Смертию смерть поправ

Главная страница

Воскресение Христа – это самое ошеломляющее событие человеческой истории, поскольку самой большой трагедией в человеческой жизни является смерть. Но смерть бывает не только биологической. Она может быть экзистенциальной, социальной, национальной и, наконец, духовной. В нашей личной истории бывают моменты, когда мы, находясь без Христа, переживаем экзистенциальную смерть.

Своим Воскресением Христос победил смерть (Рим.6:9). Он преодолевает и все наши личные смерти, в том случае если Его жизнь становится нашей жизнью благодаря Воскресению (2 Кор. 4:10-11). На все эти смерти Христос отвечает неповторимым образом – воскресая из мертвых и попирая смертью смерть.

В свете Воскресения Христа нет места отчаянию, безысходности и разрушению. Все оживотворяется и обновляется. И даже сама смерть из процесса тления становится началом жизни. Как говорил наш почтенный старец, архимандрит Георгий Капсанис, “чем был бы мир без Воскресшего Христа и Воскресения, которое Он нам подарит? Безграничным кладбищем. Чем были бы мы? Приговоренными к смерти, ждущими, когда придет наш час погаснуть и исчезнуть. Никакого смысла и цели не имела бы жизнь. Отец Иустин Попович очень верно отметил, что не уверовал бы во Христа, если бы Он не победил смерть”.

Евангельские повествования и церковная гимнография говорят нам о том, что, когда Христос добровольно пошел на страдания, ученики Его не осознали этого. Час Его Страстей не стал для них временем радостных размышлений и чаяний. Скорбь и страх овладели ими, и вполне оправданно. Лишь после Воскресения они воспрянули духом: “Ученики обрадовались, увидевши Господа” (Ин.20:20).

Часы наших ежедневных смертей, искушений, отчаяния и неудач – отнюдь не легки. И в такие моменты мы не можем быть радостными. Нас наполняют гнетущие чувства, мысли и желания. Прежде всего, они не богоугодны, поскольку мешают нам пережить радость общения с Богом, с ближним, а также с самим собой.

В эти минуты мы можем обратиться к примерам наших святых, которые, будучи сынами Воскресения, вкусили его плоды и впоследствии сделались его неопровержимыми свидетелями. Из опыта святых мы узнаем, что добровольное шествие с Христом на страдания – это обещание и совместного с Ним воскресения. Если с любовью к Христу мы добровольно и терпеливо выносим наши ежедневные смерти, они становятся для нас возможностями и путями к нашему личному во Христе воскресению. “Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может” (2 Тим. 2:12-13). Тогда радость и мир Воскресения станут неотъемлемыми дарами Христа, которые будут сопровождать нас как во временной жизни, так и в вечности. Святой Григорий Палама подчеркивает это в своем знаменитом письме к монахине Ксении.

Прошли многие годы, и сейчас Греция оправляется от своей недавней Голгофы. Большинство наших братьев страдает от последствий кризиса. Многие люди утратили смех, радость, мир, оптимизм, мечты и надежды. В воздухе витает угрюмость, печаль, разочарование и гнев. Но человек не может так жить. Он начинает искать выход. В особенности, молодежь.

Обратим сегодня наш взор к Воскресшему Христу и осознаем, что Он есть помощь в наших тяготах. Воскресший Господь приносит сердцу истинный мир, а лицу – истинную радость. Как говорил святой Порфирий Кавсокаливит, “Христос есть источник жизни, радости, света и истины. Христос – это все”.

Христос – это все для Православной Церкви и нашей православной традиции, Христос наших святых отцов, исповедников и преподобных, Христос, Который сегодня изгоняется с нашей несчастной родины посредством межрелигиозного синкретизма в новых школьных программах, упразднения воскресного выходного дня, принятия антиевангельских законопроектов, учреждения исламской кафедры на богословском факультете университета Салоник. Все это делает более долгим и печальным траур греческого народа, а “Плач о павшем Константинополе” скорбной песней, которая пока не собирается заканчиваться.

Однако наш благочестивый народ все же не предал Христа, оказывает сопротивление проискам врагов нашей греко-православной идентичности и остается верным всему тому, что перенял от святых учителей Церкви и нации. Он верует, надеется и терпит. Последнее слово остается не за смертью, но за жизнью.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Архимандрит Христофор, игумен святого киновиального монастыря преподобного Григория.

Источник: журнал “Православное свидетельство” (Ορθόδοξη μαρτυρία).

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Христос Спаситель пришёл на землю, принял здесь крестную смерть — и воскрес. Своей смертью Он попрал нашу смерть. В церковных песнопениях всегда звучат очень точные слова.

—Что значит — попрать? — спрашиваю протоиерея Георгия БРЕЕВА, настоятеля храма Пресвятой Богородицы в Крылатском.


—Вот представь: сражаются два борца, — объясняет батюшка. — Потом один другого повалит на землю — и ногами по нему пройдётся. Здесь не только победа, но и унижение: ни во что вменил. Это и называется попрать.

—Победить и сделать ничем?

—В конечном счёте, если есть жизнь, то смерти — нет. На Пасху в храмах читается Евангелие от Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (1. 5). Свет и тьма — вещи взаимоисключающие. Жизнь и смерть — тоже.

Пасха являет нам образ Победителя смерти, а там, где есть победа, присутствует низложение врага. Этот враг гордо себя держал.

—И уверенно.

—Смотри, как интересно сказано у апостола Павла: до пришествия в мир Христа Спасителя всё человечество находилось в рабстве страха перед смертью (см. Евр. 2. 15). Страх доходил до рабства — полного отсутствия свободы. Человеку оставалось только механически выполнять какие-то свои обязанности.

Страх действует подсознательно: все умирают вокруг — и мне грозит смерть. Это понимание духовно и морально обессиливало мыслящих людей, отнимало вдохновение. Была даже такая поговорка у язычников: «Едим, пьём, а завтра умрём». Смыслом жизни становились еда, питьё, наслаждения. А что завтра?

—Конец.

—Правда, некоторые древние философы понимали: бессмертие существует. Смысл жизни на земле заключается в нём. Но как убедиться в этом?

—Миру нужен был Спаситель.

—Евангелие рассказывает нам, как Господь предупреждал учеников, что должен пострадать.

—Евангелист Лука приводит Его слова: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (18. 31-33).

—Воскресение Христово — не учение, а действие. Спаситель реально показывает Свою победу над смертью.

—Это ещё раз подтверждает, что слово и дело у Бога — одно и то же.

—Священное Писание ставит нас перед двумя кардинальными истинами: Христос Искупитель принял смерть за человеческий род и воскрес. Апостолов Он посылает проповедовать именно это. В победе воскресения Христова — вся сила, весь смысл Евангелия.

—Господь попрал смерть. Но люди и сейчас живут под её гнётом.

—Конечно! Наш мир смертен. В Библии изначально определён приговор Божий для человека: «прах ты, и в прах возвратишься» (Бытие. 3. 19). Тело создано из праха — земли, и опять уходит в землю. А дух — к Богу. Но всё-таки люди теперь могут жить иначе.

—Получили свободу.

—Бог бессмертен: в Его Божественной природе не бывает и тени перемены.

—В отличие от нас.

—Свет Божества — неизъяснимый, необъятный, предвечный. Победа Спасителя в том, что из гроба восстало Его человеческое тело, которое Он принял от Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. Воскресение Христа стало воскрешением человеческого рода. Господь — Источник жизни, новый Адам.

—Почему Его так называют?

—Наш праотец Адам, созданный из земли, породил поколения людей. А второй Адам — Христос даёт человечеству вечную жизнь: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт (телом — прим.), оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек» (Ин. 11. 25-26).

Апостол Павел прекрасно объяснил слова Христа Спасителя: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно» (Ин. 12. 24). Оно не даст нового урожая, новой жизни. Христос, подобно зерну, принял смерть на Кресте — и от Него произошёл избыток жизни. Отныне человек восстанавливается через Спасителя.

—Заново творится?

—Телесная смерть людей на земле не отменена. Но тот, кто живёт в вере, убеждается: жизнь жительствует, не подлежит уничтожению — и мы уже причастны ей.

Но у святых отцов есть слова о второй смерти.

—Что это?

—Смерть духовная. Господь прямо говорит: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10. 28).

Из Евангелия мы знаем: одни люди получают воскресение жизни, другие — воскресение осуждения (Ин. 5. 29). В конце времён воскреснут все и облекутся телом, но праведники получат жизнь вечную, а не раскаявшиеся грешники ещё будут давать отчёт за сделанное на земле.

—Кстати, многие сомневаются именно в своём воскресении с телом.

—Помнишь у Верещагина картину «Апофеоз войны»? На ней изображена гора черепов, костей. Что-то похожее видел пророк Иезекииль. Бог привёл его в пустыню, где лежали сухие кости и сказал: «Сын человеческий! Оживут ли кости сии?»

—Как тут ответить?

—И пророк удивился: «Господи Боже! Ты знаешь это». И сказал ему Бог: «Изреки пророчество на кости сии и скажи им: кости сухие, слушайте слово Господне! Так говорит Господь костям сим: «Вот, Я введу дух в вас, и оживёте…» А дальше пророк свидетельствует: «Я изрёк пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошёл шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху…». «…и вошел в них дух — и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище».

Вот как масштабно, величественно показано воскресение людей! Бог обещает: «Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших…» (см. 37. 3-12).

—Захватывающее зрелище!

—Великое! Миллионы, миллиарды людей встают из праха. Нам такое — не представить, но это произойдёт. За шесть веков до Рождества Христова Бог показывает пророку всеобщее восстание рода человеческого!

Конечно, после воскресения наше тело станет иным.

—Похожим на тело воскресшего Господа?

—Да, по образу Христа Спасителя. Природа Его выше природы нашего мира. Его тело составляло чудо единства Бога и человека. Господь проходил через затворённые двери, преломлял хлеб — и становился невидим (Лк. 24. 31, 36).

—Но так было и до воскресения Христа.

—Да, Он ходил по водам, воскрешал мёртвых. Даже те, кто прикасался к Его одежде, исцелялись. Но тогда Господь скрывал Своё Божество. В скромности, совершенной уничижённости является людям Христос — только бы дать нам ведение, понимание, знание о вере. Чтобы она не шокировала, не сожгла человека.

—Во всём Спаситель нас милует.

—Петру, который хотел защитить Господа от воинов в Гефсиманском саду, Он говорит: «Оставь! Взявший меч, от меча погибнет. Разве Я не могу умолить Отца – и Он защитит Меня от всего, что может Мне угрожать, пошлёт легионы Ангелов» (см. Мф. 26. 51-54). А что может угрожать Богу?

—Ничего.

—И Пилату Господь объясняет: ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было тебе дано свыше (см. Ин. 19. 11). Спаситель стоял перед земным правителем как преступник, Ему сейчас объявят приговор, предадут страданиям. Но это воля Небесного Отца, которую Он принял, ради исполнения которой пришёл в этот мир.

«Поистине Он был Сын Божий», — сказал сотник, стоявший у Креста. Он же видел: люди не умирают так — спокойно, с молитвой, без агонии. Это Бог.

—И распятый разбойник почувствовал Праведника рядом (см. Лк. 23. 47, 40-41).

—У Креста Господня происходили удивительные явления: камни распались, померкло солнце, многие святые восстали из гробов и вошли в Иерусалим. Люди их видели (см. Мф. 27. 51-54). Это свидетельства Божественной славы Спасителя. Она никогда не отнималась от Христа, но Господь скрывал её, а воскресением — открыл. Опять же настолько, насколько человек может принять.

—Апостолы признавали воскресение Христа с большим трудом.

—Да, осваивались с ним постепенно: сначала осознавали первую весть.

—От жён-мироносиц?

—Потом видели: вот в Гробе Господнем лежит плащаница и сударь — платок, которым закрывали голову Христа. С Его тела их невозможно было бы снять, пелены разорвались бы. А тут — свёрнутые, чистенькие.

Наконец, Сам воскресший Спаситель явился ученикам. И они ужаснулись.

—Не узнали своего Учителя, поправшего смерть.

—Оправдав род человеческий, омыв его Своей Кровью, возвысив Крестом и Святым Воскресением, Спаситель открыл нам величайшее торжество вечной жизни. Вера в это преображает человека, а неверие — обедняет.

—Митрополит Антоний Сурожский писал, что люди способны пережить опыт воскресения. Своего?

—Думаю, владыка имел в виду и воскресение Христово, и воскресение человека. Священное Писание пробуждает в нас такую возможность. В отрочестве будущий митрополит был атеистом. Однажды он начал читать Евангелие и почувствовал: Христос стоит рядом. Что это было? Конечно, опыт, что Спаситель воскрес.

Когда-то молодому человеку по имени Савл явился воскресший Христос.

—И Савл превратился в апостола Павла.

—Вот и Андрей Блум стал потом митрополитом Антонием Сурожским. Всю жизнь свидетельствовал о Боге — и его опыт близок современному человеку. Владыка Антоний не строил научных теорий, хотя для них у него был богатый материал. Он говорил в ту меру, в которую Бог открыл ему Себя.

—От личного опыта?

—И другого человека часто трогает этот опыт. Скромный, созвучный духу Евангельского благовестия, тому, как поступает Христос.

Богу присуща неизмеримая сила, но она нас не подавляет, не уничтожает, а только светит и желает нам преображения.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

>
Рузский Курьер / Слово

«Смертию смерть поправ…»

В это воскресенье весь православный мир празднует Пасху. Мы печем куличи, красим яйца, многие даже идут в храм на крестный ход. Но большинство из нас видят лишь внешнюю атрибутику праздника, не задумываясь об истинном значении этого события. Чтобы глубже понять его смысл, мы предлагаем нашему читателю побеседовать с православным священником. Нашим собеседником, который уже знаком нашему читателю по ряду публикаций стал отец Сергий, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Богородское и храма Святителя Спиридона Тримифунтского в Беляной горе.

— Чтобы понять смысл праздника Святой Пасхи, давайте разберемся с тем, какие события предшествовали этому дню. Сейчас идет страстная неделя. Она особо чтится Церковью и является особенным временем в церковном календаре. Богослужения, которые служатся сейчас в храмах – особенные. Поняв их, мы поймем и суть подвига Иисуса Христа, его великое деяние ради спасения всего человечества. И тогда поймем, почему Воскресение Христово, Святая Пасха – праздников праздник и торжество из торжеств.

Страстная неделя посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день Страстной седмицы именуется святым и великим, в эту неделю последовательно воспроизводятся история страданий Спасителя. В эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Богослужения Страстной седмицы особенно величественные, возвышенные, с глубоким смыслом, вдохновенными песнопениями, особенными обрядами, которые совершаются только в эти дни. Те, кто постоянно посещает в эти дни богослужения в храме, как бы идут за Господом, грядущим на страдания.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь приготовляет верующих к созерцанию и сердечному сопереживанию Крестных страданий Спасителя.

С четверга начинаются красивые, проникновенные службы, посвященные Тайной вечере Иисуса Христа с учениками. Это событие чрезвычайно важно. Сам господь установил таинство Причастия, благословил хлеб и чашу с вином. И его заповедь «Сие творите в мое воспоминание» мы соблюдаем и сегодня. Впервые апостолы причастились Тела и Крови Господа; с тех пор это чудо происходит на каждой Божественной литургии.
Благодаря этому таинству, человек реально соединяется с Богом: Бог входит в самые глубины человеческого бытия и сам человек приобщается к подлинной Жизни в Боге. Сам Спаситель так обращается к Своим ученикам: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56). Святитель Иоанн Златоуст так говорит об этом: «Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь».

Во время вечерней службы Великого четверга читаются двенадцать Евангелий Святых Страстей, верующие держат в руках зажженные свечи, а затем уносят этот огонек домой. В народе Великий четверг называют еще «Чистым четвергом». Это связано с традицией наводить порядок в доме. В этот же день пекут куличи, красят яйца.

Следующий день – самый страшный в истории человечества. Иисус Христос, воплощенный Сам Господь Бог, Создатель мира, Мессия, которого так долго ждали, был отвергнут людьми, подвергся мучительным истязаниям, а затем предан самой страшной и позорной казни. День страстной пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В этот день Уставом не полагается служение Божественной литургии, причастия в этот день нет. В самой службе неоднократно подчеркивается невероятность происходящего: «Одевающийся светом, как одеянием, стоял нагим на суде, и принял удары по щекам от рук, Которые Сам создал», «Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую облачается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане», «Владыка твари предстоит Пилату… от Своих рабов поругается Создатель всех». Утром читаются Великие часы. Днем совершается чин выноса Плащаницы Христовой.

В великую субботу Церковь вспоминает погребение Спасителя, его нахождение во гробе, сошествие в ад, избавление томящихся там душ. Плащаница обносится вокруг храма с песнопениями (это называется чин погребения и совершается в пятницу вечером), а ночью в субботу она вносится в алтарь. Лишь раз в году, на страстной неделе с вечера пятницы до ночи субботы она доступна верующим для поклонения. Это день покоя и предвкушения великой радости – Воскресения Христова, победы над грехом и смертью. Христос, его человеческое естество, умер на кресте. Он был погребен. Еще со времен грехопадения Адама и Евы врата рая были закрыты для людей. И Иисус, как и все люди до него, по своему человеческому естеству после смерти попал в ад. Но врата ада не могли удержать Сына Божия. И вот ад стонет и вопит: «Лучше было бы мне не принимать родившегося от Марии, ибо найдя на меня, Он разрушил мою державу, сокрушил медные врата, а души, которыми я прежде владел, Он, как Бог воскресил. Разрушена моя власть, я принял мертвого как одного из умерших, но удержать Его никак не могу, и теряю вместе с Ним тех, над кем царствовал. Я от века содержал мертвецов, но вот, Он всех воскрешает. Поглощена моя держава, Пастырь распят и Адама воскресил. Всех, над кем царствовал, я лишился, и кого смог поглотить, всех извергнул. Распятый опустошил гробы, и держава смерти обессилена».

До пришествия Спасителя ад был местом, куда отходили все умершие вне зависимости от их добродетелей и пороков – и грешники, и праведники. Это было место, где нет Бога. Но с момента сошествия Христа во ад путь к воскресению из мертвых открыт для «всякой плоти», спасение даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех того желающих (не просто желающих, но трудящихся на ниве собственного спасения). Для этого только нужно сделать правильный выбор.

Субботнее богослужение совершается утром, после чего начинается освящение куличей и т.д. О самом Воскресении будет прочитано уже на литургии Великой субботы. До светлого праздника Воскресения Христова останется только несколько часов радостного ожидания праздника.

То есть службы составлены таким образом, что посещая ежедневно храм на страстной седмице, верующий последовательно созерцает последние дни земной жизни Иисуса Христа, становится как бы свидетелем этих событий, сострадает и сопереживает.

Те, кто присутствует на Крестном ходе, должны понимать его смысл. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие навстречу воскресшему Спасителю. Подобно женам-мироносицам, идущим ко гробу Христа Спасителя вне Иерусалима, христиане встречают весть о наступлении Светлого Христова Воскресения вне стен храма – они как бы шествуют навстречу воскресшему Спасителю.

Пасхальный Крестный ход идет со свечами, хоругвями, кадильницами и иконой Воскресения Христова под непрерывный трезвон в колокола. Прежде чем войти в храм, торжественное Пасхальное шествие останавливается при дверях и входит в храм лишь только после трижды прозвучавшей ликующей вести: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Крестный ход входит в храм, подобно тому, как жены-мироносицы пришли в Иерусалим с радостной вестью ученикам о воскресшем Господе.

Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры — сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха – это праздник праздников. Своего апогея он достигает в полночь, когда верующие приветствуют друг друга радостным восклицанием «Христос воскрес!». Все богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских вратах, так что каждый может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень, образ открытых врат в Царствие небесное. Светлая седмица — сплошная: поста в среду и пятницу нет, и даже готовящиеся к причастию в эту неделю не постятся, при условии, что они соблюдали весь Великий пост. Все пронизано великой радостью, люди поздравляют друг друга, «христосуются», трижды целуя друг друга. «Целуйте друг друга целованием святым…» -как заповедовал апостол Павел. Ходят в гости, угощают друг друга куличами, крашеными яйцами. В Светлую седмицу разрешается всем желающим подниматься на колокольни и звонить в колокола.

И огласительное слово Святого Иоанна Златоуста читается на Пасху в православных храмах:

«Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, — насыщайтесь все; телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: «Ад», — говорит он, — «огорчился» (Ис.14:9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлен; огорчился, ибо умерщвлен; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашел в нем Бога; взял землю, и сретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:55). Воскрес Христос, — и ты низложился; воскрес Христос, — и пали бесы; воскрес Христос, — и радуются ангелы; воскрес Христос, — и водворяется жизнь; воскрес Христос, — и мертвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, — «первенец из умерших» (1Кор.15:20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь».

Записала Анна Гамзина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *