников-врачей, не задавленных пошлой коммерцией, но служивших от избытка любви к страждущим людям. И всякий раз, когда завершается это Таинство, – а в его конце паства становится на колени, и священники, раскрыв Книгу Книг – Святое Евангелие, читают принявшим благодать Елеосвящения разрешительную молитву, – мы, принявшие Елеосвящение, чувствуем, что с нас как будто спал великий груз. Мы словно узники, освободившиеся от уз. Находясь в широте сердечной, чувствуем необыкновенное просветление в мыслях, а главное – глубокий мир, покой, радость, счастье. Царство Небесное внутри нас есть, когда, собранные под сводами храма, под знаком вечности, в единомыслии наших сердец устами воспеваем хвалу Врачевателю недугов Господу. Мы целуем Святое Евангелие, если соблюден чин Соборования, трижды совершаем поясной поклон пред священнослужителями, которые напоминают в данном случае апостолов – учеников Христовых. Действительно, в Новом Завете мы находим свидетельства о том, что ученики получили от Христа полномочия, благодатную власть и силу врачевать в людях всякую немощь и всякий недуг и что они помазывали страждущих маслом.

Тайны богоучрежденного Елеосвящения настолько радостны и благодатны, что моего устного рассказа недостаточно, чтобы их передать. И хотелось бы, чтобы все вы, дорогие друзья, пожелали бы этим Великим постом и успели бы в одном из монастырей или приходских храмов поучаствовать в этом светлом Таинстве. Но даю вам один совет: не приводите «с улицы» ваших шапочных знакомых, коллег, которые еще никогда не имели случая очистить совесть Таинством Исповеди. Соборование, как одно из светоносных Таинств, может послужить в осуждение человеку, находящемуся в блудной связи, или грешащему прелюбодейством, или до сих пор не осмыслившему, почему матерная брань несовместима со статусом культурного человека, говорящего на русском литературном языке.

Если вы чувствуете ослабление жизненных сил, это уважительный повод вновь принять благодать Соборования

Сколько раз в году рекомендуется собороваться? На этот счет есть разные традиции. Не ошибемся, если ответим: не реже одного раза в год чадо Церкви старается пройти это торжественное врачевание. Можно ли чаще? Почему бы нет. Все мы люди, все мы человеки. Когда у вас обнаруживается какая-то хворь, вы чувствуете ослабление жизненных сил, это уважительный повод к тому, чтобы вновь принять благодать Соборования. Помнится, в воспоминаниях благочестивых паломников об Оптиной пустыни конца XIX – начала XX века говорится, что Оптинские старцы благословляли и несколько раз в году участвовать в этом Таинстве.

Как бы то ни было, ждем вас, дорогие друзья, в благодатное время Великого поста. Весенняя Четыредесятница еще не истекла. Жаждущий приходит в Церковь Божию и берет воду Жизни даром. Христос Спаситель есть истинный Врач, Который пришел не к праведникам, а к грешникам, чающим покаяния, и в Господе нашем нуждаются не те, кто считает себя здоровыми, но болящие, то есть ощущающие тяжесть своих недугов – телесных или душевных.

Соборование. Ответы на вопросы

Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение – это одно и то же или нет? И в чем основной смысл этих таинств?Татьяна

Уважаемая Татьяна!

Миропомазание и елеосвящение – это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета.

Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования – это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения (соборования) хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом.

Безусловно, и от того и от другого таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда воспринимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен той предыдущей Всенощной, когда совершалась лития; а во время литии совершается благословление пшеницы, вина, елея и предложенных хлебов. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание регулярным образом на Всенощном бдении. Повторим, оно не является таинством церковным. Прот. Максим Козлов

Разве неправильно говорить, что соборуют только умирающих?

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как «последнего помазания» — что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными– не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

Протоиерей Валентин Асмус

Во время Великого Поста проходит Соборование, скажите, как правильно собороваться, нужно ли исповедываться перед этим или это не обязательно? И всем ли можно собороваться? Юлия

Ответ:

Уважаемая Юлия, соборование бывает не только Великим постом, но и другими постами. Бывает и по обращению людей в тех или иных недугах, ибо это таинство, которое и установлено в Церкви для того, чтобы мы получали исцеление в наших недугах душевных и телесных. Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется.

Что касается того, кому можно, кому нельзя приступать к таинству соборования, то, конечно, к соборованию должны приступать люди, живущие регулярной церковной жизнью, для которых это не просто случайный заход в церковь, а часть их духовного в ней пребывания. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству. Прот. Максим Козлов

Скажите, пожалуйста, как использовать елей и пшеницу, полученные после Соборования? Может ли елей использоваться не участвовавшим в таинстве?

Этого я как раз хотел бы спросить у Вас — как Вы собираетесь пользоваться елеем и пшеницей, полученными после Соборования? Потому что мы их раздаем только по усиленным просьбам прихожан. А в древности ничего после соборования не раздавали, но все сжигалось.

Можно мазать этим елеем больные места. Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался (нет никаких указаний в уставе о том, что это запрещено), но только это не заменяет участия в Таинстве. Но обычно никто ничего не мажет, а потом люди спрашивают, куда девать прогоркшее масло. Так что в другой раз не смущайтесь, если все будут брать, а у Вас не будет такой необходимости — это не обязательно. С уважением, священник Михаил Немнонов.

Как часто можно собороваться?

По традиции соборуемся ежегодно. Более частое соборование едва ли уместно, если мы не заболели какой-либо внезапной и тяжелой болезнью. С уважением, священник Михаил Немнонов.

Знаю, что соборование проводят для тяжелобольных людей. Зачем это нужно здоровым?
Сергей Федорович

По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения. Как писал православный писатель XIX века Евгений Поселянин, «вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, — я могу прибегать к соборованию. Но и в телесной болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божиего Промысла».

Кроме исцеления от болезней, Таинство Елеосвящения дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе. Перед Соборованием желательно исповедаться, а сразу после Соборования причаститься. Прот. Олег Кудряков

ПО материалам сайта вопросов священнику «Православие и мир», www.st-tatiana.ru и журнала «Фома».

№35 О ТАИНСТВЕ СОБОРОВАНИЯ

В древности елей, то есть масло оливкового дерева, использовался очень широко. В Ветхом Завете о нем говорится и как о важнейшем продукте питания, и как о неотъемлемой принадлежности храмового богослужения (хлеб, входивший в состав жертвоприношений, изготовлялся с добавлением елея; елей горел в лампадах Иерусалимского Храма, им помазывались священники при их поставлении, а также жертвенники и принадлежности Храма и т.д.), и как о лекарстве (Ис. 1:6).
Помимо того, в Ветхозаветной Церкви елей наделялся символическим значением — как знак милости Божией и радостной жизни по заповедям. В культуре античности елей также занимал важное место, особенно в медицинской практике.
В Новозаветной Церкви, когда преподание больному Таинства Покаяния может оказаться невозможным (например, в бессознательном состоянии), тогда Елеосвящение остается единственным средством разрешения его от грехов, при условии, что человек регулярно исповедовался и причащался в течении всей своей жизни.
Великим Постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях?

Что такое Соборование?
Соборование (или Таинство Елеосвящения), — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
Установление этого Таинства относится к апостольским временам. В Послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15). Это свидетельство лежит в основе церковного Таинства Елеосвящения. Болящего в Таинстве исцеляет не елей как таковой, а молитва веры, и восставляет больного Сам Господь. Помазание служит лишь внешним знаком, указывающим на внутреннее содержание Таинства — молитву веры и отпущение грехов.
Отпущение грехов является неотъемлемым аспектом Таинства Елеосвящения, если грех раскаен и более не совершаем. Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков: «Сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни. Это соотносит Елеосвящение с Таинством Покаяния, но не отменяет его.
По изъяснению некоторых учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на Исповеди), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только скверного характера и расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Почему Елеосвящение называется Соборованием?
Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семью священниками (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается помазание его головы, тела, рук и ног, освященным елеем, смешанным с вином, также семикратно.
Впрочем, Церковь допускает совершение и меньшего числа помазаний, в зависимости от числа священников, совершающих Таинство. Причем помазание может быть и одно и совершаться в конце Последования. Именно такой была практика общего Соборования в дореволюционный период и именно такова современная греческая практика общего Соборования, при этом вычитывается все чинопоследование полностью (подробнее см. Межсоборное присутствие. О чинопоследовании Елеосвящения от 26 декабря 2012 г).
Также в пастырской практике встречаются случаи когда невозможно совершить над больным полный чин Елеосвящения (например, в реанимации). В связи с этим Священный Синод РПЦ благословил совершать в таких случаях сокращенный чин Елеосвящения, в котором цикл из семи помазаний, заменяется одним.
Когда и кому можно и нужно собороваться?

  • В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над православным верующим старше семи лет, страдающим телесным и душевным недугом. Под последним можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — так как причиной его могут быть нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком.
  • Кроме того, по свидетельству отцов и учителей Церкви, уже с первых веков христианства это Таинство совершалось над кающимися и было одним из средств присоединения к Церкви тех, кто отпал от нее по причине тяжести своих грехов. Именно этим обусловлено совершение общего Елеосвящения над всеми желающими накануне праздника Пасхи, когда Церковь особенно призывала грешников примириться с Богом. Именно поэтому, в Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися.

Учитывая тесную связь общего Елеосвящения с празднованием Пасхи, совершение общего соборования в храме дозволяется только в период Великого поста или, в случае обоснованной пастырской необходимости (множество желающих) и в виде особого исключения, в дни предпразднства Рождества Христова, когда устав предписывает особенно строгий пост, — но не в прочие посты и обычные дни года.
Таинство Елеосвящения не совершается над:

  • нераскаянными грешниками
  • над буйными психическими больными
  • над младенцами
  • над женщинами в период нечистоты
  • над умершими.
    В случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных Таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним Таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником.

Как часто можно Собороваться?
Согласно церковной традиции, принимать Елеосвящение можно только один раз в течение одного заболевания. Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер. «Над одним и тем же человеком, когда он, по выздоровлении, снова заболеет, елеосвящение может быть повторяемо, так как оно есть врачество; но оно не должно быть повторяемо над болящим, пока он находится в одной и той же болезни» (Номокан. (при больш. Требн.) пр. 164).
Как нужно готовиться к Соборованию?
Специального приготовления перед Таинством не требуется, но важно обозначить, что если человек ведет нецерковную жизнь, более того, пребывает в смертных грехах, то без стремления изменить свою жизнь собороваться бессмысленно и бесполезно.
Желающему приступить к Соборованию, необходимо предварить это Таинство Исповедью, в котором он мог бы очистить свою душу покаянием и положить твердое намерение впредь бороться с грехом и исправлять свою жизнь.
Перед самим Таинством важно, чтобы Ваше имя внесли в список соборующихся. Это можно сделать в свечной лавке до начала Соборования.
Одежда на соборующемся должна быть скромной, при этом область шеи должна быть хорошо открыта.
Во время Таинства все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос – свет в нашей жизни.
Поскольку существенной стороной Таинства Елеосвящения является отпущение грехов, при решении вопроса об участии в этом таинстве детей следует руководствоваться теми же правилами, какие относятся к Таинству Покаяния. В частности, Таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости.
К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания Таинства и неверном отношении к нему.

Что делать с елеем и зернами пшеницы, взятыми в храме по окончании Соборования?
Елей можно понемногу добавлять в пищу. Также освященным елеем помолившись можно крестообразно помазывать больные части тела.
Зерна пшеницы, которые употребляются в Таинстве, символизируют зародыш жизни, а по смерти тела — воскресение. Их можно, как и елей понемногу использовать в пищу.
Означают ли слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?
Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.
Невозможно не упомянуть и то, что ни с каким другим Таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с Соборованием: что после соборования нельзя вступать в брак, нельзя мыться, никогда не есть мясо, и т.д., и т.п.; а главное – что принимать это таинство можно только умирающим. ВСЕ ЭТО НЕПРАВДА!
Таинство Соборования — не напутствие на тот свет, но исцеление для этой жизни в покаянии. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13).
Соборование часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?
Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазание совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились в Крещении. Это Таинство совершается Православной Церковью над крещаемым один раз в жизни. Исключением являлось второе Миропомазание над престолонаследником, который венчался на Царство. Их называли Помазанниками Божиими. В России первым из них стал царь Иоанн IV Грозный в 1547 году, последним – царь Николай II в 1896 году. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается в случаях, когда принимается в Православие человек из инославной христианской конфессии.
Безусловно, и от Миропомазания, и от Соборования следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощного бдения (вечерней праздничной службы), и которое люди, только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее, иногда принимают за некоторое важное священнодействие. Но это есть всего лишь помазание святым елеем, символизирующее излияние милости Божьей и Церковным Таинством не является.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *