Соляной столп жена лота

Ветхозаветное повествование

В ветхозаветной Книге Бытия персонаж Лот («др.-евр. покров, покрывало»; Быт. 11:27) — сын Харана (евр. Гаран; «сожжённое солнцем место») и племянник родоначальника евреев Авраама («отец множества»). За исключением Авраамовой жены Сарры, Лот был единственным родственником, сопровождавшим патриарха Авраама при его переселении в Ханаанскую землю. Авраам ему предложил: «…отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево» (13:9). И получилось, что «Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома» (13:12). Город Содом был одним из пяти городов в цветущей долине Сиддим, при устье реки Иордан.

Перед разрушением небесным огнем двух нечестивых городов — Содома («горящий») и Гоморры («погружение, потопление») — от общей гибели спаслось только Лотово семейство, которое из города вывели ангелы. В пути жена Лота вопреки ангельскому наказу оглянулась назад и обратилась в соляной столп (др.-евр. נציב מלּח; 19:26), а сам Лот с дочерьми спасся в близлежащий город Сигор («малый»), а потом удалился в гору, и стал жить с дочерьми в пещере, где от старшей дочери у него родился сын Моав (родоначальник моавитян), а от младшей — Аммон, он же Бен-Амми («Бен-Ами»; «сын моего народа»), будущий родоначальник аммонитян.

Превращение жены Лота в соляной столп критики-рационалисты объясняли тем, что жена Лота от страха при виде горевшего города впала в бесчувственное состояние; удушливые испарения от пожара, пропитанные серой и солью (Втор. 29:23), умертвили её и мало-помалу довершили окаменение.

Французский тосафист второй половины XII века Иосиф Бехор-Шор из Орлеана замечал, что эта женщина, не веря в окончательную гибель Содома и Гоморры, замешкалась в пути, где и была застигнута огненным дождём из серы, к которой в таких случаях обыкновенно примешана соль.

Соляной столп (греч. στήλη ἁλός) при Мёртвом море упоминается в Премудростях Соломона (10, 7), где он характеризуется как «памятник неверующей души». Его видел Иосиф Флавий, а Климент Римский и Ириней Лионский упоминали его существование.

Замки пустыни – Иордания

К востоку от Аммана, Разбросанные по пустыне черного базальта, стоят Замки пустыни, как свидетельство расцвета начала исламской, арабской цивилизации. Казалось бы разбросанные и уединенные друг от друга постройки, в свое время были интегрированным сельскохозяйственным и торговым комплексом, построенные в основном во время Омейядов (661-750 нашей эры), когда арабам мусульманам удалось преобразовать окрестности пустыни в хорошо озелененное поселение, благодаря разработанным поливным системам.
Эти оригинальные памятники раннего исламского искусства, служили как жилые дома, сараи для караванов, бани.Замки пустыни
В 661 году, столица вновь созданного арабско-мусульманской империи перешли от Медины и Куфа в Хиджазу и в Ирак, а в Дамаске перешла резиденция династии Омейядов.Замки пустыни
Последняя часть царствования Абдул Малека бин Марвана (685-750), , был исключительно благоприятным временем для Омейядов и имея более твердую власть, в это время можно обнаружить внезапное освобождение таланта и творчества, который проявляется в строительстве первых крупных исламских памятников в Иерусалиме. Архитектурная программа инициированная халифом Абдулом Малеком, была продолжена и расширена его сыном, Аль-Валидом, который построил большие мечети в Дамаске, Иерусалиме и Медине.Замки пустыни

На протяжении следующих десятилетий правления Омейядов, в Иорданских степях появляются множество роскошные здания, украшенные великолепной мозаичными тротуарами, фресками, резными и лепными деталями. Тот факт, что некоторые из этих зданий расположены в определенных точках иорданской степи, и имели первостепенную важность в этом районе, говорит об их важности в военном округе (Джунд) Дамаска, и свидетельствует об их жизнеспособности.Замки пустыни
Замки пустыни изначально рассматривались как загородные резиденции для Омейядовских князей, которые, будучи кочевого происхождения, уставшие от городской жизни со всеми ее тяжестями и перегруженной атмосферой, предпочитали отдохнуть загородом. Эти замки позволили им вернуться в пустыню, где их кочевой инстинкт может быть лучше всего удовлетворен, и где они могли бы осуществлять свои игры от бдительного глаза благочестивых единомышленников. Но этой теории был брошен вызов со стороны французского ученого Жана Соважа. По его мнению, Эти здания были расположены на обширных и тщательно орошаемых сельскохозяйственных угодьях,которые часто сопровождаются различными гидротехническими сооружениями, и поэтому они являлись центром сельскохозяйственной деятельности. Это нашло свое отражение в политике Омейядов, расширения сельскохозяйственных угодий в пограничных зонах.

Еще одним и более поздних объяснение смысла существования этих зданий является то, что можно было бы назвать «Архитектура дипломатии”. То есть, поддерживая тесные контакты с племенами региона, которые были яростные сторонники Омейядов.Замки пустыни

Возможно также, что некоторые из этих структур, как Кусайре Амра, Харанех и Mшаш, служили местом отдыха для высокопоставленных должностных лиц правительства на пути в Хиджаз.Замки пустыни

Сегодня эти одинокие замки можно посетить в однодневной поездке из Аммана, так как современные асфальтированные дороги заменили древние тропы пустыни.Замки пустыни

● Один из наиболее сохранившихся памятников, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.- это замок Кусейр-Амра. В его помещениях можно увидеть фрески, представляющие огромную ценность в мире живописи, а также историческую, а в двух комнатах на полу уникальная мозаика, которая интересует многих почитателей этого вида искусства. Кусейр-Ампа является замком Омейядов. Он находится на территории Иордании в 100 км восточнее Аммана. Памятник принадлежит раннесредневековой арабской архитектуре Ближнего Востока. Замок был построен примерно в 710 году. Фрески, находящиеся в здании, свидетельствуют о том, что в те времена предпочитали художественные традиции эллинистической и римской Сирии. Большинство фресок изображают охоту, труд, игры. Росписи, которые можно увидеть в Кусейр-Амре, являются наиболее значительными памятниками живописи, принадлежащих арабскому халифату.Замки пустыни
Росписи замка Кусейр Амра представляют собой огромный по своему размаху живописный ансамбль. Фрески бань, примыкающих к основному дворцовому комплексу, – лишь его небольшая часть. Росписи сводов помещений самих бань, а также фрески стен прилегающих помещений тематически весьма разнообразны. Здесь есть сцены охоты, многофигурные символические композиции, изображения купающихся обнаженных женщин и детей, растительные орнаменты, а также изображение карты звездного неба в куполе кальдария (помещения с горячей водой), которое является одним из наиболее ранних сохранившихся изображений подобного сюжета в монументальной живописи средиземноморского региона. Как концепция росписи в целом, так и большинство отдельных мотивов и иконографических схем, а также сюжет росписи кальдария заимствованы из произведений искусства и научных трактатов эллинистического мира.Замки пустыни
Подобный круг сюжетов полностью соответствует концепции арабского ученого и врача Абу-Бакра Ар-Рази (865–925 гг.), изложенной им в трактате «Духовное врачевание», согласно которой изображения именно этих сюжетов способствуют гармонизации трех частей души: растительной, животной и разумной. Абу-Бакр Ар-Рази является последователем восточного перипатетизма, и в своем трактате развивает идеи Платона. Авторы росписей бань замка Хирбат аль Мафджар выражают новые идеи, также используя изобразительный арсенал, заимствованный ими из искусства эллинизма.Замки пустыни

● Азракский замок (Каср Азрак), построенный из черного бальзата – самый дальний из дворцов пустыни (103 км. От Аммана по направлению к границе с Ираком). Обильные воды Азрака сделали его местом стоянки на Вади Сирхан и торговым маршрутом, и магнитом для бедуинов пустыни. Это также привлекло католиков которые, согласно Сертимиусу Сувериусу (193-211 н.э.), установили здесь восточную военную заставу в провинции Аравии.О репвоначальном виде замка в центре Азрака, мало что можно сказать, потому, что он неоднократно перестраивался.Замки пустыни
Вырезанное каменное посвящение Императорам Дайоклетиану и Максимиану, датированное 300 годом н.э. может отмечает начало строительства черного базальтового форта, огромные каменные двери которого все еще включают их оригинальные стержни. Дайоклетиан также строил дорогу здесь, Страты Дайоклетиана, связывая Азрак с Дамаском и Пальмирой.
Азрак оставался военным постом в течение Византийского периода, а в 7-ых и 8-ых столетиях Умайады прибыли сюда, чтобы охотиться. Замок, возможно, был забыт, а после Аббасидов был перемещен в Багдад – согласно арабской надписи по главным воротам, губернатор Ауюбида Изз ад – Дин Аябак восстановил его в начале 13-ого столетия.
Замок имеет практически квадратную форму. Восьмидесятиметровые стены окружают центральный двор. В центре небольшого внутреннего двора есть маленькая мечеть, относящаяся к периоду правления Айюбидов, и главный колодец. Каждый угол внешней стены укреплен прямоугольной вытянутой башней. Основной вход – это огромная навесная базальтовая плита. За ним расположен холл, разметка на полу которого говорит о том, что его использовали для игр. Над входом находится комната, которую во время пребывания в Азракском замке занимал Лоуренс Аравийский. У смотрителя замка есть целая коллекция фотографий Лоуренса, потому что его отец был одним из арабских офицеров на службе у этого легендарного британца.Замки пустыни

● Каср Харрана – древний дворец, в стенах которого при необходимости могло разместиться до 400 человек. Здание напоминает крепость с узкими бойницами. На 2 этажах расположено 61 помещение. Это один из двух Иорданских пустынных замков, которые, кажется, построены для защиты. Но здесь это может быть более очевидным – “стрелки- прорези” являются слишком высокими и маленькими и, должно быть, были для проникновения воздуха и света. И при этом это не был караван-сарай, поскольку он не находится на торговом маршруте. Наиболее вероятно это было место, где правители Омайада могли встретиться с бедуинами пустыни, чтобы договариваться об их поддержке.
Замок построен из непокрытых камней, с меньшими камнями, заложенными в рядах между ними; первоначально они были замазаны глиной. Его бескомпромиссная прямоугольность сломана круглой башней в каждом углу и полукруглом в середине каждой стены, за исключением южной стороны, где единственный вход занимает центр.Здание состоит из двух ярусов вокруг открытого внутреннего двора. Столбы только с лева и права во внутренней части ворот, в то время как жильё для людей – вокруг трех других сторон внутреннего двора и на верхних этажах. В одной из верхних комнат окрашенная Куфия, однако, остаётся неясным, идёт ли речь об оригинальной конструкции или более позднем восстановлении.Замки пустыни

● Каср Аль Мушатта – наиболее богато украшенный из дворцов Омаяда в Иордании был Каср Аль Мушатта, недалеко от Международного Аэропорта Королевы Алии, к югу от Аммана. Небольшие остатки тонких и ярких каменных вырезаний, которые когда-то украшали фасад. В 1903 году Османский Султан Абдул Хамид II, дали их Кайсеру Вилхельму II. И сейчас они находятся в Берлине.Замки пустыни
Каср Аль Мушатта – большое квадратное окруженное стеной вложение с круглыми башнями в углах и пяти полукруглых равномерно расположены с каждой стороны, кроме юга, центр которого занят воротами – пятиметровые высокие вырезания были первоначально расположены в полосе вертикальных и перевернутых треугольников.Замки пустыни
Комплекс зданий только в воротах вводил в просторный центральный суд, с королевским залом аудитории и местом жительства в дальнем конце, вероятно построенном для Калифа Валида II, зал аудитории – базилика, поскольку Вы вступаете от суда, с апсидой трилистника, которая, возможно, была покрыта деревянным куполом. С обеих сторон этого здания были покрыты хранилищами барреля запеченных глиняных кирпичей, некоторые из которых вы можете увидеть в настоящее время. Как и Каср Туба, дворец был не завершен.Замки пустыни

● Каср Аль Халлабат – это значительный комплекс, который включает в себя замок (Каср), мечети, большие водохранилища, резервуары, и бани. Новые раскопки в замке и мечети привели к переоценке истории участка.
Хотя глиняная посуда и надписи говорят о Набатейском периоде, нынешний Каср вероятно начался во втором столетии как небольшой римский форт, один из многих защищающий аравийские границы. Он был построен из местного известняка и охранял дорогу Нова Траиана, позднее Каср был перестроен по плану, в четыре раза превышает размер оригинала, с квадратной башней в каждом углу.Замки пустыни
Этот второй форт был разрушен в 6-ом столетии, возможно землетрясением в 551 году, и был снова восстановлен, вероятно, племенем христианина Гассанида. Несмотря на то, что внешний вид был сохранён, интерьер стал местом жительства с залом аудитории, украшенным мрамором и мозаиками. Многие чёрные базальтовые камни были доставлены для его восстановления. Некоторые секции с длинной греческой надписью, указ Императора Анастасиуса I (491-518гг), определяя его положение в аравийской области; но камни использовались без отношения к надписям, впоследствии они были заштукатурены.Замки пустыни
Каср прославился в восьмом столетии, когда Умаяд преобразовал его в роскошную резиденцию, щедро украшенную резными штукатурками, фресками и яркими мозаичными этажами, мечеть была построена рядом с ним. А через 2 км – развалины бани (Хаммам ас-Сара), по стилю очень похож на Кусаюр Амра.Замки пустыни

● Каср Туба- В1896 году Алоис Мусил, чешский исследователь и Арабист, бедуины Мадабы рассказали ему о некоторых старых дворцах в пустыне, украшенных колоннами, картинами и надписями. Два года спустя его возвращению, он нашел Каср Туба, крупнейший и самый отдаленный из группы мест жительства пустыни построенный в начале 8-ого столетия под покровительством калифов Умайада. Названный Каср (дворец на арабском языке и замок на английском), он великолепный пример ранней Исламской архитектуры, индивидуального стиля и материала.Калифы Омаяда и их губернаторы планировали побег из Дамаска в пустыню, где они могли бы на их арабских скакунах охотиться на ястреба. Но более серьезная цель лежит в основе этого – они планировали наладить контакт с бедуинскими племенами в пустыни, от поддержки которых они зависели.Замки пустыни
Каср Туба, построенный во время Калифа Аль – Валид II (743-44), состоит из двух равных корпусов, создающих двойной квадрат. Только северный угол был закончен, но схема целого комплекса видна с высоты. Стены имеют три курса камня с глиняным кирпичом выше, включая сводчатые крыши. Камень также использовался, чтобы создать дверные арки. Мусил нашел некоторые прекрасные резные камни, которые в данное время находятся в Археологическом Музее в Аммане.Замки пустыни

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *