Софийский собор в самаре

>Софийский Собор

Софийский Собор

Храм во имя преподобного Серафима Саровского был заложен на берегу Волги, на пересечении улиц Лесная и Соколова.

Место под храм было освящено еще в 2003 году – к 100-летию прославления в лике святых Серафима Саровского. На месте будущего храма был установлен восьмиконечный крест и возложен гранитный камень. А в основание строительства была помещена капсула для потомков с именами тех, кто стоял у истоков создания нового храма. В 2005 году заложили фундамент. Храм планировалось возвести за три года, но из-за кризиса строительство приостановили. В 2010 году вновь появилась возможность продолжения строительных работ, и в настоящее время здание уже построено целиком.

По концепции автора проекта архитектора Юрия Харитонова, храм будет однопрестольным, столпообразным — в виде башни, уходящей ввысь на высоту более 40 метров. Запроектирована звонница и смотровая площадка, на которую можно будет подняться во винтовым лестницам. В силу особенностей площадки, у храма будут разноуровневые входы. Кроме того, проектом предусмотрены подъездные пути для транспорта, территория озеленения, гостевая стоянка на 12 машин и безопасные пешеходные переходы.

При храме планируется создать воскресную школу на 40 учеников.

В 2013 году строящемуся храму был придан статус Софийского. Храм в честь Софии Премудрости Божией станет красивым и логичным завершением Октябрьской набережной города Самара.

Адрес: на Октябрьской набережной Волги, на пересечении Волжского проспекта, ул. Лесной и Северо-Восточной магистрали.

Патриарх Кирилл освятил в Самаре Софийский собор

В ходе визита в Самарскую митрополию патриарх Кирилл в пятницу 27 сентября освятил в Самаре собор Софии Премудрости Божией.

В сослужении архипастырей и духовенства Предстоятель Русской Церкви освятил храм великим чином, а после возглавил в нем Литургию, сообщает сайт «Патриархия.ru».

После богослужения Первосвятитель вместе с остальными священнослужителями совершил славление Кресту Господню, т.к. в этот день праздновалось Воздвижение Креста Господня.

От лица прихода патриарху Кириллу подарили картину с изображением Свято-Богородичного Казанского мужского монастыря в селе Винновка Самарской области.

Со своей стороны, Святейший поблагодарил митрополита Самарского Сергия за усердные труды на благо Церкви и вручил ему памятную панагию.

– Это одна из самых крупных и сильных митрополий в нашей Церкви. Посещая в этот раз ее пределы, я имел возможность убедиться в том, что здесь очень многое делается для того, чтобы укреплялась церковная жизнь, чтобы укреплялось благочестие людей, – отметил Предстоятель Русской Церкви.

Святейший добавил, что все достижения в жизни митрополии не были бы достигнуты «без активного и прямого участия епархиального архиерея».

В дар новоосвященному храму Предстоятель передал Владимирскую икону Божией Матери, для строящихся храмов Самарской епархии – 30 напрестольных Евангелий, а всем верующим в храме подарили иконки Софии Премудрости Божией с Патриаршим благословением.

Строительство собора Софии Премудрости Божией в центре Самары на склоне Волги началось в 2003 году. Богослужения в нем начались в конце 2018-го. Одновременно в нем начались отделка и роспись.

Софийский собор представляет собой одноглавый храм с кровлей шатровой формы и встроенной колокольней. Высота храма – 68,5 метров. На 30-метровой высоте оборудована смотровая площадка, с которой открывается вид на центральную историческую часть города и побережье Волги.

Храм создан так, что максимально доступен для людей с ограниченными возможностями. Так, на его территории оставлен удобный подъезд и парковка с местами для транспорта инвалидов.

Благоустроенная площадка перед храмом соединена с прогулочной зоной набережной Волги большой лестницей-амфитеатром, в центре которой установлен памятник святому князю Владимиру. В амфитеатре можно проводить различные праздничные мероприятия.

В состав храмового комплекса, помимо храма, входят колокольни, залы для трапез и хорового пения, зал заседаний Церковного Совета, ряд других помещений.

На заставке фото Сергея Власова, внутри – Сергея Власова и Олега Варова/foto.patriarchia.ru

Софийский собор (Киев)

У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор.

Православный собор
Софийский собор

Вид на Софийский собор
Страна Украина
Город Киев
Конфессия Православие
Тип здания Собор
Архитектурный стиль украинское барокко
Строитель Владимир Великий — Ярослав Мудрый
Дата основания 1011 год — 1037 год
Строительство 1037 год — 1740-е
Основные даты
Первая половина XI века — постройка собора
1596 — Переходит к униатам
1633 — Возвращён православной Церкви
Рубеж XVII-XVIII вв. — восстановление и перестройка
в стиле украинского барокко
1934 — обретение музейного статуса
Статус

Охраняется государством

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 527
рус. • англ. • фр.
Сайт sophia.sophiakievska.org
Медиафайлы на Викискладе

Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р, Киево-Софийский собор) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1036 году над печенегами.

На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаек (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII—XVIII веков.

В советское время был действующим храмом до 1929 года, в 1934 году стал музеем — Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника »София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ века, Кирилловскую церковь ХІІ века и Андреевскую церковь XVIII века в Киеве.

В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Поскольку здание собора — часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения. Исключение составляет день 24 августа — День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях.

К ансамблю Софийского собора относятся включённые вместе с ним в список ЮНЕСКО монастырские сооружения XVIII века: колокольня, южная въездная башня, трапезная, хлебня, бурса, дом митрополита и ворота Заборовского.

LiveInternetLiveInternet

_Notka_ все записи автора

Софийский собор представляет собой всемирно известный памятник истории, архитектуры и монументальной живописи первой половины одиннадцатого века. Название собора, сооруженного в период расцвета Киевской Руси при княжении Ярослава Мудрого, происходит от греческого слова «софия» — «мудрость». Построенный как главный метрополичий храм Руси, был в древности общественно — политическим и культурным центром Киевского государства.
Собор Святой Софии был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.
Софийский собор стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Автор фото — Ольга Широкова (luchar)
Поскольку Собор святой Софии является государственным музеем-заповедником и внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать любой религиозной организации и проводить там богослужения. Исключение составляет день 24 августа — День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года), 22 ноября 2006 года Украинская православная церковь Московского Патриархата отказалась участвовать в будущем в этом мероприятии: согласно заявлению Синода УПЦ МП, молитва вместе с «отлученными от церкви» противоречит Апостольским Правилам.
История
Разные летописи называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Учитывая политическую обстановку на Руси, более вероятной видится вторая дата. Первоначально собор не был оштукатурен: для того чтобы можно было представить его исходный облик на фасадах оставлены участки раскрытой кладки.
В 1240 Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя, в 1385 — 90 гг. митрополит Киприан, воссоздал его из руин, после чего более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 собор переходит к Украинской греко-католической (Униатской) церкви, 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Петром Могилой, который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.
Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».
В 1934 архитектурный комплекс, куда помимо Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория, был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей».
Архитектурные особенности
Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Нефы собора заканчивались на востоке пятью алтарными апсидами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центру здания. Центральный купол был окружён четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов ещё более маленького размера располагались по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имеют гранёную форму. Помимо окон, свободные участки стен украшены уступчатыми нишами и лопатками, расчленяющимии поверхность стен в соответствии с расположением внутренних несущих столпов.
Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.
Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления барабанов глав для их освещения.
В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.
Вид собора с юго-восточного углаВ результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был побелен. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.
В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, а боковые отделены от боковых нефов двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.
Интерьер
Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому аскетическому стилю.
Мозаикой был украшен центральный купол, его барабан, паруса и подпружные арки, а также центральная апсида и два стоящих по бокам от неё восточных столпа. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них сохранился лишь один древний мозаичный, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры апостолов (от XI века сохранилась только одна фигура апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.
Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви.
Благовещение. Мозаика на алтарных столбах. XI век.

На восточных столпах собора сохранилось изображение Благовещения (на одном столбе фигура архангела Гавриила,
на другом — Богоматери). Мозаика была создана около 1040 года и является старейшим в русском искусстве
изображением данной сцены.
Остальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники, соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых аркадах) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (протоевангелие), деяния апостолов, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освящёнными здесь приделами.
Многочисленные столпы собора и стены галерей покрыты образами святых. Своды и малые купола украшены изображениями небесных сил, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. В западной части подкупольного креста находилась ктиторская композиция. От неё сохранились лишь боковые части, а остальное изображение реконструируется по рисунку А. ван Вестерфельда, сделанному в 1651 г. По сторонам от Христа здесь были изображены равноапостолольные князь Владимир и княгиня Ольга, князь Ярослав Мудрый с макетом собора в руке и его супруга Ирина, а по бокам от них — сыновья и дочери.
Наиболее необычны изображения в лестничных башнях.
Здесь представлены сцены придворной жизни, константинопольский ипподром, музыканты, охота.
Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI—XII веков.
Некрополь
В соборе, а также на его территории было расположено около 100 захоронений. Могилы Ярослава Мудрого и его жены Ирины сохранились. Остальные, в том числе и Владимира Мономаха были утрачены.

Автор фото Ольга Широкова (luchar)

Автор фото Ольга Широкова (luchar)

Колокольня 1699-1706гг. Софийский собор. Киев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *