Сколько церквей в угличе?

Углич: Церкви и соборы

    • Туризм в Угличе
    • Отели Углича
    • B&B/мини-отели в Угличе
    • Турпакеты в Углич
    • Авиабилеты в Углич
    • Рестораны Углича
    • Развлечения Углича
    • Форум путешественников о Угличе
    • Фото Углича
    • Карта Углича
    • Все отели Углича
    • Спецпредложения отелей в Угличе
    • Горящие туры в Угличе
    • По типу отеля
        • Хостелы: Углич
        • Углич: кемпинги
        • Лучшие семейные отели Углича
        • Углич: отели бизнес-класса
        • Углич: спа-курорты
        • Романтические отели Углича
    • По классу отеля
        • Углич: 4-звездочные отели
        • Углич: 3-звездочные отели
    • Популярные удобства
        • Отели в Угличе, где разрешено проживание домашних животных
        • Oтели с бассейном в Угличе
    • Популярные категории в Угличе
        • Отели Класса Люкс в Угличе
        • Спа-Отели в Угличе
        • Отели С Трансфером в Угличе
        • Отели с балконами в Угличе
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Угличский Кремль
        • Отели рядом — Музей гидроэнергетики
        • Отели рядом — Церковь Димитрия Царевича «на крови»
        • Отели рядом — Музей тюремного искусства
        • Отели рядом — Музей Мифов И Суеверий Русского Народа
        • Отели рядом — Музей «Библиотека русской водки»
        • Отели рядом — Спасо-Преображенский собор
        • Отели рядом — Музей Велосипеда
        • Отели рядом — Богоявленский монастырь
        • Отели рядом — Воскресенский монастырь
    • Аэропорты поблизости
        • (SVO) Аэропорт Шереметьево: отели поблизости
        • (DME) Аэропорт Домодедово: отели поблизости
        • (VKO) Аэропорт Внуково: отели поблизости
    • Углич: все рестораны
    • Углич: Вафли и блины лучшего качества
    • Ближайшие отели
        • Рестораны поблизости Отель Волжская Ривьера
        • Рестораны поблизости Гостиница «Чайка»
        • Рестораны поблизости Гостиница Москва
        • Рестораны поблизости Гостиница «ДУК»
        • Рестораны поблизости Гостиница Углич
    • Углич: все развлечения
    • Углич: чем заняться на этих выходных
    • Углич: Достопримечательности и культурные объекты
        • Углич: Архитектурные достопримечательности
        • Углич: Мосты
        • Углич: Священные места и религиозные достопримечательности
        • Углич: Исторические достопримечательности
        • Углич: Памятники и статуи
        • Углич: Культурные объекты и достопримечательности
        • Углич: Церкви и соборы
    • Популярные категории в Угличе
        • Углич: Музеи
            • Углич: Художественные галереи
            • Углич: Музеи искусств
            • Углич: Исторические музеи
            • Углич: Специализированные музеи
        • Углич: Природа и парки
            • Углич: Парки
            • Углич: Водоемы
        • Углич: Покупки
            • Углич: Художественные галереи
            • Углич: Блошиные и уличные рынки
            • Углич: Фермерские рынки
        • Углич: Ресурсы для путешественников
            • Углич: Туристические центры
        • Углич: Еда и напитки
            • Углич: Фермерские рынки
        • Углич: Активный отдых на открытом воздухе
            • Углич: Туры по природным и заповедным зонам
        • Углич: Туры
            • Углич: Туры по природным и заповедным зонам
            • Углич: Туры по местам культурно-исторического наследия
            • Углич: Однодневные поездки
            • Углич: Многодневные туры
    • Что обычно ищут в Угличе
        • Скрытые жемчужины
        • Подходит для пар
        • Место для медового месяца
        • Подходит для детей
        • Подходит для больших групп
        • Бесплатный вход
        • Недорого
        • Подходит для дождливого дня
    • Аэропорты поблизости
        • (SVO) Аэропорт Шереметьево: развлечения поблизости.
        • (DME) Аэропорт Домодедово: развлечения поблизости.
        • (VKO) Аэропорт Внуково: развлечения поблизости.
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

Исчезнувшие храмы г. Углича Ярославской области

Материалы для урока по региональной истории России (10-й класс – XX- начало XXI века, тема ?? “Советский союз в 1920 – 1930-е гг.”.

Цель: привлечь внимание обучающихся к историческому прошлому своей страны, показав историю исчезнувших храмов города Углича Ярославской области.

I. Вводная часть.

Д.С. Лихачева говорил “Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему”. Любовь к своей малой Родине во многом зависит от того, насколько хорошо знает человек историю, культуру и традиции своего города, села. Ведь она дает человеку возможность выбора духовных ценностей, которые наиболее соответствует его жизненным принципам. За экономическими, политическими и социальными проблемами мы порой не замечаем, что духовная сторона жизни остается в тени. Известно, что русские люди отводили духовной стороне жизни особое место, посещали святые места, церкви, соблюдали церковные праздники. Как вы думаете, можно ли назвать актуальной проблемой современности – проблему незнания современной молодежью истории своей малой родины, города, села? Нужно ли вам, современному поколению, сейчас знать историю своей родины, знать, как создавалась эта история, и нужно ли вам сейчас хранить память о тех давних событиях нашей истории? И сегодня мы обратимся к прошлому нашего города, а именно к исчезнувшим храмам.

II. Основная часть.

Слайды 2-3. Историей исчезнувших памятников в основном занимаются краеведы, музейные работники, работники архивов. “Путеводитель по церквам города Углича” Н.Ф. Лаврова – первое историко-краеведческое издание, посвященное храмам и церковным древностям города Углича. Занимался историей исчезнувших храмов в Угличе Сергей Михайлович Прокудин-Горский.

Исчезнувшие памятники — это печальная страница в истории нашей страны, наш город утратил в свое время многие архитектурные памятники и в том числе православные храмы, о которых сейчас не помнит подрастающее поколение, да и, наверное, люди среднего возраста. Украшением нашего старинного города были бы сохранившиеся до наших дней храмы. Известно, что Русь держалась православными храмами, которые строились в больших и малых городах, селах.

К сожалению, многие из них в нашем городе не сохранились. По сведениям за 1884 год в Ярославской губернии было существующих 19 монастырей (из них 6 — в городах) церквей: православных 1.042 (каменных 1.003) из них в городах 193, единоверческих 5, протестантских 2 (в Ярославле и Рыбинске). В 1843 году во всех этих монастырях было 163 инока, 148 инокинь,120 послушников, 659 послушниц — всего — 1090 человек. Кроме этих монастырей в пределах губернии было 58 монастырей и пустынь, которые частью были обращены в приходы, частью — совершенно уничтожились.

Слайд 4. К 1908 году на территории города Углича насчитывалось 26 городских храмов, из них 17 приходских церквей и 74 приходских сельских храма (приходские храмы – церкви, где местное население исполняло требы и обряды православного верования). Все церкви были разделены на пять благочинных округов – 2 округа составляли храмы города Углича и 3 округа – храмы Угличского уезда.

Давайте узнаем, какие же церкви были разрушены, где они раньше стояли, что сейчас на этих местах?

Слайд 5. На карте 1832 года они расположены под номерами.

Слайд 6. Церковь Василия Великого (обиходные названия Васильевская церковь, Василиевская церковь, Василия Кесарийского церковь). Кирпичная церковь, построенная в 1727-1730 годах. Небольшое трёхчастное здание с храмовой частью типа восьмерик на четверике, пятигранным алтарём и протяжённой тёплой трапезной, в которой помещался придел Соловецких Чудотворцев. Колокольня четырёхгранная трёхъярусная, увенчанная шпилем, в стиле классицизма пристроена с западной стороны в начале XIX века. Церковь закрыта в 1920, разрушена (одна из первых) в 1929-1930. В 1956 г. на этом месте построена телевизионная вышка (ул. Гражданская).

Слайд 7. Вознесенская церковь, церковь Вознесения Господня на могилицах. Старый адрес: Вознесенская площадь. Современный адрес: ул. Ольги Берггольц, Парк Победы. Кирпичная церковь, построенная в 1740-1742 на средства Т. Г. Тарханова. Небольшое четырёхчастное здание с храмовой частью типа восьмерик на четверике, тёплой трапезной с северным приделом Николая Чудотворца и столпообразной семигранной колокольней над папертью. В 1817 к трапезной с южной стороны пристроен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Церковь закрыта в октябре 1938, сразу же начат снос. Церковь построена на месте прежних деревянных храмов Николая Чудотворца и Алексия Митрополита. Во 2-й пол. XVII в. к ним перенесен престол Вознесения Господня разрушенного в Смутное время монастыря, стоявшего в районе перекрестка нынешних ул. Каменской и Пролетарской.

Слайд 8. Ильинская церковь (Ильи Пророка) располагалась на Ильинской площади (сейчас: пл. Пушкина). Кирпичная церковь, возведенная в 1748 на средства купцов Переславцевых, представляла собой 2-х этажную четырехчастную постройку с двухсветной храмовой частью, увенчанную небольшими восьмериками. Верхний холодный храм был Троицкий. Нижний теплый — Ильинский. Закрыта в 1929 году, разрушена в конце 30-х годов 20 века.

Слайд 9. Петропавловская церковь, церковь Петра и Павла (перекресток ул. 9-го Января и ул. Ленина). Кирпичная церковь, построенная в 1730-1735. Четырёхчастное здание с двухсветной храмовой частью, увенчанной пятиглавием. Над папертью возвышалась столпообразная восьмигранная ярусная колокольня. В начале XIX века с северной стороны к церкви пристроен придел, упоминаемый в разных источниках как Борисоглебский или Борисоглебско-Казанский. Храм закрыт в 1928, разрушен в конце 1930-х. До нашего времени сохранилась часовня церкви Петра и Павла.

Слайд 10. Пятницкая церковь (церковь Параскевы Пятницы, Параскеевская церковь. Прасковьевская церковь). Адрес 1917 года: перекресток ул. Воскресенская и Пятницкого переулка, современный адрес: Советская площадь. Кирпичная церковь, построенная в 1759-1764. Двухэтажное четырёхчастное здание с односветной храмовой частью, первоначально завершённой деревянными шестериком, восьмериком и главой (после пожара 1822 заменены небольшой главкой). Алтарь пятигранный, над папертью возвышалась двухъярусная колокольня. Пятницкая церковь с отдалённых времен была домовым храмом подворья ростовских архиереев в Угличе. В 1780 приписана к Спасо — Преображенскому собору, была бесприходной. В нижнем этаже церкви в разное время размещались Угличское духовное училище и Духовное Правление.

Церковь была разрушена одной из последних в 1962 году.

Слайд 11. На углу улиц Свободы и Октябрьской стояла удивительная по своей архитектуре церковь Воздвижение креста или Солунская (Селунская). Отсюда и улица Октябрьская называлась Крестовоздвиженская (Солунская), а Свободы – Благовещенская. Церковь была построена в 1775 году, была двухэтажной и имела два престола, то есть две самостоятельные церкви. Один главный престол во имя Воздвижения Честного и животворящего Креста Господня находился на втором этаже – летняя церковь и богослужения велись в теплое время. Второй престол во имя Святого великомученика Дмитрия Солунского находился на первом этаже и богослужения велись зимой. Церковь закрыта в 1927 году, разрушена в 1930.

Слайд 12. Церковь Рождества Христова на могилицах (Христорождественская церковь, Рождественская церковь, Филипповская церковь). Адрес на 1917 год: Ярославская губ. Филипповская площадь. Современный адрес: ул. Ярославская, Парк Победы. Кирпичная церковь, построенная в 1799-1801. Большое четырёхчастное здание с пятиглавой двухсветной храмовой частью в виде четырёхлистника-квадрифолия и протяжённой трапезной с двумя приделами: Усекновения Предтечи и Апостола Филиппа, в которой находился зимний храм. В 1812-1821, вероятно, в рамках единого замысла, построена внушительная четырёхъярусная колокольня с поярусной расстановкой ордера, завершённая шпилем. Церковь закрыта в 1927, разрушена в 1937. Церковь построена на месте прежних каменного храма Рождества Христова и деревянного Апостола Филиппа.

Слайд 13. Успенская церковь, Успения Пресвятой Богородицы, Богородицкая церковь. Церковь впервые упомянута в 1482, в тот период имела статус собора. Последний по времени храм построен в 1795-1799 вместо каменной Никольской и деревянной Успенской церквей. Церковь впервые упомянута в 1482, в тот период имела статус собора. Большое кирпичное четырёхчастное здание с пятиглавой двухсветной храмовой частью, трёхапсидным алтарём, тёплой трапезной с двумя приделами и примыкающей с запада восьмигранной четырёхъярусной колокольней. Приделы были: правый во имя Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста и Алексия Митрополита, левый — Сергия Радонежского и священномученика Антипия.

Слайд 14. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (перекресток ул. Флоровской и Благовещенской, сейчас: перекресток ул. Свободы и Островского). Здание летней (теплой) церкви возведено в 1744, зимняя (холодная) церковь возведена в 1779 году. Небольшая одноэтажная трёхчастная постройка с трапезной и пятигранным алтарём. Храмовая часть двухсветная, первоначально завершалась восьмериком и барабаном с главкой. В 1830 завершение перестроено в классическом стиле по проекту губернского архитектора П. Я. Панькова. В 1830-х построена двухъярусная четырёхгранная колокольня, примыкавшая с западной стороны. Летняя церковь закрыта в 1927, использовалась для размещения сыродельного завода, обе церкви снесены в конце 1930-х.

Слайд 15. Воскресенская (Георгиевская) церковь на городском кладбище (старый адрес: ул. Песотская и дорога в Иерусалимскую слободу и Покровский Паисьев монастырь, современный адрес: коллективные сады ГЭС). Кирпичная церковь, построенная в 1744. В XVII веке к юго-востоку от территории посада и слободы Пески находилось кладбище «Убогий дом», предназначенное для погребения бродяг и разных погибших людей. На нем в 1672 построена деревянная Воскресенская церковь. С конца XVIII века там было образовано крупнейшее городское кладбище, называвшееся Воскресенским или Георгиевским. Небольшое четырёхчастное здание с храмовой частью типа восьмерик на четверике с полукруглым алтарём и тёплой трапезной с двумя приделами: южным в честь Толгской иконы Божией Матери и северным во имя Казанской Божией Матери и Георгия Победоносца. С западной стороны к церкви примыкала массивная трёхъярусная колокольня, построенная в начале XIX в. Церковь закрыта в 1927, разрушена в конце 1930-х, кладбище также уничтожено.

Слайд 16. Церковь Николы Чудотворца на Петухове, Николопетуховская церковь, Никольская церковь, Николаевская церковь, Николы церковь, Николы Угодника церковь, Николая Мирликийского церковь, Свято-Никольская церковь. Старый адрес: перекресток ул. Никольская и ул. Корсунская, современный адрес: перекресток ул. Пролетарская и ул. Нариманова. Кирпичная церковь, построенная в 1758. Одноэтажное четырёхчастное здание с двухсветной храмовой частью, увенчанной пятиглавием, с полукруглой алтарной апсидой, небольшой трапезной с тёплым храмом Рождества Богородицы и зауженной папертью, над которой возвышалась шатровая колокольня. Церковь закрыта в 1927, разрушена в 1940-1950-х. Около паперти церкви находился большой камень с выбитым изображением петушиной лапы, являвшийся древним мерянским межевым знаком, от которого, а также от легенды о появлявшемся на камне огромном петухе, предвещавшем несчастья, церковь и получила название. В XVII в. церковь находилась при слободке Роговке Алексеевского монастыря.

Слайд 17. Церковь Николы “на песках” (Николопесоцкая, церковь Святой Живоначальной Троицы). Кирпичная церковь, построенная в 1761. Большое одноэтажное четырёхчастное здание в стиле барокко с повышенной храмовой частью типа восьмерик на четверике, завершённой малым восьмериком и чашевидной главой. Алтарь пятигранный с фигурной кровлей, к храмовой части с севера и юга примыкали аналогичные объёмы. Трапезная протяженная, с Тихвинским и Никольским приделами, над папертью возвышалась четырёхъярусная колокольня простых форм, увенчанная шпилем. Церковь закрыта в 1933, разрушена в конце 1930-х. Вокруг храма располагалась слобода Заручье или Пески. Старый адрес: ул. Петербургская, выезд к переправе через Волгу, современный адрес: территория ГЭС.

Слайд 18. На левобережной Малой стороне стояли такие церкви: Введенская, церковь Всех Святых, церковь Леонтия Ростовского.

Церковь Пресвятой Богородицы, Введенская, Богородицкая. Кирпичная церковь, построенная в 1749 году. Небольшое четырёхчастное здание с храмовой частью типа восьмерик на четверике. Алтарь полукруглый, тёплая трапезная с одним приделом. Над папертью возвышалась шатровая колокольня, с западной стороны примыкало крыльцо. В 1796-1801 с южной стороны к храму был пристроен равный по объёму придел Тихвинской иконы Божией Матери, выполненный в классическом стиле, с четырёхколонным портиком по фасаду. Тёплый престол был Георгиевский. Церковь закрыта в 1927, разрушена при строительстве ГЭС. На месте церкви до Смутного времени находился Введенский женский монастырь. Позднее была построена деревянная приходская церковь. Кирпичная ограда с железными решётками и трёхпролетными Святыми воротами была сооружена в 1851 на средства купца П. М. Сурина.

Слайд 19. Церковь Всех Святых (старый адрес: перекресток ул. Большая Всесвятская и ул. Малая Всесвятская, современный адрес: ул. Кирова). Кирпичная церковь в классическом стиле, построенная в 1821-1823 на месте прежнего деревянного храма, возведённого в 1776. Четырёхчастное здание с повышенной храмовой частью, завершённой ротондой с куполом и главой. С западной стороны примыкали тёплая трапезная с одним приделом во имя Харалампия и Власия и двухъярусная колокольня, увенчанная шпилем. Церковь закрыта в 1929, разобрана при строительстве ГЭС.

Слайд 20. Церковь Леонтия Ростовского, церковь Леонтия, епископа Ростовского за Волгою (старый адрес: перекресток левобережных улиц: Набережная и Петербургская, современный адрес: ул. Речная). Кирпичная церковь, построенная в 1778. Двухэтажное четырёхчастное здание с двухсветной храмовой частью, завершённой пятиглавием. Алтарь пятигранный, с запада примыкала трапезная. Нижний Никитский храм был предназначен для зимних богослужений. В декоре храмовой части было применено более двух тысяч зелёных поливных изразцов. К юго-западу от церкви располагалась отдельно стоящая шатровая колокольня. Церковь закрыта в декабре 1935, разобрана при строительстве ГЭС. Леонтьевская церковь была крупнейшим храмом левобережной Малой стороны.

III. Подведение итогов и обобщение. Обучающимся предлагается объяснить, как они понимают слова Лихачева Д.С. (слайд 21).

IV. Домашнее задание. Пройдите по ссылке http://padlet.com/mrz_olga/5buokpe5vv8v и на доске Padlet выберите подходящее название для церквей (слайд 22).

Одна из красивейших церквей Углича по праву носит название «Дивная». Это трапезная церковь Алексеевского монастыря, стоящего на древней Огненной горе за Каменным ручьем. Монастырь был основан в 1371 году Алексием, митрополитом Московским. Это самая древняя обитель Углича.

В Алексеевском монастыре в 1584 году была построена первая каменная церковь Углича вне кремля. Это была церковь Митрополита Алексия, от которой в наши дни сохранились только неузнаваемые остатки стен.

Главная жемчужина монастыря − это видная издалека великолепная Успенская «Дивная» церковь с тремя шатрами. «Дивной» ее прозвали практически сразу после постройки.

Ее построили почти сразу после страшного польско-литовского разорения, в 1628г. Здесь, в монастыре, погибло более 500 местных жителей и монахов, долго державших оборону. Возможно, по древней традиции, шатровый храм был поставлен в память о них. Однако есть сведения о том, что «построена бысть церковь каменная во имя же Успения Богородицы, троеверхая или троешатровая со двема пределы, в лето 7055 (1547) году» — то есть почти на 80 лет раньше. Если это так, то, возможно, после разорения ее только отреставрировали — отсюда и скорость постройки.

Рядом с «Дивной» церковью стоит более поздний собор Иоанна Предтечи, построенный в 1681 году. Это массивное, широкое здание с пятью крупными главами на тонких барабанах. Широкая трапезная делает его еще более приземистым, особенно рядом с высокой и стройной Успенской церковью.

Сохранились сведения о посещении монастыря Алексеем Михайловичем, Екатериной II, Николаем II. В XIX веке при монастыре существовал приют для сирот, было открыто училище для служительских детей, библиотека; для бездомных устраивали бесплатные трапезы.

У апсид собора до 1917 года располагалось монастырское кладбище, на котором в течение 600 лет погребали видных жителей города и монахов. В советское время кладбище было уничтожено; сейчас на этом месте растут розы.

В 1930-х годах монастырь был закрыт, часть его зданий передана под жилье, храмы стояли в запустении. В 1920-х годах под руководством П.Барановского и И.Грабаря уцелевшие храмы были отреставрированы и фактически спасены от уничтожения.

Работы продолжились и в 1950-х годах. Сейчас это снова действующий монастырь, женский.

Паисиев Покровский монастырь

У этого термина существуют и другие значения, см. Покровский монастырь.

Монастырь

Паисиев Покровский монастырь


Слева направо: Никольский надвратный храм, Покровский собор, Богоявленская церковь с трапезной

Страна

Россия

Местоположение

акватория Угличского водохранилища, Угличский район, Ярославская область, Россия

Конфессия

православие

Епархия

Рыбинская

Тип

Мужской

Основатель

Андрей Большой

Первое упоминание

XV век

Дата упразднения

1920 год

Статус

Не сохранился

Медиафайлы на Викискладе

Паи́сиев Покро́вский монасты́рь — затопленный в советское время мужской монастырь, стоявший на берегу Волги напротив Углича (немного вверх по течению от центра города, село Покровские Горки).

История

Первые упоминания об обители датированы XV веком. По наиболее общепринятой версии, его основал в княжение Андрея Васильевича (около 1476 года) монах Паисий, присланный по его просьбе из близлежащего Калязина своим дядей Макарием. (Основанный Макарием Троицкий монастырь был также позднее затоплен). По другой версии, монастырь существовал ещё в 1430-х гг, а с приходом прп. Паисия начался его расцвет.

Покровский монастырь, наряду с княжеским теремом и Спасским собором в кремле, стал одним из первых каменных зданий Углича. В 1479—1482 года был возведён из кирпича соборный Покровский храм, алтарь которого был обращён на юг, а не на восток, как в большинстве церквей. Краеведы считали, что этот собор был крупнейшим на Руси того времени монастырским храмом и просуществовал до XX века. По новейшим данным, сохранившийся до XX века храм был заново выстроен в 1524 году (в одно время с собором Борисоглебского монастыря на Устье).

Вид на монастырь с противоположного берега Волги в 1903 году

Помимо соборного храма, в Покровском монастыре имелись и другие памятники допетровского зодчества — Богоявленская церковь и Никольский храм (1526). Богоявленская у началу ХХ века была восстановлена силами жертвователя господина Братцова.

Монастырь пострадал в Смутное время; согласно документам, во время Смуты от рук поляков и «тушинцев» в обители погибло 60 монахов.

После смуты был отстроен; к тому времени Покровский храм стал уже пятикупольным. При митрополите Ионе Сысоевиче надвратная церковь по образцу Ростовского кремля была фланкирована двумя симметричными башнями. Архитектурный облик обители имел много общего с Авраамиевым монастырем в Ростове; вероятно, над их благоустройством трудились одни зодчие.

К паперти соборного храма был пристроен еще один, с двумя престолами — во имя священномученика Антипы и преподобного чудотворца Паисия Угличского. Храм был сооружен на средства жертвователей — Волынского, Зыкова и других.

Согласно введенному секуляризационной реформой 1764 года ранжированию, монастырь принадлежал к разряду третьеклассных, и к началу ХХ века получал ежегодно 711 рублей 42 копейки казенного финансирования. При монастыре также функционировала двухклассная приходская Покрово-Паисиевская школа.

На территории Покровского монастыря кроме преподобного Паисия были захоронены Фёдор, Данила и Алексей Адашевы, местные церковные деятели и монахи. В 1692 году указом Патриарха Московского и всея Руси Адриана в монастыре учреждена архимандрития. В 1828—1831 годы над надвратной церковью надстроена колокольня высотой 30 м.

В 1920-е годы монастырь был упразднён, а к концу 1930-х гг при строительстве Угличской ГЭС монастырь был разрушен, а его территория затоплена. По преданию, незадолго до затопления монастыря мощи Паисия Угличского были тайно вынесены и сокрыты в земле высоко на волжском берегу. Их судьба неизвестна.

В 1997 году на берегу, в ближайшем месте от монастыря был установлен памятный крест.

Примечания

  1. Православный календарь. Преподобный Паисий Угличский
  2. Углич. Церкви и монастыри
  3. К вопросу о ростовской архитектурной школе XV—XVI вв.
  4. 1 2 3 4 Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. — Ярославль: Типография губернской Земской управы, 1908. — С. 9-10. — 547 с.
  5. 1 2 3 Углич сокровенный // «Фома», Март 2004 № 3 (20)
  6. О происхождении композиции надвратных церквей с двумя примыкающими башнями Ростовского Кремля
  7. Ярославский край. Покровский мужской монастырь

Ссылки

  • Подборка изображений Покровской обители

>Покровский монастырь

Материал из Про Углич

Перейти к: навигация, поиск

Городецкая Ольга Александровна – краевед.

2000г. — редакция 2009 г. Углич

ОТРАЖЕНИЕ

Образы разных эпох.

Город Углич я увидела впервые с Волги, путешествуя на яхте с Онежского озера до Москвы в свои студенческие годы. Мы спешили прошлюзоваться до заката и город, с его игрушечными церквями на берегу, проплыл мимо нас как театральная декорация. Вышли из шлюза и, чем больше удалялись от него, тем красивее казалось компактное сооружение угличского гидроузла: ГЭС, плотина, шлюз, гармонично вписанное в окружающую природу, не подавляя ее, а соединяя два живописных берега. Не знала я тогда, что через год поселюсь в этом городе и проживу в нем вот уже более тридцати лет. Судьба.

В Угличе, кроме исторических достопримечательностей, меня все время притягивало это место- плотина, шлюз, водный путь на Москву, откуда каждый год до сих пор приходят на яхтах мои друзья студенческих лет. Каждый раз я рассказываю им все новые легенды и случаи из истории города, которыми постоянно пополняется память.

Еще тогда в 1970-е годы, первые рассказы коренных жителей поражали мое воображение. Как строилась ГЭС, как разрушали церкви в городе, как наполнялось водохранилище, затопляя старинную Иерусалимскую слободу на правом берегу с кладбищем, после снесения добротных домов, церквей, вырубки садов и леса — рыжечника, богатого грибами, ягодами. И еще про то, какой удивительно красивый монастырь стоял в левобережье. Ему в старину принадлежала эта слобода. Был он разрушен и затоплен. Рассказывали, что когда взрывали постройки, кирпичи высоко и далеко разлетались. Но все не смогли разрушить, очень большой был монастырь, отдали постройки на разборку жителям, те и растащили большую часть на кирпичи, а остальное ушло под воду.

Волга раньше узкая в том месте была и мелела летом. Рыбаки перевозили с левобережья в огромном количестве рыбу дачникам, во множестве проживавшим летом в Иерусалимской слободе. Одна угличанка, проживавшая там в детстве, показывала мне пожелтевшие фотографии слободских домов. Кругом луга в цветах, сказочная природа, а напротив — вид на монастырь. Переправа на левый берег, прекрасные песчаные пляжи, любимое место отдыха угличан — Покровские горки. Выезжали туда летом на лодках с семьями, с самоварами. Отдыхали, пили чай, а не вино, пели песни, читали стихи, так рассказывала угличанка Знаменская Е. Д., вся интеллигенция Углича собиралась на эти пикники.

Тихомирова М.И. помнит, как девочкой с родителями в начале 1920-х годов ходила в Покровский монастырь, пока он еще не был закрыт. Помнит его огромные башни, красивые ворота с росписями, а за воротами сразу — часовня и в ней особенный крест, которому все поклонялись. За монастырем была большая ореховая роща. И такая красота вокруг. В песчаных берегах гнездилось много ласточек. Разве думали тогда люди, что все это будет погребено под Волгой?

Памятный крест Покровскому монастырю. Фото из путеводителя по Угличу

Сейчас я живу на самом берегу водохранилища. Отсюда в бинокль можно увидеть, почти напротив нашего микрорайона, на левом берегу, большой деревянный крест над тем местом, где затоплены останки монастыря. Известный поэт ярославского края из Мышкина В. Ковалев в стихотворении «По Угличу хожу» живописал угличские храмы «…как живое воплощение неповторимой красоты родной», далее в стихах, после описания драматических событий истории Углича, есть строчки:

«…За подвиг жизнью собственной платили

Рассыпаны их кости по полям…

…….(многоточие, пропуск и такой неожиданный перескок в современность)

Стоит над Волгой белая плотина

И синь речную делит пополам».

фото В. Кудрявцева. Угличский гидроузел Эта недосказанность заинтриговала меня. О чем умолчал поэт в 1970-е годы? Сам он был из тех — репрессированных, отбывший в 1930-е годы каторгуФотомонтаж к версии «Отражение»О.Городецкая В конце 1990-х гг собирая материалы для музея Волги — документы, фотографии, я долго рассматривала их пытаясь найти связующую нить образов двух грандиозных сооружений на Волге около Углича: Покровского монастыря, разрушенного и затопленного, и бетонной плотины Угличского гидроузла. Их силуэты совместились в моем видении, как зеркальное отражение.

«Отражение» картина Ф.Куницина

Сначала я написала стихи, как продолжение или ответ Ковалеву из нашего времени. Потом сделала фотомонтаж и уговорила художника Федора Куницина написать картину. Мы назвали её «Отражение». Художник, правда, изобразил не буквально то, что было представлено ему на образце, а творчески трансформировал отражение плотины в Волге в некий символический храм, рождающийся из силуэта плотины. Получилась фантастическая версия, подтверждающаяся возможность перехода одного в другое, как изначально запрограммированного или человеком, или какими-то высшими силами. Сходство пропорций, архитектурных членений, сходство силуэтов настолько очевидны, что несходства в деталях уже не имеют значения. У меня возникло желание найти какие-то аргументы, подтверждающие версию, что архитектор мог преднамеренно в силуэте будущей плотины великого гидросооружения зашифровать силуэт памятника древней архитектуры, который предстояло принести в жертву великой стройке.

Покровский монастырь.

Что же рассказывают нам историки и старожилы Углича о монастыре?

Леонид Федорович Соловьев в 19 веке так писал в «Краткой истории города Углича». «Покровский монастырь находится в трех верстах от города Углича на Левом берегу Волги, с другой стороны его огибает речка Нимошна, которая впадет в р. Волгу. Сия древняя обитель была основана еще в княжение Василия Темного и сына его Андрея Васильевича. Строителем обители был вызванный из Калязина Преподобный Паисий. Место обители избрано было Преподобным по указанию Божию, где он и построил деревянный храм во имя Богоявления».

Из «Угличского патерика» о преподобном Паисии угличском чудотворце мы узнаем, что чудеса происходили так. Выбрав место на заволжской стороне «высоко и красно над речкою малою Нимошною», мастера сделали закладку основания деревянной церкви, проработав целый день, удалились на отдых.

Наутро увидели, что основание церкви оказалось на другом, низком берегу. Перенесли закладку на первоначальное место, трудились день, а ночью явился Преподобному ангел и предупредил, что все повториться, и с высшего места все переместится на нижнее. Так и произошло. Строение утром оказалось снова на месте «пустынном, болотистом», «покрытом тростником в рост человека». Порешили, что это воля Божья, «принялись вырывать и вырезывать тростник, и строить храм, где он стоял потом всегда», и назвать его Богоявленским. Устроен он был всего за один год.

Другое чудо — к берегу Волги в этом месте приплыла икона покрова Богородицы. В честь ее монастырь и назвали Покровским.

Каменное строительство велось здесь в 15 веке. Соборная церковь Покрова освящена в 1482 году Возведению храма предшествовало видение Паисию Богородицы вместе с Герасимом Иорданским, в честь которого и устроен был престол. Чудо это сопровождалось явлением пяти крестов, светящихся до земли, один из которых был обращен на юг. Истолковали это как указание свыше, где устроить алтарь. Так Паисий и поступил. Алтарь церкви Покрова Богородицы был обращен на юг, и крест на ней был установлен на юг.

В 1609, 1611 годах набеги поляков разорили и уничтожали монастырь. Здесь героически погиб игумен Антоний, вышедший с крестом к воротам навстречу врагу, пытаясь усовестить его. Игумена рассекли мечом, «не почтив креста». Враги уничтожили и сожгли оставшихся в живых иноков, укрывшихся в верхнем ярусе и куполе, разложив костер в храме, и спалив все внутри его. Возобновилось каменное строительство в ХYII- XYIII веках. Строились новые церкви, колокольня, стены, ограды с башнями. В 1860 году- новое здание гостиницы.

В 1895 году Л. Ф. Соловьев отмечает: «В данное время этот монастырь между угличанами считается одним из древнейших и находится в блестящем состоянии». Описывает он строения, храмы, могилы иноков, » погибших от литвы». «Здесь под спудом покоятся мощи преподобного Паисия».

Кроме Преподобного Паисия, в монастыре захоронены известные люди: Федор, Даниил и Алексей Адашевы, многие церковные деятели. Монастырь был любимым местом богомолья угличских князей. Его посещали московские князья и цари. Владения монастыря были огромны. Кроме ближних многочисленных сел, земельных и лесных угодий, в ХYI веке к Покровскому монастырю были приписаны Грехозаруцкий Никольский монастырь, Никольский монастырь на Мологе (60 км от Углича), монастырь Петра и Павла в устье Шексны.

О связи Покровского монастыря с Учемским и дружбе Преподобного Паисия с Преподобным Кассианом в историю нашего края вписана отдельная большая глава.

Покровский монастырь – место, где работали артели иконописцев, где создавались рукописные книги. Это был духовный центр, место паломничества. Здесь находили пристанище одинокие отставные солдаты. Сюда ссылались на исправление провинившиеся церковнослужители.

Многое претерпели обитатели монастыря от стихий. В ХYΙΙI веке было два сильнейших губительных наводнения, от которых пострадали и правобережные жители Иерусалимской слободы. Стены монастыря повредились под напором льда, вода проникла в жилые помещения и храмы. Но все восстанавливалось, и к началу 20 века монастырь был все еще в том самом «блестящем состоянии», о котором пишет Соловьев. При последней перестройке фасад монастыря, обращенный к Волге, приобрел тот самый величественный вид и пространственный объем, который восхищал и удивлял очевидцев своей выразительностью. С 1882 года в обители была устроена начальная школа для мальчиков, которым обеспечивалось общежитие, бесплатное питание, баня. Преподавали там лица духовного звания. Школу посещало около 50 человек. В 1907 году было построено новое школьное здание.

Известный в Угличе человек — Д. И. Седнев , которого, к сожалению, уже нет с нами, рассказывал, как проходили в монастыре в 1920-е годы службы со звонами на праздник Покрова, но это были последние службы. А в 1930-е годы во время ночной рыбалки ему приходилось укрываться от непогоды в большом разоренном корпусе монастыря, где как привидения хозяйничали крысы.

Е. Д. Колобова рассказала, как в феврале 1932 года советскими властями было устроено публичное извлечение и «разоблачение» якобы мощей Преподобного Паисия. Ее, 8-ми летнюю девочку, гуляющую на Спасской улице, огромная толпа народа, увлекла, следуя через Иерусалимскую слободу, через Волгу на Покровские горки. Принесли ее, уставшую, домой на руках, так как некоторые угличане узнали в ней дочь известного адвоката, внучку священника Знаменского.

Тихомирова М.И. помнит как им, школьникам, учитель Сидоров – атеист, по прозванию Безбожник, велел идти всем к Покровскому монастырю, смотреть как будут доставать кости и «разоблачать» их. Дети видели это действо, но мало что поняли. Представители комиссии разрезали упакованный в какие-то тряпки сверток и объясняли, что это кости разных людей и даже животных. Но уж никак это не могли быть мощи Преподобного Паисия. Их так и не смогли найти до наших дней. Многие люди тогда осознавали всю кощунственность этого «представления», но такое творилось повсюду в России. Так отучали молодых от православной веры, от почитания святынь. Фотография и протокол «разоблачения» хранятся в Угличском музее.

В начале 1930-годов Покровский монастырь использовался для размещения дома отдыха Московского комвуза им. Свердлова. Здание Паисиевской церкви было по документам поставлено на Госохрану. Здесь пытались устроить клуб, но вероятно не получилось. В 1936 году здание использовалось «Моссобесом» под дом престарелых. За время использования с главного собора, постройки 1479 года сняли четыре боковые главы и содрали железную луковицу с центрального барабана. Помещения храма использовались под склады инвентаря, лесоматериалов, кузницу и другие хозяйственные нужды.

Но в целом монастырь выглядел также живописно. Оставались башни, стены, ворота. По заключению комиссии 1932 года: «Это выдающийся памятник архитектуры ХY века большого исторического значения, представляет интерес для изучения архитектуры древнемосковского периода».

В конце 30-х годов началось строительство Угличского гидроузла, и, несмотря на ценность и неплохую сохранность монастыря, никаких мер по его спасению не было принято. Он оказался в зоне затопления, был взорван и затоплен.

Место это вблизи Углича стало исторической братской могилой многим людям, праведным и грешным. По обе стороны Волги здесь захоронения: на правом берегу старинное Георгиевское кладбище Иерусалимской слободы, засыпанное грунтами, вынутыми при строительстве верхнего бьефа, в левобережном лесу кладбище немецких военнопленных строителей гидроузла, на дне Волги останки Покровского монастыря с древними захоронениями.

Архитектор.

Кто же был этот человек? Он, наверное, проектируя комплекс гидроузла, прежде чем придумать решение технических задач, долго рассматривал, изучал красивейший ансамбль Покровского монастыря, точно корабль под парусами, плывущий вниз по Волге, отражающийся в воде, близко подходящей к стенам в половодье. Талантливый архитектор должен был сознавать, что этот памятник обречен на уничтожение, но не на забвение.

В Угличском музее мне помогли найти несколько биографических документов архитектора. Петров Виктор Александрович родился в 1897 году в Москве. Ещё гимназистом работал в художественных студиях Мешкова и Юона, и других. Изучал русское искусство в музеях и на выставках. В 1918 году поступил в ВХУТЕмас в архитектурную мастерскую А.В.Щусева. В 1919 году летом участвовал в экспедиции Наркомпроса по обследованию памятников русской архитектуры в бассейне Оки и Клязьмы.

Удостоверение архитектора В.А. Петрова

Учебу его (1919-1921 г.) прерывала служба в армии. Закончил он ВХУТЕмас в 1927 году. Защитив дипломный проект, с присуждением за него заграничной командировки, он разносторонне мог изучить отечественное и зарубежное искусство, архитектуру, школы и направления, в изобилии представленные в Европе в начале ХХ-го века. Но тяга к древнерусской архитектуре проявилась в его работах. Он работал ассистентом и доцентом ВХУТЕмаса, много проектировал и руководил в основном строительством жилых и клубных зданий. Затем в 1930-е годы участвовал в разработке проектов станций метро 1-й очереди.

1934 он был приглашен для работ главным архитектором проекта Северного порта в Главное управление строительства канала Волга-Москва. После строительства канала, приглашен в 1934 году на строительство Верхне- Волжских гидроузлов в качестве автора проектов Угличского и Рыбинского гидроузлов Волгостроя. Он руководил и лично участвовал в разработке сложного архитектурного комплекса гидротехнических сооружений. Одновременно группой архитекторов была разработана планировка части Углича с застройкой её многоэтажными жилыми зданиями.

Отечественная война прервала строительство сооружений Волгостроя. Петров В.А. до конца 1944 года был на фронтах ( Белорусском, под Москвой), был награжден. До 1947 работал в Москве. Затем снова был приглашен для окончания архитектурных работ по Угличскому гидроузлу. С 1948 по 1950 год на строительстве лично руководил работами. За архитектурное решение комплекса сооружений Угличского гидроузла Петров получил в 1952 году Государственную (Сталинскую) премию. Далее его биография связана с Москвой. Документов, характеризующих его, кроме краткой биографии, в фондах угличского музея нет. Но есть удостоверение старшего архитектора Архитектурных мастерских Волгостроя (г. Углич). На фотографии симпатичный интеллигентный мужчина.

Вознесенскй храм арх. В.А. Петров

Да, есть еще его акварель — Вознесенский храм, находившийся на территории нынешнего парка на берегу Каменного ручья. Над небольшой приземистой церковью, расположенной ниже по уклону местности, чем дома, стоящие напротив по Каменской улице, возносится колокольня с крестом. И этот крест выше, чем красный флаг над крышей советского учреждения в бывшем доме купцов Переславцевых. Акварель датирована маем 1938 года, а через несколько месяцев храм этот был разрушен. Такой рисунок в те годы был сам по себе вызывающим, может быть, поэтому он и сохранился в Угличе где-то в частной коллекции, потом, спустя годы, был передан в музей.

Углич эпохи Волгостроя.

В то время, в середине 1930-х годов, волей и силами строителей нового мира, маленький, уютный и древний Углич на глазах разрушался, теряя один за другим свои храмы, свои жемчужины, свой неповторимый облик. Ведь не только «синь речную» разделила пополам «белая плотина», она разделила пополам ХХ-й век в истории нашего города. Разделила судьбы реки, города, людей на «…до Волгостроя» и «после…». И здесь, как в зеркале, отразилась судьба Ярославского края и всей России.

Волгострой это время крупных деяний, крепких людей, великих свершений и личных трагедий, время разрушения памятников культуры, переселений с родных мест масс людей, крушения судеб, и время надежд на лучшее тех, кто старался трудиться во имя грядущего.

Угличане, которым уже под 90 лет, рассказывают о своем детстве, о массовых Советских праздниках с пышными лозунгами, митингами, о своих родителях, постоянно занятых работой. Да и сами они тоже рано начинали свою трудовую жизнь. Жили тесно и просто, но «лишнего не болтали». Рассказывают, как иногда во дворе дети играли в «слежку». Прятались в укромном месте и наблюдали, кто из дома вышел, кто вошел, записывали приметы и сочиняли шпионские сюжеты про врагов. Осуждали и клеймили в то время «врагов народа» публично и в прессе, кто искренне — по убеждениям, кто со страху за себя, и за свою семью. В это время город был приговорен к очищению от пережитков прошлого, к застройке новыми кварталами с зелеными улицами, к будущему светлому раю — Коммунизму. «Электрификация всей страны» была не за горами.

В журнале «Большая Волга» № 1 (спецвыпуск 1939г.) есть «План эксплуатационного квартала города». Пояснение к нему: «Территория от протока Шелковки, ул. Ленина и т.д. проектируется под застройку 4-х этажными корпусами, расположенными по периметру, они окружают просторный двор с большим количеством зелени, фонтаном, площадкой для детей. Здания квартала отштукатурены в светлый тон, крыши покрываются красной черепицей. Порталы главного входа, окна, лестничные клетки, фриз под карниз украшают росписи «сграфитто». Кроме Кремля на островке, на этом плане нет ни одной церкви, ни старинных сооружений.

На новогодней странице газеты «Большая Волга», 1939 года, рядом с картинкой повергнутого храма на фоне высящейся плотины, юмористические стихи, в том числе и такие:

Газета «Большая Волга» 1939 г

«Церковный Углич не вернется, шалишь!

Его ликвиднули Захаров, Рейниш».

Знали бы те юмористы, что «ликвиднуть» церковный Углич оказалось не так-то просто. Живые свидетели того времени не забыли храмы Углича, его неповторимый облик. Некоторые вычеркнули из памяти события времени Волгостроя и не хотят о них рассказывать, но старый Углич с церквями, где венчались их родители, где их — детей крестили, помнят, и праздники православные, и батюшек своих приходов помнят. Оживают в Угличе и его окрестностях монастыри и церкви, закрытые в 1920-х, 30-х, 40-х годах. Все возвращается, что нетленно — духовность, память.

Осуществиться планам полного преобразования Углича помешала война, грянувшая в 1941 году. Но строительство гидросооружений было успешно завершено ценой героического труда людей, и безвозвратных потерь материальных и духовных.

Преемственность образов.

«Построенная по принципу внерусловой пойменной компоновки основных бетонных сооружений, она представляет собой сложный комплекс, значительная часть которого находится под водой». Так написано о плотине в спецвыпуске «Большой Волги».

Отражающаяся в Волге надводная часть бетонной плотины — это удивительное сооружение, так по разному видится вблизи, с дальнего расстояния и совсем издалека, с берегов верхнего бьефа. При близком рассматривании это серая громада. С расстояния — уже белое в солнечный день, красивое здание, вписывающееся в окружающий пейзаж, и уже чудится в нем нечто мемориальное. Издалека кажется — это аккуратный белоснежный кораблик без мачт и парусов, двухпалубное судно, встало на якорь к правому берегу.

В 1939 году так писали об архитектурных проектах мастерских Волгостроя. «Сооружения Большой Волги –Рыбинский и Угличский гидроузлы, заканчивающиеся строительством в первой пятилетке, по праву займут одно из видных мест в ряду величественных сооружений Сталинской эпохи. В этом значительную роль должна будет сыграть архитектура, раскрывающая в образе каждого сооружения пафос и героику наших дней.» «Угличский гидроузел своей архитектурой входит непосредственно в старый тысячелетний город. Архитектурно-планировочная задача решена таким образом, что в новый комплекс «вкрапливаются» старые сооружения. Гидростанция и плотина решаются единым комплексом. Семь быков плотины, с будками механизмов на них, ритмично развиваются в колоссальном объеме ГЭС. Само здание гидростанции решено в простых и ясных формах. Фасад, решенный большим классическим ордером, прост и выразителен».

Рассматривая на старинных фотографиях и рисунках фасад Покровского монастыря как комплекс: башни с воротами, с примыкающим двухэтажным корпусом, наверное, можно сказать те же слова: Фасад, решенный большим классическим ордером, прост и выразителен. И уже начинаешь фантазировать о том, как всплыл-таки остов фасада Покровского монастыря без крыш, с раскрытыми окнами, замурованными воротами и башнями, и причалил к городу, и остался там памятником или намеком…

Любуясь видом прибрежной части Углича на изгибе Волги, мы, наверное, должны быть признательны архитектору за то, что комплекс гидросооружений: ГЭС, плотина, шлюз органично вписываются в ландшафт, не разрушая его, и будят ассоциативную память людей, посвященных в историю уникального российского города Углича. Наша плотина, пожалуй, кроме своего функционального назначения, стала еще своеобразным памятником промышленной архитектуры 20-го века и памятником тем людям, кто трудился здесь и кто остался навечно в этой земле.

Вечная память.

Попытки предать забвению легенды и были о Покровском монастыре, оказались безуспешными. Подобно тому, как в начале весны из-под осевшего льда водохранилища выступают фундаменты монастыря и в иные годы кирпичная кладка видна очень хорошо, так и память человеческая воскрешает все святое и прекрасное.

Хочется повторять «Ничто не исчезает…». Хочется находить новых свидетелей прошлого, пока живы они, записывать их рассказы, порой похожие на легенды. И все имеет свою ценность, на все есть Божий промысел.

Судьба свела меня случайно в Рыбинске на конференции с педагогом московского лицея В. А. Птицыным, он оказался тем человеком, который возглавлял группу, поставившую крест над местом затопления Покровского монастыря. Он, никогда не видевший фотографии монастыря, рассказал мне, как делали крест, освящали, привезли по Волге, поставили. Подарил фотографию креста. А я подарила ему фотографию Покровского монастыря.

Только стоит начать собирать, воскрешать памятные знаки, как они сами являются. В свое время открытием была для меня коллекция рисунков Покровского монастыря И.Н. Потехина, которую хранит его дочь, потом стали появляться в моих фондах любительские фотографии монастыря, сделанные в разное время. Помню, когда вновь освятили Казанскую церковь, и начались первые службы в ней, еще не обустроенной, холодной, все заметили, что на фресках, изрядно покалеченных временем и злыми людьми, над головами святых Паисия и Кассиана просияли золотом нимбы. И еще, это тоже чудо, на ликах святых сохранились глаза, словно смотрят они на нас — сегодняшних людей. В эту церковь после ее открытия какой-то мужчина принес икону Преподобного Паисия, а потом ее передали в Воскресенский монастырь, где в это время открывали престол Паисия.

Собирая краеведческий материал, я обходила храмы Углича, и свидетельства о Паисии буквально сами являлись. В Федоровской церкви есть изображения Святых Паисия и Кассиана, которые мы — добровольцы, помощники реставраторам не замечали еще в начале 1990-х годов, когда расчищали эту церковь от складской грязи. Мы видимо были не прозревшие еще тогда…

Благодаря краеведам г.Мышкина, посчастливилось мне побывать в Калязине и в Учме, и на затопленной Мологе, и на родине Преподобного Паисия в с. Богородском, поработать с краеведами, историками и многими интересными людьми, научиться творческой собирательской и просветительской деятельности. Мне довелось пережить многое, увидеть, услышать, прочитать, узнать о трудах и подвижничестве современников наших — жителей Поволжья, не жалеющих себя в делах по сохранению светлой памяти об утраченных святынях Отечества, об ушедших прекрасных соотечественниках. В совместных мероприятиях мы наработали практический опыт изысканий и обрели счастье душевного общения.

Многие труды межрегиональных краеведческих конференций, изданные в городах Поволжья, представляют собой продолжение истории духовной жизни и православной культуры России. Надо приобщать к их изучению как можно большую аудиторию для осуществления передачи памяти из прошлого в будущее через настоящее.

Использованные источники и литература.

1. Архитектура сооружений Волгостроя. Журн. Большая Волга № 1, спецвыпуск .1939.

2.А. Е. Виденеева. К истории Угличского Покровского монастыря во второй половине 18 века. Церковь в истории и культуре Угличского Верхневолжья. Углич. 2000. – с.52-63.

3.Денисов В. В. Монастыри и культура Угличского Верхневолжья. Углич. 1998 . -124 стр.

4.Преподобный Паисий угличский чудотворец. Угличский патерик. Углич 1999 .-с. 8 -23

5.Соловьев Л. Ф. Краткая история г. Углича. С. Петербург 1895.-с.47, 69, 97 – 101.

6. Личный фонд В. А. Петрова инв. № 7807. УИ АХМ.

7. Записи устных воспоминаний старожилов Углича: Е.Д.Колобовой, М.И.Тихомировой, Д.И. Седнева и других.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *