Слова Иоанна Златоуста

Слово огласительное на Святую Пасху иже во святых отца нашего святителя Иоанна Златоуста (на современном русском языке)

(68 голосов: 4.7 из 5)

Кто благочестив и боголюбив, — тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством.

Кто раб благоразумный, — тот пусть, радуясь, войдёт в радость Господа своего.

Кто потрудился, постясь, — тот пусть возьмёт ныне динарий.

Кто работал с первого часа, — тот пусть получит сегодня должную плату.

Кто пришёл после третьего часа, — пусть с благодарностью празднует.

Кто успел придти после шестого часа, — пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится.

Кто замедлил до девятого часа, — пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь.

Кто успел придти только в одиннадцатый час, — пусть и тот не страшится за своё промедление.

Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит.

Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду;

Богатые и бедные, ликуйте друг с другом;

Воздержные и нерадивые, почтите этот день;

Постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне.

Трапеза обильна, — насыщайтесь все;

Телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости.

Никто пусть не жалуется на бедность, ибо открылось общее Царство.

Никто пусть не плачет о грехах, ибо из гроба воссияло прощение.

Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя.

Он истребил её, быв объят ею;

Он опустошил ад, сошедши во ад;

Огорчил того, который коснулся плоти Его.

Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: «Ад, — говорит он, — огорчися, срет тя доле».

Он огорчился, ибо стал праздным;

Огорчился, ибо посрамлён;

Огорчился, ибо умерщвлён;

Огорчился, ибо низложен;

Огорчился, ибо связан.

Он взял тело и нашёл в нём Бога;

Взял землю и увидел в ней небо;

Взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел.

«Где ти, смерте, жало?

Где ти, аде, победа?» (1Кор. 15:55).

Воскрес Христос, — и ты низложился;

Воскрес Христос, — и пали бесы;

Воскрес Христос, — и радуются ангелы;

Воскрес Христос, — и водворяется жизнь;

Воскрес Христос, — и мёртвого ни одного нет во гробе.

Ибо Христос, воскресший из мертвых, — «Начаток умершим бысть» (1Кор. 15:20).

Ему слава и держава во веки веков.

Аминь.

* * *

«Слово огласительное на Пасху» свт. Иоанна Златоуста

Светлана Иванова

Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества.
Аще кто раб благоразумный, да внидет радуяся в радость Господа своего.
Аще кто потрудился постяся, да восприимет ныне динарий.
Аще кто от первого часа делал есть, до приимет днесь праведный долг.
Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует.
Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится, ибо ничимже отщетевается.
Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся.
Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления:

любочестив бо сый Владыка, приемлет последняго яко и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа.
И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует.
И дела приемлет, и предложение хвалит.

Тем же убо внидите вси в радость Господа своего: и первии и втории, мзду приимите.
Богатии и убозии, друг со другом ликуйте.
Воздержници и ленивии, день почтите.
Постившиеся и непостившиеся, возвеселитеся днесь.

Трапеза исполнена, насладитеся вси.
Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай: вси насладитеся пира веры: вси восприимите богатство благости.
Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее царство.
Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия.
Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси ю, иже от нея держимый.
Плени ада, сошедый во ад. Огорчи его вкусивша плоти его.

И сие предприемый Исаия возопии: ад, глаголет, огорчися, срет тя доле.
Огорчися, ибо упразднися.
Огорчися, ибо поруган бысть.
Огорчися, ибо умертвися.
Огорчися, ибо низложися.
Огорчися, ибо связася.
Прият тело, и Богу приразися.
Прият землю, и срете небо.
Прият еже видяще, и впаде во еже не видяще.

Где твое, смерте, жало; где твоя, аде, победа; воскресе Христос, и ты низверглся еси.
Воскресе Христос, и падоша демони.
Воскресе Христос, и радуются ангели.
Воскресе Христос, и жизнь жительствует.
Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе: Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков, аминь.

Это «Слово на Пасху» святителя Иоанна Златоуста читается в храме во время ночной праздничной службы перед началом литургии после пасхального канона. Таким образом Церковь признает это слово единственным полностью выражающим смысл Праздника, настолько полно, что без него немыслима пасхальная служба, – и настолько точно, что по церковной традиции отменяется обычная пастырская проповедь в этот день, что является признанием того, что добавить уже ничего не нужно и невозможно.

Но его содержание может показаться по меньшей мере неожиданным. Еще в 19 в. митрополит Киевский Платон, составивший толкование на «Слово…», уклончиво отмечает его неясность не только из-за «непонятности старославянского языка для слушателей», но и «по краткости выражения заключающихся в нем мыслей». В нем нет ничего, «исторически» связанного с празднуемым событием: ни воспоминания «предыстории» праздника и исхода из рабства в Ветхом Завете, ни происходящего в Новом Завете, т.е. самих евангельских событий, нет даже упоминания ни распятия, ни обстотельств смерти, нет повествнования о Воскресении; наконец, ни разу не упоминается даже само название праздника.

Это произведение привлекало внимание в основном богословов, а не лингвистов, и в основном исследователи обращались к истолкованию образов. Однако именно по своей форме, структуре оно совершенно необычно; кроме того, именно в принципах организации материала можно найти ключ к пониманию своеобразия содержания.

Композиционно «Слово…» делится на 5 частей; каждая часть построена в соответствии с композицией целого, но при этом является в некотором роде самостоятельным произведением и имеет особенности, свойственные только ей.

В первой части – призыв всех, «и первых, и последних», работавших и ленивых, на пир к Домовладыке. Вторая часть – повествование о том, что Домовладыка принимает и милует гостей. В третьей – описание пира: «внидите вси», «трапеза исполнена», «телец упитанный», «явися царство». Четвертая часть является раскрытием смысла слов: «И сие предприемый Исаия возопи: ад огорчися…». В пятой звучат долгожданные слова: «Христос воскрес!»

В синтагматическом плане можно отметить совершенную выверенность и уравновешенность. При отсутствии каких-либо «украшений», которые, как считал сам Златоуст, свойственны речи язычников, синтаксис становится той динамической силой, которая и придает «Слову» его яркость, многогранность и при этом цельность. Первую часть пронизывает структура:

cубъект

предикат

предикат

кто

благочестив

да насладится

кто

раб (благоразумный)

да внидет

кто

потрудился

да восприимет

кто

(от 1 часа) делал есть

да приимет

кто

(по 3-м) прииде

благодаря да празднует

кто

(по 6-м) достиже

(ничтоже) да сумниться

кто

лишися (и 9-го)

да приступит

кто

достиже (во 11-м)

да не устрашится

Лексический строй основан на параллельной градации. Синтаксически эта часть открытой структуры, что определяется ее идеей: возможностью для каждого прийти, и даже для такого, для кого не нашлось «евангельского» соответствия.

Вторая часть также открытой структуры, и речь идет теперь о действиях Домовладыки:

приемлет

последняго

упокоевает

пришедшаго

последняго

милует

первому

угождает

оному

дает

сему

дарствует

дела

приемлет

намерение

целует

деяние

почитает

предложение

хвалит

Третья часть закрытой структуры: здесь синтаксически выражается тот же евангельский образ «затворенных врат», за которыми идет пир – на него звали всех даже «по дорогам», но туда с определенного момента уже больше никто не может войти (притча о брачном пире, притча о десяти девах).

А: внидите вси:

и первии и втории

приимите

богатии и убозии

ликуйте

воздержницы и ленивии

почтите

постившиеся и непостившиеся

возвеселитеся

В

трапеза исполнена

насладитеся вси

телец упитанный

никтоже да изыдет

А

вси

насладитеся

вси

восприимите

В

никто(же) да рыдает

явися (бо) царство

никто(же да плачет

возсия прощение

никто(же) да убоится

свободи смерть

А

предикат — (объект)

субъект действия

угаси (ю)

держимый

плени (ада)

сошедый

огорчи (его)

вкусивша

Это наиболее насыщенная в изобразительном плане часть, своеобразная «синтаксическая кульминация» произведения. Перекликаются ряды градации, противопоставлений и синонимических рядов; организованы они в более простые (А) и более сложные (В) конструкции.

В четвертой части использован экспрессивный прием организации лексики, основанный на повторах: 6 раз употреблен один и тот же глагол, своеобразное basso ostinatto, в ответ которому звучат все новые «пояснения» — при этом здесь накладываются две фигуры речи, противопоставление и градация. Все повторы – предикаты к субъекту «ад», т.е. противопоставление идет по смыслу «что сделал ад» – «что с ним произошло в ответ»:

огорчися

упразднися

огорчися

поруган бысть

огорчися

умертвися

огорчися

низложися

огорчися

связася

И далее в более сложной структуре:

прият

тело

Богу

приразися

прият

землю

срете

небо

прият

еже видяше

впаде

еже не видяше

Можно отметить своеобразный прием «разноплановых кульминаций» – ликование пятой части передано наиболее сложным синтаксическим рисунком (синтаксическая кульминация), в четвертой части, самой экспрессивной происхоит эмоциональная кульминация (здесь чувствуются отголоски речей после битв и насмешки над врагом в античной фольклорной традиции), в последней же, пятой части – то, что подготавливалось с самого начала: смысловая кульминация.

В пятой части употреблен этот же стилистический прием, что и в предыдущей; но если в предыдущей части об аде нечего было сказать, то тут «нельзя» сказать; там автор не хочет вглядываться в тьму ада – здесь не переступает тайн неба; «Христос воскресе» – в этих словах уже все явлено, и Златоуст «приближает» к нам тайну, перечисляя последствия восресения:

Воскресе Христос

и ты (ад) низверглся еси

Воскресе Христос

радуются ангели

Воскресе Христос

жизнь жительствует

Воскресе Христос

мертвый ни един во гробе,

Христос (бо) восста

Употребление антонимичных существительных делает и глаголы контекстуальными антонимами, и, т.о., стилистические приемы пронизывают не только «горизонтальные» ряды текста, но и «вертикальные»:

Пр. вр

Наст. вр.

низверглся еси

(ад)

(жизнь)

жительствует

падоша

(демони)

(ангели)

радуются

При строгой композиционной и структурной выверенности нужно отметить отсутствие каких-либо «украшений» в лексическом плане. Тропов речи в привычном нам античном смысле здесь нет; применительно к этому произведению нельзя говорить о сравнении, метафоре или метонимии. Все слова употреблены в прямом значении. «Домовладыка» прежде всего является в буквальном смысле «хозяином дома» – но и потом уже, план за планом, встают другие, концептуально более важные значения, (господин, Господь) что и является отличительной характеристикой символа.

Перед нами – образы притч, рассказанных Христом, – это притчи о виноградарях, притча о званных на вечерю, о брачном пире, о талантах. Они особенно важны в первых двух частях «Слова». Начинается Слово косвенной цитатой из Евангелия (ср. Мф. 25.21: «Господин его сказал…: «Хорошо, добрый и верный раб… войди в радость Господа своего»).

Третья часть – наиболее загадочная, здесь почти нет ни отсылок к Писанию, ни цитат, только образы, за которыми стоит вся ветхозаветная и новозаветная история, и которые нельзя понять, не признав их символами. Четвертая и пятая части построены принципиально иначе и своим динамизмом контрастируют с предыдущими; они начинаются с цитат, которые и задают всю структуру части. В плане содержания это больше, чем просто литературный прием.

Рассмотрим соотношение структурно-смысловых фрагментов текста друг с другом.

1 и 2 части соответствуют учению церкви о синергизме, взаимном движении друг к другу Бога и человека: Бог призывает (1 часть), и если человек откликается, то Сам приближается к нему (2 часть).

3 часть – «брачный пир», что в контексте символов евангелия означает Царство Небесное, встречу человека с Богом, сретенье. В контексте символов Нового Завета это рай, таинство Евхаристии, таинство брака.

4 и 5-я части удивительны по своей возможности «всеведенья», они написаны как бы с той точки, откуда уже все видно и все известно: и что «ад огорчися», и «мертвый ни един во гробе», и то, что «ангели радуются» – эти части о «небе» и «земле», вертикаль от неба до ада. Существенно, что 4-ая часть начинается цитатой из пророка Исаии, причем эксплицированной: «Сие предприемый Исаия возопии» – как известно, ссылка на источник цитирования была не нужна, и если он указан, то, значит, кто сказал, почти так же важно, как то, что сказано. Имя Исаии употреблено как 1)ветхозаветного пророка 2)пророка, ожидавшего Богоматерь и Мессию, 3) оно вводит нас в службу таинства брака («Исаия, ликуй»). По учению церкви, души всех умерших до воскресения Христа пребывали в аду, ожидая свое освобождение, т.к. после грехопедения человечеству был закрыт путь в Эдем; Христос, умерев, спустился в ад и извел оттуда всех ветхозаветных праведников. Мы как бы совершаем с Исаией и одновременно со всем Ветхим Заветом путь на Небо, освобожденные с ним из ада.

5 часть начинаетсяя двойной цитатой – и из Ветхого Завета, и из Нового Завета (пророк Осия цитируется ап. Павлом, и затем – Иоанном Златоустом) – тут «хор» ветхого и нового заветов, встреча ветхого с новым – но в этот миг это «встреча» и с современными слушателями, с современной Церковью тоже.

Схематически связь частей выглядит так:

5 ч. «Христос воскрес»
|
1ч. «приидите…» ——-3 ч. «пир веры» ——-2 ч. «Домовладыка принимает»
|
4ч. «ад умертвися»
«мертвый ни един во гробе»

Это скрытый в композиции крест (надо отметить, что в самом «Слове» ни слово «крест», ни «крестная смерть» не упоминаются ни разу).

При соотнесении с иконой Воскресения (икона «Сошествие во ад») проявляются общие закономерности: композиционно икона строится по тому же принципу, что и «Слово», и это проявляется и в пространстве изображения. В центре – Христос (Евхаристия, Царство Небесное), с обеих сторон – освобождаемые из ада праведники (этот момент, как правило, изображается наиболее динамично, иногда изображается даже «усилие» со стороны Христа, как будто он «тянет вверх» Адама и Еву); внизу – побежденный ад с поломанными воротами и «тьмой кромешной», т.е. не попадающей в Воскресение:

«ангели радуются»
(или иконные горки, знаменующие горний мир)
|
праведники – (Адам) – Христос – (Ева) ­­ – праведники
|
«ад умертвися»

«Слово…» и икона связаны также и принципом взаимоотношения с адресатом – слушающим «Слово огласительное…» или смотрящим на икону. Вместо того, чтоб изображать сцену, на которую зритель может лишь смотреть со стороны, но в которой не участвует, литургическое искусство изображает лиц, связанных между собой общим смыслом образа, но также связанных и со зрителем. Основным в изображении становится не столько взаимоотношение показанных лиц, сколько их общение с адресатом и включение его в происходящее.

Такой способ изображения в иконописи назван обратной перспективой. Синкретизм христианского искусства дает право отнести этот термин и к произведениям словесности. Точно так же, как иконописец преображает пространство, и тем самым помещает зрителя внутрь изображения, читающий или слушающий вовлекается автором к соучастию в литературном сюжете. «Слово…» Иоанна Златоуста обращено к тем, кто его сейчас слышит – настоящее время повелительных глаголов относит их к слушающим и таким образом включает их в само повествование.

Насыщенное символами, «Слово на Пасху» само становится символом, образом, раскрывающим смысл слов «Христос воскрес», образом, т.е. словесной иконой праздника.

Огласительное слово Иоанна Златоуста

Иоанн Златоуст (икона мастерской Дионисия)

Слово огласительное во святый и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения — огласительное слово святителя Иоанна Златоуста. В Православной церкви читается на пасхальной заутрене после того как верующие целуют друг друга, делясь своей радостью в честь празднования Воскресения Иисуса Христа.

В богослужебном уставе указание о чтении «Огласительного слова» известно с IX-X веков. В XI веке оно уже известно из текста Студийского устава. В русских богослужебных уставах оно известно с XVI века.

Торжественное Огласительное слово выражает всеобъемлющий и всепрощающий характер праздника Пасхи:

Постившиися и не постившиися, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай; вси насладитеся пира веры; вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества: явися бо общее Царство. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть.

Перевод

Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза полна, насладитесь все. Телец велик, пусть никто не уйдет голодным. Все наслаждайтесь пиром веры; все вкусите от богатства благости. Пусть никто не рыдает о своей бедности, ибо настало царство для всех. Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя.

Завершается Слово известной фразой, рассказывающей о сошествии Иисуса Христа в ад и его победе над смертью: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос — и ты повержен».

Ссылки

  • Афанасий (Мартос), архиепископ. Пасхальное «Огласительное слово» (недоступная ссылка). Дата обращения 13 мая 2009. Архивировано 31 марта 2012 года.
  • Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения (текст Огласительного слова на сайте Православие.Ru)

«Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!»

Сошествие Христа во ад. Византийская миниатюра. Монастырь Дионисиат, Афон

Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.

Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!

Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

Ветрово

  • Протоиерей Всеволод Чаплин. Время обывателя. Навсегда?
  • Ольга Четверикова о Русской Православной Церкви
  • Иерей Георгий Селин. Дом советской молитвы на Красной площади, или Две цитаты из речей президента РФ
  • Людмила Ильюнина. Небесная Сербия
  • Людмила Ильюнина. Небесная Сербия. Часть вторая
  • Удовольствие: социологический, психологический и физиологический аспекты
  • Митрополит Вениамин (Федченков). О конце мiра
  • Разрушение российского образования
  • Александр Буздалов. Катехон
  • Святитель Тихон Задонский. Сосуд полный и пустой
  • Святитель Василий Кинешемский. «В значительной степени в этом сумбуре повинна наша литература…»
  • Александр Буздалов. «Расширение сознания»: от Гегеля к Procter&Gamble
  • Сергей Худиев. Миф: вместо больниц в России строят церкви
  • Иван Андреевский. Большевизм в свете психопатологии
  • Преподобный Лаврентий Черниговский о священстве
  • Георгий Росов. Что такое хорошо? Может, это плохо?
  • Иерей Даниил Сысоев. О мiролюбии
  • Александр Буздалов. «Страшные силы русского народа»
  • Иеромонах Савватий (Баштовой). Стыд перед Исповедью
  • Ольга Четверикова. Агенты влияния в Русской Православной Церкви
  • Иерей Георгий Максимов. Разоблачение культа Славика Чебаркульского
  • Александр Буздалов. «…В духе кротости»
  • Александр Буздалов. «Эволюция советского режима»
  • Иерей Георгий Максимов. Православие о масонстве
  • Юрий Пронько. «Свалить из России!»
  • Александр Буздалов. Русская антроподицея
  • Иерей Георгий Максимов. Архиепископ и «девочка в алтаре»
  • Иерей Георгий Селин. Сколько ещё красноармейцам испытывать терпение Божие?
  • Протоиерей Александр Ильяшенко: «Я прекращаю всякое сотрудничество с Правмиром»
  • Наставление Патриарха Тихона (Беллавина) священнику о признаках обновленчества
  • Протоиерей Божидар Главев. Богооткровенное и богопротивное представление о богоизбранности
  • Александр Буздалов. «Мытарства» фараонов
  • Александр Буздалов. Диалектическое «христианство»
  • Александр Буздалов. Новый визит в Ватикан
  • Иеромонах Никодим (Шматько). Миссия и антимиссия в обществе трансгуманистов
  • Иерей Георгий Селин. Размышление в День памяти русских святых
  • В Церкви предлагают закрепить в законодательстве права эмбриона
  • Михаил Горинов. «Осенью сорок первого пришли немцы…»
  • Зинаида Белозёрова. Святой остров
  • Андрей Горбачев. Если мы боги, то почему это незаметно?
  • «У нас не осталось щёк, которые мы ещё не подставляли под удар»
  • Николай Каверин. На должность патриаршего экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)
  • Алексей Комов. Мировой просемейный альянс: империя наносит ответный удар
  • Алексей Осипов. Католическая реформа «Отче наш» — неблагоговение к Самому Христу
  • Святитель Игнатий (Брянчанинов). «Не покусись остановить отступление немощною рукою твоею»
  • YouTube будет удалять видеоролики, ставящие под сомнение холокост
  • Михаил Советский. Реальные правители России
  • Андрей Рогозянский. Антиабортная волна в США и странное молчание России
  • Протоиерей Александр Шаргунов. «Истинный храм, достойный бесконечного почитания»
  • Архимандрит Рафаил (Карелин). О диаконе Андрее Кураеве, Типиконе и рок-музыке
  • Иерей Георгий Максимов. О храмоборцах в Екатеринбурге
  • Юрий Воробьевский. Гробализация
  • Архимандрит Рафаил (Карелин). Об одежде и целомудрии
  • Павел Гутионтов. Дожить до расстрела
  • Дмитрий Чернышев. Миф об аскетизме Сталина
  • Юрий Кузнецов. Маркитанты
  • Николай Никулин. Из книги «Воспоминания о войне»
  • Георгий Росов. Иллюзия красоты
  • Мария Майер. О пожаре на Пасху в нашем храме
  • Иерей Георгий Селин. Молитва Господня в толковании святителя Иоанна Златоуста
  • Александр Люлька. О «подвигах» отца Фёдора Конюхова
  • Вадим Рыбин. Про Париж и про пожар
  • Протоиерей Андрей Ткачёв. Посвящается нежным душам, скорбящим о Нотр-Даме
  • Любовь Буткевич. О белых одеждах, джинсах и «православной» моде
  • Алексей Осипов. Истоки революции
  • Архиепископ Аверкий (Таушев). Об актёрстве в Церкви
  • Волынская резня
  • Татьяна Миронова. Русская душа и нерусская власть
  • В Перми начался суд над Романом Юшковым и Дмитрием Разживиным
  • Борис Миронов. Пора жить по правде
  • Георгий Росов. Чужие свои
  • Иерей Георгий Селин. Коммунистические пневматики протоиерей Николай Булгаков и Терентий Семёнович Мальцев
  • Иерей Георгий Селин. Коммунистические пневматики протоиерей Николай Булгаков и Терентий Семёнович Мальцев. Часть вторая
  • Иерей Георгий Селин. Коммунистические пневматики протоиерей Николай Булгаков и Терентий Семёнович Мальцев. Часть третья
  • Иерей Георгий Селин. Коммунистический пневматик архимандрит Симеон (Томачинский)
  • Вадим Рыбин. Венесуэльский нам урок: монархии приходит срок!
  • Иерей Георгий Селин. Стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» в прочтении протоиерея Сергия Булгакова
  • Монах Иоанн (Адливанкин). Религиозная концепция Льва Тихомирова
  • Иерей Георгий Селин. Как ерихонки становятся будёновками, а будёновки куколями
  • Николай Каверин. Об отмене Исповеди перед Причащением Святых Таин
  • Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков. В чём мы прегрешаем против догмата об иконопочитании
  • Протоиерей Всеволод Чаплин. Спасо-Андроников монастырь должен быть возвращён Церкви
  • Олег Кураев. Угроза будущему России: как калечат наших детей
  • Джон Тэйлор Гатто. На берегах зеленой Мононгаэлы
  • Священник Иоанн Белюстин. Не иерей, а тот же лакей, лишь в другом костюме
  • 8 Марта — праздник рабынь, матрон и революционерок
  • Священномученик Иларион (Троицкий). Да не будут тебе бози инии!
  • Протоиерей Александр Дьяченко. Дети
  • Монах Иоанн (Адливанкин). Духовные опасности современных молодёжных субкультур. Православный взгляд на фантастическую литературу
  • Патриарх Варфоломей отказался от всеправославного обсуждения темы Украины
  • Джон Тэйлор Гатто. Семь школьных предметов
  • Джон Тэйлор Гатто. Школьный тупик
  • Николай Каверин. Креативный миссионерский кураж
  • Иерей Георгий Селин. О русской истории, историке Карташёве и общечеловеческой культуре
  • Иерей Георгий Селин. О русской истории, историке Карташёве и общечеловеческой культуре. Часть вторая
  • Людмила Ильюнина. Святой равноапостольный Николай Японский
  • Протоиерей Владимир Головин и его сын лишены сана
  • Архиепископ Никон (Рождественский). Мерзость запустения в нашей столице
  • Иерей Георгий Селин. Немного о каббале и каббалистических методах стихотворных упражнений А. С. Пушкина
  • Мария Мельникова. Левашовская Пустошь
  • Константин Перетняев. Пока русские молятся, греки пытаются заработать… на русских
  • Михаил Назаров. «Историософия» РНЛ, готовящая православных к принятию царства антихриста
  • Михаил Назаров. Какой ангел являлся Сталину, митрополиту Сергию и А. Д. Степанову?
  • Иерей Георгий Максимов. О ситуации с архимандритом Ефремом
  • Митрополит Иоанн (Снычёв). Быть русским!
  • Александр Солдатов. Не спасает «оберег»
  • Диакон Андрей Кураев о десятилетии патриаршей интронизации
  • Иерей Георгий Селин. Явление антихриста народу
  • Иерей Георгий Селин. Явление антихриста народу. Часть вторая
  • Иерей Георгий Селин. Явление антихриста народу. Часть третья
  • Илья Венявкин. Коммунизм как новая религия
  • Илья Венявкин. Культ Сталина в СССР
  • Иерей Георгий Селин. Протоиерей Алексий Уминский и Джон Леннон – годный троллинг. Часть вторая
  • Семьдесят лет плена в фотографиях
  • Е. С. Молостова. Модели «нового человека» в советский период: подступы к трансгуманизму
  • Иерей Георгий Селин. Протоиерей Алексий Уминский и Джон Леннон – годный троллинг
  • Митрополит Иоанн (Снычёв). О сердечном безмолвии
  • Виктор Острецов. О псевдопатриотизме философа И. А. Ильина
  • Иерей Георгий Селин. С кого начинается Родина?
  • Виктор Острецов. За спиной КПСС стояло мировое масонство
  • Иерей Георгий Селин. Э-х-х!
  • Дмитрий Габышев. Поговорим, наконец, о балах…
  • Тоска по плену или свобода во Христе?
  • Владимир Трипольский. Преодолеем ли исторический спотыкач?
  • Иерей Георгий Селин. По прочтении статьи С. В. Тимченко в журнале «Славянка»
  • Штирлиц — моджахед, Сухов — развратник: как афганцы смотрят советское кино
  • Протоиерей Александр Шаргунов. О чтении Евангелия
  • Преподобный Паисий Святогорец. Монашество находится в опасности
  • Валерий Филимонов. Не пойман − не вор?
  • Игумен Дамаскин (Орловский). Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период
  • Диакон Андрей Кураев. Cказка о мудром Сталине, покаявшемся по молитве одного араба
  • Иерей Георгий Максимов. Сталин как семинарист
  • Решение о создании армии непризнанного Косова направлено против сербов
  • Храм – это Божий Дом, а не мёртвый памятник
  • Иерей Георгий Максимов. О тех, кто говорит, что священники не нужны
  • Протоиерей Игорь Рябко. Школьные реалии: как не навредить?
  • Юлия Биктимирова. Кто придумал крестный ход и в чем его смысл?
  • Святой престол
  • Игорь Романов. Сознательный, рассчитанный удар
  • Анна Азанова. Любить по-русски
  • Владимир Гомфотырёв. Разговор в такси
  • Митрополит Вениамин (Федченков). Новый Завет
  • Филипп Лебедь. Приговор по делу «отрицателя холокоста» оставлен без изменений
  • 18% участников опроса CNN в Европе назвали антисемитизм реакцией на поведение евреев
  • Сергей Мазаев. Юродивые
  • Святитель Николай Сербский. «Так невинная Кровь стала бичом…»
  • Святитель Иоанн Златоуст. Против иудеев
  • Боятся не увидеть света дня…
  • Протоиерей Сергий Николаев. Слово о простоте
  • Ольга Рожнёва. «Хочешь увидеть ангела?»
  • Архиепископ Аверкий (Таушев). Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение
  • Протоиерей Савва Михалевич. Великое переселение сербов
  • Протоиерей Андрей Канев. О поминовении на Литургии
  • Иерей Георгий Максимов. Про любимый аргумент атеистов
  • Валерий Филимонов. Переворот
  • Беседа с афонским пустынником
  • Священник Сергий Бегиян. Священнические ноу-хау и их границы
  • Освящено ли «освящённое масло»?
  • Людмила Рябиченко. Силовики от Минздрава
  • Василий Ирзабеков. Мужское начало
  • Яков Алексейчик. Польское коварство
  • Джульетто Кьеза. Безумие хозяев вселенной
  • Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Антихрист заходит в Грузию
  • Дмитрий Орехов. Профилактические прививки — вопрос веры?
  • Константинополю напомнили, что его давно уже нет
  • А. И. Осипов. «Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных»
  • Святитель Иоанн Златоуст. Слово второе о священстве
  • Иерей Николай Сушков. Виртуальное христианство
  • Преподобный Силуан Афонский. О Божией Матери
  • Митрополит Антоний (Паканич). Как отличить настоящую веру от ненастоящей
  • Алтарь
  • Преподобный Силуан Афонский. О монахах
  • История девушки, выросшей в монастыре
  • Руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» об отношениях Русской Церкви и Константинополя
  • Дмитрий Марченко. На чьей стороне патриарх Варфоломей, и другие сложные вопросы
  • А. И. Осипов. Восточный папа. Хула на Духа Святого
  • Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Меч обоюдоострый
  • Александр Дворкин. Некоторые размышления по поводу решения Синода Константинопольской Церкви от 11 октября 2018 года
  • Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом
  • В Киеве на Покров: Православие против национализма
  • Диакон Владимир Василик. Жизнь преподобного Романа Сладкопевца
  • «Мы были, есть и остаемся единственной канонической Церковью на Украине»
  • Маргарита Егорова. Там стонет храм…
  • Володька Гомфотырёв. Просто – попить чаю…
  • Архитектура православного храма
  • Небесное и земное в символике православного храма
  • Валерия Костенко. Серьёзный взгляд на детские игрушки
  • Митрополит Иларион выступил в защиту «кошачьего» молебна
  • Протоиерей Александр Шаргунов. «Глубина — это слово Божие»
  • Митрополит Онуфрий об искушении ложной информацией
  • Виктор Чернышёв. Масоны – кто они?
  • Иерей Георгий Селин. Навстречу XXII Всемирному Русскому Народному Собору и 25-летию ВРНС
  • Иерей Георгий Максимов. Про ношение подрясника
  • Митрополит Онуфрий. Лучшее время жизни Церкви – время гонений
  • Для Украинской Православной Церкви Московского Патриархата наступает время исповедничества
  • Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан Афонский
  • Виржилиу Георге. Нужно бороться за невинность наших детей!
  • Обнародованы документы XVII века о воссоединении Киевской митрополии с Московским Патриархатом
  • Митрополит Калужский и Боровский Климент. Никакого женоненавистничества
  • Любимая игрушка
  • Протоиерей Андрей Ткачёв. Чего нам всем не хватает?
  • Московский Патриархат приостановил молитвенное поминовение Константинопольского Патриарха Варфоломея
  • Алексей Михеев. «За то, что сербы»
  • Матвей Славко. О беспрецедентном шаге Константинопольского патриархата
  • Протоиерей Андрей Ткачев. Константинопольский патриарх и украинский раскол
  • Протоиерей Владимир Шмалий. Цель автокефального похода Константинополя – не Украина
  • Алексей Володин. Победа западных спецслужб: грандиозный раскол в Православном мире
  • «Точно сна жду…» Последнее слово мученика Николая Варжанского
  • Иерей Георгий Максимов. Константинополь. Автокефалия. Украина
  • Архимандрит Рафаил (Карелин). Современный враг христианства
  • Святитель Феофан Затворник. Притча о брачном пире
  • Святитель Иоанн (Максимович). Как Святая Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь
  • Иерей Георгий Максимов. Про «кошачий» молебен
  • Коптский Патриарх Тавадрос II: «Facebook — это пустая трата времени»
  • Священник Кирилл Зайцев. О страхе Божием
  • Правда Божия и правда человеческая
  • Вячеслав Мальцев. Соблазн «розового христианства»
  • Святитель Феофан Затворник. Притча о двух должниках
  • Николай Каверин. Откуда происходит практика сверхчастого Причащения и куда она может привести
  • Архимандрит Андрей (Конанос). Думаешь, твоя миссия – исправить человечество?
  • Архимандрит Тит (Бородин). Слово к современной женщине
  • Богатство православных в другом
  • В. В. Путин. А зачем нам такой мир, в котором не будет России?
  • Патриарх Алексий Второй. «Корыстолюбие, сребролюбие – страшный грех»
  • Патриарх Кирилл. Современные технические средства способны тотально ограничить человеческую свободу
  • Патриарх Кирилл видит признаки конца света и призывает не раскачивать лодку человеческих страстей
  • Патриарх Кирилл: «Мы кровью завоевали историческую правду»
  • Красота как имя Божие
  • Преподобный Паисий Святогорец. Уважение к Преданию
  • Преподобный Паисий Святогорец. Как одеваются несчастные мирские люди
  • Преподобный Паисий Святогорец. Сегодня не отличить мужчину от женщины
  • Преподобный Паисий Святогорец. Люди жаждут простоты
  • Преподобный Паисий Святогорец. Мужчине непозволительно одеваться в женское платье, а женщине – в мужское
  • Преподобный Паисий Святогорец. Обмирщение духовенства
  • Преподобный Паисий Святогорец. Правильное отношение к церковным проблемам
  • Преподобный Паисий Святогорец. «Безразличие непозволительно мирским, а уж тем более духовным»
  • Преподобный Паисий Святогорец. Равнодушное поколение
  • Преподобный Паисий Святогорец. О высоких санах и славе человеческой
  • Святой Иоанн Кронштадтский: «Развлечения — показатель того, что людям нечем стало жить»
  • Святитель Тихон Задонский. Наставление о христианской обязанности родителей к детям и детей к родителям
  • Святитель Тихон Задонский. Скотское следование
  • Святитель Тихон Задонский. Об овцах и козлищах
  • Святитель Тихон Задонский. Весна
  • Святитель Тихон Задонский. Вода с высоких гор на низкие места течёт
  • Святитель Тихон Задонский. Вода мимотекущая
  • Святитель Тихон Задонский. Высокое дерево посреди низкого леса
  • Святитель Тихон Задонский. Зеркало
  • Святитель Тихон Задонский. Тина или грязь на дне ключа
  • Святитель Тихон Задонский. Корабль
  • Святитель Тихон Задонский. Позванный на суд человек
  • Святитель Феофан Затворник: «Неверие и безнравственность расширяются…»
  • Архимандрит Гермоген (Муртазов): «Бог хранит нас для того, чтобы мы хранили истину Православия!»
  • Иеромонах Серафим (Роуз). О ненормальности современной жизни и двух ложных подходах к жизни духовной
  • Иеромонах Серафим (Роуз). Духовное заблуждение
  • Сергей Фудель. О святости и монашестве
  • Сергей Фудель. Церковное пение и отпевание
  • Сергей Фудель. Церковный раскол
  • Сергей Фудель. Икона
  • Алексей Осипов. Что такое смысл жизни?
  • Алексей Осипов. К чему привёл спор стяжателей и нестяжателей
  • Алексей Осипов. Можно ли священникам ходить на рок-концерты, играть в футбол?
  • Алексей Ильич Осипов. Вопросы приходской жизни
  • А. И. Осипов. О иудеохристианстве
  • Виктор Острецов. Великая ложь романтизма
  • Борис Башилов. Московская Русь до проникновения масонов
  • Борис Башилов. Тишайший царь и его время
  • Борис Башилов. Причины раскола и его трагические результаты
  • Борис Башилов. Робеспьер на троне. Пётр I и исторические результаты совершенной им революции
  • Священник Валерий Зорин. Видеокамеры вместо ангелов
  • Ходил по улицам соблазн
  • Заглянем в «окно Овертона»
  • Владимир Шевелёв. Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адом
  • Священник Константин Камышанов. «Духовный» туризм — чума монастырей, но многим обителям нравится
  • Последние слова и смерть знаменитых безбожников
  • Москва потратит 6 миллиардов рублей на подсветку деревьев
  • Антон Дулевич. Мёртвое общение
  • Владимир Крупин. Внутри России живёт порода полулюдей, ненавидящих Россию
  • Антон Скрипунов. Зачитывай и кайся: зачем православные взялись за хип-хоп
  • Алина Мирикэ. Ангелы с отрубленными крыльями
  • Владимир Фахреев. Последнее пожелание Иванам
  • Антон Дулевич. Духовная жизнь и посиделки «ВКонтакте»
  • Дмитрий Писарев. «Евгений Онегин»
  • Дмитрий Писарев. Лирика Пушкина
  • Протоиерей Димитрий Смирнов. О хиджабах, платках и непокрытых головах
  • «Может быть, я сделал слишком строгое обличение…»
  • Священномученик Иоанн Восторгов. Распятие Родины
  • Уставшая лгать
  • Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры к Святейшему Патриарху Кириллу и Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви о проекте нового Катехизиса
  • Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры к Святейшему Патриарху Кириллу и Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви о документах Критского Собора
  • Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры к Святейшему Патриарху Кириллу и Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви о выходе из Всемирного Совета «церквей»
  • Валерий Филимонов. Нужна ли Богу такая Россия?
  • Валерий Филимонов. Пророчества великих святых о последних временах
  • Андрей Яхнин. Великая ложь нашего времени
  • П. И. Чайковский. Письмо ректору Киевской духовной академии о состоянии церковного пения
  • Ольга Чернова. Про зверское бесправие, или Как они плачут
  • Ольга Чернова. Отношение к животным подвижников и святых
  • Ольга Чернова. Отношение к животным подвижников и святых. Продолжение
  • Ольга Чернова. О нашей жестоковыйности
  • Ольга Чернова. Характеры, нравы, достоинства и недостатки зверей
  • Сергей Ермилов. Величие русского духа, или Что создали русские?
  • Николай Каверин. В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей
  • Николай Востряков. За грехи отцов страдают дети
  • Ольга Надпорожская. Юродство нашего времени
  • Мария Майер. Немного о юродстве
  • Митрополит Антоний Сурожский. Чтобы запела душа
  • Протоиерей Андрей Ткачёв. Сергей Есенин
  • Протоиерей Андрей Ткачёв. Лев Толстой
  • Протоиерей Александр Шаргунов. «Но вам, слушающим, говорю»
  • Ольга Сокурова. Слово рождается из тишины: нетленная молчаливая красота святых жен и обольщение современности
  • Иерей Георгий Максимов. О иеросхимонахе Рафаиле (Берестове)
  • Иерей Георгий Максимов. Об «афонском корне»
  • Иерей Георгий Максимов. Угрозы и ответы раскольников
  • Иерей Георгий Максимов. Про молитвы с еретиками
  • Иерей Георгий Максимов. О протоиерее Владимире Головине
  • Сергей Худиев. Не произноси имя Его напрасно
  • Варвара Каширина. Святитель Феофан об образовании, безбожии и революции
  • Преподобный Паисий Святогорец. Для человека верующего мученичество является торжеством
  • Как «огуречные православные» оказываются духовно сильнее «православных официально»
  • Дарья Асламова. Могут ли устроить геноцид жертвы холокоста?
  • Иерей Георгий Селин. Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
  • Архиепископ Аверкий (Таушев). «Господь грядет, и кто стерпит страх Его?»
  • Священномученик Андроник (Никольский). О предстоящем времени Великого поста
  • Священномученик Андроник (Никольский). О скверно-матерном слове
  • Преподобный Никодим Святогорец. В чем состоит христианское совершенство?
  • Преподобный Никодим Святогорец. Никогда ни в чем не должно верить себе самим и надеяться на самих себя
  • Преподобный Никодим Святогорец. О надежде на единого Бога и уверенности в Нем
  • Преподобный Никодим Святогорец. Как можно узнать, с ненадеянием ли на себя и совершенною надеждою на Бога действует кто?
  • Преподобный Никодим Святогорец. Некоторые ведения, служащие к очертанию предела и пространства неверия себе и полного упования на Бога
  • Преподобный Никодим Святогорец. О том, как надлежит нам упражнять ум свой
  • Преподобный Никодим Святогорец. О том, почему неправо судим мы о вещах и как стяжать правые о них суждения
  • Преподобный Никодим Святогорец. О хранении ума от бесполезного многоведения и праздной пытливости
  • Преподобный Никодим Святогорец. Как обучить волю, чтоб она во всех делах своих искала одного благоугождения Богу
  • Преподобный Никодим Святогорец. Некоторые напоминания, могущие подвигать волю нашу на желание всяким делом благоугождать Богу
  • Преподобный Никодим Святогорец. О хранении воображения
  • Архимандрит Лазарь (Абашидзе). В пещи Вавилонской. О грехе блуда
  • Антисемейная пропаганда, которую не замечают
  • Дмитрий Литвин. Настоящий имперский флаг России
  • Святитель Игнатий (Брянчанинов). Значение слова «мiр»
  • Святитель Игнатий (Брянчанинов). О трезвении
  • Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сад во время зимы
  • Архимандрит Рафаил (Карелин). О декламации в храме
  • Архимандрит Рафаил (Карелин). О современном монашестве
  • Архимандрит Рафаил (Карелин). О благодарности
  • Елена Гаазе. Как я была учителем, или Немного о пользе розовых очков
  • Ментальная и эмоциональная манипуляция людьми
  • Раввин Йосеф Цви бен Порат: «Всё, что с нами произошло, не совпадение»
  • Священник Александр Дьяченко. С любимыми не расставайтесь!
  • О проклятии бесплодной смоковницы
  • Преподобный Серафим Саровский. О мудрых и юродивых девах
  • Святитель Иоанн Златоуст. О женщине, помазавшей миром главу Спасителя
  • Но Христа арестовали бы
  • Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Как всегда радоваться
  • Протоиерей Владимир Хулап. Тайные молитвы Евхаристии: почему их не читают громко?
  • Архимандрит Рафаил (Карелин). Восточное и западное монашество
  • Михаил Сизов. Зеркальце
  • Святитель Димитрий Ростовский. Слово в неделю святых жен мироносиц
  • Мария Захарова: Британия может быть причастна к убийству Павла I и Распутина
  • Игумен Никон (Воробьёв). Духовные ступени
  • Игумен Никон (Воробьёв). Путь к спасению
  • Игумен Никон (Воробьёв). Из книги «Путь к спасению»
  • А. Байдуков. Христианское вероучение о войне и воинской службе
  • Святитель Кирилл Туровский. Слово о расслабленном
  • Архимандрит Рафаил (Карелин). Опасность модернизма в храмовом зодчестве
  • Архимандрит Рафаил (Карелин). О любви
  • Архимандрит Рафаил (Карелин). О любви. Продолжение
  • Проповедь обмiрщения
  • Алексей Лосев. Родина
  • Александр Дугин. Русские на грани потери идентичности
  • Протоиерей Максим Колесник. Сквозная идентификация личности
  • Архимандрит Спиридон (Кисляков). «Злее христиан никого нет в мире» – сказал мне один лама
  • Максим Шевченко о государстве Израиль
  • Архимандрит Спиридон (Кисляков). Из книги «Исповедь священника перед Церковью»
  • Александр Елопов. Христианство и подделки под него
  • Архимандрит Андрей (Конанос). Если хочешь в рай, поступай умно
  • Русские учёные евреям России: «Сионизм не пройдёт»
  • «С умным браниться — ума набраться»
  • Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим. Сопротивление духа
  • Иеромонах Серафим (Роуз). Православное мировоззрение
  • Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отношение христианина к страстям его
  • На какие вопросы не ответит Президент
  • Иерей Георгий Селин. О писательских могильных памятниках, гексаграмме и о других символах
  • Священномученик Философ Орнатский: «Когда трогают Церковь, терпеть невозможно»
  • Иеродиакон Никон (Муртазов). Добрая память
  • Радость быть человеком
  • Протоиерей Алексий Гомонов: «Девушки, ведите себя скромно!»
  • Преподобный Иустин (Попович). Из неопубликованных проповедей
  • Александр Терлецкий. Государственный гимн в свете народной мудрости и христианское понимание патриотизма
  • Заштопать мантию худую… Письмо читателя
  • Святые отцы о женщине
  • Александр Терлецкий. Свет и мрак в образовании и науке
  • Священномученик Серафим (Чичагов). Слово о свете Христовом
  • Константин Кудряшов. Бросая вызов всем подряд
  • Протоиерей Валентин Бирюков. На земле мы только учимся жить
  • Иерей Георгий Максимов. Необходима ли исповедь перед Причастием?
  • «Это история воскресения». Американский монах о духовной жизни в Косово
  • Святой благоверный князь Лазарь Сербский
  • Епископ Афанасий (Евтич). Слово во время перенесения мощей святого князя Лазаря в монастырь Грачаница 19 июня 1989 года
  • Святитель Феофан Затворник. «Чтобы жизнь ваша не прошла даром – ни то ни сё…»
  • Святитель Тихон Задонский. Завеса или покрывало
  • Преподобный Паисий Святогорец. Матерью доверия Богу является вера
  • Никита Подгорнов. Нужна ли нам вечная молодость?
  • Инна Карпова. Инфантилизм: жизнь как магазин игрушек
  • Священник Иоанн Наумович. Что украшает молодость
  • Святитель Василий Великий. Добрый совет мужу
  • Преподобный Никодим Святогорец. О многих желаниях и стремлениях, сущих в человеке, и о борьбе их между собою
  • Протоиерей Александр Ильяшенко. Чтобы потом не разочаровываться…
  • Преподобный Паисий Святогорец. Поведение с рассуждением
  • Андрей Сорокин. Мы приняли решение — это не Ваши дети. Это наши вещи по праву!
  • Иерей Георгий Максимов. Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
  • Святитель Феофан Затворник. О телесной, душевной и духовной стороне жизни
  • Святитель Феофан Затворник. Как обращать житейские дела и вещи на духовную пользу
  • Александр Терлецкий. Отклик на «записи» иерея Георгия Максимова «Оклеветанный старец отец Николай Гурьянов»
  • Митрополит Лимассольский Афанасий. Духовное бесплодие
  • Полина Ерёменко. Звонарей в русских церквях меняют на роботов
  • Протоиерей Александр Шаргунов. Г. Распутин: опасность разделения в Церкви
  • Письмо мирянина «киберпопу»
  • Святитель Феофан Затворник. Дерзай о Господе, Который близ
  • Святитель Иоанн Златоуст о Священном Писании
  • Архимандрит Андрей (Конанос). Давайте возьмем приступом Рай!
  • Старец Даниил Катунакский. Подростки и плотские грехи
  • Верховный Суд назначил рассмотрение первого в России дела «отрицателя холокоста» Романа Юшкова
  • Священник Леонид Кудрячов. Четыре благочестивых опыта с зубной пастой
  • Протоиерей Димитрий Смирнов. «Чтобы то-то вырастить, надо убрать сорняки»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *