Соборы святой Софии

Музей Айя-София входит в список достопримечательностей Стамбула, которые туристы смотрят в первую очередь. А ещё этот собор является частью одного из готовых пешеходных маршрутов, по которому вы можете прогуляться самостоятельно.

Полезные ссылки:

  • Путеводитель по Стамбулу
  • Экскурсии в Стамбуле — большая подборка

Айя София в Стамбуле — это святыня двух религий: сначала это был главный православный собор (более 1000 лет), потом главная мечеть (почти 500 лет), а сейчас музей. История Айя-Софии порой очень трагична, а существующих тайн хватит не на одну книгу. Обо всём этом, а также о том, как посетить музей самостоятельно, пойдет речь ниже.

Вид на собор Айя-София со стороны парка.

Краткая история собора Айя-София в Стамбуле

  • Собор Айя-София построили 15 веков назад (532-537 годы) по приказу византийского императора Юстиниана (этот император, как ни странно, происходил из крестьян). Он хотел, чтобы собор был главным зданием столицы (тогда еще Константинополя) и чтобы он подчеркивал мощь империи. Между прочим, мы бы не увидели сейчас Айю-Софию в Стамбуле, если бы не случилось народное восстание «Ника». Во время этого очень кровавого бунта (на Ипподроме было убито около 35 тысяч горожан) сгорела одноименная церковь, на месте которой и построили собор. Надо сказать, что ещё раньше здесь тоже стояла церковь: она тоже сгорела и тоже называлась Святая София. А ещё раньше тут располагалась торговая площадь. По сути, место, где сейчас стоит собор Айя-София в Стамбуле, – это самое сердце древнего Константинополя и всей Византийской империи.
  • Юстиниан хотел, чтобы его творение было поистине грандиозным. Чтобы расширить место для строительства, он скупил близлежащие земельные наделы и снес строения, которые на них были. Император пригласил двух лучших архитекторов, которые проявили себя при строительстве храма, известного сейчас как Малая Айя-София. Надо сказать, что «маленькая София» послужила прообразом будущего «большого» собора.

Интерьер собора Айя-София. Вид с верхней галереи.

  • На строительство ушло 130 тонн золота, что составляло три готовых бюджета страны! В течение почти 6 лет каждый день здесь работали 10 000 строителей. Мрамор разных видов везли изо всех уголков империи. А ещё отовсюду свозили части древних построек, которые тоже применяли при строительстве. Например, из города Эфеса (из храма Артемиды, который поджёг Герострат, чтобы прославиться) привезли 8 колонн из зелёного мрамора, а из Рима – 8 колонн из храма Солнца. Также в конструкции использовались очень крепкие, но облегченные кирпичи, сделанные из материала с острова Родос. В отделке использовали слоновую кость, серебро и много золота. Говорят, что Юстиниан желал всё внутреннее пространство покрыть золотом от пола до потолка. Однако астрологи уговорили его этого не делать, предсказав, что после него будут «слабые правители», которые разрушат собор, когда будут его разворовывать.

Низко висящие люстры были добавлены при османах.

  • В основании собор представляет собой прямоугольник 76х68 метров. Высота купола достигает 56 метров, а его диаметр – 30 метров. Толщина стен доходит местами до 5 метров. Для прочности кладки в раствор добавляли экстракт листьев ясеня.
  • В лучшие времена в соборе «работали» 600 священнослужителей.
  • В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами во время четвертого крестового похода. Этот поход, к сожалению, является позорным пятном в мировой истории. Согласитесь, очень странно, как могло так случиться, что участники крестового похода, целью которого изначально было направиться в Египет для якобы религиозной войны против мусульман, захватили и опустошили христианский город – город братьев по вере. Константинополь был полностью разграблен, и, разумеется, собор Айя-София пострадал не менее. Крестоносцы унесли с собой все драгоценности и священные реликвии. Считается, что 90% христианских реликвий, которые есть сейчас в Европе, были вывезены во время этого похода.

Диаметр главного купола 30 метров.

  • Последняя христианская служба прошла в соборе в ночь на 29 мая 1453 года. Присутствовал сам император со своей свитой.
  • На другой день собор разграбляли турки, захватившие Константинополь под предводительством султана Мехмеда II Завоевателя (Фатиха). Впоследствии собор переделали в мечеть, пристроив к нему минареты. Мозаики внутри мечети оказались скрыты под слоем штукатурки – это их и спасло. Собор выполнял роль мечети 500 лет и стал прототипом для многих мечетей Стамбула, например, для Голубой мечети, которая расположена поблизости, и для мечети Сулеймание, которая построена в Базарном квартале.
  • В 1935 году по распоряжению президента Ататюрка мечети был присвоен статус музея. Штукатурка, скрывающая мозаики, была убрана. Сейчас музей активно реставрируется.

Мозаика на полусводе над михрабом: Дева Мария и младенец Иисус (867 г.).

Любопытные факты

  • Собор Святой Софии в Стамбуле назвали не по имени мученицы Святой Софии, хотя такая тоже существовала. На греческом sofia – это мудрость. Это собор Мудрости Божьей. Мудрость Божья – это что-то вроде проводника между Господом и человеком.
  • В Соборе живет самый главный кот Стамбула по имени Гли. Этот кот ведет себя в соборе как настоящий хозяин и любит сидеть у Императорского места. Он также прославился тем, что его гладил президент Америки Барак Обама.
  • Княгиня древнерусского государства Ольга крестилась в соборе Айя-София предположительно в 957 г. Она была первым правителем Руси, принявшим крещение.
  • В Соборе Айя-София произошли события, которые дали начало раскола церквей на две ветви: Католическую и Православную. Это произошло в 1054 году, когда во время богослужения посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту. Патриарх подумал пару дней и отлучил от церкви посланника Папы Римского. С этого всё и началось.

Роспись арок на штукатурке.

  • Москва — Третий Рим. После падения Константинополя (Второго Рима) и после того, как главный православный храм Айя-София был переделан в мечеть, в мире фактически исчез центр православия. Очевидно было, что преемником православия становилось набирающее силу молодое Московское княжество, потому что другого православного центра не было. Именно эта идея привела к тому, что Москву стали называть Третьим Римом.
  • Туринская плащаница, по одной из легенд, хранилась в Айя-Софии и во время четвертого крестового похода была похищена. По преданиям, в неё было завернуто тело Иисуса Христа. В 1898 году фотограф-любитель сфотографировал плащаницу и увидел на негативах человеческий лик. Сейчас плащаница хранится в одном из соборов города Турина (Италия).
  • В 2007 году влиятельные политики и бизнесмены США возглавили движение за возращение собора обратно церкви. Пока они ничего не добились.

Считается, что собор обладает колоссальной энергетикой.

Мистика собора Айя-София

  • «Плачущая колонна», основание которой покрыто медными пластинами. Её ещё называют колонной Святого Григория. В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание – оно якобы сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…».
  • Ниша, из которой раздается легкий шум. По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связывали с ещё одной легендой. Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба. Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом.
  • Холодное окно – ещё одна загадка собора Айя-София в Стамбуле. Из этого окна дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Это окно расположено на втором этаже (южная часть собора) и выходит на Голубую мечеть.

Этот котлован перед входом в собор Айя-София – результат раскопок более древних построек, которые располагались здесь ещё до строительства храма.

Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии

Кроме видимой части собора, Айя-София в Стамбуле имеет ещё малоизученную подземную часть. Из летописей известно, что для того, чтобы сделать фундамент, будто бы выкопали 70-метровый котлован. Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей. По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную Цистерну Базилику, которая находится недалеко от собора.

Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы. Для этого они решили выкачать оттуда воду. Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался. В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы.

Более успешные попытки были у турецких исследователей. Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора. Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением.

Исследование подземной части собора Айя-София.

Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери, открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства!

Также был совершен спуск в сухой каменный туннель. Из коридора идут два хода: один к площади Ипподром, второй – к дворцу Топкапы. Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы.

Туристы входят в собор через Императорские ворота.

Рекомендации по посещению и осмотру

Общие рекомендации

  • Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много. Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться. В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров – обычное дело.
  • После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном.
  • Внутри уже давно идет реставрация: часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса. Это несколько портит впечатление.

Небольшая очередь у входа в музей Айя-София.

Последовательность осмотра

  • Осмотр начинаем с первого этажа. Сначала входим через большие ворота в первый притвор, а затем – во второй притвор. (Притвор – это пристройка к храму). Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора.
  • Первый притвор. Эта пристройка лишена отделки – мраморные плиты уже давно сняты. В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения (5) младенцев и большой экран, на котором идет фильм об истории Айя-Софии (на английском). Перед экраном – стулья, можно посидеть и посмотреть фильм. В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг (4), напротив него колокол (3), а далее – сувенирный магазин.

Купель для крещения в первом притворе.

  • Второй притвор. Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства – потолок выложен золотой мозаикой, на стенах – мрамор с зеркальным узором. В левой части второго притвора расположена лестница (рампа) (2) на второй этаж. Эта лестница не имеет ступеней. Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине (специальных носилках) на второй этаж в императорское ложе. В правой части притвора такая лестница тоже есть, но она закрыта. Там же в правой части находятся ворота, через которые можно выйти во двор к фонтану для омовений (6). Над воротами, которые называются Красивые ворота, расположена одна из самых известных мозаик собора, где изображен строитель храма император Юстиниан, Богоматерь на троне и император Константин, основатель города. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. Вторая мозаика находится над императорскими воротами (9). Называется она Иисус Панкратор. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже. Императорские ворота (9), по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега. Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете. В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе. Про него подробнее будет написано ниже.

Схема музея Айя-София в Стамбуле. Красным цветом обозначены особо интересные места в соборе.

  • Внутренний дворик крестильни (баптистерий). Попасть туда можно через второй притвор (идем в правую его часть), потом, сразу при выходе, заходим в дверь слева. Во дворике находится каменная купель, которая была перемещена непосредственно из помещения крестильни (баптистерия). Купель большая, со ступенями. В ней крестили (обращали в веру) сразу несколько человек в зрелом возрасте. Позже, когда православие было достаточно распространено, для крещения стали использовать купели меньшего размера (для младенцев). Посмотреть маленькую купель (5) можно в левой части первого притвора. В свое время двор и крестильня (баптистерий) использовались турками для хранения масла для ламп, которые освещали собор. Сосуды для масла расставлены вдоль стен дворика баптистерия.

Каменная купель во внутреннем дворике крестильни.

  • Крестильня (баптистерий). Сейчас это гробница султанов Мустафы I и Ибрагима I. Из дворика крестильни (баптистерия) через застеклённую дверь можно увидеть саму крестильню, но попасть туда из дворика не получится. Посетить гробницу можно бесплатно, но для этого надо выйти с территории музея Айя-София и подойти к собору с его правой (восточной) стороны. Подробнее см. Гробницы Айя-Софии.

Сосуды для хранения масла во внутреннем дворике крестильни.

  • Основное пространство собора. Из второго притвора через императорские ворота (9) входим в основное пространство собора Святая София в Стамбуле.
  • Центральная часть первого этажа. Идём в самый центр собора, под купол. Напомню, что диаметр купола – 30 метров, а высота – 56 метров. Кстати, этот купол в 557 году был разрушен землетрясением, а потом отстроен вновь. Купол окружен 40 окнами. Сейчас на куполе написана сура из Корана, а раньше, во времена Византии, здесь находилось изображение Иисуса.

Шестикрылый серафим. Лицо серафима закрашено многоугольной звездой. Размер изображения 11 метров.

  • Оглядываемся назад на императорские ворота (9). Слева и справа видим две мраморные вазы (11), привезённые из Пергама. Всё пространство освещено низко висящими люстрами, которые были добавлены при османах. Вверху висят восемь огромных исламских медальонов (7,5 метров в диаметре), на которых написаны арабскими буквами имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых халифов Али и Абу Бакра. Не опуская головы, смотрим выше медальонов. Там изображены четыре шестикрылых серафима. В христианстве серафим — это ангел, наиболее приближённый к Богу. Длина этих изображений – 11 метров. Сейчас открыт только один лик серафима, другие закрыты при османах рисунками многоугольной звезды. Изначально были нарисованы лики в виде орлицы и льва, а также лики ангелов.

Исламские медальоны (7,5 метров). Надписи выполнены на коже.

  • Теперь снова смотрим вперед и подходим к огороженной площадке. Это место называется омфалион (12) и символизирует «Пуп земли», то есть «Центр Мира». В центральном кругу раньше находился трон императора, а в маленьких кругах рядом стояли его приближенные. Именно в этом месте происходила церемония коронации императоров. Есть версия, что расположение кругов имеет тайный зашифрованный смысл. Рядом с омфалионом находится специальное возвышение – что-то вроде крытого павильона. Это трибуна муэдзина (13). Она предназначена для служителя мечети, который призывает с минарета к молитве.
  • Идём дальше вперед. Прямо вверху видим мозаику Дева Мария и младенец Иисус. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, смотрите ниже. Под мозаикой находится михраб (15) — украшенная ниша, которая показывает направление на Мекку. Справа от михраба находится минбар (14) – высокая трибуна со ступенями, откуда имам читает проповедь.

Омфалион (Центр Мира): здесь короновали византийских императоров.

  • Левая часть первого этажа. В левой части находится плачущая колонна (10), нижняя часть которой покрыта медными пластинами. Загадайте заветное желание, просуньте большой палец в небольшое углубление и прокрутите ладонь три раза по кругу, не отрывая ладонь от поверхности медных листов. Выглядит это со стороны забавно. По преданию, если ощутите влагу, то ваше желание якобы сбудется. Этому поверью несколько веков.
  • Правая часть первого этажа. Здесь находится библиотека (17) султана Махмуда I. Книги привезены были сюда при правление этого султана. Сейчас они выставляются на обозрение в другом музее, и можно только полюбоваться узорной решёткой арочных окон.

Подъём по лестнице без ступеней (рампе) на второй этаж собора.

  • Второй этаж. Теперь пора подниматься на второй этаж. Идём во второй притвор и по лестнице (рампе) (2) поднимаемся на верхнюю галерею. Когда-то здесь несли императрицу, поднимая её в императорское ложе. Пройдите по периметру, рассмотрите сверху нижнюю часть собора. Одновременно поищите на парапетах (каменных ограждениях) надписи, сделанные скандинавскими рунами. Ищите их на парапетах с южной стороны собора. Руны — это письменность древних германцев. Надписи эти были выцарапаны варяжскими наёмниками, которые служили у византийского императора по найму.
  • В правом (южном) крыле второго этажа отыщите пустующую гробницу дожа Энрико Дандоло – правителя Венеции. Это ниша в полу, которая закрыта каменной крышкой с именем дожа. На самом деле, гробница пуста – останков правителя Венеции в ней нет. Энрико Дандоло «прославился» тем, что в возрасте 97 лет, будучи почти слепым, захватил Константинополь во время четвертого крестового похода. По иронии судьбы его гробница находится в том самом соборе, в разграблении которого она лично принимал участие. По легенде, султан Мехмед II Завоеватель (Фатих) приказал вынуть кости бывшего правителя Венеции и выбросить их на съедение собакам.

Скандинавские руны, вырезанные на каменных парапетах.

  • Напротив гробницы находится мозаика Последний суд. Другие две мозаики расположены в дальней части южного крыла. И ещё четыре мозаики – в северной части второго этажа. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, читайте ниже.
  • Здесь часто упоминалось императорское ложе. Оно находилось на втором этаже прямо над императорскими воротами (9). В этом ложе во время богослужений сидела императрица со своими фрейлинами. В период раннего христианства женщины и мужчины находились в соборе раздельно друг от друга.

Где в соборе искать мозаики

Первые мозаики появились в соборе через три века после его строительства. Некоторые хорошо сохранились до сих пор, и вы их можете увидеть. Кстати, в Стамбуле есть целый музей мозаик, которые были найдены на месте раскопок Большого дворца (сам дворец практически не сохранился).

Расположение мозаик в Соборе Айя-София в Стамбуле.

  • Мозаика № 1: Христос Панкратор (конец 10-го века). Находится во втором притворе над императорскими воротами (9). Это в западной части собора. На мозаике изображен Христос, который сидит на троне. В руках Он держит книгу с надписью: «Мир тебе. Я свет миру». Пред Ним преклонился император Лев VI. Слева от Иисуса Христа стоит Дева Мария, справа – архангел Гавриил. Изображение символизирует вечную власть, которую Господь дал императорам. Есть мнение, что император Лев VI стоит на коленях потому, что просит прощение за свой четвертый неканонический брак. Из-за этого патриарх не пустил императора в собор и не стал венчать.
  • Мозаика № 2: Император Юстиниан, Богоматерь, император Константин. Находится в правой части второго притвора над первыми воротами во двор. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. На мозаике слева – император Юстиниан (строитель собора). В руках у него – собор Святой Софии, который он преподносит Богоматери. Посередине – Богоматерь с ребенком на руках, она сидит на троне. Справа – император Константин (основатель города). В его руках – Константинополь, который он преподносит Богоматери.

Мозаика «Последний суд».

  • Мозаика № 3: Дева Мария и младенец Иисус (867 г.). Находится на полусводе над михрабом в восточной части храма. Хорошо видна практически из любой части здания – не заметить её сложно.
  • Мозаика № 4: Последний суд. Находится на втором этаже собора (южная часть) напротив гробницы правителя Венеции Энрико Дандоло. На мозаике в самом центре изображен Христос, слева – Богоматерь, справа – Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Считается, что часть мозаики была уничтожена крестоносцами.

Фрагмент мозаики «Последний суд». Лик Иисуса Христа.

  • Мозаика № 5: Император Константин Мономах, Христос и императрица Зоя (около 1044 г.). Находится на втором этаже в восточной части собора южной галереи. На мозаике в центре изображен Христос, слева – Константин Мономах (муж Зои) преподносит Ему дары (мешочек с деньгами), а справа – императрица Зоя преподносит дарственную грамоту. При правлении пасынка Зои лицо императрицы на мозаике было сколото. Когда Зоя вновь взошла на трон, мозаику восстановили. Кстати, сначала на мозаике был изображен второй муж Зои, но когда она вышла в третий раз замуж за Константина Мономаха, лик второго мужа скололи, заменив его ликом третьего мужа.
  • Мозаика № 6: Император Иоанн Комнин, Богородица и императрица Ирина (примерно 1120 г.). Находится рядом с мозаикой № 5 на втором этаже в восточной части храма южной галереи. На мозаике слева изображен император Иоанн Комнин, справа – его супруга Ирина. Посередине Богородица. Император преподносит дары (мешочек с деньгами), а императрица – дарственную грамоту.

Мозаика Император Константин Мономах, Христос и императрица Зоя (около 1044 г.)

  • Серия мозаик архиереев: Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Григория Богослова, Игнатия Богоносца (примерно 878 года). Эти мозаики расположены в нишах с северной части храма. Рассмотреть их лучше всего с южной части второго этажа. Стоять надо примерно в центре южной галереи.

Режим работы. Стоимость посещения

  • Время работы: с 09.00-19.00 (летний график, с 15 апреля по 30 октября), с 09.00-17.00 (зимний график, с 30 октября по 15 апреля). Музей не работает по понедельникам.
  • Стоимость посещения: 72 TL. Можно расплатиться банковской картой. Билеты прекращают продавать за час до закрытия. Дети до семи лет проходят бесплатно. При посещении этого музея можно сэкономить, если пользоваться музейной картой.

Как добраться до музея Айя-София в Стамбуле

До Айя-Софии в Стамбуле удобнее всего ехать на скоростном трамвае (см. Транспорт Стамбула) до остановки Султанахмет. Дальше 5 минут прогулочным шагом через парк Султанахмет.

Схема: как идти от остановки трамвая Султанахмет до музея Айя-София в Стамбуле.

Обзор собора Айя-София в Стамбуле

Собор Айя-София в Стамбуле – необычный памятник. Это символ двух конфессий. Наглядное свидетельство того, как менялся уклад жизни в государстве.

Путешественники, затаив дыхание, осматривают достопримечательность, пораженные красотой и величием святыни.

Где находится?

Собор выстроен на историческом холме. Уже само место является примечательным. Здесь располагалось святилище Артемиды. Напротив располагается еще одна стамбульская достопримечательность – Голубая мечеть.

Если пользуетесь навигатором или картами, ищите район Фатих. Купола святыни видны издалека.

История

Айя-София в Стамбуле – старейшая религиозная постройка. Дело в том, что первое сооружение на этом месте возвели еще в 360 году. В результате беспорядков строение сожгли в начале 5 века. Затем церковь вновь восстановили. В 535 году и это строение уничтожили. Но Юстиниан повелел возвести новую церковь, которая и сохранилась. Первый камень заложили в 532 году, а уже через 5 лет здесь прошло первое богослужение.

Исидорос и Анземиос – имена зодчих, работавших над проектом храма. Император, при посещении богослужения, произнес прилюдное благодарственное слово Господу за данную возможность начать и завершить строительство. С тех пор здесь стали короновать императоров.

В начале 13 века в город вошли крестоносцы, тогда же здание сильно повредили. Сохранились письменные свидетельства о том, что здание нуждалось в реконструкции. В середине 15 века Константинополь захватили турки. Султан Мехмед установил мусульманские порядки в городе. Храм переоборудовали в мечеть. В это время сооружение дополнилось минаретами и хозяйственными пристройками.

Последующие изменения в облике храма произошли в середине 19 века. Одну часть у здания удалили и пристроили михраб.

В 1935 году мечеть объявили музеем. Сейчас здание – не только место поклонения, но исторически ценный памятник.

Легенды

О Софийском соборе ходят легенды и предания. Одно из сказаний связано со строительством церкви. Юстиниан желал выстроить лучшее здание. Для этого материал свозили со всех окрестностей. Так, при строительстве использовали:

  • колонны и мрамор из Аспендуса, Баалбека и Тарсы;
  • белый мрамор везли с Мраморного острова;
  • розовый мрамор из Афона;
  • нефы возвели из колонн, взятых из храма Артемиды в Эфисе;
  • гранитные столпы из Египта.

Также считается, что именно тут произошел раскол христианства.

Здесь хранится гробница Дондоло. Однако самих останков обнаружить не удалось. Хотя, согласно преданию, основатель Латинской империи покоится в этих стенах.

Мистика и любопытные факты

Храм в Стамбуле постоянно на слуху. О нем известна масса интересных фактов.

  1. Мехмед, хотя и превратил сооружение в мусульманскую мечеть, позаботился о том, чтобы мозаики и фрески не были полностью уничтожены. При переоборудовании строения христианские реликвии заложили штукатуркой, а поверх написали изречения из Корана.
  2. Собор горел дважды. Два раза от здания абсолютно ничего не оставалось. Экскурсоводы называют датой строительства 360 год, на самом деле сохранился фрагмент, возведенный в начале 6 века.
  3. Новый собор Софии пострадал в конце 6 века при землетрясении. В результате полностью заменили купол. Тогда же выстроили галерею и арки.
  4. Сооружение считают образцом византийского архитектурного искусства. Строение полностью отвечает всем христианским канонам. Это заслуга Юстиниана.
  5. Собор оформлен 107 колоннами. Одна из них особенно известна среди паломников. Колонна, покрытая медью, имеет углубление. В отверстие собирается влага непонятного происхождения. Верующие считают это Божьей благодатью и стремятся прикоснуться к столпу, чтобы исцелиться от болезней.

Тайны подземелья

Часть конструкции оказалась затопленной грунтовыми водами. Исследователи обнаружили в подвалах человеческие останки, драгоценности и оборудованный ход. Коридоры вели к дворцу Топканы. Больше ничего выяснить не удалось.

Провести дальнейшие работы мешают воды. Необходимо их выкачать, но средств для этого не находится.

Архитектура и внутреннее убранство

Айя-София в турецком Стамбуле поражает великолепием. Величественное строение – образец византийского зодчества, несмотря на мусульманское обличье. Так как памятник исполнял роль религиозного объекта двух конфессий, архитектурный стиль сочетает традиции и христианства, и мусульманства.

Долгие годы святыня считалась крупнейшим сооружением на планете. Размеры:

  • длина – 100 метров;
  • ширина – 69,5 метра.

Купол собора Святой Софии возвышается более чем на полсотни метров, а в диаметре достигает почти 70 метров. По форме это византийский крест, как того и требовали традиции на момент возведения сооружения. При строительстве использовали гранит, мрамор, особые камни, которые вывозили с острова Родос.

Мозаики собора

Стены собора покрыты мрамором и мозаикой. Мозаичные интерьеры особенно красивы.

Для создания фресок использовали золото, цветное стекло, камни всех цветов. Поэтому внутреннее убранство поражает красками и роскошью. Большинство мозаик датируют 6 веком. Интересен факт, что многие работы сохранились благодаря Мехмеду. Султан заложил рисунки штукатуркой в пору переоборудования святыни.

Все, что касается мусульманской архитектуры, датируют 16-17 веком. Это:

  • михрабы;
  • минареты;
  • минбар;
  • максоорхасы;
  • светильники.

Для отделки интерьеров использовали драгоценные металлы, слоновую кость, мрамор. По сторонам центрального входа установлены шары из мрамора. Украшения датируют эллинистическим периодом. Завез шары Мурад III. Реликвии привезены из Бергама. Некоторые каллиграфические панели особенно ценятся в мусульманском мире. Считаются крупнейшими надписями на планете.

Таким образом, удивительная святыня собирает последователей двух учений. Верующие приходят поклониться святым местам и почтить память правителей, давшим жизнь этому сооружению.

Экскурсионные программы в собор

О музее Айя-София в Стамбуле известно в мире. Объект собирает тысячи посетителей со всей планеты. Посетить достопримечательность удастся самостоятельно или в составе экскурсионной группы.

Предлагаются разнообразные программы. Спросом пользуются следующие:

  1. Обзорная прогулка по историческому Султанахмету. Включает в себя осмотр памятных мест, сохранившихся с периода правления константинопольских императоров и мусульманских султанов.
  2. Османское наследие современного Стамбула. В программу включены также осмотры и других памятников.
  3. Великолепный век. Экскурсионная программа рассказывает о Сулеймане и Роксолане.

Вообще, этот памятник включается во все экскурсии по городу. Но если мало времени, рекомендуется осмотреть памятник в сопровождении русскоязычного гида. Экскурсовод расскажет историю святыни, поведает предания и легенды, ответит на все возникающие у туриста вопросы.

Также организуются экскурсии только по этому объекту. Этот вид программы выбирают туристы, у которых нет много времени на знакомство со Стамбулом.

Заказать экскурсию можно онлайн. Программа будет составлена с учетом свободного времени путешественника, его предпочтений и религиозных взглядов.

Айя-София в Стамбуле принимает туристов все дни недели, кроме понедельника. Рекомендуется прийти пораньше, так как у касс собираются очереди (это в том случае, если не приобретен онлайн-билет). Особенно много народа собирается ближе к обеду.

Если путешественник имеет турецкое гражданство, вход для детей будет бесплатным. Дети иностранцев осматривают достопримечательность бесплатно лишь до достижения возраста 12 лет.

Учитывайте, что в мусульманские праздники объект закрыт для посещения (Курбан-байрам и Рамадан).

В христианские праздники музей работает. Кассы закрываются за час до общего закрытия. Посмотрите расположенные рядом достопримечательности. Это прекрасный шанс использовать удобное расположение объектов и познакомиться с культурой и историей государства.

Больше всего посетителей приходит с 12 до 16 часов. Поэтому придется долго стоять в очереди. Если нет билета, лучше прийти с утра. Оборудованы две кассы. За билеты удастся рассчитаться только наличными. Но неподалеку работают автоматы – там принимают карты.

Чтобы не стоять в очереди и не мучиться с оплатой, закажите билеты онлайн.

Режим работы

Время работы зависит от сезона. Так, с середины апреля по октябрь музейный объект работает с 9 утра до 7 вечера. А в остальные месяцы посетить святыню получится только до 5 вечера.

Айя-София – величественное, масштабное сооружение. Осмотр требует времени. Поэтому беглое знакомство не получится. Выделите день для экскурсии. К тому же привлекательны и другие объекты, возведенные по соседству.

Стоимость билетов

Билеты стоят 30 турецких лир. Это в том случае, если посетителю больше 12 лет, и он не является подданным Турции. Скидки студентам и пенсионерам предусмотрены только в том случае, если они граждане Турции.

Посещение святыни в составе экскурсионной группы обойдется дешевле, с учетом того, что осмотрите и другие стамбульские памятники, а информация будет дана на родном для туриста языке.

Как добраться?

Добраться до величественного памятника удастся несколькими способами. Выберете предпочтительный самостоятельно:

  • автобусом;
  • трамваем;
  • такси;
  • трансфером.

На автобусе доезжайте до остановки «Султанахмет». Подойдет любой маршрут, следующий в этом направлении. С остановки сразу увидите сооружение.

Если выбрали трамвай, тоже поезжайте до остановки «Султанахмет». Подойдет маршрут Т1. Если турист остановился в районе Султанахмет, посетить достопримечательность не составит труда. До объекта доберетесь пешком.

Таксисты знают адрес собора и довезут туриста из любой части города. Но это не самый бюджетный вариант.

Путешественники, дорожащие временем и предпочитающие комфорт, заказывают трансфер. Транспорт забирает туристов от отеля или прямо из аэропорта. Это удобно и выгодно, если путешествуете с детьми.

Удивительный памятник архитектуры, сочетающий наследие двух мировых культур, должен входить в план путешествия по Стамбулу. Редко выпадает шанс увидеть святыню, воспетую в эпосе двух народов и почитаемую и в мусульманском, и в христианском мире.

Собор Святой Софии: невероятная история музея в Стамбуле

Собор Святой Софии – один из монументальных памятников истории, которому удалось выстоять до 21 века и при этом не потерять своего прежнего величия и энергетики, сложно поддающейся какому-либо описанию. Некогда крупнейший храм в Византии, впоследствии преобразованный в мечеть, сегодня предстает перед нами в качестве самого оригинального музея Стамбула. Это один из немногих комплексов в мире, где переплелись сразу две религии — ислам и христианство.

Часто собор именуют восьмым чудом света, и, безусловно, сегодня это один из самых посещаемых объектов города. Памятник несет в себе огромную историческую ценность, поэтому он был внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Как же так произошло, что в одном комплексе христианские мозаики соседствуют с арабской вязью? Об этом нам поведает невероятная история собора Святой Софии в Стамбуле.

Краткая история

Построить грандиозный храм Святой Софии и увековечить его во времени удалось не сразу. Первые две церкви, возведенные на месте современной святыни, простояли всего несколько десятков лет, и оба строения были уничтожены крупными пожарами. Третий собор начали отстраивать в 6 веке при правлении византийского императора Юстиниана I. В строительстве сооружения было задействовано более 10 тысяч человек, что позволило возвести храм таких невероятных масштабов всего за пять лет. Собор Святой Софии в Константинополе на протяжении целого тысячелетия оставался главной христианской церковью в Византийской империи.

В 1453 году султан Мехмед Завоеватель напал на столицу Византии и подчинил ее себе, но великий собор разрушать не стал. Османский владыка был настолько поражен красотой и масштабами базилики, что решил преобразовать ее в мечеть. Так, к бывшей церкви были пристроены минареты, она получила новое название Айя Софья и на протяжении 500 лет служила османам главной городской мечетью. Примечательно, что впоследствии османские архитекторы брали в качестве примера собор Святой Софии при возведении в Стамбуле таких именитых исламских храмов, как Сулеймание и Голубая мечеть. Детальное описание последней смотрите на этой странице.

После раскола Османской империи и прихода к власти Ататюрка в Айя Софье начинаются работы по восстановлению христианских мозаик и фресок, а в 1934 году ей присваивают статус музея и памятника византийской архитектуры, который становится символом сосуществования двух великих религий. На протяжении последних двух десятков лет многие независимые организации Турции, занимающиеся вопросами исторического наследия, не раз подавали иск в суд о возвращении музею статуса мечети. Сегодня в стенах комплекса запрещено проводить мусульманские богослужения, и многие верующие видят в таком решении ущемление свободы вероисповедания. Тем не менее турецкий суд остается неумолимым в своих вердиктах и продолжает отклонять подобные иски.

Мечеть Сулеймание — широко известный исламский храм в Стамбуле.

Архитектура и внутренне убранство

Собор Святой Софии в Турции представляет собой прямоугольную базилику классической формы с тремя нефами, к западной части которой примыкают два притвора. Длина храма составляет 100 метров, ширина – 69,5 метров, высота купола – 55,6 метра, а его диаметр – 31 метр. Основным материалом при постройке здания выступал мрамор, но также использовались легкие кирпичи из глины и песка. Перед фасадом Айя Софии раскинулся двор, посередине которого установлен фонтан. А в сам музей ведут девять дверей: центральной из них в былые времена мог воспользоваться только сам император.

Но как бы величественно не выглядела церковь снаружи, истинные шедевры архитектуры заключены в ее внутреннем убранстве. Зал базилики состоит из двух галерей (верхней и нижней), выполненных из мрамора, специально завозившего в Стамбул из Рима. Нижний ярус украшают 104 колонны, а верхний – 64. В соборе практически невозможно найти участок, который бы не был декорирован. В интерьере представлены многочисленные фрески, мозаики, покрытия из серебра и золота, элементы из терракоты и слоновой кости. Существует легенда, гласящая, что изначально Юстиниан планировал оформить убранство храма полностью из золота, но прорицатели отговорили его, предрекая времена нищих и алчных императоров, которые не оставили бы и следа от такого роскошного сооружения.

Особую ценность в соборе несут в себе византийские мозаики и фрески. Они сохранились достаточно хорошо во многом благодаря тому, что пришедшие в Константинополь османы просто заштукатурили христианские образы, тем самым предотвратив их разрушение. С появлением в столице турецких завоевателей интерьер храма дополнился михрабом (мусульманское подобие алтаря), ложей султана и мраморным минбаром (кафедра в мечети). Также из интерьера ушли традиционные для христианства свечи, которые были заменены люстрами из лампад.

В оригинальном исполнении Ая Софья в Стамбуле освещалась 214 окнами, но со временем из-за дополнительных построек в святыне их осталось всего 181. В общей сложности в соборе насчитывается 361 дверь, сто из которых покрыты различной символикой. Ходят слухи, что всякий раз, когда ведется их подсчет, находятся новые, ранее ни кем не виданные двери. Под наземной частью строения были обнаружены подземные ходы, затопленные грунтовыми водами. Во время одного из исследований таких тоннелей учеными был найден секретный ход, ведущий от собора к другой знаменитой достопримечательности Стамбула – дворцу Топкапы. Также здесь были обнаружены драгоценности и останки людей.

Убранство музея настолько богато, что кратко описать его практически невозможно, и ни одно фото собора Святой Софии в Стамбуле не способно передать то изящество, атмосферу и энергетику, что присущи этому месту. Поэтому обязательно посетите этот уникальный памятник истории и лично убедитесь в его величии.

Как добраться

Собор Святой Софии располагается на площади Салтанахмед, в старом городском районе Стамбула под названием Фатих. Расстояние от аэропорта Ататюрка до достопримечательности составляет 20 км. Если вы планируете посетить храм сразу по прилету в город, то добраться до места вы сможете на такси либо на общественном транспорте, представленном метрополитеном и трамваем.

Попасть в метро можно прямо из здания аэропорта, следуя по соответствующим указателям. Вам необходимо сесть на линию «М1» и доехать до станции Zeytinburnu. Стоимость проезда составит 2,6 tl. По выходу из подземки вам останется пройти чуть больше километра к востоку по улице Seyit Nizam, где располагается остановка трамвая линии Т 1 Kabataş – Bağcılar (цена за поездку 1,95 tl). Вам необходимо сойти на остановке Sultanahmet, и уже буквально через 300 метров вы окажетесь у собора.

Если вы отправляетесь к храму не из аэропорта, а из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам также нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.

На заметку: В каком районе Стамбула лучше поселится туристу на несколько дней.

Сравните Цены на жилье с помощью Этой формы

Практическая информация

Точный адрес: Sultanahmet Meydanı, Fatih, İstanbul, Türkiye.

Часы работы: в период с 15 апреля по 30 октября двери собора открыты для посещения с 09:00 до 19:00. Последний билет можно приобрести не позднее 18:00. В период с 30 октября по 15 апреля достопримечательность работает с 09:00 до 17:00. Кассы доступны до 16:00.

На сентябрь 2018 года цена за вход в собор Святой Софии в Стамбуле составляет 40 tl. Однако с 1 октября 2018 года власти Турции поднимают стоимость входных билетов в более чем 50 музеях страны, включая и Айя Софью. Так, с наступлением указанной даты цена за вход в храм составит 60 tl. Такое повышение обусловлено непростой экономической ситуацией, сложившейся в Турции, а также резким падением курса турецкой лиры по отношению к доллару и евро.

Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы Booking.com

Полезные советы

Если вы планируете посетить собор Святой Софии в Стамбуле, обязательно обратите внимание на рекомендации уже побывавших в музее туристов. Мы же в свою очередь, изучив отзывы путешественников, составили свой топ самых полезных советов:

  1. Лучше всего отправляться к достопримечательности к 08:00-08:30 утра. После 09:00 у собора образуются большие очереди к кассам, а стоять под открытым небом особенно в разгар летнего сезона довольно изнурительно.
  2. Если помимо Айя Софьи вы планируете посетить и другие знаковые места Стамбула с платным входом, то советуем вам приобрести специальную музейную карту, действующую только в рамках мегаполиса. Ее стоимость составляет 125 tl. Такой пропуск позволит вам не только сэкономить средства, но и избежать длинных очередей в кассы.
  3. Еще один лайфхак для тех, кто не хочет терять время в толпе туристов: около музея всегда можно найти нелегальных продавцов, которые с небольшой наценкой продадут вам входной билет.
  4. Обязательно захватите с собой воду. В летние месяцы в Стамбуле довольно жарко, поэтому без жидкости просто не обойтись. Воду можно купить и на территории собора, но стоить она будет в несколько раз дороже.
  5. Посетившие музей туристы рекомендуют выделить на экскурсию по церкви Святой Софии не более двух часов.
  6. Чтобы ваши впечатления от посещения собора были максимально полными, советуем нанять гида. Найти проводника, говорящего на русском языке, можно прямо у входа. У каждого из них своя цена, но в Турции всегда можно сторговаться.
  7. Если вы не хотите тратить деньги на гида, то приобретите аудиогид, а если и этот вариант вам не подходит, то перед посещением собора посмотрите подробный фильм об Айя Софье от National Geographic.
  8. Некоторые путешественники не советуют посещать храм в вечернее время, поскольку, по их словам, только при дневном освещении можно в полной мере разглядеть все детали интерьера.

Вывод

Собор Святой Софии, бесспорно, является обязательной к посещению достопримечательностью в Стамбуле. А воспользовавшись информацией и рекомендациями из нашей статьи, вы сможете организовать идеальную экскурсию и получить максимум впечатлений от музея.

Екатерина Унал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *