Слова благодарности православному человеку

Зачем Богу наши восхваления и благодарности?

«На богослужениях только и делают, что воспевают, хвалят, славословят, благодарят Бога. Меня это очень смущает. Зачем Богу наши восхваления и благодарности? Такое впечатление, что мы хотим подлизаться, польстить Богу. Но разве Ему это нужно? Разве Он любит нас не бескорыстно?» (Из письма в редакцию)

Отвечает протоиерей Игорь Гагарин

Чего не хватает Тому, у Кого все есть?

Господь любит, когда люди благодарят Его. Он ждет от нас благодарности и желает ее. И это кажется странным. Ведь когда, например, человек ждет, чтобы его поблагодарили, это никак не является его достоинством. Напротив, достоинством считается делать добро, ничего не ожидая в ответ. Так почему же качество, явно предосудительное среди людей, мы обнаруживаем у Того, Кто есть Само Совершенство? А обнаруживает это каждый, кто приступает к чтению Священного Писания. И многие начинающие, я знаю, смущаются. Ведь нам открыто, что Бог ни в чем не нуждается. Православный Катехизис, перечисляя свойства Божии, называет Господа Существом «Вседовольным». В Священном Писании устами пророка Господь говорит человеку: «Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс. 49: 12). Но в этом же псалме читаем: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня…» (Пс. 49: 23). А когда исцелил Господь десять прокаженных и только один пришел поблагодарить Его, какой горечью исполнен Его вопрос: «…не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу…?» (Лк. 17: 17,18)!

Чтобы понять это, посмотрим на дело с человеческой стороны. Искать благодарности действительно некрасиво. Но желать ее? Ведь искать и желать — не одно и то же. Искание — действие, желание — переживание сердца. Думаю, для любого из нас неблагодарность со стороны тех, кого мы любим, огорчительна. И огорчение это вполне понятно. Помню, в бытность мою преподавателем поздравляли мы одну пожилую учительницу с юбилеем, и она, принимая от нас цветы и подарки, вдруг горько-горько заплакала. Оказалось, что любимый сын не прислал ни открытки, ни телеграммы. Ясно ведь, что не открытка ей была нужна. Любящий всегда желает ответной любви. Отсутствие ее не угасит настоящей любви, но сделает ее мучительной. Так бывает между людьми, так же — между Богом и человеком. На первый взгляд здесь явная богословская ошибка. Разве может быть для Бога что-нибудь мучительное? Тот же Катехизис, который мы уже цитировали, называет Бога существом «всеблаженным», то есть пребывающим в полном, абсолютном блаженстве. Но мы ведь христиане, мы веруем в Бога воплотившегося, вочеловечившегося. Из любви к человеку Бог Сам стал Человеком, способным страдать и сострадать.

Бог любит человека, только любовь Бога к каждому из нас несравненно сильнее самой сильной, самой преданной, самой нежной человеческой любви. А чем сильнее любовь, тем более жестокие формы принимает ответная неблагодарность. Так на любовь Христову мир ответил распятием Его. Голгофа — крайнее, совершенное выражение неблагодарности человека к Богу. И любая наша неблагодарность к Нему, даже самая маленькая, — вольное или невольное (чаще всего, конечно, невольное) соучастие в этом преступлении.

Самый грешный и самый блаженный

Господь любит постоянно и безусловно, праведных и грешных, верующих и неверующих. И все же настоящая любовь, принимая человека таким, какой он есть, желает видеть его лучше. Радуется, видя в любимом проявление добра, и скорбит, видя противное. Неблагодарный человек — уродливое, больное существо. Проявление благодарности — признак выздоровления. Какой родитель не будет радоваться, видя, что его дитя освобождается от болезни? Так и Небесный наш Отец радуется, когда мы выздоравливаем.

Божия любовь к нам может выражаться очень по-разному. Иногда даже гневом, который у Бога — тоже любовь. Ведь и земные родители тем сильнее гневаются на недостойные поступки своих детей, чем больше любят их. Равнодушные же — не обращают внимания.

А какими чувствами выражается любовь человека к Богу? В основном, думаю, два есть чувства: стыд и благодарность. Чем сильнее мы любим Господа, тем острее переживаем стыд за каждый поступок, каждое слово, каждое даже помышление, не достойное Его любви. Стыд приводит к покаянию. Есть удивительное признание святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он пишет, что во время литургии часто ощущает себя грешнейшим из всех, молящихся в храме. И в то же время — блаженнейшим из всех. Кажется, странно. Должно бы быть вроде наоборот: чем грешнее — тем несчастнее. Но когда человек искренне переживает свою греховность, он не просто получает прощение, но ощущает его всем сердцем. И тогда это сердце наполняется благодарностью — самым прекрасным, самым восхитительным и благородным чувством, которое может переживать человек, самым адекватным выражением любви к Творцу.

Есть чувства, переживания, состояния, которые искажают, уродуют, пачкают нашего «внутреннего человека». А есть такие, которые возвышают и украшают нас. Так вот, никогда не бывает, наверное, так внутренне прекрасен человек, как в те мгновения жизни, когда переживает он чувство благодарности. Это справедливо, когда речь идет о благодарности к людям, и особенно когда говорим о благодарности к Богу. И чем искреннее, глубже, сильнее благодарность, тем более она не только украшает нас, но и делает счастливыми. Потому что именно в эти мгновения наша любовь к Богу встречается с Божией Любовью к нам, а точнее с Самим Богом, Который есть Любовь. Все мы знаем, что Бог любит нас, но многие ли реально чувствуют это? Любовь Божия может стать доступной только благодарному сердцу. Только оно способно принять Ее в себя. И это самое прекрасное, что можем мы пережить. Если соединение двух любящих друг друга людей называют счастьем, то каким словом назвать единение двух любящих друг друга, когда Один из них — Бог! И тогда понятным становится кажущееся противоречивым признание отца Иоанна Кронштадтского.

Суета против памяти

Благодарение было самым первым делом Ноя, когда опасность и трудности остались позади. А всегда ли благодарность Господу бывает первым и непременным нашим делом после преодоления каких-то жизненных проблем? И вообще, что мы чаще делаем, просим или благодарим? Того и другого должно быть по крайней мере поровну, а на самом деле последнего должно бы быть гораздо больше, ведь так часто Господь дает нам то, чего мы не просили. В действительности же соотношение примерно такое, как в евангельской истории о десяти прокаженных, из которых лишь один возвратился, чтобы поблагодарить Господа за исцеление.

Каждый год в конце августа толпы детей приходят в церковь исповедаться и причаститься перед началом учебного года. Просят помощи Божией в наступающем году. А когда заканчивается год, в конце мая, много ли детей приходит поблагодарить Господа? Наверное, такие есть, но лично я не встречал. Во время сессий мне не раз приходилось видеть студентов, ставящих свечку святителю Николаю с просьбой о помощи в сдаче экзаменов. Но не могу вспомнить, чтобы кто-то ставил свечку после успешной сдачи.

К нам, священникам, то и дело обращаются с просьбами помолиться о благополучных родах, об успешной операции, о путешествующих и т. д. Но далеко не всегда мы узнаем о результатах. Встретишь, бывает, человека где-нибудь через месяц и спросишь: «Ну что, как ваша дочка? Неужели еще рожает до сих пор?» — «Да что вы, батюшка, в тот же день, как вам звонили, родила. Скоро уже крестить приедем!» — «Что же вы ничего не сообщили!?»

Многие хорошо понимают справедливость того, о чем мы здесь говорим, но жалуются, что часто забывают поблагодарить Господа в суете дневных забот. Это неудивительно. Сатана тщательно работает над тем, чтобы мы помнили о том, о чем надо бы забыть, и забывали о том, о чем необходимо помнить. И нет для него ничего ненавистнее, чем благодарная память о Боге. Нам же самим надо тщательно работать над противоположным. Надо напоминать себе о долге благодарности всеми возможными способами.

Что имел в виду Иоанн Златоуст

Как-то я освящал квартиру у одного очень доброго и светлого человека, который только начинал свое вхождение в Церковь. И вот вижу, у него по всей квартире развешаны бумажки с различными надписями. Так, над краном в кухне висела надпись: «Благодарю тебя, водичка, что ты поишь меня и даришь чистоту!» Над газовой плитой — другая: «Благодарю тебя, огонь, что ты помогаешь мне готовить и разогревать пищу…» Подобными табличками была наполнена вся квартира. Признаюсь, сначала меня это очень умилило. Человек создал в своем жилище атмосферу непрестанной благодарности. Как это не одобрить! Но потом я понял, что это — классическое язычество, пусть в самой симпатичной форме. Ведь суть язычества — прославление твари вместо Творца. Человек этот всем сердцем понял, что необходимо «за все благодарить», а вот Кого надо благодарить, мне предстояло еще ему объяснить.

Кратко и точно пишет апостол Павел о том, что должно наполнять нашу душу постоянно: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 16-18). Благодарить за каждую радость, за каждый урок, за каждое искушение — за все! Насколько недостойно, низко забывать о благодарности в радости, настолько высоко и прекрасно быть благодарным в скорби. Хорошо, конечно, если, оказавшись в скорби, мы хотя бы не ропщем. Но это только первая ступень. Отсутствие ропота еще не благодарность, как и отсутствие ненависти еще не любовь. Кто научился быть благодарным даже в скорбях, тот воистину «недалеко от Царства Небесного». Таким человеком был святитель Иоанн Златоуст, который при любых обстоятельствах повторял: «Слава Богу за все». С этими словами он и умер в ссылке.

Когда глаза души привыкают к темноте

Я не знаю, каким образом кто из нас будет возгревать в себе благодарные чувства, но делать это надо. Способов и напоминаний можно придумать немало. Чем плохи, в конце концов, те же таблички, висевшие в описанной мною выше квартире? Только содержание их нужно скорректировать: не водичку, не огонь и т. д. благодарить, а Того, от Кого мы все эти дары получаем. Впрочем, церковная традиция многое предусматривает нам в помощь. Изобретать велосипед нет необходимости. Внимательное чтение утренних и вечерних молитв — уже неплохо. Среди этих молитв многие — благодарственные. Хорошо будет, если мы, окончив вечернее молитвенное правило, окинем мысленным взором прошедший день и вспомним, за что конкретно можем сегодня поблагодарить Господа. Уверен, что, как бы неудачно ни сложился этот день, вглядевшись, мы сумеем немало найти в нем такого, за что нужно благодарить. Так будем же вглядываться и находить! Находить и благодарить! Это очень хороший способ бороться с духом уныния.

Некоторые духовники советуют вести дневник и неукоснительно записывать в него все укоры совести. А есть другое аналогичное духовное упражнение, которое я иногда советую людям, склонным к унынию или переживающим трудные обстоятельства: каждый вечер садиться и записывать, допустим, десять пунктов, по которым я сегодня могу поблагодарить Господа. Сначала это бывает нелегко, но уже через несколько дней «глаза души» привыкают к «темноте» и обретают способность разглядеть куда больше, чем десять причин быть в этот день благодарным.

Внешнее приложение к внутреннему чувству

Благодарность Богу неотделима от благодарности людям. Очень многое доброе получаем мы через людей, которых Господь часто делает участниками Своих благодеяний. Благодарить людей можно по-разному. Кому-то достаточно от всего сердца сказать «спасибо!». А кто-то считает, что «лучше маленький рубль, чем большое спасибо». Что ж, иногда нужно и рубль дать, если от нас ждут именно такой благодарности. Открытки… цветы… различные подарки… Все это неплохо, если это — внешнее приложение переживаемому в сердце чувству искренней признательности.

Отблагодарить человека надо соответственно тому, какая форма благодарности будет приятна ему. А какая благодарность приятна Богу? Конечно же, главное — это Евхаристия! Благодарственные молитвы, добрые дела, совершаемые во славу Божию, пожертвования, милостыни — все это прекрасно, но все же самое важное — участие в Божественной литургии, на которой совершается Таинство Евхаристии. Само слово это в переводе на русский означает «благодарение». «Благодарим Господа!» — восклицает священник в центральной молитве литургии. И далее (привожу в русском переводе): «Достойно и праведно Тебя славословить, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте Твоего Владычества… Ты из небытия воззвал нас к существованию, и отпадших снова восстановил, и не перестал действовать до тех пор, когда возвел нас на небо и даровал Свое вечное царство. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святого, за все милости, дарованные нам, ведомые и неведомые, явные и сокровенные. Благодарим Тебя и за это служение, которое Тебе угодно было принять от рук наших…» И когда священник молится о ниспослании Духа Святого на предлежащие хлеб и вино, чтобы Господь сотворил их Телом и Кровью Иисуса Христа, в храме звучит: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи…» Надо ли объяснять, что каждый уклоняющийся от литургии становится одним из девяти, исцеленных Господом и не пришедших его поблагодарить?

Конечно, от нашей неблагодарности у Бога не убудет. У нас убудет. Что? Самое главное — возможность войти в Жизнь Вечную, возможность соединиться с Богом. Ведь Он есть Любовь, и соединяемся мы с Ним любовью. А какая любовь там, где нет благодарности! Не дары и жертвы нужны Господу, а то, чтобы мы с вами были настоящими людьми, благодарными, любящими, радостными.

Протоиерей Игорь ГАГАРИН

  • Shares

«Благодаря всегда за все Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Ефесянам 5:20).

Можем ли мы благодарить Бога «всегда и за все»? Вначале складывается впечатление, что это невозможно.

Трудность дает нам свидетельство-подтверждение

Если бы вы никогда не проходили через скорби, то и утешение вам не потребовалось бы. Верно? Тогда бы вы и не познали «Бога всякого утешения».

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Коринфянам 1:3-4).

Источником утешения является Бог — только Он знает, как утешить нас. А еще Он хочет дать нам способность утешать других. Мы несем людям утешение, которым Бог утешил нас.

Когда у вас горе, вам больно и при этом вы «всегда за все благодарите Бога», люди будут видеть ваше отношение к беде и черпать утешение из него. Они поверят в Бога, который провел вас через невзгоды.

Однажды в мой дом постучалась беда: наш маленький Филипп ушел на небо. Пережив горе, моя супруга Джойс впоследствии утешала многих матерей, у которых умерли малыши. Этому научился и апостол Павел, когда писал христианам из Филиппин, находясь в римской тюрьме. Он страдал во всех возможных трудностях и бедах: кораблекрушение, избиения, издевательства, гонения, голод, жажда и очернительство. И не смотря на это, апостол пишет: «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования» (Филиппийцам 1:12). Почему? Данные события запечатлели то, что служение Павла было от Бога. Апостол сказал: «Я в тюрьме. Благодарю Тебя, Господи!», потому что благодаря этому обстоятельству распространилось Евангелие Христа.

Некоторые говорят: «Люди становятся христианами только из-за выгоды. А положи их в жаровню — создай им маленькое гонение — улетят, как мухи!». Именно это дьявол сказал Богу о Иове: «Ты окружил его благословениями. Убери их — и он в лицо Тебя проклянет». Бог ответил: «Ты не знаешь Моего слугу Иова. Он любит Меня не за то, что Я сделал для него, но за то, кем Я для него являюсь». Жизнь Иова и Павла заставила дьявола сомкнуть уста. Если скорбь может быть послана, чтобы привести людей к Иисусу Христу, пожалуйста, поблагодарите за это Бога.

Трудности помогают стать зрелыми

Скорбь — хороший учитель.

«Прежде страдания моего я заблуждался…» (Псалом 118:67). «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Псалом 118:71).

Большинство из нас не скажет: «Хорошо, что я пострадал!». Этими словами псалмопевец оценивает прошедшие события. Давайте порассуждаем о то, что самое важное в очах Божьих для нас.

Что Бог ценит в нашей жизни больше всего? Здоровье? Достаток? Покой? Известность? Служение? Эффективность? Ни одно из этих благ! Божий план для нас — стать такими, как Его Сын.

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Римлянам 8:28-29).

Вот что желает видеть в нашей жизни Бог: Он преображает наш внутренний мир, чтобы сделать нас такими, как Иисус. Порой трудности приносят зрелость, и мы становимся подобными Богу.

Возможно, сейчас вы испытываете проблемы и спрашиваете, почему Бог ничего не делает в этой ситуации. Вы когда-нибудь думали о том, что́ Он может сделать в подобных случаях? Возможно, Иисус учит вас терпению. (Он постоянно что-то делает в нашей жизни). Если Бог ведет вас к зрелости, учит стойкости, то предлагаю за это сказать Ему «спасибо».

Трудности приносят превосходную славу в нашу жизнь

«Возлюбленные! огненного искушения для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется» (1 Петра 4:12-14).

Когда приходят невзгоды, вы спрашиваете у Бога, почему именно вы попали в эту ситуацию и зачем Он позволил этому произойти? Ответ нам дает апостол Петр: «Успокойся и не думай: “Со мной происходит что-то странное!”.

Когда мы знаем, что нас преследуют из-за Него, то испытываем невыразимую радость, говоря: «Господь Иисус, это ради Тебя. Я разделяю Твои страдания». Когда вы, переживаете трудности из-за Иисуса, хвалите Его, это приносит обильную радость. Если постигшие вас невзгоды приносят славу Спасителю, пожалуйста, скажите Ему за это «спасибо».

Трудности указывают на непостижимые тайны

Вероятно, вы думаете: «Все это звучит хорошо, но вы же не знаете, через что я прохожу и какие передо мной стоят вопросы». Я понимаю, что я этого не понимаю. Некоторые вещи мы узнаем только когда уйдем в рай.

Когда будет ясный день, поднимите глаза в небо и всмотритесь в самую глубину голубой дали. Какова высота небес?

«Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исайя 55:8-9).

Если вам ничего непонятно, все равно продолжайте верить Богу и благодарить Его.

«Сокрытое Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Второзаконие 29:29).

Некоторые священные тайны мы не узнаем, пока не войдем в небеса. Мы живем не объяснением тайн, а Божьими обещаниями. «Мы ходим верою, а не видением» (2 Коринфянам 5:7). Понимаем ли мы Господа или нет —нам необходимо всегда верить Богу и во всякое время слушаться Его. Бог всё держит в ладони Своей, Он добрый и верный. Не ждите, уже сейчас начинайте хвалить и благодарить Его. Иногда, как Иову, нам ничего непонятно, что происходит и не знаешь, что делать. Иов начал спорить с Богом. «Хотелось бы провести Тебя в зал судебных заседаний. Ты обязан дать мне ответы. Где Ты, Боже?». Великому страдальцу показалось, что Всевышний перестал исполнять Свои обещания. Для него все потеряло смысл.

Задавать Богу вопросы — это нормально. При этом никогда не сомневайтесь, что Он мудрый, благой и держит все в Своей руке. Порой нужно сказать только это: «Боже, Ты заповедал мне всегда благодарить Тебя, что я и делаю. Но я не понимаю, что происходит сейчас. Для меня это непостижимая тайна».

Если мы знаем, что все обстоятельства под властью Господа, то предлагаю сказать Ему за это «спасибо»!

Трудности всегда ведут к победе в вечности

Но и это еще не все…

«Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Римлянам 8:18).

Тут не стоит вопрос о справедливом, «равноценном» воздаянии за страдания. Наши страдания ничего не стоят в сравнении со славой, которая будет явлена в нас! У нас нет иммунитета в этом мире, проклятым грехом. Но наступит лучший день, когда мы скажем Богу «спасибо». Однажды вечный Господь раскроет занавес ночи, закрепит его булавкой, отворит дверь утра и наполнит вашу жизнь и ваш внутренний мир Своей славой!

Хвалите Его за мелочи. Хвалите Его и за большие события. Слушайтесь Всевышнего и «благодарите всегда за все Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа»!

Пастор Адриан Роджерс (1931-2005), по материалам cnlnews.tv, перевод Владимира Михайленко cnl.news

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

О благодарности и счастье человека

Другая сторона молитвы — благодарение. И Священное Писание, и Предание — особенно предание литургическое — призывает нас к постоянному благодарению. Это то, чему мы должны научиться сейчас — потому что благодарить мы будем во веки веков. Как поют ангелы и святые в Книге Откровения, «благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков!» (Откр.7:12)

Идея вечно рассыпаться в благодарностях кажется неверующим людям отталкивающей и смешной; иногда они не могут точно сформулировать почему, но она как-то напрягает. Нас часто напрягает и необходимость благодарить наших ближних здесь, на земле. Почему?

Потому что в падшем мире люди часто ведут себя как в обезьяньей стае, постоянно выясняя, кто находится на ступеньку выше в неформальной иерархии. И даже благодарность превращается элемент этих обезьяньих игр — поблагодарить, значит поставить себя на ступеньку ниже, признать себя получателем милости, а значит кем-то зависимым и слабым. Бывает, что благодеяния превращаются в средство манипулирования — «теперь ты мне по гроб жизни должен!», и поэтому люди неохотно признают свой нравственный долг. Это особенно проявляется, когда уровень доверия между людьми низок — и они склонны видеть в милости какой-то подвох.

В лучшем случае благодарность — это что-то из области этикета, вежливости, приятная, но не обязательная часть жизни. «Спасибо в карман не положишь».

Но в действительности благодарение — это сущность жизни; благодарение вводит нас в правильные отношения с реальностью, реальностью Бога и реальностью других людей.

Творец и Владыка мироздания не ищет превознестись над нами — это было бы крайне смешно и помыслить. Он хочет, наоборот, поднять нас к Себе. И благодарение открывает наши глаза на реальность Его любви и заботы.

Как-то давно я смотрел фильм, названия которого уже не припомню. Там был пожилой композитор, который получил признание и известность, он жил в прекрасном доме, за ним самоотверженно ухаживала его дочь, которая окружала его невероятной заботой и любовью — но он был все время уныл, гневен и недоволен. Кофе было то слишком горячим, то слишком холодным, плед на кресле все время положен не так, омлет приготовлен недостаточно тщательно… Он был окружен самой теплой и трогательной любовью, но был при этом глубоко несчастен, потому что не видел эту любовь в упор — ни любовь человеческую, ни любовь Божию.

Бог хочет сделать нас счастливыми — а в вечности безмерно счастливыми. Но нельзя сделать счастливым человека, неспособного к благодарности; это не только несправедливо, это просто невозможно.- Чтобы возрадоваться раю, мы должны обрести открытое, смиренное и благодарное сердце; способность видеть любовь Бога и людей, и признавать эту любовь — «спасибо, я благодарен».

И мы должны научиться видеть эту любовь здесь и сейчас. Мы, христиане, верим в промысел — в то, что Бог правит своим творением, и направляет его к предназначенным им целям. Вся это невероятно сложная система, включающая в себя галактики и туманности, снег и туман, гравитацию и магнетизм, солнце и дождь, людей и животных, управляется Богом — причем управляется в деталях. Как говорит Господь Иисус, «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без Отца вашего» (Матф.10:29) Действительно, ни одна снежинка не падает на землю без промысла Божия. Этот же промысел простирается на все события нашей жизни — малые и большие.

Есть известная фраза «хлеб, который ты ел сегодня утром, Бог готовил всю ночь». На самом деле, гораздо дольше, и этот хлеб прошел через многие руки, и попал на стол трудами многих людей — Бог устроил все это, чтобы ты мог позавтракать. Это не просто кусок хлеба с маслом — это послание Его любви и заботы. На этом ноздреватом прямоугольнике написано: «Я люблю тебя и забочусь о тебе».

Благодарение все принимает как дар; все, что мы имеем, все, чем мы пользуемся, все, чему мы радуемся, есть дар, проявление любви. Вкус пищи, свет дня, запах цветка, звуки музыки — все говорит о Его любви, заботе, и той великой и невыразимой радости, которую Он нам готовит.

В молитве мы обращаемся к Богу и говорим — да, мы верим, мы благодарны.

Все, что у нас есть, получено от Бога. Он наделяет нас способностями к труду, чтобы бы соучаствовали в Его заботе о творении; посылает нам воздух, воду и пищу; само наше существование — дар Его любви. Благодарение признает это — да, мы окружены любовью и заботой, и мы благодарим за это.

Однако это сознание — у меня нет ничего своего, все есть только дар Божий — обнажает наше недоверие Богу; мы чувствуем себя уязвимыми. Среди людей ужасно оказаться полностью зависящим от чьей-то милости; люди часто отказывают в ней друг другу. Но на Бога мы можем положиться; да, у нас нет ничего, кроме Его любви и милости; но это самая прочная, надежная и несомненная вещь во всем мироздании. Мы благодарим Его за радость в благополучии и за утешение в скорби; но более всего мы благодарим за дар вечной жизни, который Бог уготовал нам в Иисусе Христе. Как говорится в Анафоре (литургической молитве) Святого Иоанна Златоуста, «Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас»

Мы видим, как далеко простерлась любовь Бога к каждому из нас — Он облекся в плоть, была распят и погребен за нас, неблагодарных и злонравных. Он даровал нам Царство. Мы признаем это и возносим благодарность — «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2Кор.9:15)

«Спасибо» или «Спаси Вас Господи»?

Слышится временами голос «ортодоксальных православных» о том, какой грех то большой говорить нам, христианам, слово «спасибо», сокращая часть слова «Бог» до непонятного «бо». Оно конечно, если б такое происходило лет 300 назад, батюшка наверняка за это на поклоны поставил, епитимию наложил.

Как же выразить свою признательность православному человеку, если даже слово «благодарю» после такого анализа превращается в ересь! Если мы говорим, что дарим благо, то вступаем в прямое противоречие со словами Спасителя: «Никто не благ, как только один Бог» Матф.19:17.

Человек воцерковлённый снисходительно может объяснить, что ответ на этот вопрос легко услышать в храме, где на каждом шагу слышно: «Спаси Вас Господи!» Но что означает эта фраза, те же 300 лет назад даже и не смогли бы, наверное, понять. В отношении церковнославянского языка это пожелание так же безграмотно, как и «спасибо».

Замечательная традиция православного христианина молиться за человека, оказавшего ему милость, слава Богу, жива и поныне. Только язык изменился. Появились стойкие фразеологические обороты, имеющие определённое лексическое значение, при этом образовались они из церковнословянских слов и целых фраз (да простят меня филологи за мою некомпетентность).

Таким образом, когда в наше время человек говорит «спасибо», или «Спаси Вас Господи!» или «благодарю» — это значит, что он хочет выразить свою признательность, для чего эти слова и обороты и предназначены в русском языке, потому это совершенно нормально (ну, если, конечно, языком общения человека не является церковнословянский, в противном случае такие слова будут указывать на его безграмотность и греховность)

А если человек хочет не просто выразить признательность, а помолиться за благодетеля, для этого он должен обратиться к Господу в подобающей случаю молитве, к примеру: «Спаси, Господи». Только слова эти должны быть обращены именно к Богу, а не к человеку, о котором мы молимся! В таком случае никто молиться: «Спасибо» не станет, это и правда кощунство.

По сему, есть слова благодарности, а есть слова молитвы, и надо всегда четко понимать, чем мы занимаемся — благодарим или молимся.

Да вразумит всех нас Господь, по Своему человеколюбию и милосердию!

«Спасибо» Богу, ангелам, святым и Вселенной: как благодарить, чтобы быть счастливым


Религиозный человек отличается от атеиста тем, что никогда не чувствует себя одиноким. Он понимает, что Господь не только наблюдает, но и участвует в его жизни. А потому верующие люди считают необходимым благодарить Бога за все, что происходит с ними. Но как делать это правильно? Попробуем разобраться.

Соблюдение заповедей

Главная благодарность – это соблюдение десяти заповедей, которые Моисей получил от Бога на горе Синай. Не убивать, не красть, не завидовать, не прелюбодействовать, чтить своих родителей… Казалось бы, это правила жизни обычного порядочного человека. Однако соблюсти все – невероятно трудно.
Наша героиня Анна считала себя благочестивой женщиной. Она ходила в церковь, соблюдала пост, ежедневно молилась. Однако когда на работе она случайно совершила ошибку, ей пришлось выбирать: либо признать свою оплошность и лишиться премии, либо переложить вину на сослуживца.
Женщина выбрала второй вариант, тем самым нарушив девятую заповедь, которая гласит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего». Анне удалось получить премию, но после этого случая ее стали мучить угрызения совести. Женщина почувствовала, что Господь недоволен ею. И тогда она поступила правильно: созналась директору в своей ошибке и извинилась перед коллегой.
Да, Анна получила выговор, но душа ее была спокойна. После этого она каждый вечер в молитве благодарила Бога за то, что он дал человечеству эти заповеди. Она также благодарила Всевышнего за то, что он позволил ей согрешить, страдать и искупить свой грех.

Искренняя молитва

Таким образом, существует один способ благодарить Бога – правильно молиться. Делать это можно как в церкви, так и за ее пределами; вслух и мысленно; главное – чтобы эти слова шли из самой глубины души.
Но следует помнить, что благодарственная молитва – не та, которая является откликом лишь на радостные события. Благодарность необходимо возносить даже в тяжелые периоды жизни, ведь Господь шлет испытания человеку для того, чтобы в итоге он обрел добро.
Так поступил и Аркадий, который попал в аварию и получил травму спинного мозга. Он не только просил всех святых и ангела-хранителя вернуть здоровье, но и ежедневно в молитве благодарил Бога за то, что тот сохранил ему жизнь. Постепенно, следуя предписаниям врачей, веря в лучшее и говоря Господу «спасибо» за каждый прожитый день, Аркадий начал восстанавливаться.
Через два года он встал на ноги и не считает это чудом: мужчина знает, что таково было испытание от Всевышнего, и он поступил правильно, сохранив веру в лучшее.

Свечи

Следующий способ выразить благодарность Богу за оказанную помощь – поставить свечку в церкви. Выберите для этого икону Спасителя, которая обычно располагается по правую сторону от алтаря. Прочитайте молитву, скажите «спасибо» за то, что тот отдал свою жизнь ради спасения человечества. И удача повернется к вам лицом!
Так произошло с Анастасией, которая очень хотела ребенка, но по состоянию здоровья не могла забеременеть. Девушка посещала церковь; ставила свечки и Спасителю, и Богородице; благодарила за все хорошее, что есть в ее жизни. И небеса оказали ей помощь: Анастасия понесла и родила чудесного сына. После этого она стала благодарить Бога и ангела-хранителя с удвоенной силой. А самое главное – когда ребенок подрос, рассказала ему о справедливом и любящем Господе, милость которого бесконечна.

Обращение к ангелу

Однако благодарить можно не только Создателя, но и своего ангела-хранителя. Ведь он незримо находится рядом с каждым из нас, оберегая, защищая и направляя. Сделать это можно в любой момент, как специальной молитвой, так и обычными словами. Например: «Спасибо тебе, ангел-хранитель, что следуешь за мной и ведешь меня, незримо помогаешь и укрываешь своим крылом».
Опять-таки, слова благодарности могут быть любыми; главное, чтобы говорились они от сердца и подкреплялись благочестивыми поступками. Для ангела-хранителя ваша судьба имеет важнейшее значение. Поэтому не забывайте впускать его в жизнь. Для этого следует запомнить день почитания ангела: 21 ноября (день памяти всех ангелов). В этот день важно прийти в церковь и поставить свечку со словами благодарности своему защитнику.

Признательность святым

Очень часто православные люди сами выбирают в качестве своего покровителя кого-нибудь из известных святых. Чувствуя его поддержку и помощь во всех начинаниях, человек испытывает чувство благодати. Чтобы выразить признательность святому, можно действовать следующим образом:

  • поставить свечу иконе;
  • прочитать акафист;
  • пожертвовать храму;
  • подать милостыню нищему;
  • обратиться со словами благодарности в молитве.

И, конечно же, творить добрые дела. Именно они будут радовать святых, покровительствующих вам. Благородные поступки докажут, что помощь, оказанная ими, была не напрасна.
Как подтверждение – случай из жизни. Алкоголизм – страшное заболевание, и Елена знала об этом не понаслышке. Ее муж Вадим – запойный пьяница: ему не помогали ни увещевания, ни скандалы, ни кодировка. Тогда Елена стала регулярно посещать церковь и просить Матронушку Московскую помочь ее мужу. Чудо случилось: мужчина взялся за ум и бросил пить. Елена долго благодарила Матронушку и пообещала помогать всем нуждающимся. Слово она сдержала; и Вадим, действительно, к бутылке больше не прикасался.

Письмо к Вселенной

Не каждый человек отличается религиозностью. Однако многие верят если не в Бога или ангела-хранителя, то хотя бы в бесконечную и мудрую Вселенную. Именно ей они адресуют слова благодарности, именно ее просят о милости к себе. Но как сделать это правильно? Существует несколько техник.

Самая распространенная из них – «Письмо к Вселенной». Все очень просто: необходимо взять лист бумаги и ручку, и написать о своей признательности Космосу. Текст может быть в произвольной форме, главное – от души. Если благодарить Вселенную за свое рождение, успехи и даже неудачи, — результат не заставит себя ждать.
Яркий пример тому – Татьяна. Она каждый месяц «отправляла» во Вселенную письма благодарности. Выглядело это так: в своих посланиях Татьяна указывала обо всех достижениях и позитивных ситуациях, случившихся за этот период. Здесь же она благодарила Вселенную за все радости, отправлялась на природу, где сжигала письмо, и развеивала его пепел по ветру. И, что удивительно, Татьяне везде сопутствовала удача, а позитивный настрой к жизни просто притягивал к ней хороших людей.
Скептики скажут, что это совпадение. Однако в мире нет ничего случайного. Ведь ученые доказали: если искренне благодарить – Бога, ангела-хранителя, святых, Вселенную или окружающих людей, – это станет мощным толчком для внутреннего преобразования. А оно, как известно, ведет к преобразованиям внешним.

Волшебное слово. Протоиерей Евгений Попиченко

Хвалим Тя, благословим Тя,
благодарим Тя великия ради славы Твоея

Сегодня будем говорить о волшебном слове, а точнее – о том чувстве, которое выражается этим словом. В детстве нас учили быть хорошими мальчиками и девочками и говорить волшебное слово «спасибо». Теперь мы выросли, и нужно учиться жить по-христиански, исполняя всю свою жизнь благодарностью. Как перейти от волшебных слов к духовному делу? Об этом мы беседуем с протоиереем Евгением Попиченко.

– Благодарности учат с детства, ее ожидают, ее иногда даже требуют. Так что же такое благодарность?

– Есть два слова, которые звучат почти одинаково – «благодарность» и «благодатность». Благодать – это дар, который дается человеку. А благодарность – это ответ на дар. Господь подарил человеку весь мир – собственно говоря, мир и был создан для радостной и благодатной жизни человека в теснейшем общении с Творцом. Обладая всем миром и возможностью единения с Богом, человек в ответ может только благодарить, выражая тем самым свою любовь к Богу, свое внимание к Нему и радость от того, что Господь есть.

Как отношения с окружающими людьми начинаются только тогда, когда человек замечает кого-то помимо себя, замечает идущую извне заботу и выражает это в благодарности, так начинаются и отношения с Богом. Не случайно английский писатель Гилберт Честертон заметил как-то, что религиозное воспитание малыша начинается не тогда, когда отец начинает рассказывать о Боге, а когда мать учит говорить «спасибо» за вкусно испеченный пирог.

Бога может обрести только благодарная душа. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает: «Вера – удел душ благодарных». Господь на протяжении всей истории учил человека благодарности.

– Благодарность по отношению к людям понятна: мы говорим им: «Спасибо! Спаси Бог!», то есть, желаем спасения души в ответ на какое-то добро с их стороны. А чем можно ответить Богу, как Ему выразить свою благодарность?

– Первые люди, Адам и Ева, после грехопадения выражали свою благодарность Богу просто и понятно – в жертвоприношениях и славословиях. Причем, и жертвы, и прославляющие молитвы Самому Богу не были нужны. Скорее, они нужны были человеку. Но и эти действия не вполне выражают благодарность Богу. Есть нечто более важное – всей своей жизнью благодарить: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Благодарность – выражение любви. А как мы можем выразить свою любовь к Богу – или, по крайней мере, стремление к такой любви? Выражением ее будет жизнь по заповедям. Ведь Христос говорит: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14, 23). Поэтому в первую очередь благодарность – это не слова, а дела!

Апостол Павел пишет: «Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем… всегда ищите добра и друг другу, и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 14-19). А святой Амвросий Оптинский добавляет, что начинать нужно с последнего, то есть с благодарности, только тогда можно исполнить написанное выше.

«СПАСИБО»

Происхождение этого слова в разных странах различно. Этимология русского «спасибо» – устоявшееся сокращение от фразы «Спаси Бог», которой на Руси выражали благодарность. Именно поэтому в первые годы советской власти велась борьба с употреблением такой формы благодарности; полагалось говорить: «Благодарю, товарищ!». Так что «спасибо» – слово, закаленное в борьбе. И, вместе с тем – доброе, «волшебное» слово, которое стоит говорить как можно чаще, с полным сознанием его глубокого значения. Всемирный день «СПАСИБО» празднуется 11 января.

– Как и когда учиться благодарности?

– И вере, и благодарности нужно учить и учиться с детства. Человек, который не научился благодарить, никогда не поймет, что в его жизни есть Тот, Которому он обязан самой жизнью, счастьем, любовью, тем, что у него есть семья, друзья, возможность дышать и ходить, видеть солнышко и чувствовать дождь на лице. Он будет воспринимать все эти дары как некую естественную данность: «В моей жизни все это есть, потому что я хороший человек, меня все уважают, я заслужил счастье» и так далее. Мало того, он будет потреблять все эти блага, да еще и претензии высказывать: «Солнце слишком жаркое, дождь слишком мокрый, друзья какие-то занудные…». Он не поймет, что недостоин ни одного своего друга. Ведь это Господь коснулся сердец людей, которые нас почему-то начинают любить и терпеть и служить нам. Зная наше реальное лицо, видя язвы нашей души и не имея к нам любви, они бежали бы от нас, как ошпаренные.

Все это остается для описываемого нами человека скрытым. Несчастья же он воспринимает как нечто незаслуженное и, как следствие, страдает и сетует на всех и вся. И в первую очередь на Бога: «За что мне все это?!».

Есть удивительный акафист «Слава Богу за все», написанный в 20-е годы XX века митрополитом Трифоном (Туркестановым). Владыка Трифон пережил революции и войны, умер в 1934 году, когда гонения были в самом разгаре. Но, когда читаешь строки этого акафиста, возникает ощущение очень радостного, мирного устроения души его автора. Понимаешь, насколько человек, который это творил, был чист, целомудрен, свят. Становится ясным и то, что внешние тяжелые условия жизни – не помеха, а необходимость для формирования этих качеств:

«Не страшны бури житейские тому, у кого
в сердце сияет светильник Твоего огня.
Кругом непогода и тьма,
ужас и завывание ветра,
А в душе у него тишина и свет:
там Христос!
И сердце поет: Аллилуия!»

Когда человек доверяет Богу, когда их отношения, действительно, очень близкие, то он, несмотря на внешние скорби, наполнившие его жизнь, может искренно воскликнуть вместе с Иовом: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1, 21).

– В каком же состоянии должна находиться душа человека, если она благословляет Бога за все? И как созреть до такого состояния?

– Нужно обдумать слова апостола Павла, которые предшествуют словам о благодарности. Там сказано: «…непрестанно молитесь». Если человек действительно хочет восстановить живую и непрестанную связь с Богом, то он учится молиться, учится годами и десятилетиями. Человек при этом постоянно помнит, что Господь как любящий Отец никогда не сделает ему того, что повредит его душе. В таком случае человеку легко доверять Богу и принимать от Него все. Это состояние праведности, святости, но ведь к этому мы все призваны. Это не просто отвлеченный идеал, ведь мы именно такими и задуманы Богом. Возможность «всегда благодарить» возникает из непрестанной памяти о Боге и общения с Ним. Надо учиться и учиться.

– Допустим, я решила учиться за все благодарить. Легче всего благодарить за какие-то благодеяния: тут нужно просто вспоминать о Том, Кто ниспослал тебе такие милости и дары, а также вспоминать, что ты этих милостей вообще не достойна. Вспомнила – от всей души поблагодарила.

Но научиться благодарить от всей души за скорби гораздо труднее. Можно вспомнить о том, что по своей жизни я еще и не таких скорбей достойна, и поблагодарить. Но сердце этой благодарности сопротивляется. То есть, умом я понимаю ситуацию и благодарю, а сердце откликается протестом. Не будет ли лицемерием с моей стороны, если я буду говорить: «Слава Тебе, Боже!» – а всей душой протестовать против этого?

– Скорее, это не лицемерие, а необходимая терапия для нашей души, которая очерствела из-за совершенных ею грехов. Допустим, человек повредил ногу. Сначала вставать на больную ногу будет очень больно. Но если человек не будет пытаться ходить и ногу разрабатывать, то он способность двигаться, в конце концов, потеряет. Поэтому он и сам ходит, и терпит боль, когда больную ногу массирует специалист, а потом его же и благодарит за процедуру. Так и здесь: Господь посылает нам скорби, чтобы нас вылечить, от нас требуется терпеть и благодарить. Сначала благодарить только умом, а потом и сердце начнет откликаться. А может, даже и появится радость о посылаемых скорбях.

Невозможно формально радоваться. Радость – это плод Святого Духа, некий результат жизни. Так и благодарность есть результат жизни и осмысления ее. В Евангелии есть замечательная притча, которую мы читаем на каждом благодарственном молебне: «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам.

И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17, 12-19).

Посмотрите, как интересно: самарянин был в одной компании с иудеями, по болезни иудеи не обращали на это внимания, хотя по иудейским представлениям общаться с самарянами, прикасаться к ним было нельзя. Видимо, болезнь смирила людей, стерла все границы.

Удивительно и то, что они доверились Христу и, еще не получив исцеления, отправились по Его слову к священнику, и только в дороге очистились от проказы. Но лишь самарянину Господь говорит: «Вера твоя спасла тебя», – потому что вера и смирение породили в этом человеке благодарность. И это очередной пример таинственной связи истинной веры и благодарности, приводящих ко спасению!

Преподобный Амвросий Оптинский:

«Мы унылы и забывчивы, а от уныния и забвения часто перестаем быть благодарными к Богу. Благодарность в христианине – такая вещь великая, что вместе с любовью проследует за ним и в жизнь будущую, где он будет праздновать Пасху вечную».

– Отец Евгений, часто у святых можно прочитать, что богослужение – лучший учебник веры. Само слово «благодарность» постоянно звучит в молитвах и богослужениях. Может ли богослужение научить благодарности?

– Давайте начнем с самого примитивного богослужения… возжжение свечи, купленной в церковной лавке. Для многих людей это целое событие, к которому они готовятся, а потом гордятся им, рассказывая друзьям о том, как они «зашли в храм и поставили свечку». Кажется, что это центральное место в их отношениях с Богом. Так для чего выполняется это малое священнодействие? Какой смысл может быть в этом шнурочке с парафином? Свеча – символ материальной жертвы, «правнучка» жертвоприношений первых людей.

Помните, как Каин и Авель приносили жертвы? Если возжигание свечи не сопровождается молитвой к Богу (пусть краткой, но искренней), если после этого, выйдя из храма, человек начинает осуждать «церковников» за «цены на свечи» – это жертва Каинова, она формальна, в ней нет любви, нет благодарности. Так поступал и Каин, жертву которого отверг Господь. Тогда как Авель приносил самое лучшее – от избытка сердца, из любви, с благодарностью. Каинова жертва еще более парализует душу, Авелева приближает ее к Богу.

Можно сделать лирическое отступление и привести следующий аналогичный пример. Молодой человек дарит девушке букет цветов, выражая тем самым любовь к ней и просто радость от того, что она существует. Девушка же не корова, чтобы радоваться пучку травы, но она радуется, так как за букетом видит любовь. Но букет может быть подарен без любви, «по поводу», то есть формально, он и не принесет ни дарящему, ни получающему никакой радости, а может даже охладить отношения.

И даже вершина богослужебной жизни называется словом «благодарение» – по-гречески «евхаристия». Центр Божественной Литургии – евхаристический, то есть благодарственный канон. Священник возглашает: «Благодарим Господа!» – и в тайной молитве благодарит Господа за то, что Он сотворил небо и землю, что послал Сына Своего Единородного для спасения людей. И люди, ради которых был создан мир и ради которых страдал Христос, в благодарность стремятся участвовать в евхаристии: только соединяясь с Богом, принимая Его, как самого дорогого гостя в сердце своем, человек может выразить действенную и самую настоящую любовь по отношению к Нему.

– Получается, что благодарность основывается на радости о том, что Бог есть, и на любви как стремлении к Тому, Который есть. Это свойственно для любых межличностных отношений: будь то отношения с Богом или отношения между людьми. Любой христианин стремится к Богу, готовится покаянием к Причастию. А если я не испытываю радости от того, что я живу и имею возможность причащаться? Какая тут радость, если я побеждаюсь страстями, помыслами, если рассеянно молюсь…

– Тут нужно уточнить понятие радости, а то может возникнуть ощущение, что радость – это некое сильное чувство, похожее на бурное ликование. Помните, как переживает явление Господа пророк Илия? «И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;

после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар. 19, 11-12). Илия «встретил» Бога не в сильном ветре, разрушающем горы и сокрушающем скалы, не в землетрясении, не в огне, но в тихом дуновении ветра.

Апостол Павел, рассказывая о Царствии Божием, говорит, что оно не есть «пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Как описать Царство Небесное? Как выразить радость в Духе Святом? Человеческими категориями это очень трудно сделать, поэтому для нас, обыкновенных людей, чувство присутствия Бога или чувство истинной радости остаются как бы прикровенными. Зато мы хорошо понимаем мирскую радость: для одного она выражается в смехе и улыбках, для другого в звучании гармошки, для третьего радость становится синонимом удовлетворенности. Но это не имеет отношения к истинной радости. А потому не нужно стремиться испытывать радость в мирском понимании, когда ты пытаешься жить духовной жизнью. Ты не должен прыгать от восторга, когда идешь к Святой Чаше. Напротив, подобные чувства могут быть симптомами серьезных ошибок, совершаемых в духовной жизни. Стремясь к неуемной радости и прочим бурным чувствам, ты, скорее всего, их достигнешь, но это будет ложным, прелестным состоянием.

С другой стороны, если человек не испытывает радости от Причастия, то это означает, что его душа до сих пор отягчена какими-то грехами, не освободилась от страстей. Ведь для здоровой души естественно стремиться к Богу и радоваться, когда удается соединиться с Ним. Если не радуешься – значит, ты еще серьезно духовно болен (впрочем, как и большинство из нас). В таком случае ты должен идти к Причастию по послушанию. Ведь ребенка тоже приучают говорить «спасибо», когда он получает какое-то благо. Он еще не готов благодарить осознанно, самостоятельно, радостно, но его учат – и, в конце концов, он произносит «спасибо» от всего сердца.

Так и Причастие нам рекомендовано для выздоровления души, в воспитательных целях. Но ведь это не простая рекомендация: Господь на каждой Литургии предлагает Свое Тело и Честную Кровь верующим. Вот за это мы и должны Его в первую очередь благодарить, причащаясь. Именно причащаясь, а не просто рассуждая по дороге домой из храма: «Ах, как же хорошо, что у нас, православных это есть», – и не причащаясь.

– Благодарность – это заповедь?

– Конечно, заповедь. Ведь благодарность – это норма жизни. Это заповедь и по отношению к Богу, и по отношению к людям. Благодарность нормализует нашу жизнь. Апостол Павел писал: «Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию. Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4, 15-16). То есть, нам Господь устраивает такую жизнь, которая для нас спасительна, Он же помогает идти по этой жизни, неся свой крест. Пусть этот крест тяжел настолько, что чисто внешне мы устаем. Но это спасает нашу душу, обновляет и возрождает ее.

Беседовала Ксения Кабанова

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Святитель Феофан Затворник:

«Нельзя не заметить, что многие часто остаются пред Богом неблагодарными. Сие происходит обыкновенно от забвения благодеяний Божиих, от ложного мнения о собственных достоинствах, от неблагоразумного сравнивания своего состояния с счастливейшим состоянием других и от опрометчивости – почитать виновником счастия или себя самих, или тех, кои были только орудиями благости Божией.

Истинная благодарность требует от нас:

1) чтобы мы старались раскрывать и усовершать дарованные Богом силы и способности, дабы действовать ими во славу Божию;

2) чтобы мы старались об исправлении и улучшении своей жизни;

3) чтобы помогали, чем можем, нуждающимся и бедствующим братиям нашим, ибо в лице их Сам Господь благоволит принимать дары наши, как бы мы благодетельствовали Ему Самому: понеже сотвористе единому братии Моих меньших, Мне сотвористе (ср.: Мф. 25, 40)».

Из сочинения «Краткое учение о Богопочитании»

•Фоторепортаж•

Истории и благодарности наших прихожан

Дорогие о Господе братья и сестры!

Очень многие из Вас писали нам на сайт. Просили молитв, помощи, поддержки, совета, приходили в наш храм, прикладывались к мироточивой иконе святого благоверного князя Александра Невского. Некоторые рассказывали об исцелении после помазания святым маслом о лампады Александра Невского. Мы решили собрать Ваши истории в отдельный раздел.

Если у Вас есть правдивые истории, благодарности или просто хотите поделиться доброй новостью, пишите нам на сайте, или на почту blago@храмчасовня.рф

Мы обязательно ознакомимся и разместим все Ваши письма на нашем сайте.

* * *

Письмо от Сергея Гончарова (благодарность за молитвы):

«Спаси Господь! Слава Богу за всё! Я нашёл работу. С 1 сентября работаю в школе учителем истории и обществознания. Просто в другом городе (Белгороде) живу, не могу попасть к батюшке. Здесь посещаю храмы, в Таинствах участвую.»

Ответ батюшки архимандрита Амвросия: Благодарю Вас за ответ! Богу слава за всё! Храни Вас Бог!

***

Письмо от Татьяна 20.12.2016 08:43:

«Со святым днем! Благодарю Бога за все Его благодеяния на нас недостойных рабах Его! И Вам Батюшка Амвросий низкий поклон и огромная благодарность за Ваши молитвы и помощь. Наша семья испытывает серьезные материальные затруднения. По Вашему благословению читали правило об избавлении от злых духов и правило об умножении любви и примирении враждующих. Просим Ваших молитв о нас грешных рабах Божиих: бол. Любови, Олеге, Татиане, Христине, Данииле и Вашего благословение на чтение правила на всякое благое дело.
Храни Вас Бог!»

Ответ батюшки архимандрита Амвросия: Благодарим Вас всех за доверие и за молитвы. Приходите в храм и мы окажем Вам хотя бы небольшую материальную и финансовую помощь. Тел. 8-918-316-83-36, послушница Фотиния.

***

Письмо от Анна 13.12.2016 22:18:

«Со святым вечером!!!
Спасибо Вам,что ответили на мои вопросы и подсказали,как дальше молится…Я даже прослезилась..Огромное Вам спасибо…И всем кто помогает в Вашем служении и ведении данного сайта…Спаси Вас ,Господи…Батюшка,если возможно,разрешите придти к Вам на личную беседу…Ещё раз спасибо за ответы… «

Ответ батюшки архимандрита Амвросия: Благодарим Вас! Приходите на беседу в воскресенье с 14-00 до 15-00. Храни Вас Господь!

***

Письмо от Ирина 02.01.2017 12:58:

«Спаси Господи, батюшка, за Ваш ответ. После Ваших слов почувствовала поддержку и уверенность в том, в чем сомневалась.Благодарю за молитвы и правила, понимаю так, что Вы благословляете на их чтение. К большому сожалению не смогу придти к Вам — живу на Урале.»

Ответ батюшки архимандрита Амвросия: Сердечно благодарю Вас, Ирина, за ответ. С Рождеством Христовым Вас и сына Вашего (как его зовут). Если хотите, звоните по тел. 8-918-316-83-36 (послушница Фотиния) вы и Ваш сын для архимандрита Амвросия.

***

Письмо от Людмила 11.07.2016 22:12:

«Благодарю Вас Батюшка за молитвы Ваши о Здравии моей дочери р.Б. Анны,за Вашу отзывчивость и за сегодняшнюю соборную молитву об исцелении болящих. Батюшка, мне очень нужна Ваша духовная консультация.Примите меня, пожалуйста. Спаси Господи!»

Ответ батюшки архимандрита Амвросия: В воскресенье с 14-00 до 15-00.

***

Письмо от Юля и Денис Бондарь. 19.04.2016 03:14:

«Спасибо большое. Я очень рада что нам ответили и посланные нам молитвы — это большой шаг двигаться и готовится вперед.У меня реакция странная: текут слезы и это слезы счастье.»

Ответ батюшки архимандрита Амвросия: Слёзы это большая благодать!

***

Письмо от Марина 02.10.2016 02:45:

«Благодарю, батюшка, за помощь! Храни Вас Бог!»

Ответ батюшки архимандрита Амвросия: Взаимно благодарю Вас вседушно и я смиренный раб Божий.

***

Письмо от Татьяна 27.11.2016 07:57:

«Слава Всевышнему, что Вы есть! Огромное спасибо Вам за все!
Храни Вас Бог.»

Ответ батюшки архимандрита Амвросия: Дорогая о Господе Татиана. Сердечно благодарим Вас и желаем Вам радости от Господа Бога! Просим Ваших святых молитв о нас грешных.

***

Письмо от Ирина 25.11.2016 22:53:

«Добрый вечер, Батюшка Амвросий, а так же Дорогие Братья и Сестра по Вере, по Духу!
Замечательно, что на данной страничке сайта, мы можем с Вами задавать вопросы, нашему Любимому Батюшке Амросию, и получать Пищу Духовную!»

Ответ батюшки архимандрита Амвросия: Дорогая о Господе Ирина. Благодарим Вас за доверие. Благодарим Вас и за дар Ваш, за песни Юлии. Бог Вам посылает любить, радоваться человеку, человеческому. Это хорошо – радоваться другому – это особое искусство, особый дар. И он, как и любой другой дар, служит нам как маленький образец, как надо любить Бога, Божественное, в частности беседу с Богом. Учитесь через земное радоваться Небесному! Радости от Бога желаем Вам и всем православным христианам.

***

Письмо от Ирина 19.11.2016 13:20:

«БЛАГОДАРЮ, НАШЕГО ЛЮБИМОГО БАТЮШКУ АМВРОСИЯ, ЗА ВОСКРЕСНЫЕ ПРОПОВЕДИ И НАСТАВЛЕНИЯ — ответы на настоящем интернет-ресурсе для ищущих ИСТИНУ, ОСВЕЩАЮЩИЕ И ПРОСВЕЩАЮЩИЕ НАШИ УМЫ И СЕРДЦА!!!
Храни Вас Бог и Многая Лета, Многая Лета Жизни!»

Ответ батюшки архимандрита Амвросия: Сердечно благодарим за поддержку. Недостоин таких похвал, буду стараться оправдать Ваше доверие.

***

Письмо от Ирина 15.11.2016 22:41:

«БЛАГОДАРЮ СВЯЩЕНСТВО НАШЕГО ЛЮБИМОГО ХРАМА-ЧАСОВНИ ЗА ПРЕКРАСНЫЕ ВОСКРЕСНЫЕ ЛИТУРГИИ!!! РАДОСТНО …! ДУШИ СВЕТЛЫЕ ПРОСЫПАЮТСЯ!!!»

Ответ батюшки архимандрита Амвросия: Благодарим Вас за Ваше тёплое письмо. Радости Вам о Господе!

***

Письмо от Ирина 08.01.2017 18:44:

«Благодарю за всё! Ничто так не Исцеляет Душу, как Доброта и Красота!»

Ответ батюшки архимандрита Амвросия: Вседушно благодарны Вам, Ирина, за красоту и доброту Ваших слов и пожеланий. Да дарует и Вам Всемилостивый и Неизреченный Господь Бог многая и благая! И всем православным! И всему человечеству!

***

Письмо от Вера 08.01.2017 19:15:

«Спасибо большое за рождественская ёлку для детей у вас в храме-часовне сегодня, сын 5 лет получил самые положительные впечатления, всё было так уютно и по-доброму. Были и в прошлом году тоже. Всё прошло очень мило и просто замечательно. Большущее вам спасибо!»

Ответ батюшки архимандрита Амвросия: Дорогая о Господе Вера, благодарим и мы Вас и Вашего сыночка за Вашу Любовь к Богу и к людям! Радости Вам и Вашему сыну!

***

История нашего прихожанина Глеба. История о любви к Богу нашему Иисуу Христу и Рождестве (07.01.2017 г.)

Свою история, я хочу начать с самого начала.

Родился я в семье русских людей, но совершенно далеких от Бога.

Мама не говорила о Боге, не носила крестика, возможно и злилась на него, за то, что её мама (моя бабушка) умерла в раннем детстве моей мамы.

Отчим был настоящий тиран, постоянно пил после работы, и прикладывался к матери на моих глазах (с 4 лет) и в будущем на глазах моей младшей сестры.

Никто не говорил мне о Боге, никто не учил меня жить по заповедям, и даже не крестили.

Рос я в семье тихим и запуганным до юношества.

А потом озлобился на всех и на весь мир.

В то время злился на Бога. Почему? Сам не знаю, я даже не знал, существует ли он.

Но запомнил я это время очень хорошо, потому что именно тогда в тяжёлое время впервые начал думать о Нём.

До 20 лет я ни разу в жизни не был в церкви. Пару раз пытался зайти туда, но мне безумно было страшно, так страшно, что на ступеньках перехватывало дыхание в груди, и я не мог больше подняться выше ни на одну ступеньку.

Но однажды, когда я работал монтажником по системам безопасности, нас отправили бригадой в Георгиевский храм (г. Краснодар, ул. Седина 170), тогда волею неволею я преодолел страх, и работал в цокольном этаже храма.

Тогда я нашёл силы подняться и в верхний Придел храма, ходил по залу, смотрел иконы. Тогда я испытал впервые радость и неописуемое счастье.

Именно тогда я принял решение, что хочу покреститься. Когда меня крестили, меня кидало в жар, я очень сильно потел и был весь красный. Но после крещения стало легко и физически, и сладко на душе.

Моя жизнь очень сильно изменилась. Хоть я ещё был молод и «слеп», не кому было наставить меня на путь истинный и подсказать, как правильно жить по правилам Божьим. Но Боженька слышал мои просьбы. Только мне стоило что-то захотеть или пожелать в душе от чистого сердца, оно практически сразу исполнялось. Помню, проезжал я по ул. Кубанской-набережной и хотел жить в одном из домов, и в тот же год я заработал на квартиру именно в том доме, где желал. Захотел я обрести свою настоящую семью, верную жену и детей — и Бог послал мне прекрасную супругу и детей.

Супруга моя привела меня в наш любимый и родной храм-часовню Александра Невского, где я познакомился с нашим любимым, родным и самым добрым человеком на свете — батюшкой архимандритом Амвросием.

И тогда Бог услышал мои самые заветные мечты обрести родных людей. Семью, которой не было. И я обрел прекрасную супругу Олесю (Ольгу), детей моих Анну, Алису (Гликерию), Киру и, конечно же, батюшку Амвросия, который стал мне родным отцом. Батюшка всегда мне помогает, поддерживает, советует и подскажет в той или иной ситуации, как поступить правильно, всегда выслушает и ни когда не осудит. Эти люди мне самые близкие и родные. Они дар от Бога, о котором только можно мечтать.

Моя жена и батюшка привели меня к Богу, показали путь, который мне нужно было пройти самому.

Поначалу было сложно, и поститься, и причащаться. Были разные сложности, нападки, испытания.

Бывали часто ситуации, когда я и Олеся (Ольга) поссоримся за день до причастия, сильные нападки и вроде бы не должны прийти, но нет! Ровно в 8 утра мы в храме, помирились, держимся за руку и причащаемся всей семьей.

Бывали ситуации, когда опаздывали к началу службы, плохая погода, выходим на улицу, а машина как назло не заводиться, но мы не отчаивались, ловили попутку, такси или бежали, но всегда, один раз в месяц, приходили, и будем приходить на причастие всей семьей.

Бог посылал разные испытания. Но нет испытаний, которых мы бы не смогли преодолеть с Божией помощью.

И когда мы их преодолеваем, то получаем что-то большее. Поначалу этого не видно, мы унываем, поддаёмся искушениям, но благодаря Богу, помощи ближних, их молитв, мы можем преодолеть любые трудности, и в результате ещё больше благодарим Бога за всё. Порой трудно благодарить в тяжелые минуты, но я этому научился, и благодарен Богу за всё!

За эти всего лишь 9 лет с Богом (с момента осознания и крещения), я так уверовал, и так полюбил Бога, что не представляю себе жизни без Него.

Каждый месяц я стараюсь исправляться, стараюсь уменьшать свои грехи, не всегда получается, но я стараюсь. Стараюсь добавлять в свои дни новые церковные правила и каноны. Держать посты и постные дни, читать утренние и вечерние молитвы, читать молитвенные правила каждый день, молитвы по соглашению, посещать и ездить к святым, исповедоваться и причащаться, делать добрые дела и помогать по возможности людям. Хочу жить и равняться на батюшку Амвросия, надеюсь, когда-нибудь и я «доросту», пойду по его стопам и стану батюшкой.

Очень радует, что православных людей с каждым днем становится всё больше и больше. И не только пожилых людей, но и молодых.

Люди верят и любят Бога. Кто-то идёт на жертвы, кто-то готов терпеть какие-то физические ограничения, держать посты, жить правильно и по канонам. Ради любви к Богу нашему!

На Рождество мы решили пойти на ночную службу. За день до службы мы позвонили в храм, уточнить время и спросили, будет ли общая исповедь. Дежурный батюшка ответил на все наши вопросы, и сказал: «что общей исповеди не будет, потому что возможно на ночной службе будет мало людей или никто не придёт вообще, такого не исключено». Как сильно мы удивись его словам, когда пришли на ночную службу в храм, на Рождество. Людей было очень-очень много. Полный храм. Пройти к иконам, поставить свечки было очень сложно из-за количества людей. Люди были всех возрастов, и младенцы груднички, и очень много молодых людей, и людей пожилых. Это было замечательное время, даже не смотря на тесноту, было замечательно, приятно на душе. И не смотря на пост, не смотря на поздний час, утомление и физический дискомфорт — люди выстояли всю службу и причастились. Разве это не любовь к Богу? Самая настоящая любовь! Бог рядом с нами, Он реален, Он поддерживает и помогает нам, Он прекрасен, мы любим Его, и Он любит нас!

Всем желаю любить Бога, ни когда не сомневаться, всегда благодарить Его, особенно в трудную минуту.

Кто ещё не обрёл Бога, пусть молится и обретёт Его. Почувствует в душе эту любовь, это счастье и Божью благодать.

Храни Вас Всех Бог.

Прихожанин храма-часовни Глеб с семьёй.

***

Письмо от Ирина 12.02.2017 20:56:

«От всей Души и Сердца, Благодарю Батюшку Архимандрита Амвросия и С.А. Патрина за издание Великолепного Просветительского для православных христиан писательского труда «Царственные Страстотерпцы: Подвиг во имя Любви»!
Эта Чудесная и Удивительно Интересная книга, с многочисленными иллюстрациями из Жизни Царской Семьи и цитатами, Зажигает Сердце Любовью к Святой и Чистой Царской семье и Богу нашему Иисусу Христу за то, что явил Миру такой Великолепный пример Единения и Совершенной Любви в «домашней церкви».
Письма Царственной Четы и их Духовный Подвиг Восхищают своей Высотой и Чистотой!
Низкий Вам Поклон до Земли!
И Многая … Многая … Многая Лета!»

Ответ батюшки архимандрита Амвросия: Дорогая о Господе Ирина, вседушно благодарим Вас за теплые слова. Богу, дивному во святых Своих, Слава! Свв. Царственные Страстотерпцы молите Бога о Ирине со сродниками и о нас грешных.
*** Письмо от Фотиния 09.03.2017 12:45: «Сердечно благодарю батюшку Амвросия за совет,долгия леты!» Ответ батюшки архимандрита Амвросия: Дорогая о Господе Фотиния. Сердечно благодарю Вас за добрые слова и прошу Ваших святых молитв обо мне грешном. Смиренный архимандрит Амвросий. *** Письмо от Лев Михайлович 22.03.2017 08:22: «Дорогой батюшка,отец Амвросий, бесконечно благодарен Вам за Ваш ответ на мое письмо, за Канон мученику Уару. Получив письмо, как глыба с души спала, теперь я точно знаю, как нужно поминать своих ушедших друзей и Ваше письмо будет мне благословением к исполнению.Спаси Вас Господи!» Ответ батюшки архимандрита Амвросия: Благодарю Вас. Спаси Вас Христос! Смиренный архимандрит Амвросий. *** Письмо от Ольга 05.04.2017 17:04: «Уважаемый архимандрит Амвросий!
В феврале этого года я обращалась к Вам с просьбой помолиться о поиске работы. Завтра я уже выхожу на новую работу. Очень благодарна Вам за Ваши молитвы. Сама тоже каждый день молюсь о Вас и желаю Вам здоровья, долголетия, успехов в трудах Ваших и молитвах!» Ответ батюшки архимандрита Амвросия: Христос Воскресе! Благодарю Вас. Смиренный архимандрит Амвросий. *** Письмо от Анна 15.05.2017 11:05: «Отец иерей Даниил Волосников,Спасибо!» Ответ: Храни Вас Господь! Отец иерей Даниил Волосников *** Письмо от александр 14.05.2017 09:32: Христос Воскресе, батюшка Александ!!! Очень благодарен вам за ответ, на вопрос от 10. 05. 2017, 5 час. 16 мин. Я все понял. Ваш ответ- просто в » десятку»!!! Спаси Господь!!! Ответ: Спаси Господи! Отец протоиерей Александр Стаканов. *** Письмо от Фотиния 07.07.2017 17:22: «Низкий поклон и благодарность батюшкам, за Ваши молитвы о нас. У нас было важное событие, наш сын Димитрий, сдавал гос.экзамены и защищал дипломную работу в университете. Божьим промыслом,мы узнали о возможности в вашем храме,передать просьбу в молитве, которая будет прочитана в субботу на молебне с акафистом у мироточивой иконы святого благоверного великого князя Александра Невского. С надеждой, попросили о отличной сдаче экзаменов. Сын сходил в храм, помолился у мироточивой иконы. Спешим поделиться радостью, гос.экзамен и защиту диплома сын сдал на отлично. Слава Господу за все! И благодаственная молитва святому великому князю Александру Невскому за его помощь. Получил диплом с отличием. Ещё раз благодарим, желаем батюшкам, и всем работникам храма долгие лета, здоровья и Божьей помощи в трудах. И ещё особенное наше почтение, Фотинии, которая очень добра, ответила на наш звонок, все нам подсказала, и все выслушала. Очень хочется к вам приехать, надеемся и в этой просьбе Господь поможет. Спаси Господи за ваши молитвы о нас.» Ответ: Храни Вас Господь! Отец иерей Даниил Волосников *** Письмо от Любовь Моисеевны 17.07.2017 в 12:53: «Глеб, добрый день! Поздравляю с праздником Вас и Вашу семью, огромное спасибо за фото и видео!!!! Не получается приходить, но благодаря Вам создается ощущение присутствия в Храме! Спасибо Вам и всем, кто участвует в создании сайта и чата!» Ответ: Спасибо большое Любовь Моисеевна! Очень приятно! Спаси господи Вас, вашу семью и всех Ваших близких. Сегодня будет большой фото и видео отчет, заходите на сайт вечером, посмотрите. Спасибо большое. Администрация сайта Глеб. *** Письмо от Владимира 07.09.2017 12:03: «Спасибо Отцу протоиерею Александру Стаканову. Простите, батюшка, и благословите…» Ответ: Владимир, добрый день. Бог вас Благословит, спаси Господи. Отец протоиерей Александр Стаканов.

  • Паломническая поездка наших прихожан в монастырь блаженной старицы Матроны Московской.
  • Паломническая поездка наших прихожан в церковь Святого Николая Чудотворца (Турция, г. Демре)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *