Сообщение на тему икона божьей матери

>
Владимирская икона Божьей Матери

Икона Владимирской Божьей Матери

Дерево, паволока, левкас, темпера, 25 * 30 см
Дерево, паволока, левкас, темпера, сусальное золото
Цена 0 Размер Золочение

Всех скорбящих радость
Скоропослушница
Неувядаемый цвет

Владимирская икона Божьей Матери — одна из самых почитаемых икон на Руси. Это самая древняя и известная чудотворная икона в нашей земле. Сейчас Владимирская икона хранится в храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Эта икона, по преданию, была написана апостолом Лукой во время земной жизни Богородицы, на доске от стола, за которым сидел Иисус с Марией и Иосифом. В XII веке ее привезли в Киев из Константинополя. Андрей Боголюбский перенес образ во Владимир, откуда икона и получила свое название. По оценкам искусствоведов, в действительности икона была написана в XII веке, предположительно, в Константинополе, в эпоху так называемого комнинского возрождения. Возможно, она является списком с той самой иконы евангелиста Луки.

Икона Владимирской Божьей Матери относится к иконографическому типу Умиление (Елеуса). Младенец прильнул щекой к матери и обнимает ее рукой за шею, мать нежно обнимает его двумя руками. Лики и одежды на иконе прорисованы многочисленными белыми линиями. Прозрачные слои живописи и незаметные тональные переходы приводят к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света. Все это призвано ослабить ощущение физической природы материи. Лик Богородицы строгий, с плотно сомкнутыми устами, скорбной складкой на лбу и тенями под глазами. Она предвидит страдания сына в его земном пути.

Одно из самых известных чудес от Владимирской иконы произошло в 1395 году, когда для моления о защите от орд Тамерлана икону доставили в Москву, в Успенский собор Кремля. Войска Тамерлана отступили, не дойдя до Москвы, что было расценено как заступничество Богородицы. На месте встречи москвичами Владимирской Божьей Матери был основан Сретенский монастырь, давший впоследствии название московской улице Сретенка.

В русской православной церкви установлено 3 праздника в честь иконы Владимирской Божьей Матери: 3 июня (21 мая ст. ст.) — избавление от Махмет-Гирея; 6 июля (23 июня ст. ст.) — избавление от хана Ахмата; 8 сентября (26 августа ст. ст.) — избавление от Тамерлана.

Перед иконой Владимирской Богородицы молятся о защите от вражеского нашествия, о здоровье воинов, об укреплении в вере, о примирении враждующих.

Чтобы купить икону Владимирской Божьей Матери или задать вопрос, отправьте нам сообщение.

Описание Владимирской иконы Божией Матери

На Владимирской иконе Божья Матерь изображена в темно-красном мафории с алой каймой. На руках — младенец Иисус, обнимающий мать за шею, крепко прислонившийся своей щекой к её щеке. На одежде Спасителя нанесен клав — зеленая полоса, символизирующая царскую власть. Фон иконы — золотой. Этот цвет — символ божественного света. По бокам видны монограммы МР ФV (сокращение от греч. «Матерь Божья») и IС ХС («Иисус Христос»).

Иконографический тип иконы — «Умиление». Подобный способ изображения Богоматери символизирует её нежность, любовь, заботу, которую передает Мария не только Сыну Господа, но и всем нам. Ведь каждый человек, можно сказать, её ребенок.

Если спросить о Владимирской иконе Божией Матери иконографиста, он кратко даст следующее описание:

  • Материалы изготовления — левкас, сусальное золото, темпера, твореное золото, дерево.
  • Размеры — 71х57 сантиметров.
  • Написана примерно в XII веке. Это утверждение расходится с приданием о происхождении святыни.
  • Линии – плавные, пропорции удлинены.
  • Одежды украшены, есть множество мелких деталей.

Придание о сотворении иконы и её появлении на Руси

Согласно приданию, оригинал иконы написал Лука на столешнице, за которой ужинали Иисус, Дева Мария и Иосиф. Увидев портрет, Божья Матерь произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». После в Византии был сделан список, который пробыл там до 450 года. Его отправили одному из царей Константинополя.

В 1131 году патриарх Лука Хрисоверг решает передать список в дар Юрию Долгорукому. Его сын по имени Андрей, в церковной истории более известный как Боголюбский, отправляется с юга Руси на север. Цель похода — создание независимого от Киева государства с центром в Московии. В ходе путешествия он посещает Владимир и остается там на несколько дней. После отъезда с иконой на несколько километров от города, начали твориться чудеса. Кони отказались идти дальше. Дело было не в усталости или голоде — смена скакунов не дала результата. Тогда Боголюбский начал усердно молиться перед образом. Ему явилась сама Матерь Божья и сказала, что святыня должна остаться во Владимире. В её честь нужно построить храм. Князь повиновался — на долгие годы икона оставалась в городе, исцеляла больных, помогала просящим в их бедах. С тех пор список начал называться Владимирским.

Сегодня икона хранится в храме-музее святого Николая. Он расположен в Толмачах, Тверская область.

Подробное описание

Иконографическая схема, основа списка, включает фигуру Девы Марии и Младенца Иисуса. Сын прильнул к матери ликом, обнимает её за шею. Голова Марии склонена к младенцу. Владимирская икона отличается, с точки зрения иконографии, от других тем, что на ней четко видна подошва ступни Спасителя.

Многие специалисты считают, что икона изначально была двусторонней. Об этом говорит геометрия холста, нанесенных деталей изображения. В Византии нередко создавали подобные образы.

Символика иконы глубока, многогранна. Богородица — символ души, находящейся близко к Богу. То, как обнимает Марию Сын, наводит знатоков на мысль о его будущих страданиях за все человечество.

Символизм

С богословской точки зрения, икону интерпретируют как предназначение Младенца жертве во имя всего человечества. Подобное толкование вызвано тем, что на обороте изображен символ Страстей: престола со святым духом в образе голубя. За престолом — символы страданий Иисуса (крест, копие, трость с губкой). Мария, ласкающая младенца, и символ страстей вместе дают иконе следующий смысл: мать пронизана любовью к своему сыну, но добровольно отдает его на мучения, приносит свою жертву во имя человечества.

Стиль

Период написания иконы в Византийском искусстве характеризуется дематериализацией живописи. Образы размыты, практически нет точных линий. При этом присутствует множество деталей. Одежда младенца и Богоматери имеет множество линий, бессильных движков, орнаментально легших на рисунок.

Владимирская икона — практически канонический образец живописи тех времен. В ней нет нарочитой графичности, линии не противопоставляются объему. Главное средство выражения — соединение слабо наведенных линий. Это создает впечатление нерукотворности.

Сотворенные чудеса

Владимирская икона быстро прославилась на Руси, как чудотворная. Она стала одной из самых значимых святынь в истории государства и церкви. Через этот образ к Божией Матери обращались как простые люди, так и высшие духовные чины, князи и монархи. Дева Мария услышала каждого, кто приходил к ней с чистыми намерениями, молился искренне, от всего сердца.

Кажется, что этот образ находится в особом внимании у самой Небесной Царицы. Не раз она сама указывала, где ему оставаться, куда перемещать. Кроме случая с князем Боголюбским, когда он не смог увезти святыню из Владимира, было засвидетельствовано ещё одно чудо. Список самовольно перемещался в храме. Это заметили трижды, после чего перед иконой помолились и забрали в Ростовский край.

Зафиксированные в летописях чудесные исцеления и спасения:

  • Жена священнослужителя, будучи беременной, молилась у образа Девы Марии. Она просила защиты ей и ребенку, женского счастья, здоровья. Как-то раз в конюшне взбесилась лошадь. Она металась, крушила все вокруг, кидалась на всех людей. Только чудом от неё убереглась женщина, находившаяся там.
  • Мария, одна из настоятельниц монастыря, была помилована — Божья Матерь избавила её от слепоты. Женщина, читая молитву, омыла глаза водой от иконы.
  • Однажды упали Золотые ворота башни, которая контролировала въезд. Под ними оказалось 12 человек. Пока собирали людей, готовились поднять конструкцию, князь Андрей Боголюбский усердно читал молитву. В итоге ни один из людей не пострадал. Они даже не получили серьезных увечий.
  • Некая Ефимия страдала от болезни сердца. Узнав о чудотворной иконе, она послала во Владимир священника с богатыми дарами (золотом, украшениями, драгоценностями). Из монастыря ей передали воду, омывавшую святыню. После того как женщина выпила её, прочла молитву, болезнь отступила и больше никогда не возвращалась.

Дни празднования и связанные с ними события

В России троекратно празднуют дни иконы. Каждый из дней почитания связан с крупным событием из истории государства.

Святыня приобрела известность не только чудесными исцелениями. Через неё Божья матерь гласила Божью волю, наказывала за грехи, даровала помилование. Три раза она услышала чистосердечные молитвы народа и правления, защитила Россию от многочисленных войск иностранных захватчиков.

Празднования происходят:

  • 3 июня (по старому стилю — 21 мая). 1521 год: Хан Мехмет Гирей собрал войско и пошел на Москву, по дороге сжигая поселения, убивая или забирая в плен жителей. Его войско было огромным — город не смог бы выстоять, пал бы при блокаде или сражении. Митрополит Варлаам собрал молитвенную службу, посвященную просьбе о прощении, отпущении грехов, защите от захватчика. Одной из инокинь приснился сон, в котором икону выносили из города. Она поняла, что этого делать ни в коем случае нельзя и рассказала о своем видении. Сделала она это вовремя: священнослужители как раз собирались покинуть Москву, спасая святыню. Их остановили Варлаам Хутынский и Сергей Радонежский. Все вместе они прочли молитву, после чего вернули список на место. В то же время хану приснился сон: Небесная Царица с огромным войском, наступающая на него. Мехмет Гирей понял, что она — заступница славян. В тот же день войска отступили.
  • 6 июля (по старому стилю — 23 июня). 1480 год: хан Ахмат собрал многочисленное войско, чтобы захватить Москву. Он остановился на берегу реки Угры, называемой тогда «Поясом Богородицы». С другой стороны собралось русское войско. Оно значительно проигрывало в численности полкам захватчика. Высшие духовные и правительственные чины, все православные люди молились Владимирской иконе о спасении. Митрополиту Геронтию явилась Божия Матерь. Она сказала, что нападение — это Божья кара за грехи. Но искренними молитвами славяне искупили свою вину. Геронтий сразу же сообщил князю о том, что он может наступать — Дева Мария поможет в битве. Но бой так и не состоялся. Русские войска не потянулись через реку, а, наоборот, отошли назад, заняв удобные позиции для обороны. Хан испугался, что его заманивают в ловушку. В ночь на 23 июня (по старому стилю) он отступил.
  • 8 сентября (26 августа) происходит торжественное поклонение святыне. 1359 год: хан Тамерлан захватил Рязань, близлежащие поселения и отправился на Москву. Огромное войско сметало все на своем пути. Русская армия смогла бы с ним справиться разве что при огромных потерях. Тогда высшим духовенством Владимира были организованы литургия, молитвенный обряд и крестный ход с иконой к Москве. По обе стороны дороги собрались христиане. Они падали ниц и просили Божью Матерь только об одном: уберечь Москву. В то же время Тамерлану приснился сон: огромная гора, с которой спускаются священники. В их руках — золотые посохи, над головами парит Божья Матерь. Жрецы хана, узнав о сне в один голос заявили, что он — вещий и посоветовали отступить.

Считается, что по сей день через Владимирскую икону Божья Матерь защищает Россию.

Доклад: «Чудотворные иконы Богородицы»

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Доклад:

«Чудотворные иконы Богородицы»

Доклад подготовила:
учащаяся 4 класса
МОУ Андросовкой СОШ
Переходенко Алёна Васильевна

Научный руководитель:
учитель основ православной культуры
Ракитина Наталия Леонидовна

2011 год

Введение.

В православном мире очень много чудес. Чудеса совершались у мощей святых, в храмах, через иконы. В ответ на искреннюю и сердечную молитву люди получали исцеление, чудесное избавление от бед и скорбей. Чудеса происходили в течение 2 тысячелетий, и продолжают происходить в настоящее время. Мой доклад посвящён чудотворности православной иконы. Ведь иконы всегда служили верующим для связи с духовным миром. Недаром их называют окнами в духовный мир. Икону, которая дарит верующим чудеса, называют чудотворной. Чудотворными могут быть как иконы Господа Иисуса Христа, Святой Троицы, так и святых угодников Божиих (например, Николая чудотворца, Сергия Радонежского, Серафима Саровского). И всё же больше всего чудес творят иконы Матери Божией. Ведь Пресвятая Дева является тем «мостиком», который соединяет невидимое Небо и наш земной, видимый мир. Богоматерь издавна считается покровительницей и заступницей русской земли. Она окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа. Чудотворных икон Пресвятой Богоро­дицы в России сотни. Наиболее известные из них: Владимир­ская, Казанская, Донская, Смоленская, Тихвинская. Чем же замечательны эти иконы?

Сказание о Владимирской иконе Пресвятой Богородицы.

Так, Владимирская икона, по преданию, несколько раз спасала Москву от нашествия татар. Владимирская икона Божией Матери, согласно преданию, была написана еще при жизни Богоматери святым апостолом и евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовало Святое Семейство. В начале XII века список с нее был послан великому князю Киевскому Юрию Долгорукому. Сын его, благоверный князь Андрей Боголюбский, переходя на княжение во Владимир, перенес с собою и икону Богоматери. Прославившись во Владимире множеством чудотворений, икона получила наименование Владимирской. Она осталась невредимой во время страшного пожара 1185 года, когда сгорел Успенский собор Владимира, и при разорении Владимира Батыем в 1237 году. В 1395 году, когда Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, уничтожая и опустошая всё вокруг, решено было перенести в Москву Владимирскую икону. Митрополит Московский Киприан с духовенством, княжеская семья и народ встретили икону за городом, на Кучковом поле, и торжественно перенесли в Успенский собор Кремля (это событие празднуется 26 августа/9 сентября). Тамерлан, простояв с войском две недели на одном месте, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. С тех пор неоднократно великая святыня — Владимирская икона — спасала столицу от бед и вражеских нашествий. Празднование иконе совершается также 23 июня/6 июля, в память избавления Москвы в 1480 году от нашествия хана Золотой орды Ахмата. Этим событием закончилось татарское иго. Празднованием 21 мая/3 июня вспоминается избавление Москвы от разгрома казанским ханом Махмет-Гиреем, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но по заступлению Богородицы отступил от Москвы, не причинив ей вреда. Святители Московские Иов и Ермоген молились пред этой чудотворной иконой в страшные годы Смутного времени, когда польско-литовские орды в союзе с русскими изменниками Отечества расхищали и разоряли страну. Все важнейшие государственные акты совершались пред этим прославленным образом: пред ним приносили присягу на верность России, пред ним молились, выступая в военные походы, пред ним совершали избрание Всероссийских митрополитов, а впоследствии и Патриархов. К Владимирской иконе Божией Матери приходил с молитвой весь русский народ и в нужде, и в радости, от нее изливалась благодать на всю Россию. В настоящее время чудотворная Владимирская икона Божьей матери хранится в Свято-Никольском храме при Третьяковской галерее.

Казанская Икона Божией Матери

История обретения Богородичной иконы, получившей название «Казанская», восходит к царствованию Иоанна Грозного. Это случилось в июне 1579г в г. Казани, после сильнейшего пожара. Чудесным образом явилась во сне 9- летней девочке Матроне, дочери стрельца, и повелела сообщить епископу Иериме и градоначальнику, чтобы они достали из земли её образ.

Богородица указала место, где лежит икона. Поскольку веление Богородицы сразу не было выполнено, то Она явилась девочке и торопила её. Были организованны раскопки, которые не были успешными. 8 июля после долгих поисков и напрасных трудов участников раскопок, именно девочка Матрона смогла найти не повреждённый огнём образ Богородицы. Икону торжественно поставили в приходскую церковь, а затем в казанский собор Благовещения, это был первый собор в Казани, заложенным Иоанном Грозным на следующий день после взятия её. Здесь икона прославилась чудесными исцелениями. Донесения о случившемся и список (копия) с иконы были отправлены царю, Иван Грозный повелел строить женский монастырь для монахинь и там хранить икону. Матрона и её мать стали первыми инокинями (монахинями) этого монастыря. Казанская икона стала всероссийской святыней, и многочисленные списки её распространялись по всей России. В 1612 году во время польского нашествия икона из Казани была послана князю Пожарскому. Икона прибыла в Москву вместе с казанским благословением. Греческому архиепископу Арсению, пленённому в Кремле, было явление преподобного Сергия Радонежского, сообщившего, что молитвами Святой Богородицы город будет избавлен от врагов. Действительно, 22 октября 1612 года поляне были выбиты из Китай — города и сдали Кремль. На средства князя Дмитрия Пожарского и царской казны на Красной площади был возведён собор, специально предназначенныё для Казанской иконы Божьей Матери. В день освящения собора, князь Пожарский, много лет хранивший икону, вышел из своего дома с образом богородицы на руках и пешком принёс икону в Собор, названный Казанским. У входа его встречал народ с царём Михаилом и Патриархом. С этого дня икона стала почитаться заступницей столицы и охранительницей дома Романовых. Казанской иконой Божьей Матери благословляли Кутузова накануне Бородинского сражения. В 1812-1814 годах Казанская икона вместе с русской армией ходила в Европу и вернулась в Москву.

В годы Великой Отечественной Войны, в трагические дни блокады Ленинграда, когда всему миру казалось, что Россия погибает, православный митрополит Илия взял на себя многодневный подвиг поста и молитвы. Он дал обед не принимать пищу, пока не получит откровение от Господа, как спасти Россию. В огненном столпе ему явилась сама Богородица. Она повелела открыть по всей России храмы и монастыри (закрытые во время революции); совершить мольбы перед Казанской иконой в Москве, а затем отправить ее в Сталинград. Матерь Божия велела митрополиту Илии после войны явиться в Москву и засвидетельствовать увиденное. В московских архивах хранятся письма и телеграммы митрополита Илии тогдашнему Патриарху Алексию I и Сталину. Сталин решился все выполнить. Открылись храмы, духовные семинарии, академии, Троице-Сергиевы и Киево-Печерская лавры, а так же несколько монастырей. И произошло чудо. Фашисты, прорвавшиеся вплотную к Москве, были остановлены и отброшены назад. Москва была вновь спасена. Сталинградская битва началась молебном перед иконой Казанской Божьей Матери. Киев был освобожден 22 октября в день празднования Казанской иконы.

Чудотворная икона Божией Матери “Донская” — это двусторонняя икона, с изображением Богоматери с младенцем Христом на руках на лицевой стороне и «Успением Богородицы» на обороте. Донская принимала участие в исторической Куликовской битве. ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Относится к иконографическому типу «Умиление». Исполнена для Успенского собора г. Коломны в конце 14 века. На обороте иконы изображено Успение Богоматери. Прославление иконы связано с военными походами Ивана Грозного против ханств, образовавшихся на развалинах Золотой Орды, и с воспоминанием о победе на берегах Дона в Куликовской битве (1380 г.). В царствование Ивана Грозного за победителем в Куликовской битве московским князем Дмитрием Ивановичем (1350-89) закрепилось прозвище Донской. Донским стал именоваться и основанный Дмитрием Ивановичем накануне Куликовской битвы Успенский собор в Коломне, а хранимая там икона Богоматери — Донской. В 1552 Иван Грозный взял икону в военный поход на Казань, а после покорения Казанского ханства поставил Донскую икону в Благовещенский собор Московского Кремля. Донская икона участвовала также в походе Ивана Грозного на Полоцк в 1563. С заступничеством иконы (после молитвы царя Федора Ивановича перед ней) связывали спасение Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591. В память об этом событии в Москве был основан Донской монастырь, для которого сделали точный список с оригинала. На протяжении 17-19 вв. икона почиталась как действенная заступница от иноверных и иноплеменных врагов. К ней обращались с молитвами, составляли похвальные слова, повести и сказания, в которых отразились как реальные факты ее истории, зафиксированные в летописях 16 в., так и сочиненные в 17 в. легенды об участии иконы в Куликовской битве, во время которой икону будто бы подарили князю Дмитрию «донские казаки». Икона почиталась, вероятно, еще в конце 14 — начале 15 в., о чем свидетельствуют ее ранние уменьшенные копии-списки. В 17 в. на иконе был богатейший золотой оклад с многочисленными драгоценными камнями (не сохранился). В настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Смоленская Икона Божией Матери

Одна из древнейших святынь Русской земли — Смоленская Икона Божией Матери. Ее история начинается в Греции, где Икона прославилась многими чудесами. В 1046 году греческий император Константин Порфирородный этой Иконой благословил в путь к будущему супругу черниговскому князю Всеволоду Ярославичу свою дочь царевну Анну, поэтому Икону называют Одигитрией (Путеводительницей). Так чудотворный Образ появился на Руси. После смерти князя Всеволода его сын Владимир Мономах перенес Икону из Чернигова в Смоленск, с тех пор она получила название Смоленской.

Лик Богоматери чуть повернут к Младенцу, правая рука поднята в знак поклонения Сыну, Который благословляет род человеческий, как вечный Архиерей и Пастыреначальник.

Тихвинская Икона Божией Матери

Согласно легенде эта чудотворная икона впервые объявилась в России при великом князе Дмитрии Донском в 1383г. Сначала дивный образ, плывущий в светящихся облаках, заметили рыбаки на Ладожском озере, затем он после усердных молитв опускался на землю в нескольких окрестных селах и наконец остановился на речке Тихвинке, где скоро был выстроен храм во имя Успения, на правом столпе которого поместили чудотворный образ. Позже вокруг Успенского храма в Тихвине был выстроен мужской монастырь, привлекавший многие тысячи паломников, поскольку «Тихвинская» икона прославилась множеством исцелений и чудес. Особенно замечательным из них было спасение Тихвинской обители от шведов в 1613 году. В то время шведы овладели Новгородом с его окрестностями. Устрашенные жители с женами и детьми стеклись в Тихвинский монастырь и там с иноками затворились. Со слезами молились Богу и Пречистой Его Матери пред Её чудотворной иконой о заступничестве. В видении одной благочестивой женщине явилась Пречистая Богоматерь и сказала: «Объяви всем находящимся в обители, да возьмут икону Мою, обойдут по стенам вокруг – и узрят милость Божию». Когда чудотворный образ Богоматери с молебным пением обнесен был по стенам монастырской ограды, врагов внезапно объял непонятный ужас, и они в смятении, гонимые страхом, бежали.

Заключение.

По искренней вере православных людей, чудотворные иконы Божией Матери и до сей поры хранят пределы России от вражеских нашествий и других бед и напастей.

Тихвинская икона Божией Матери хранит и благословляет северные пределы.

Донская икона Божией Матери оберегает пределы южные.

Смоленская икона Божией Матери ограждает землю Русскую с запада.

Казанская икона Божией Матери сияет лучами благодати и ограждает восточные российские земли.

А в центре России, в богоспасаемом граде Москве, сияет Владимирская икона Божией Матери.

Список литературы:

1. Детская православная энциклопедия, РОСМЭН, Москва-2008

2. Журналы «Православная радуга», Самара

Детям о Владимирской иконе Божией Матери

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Владимирская икона Божией Матери — величайшая святыня Русской земли — была, по преданию, написана святым апостолом евангелистом Лукой еще в I веке по Рождестве Христовом на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

До середины ХII века она находилась в Константинополе, а затем император Феодосий прислал ее в подарок великому князю Юрию Долгорукому. Почитаемый образ Пресвятой Богородицы был помещен в монастыре в Вышгороде, близ Киева.

Благоверный князь Андрей Боголюбский взял эту икону с собой, отправляясь во Владимиро-Суздальскую землю. Вначале она находилась в основанном святым князем Андреем Боголюбском монастыре, а в 1160 году была перенесена в каменный Успенский храм во Владимире и стала именоваться Владимирской.

В истории Руси отмечены многие случаи заступления и помощи Богоматери народу русскому посредством Владимирской иконы. В память об этом установлены особые дни празднования ей:

3 июня

мы вспоминаем избавление Москвы от нашествия крымского хана Мехмет-гирея в 1521 году. Войско хана приблизилось к столице. Великий князь Василий готовил оборону. Но уже начиналась паника среди жителей и даже хотели выносить из Кремля, спасать святыни Успенского собора. Главной святыней была икона Владимирской Божией Матери.

Во время отступления Божия Матерь явилась одной слепой монахине и князю, повелев оставить икону в Кремле. В это время прискакали гонцы и сообщили, что войско хана ушло. Оно было устрашено видением небесного войска, возглавляемого Царицей Небесной.

6 июля

мы заступничество Божией Матери, бывшее в 1480 г. В русские земли вторгся хан Ахмат и направился к Москве. Навстречу ему вышел с войском великий князь Иоанн Третий. Войска встретились на реке Угре (Калужской области). Пресвятая Богородица повелела русским отойти от Угры. Татары, думая, что русские что-то задумали и заманивают их, в страхе бежали. В это время москвичи усердно молились перед иконой Владимирской Божией Матери.

8 сентября

— один из самых памятных дней. Шел 1395 год. Русь, положившая много жизней на Куликовом поле, не могла противостоять напору Тимура (Тамерлана), повелителя мира, как он себя называл. Хан шел с полчищами завоевателей, не встречая сопротивления, и уже дошел до Ельца (Липецкая область). Царица Небесная явилась захватчику и повелела уйти из России. Устрашенный видением, наутро он ушел.

Этот день называется Сретением Владимирской иконы Божией Матери. Ее икону приносят в Москву из Владимира и встречают там, где сейчас находится Сретенский монастырь. Отсюда название улицы — Сретенка.

Трижды в год установлено празднование иконе Владимирской Божией Матери. Но это не значит, что мы только три раза в год придем к этой иконе с молитвами. Каждый день обращаемся мы с мольбой о помощи к Царице Небесной, к Ее святым иконам. Среди них мы особо чтим иконы: Казанскую, Иверскую, Державную, Смоленскую, Тихвинскую и, конечно, Владимирскую.

Молитва, тропарь, кондак и величание

Икона Владимирской Богоматери

Одной из самых древних и почитаемых в России священных образов всегда была икона Владимирской Богоматери. Считается, что она была написана евангелистом Лукой на доске, некогда служившей столом, за которым трапезничали Иисус, сын Божий, со своими родителями — Девой Марией и старцем Иосифом.

Описание иконы Владимирской Богоматери

Образ написан в лирическом иконографическом типе «Умиление». Подобный стиль изображения Матери Божьей с Младенцем олицетворяет нежность, любовь и ласку, которую Непорочная Дева проявляет к своему Сыну. Младенец Иисус восседает на правой руке Матери Божьей, прильнув к лику Царицы Небесной. Сын Пресвятой Марии тянется к ней правой рукой, другой нежно обнимая за шею. Владимирская икона Божьей Матери — это единственный образ, на котором пяточка Младенца Иисуса повернута наружу так, что ее отчетливо видно.

На образе можно также разглядеть две надписи — монограммы, которые означают изображенных на иконе — Иисуса Христа и Матерь Божию.

Путешествие в веках

Икона Владимирской Богоматери насчитывает уже более 2000 лет. За все время своего существования этот образ не раз спасал русский народ. Вплоть до 5-го века н. э. икона находилась в Иерусалиме, затем перевезена в Византию. И лишь в 12-м веке она попала на землю Русскую, будучи подаренной Константинопольским патриархом Юрию Долгорукому. В свою очередь, князь поместил икону в один из монастырей, находящийся недалеко от Киева. Считается, что уже с тех времен образ совершал настоящие чудеса — по ночам икона меняла свое местоположение, и даже летала по воздуху. Об этом вскоре узнал Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого. Именно тогда юный князь решил, что для этой чудотворной иконы необходимо свое, отдельное место.

Андрей забирает образ Матери Божьей и направляется в Суздальскую землю. В пути князь служит перед иконой молебны. В ответ образ Пресвятой Девы проявляет множество чудес: слуга Андрея Боголюбского, попав в пучину, остается невредимым, а священник, отправившийся с ним в дорогу, выживает после того, как его затоптала лошадь.

Путь князя лежал через Владимирскую землю, пройдя которую, он не смог проехать дальше. Лошади, будто вкопанные, встали и не двигались с места. Когда князь и его путники попробовали запрячь других вороных, произошло то же самое. Андрей Боголюбский принял это как знак свыше. Князь стал усердно молиться Матери Божьей, которая снизошла к нему со свитком в руке, повелев оставить икону во Владимире, а на месте Ее явления основать храм.

Таким образом, Царица Небесная сама выбрала место пребывания своего образа — недалеко от города Владимира, у реки Клязьмы. С тех пор икона и стала называться Владимирской в честь чудесного явления Матери Божией.

Успенский собор

Строительство храма в честь Пресвятой Богородицы было закончено буквально за 2 года. Возведенный собор поражал всех своим великолепием и превосходил по своей красоте даже Софийский.

При возведении Золотых ворот во Владимире случилось несчастье: при укладке каменная стена упала на рабочих. Князь, узнав об этом, стал усердно молиться перед Владимирской иконой, которая спасала его не раз. И тогда Матерь Божия не оставила Андрея Боголюбского: когда разобрали все завалы, люди под ними оказались целыми и невредимыми.

Этот несчастный случай оказался предвестником будущих событий, ожидавших Успенский собор, — храм через 25 лет сгорел дотла.

Поход Андрея Боголюбского

Дальнейшая история иконы Владимирской Богоматери очень интересна и наполнена чудесами. Она оберегала князя до самой его кончины. Так, однажды Андрей Боголюбский отправился в поход на волжских булгар, взяв с собой святой образ. Перед битвой князь и воины совершил молебен. Одухотворенные, они отправились в бой, где смогли одержать победу. После битвы князь и воины прочитали благодарственный молебен — и случилось чудо: от иконы и Креста Господня сошел свет, озаривший всех. В этот же день в Константинополе это же божественное явление лицезрел император Мануил. После чудесного видения он смог разбить войско сарацин. В честь данного проявления небесных сил был установлен праздник в честь Животворящего Креста Господня, празднуемого 14 августа.

Когда в 1175 году Андрея Боголюбского убили, в Москве вспыхнул мятеж. Остановить его удалось только по милости Всевышних сил: настоятель одного из храмов взял образ Владимирской Божьей Матери и понес по городу, после чего волнения стихли.

Престольный праздник — 8 сентября

Память данного образа празднуется 3 раза в году. Первая дата — 8 сентября по новому стилю. В этот день был заложен Сретенский монастырь. Обитель начали возводить в честь встречи Владимирской иконы русскими войсками. В то время Русь подвергалась татарским набегам. Возглавлявший их Тамерлан был сильным противником. Русским войскам оставалось только надеяться на чудо. Великий князь Василий попросил митрополита Руси перенести священный образ из Владимира в Москву. Пока икона Владимирской Богоматери была в дороге, уверенному в своей победе Тамерлану приснился сон: будто идет на него сияющая дева с 12 ангелами, протыкающими его мечом. В страхе проснувшись от увиденного, воин рассказал о своем сне мудрецам, находившимся с ним в походе. Те объяснили Тамерлану, что приснившаяся Дева есть Матерь Христианского Бога и Заступница земли Русской. В тот момент татарский военачальник с ужасом понял, что его поход обречен на провал. Он распорядился покинуть Русь и ушел вместе со своими войсками.

«Тихая» победа

Следующий праздник, посвященный Владимирской иконе, отмечается РПЦ 6 июля. В этот день произошло событие, которого долго ждали, — полчища татар бежали после 9 месяцев стояния на р. Угре. Как известно, перед битвой русские войска пришли на берег с Владимирской иконой. На противоположной стороне находились татары, не смевшие сдвинуться с места. Так долгое время обе стороны находились в бездействии. В итоге татары бежали. Русский народ приписывал эту «тихую» победу не себе, а Царице Небесной, благодаря которой последний бой с татарскими полчищами обошелся без жертв.

Удивительный сон инокини

Но враги успокоились ненадолго. Уже через 40 лет, в 1521 году, татары вновь устремились на Москву. Царь Василий пошел со своим войском к реке Оке. В неравном бою русские начали отступать. Татары осадили Москву. В эту же ночь одна из монахинь Воскресенской обители увидела удивительный сон — будто святители Петр и Алексей устремились через закрытую дверь Успенского собора, взяв с собой икону. Преодолев Кремлевские ворота, митрополиты встретили на своем пути Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Святые спросили, куда Алексей и Петр держат путь. Те отвечали, что им нужно покинуть город вместе с Владимирской иконой, так как жители Москвы забыли заповеди Господни. Услышав это, преподобные упали к ногам святителей, слезно моля не оставлять город. В итоге Алексей и Петр вернулись в Успенский храм через закрытую дверь.

Утром инокиня поспешила всем рассказать об увиденном сне. Люди, узнав о пророческом видении, собрались в храме и стали непрестанно молиться, после чего татарские войска отступили. Великий день спасения Москвы теперь запечатлен в веках — Православная Церковь празднует этот день 3 июня по новому стилю.

О чем молиться перед Владимирской иконой?

Считается, что в каждом доме должен находиться этот образ. Молясь перед Владимирской иконой, мы просим о примирении врагов, укреплении веры, защиты от раскола страны и нашествия иноплеменных.

Акафист перед образом

В молитве перед Владимирской иконой мы испрашиваем о даровании спокойствия в нашей стране и во всех городах, об укреплении православия и избавлении от войн, голода и болезней. «Будь нашей Заступницей и ходатайствуй о нас перед Господом», говорим мы, читая акафист. В молитве мы признаем, что Пресвятая Дева — наша единственная Надежда и Спасение, просьбы которой всегда слышит Ее сын. Перед образом Пресвятой Богородицы мы просим умягчить наши злые сердца и избавить нас от греха. В конце молитвы мы славословим Господа нашего Иисуса Христа, Предвечного Бога.

Списки с образа

Владимирская икона Божьей Матери проделал долгий путь во времени. В настоящий момент она находится в Третьяковской галерее и лишь на праздники она выносится для совершения крестного хода. Тем не менее, за время своего существования икона Владимирской Богоматери, фото которой вы можете увидеть в данной статье, была использована для создания чудотворных списков, каждый из которых получил дополнительное название. Например, Владимирская-Волоколамская икона была подарена монастырю этого города Малютой Скуратовым. Сейчас образ находится в музее имени Андрея Рублева. Также среди чудотворных списков можно отметить Владимирскую-Селигерскую, перенесенную на Селигер Нилом Столбенским.

Храм в честь Владимирской иконы

Данный собор расположен в Москве, в селе Виноградово. Это строение является уникальным, так как храм имеет треугольную форму. Многие приписывают создание собора известному русскому зодчему Баженову.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери был возведен в 1777 году. Интересен тот факт, что даже в годы гонений собор никогда не закрывался.

Во время Великой Отечественной войны храм Владимирской иконы Божьей Матери берег в своих стенах подлинную святыню — главу Сергия Радонежского. После победы ее вернули в обитель святого (Троице-Сергиеву Лавру), где она и находится до сих пор. За сохранение реликвии Храму Владимирской Божьей Матери была подарена частица мощей преподобного.

Собор Владимирской Иконы в Петербурге

Данный храм был построен в 18-м веке на месте бывшей деревянной церкви. Главными святынями ее убранства на сегодняшний день являются образ Владимирской Богоматери, икона Серафима Саровского с частицей его мощей и образ Господа нашего «Нерукотворный Спас». Церковь Владимирской иконы Божией Матери функционирует по сей день. Несколькими веками раньше его постоянным прихожанином был Ф. М. Достоевский.

Владимирская икона Божией Матери, история которой уходит корнями в далекие века, всегда защищала Русь, а теперь и Россию, от врагов и бед. Ведь именно поэтому наша страна — священная и богоизбранная.

Праздник Владимирской иконы Божьей Матери. Справка

В 1155 году сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, отправляясь в 1155 году править Владимиро‑Суздальской землей, взял икону с собой во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона стала именоваться Владимирской.

Икона, по преданию, много раз являла свои чудеса: сходила со своего места и пребывала в воздухе, сохранялась невредимою во время пожаров, защищала города и войска.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар в 1164 году образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом.

Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 года, когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении города Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

В 1380 году, когда Димитрий Донской одержал знаменательную победу над Мамаем, Владимирская икона Богоматери была божественной вдохновительницей этой победы. С этого события начинается новый период в жизни святыни.

Дальнейшая история образа связана уже с Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году, и установили в соборе, построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы. Решение перенести в Москву Владимирскую икону было принято после того, как Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, уничтожая и опустошая все вокруг. Московский митрополит Киприан с духовенством, княжеская семья и народ встретили икону за городом, на Кучковом поле, и торжественно перенесли в Успенский собор Кремля. Тамерлан, простояв с войском две недели на одном месте, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов: «Бежал гонимый силою Пресвятой Девы». В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 8 сентября (ст. ст. 26 августа) был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Икону во Владимир так и не вернули, оставили в Москве. С тех пор неоднократно великая святыня – Владимирская икона – спасала российскую столицу от бед и вражеских нашествий.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году, когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата. Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры: войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Память об этом событии совершается 6 июля (23 июня по ст. ст.). До 1917 года в Москве ежегодно совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

Третье празднование Владимирской иконы Божией Матери совершается 3 июня (21 мая по ст. ст.). В этот день вспоминают избавление Москвы от разгрома Махмет‑Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение » светозарной Жены, осенявшей храм «… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор. С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе.

В последний раз икона покидала Москву в 1812 году ‑ на несколько месяцев ее перенесли во Владимир и Муром, но вскоре она снова вернулась в Успенский собор. Знаменательно, что победа при Бородине была одержана именно 26 августа, в день празднования иконы Богоматери Владимирской. С тех пор икона уже не покидала стен Успенского собора.

Она находилась в алтаре храма, выносили ее только в честь значительных событий, таких, как коронация императора. В иконостасе храма ее место занимал список «в меру и подобие», который и сейчас можно увидеть в Успенском соборе.

В 1928 году икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена, как многие православные святыни в годы гонений на Церковь.

15 декабря 1999 года Владимирская икона Божьей Матери была окончательно передана Государственной Третьяковской галереей в находящийся при ней храм святителя Николая в Толмачах, с тех пор она постоянно находится в экспозиции храма‑музея. Там она хранится и поныне в специально изготовленном киоте, защищающем святыню от внешних воздействий, под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают в помещении храма особый режим температуры и влажности, способствующий защите находящихся в нем святынь. За состоянием иконы следят сотрудники музея.

Исторические дни 3 июня (21 мая по ст. ст.), 6 июля (23 июня по ст. ст.) и 8 сентября (26 августа по ст. ст.), связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *