Сколько раз можно венчаться

О повторных браках и венчании

Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта документа «Об упорядочении практики совершения браков, в частности повторных», стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

Протоиерей Валериан Кречетов

– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?

– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, Маргарита Тучкова (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.

В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.

Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.

А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».

Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – «гражданский брак». Это, конечно, беда нашего времени…

В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.

– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…

– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.

– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.

– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, отец Алексий Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…

Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.

Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.

Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.

– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?

– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…

Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!

– Важно послушание Церкви?

– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.

Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. Брак существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.

Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!

– Некоторые священники поступают в каких-то случаях «по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…

– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!

– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.

Когда мы говорим о приходской жизни, которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

Протоиерей Валериан Кречетов – Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда легче управлять!

Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает – значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее – тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.

Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» – «Нет, не против, но занятие бесполезное!» – «А почему?» – «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.

Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.

У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.

А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом – две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город – своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова – своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.

Например, была Оптина, были отец Иоанн Кронштадтский, отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами – мы и должны к этим образцам возвращаться. А там – как уж получится. Так и получится!

– На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

– В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» – то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.

Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят – они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого – всё нечисто. И признак чистоты – не видеть грехи других людей. А признак нечистоты – это именно когда мы видим только грехи другого человека.

Этот образ Божий – его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование – это воссоздание в человеке образа Божия. Это – первое. Второе – умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое – это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!

>СВЕТСКИЙ

>Словарь синонимов русского языка:

Светский — см. вежливый

Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля:

СВЕТСКИЙ, к свету (миру) в разн. знач. относящ. , земной, мирской, суетный; или гражданский. Светская власть, противопол. духовная. — люди. — духовенство, белое, не монашеское, противопол. черное. Светские утехи, шумные, чувственные. — человек, посетитель обществ, сборищ, увеселений; ловкий приемами, сведущий в гостинных обычаях. Светски жить, светское творить. Светскость, сост. по глаг. , обходительность, людскость, привычка и уменье обращаться в свете, с людьми. Свеча, свечка ж. свеща церк. и арх. жигалка, новг. горючая скалочка, со светильнею, коей пламя плавит самое вещество свечи, усиливаясь чрез это, и светит, освещает потемки. Свечи делаются сальные, стеариновые, восковые, спермацетовые; есть маканые, катаные (маглеваные) и литые. О домашней свече говор. зажечь, засветить и погасить, потушить; о церковной: затеплить и сократить. Не встанет свеча перед Богом, а встанет душа (о обрядливости). Голова без ума, что фонарь без свечи. Игра свечей не стоит, или: эта шкурка вычинки не стоит. Свеча на икону, деньги на церковь, а мука просвирне, ниж. похоронный обычай. Богу на свечу, царю на подати, себе на пропитанье. Собирает на сальную свечу, Василью Кузьмичу. Сулил свечку — а прошла беда; ищи на мне! Три свечи на столе — к покойнику. Троица Троицей — а трех свечей на стол не ставят. Нечаянно свечу погасить — к гостям. Под венцом свеча потухнет — скорая смерть. Воск от свечи на паникадиле, взятый в первый день Пасхи, кладут в улей. Сидит, как свеча горит, говорит, что рублем дарит. Живет, как на ветру свеча горит. Кого проводишь со свечой, тот тебя и встретит со свечой (говорят там, где обычай ставить ко гробу в церкви свечи). Этого и днем со свечой (с огнем, с фонарем)поискать. Мужик Богу свеща (свеча), государю слуга. Свечу Богу поставить, к образу, на молитве; | *принести что в жертву, вологодск. поставить сына в солдаты. Ни Богу свеча, ни черту ожег, никуда не годен. Местные свечи, в церкви, перед иконостасом, большие. Он обещался Николаю-чудотворцу пудовую свечу. Москва от копеечной свечки сгорела, покинутой перед образом. Я бы тому свечу поставил, кто бы теперь меня выручил! | Свеча, в артилр. свеча палительная, бумажная трубочка, начиненная горючим составом, для запалу затравки орудия, вместо фитиля, также для поджига потешных огней, подкопов и пр. | Курительные свечи, из угольной мякоти, с пахучими смолками, для куренья. | Свечка, вят. шиш, указательный палец. | Растен. Euphrasia, очанка, светлик. Егорова свеча, растен. Orobanche elatior. Царская свеча, см. лучинник. Орлиная свечка, растен. Nepeta Iavandulacea, жагодбой. | Свечи, в потешных огнях, трубки, которые выкидывают вспышки звездочек, огненные катышки. | В игре в мячи, удар мяча в землю, с прямым отскоком его кверху, и подхват его налету, после паденья. | В алебастровые кучки, при пережиге, ставят свечи или стрелы, шесты, которые, сгарая, покидают продушины в куче, для тяги воздуха. | Свечки, костр. пенз. крещенский сочельник, канун Крещенья, Богоявленья, 5 января. | Свеча, зап. смол. пирушка: созвав гостей, хозяин ставит свечу, поп благословляет дело; все гости прилепляют кусок воску к этой свече и затем пьянствуют; свеча обходит поочередно все селенье, нарастая, и наконец поступает в церковь. Свечное сало, лой. Свечная лавка, свечной завод или свечная. Свечные деньги, собираемые в церквах за свечи. Свечное или восковое дерево, растен. Myrica ceritera. Свечной мастер или свечник. Церковный свечник. | Кто у продажи церковных свечей. Свечной монах. | Свечник, стар. придворный чин: кто носит свечу перед царем, царицей, при торжествах. Как царицу укручивают перед венчаньем, и он (свечник) в то время держит свечу, Котошихин Свечница, девушка, которая держит свечу, при уборке (окручении) невесты. | Свечник, костр. свадебн. чин, у брачных свечей. | Свечник и свещник, подсвечник, шандал, во что ставят свечу или свечи, канделябр. | Арх. ночник, сальник, жирник, лампадка. Свечниковы припасы. Свечносальный и свечновосковый заводы. Свещеносец, пономарь, носящий свечу пред служащим. Свещеносные богомольцы. От нареч. светло произошли сложные слова, б. ч. прил. понятные без объяснений; они относятся бол. к бледности красок цвета; а составные с част. свето-, к яркому озаренью, или к свету в знач. : мир, земля, либо к истине. Свечегас стар. пономарь или церк. староста. Светло-алый бархат. Светло-бурая лошаденка. Светло-вишневый платок. -гнедая конская масть. -желтая канарейка. -зеленое сукно, травянистое. -каштановые волоса. -коричневый сюртук. -лиловый цвет, сиреневый. Светло-малиновый пион. -красный кирпич. -розовая дымка. -русый ус. -синий мундир. -сизый голубь. Светло-серенькое небо. Светлоносное свыше сияние. Светлосолнечный день. Светлотекучий источник. Световодители приставил еси, кан. анг. хрн. Поем тя, единого светодавца, Бога! ирмос. Имея светодателя, демонов тьму умалил еси, Минея. Светодетель, Творец. Светозарное солнце. Светозарность электрической накалки мало уступает солнцу. Свеотозрачный лик, светлый, блестящий. Просвещаемый светолучными сияниями, Слжб. Воскр. Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику, Отцу Твоему, от нощи неведения приведете имамы, ирмос. Светоначальный, относящ. к началу света, противопол. тьма; или к началу мира, к мирозданию.

Брак по благословению

Не секрет, что семейная жизнь, а с ней и все привычные устои, в нашем обществе, трещат по швам. В России сейчас около 700 тысяч сирот. Это больше, чем после окончания Великой Отечественной войны. Проблема насилия над детьми со стороны родителей заставляет совершенствовать законодательство, защищать права подрастающего поколения от собственных пап и мам. Привычным становится ответное детское зло в отношении взрослых, стариков, слабых, животных. Если быть последовательным, то надо признать, что наличие более миллиона зеков в российских тюрьмах – тоже результат кризиса семьи и традиционных ценностей. Дореволюционная крестьянская Россия при соответствующей численности населения не имела такого количества сирот, в тюрьмах содержалось в десять раз меньше преступников.

Лечим страсти

Как скрепить семейные узы, сохранить брак в нашем переменчивом мире? Эта проблема не только социологов, но и священников. Разведенный или просто одинокий человек, образно говоря, не благонадежен для Царства Небесного. Хотя такими категориями сейчас мыслит абсолютное меньшинство наших сограждан, но вот в крепости семейных уз заинтересовано большинство. В первую очередь, по моим наблюдениям, к этому стремятся женщины – в случае распада семьи они несут 90% проблем: дети на руках, финансовые проблемы, невозможность добиться нормальных алиментов, депрессивное состояние брошенной супруги. Поэтому все чаще люди задумываются о венчании как средстве скрепления брачных уз, т.е. о призывании благодати Божией на супружескую жизнь верующих. С чего же надо начинать?
Брак — это средство сохранения целомудрия. «Брак есть врачество, истребляющее блуд», — соглашается с апостолом в своем толковании святитель Иоанн Златоуст. Известный афонский старец Паисий тоже советовал молодым людям пораньше — лет до 24-25 — вступать в брак именно по этой причине — чтобы не впасть в блудный грех. Многие люди сегодня считают слово «целомудрие» синонимом «воздержания» или «девственности», хотя это не совсем так. Целомудрием можно назвать и чистую, полноценную супружескую жизнь без измен и, увы, общепринятой развращенности. Многие священники отмечают, что, выступая перед светской молодежью, темы отношений полов лучше вообще не касаться — настолько далеки реалии современной жизни от церковных требований. Действительно, когда современному молодому человеку проповедники говорят «не блуди», он воспринимает это как призыв к монашеству, а оно, по распространенному мнению, исключительно «для больных». Молодым людям даже в голову не приходит, что в их «нежном возрасте» можно вот так просто взять и вступить в брак и начать жить здоровой полноценной жизнью на законных основаниях. А ведь всего одно поколение назад родители этих самых юношей и девушек довольно часто вступали в брак еще студентами, и это никого не удивляло.
Благословение – слово со властью
Символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка – цветок, на котором в народе традиционно гадали «любит-не-любит». Гадание, как известно, не лучший способ ответа на вопрос о суженом. В церкви сложилась вековая практика благословения на брак. Именно благословение, с точки зрения православных, должно упрочить семейный союз и быть знаком того, что выбор супругов неслучаен, а промыслителен (значит, соответствует не только их намерениям, но и попечению Бога о них).
Первым шагом на пути к церковному благословению является согласие родителей молодоженов. С библейских времен родительское благословение считается условием прочного и счастливого брака. Во время таинства венчания священник молится: «Помяни Боже и воспитавшия их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов». Бог дал родителям особую власть над детьми. Они должны пользоваться ей, руководствуясь любовью и мудростью.

По традиции жених с родителями приходят в дом невесты и просит у них руки дочери. При согласии на брак, они вместе с родителями жениха благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку — иконой Пресвятой Богородицы. Молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа. Это значит, что теперь, когда время воспитания детей окончилось, родители с верой и надеждой вверяют их всесильному заступничеству Господа и Матери Божией. Иконы эти ставят в красном углу. Нередко ими благословлялось несколько поколений. Они становятся семейно-родовой святыней. Иногда отцы и матери оставляют на оборотной стороне образа памятный наказ своим детям.

Что надо знать взыскующим

В наше время наблюдается живой интерес к возрождению обычая благословение на создание семьи. Тут стоит предупредить о некоторых возможных препятствиях на этом пути. В разных православных храмах сегодня можно обнаружить свои «традиции» благословения на брак. Так, в некоторых приходах ко всем молодым или уже не очень молодым людям, прежде чем дать разрешение на свадьбу, предъявляют определенные требования. Например, жених и невеста должны быть знакомы несколько лет, но иногда не уточняется, с какой периодичностью они должны видеться в этот период. Некоторые батюшки разрешают своим духовным чадам вступать в брак только с теми, кто не был женат/замужем и вообще вел целомудренный образ жизни до решения связать себя брачными узами. В одном из московских храмов существует такая традиция благословения на брак: если молодой человек и девушка понравились друг другу, они говорят об этом духовному отцу, и после воскресной службы священник с амвона объявляет всем присутствующим, что, например, Катя и Саша решили пожениться. После этого молодые люди могут вместе ходить, «держась за ручку», до свадьбы. Последний пример благочестия, конечно, кажется совсем уж экзотическим даже для церковной среды.

Из приведенных примеров важно сделать выод: такие «обычаи», «традиции» и «подходы», если они обусловлены лишь только личным мнением священника на приходе, а не церковными канонами, не могут считаться истиной в последней инстанции. Приходской священник отнюдь не должен подменять своими субъективными решениями и советами личный выбор вступающих в брак и не имеет права препятствовать заключению такового, если не существует на то канонических препятствий — например, кровного и духовного родства (так, безусловно запрещены браки между двоюродными братом и сестрой, крестным и крестной, крестным и крестником).

Некоторые женихи и невесты стараются заручиться благословением не простого приходского священника, а почитаемого в народе старца. Подразумевается, что он должен знать «волю Божию» о молодых. В таком случае, даже исполнив все формальные требования к браку, они могут и не получить одобрения старца. «Не твоё», — скажет он. Известен из истории случай, когда святой Амвросий Оптинский девушке, приехавшей благословиться на венчание, дал совет идти в монастырь, а собравшейся вступить на иноческий путь, предсказал замужество и кучу детей. Обе девицы потом были благодарны преподобному за то, что он уберег их от неверного шага.

Однако в наше время подобные старцы являются величайшей редкостью и, как правило, народ устремляется не к старцам, живущим в Духе Божием, а пожилым ( и не очень пожилым) священникам и монахам, порой лишенным обыкновенной рассудительности. Их неразумные благословения могут стать причиной нестроений и бед в семейной жизни. А как иначе можно расценить категорическое требование к родителям выдать дочь замуж за «хорошего человека», которого она еще и не видела? Или, например, «никогда не расставаться с мужем»? Вот и ездит «блаженная» за ним во все командировки, а детей воспитывают бабушки.

Далеко не все женихи и невесты склоны доверять вторжению «старца» в свою жизнь. Вот одна типичная история, рассказанная женихом:

— Встретил очень хорошую девушку — два года общаемся. Мои родители по-правильному верующие сказали: съездите к старцу и возьмите благословение на брак. Девушка отказалась — проверка кого и зачем? И вот сижу меж двух огней и немного тяжко. Родители свято и близкий человек дорог. Девушка расценивает мое поведение как предательство и готова уехать к себе. Звонил в монастырь к отцу Власию, в пост не принимал, на Светлую седмицу тоже… А время идет и давит со всех сторон.

Однако в подобных ситуациях необходимо трезвомыслие. К примеру, в приведенной мною истории налицо проблема: отношения у молодых людей уже сложились, они почти дошли до ЗАГСа, а родители в самый последний момент решили проверить у старца правильность их решения. Если вы верите в прозорливость подвижника, то надо идти к нему на самой начальной стадии отношений, а не в их кульминации – подготовки к свадьбе. Действительно, что теперь проверять?

Несмотря на все превратности современной жизни, церковное и родительское благословение остается востребованным. Все больше людей приходят в храм посоветоваться, разобраться в своих сомнениях перед вступлением в брак. Остается лишь пожелать, чтобы эта традиция укреплялась, бережно относясь к человеческой свободе и взаимной любви.

Протоиерей Максим Хижий

ЗАДАТЬ ВОПРОС ПО ТЕМЕ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *