Сколько времени на афоне сейчас?

Жизнь афонских монахов: взгляд изнутри

ВИЗАНТИЙСКОЕ ВРЕМЯ И РАСПОРЯДОК ДНЯ

«На Афоне действует византийское время. Объяснить его очень трудно, — начинает свой рассказ монах Ермолай. — Когда заходит солнце, стрелки часов ставятся на полночь, но это дает разницу с московским временем летом 7 часов, а зимой — 3 часа. Поэтому трудно сказать, например: „Мы встаем в 3 часа“. В какие 3 часа? Все путаются».

Видимо, заметив непонимание, монах с улыбкой просит ручку и листок. В блокноте появляется солнце — главное и единственное мерило византийского времени. Монах Ермолай рассказывает, что с заходом солнца все монахи полуострова собираются в своих храмах на часовую службу, после которой расходятся по кельям и спят ровно пять с половиной часов.

С 6:30 утра по византийскому времени начинается так называемый келейный канон, определенный индивидуально каждому духовником монастыря, который длится в течение полутора часов. Такой духовный труд не обходится без чтения молитв, поклонов.

«Потом в 8 часов утра по византийскому времени (не путайте, в это время в России час ночи — зимой, летом — 4 часа) начинается служба, которая заканчивается большой литургией, потом все причащаемся, и после этого начинается трапеза», — рассказывает монах.

Трапеза на Афоне является продолжением богослужения. Один из монахов не прерывает молитвы на это время. Длится трапеза всего 10-15 минут. «Потом мы идем отдыхать где-то на час-полтора, после этого все выходим на послушание», — продолжает он. Исполнение послушаний занимает пять часов: с 14:00 до 19:00.

После рабочего дня — два часа личного времени, когда монахи могут погулять, ответить на письма родных, почитать, внести записи в дневник или поспать. С 21:00 в течение двух с половиной часов длится богослужение, которое также завершается трапезой. Затем монахи исповедуются и с заходом солнца вновь приступают к богослужению.

МЕНЮ МОНАХА

В основном монахи питаются овощами, фруктами, орехами, оливками, медом — тем, что дарит природа в средиземноморском климате. Монастыри закупают муку для приготовления хлеба, молочную продукцию. Монахи не употребляют мяса и лишь изредка едят рыбу. Пять дней в неделю монахи трапезничают дважды в сутки, а по средам и пятницам — в постные дни — по одному разу.

«Никаких животных мы не разводим, кроме мулашек, которые помогают нам в работе и для перевоза разных грузов в повседневной жизни. Все леса на склонах, и трактор туда заехать не может», — рассказывает монах Ермолай. На осликах перевозят инструменты для обработки земли, урожай и древесину.

ПОСЛУШАНИЯ МОНАХОВ

Когда монах попадает в монастырь, к нему присматриваются братия, духовник, настоятель. В зависимости от мирской профессии, навыков и способностей монаху даются послушания. Все послушания раздаются исходя из нужд братии: монахи готовят пищу, выращивают овощи, собирают фрукты и орехи, заготавливают дрова на зиму, изготавливают деревянную мебель, посуду, кресты, четки, делают заготовки для икон, шьют церковное облачение.

«Все необходимое для богослужений можно купить в наших лавках», — уверяет монах Ермолай. По его словам, 100 лет назад русский монастырь на Афоне славился своей швейной мастерской, которая обшивала весь полуостров. Иметь сейчас облачение из той мастерской считается большой удачей. Его до сих пор носят и реставрируют в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Чем меньше монахов проживает в обители, тем больше послушаний каждому из них приходится выполнять.

До Первой мировой войны в Свято-Пантелеимоновом монастыре проживало более 10 тыс. монахов, сейчас — всего 105. Поэтому каждый из монахов выполняет три и более послушания.

Швейная мастерская. Фото начала XX века из архива Свято-Пантелеимонова монастыря.

ДОХОДЫ БРАТИИ

Общения между монастырями практически нет — каждая обитель представляет собой полноценный город, где изготавливается все необходимое для жизни. Еще примерно 100 лет назад афонские монахи ничего не покупали и не продавали, а заключали бартерные сделки, обменивая оливки и мед на муку и ткани. Теперь же многое, что производится на Афоне, продается.

Доход монастыря формируется из выручки от продажи оливок, оливкового масла, меда, церковной утвари, изготовленной монахами, аренды 15 га виноградников, оплаты паломниками диамонитириона — разрешения на посещение святой горы Афон, обязательного для всех гостей.

«Наш монастырь в 2014 году посетили 47 тыс. паломников, в прошлом году — чуть меньше, хотя до этого число всегда увеличивалось», — рассказывает монах Ермолай. Он уверен, что празднование 1000-летия русского монашества на Афоне и стабилизация в мировой экономике привлекут новых паломников. Нынешний экономический кризис, по словам монаха, на жизни монастыря пока не сказался. «Пока мы живем по инерции. Но если кризис затянется, скажется и на нас», — поясняет отец Ермолай.

РАСХОДЫ МОНАСТЫРЯ

Основные средства монахи тратят на покупку недостающих продуктов питания и техники. «Приходится покупать что-то, муку например, но все компенсируется — у нас до пяти тонн оливкового масла в год производится, до полутора тонн меда. На еду мы мизерную часть доходов тратим», — рассказывает монах Ермолай. Помимо этого, необходимо оплачивать телефон, а также услуги интернет-провайдера.

«Телефоном и интернетом пользуются те, для кого это необходимо для выполнения своего послушания. Например, в библиотеке у меня есть интернет, и я веду переписку с издателями, корректорами, а телефон мне понадобился для этой поездки», — объясняет монах Ермолай.

СВЯЗЬ С БОЛЬШОЙ ЗЕМЛЕЙ

Раз в день на полуостров прибывает большой паром с паломниками и грузами, он же увозит завершивших паломничество и монастырские товары. Два раза в неделю приезжает почтальон: большинство монахов поддерживают связь с родными, отправляя письма, написанные на бумаге от руки.

«НАСИЛЬНО НИКТО НЕ ДЕРЖИТ»

Ежегодно Афон посещают десятки тысяч паломников, некоторые из них пополняют ряды монастырской братии. «В монастыре могут жить до тысячи человек. Лет 10 надо, я уверен, и все кельи будут заполнены», — делится монах, вспоминая, что 15 лет назад, когда он поселился на Святой Горе, были заняты только 62 кельи.

«За 15 лет, что я живу на Афоне, примерно 50 человек поселялись у нас, а потом уходили. Это нормально для любого монастыря, насильно никто никого не держит», — говорит монах Ермолай. Диамонитирион выдается паломникам всего на четыре дня, но по благословению духовника человек может остаться и на больший срок.

НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ГОВОРЯТ В ОБИТЕЛИ

Жители Афона говорят на самых разных языках, и все хотя бы на бытовом уровне могут изъясняться на греческом. В Свято-Пантелеимоновом монастыре большинство проживающих — русские, поэтому русский язык основной в обители, но есть и молдаване, украинцы, один немец и один грузин — наш собеседник.

Из-за большого числа паломников кажется, что ни о каком уединении и покое не может идти речь. Отец Ермолай поясняет: «На Афоне почти не говорят, чаще — шепотом. Все погружены в молитву».

МОНАШЕСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА

На Святой Горе существует традиция выкапывать из могил останки монахов через три года после их захоронения и переносить в специальную усыпальницу. Черепа хранятся отдельно от костей, на них пишут имя монаха и год смерти. Останки извлекают с целью увидеть, какого цвета кости усопшего.

На Афоне существует предание: если кости чистые и белого цвета с характерной желтизной, то монах обрел милость у Бога. Если цвет костей скорее желто-восковый, переходящий в светло-коричневый, то душа усопшего ближе к Богу. По словам отца Ермолая, он лично убедился в истинности этого верования. Создавая жизнеописания знаменитых старцев, он решил приложить к ним изображения останков.

Костница Пантелеимонова монастыря

«К моему большому удивлению и радости, все кости, соответствующие жизнеописаниям, были именно благодатного цвета. Причем такие кости составляют лишь 30% всей монастырской костницы. При виде таких благодатных глав вместо обычного страха и отторжения возникает чувство огромного уважения и благоговения. Хочется смотреть и смотреть на них, как на фактическое проявление истинной святости».

Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ

«Человек, однажды вкусивший афонского хлеба, другим уже не насытится»

«Если Россия, наверное, самая большая православная держава,
то Греция и Афон — это, конечно, истоки нашего духовного родства».
В.В. Путин

Отец Иосиф,
монах, монастырь Пантократор, Святая гора Афон

Сегодня Россия много внимания уделяет своему духовному возрождению. Не только простые верующие, но и руководство нашей страны проявляет повышенный интерес к святым местам, среди которых особо почитается Афон — исток духовной составляющей нашей нации. Что представляет собой Афон сегодня? Мы публикуем беседу с одним из ее старейших насельников, монахом о. Иосифом.

Отец Иосиф, вы русский монах, который более 30 лет живёт и трудится на Афоне, поэтому хотелось бы знать ваше мнение о том, чем сегодня являются Афон для России и Россия для Афона.

Для России Афон — это оплот православия, место, где, можно сказать, родилось русское монашество, когда будущий св. Антоний Киево-Печерский в Х веке был пострижен в Эсфигменском монастыре и послан на послушание в Киев. С конца Х века до Октябрьского переворота Афон был духовным ориентиром России. По нему сверялись, как должны храниться духовные традиции, монастырские и церковные уставы. Революция 1917 года прервала эту связь и едва не уничтожила российское монашество, но сейчас оно возрождается, и ему особенно необходима духовная помощь Афона.

Россия важна для Афона, потому что её сыновья пополняют афонское монашеское братство, а традиции, которые хранят русские монахи, обогащают византийскую религиозную культуру.

А чем сегодня является Афон для мирян?

Афон — это духовный ориентир православия, школа молитвы, покаяния, поста, бдения. Для мирян — это место, где можно понять смысл жизни, то есть путь к спасению. К его познанию должен стремиться каждый христианин. Во все времена монашеское житие, подражающее ангельскому житию, было примером христианской жизни, и мирские мужи стремились на Афон, чтобы учиться христианскому образу жизни. Так было всегда: и когда паломники из Российской империи пешком приходили на Афон и отсюда шли в Святую Землю, и сейчас, когда они прилетают на самолётах.

Сегодня паломничество стало большим утешением для людей, измученных круговертью мирской жизни. Они пытаются найти и находят на Афоне тихое пристанище, духовное прибежище.

Как складывалась история русского паломничества на Афон?

В XI веке русские паломники приходили на Афон очень редко, в основном это были подвижники из южных русских княжеств. В XVI веке поток паломников увеличился. С середины XIX века до 1917 года их было очень много. Русские скиты и монастыри даже имели собственные корабли, доставлявшие паломников из Российской империи. Они оставались на Афоне долгое время, их присутствие было ощутимым. В советское время их не стало. Первым паломником из СССР был, наверное, архимандрит Никодим, будущий митрополит Ленинградский и Ладожский. Россияне появились на Афоне в 90-х годах, в 2000-х мы стали говорить о возобновлении традиции паломничества. Сейчас на Святой Афон прибывает более 100 русских паломников в день.

Отец Иосиф, сколько сейчас на Cвятом Афоне монастырей, скитов и монахов? Что бы вы рассказали людям, которые знают о нём только то, что там живут монахи и что его территория запретна для посещения женщинами?

По официальным данным, сейчас на Афоне живёт две с половиной тысячи монахов. Неофициальное население составляют около 600 монахов из Румынии, России и Сербии. На его территории расположено 20 действующих ставропигиальных монастырей, подчиняющихся Вселенскому патриарху Константинопольскому Варфоломею, 13 скитов, примерно 500 келий, многие из которых сейчас пустуют.

Чтобы попасть на Афон, нужно иметь греческую визу и специальное разрешение на въезд, так называемый диамонитирион. Он бывает двух видов: геникос — общий и идикос — частный. Геникос действует в течение четырёх дней. Паломники, получившие такой пропуск, могут жить только в монастырях, которые обязаны их принимать. В кельях или скитах останавливаться нельзя, на это имеют право только друзья или знакомые монахов, имеющие частные разрешения на въезд.

Территория Афона — это отдельная административно-территориальная единица (ном) Греческой Республики. Гражданское управление осуществляет губернатор Святой Горы, подчиняющийся Министерству иностранных дел Греции. При нём существуют небольшой штат административных сотрудников, полицейских, пожарная команда и маленькая клиника.

Верховная власть на Афоне принадлежит Священному Киноту, в который входят представители 20 афонских монастырей. Исполнительную власть представляет Священная Эпистасия. Священный Кинот и Священная Эпистасия располагаются в Карее — столице Афонской монашеской республики.

Все 20 монастырей делятся на пять групп, в каждой группе по четыре монастыря. Каждый год одна из групп составляет Священную Эпистасию. Представитель одного из пяти главных монастырей Афона (Великой Лавры, Ватопеда, Иверского монас­тыря, Хиландара, Дионисиата) является председателем каждой группы Священной Эпистасии. В 1-ю группу входят Великая Лавра и монастыри Дохиар, Ксенофонт, Эсфигмен; во 2-ю — Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита; в 3-ю — Иверский монастырь, Пантократор, Филофей, Симонопетра; в 4-ю — Хиландар, Ксиропотам, монастырь святого Павла, Григориат; в 5-ю — Дионисиат, Зограф, монастырь святого Пантелеимона, Костамонит.

Земля поделена между 20 монастырями, большая часть земли принадлежит Великой Лавре. Что касается монашеских обителей, то в соответствии с Уставом они являются самоуправляющимися, то есть управляются согласно собственному внутреннему канону, одобренному Священным Кинотом. Контроль соблюдения частных монастырских уставов, а также общего Устава Святой Афонской горы осуществляет Священный Кинот. Скиты, келии, исихастирии зависят от монастырей, к которым они относятся.

Каждый монастырь — это отдельное государство, в его дела не имеет право вмешиваться ни один из других монастырей. Нарушения общего Устава подлежат обсуждению на так называемом двойном заседании Священного Кинота, когда в его состав вводятся игумены всех святогорских монас­тырей. Если экстраординарных событий не происходит, двойные заседания Кинота происходят 4 раза в год и являются на Афоне высшей законодательной властью.

Согласно Уставу Священный Кинот собирается 2 раза в неделю, по понедельникам и четвергам, а Священная Эпистасия — каждый день. На этих собраниях решаются вопросы взаимоотношений с государством, другими церквями, хозяйственные проблемы. Бюджет у каждого монастыря свой, но у Эпистасии есть касса, которая пополняется за счёт продажи паломникам билетов и разрешений на въезд. Эти средства идут на обустройство столицы Кареи и порта Дафни.

Отец Иосиф, вы с 1987 года занимаетесь восстановлением келий и монас­тырей. В чём специфика строительства на Афоне?

Специфика нашей работы заключается в необходимости восстановления древних монастырей, поэтому надо хорошо знать строительные приёмы, которые использовались несколько столетий назад, чтобы не навредить старинным постройкам, сохранить их первозданный облик.

Правила строительства на Афоне учреждены Священным Кинотом и утверждены Греческим правительством. Они не поощряют использование алюминия, пластика, ламината и других современных строительных материалов. Люди, восстанавливающие афонские святыни, должны быть мастерами высокого класса, уметь воспроизводить неровности древней кладки, воссоздавать историческую штукатурку, владеть ремёслами каменщиков и плотников. У нас работают отличные специалисты — в основном, это люди из бывшего Советского Союза, которые прошли у нас стажировку в области строительной реставрации.

Мы построили западный корпус Ксенофонтского монастыря, северно-западный корпус Пантократорского монастыря, полностью восстановили его центральную церковь, церкви скитов пророка Илии и св. Панте­леимона, северный корпус Кутлумушского монастыря. В Русском Свято-Пантелеймоновом монастыре мы заново отстроили Стефановскую келью, укрепили фундамент Представительства Русского монастыря в Карее, работали на реставрации зданий Ватопедского монастыря.

Реставрационные проекты готовит орган, созданный Священным Кинотом при Министерстве культуры Северной Греции. Он разрабатывает и утверждает проекты восстановительных работ, мы их реализуем. У нас есть лицензия Министерства культуры Греции и благословление Кинода, поэтому мы занимаемся этой деятельностью на законных основаниях.

Большинство людей, посетивших Афон, не один раз возвращаются на Святую гору. Поездки на Святую гору становятся для них духовной необходимостью. Готов ли Афон к увеличению потока паломников?

Видя жажду русских людей к паломничеству на Афон, мы решили построить Паломнический центр, который давал бы представление мирянам, как спланировать пребывание на Святой горе. Первый этаж уже возведён, сейчас изыскиваются средства для постройки второго этажа. Там разместятся церковь святого Иоанна Русского, реставрационный зал, иконописная мастерская, комнаты для паломников, зубоврачебный и глазной кабинеты — они очень нужны старцам. Сейчас паломники размещаются в восьми комнатах, каждая может принять на ночлег 2-3 человека. Комнаты оборудованы туалетом и душем — в нашем жарком климате это не роскошь, а необходимость. Мы стараемся принимать паломников с любовью, иначе нельзя — это дело богоугодное.

Недавно у монахов появилось новое послушание — объяснять паломникам особенности афонской жизни и богослужений. Не нужно стремиться за четыре дня пребывания на Афоне объять необъятное — побывать в каждом из 20 монастырей. Нужно стараться почувствовать благодать нашей земли, которую Пресвятая Богородица провозгласила своим земным уделом, и углубиться в молитвенное настроение.

У нас есть благословление Священного Кинода и Эсфигменского греческого монас­тыря на подготовку достойного приёма паломников. Эсфигменский монастырь заинтересован в пополнении братьями из России: его история изначально связана с Россией, эту традицию нельзя потерять. К сожалению, здание монастыря уже несколько лет занято раскольниками. Пока с этим ничего нельзя сделать — правительство Греции не выполняет решение суда об их депортации с Афона, потому что в преддверии выборов политические партии нуждаются в голосах избирателей.

Отец Иосиф, как вы относитесь к тому, что побывавшие на Афоне паломники называют себя афонитами и создают для общения в глобальной сети виртуальные братства? Приложит ли будущий Паломнический центр усилия для их объединения?

Пребывание на Афоне — это яркий духовный и жизненный опыт, душа человеческая жаждет его повторения для собственного укрепления. Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди, возвратившись в Россию, ищут братьев по духу. Мы приветствуем создание сайта, на котором люди, побывавшие на Афоне, смогут общаться, больше узнавать о Святогорской земле и планировать новые поездки, потому что человек, однажды вкусивший афонского хлеба, другим уже не насытится. Благодать Афона чувствуют даже некрещёные — недаром к нам по нескольку раз в год приезжают одни и те же неправославные туристы.

Я надеюсь, что, общаясь на форумах и встречаясь друг с другом в разных городах России, паломники смогут обсуждать возможность помощи Афону, ставшему их духовной Родиной. Мы, насельники святогорских монастырей, видим, как нуждается в помощи и защите последний оплот Византии, давшей России православную веру, которая стала основой её государственности.

Насколько важно для Афона пристальное внимание российских политических лидеров?

Внимание политических лидеров очень важно, но нам хотелось бы, чтобы власти предер­жащие понимали, что помощь и учас­тие необходимо не только русскому монастырю, а всему Афону. Афонских монахов нельзя разделять по национальному признаку на русских, греков, сербов и болгар — мы все православные братья. Этим и сильно афонское монашество. Именно православное единство позволило сохраниться афонскому братству. Мы хранители образа Византийской империи — страны тысячи народов, объединённых православием.

Нам бы хотелось, чтобы Правительство Российской Федерации предложило помощь всему Афону, тем более что мы находимся в преддверии праздника тысячелетнего служения русских монахов на этой земле. Нужно, чтобы его праздновал не только Русский на Афоне Свято-Пантелеймонов монастырь, а всё афонское монашество. Святогорские скиты и монастыри не должны превратиться в «национальные гетто».

Как с Афона видится возрождение православных ценностей и традиции в современной России?

Я думаю, что в России крепнут православные традиции. Бывая на Родине, я вижу, как умножается число глубоко верующих людей, убеждённых в необходимости возрождения в обществе православной жизни. В этом смысле большое значение приобретает паломничество к истокам православия — на Афон и к святыням Греции. Мне хотелось бы, чтобы вы знали: не только греческое монашество, но и весь греческий народ с интересом следит за развитием православной жизни в России.

Какие вы видите перспективы в плане развития исторических, религиозных и культурных связей Афона и России?

Главное, чтобы планы России в отношении Афона носили исключительно духовный, а не политический или националистический характер. Хочется верить, что Россия вспомнит о былом духовном родстве с Афоном, а они на самом деле родные друг другу, потому что наши земли благословлены Пресвятой Богородицей.

Два месяца назад мы разговаривали с игуменом Каракальского монастыря о том, что сегодня во главе России стоят православные Президент и премьер-министр и что это очень хорошо. Афон молится, чтобы Господь не оставлял Россию духовной благодатью.

В последнее время на Афонской земле, где явно ощущается присутствие Господа и Пречистой Богородицы, крестилось много российских чиновников. Это хороший знак, потому что люди, облечённые властью, хотят оставить здесь, на Афоне, своё грешное прошлое (ведь Святогорская земля — это могила, все её насельники умерли для мира) и приобщиться к новой жизни, в которой главными законами являются заповеди Господа нашего Иисуса Христа.

Беседовал И.В. Афонин

Пантелеимонов монастырь.

Афонский полуостров — восточный «палец» полуострова Халкидики, расположенного на северо-востоке Греции, — имеет примерно 60 км в длину и 12 км в щирину. Самой высокой точкой полуострова является расположенная в его юго-восточной части гора Афон (2033 м). На его территории размещается единственная в мире Православная монашеская республика, земной удел Пресвятой Богородицы.

Афонскому монашеству более 1000 лет. На земле больше нет места, где византийская культура сохранилась бы в таком нетронутом виде. По сути, Афон — это дожившая до наших дней частица живой Византии.

Святая гора Афон — это место непрестанной молитвы к Богу, место, освящённое духовными подвигами многих поколений монахов, на протяжении тысячелетия передававших преемникам православную веру в нетронутой чистоте. Именно поэтому Святую гору Афон называют оплотом православия во всём мире.

Афонские монастыри

Великая Лавра во имя преподобного Афанасия Афонского.
Монастырь Baтoпед в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Иверский монастырь в честь Успения Богородицы.
Монастырь Хиландар в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Монастырь преподобного Дионисия в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.
Монастырь Кутлумуш в честь Преображения Господня.
Монастырь Пантократор в честь Преображения Господня.
Монастырь Ксиропотам во имя Сорока мучеников севастийских.
Монастырь Зограф во имя великомученика Георгия Победоносца.
Монастырь Дохиар во имя святых Архангелов.
Монастырь Каракал во имя апостолов Петра и Павла.
Монастырь святого Филофея в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Монастырь Симонопетра в честь Рождества Христова.
Монастырь святого Павла в честь Сретения Господня.
Монастырь Ставроникита во имя святителя Николая Чудотворца.
Монастырь преподобного Ксенофонта во имя великомученика Георгия Победоносца.
Монастырь преподобного Григория вo имя святителя Николая Чудотворца.
Монастырь Эсфигмен в честь Вознесения Христова.
Русский монастырь великомученика Пантелеимона (Русик, ­Свято-Пантелеимонов монастырь).
Монастырь Кастамонит во имя святого первомученика Стефана.

Объекты восстановительных работ о. Иосифа.

1. Монастырь Пантократор.

2. Карея — Представительство монастыря Эсфигмен.

3. Монастырь Кутлумуш.

4. Часовня, возводимая рабочими под руководством о. Иосифа.

Уклад монашеской жизни

На Афоне паломники попадают в совершенно другой мир. Даже время здесь течет по-иному; и очень скоро пропадает надобность в необходимых для обычной жизни измерителях времени — часах. Большинство здешних насельников живут по византийскому времени: закат солнца считается началом нового дня.

Однако есть и исключения. Например, в монастыре Ивер день начинается с восходом солнца, а жизнь в монастыре Ватопед течет согласно такому же времени, что и в остальном мире за пределами Святой Горы.

Кроме двадцати крупных монастырей сегодня на святой Горе существуют также скиты, кельи, каливы и отшельники. И всех жителей Афона объединяет одно общее дело, которое они для себя избрали — служение Богу. Поэтому именно молитва — главная и обязательная составляющая ежедневного распорядка.

С заходом солнца монахи отправляются в кельи и после непродолжительного отдыха приступают к чтениям и молитвам. Ночная молитва — это битва с темными силами. Перебирая четки (обязательный атрибут каждого насельника Святой Горы), множество раз, с каждым вдохом, произносят они важнейшую молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного…».

Около двух часов ночи (по светскому времени) кто-то один из монахов обходит всю территорию монастыря, постукивая деревянным молоточком по деревянной дощечке (так называемому таланту). А чуть позже размеренные удары уже по специальной большой доске созывают монахов на литургию в главный храм монастыря, где проходит всеобщая молитва.

За богослужением следует трапеза, потом снова непродолжительный отдых — и все без исключения монахи отправляются на ежедневные послушания, то есть на работы, и трудятся почти весь день. Около четырех часов дня (по светскому времени) насельники Святой Горы приглашаются на вечернюю литургию, а за ней следует ужин.

День завершают вечерние песнопения, длящиеся до заката. А затем — снова, как и каждую ночь, короткий отдых и молитва…

Удивительно, но монахи на самом деле — очень открытые и доброжелательные люди. Многие паломники отмечают, что после общения с монахами словно и сами «светлеют душой». Ведь за внешним однообразием и монотонностью — храм-послушание-трапеза-послушание-храм-келья — на фоне нескончаемой постоянной молитвы можно разглядеть главное. Монахи — счастливые люди, которые твердо знают, кто они, зачем пришли в мир и ради чего живут. Многие ли из нас могут сказать о себе то же самое?..

Спят монахи мало. Сон, как и другая с обычной точки зрения важнейшая потребность человека — прием пищи, занимает в жизни монахов очень скромное место. Ведь эти нужды — лишь проявления искушения и слабости. Поэтому спят здесь ровно столько, сколько необходимо для выживания.

Паломники, получив милость гостеприимства на Афоне, также обязаны следовать этому распорядку. Но на самом деле, не погрузившись полностью в ритм монашеской жизни, невозможно понять происходящее на Святой Горе, постичь суть афонского уклада. Да и смысл паломничества, конечно, теряется. Поэтому паломники каждую ночь также приходят на Всенощную службу. И, говорят, оно того стоит, поскольку Афонская служба — один из самых поразительных эпизодов путешествия на Святую Гору, среди множества других впечатлений, которыми наполнены эти уникальные дни для каждого гостя Афона.

Впрочем, возможность отдохнуть у афонских путешественников всегда найдется. При всех больших монастырях обустроены гостиницы — ахрондарики, созданные как раз для того, чтобы принимать паломников. По приезду гостей угощают вкуснейшим лукумом, кристально чистой водой и особенным афонским напитком — тсипуро, который монахи готовят из выращенного на винограднике при монастыре винограда и ароматных растений.

Как правило, в комнатах живут по несколько паломников; а ванные комнаты, в которых нет ни зеркал, ни горячей воды, — общие. Такая бытовая скромность позволяет паломникам хотя бы немного почувствовать аскетизм монашеской жизни.

Поразительно, однако, несмотря на такую воздержанность монахов — в быту, сне и пище; несмотря на тяжелый ежедневный труд, ученые всего мира считают здешний образ жизни самым здоровым. Монахи на Афоне живут долго — иногда и более 100 лет.

Начиная с середины XX века, исследователи из разных стран, с подачи греческих коллег, пытаются понять причину удивительного здоровья насельников Афона и передать этот секрет остальному человечеству.

В действительности же никакого секрета нет. Достаточно изучить образ жизни монахов, чтобы понять: дело именно в нем, но в первую очередь — в глубокой и искренней вере. Для начала же можно привести простые правила, которые каждый извлекает для себя из полученного опыта пребывания на Святой Горе.

Во-первых, нужно построить свою жизнь так, чтобы избегать сильных эмоциональных потрясений — стрессов, негативных эмоций, гнева, зависти. К сожалению, этому, вообще-то, весьма популярному совету в действительности довольно трудно следовать. Но если вы научитесь избегать суеты, перестанете следовать навязанным обществом стандартам потребления и начнете прислушиваться к своим истинным желаниям — то очень скоро из вашей жизни уйдут и зависть, и злость, и гнев.

Во-вторых, проводите как можно больше времени на природе и занимайтесь физическим трудом. Вместо дорогих и душных тренажерных залов выберите гораздо более приятные и важные занятия, чтобы они приносили пользу не только вашему телу, но и душе. Посадите дерево, погуляйте с детьми в парке, создайте что-то своими руками, принесите продукты одинокой старенькой соседке. Любая помощь ближнему — это уже здоровье души, а любой физический труд — это польза для здоровья тела.

И в-третьих, отказавшись от вредных привычек, откажитесь и от вредной еды, отдав предпочтение простой и здоровой пище. Пример такого рациона — кухня Святой Горы Афон, о которой, собственно, и составлена эта книга.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Святая Гора Афон: справочная информация

Что же такое Святая Гора Афон?

По преданию, Сама Пресвятая Богородица проповедовала здесь веру во Христа и получила от Бога эту землю в Свой Удел. Потому Афон называют Уделом или Садом Пресвятой Богородицы.

В течение многих веков монахи – люди, ушедшие от мирской суеты ради общения с Богом – совершают здесь непрестанные молитвы. И каждый человек, который попадает сюда, чувствует огромную силу царствующей на этом клочке земли особенной благодатной атмосферы.

Афон невелик, но велико его значение в судьбах всего мира. Именно здесь начнут сбываться апокалипсические пророчества в конце времен. Одним из признаков конца света станет уход со Святой Горы Иверской иконы Пресвятой Богородицы, которую называют Вратарницей Афона. Двенадцатью афонскими старцами, как гласит предание, будет отслужена во времена антихриста последняя Божественная Литургия на земле.

Хорошо известно, что все самое важное и значительное в судьбах человечества обычно совершается втайне, и только потом становится известным. Так и самое главное делание – молитва, которой пока стоит мир, совершается безвестными самоотверженными подвижниками, предстоящими пред Богом со слезами обо всех нас.

Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Евангелие от Матфея 5:14). Эти Евангельские слова как будто сказаны об Афоне и его подвижниках. Мир, от которого укрылись монахи на Святой Горе, теперь прославляет многих из них как святых и питается духовными плодами их трудов. А сокровенная жизнь в Боге продолжается на этом святом месте из века в век, и сейчас, в наше непростое время, как писал старец Силуан Афонский: «Ныне есть еще немало подвижников, которых скрыл Господь тем, что они не творят явных чудес, но в душах их каждый день совершаются дивные чудеса, только люди не умеют их видеть».

Каждый паломник, посетивший Афон, возвращается отсюда другим. Он обретает духовный опыт, который невозможно получить больше нигде на земле. Благодать Святого Духа, молитвы и советы отцов-афонитов помогают человеку на многое взглянуть по-новому, измениться к лучшему, обрести силы на благие перемены в своей жизни, которые, несомненно, сделают светлее и окружающий нас мир.

Немного истории

Афон – название дохристианского происхождения. Предполагают, что так звали одного из языческих богов. Во всяком случае, жили в этих местах язычники до тех пор, пока по Промыслу Божию эти места ни посетила Пресвятая Богородица.

По преданию, корабль, на котором Пресвятая Дева с апостолом Иоанном Богословом следовали на Кипр, буря отнесла и прибила к афонским берегам. Именно они принесли сюда весть о Христе.

Упоминание же о первых подвижниках относятся к IV веку. В VII веке византийский император Константин IV Погонат издал указ о том, что полуостров отдается в полное распоряжение монашествующим, которые к тому времени жили здесь в келиях и небольших монастырях. В 681 году в одной из афонских пещер поселился преподобный Петр – один из самых прославленных святогорских святых, проживший на Афоне 53 года.

Во второй половине X века после основания святым Афанасием Великой Лавры начался бурный расцвет святогорского монашества. К середине XI века здесь было основано сто восемьдесят монастырей.

В последующие века Афон много страдал как от турок, так и от латинян. Одни монастыри умирали, другие создавались.

Монастыри Афона

Сейчас на Святой Горе двадцать монастырей, причем, по существующему здесь закону запрещается как упразднение имеющихся, так и создание новых обителей. Каждый монастырь имеет в афонской иерархии свое место. В иерархической последовательности монастыри располагаются так:

  1. Великая Лавра (Μεγίστη Λαύρα)
    Осн. в 963 г., престольный праздник 5/18 июля, в день преп. Афанасия Афонского.
    Игумен: архим. Филипп. Тел. (30-377) 22586, 23760. Факс (30-377) 23761–2.
  2. Ватопед (Βατοπέδι или Βατοπαίδι)
    Осн. в 972 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения.
    Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23219. Факс (30-377) 23781.
  3. Иверский (Ιβήρων)
    Осн. в 972 г., престольный праздник 15/28 августа, в день Успения.
    Игумен: архим. Василий. Тел. (30-377) 23643. Факс (30-377) 23248.
  4. Хиландар (сербский) (Χιλανδαρίου)
    Осн. в 1197 г., престольный праздник 21 ноября/4 декабря, в день Введения во Храм.
    Игумен: архим. Моисей. Тел. (30-377) 23797, 23760. Факс (30-377) 23108.
  5. Дионисиат (св. Дионисия) (Διονυσίου)
    Осн. в 1375 г., престольный праздник 24 июня/7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи.
    Игумен: архим. Петр. Тел. (30-377) 23687. Факс (30-377) 23686.
  6. Кутлумуш (Κουτλουμούσι)
    Осн. в конце тринадцатого века, престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня.
    Игумен: архим. Христодул. Тел. (30-377) 23226. Факс (30-377) 23731.
  7. Пантократор (Παντοκράτορος)
    Осн. в 1363 г., престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня.
    Игумен: архим. Виссарион. Тел. (30-377) 23253. Факс (30-377) 23685.
  8. Ксиропотам (Ξηροποτάμου)
    Осн. в десятом веке, престольный праздник 9/22 марта, в день Сорока мучеников Севастийских, и 14/27 сентября, в день Воздвижения Креста.
    Игумен: архим. Иосиф. Тел. (30-377) 23251. Факс (30-377) 23733.
  9. Зограф (Ζωγράφου)
    Осн. в десятом веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в день св. Георгия Победоносца.
    Игумен: архим. Амвросий. Тел. (30-377) 23247.
  10. Дохиар (Δοχειαρίου)
    Осн. в десятом веке, престольный праздник 8/21 ноября, в день Архистратига Михаила, и 1/14 октября, в честь иконы Б. М. Скоропослушницы.
    Игумен: архим. Григорий. Тел. (30-377) 23245.
  11. Каракал (Καρακάλλου)
    Осн. в конце десятого века, престольный праздник 29 июня/ 12 июля, в день апп. Петра и Павла.
    Игумен: архим. Филофей. Тел. (30-377) 23225. Факс (30-377) 23746.
  12. Филофей (Φιλοθέου)
    Осн. в 990 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения, и 24 августа/6 сентября в день преп. Козьмы Этолийского.
    Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23256. Факс (30-377) 23674.
  13. Симонопетра (Σιμωνόπετρα)
    Осн. в 1257 г., престольный праздник 25 декабря/7 января, в день Рождества Христова, и 22 июля/4 августа, в день св. Марии Магдалины.
    Игумен: архим. Эмилиан. Тел. (30-377) 23254. Факс (30-377) 23722.
  14. Святого Павла (Αγίου Παύλου)
    Осн. в десятом веке, престольный праздник 2/15 февраля, в день Сретенья, и 28 июля/10 августа, в день св. Павла Ксиропотамского.
    Игумен: архим. Парфений. Тел. (30-377) 23250, 23609. Факс (30-377) 23355.
  15. Ставроникита (Σταυρονικήτα)
    Осн. в 1541 г., престольный праздник 6/19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца.
    Игумен: архим. Тихон. Тел. и факс (30-377) 23255.
  16. Ксенофонт (Ξενοφώντος)
    Осн. в одиннадцатом веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в св. Георгия Победоносца.
    Игумен: архим. Алексий. Тел. (30-377) 23249. Факс (30-377) 23631.
  17. Григориат (Οσίου Γρηγορίου)
    Осн. в 1345 г., престольный праздник 6/19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца.
    Игумен: архим. Георгий. Тел. (30-377) 23218, 23669, 23670. Факс (30-377) 23671.
  18. Эсфигмен (Εσφιγμένου)
    Осн. в одиннадцатом веке, престольный праздник в день Вознесения Господня.
    Тел. (30-377) 23796. Эсфигменский монастырь не поминает Вселенского патриарха, а также не имеет канонического общения с другими монастырями Святой Горы. Канонически он связан с греческими раскольниками – так называемыми «старостильниками».
  19. Пантелеимонов (Αγίου Παντελεήμονος, или Ρωσικό)
    Осн. в начале десятого века, престольный праздник 27 июля/9 августа, в день св. Пантелеимона.
    Игумен: архим. Иеремия. Тел. (30-377) 23252.
  20. Констамонит (Κωνσταμονίτου)
    Осн. в одиннадцатом веке, престольный праздник 27 декабря/9 января, в день св. вмч. Стефана.
    Игумен: архим. Агафон. Тел. (30-377) 23228.

Все монастыри Святой Горы к настоящему времени являются общежительными. Всего на Афоне проживает ок. 1500 монахов, включая келлиотов и скитских насельников.

Кому подчиняется Афон?

Афонская монашеская «республика» юрисдикционно принадлежит Вселенскому Патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ, в данный момент Родопольский Хризостом (ему можно писать по адресу: Megisti Laura, 63086, Karyai, Mount Athos).

Афон – автономная монашеская республика в составе государства Греция. Управляется монашеская республика Священным Кинотом, объединяющим избираемых сроком на один год представителей всех двадцати афонских монастырей. Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия, состав которой меняется каждый год – первого июня.

Все монастыри делятся на пять групп – в каждой группе по четыре монастыря.
В первую группу входят: Великая Лавра, Дохиар, Ксенофнт, Эсфигмен.
Во вторую: Ватопед, Кутлумуш, Каракалл, Ставроникита.
В третью: Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра.
В четвертую: Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат.
В пятую: Дионисиат, Зограф, святого Пантелеимона, Констамонит.
Каждый год одна из групп составляет Священную Эпистасию. Представитель первого монастыря каждой группы является председателем Эпистасии.

Государство Греция имеет на Святой Горе своего губернатора, который находится в ведении Министерства иностранных дел. За порядком здесь наблюдает греческая полиция.

Климат на Афоне

Афон – это одна из оконечностей греческого полуострова Халкидики, а точнее – восточная его часть длиной 70 и шириной около 12 километров. Он представляет из себя горы, покрытые густыми лесами, вершина Афона достигает 2033 метров над уровнем моря.

Климат на Афоне средиземноморский субтропический с жарким летом и дождливой зимой.

Большая влажность делает зиму очень холодной, несмотря на то, что температура здесь редко опускается ниже нуля. Зимой часто идут дожди, а иногда и снег.

Паломничество на Афон

В паломничество на Святую Гору могут отправиться только мужчины. Эта традиция существует еще с середины V столетия, когда дочь византийского императора Феодосия Великого Плакидия привезла на Афон богатые пожертвования, но не была допущена в одну из обителей. Голос, исшедший от иконы Пресвятой Богородицы, повелел, чтобы лица женского пола, в том числе и Плакидия, никогда больше не посещали Афон. Позже это повеление было закреплено царским указом и неукоснительно соблюдается до сих пор.

Все клирики, желающие посетить Святую Гору, должны получить благословение Вселенского Патриарха. Это делается с целью недопущения на Афон неканонически рукоположенных клириков.

Мужчины, желающие отправиться в паломничество, должны получить специальное разрешение (диамонитирион) в представительстве Святой Горы в городе Урануполис, с пристани которого паромы и катера доставляют паломников к афонским берегам.

Перед поездкой на Святую Гору необходимо созвониться с каким-либо из монастырей и договориться, чтобы этот монастырь Вас принял. Это особенно важно в периоды Пасхи и Рождества, когда существует большой наплыв паломников. Договариваться с монастырями необходимо потому, что у них не всегда существует достаточно мест для приема посетителей. В Урануполисе все паломники должны прийти в Бюро паломничеств, которое находится недалеко от остановки автобуса, по правую сторону вдоль берега моря. Здесь они на основании разрешений и наличия свободных мест в монастырях (монастыри каждый день подают список с фамилиями людей, забронировавших в них места, поэтому предварительный звонок в монастырь крайне рекомендуется) покупают «диамонитирион». Он стоит порядка 20 долларов США. «Диамонитирион» дает право на пребывание на Афоне в течение 4-х дней. Продлить его можно в Протате в Кариях. В монастырях часто (хотя и не всегда) просят предъявить этот документ.

С «диамонитирионом» необходимо идти на корабль, который перевозит паломников к монастырям Дохиар, Ксенофонт, Св. Пантелеимона, к пристани Зографского монастыря, от которой путь к Зографу и Костамониту. Корабль доходит до Дафни – главного Афонского порта. Здесь его ждут автобусы, которые перевозят желающих до Карий, откуда они могут добраться до своих монастырей. В Кариях паломников ожидают машины из некоторых монастырей. Плата за перевозку может быть достаточно высокой – в зависимости от количества пассажиров. Желающих путешествовать по морю далее, особенно к монастырям Симонопетра, Григориат, Дионисиат, св. Павла, скиту св. Анны и т. д. к приходу корабля из Урануполя ждет меньший корабль, котороый, в случае хорошей погоды, идет к Кавсокаливскому скиту, а в случае больших волн, только до Святой Анны.

Главное, что следует помнить – жизнь здесь идет по другим, духовным законам. И людям, которые так или иначе обременены мирской суетой и грехами, направляясь на Афон, нужно приготовиться к духовному подвигу.

Приготовьтесь к трудностям, испытаниям, лишениям ради Бога, и Он вознаградит вас миром и радостью, светом и теплом Своей Любви, которая всегда с нами, но которую мы не можем чувствовать из-за плотного панциря мирского мудрования, самоугодия и многозаботливости.

Вырвитесь из суеты, преодолейте земное притяжение, и в вашу душу изольется Небесный Свет Святой Горы Афон.

Православие.ру и Афрнит.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *